Случаи, когда у ребенка в возрасте до года происходит внезапное повышение температуры тела, не являются редкостью. Каждая мама знает о том, что такое высокая температура, но не каждая представляет себе, почему такое случается. Именно в этом и предстоит разобраться в данном материале.

Причины высоких показаний градусника

Идеальной температурой тела у взрослого человека является значение градусника в 36,6 градусов. Допустимы лишь незначительные отклонения в одну или другую сторону. Для детей в возрасте до года данные показатели значительно отличаются. У новорожденных допустимы такие отклонения от нормы: как от 36,2 до 37,3 градусов. К 11 месяцам температура тела у ребенка нормализируется, поэтому родители могут наблюдать уже не столь большие разногласия от идеального значения. На показания градусника в 11 месяцев ребенку влияют такие факторы, как состояние малыша (бодрствование или отдых), наличие заболеваний, состояние нервной системы (наличие расстройств). Для того чтобы уточнить, имеется ли у крохи температура, мамы прикладывают к лобику свою ладошку. Если головка горячая, а ручки и ножки холодные, то это говорит о наличии высокой температуры.

Причиной повышения температуры является продуцирование в организме респираторных заболеваний. Высокая температура может свидетельствовать и об отравлении организма, в результате чего возникают такие симптомы, как боль в животике, понос, рвота и т.п. Повышенные показания градусника могут свидетельствовать и о других видах недугов:

  • кишечные инфекции;
  • бактериальные воспаления;
  • перегрев младенца;
  • переохлаждение.

Важно знать! Если родители обнаруживают быстрое ухудшение состояния ребенка, то требуется немедленно вызвать врача.

Обычно у детей, независимо от их возраста, повышение показаний градусника происходит ближе к вечеру. Кроха при этом становится вялым, бледным, пассивным, возбужденным, нервным и малоподвижным. Для того чтобы узнать значение температуры, необходимо ее правильно измерить.

Правила измерения температуры

Для детей в возрасте 11 месяцев измерять температуру можно при помощи стандартного ртутного градусника. Для детей до 6 месяцев рекомендуется использовать специальные градусники для орального, ректального или ушного измерения.

Прежде чем приступить к измерению, необходимо сбить градусник до значения ниже 36 градусов. Прикладывать его можно подмышку, но при этом следует отдавать себе отчет, что показания будут иметь большую погрешность на 0,3-0,6 градусов. Прежде чем прикладывать градусник к подмышке малыша, необходимо протереть тело сухой салфеткой. Измерять температуру у детей рекомендуется во время сна или покоя. Такие показания будут наиболее точными, на основании которых можно делать соответствующие выводы о заболевании и состоянии карапуза.

Продолжительность измерения составляет от 5 до 10 минут. Если в ходе измерения ребенок держит градусник спокойно, то уже через пять минут можно снимать результаты. Если же ребенок в ходе измерений вырывается и никак не желает держать под рукой градусник, то следует прибегнуть к проведению процедуры тогда, когда малыш уснет. В противном случае, можно воспользоваться градусником-соской или специальным термометром для измерения температуры в ухе. Преимуществом измерений при помощи таких градусников является получение максимально точных показаний, а также высокая скорость проведения процедуры. Для измерения температуры в ухе достаточно нескольких секунд, чтобы узнать ее значение.

Если у ребенка в 11 месяцев имеется высокая температура, то необходимо прибегнуть к ее снижению при помощи жаропонижающих препаратов. Когда нужно сбивать температуру у детей в возрасте 11 месяцев, узнаем детальней.

Когда нужно сбивать температуру у детей

Согласно общепринятых норм, прибегать к снижению высокой температуры у детей в возрасте до 3 лет необходимо в случае, если показания градусника отображают 38-38,5 градусов. У детей до года требуется быть еще более внимательными, так как в данном возрасте они входят в зону повышенного риска. Деткам в возрасте одного месяца нужно давать жаропонижающие препараты, если их температура 38 градусов и выше, но не во всех случаях.

Прежде чем давать жаропонижающее, необходимо посмотреть на малыша и оценить его общее состояние. Если при показаниях градусника выше 37 градусов малыш становится бледным, вялым и неподвижным, а рост температуры наблюдается достаточно быстро, то предпринимать меры можно уже тогда, когда значение достигает показаний выше 37,5 градусов. Преждевременное принятие мер позволит исключить повышения температуры до критической отметки.

В случае, когда ребенок в возрасте 11 месяцев при показаниях градусника выше 38 градусов не ощущает общего недомогания и продолжает играть, то торопиться с жаропонижающими не стоит. Это связано с тем, что организм самостоятельно справляется с причинами, которые провоцируют повышение показаний градусника. Если же отметка на градуснике через определенное время только увеличивается и достигает 38,5-39 градусов, то следует дать малышу жаропонижающее средство.

Прибегать к применению медикаментозных препаратов, если температура 38 градусов, следует в таких случаях:

  • если ранее у малыша были приступы фебрильных судорог, которые возникают посредством повышения температуры;
  • если в комнате родители не в состоянии обеспечить нормальные показатели влажности и тепла;
  • если ребенок отказывается употреблять жидкость.

Родители к 11 месяцам должны знать о том, как их малыш переносит высокую температуру, и ориентироваться не только на значение градусника, но и на общее состояние ребенка.

Важно знать! При естественном повышении температуры происходит гибель большинства бактерий и патогенных микроорганизмов, по этой причине врачи рекомендуют не торопиться родителям пичкать своих детей жаропонижающими лекарствами.

Как снизить показания градусника у детей

Что делать в случае, когда у ребенка высокая температура? При повышении температуры тела у ребенка родителям необходимо прежде всего выполнить следующие мероприятия:

  • обеспечить полный покой для крохи;
  • уложить его в кроватку;
  • обеспечить в помещении комфортные условия: температура в комнате должны быть в пределах от 20 до 22 градусов, а влажность на уровне 65-70%;
  • снять одежду и заменить ее на сухую и чистую;
  • исключить укутывание ребенка, так как это приведет к дополнительному повышению температуры тела;
  • обеспечить возможность теплоотдачи, что позволит исключить потоотделение;
  • почаще проветривать комнату;
  • регулярно давать малышу жидкость;
  • разговаривать в помещении шепотом, а также исключить прочие посторонние шумы;
  • дать ребенку возможность уснуть, при необходимости взять его на руки и покачать.

Это основные меры, которые родители должны предпринимать сразу после того, как обнаруживают, что ребенок заболел и у него повышаются показания градусника. Уделим внимание вопросу о том, чем лучше сбивать температуру.

Медикаментозные препараты в виде сиропа

Для снижения температуры в 11 месяцев ребенку можно использовать такие препараты, как Парацетамол, а также его производные: Панадол, Эфералган, а также Ибупрофен или Нурофен. Преимуществом данных препаратов является тот факт, что они выпускаются в виде сиропа, который обладает приятным вкусом и запахом. Малыши охотно употребляют данные препараты, в результате чего у родителей не возникает проблем с попыткой дать карапузу лекарство.

  • дозировка сиропа назначается по весу ребенка, и не зависит от возраста пациента;
  • сироп нужно давать теплым, что позволит ускорить процесс его всасывания в кровь;
  • исключить повторное применение жаропонижающего препарата на 4-6 часов;
  • если один препарат не дал положительных результатов, то можно спустя 2 часа дать другой.

В инструкции к препаратам указывается необходимая дозировка согласно весу ребенка. Действие сиропа наблюдается через 25-30 минут после приема сиропа.

Жаропонижающие свечи для новорожденных

Свечи оказывают положительную реакцию спустя 35-40 минут, поэтому они занимают второе место по эффективности. В каких случаях необходимо прибегнуть к использованию свечей для грудничков? Для этого существуют следующие факторы:

  • если у малыша температура 39 градусов и выше, то необходимо прибегнуть к применению свечей по той простой причине, что при таких показаниях градусника приостанавливаются действия всасывания из желудка;
  • если как у месячного, так и у более взрослого ребенка температура сопровождается симптомами рвоты, то давать сироп не имеет смысла;
  • когда сироп не оказывается эффективного воздействия, что также может быть обусловлено слабым всасыванием препарата из желудка.

В таких ситуациях на помощь приходят все те же препараты, как Парацетамол и Ибупрофен, только в форме ректальных свечей. Недостатком свечей является тот факт, что ставить их ребенку не совсем удобно и приятно.

До годика остался всего один месяц. За это время ваш малыш изменился, вырос и очень многому научился. Одиннадцать месяцев – интересный возраст.

С одной стороны, продолжается развитие самостоятельности, малыш все чаще может себя занять, с другой стороны, родителям нужно постоянно следить, как бы маленький шалунишка не наставил себе шишек и синяков.

Важно знать, что должен уметь ребенок в 11 месяцев, чтобы уделить повышенное внимание «недоработанным» моментам его развития.

Физическая активность вашего ребенка

Многие малыши в это время радуют родителей первыми самостоятельными шагами. Обычно кроха проходит от опоры до взрослого, или от мамы до папы. Если первая попытка закончилась падением, малыш может повременить пару недель, прежде чем предпринять следующую.

Если ваше чадо еще не ходит самостоятельно, не волнуйтесь! В скором времени он освоит и этот навык. Важная информация, если ребенок боится ходить самостоятельно >>>

Физическое развитие ребенка в 11 месяцев характеризуется совершенствованием ранее приобретенных умений. Карапуз продолжает ходить вдоль опоры или с поддержкой взрослого, может перемещаться, толкая впереди себя стул.

Знайте! Чтобы стимулировать развитие равновесия, водите малыша за одну ручку, при этом следите, чтобы локоток карапуза не поднимался выше его груди.

В одиннадцать месяцев можно позволить крошке немного потопать на прогулке. Смена обстановки и ощущений способствует развитию, а хождение по пресечённой местности тренирует мышцы ног, спины и пресса.

Чтобы гулять с малышом с удовольствием, обязательно прослушайте наш курс Внимание: прогулка !

Психомоторное развитие ребенка в одиннадцать месяцев ведет к улучшению координации движений: малыши реже падают, не так часто стукаются о различные предметы, им становится проще вынуть из коробки определенную игрушку.

Игры в одиннадцать месяцев

В этом возрасте все более заметной становится разница в развитии мальчиков и девочек. Они предпочитают разные игрушки, играют в разные игры.

Девочки:

  • Приходят в восторг от кукол, колясок, мягких игрушек. Они любят наряжаться: сами надевают шапочки, могут выбрать платье и попросить, чтобы вы его на них надели;
  • В одиннадцать месяцев ребенку интересны сюжетные игры: катать коляску, укачивать куклу, кормить с ложечки мишку: это все то, что должны уметь девочки;
  • Некоторые маленькие модницы уже пытаются примерить мамину обувь или воспользоваться косметикой, аксессуарами для волос.

Мальчики:

  • Предпочитают более шумные игры, они энергичнее и любознательнее;
  • Любят мячики, каталки, машинки;
  • Не задерживаются долго на одном занятии, быстро находят для себя что-то более интересное;
  • Увлекаются музыкальными игрушками, могут по многу раз нажимать на клавиши и слушать звуки или мелодии;

Подробнее по данной теме смотрите курс: Дочки-сыночки : как воспитывать мальчиков и девочек.

Родителям пока рано задумываться о развитии усидчивости своего непоседы: его темперамент просто не позволит ему долго играть в спокойные игры, а самоконтроль еще не «работает» так, как надо.

В это время мамы и папы часто подмечают интересные особенности развития ребенка; игры в одиннадцать месяцев становятся разнообразнее, и занятия одного малыша не похожи на занятия другого.

Психическое развитие: эмоции и общение с другими людьми

В одиннадцать месяцев маленький человечек продолжает становиться самостоятельной личностью. Крепнет его уверенность в себе; он способен со многими вещами справиться без помощи родителей. Развитие ребенка ведёт к тому, что в 11 месяцев жизни он делает первые попытки проверить границы допустимого поведения.

На заметку! Кроха замечает, что в ответ на его плач родители готовы дать ему все, что душе угодно. Малыш начинает этим пользоваться и вскоре только и делает, что капризничает.

Не потакайте хитрецу, лучше разработать систему правил и очень строго ее придерживаться.

Например, печенье – только после обеда, мультики – один раз в день, а вот карандаши – всегда, когда малыш просит. Обычно нескольких дней неукоснительного соблюдения всех правил хватает для того, чтобы полностью избавиться от капризов.

Конечно, малыш хнычет, когда не получает желаемого. Однако у родителей есть весь арсенал средств, чтобы его отвлечь. Посмотрите с крохой в окно, спойте забавную песенку с пританцовыванием, понажимайте на разные части тела с забавными звуками, покружите капризулю.

Вам актуальна тема воспитания? Тогда изучите наш видеокурс: Послушание без криков и угроз >>>

Несмотря на приход первого возрастного кризиса, многие родители отмечают, что их жизнь становится проще. Малыш уже не требует внимания 24 часа в сутки, развитие ребенка одиннадцатого месяца жизни позволяет ему проявлять некоторую самостоятельность. Появляются и новые хлопоты: следить за маленьким сорванцом, обеспечивать его безопасность. Родителям рекомендуется:

  1. не открывать окна нараспашку (родители обычно не до конца представляют, что умеет ребенок, а в 11 месяцев малыш способен подставить стул и забраться на подоконник);
  2. поставить ограничители на двери, дверцы шкафов и ящики (чтобы карапуз не прищемил пальцы);
  3. закрыть углы специальными накладками;
  4. не позволять малышу вставать на диване;
  5. убрать бортик с детской кроватки (детки могут перевалиться через прутья);
  6. закрыть розетки заглушками, максимально спрятать все провода;
  7. убрать из зоны досягаемости мелкие, острые, горячие предметы, лекарства и бытовую химию.

Психическое развитие ребенка в 11 месяцев делает его более общительным. Малыш доверяет людям, соглашается поиграть немного с незнакомыми взрослыми. Интересуется другими детьми, особенно теми, кто на пару лет старше. На площадке или в гостях малыш с удовольствием наблюдает за «большими» детками, пытается им подражать.

Смотрите также в моем видеоуроке о развитии малыша в 11 месяцев:

Развитие речи

В одиннадцать месяцев крошка, скорее всего, уже осознанно произносит несколько слов: «мама», «папа», «на» (возьми), «дай». Не расстраивайтесь, если у вашего малыша пока не получается; это также считается нормой.

В это время в каждой отдельной семье складывается свой язык: сочетание звуков и жестов, понятное только ее членам. Обычно родители знают, что хочет «сказать» их чадо. В этом плане общаться с малышом становится значительно проще. Разговаривая с крохой, не сюсюкайте, не используйте сокращённые слова, и чадо начнет говорить правильно.

Если малыш не торопится облекать свои мысли в слова, вы можете помочь ему заговорить быстрее:

  • Глядя крохе в лицо, произносите слова, четко артикулируя каждый звук. Просите повторить;
  • Показывайте малышу один и тот же предмет на картинке и в реальной жизни. Расскажите про него небольшую историю;
  • Объясняйте, для чего предназначены самые обычные бытовые вещи: холодильник, стиральная машина, тюбик с кремом;
  • Читайте книжки с короткими простыми сказками или рассказами, знакомьте ребенка со стихами и потешками;

Екатерина Ракитина

Время на чтение: 4 минуты

А А

Ваш малыш растет и развивается. Каждый день он приобретает новые навыки и знания, каждый день открывает для себя что-то интересное. 11 месяцев уже довольно серьезный возраст, ведь всего через 30 дней у крохи будет первое празднование Дня Рождения. Особого контакта с ровесниками у малышей в такой период еще не бывает. Все его общение ограничивается родителями и близкими людьми. Глядя на любимое чадо каждая мама знает, что ее малыш самый умный и самый лучший. Но соответствует ли его развитие возрасту? А вдруг он опережает или отстает? Чтобы разобраться в этом необходимо знать, что должен уметь делать ребенок в 11 месяцев.

Физические навыки

В 11 месяцев малыш уже активно ползает и ходит, придерживаясь опоры. Многие детишки уже «гуляют» с родителями за ручку. Ребенок учится удерживать равновесие в вертикальном состоянии - он может присесть, чтобы поднять любимую игрушку, а затем снова выпрямиться. Длительное время может сидеть без опоры, вытянув вперед ножки.

В этом возрасте детишки уже могут осилить подъем по небольшой лестнице. Зачастую этот процесс происходит на четвереньках и достаточно долго, но факт остается фактом. Ведь раньше такого малышу не удавалось.

Дети в 11 месяцев становятся более самостоятельными и могут передвигаться по дому без помощи родителей. Необходимо позаботиться об их безопасности и убрать все колющие, режущие предметы и вещи, которые могут навредить ребенку.

Для этого родителям рекомендуется опуститься на уровень малыша и хорошенько рассмотреть все предметы вокруг, которые хочется схватить, перетащить или попробовать на вкус. На все ящики нужно поставить специальные зажимы, чтобы любопытный малыш не прищемил свои крохотные пальчики. Продается специальная обивка для углов мебели.

Ваш ребенок еще только учиться ходить. Сильное падение или удар о предмет могут напугать его и оставить негативные впечатления. Это первый шаг к возможной дальнейшей задержке физического развития. Ребенок будет просто бояться и отказываться вставать на ножки. Поэтому пока его навыки в передвижении не окрепнут, лучше изолировать и смягчить все углы. Конечно, от всего уберечь малыша невозможно, и не нужно расстраиваться, если он упадет и разобьет себе коленку. Но лучше постараться максимально его обезопасить.

Становятся более точными мелкие моторные функции. Если раньше карапуз пытался схватить интересный предмет всей пятерней (и это не всегда удавалось), то сейчас он уже может аккуратно взять понравившуюся вещь двумя пальчиками. Он перекладывает ее с ладошки на ладошку, внимательно рассматривает, пробует. У него появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается и везде таскает их за собой. Иногда малыши даже отказываются выходить на прогулку без любимой куклы или машинки.

Ребенок в 11 месяцев может похвастаться умением, практически не расплескивая жидкость, пить из чашки. Очень часто в этом возрасте они начинают тянуться за ложкой, чтобы покушать самостоятельно или попытаться накормить маму и папу. То же самое происходит и с расческой. Малыш берет в руки гребешок и пытается сделать «прическу».

Одиннадцатимесячный малыш уже чувствует себя довольно самостоятельным и для того, чтобы одеваться. Он сам пытается просунуть ручку в рукав, надеть ботинки и шляпку. Родители должны всячески поощрять такое стремление и помогать ребенку справиться с новыми задачами.

Откручивание крышек от бутылок может стать любимым развлечением крохи. Он крепко одной ручкой держит бутылку, прислоняя ее к себе, а другой откручивает крышку. Обычно, после получения нужного результата, интерес к бутылке пропадает и ставить крышку на место приходится уже родителям, в то время как карапуз ищет новых приключений.

К этому возрасту ребенок уже точно понимает где мама, где папа, где кукла, где мишка и т. д. Он очень охотно и с нескрываемым удовольствием приносит различные предметы по просьбе родителей. Также он начинает ориентироваться в пространстве и понимает понятия «спереди», «сзади», «сбоку», «наверху», «внизу».

Этот возрастной период лучше всего подходит для того, чтобы постепенно начать усложнять игры. То есть просить малыша не просто принести куклу, а покормить ее, уложить спать, переодеть и т. д. Эти так называемые «ролевые» игры очень стимулируют развитие мышления и физических навыков у ребенка.

Если вам кажется, что малыш не так активен, как должен быть, то постарайтесь простимулировать его. Разбросайте игрушки в разных концах комнаты и попросите его собрать их. Это заставит кроху ходить или активно ползать. Собирайте и разбирайте с ним пирамидку, пытаясь соблюдать очередность элементов по величине. Объясните малышу, почему правильно будет именно так собрать игрушку, а не иначе. И вы удивитесь, как быстро он вас поймет и начнет делать тоже самое уже самостоятельно.

Очень порадовать малыша в этот период может посещение какого-нибудь нового места. Возьмите его на прогулку в парк или в гости к друзьям. Это улучшит это адаптивные социальные навыки.

Также огромное удовольствие малышам доставляют «контактные зоопарки». В возрасте 11 месяцев они уже могут отличить игрушечный предмет от живого, поэтому поход к цыплятам, утятам, гусятам будет сопровождаться бурей положительных эмоций, и позволит малышу проявиться свои новые умения.

Очень важны в этот период тактильные ощущения, поэтому позвольте вашему ребенку побегать босиком по травке, погладить домашних животных, пособирать цветочки.

В это время уже можно потихоньку приучать малыша ходить на горшок. Доктор Комаровский считает нормальным «затягивание» этого процесса до 1,5 - 2 лет. Так что не переживайте, если ваш кроха не сразу поймет чего вы от него добиваетесь.

Психическое развитие

В 11 месяцев малыш понимает обращенную к нему речь не только по интонации. Он различает смысл большинства слов. Кроме того, он активно пытается их повторить. В этот период малыши учатся произносить разнообразные новые звуки, подражая людям или животным. Очень часто это сопровождается соответствующей мимикой. Например при выражении «дай», ребенок вытягивают руку. Появляется осознанное «отрицательное» или «положительное» покачивание головой, махание рукой при приветствии и/или прощании.

Ребенок осознает слово «нельзя». Это не значит, что он не будет делать то, что ему запрещают. Скорее всего он будет. Но также уже может осознавать, что за этим вероятно последует наказание.

Нужно стараться учить с ребенком новые слова. Для этого отлично подходят различные детские стихотворения и песенки, где есть многократные повторения одних и тех же слов.

Малыш может еще долго не начинать разговаривать (особенно мальчики), но повторять элементарные звуки («кар-кар», «хрю-хрю», «пи-пи») должен легко и охотно.

Обычно детишки изобретают «свои» слова и постоянно повторяют их («бах», «бум», «ляля», «баба», «бобо» и т.д).

Игра в «ладушки» и «сороку-ворону» также актуальна в этот период. Ребенок более тщательно изучает свои части тела и учиться с ними правильно обращаться.

Малышу в этом возрасте невероятно интересно знать, что из чего состоит и что к чему подходит. Поэтому он пытается раскрутить или разломать игрушки, выдвигает ящики, передвигает предметы мебели. Это абсолютно нормальный интерес, так что не надо думать, что ваш малыш все «крушит и ломает», он просто пытается добраться «до сути».

Эмоциональное развитие

Начиная с 11 месяцев детки тянутся к сверстникам. Причем они уже осознанно выбирают с кем хотят играть, а с кем нет.

Нужно обеспечить малышу общение с такими же крохами как он, чтобы сформировать социальные навыки.

Это облегчит в будущем его адаптацию в садике, школе, институте. Ведь все самое важное закладывается с малых лет еще на подсознательном уровне. Во время его общения с такими же карапузами внимательно следите за поведением вашего ребенка. Он не должен проявлять беспричинной агрессии и обижать других детишек. Если он отнимает игрушки - это не проявление агрессии, скорее просто интерес или любопытство. Негативные эмоции младенцы выражают громкими гневными криками, слезами, попыткой ударить или укусить обидчика. Все остальное - нормальное поведение одиннадцатимесячного ребенка.

Ребенок уже научился четко проявлять симпатию и антипатию и периодически выражает протест по поводу того, что ему не нравится.

Малыш в одиннадцать месяцев с каждым днем все активнее начинает использовать свой детский лепет для выражения эмоций, придавая ему самую неожиданную окраску. Если вы понаблюдаете за ребенком, то удивитесь насколько четко он может передать удивление, восторг, радость, гнев и т. д.

Очень важным в этот период является постепенное приучение малыша к мысли, что мама не всегда будет рядом. Периодически нужно оставлять его наедине с близкими родственниками и друзьями. Это также облегчит отказ от кормления грудью.

Отдельно хочется указать те моменты, в которые родителям действительно нужно насторожиться и задуматься, что с их чадом что-то не так:

  • ребенок не может сидеть самостоятельно с вытянутыми вперед ножками;
  • не предпринимает попыток встать на ноги;
  • пьет из кружечки только с помощью родителей.

Все малыши особенные и паниковать заранее не нужно, но проконсультироваться с педиатром и неврологом будет не лишним.

Ваш малыш не просто вырос. К своему первому дню рождения он начинает позиционировать себя как самостоятельная, хотя все еще очень зависящая от мамы личность. Он научился разделять свое тело и мамино, начинает понимать, что чувствует мама и что – он сам.

Не секрет, что многим мамочкам бывает трудно поверить в то, что вчерашний комочек уже обладает своими собственными желаниями, вкусами, эмоциями. Они еще так нежны, что их легко подавить, затоптать, запретить. Заставить сделать, «как нужно», «как надо», «как правильно», «как Я сказала»…

Ребенок в это время остро реагирует на запреты, иногда можно заметить даже регресс в его поведении: бросается на пол, отказывается ходить, передвигается ползком или просит соску. В общем, протестует. И что интересно, именно в этот период, отделяя себя от мамы, малыш чаще всего не отпускает ее ни на шаг!

Это не капризы. Маленький человечек действительно боится остаться без мамы: он понимает ее «отдельность» и боится потерять навсегда. К тому же он не понимает, что такое время: пять минут и бесконечность для годовалого крохи одно и то же.

Ребенку 10 месяцев

  • В 10 месяцев ребенок может по просьбе (без показа) выполнить заранее заученные действия. Понимает слова «иди», «сиди», «лежи» и другие.
  • Самостоятельно играть в компании с другими детьми, если взрослые будут оказывать помощь.
  • Самостоятельно с опорой поднимается и опускается с невысокой лестницы.
  • Повторяет за взрослыми новые слоги, использует псевдослова, выражающие его отношение к происходящему. На данном этапе использует в общении как минимум 1-2 «лепетных слова» (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации. Подражает взрослому в артикуляционных упражнениях, играх с язычком.
  • В 10 месяцев ребенок умеет пользоваться ложкой и пить из чашки или поильника. Хорошо откусывает и жует маленькие кусочки твердой пищи.
  • Спокойно относится к высаживанию на горшок.
  • По просьбе взрослого может сделать выбор между игрушками, предметами одежды, блюдами, определяя, что нравится больше, а что меньше или вообще неприемлемо. Развивайте в крохе это умение – оно жизненно важно для становления его психики.

В 10 месяцев ребенок охотно выполняют различные поручения, да и сами придумывают себе множество «важных» дел. Если вы хотите, чтобы и в будущем ваш ребенок был столь же инициативным, такое поведение следует поощрять. А чтобы у крохи не возникало чувства беспомощности и обиды оттого, что выбранное дело не по плечу (а именно так чаще всего оказывается), мама должна своевременно придти на помощь. И очень сильно похвалить за ту малость, которую ребенок все же сумел сделать сам.

Самостоятельность малыша также надо поощрять. У ребенка, например, могут быть свои обязанности, с которыми он уже вполне в силах справиться. Вы накрываете на стол – карапуз кладет ложки. Собираетесь на прогулку – он выбирает, какие надеть колготки или свитер: красные или синие. К тому же при таком подходе кроха будет знать, что ожидает его в ближайшее время – обед, прогулка или чтение сказок.

Предсказуемая среда всегда более комфортна для ребенка, а догадаться, что в голове у мамы, он никак не может. Надо ли удивляться протесту со стороны малыша, когда он вдруг должен бросить любимый мячик и идти за стол?…

Ребенку 11 месяцев

  • К 11 месяцам ребенок может самостоятельно вставать с опорой, приподниматься, чтобы сесть, ходить с поддержкой или самостоятельно, подниматься и спускаться по невысокой лесенке.
  • Дайте малышу коробочку с шариком. Затем несколько раз откройте и закройте ее, показав шарик. Затем выньте шарик и дайте ребенку пустую коробочку. Кроха заметит отсутствие шарика и будет удивленно на вас смотреть.
  • Может целенаправленно звонить в колокольчик, использовать расческу, пить из чашки, самостоятельно есть с ложки, приносить по просьбе легкие предметы, мыть ручки и лицо.
  • Дайте малышу кубики, покажите, как построить из них башенку, а затем разрушить ее. Ребенок сам складывает башенку из кубиков, собирает и разбирает пирамидку из колец с широкими отверстиями.
  • Способен делать обобщения: показывает куклы, машинки, кубики, мячи, части своего тела. Различает предметы по форме (кубики, кирпичики, мячики).
  • Проявляются первые попытки сюжетной игры: водит, кормит, баюкает куклу. Листает и рассматривает яркие картинки в книжке.
  • Любит играть с детьми, но относится к разным детям избирательно.
  • Выполняет первые простые поручения, понимает слово «нельзя», очень хорошо ориентируется в помещении.
  • К концу года произносит «особые» слова, понятные только ему и матери: «бах» - падение, «фа» - шапка и т.д.; может произносить отдельные слова с пониманием их предметного соотношения. Появляются первые упрощенные слова: «кис-кис», «ав-ав», «дай», «бай». Использует как минимум 3-5 лепетных слов, понятных в конкретной ситуации.

Ребенку 12 месяцев

На первом году жизни крошечных созданий ждет масса кризисов – переходов. Это и отождествление себя как отдельного от матери существа, и узнавание себя, поиск собственного «я». Да что там говорить, каждое новое освоенное движение – уже своего рода скачок! Причем у некоторых детей даже эти «мини-кризисы» вызывают «сбой» в поведении. Так, например, только-только научившийся ползать или ходить ребенок некоторое время капризничает больше обычного и хуже спит…

Психологи утверждают, что единственное время, когда истерики человеку разрешаются – это возраст около года. Во-первых, слов для того, чтобы объяснить, что он хочет, малыш еще не знает. Во-вторых, именно истерики – привычный для него способ поведения.

Ведь совсем недавно, стоило малышу заплакать, задрыгать ручками-ножками, и мама сразу приходила выяснять, что случилось. Успокаивала, утешала, выполняла желаемое. Сейчас ребенок стал постарше, но способ привлечения маминого внимания используется тот же самый.

Что делать с истерикой? Прежде всего, не ждите, что она сама пройдет. Ругаться, кричать, шлепать, пытаться вразумить – бесполезно. Все равно не услышит и не поймет. Просто возьмите на руки, прижмите к себе, покачайте, успокойте.

Если истерика случилась на улице, унесите домой. В данной ситуации важно помнить, что малыш сам успокоиться не сумеет. Его мышечный тонус еще слишком высок для этого, он будет лишь сильнее напрягаться и кричать.

Кризис первого года

Главная проблема любого кризиса, а первого года – особенно, в том, что родители не успевают перестроиться вслед за бурным развитием любимого чада. Еще вчера ребенок спокойно лежал в кроватке и довольствовался погремушками, а сегодня у него проснулся интерес к кнопкам магнитофона, лекарствам и молотку.

И на улице беда – всегда такой чистюля, теперь лезет в лужу, зарывается в песок, катается по прелым листьям… За столом карапуз пытается неуклюже, но самостоятельно действовать ложкой, перемазывается в каше и отчаянно плачет, когда мама хочет взять кормление в свои руки.

Первая реакция взрослых – прекратить это безобразие. Но ведь подобные «капризы» и «дурное поведение», желание все хватать и демонстрировать неумелую пока самостоятельность – не приметы плохого характера и избалованности, с которыми нужно бороться. Это естественные проявления этапа взросления. За каждым из них стоит что-то очень понятное, объяснимое и важное для малыша.

Подавить их легко – мы, взрослые, гораздо сильнее. Но тогда мы должны быть готовы к тому, что через десяток лет получим рохлю и мямлю, который до конца дней своих (или наших) будет держаться за мамину юбку, не умея и не желая жить самостоятельно, проявлять характер и силу воли.

Приметами кризиса первого года являются:

Проблемы второго полугодия

  • постоянное вредное для себя поведение;
  • безостановочный онанизм;
  • неумение имитировать звуки и жесты;
  • общая апатия;
  • отсутствие любимых игрушек и занятий;
  • постоянное отсутствие признаков неудовлетворения при столкновении с незнакомыми людьми.

При наличии хотя бы одного из перечисленных признаков необходимо обратится к специалисту!

Ребенку 11 месяцев. Развитие малыша идет ускоренными темпами: активный исследователь стремится познать неизведанное, узнать всё больше и больше нового. Стоит отметить, что развитие и питание ребенка в 11 месяцев - это период особенный и очень важный не только в жизни малыша, но и его родителей. Чем самостоятельнее он становится, тем больше времени должны посвящать ему взрослые. Развивающие игры, прогулки, режим дня и правильное питание - всё это поможет малышу в формировании его личности. Впереди один самых важных праздников в истории любой семьи, воспоминания о нем - о первом дне рождения вашего малыша, займут одно из главенствующих мест в вашем сердце и семейном фотоархиве. Самое время озаботиться подготовкой к этому торжеству.

Что новенького?

Большинство деток к концу первого года своей жизни умеют осознанно произносить несколько слов. Это не случайная комбинация повторяющихся слогов, а самая настоящая речь. Ребёнок может называть некоторые предметы, произносить «мама», «папа», «баба», «дай» и другие, не слишком длинные слова. Способность понимать обращённую к нему речь также сильно возросла и намного опережает умение разговаривать.

Многие малыши в этом возрасте понимают и сами используют «имитирующие» слова, например «ав-ав» («гав-гав»), «ко-ко», «хью-хью» («хрю-хрю»). Чаще всего детки не слишком чётко выговаривают буквы и их речь на первых порах немного «смазана». Очень хорошо ползает, встаёт у опоры, ходит, держась за опору или с поддержкой «под руки». Лазает по ступенькам. В бытовом плане может использовать предметы по их назначению: расчёсывается расчёской, пьёт из кружки, кушает из ложки. Действует «с оглядкой» на родителей: нуждается в похвале и поощрении своих действий. Машет ручками в знак приветствия или на прощание. Отказываясь от чего-нибудь, машет головой из стороны в сторону, кивает в знак согласия.

Возможно ходит самостоятельно или у опоры. Однако большинство детей только учатся ходить, опираясь на руки родителей или держась за мебель. Делая первый шаг, ребенок поднимает руки как крылья, балансирует, широко расставив ноги, сгибает коленки, слегка наклоняется вперед. Приобретя некоторый опыт, он сможет поддерживать равновесие с помощью одной руки, зажав в другой игрушку.

В период между десятым и двенадцатым месяцем у малыша резко возрастает потребность в человеческом общении. Раньше контакты ребенка с окружающими людьми ограничивались тем, что он пытался сообщить о том, в каком состоянии он находится, весело ему или грустно, хорошо или плохо, доволен он или беспокоится. Двух-трехмесячному младенцу удавалось подавать лишь отдельные условные сигналы. Теперь у ребенка появились более широкие возможности для общения. Иногда родителям, постоянно находящимся рядом с малышом, труднее, чем посторонним наблюдателям, заметить происходящие в нем изменения. Часто речевые успехи малыша первыми замечают пришедшие в гости знакомые или бабушка с дедушкой.

Проявляет свою любовь. Отмечаются проявления симпатии или предпочтения, отказа или протеста по отношению к лицам, игрушкам или еде. Отмечаются чувства гнева, ревности. Малыш нуждается в вашем руководстве, чтобы научиться выражать свои негативные чувства приемлемыми способами.

Для родителей как никогда раньше встаёт вопрос безопасной организации досуга малыша. Одиннадцатимесячные дети активны и любознательны, если раньше их в основном интересовали яркие игрушки и пищалки, то теперь они больше внимания уделяют вещам из мира взрослых. Детки и прежде «засматривались» на мобильный телефон, кипящий чайник, пульт от телевизора и родительский ноутбук, однако теперь детская тяга во всём подражать взрослым и пользоваться их вещам стала просто непреодолимой. А поскольку они не понимают опасности, исходящей от некоторых предметов, детское любопытство может стать причиной серьёзных травм.

Как выглядит ребенок в 11 месяцев






Физическое развитие ребенка в 11 месяцев

Половина детей в возрасте 11 месяцев ходят, держась за одну руку взрослого.

К концу 11-го - началу 12-го месяца малышу официально положено уметь самостоятельно стоять на расставленных ногах в течение всего лишь нескольких секунд. Но некоторые дети устойчиво стоят без опоры и даже начинают делать первые шаги без опоры от одного объекта к другому. Залезает на низкий диван, кресло или кровать и слезает с них. Если положить на полу рядом со стоящим ребенком интересующий его предмет, то ребенок пытается присесть и взять его. Но встать после этого, не хватаясь руками за окружающие предметы, еще не может.

Бытовые навыки ребенка в 11 месяцев

Большая часть детей умеют помогать при одевании, половина детей в этом возрасте могут самостоятельно снять расстегнутую, расшнурованную обувь. Можно начинать учить ребенка использовать ложку для еды.

Мелкая моторика и игра ребенка в 11 месяцев

Совершенствуется захват мелких предметов большим и указательным пальцами. Причем пинцетообразный захват сменяется более эффективным щипцообразным: малыш берет предметы теми же указательным и большим пальцами, точнее, их подушечками, но при этом пальцы уже не выпрямлены («пинцет»), а согнуты («щипцы»).

Ребенок начинает различать величину предметов, поэтому в этот период необходимо приобрести первый конструктор с наличием различных геометрических форм разных размеров и цветов. Размер фигур должен быть таким, чтобы ребенок не смог их взять в рот и проглотить. Умение различать «большое - маленькое» способствует формированию навыка вкладывать меньший по размеру предмет в значительно больший. Сначала малыш осваивает действия по вашему примеру, а затем ему достаточно словесного указания: «положи» и проч. При этом может надеть и снять свободно снимающееся кольцо на стержень пирамидки.

В этот возрасте для развития малыша необходимо приобрести картинки с изображением отдельных предметов, а также кубики с картинками и буквами. Для развлечения ребенка можете купить ему заводные игрушки, в том числе звучащие и плавающие. Не забудьте об игрушечных машинках. Для игры с куклой или мишкой нужны чашечка, кроватка и другие предметы. Можно купить и корзиночки, сумки, обруч, игрушечную тележку. Давая ребенку новые игрушки, надо обязательно называть их. Именно в этом возрасте у малыша может появиться любимая игрушка. Чаще всего плюшевая: белка, зайчик, мишка.

В возрасте от 10–11 месяцев до 1 года 2 месяцев - 1 года 3 месяцев дети постепенно перестают обращаться с предметами механически, случайно. Они начинают пользоваться ими целенаправленно, по назначению.

Например, ребенок уже не стучит чашкой по полу, а пьет из нее. Не царапает расческой кроватку, а пытается расчесываться и т. д. Все больше понимает назначение используемых в быту предметов. Совершает действия с предметами домашнего обихода в соответствии с их функциональным значением: «разговаривает» по телефону (игрушечному или настоящему), нажимает кнопки телевизионного пульта.

Когда ребенок подрастает, то игрушками становится все. Особенно привлекают малыша предметы быта, ведь с ними «играют» взрослые. Интерес к любым игрушкам угасает одинаково быстро, и здесь у предметов быта есть еще одно преимущество: они не пылятся на антресолях, а возвращаются к своим «прямым обязанностям». Можно использовать в качестве игрушек деревянную ложку и миску, мамину расческу и резинки, оставшуюся от потерянной пары кожаную перчатку, неудачные фотографии, старый будильник, пластиковые бутылочки, самые разные коробочки, фотопленки. Основная задача этих игрушек - дать ребенку как можно больше разнообразных тактильных и слуховых ощущений.

Для поддержания интереса ребенка к игрушкам и действиям с ними надо периодически приводить в порядок игрушки, собирать их, раскладывать по местам и привлекать внимание малыша к этому.

Активно использует для общения и различные жесты. В знак возражения или протеста двигает головой из стороны в сторону (жест «нет»). Показывает пальцем на ту вещь, которая его интересует или которую он хочет. Часть детей начинают это делать еще с 9–10 месяцев, но большинство пользуется этим жестом с 11,5 месяца. Если такого навыка еще нет, то чаще показывайте пальцем сами на окружающие предметы и называйте их при этом.

Любит повторять действия, которые забавляют взрослых. Если когда-то в ответ на определенные действия малыша взрослые смеялись, выражая свое радостное удивление, ребенок стремится опять развеселить взрослого.

Понимание речи ребенком в 11 месяцев

Если за последний месяц вы уже научили ребенка водить куклу, кормить собачку, катать машинку, давая ему в руки эти игрушки, то в 11 месяцев достаточно попросить ребенка поиграть в них, называя эти игрушки, но не давая ему их в руки. То есть он уже должен понимать вашу словесную инструкцию без показа той игрушки, с которой вы предлагаете ему поиграть.

Кроме повторения ранее заученных движений («до свидания», «дай ручку», «ладушек-ладушек») можно обучить ребенка более сложному движению, выполняемому затем по словесной команде: «Покажи воздушный поцелуй». Некоторые дети начинают понимать обобщения (обобщающие слова): на просьбу взрослого «дай куклу» может принести любую куклу из тех нескольких кукол, что видит в массе игрушек, на просьбу «дай мяч» - любой мяч и т.д.

Речевое развитие ребенка в 11 месяцев

К этому возрасту каждого ребенка можно научить подражать звукам, издаваемым некоторыми животными. «Как лает собачка?» - «Гав-гав». «А как мяукает кошечка?» - «Мяу». И так далее.

В речи малыша появляются упрощенные (лепетные) слова, в которых используются ударные слоги знакомых ребенку слов, например: «ка» («каша»), «пу» («капуста»). Первые слова ребенка обычно обозначают близких ему людей «ма», «па», «ба», а также действия или предметы, которые его окружают и часто называются родителями. Например: «ам» или «ам-ам» - еда, или «ав» или «в-ав» - та же еда или собака, или «би-би» - автомобиль, игрушечная машинка, или «кис-кис», «бай» и т.д. Лепетные слова ребенок использует уже вполне целенаправленно, соотнося их с конкретным объектом (игрушка, кошка и др.) или действием. Слова «дай» и «на» обычно появляются чуть позже.

Какой режим у ребенка в 11 месяцев

Ваш ребенок уже спит ночью от 10 до 12 часов. И еще два раза в день по 1,5–2 часа. Убедитесь, что ему этого достаточно - продолжительность сна играет большую роль в развитии ребенка. Также важно придерживаться постоянного расписания дневного сна. Если этот график скользящий, то, велика вероятность, что ребенку будет трудно заснуть и он будет часто просыпаться в течение ночи. Такой график сна сохранится примерно до года - полутора, потом ребенок постепенно перейдет на 1 дневной.

Питание по-прежнему 5-разовое, таким оно и сохранится до 2 лет.

Основные режимные моменты:

К 11 месяцу уже можно определить биологические часы ребенка, пытаться перестроить режим дня малыша под себя практически никогда не удается, намного проще вам приспособиться к нему, так вы сэкономите немало нервов, сил и времени. К примеру, если кроха просыпается рано, вставайте вместе с ним, с утра занимайтесь домашними делами, а спать ложитесь пораньше, чтобы у вас была возможность полноценно отдохнуть. И напротив, когда ребенок «сова», то есть поздно встает и долго играется, не отказывайте себе в удовольствии утром понежиться в кровати подольше, это позволит вам без усилий играть с малышом до поздней ночи. Не нарушать биологический ритм деток рекомендуют многие педиатры, поскольку, вмешиваясь в систему функционирования организма, вы создаете для него стрессовую ситуацию, что не очень хорошо сказывается на дальнейшем поведении и формировании нервной системы.

Время прогулок уже не такое пассивное и расслабленное. Теперь вам придется побегать. Возраст 11 месяцев самое время начинать учить малыша одеваться самостоятельно. Главное - не торопите его. Прогулки в коляске не должны быть правилом. Пусть он стоит, держась за коляску, возит ее. Не кричите ему в след «Упадешь», вы не оставляете ему выбора, лучше предупредите «Смотри под ноги», будь внимателен и прочее.

Уделите внимание первой обуви вашего малыша. Это очень важный момент. Если вы ещё не приобрели обувь на первые шаги, именно сейчас пора покупать первую обувь. Стопы крохи очень нежные, поэтому подойдите к этому вопросу ответственно. Лучше всего подойдёт специальная ортопедическая обувь для детей, фиксирующая лодыжку и снабжённая посередине специальной подушечкой - супинатором - для профилактики плоскостопия. Поскольку мышцы крохи в 11 месяцев развиты слабо, стопа иногда вывернута внутрь.

Посоветуйтесь с ортопедом, какую именно обувь - лечебную или профилактическую вам стоить купить. Однако в любом случае она должна быть правильной!

Для предотвращения проблем с зубами надо начинать чистить их малышу с момента появления. Как только прорезался первый зуб, нужно знакомить его с зубной щеткой. Она должна быть самая мягкая и небольшого размера. Зубная паста должна быть промаркирована соответственно возрасту малыша.

Как кормить ребенка в 11 месяцев

Если вы кормите ребенка грудью, то стоит обратить внимание на несколько моментов. Увеличивается число кратковременных прикладываний к груди в течение дня. Кормление грудью и насыщение понравившимся продуктом для ребенка - разные, никак не связанные процессы. Малыш может запивать еду маминым молоком. Ночью сохраняются активные подутренние кормления между 4 и 8 часами.

Благодаря тому, что у малыша уже есть несколько зубов, продолжаем развивать жевательные навыки и прививаем аккуратность во время еды. Одиннадцатимесячные карапузы с удовольствием грызут морковь, едят каши с добавлением кусочков овощей: капусты, кабачков, тыквы, моркови. Можно давать сушки - сушёные яблоки, абрикос, сливу - детки их сосут и пробуют «на зуб».

Полезно знать

Кроме мягких пюре, необходимо с 11–12 месяцев давать ребенку твердую пищу, например кусочки яблока, сухари, печенье (не очень сладкое). Это нужно для правильного развития зубов и прикуса.

Будьте внимательны, вводя твердую пищу. Не оставляйте малышей во время одних, кроха может откусить слишком большой кусок и подавиться. Будьте внимательны!

За предыдущие месяцы в меню малыша было введено множество новых продуктов. Если у него не выявилось аллергии и непереносимости некоторых из них, для мамы открывается огромный простор для приготовления разнообразных блюд. Самое приятное, что ребенок 11 месяцев уже способен есть взрослую пищу, то есть мама не обязательно должна варить для него отдельно. Разумеется, пища должна быть приготовлена на пару или сварена, без соли и других специй, которые родители могут положить себе в тарелку дополнительно.

Пример режима питания и меню ребенка в 11 месяцев:


  • 6:00 - грудное молоко или молочая смесь.

  • 10:00 - молочная каша, фруктовый сок или кисель.

  • 13:00 - суп с фрикадельками или мясной бульон с корочкой ржаного хлеба, мясоовощное пюре и фруктовый сок.

  • 16:00 - фруктовое пюре с печеньем и чай.

  • 18:00 - кефир с сухариком.

  • 21:30 - грудное молоко или молочная смесь.

Полезно знать
К 12 месяцам ребенок уже может получать до 200 г молочной каши и овощного пюре, 60–70 г мясного пюре, до 50 г творога и других кисломолочных продуктов, а также хлеб, сухари и сливочное масло.

Однако сколько именно должен кушать ребенок в данном возрасте, точно сказать врачи не берутся. Главное следить не за тем, в каких количествах ест малыш, а за соответствием показателей веса и роста, психомоторного развития нормам. Не забывайте, каждый малыш индивидуален, поэтому и кушать будет так, как требует его организм.

До сих пор питание ребенка в 11 месяцев не должно содержать шоколад, орехи, колбасы и копчености, а также цитрусовые.

Блюда, предназначенные для крохи, должны быть в основном приготовлены на пару. При этом жареные блюда лучше полностью исключить.

Несмотря на то, что пища для ребенка этого возраста уже не пюреобразна, в ней до сих пор не должны попадаться слишком большие кусочки. Лучше, если она будет кашеобразной: малыш в этом случае учится жевать, при этом не давится.

Для того чтобы малыш научился самостоятельно кушать, необходимо устраивать совместные трапезы.

Питание ребенка в 11 месяцев должно содержать и различные напитки: сок, слабый чай, несладкий компот, отвар шиповника. Молоко является очень важным компонентом в питании, поэтому крохе необходимо получать либо смесь, либо грудное молоко. Введение коровьего молока лучше отложить, так как оно сложнее переваривается, и может стать аллергеном. Последнее кормление перед ночным сном в идеале должно состоять из грудного молока или смеси, либо кефира.

В этом возрасте дети очень активны, они уже умеют ползать, сидеть, вставать и некоторые даже пытаются ходить. Это самый подходящий период для того чтобы отучить ребенка от соски. Поэтому старайтесь чаще давать ребенку напитки из чашки, а не из бутылочки. В этот период можно начинать приучать ребенка есть самостоятельно. Главное, чтобы это не вызывало у малыша раздражения и неудобств. Если ему эта затея не нравится, отложите до следующего раза. Ложку для кормления и посуду, желательно выбирать ярких цветов, чтобы привлекали внимание малыша. Посуда должна быть подходящих размеров, неглубокой и желательно пластиковой.

Еще одним ключевым моментом в кормлении ребенка является то, что кушать он должен только по желанию и не стоит стараться запихивать в него еду, если он того не желает. Готовить желательно в домашних условиях и только из свежих продуктов. На сегодняшний день существует достаточно большой выбор детского питания промышленного производства, которое тоже подходит для кормления ребенка 11 месяцев. Его удобно использовать в поездках и при нехватке времени. Но не стоит злоупотреблять такими продуктами, а наоборот, лучше стараться больше готовить самим. Все-таки продукты промышленного производства содержат различные консерванты, с помощью которых, увеличивают срок их годности.

Какой стул у ребенка в 11 месяцев. Сколько раз он писает.

Кратность мочеиспускания такая же, как и в предыдущие месяцы. Стул каждый день или через день. Если вы ещё не начали, то можно начинать приучать кроху к горшку.

В этом возрасте высаживание на горшок дает положительные результаты: малыш начинает понимать, что нужно делать и может контролировать процесс мочеиспускания. Это далеко не все, что должен уметь ребенок в 11 месяцев. Ни в коем случае нельзя сравнивать детей, ведь каждый развивается по своему собственному «сценарию».

Как играть с ребенком в 11 месяцев

Ребенок в 11 месяцев совершенствует ранее полученные навыки. Именно в этот период родители могут уделить особое внимание играм и общению с малышом.

Сюжетные игры с ребенком.
Можно не только выполнять с игрушками простейшие действия (кормить, укладывать спать), но и предложить ребенку выбрать предложенный вами сюжет игры: «что делает сейчас кукла, спит или кушает?». Усложните игру с добавлением эмоционального контекста, например, кукла приготовила кушать, покушала, пошла в гости.

Игры с картинками.
Показывая различные картинки, вы можете сопровождать их рассказами или сочетать с показом такой же игрушки. Это поможет усвоить навыки обобщения, способствует накоплению словарного запаса, развитию речи.

Игры с детьми.
Ребенку 11 месяцев и в этом возрасте ему уже требуется общение с другими детьми. Вы наверняка заметили, с каким интересом ваш малыш смотрит на других деток, пытается с ними общаться. Пора знакомить его со сверстниками. Это могут быть походы в гости, прогулки на детских площадках или развивающих центрах. Хотя в этом возрасте они еще не умеют играть вместе, но будут с удовольствием наблюдать за старшими малышами и делать пробы присоединиться к игре. В этом возрасте старайтесь комментировать для малыша каждый шаг другого ребенка, помогайте ему справляться с более сложными заданиями во время игры.

Как может играть малыш в 11 месяцев, и как разнообразить его досуг? На помощь родителям приходят классические игрушки: мяч, пирамидка, неваляшка, а также толокары, различные сортеры, кубики и музыкальные книжки. Ребенок в 11 месяцев уже может складывать мелкие игрушки или предметы в емкость, пробует играть с сортером, подбирая нужные детали. Он с удовольствием собирает и разбирает пирамидку, строит «замки» из кубиков, играет с неваляшкой и нажимает на кнопочки, ожидая в награду знакомую мелодию. Мастерство одиннадцатимесячного ребенка еще не отточено, но с каждым днем движения становятся все увереннее и точнее.

Примеры игр с 11-месячным ребенком.

Покачу машинку с горки!
Сделайте малышу небольшую горку, с которой можно спускать машинки, мячики, кубики и т.п. Покажите, что мячик скатывается очень быстро, машинка - тоже, а вот кубик - нет.

Коробка с сюрпризом
Спрячьте в небольшой коробке с вещами любимую мягкую игрушку малыша и предложите ему посмотреть, что там лежит интересненькое. Заинтригуйте. Найденная игрушка вызывает удивление, радость и даже восторг. Потом можно прятать другие по форме предметы и твердые/плоские/пластмассовые и т.д.

«Покажи!»
Во всех действиях с малышом, будь это одевание на прогулку или обед за столом, постоянно разговаривайте с крохой, побуждайте его отвечать на вопросы: «Покажи, то, что надо надеть на ножки? Где у нас лежит кофточка? Чем ты моешь ручки?» и т.д.

Покормите куклу
Наденьте на руку игрушечного зверька. Дайте малышу мячик и попросите его покормить игрушку. После того как вы покажете ребенку, как это делается, он поймет, о чем вы говорите.

Дочки-матери
Дайте ребенку расческу и куклу. Понаблюдайте, станет ли он причесывать ей волосы.

Юмор
Одиннадцатимесячный ребенок обладает развитым чувством юмора. Он начинает веселиться и хохотать, если замечает что-нибудь смешное. Притворитесь, что хотите попить из его рожка или обуть его ботиночки. Видите, как смеется ваш малыш?

Чувство ритма
Покажите ребенку, как нужно отбивать ритм деревянной ложкой по перевернутой кастрюле или по формочкам для пирожных.

Через тоннель
Дайте игрушечной автомашине проехать через картонную трубку. Ребенок будет с нетерпением ждать, когда она появится в другом конце тоннеля. Наденьте куклу на руку Дайте малышу на руку куклу, и пусть он заставляет ее двигаться.

Игрушка с ленточкой
Привяжите разноцветные тесемки к двум самым любимым игрушкам вашего ребенка, например к машинке и к мишке. Положите их на некотором расстоянии от малыша, так чтобы он мог достать их, только дернув за ленточку. Попросите его дать вам сначала мишку, а затем машинку. Вскоре он научится доставать нужную игрушку. Попробуйте поиграть, спрятав сначала одну, а затем обе игрушки, так чтобы малышу были видны только ленточки.

«Гимнастическое бревно»
Положите на пол хорошо отшлифованную доску (или гладильную доску), размером не меньше 15-ти сантиметров в ширину и 120-ти в длину. Пусть малыш находится на одном краю доски, а на другой вы положите игрушку. Он должен добраться с вашей помощью до игрушки и взять ее. Если доска будет лежать под уклоном, то игра будет еще интереснее.

Клейкая бумага
Положите на пол клейкую бумагу липкой стороной вверх. Прикрепите ее по краям к полу, так чтобы она не скользила. Пусть малыш пройдет по бумаге. Положите на нее несколько легких игрушек: ребенок с удовольствием сорвет их. Это упражнение дает хорошую тренировку мышцам рук и ног малыша. Постарайтесь закончить игру прежде, чем она ему надоест.

Помогите малышу спуститься с лестницы
Если малыш научился взбираться вверх по лестнице, покажите ему, как нужно спускаться на животе или встав на ноги. (Лучше показать ребенку безопасный способ, как спускаться с лестницы, чем рассчитывать на то, что лестница будет постоянно закрыта.)

Стул вместо ходунков
Если малыш начал ходить, покажите ему, как держась за маленький легкий стульчик, передвигать его по комнате.

Пусть малыш, покатает коляску
Если ребенок только учится ходить, дайте ему покатать маленькую коляску. Это полезное упражнение, с помощью которого ребенок учится поддерживать равновесие и вовремя останавливаться. (Чтобы легкая коляска стала более устойчивой, положите в нее тяжелую книгу.)

Босиком по полу
Если ребенок ходит самостоятельно или держится за вашу руку, ему понравится почувствовать под ногами разную поверхность. Пусть он походит босиком по ковру и по гладкому полу, по песку и траве. Принятие решений Печенье в коробочке Положите кусочки крекеров в маленькую коробочку из-под фотопленки или в пластмассовую баночку. Слегка прикройте баночку крышкой, а затем покажите малышу как ее снять и достать печенье.

Игра в мяч
Подтолкните мяч, так чтобы он покатился по направлению к ребенку, и пусть малыш вернет его вам обратно. Пойте песенку и играйте в мячик, стараясь поддерживать ритм.

Заверните игрушки
Оберните игрушки фольгой или бумажным полотенцем, и пусть ребенок развернет их. Не завязывайте их тесемкой или лентой.

Как обуть туфли
Дайте ребенку свои туфли и покажите, как их нужно обувать.

Ам! Никому не дам!
Предложите крохе свою ладошку, поставьте на нее его пальчик, и, стуча его по ладошке, приговаривайте:
«Папа, мама, есть хочу. Хлеба с маслом не хочу. А конфетку - ам!»
На последнем слове быстро закройте ладонь и поймайте его пальчик со словами:
«Никому не дам!»

Найди мне такой!
Подберите много мелких предметов (геометрические фигурки, животные, пробки от бутылочек, большие пуговицы, палочки счетные и т.д.) Главное условие - все по паре.

Возьмите, к примеру, красную пуговицу и попросите его найти точно такую же. Поиграйте с ним, учите его отличать похожие предметы по ряду признаков (цвет, форма, величина и т.д.)