Вы никогда не задумывались над тем, насколько прочными нитями мы связаны со всем тем, что нас окружает? Всю свою жизнь мы тратим на то, чтобы укрепить или ослабить эти связи. В психологии для их определения используют термин "взаимоотношения". Это то, без чего невозможно наше существование в социуме, поэтому необходимо знать все нюансы построения взаимоотношений. Также следует уметь преодолевать проблемы в их структуре.

Взаимоотношения - это что такое?

С одной стороны, термин "взаимоотношения" понятен каждому ребенку, ведь малыш с момента появления на свет учится их выстраивать. Но с другой стороны, они являются очень тонкой субстанцией, которую невозможно осязать или увидеть.

Если объединить все описания в книгах по психологии, то можно сказать, что взаимоотношения - это совокупность связей между всеми окружающими нас людьми. Каждый человек, с которым нам приходится контактировать, становится втянутым в сложную систему. Она может быть кратковременной, как со случайными знакомыми. Но, например, с родителями мы имеем долговременные взаимоотношения. Они постоянно развиваются и длятся всю жизнь, до смерти кого-либо из участников.

Значение

Человек не может существовать без взаимоотношений. С самого раннего детства они становятся важным этапом его развития и становления как личности. В подсознании человека заложена тяга к взаимоотношениям. Мы испытываем острую нужду в друзьях и возлюбленных, нам необходимы их одобрение и признание. Познавая другого человека, мы лучше узнаем себя и свой внутренний мир. Это дает нам силы для достижения поставленных целей и творческого развития.

Психологи доказали, что проблемы во взаимоотношениях решаются в первую очередь путем изменений в себе. Если вы поменяете внутреннее отношение к миру, то и связь с ним станет совсем иной. Это позволяет связям находиться в постоянном движении и останавливаться, дойдя до определенных стадий.

Взаимоотношения: общий принцип формирования

Межличностные отношения формируются на уровне эмоциональной эмпатии и общности интересов. Изначально они выстраиваются из любого контакта и взаимодействия людей, в дальнейшем влияют на любую совместную деятельность.

Причем взаимоотношения имеют принцип избирательности. Они всегда ярко окрашены и зависят от сферы потребностей участников этих отношений. То есть каждый участник взаимоотношений преследует в них свои цели и потребности. Если они совпадают, то до реализации этих целей либо до их изменения отношения будут существовать и развиваться.

Виды взаимоотношений: характеристика и описание

Везде, где появляется человек, образуются взаимоотношения между людьми. Даже мимолетная встреча и краткое общение трактуются таким образом. Исходя из этого, их можно разделить на две больших группы:

  • деловые;
  • личные.

Деловые взаимоотношения вытекают из определенной деятельности и часто поддерживаются именно ею. Они контролируются правовыми нормами, реже подобные связи регулируются нормами морали и этики. Личные взаимоотношения основываются на особенностях характера и симпатии. Они регулируются только моральными нормами и имеют сложную структуру.

Каждый вид взаимоотношений имеет свои особенности. Но каждый человек в равной степени втянут в деловые и личные связи. Причем психологи отмечают взаимосвязь между умением выстраивать личные отношения и успехом в карьере, которая напрямую зависит от атмосферы в отдельной группе на основе конкретной деятельности.

Отношения имеют свою четкую структуру, которая в некоторых источника называется системой. Ее можно представить следующим образом:

1. Первый контакт. Во время знакомства между людьми происходит активное взаимодействие на подсознательном уровне. Большинство информации, которая и определит, насколько нам приятен либо неприятен собеседник, попадает в наш мозг за первые минуты общения. В этот временной промежуток укладываются оценка собеседника по многим параметрам и определение схожести или различия жизненных установок и целей.

2. Приятельские взаимоотношения. Если первый контакт оказался успешным и неоднократным, то между партнерами сформировываются Они являются тем переходным этапом, который может длиться годами и ни во что иное не перерасти. В приятельских взаимоотношениях их участники тесно связаны на эмоциональном и рациональном уровне. Они имеют общие интересы, схожесть жизненных позиций и активно обмениваются эмоциями, получая и отдавая необходимую энергию. Но в подобной системе связей оба партнера чувствуют себя абсолютно свободными и ничем не связанными.

3. Товарищеские взаимоотношения. Данная система взаимоотношений подразумевает более глубокое проникновение в мир друг друга. Оба участника доверяют друг другу, участвуют во всех делах и всегда оказывают посильную поддержку.

Данные три этапа системы проходят абсолютно все люди, участвующие в процессе. В дальнейшем развитие взаимоотношений идет по многовариантной ветви возможностей. Они могут стать сугубо деловыми или перерасти в интимные. В любом случае все начинается именно с первых вышеописанных этапов.

Как развиваются?

Учтите, что взаимоотношения не могут не развиваться. Они являются динамичной субстанцией, которая постоянно находится в движении. Это является основной характеристикой абсолютно любых отношений. Если они на какой-то момент останавливаются в своем развитии, то оба участника перестают ощущать удовлетворенность ими. А именно удовлетворенность является основным составным компонентом взаимоотношений. В случае, когда они перестают развиваться, оба партнера начинают искать новые источники удовлетворенности и комфорта, то есть вступают в новую систему взаимоотношений. Причем это в равной степени касается личных и деловых отношений.

Взаимоотношения: проблемы

Трудно представить межличностные связи, не омраченные различными проблемами. Проблема взаимоотношений серьезно занимает умы психологов. Специалисты анализируют их и подсказывают пути выхода из трудной ситуации. Самой распространенной проблемой являются конфликты, которые касаются абсолютно всех видов и категорий межличностных отношений.

История доказывает нам, что решить эту основную проблему практически невозможно, она существовала во все времена, но вот выявить ее причину и работать с ней психологи в состоянии. Причины конфликтов, являющихся основной проблемой взаимоотношений, можно представить следующим образом:

1. Препятствие в достижении желаемого. Если один человек становится на пути к заветной цели другого человека, то их взаимоотношения превращаются в серьезную проблему. Подобный сценарий развития конфликта возможен в деловых связях, когда разные люди претендуют на одну и ту же должность или желают получить премию за какие-либо достижения. В личных контактах такие проблемы встречаются не менее часто.

2. Психологические различия. Данная проблема существенно осложняет жизнь участников взаимоотношений. Они не могут прийти к единому мнению по различным вопросам, испытывают друг к другу необъяснимую антипатию, не могут существовать в одном пространстве.

3. Неправильная оценка другого человека. Эта причина проблем является наиболее распространенной. Один человек может приписывать другому несуществующие добродетели и в дальнейшем испытать разочарование от неоправданных надежд. Также провоцируют конфликтную ситуацию и обвинения в адрес другого человека, они становятся причиной долгих и затяжных проблем во взаимоотношениях, которые могут привести к их полному разрыву, если это возможно в принципе.

4. Реальные недостатки. Существует категория людей, которые сложно выстраивают взаимоотношения с социумом. Они обладают неуживчивым характером, приносящим им массу проблем и неприятностей. Такие люди часто разрывают отношения и не стремятся выстраивать другие.

5. Недопонимание. Во взаимоотношениях довольно часто проблемы вызывают недопонимания между их участниками. Оба человека имеют свое мнение и не могут прийти к компромиссу из-за определенных различий. Взаимоотношения детей и родителей часто страдают именно от данных проблем. Они относятся к преодолимым и решаемым.

Взаимоотношения - это самое важное, что имеет человек в жизни. Поэтому стоит дорожить ими и грамотно выстраивать, чтобы не пришлось страдать от их потери в будущем.

Поговорим о психологии отношений: как завоевать сердце мужчины и сделать так, чтобы вы оба чувствовали себя счастливыми вместе. Ведь согласитесь, что именно женщина закладывает в отношения основной фундамент взаимопонимания и любви. Попробуем понять, как влюбить в себя парня (мужчину).

Начнем с того, что влюбить в себя в мужчину — это вполне доступное действие для каждой женщины. Вопрос в том, каким способом вы пожелаете добиться его любви? Некоторые женщины готовы себя раздавить ради возлюбленного, поэтому «стелятся» перед ним, как только можно и нельзя. Другие, напротив, сохраняют гордость и неприступность, показывая всей своей сущностью: «А ну-ка, попробуй меня добиться, одолеть такую вот непокоримую Джомолунгму».

В итоге, в первом варианте попытки влюбить мужчину не только не увенчаются успехом, но и, скорее всего, оттолкнуть его от женщины навсегда. А во втором варианте, излишние «трюки» с гордыней заставят парня задуматься: «А нужна ли мне вообще такая женщина?».

В современном мире, представители сильного пола уже давно потеряли даже подобие рыцарского образа, поэтому надеяться на то, что он будет биться-добиваться женского внимания, отважно преодолевая трудности - по меньшей мере, неразумно. В нашем обществе, мы, женщины, чаще всего полагаемся на себя, поэтому предлагаю рассмотреть пошаговую инструкцию: «Как влюбить в себя мужчину?». Любая женщина может выбрать для себя наиболее походящие пункты, а в комплексе эти советы непременно приведут к успеху.

Убедись, что он тебе нужен. Одна из ведущих ошибок большинства женщин: они «гонятся» за мужчинами, которые им абсолютно не подходят. Чаще всего в этом случае, если даме удается влюбить мужчину, она разочаровывается в нем и сама становится инициатором разрыва. Поэтому, дорогие девушки и женщины, пересмотрите объект ваших фантазий, влюбленности или любви. Постарайтесь объективно смотреть на его достоинства и недостатки и отождествить их в паре со своими качествами. Не преувеличиваете ли вы значимость данного мужчины в вашей жизни? Сможет ли он сделать вас счастливой? Будут ли ваши отношения такими, какими вы их желаете видеть? Он вам подходит? Отлично! Тогда переходим к следующему шагу советов, как завоевать сердце мужчины.

Забудь о назойливости! Если ты действительно решила влюбить в себя мужчину, забудь о том, насколько сильно он тебе нравится. Если ты начнешь перед ним выстилаться, звонить по нескольку раз на день, выполнять все, о чем бы он не попросил - пиши «пропало». Мужчины не любят женщин, которые не имеют чувства собственного достоинства. Также они невыносимо раздражаются, когда девушка пытается навязаться и каждую минуту мужской жизни заполнить собою.

Первое: необходимо помнить о том, что он должен периодически скучать по тебе, наслаждаясь собственным «личным пространством». Второе, он должен задавать себе вопросы, типа: «Что-то весь день не звонила…» , «Куда-то пропала», «Интересно, а не нашла ли она себе кого-нибудь?». То есть постарайся быть немного загадочной, таинственной и непредсказуемой. Пока он не влюбился, ты должна заставить его думать о том, как вам встретиться, а не о том, как от тебя отделаться.

Заинтересуй его. Найди общие интересы, которые могли бы помочь в вопросе: как влюбить в себя мужчину. Например, он играет в бильярд, а ты хотела бы научиться. Попроси его в деликатной форме об одолжении, чтобы он преподал тебе пару уроков. Если ему, конечно, не сложно!

Поищи то звено, которое могло бы связать вас - общие друзья, профессиональные интересы, хобби, связи, спортивные увлечения, жизненные цели, — вариантов может быть просто немерянно! Эта общая тема или интересы помогут вам быть интересными друг другу и удерживаться рядом.

Не забывай восхищаться! Мужчины это обожают! Причем, этот урок необходимо освоить не только для того, чтобы понять, как завоевать любовь мужчины. Это пригодится тебе в течение всей жизни, потому что сильный пол без женских похвал чувствует себя… ну не полноценным что ли. Хвали его, чтобы он ни делал. «А если он ничего не делает? - спросила у мудрого еврея старшая медсестра Люба. «Говори, что он БОЖЕСТВЕННО ничего не делает», — ответил мудрый еврей Купитман. И в этом есть своя доля истины.

Хочешь влюбить мужчину? Говори ему комплименты! Только не переборщи, иначе он почувствует лесть. А это ему может не понравится.

Покажи, что тобой интересуются другие мужчины. В особенности, это правило действует, когда твой «объект» сомневается в правильности своего выбора в отношении тебя. Обычно конкуренция ускоряет его определенность.

Только совершенно необязательно кичиться толпами мужчин, падающих к твоим ногам. Пусть это будет пара загадочных звонков по телефону. Или спонтанный рассказ о каком-нибудь навязчивом ухажере. Но самое главное - не стоит унижать при нем других мужчин, как бы они тебе не надоели. И нельзя восхвалять себя, как незаменимую королеву красоты. Он сразу подумает, что ты самовлюбленная и исчезнет… А заметив, что тобой интересуются мужчины, он поймет, что ты стоишь внимания. Это один из главных пунктов инструкции, как завоевать любовь мужчины.

Позволь ему себя выручить… или даже спасти! Любой мужчина должен чувствовать себя рядом с женщиной, прежде всего, мужчиной. А это значит, что нужно проявить свою некоторую беспомощность или даже слабость. Застряла в дороге за рулем (сломался автомобиль), украли собачку (нужно помочь в поисках), заболела (некому купить лекарств), нахамил коллега, нужно помочь с переездом, — вообщем твоя фантазия может разыграться на этот счет. Главное, не переиграть и не просить о чем-то по три раза на день! Да и ситуацию лучше выбирать пореалистичней. В любом случае, если ты попросишь о помощи, и мужчина откликнется, то он уже частично твой.

Будь благодарной! Если он тебе чем-то помог, выручил или спас, прояви свое желание ответить ему взаимностью. Если он не нуждается в помощи (а это, скорее всего, так и будет), скажи, что тебе неудобно оставаться неблагодарной и пригласи его, например, к себе на ужин. Можно и в кафе или ресторан, но это будет не то. Главное, что твоя благодарность будет создана твоими руками - приготовь ему потрясающий и вкусный ужин. Не верь, что путь к сердцу мужчины лежит через желудок. Это всего лишьмиф! Но тот факт, что ВСЕ представители сильного пола любят покушать - это да!

Интересуйся его делами. Но не играй роль бабушки: «что ты покушал?», «ты шарфик одел?», «давай я тебе носочки теплые завезу». Да, быть заботливой - это необходимо, но не нужно засыпать его своей заботой. Тем более, если ваши отношения еще толком не начались. Спроси, как у него дела. Если он не хочет о чем-то говорить, не заглядывай ему «в рот» с расспросами. Захочет, расскажет сам. Что-то случилось, спроси: «Как я могу тебе помочь?».

Не вспоминать о прошлых связях . Если ты желаешь влюбить мужчину, забудь о том, кто у тебя был до него. Не вздумай его с кем-то сравнивать или сопоставлять. Он должен чувствовать себя ЕДИНСТВЕННЫМ и неповторимым. Это непременно заставит его восхищаться тобой. Если же в твоей памяти часто всплывает лицо бывшего, но тебе хотелось бы наладить личную жизнь, ознакомься для начала с нашей статьей «Отпустить прошлые отношения… Когда обиды не дают покоя«. И только после этого можно задумывать над тем, как завоевать сердце мужчины.

Будь сексуальной, но не распущенной. В мужском понимании отношений с женщиной их интимная сторона никогда не займет последнее место. Поэтому, в этой части дамам необходимо также придерживаться некоторых правил. Во-первых, сексуальность во внешнем образе не должна быть слишком откровенной, иначе в серьезном плане он на тебя не посмотрит. Во-вторых, не нужно спешить с переводом отношений «в горизонталь», но и не следует слишком оттягивать это дело. В-третьих, если события стремительно к этому движутся, постарайся быть в постели с ним страстной и раскрепощенной, но не развратной. То, на что ты вообще способна, ты сможешь показать ему по мере развития ваших отношений.

Естественно, все это примеры, каждая ситуация требует индивидуального подхода. Но в принципе, соблюдая эти правила, влюбить в себя мужчину женщине не составит особого труда. Только не забывайте об одном моменте: судьба играет не последнюю роль в отношениях, но во всем полагаться на нее не стоит. И ваши усилия в том, как завоевать любовь мужчины, играют далеко не последнюю роль.

Источник:reallylove.ru


УВАЖАЕМЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ САЙТА!
Обращаемся к Вам с просьбой (если конечно Вам понравилась данная статья),
Кликайте на ссылки "ПОДЕЛИТЕСЬ ССЫЛКОЙ С ДРУЗЬЯМИ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ" .
Вам это не трудно, а для нас это огромный вклад в развитие сайта.
Искрине благодарим Вас за понимание и содействие!

Дело в том, что я несколько месяцев встречалась с молодым человеком, и теперь мы расстались. Я его очень сильно люблю и не могу без него. У меня на сердце неимоверная тяжесть, боль, обида. Такое впечатление, что от меня осталась одна внешняя оболочка, а все внутренности вырвали. Я не могу ни есть, ни спать, думаю только о нём. Я никак не могу смириться с мыслью, что больше не смогу его обнять, поцеловать, поговорить с ним. Мне он очень дорог, как будто вместе с ним пропала и большая часть меня. Боюсь, что помириться и возобновить отношения мы уже не сможем. Так что же делать, как быть? Это моя первая любовь, помогите, пожалуйста.

ОТВЕТ ТАЙЯНЫ

Взаимность в отношениях между двумя любящими друг друга людьми — тема остросюжетная, и тенденция ее раскрытия подвергается характерным для нее принципам. Принципы на первый взгляд просты, но не обольщайтесь.

Искренне поблагодарите его за доставленное вам страдание. Появилась возможность получить особого рода переживания, дальнейшее развитие своей чувствительности, и, если приложите достаточно разумности и воли, то и возможность пройти переоценку своих и чужих ценностей — получить урок, очень серьезный урок. Вы должны почувствовать, что к этому, происходящему с вами моменту, вы стали сильнее. А сила дается нам по нашим заслугам. Следовательно, и испытания, более тех которые вы сможете вынести, на ваши плечи не позволено никому взваливать. Вы готовы к выполнению новых задач в вашей жизни. Настало время ремиссии. Займитесь развитием своего интеллекта. Это поможет легко пережить реплику: «Он не ваш».Конечно, такой подход к делу придет не сразу. Но это зависит и от вас, от вашей эмоциональности, страстности. Здесь они — не друзья вам, а серьезные помехи. Если эти качества вами не управляемы, то выздоровление и дальнейшее ваше развитие может надолго затянуться, а болезнь принять хронический характер. Необходимы перемены в вашем мироощущении. Будьте внимательнее. Не упустите предоставленный вам шанс. В самые трудные моменты нашей жизни перед нами появляется невидимая обычным взором дверь, указать которую часто просят ищущие свой путь земные странники. Для одного — это дворцовые ворота, для другого — скромный вход в избушку, стоящую «к лесу передом, а к вам задом», а для третьего — пока лишь маленький лучик света в конце туннеля. Каждый новый этап в жизни бывает ознаменован таким событием.

Не ропщите на судьбу. Причину обиды ищите в себе. В будущем избегайте обид. А я вам желаю скорейшего освобождения от подобной зависимости.

Страх является причиной всякой зависимости. Привязанность — это тоже зависимость. Вы боитесь остаться в одиночестве, цепляетесь за другого, привязанность называете любовью. Ваша тяжесть, боль, обида — порождение страха за себя.

Уход мужчины от вас говорит о том, что происходящее между вами идет не потому руслу. Вы не смогли своевременно остановить себя в гонке соперничества за власть над ним (к сожалению, для достижений в этой области для женского плана все средства бывают хороши). А он не выдержал такого натиска, той боли и дискомфорта, который вы доставляли ему своим поведением.

Мужчины устроены несколько иначе, и не только физически. Все, что причиняет им боль и страдание, они не могут, в отличие от женщин, долго переносить. Не пытайтесь подчеркивать всякий раз свое превосходство, перестаньте показывать своим видом и поведением, что вы осчастливили его своим присутствием. Ваш мужчина — не подружка вам, не марионетка, не предмет удовлетворения только ваших потребностей.

Часто можно слышать жалобы в виде претензий от молодых матерей. Они очень недовольны тем, что когда им ночью хочется спать, а ребенок плачет, муж не встает, не утешает, не успокаивает младенца. Это и многое другое (но до определенного момента) естественно в поведении большей части мужчин.

Сила сопротивляемости и выносливости у них меньше, чем у женщин. Не знание подобных законов приводит многие молодые семьи к разводам. Я обращаюсь сейчас к вам. И сказанное касается только вас. А с ним возможен другой разговор, и лишь тогда, когда этот человек обратится. Он автономная система, развивающаяся по своим законам, а отнюдь не по вашим. Вы многое не знаете, не понимаете в жизни. Вот и учитесь слушать и слышать не только других, но и свое сердце. В первую очередь научитесь уважать другого. На вашем пути еще много встреч и расставаний. Учитесь быть благодарной. Появится возможность по-настоящему стать любимой, а, следовательно, счастливой.


нах не находится. Зато для древнейших времен указывается несколькоотдельных фактов, по-видимому, доказывающих рабство жены.
В истории все три указанные отношения могут быть найдены в различные эпохи развития славянского права с тем существенным отличием для русского права, что рабство жены исчезает уже в начале истории,а власть мужа принимает более мягкий характер, чем у современных других культурных народов.
а) Времена древнейшие. Существенные черты рабства женысостоят в праве мужа на жизнь и в праве на свободу жены. В доказательство существования первого у древних руссов нельзя привести ни одного древнейшего свидетельства даже мифического времени (ср. суд надженой князя Владимира Рогнедой). В доказательство права на свободужены приводится обыкновенно рассказ летописи о поединке Мстиславас Редедею Касожским (1024 г.). «Рече Редедя к Мьстиславу: аще одолеешиты, то возьмеши именье мое, и жену мою, и дети моя, и землю мою; ащели аз одолею, то възму твое все. И рече Мстислав: тако буди». Если и признать это не баснословным рассказом, во всяком случае здесь дело идетоб условии варвара Касога с русским князем, также одичавшим в своихазиатских владениях. Общая ссылка на способы совершения брака черезпокупку и похищение, необходимо приводящие к рабству, уже ослаблена нами указанием на то, что у восточных славян с древнейших временимеет место и брак через приведение, и что самое похищение есть фиктивное, что, наконец, различие жен и наложниц ясно указывает на различие брака и рабства. Затем в доказательство права мужа на свободужены может быть приведен случай 1024 г., т. е. рассказ летописи о голодев Суздальской земле, когда мужи отдавали своих жен челядинам для прокормления; это выражение означает, по-видимому, что мужья передавали сами своих жен своим рабам для прокормления жен. Но ввиду голодной смерти человек действует не по сознанию права, а под давлениемкрайней необходимости, нарушающей право.
В доказательство рабства жен в древнейшие времена могут быть приведены аналогические, но более решительные сказания из времен болеепоздних, именно свидетельства о Донских казаках и сибирских пионерах.О первых Ригельман рассказывает следующее: «Если кому жена была уженемила и неугодна, или неудобна, ради каких-нибудь причин, оных менять,продавать и даром отдавать (муж) мог, водя по улицам, вкруг крича: комулюба, кому надобна? За продерзости, за чужеложство, за иные вины, связав руки и ноги и насыпавши за рубашку полны пазухи песку, и зашившионую, или с камнем навязавши, в воду метали и топили, а иногда убивст-венно мертвили» («Истории о Донских казаках»). Но в этих случаях мыимеем дело не с браком, а рабством; выражение Ригельмана, что казаки стали «брать за себя» пленниц-турчанок, калмычек и пр., принадлежит самому Ригельману, а не действительности исторической, ибо из егоже рассказа видно, что то были некрещеные пленницы-наложницы, а нежены. Что касается до сибирских колонизаторов, то их сожительницы,которых они закладывали на время и продавали, хотя и названы в указепатриарха Филарета женами, но из других свидетельств оказывается, чтоэти мнимые жены ими похищены и служат им вместо жен и некоторыетакже некрещеные. Во всяком случае здесь эти явления рассматривалисьне как право, а как правонарушение, и преследовались властью, следовательно, являются для нас фактами, а не свидетельством о праве.
Отвергая существование рабства жены в историческое, особенно христианское время, мы отнюдь не отрицаем зависимости жены от властимужа, зависимости гораздо более значительной, чем в последующие времена, даже в Московском государстве.
б) Власть мужа над женой в Московском государстве.Можно подумать, что и в Московском государстве брачное право не ушлодалеко от состояния рабства. А именно утверждают, что мужу принадлежало право распоряжаться личностью жены как по обычаю, так и по закону.Относительно первого можно привести акт 1644 г. (Рус. Ист. Библ. Т. II,№ 238) - жалобу крестьян Кижского погоста царю, где крестьяне, говоря вообще о тяжести податей и повинностей, пишут: «Платим мы всякиетвои государевы доходы, жен своих и детей закладываючи». Что разумеется здесь под закладом? Думаем, что не служилая кабала, а временноеуслужение, ибо в записях на служилые кабалы муж всегда сам с женойи несовершеннолетними детьми отдает себя в кабальное холопство (см.Ак. отн. до юр. быта, II, с. 26). В смысле служилых кабал нельзя истолковать известное место Уложения ц. Ал. Мих. (XX, 43): «А будет кто в голодное время сам себя с женою, или сына или дочь отдаст в работу на прокорм...». Здесь та разница от обыкновенных служилых кабал, что записьимеет срочное значение (а не пожизненное). В тексте Уложения делается различие между правом мужа на жену и правом отца на детей; перваяидет в услужение не иначе, как вместе с мужем, вторые могут быть отданы отдельно (но только в услужение).
Установление общего местожительства супругов и сообщение прав состояния, как известно, имеет то значение, что жена должна следовать замужем в его домицилий и разделять с ним его общественное положение;это общее правило, имеющее силу и теперь, в древнейшем праве моглопривести к ограничению и полному лишению свободы жены. Общееместожительство и сообщение прав состояния для древнейшего времениимело весьма невыгодное для жены значение, потому что из него истекали выдача на поток с женой и с детьми и продажа в рабство за долги и запреступления мужа. Но это изъясняется в истории уголовного и гражданского (обязательственного) права. В московском праве оно не имеетуже такой строгости: местожительство может быть даже определенодомицилием жены: о том свидетельствуют те акты, которыми определяются имущественные отношения супругов, в случае вступления мужав дом жены. В своем месте мы скажем, что муж в этом последнем случаеменяется ролью с женой, приносит ей приданое и т.д. Но для обратного уравновешивания таких фактов в московском праве можно сослатьсяна затворничество жен, причем местожительство является заключением жены, пожизненным лишением ее свободы властью мужа. Так можноподумать, судя по сказаниям иностранцев, например, Герберштейнаи Майерберга (о воспрещении женам выходить из дому даже в церковь,о гаремном заключении их в доме и о закрытых выездах). Все это можетбыть отнесено только к высшим классам, заразившимся татарскими обычаями, но не к огромному большинству сельского населения. Обратныеже сведения об уличной распущенности женщин, сообщаемые теми жеписателями, относятся к городской черни.
Право наказания жены. Свидетельства об обычном праве в этом отношении далеко не равного достоинства; наименьшее значение имеют показания иностранцев анекдотического характера (каков анекдот Герберштейна о муже-немце и жене русской, якобы свидетельствующий о привычкежен русских к наказаниям от мужа). Большее достоинство имеют показания источников туземных, каков, например, Домострой, из котороговидно, что обычное право стремилось урегулировать право наказанийорудиями их (допуская наказания болезненные, но не членовредитель-ные). Это подтверждается и судебными актами (например, 1640 г.), гдеобычное право относительно этого вопроса выражено так: «... смирятьжена своя по вины и полюдцки, а не безвечьем» (Ак. Юр., с. 313). Способы регуляризации состоят: а) в брачных контрактах, как свидетельствуето том Коллинз (Чт. в об. ист. и др., 1846); б) в суде и в) наконец, в возможности расторжения брака по причине жестокости обращения.
Простиралось ли право наказания до права мужа на смертную казньжены за преступления? Такое право, как известно, принадлежало мужу,по законодательству почти всех даже культурных народов; оно определено и в памятниках византийского права, реципированных у нас (Зако-не Судном людем). Прохирон и эклога позволяют мужу убить соучастника в прелюбодеянии жены безнаказанно, следовательно, такое же правоeoipsoпредоставлено и относительно виновной жены. В пример того жеправа у европейских народов можно привести постановление Фризов,указывающее, что брачный меч не есть пустой символ в руках мужа.
В русских памятниках и законодательных и бытовых не находим этогоправа. Из древних законодательных памятников сошлемся на договоррусских с немцами 1229 г., где находим: если русин застанет латининасо своей женой, то платится 10 гривен (ст. 17). Постановление это темзамечательнее, что оно помещено именно в договоре с немцами, у которых, как мы видели, господствовало в этом случае право меча. В РусскойПравде (Кар. 101) находим: если кто убьет жену, то тем же судом судити,как мужа; если же будет виновата, то полвиры 20 гр. Статью эту (см. выше,с. 374) можно изъяснить так, что за убийство жены (мужем) муж платитполную виру, но если она была убита за вину (разумеется прелюбодеяние),то наказание убийце, хотя и понижается вдвое, однако полагается.
Именно в таком виде мы находим это право в Московском государстве; хотя в московских законах о том ничего не постановлено, но судебные акты показывают, что убийство жены без вины с ее стороны кара-лось точно так же, как и убийство постороннего, т. е. смертью. Если женаубита за незначительное преступление общего характера, например,кражу, то наказание убийце-мужу понижалось: именно назначались чле-новредительные наказания (случай 1674 г.). Если жена убита мужем запрелюбодеяние, то наказание убийце назначалось еще менее тяжкое,именно кнут. Например, в 1664 г. «Ивашка в убивстве жены своей винился, а убил-де жену свою до смерти за то, что она от него воровала блудно. Учинено ему наказание: бить кнутом и отдать на частные поруки»(П. С. З., № 355). Во всяком случае и это смягченное наказание показывает, что убийство жены мужем за прелюбодеяние есть преступление, а неправо мужа. Справляясь для аналогии с правами других славянских народов, находим в них свидетельства, что мужья отказываются исполнитьрешение суда (основанное на реципированном праве) казнить своих женза прелюбодеяние (сказание о Болеславе II и житие Адальберта). В видуэтого мы должны признать неверными рассказы иностранцев (Коллин-за) о праве мужа казнить жену в Московском государстве XVII в.
в) Время после Петра I. По общему закону исторической жизни(закону переживания) и в московском праве до самого конца Московского государства (замены его империей) можно еще наблюдать устарелыечерты древнейшего несвободного состояния жены, между тем, как жизньуже давно ушла вперед и создавала учреждения, совершенно противоречащие рабству жены. Уже тогда наклонность к установлению равенства суп-ружеских отношений выразилась как в идеях литературных, так и в учре-ждениях. В одном и том же хранилище устной словесности, напримерв пословицах, можно найти и следы рабства жены и высокие черты гуман-ного и цивилизованного права. Уже тогда выражается то же стремлениеи в законе. Не будучи равными между собой во внутренних отношениях, муж и жена пользовались равенством в своих отношениях к третьим лицам - к детям и к обществу. Правоспособность и дееспособностьжены ничем не ограничены (см. Суд. 1-й, 52 и 49). Что касается до временипосле Петра, то наше законодательство богато только определениями повопросу о праве местожительства жены: именно о праве жены не следовать за мужем в случае ссылки за преступления; об обязанности жен крестьян следовать за мужьями при высылке их помещиками на поселениев Сибирь (ук. 1760, П. С. З., № 11166); об обязанности жены следовать замужем - иностранным подданным. Относительно же прочих прав личных мы находим здесь весьма немногое. Собственно их коснулся толькоустав благочиния или полицейский 1782 г. Здесь об обязанностях мужавыражено следующее общее правило: «...муж да прилепится к своей женев согласии и любви, уважая, защищая и извиняя ее недостатки, облегчая ее немощи, доставляя ей пропитание по состоянию и возможностихозяина». Здесь мало можно найти определенных постановлений, кромепоследнего - обязательства мужа доставлять жене пропитание по состоянию. Слова устава благочиния вошли в т. Х Свода Законов почти с буквальной точностью. Вообще личные отношения супругов с положительной ихстороны не уловимы для законодательства. Столь же неполно могут бытьопределены и отношения жены к мужу, т. е. обязанности подчинения мужу.В том же уставе 1782 г. они выражены так: «... жена да пребывает в любви,в почтении и послушании к своему мужу и да оказывает ему всякое угождение и привязанность, аки хозяйка». И это постановление вошло в СводЗаконов, но уже не с такой точностью, именно в Своде прибавлен весьмахарактерный термин - «в неограниченном послушании». Понятие «неограниченности» власти было однажды выражено в нашем законодательстве до издания Свода, именно в одном сенатском решении 1802 г. (П. С. З.,№ 20519); тогда возник вопрос об отношении родительской власти к власти мужа, причем сенат выразился: «Одно лицо двум неограниченнымвластям, каковы суть родительская и супружеская, совершенно удовлетворить не в состоянии, а особливо в случае могущей быть между изволениями их противоположности». Но это понятие, противоречащее исто-рическому ходу предшествовавшего законодательства, высказано сенатом мимоходом и не должно бы было входить в букву закона. Будучи взятов буквальной точности, оно должно бы вести к отказу жене в праве искана мужа по какому бы то ни было делу, чего наше законодательство неотнимало у жены ни прежде, ни ныне. Что послепетровское право шло неназад, а поступательно в деле определения равенства в отношениях супругов друг к другу, это доказывается характером законодательства этоговремени в определении имущественных отношений супругов.

1. При взаимных отношениях каждый партнер вносит в них какой-то вклад, и каждый партнер получает от них какую-то пользу. И вклад, и польза должны быть оговорены либо они должны быть совершенно равными. При этом крайне важно чтобы каждый человек чувствовал, что он получает нечто цeнное в обмен на то, что дает.

2. В определении ролей дающего и принимающего есть определенная гибкость. Будь то молчаливое интуитивное понимание формальный контракт или нечто промежуточное, существует механизм, благодаря которому каждый партнер знает, когда он получает, а когда отдает. Все время, пока продолжаются отношения, у обоих партнеров присутствует ощущение искренности и взаимности.

3. Оба партнера обладают способностью ощущать ценность своего вклада в отношения и выражать признательность за то, что они получают.

4. Обе стороны ценят обособленность, индивидуальность и наличие границ. В случае конфликта оба партнера пытаются проработать свои различия, проявляя уважение к чувствам и точке зрения своего партнера.

5. Нет никакой необходимости «вести счет». Отслеживание, кто что сделал и кто кого «поимел», указывает на то, что кто-то из партнеров чувствует, что их отношения не взаимны или у него есть сложности, то есть иногда ощущается несоответствие между тем, что он дает, и тем, что получает.

Если вы воспитывались в относительно здоровой семье, то, вероятно, многие из этих принципов вам близки и являются вашей второй натурой. Хотя у вас могут быть какие-то «кнопки», на которые время от времени кто-то нажимает (ничьи «лучшие годы» не были идеальными и совершенными), маловероятно, что вы проецируете нездоровые части свой личности, искажаете реальность и, скорее всего, вы менее уязвимы в отношении созвучия вашего внутреннего мира проекциям других людей. Короче говоря, скорее всего, у вас достаточно устойчивые границы, и вы практически не испытываете потребности жить в мире фантазии. Есть люди, которые в раннем детстве подвергались сильному нарциссическому воздействию и могли унаследовать внутреннюю искажающую призму. У вас, к счастью, сформировалось мало внутренних помех, не дающих точно воспринимать то, что вы считываете или слышите от других. Поскольку вы имеете реалистичный взгляд на себя (как в отношении силы, так и в отношении слабости), а также способность к эмпатии, то вы можете «входить в положение других людей» и смотреть на них, находясь в уравновешенном состоянии. Ваша личная жизнь относительно свободна от межличностных конфликтов, так как вы стараетесь вступать в отношения с другими здоровыми людьми.

Если вы воспитывались в здоровой семье, но столкнулись с нездоровыми проявлениями нарциссизма, например, на работе или в каком-то другом месте, где взаимодействие с людьми не зависело от вашего выбора, - в церкви, в клубе или в других социальных группах, к которым вы принадлежите. Увы, нарциссические личности есть повсюду, и если не удается их избежать, вы должны понимать последствия своего выбора, признавать все ограничения и присущую вам уязвимость, реалистично воспринимать того, с кем вы имеете дело, и устанавливать необходимые границы. Будьте признательны, что в вашей жизни есть взаимные отношения в противовес нарциссическим, которые неизбежно встают на пути всех ваших устремлений в современном мире. Те люди, которым повезло меньше, платят высокую цену за то, чтобы достичь такой самооценки, которую вы получили в дар от здоровой семьи


В IV части книги «Особенные люди» мы вернемся к этим защитным (copiпg) стратегиям на более глубоком уровне, применительно к обстоятельствам, в которых нарциссизм может быть особенно мучительным. В главе 14 мы рассмотрим подростковый возраст как повторение стадии, на которой ребенок начинает ходить, - но на более высоком уровне. В этот период некоторые проявления нарциссизма являются нормальными, а некоторые - нет. Вы думаете, что понимаете разницу? Вы узнаете, что говорят специалисты, и увидите, насколько хорошо вы можете судить о поведении подростка.

В подростковом возрасте часто проявляется зависимое поведение, когда развитие мозга и характера подвергается испытанию биологическими и социальными факторами, присущими взрослению. У людей, которые с раннего возраста испытывают дефицитарность, она сочетается с уникальной непереносимостью чувства стыда, и в результате такого сочетания формируется весьма интересная связь между зависимостью и нарциссизмом. В главе 15 вы узнаете, как разлады в семье и в развитии Самости могут привести к наркотической зависимости, и можно даже предсказать, какому именно наркотику будет отдано предпочтение. Является ли нарциссическая личность также зависимой? Могли бы вы сами стать созависимой личностью?

Изучение вопросов любви и близких отношений побудило нас обратиться к исследованию ранней привязанности к «первичному воспитателю». От того, насколько мы чувствовали себя любимыми, насколько у нас было развито ощущение безопасности, насколько нам удалось справиться со своим детским нарциссизмом и насколько у нас сформировалась психологическая автономия, зависит эмоциональный тон в близких отношениях на протяжении всей жизни. Ощущение подверженности инфляции, фантазии об идеальной любви, примитивное стремление к слиянию - является ли все это любовью или нарциссизмом? Ответы найдете в Главе 16.

В большинстве случаев современная рабочая обстановка является стрессовой; при этом нарциссическое руководство оказывает вредное воздействие на рабочих и служащих. Так как нарциссические личности стремятся к власти, которая бы накачала их инфляцию и избавила бы их от чувства стыда, то, скорее всего, мы столкнемся с самыми наглыми и самыми безжалостными из них там, где есть хотя бы малая толика подконтрольного им piece оf turf. В главе 17 можно узнать об уязвимости, скрывающейся за маской всемогущества, которая побуждает нарциссическую личность одним шевелением перста делать нестерпимой жизнь других людей. Если вы хотите продолжать с ней игру, то в этой же главе вы найдете «прикуп», который позволит вам остаться «при своих».

Если, по вашему мнению, с Мамой и Папой было трудно жить, пока вы были маленьким, то просто подождите, что станет с ними, когда процесс старения медленно и безжалостно лишит их привычных им защит. Глава 18 полезна для любого взрослого ребенка, родители которого являются нарциссическими личностями и который все еще питает надежду - пока есть время - чтобы его воспринимали как индивидуальность и чтобы он имел в глазах родителей хоть какую-то ценность. В какой мере вы можете идти на уступку в отношениях, которые обещают так мало взаимности? Престарелая нарциссическая личность подвергнет вас решительному испытанию.


Часть четвертая

«Особенные люди»