В первом послании к Коринфянам апостол Павел советовал супругам воздерживаться от брачного общения во время поста: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве только по согласию, на время, для упражнения в посте» (1 Кор. 7. 5). В церковных канонических правилах установлено воздерживаться в большие праздники и в воскресные дни (начиная с вечера предыдущего дня), потому что в эти дни духовная жизнь приносится (во всяком случае, должна приноситься) Господу.
От невоздержания родителей (особенно во время Великого поста!) дети рождаются слабые, подверженные разным болезням и отпечатлевающие на себе невоздержание родителей, – так писал в IV веке преподобный Исидор Пелусиот. Оптинский старец иеросхимонах Амвросий в одном из писем пишет: «Болезнь вашей жены по вашей же вине: или не почитали вы праздников в супружеских отношениях, или не соблюдали супружеской верности, за что и наказываетесь болезнями жены» (Собр. Писем к мирским особам; Письмо 105).
Нарушения духовных и физиологических законов, касающихся супружеской жизни (например, невоздержание в период месячных, беременности), несут за собой наказания самих нарушителей и оказывают плохое действие на их потомство.
Но более страшную участь готовят себе и своим детям прелюбодеи и блудники. Многие знают, что за грехи родителей расплачиваются их дети до четвертого поколения (Чис.14. 18; Исх. 34. 7). Вот как Писание показывает судьбу детей грешников: «Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми (не на своих ли детей мы сетуем, что они связались «с улицей» и стали шастать по подвалам?). Наследие детей грешников погибнет, и вместе с племенем их будет распространяться бесславие. Нечестивого отца будут укорять дети, потому что за него они терпят бесславие (и дети это чувствуют подсознательно). Горе вам, люди нечестивые, которые оставили закон Бога Всевышнего! Когда вы рождаетесь, то рождаетесь на проклятие; и когда умираете, то получаете в удел свой проклятие. Всё, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые – от проклятия в погибель. Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится» (Сир. 41. 8-14).
Сейчас много говорят о наркомании. И, вероятно, никогда уже не перестанут говорить, также как и не найдут её социальных причин и методов лечения. Ибо причины и лечение – в духовной жизни людей. Наркологическая статистика выявила очевидную закономерность: наркоманами становятся дети, родители которых:

1. Делали аборты.
2. Участвовали в разрушении церквей и монастырей.
3. Поражены пороками блуда и содомии.
4. Будучи педагогами, воспитывали детей в атеизме.
5. Будучи медработниками, делали аборты и применяли методы против деторождения.
6. Будучи работниками СМИ, проводили пропаганду против деторождения.
7. Не любили своих детей.
8. Пьют, воруют.

Но из всех грехов, тяжелее ложащихся «родовым проклятием» на потомков, является грех блудодеяния: «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3. 16-19). И далее Соломон объясняет почему: «Ибо дети, рождённые от беззаконных сожитий, суть свидетели разврата против родителей при допросе их» (Прем. 4. 6).
«Дом блудницы ведёт к смерти, и стези её – к мертвецам; никто из вошедших к ней не возвращается и не вступает на путь жизни» (Притч. 2. 18-19). Святые отцы определили грех блуда третьим по тяжести после человекоубийства и отречения от Христа. Причём человека, совершившего блуд, они назвали не просто согрешившим, а совершившим падение. Вот как показывает это различение Илия Критский: «Кто каким путём совратился, тем опять и возвращается. Например, если кто руками похищал собственность ближнего, то руками может своё имение раздать нищим. Также бывает и в других согрешениях. Но согрешивший против целомудрия возвращается не тем путем, которым пал, но другим, то есть плачем, постом и стенанием. Посему грех блудный и называется собственно падением» (Лествица, с.134 М., Сретенский монастырь, 2002).
Не будем забывать, что и помыслы блудные есть грех (Мф. 5. 27-28). Так преподобный Евфимий Великий заметил блудного беса в одном из братьев лавры и запретил ему именем Господа. Брат тотчас упал на землю, испуская пену и беснуясь. Когда подошла к этому месту братия, преподобный сказал им: – Видите ли брата сего, свято жившего от юности и доселе в чистоте тела своего? Ныне же, ослабев немного, с вожделением помышлял о плотской сладости, услаждался теми скверными мыслями, и вот отдан бесу… Вразумимся же мы несчастием его, и да знает каждый, что если кто и не прикасается к чужому телу, а любодействует умом, принимая скверные мысли, удерживая их, соизволяя им и услаждаясь ими, – тот есть блудник, и бес обладает им. А теперь помолимся о нашем брате…
Преподобный авва Дорофей в книге «Душеполезные поучения» показывает, почему блуд является тяжёлым грехом: преподобный Илларион изгнал из одной девицы беса и спросил этого беса почему он не возвратился к тому юноше, который колдовством послал его в эту девицу. И бес ответил: – В этом юноше уже живет мой товарищ, любострастный бес блудный. А как известно из учения святых отцов, слабые бесы замещаются в человеке более сильными.
Почему же Господь так жестоко наказывает за этот грех? Ответ даёт пророк Осия: «Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали… Господу они изменили, потому что родили чужих детей» (Ос. 5. 7). Так же сурово Бог наказывает и отцов, которые «предались постыдному, и сами стали мерзкими, как те, которых возлюбили… А хотя бы они и воспитали детей своих, отниму их, ибо горе им, когда удалюсь от них!» (Ос. 9. 10-12).
«Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет! Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть» (1 Кор. 6. 15-16).
Иногда я слышу: – Вот ведь Бог какой немилосердный,.. почему же Он нас не простит? Но неужели не виден в таком «мнении» просто неприкрытый эгоизм, огромное себялюбие, а не боголюбие? На что я отвечаю: – а что вы сделали для того, чтобы Бог не удалился от вас?
И не по причине ли умножившегося в последние годы блудодеяния так резко возросло число детей олигофренов и просто бесталанных? Полагаю, что данная тема ещё ждет своего исследования, но по собственным жизненным наблюдениям могу отметить ту закономерность, что в так называемых «гражданских браках» и у матерей, которые детей «нагуляли», дети имеют трудную и печальную судьбу.
Повсеместно растёт число внебрачных детей. В Пермской области в 2002 году таких малышей – 46 процентов от общего числа новорождённых [Деловое Прикамье, 1.04.2003], в 2005 году только матерей-одиночек было 20 процентов от общего числа семей, плюс 18 процентов семей по установленному отцовству.
Препятствующих женитьбе без веских на то оснований, слово Божие поставляет в число людей особенно грешных (1 Тим. 4. 3). Холостая жизнь будет особо распространена перед кончиной мира, из чего уже видно демонское к этому старание.
Может, сделаем правильные выводы для себя и для тех, кто нам дорог, чтобы не случилось так, что Бог сбережёт для детей наших – несчастья наши? (Иов. 21. 19). А исполнились бы слова мудрого Соломона: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притч. 17. 6).

Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих.
(Лк. 15: 18–19)

Возлюбленные верующие!

Как и Евангелие минувшего воскресенья, имеет ту же важную цель – подготовить нас душой и телом к подвигу святого и Великого поста. Если Евангелие минувшего воскресенья говорило о грехе гордыни и чрезвычайной важности смирения, то сегодняшнее говорит о мерзком грехе блуда и спасительной силе покаяния.

Велика мудрость святых отцов! Сначала они показали нам грех гордыни, от которого гибнет душа, а затем грех блуда, от которого гибнет тело человеческое. Первый грех, совершенный Адамом, поселяется в сердце человека и умерщвляет душу, а второй овладевает его умом и умерщвляет тело. Оба они, встретившись, полностью губят род человеческий, становясь для него залогом вечной геенны огненной.

Итак, как душа сроднена с телом, так и гордыня – родня блуду. В большинстве случаев грех блуда шествует вслед за гордыней. Святые отцы в один голос говорят: «Возносящийся деланием добродетелей впадет в блуд» (Иоанн Лествичник, преподобный. Слово 4. О послушании. Гл. 27). Итак, чтобы подготовиться и душой и телом к поприщу поста, сегодня мы будем говорить о грехе блуда и силе покаяния. И прежде всего последуем за Святым Евангелием.

Человек, имеющий двух сыновей, – наша совесть. Тело уподоблено младшему сыну, поскольку более преклонно ко греху. Старший же сын – душа

Человек, имеющий двух сыновей, – это наша . Тело уподобляется здесь младшему сыну, поскольку оно слабее и более преклонно ко греху. Старший же сын – душа, как более стойкая в добродетели и более послушная Богу.

Тело, оказавшись во власти страстей, часто испрашивает у совести свою долю имущества, чтобы расточить его затем в удовольствиях. Оно просит себе, таким образом, свободы, денег, хорошей одежды, кушаний, вина, окаянных развлечений и т.д. Избавившись однажды от узды совести, опьянев от свободы, молодости, всяких похотений, оно отдаляется в страну блуда, чуждую Бога, забывая о своем старшем брате и господине – совести.

Там оно растрачивает все свои естественные дары: здоровье, молодость, имущество, прекрасные годы, свободу. Там оно впадает в суровый голод, то есть лютые телесные болезни, нищету, лишения и, наконец, отчаяние. Там оно становится всецелым рабом сатаны, который ставит его сторожить свиней, то есть все скотские грехи, и заставляет и других вовлекать в такое тяжкое падение, как это. Ведь один плотский грех, единожды совершенный, влечет за собой и другие, еще более лютые.

О, какое ужасное падение, братия! Грех блуда тем труднее исцелить, чем больше он повторяется, и он тем ужаснее, что владеет всеми людьми. Поистине нет сегодня греха более мерзкого для людей и Бога и более распространенного во всем мире, чем блудный грех. В теле юноши и старика, в доме бедного и зажиточного, в шалаше сторожа и дворце богача – всюду присутствует темный дух блуда.

Особенно в нашем столетии блуд орудует с ужасающей яростью и силой. Он разбивает сосуды самые честные, прельщает умы самые похвальные, издевается над телами самыми юными, пятнает ланиты девства самые чистые, обманывает матерей самых молодых, исполняет бесчестия самых пожилых. Этот диавольский дух не жалеет ни невинных младенцев, ни иссохшие груди, ни бездетных родителей. Он окаменяет сердца матерей, делает убийцами супругов, бесстыжими молодых и сынами геенны всех, кого порабощает.

И откуда столько злости у диавола на бедный род человеческий? Может, сатана, зная, что у него уже остается мало дней, изо всех сил рвется соблазнить людей всякими плотскими грехами, которыми легче искусить любого человека? Только так объясняется то, почему в наше время грех этот так распространен. Едва ли есть юноша, который не согрешил бы до брака. Редко находится женщина, которая не лишилась бы плода чрева по собственной воле. Почти не найти супруга, который хранил бы ложе свое нескверным, или молодоженов, которым не грозили бы размолвка и развод по причине всё того же безобразного греха.

Блуд стал социальной язвой всего человечества. Его можно встретить везде

Таким образом, блуд стал социальной язвой всего человечества – каким-то раком, от которого, кажется, нет никакого врачевства. Дух блуда рычит, как дикий лев, и рыскает повсюду, чтобы прельстить как можно бо льших. Его можно встретить везде: он весело разгуливает по всем дорогам, торчит на каждом перекрестке, отдыхает во всех кабаках, развлекается на вечеринках, прельщает взоры молодых, сидит безвылазно в домах женатых, не отходит от домов вдовиц, смеется на улицах, дает себе волю на торжищах, суля нечто великое; он подбивает человека на пьянство, дурные шутки, греховные встречи, многоспание. Дух блуда стучится в ворота каждого смертного, распахивает двери многих домов и окна многих сердец, умягчает помыслы самые твердые, ставит на первый план естество, представляет грех самым малым.

Да где только не ходит он в поисках душ человеческих! В каком селе не встретишь его, в каком городе он не царит, по какой дороге не разгуливает сегодня блуд без всякого стеснения, так что если мы крепко не боремся с самими собой, то он входит незваный внутрь? Иногда он блуждает и по самым пустынным местам, задавая тяжкую брань даже избраннейшим пустынникам и святым.

Святые отцы велят нам бежать от этого тяжкого греха, а не сражаться с ним лицом к лицу, ведь мы не сильнее Давида и не мудрее Соломона, которые были побеждены блудным грехом.

Редкий человек не одержим этим нечистым духом. И совершенно счастлив тот, кто, будучи борим блудом, выходит сильным и непобежденным, как Иосиф Прекрасный. Блажен, кто не согрешает взором, намного блаженней, кто может хранить и помысл, и трижды блажен, кто никогда не падает через посредство пяти чувств.

Грех этот рождается в человеке почти незаметно. Сначала входит через глаза и уши, затем начинает овладевать мышлением…

Грех этот рождается в человеке почти незаметно. Сначала входит через глаза и уши, затем начинает овладевать мышлением, воображением, разумом, волей, а когда проникает в сердце, то грех уже готов, крепость разрушена, душа покорена. Он рождается, таким образом, от необузданности чувств. Возрастает от многоспания и беспорядочного вкушения пищи. Достигает зрелости и начинает порабощать человека от пьянства, греховных развлечений, самоуверенности; от всё большего отдаления от храма, молитвы, чистой исповеди, поста, христианской жизни. И наоборот, блуд побеждается молитвой, ослабляется постом, очищается частой исповедью, исцеляется смирением, отгоняется хранением чувств, воздержанием и памятованием о смерти.

Разрушительное действие этого греха легко понять по его последствиям, столь ужасным, встречающимся на каждом шагу. Самое обычное последствие – это, несомненно, страдание: болезнь тела, ослабление ума, помрачение и даже смерть совести. А самое тяжелое и последнее последствие – полное забвение Бога и отчаяние.

Воздержный человек хорошо развит телесно и здоров, лицо у него светлое, глаза чистые, слово сладкое, а блудник всегда болезнен, лицо у него бледное, глаза красные и неспокойные, слово жестокое или соблазнительное; тело зачастую дрожит, спит он плохо, во сне видит много видений.

Блудник очень боится смерти, и ему даже хотелось бы, чтобы Бога не существовало

Воздержный человек мирен, спокоен во всех неприятностях, мыслит глубоко, любит пост, храм, молитву, исповедь и с великой радостью принимает Святые Тайны. А оскверненный, наоборот, всегда беспокоен на вид, готов к ссоре, мысли его рассеянны, ум утомлен и смятен, чувства нечисты. Поста он совершенно избегает, говоря, что от него ослабевают; в церковь не ходит, потому что не находит для этого времени; не молится, потому что стыдится людей; не исповедуется, потому что стыдится священника; не бросает греха, ведь, говорит он, ему уже нет спасения. Блудник очень боится смерти, и ему даже хотелось бы, чтобы Бога не существовало, ни смерти, ни Суда, чтобы грехи его не открылись.

В семье воздержного христианина царит мир, дети веселы и здоровы, жена покорна и милосердна, во всем благочиние, а дом валяющегося в этом грехе всегда сотрясается ссорами, сквернословием, оргиями и пьянством, неизлечимыми болезнями, разводами и судами. Жена его не радуется детям, колыбель пуста, двор безжизнен, всё перевернуто вверх дном.

Как мучительна и достойна слез судьба человека блудного и снедаемого червем отчаяния! Возлюбленные верующие, но последуем дальше за нитью Евангелия.

Блудный человек в какое-то время, насытившись грехов, оставленный детьми, женой, друзьями, людьми, собственной совестью и отдалившийся от благодати Божией, во многих случаях приходит в чувство. Так, вспоминая о невинном своем детстве, о любви матери, растившей его с таким трудом, и о милости Божией, он приходит в себя, как евангельский блудный сын, и его охватывает тоска по отчему дому.

Всё более обличаемый совестью, подстегиваемый болезнями и напуганный приближающимся часом смерти, он поднимается из своего падения, печально смотрит вдаль, начинает слезить, жалеет о том, что сделал, ему становится отвратительной эта чужбина, и затем он начинает горько плакать. Он поворачивается, таким образом, к душе своей, к совести, к Отцу своему, вопия: «Душе моя, душе моя, востани, что спиши?» (из Великого канона), или как блудный сын: «Отче! я согрешил против неба и пред Тобою и уже недостоин называться сыном Твоим; прими меня в число наемников Твоих (Лк. 15: 18–19). Я осквернил землю грехами своими, растратил годы свои, здоровье бесценное, молодость, имущество; я не послушал Тебя, убежал из дома Твоего, лишил себя радости нахождения в храме Твоем, осквернил тело свое, ложе, дом свой; умертвил плод тела моего, бил жену, ввел в соблазн столько людей грехами своими! А теперь я не могу больше терпеть, я голоден, одежды мои новые изорвались, денег больше нет, болезни одолевают, никто меня не принимает, никто не лечит, никто меня больше не знает!.. Прими меня к Себе, Боже мой! Я согрешил на небо и пред Тобою, но сделай меня последним батраком Твоим!..»

О, как редкостно и драгоценно покаяние блудника! А Благий Бог, будучи всегда милостив, выходит на дорогу навстречу ему

О, как редкостно и драгоценно покаяние блудника!

А Благий Бог, будучи всегда милостив, выходит на дорогу навстречу ему, ждет его, лобзает, выслушивает его исповедание, прощает ошибки и затем одевает в новые одежды покаяния, дает перстень на руку, вводит в дом Свой и здесь, в великом веселии, закалывает для него откормленного теленка.

Возвращение блудника совершается только через великое сокрушение сердца, через чистое исповедание, исполнение епитимии, данной священником. Только так он бывает одет в драгоценную одежду надежды спасения, получает золотой перстень, то есть знак прощения грехов и нового обручения со Христом. Затем он ведется в Святую Церковь, где о его возвращении радуются ангелы, и здесь питается Пречистыми Тайнами Иисус Христовыми и возвращается в первую честь.

Возлюбленные верующие!

Велик грех блуда, но больше него милость Божия! Это верно, что весь мир кажется домом беззакония, но Бог еще терпит. Грех этот тем труднее теперь простить, что он совершается открыто, безо всякого стыда и смущения. Но у Бога еще есть терпение. Он еще выходит нам навстречу, ищет нас, стучится в дверь сердца нашего перстом Своего милосердия; если мы не отвечаем Ему, Он встречает нас болезнями, искушениями, нищетой – может, мы хоть так пробудимся к покаянию. Мы медлим, но у Него еще есть терпение!

После того как Адам согрешил, Бог не оставил его совершенно. Адам восхотел, согласился, вкусил, пал, не исповедался чисто, а переложил вину на Еву; так он был изгнан далече, в страну грехов. И там, вдали, бедный Адам, уязвляемый тернием и волчцами, вспомнил об Отце своем и стал непрестанно взывать: «Господи, я уже недостоин быть господином в саду Едемском, но прими меня как непотребнейшего раба Твоего… Я воззрел, восхотел, вкусил, согрешил, но прими меня обратно… Из глубины воззвах к Тебе, Господи! Господи, услыши глас мой… Изведи из темницы душу мою » (Пс. 129: 1; 141: 8).

Так плакал Адам много лет со всеми потомками своими. Милостивый Бог услышал его, вышел на дорогу навстречу ему. И там, где Бог встретился с человеком – Христос с Адамом, – воздвигнут был Крест к небу, Крест милосердия Божия.

Итак, и нам Бог выходит навстречу, призывает к покаянию, ждет нас целую жизнь, только бы мы пришли. И если мы слышим глас Его, каемся в грехах наших и обращаемся к жизни новой, покаянной, тогда Иисус Христос встречает нас с радостью великой – ведь мы были мертвы и ожили, были потеряны и нашлись (см.: Лк. 15: 24).

А если мы не слушаем Бога и не каемся, тогда Он на пороге пустой церкви или на пути, где ожидает нас, с отеческой жалостью плачется устами пророка, говоря: «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня. Вол знает ясли господина своего, а Израиль не знает Меня» (ср.: Ис. 1: 2–3), и еще: «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» (Пс. 48: 21).

Одним из наилучших путей отказа от всякого земного сластолюбия и возвращения ко Христу является путь поста. Потому что распущенность тела преодолевается подвигом поста, распущенность ума обуздывается смиренномудрием, осквернение сердца пожигается пламенем чистой молитвы и глубиною смирения.

Вот, Великий пост ожидает нас – добрый путь, путь святой, царский путь покаяния, встречи с Богом, потому и читалось это Евангелие перед постом. Отвергнем же мерзкий грех блуда во всех его видах. А вместе с ним отвергнем и все грехи.

Матери да жалеют плод чрева своего, ведь им придется дать тяжкий ответ за грех детоубийства. Родители да берегут честь дома своего, чтобы радоваться долголетию и счастью детей своих. Дети да слушают родителей, чтобы не унаследовать судьбу евангельского блудного сына. Юные, так же как и старые, девы и вдовицы, нищие и живущие в достатке, бегите все от язвы плотских удовольствий, чтобы в жизни сей иметь многое здоровье, счастье и мир в душе, а на том свете – вечный покой.

Родители да жалеют детей своих, да учат их только полезному, да не отпускают в мир с малых лет, без всякого надзора, чтобы не поглотил их водоворот плотских грехов и не погибли они вдали от Бога. Водите их чаще в храм, на исповедь; делайте их верными чадами Церкви и общества, а не слугами диавола. Будем любить дом Отца нашего, дом, в котором мы родились духовно. Возвратимся же к себе домой!

Каждый день Великого поста – это ступень. В начале поста мы уподобляемся Адаму, изгнанному из рая, и блудному сыну

Это возвращение может совершиться за час, за день, но Церковь установила нам семь недель поста и покаяния. Каждый день Великого поста – это ступень, ведущая нас всё выше и соединяющая со Христом. В начале поста мы уподобляемся Адаму, изгнанному из рая, и блудному сыну, а по мере приближения к Святой Пасхе мы – как чада, возвратившиеся в отчий дом, уподобляясь таким образом Адаму искупленному и сыну, обретенному отцом своим. А Вербное воскресенье – это день, когда мы входим с Господом в Иерусалим с радостью великой и вечеряем с Ним от тельца упитанного, то есть принимаем . Ведь только кто разрывает связь с грехом, исповедуется и постится, только таковой достоин войти со Христом в Новый Иерусалим и вкусить от Его вечери.

Вот истинный смысл нынешнего Евангелия.

Итак, в качестве вывода, возлюбленные верующие, отбросим гордость души и услаждение тела нашего. Будем жить жизнью новой, чистой, мирной, благочестивой. Мы храмы Духа Святого, не будем же делаться капищами блуда (см.: 1 Кор. 6: 19). Есть много родителей бездетных, семей разоренных, колыбелей пустых, детей без матери и матерей без радости! Есть много людей, валяющихся во всяком блуде. Мы же не будем такими. Мы расточили молодость свою в удовольствиях. Хватит! Вставайте, пойдем ко Христу!

Мы придем к Нему через пост, умилостивим Его молитвами, исповедью, поклонами, слезами. Упадем к Нему в ноги и скажем: «Отче! я согрешил против неба и пред Тобою», – а Он, как Благий Отец, примет нас, разорвет рукописание грехов наших, утрет слезы наши, исцелит болезни наши, укрепит надежду нашу, оденет в одежду белую и наденет золотой перстень на руку нашу в знак примирения, войдет с нами в Церковь Свою, напитает Телом Своим и будет радоваться неизреченно вместе со всем небом и землей, потому что мы мертвы были и ожили, потеряны были и нашлись. Аминь.

DatsoPic 2.0 2009 by Andrey Datso

Негативное воздействие на потомство оказывают нарушения родителями законов супружеской жизни. Особо печальна участь детей тех родителей, которые занимались блудом и прелюбодейством. В Ветхом Завете говорится, что до четвертого поколения распространяется расплата за родительские грехи. (Чис.14. 18; Исх. 34. 7).

Дети, рожденные у больших грешников

В Священном Писании описана печальная судьба детей людей, живущих во грехе. «Дети грешников бывают дети отвратительные и общаются с нечестивыми». В этих словах заложено сходство и с современными реалиями - взрослые жалуются, что их дети стали «уличными», водить дурные компании. На таких детей распространится бесславие их родителей. Детьми будут высказываться слова укора в адрес нечестивого отца, так как из-за него и дети терпят бесславие. В Писании говорится о том, что люди нечестивые, оставившие Бога, испытают распространение своего несчастья и на детях. «Всё, что из земли, возвратится в землю: так нечестивые – от проклятия в погибель. Плач людей бывает о телах их, но грешников и имя недоброе изгладится» (Сир. 41. 8-14).

Достоверность слов Писания находит свое подтверждение и в наши дни. Одним из проявлений грешной жизни в наши дни является наркомания, ведь причины её появления и способы излечения заложены в духовной жизни.

Согласно статистике, которую ведут наркологи, выявлена закономерность. Наркоманами становятся, чаще всего, те дети, у которых родители были грешны – аборты, участие в антихристианских акциях, склонны к блуду, прививали детям атеистические взгляды, выступали против деторождения, занимались воровством, злоупотребляли алкоголем и не выказывали по отношению к детям своим любовь.

Особо тяжкие грехи

Наиболее тяжким грехом, отражавшимся на детях грешников-родителей, является блуд и прелюбодейство. Как приговор звучат слова, запечатленные в Библии: «Дети прелюбодеев будут несовершенны, и семя беззаконного ложа исчезнет. Если и будут они долгожизненны, но будут почитаться за ничто, и поздняя старость их будет без почета. А если скоро умрут, не будут иметь надежды и утешения в день суда; ибо ужасен конец неправедного рода» (Прем. 3. 16-19). Еще Соломоном было разъяснены причины подобного. Дети, рожденные в незаконных отношениях, представляют собой живое свидетельство разврата собственных родителей. (Прем. 4. 6). Также в Притчах говорится о том, что дом живущей в блуде «ведёт к смерти» и тот, ко вошел к ней в дом, уже «не вступает на путь жизни» (Притч. 2. 18-19). Третьим по тяжести является грех жизни в блуде, по силе греховности своей уступая лишь человекоубийству и отречению от Христа».

Тот, кто совершил блуд, совершает падение. По мнению Святых отцов, вернуться на путь истинного христианина можно тем же путем, каким произошло согрешение. Если кто-то украл что-либо, принадлежавшее другому, то теми же руками, которыми была произведена кража, свои награбленные богатства могут быть розданы неимущим.

А тот, кто согрешил в блуде, не может вернуться тем же путем. Лишь раскаяние, слезы, стенания, пост могут помочь исправить грех. И даже мысли о блуде греховны в своей сути.

Почему так тяжек грех блуда?

Господь жестоко наказывает за блуд. Пророк Осия говорил о том, что грешникам блуда препятствуют обратиться к Богу их собственные проступки. «дух блуда внутри них, и Господа они не познали… Господу они изменили, потому что родили чужих детей» (Ос. 5. 7). Суровое наказание ждет и отцов-блудников, а что касается детей, рожденных в блуде и воспитанных блудниками, то Господь говорит – «отниму их, ибо горе им, когда удалюсь от них!» (Ос. 9. 10-12).
В словах ропота, почему немилосердный Бог не простит их, грешников, слышится лишь собственный непомерный эгоизм, но не видно любви к Богу. Ведь, по сути, вопрос следует задать, что сделали блудники, для того, чтобы не удалился Бог от них.

Как блуд влияет на рождающихся в нем детей.

Особо грешны люди, «препятствующие женитьбе без веских на то оснований» . (1 Тим. 4. 3).

Поражает своими масштабами умножившийся блуд последних лет. И, как следствие, неимоверно возросло число детей, больных олигофренией и просто слабых умом детей.

Святыми отцами часто наблюдается картина закономерности, когда у сожительствующих пар и одиноких матерей, «нагулявших» детей вне брака, судьба весьма печальна и трудна.

Чтобы уберечь свое собственное потомство, следует сделать правильные выводы, чтобы Бог не сберег «для детей наших несчастья наши». (Иов. 21. 19).

Ведь, пожалуй, каждый заботящийся о своей душе желает исполнения слов Соломона: «Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их» (Притч. 17. 6).

Что такое блуд? Если выражаться простыми словами, то это - разврат или половое распутство. В общем, социальное явление, несущее негативный характер. Впрочем, в современном мире люди довольно свободно распоряжаются своими телами и отношениями, так что на данное понятие большинство смотрит с изрядной долей скептицизма.

Но одно дело - социальный взгляд на тему. И совершенно другое - религиозный. И сейчас хотелось бы рассмотреть данное понятие именно с этой точки зрения.

Демон нечистоты

Пожалуй, именно так можно назвать блуд. «Что такого в телесных плотских отношениях вне брака? Ведь всё совершается по обоюдному согласию, без нанесения кому-либо вреда или ущерба…» - могут задаться таким вопросом некоторые.

Что ж, поскольку тема религиозная, то стоит вспомнить о значении слова «грех». Под ним подразумевается беззаконие. Беспредел. Нарушение законов духовной жизни. А оно, как многим может быть известно, всегда ведёт к беде и саморазрушению. Ибо на ошибках и грехах не строится ничего хорошего.

Если углубиться в изучение Святого Писания, то можно найти там весьма подробное и целомудренное описание того, что такое блуд. Пусть после его совершения и не возникает тяжёлых последствий (это, всё-таки, не убийство, не грабёж) - он всё равно считается тяжёлым грехом. Вот какие строки можно найти в священном источнике: «Не обманывайтесь: блудники Царства Божия не наследуют».

Это если не покаятся и не перестанут блудить. Для них церковные правила строги: им запрещено причащаться до покаяния и прохождения через епитимьи. Последнее слово обозначает наказание, нравственно-исправительную меру. Причём весьма суровую и долго длящуюся. Почему же к людям, погрязшим в блуде, у Церкви такое отношение?

Причины негативного восприятия

Следует отметить, что интим в православии никогда не возбранялся. Даже благословлялся - но лишь в том случае, если мужчина и женщина объединялись в брачный союз (венчанный или оформленный по гражданским законам).

Сам Апостол Павел писал об интимных отношениях: «Не уклоняйтесь друг от друга, только если по согласию, или в молитве и посте, но потом вновь будьте вместе, дабы сатана не искушал вас невоздержанием». Данные строки можно найти в 1 Кор. 7: 3-5.

Брак являлся чем-то святым, высокодуховным. После его заключения муж и жена становились «одной плотью». Близкие, интимные отношения - это сильное переживание, которое ещё сильнее привязывает супругов друг к другу, скрепляя их союз.

Однако то, что в браке является благословленным, - грех, если совершается вне его. Ибо нарушается заповедь. В браке мужчина и женщина объединяются в единую плоть во имя любви, в то время, как вне его - в рамках беззакония. Что такое блуд? Это - получение греховного наслаждения, проявление слабости и безответственности.

Достаточно обратить внимание на 1 Кор. 6: 15-16. Вот что там сказано: «Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Или что тот, кто с блудницей совокупляется, становится единым с ней?»

Здесь смысл очень прост. Прослеживается вся суть и последствия блуда. Каждая беззаконная связь - это глубокая рана для души и тела, зачастую осознаваемая лишь впоследствии. Но когда человек находит свою любовь и вступает в брак - все его связи тяжёлым грузом кладутся на душу. Ибо память о прошлых грехах стереть невозможно.

Да, блуд соединяет людей… но лишь ради осквернения их душ и тел. Это не даст истинного счастья человеку. Поскольку найти его можно лишь в духовном единении, любви и доверии.

С чего начинается грех?

Не будет лишним попробовать дать ответ и на этот вопрос. Что такое «блуд» в православии, с чего начинается этот грех? Как и всё прочее - с мелочей. Вот, что говорится в Мф. 5: 28: «Каждый, смотрящий с вожделением на женщину, совершил с ней прелюбодеяние в сердце». Тут есть определённая доля истины, поскольку внутреннее желание - это и есть начало страсти. Ибо человек впускает её к себе в душу и наслаждается получаемым ощущением. До телесного греха, как правило, от этого недалеко.

Но ещё святые отцы говорят, что блудная страсть связана с чревоугодием, телесным пресыщением, излишним винопитием. Кажется, что это разные понятия? Не совсем. Блуд, как и насыщение, направлены на удовлетворение телесных желаний, на получение физического наслаждения. Плюс ко всему, в Еф. 5: 18 есть хорошая фраза: «Не упивайтесь вином - от него случается распутство».

Ещё в этой теме есть такое понятие, как «любообъедение». Это - плотская страсть, и обуздать её можно, если приучить себя к умеренности и воздержанию, что пищи касается непосредственно. Сытные, жирные, острые блюда, сладкое вино - это всё горячит кровь, будоражит гормоны, возбуждает.

Что ещё влияет на буйство плоти?

Продолжая обсуждать то, что такое блуд в православии, стоит отметить ещё несколько причин, по которым тяга к нему усиливается у многих людей. Их перечислил церковный писатель Авва Исаия в «Отечнике» (IV-V вв). Кроме уже упомянутого ранее пресыщения, он отметил:

  • Празднословие.
  • Тщеславие.
  • Долгий сон.
  • Любовь в красивым одеждам.

И вновь всё перечисленное касается удовлетворения собственных желаний и получения удовольствий. От всего надо отказаться. Заняться молитвословием, тщеславие заменить смирением Христовым, долгий сон - бдением, а красивые одежды сменить на рубище. Нельзя оставлять ничего. Потому что страсти друг за друга держатся, словно звенья в цепи.

Другие мнения

Человек, который решил жить в блуде, становится противником Богу и даже лжепророком. Ибо брачный союз, а также всё, что с ним связано, - это знамение, модель, указывающая на отношение Иисуса к человечеству. Об этом тоже говорится в определённых источниках (в Ефес.5:25-33. Кол.3:18-21, если быть точнее). И человек, погрязший в блуде, просто извращает священную модель поведения. Он становится виновным. Причём в любом случае. Даже если он делал это во имя любви, с намерением заключить в дальнейшем брак.

Есть и современные «трактовки». Нынешние мыслители говорят, что на вопрос касательно того, почему блуд - грех, можно ответить исключительно с религиозной точки зрения. Потому что с иных позиций контраргументы всегда будут.

Что ж, ответ таков: «Блуд изгоняет из человеческого сердца Святого Духа. Потому что он не может существовать вместе с Нечистотой. Существует либо одно, либо другое. И лучше сделать выбор в пользу второго. Поскольку нет ничего страшнее для любого из нас, чем остаться вне Бога. Ибо это - преисподняя. Адом является именно существование без Бога».

Однако тут есть ещё один нюанс. Человек, живущий в блуде и разврате, не видящий разницы между распутством и супружеской добродетелью, иронично воспринимает всё ранее сказанное. Даже цинично. Религиозные люди таковых называют «порабощёнными», опустившимися морально, больными физически. Согласно православным законам, блудник - это жилище демонов, одержимая личность, некто с печатью падения на лице. Нередко в качестве примеров данных суждений приводят сексуальных маньяков и выражения «падшая женщина».

О последствиях

Их тоже стоит отметить вниманием, рассматривая значение слова «блуд». Если отойти от религии, то сюда отнесутся, конечно же, венерические заболевания, незапланированная беременность, появление слухов о непорядочности человека, нравственная распущенность и т. д.

А вот что пишут об этом религиозные деятели, в частности протоиерей Максим Обухов: «Народы, среди которых грех блуда был широко распространён, быстро исчезали с лица нашей земли либо теряли независимость, ослабевали, уступали другим нациям. Тут всё логично. Общество, которое заражено грехом, перестает порождать великих деятелей. Оно становится бездарной однородной серой массой».

Что ещё раньше имело место? Близкородственный брак. Он противоречит заповедям Божиим и считается грехом, блудом. Если от такого брака и рождались дети, то нередко с пороками и генетическими уродствами, которые могли не проявиться у них, но зато отражались на их потомках. Ибо кровосмешение - это прямой путь к вырождению рода, поскольку его последствием является накопление одинаковых дефектных генов общего происхождения.

В Ветхом Завете Израиль, проявляющий поклонение идолам, тоже часто сравнивается с безрассудной женщиной, погрязшей в разврате.

Да и во всей книге Осии между отношениями Бога и Израиля, а также браком самого пророка и его блудливой супруги по имени Гомер, проводится параллель. Причём очень красочная. Действия Гомер против Осии как будто бы отражают неверность и греховность Израиля, оставившего Иегову ради духовного прелюбодеяния с идолами.

А в Новом Завете греческие слова, дословно переводящиеся, как «прелюбодеяние», используются в большинстве случаев в буквальном смысле. Данным понятием обозначается сексуальный грех с участием женатых людей.

Но одно интересное исключение можно найти в письме к церкви, находящейся в городе Тиатира. Её осудили за терпимое отношение к супруге израильского царя Ахава, которую звали Иезавели. Она не просто именовала себя пророчицей, а втянула церковь в идолопоклонничество и пугающую безнравственность. Всех людей, соблазнившихся её лживыми учениями, воспринимали, как тех, кто с Иезавели прелюбодействовал.

Грехи против тела

Это именно то, чем являются прелюбодеяние и блуд. В чём разница - ясно. Что общего? Тут тоже очевидно. Это - соблазн, который сейчас на каждом шагу.

Современные мыслители называют это грехом против целомудрия. Сам дух современного мира всячески развращает, соблазняет, увлекает людей плотскими утехами. Противостоять такому воздействию всё сложнее. Соблазн везде - в СМИ, в эфире, на радио, на рекламных щитках и в видеороликах, в музыке, в песнях, в книгах, в социальных сетях.

Даже если отвлечься от религии. Разве мало от плотских грехов поломанных судеб, болезней, случаев суицида, убийств и жизненных трагедий? Отнюдь. Плотские грехи ужасны тем, что они словно опаляют души и сердца людей огнём Геенны. Они отравляют. Даже раскаявшись, человек долгое время пытается излечиться.

Но то, что плотским грехам тяжело противостоять, - факт. Ибо поддавшись им, человек получает пусть и кратковременное, но сильное удовлетворение. Это как наркотическое вещество. Разврат тоже вызывает зависимость.

Недаром блуд и прелюбодеяние относят к смертным грехам. Медленно, но верно они низводят человека на дно ада. Тут стоит обратить внимание на свидетельство Феодоры блаженной, супруги Феофила. Там говорится, что редкая душа беспрепятственно минует блудные препоны. Ибо тот, кто совершил измену - осквернил супружеское ложе, проявил неуважение к духовному партнёру, к своей «половине», обманул и предал его, подорвал доверие, нарушил клятву. Здесь уже работают не столько религиозные, сколько общечеловеческие принципы. И тут точно спорить со сказанным вряд ли кто будет.

Похоть

Вкратце стоит отметить вниманием и это понятие. Не синоним к слову «блуд», как многие могут думать, но понятие родственное. В аскетике он тесно связан с похотью. Под данным термином подразумевается не половое желание, а искажение отношений полов. К нему ведёт грехопадение, связанное с жаждой власти, эгоизмом, видением в другом человеке только объект для своего собственного удовлетворения.

Похоть - это вожделение, незаконная страсть, отвращающая человека от Господа и развращающая его сердце. То, что влечёт к греху и злу. По Библии похоть является самым частым и опасным грехом, который так заразен, что даже случаи его проявления в Священной Книге упоминаются крайне деликатно. Можно даже сказать - вскользь. Слово «похоть» встречается в книге всего 8 раз. Его боялись употреблять часто, дабы не смаковать разврат и не упоминать о нём лишний раз.

Что делать невинной стороне?

Как поступить человеку, пострадавшему от слабости того, кому он верил? Что делать, если вторая половина изменила, совершила прелюбодеяние? Об этом тоже говорится в некоторых священных источниках.

Вот какие строки можно найти Рим.7:2,3. 1 Кор. 7:39: «Повторное вступление в брак возможно в случае смерти одного из партнёров». А в Матф.19:9. пишут следующее: «Заключение второго союза допускается, если невинная сторона, пострадавшая от прелюбодеяния, подала на развод».

И никак иначе. Поскольку что Бог сочетал, того не может разлучить человек. Это, кстати, говорится в Матф. 19:6.

Разрешение на вступление во второй брак по причине греха прелюбодеяния - это знамение, отсылка и напоминание о том, что даже Всевышний расторг завет с Израилем, после чего заключил Новый.

Заключение

Все вышеперечисленные грехи - это самое настоящее зло. Даже если смотреть на них не с религиозной точки зрения, а с нравственной, человеческой. Стоит задуматься - а что происходит после того же прелюбодеяния? Человек не просто стал изменником. Он:

  • Разрушил свою главную крепость и ценность - семью. Если он не был готов нести ответственность за себя и свои действия, отвечать перед партнёром, то не нужно создавать отношения.
  • Опускается на дно. Выходит, он не способен контролировать и сдерживать себя. Им управляют лишь животные желания и потребности.
  • Портит свою репутацию, падает в глазах других людей.
  • В конце концов, лишается личного счастья и духовного покоя.
  • Тонет в похоти. Раз начав, сложно остановиться.
  • Грязнет в дурных помыслах.
  • Нередко получает болезни. Его тело рано умирает. То, что называется: «Погиб в 30, погребён в 60».
  • В итоге становится совершенно одиноким.
  • Эмоционально перегорает, лишаясь чувств.

Возвращаясь к религии, стоит отметить, что искупление возможно. Но только если человек обратится с чистосердечным покаянием к Господу. Тут важно просить прощение искренне, действительно раскаиваясь в содеянном.

Впрочем, к этому иначе и не приходят. Человек понимает, что чернота пожирает его изнутри, перестаёт жить прежней жизнью. Он просто существует. И, в поисках успокоения он направляется в церковь. Потому что осмыслил всю тяжесть и силу совершенных грехов. Понял, насколько сильно страдает его тело, пытаясь найти кратковременную утеху в случайной связи.

Чем раньше человек поймёт, что именно он наделал, и переосмыслит всю свою жизнь - тем быстрее он встанет на праведный путь, от которого и начинается дорога к счастью.

Иерей Кирилл Иванов, клирик храма Вознесения Господня в Колпино, отвечает на самые распространенные, самые существенные для православного человека вопросы, связанные с беременностью и родами.

Как рождается душа?

— Отец Кирилл, есть ли какая-нибудь общецерковная точка зрения на то, как формируется человеческая душа? Когда и как это происходит?

— У богословов разные точки зрения. Мне больше импонирует взгляд Феофана Затворника. Он говорит о том, что в создании, в появлении человеческой души и тела, как со-творцы участвуют, вместе с Богом, и родители. Мы знаем, что тело формируется из клеток отца и матери. Но это не значит, что Бог не принимает участия в сотворении тела. Точно так же каким-то образом в создании души принимают участие и родители. Именно поэтому склонность к добродетелям или ко грехам часто наследуется от родителей. То состояние, в котором родители зачинают своих детей, — состояние благодати или, наоборот, состояние греховности, — неизбежно отражается на потомстве, на детях.

— Известно — сейчас даже гинекологи и эмбриологи с этим, в общем-то, не спорят, — что на генетическом уровне с момента зачатия это уже уникальный организм с уникальным набором хромосом, которые отвечают за гены, характерные для конкретного человека. С момента зачатия определяется пол ребенка. Мы не можем сказать, что мужской организм является частью организма женщины. Но даже если это девочка, понятно, что у нее может быть другой резус-фактор, другая группа крови. Поэтому ребенок однозначно является уникальной личностью и не является частью тела женщины, которой она могла бы распоряжаться как, скажем, опухолью или чем-то другим.

— Обязательно ли, чтобы рождение детей происходило в венчанном браке?

— Я бы сказал, что желательно. Когда у человека есть благословение на рождение детей, то понятно, что это именно дар Божий. Конечно, Господь посылает детей и тогда, когда родители о Боге совершенно не думают. Более того, именно через детей многие и приходят к Богу. Но в том случае, если брак не благословлен Церковью, дети оказываются как бы похищенными. Знаете, если ребенок хочет от отца получить что-то, он говорит ему: «Папа, я хочу машинку». Тогда отец эту машинку покупает или не покупает. Но ребенок ведь может и не обращаться к отцу, а стащить деньги у него из кошелька и купить эту игрушку. Но той радости, которую он мог бы получить, когда бы отец сам подарил игрушку, он уже не получит, потому что ему придется ее прятать, играть ею тайком. Нечто подобное, мне кажется, возникает и в случае с семьей, с беременностью. В одном случае родители молятся о том, чтобы у них были дети, берут благословение, просят Бога, чтобы Он благословил их брак, благословил чадородие и многочадие, как мы молимся в таинстве Венчания. Совершенно другая ситуация возникает, когда ребенок — побочный продукт взаимоотношений мужчины и женщины. Уже не будет, конечно, той радости, которая бывает у родителей, осознавших, что Бог услышал их молитвы и даровал им ребенка.

— Но бывает же так, что родители венчаются, но о даровании детей не молятся. А бывает наоборот: молятся о рождении детей не венчанные…

В первом случае молитва совершалась во время венчания и супруги молились вместе со священником. Во втором — людям необходимо осознать, что самая сильная молитва о детях — именно венчание. Мне довелось повенчать супругов, которые считали себя бесплодными... Через год я крестил их двойню!

Особый путь, но не единственный

— Существует точка зрения, что чадородие это особый путь женщины ко спасению. Насколько она корректна?

— Об этом прямо говорит апостол Павел: «…жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (2 Тим. 2, 14-15). Но как это понимать? Есть такая поговорка в Православии: воспитать ребенка — всё равно, что храм построить. Ведь мы относимся, по словам апостола Павла, к нашим телам как к храмам Духа Святаго (1 Кор. 3, 16). Поэтому, если мать воспитывает ребенка в вере, в благочестии, в чистоте, прививает его к Церкви, то ребенок на самом деле становится храмом Божиим. Это путь ко спасению и для нее, и для ребенка, и, возможно даже, для тех людей, которые потом будут с ее ребенком общаться, и которых он, может быть, приведет ко спасению. Мои небесные покровители Кирилл и Мария Радонежские воспитали Сергия Радонежского. И, конечно, воспитание преподобного — это был путь ко спасению не только Марии и Кирилла, и самого Сергия, но и тысяч и миллионов русских людей.

Икона Богородицы "Поможение в родах" почитается как заступница рожениц. Образ получил распространение в России в XVII-XVIII вв., возможно, под влиянием итало-греческой иконописи. В Санкт-Петербурге почитаемый список находится в в Свято-Троицком Измайловском соборе.

— Но ведь очевидно, что у женщин есть другие призвания. Она может и не иметь детей, и при этом быть хорошей христианкой.

— Каждый человек имеет уникальные таланты, дары от Бога. Вне зависимости от того, мужчина он или женщина, он должен их реализовать. Очень мне нравятся слова Иоанна Лествичника о том, что каждый человек, вне зависимости от пола и возраста, может быть священнослужителем в своем сердце. Сердце — это тот храм Божий, в котором мы можем приносить жертву хвалы Богу. В зависимости от духовного устроения и от духовного подвига и роста человека, он в своем сердце может быть дьяконом, или священником, или епископом. Такое служение Богу гораздо важнее и приятнее, чем служение внешнее без внутреннего.

— То есть, чадородие не единственный путь спасения для женщины?

— Не единственный. Скажу больше. Некоторые — особенно это касается каких-нибудь сектантов, иноверных — говорят, что создание семьи и вообще интимные взаимоотношения, близость между мужчиной и женщиной нужны только для того, чтобы иметь детей. Но это противоречит учению Православной Церкви, учению апостола Павла, который говорит: «во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7, 2). Конечно, рождение детей — это важная и необходимая цель брака. Но на первое место апостол поставляет не его, а сохранение чистоты и целомудрия. То есть — ограничение нашей естественной потребности тем, что благословил Бог.

Предохранение от Бога

— С Вашей точки зрения, сколько должно быть детей? Как определить, сколько их нужно и можно иметь этой вот конкретной паре?

— Человек это не может определить, это определяет Бог. Сколько Он пошлет, столько и должно быть. Другое дело, что встает вопрос о предохранении. В чем его смысл? В том, что, предохраняясь от посылаемого Богом, человек предохраняется от Самого Бога. Он Ему не доверяет, считая, что у него есть какие-то обстоятельства, о которых Бог не знает: низкая зарплата, маленькая жилплощадь, планы карьерного роста. Он рассуждает так: дети у нас появятся в зависимости только от того, имеем ли мы с супругой близость или не имеем, а Бог, может быть, об этом и не узнает. Как-то это само собой получится. И Бог, действительно, нам не навязывается, в стороночке стоит, и люди живут без Бога.

— Когда все-таки предохраняться можно?

— В тех случаях, когда люди не могут воздерживаться, а у супруги, у мамы, есть какие-то болезни, которые не надуманно, а действительно ставят под угрозу жизнь и ее, и ребенка, которого она, может быть, будет вынашивать. Второй вариант: если уже есть дети, несколько детей, и жена находится в истощенном состоянии, а воздержание невозможно. Разумеется, речь может идти только о том, чтобы предохранялся мужчина, поскольку всё остальное либо является абортивным средством, либо вредит здоровью женщины, либо и то и другое...

— Но воздержание — это все-таки универсальный способ предохранения…

— Да, конечно. Универсальный. И только такое «предохранение» может быть благочестивым. Но супруги должны быть к этому готовы. Апостол Павел говорит: «Не уклоняйтесь друг от друга (речь идет именно о близости), разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве» (1 Кор. 7:5). Когда одно из этих условий не выполняется, то супруги не могут друг от друга уклоняться, не могут отказывать друг другу в близости. Каким образом это с исповедью связано? Часто приходят люди и говорят: «Вот, мы в пост допускали близость». Здесь важно понимать, что отказываться от близости супруги имеют право только по взаимному согласию. Поэтому, если один из супругов хочет поститься, а другой не может этого делать, то тот, который хочет поститься, не имеет права воздерживаться. Он может сам не провоцировать другого, пытаться жить воздержанием, но если другому необходимо это, мужу или, наоборот, жене, то первый, который постится, уже не имеет права отказывать. Греха здесь не будет. И я обычно говорю прихожанам, что если не вы были инициатором близости в пост, то вы можете даже в этом не исповедоваться, потому что, наоборот, будет грехом, если вы будете отказывать, и из-за этого, может быть, семья будет разрушаться, ваша вторая половиночка будет куда-то в другую сторону смотреть, разжигаться какими-то помыслами, не дай Бог, до измены дойдет.

Встреча Марии и Елисаветы (Лк. 1, 39-56), состоявшаяся сразу после Благовещения, не только укрепила Богородицу в Ее служении, не только прославила Ее родственницу как пророчицу и мать пророка, но и показала христианину, что ребенок от зачатия избран и любим Богом. "Иоанн, когда еще был в чреслах Захарии, - пишет преподобный Ефрем Сирин, - подобно и Левию в чреслах Авраама, уже служил Господу и ожидал Его, как цвет месяца арекк, молчаливо возвещающий о грозди, которая источена среди Иерусалима".

— Мы знаем сколько угодно неблагополучных семей с множеством детей. Мы знаем и очень благочестивые семьи, где один-два ребенка, и явно не потому, что родители больны, а потому что они решили, что у них будет столько-то детей. Они кормят их, воспитывают в вере, дают образование. Получается, что вот те неблагополучные семьи более безответственно подходят к «детскому вопросу». При этом они вопросами предохранения не обеспокоены. В этой логике они доверяют Богу больше, чем благополучные и благочестивые?

— Те люди, про которых Вы говорите, рожают детей не потому, что они волю Божию исполняют, а потому, что они, как животные, следуют инстинктам. Другое дело, что дети-то тоже не из воздуха появились — Господь их послал. И мы не знаем, почему у одних благочестивых, которые хотели бы много детей, родился всего один, два или вообще ни одного, а у каких-нибудь пьяниц — много. Возможно, одна из причин — то, что Господь хочет через детей, через многочадие, вот этих людей, которые живут неблагочестиво, как-то заставить задуматься и изменить свою жизнь.

Еще ближе к Нему

— Самый распространенный «православный» вопрос: можно ли беременным поститься?

— Я здоровых молодых женщин всегда благословляю поститься. Но без надрыва: если какие-то проблемы возникают, можно послабление сделать. Но сколько постились мои прихожанки, роды всегда нормально проходили, и даже легче было рожать. Потому что если беременная постится, у нее размягчаются родовые пути и возникает гораздо меньше осложнений, чем у женщины, которая питается всем. Но одно дело — воцерковленная здоровая женщина, которая постилась до беременности. Другое дело — здоровая женщина, которая не постилась. Одно дело — больная, которая постилась. Другое дело — больная, которая не постилась. Всё индивидуально. Кстати, в некоторых случаях, сам организм женщины в начале беременности начинает поститься: я имею в виду токсикоз первого триместра, когда возможна не только тошнота, но и рвота.

— Нужно ли женщине чаще причащаться во время беременности?

— Мария Египетская сколько раз в жизни причастилась? Один раз, наверное, когда была крещена, второй — когда покаялась, в третий — перед смертью. Тем не менее — она одна из самых великих святых. Поэтому, дело не частоте причащения, а в качестве, в том, как мы готовимся к причастию, как относимся к нему. Конечно, для человека, который живет не в пустыне, как Мария Египетская, а рядом с храмом, который воспринимает Бога не как нечто далекое, а как нечто близкое и родное, как члена семьи, частое по возможности причащение является насущной потребностью. Ну а во время беременности, когда женщина думает уже не только о себе, а и о ребенке, у нее, у православной мамы, должно быть постоянное желание стать еще ближе к Богу, еще больше молиться, еще чаще причащаться.

— А есть какие-то ограничения для беременных, по аналогии с «обычным женским»?

— Не причащаться, не приходить в храм? Нет, это предрассудки. Женщины иногда задают вопрос: «А можно ли во время беременности венчаться?» Если уж до беременности не испросили благословения Божия на зачатие и на рождение детей, то лучше, конечно, это раньше сделать, чем позже. Лучше венчаться во время беременности, чем после.

Мама и другие

— Как правильно сообщить о беременности мужу и родителям?

— Это зависит от взаимоотношений в семье и от отношения в ней к чадородию. Бывает так, что семья даже православная, в ней уже несколько детей, но бабушки-дедушки полагают: «куда уж там больше». В этом случае, может быть, попозже стоит говорить, чтобы не вызвать негативной реакции, от которой сама мама (которая вынашивает ребенка) будет расстраиваться и нервничать.

— У беременных женщин бывают разные, скажем так, чудачества, частые перемены настроения. И окружающие от этого тоже страдают. Как это преодолеть? Что нужно делать?

— Вся жизнь наша — страдание. Через какие-то скорби мы совершенствуемся в терпении и в смирении. Для женщины это подвиг, для близких — тоже подвиг, возможность лишний раз проявить свою любовь к этому человеку, к этой женщине, к супруге, к дочери, к матери, к сестре.мы должны иметь к беременной женщине соответствующее снисхождение. Вот часто пожилые люди говорят: «Мне бы хотелось уже умереть, потому что я только обуза для ближних. Я инвалид», или: «…я уже старая, не могу за собой ухаживать». Приходится объяснять: «Вы поймите, вы нужны вашим ближним, потому что, ухаживая за вами, они учатся любить». Точно так же, и, может быть, еще в большей степени, мы учимся любить, терпя немощи беременной женщины.

— Как Вы относитесь к присутствию мужчин во время родов? Такая практика сейчас достаточно распространена, в том числе платно эту услугу оказывают в роддомах. Это хорошо или нет?

— Я — консерватор. Мне кажется, это сугубо женские дела — пусть рядом с роженицей будут мать, сестра, близкая подруга — мужчине там делать совершенно нечего. Я, правда, присутствовал при родах второго и третьего ребенка, но я был немножечко в стороне, просто молился, роддом окроплял. Мужчина в этот момент должен быть не столько с женой, сколько с Богом. Потому что именно Он посылает ребенка, хотя и не без участия родителей.

Мама и ребенок

— Как относиться к УЗИ, скринингу, анализам на патологии, в общем, к способам врачебного мониторинга беременности. Нужны ли они?

— Я своим студентам всегда говорил: «перед лабораторными и инструментальными методами исследования снимайте шляпу, но не голову»! Мне самому приходилось много раз ставить диагнозы вопреки исследованиям. К сожалению, сейчас и врачи и беременные «снимают голову». Взять хотя бы тест на АФП (альфафетопротеин). Это скрининговый тест на патологию плода. Делают почти всем. За рубежом он добровольный, и о нем подробно рассказывают. Да, действительно, изменение количества этого белка может свидетельствовать о повышенном риске пороков. Например, понижение — о риске болезни Дауна. Что сделает женщина, если ей скажут, что риск болезни Дауна у ребенка повышен в 50 раз? Она решит, что ребенок — Даун и пойдет на аборт! Теперь обратимся к цифрам. Повышение риска в 50 раз означает, что женщина имеет примерно 0,5% риск родить дауненка, или 199 против 1, что родится здоровый! Это уже совсем другой разговор. А женщине говорят, что у нее Даун! Я много таких успокаивал после направления на аборт. Во всех случаях родились здоровые. Поэтому надо с умом подходить к исследованиям. И делать их не для уничтожения «неполноценных», а для того, чтобы помочь женщине родить.

— Есть различные рекомендации, которые сводятся к тому, что будущая мать должна активно воздействовать на ребенка: классическую музыку слушать, читать ему хорошие книжки вслух, разговаривать с ребенком. Что из этих рекомендаций имеет реальную пользу?

— В медицине есть такие направления, как арт-терапия и музыкотерапия. Известно, что искусство влияет на организм человека, на его настроение, на его психику. И, конечно, ребенок в утробе матери тоже ко всему этому приобщается и на всё это реагирует. Я перед Крещением ребенка говорю, что он, этот ребенок, не белый чистый лист, на котором можно писать всё, что угодно. Нет, написать, конечно, можно всё, но надо понимать, что, во-первых, ребенок уже поврежден грехом, несет на себе последствия того, что совершили Адам и Ева. А во-вторых, он девять месяцев находился в утробе у мамы и вместе с ней либо ходил в храм и молился, либо слушал концерты классической музыки, либо смотрел боевики, либо сидел в соцсетях. Опять же, если у мамы с мужем лады, и они любят друг друга, друг другу уступают — и ребенку легче. А если мама ругалась с папой во время беременности, то и ребенок каким-то образом это всё переживал. Все поступки мамы отражаются на ребенке.

— Я слышал от многих женщин (хотя это не абсолютное правило), что им тяжело любить ребенка до того, как его положат на живот после родов. Тогда только она начинает думать о нем, а не о себе. А до того она сосредоточена больше на своем здоровье. Это нормально или нет?

— Но женщина ведь может чувствовать ребенка и до родов! Мы же любим Бога, Которого не видим, по крайней мере, стремимся к тому, чтобы любить Его. Но, действительно, с того момента, как ребенка приложили к груди первый раз, очень сильно что-то меняется в матери. В центре «Жизнь», который я возглавлял, был такой случай. Наша сотрудница, которая в роддоме работала, узнала, что одна из женщин хочет отказаться от ребенка. Вокруг нее уже ходили доктора, подписывали какие-то документы, был «покупатель», который был готов забрать ребенка. Она, врач, пошла на хитрость. После того, как ребенок родился, она принесла его к маме, которая совершенно не собиралась его принимать, не готова к этому была, и сказала: «Вы знаете, ребенка сейчас мы не можем покормить. Не могли бы вы его один раз к груди приложить. А мы потом решим проблему». Она приложила... и не смогла отдать. Конечно, врача этого потом уволили, было много истерик, криков, ругани. Но мама выписалась с ребенком.

Священник Кирилл Иванов

Родился в 1971 г. В прошлом - врач-кардиолог, преподаватель пропедевтики внутренних болезней в СПбГПМУ. Был духовником и руководителем ПМПЦ "Жизнь". Вместе с А. И. Танаковым и К. Ю. Боярским является автором книги "Как стать мамой. На приеме в женской консультации. Бесплодие и беременность. Комментарии священника" (М.: Ковчег, 2010).