/  Религиозное воспитание детей

Религиозное воспитание ребенка - сложный процесс, который вызывает у родителей множество вопросов. Как правило, дети просто перенимают традиции семьи и отношение ко всем религиозным аспектам. Но времена меняются, поколения становятся более свободными от убеждений, поэтому вопрос воспитания в религиозном ключе может встать ребром.

Из статьи вы узнаете целях и особенностях религиозного воспитания детей.

Цели религиозного воспитания

Общая цель религии заключается в воспитании духовных и нравственных качеств — именно родители являются первыми примерами, благодаря которым ребенок знакомится с религиозными ценностями.

Вы должны научить ребенка самоконтролю и способности постоянно анализировать свое поведение, делать правильные выводы. Нужно поощрять и усиливать склонность к вере, чтобы он понимал и осознавал позитивное значение религии.

Многие родители думают, что до 2-3 лет разум не готов к усвоению каких-то духовных вещей — это не так. Ребенок уже с самого рождения непрерывно фиксирует все ощущения и впечатления: он улавливает звуки, взгляды, интонацию голоса и чувствует настроение папы и мамы.

Таким образом, активно формируется подсознание и личность ребенка. Примерно до 6-7 лет душа легко поддается изменениям, поэтому ни в коем случае не упускайте ценное время.

Церковь учит тому, что дети с самых ранних лет должны различать дозволенное и недозволенное — на вас же лежит обязанность подсказывать, направлять, готовить ребенка самостоятельно принимать решение в различных ситуациях. Нет, это вовсе не навязывание своей воли — помните, что воля ребенка слишком слаба, чтобы заранее знать, к чему приведет тот или иной поступок. Разумные и умеренные принуждения, адекватные наказания без применения физической силы обозначат в голове чада определенные нравственные понятия.

Считаю, что выбор религии должен быть осознанным. Конечно, я за религиозное воспитание. По крайней мере, ребенку объяснят принципы и основы веры, а не просто повесят крестик на шею. Но, повторюсь, я за осознанный выбор. Ребенок подрастет и поймет свой путь сам, а дальше самостоятельно пойдет по нему. С религией или нет — решать только ему.

Счастливый папа Евгений Затыльный

Особенности религиозного воспитания

В некоторых странах распространено свободное воспитание — родители не принуждают и не наказывают маленьких детей, не мешая проявлять и развивать свою личность. Вряд ли эта модель подойдет и вам, ведь ребенок пока совсем не ориентируется в мире и не знает, как себя вести во многих ситуациях — все это чревато развитием эгоизма и неспособностью нести ответственность за свои поступки.

Религиозное воспитание оказывает ощутимое влияние на психологическую уравновешенность ребенка, но только в том случае, когда не происходит фанатичное навязывание определенных взглядов или сурового религиозного «режима». Ваша задача — дать чаду представление о Боге. С возрастом ребенок сам определится кто он — протестант, мусульманин или, например, католик.

Важно воспитать здоровый интерес к религии — это будет положительно воздействовать на эмоциональную, личностную и душевную структуру ребенка. Не бойтесь огорчить или обидеть его, когда этого требует ситуация, ведь внутренняя борьба невозможна без запретов и порой даже слез. Апостол Павел говорил: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности».

«Для того, чтобы дать детям религиозное воспитание, родители должны сами придерживаться определенной веры. Вы сами должны жить с Богом.

Религия не может быть наказанием для ребенка — «будешь плохо себя вести — отведу к батюшке». Либо же вести в храм в ущерб его игровым развлечениям: сходили сегодня в церковь, значит на карусели уже не пойдем — это неверно. То есть храм должен быть дополнением к повседневным делам ребенка, а не заменой его жизни.

В церковном воспитании нужно ориентироваться на то, каким хочет видеть ребенка Бог. В этом и есть суть любви: «Любить — значит видеть человека таким, каким его задумал Бог», — сказал Федор Достоевский.

Важно «не перекармливать» ребенка церковной жизнью — тут необходимо проявлять чуткость и смотреть за поведением чада в церкви.

Но все самое важное начинается в семье. Если родители вмести с детками молятся перед тем, как сесть за стол, это и есть духовное воспитание. Как отмечает священник Даниил Сысоев, важно молитвы не читать, а распевать — так дети лучше усваивают. Я убедился в этом на моей семье. Если родители читают дома Священное Писание — это и есть духовное воспитание.

Кстати, в дореволюционной России общее семейное чтение Писания было нормой. Если родители вместе с ребенком могут посмотреть, например, мультфильм «Маша и медведь» или «Лунтик», а потом дать свой христианский комментарий, то это тоже будет религиозной ремаркой».

Родион Петриков, священнослужитель, психолог и счастливый папа

Учите делать добрые дела и дайте понять, откуда берется все то, что окружает ребенка. Не пытайтесь оградить его от всех опасностей — наоборот, готовьте к честному труду и к некоторой доле суровости жизни. На начальном этапе вам необходимо добиться послушания.

Во всех элементарных аспектах воспитания иногда нужно опираться на религиозную основу — вера в Бога и отношение к нему (любовь, благодарность, надежда). Без этого невозможно познание истинной нравственности. Ребенок должен чувствовать ответственность за свои поступки не только перед вами, но и перед Богом, который может разозлиться и наказать непослушного.

Не забывайте, что ваше поведение будет хорошим примером — любите друг друга, совместно произносите молитвы, беседуйте о Боге, ходите в храм, соблюдайте посты и другие церковные обычаи, помогайте нуждающимся.

Неудачи в религиозном воспитании могут происходить из-за вашей неподготовленности, слабой веры и чрезмерного увлечения материальными благами. Также не стоит раздражаться и проявлять гнев при непослушании — вы должны быть внутренне дисциплинированы, чтобы ребенок брал с вас пример.

Ни в коем случае не принуждайте детей к мучительным делам, которые им пока не по силам — будьте максимально снисходительными и мягкими, но избегайте крайностей, чтобы первые шаги религиозного воспитания укрепились в сознании ребенка.

Создание личностной привычки (в том числе и в совершении религиозных традиций) помогает устранению каких-то вольностей в поведении и в дальнейшем поможет ребенку направлять свою энергию в нужное русло.

Верующая мама делает акцент на то, Бог может наказать и наградить, он находится повсюду и спрятаться от него невозможно. Бог помогает во всех добрых делах и пообщаться с ним возможно посредством молитвы — за помощь его необходимо обязательно благодарить. Расскажите ребенку о том, что у него есть Ангел-хранитель, который будет оберегать от всего плохого.

Вам необходимо непрерывно наблюдать за поведением любимого чада, справедливо оценивать тот или иной поступок, воспитывать последовательность действий и безгранично его любить.

Целенаправленное и планомерное взращивание верующих посредством внушения им мировоззрения, мироощущения, норм отношений и поведения, соответствующих догматам и вероучительным принципам определённой конфессии (вероисповедания). Р.в. - составная часть относительно контролируемой социализации верующих (наряду с семейным воспитанием и социальным воспитанием). В основе Р.в. лежит феномен удвоения мира и его сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности и личностного начала человека священным содержанием, придания особого смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня Р.в. - рациональный и мистический (Т.В. Склярова). Рациональный уровень включает в себя три осн. компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Мистический уровень тесно связан с рациональным и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нём проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет конфессиональную специфику. Например, мистический уровень Р.в. в христианском воспитании включает в себя подготовку и участие в различных таинствах, домашнюю молитву, воспитание чувства благоговения и почитания святынь.

В процессе Р.в. используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр.; праздничные мероприятия, экскурсии, любительские объединения, хоры, оркестры и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для Р.в. в той или иной конфессии содержанием.

Р.в. осуществляют священнослужители, педагоги конфессиональных и светских (в ряде стран) учебных заведений, воспитатели детских и юношеских объединений (действующих при религиозных и светских организациях, например, скаутских); средства массовой коммуникации, контролируемые религиозными организациями. В семье и окружающей социальной среде Р.в. занимаются верующие (родители, родственники, члены религиозной общины и пр.).

В процессе и в результате Р.в. у верующих формируются специфическая для конкретной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а также стратегии адаптации и обособления в социуме.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 238)

"Религиозное воспитание" в книгах

Наследие религиозное

Из книги Цезарь [С иллюстрациями] автора Этьен Робер

Наследие религиозное Если политическое наследие было подвержено влиянию противоречивых, а иногда противоборствующих сил, то наследие религиозное имело под собой твердую почву. Оно основывалось на семейной традиции. Дело в том, что в Риме каждый род (gens) имел свои

Религиозное искусство

Из книги Византийцы [Наследники Рима (litres)] автора Райс Дэвид Тальбот

Религиозное искусство Религиозное искусство великого среднего периода Византийской империи отличается полным взаимопроникновением различных элементов, участвовавших в его формировании, с одной стороны, греческих и римских, а с другой – персидских и семитских

2.2. Религиозное воспитание

Из книги Сравнительное образование. Вызовы XXI века автора Джуринский Александр Н.

2.2. Религиозное воспитание Место религии в воспитании. Особое место в воспитании занимает религия. В мировом сообществе распространена религиозная педагогика, которую представляют в первую очередь буддизм, индуизм, иудаизм, мусульманство и христианство. Следует принять

19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

19 Воспитание в особых случаях и воспитание особенных детей Дети с повышенными потребностями нуждаются в особом воспитании. Некоторые дети ставят перед родителями чрезвычайно серьезные задачи, потому что у них иные способности сравнительно с обычными детьми. Вкладывая

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ВНУШЕНИЕ

Из книги Этика Преображенного Эроса автора Вышеславцев Борис Петрович

2. РЕЛИГИОЗНОЕ ВНУШЕНИЕ Религиозная точка зрения, как мы видели, принципиально отличается от научно–психологической. Та и другая признает сублимирующую мощь «религиозного символа». Но для первой - все подлинные религиозные переживания, след, и религиозные внушения,

4.2. Религиозное сознание

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

4.2. Религиозное сознание

3. Религиозное мироотрицание.

Из книги ПРОСВЕТЛЕНИЕ ЭКЗИСТЕНЦИИ автора Ясперс Карл Теодор

3. Религиозное мироотрицание. - Несмотря на то, что религии, казалось бы, фактически упорядочивали мир человека, сообщали человеку мирское благочестие (weltfromm gemacht), последовательный вывод всякой безусловной религиозной деятельности таков, что единственно лишь в ней можно

Из книги автора

3. Воспитание Маленький человек. – Игрушки и игры. – Воспитание дофина. – Порка. – Нравственность. – Приобщение к ремеслу

Из книги Повседневная жизнь Франции в эпоху Ришелье и Людовика XIII автора Глаголева Екатерина Владимировна

2.9. Воспитание Зигфрида кузнецом Регином в лесу и воспитание Ахиллеса кентавром Хироном вдали от родителей

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

2.9. Воспитание Зигфрида кузнецом Регином в лесу и воспитание Ахиллеса кентавром Хироном вдали от родителей Мы уже говорили, что богиня Фетида, мать Ахиллеса, покинула своего мужа, который отдал Ахиллеса на воспитание кентавру Хирону. Тот воспитал Ахиллеса, выкармливая

12. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Алексеев Виктор Сергеевич

12. Половое воспитание: воспитание половой принадлежности, половой роли и правильного полового поведения Недостаточность и неправильность воспитания, неблагоприятный сексуальный опыт, принятие ложных установок, деформированных или архаичных представлений о

Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии

Из книги Душа армии автора Краснов Петр Николаевич

Воспитание армии в атеистическом государстве. Воспитание «красной» армии Чем выше идеалы, за которые борется армия, тем доблестнее ведет она себя на войне. Из примеров великих Русских полководцев, Петра и Суворова, из всего быта старой Императорской Армии мы видели, что

Религиозное воспитание и образование

Из книги Мудрость Ганди. Мысли и изречения автора Ганди Мохандас Карамчанд

Религиозное воспитание и образование Если Индия не хочет в ближайшее время объявить себя духовным банкротом, то религиозное воспитание молодежи должно считаться таким же необходимым, как и светское образование40.* * *Я всегда отдавал пальму первенства культуре души и

Религиозное воспитание

Из книги Домашняя церковь автора Каледа Глеб Александрович

Религиозное воспитание Залогом христианского воспитания детей в семье является напряженная духовная внутренняя жизнь родителей, которую дети чувствуют и в которой они соучаствуют в меру своего возраста и в соответствии с особенностями характера. «Дух веры и

Религиозное воспитание

Из книги Мысли о детях в православной церкви сегодня автора

Религиозное воспитание Целью христианских родителей и учителей, которую им нужно всегда хранить хотя бы в глубине сознания, должно быть: вдохновлять детей к личной любви ко Христу и к Матери Божией. Если ребенок вырастет, почитая Господа и Матерь Божию как любимых

1.1 Понятие о религиозном воспитании

Воспитание - одна из основных категорий педагогики. Тем не менее, общепринятого определения воспитания нет. Одно из объяснений тому - его многозначность. Воспитание можно рассматривать как общественное явление, как деятельность, процесс, ценность, как систему, воздействие, взаимодействие и т.д. Каждое из этих значений справедливо, но ни одно из них не позволяет охарактеризовать воспитание в целом. Тем не менее в отечественной педагогической литературе можно выделить несколько наиболее известных попыток общих подходов к раскрытию понятия «воспитание».

Определяя объем понятия «воспитание», многие исследователи выделяют: воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на человека общества в целом, т.е. фактически отождествляют воспитание с социализацией; воспитание в широком смысле, имея в виду целенаправленное воспитание, осуществляемое системой учебно-воспитательных учреждений; воспитание в узком педагогическом смысле, а именно - воспитательная работа, целью которой является формирование у детей системы определенных качеств, взглядов, убеждений; воспитание в еще более узком значении - решение конкретных воспитательных задач (например, воспитание определенного нравственного качества и т.д.) . Давая содержательную характеристику воспитания, одни исследователи выделяют умственное, трудовое и физическое воспитание, другие - нравственное, религиозное, трудовое, эстетическое воспитание, третьи - добавляют правовое, полоролевое, экономическое воспитание. Процесс религиозного воспитания не является одномерным. Он включает в себя несколько измерений, которые в равной степени необходимы для формирования целостной личности. Иными словами, в религиозном воспитании важно то, что в современной педагогике называется холистическим, то есть целостным подходом. Какие же аспекты включает в себя холистический подход применительно к воспитанию в духе религиозной традиции? Несомненно, в процессе религиозного воспитания очень важным является привитие навыков благочестия, религиозного образа жизни, в том числе во внешних формах и проявлениях. Подлинное воспитание должно способствовать проявлению, раскрытию этого образа в жизни человека. Человек, получивший такое образование, думает и действует в соответствии с началом, заложенным в него Богом; в каждом своем поступке и суждении он пытается соответствовать мировоззрению, в котором центральное место занимает Бог.

Главным вопросом воспитания, таким образом, становится вопрос формирования мировоззрения . Именно такой холистический подход к воспитанию важен в современной России. Сегодня, согласно статистике, свыше 60% населения нашей страны тем или иными образом связывают себя с православной традицией. Однако процент тех, кто регулярно ходит в храм, значительно меньше. В связи с этим важно понять, что следование определенным нормам жизни, диктуемым православной традицией, - это не только принятие «православной бытовой субкультуры», которая связана с внешними формами религиозной жизни: бытом, лексиконом, способом одеваться и т.д. Религиозное воспитание не может быть направлено лишь на включение человека в эту субкультуру. Само по себе это включение, конечно, важно, однако его недостаточно, поскольку значительное количество наших соотечественников, которые хотя и идентифицируют себя с Православием, тем не менее, не достаточно воцерковлены и поэтому окажутся невосприимчивыми к такому религиозному воспитанию. Тому большинству наших соотечественников, которые хотя и не ведут пока активной церковной жизни, тем не менее, ассоциируют себя с православной традицией, важно получить некую мировоззренческую опору в жизни. Это и должно стать целью современного религиозного образования и воспитания .

Религиозное воспитание осуществляется священнослужителями; верующими агентами социализации (родителями, родственниками, знакомыми, членами религиозной общины и пр.); педагогами конфессиональных учебных заведений (как основных - средних школ, колледжей и пр., так и дополнительных - воскресных школ, библейских кружков и др.), в ряде стран - преподавателями религии в светских учебных заведениях; различными объединениями, в том числе детскими и юношескими, действующими при религиозных организациях, или под их влиянием; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием (литературой, искусством, философией и пр.) .

В основе религиозного воспитания лежит феномен сакрализации (от лат. sacrum - священное), т.е. наделения явлений окружающей действительности священным содержанием, придания божественного смысла обыденным мирским процедурам через их обрядовое освящение.

Выделяют два уровня религиозного воспитания - рациональный и мистический .

Рациональный уровень включает в себя три основных компонента - информационный, нравственный и деятельностный, содержание которых имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент - это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный - научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный - участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия.

Мистический уровень тесно связан с рациональным, и его можно охарактеризовать лишь настолько, насколько он в нем проявляется. Мистический уровень в значительно большей степени, чем рациональный, имеет специфический характер в различных конфессиях. Например, мистический уровень православного воспитания определяет следующие моменты - подготовка и участие в церковных таинствах, домашняя молитва, воспитание чувства благоговения и почитания святынь .

В процессе религиозного воспитания используются различные формы, многие из которых аналогичны по внешним признакам формам социального воспитания (урочная система, семинары, лекции и пр., клубы для различных групп верующих, праздничные мероприятия, любительские хоры, оркестры, экскурсии и т.д.), но приобретают сакральный смысл, наполняясь специфическим для религиозного воспитания содержанием.

В процессе и в результате религиозного воспитания у верующих формируются специфические для той или иной конфессии ценностно-нормативная система, особенности мышления и поведения, стиль жизни, а в целом - стратегии адаптации и обособления в социуме .


И ее христианский путь изнутри темнеет, колеблется в самых основах своих. С особенной силой это проявляется как раз в том вопросе, которому посвящена настоящая статья, - в вопросе о религиозном воспитании в семье. Здесь действует положение, которое по его бесспорности может быть названо аксиомой религиозной педагогики: религиозно влиять на детей может только тот, кто сам. живет религиозной жизнью...

И что он может сделать для этого человека. Детоводительство, коим является педагогика, в большей мере, чем любое другое служение, зависит от того, кого мы собрались вести. Значение духовно-нравственного воспитания Духовная жизнь русского человека, тайна его рождения и смерти, взлетов и падений, выбора жизненного пути незримо, но не­разрывно соединены с разворачивающейся уси­лием отнюдь не...

На авансцену истории великого русского государства и русского народа, сумевшего XIX веке объединить более 100 других народов в единое государство. Как видим результаты двух цивилизационных выборов были прямо противоположны: подлинное возрождение и объединение русского народа, и колоссальные потрясения Западной Европы. В Смутное время Русская православная церковь, когда нависала смертельная...

Это значит раскрыть его личность, «но не в линиях так называемого "гармонического" развития естества, а в линиях внутренней иерархичности в человеке». Это означает, что воспитание - это обязательно воспитание физическое, нравственное социальное, религиозное, моральное, эстетическое, имеющие, однако «инструментальное значение в развитии основного начала в личности - духовной жизни». ...

Мы ежедневно с ужасом читаем в газетах о преступлениях подростков. Насилия, убийства малолетними преступниками никогда не совершались в таком количестве, как в наше время.

Откуда такая бессмысленная жестокость в современной молодежи? Есть что-то страшное в духовном состоянии молодого поколения. Наряду с сотнями тысяч несовершеннолетних преступников, отданных под суд, есть еще множество молодых людей с изломанным нравственным устроением, которые страдают и приносят страдания другим, хотя они и неизвестны милиции.

Как и под каким влиянием вырастают эти юноши и девушки? Ответ, как мне кажется, следует искать в условиях, направлениях и методах современного воспитания.

Роль семьи в становлении и развитии личности ребенка исключительна. Но какой должна быть полноценная семья, способная создать адекватного члена общества?

Семья есть как бы «живая лаборатория» человеческих судеб – личных и народных. «То, что выйдет из человека в его дальнейшей жизни, определяется в его детстве и притом самим этим детством; существуют, конечно, врожденные склонности и дары, но судьба этих склонностей и талантов – разовьются ли они или погибнут, и если расцветут, то как именно, - определяется в раннем детстве» 1 - считает И.А. Ильин. Именно поэтому она является первичным лоном человеческой культуры. Здесь пробуждаются и начинают раскрываться дремлющие силы души, здесь ребенок учится любить, верить и жить вообще. Здесь складываются основы его характера. Здесь открываются в душе ребенка главные источники его будущего счастья или несчастья. Здесь ребенок становится маленьким человеком, из которого впоследствии развивается великая личность или, может быть, низкий проходимец.

Немецкий богослов Толук, утверждал, что мир управляется из детской, но и разрушается он тоже из нее, здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели 1 . Семья в православном понимании – это прежде всего единство, союз, благословенный Господом для жизни в любви и совместного преодоления испытаний. Брак есть служение Богу, подвиг, ради которого человек жертвует своим «я» для блага супруга и детей. Только в браке по-настоящему возможно воспитание ребенка.

Семья – первоначальная, исходная ячейка духовности – духовные силы и умения, полученные от семьи, человек переносит затем на общественную жизнь. Если духовность колеблется и слабеет, то она слабеет прежде всего в семейной традиции и в семейной жизни. Именно поэтому, на мой взгляд, особое внимание следует уделять религиозному духовному воспитанию детей.

Однажды Кант сказал о воспитании простое, но очень точное высказывание: «Воспитание есть величайшая и труднейшая проблема, которая может быть поставлена человеку» 2 . Основная задача воспитания состоит в том, чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное начало открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце научилось отзываться на всякое явление в мире и в людях. Воспитать ребенка – значит заложить в нем основы духовного характера и довести его до способности самовоспитания.

Религиозное воспитание связано с ростом. Рост – это прежде всего изменения. Человек меняется, он становится непохожим на себя, продолжая оставаться той же личностью. Рост происходит в глубинах личности: возрастают понимание, силы, разум, чувства. Если роста нет, наступает застой. Искусство воспитания может быть определено как «содействие росту». Насколько наш пример содействует росту? Насколько он развивает способности и способствует процессу самостоятельного роста наших детей?

Евангелие дает прекрасную иллюстрацию подобного подхода. Воспитывая, Иисус Христос чаще всего употреблял притчи, т.е. «язык искусства», когда знакомые образы повседневной жизни помогали слушателям открыть и воспринять более глубокую истину. Обучение притчами требует от слушателя немалых усилий. Он сам должен уяснить значение образа, воспринять его, отождествить себя с героем рассказа. Такое обучение более способствует росту, чем «чтение нотаций».

Основная задача религиозного воспитания – способствовать гармоничному развитию личности, помочь человеку вырасти и сформироваться, выработать творческое, действенное отношение к различным социальным проблемам, научить детей понимать, что есть добро, что значит быть добрым.

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но и обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла. 1

Семья и дом являются для наших детей духовной крепостью, которая защищает их от искушений внешнего мира. Ежедневно мы должны корректировать влияние внешнего мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, на улице и т.д. должно проверяться и исправляться дома. Духовно-нравственная оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома.

«Ребенок, приученный к классической литературе, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет безумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят с истинного пути.

Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусной рекламе и тем более к порнографии 1 ».

Мы всегда должны помнить, что соблюдение нравственных законов есть незыблемое условие существования человечества.

К сожалению, современное общество переживает духовно-нравственный кризис, который связан с разрушением традиций устоев семьи, деформированием сферы семейного и общественного воспитания и образования. Проявляется это следующим образом:

    Утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми.

    Большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной техникой и т.п., лишая детей живого участия и поддержки.

    Утрата родителями традиционных нравственных ориентиров приводит к тому, что семья оказывается не в силах удержать ребенка от порока.

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности – во многом обусловлены его воспитанием в детстве.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается своего рода надломленность.

Подтверждения этому мы можем найти, просмотрев биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство из них вышло из больших трудовых семей, воспитанные в религиозных традициях.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что религиозная семья – основа для существования государства и человечества.

1 Ильин И.А. Путь духовного обновления. – М.,1993. – С.199.

1 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 22.

2 Дыхание любви (о семье и воспитании). – М., 2007. – С. 45.

1 Игумен Лонгин (Чернуха) Заметки о высшем искусстве: Духовное воспитание детей. – Киев, издательство Киево-Печерской Лавры, 2007. – С.36 – 37.

1 В доме отца моего: Сборник статей о роли христианской семьи в религиозном воспитании ребенка. – М., 2001. – С. 204-205.

Введение

Вся жизнь человека: его характер, чувство ответственности, добрые или дурные привычки, умение справляться с трудностями и степень его религиозности - во многом обусловлены его воспитанием в детстве. Светлые воспоминания детства питают и согревают человека в трудные минуты жизни, и, напротив, люди, не имевшие счастливого детства, ничем не могут восполнить его. Когда мы встречаем таких людей - сирот, не знавших родительской ласки; пасынков и падчериц с изломанной душой вследствие тяжелой домашней обстановки; незаконнорожденных, брошенных на попечение чужим людям - мы чувствуем лежащий на их душе отпечаток тяжелых и болезненных ранних впечатлений.

Отсутствие религиозного воспитания в детстве непременно сказывается на характере человека: в душевном складе таких людей ощущается известная надломленность. Ребенок необычайно восприимчив к религиозным впечатлениям: он инстинктивно тянется ко всему, что раскрывает красоту и смысл окружающего мира. Отнимите это у ребенка - и его душа потускнеет; ребенок останется в опустевшем мире с его мелкими будничными интересами. Нечто подобное происходит и с телом: если ребенок живет в мрачном и сыром помещении, то он вырастает бледным и хилым, без сил и радости в своем недоразвитом теле. В обоих случаях вина в недоразвитости и болезненности (душевной или телесной) ложится на родителей.

С другой стороны, взгляните на биографии прославляемых современниками и потомками лучших общественных деятелей: большинство их вышло из больших трудовых семей, воспитанных в религиозных традициях.

Случается, что бурная молодость, как будто бы разрушает веру в Бога, заложенную в детстве. Человек уходит от религии и от Церкви, повидимому, без всякой надежды на возвращение. Но Бог не оставляет человека, носящего в себе семена добра, и временами Господь стучится в его сердце. И когда человека постигает какое-нибудь жизненное потрясение, он начинает сознавать свою ограниченность, беспомощность и начинает задумываться над смыслом человеческой жизни. Тогда забытые впечатления детства и духовные наставления оживают с новой силой, и человек возвращается к Богу. Так, святые воспоминания детских лет помогают человеку обрести в жизни цель и смысл. Вот почему очень важно родителям постоянно прилагать усилия, чтобы заложить в своих детях духовный фундамент. Возмужав, дети оценят родительские старания и всю жизнь будут благодарны им.

В этой брошюре мы поговорим о цели христианского воспитания и объясним в чем оно состоит; объясним значение семьи, храма и приходской школы в развитии детей; поговорим о некоторых трудностях и ошибках семейного воспитания.

Воспитание и образование

Воспитание - это процесс создания нравственной и духовной основы, а образование - это процесс развития мыслительных способностей ребенка. Дело касается двух различных сторон душевной деятельности человека. Думать, что образование (развитие умственных способностей) дает ребенку и нравственное развитие, нет никаких оснований. Можно встретить очень образованных людей, но совершенно невоспитанных и бездуховных, и, с другой стороны, - совсем необразованного крестьянина или простого рабочего, но весьма воспитанного в духовном и нравственном отношении.

Необходимо еще разграничить понятия светского воспитания и воспитания религиозного. Всякое оторванное от религии воспитание - будь то семейное или школьное - преследует временные житейские цели, связанные с нуждами семьи, общества или государства. Так, например, современная американская школа построена на принципе «свободного воспитания», а система воспитания в тоталитарных странах стремится сделать человека послушным орудием государства. И в том и в другом случае истинное воспитание отсутствует, так как здесь целью воспитания является не сам человек и его высшее благо, а интересы государства или общества. Политическая обстановка меняется, меняются педагогические принципы, а дети оказываются жертвами школьных экспериментов.

Другое дело религиозное воспитание, которое преследует духовное развитие души, основанное на вечных Божественных принципах. Здесь цель христианского воспитания не меняется в зависимости от политических или философских веяний, а основывается на Божественном откровении. Поэтому в деле воспитания детей надо руководствоваться не модой, не требованиями государства, а словом Божиим. Века проходят, общественные условия меняются, а природа человеческой души остается той же.

Цель христианского воспитания

Христианское воспитание стремится дать ребенку духовное направление, чтобы он мог устоять перед разными соблазнами и идти в жизни правильным путем. А для этого нужно, чтобы он с детства не только знал правила поведения, но обладал внутренней целостностью, которая делала бы ясными для него различные проявления добра и зла.

Эта цель воспитания раскрывается в молитвах таинства крещения. Священник, среди других, читает следующую молитву (приводим в русском переводе): «Владыка Господи Боже наш, призови раба Твоего (имя ребенка) ко святому Твоему Просвещению… Отстрани от него ветхость его греховной природы и обнови его для жизни вечной … Чтобы он впредь не оставался рабом своей плоти, но стал сыном (или дочерью) Твоего Царства».

В таинстве крещения человек внутренне преображается: он умирает для греховной жизни и рождается для духовной, благодатной. Новокрещенному открывается возможность стать новым, одухотворенным человеком, любящим Бога, любящим добро. Эти свойства уподобляют его самому воплотившемуся Сыну Божию, как поется во время обхода крестильной купели: «Елицы (те, которые) во Христа крестились, во Христа облеклись (приняли Его образ)» (из послания ап. Павла к Галатам). Ответственность за привитие и укрепление в ребенке христианских добродетелей лежит на родителях, родственниках и кумовьях.

Так как человек состоит из тела и души, то ребенок нуждается не только в телесном питании, но и в духовном. Если родители ограничиваются только физическим питанием ребенка и пренебрегают духовным, он вырастает «чадом тела», бездуховным рабом своих плотских желаний.

Святой Иоанн Златоуст так говорит об ответственности христианских родителей: «Воспитать сердце детей в добродетели и благочестии - священный долг, который нельзя преступить, не сделавшись виновным в духовном детоубийстве. Это обязанность общая, как отцов, так и матерей… Существуют отцы, которые не щадят ничего, чтобы доставить детям удовольствия, как богатым наследникам; а чтобы дети их были христианами - до этого родителям мало нужды. Преступное ослепление! От него все беспорядки, от которых стонет общество… Если бы отцы старались дать своим детям доброе воспитание, то не нужны были бы ни законы, ни суды, ни наказания. Палачи нужны потому, что отсутствует нравственность».

Евангелие учит, что главное в жизни человека - правильное состояние его сердца. Под «сердцем» понимается тот центр внутренней жизни человека, в котором сосредоточиваются его желания и чувства, и который определяет его нравственную жизнь. Если Сам Спаситель сказал, что «от сердца исходят помышления злая» (), то, очевидно, что без воспитания сердца человек обойтись не может. Поэтому дать доброе направление сердцу ребенка является главной задачей воспитания.

Так как человек вынужден жить среди многих и различных соблазнов, то очень важно для него уметь самостоятельно разбираться в том, что правильно, а что нет. Для этого родители должны привить ребенку любовь к добру и внутреннее чутье, которое поможет ему распознавать и преодолевать соблазны. Причем очень важно привить любовь к Богу в самом раннем возрасте, раньше, чем ребенок утратит свою духовную восприимчивость.

Когда начинать воспитание?

Мнения часто расходятся в вопросе о возрасте, когда следует приступать к воспитанию детей. Некоторые родители считают, что после появления на свет ребенок долгое время нуждается только во внешнем уходе. Они смотрят на него, словно на забавного котенка, не восприимчивого к духовным воздействиям, полагая, что до 2-3 лет разум ребенка еще не развился к усвоению духовных предметов.

Такой взгляд ошибочен и противоречит как науке, так и христианскому учению. Психология установила, что ребенок восприимчив ко многому с самого рождения. По сравнению одного ученого, душа ребенка подобна чувствительной кинематографической ленте, которая непрерывно фиксирует все ощущения. Ребенок еще лежит в колыбели, а душа его уже накапливает впечатления, улавливает звуки, взгляды, интонации голосов и даже душевное настроение родителей. Из всех этих впечатлений, помимо его разума, непрерывно формируется подсознание ребенка. И все, что он воспринимает день за днем, становится частью его личности, и тогда уже никакими способами эти впечатления не изгладишь.

Кроме того, современная психология пришла к выводу, что такое подсознательное впечатление в раннем детстве, имеет большое значение для последующего развития человека. Например, некоторые душевные заболевания взрослых людей объясняются болезненными впечатлениями раннего детства. Вот почему родители должны помнить, что к первым впечатлениям младенца надо подходить с величайшей бережностью, потому что с момента рождения в нем начинает формироваться не только тело, но и душа.

Об этом же учит и наша вера. В Евангелии мы читаем: «Приносили к Иисусу детей, ученики же не допускали приносящих. Увидев то, Иисус вознегодовал и сказал им: Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие… И обняв их, возложил руки на них и благословил их» (). Обратим внимание на то, что детей ко Христу не приводили, а приносили. Значить, они были совсем малыми, не могущими самостоятельно ходить. Ученики не допускали ко Христу таких малюток, очевидно, думая подобно многим современным родителям, что младенцы не способны чтолибо воспринимать.

Как же отнесся к этому Спаситель? Он вознегодовал на апостолов. А мы знаем, что кроткий Христос негодовал только в тех случаях, когда истина подавлялась заблуждением; например: при лицемерии фарисеев, при осквернении храма торговцами и т.п. И Он сказал ученикам: «Пустите детей и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царство Небесное». Другими словами: дети более, чем взрослые, восприимчивы к добру, к любви и благодати, они инстинктивно стремятся к Богу. Затем Христос обнял и благословил детей.

Отсюда ясно, что Христос учил, что религиозное воспитание надо начинать с самых ранних лет. Духовный опыт Церкви выражен в ряде обрядов и обычаев, связанных с детьми. С самого рождения ребенка Православная Церковь встречает его особыми молитвами: в первый день рождения, в восьмой - наречением имени и на сороковой - воцерковлением. В этих молитвах содержится прошение о телесном и духовном здравии ребенка и о его освящении свыше. После крещения Церковь предписывает как можно чаще причащать ребенка, приносить его в храм, прикладывать к святым иконам. Все это было бы излишним, если бы ребенок был невосприимчивым к духовным впечатлениям.

Итак, самое важное время для воспитания души - раннее детство. Собственно, в детские годы формируется нравственный мир человека. Душа ребенка в возрасте до 6-7 лет подобна мягкой глине, из которой можно лепить его будущую личность. После этого возраста главные черты человека уже сформировались, и переделать их почти невозможно.

Поэтому хорошо поступают те родители, которые с самого раннего возраста прививают своим детям издревле установленные Церковью религиозные обычаи. Например: когда мать подносит своего ребенка к иконам, когда перед сном осеняет его крестным знамением, или когда, пересиливая усталость, держит на руках в течение богослужения, или молится над его кроваткой. В этом проявляется ее христианская забота о нем, как это художественно описал поэт Хомяков в следующем стихотворении:

Бывало, в глубокий полуночный час,
Малютки, приду любоваться на вас;
Бывало, люблю вас крестом знаменать,
Молиться, да будет на вас благодать,
Любовь Вседержителя Бога.

Борьба с дурными наклонностями

Ошибаются родители, когда они смотрят на своего ребенка, как на невинное существо, в котором еще нет никакого зла. Опыт показывает, что ребенок появляется на свет не только с добрыми задатками, но и с дурными. Наука называет эти качества наследственностью, а Церковь - следствием первородного греха, повредившего природу человека. Все люди рождаются с унаследованной предрасположенностью к дурному. Поэтому воспитание ребенка непременно должно включать и борьбу с его дурными наклонностями. Не научив его бороться с ними, мы оставим его безоружным в борьбе с соблазнами. Когда ребенок предоставлен самому себе, то как бы он ни был талантлив, все его добрые качества могут оказаться заглушенными низшими наклонностями.

Известно, что каждый ребенок имеет внешнее сходство со своими предками: один похож на отца, другой - на мать, третий - на бабушку или прабабушку. Но наряду с телесной наследственностью, ребенок воспринимает и нравственные черты предков, как хорошие, так и дурные. Причем дурные качества развиваются и закрепляются быстро и могут заглушить семена добра. В растительном мире, например, сорные травы всегда гораздо выносливее и агрессивнее садовых и огородных растений. Чтобы вырастить что-нибудь полезное в саду, нужно постоянно бороться с сорняками.

Наблюдая любого ребенка, можно убедиться, как почти с колыбели в нем начинают проявляться отрицательные черты: то он капризничает, то сердится, то нарочно делает не то, что нужно. Очень рано дети начинают лениться, хитрить, обманывать, проявляют жадность и жестокость по отношению к другим детям. В пять лет у ребенка уже можно заметить задатки его будущего характера. Если родители не учат его бороться со своими дурными наклонностями, то эти наклонности укрепятся и превратятся в страсти и пороки, с которыми будет очень трудно бороться. Порой родители сетуют на своих детей, говоря: «Откуда у него такое упрямство, капризы, влечение ко всему запрещенному? Ведь никакого дурного примера он не видит, кто же его учит?» Здесь надо учесть, что учить ребенка злу не надо: оно уже коренится в нем. Одна мать, наблюдая своего первенца, говорила: «У него явным образом проявляются отрицательные черты его отца». К сожалению, добрые качества приобретаются усилием и постоянством, а дурные, как плевелы, сами развиваются.

Молодые родители склонны смотреть на эти «сорняки» легкомысленно, объясняя их неразвитостью ребенка. «Вот немного подрастет, - думают они, - тогда сам поймет, что это плохо и сам исправится». Думая так, они оставляют без внимания эти дурные наклонности и не учат его бороться с ними. Они скорее склонны удовлетворить всякий каприз ребенка, действуя по известной пословице: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».

А психология и религия учат нас, что всякое проявление зла в душе надо преодолевать в самом начале, пока оно не окрепло. Если же мы оставим его без внимания, то от повторения оно превратится в привычку. Горько потом раскаиваются родители, которые по излишней мягкости или неразумной любви к ребенку жалеют и не наказывают его. Потом уже трудно перевоспитывать, и ребенок вырастает своевольным и распущенным.

Вот что писал в свое время приснопамятный протоиерей о. Иоанн Кронштадский: «Родители и воспитатели, со всею заботливостью остерегайте своих детей от капризов. Иначе дети заразят сердце свое злобой, рано утратив святую любовь, а по достижении совершенного возраста горько будут жаловаться на то, что в юности слишком потворствовали их капризам. Каприз - зародыш сердечной порчи».

Родители должны с самых малых лет воспитывать детей так, чтобы они чувствовали, что есть дозволенное и недозволенное. Разумные запрещения и легкие наказания совершенно необходимы. Будьте уверены, что даже самый маленький ребенок поймет, что есть вещи дозволенные и недозволенные. Поняв, что недозволенные вещи влекут за собой неприятные последствия, ребенок будет избегать всего запрещенного. Этим путем вы заложите в нем здоровый фундамент для дальнейшего воспитания. Его детская воля, еще только начинающая формироваться, будет уже подготовлена к тому, что в жизни надо подчиняться установленным правилам.

Духовные основы воспитания

Дети по природе нежны, жалостливы, незлобивы, искренни. Эти добрые качества еще в них слабы и нуждаются в развитии и укреплении. По мере того, как ребенок растет, родители должны укреплять в ребенке такое настроение или чувство, которое само бы боролось с его дурными наклонностями и поддерживало добрые. К счастью, в человеке есть замечательная способность, именуемая совестью. Задача родителей - развить в ребенке чуткую совесть и приучить его прислушиваться к ее голосу.

Надо делать это не теоретически и отвлеченно, а опираясь на религиозную основу: на веру в Бога и на наше отношение к Нему - на любви, благодарности, ответственности за свои поступки. Без религиозной основы воспитание будет шатким и непрочным.

Некоторые думают, что понятия о Боге, о добре и зле и т.д. слишком отвлеченны и сложны для ребенка. Опыт, однако, показывает, что в 3-4 года ребенку вполне доступны эти представления, когда они преподносятся ему в наглядной форме, в виде, например, иконки над кроваткой, крестного знамения, самой простой молитвы и т.п. Чистая душа ребенка связывает первые религиозные понятия с голосом своей совести, и так создается в нем простая, но цельная религиозность.

Для тех, кто сомневается в силе детской религиозности, отметим лишь следующее: вера в Бога не выдумана людьми, а рождается вместе с человеком. Поэтому она доступна и понятна всем людям, независимо от их возраста и умственного развития. Верить в Бога может и самый простой, необразованный человек и самый великий ученый. Каждый верующий постигает и переживает свою веру в меру своих способностей, и по мере того, как человек развивается - растет и углубляется его представление о Боге.

Родство христианской веры с человеческой душой позволяет развить ее в еще малых детях и строить на ней их воспитание. И можно только удивляться, как легко и глубоко принимают дети веру в Бога и насколько благотворно она влияет на них. Вера в Бога не только помогает ребенку бороться со своими дурными наклонностями, но она помогает ему решить ряд принципиальных вопросов, которые иным путем ему не объяснишь: о добре и зле, о возникновении мира, о цели жизни и т.д. Самое же главное то, что вера в Бога есть ключ к развитию всех положительных качеств в ребенке - благоговения, любви, жалости, стыда, раскаяния и желания стать лучше.

Каждый родитель может на опыте убедиться, что понятие о Боге дает ему в руки могучее средство для воспитания. Когда мы говорим о Боге, как источнике всех благ и Судье людей, то мы вносим в его внутренний мир правильное представление о добре и зле. И делаем это не в виде сухих правил, а в виде Живой Личности, стоящей над миром, перед Которой все люди ответственны. Это Высшее Существо влечет нас к добру и отводит от всего гибельного. Так ребенок усваивает понятие о грехе, как о чем то постыдном, недолжном и подлежащем наказанию. При этом надо учесть, что понятие о грехе не является совершенно чуждым для ребенка, потому что в его природе уже заложено чувство вины, стыда, смутное различие добра и зла. Христианское представление о Боге придает ясность и силу этим глубоким человеческим чувствам.

Понятие о грехе открывает перед ребенком путь нравственного выбора и сознание ответственности перед Богом. Теперь ребенок сознает, что его недобрые поступки нарушают не только требования папы или мамы, но и порядок, установленный Богом. И за грехи его может наказать не только отец или мать, но и Отец Небесный. Равным образом, всякое духовное и материальное благо он отныне получает не из человеческих рук, а от Самого Господа Бога. Священное Писание такое духовное состояние именует «страхом Божиим» и учит, что оно является началом премудрости (Притчи Соломона 9:10).

В наше время выражение «страх Божий» для многих непонятно и соблазнительно, поэтому нужно на нем остановиться. Христианский «страх Божий» - это не тот животный страх, который испытывают дикари перед разбушевавшимися силами природы. Согласно Евангелию, наши отношения с Богом должны выражаться в сыновней любви, а истинная любовь не хочет огорчить любимого. Например, добрый сын, слушает своего отца не из страха наказания, а по любви к нему, не желая огорчить его. Подобным образом в христианстве так называемая «богобоязненность» связана со мыслью о БогеОтце, Которого мы не хотим оскорбить нарушением Его заповедей.

Итак, «страх Божий» или чувство благоговения перед Богом - это здоровое настроение, которое следует иметь каждому христианину. Это настроение ничего общего не имеет с чувством гнетущего животного страха неверующих людей, боящихся всяких несчастий, болезней или смерти, от которых их никто не может спасти. У верующих же, наоборот, это - сознание своей личной ответственности перед Богом. Правильное религиозное воспитание требует привития ребенку этого чувства с самого раннего возраста.

Факторы домашнего воспитания

Как мы уже говорили, пока ребенок мал он воспринимает все преимущественно через свои чувства. По мере же того, как он подрастает, надо развивать в нем волю. Так как в раннем возрасте человек живет преимущественно влечениями своих чувств и желаний, когда разум его еще не созрел, то надо меньше всего обременять ребенка разными нравоучениями и логическими доказательствами.

Воспитание в семье начинается с приучения ребенка к послушанию. Чем раньше ребенок привыкнет сразу выполнять указания родителей, тем легче будет в дальнейшем его воспитывать. Вначале воспитание сводится к запрещениям: не делай этого, так делать нельзя, это нехорошо… Но ребенок растет, и нужно ему давать что-то положительное, наставлять и учить. Здесь уже начинаются трудности, так как для внушения ребенку правил поведения не всегда бывает достаточно одних слов. Обычно здесь мы сталкиваемся с нежеланием ребенка подчиняться, с известным упрямством с его стороны. Чтобы преодолеть это, родители должны прибегать иногда и к более сильным средствам.

Тут бывают два способа воздействия: одни родители применяют наказания, другие же становятся на путь религиозного воздействия. Физическое наказание, конечно, иногда необходимо; но если оно будет применяться часто и станет преобладающим средством воспитания, то это приведет к неблагоприятным последствиям. Вопервых, ребенок привыкнет выполнять нужное только «изпод палки» и не научится делать нужное из внутренних побуждений. Вовторых, если наказания станут частыми, они сделают ребенка озлобленным, скрытным, недоверчивым и могут оставить болезненный след в его характере.

Более успешно действует религиозный способ воспитания. Родителям почти нет надобности прибегать к физическим наказаниям, когда они внушают ребенку не свои собственные правила, а то, что требует Господь Бог. Верующая мать учит ребенка так: «Не делай этого - Боженька этого не любит … Этого нельзя - Боженька этого не позволяет». Или: «Если будешь так делать, то Бог тебя накажет!» А если ребенок пострадал за свое непослушание (ушибся или обжегся), то мать говорит: «Вот видишь, Бог тебя наказал за то, что ты Его не послушался».

Постепенно, шаг за шагом, родители могут приучить ребенка к чувству зависимости от Бога. Если ребенок начинает делать что-нибудь запрещенное тайно, то ему говорят: «Ты не думай, что Боженька не видит, что ты здесь без меня делаешь! Бог все видит», - и при этом ребенку указывают на икону в углу. Когда один малыш, желая украсть конфеты из буфета, повернул перед этим иконку лицом к стене, «чтобы Боженька не видел», мать стала объяснять ему, что Бог находится всюду, все видит и спрятаться от Него невозможно.

Но не только запрещения должны внушаться именем Божиим. Еще важнее когда положительные требования к ребенку будут основываться на Божественном авторитете. Надо объяснить ребенку, что Бог помогает ему во всем добром, и главный путь к получению помощи от Бога - это молитва. Ребенок должен понять, что без помощи Божией он не сможет ничего достичь. При этом необходимо еще учить ребенка благодарить Бога за все, что он имеет - за здоровье, за еду, за радости, за вещи, которыми он пользуется. Также надо приучить ребенка молиться за своих родителей.

Огромное воспитательное значение для детского сознания имеет представление о Боге, как о небесном Отце, любящем нас и заботящемся о нас. Когда, например, ребенок остается дома один или среди чужих людей, то мать его успокаивает: «Ты же не один, с тобой Боженька, Который тебя всегда защитит». Надо рассказать ребенку об Ангелехранителе, который его сопровождает, охраняет и этим отучать ребенка бояться темноты и одиночества. Не менее важное значение имеет для ребенка внушаемая ему любовь к Богу, источнику всякого блага.

Чтобы эти наставления не были отвлеченными, надо их сочетать с наглядными священными предметами и определенными действиями: с крестным знамением, посещением богослужений в храме, целованием икон, зажиганием свечей перед иконами, просмотром библейских картин и иллюстраций, совместной домашней молитвой, питьем святой воды натощак, частым причащением, поклонами и т.д. Этим ребенок дисциплинируется, приучается следовать определенным правилам, и воля его привыкает повиноваться воле Божией.

Само собой разумеется, что по мере развития ребенка, родители должны его внешнее благочестие направлять к укреплению в нем внутреннего повиновения Богу. Это должно выразиться в правдивости, скромности, незлобивости, трудолюбии, постоянстве, в умении прощать обиды и т.д. Если к этому добавить обычное в православной семье соблюдение важнейших постных дней и праздников - то для ребенка будет создана та благоприятная обстановка, которая может сделать излишними всякие телесные наказания.

Если сравнить этот способ воспитания с другими, исключающими христианскую веру, то мы увидим, как часто там используются окрики, побои, длинные и скучные нравоучения, не затрагивающие ни чувства, ни воли детей; или другая крайность, - необузданное своеволие и распущенность. Все это только калечит ребенка. Не в этом ли различном воспитании причина того, что дети из разных семей так резко отличаются друг от друга: одни - ласковые, доверчивые, чуткие ко всему доброму и жалостливые к другим; другие - угрюмые, недоверчивые, бессердечные к другим и безудержные в своих желаниях. Чисто внешнее светское воспитание лишает ребенка самых ценных и высоких человеческих качеств.

Во всяком воспитании, а особенно в религиозном, наибольшее влияние имеют не сами слова или наказания, а личный пример. Поведение близких к ребенку людей - вот что каждый день и час воздействует на его душу. Дети сталкиваются с двумя группами людей: со своими домашними и с другими - школьными товарищами, соседями и просто с «улицей». Семья старается дать ребенку добрый пример, тогда как со стороны товарищей, соседей и улицы дети часто подвержены дурному влиянию. Но это не значит, что нужно запретить детям всякое общение с окружающей средой: такое положение создало бы искусственное разобщение ребенка с окружающими и лишило бы его необходимой подготовки к жизни. Надо только следить, чтобы ребенок дружил с товарищами, наиболее положительными и христиански настроенными и чтобы влияние семьи преобладало над посторонними влияниями.

Для того, чтобы семья имела такое решающее влияние на ребенка, необходимо непрерывное наблюдение со стороны родителей за детьми и личный добрый пример. Вот качества, которые требуются от родителей для успешного воспитания:

  • любовь к детям,
  • справедливое отношение к ним и
  • последовательность в поступках

- «как учат, так и сами поступают». Уясняя эти нелегкие обязанности, родители все больше сознают свою ответственность за своих детей. Приятно наблюдать, как молодые супруги, стремясь дать своим детям добрый пример, начинают сами подтягиваться, следить за собой и заниматься самовоспитанием. Получается, что не только родители воспитывают своих детей, но и дети оказывают благотворное влияние на своих родителей.

Желательно, чтобы оба родителя были верующими и вместе принадлежали к единой Православной церкви. В случае же смешанного брака (православного с инославной или наоборот) очень важно, чтобы было достигнуто согласие (желательно еще до заключения брака), что дети будут крещены в Православной Церкви и будут воспитываться в Православном духе. Расхождение родителей в вопросах веры и, в особенности, споры по принципиальным вопросам в присутствии детей, создают раздвоенность в детских душах и могут очень повредить им.

Кроме того, родители должны всячески избегать споров при детях - будь то вопросы принципиальные или же каждодневные мелкие практические вопросы. Когда дети видят разницу во взглядах родителей, они непременно используют это в свою пользу и обращаются к тому из родителей, кто менее требователен. В присутствии детей ни в коем случае нельзя критиковать друг друга или унижать: в конечном итоге это подрывает авторитет обоих родителей.

Вообще родители должны быть очень осторожны в разговорах при детях. Некоторые думают: маленькие, все равно не поймут. Но ребенок, даже не понимая умом, внутренним чутьем схватывает суть разговора, и это дает нежелательный толчок его мыслям. Таким образом можно повредить душе ребенка или вызвать с его стороны вопросы, на которые трудно будет ответить. Лучше не обсуждать некоторых тем при детях, избегать при них насмешек над людьми, не проявлять неуважения к тому, что для ребенка свято; например: критика учителей, духовенства и т.п. «Горе тому, кто соблазнит одного из малых сих, - сказал Христос, - лучше было бы ему, если ему повесили мельничный жернов на шею и утопили в пучине морской» ().

Принуждение

В некоторых странах получила распространение теория «свободного воспитания» детей, что требует отказа от принуждения и наказаний. Согласно этой теории детей надо предоставить самим себе и не мешать им проявлять и развивать свою личность. Этот способ рекомендуют применять и к самым маленьким детям, у которых еще нет ни понятий о добре и зле, ни привычки следить за своими поступками. Легко можно себе представить, сколько отсюда возникает ошибок и опасностей, имеющих самые тяжелые последствия - и физические, и моральные!

Может ли верующий человек согласиться с таким воспитанием? Конечно нет! Так вырастает поколение людей, которые руководствуются только эгоистическими интересами, без осознания нравственной ответственности. Думая только о себе, эти люди не обуздывают свои прихоти, совесть их постепенно засыпает, и они становятся неразборчивы в средствах для достижения своих целей.

Церковь же учит, что ребенок с ранних лет должен различать должное и недолжное. На родителях лежит обязанность направлять его поступки, подготовляя ребенка к самостоятельной жизни, и эта подготовка должна начинаться как можно раньше. В 10-12 лет уже поздно будет исправлять недостатки, которые развились от небрежного воспитания в ранние годы.

Чтобы оценить важность принуждения в воспитании, мы должны учесть следующее обстоятельства:
1. Воля детей слишком слаба, чтобы они могли полностью направлять свои поступки.
2. Дети приучаются к ответственности, когда от них требуют выполнения посильных для них предписаний.
3. Разумное и умеренное применение принуждения и наказания прививает детям нравственные понятия и добрые навыки.

При этом, наказания должны быть не столько прямыми, т.е. физическими (к ним надо прибегать только в крайних случаях), сколько более косвенными, но не менее эффективными: оставление без сладкого, лишение на время обычных игр, отказ от посещения гостей и от получения других удовольствий, выполнение дополнительных заданий и т.п. Так или иначе, когда слова оказываются недостаточными, надо воздействовать на ребенка более чувствительными способами: «И слов не тратить по пустому, где нужно власть употребить!» (Из басни «Кот и Повар»). Ребенок, мы знаем, рождается не только с добрыми, но и с дурными предрасположениями, и с последними надо бороться с самого начала. Какая же борьба может идти без запрещений и наказаний? Вспомните о своем детстве, и вы легко убедитесь, что всякая добрая привычка давалась вам не сразу, а с трудом, принуждением и даже иногда со слезами. Апостол Павел говорит: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности» ().

Итак, пусть сердобольные родители не боятся огорчить детей, когда этого требуют обстоятельства. В некоторых случаях это необходимо для воспитания их в здоровом христианском духе.

Значение храма

Вести людей к вере и праведности - основная задача Церкви. Среди мало верующего и развращенного окружения Православный храм - это духовный маяк, островок святости для взрослых и детей. Без него невозможно воспитать детей благочестивыми.

Церковная обстановка и благолепное богослужение благотворно действуют на ребенка. Огоньки свечей и лампад, блеск облачений, запах ладана, пение хора, звон колоколов - все оставляет в его душе светлые впечатления. Когда родители часто приводят в храм своего ребенка, он привыкает к этому и начинает любить богослужения.

Православная вера богата праздниками, благолепными богослужениями и добрыми обычаями, положительно влияющими на человека. Вспомните Вербное воскресение, Страстную седмицу и вынос плащаницы, Пасху (которую никто не празднует так радостно, как православные); наше крещенское водосвятие, Троицын день с массой цветов и зелени, вынос святого Креста, освящение плодов на Преображение и другие праздники. А сколько древних православных обычаев украшают нашу домашнюю жизнь: «красный угол» с красивыми иконами и горящей лампадой, розговены, поминальные дни, освящение домов и другие. Какая тут богатая пища для детской души! Обо всем этом должны позаботиться родители - ради своих детей, не пытаясь оправдываться недостатком времени, отдаленностью храма или другими обстоятельствами.

Религиозное воспитание поначалу осуществляется не столько разумом, сколько чувствами. Поэтому дети, которые часто посещают храм - это вспаханное поле, восприимчивое к семенам добра, которое в свое время принесет плоды.

Первая исповедь в семилетнем возрасте является важным событием в жизни отрока. После исповеди человек так же свят и непорочен, как после крещения. И важно, чтобы родители научили своих детей к этому времени замечать свои недостатки, плохие поступки и искренне каяться в них. Первая исповедь служит указанием для отрока, что теперь настает время самостоятельного верования с личной ответственностью перед Богом. До этого таинство Причащения питало младенца по вере родителей. Ныне же отрок впервые подходит к святой Чаше сознательно, после личного покаяния. Поэтому подготовка отрока к достойному принятию первого сознательного причастия - это важный этап христианского воспитания.

В этом же возрасте или немного позже мальчики могут начать прислуживать в алтаре, а девочки петь в церковном хоре или помогать с собиранием догорающих свечей во время богослужения. Это будет приучать их участвовать в богослужении. Регулярное участие в Литургии и близость со священником приводит духовно чуткого ребенка к тому, что он начинает тянуться к церкви, и даже размышляет о посвящении своей жизни Богу. Это еще не означает, что молодой человек изберет именно этот путь, но само наличие таких мыслей говорит о том, что церковь затронула в нем или в ней лучшие струны их души.

Приходская школа

Светская школа не всегда способна противостоять разлагающим влияниям. Наоборот, желая быть на «уровне века», она нередко сама вырабатывает легальные формы легкомысленного отношения к вопросам жизни. Перед нами налицо общественные структуры, которые открыто толкают семью и общество к нравственному разложению, для примера обратим внимание на печать и телевидение. Детей засыпают пошлыми картинками и мультфильмами низкопробного содержания с вкраплением в них свирепых и сексуальных сцен.

В противовес этому антихристианскому духу - задача церковной школы состоит в том, чтобы дать детям религиозные знания, которые бы укрепили в них веру, научили их правильно жить, не поддаваться соблазнам окружающего общества и быть честными и убежденными христианами. Приходская школа углубляет и расширяет религиозное воспитание, начатое в семье. На уроках Закона Божьего дети получают в систематической форме много важных сведений: учат наизусть молитвы, знакомятся со священной историей Ветхого и Нового завета, изучают основы Православной веры, заповеди Божии и содержание церковных богослужений. Попутно дети знакомятся с церковнославянским языком, употребляемым в храме. В старших классах, если позволяет время, следует познакомить учеников с особенностями других христианских вероисповеданий и с правильным подходом к современным проблемам духовного и нравственного порядка.

Приходская школа - нужный помощник семьи в деле религиозного воспитания. Однако родительская забота о детях идет гораздо дальше школы. Школа дает теоретические религиозные знания, применение же этих сведений усваивается в семье. Без христианской атмосферы в семье все знания, полученные в приходской школе, останутся теорией, которую дети с годами забудут.

В заключение надо отметить, что ни семья, ни школа, ни даже Церковь не могут каждая в отдельности воспитать ребенка. Это достижимо только совместными усилиями этих трех учреждений. Вот почему, чем больше между ними связи и сотрудничества, тем успешнее будет проходить воспитание детей.

Семейный уклад

Православная Церковь всегда рассматривала семью, как очаг церковного просвещения. Апостолы называли семью «домашней церковью» и учили супругов и всех членов семьи жить совместной духовной жизнью.

Для этого надо стараться ежедневно молиться совместно всей семьей, желательно - утром и вечером, перед едой и после еды. Совместная молитва духовно объединяет семью. В воскресные дни надо всем идти в церковь, помня четвертую заповедь о посвящении Богу седьмого дня недели: «Помни день покоя, чтобы проводить его свято: шесть дней работай и делай в продолжении их все дела твои, а день седьмой - день покоя посвящай Господу Богу твоему». Таким образом, Бог шесть дней отдал нам, а один оставил Себе. Люди, которые и седьмой день посвящают себе и своим житейским заботам, «обкрадывают» Бога и нарушают свой завет с Ним.

Очень благотворно действуют на всю семью духовные беседы с чтением Евангелия, апостольских посланий, жития святых, сборника Закона Божия или других подходящих духовных книг. Такое совместное участие в молитве и духовных беседах создаст в доме особую благодатную, умиротворяющую атмосферу.

Нельзя пренебрегать постами, установленными Церковью для развития самодисциплины и твердости в христианах. Господь Иисус Христос постился нам в пример, постились и его ученики - апостолы и первые христиане. С первого столетия христианства вошло в норму поститься дважды в неделю: по средам и пятницам. Тогда же было установлено поститься перед Пасхой, что теперь именуется Великим постом.

При отсутствии приходской школы на родителей и крестных ложится забота систематически проходить с детьми изучение Закона Божия. При этом надо приучать детей самостоятельно читать Закон Божий или детскую Библию и пересказывать прочитанное. Без регулярных занятий, без постоянных усилий и настоящей борьбы за душу детей, нельзя подготовить их к борьбе с многими соблазнами окружающей среды.

Трудности в воспитании

На повестке дня стоит вопрос сохранения семьи и спасения детей. Статистические данные относительно количества разводов и повышения детской преступности наводят на самые мрачные мысли. На глазах распадается семья и с нею колеблются самые основы общества. В чем причина семейного кризиса? Главная причина - это ослабление веры в Бога и отход от христианских принципов.

Чтобы сохранить семью и правильно воспитать детей, супругам необходимо строить свою семейную жизнь на христианской основе. Бог и спасение души должны стоять на первом месте, а материальные блага на втором. Конечно, это нелегко в условиях все ускоряющихся жизненных темпов и экономических затруднений. Если раньше семья могла существовать на заработок отца, то теперь очень часто приходится работать обоим супругам. Чрезмерная занятость обоих родителей отрицательно сказывается на семейной обстановке и на детях, которые рано попадают под влияние посторонних и не всегда подходящих людей.

Нередко уставшие и нервные родители начинают между собой спорить по всяким пустякам, повышают голос и даже оскорбляют друг друга. Это создает в доме нездоровую атмосферу, которая сказывается на детях.

Чтобы избежать этого, родителям надо всячески стараться притормаживать темпы жизни. Лучше жить скромнее, но с миром, чем богато, но с огорчениями и ссорами. Увлечение карьерой и погоня за материальными благами, согласно статистическим данным, часто является причиной развода. Совместная с детьми молитва (желательно регулярно утром и вечером) помогает и родителям находить баланс в своих житейских заботах, и привлекает к ним Божию помощь.

Конечно, ошибки и недоразумения неизбежны даже в самой здоровой и религиозной семье. Супругам нужно решать свои проблемы спокойным и откровенным обсуждением. Хорошо такие беседы сделать регулярными и предварять их чтением Священного Писания, чтобы мысли и планы были вдохновляемы словом Божиим. Во время споров надо терпеливо выслушивать мнение другого и считаться с ним. Ни в коем случае нельзя повышать голос, оскорблять или унижать другого - особенно в присутствии детей. Нужно просить прощение, даже когда считаешь себя правым, и делать это до того, как оба отойдете ко сну, как учит апостол Павел (). Если этого не делать, то взаимные огорчения остаются, мрачным осадком оседают в подсознании, и супруги постепенно теряют взаимное уважение и любовь.

Родителям нужно обратить внимание на средства домашнего развлечения - телевизор и музыку, которые так сильно влияют на семейную обстановку. Телевизор был бы прекрасным изобретением, если бы им пользовались умеренно и выбирали полезные программы.

На практике же телевизор большей частью имеет отрицательное влияние на детей. Заняв в доме самое почетное место наподобие некоего идола, он не только отнимает у детей много времени, но и приучает их к пассивному и легкому развлечению, не имеющему никакого воспитательного значения, а чаще прямо приносящему вред. Большинство программ, как мы знаем, насыщены всякой грубостью и пошлостью, которая засоряет детские души. На эту тему написано много книг и статей. Дети, которые много смотрят телевизор, как правило плохо учатся, становятся своевольными, дерзкими, в них рано начинают проявляться отрицательные качества.

Замечено, что телевизор имеет гипнотизирующее влияние не только на детей, но и на взрослых. Люди постепенно пристращаются к телевизору, как к курению или пьянству, так что без него уже не могут и жить. Телевизор постепенно отнимает желание читать, отучает думать, молиться или делать чтолибо полезное. Поэтому совершенно правы те родители, которые ради собственного блага и блага своих детей отказываются от приобретения телевизора или строго контролируют время, которое дети проводят у телевизора.

Музыка, как и всякое искусство, должна вызывать в человеке возвышенные и благородные чувства. Существует прекрасная классическая и народная музыка. К сожалению, этого нельзя сказать о современной музыке, вроде рокэнрол, или «хэвимэталл», которая вызывает у слушателей бурные эротические и злобные чувства. Некоторые современные песни содержат даже кощунственные и ругательные фразы. Поэтому родители, желая блага своим детям, должны оберегать их от этой грязи.

Быть может, для некоторых такое самоограничение покажется несовременным или излишним. Но надо помнить слова Евангелия об опасности широкого пути, которым идет большинство, и о спасительности узкого пути христианства. Сейчас больше, чем в апостольское время приходится констатировать, что мир во зле лежит и что князь мира сего - дьявол (; и 14:30).

Иногда родители, при всей своей преданности вере, слишком формально и сухо преподносят своим детям религиозные знания. Получается чисто внешнее внедрение некоторых фактов, правил и привычек, не согретых ни искренней верой в Бога, ни любовью к Богу и ближним. Другие семьи страдают половинчатым и поверхностным отношением к Православию. Например, в дореволюционной России многие люди, в особенности из интеллигенции, вспоминали о храме только по большим праздникам или при особых семейных событиях: крестинах, свадьбах и похоронах. Вся же их остальная жизнь проходила без всякой связи с Церковью и без внимания к ее требованиям. Естественно, что такое пренебрежительное отношение к вере эти люди передавали своим детям. Потому, думается, революция в России и приняла такие чудовищные размеры, и народ так пассивно относился к разрушению храмов, попранию святынь и уничтожению духовенства.

Надо стараться, чтобы вера в Бога проникала во всю нашу жизнь, а не только какието «праздничные уголки». Всякая половинчатость в религии лишает человека цельности, твердости и воодушевления. Еще в древности Тертуллиан сказал, что «душа человека по своей природе христианка и не может довольствоваться неполной верой». Это в особенности справедливо по отношению к детям, которые ищут полного согласия между верой и жизнью.

При всех трудностях, с которыми сталкиваются родители в деле воспитания своих детей, есть одна, безусловно, положительная сторона: стараясь направить детей на правильный путь, родители одновременно с этим сами учатся и духовно растут. В этом, собственно, и заключается по мысли Творца, настоящая цель семьи - научить людей заботиться друг о друге и духовно расти.

Когда родители, сознавая свою неопытность и слабость в деле воспитания детей, обращаются к Богу за руководством и помощью, то Бог действительно помогает им, и семейная жизнь течет благополучно под кровом Всевышнего.

Заключение

Итак, в семье человек получает основы духовности, направление в жизни и сознание своего долга. С первых дней сознательной жизни новый член семьи учится ценить ту повседневную работу, от которой зависит его питание, его здоровье и удобства жизни. Труд, а также некоторая доля суровости жизни - друзья семьи: они укрепляют характеры, прививают деловитость и трезвый взгляд на жизнь. Семья - хранительница традиций. Здесь, в родном доме, ребенок получает и первые чистые эстетические впечатления. А при христианском религиозном семейном укладе здесьто и закладываются начала христианской веры, молитвы и добрых дел.

Педагогическая психология нас учит, что в первые несколько лет ребенок получает почти одну треть понятий о жизни взрослого человека, в первые семь лет детства человек устанавливает канву своей последующей жизни. Иными словами, взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за период первых семи лет. К 3ем годам появляется у ребенка сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание - это начало воспитания.

С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное. Это надо внушать им не отвлеченно, а опираясь на религиозную основу: на веру в Бога и на наше отношение к Нему - любовь, благодарность, надежду на Его помощь. Понятие о грехе открывает перед ребенком путь нравственного выбора и сознание ответственности перед Богом. Теперь ребенок сознает, что его недобрые поступки нарушают не только требования папы или мамы, но и порядок, установленный Богом. А Он может наказать непослушного.

Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример, который благотворно действует как на волю, так и на развитие нравственного сознания. Если же набивать голову ребенка одними правилами, не оживляя их семейной христианской жизнью, то он будет воспринимать эти наставления как сухую и отвлеченную теорию. Добрый пример родителей имеет решающее значение в деле развития ребенка. Для этого супруги должны любить друг друга, совместно молиться, совместно беседовать о Боге, ходить в храм, часто причащаться, соблюдать посты и церковные обычаи, помогать нуждающимся, одним словом - гореть духом.

Несомненно, что неудачи родителей в деле воспитания происходят от их неподготовленности, маловерия, от увлечения материальной стороной жизни. Помехой в деле воспитания является раздражение и гнев, в основе которых лежат самолюбие, привязанность к житейским благам и отсутствие внутренней дисциплины.

Раздражение родителей вредно действует на психику детей и вызывает ответное раздражение. Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными. Надо оберегать детей от уличной грязи, которая приникает в их души через телевидение и через буйную, сладострастную музыку. Если родители непременно хотят иметь телевизор в доме, то надо, с одной стороны, строго ограничить время, когда дети смотрят его, а, с другой стороны, проверять содержание фильмов.

Самое главное, что необходимо понять каждому родителю, - это то, что истинная нравственность невозможна без религиозной основы, без помощи Церкви, молитвы и святых Таинств. Назначение человека не ограничивается одной земной жизнью, но простирается в вечность. Поэтому и воспитание ребенка должно помочь ему иметь эту главную цель перед глазами и знать, как достичь ее.

Епископ Александр (Милеант)

Молитва о детях

Боже, наш милостивый небесный Отец! Помилуй наших детей (имена), за которых мы смиренно молим Тебя и которых предаем на Твое попечение и защиту. Вложи в них крепкую веру, научи их благоговеть перед Тобой и удостой их крепко любить Тебя, нашего Создателя и Спасителя. Направь их, Боже, на путь истины и добра, чтобы они все делали во славу Твоего имени. Научи их благочестиво и добродетельно жить, быть добрыми христианами и полезными людьми. Дай им здравие душевное и телесное и успех в трудах. Избавь их от хитрых козней дьявола, от многочисленных соблазнов, от скверных страстей и от всяких нечестивых и беспорядочных людей. Ради Твоего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, по молитвам Его Пречистой Матери и всех святых приведи их к тихой пристани Твоего вечного Царства, чтобы они, вместе со всеми праведными всегда благодарили Тебя с единородным Твоим Сыном и животворящим Твоим Духом. Аминь.