Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда – интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии – тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности, в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем , которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» – стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионесркого стана “Спасский”, в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, – так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, – очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля – дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина

Можно выделить три группы методов семейного воспитания:

1 группа: Методы убеждения - личный пример родителей; поощрение, наказание за определённые верные или неверные поступки детей.

2 группа: Методы упражнения - поручения ребенку, даваемые на длительный срок, для воспитания ответственности.

3 группа: Методы косвенного воздействия - через интересы ребенка, через литературу, фильмы и т.п.

По вопросам "образования сердца", т.е. нравственного воспитания, Н. И. Новиков не только обобщает мысли предшественников, но во многих случаях дополняет их новыми правилами, по-иному трактуя отдельные вопросы. "Образовать сердце детей, - пишет он, - называется устремлять склонности и желания их к самолучшим вещам, вливать в них владычествующую любовь ко всему тому, что истинно, справедливо и добро..."

Он постоянно напоминает об органическом единстве обучения и воспитания, о необходимости согласования их воздействия на разум, чувства и поступки, о важности сочетания убеждения и упражнения. В его сочинении "О воспитании и наставлении детей" читаем: "И так разум его (ребенка) и воля, мысли и поступки должны согласоваться друг с другом. Познание истины должно его приводить к любви и исполнению добродетели. Следовательно, разумное воспитание состоит не только в образовании разума, но и сердца..."

Среди многих правил, относящихся к содержанию, средствам и методам нравственного воспитания детей, выделим у Н. И. Новикова следующие, на наш взгляд, основные:

1. Вселяйте в детей искреннюю и чистую любовь ко всем людям, вне зависимости от религии, национальности и положения в обществе.

2. Приучайте детей к трудолюбию, порядку и прилежанию во всех делах.

3. Наставляйте их и научайте в том, чтобы одерживать победу над своими чувственными похотями.

4. Прививайте детям любовь к честности, правде и истине.

5. Точно знайте, чему вы хотите научить своего ребенка.

6. Не противоречьте себе в словах и делах.

7. Не погашайте в детях любознательность, отвечайте на их вопросы охотно.

8. Развивайте внимательность.

9. Учите их смотреть с практической стороны.

Приведу некоторые советы Азарова Ю. П.:

· Обогащайте воспитание своих детей педагогическими достоинствами всех народов. Если вы увидите, что евреям присуща кропотливая забота о воспитании своих детей, о том, чтобы дать им всестороннее развитие (а эта черта отмечается исследователями во всем мире), постарайтесь перенять эту великую национальную черту и немедленно обучайте своих детей по более усложненной и всеобъемлющей программе.

· Если вы поймете, что англичанам свойственно воспитание джентльмена, знающего цену своему человеческому достоинству, предприимчивого и трудолюбивого, постарайтесь перенять у англичан эту черту.

· Если вы обнаружите, что узбекские дети заняты физическим трудом больше всех детей в мире и родители проявляют необыкновенную заботу о том, чтобы семейное трудолюбие не снижалось ни при каких условиях, задумайтесь над тем, чтобы перенять у узбеков эти всемогущие родительские установки.

· Если вы узнаете, что немецкие дети с ранних лет приучаются к порядку, к дисциплине, точности и трудолюбию, сделайте все, чтобы и ваши дети росли в таком же точном и дисциплинированном ритме.

· Если вы почувствуете, что американские дети и молодые люди предприимчивы, тяготеют к самостоятельности, доброжелательны и трудолюбивы, не бойтесь привнести эти черты в жизнь ваших семей.

· Если вам удастся побывать в абхазских или армянских семьях, и вы услышите, как ласково и заботливо обращаются родители со своими детьми, поучитесь у них этой милой доброжелательности и мудрости.

· Если вам часто приходится бывать в русских деревнях, задумайтесь над тем, насколько цельно и бесхитростно развиваются истинно природные и истинно народные начала в русских семьях, сколько доброты, мужества, долготерпения и смиренномудрия в родительских лицах, в лицах бабушек и дедушек. Поговорите с ними "по национальному вопросу" - и вы почувствуете, насколько широка и благородна у них душа, не знающая различия между нациями, но постигшая то великое, что Бердяев называл человеческим всеединством!

духовность нравственность ребенок семья

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

на основе духовных ценностей и идеалов

Макаренко Элла Тагизовна,

МБДОУ «Детский сад «Золотая рыбка»,

г. Ноябрьск

Актуальность духовно-нравственного воспитания и развития детей дошкольного возраста обусловлена необходимостью нравственного развития человека. Искажение нравственных идеалов, кризис системы ценностей в современном обществе, необдуманное копирование западного опыта и ценностей, не соответствующих менталитету российского народа, как следствие, возникновение в обществе бездуховности - всё это факторы, усиливающие актуальность проблемы. В обществе повышается необходимость и потребность в духовно-нравственном воспитании, которое нужно начинать в раннем и дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать в детях доброту, щедрость души, уверенность в себе, умение наслаждаться окружающим миром. Это подготовит ребят к вступлению во «взрослую» жизнь, с её нормами и требованиями, привьёт им оптимистическое восприятие жизни, поможет стать коллективистами, стремящимися сделать нашу землю ещё лучше.

Мы должны осознавать, что качественное образование - это, прежде всего, становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовывать ребенка - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией .

Однако современная система дошкольного образования не в полной мере реализует задачу духовно-нравственного воспитания и развития ребёнка. Прежде всего, этому не способствует состояние современного общества. Одна из причин в системе образования - трудности в установлении взаимосвязей, согласовании позиций православного и светского образования. Другие причины - низкая компетентность взрослых в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития детей; отсутствие или слабая взаимосвязь деятельности субъектов образовательного процесса (родителей, педагогов, представителей разных социальных и религиозных структур) и отсутствие системы в работе.

Таким образом, мы видим противоречие между необходимостью и востребованностью духовно-нравственного воспитания и развития дошкольника и частичной их реализацией в системе дошкольного образования.

Нравственные ценности - важная составляющая каждой личности. В каждом обществе свои нравственные ценности и исходящие из них правила поведения. И именно нравственные ценности определяют, каким будет общество.

Основой жизнедеятельности каждого человека являются его убеждения, культура и мировоззрение, которые становятся личными ценностями, сформированными на практике индивидуального жизненного опыта, приобретённых навыков и знаний, прививаемых посредством воспитания, образования и совершённого выбора. Развитие гражданского общества постоянно нуждается в утверждении соответствующих норм и правил, основанных на гуманизме и сознании личности .

Общество задает свои идеалы, но это не значит, что мы должны быть все одинаковыми. Людям приходится постоянно оценивать новые явления в своей жизни и жизни общества и соотносить их с традиционными системами ценностей.

Каждый из нас должен быть своеобразным воплощением общественных ценностей, и в то же время воплощением индивидуальным, личностным. Всё это способствует повышению нравственных качеств каждого из нас, что говорит, в том числе, и о необходимости охраны, и постоянного совершенствования личностных ценностей.

Нередко мы теряемся в жизни или в каких-то ситуациях. Преданность меняется на лицемерие, а доброта на обман. Так что же такое нравственность? Это понимание жизни и оценивание поступков. Это выбор по совести, который мы совершаем в какой-то степени осознанно, а в какой-то - нет. Нравственность - это проявление свободной воли, внутренняя установка личности, которая основывается на особых принципах, нормах и идеях. Именно она способна определить то, как мы будем вести себя в той или иной ситуации .

Нравственные качества формируются у человека с рождения, каждый день и каждую минуту, с того момента, когда мы начали принимать различного рода решения. Уровень нравственности может характеризовать личность с разных сторон. Он выражается как в отношении человека к самому себе, так и к окружающим людям.

Нравственные качества - это сострадание, честность, доброта, отсутствие агрессии, надежность, щедрость, искренность, миролюбивость, трудолюбие, порядочность и т. д. Каждый может найти и назвать свои качества. Конечно же, не нужно забывать о взаимопонимании и любви, а также об уважении .

Как же добиться проявления таких качеств у ребенка? Все просто: соответствующее воспитание. Нравственное воспитание - это довольно сложный процесс, который должен быть целенаправленным. Также это непрерывный процесс, паузы в котором недопустимы . Это тесное взаимодействие воспитателя и воспитанника в дошкольном учреждении и ребёнка с родителями дома. Конечно, обучающий взрослый должен иметь нравственные качества и процесс воспитания нравственной личности требует терпения и огромного количества времени. Воспитатель в данном случае должен подавать и показывать пример в различных жизненных ситуациях, и каждую жизненную позицию необходимо объяснять и разбирать.

Ребёнок рождается и вступает в этот мир, оказываясь в условиях и событиях, формирующих его мышление, душу, мировоззрение и образ жизни. Важно помочь ему разобраться в этих условиях и научиться действовать и мыслить в согласии с совестью. Ребёнок впитывает нормы морали и со временем учится воплощать их в жизнь. Иногда ребёнок сталкивается с внутренним конфликтом из-за различий в ценностях в обществе и тем, чему учат его в детском саду и дома. В этот момент он учится делать выбор в пользу тех или иных ценностей. Здесь ребёнку необходимо понять, какой выбор он не сделал бы, важно при этом оставаться честным перед самим собой. Чтобы момент нравственного выбора был не тяжел, ребёнку необходим правильный положительный пример. Особую роль в воспитании детей играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Для формирования у детей потребности в идеале нужно показать образец, достойный уважения и подражания. Для этого надо оглянуться назад, вернуться к нашим истокам, чтобы воспитывать детей на русских, православных традициях, а не на чужих, западных. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, и которая была утеряна в последние десятилетия, может уберечь подрастающее поколение от разлагающего влияния чуждых нам морали и образа жизни.

В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, уважали старость и почитали семью. Поэтому именно родная культура, которая богата историей родной земли с её героями, святыми устроителями и защитниками Руси, победами и поражениями, печалями и радостями, русским родным языком, литературой, музыкой, русским народом и его традициями, должна лежать в основе воспитания нравственной личности .

Познакомить воспитанников с духовными истоками Бытия, житием святых поможет православная житийная литература, которая имеет большое патриотическое значение. Почитание святых - важная составная часть православного вероучения. Святые - это земные люди, которые достигли состояния причастности к Богу в награду за праведность. С точки зрения осмысления истории человечества, святые - это реальные, исторические лица, открывшие для своего времени пути национального религиозного призвания, ярко характеризующие свою историческую эпоху. Русский историк Г. П. Федотов писал, что именно национальное понятие святости содержит в себе ключ для понимания наиболее сложных и противоречивых явлений русской культуры . Святые прославляются своею жизнью, подвигом, чудесами, совершенными ими при жизни или после смерти. В воспитании подрастающего поколения пример святых угодников Божиих и подвижников благочестия является своеобразной путеводной звездой. Своей жизнью святые показали, что человек может быть призван и способен к богоподобию. Иоанн Златоуст сказал: «Памятниками святым служат не могилы, гробницы, столбы и надписи, но добрые дела, ревность по вере и чистая перед Богом совесть» . Поэтому образы святых и их жизнь должны быть частью содержания воспитания наших детей.

Дошкольникам нравится тема о супергероях. Но начиная беседу о современных «супергероях», дети не могут ответить на элементарные вопросы, и тут же миф о героизме человеков-пауков, черепашек и прочих американских мутантах лопается. В своей группе мы стараемся развенчать американских мультипликационных супергероев и показать детям героизм настоящих супергероев нашей Родины. Начинаем знакомство с Ильи Муромца - героя русских былин и реального героя Древней Руси, который в опасное для Руси время защищал русскую землю с мечом в руке, а в мирное время защищал её молитвой в рясе монаха. Дети с интересом и чувством гордости слушают рассказы о воине, защитнике нашего Отечества Александре Невском, о святых Сергии Радонежском и Серафиме Саровском. В пример самоотверженности и любви к семье приводим Февронию Муромскую и образ Богоматери. И, конечно, главным примером и для ума, и для чувств и воли человека приводим Иисуса Христа - Богочеловека. Примеры высоконравственных поступков и жизни святых приводятся в Евангелии, и каждая новая беседа о них становится предметом переживания ребёнка, побуждением к поступкам и самопроявлению. Мы учим детей узнавать и видеть смысл полученных знаний в реальной жизни и надеемся, что знакомство с миром православной святости будет способствовать созданию условий для рождения в наших воспитанниках личности.

Мы в самом начале пути. Наша задача - формировать у детей целостное мировоззрение, устойчивую нравственную позицию личности на основе традиционных для России духовных ценностей и идеалов, понятий святости и благочестия . Самим также необходимо накапливать знания и педагогический опыт, чтобы с дошкольного возраста пробудить в детях уверенность в том, что история нашего народа, святыни Отечества и жития святых являются источником мудрости и силы, который необходим каждому человеку.

Список литературы

  1. Григорьева Г. Г. Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Сборник материалов ежегодной международной научно - практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - Н.Новгород: ООО «Мозаика-Синтез», 2012. - № 1.
  2. Духовно-нравственные ценности православной культуры // Уроки доброты.
  3. Минин А. Что такое нравственность // Новости и общество. - 2012.
  4. Селянина Н. Н. Образы святых в воспитании дошкольников // Просветительский центр. Общество православных педагогов.

Помочь ребенку духовно вырасти – задача каждого родителя. Воспитать в нем уверенного в себе человека формируя правильные ценности не менее важно, чем поддерживать физическое здоровье. Для этого следует разобраться, что такое нравственное воспитание и как воплотить его в жизнь.

Нравственные ценности человека - основа личности

Что такое нравственное воспитание?

Ребенок, когда рождается, не имеет никакого понятия о морали или нравственности, духовно он еще не состоялся. Не зная, что можно поступить плохо или хорошо он просто берет и делает то, что приходит ему в голову. Задача такого воспитания заключается в том, что ребенок должен понять рамки, ограничивающие личность в обществе и научиться определять, что делать можно и что есть хорошо.


Что такое духовно-нравственное воспитание и что входит в это понятие

Правильное воспитание от родителей подразумевает формирование у ребенка морали, нравственного поведения, которое будет помогать принимать решения в повседневной жизни.

Например, перевести ли бабушку через дорогу, украсть ли в магазине, можно ли обозвать женщину или переспать с мужчиной. При этом кроме обязанности вести себя согласно правилам, ребенок должен понять и свои права. Например, что он никто не имеет права его обижать или обзывать, что он имеет право на защиту, на собственную веру, уважение к своей национальности, свои пути развития и так далее.

Обобщая можно сказать, что родители должны духовно передать ребенку свои социальные, национальные ориентиры, объяснить его место в обществе как гражданина, личности, жителя Земли, сына, матери и так далее.


Базовые ценности духовно-нравственного воспитания -

Основные аспекты нравственного воспитания

Существуют четыре основных направления, социальные роли, в которых должен научиться выступать ребенок, для того чтобы полноценно чувствовать себя в обществе в будущем:

  1. Как быть личностью, выработать духовно свою индивидуальность. Сюда входит объяснение ребенку таких понятий, как достоинство, право на собственное мнение, на жизнь, на образование, на формирование и защиту себя самого.
  2. Отец/сын, мать/дочь. Ребенок должен иметь четкое представление о своей семье и ее традициях, отношениях между мужчиной и женщиной, со своими детьми, бабушками, троюродными племянниками и так далее.
  3. Гражданин своей страны. Здесь объясняются такие понятия как Родина, собственные национальные традиции, религия или ее отсутствие, местная, родная культура. Сюда входит и привычная культура поведения, общения.
  4. Общность мира. Существуют такие понятия, которые невозможно объяснить в рамках культуры или объяснять как национальные традиции. Ребенок должен знать и понимать свое влияние на общую экологию планеты, осознавать, что существуют глобальные ценности – наука, общечеловеческая культура, история, понятие мира, духовно ощущать это.

Общечеловеческие нравственные ценности

Каждое из этих направлений требует отдельного воспитания и довольно четкого разграничения. Например, ребенок должен понимать, что он русский христианин, но при этом осознавать, что имеет право на свое последующее религиозное самоопределение. Он должен знать, что его родина это Россия, но национальные войны любого характера это плохо и так далее.

Какие проблемы существуют?

На данный момент нравственное развитие в обществе сильно подорвано. Концепция, пропагандируемая правительством, имеет положительный характер, однако она не работает в современных реалиях.


Задачи духовно-нравственного воспитания в семье и школе

Причин этому много:

  • Отсутствие достаточного внимания детям.
  • Большое количество агрессии и экстремизма в различных источниках информации.
  • Недостаток культуры вокруг ребенка, типичное поведение и разговоры далеки от моральных идеалов, духовно окружение бедно.
  • Отсутствие авторитетных положительных примеров.
  • Пропаганда секса, курения, алкоголизма и прочих негативных факторов.
  • Недостаточное физическое воспитание (спорт).
  • Уровень нравственности постоянно падает, как и уровень развития населения.
  • Стойкие стереотипы, в том числе, что хороший человек всегда несчастливый.

Приоритеты нравственности - совесть и патриотизм

Бороться с окружением и запрещать определенные вещи можно, однако полностью и навсегда убрать их все равно не получиться. Лучше смириться с негативными факторами и брать ситуацию в свои руки, духовно и материально влиять на ребенка.

Совет: Оградить ребенка невозможно, так как он вырастет и все равно все узнает. Лучше, если сразу готовить его к реальной жизни, однако наполнять советы некой моральной ориентацией – сообщать базовые ценности в нужной ситуации.

Например, если пятилетний ребенок подбегает и задает вопрос «Мам, а секс это хорошо?» стоит спокойно ответить «Да, хорошо, когда ты занимаешься им с единственным любимым человеком, как мы с папой». Если ребенок в том же возрасте спросил, что значит слово из трех букв, не стоит на него кричать или запрещать это говорить, нужно сказать что это злое заклинание, которое делает человека несчастным и злым. Нравственное развитие должно быть уверенным и мягким, а не жестоким.


Воспитание в семье нравственных качеств

Если ребенок достаточно усвоит мысль, что ругань делает человека несчастным, на улице ему это уже не покажется таким крутым признаком взросления и развития. Не стоит прятать от ребенка все дурное, нужно просто правильно ориентировать его в мире. Подобная концепция воспитания не требует рассказывать ему то, что знать в этом возрасте не положено, делайте это только тогда, когда ребенок непосредственно сталкивается с этим в жизни.

Что происходит в школе?

Большую часть нравственного воспитания после достижения ребенком школьного возраста берут на себя преподаватели и окружение. Со временем он проводит там все больше и больше времени, ездит на экскурсии, участвует в школьной жизни и так далее. Это и будет формировать его личность. На этом фоне родителям стоит внимательно отнестись к личности классного руководителя, детскому окружению, сразу определить насколько оно нравственное и исходить уже из полученной информации.


Школьное воспитание осуществляется на основе базовой программы

Совет: Старайтесь как можно чаще спрашивать как дела у ребенка в школе. Нравственное воспитание должно основываться на детской реальности.

Даже если он поделился с родителями сведениями о том, что его обижают сверстники, бежать в школу и ругаться с родителями детей нельзя, это приведет к худшим последствиям. Необходимо решить проблему руками самого ребенка. Например, если у него отбирают деньги – отдать в секцию карате или бокса. Там научат не столько борьбе, сколько уверенности в себе, ребенок сможет побороть страх окружения и сформировать человеколюбивые нравственные ценности. Если от него вовремя не избавиться, а в детском возрасте это наименее болезненно, впоследствии человек может стать замкнутым или некоммуникабельным.


Воспитание патриотизма - задача всех уровней воспитателей

Базовые ценности должны делать личность более открытой, а не агрессивной или нетерпимой. При этом обязательно нужно научить ребенка отстаивать и защищать свою нравственность.

Дополнительные мероприятия

Кроме школы и разговоров родителей, духовно воспитать ребенка помогут различные поездки и мероприятия. Социально активная жизнь делает человека уверенным в себе, помогает четко ориентироваться в мире, формировать правильные ценности, добиваться естественного развития. Кроме этого любая поездка подразумевает дополнительные знания о мире вокруг.


Внеклассные занятия должны быть разноплановыми
  • Родители могут возить ребенка или поощрять его вылазки, формирующие базовые ценности:
  • В местные музеи, особенно краеведческие;
  • Галереи, выставки, инсталляции, национальные достопримечательности;
  • Драматический театр, оперу, балет, кукольный или театр теней;
  • Прогулки к памятникам, поездки в парк;
  • Поездки, связанные со спортом, например, в веревочный парк;
  • Посещение футбола, тенниса, прочих соревнований или кружков;
  • Тематические лагеря, школьный вариант;
  • Нравственное мероприятие к празднику, например, подарить цветы ветеранам, помочь прибраться на территории, облагородить лес, посадить дерево и так далее.

Посещение театра - одна из форм нравственного воспитания

При этом важно чтобы родители не только отправляли детей в такие классные поездки или поручали их бабушке. Важно, чтобы они также организовывали такое нравственное воспитание и получали удовольствие от таких поездок или дел. Детей во многом воспитывают не слова или поездки, их личность определяет пример старших, духовно он имеет подавляющее влияние на возможности развития ребенка. На него дети не только равняются и стремятся быть похожим в самом маленьком возрасте, именно положительный пример они попытаются превзойти по достижению взрослого возраста.

Похожие материалы

Статья из опыта работы. Возрождение и развитие базовых духовно-нравственных ценностей в современном образовании. Статья из опыта работы.

Филиппи Надежда Викторовна, учитель технологии МБОУ "Хомутинская СШ" Омской области Нижнеомского района.

Описание материала. Предлагаю вашему вниманию стаью из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.Статья будет полезна для учителей, педагогов дополнительного образования,а также для тех кто стремится к воспитанию духовно-нравственной личности.

Цель работы: привлечение внимание к воспитанию духовности и нравственности у подрастающего поколения.

«Кто успевает в науках, но отстаёт в добрых нравах, тот больше отстаёт, чем успевает». Это народное изречение Я.А.Коменский избрал в качестве эпиграфа к «Правилам поведения, собранным для юношества в 1653 году», что свидетельствует о большом значении, которое великий реформатор придавал нравственному формированию молодого поколения. Прошли столетия, но духовно-нравственное воспитание остаётся одной из важнейших проблем в современном воспитании.
Работая в этом направлении, перед коллективом педагогов нашей школы встал вопрос: «Осознают ли дети нравственную сторону взаимоотношений?». Чтобы это определить, мы предложили младшим подросткам написать сочинение на тему: «Что мы ценим в людях».
Все дети отдали предпочтение таким нравственным качествам личности, как доброта. Справедливость, способность к дружбе, любви, смелость. Далее мы предложили написать им тест «Незаконченное предложение» -Счастье-это…, доброта-это…, настоящий человек-это…, любовь-это…. Младшие подростки так рассматривают критерии счастья: это радость(50%), материальные блага (45%), хорошие отметки, хороший классный коллектив (около 10%). Нравственно незрелые подростки счастье видят только в материальных благах (деньги, подарки).
Нужно заметить, что школьники понимают, что значит быть нравственным, высоко ценят доброту, справедливость, дружбу, любовь, счастье, смелость. Но, с другой стороны, они вкладывают в эти понятия односторонний смысл: это их должны любить, к ним относиться справедливо. Справедливость они понимают как щедрость («у меня не было ручки, а он мне дал»; «я потеряла, а она нашла и отдала мне»).
Примерно треть школьников затрудняются чётко дать определение понятию «дружба» («это когда я дружу», «дружба это дружба» и т. д.). Понятие любовь многие младшие школьники высмеивают, а о родительской любви, тем более любви к Родине вообще не говорят.
При описании настоящего человека дети отмечали признаки, касающиеся трудовой деятельности, артистических способностей, моральные качества. Но нравственно зрелых ответов было немного. Размышляя об идеале, приоритет дети отдают внешним качествам, хотя не отрицают роли нравственного аспекта. Есть основания считать, что этот факт объясняется, прежде всего, отсутствием у подростков разносторонних и устойчивых общественно-направленных мотивов.
В целом представления младших подростков о нормах нравственности отличаются расплывчивостью, имеют явную тенденцию, с одной стороны к расширенному толкованию (нравственный человек-это хороший человек), а с другой стороны к суждению этого понятия (нравственный человек- это тот, кто дарит подарки, делится с другими, слушается взрослых).
Надо отметить, что никто из детей не сомневается в необходимости норм и правил поведения, в стремлении и умении им следовать. Но отнюдь не во многих анкетах встречается осознанное понимание нравственных понятий, большинство младших подростков испытывают явные трудности при их определении.
Исходя из всех исследований и наблюдений, мы сделали вывод о том, что нужно строить воспитательную систему так, чтобы добиться систематизации и углубления нравственных представлений младших подростков. Необходимо так же, чтобы нравственное поведение разносторонне и полно стимулировалось системой предъявленных к подростку требований. Поэтому мы считаем, что развитие духовно-нравственных ценностей – должно стать одним из основных направлений работы нашей школы. При этом необходимо учить учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей. Главной задачей деятельности нашей школы является создание условий для формирования у учащихся нравственной культуры миропонимания, осознания исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
В нашей школе уже много лет существует детская организация «Юность», центром её руководства является комитет самоуправления школы, в который входят обучающиеся 5-11 классов. Все дела, которые проводятся в организации, способствуют формированию духовно-нравственных качеств у детей.
В школе силами учителей и детей восстановлен историко-краеведческий музей. Ребята с интересом его посещают и работают в нём, именно здесь закладываются основы деятельной гражданской позиции. Прошлое достойно уважения. Хотя не всё может вызвать восторг и радость. Разрушение исторического самосознания народа очень опасно для страны. Могучим средством обучения и воспитания, приобщение детей и подростков к миру духовных ценностей является школьный музей, так как ему присуще множество учебно –воспитательных и социально-культурных функций. Человек, который недрогнувшей рукой выбрасывал и выбрасывает в макулатуру и на свалку старые письма и фотографии, старые вещи, не понимал и не понимает, что выбрасывает не чью-то, а свою родословную, становится духовно нищим.
В нашей школе КСШ и историко-краеведческий музей работают совместно, ребята входят в совет и актив музея. Ими проводится активная поисковая работа по сбору материалов и их систематизации. Собран материал об основных этапах развития села, школы, о первых переселенцах.
К 70-летию Победы была оформлена Книга памяти нашего села, в которую внесены все ветераны Великой Отечественной войны.
Школьный музей является центром воспитательной работы. На его базе проводятся классные часы, беседы, экскурсии, встречи.
Возрождается традиция встреч с тружениками села, ветеранами труда. Праздник урожая, праздник хлеба - это КТД, которые проходят у нас в школе с участием всех классов, приглашаются комбайнёры, водители, работники тока, пекари. На КТД «Хвала рукам, что пахнут хлебом» были приглашены ветераны труда, женщины пенсионерки, которые работали в сельской пекарне в 1970-80-х годах. Такие встречи не проходят бесследно ни для ребят, ни для гостей. Пожилые люди, приглашённые в школу, на встречу с детьми чувствуют свою значимость, им приятно, что о них не забыли, они с удовольствием делятся жизненным опытом с ребятами. Ребята же начинают уважительно относиться к людям любой профессии, пожилым людям.
Уважение к старшему поколению, преклонение перед их героическим прошлым очень важный компонент воспитания. Их жизнь может служить образцом для подражания и этот кладезь духовной жизни необходимо использовать для воспитания юношества. К сожалению, ветеранов Вов в селе не осталось. Поэтому ребята идут к ним сами с подарками и небольшими концертами. В глазах стариков одновременно светится счастье и блестит слеза. Ребята расстаются с ветеранами под большим впечатлением, удовлетворённые выполненным долгом.
В воспитании духовно-нравственных качеств не малую роль играют встречи с участниками локальных войн в Афганистане, Чечне, Дагестане и др. Активом музея собран материал о выпускниках нашей школы участниках Афганской войны. В день вывода войск из Афганистана в школу был приглашён выпускник нашей школы, участник афганской войны Сергеев В.М., награждённый медалью за отвагу и Орденом Красной звезды за спасение командира отряда от душманов. Ребята с интересом слушали героя и гордились тем, что сидят за теми же партами, за которыми когда-то сидел их гость, что живут с ним в одном селе. Они очень много задавали вопросов, каждый хотел постоять рядом с героем, потрогать рукой Орден Красной звезды.
Такие же яркие впечатления произвела на ребят встреча с Гвардии сержантом Константиновым Н.Н.- тоже выпускником нашей школы, участником войны в Чечне, Дагестане, Таджикистане. Николай Николаевич рассказал о трудностях солдатского быта, о дружбе на войне, ответственности, любви к Родине. Так же он передал в школьный музей новые экспонаты - пулемётную ленту, гильзы от снарядов.
В современном мире, когда процветает национализм, мы всё чаще слышим о притеснениях людей тех или иных национальностей очень трудно воспитать и сохранить в детях чувство гордости за свой народ и уважение к людям других национальностей. У нас в школе прошло КТД «Фестиваль народов Сибири». Каждый класс подготовил презентацию народа. Ребята знакомили зрителей с национальными костюмами, традиционными блюдами и культурой народа, который они представляли. Мероприятие вызвало неподдельный интерес, живую реакцию, одинаково воспринимались зрителями русские частушки и немецкие песенки, инсценировка белорусской и казахской сказок. А уж украинские вареники с вишней, казахский бешбармак, немецкие колбаски и русские блины поедались всеми с удовольствием. Привитие детям духовных ценностей невозможно без изучения культуры своей страны, без воспитания молодёжи на национальных традициях. Классные часы, КТД, беседы посвящены культуре русского народа: традиционные праздники, с которыми ребята знакомятся не только теоретически, но и на практике. Во время знакомства с историей празднования Рождества и Нового года разучивают традиционные русские игры, поют колядки, гадают; любят и праздник Масленицы, который завершается весёлыми играми и сжиганием чучела.
На базе музея ребята ведут активную поисковую и научно-исследовательскую работу. Очень активно и с большим интересом дети изучают свои родословные, составляют генеалогическое древо.
С этими работами учащиеся принимают участие в различных конкурсах «Моя малая Родина», «Летопись сибирских деревень», «Корнями дерево сильно», а так же в научно- практической конференции «Поиск». Вот уже несколько лет ребята участвуют в конкурсе «Моя малая Родина» в различных номинациях: собрали материал о мастерах нашего села, охотниках. Создали несколько путеводителей.
Так же классными руководителями используются видеозаписи встреч с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, к сожалению их уже нет, а вот записи сохранились.
Нравственность начинается не со слов, а с нравственных поступков, она развивается и формируется через систему упражнений в таких поступках. Поэтому педагоги вместе с детьми участвуют во всех делах, являются их соратниками и наставниками. Уборка территории центра села, памятник погибшим в Великой Отечественной войне, уборка осиротевших могил на деревенском кладбище, благотворительные концерты, встречи с тружениками села, очистка берегов реки от мусора и многое другое - всё это стало общим делом детей и учителей нашей школы. Ведь школа должна успешно содействовать раскрытию с раннего детства свойств и качеств человеческой природы с её способностями к познанию окружающего мира и творению в нём добра и блага для всех людей.