Трактовка понятия «хохол» как синонима слов «малоросс» и «украинец» встречается в словарях Даля, Ожегова и других лингвистов. Изначально «хохлом», или попросту «хохолком», называлась особая прическа, которую носили украинские запорожские казаки.

Выглядела она так: голова мужчины полностью выбривалась налысо, только на самой макушке оставалась нетронутой небольшая часть волос. Эту прядь почти не стригли, в результате чего она выглядела как длинный хохолок или чуб.

«Хохол» или «оселедец»?

Такое название традиционной казачьей прически было принято только у русских. Сами запорожцы называли ее «оселедцем», что в переводе с украинского значит «селёдка». Чуб, свободно свисающий с практически полностью обритой макушки, действительно сильно походит на продолговатое рыбье тело. Но слово «оселедец» было не понятно русскоязычным соседям. Даже те из них, которые могли слышать оригинальное название этой прически, просто не воспринимали его, поэтому называли длинный казачий чуб по-своему, то есть «хохлом».

Поскольку такая мужская прическа была принята только у украинцев, постепенно название «хохол» было перенесено с части облика человека на него самого. В результате в культуре восточных славян украинцы стали прочно ассоциироваться с хохлами. Этим словом стали называть уже не собственно казаков, а всех украинцев вообще, включая детей и женщин, которые по понятным причинам никакие оселедцы не носили. В среде самих украинцев слово «хохол» воспринимается как оскорбительное.

Интересно, что у народов Сибири этот перенос произошел еще глубже: сибиряки называли хохлами и белорусов, и русских, проживавших в южных районах Руси (а позднее и Российской империи). Это могло происходить из-за различий в языке. Говоры русских, проживающих далеко на востоке, за Уралом, очень сильно отличаются от распространенных в центральных районах, не говоря уже о литературном языке. На слух сибиряка, никогда не общавшегося с русскоязычным жителем юга, речь последнего звучала непривычно и очень похоже на украинскую.

Происхождение оселедца

В происхождении названия мужской казачьей прически «оселедец» («селёдка») можно заметить изрядную долю юмора. Со временем шутливый оттенок перестал быть актуальным, как бы стерся, и слово стало именем нарицательным. Изначально эта оригинальная прическа была «изобретена» кочевыми племенами Великой евразийской степи. У них она называлась «айдар». Айдары носили только взрослые мужчины, женатые и уже продолжившие свой род. Холостые юноши имели право носить простую длинную челку, которая называлась «кекил».

Брили голову и оставляли на макушке длинный чуб казахи, тувинцы, авары, татары и другие кочевники. Иногда для удобства длинную прядь волос заплетали в косичку. Айдар был особым отличительным признаком. Таким же, как национальный костюм, оружие, язык или обычаи народа. У многих кочевников эта прическа была очень распространена. Казаки, часто воевавшие и «общавшиеся» таким образом с татарами и другими кочевниками, просто позаимствовали эту прическу и дали ей свое название – «оселедец».

Значение этой прически для казаков

Для любого запорожского казака ношение оселедца было особой гордостью, символом принадлежности к свободному народу, какими были когда-то степные кочевники, не знавшие никаких границ и преград. Постепенно история этой легендарной прически обросла разными мифами и преданиями. Одни историки утверждают, что подобный казачьему чуб носили некоторые киевские князья. В частности, сохранилось подобное описание Святослава Игоревича, сделанное византийскими послами.

Все эти примеры еще раз подтверждают взаимопроникновение культур разных народов при тесном контакте. И как всегда бывает в таких случаях, позаимствованные элементы обрастают в новой среде уникальными чертами. Так у запорожских казаков считалось не только гордостью, но и хорошим знаком носить длинный чуб-оселедец. За него якобы Господь Бог сможет вытащить погубившего столько людских жизней грешника из адского пламени.

Каждый казак был искренне верующим человеком и понимал, что за столькие прегрешения его душа отягощена большим бременем. Оселедец был еще и чем-то вроде талисмана, оберега от дьявольских сил. Со временем он стал символом высокого положения, даже принадлежности к знатному роду.

Бритая голова с реденькой челкой - в 1990-е так ходила провинциальная молодежь и почти все столичные пэтэушники. Позже фотографии подобных персонажей публиковались как курьез на «Одноклассниках», а к концу 2010-х так стали стричься модели на подиумах недель моды. разбиралась, почему это произошло.

Гопота и «волосатые»

В юности и ранней молодости нынешних сорокалетних мужчин пристальное внимание к внешности представителей их собственного пола не было признаком нетрадиционной ориентации. Скорее наоборот: некоторым это внимание сохранило здоровье, работоспособность и даже жизнь. «Волосатые» неформалы - панки с поставленными на пиве или даже манной каше гребнями волос на голове, хиппи с длинными патлами, перетянутыми на лбу «хайратниками», рокеры (они же металлисты) с длинными хвостами на затылке и серьгами в ушах должны были остерегаться попадавшихся на их пути бритоголовых гопников. Если неформал видел гопника - он сразу понимал: перед ним враг, надо бежать или готовиться к драке. Это было мгновенно считываемым культурным кодом.

От западных скинхедов, с которыми все, в общем, понятно, гопоту 1990-х отличало две вещи: объект ненависти (за почти полным неимением в те времена в российских городах чернокожих людей и необычно выглядящих мигрантов, она, в отличие от скинов, охотилась за соплеменниками из других субкультур) и, как ни странно, челочка. Если честный западный скин брил голову полностью или, в особо тяжелых случаях, выбривал на затылке свастику, то верные сыны славян и присоединившиеся к ним оставляли на лбу трогательные длинные (сравнительно с прочими, практически отсутствующими) волосики.

У челочки был долгий и интересный жизненный путь в российской истории. Начался он задолго до гопников 1990-х годов и тем более воспевающих их ныне модельеров Демны Гвасалии из Vetements и , а также постоянной стилистки обоих Лотты Волковой (дочки моряка из Владивостока и эксперта в предпочтениях гопоты, которой она поколенчески ровесница). Образы «брутальных челов», братков с бритыми головами и слипшимися от боевого пота челочками, выведенные ею на парижский подиум на показах Vetements, зародились не двадцать и не тридцать лет назад, а все сто, а то и больше: так стригли еще в царской армии, а потом и в Красной.

Рад стараться

Стиль и размер военной челки на бритой или коротко стриженной голове военнослужащего варьировались в зависимости от предписаний начальства, фантазии полкового (корабельного, дивизионного etc.) парикмахера и традиции рода войск. То, что сейчас называют челочкой, нельзя было путать с чубом: привилегию носить пышный чуб имели казаки, чей статус в армии вообще отличался от положения солдата из крестьянских рекрутов. Позже, в Красной и Советской армии, солдаты носили пилотки, из-под которых чубом не покрасуешься - не тот вид, а казаки - фуражки и папахи-кубанки: то, что нужно.

Самый, пожалуй, лиричный рассказ о челочке в рядах вооруженных сил, во все времена выступавших нравственной кузницей кадров мужской половины российского (и советского) общества, приводится в повести «Сын полка». По сюжету мальчик-сирота во время войны попадает на воспитание в артиллерийскую часть, и солдаты первым делом одевают и стригут его на военный манер. «Его острые уши, освобожденные из-под волос, казались несколько великоваты, зато лоб оказался открытый, круглый, упрямый, но только с небольшой, хорошенькой челочкой. Челочка вызвала у разведчиков особенное восхищение. Это было как раз то, что нужно. Не бесшабашный кавалерийский чубчик, а именно приличная, скромная артиллерийская челка».

Кадр: фильм «Сын полка»

Примерное представление о том, какой была челка малолетнего солдата Вани, дает одноименный фильм 1946 года. Тогда с такими прическами (наголо или очень коротко остриженная голова с челкой) ходили все послевоенные школьники, не только суворовцы: помимо традиционной маскулинно-армейской эстетики, внедряемой таким образом с головы в голову отрока, стрижка еще и защищала от педикулеза, сиречь вшей. Что характерно, в более поздней экранизации повести (1981 года) сын полка острижен по застойной моде - то есть, по солдатским меркам, на радость вшам лохмат как стиляга.

Академиев не кончали

Посыл советского кинохудожника по прическам начала 1980-х понятен: мальчик должен был вызывать симпатию, а значит - соответствовать культурному коду времени, в которое уже можно было носить и «виски», и бакенбарды, и - если волосы были достаточно кудрявы - прическу «афро», как у Анджелы Дэвис. Если в 1940-е, 1950-е и даже ранние «добитловские» 1960-е традиционный и положительный мужчина должен был стричься коротко, то позже либерализация моды позволила людям из интеллигентных слоев общества не стричься под машинку.

А вот «неинтеллигентные» слои, чей трудовой и боевой путь пролегал по короткой линии школа-ПТУ-армия-завод, «стиляжьи патлы» не носили и интеллигенцию слегка презирали. Для таких граждан срочная служба зачастую была и на всю жизнь оставалась самым ярким, формирующим личность воспоминанием - отсюда и любовь к бритой голове с челкой из-под пилотки или, позже, голубого (защитного или иного) берета. В стране, где в тюрьме сидел каждый десятый мужчина, челка поясняла: я реальный пацан, но я не зек, по крайней мере в данный момент (в местах не столь отдаленных при санобработке челочками не заморачивались). Впрочем, и сидевший мог, «откинувшись» с зоны, отрастить челку в знак свободы - зачастую временной, оставив голову удобно коротко обритой.

Фото: @lookatthisrussian / Instagram

В 1990-е, когда сдержанная интеллигенция в процессе перехода к рыночному обществу породила в лице своих отпрысков-подростков множество неформальных, но, как правило, лохматых субкультур, честная бритая башка с челкой у пацана «с раёна» демонстрировала простоту и чистоту намерений, далеких от всей этой заумной металлической музыки на нерусском языке, и неразрывные до гроба дружеские отношения с себе подобными, взращенные армейским братством. «Волосатые», как правило, в армию не ходили, этих «хлюпиков» родители «поступали» в институты или как-то иначе отмазывали.

Крах и возвращение гопников

Гопническая субкультура была зачастую околоуголовной, но только около: переварить всех носителей челочки не смогла бы и обширная российская пенитенциарная система. С открытием границ и доступа к западному кино среднего пошиба оказалось, что у отечественных гопников немало общего с фанатскими «мобами» из британской и немецкой глубинки: сходясь на «махачах», наши гопники и иностранные скины, помимо зуботычин и оплеух, обменивались и некультурными кодами. Развитие рынка товаров народного потребления, усиление деятельности органов правопорядка по пресечению мелкого хулиганства, распространение высшего образования и смена образцов для подражания привели к тому, что те, кто раньше носил челочки, стали носить стрижки а-ля высокооплачиваемые западные футболисты и американские рэперы: от хвостика на макушке до «гусеницы» из волос от лба к затылку.

Так бы и остались российские гопники 1990-х - в своих штанах с полосками, кроссовках, на кортах, с бритыми головами и челками, - только фольклорными персонажами: героями анекдотов, репортажных фото залетных западных фотографов, радующихся собственной прогрессивности, и полотен украинского художника Ивана Семесюка, - если бы не уже упомянутые Гвасалия, Рубчинский и Волкова. Сила их таланта - иронического, но многими неискушенными простецами воспринимаемого буквально, - возродила гопников из пепла, предварительно творчески переработав до степени карикатурности. Впрочем, и карикатурность считывается не всеми: не исключено, что эти саркастические образы вновь станут образцами для подражания. Правда, пока непонятно, для кого: для выпускников ПТУ, как в оригинале, или для юных постмодернистов из хороших семей.

Чуб запорожского казака, или как говорили сами казаки, оселедец - это не просто элемент казацкого образа, это еще и целая легенда. Во-первых, нужно отметить, что лишь зрелые казаки, которые уже успели, что называется, понюхать пороха, имели право на длинный чуб. Такая прическа была под запретом для молодых воинов.

Как правило, чуб носили за левым ухом ,так как по суеверным традициям считалось что справа у человека находится ангел(добро), а слева черт (зло).

Чтившие традиции «низового товариства» и во всем соблюдавшие этикет старики объясняли, что «чупрына, как знак удалого храброго казака, должна быть обращена к левой стороне». В этом случае чуб был своеобразным знаком «достоинств и отличий», вроде медали, ордена или шпаги. Нередко по форме чуба, его длине и ухоженности судили о звании казака, его старшинском чине, боевой выучке и опытности. Развевающийся по ветру чуб часто устрашал противника больше, чем острая сабля.

Некоторые считают, что казачество переняло эту причёску от черкесов на Кавказе и использовало его, как знак принадлежности к верхам казачьего общества.

Но в то же время в Киевской Руси, согласно некоторым историкам, чуб бытовал и также свидетельствовал о принадлежности к знатному роду. В частности, сохранилось византийское описание внешности величайшего полководца Древней Руси Святослава Игоревича (жившего, согласно традиционной истории, в Х веке). Вот описание встречи императора Цимисхия со Святославом на берегу Дуная, включённое в "Историю Льва Диакона" со слов очевидца: "...Он (Святослав) приплыл на скифской ладье... был среднего роста, с густыми бровями и голубыми глазами, с плоским носом, с бритою бородою и длинными висячими усами. Голова его была совсем голая, только на одной её стороне висел локон волос, означающий знатность рода... в одном ухе у него висела золотая серьга, украшенная карбункулом и двумя жемчужинами...".


Описаны три уникальных черты облика запорожских казаков — висячие усы, при бритой бороде, чуб-оселедец и одна серьга в ухе, совершенно справедливо висевшая у Святослава, т.к. он был единственным сыном Ольги и Игоря и согласно казацкой традиции должен был (или мог) носить такую серьгу.

Поначалу только герои из героев и атаманы могли носить такой же, как у князя чуб-хохол. Позже, это стало казачьей модой. После упразднения Запорожской Сичи, когда казаки были переведены на Кубань, чуб стал иной формы, но из-под кубанки должен был торчать непременно.


Слово «чуб», как считают некоторые исследователи, произошло от персидского «чоб» — гроздь, кисть, пучок. Интересно, что у персов слово «казак» переводилось, как «хохол». У воинственных готов длинный чуб означал посвящение богу Одину (готское «хох оол» — сын неба). Считается, что подобную причёску казаки заводили главным образом для форса, «на выхвалку». Что ж, и в этом имелся свой смысл. Чуб был для казака своеобразной визитной карточкой, внешним признаком (часто единственным!), по которому сечевики узнавали друг друга. Запорожец вдали от родных мест (не говоря уже о разведчиках, которые проникали в стан врага) мог вырядиться в любую одежду. Однако чуб под головным убором, даже если это была мусульманская чалма, всегда оставался на месте, был своего рода паролем при встрече с другим казаком.

Боевая прическа славян меняет характер мужчины,делает его отважным,мужественным,бестрашным и вызывает панический страх у наших врагов

Благосостояние, уровень жизни и мировоззрение общества отражаются на человеке, в том числе и на причёске.

После распада Советского Союза настали времена мелких воришек или шпаны, которая проникла везде и насытила ауру всей страны уважением к ворам, мошенникам и подонкам, мужчины начали стричься под уголовников, т.е. налысо. Причёска отображает государственную политику. Телевидения, заполнили не очень приятные физиономии, которые точат гнусно вульгарные анекдоты на всю страну.и соответственные передачи и фильмы. А ведь не так давно анекдоты точили, в основном, в тюрьме от безделья. А сейчас в уважении в нашей стране - авторитеты, то есть преступники.

Вот и ходят до сих пор многие лысые по подобию уголовников, чем и подтверждают направления общества. " Но всё же можно изменить общество обыкновенной мужской национальной причёской. Старинная славянская и казацкая причёска, усы и чуб (оселедец), является боевой прической воина и даже царской причёской. Эту причёску носил царь Святослав, который погиб, в Запорожье. защищая Русь. Великий Князь Святослав был воином и соответственно носил боевую прическу славян. Без такой прически славянин не воин,а баба."

Отсюда и унаследовали запорожцы боевую и царскую причёску и много веков царствовали, и не только на Украине. И если все мужчины на Руси будут носить боевую и царскую причёску, усы и чуб, то славяне будут царствовать не только в своей стране но и во всем мире. Кроме этого, есть сведения, что такая причёска была у грозного Бога, громовержца, защитника славян - Перуна. Вот так просто можно изменить жизнь к лучшему, стоит только захотеть нашим мужчинам изменить причёску. Попробуйте и убедитесь в этом сами.

У нас сейчас такое время,что каждый славянин должен стать воином ибо мы порабощены и нам надо освобождаться. Эта боевая прическа не только идет славянам,она делает их красивыми и мужественными, и по этой прическе легко можно будет узнать своих, кстати если инородец сделает такую прическу,то она ему идти не будет, ибо он будет похож на обезьяну.

Также борода изменяет не только характер, но и жизнь мужчины и общества в целом. Если бы все мужчины страны носили бороды, то это была бы страна мудрецов и святых. Человек полностью меняется в зависимости от его причёски. Борода даёт мудрость и достоинство, усы и чуб (оселедец) - отвагу и бесстрашие. Борода для мужчин очень полезна в свободном обществе, где нет внутреннего врага.

Существует закон обратной связи. Изменят мужчины причёску - и изменится наше общество. Если с верхов нельзя что-либо изменить, то тогда низы должны менять себя, и верхи станут соответствовать обществу, которым они управляют. Поэтому если кто желает стать воином и потом по-царски пожить, то подстригитесь под чуб и оставьте усы. И вы будете знать, что такую прическу носил самый сильный Бог-Перун, царь Святослав, славные герои Запорожские казаки и Вы. Разницу вы почувствуете кем вы были и кем вы стали. И вас никто больше не сможет дурить и эксплуатировать.(правильный чуб должен быть не сзади,а спереди, на три или четыре пальца шириной от макушки до лба)

Будьте счастливы!

С уважением ко всем Михаил Левадный
P.S. Распространите эту статью по всем сайтам.

Давно хотел написать, точнее спросить, да все откладывал.

Итак, на картинке сверху видим две диаметральные прически, к чему бы это?

Краткие сведения:

Оселедець:

Длинные усы и немного поседевший оселедец украшал лицо признаками опыта и покоя , а серебряная булава, которая блистала в его сильной руке, напоминала всем о большой власти запорожского кошевого атамана...

Оселедец , что не говорите, не просто атрибут, не средневековая мода - это признак отличия, определенного статуса.

другой вариант - Коса на голове - это знак, что воин находится в состоянии священной войны и готов в любую минуту умереть за свою землю и род.

Чуб (оселедец ) это не тюркская и не типичная словяно - норманнская фризура , ведь варяги голову не брили и даже заплетали косички, а если китайцы и японцы тюрки (они тоже брили голову ) - то я всевышний мессия буда-алах-ярило . Это же откуда пошел чуб? Давайте попробуем разобраться

Но у некоторых норманов тоже были чубы! Но у каких норманнов? Обычно у тех, которые общались со славянами. На голове у норманнов такая прическа была признаком знати - ярлов. Норманны, которые завоевали Англию имели выбритые головы и широкий чуб спереди. Такая прическа была распространена среди кельтов. Последние считали длинные копны волос, как признак божественности. В IX ст., при династии Каролингов, франкские воины носили прическу, которая напоминала чуб-оселедец.

Питалися козака: "Що то за причина,

Що в вас гола голова, А зверху чуприна?"

"А причина то така: Як на війні згину

— Мене ангел понесе

В небо за чуприну".
Чубы также носили древние германцы - готы (остготи), которые жилы в степях современной Украины России и Белоруссии, потому эта прическа была распространена среди скандинавов и русичей.
Славянская языческая идолография практически не знает длиннобородых богов и вовсе не знает длинноволосых.Славянские племена изображали своих идолов с усами, но без бород (Перун, у которого „ус злат”). На миниатюрах Радзилловской летописи у Перуна усов не видно, как и бороды. Зато выразительно заметен чуб-оселедец, совсем по-запорожски ниспадающий к левому уху. Историки утверждают что, Русы (скандинавы) Киевской Руси IX-XI ст. брили бороды и головы. Придерживаясь княжеской военной традиции, запорожцы, равно как и войско варяга Святослава, брили голову и бороду, оставляя усы и чуб.
Нужно здесь сказать, что в средневековой Европе христианская церковь выступала против обычая “выращивать на лице щетину”в отличии от православной. Козьма Пражский, описывая знатного чеха времен Болеслава Грозного, отмечает двойной чуб на его бритой голове. „Великая хроника”, описывая последнего представителя родовой знати на польский престол - Котишко, говорит, что его голова была голой, за исключением одного клока волос на маковке - полная аналогия со Святославом. Похожая прическа у князя Вацлава на миниатюрах Вольфенбюттельской рукописи. Почти сородичи славяне и балты тоже не были склонны отпускать волосы и бороды. На средневековых изображениях пруссаков видим бритые бороды, длинные усы и коротко подстриженные волосы (иногда распознаются чубы). В иконографической традиции Литвы изображения Ягелло (Ягайло) очень происходит на князя Святослава. Такой же был и общий вид литовской шляхты того времени.
На острове Мальта в часовне Арагона есть интересным надгробием Большого магистра Мальтийских рыцарей Николо Котонера, выполненный скульптором Доменико Гвиди (1628—1701). Один из Атлантов, что поддерживает это надгробие, похожее на запорожца, который разрывает путы. Искусствоведы сходятся в мнении, что это изображение литовского князя Радивила (смотри рисунок), который был гребцем на галере в турецком плену, и которого позже освободили мальтийские рыцари. И опять вопрос: почему у князя казацкая прическа?

То есть мы пришли к выводу, что чуб то был признак как-то класса людей у разных народов, но какого?

Шведский историк Йоган Гербиний в описании давнего мира вспоминает борисфенитив-косоносцев (жителей бассейна Борисфена-Днепра). Неизвестный персидский автор 9-го века н.э. в труде «Книга границ мира» описывает русов: «народ русов воинственен. Они воюют со всеми неверными и всегда выходят победителями, среди них есть группа из моровват (рыцарей). Они шьют шаровары приблизительно из 100 гязев ткани, которые надевают и вращают выше колена...они шьют шапки из шерсти с хвостом (шлыком)». Полное описание казака в шароварах и в шапке со шлыком. В целом следы распространения оселедца в мире заметны по мере расселений арийских племен из Надднепрянщины.
В Мизине, на берегу реки Рось, украинские археологи нашли старейшее в мире антропоморфное изображение с чубом, вырезанное на кости мамонта. Возраст изображения — 20 тысяч лет. Но историографией даже вспоминать об этом изображении не желает. Ведь эта находка убедительно доказывает, что родиной арийских племен была именно эти земли.
У арийских племен, которые в давние времена переселились в Индию, эта прическа была признаком военной касты — кшатриев. Кшатрии носили ее еще четыре тысячи лет назад. У них она имела название „шикхандака" и была она свойственна индийскому богу ветра, Кришне (как символу воинства). Считается, что эта прическа символизировала солнечный луч, знак солнца. Кроме того, чуб, который формой напоминает шлык на казацкой шапке, свидетельствовал о пренебрежении кшатрия к смерти. Ведь через чуб бессмертная душа его поднимется к солнцу.
Лишить чуба казака считалось наибольшим позором. О чрезвычайно высоком статусе этой прически у запорожцев свидетельствует и сурово регламентированный способ ношения чуба, закрученного именно за левое ухо.
Чуб непременно носили за левым ухом, как все отличия и награды, - объяснял прежний запорожец Антин Головастый Великому князю Константину Павловичу, — саблю, шпагу, ордена и др. носят слева, то и чуб, как знак рьяного и отважного казака, следует также носить слева". В Украине существовал даже специальный термин „чуприндир" — храбрый, как запорожец, который носит чуб на голове.
Нет ни единого сомнения, что первые казаки были язычниками, но потом, неизвестно при каких обстоятельствах, часть приняла христианство. И еще одна мысль, которая постоянно мозолит мне голову - Государство наших предков, которое европейцы называли РУСЬ никто не мог завоевать, тогда решили расколоть ее внутренне и ввели христианство, которое втолковывает нам с детства, что мы рабы божьи!...
Самый известный язичник-характерник - Сирко.

Добровольный раб или хозяин своей судьбы? Кем Вы хотите быть? Решайте.

А это Вам что-то напоминает?:
Рабочий день закончился, и рабы, которые работали на плантации, разбрелись по своим жилищам. Во время ужина они разговорились: - Нужно что-то с хозяином делать. Он нас так в могилу загонит! - Так, если бы от него как лишиться... И так сказал к ночи. А когда все наговорил, довольные пошли спать, набираться сил. Ведь завтра нужно идти на плантацию продолжать работать...

Фото чубов других народностей:

Святослав Завоеватель. Князь Руси в годах 964-972.


Варяг из войска Святослава Храброго

Большинство франкских, сакских, вандалов и других воинов средневековой Европы заплетали шевелюры в косы и брили затылок

Cлов’янско-норманская прическа-чуб воина Киевской Руси времен князя Святослава.

Русский воин

Широкая разновидность норманского чуба

Воины германского племени англов носили прическу, которая напоминала оселедец. (Кадры из шотландского исторического фильма „Winter Warrior” Palm Tree UK Ltd.)

Запросто, с маху, можно сказать так: тонзура - это специально выбриваемая лысина на темени католических монахов. Собственно tonsura переводится с латыни как стрижка или бритьё. Тонзура фигурировала в христианстве задолго до раскола на католичество и православие, да и в православии иногда темя брили - это называлось гуменце . Вот что говорит по этому поводу Даль :

гуменце также самое темя головы, маковка, верховка, выстригаемая у священно- и церковнослужителей, при посвящении их; встарь выстригалось на постригах, при возмужалости отрока вообще; ныне крестьяне, склонные к староверству, особ. ниж. выстригают гуменце.

Наиболее полно о разных формах тонзуры рассказано :

Тонзура (лат. tonsura) - остриженное место на макушке у католических духовных лиц, символ отречения их от мирских интересов. С давних пор существовал обычай, по которому кающиеся остригали себе голову наголо; затем этот обычай переняли монахи, а в VI в. и все христианские духовные лица; это было узаконено четвертым толедским собором 633 г. Т. различалась двух родов: Т. апостола Павла, когда наголо остригалась передняя часть головы, и Т. апостола Петра, делавшаяся на макушке в форме кружка. Первый род Т. был обычен в греческой церкви, а в несколько измененной форме (Т. апост. Иакова) - также у британцев и ирландцев; второй род Т. общепринят в западной церкви у монахов и священников. В настоящее время Т. обыкновенно производится одновременно с посвящением в низший духовный сан, причем она бывает величиною с небольшую монету; у священников она величиной с гостию, у епископов - еще большие, а у папы оставляется лишь узкая полоса волос над лбом.

О происхождении тонзуры единого мнения как-то нет. Похоже, в нынешнюю форму тонзуры слились самые разные обычаи укрощения растительности на голове, пришедшие в христианство из разных культур. Вот, товарищ Бондаренко пишет:

Тонзура ирландских (и британских до н. IX в.) монахов, которая также вызывала раздражение в Риме (передняя часть головы выбривалась до линии, шедшей от одного уха до другого, на остальной части головы волосы не стриглись) была, судя по пассажу из Книги из Арма, заимствована у друидов...

Вот что пишет по этому поводу товарищ Блаватская (КОРНИ РИТУАЛИЗМА В ЦЕРКВИ И МАСОНСТВЕ ):

Макушка голов у жрецов Анубиса /египетское божество с головой собаки и телом человека, проводник души в царство мёртвых - прим. ДМ/ была обрита (Ювенал) — отсюда произошла тонзура...

Впрочем, если верить Блаватской, у нас вообще всё хоть сколько-нибудь мистическое - из Египта:::) А вообще, что символизирует тонзура? http://mirslovarei.com/content_sim/Tonz ura-874.htmlвполне светло и мистично:

Выбривание волос символизирует отказ от плодородных сил природы, духовную трансформацию, обнаженность новорожденного дитя, аскетическую жизнь, вступление на духовную тропу самоотрицания и отрицания мира, концентрацию. Тонзура может разделять символику солнечного диска, короны и купола храма. В христианстве она символизирует терновый венец и отказ от плоти.

Однако, масоны, например, проводят здесь параллель со световым окошком в крыше храма - в их интерпретации тонзура есть готовность немедля воспринять низошедшую благодать. Думается, если проследить исторические корни, можно будет добраться и до того, что это - просто бритьё волос над Сахасрара-чакрой...