Рита Муратшина
Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

Роль художественной литературы в воспитании детей дошкольного возраста

Книга - прежде всего источник знаний. Из книг дети узнают много о жизни общества, о природе, о мире чувств и взаимоотношений. Художественная литература способствует развитию мышления и воображения, речи ребенка, обогащает ребенка эмоциями, прививает любовь к Родине, к природе. Следовательно, детскую художественную литературу можно считать основным источником воспитания , несущим в себе большой воспитательный и развивающий потенциал.

Забота о детском чтении – это забота о будущем России, ее интеллектуальном, нравственном, духовном развитии. Читательский опыт многих поколений свидетельствует , что интерес к книге зарождается именно в дошкольном детстве , потому что чувства дошкольника отличаются особой эмоциональностью. И чем раньше появляется интерес к чтению, тем глубже формируется читатель, творческая личность.

Одна из важных задач воспитания в дошкольном возрасте – воспитание в ребенке личности . Очень большая роль в этом принадлежит детской художественной литературе . В процессе ознакомления с художественной литературой у детей формируются основы базовой культуры личности, позитивное отношение к миру, любовь и интерес к художественной литературе , предоставляются равные возможности для творческой деятельности, происходит полноценное развитие личности.

Читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, успехами, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, знакомит с нормами поведения, дает знания о моральных качествах человека. Выразительное чтение прививает любовь к книге, развивает устную и письменную речь, расширяет эстетический кругозор, воспитывает художественный вкус .

Художественные произведения активно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость , эмоциональность. Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребенка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни, перестраивает его субъективный мир. Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности : добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагоги должны обратить особое внимание на отбор произведений, методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений, на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей , пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми) .

В дошкольном возрасте дети только открывают для себя удивительный мир чтения, книжных чудес и загадок. Поэтому педагоги должны построить работу таким образом, чтобы книга присутствовала в различных областях деятельности ребенка, дети имели возможность каждодневного общения с книгой, могли развивать свои литературные интересы . Отбирая литературу для детей , нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности . Еще в 40-е годы XIX в. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе : этическое и эстетическое. Говоря об этической направленности детской литературы , он резко выступал против назойливого морализирования. Художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою .

Очень важно в детском саду иметь красивый и интересный книжный уголок - он будет вызывать у ребенка наибольшую любознательность в виде информационного центра. Для ребенка это такое место, где он сам может выбрать понравившуюся ему книгу, посмотреть ее и «перечитать» . Создание книжного уголка приобщает ребенка к художественному чтению и помогает ему привить любовь к детской художественной литературе .

Подбираемый для занятий материал должен быть ярким, весёлым, увлекательным, доступным для понимания ребёнка. В процессе образовательной деятельности дети должны понять, что интересным может быть не только сюжет произведения, но и сам процесс размышления над прочитанным; что восхищаться можно не только поступком героев книг, но и мастерством писателя или поэта, радоваться яркому, точному слову, которое нашел автор. Вглядываясь в текст и оценивая поступки героев, необходимо учить детей всматриваться в себя, в своё отношение к окружающим людям. Художественный текст сообщает читателю не только определённые сведения о жизни, мире, о прошлом и будущем, но и создаёт образы людей, изображая их в течение всей жизни. Отбор произведений строится по принципу «доступности» и с учётом возрастных особенностей . По возможности отбор произведений осуществляется по принципу интереса детей , с образами, вызывающими эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Читать детям художественные произведения следует ежедневно : с одними дети знакомятся на занятиях, с другими – в процессе игр, бытовых ситуациях, в свободной и совместной деятельности. Выразительное чтение – это не просто умение, а мастерство, оказывающее влияние на всестороннее воспитание детей . С помощью выразительного чтения, отвечающего требованиям логической и интонационной правильности эмоциональности, педагог не только открывает перед дошкольниками мир искусства , но и даёт им образец правильной и образной художественной речи . В дошкольном возрасте ребёнок пытается подражать взрослому. Слушая произведения в выразительном чтении, он влюбляется в художественные тексты , ему хочется воспроизвести их также с теми же интонациями, паузами, логическими и ритмическими ударениями. Таким образом дети делают важный шаг к овладению грамотной, образной, эмоционально насыщенной речью.

Современные дети больше увлечены телевизором или компьютером, компьютерными играми, нежели чтением книг. Интерес детей к книгам пошел на убыль; дети редко посещают библиотеки. Над этой проблемой прежде всего должны задуматься родители. Взрослым необходимо понять значимость художественной литературы в формировании персоны ребенка. С самого раннего детства родители должны приучать ребенка к книге, рассказывать ему сказки, читать стихи, показывать яркие иллюстрации. Следует учитывать интересы ребенка и выбирать художественную литературу вместе с ним . И самое главное - обязательное обсуждение прочитанного. Благодаря этому у ребенка развивается умение грамотно и связно формулировать свои мысли. В процессе слушания и обсуждения прослушанного у ребенка формируется память, чувства в отношении героев из книг. В будущем такие дети вырастут духовно и интеллектуально развитыми, сформированными как личность .

Таким образом, детская художественная литература формирует у детей такие чувства , как отзывчивость, эмпатия, взаимопомощь, любовь к своей Родине, благородство и доброта. Сегодняшняя детская литература необычайно разнообразна жанрово и тематически. Лучшие писатели мира отдают свой талант детям, ибо понимают, что будущее в руках подрастающего поколения. Поэтому, единственной реальной преградой деградации общественных ценностей остаются книги, проверенные временем, наполненные возвышенным смыслом и добросердечностью. Умение воспринимать художественное произведение , осознавать наряду с содержанием элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста . При целенаправленном педагогическом руководстве возможно обеспечить восприятие художественного произведения и осознание ребенком и его содержания, и средства художественной выразительности .

Литература

1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений

3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия» , 2000. - 400 с.

2. Белинский В. Г. Избранные педагогические произведения. Изд-во АПН РСФСР, 1948.

3. Калинина Т. В., Уривская Н. С. Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка // Молодой ученый. - 2016. - №5. - С. 607-609.

4. Кондратьева С. Ю. Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста . // Дошкольная педагогика №12 . с. 39. 2007 г.

5. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой . М., 2008.

В каких произведениях русской классики поставлена пробле­ма воспитания и образования и что их сближает с пьесой Фонвизина?

Проблема воспитания и образования поставлена в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» и в романе И.А. Гонча­рова «Обломов». Во всех трех произведениях мы видим един­ство авторской позиции - понимание определяющей роли семьи, воспитания в формировании нравственного и интел­лектуального облика молодого человека.

Жизнь недоросля мы видим в повести А.С. Пушкина «Ка­питанская дочка». С пятилетнего возраста мальчика отдали на руки стремянному Савельичу, затем отец нанял для сына француза, мосье Бопре, слабовольного и легкомысленного человека. Петруша гонял голубей, лакомился пенками от ва­ренья, сваренного матушкой, делал змеев из географической карты, играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Но в один прекрасный момент это «благоденствие» было нарушено. Отец отправил сына на военную службу. Здесь стоит отметить муд­рость и прозорливость Андрея Петровича Гринева, который не захотел, чтобы сын служил в Петербурге, где он «научится мотать да повесничать». Вместо Петербурга Гринев отправля­ет сына в Оренбург, в «сторону глухую и отдаленную», наде­ясь, что суровая и тяжелая служба сделает из него настоящего офицера. Значимо и напутствие, которое отец дает сыну на прощание: «Береги платье снову, а честь смолоду».

И герой исполняет завет своего отца. Гринев попадает в водоворот крупных исторических событий, оказавшись фак­тически между жизнью и смертью. И вот тут-то вчерашний недоросль предстает перед нами настоящим мужчиной с чет­кими, определенными понятиями о чести, о воинском долге, о милосердии. Гринев не бросает в трудную минуту свою неве­сту, не оставляет Савельича. До конца честен он и во взаимо­отношениях с Пугачевым, сохраняя верность государствен­ной присяге. Однако Петруша Гринев, превратившийся из не­доросля в достойного мужчину, - все же счастливое исклю­чение в русской литературе. Традиционное российское воспитание не сгубило его благородной, чистой души.

Но в русской литературе есть и пример героя, жизнь кото­рого оказалась загубленной благодаря воспитанию. Такой образец пагубного влияния воспитания на человеческую душу представляет нам И.А. Гончаров в романе «Обломов». Глав­ный герой этого романа давно уже стал у нас персонажем на­рицательным, символизирующим лень, пассивность, бездей­ствие.

Детство главного героя Ильи Ильича прошло в Обломов­ке, в тихом и сонном крае. Сказки няни, легенды и предания о нечистой силе, ласки матери, обильные обеды, вкусные до­машние пироги, прогулки по саду и двору - жизнь в Обло­мовке течет неспешно и неторопливо, ни бурь, ни потрясений не бывает в этом мирном уголке. Родители не позволяют маль­чику что-либо сделать самому, всячески балуют ребенка, не слишком утруждают его учебой.

И вот результат воспитания - в тридцать два года, оста­вив службу, Илья Ильич совершенно опустился, проводит все свои дни, не вставая с дивана, в любимом восточном халате и мягких удобных тапочках. Имение Обломова практически разорено, его обманывает управляющий, однако герой не в состоянии разобраться с собственными делами. Он мечтает о любви и семье, но идеальная любовь становится для него не­возможной: Ольга Ильинская не отвечает идеалу Обломова, Агафья Пшеницына же воплощает лишь одну сторону этого идеала. В жизни Обломова нет места каким-либо потрясени­ям, полезной деятельности. Безусловно, герой добр и благоро­ден, душа его «чиста и ясна, как стекло», он осознает сует­ность и бесполезность многих человеческих устремлений. Однако всего этого оказывается недостаточно для настояще­го счастья. Обломов так и не смог воплотить в жизнь своего идеала.

Раскрывая внутренний мир своего героя, Гончаров умело использует портрет, описание его домашней обстановки, пей­заж. Так, мысль гуляет по лицу Обломова «вольной птицей». Характерные детали его костюма - это восточный халат и домашние тапочки. Любовную историю с Ольгой Ильинской в какой-то степени символизирует ветка сирени, бро­шенная героиней.

Таким образом, система воспитания и образования, при­нятая в русских дворянских семьях в 18-19-м вв., была во мно­гом несовершенной, порочной, уродующей юные умы и серд­ца, губящей судьбы. В молодых людях развивались такие ка­чества, как лень, пассивность, инфантилизм, неумение реа­лизовать свои собственные мечты, и вместе с тем гордость и безверие, трусость и злонравие. Черты эти становились опре­деляющими в личностной реализации людей, в их судьбах, в их жизненной состоятельности. Воспитание, таким образом, определяет характер человека, его судьбу, его место в жизни.

Тема: «Роль детской литературы в развитии личности ребенка»

Работу выполнила: Бикбова В. М.

Часто мы говорим: “Книга – это открытие мира”. Действительно, читая, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения. Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека.

Дети, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.

Детские произведения направлены на то, чтобы дети могли уяснить и понять, почему люди должны быть внимательны друг к другу, близким, товарищам, с уважением и доброжелательностью относиться к окружающим, почему надо прийти на помощь человеку, когда он в ней нуждается. Важно, чтобы дети поняли, что добрые дела надо делать, не ожидая похвалы.

Воспитывая в детях добрые чувства, необходимо одновременно вызывать у них нетерпимое отношение к полярным качествам: грубости, жестокости, жадности, вызывать эмоции осуждения, негодования.

Большой раздел детской литературы посвящен воспитанию в детях любви ко всему живому. При подборе рассказов данного раздела ставится задача привлечь внимание детей к природе, вызвать у них желание оберегать растительный и животный мир. Ребенок, который с детства привык с пренебрежением относиться к живым существам, не умеющим говорить, но способным чувствовать боль и обиду, переносит такое отношение и на людей.

Можно поставить перед ребенком вопрос: наблюдал ли он в жизни что-либо похожее на данный случай? Беседу следует вести так, чтобы вызвать у детей эмоции не только одобрения, но и осуждения. Это будет способствовать воспитанию в детях нетерпимости к проявлениям жестокости, эгоизма, равнодушия и поможет лучше увидеть положительные и отрицательные черты героя, дать им правильную оценку. Там, где это целесообразно и вытекает из хода обсуждения рассказа, следует поговорить с детьми об организации практических дел, помочь их реализовать. В практической работе нравственные представления и понятия у детей будут уточняться и закрепляться.

Часы чтения должны проходить в задушевной, дружеской обстановке, располагающей к откровенности, размышлениям. Такое чтение вслух, сопровождающееся коллективными переживаниями, сплачивает ребят, укрепляет дух товарищества, взаимопонимания.

Огромное значение имеет характер бесед. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами.

Важную роль играет эмоциональный настрой самого педагога. Голосом, интонацией, мимикой педагог должен показать ребятам свое отношение к положительным и отрицательным персонажам, донести до них лирические, комические и драматические ситуации произведения. Эмоциональные реакции педагога передаются детям, способствуют формированию у них определенного отношения к прочитанному.

Направленность вопросов, подведение итогов обсуждения прочитанного произведения должны будить мысль ребенка, быть “проблемными”.

Нередко дети оценивают поступок на основе лишь внешних фактов. Они ограничиваются чаще всего словами “поступил хорошо” или “поступил плохо”. Помочь детям выразить мысль более точно и определенно – значит помочь им осознать нравственную сторону поступков и чувств литературного героя.

Итак, воспитание должно быть направлено на формирование у детей системы правильных нравственных понятий, представлений и убеждений, правильных мотивов поведения и правильных форм и способов поведения – в неразрывном единстве всех этих проявлений.

Прежде всего, надо знать, что любой метод воспитания нельзя рассматривать и оценивать абстрактно. Применяя различные методы, необходимо учитывать, во-первых, возрастные и индивидуальные особенности воспитуемого, во-вторых, особенности детского коллектива, членом которого он является, и, наконец, данные конкретные условия, в которых происходит воспитательное воздействие.

Для того чтобы формировалась положительная направленность личности, чтобы ребенок хотел правильно поступать и поступал правильно, во всех ситуациях и обстоятельствах, необходимо, чтобы он знал, как надо поступать, видел, что так поступают уважаемые им люди, и сам упражнялся (это самое главное!) в правильном поведении.

Словесное воздействие . Важную роль в формировании личности детей играет живое слово педагога, с которым он обращается к воспитуемому. Роль второй сигнальной системы в организации поведения ребенка очень велика. Поэтому метод объяснения, разъяснения, словесного убеждения есть важное средство нравственного просвещения, формирования у детей правильных моральных (нравственных) представлений и понятий. Все это тем более необходимо, что у многих ребят, имеются незрелые, ошибочные идеи, предубеждения и заблуждения в области моральных понятий (например, ложное понимание дружбы и товарищества, упрямства, мужества и смелости и т.д.). Именно этим и объясняются многие случаи неправильного поведения детей.

Личный пример . Большое значение в формировании личности ребенка имеет личный пример воспитателей, учителей. Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тому, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом. Педагогу всегда надо помнить, что он является образцом, примером для воспитанников, поведение которых иногда просто отражает его собственное достоинство или недостатки. Учитель должен предъявлять к себе и своему поведению самые строгие требования. Справедливо говорится, что учитель – человек, специальностью которого является правильное поведение.

Упражнения в правильном поведении . Главное, основное в воспитании личности, как уже отмечалось, - это организация практического опыта в правильном поведении. Читая и беседуя по прочитанному, дети постепенно научаются выделять нравственную сторону поступков и действий людей, оценивать поведение с позиций нравственных норм.

Литературные герои могут служить в качестве примера. Эмоциональное подключение к полюбившемуся персонажу создает лично значимую ситуацию. Читая литературные произведения, дети учатся разбираться в поведении и поступках людей, в мотивах поступков, чувствовать красоту добра, осуждать безобразное, злое.

Роль одобрения и осуждения . Воспитывая личность ребенка, конечно, нельзя ожидать, что он сразу при всех условиях и обстоятельствах будет выбирать правильные формы поведения.

Действенные средства регулирования и коррекции поведения – одобрение и осуждение, поощрение и наказание. Одобрение, поощрение служат средством подкрепления и благодаря этому средством закрепления и стимулирования правильных мотивов и правильных форм поведения. Осуждение, порицание, наказание являются средством торможения и задержки отрицательных побуждений и неправильных форм поведения.

Главной целью литературного чтения, является развитие личности ребенка, его интеллекта, эмоциональной сферы, нравственных представлений.

Литература:

  1. Азбука нравственного воспитания. / Под ред. И.А.Каирова. – М., 1979.
  2. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – Л., 1997.
  3. Диалоги о воспитании (Книга для родителей). / Под ред. В.Н.Столетова. – 1984.
  4. Доброта начинается с детства. // Начальная школа. – 2000. - №4.
  5. Зеньковский В.В. Психология детства. – М., 1995.
  6. Ковалев А.Г. Психология семейного воспитания. – Минск, 1980.
  7. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. – Ярославль, 1996.
  8. Практикум по детской психологии. / Под ред. Г.А.Урунтаевой. – М., 1995.
  9. Толстых В.И. Эстетическое воспитание. – М., 1984.
  10. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.


100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Значение художественной литературы в воспитании детей определяется ее общественной , а также воспитательно-образовательной ролью в жизни всего нашего народа.

О.С.Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания . Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания . По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка».

Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного, эстетического воспитания.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка . Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений .

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Искусство слова отражает действительность через художественные образы , показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев.

Художественная литература воздействует на чувства и разум ребенка , развивает его восприимчивость, эмоциональность. По словам Б. М. Теплова, искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение.

Процесс развития эстетического восприятия очень заметен в дошкольном возрасте . Понять, что художественное произведение отражает типичные черты явлений , ребенок может уже в 4—5 лет. Исследователи отмечают такую особенность художественного восприятия ребенка , как активность, глубокое сопереживание героям произведений. У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.

Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой , но и смысловым содержанием . Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам , используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе.

Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки , а к концу дошкольного возраста перевертыши, небылицы.

Недостаточный уровень развития отвлеченного мышления затрудняет восприятие детьми таких жанров, как басни, пословицы, загадки , обусловливает необходимость помощи взрослого .

Исследователями установлено, что дошкольники способны к овладению поэтическим слухом и могут понимать основные различия между прозой и поэзией.

Дети старшего дошкольного возраста под воздействием целенаправленного руководства воспитателей способны увидеть единство содержания произведения и его художественной формы , найти в нем образные слова и выражения , почувствовать ритм и рифму стихотворения, даже вспомнить образные средства, использованные другими поэтами.

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически .

Художественная литература является важным средством воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста. Произведения художественной литературы способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения , которыми он в дальнейшем руководствуется в своих поступках. Именно детская литература позволяет раскрыть дошкольникам сложность взаимоотношений между людьми, многообразие человеческих характеров, особенности тех или иных переживаний, способствует возникновению у детей эмоционального отношения к поступкам героев, а затем и окружающих людей, своим собственным поступкам. Художественная литература наглядно представляет примеры культурного поведения, которые дети могут использовать как образцы для подражания.

Велика роль занятий по чтению художественной литературы для воспитания культуры поведения. Слушая произведение, ребенок знакомится с окружающей жизнью, природой, трудом людей, со сверстниками, их радостями, а порой и неудачами. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомится с нормами поведения.

Используя художественную литературу как средство воспитания культуры поведения, педагог должен обратить особое внимание на отбор произведений , методику чтения и проведения бесед по художественным произведениям с целью формирования у детей гуманных чувств и этических представлений , на перенос этих представлений в жизнь и деятельность детей (насколько отражаются чувства детей, пробуждаемые искусством, в их деятельности, в их общении с окружающими людьми).

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В.Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою.

Место детской литературы в воспитании детей.

Художественная литература - часть культуры, созданной обществом. В процессе развития русская литература всегда стремилась формировать мировоззрение молодого поколения, быть наставнической. Литература формирует нравственный и эстетический облик чело­века, развивает в нем чувство красоты, понимания жизненных сложностей, создает богатый духовный мир.

Отечественная история культуры детства не мыслится без богатств детской литературы - русской и переводной, без древних и новых произведений устного народного творчества. Детская литература является одним из действенных средств во­спитания подрастающего поколения, поэтому она занимает важное мес­то в жизни ребенка. В самом деле, невозможно переоценить воспитательное значение первых книг, которые окажутся перед глазами ребенка. Ведь книги для дошкольников служат воспитанию первых общественных навыков и формированию личности. Книги призваны расширять представления о мире, знакомить с природой и с вещами, которые постоянно окружают ребенка. Они помогают малышу активно овладевать речью, чувствовать красоту и выразительность родного слова. И сегодняшняя детская книга независимо от жанра учит ребенка любить свой дом, близких, дорожить словом, чтить святые для Отечества имена, уважать человеческое достоинство в себе и в других.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения Н.Н.Носова

1) Рассказ-новелла , «Белый гусь».

2) Основная идея : любовь ко всему живому, самопожертвование ради других.

3) характеристика героев:

Белый Гусь – смелая и гордая птица, заботившаяся о малышах погибшей гусыни. Он стал им и матерью, и отцом. Спасая двенадцать «одуванчиков» во время внезапно налетевшего ливня и града, он терпеливо и мужественно принял удар на себя.Белый Гусь погиб, но спас своих гусят, оставшись до конца храбрым и стойким.

4) содержание: Случилось несчастье: погибла гусыня, и Белый гусь сам стал заботиться о малышах, став для них и матерью, и отцом. Неожиданно налетевший ливень и град показали, сколько в нем самоотверженности и любви к детям. Инстинкт самосохранения движет им, а вполне осмысленные человеческие чувства. Градины, одна больше другой, бьют его по голове, а он сидит неподвижно и терпеливо, спасая под своими крыльями детей. Грустью проникнуты строки, описывающие его гибель. Он погиб, но все двенадцать «одуванчиков» остались целы и невредимы.
5) худ. Особенности : рассказ Е. Носова необычен тем, что в нем описана история не человека, а птицы. Автор на примере животного мира даёт нам возможность разглядеть и домыслить реальную ситуацию.
воспит. Значение : Умный и тонкий рассказ Е. Носова учит нас любить и лучше понимать природу, видеть в ней не обычных птиц и зверей, а существ, близких и дорогих нам.

Вопрос 1:

Общее понятие о фольклоре.

Устное народное творчество включает произведения всех родов и жанров. Как и литература, фольклорные произведения делятся на эпические, лирические и драматические.

"ФОЛЬКЛОР " - от английского слова, которое в буквальном переводе означает: «народная мудрость» народное значение

Изучением фольклора занимается наука - Фольклористика .

Фольклор или устное народное творчество - это поэтические произведения, создаваемые народом и бытующие в широких народных массах, наряду с фольклором музыкальным и танцевальным. Область, в которой проявилось творчество народа, необычайно обширна. В литературах всех народов мира фольклор был той почвой, на которой возникло и продолжает обогащаться профессиональное творчество (темами, образами, идеями). Фольклор и Литература - это два вида словесного искусства. Однако, Фольклор - это не только искусство слова, но и составная часть народного быта, тесно переплетающаяся с другими его элемен­тами; и в этом существенное различие между фольклором и литерату­рой.

Основные черты любого Фольклорного произведения: Коллективность, Анонимность, Устность, Вариативность, Традиционность.

Детский фольклор – это специфическая область народного творчества, которая является частью народной педагогики. Он имеет свои формы существования, своих носителей и его жанры основаны на учете физических и психических особенностей детей разного возраста. Его структура полностью совпадает со структурой круга ДЧ.

Роль устного народного творчества в формировании личности ребенка. Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Благодаря фольклору ребенок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полно -ценной личности просто невозможно. Издавна существует множество фольклорных произведений, специально предназначенных детям. Такой вид народной педагогики на протяжении многих веков и вплоть до наших дней играет огромную роль в воспитании подрастающего поколения. Коллективная нравственная мудрость и эстетическая интуиция вырабатывали национальный идеал человека. Идеал этот гармонично вписывается в общемировой круг гуманистических воззрений.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения С.В.Михалкова

Название : Бараны Жанр: Сказка о животных

Основная идея : Упёртость плохое качество, которое приводит в плохому концу.

: Два барана: глупые, упёртые существа, не желавшие пойти на уступки, и поплатившиеся за это жизнью, утонув в реке.

Художественные особенности : четырёхстрочная рифма, легко запоминаемая.

Воспитательное значение : в любой ситуации нужно искать компромисс, и уметь договариваться.

Возростной адресат : вторая младшая, средняя группа

Вопрос 1:

Ая половина XVII века.

В это время появляются школы разных типов: частные, общест­венные, монастырские, государственные.

В 1687 г. в Москве открывается первое Высшее учебное заведе­ние - СЛАВЯНО-ГРЕКО-ЛАТИНСКАЯ АКАДЕМИЯ в ней готовили переводчиков, учителей и справщиков для типографий.

Происходит Формирование основных видов и жанров детской литературы.

"СИНОПСИС " - краткое обозрение русской истории.

Появляется предшественница литературы для маленьких детей лубочная литература. ЛУБКИ - это печатные гравюры с картинками и текстом, которые соединяли в себе качества газеты и плаката, картины и книги; темы были самые разные. Большой вклад в детскую литературу внесло творчество писате­ля и поэта Кариона Истомина, который считается первым детским писателем. Особого внимания заслуживает ЛИЦЕВОЙ БУКВАРЬ в основе которого лежит принцип занимательности и наглядности.

Вопрос 2:

Вопрос 1:

Начало XVIII века - время правления Петра I - новый этап развития детской литературы. Царь большое внимание уделял воспитанию детей, которое невозможно без литературы. Детская литература в данный период носила воспитательный и образовательный характер. Появляются буквари, азбуки и другая учебная литература. Ярким примером литературы воспитательного характера являются «Юности честное зерцало», переводится на русский язык «Мир в картинках» Я. А. Коменского. В XVIII в. среди детей была распространена лубочная картинка «Славное побоище царя Александра Македонского с Пором, царем Индийским». Для легкого чтения детей распространено множество произведений различных видов и жанров, в основном переводные: басни, баллады, легенды, повести, сказки, романы. Например, сентиментальный роман «История Елизаветы, королевы английской», историческая повесть «Гистория об Александре, российском дворянине», басни Эзопа.

Вторая половина XVIII века начинается широкое развитие детской литературы. В создании ее принимают участие крупнейшие русские писатели: М.В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Г. Р. Державин, Н. М. Карамзин, И. И. Дмитриев, И. И. Хемницер. Однако, в основном детская литература заимствовалась с Запада (из Франции). Жанры второй половины XVIII века: басни, сказки, нравоучительные рассказы, повести, оды, стихи, научно-популярная литература.

Вопрос 2:

Название : четыре желания. Жанр : Бытовой рассказ.

Основная идея: Все времена года хороши. Характеристика главных героев :

Папа Мити: умный и хитрый по доброму мужчина. Митя: жизнерадостный мальчик.

Содержание : Митя накатался на саночках с ледяной горы и на коньках по замёрзшей реке, прибежал домой румяный, весёлый и говорит отцу:- Уж как весело зимой! Я бы хотел, чтобы всё зима была!- Запиши твоё желание в мою карманную книжку,- сказал отец. Митя записал. Пришла весна. Митя вволю набегался за пёстрыми бабочками по зелёному лугу, нарвал цветов, прибежал к отцу и говорит:- Что за прелесть эта весна! Я бы желал, чтобы всё весна была. Отец опять вынул книжку и приказал Мите записать своё желание. Настало лето. Митя с отцом отправились на сенокос. Весь длинный день веселился мальчик: ловил рыбу, набрал ягод, кувыркался в душистом сене и вечером сказал отцу:- Вот уж сегодня я повеселился вволю! Я бы желал, чтобы лету конца не было! И это желание Мити было записано в ту же книжку. Наступила осень. В саду собирали плоды - румяные яблоки и жёлтые груши. Митя был в восторге и говорил отцу:- Осень лучше всех времён года! Тогда отец вынул свою записную книжку и показал мальчику, что он то же самое говорил и о весне, и о зиме, и о лете. Художественные особенности: рассуждения мальчика о каждом времени года. Воспитательное значение : рассказ показывает насколько прекрасно каждое время года, и как можно заниматься многим разным и интересным в каждый погодный сезон. Возрастной адресат : вторая младшая группа.

Вопрос 1:

III ЭПОХА: РУССКАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА

XIX век называют золотым веком русской литературы .

Впитав в себя лучшие достижения предшествующих эпох, продол­жая и развивая их в новых условиях, детская литература XIX века становится высоким искусством.

1. 1-ая половина XIX века

В начале века сложилась система высшего, среднего и начального образования, просуществовавшая вплоть до 1917 года.

В 1802 году было создано Министерство народного просвещения.

Быстро увеличивался спрос на книгу, газету, журнал - все это формировало читательскую среду. Стал появляться интерес к собира­нию книг; формировались домашние библиотеки. Чтение входит в быт, в привычку, становится своеобразной модой.

Именно в 1-ой половине XIX века был заложен фундамент той детской литературы, что сохраняет свою значимость доныне.

Смешение различных тенденций классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма дало необыкновенно богатую палитру как во взрослой, так и в детской литературе.

Рассказы для детей соединяли в себе познавательность и нравоучительность; постепенно становились все более реалистичными.

Много выходило книг и статей религиозного содержания.

Делали первые робкие шаги лирика и драматургия для детей.

Выходит уже 12 детских журналов. Многие издатели пытались подражать Н.И.Новикову, но этот опыт был неудачным.

В начале XIX века сложился круг профессиональных детских писателей: С.Глинка, А. Июимова, А.Зонтаг, В.Бурьянов, П.Фурман, Б.Федоров и другие. Несмотря на то, что Белинский о некоторых из них отзывался весьма резко, нельзя не признать благородства их усилий и литературной одаренности.

Они внесли достаточно ценный вклад в популяризацию знаний среди детей и в нравственное воспитание подрастающего поколения.

Кроме того, при активном участии этих писателей в детскую литературу вошли новые формы и жанры. Например, С.Глинка использовал форму " рассказ из истории "; В.Бурьянов - прием " чтение как прогулка

Ведущей темой детской литературы становится История Отечест­ ва.

Крупнейшие писатели стали творить специально для детей или же создавали произведения, которые очень быстро входили в круг детского чтения.

Учебно-познавательная литература сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Большинство таких изданий осуществля­лось с участием ученых и талантливых популяризаторов, поэтому в них сочеталась строгая научность и занимательность изложения.

Особенно популярными становятся детские энциклопедии. При чем, энциклопедическая направленность детских книг была в тот пе­риод настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали все­охватывающий характер.

В детскую книгу приходят крупные художники, которые заклады­вают традиции иллюстрирования детских изданий.

Среди детских книг этого периода можно выделить:

Азбука " Подарок русским детям на память об Отечественной вой -не 1812 года " М.И.Теребенева;

Стихи А.С.Шишкова;

- " История государства Российского в назидание юношества Покровского;

- " Русская история для первоначального чтения " Н.Полевого;

История России в рассказах для детей А.Ишимовой;

П Русская летопись для первоначального чтения "; С.Соловьева;

Повесть «Серый армяк» Львова и многие другие.

2. 11-ая половина XIX века

В этот период детская литература прошла этап своего окончательного утверждения в русской культуре. Творчество для детей стало восприниматься как почетное и ответственное дело.

Расцвет реалистического искусства оказал решающее влияние на детскую литературу, качественно изменив прозу и поэзию для детей (не дав, впрочем, заметного толчка детской драматургии).

В теории и критике детской литературы дело было продолжено после Белинского Н.Г.Чернышевским и Н.А.Добролюбовым.

В детской поэзии выделяется пейзажная лирика; получает широ­кое распространение гражданская лирика; в нее проникает сатира.

Более прочные позиции в детской прозе занимает теперь жанр рассказа. Появляются социально-бытовые, героико-приключенческие и исторические рассказы; отдельно выделяются рассказы о детях-сиро­тах, бедняках, маленьких тружениках.

Тема Детства - становится ведущей.

Привлекают внимание писателей и психологические проблемы де­тей; они проводят в своих произведениях подробнейший анализ возрастной психологии детей. Так формируется литература о детях, об­ращенная к родителям и педагогам.

Журналы сыграли большую роль в развитии детской литературы этого периода - вплоть до конца века они были средоточием литературной жизни, пропагандировали то или иное направление, новых авторов и новые произведения. Именно журнальные публикации формировали круг чтения, развивали интерес к литературе, потребность в чтении.

3. В теории и критике важным было показать как, кому и зачем нужно писать для детей; что в детской литературе хорошо, а что -нет.

В.Г.Белинский (1811-1848) - родоначальник научно обоснованной литературной критики.

Им было доказано, что детская литература есть высокое искус­ство, к которому приложены строгие критерии народности, гуманизма, образности; что детская книга должна служить не только предметом развлечения или обучения, но важным средством духовного развития ребенка. Он провозгласил лозунг литературы для маленьких читателей: " Минуя разум, через сердце ". Указал признаки, по которым узнается псевдо литература, и описал вред, наносимый ею ребенку.

Например, его статьи:

Подарок на Новый Год. Две сказки Гофмана для больших и маленьких. Детские сказки дедушки Иринея (наиболее проблемная);

0 детских книгах ";

- " Несколько слов о чтении романов н;

- " Библиотека детских повестей и рассказов ";

- " Басни Ивана Крылова и другие.

Н.Г.Чернышевский (1828-1889) и Н.А.Добролюбов (1836-1861) - последователи Белинского в отношении к детской литерату­ре и ее воспитательной роли. Их взгляды на художественную и науч­но-просветительскую литературу в главном совпадали. Однако, статьи, их книги, написанные специально для детей, несут на себе от -печаток творческой индивидуальности каждого.

Итак , теория и критика литературы в России подняла детскую книгу на достаточный уровень. Видные деятели литературы не только ставили перед детской литературой актуальные задачи, но и сами принимали участие в разработке ее теоретических основ; пробовали писать для детей, и тем самым развивали и укрепляли наиболее про­грессивное направление в ней.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения К.И.Чуковского

Вопрос 1:

ИВАН АНДРЕЕВИЧ КРЫЛОВ как "детский" поэт Крылов принадлежит XIX веку: басни, прочно вошедшие в круг детского чтения, он стал писать во второй половине жизни. Детское сознание легко усваивает нравственные нормы и истины, изложенные языком басен. Своим сюжетом они напоминают сказку: действующими лицами чаще всего являются животные и птицы, которые разговаривают. События разворачиваются очень быстро. Содержание любой басни легко можно пересказать, инсценировать или просто читать по ролям. Басни остроумны и ироничны. Дети, читая и слушая их, развивают наблюдательность; учатся подмечать смешное и комичное в людях и их отношениях. Басни Крылова вполне можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Басня - это краткий аллегорический рассказ, содержащий нравоучение. Басня относится к сатирическому жанру, истоки которого уходят своими корнями в глубокую древность. Тогда басня представляла собой маленький нравоучительный рассказ или притчу, в которой обыч­но действовали наделенные человеческими чертами животные, реже сами люди.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение русской народной сказки о животных

Вопрос 1:

В. А. Жуковский (1783-1852) открыл в человеке способность наслаждаться созерцанием собственных эмоций, чем способствовал развитию в России сентиментализма. В романтических балладах и стихотворных сказках всегда происходит что-то необычное. Сюжеты сказок узорчаты, действие у Жуковского происходит в условном пространстве, необычность которого, как правило, многократно усилена: в заколдованном лесу, в объятом снов княжеском дворце, в волшебном (райском) саду. Сказка, по мнению поэта, должна быть чистой, т.е. не иметь иной цели, кроме непорочного занятия фантазией. Лирические мотивы так естественно и незаметно меняются, стихи становятся единым, живым, плавно льющимся музыкально-лирическим потоком, в котором отражается душа с малейшими оттенками и нюансами ее переживаний. «Сущность и идея стиля Жуковского, его поэзия в целом - это идея романтической личности. Жуковский открыл русской поэзии душу человеческую...» (Г. А, Гуковский). Все это было развито Пушкиным, а также другими русскими поэтами: Лермонтовым, Некрасовым, Тютчевым, Блоком. Внимательно перечитывая стихи Жуковского, понимаешь высокую художественную ценность его поэзии и то, как велико значение этого поэта не только для русского романтизма, но и для всей русской литературы.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение сказки мирового фольклора

Вопрос 1:

АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ПУШКИН

Творчество величайшего русского поэта необычайно расширило круг детского чтения и оказало огромное влияние на детскую литературу. Сказки Пушкина - это вершина в развитии стихотворной лите­ратурной сказки в России XIX века. В 20-ые годы, он записывал народные песни, пословицы, поговорки и, сказки, которые рассказы­вала ему няня. Для Пушкина фольклор - это средство познания народности и форма выражения народности. А сказки - как ответ на эту проблему; в них он видел синтез всех элементов фольклора. Знаменитый пролог к поэме " Руслан и Людмила " - появился в 1828 году, во втором издании поэмы. Воспринимается читателями как пролог ко всем пушкинским сказкам. Представляет собой вполне самостоятельное произведение. Главная его отличительная черта - это мозаичность. Сказка-баллада " Жених " - опубликовано в 1827 году; явилось как бы первым обращением поэта к жанру сказки. В его основу поло­жена русская народная сказка о женихе, который оказался разбойни­ком. Здесь Пушкин создает образы, следуя фольклорным традициям. ° В 1830 году Пушкин начинает работу над сказкой " Как весенней теплою порою " о медведихе, которая так и осталась незавершенной. Творческие искания Пушкина завершились в 30-ые годы создани­ем пяти стихотворных сказок. В сентябре 1834 года Пушкин набросал план издания цикла ска­зок, в котором расположил их не по хронологии, а согласно основным идеям:«Жених» «0 царе Салтане»,«0 мертвой царевне»-

«0 Балде» 0 рыбке», «0 петушке».Пушкинские сказки делятся на две группы:

- сказки-поэмы (0 царе Салтане,0 мертвой царевне)они заканчиваются счастливо; в них - добро и зло однозначно, а положительные и отрицательные герои не вызывают сомнений.

- сказки-новеллы (0 Балде, О рыбке, 0 петушке) они заканчиваются справедливо, но несчастливо; в них отрицательные герои побеждаются силами, несущими то добро, то зло.

И каждая сказка - неповторима; у каждой - свой стих, свои образы и свое настроение.

Вопрос 2: (см. билет 1)

Вопрос 1:

ПЕТР ПАВЛОВИЧ ЕРШОВ (1815 - 1869)

Ершова часто называют «человеком одной книги »: так велика была слава его сказки «Конек-Горбунок», заслонившая все написанное этим талантливым человеком.

Под влиянием пушкинских сказок, которые появились в студенческие годы Ершова, он решил испытать свои поэтические силы и на­писать стихотворную сказку. Так возникла сказка «Конек-Горбунок» Опубликована сказка была в 1834 году (в IV издание (1856) Ершов внес много исправлений; а в V издание (1861) была внесена последняя правка). Сказка представляет произведение уникальное в русской детской литературе. Она объединяет в себе ряд центральных сказочных тем русского фольклора; одна из главных ее отличительных черт -сочетание трех основных типов народного произведения: волшебной, сатирико-бытовой и сказки о животных. Но, Ершов не просто соединил куски из отдельных сказок, а создал совершенно новое, цельное и законченное произведение. Поэт использует и чисто литературные приемы: эпиграфы; мно­гоплановый сюжет; развернутые описания; лирические отступления; прямые обращения к читателю.

Сказка отличается строгостью и логической последовательностью в развитии событий, спаянностью отдельных частей в одно целое. Она делится на три равных части: сюжет каждой представляет собой законченное целое, состоящее из быстро протекающих событий. Время здесь уплотнено до предела, а пространство - безгранично. В каждой части есть центральное, главное событие, которое наиболее полно выявляет характеры героев и предопределяет дальнейшие собы­тия. Завершается сказка характерной для фольклора концовкой: по­бедой главного героя, свадьбой и пиром на весь мир.

Таким образом, вслед за Пушкиным Ершов утвердил жанр литера­турной сказки в России XIX века; выступил продолжателем Пушкинских традиций в сказочном жанре. Ершов выразил в своей сказке взгляды передового человека своего времени. Здесь, в значительно большей степени, чем в других русских литературных сказках, присутствует реалистическая до­стоверность: широко отражен русский быт; социальная жизнь России; такие стороны действительности, к которым народная сказка почти не обращается.

И хотя она адресована взрослым, считается классикой детского чтения и детской литературы.

Вопрос 2: (см. билет 1)

Вопрос 1:

РУССКИЕ ПРОЗАИЧЕСКИЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ XIX ВЕКА

В процессе дальнейшего развития русской литературы, утверждения в ней принципов реализма, видоизменяется и сама литературная сказка. Она сохраняет связь с фольклорными источниками и на родным мировоззрением, но связи ее с реальной действительностью становятся все более прочными. Возникает литературная сказка, специально предназначенная для детей. В одних случаях детская сказка продолжала предшествующую традицию и представляла собой литературную обработку народ ной сказки. В других случаях писатели стремились на современном бытовом и жизненном материале воспитать в ребенке добрые чувства и высокие нравственные принципы.

АНТОНИИ ПОГОРЕЛЬСКИЙ (1787 - 1836)(АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ)

Писал стихи, статьи о литературе, в прозе он во многом предвосхитил появление Гоголя, стоял у истоков фантастического направления в отечественной литературе.

Для его произведений характерно соединение таинственного, мистического с реалистическим изображением быта, нравов российской жизни. Живая, остроумная, ироничная манера повествования делает его произведения привлекательными.

Последние годы жизни писатель провел в своем маленьком мало российском имении Погорельцы (отсюда его псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши -впоследствии известного писателя А.К.Толстого. Ему и была рассказана история, легшая в основу повести-сказки. В 1822 году увидела свет фантастическая повесть-сказка «Черная курица, или Подземные жители» Эта сказка была единственным его произведением для детей, но именно она принесла ему славу выдающегося детского писателя. Художественные достоинства и педагогическая направленность повести-сказки Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Оно открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве.

ВЛАДИМИР ФЕДОРОВИЧ ОДОЕВСКИЙ (1803 - 1862)

Философ, писатель-сказочник, автор мистических повестей и рассказов, талантливый музыкант - таков еще не полный перечень его дарований и направлений деятельности. В детскую литературу Одоевский вошел как создатель великолепных «Сказок дедушки Иринея», заслуживших широкую популярность у юных читателей. Нравственные и педагогические идеи писателя, воплощенные в его сказках, всегда конкретны и наглядны, расширяют представления читателя о действительности.

ВЛАДИМИР ИВАНОВИЧ ДАЛЬ (1801 - 1872)

Посвятил всю свою жизнь изучению и собиранию произведений устного народного творчества.

В.И.Даль широко известен как автор " Толкового словаря живого великорусского языка " (1863-1866). Художественное его твор­чество в основном осталось предметом исследования литературоведов за исключением сказок. Даль писал очерки (под псевдонимом "Казак Луганский"), был собирателем пословиц и поговорок, сочинял сказки по мотивам и сю­жетам фольклора.

Вопрос 2: (см. билет 2)

Вопрос 1:

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1878).
Творчество Некрасова в области поэзии для детей – новый этап в ее развитии. Стихам поэт придал новую, никем до него не разработанную форму, близкую к разговорной крестьянской речи. В детскую поэзию он ввел выразительный народный язык.
Главная отличительная особенность – демократизм.
Тема детства проходит через все творчество Некрасова. Мир детства привлекает поэта и тем, что оно в его понимании - идеальная пора человеческой жизни. Отношением к ребенку, к детству измеряет поэт значимость личности, состоятельность взрослого героя.
Каждый образ ребенка, каждая детская судьба, к которой обращался Некрасов – согреты горячей любовью автора.
Для детей в 60-х г.г. XIX в. был создан Н.А.Некрасовым цикл стихотворений. Полный сборник стихотворений «Русским детям» был выпущен в 1881 году сестрой поэта.
В детскую литературу перешли созданные Некрасовым образы, олицетворяющие русскую природу («Мороз, Красный нос», «Зеленый шум»).
Поэма «Крестьянские дети» - маленький шедевр. Настоящий гимн деревенскому детству.
«Дедушка Мазай и зайцы» - произведение, которое вполне доступно детям дошкольного возраста. Оно написано на основе охотничьих анекдотов реально существующего персонажа – Деда Мазая, который действительно жил в деревне Малые Вежи. Дед Мазай – образ русского крестьянина (по мнению критиков, самый реалистичный образ народного героя в дореволюционной поэзии для детей). Достоверность рассказу придает точное и образное описание природы.

Вопрос 2:

Название: Баба-Яга. Жанр: Русская народная волшебная сказка.

Основная идея: Победа добра над злом.

Характеристика главных героев :

Мачеха – злая женщина, хочет сгубить свою падчерицу.

Падчерица – наивная, исполнительная, сообразительная девочка. Баба Яга – старая злобная карга с костяной ногой, желающая только живой плоти.

Тётушка – советчица и подсказчик девочки, спасала своими идеями из трудных ситуаций

Содержание: Мачеха посылает девочку к бабе яге за ниткой и иголкой для платья, девчонка по дороге заходит к тётке и всё рассказывает, та её даёт ленту для веток берёзы, масло для скрипучих ворот, хлеб для собак, мясо для кота.Девочка пришла к Яге, попала в западню, та заставила её пясти пряжу, а сама пошла мыться в баню, пока старуха мылась девочка ускользнула от неё, применив имеющийся арсенал от тётки. Пришла к отцу, тот её выслушал, выгнал мачеху, и стали они мирно поживать да добра наживать. Художественные особенности : очеловечивание животных, волшебные помощники девочки.

Воспитательное значение : победа добра над злом, несправедливость раскрыта.

Возрастной адресат: вторая младшая группа прочтение по частям, средняя группа чтение по ролям, инсценировка, чтение по частям друг за другом (вступает один ребёнок, середину читает другой, концовку третий)

Вопрос 1:

Картины родной природы в творчестве поэтов XIX века:

Алексей Васильевич Кольцов (1809-1842). Кольцов опоэтизировал земледельческий труд, тем самым продолжив народную традицию. Его «Песня пахаря» включалась во все сборники и хрестоматии, предназначенные для детского чтения. «Косарь», «Урожай», «Крестьянская пирушка», «Лес» и др. – часто включаются в детские сборники. Родная природа, одухотворенная содружеством человека, живо и ярко представала в его стихах.
Федор Иванович Тютчев (1803-1873). Жизнь природы у поэта предстает драматично, порой в яростном столкновении стихийных сил, а порой лишь как угроза бури. Иными словами, поэт всегда показывает природу в движении, в непрерывной смене явлений. Характерная примета – пейзажи. Они яркие и выразительные. Умение передать «душу природы» с удивительной теплотой и вниманием приближает стихи Тютчева к детскому восприятию. Олицетворение природы иногда становится у него сказочным.
Афанасий Афанасьевич Фет(1820-1892). Для него характерно чувство слитности с природой. В его поэзии передается то восхищение природой, то светлая грусть, навеянная общением с нею. Стихи Фета входят в детские хрестоматии и сборники: именно малышам свойственно чувства радостного постижения мира.
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897) . Радостный и гармоничный мир природы. В детское чтение вошли те стихи, которые отмечены благотворной печатью простоты и рисуют «пластические, благоуханные, грациозные образы».
А так же: Алексей Николаевич Плещеев, Иван Саввич Никитин, Иван Захарович Суриков,Алексей Константинович Толстой, Спиридон Дмитриевич Дрожжин.

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение русской народной бытовой сказки

Вопрос 1:

Вопрос 2: (см. билет 10)

Вопрос 1:

Лев Николаевич Толстой (1828-1910). Крупнейший мыслитель, писатель-реалист. Главная идея Толстого – нравственное совершенствование человека. Дети – одни из главных героев произведений. Сюжеты многих произведений драматичны: герой-ребенок должен преодолеть себя, решиться на поступок. В детское чтение перешли первые же произведения писателя. «Детство», «Отрочество», «Севастопольские рассказы» выходили в изданиях для детей. «Детство» (1852) – ярчайший образец реалистической повести о детстве, где Толстой показал зарождение духовных способностей ребенка, психологические черты возраста, тонкость и чуткость в восприятии мира.
Л.Н.Толстой категорически отвергал насилие как средство воспитания; подавление воли; унижение человеческого достоинства. Самым лучшим видом воспитания он называет – домашнее (материнское). Развитие педагогической деятельности Л. Толстого проходит в 1859-1862 г.г. Первые опыты обучения крестьянских детей относятся к 40-ым годам XIX в., а в 1849 г. в Ясной поляне впервые им была открыта школа для крестьянских детей). Писатель организовал, так называемый, «университет в лаптях» - учительскую семинарию для подготовки из крестьян учителей народных школ. Л.Н.Толстой выработал собственную педагогическую систему, которая противостояла официальной школе (где процветала зубрежка, шаблон и подавление личности ребенка, го индивидуальных способностей). Л.Н.Толстой, изучив современную ему отечественную и зарубежную литературу по обучению детей грамоте. Он убеждается в том, что в большинстве своем учебники далеки от реальности. Поэтому при создании собственных учебных книг писатель, прежде всего, обращает внимание на их содержание, целевую направленность и связь с жизнью. Огромная заслуга его в том, что учебную литературу (азбуку), которая традиционно носила прикладной, функциональных характер, Толстой поднял до уровня настоящего искусства. Азбука (1872). Работа над ней велась с 1859 г. одновременно с созданием романа «Война и мир». Но она так и не была рекомендована для народных школ, поэтому Толстой переработал ее и выпустил «Новую азбуку» (1875). В этом же году были отдельно изданы «Русские книги для чтения» (в 4-ех частях). «Новая азбука» включала: азбука и грамматический материал; произведения для чтения; арифметику и руководство для учителя. По «Новой Азбуке» действительно много лет учились и дети, и даже взрослые.
Л.Н.Толстой написал для детей около 629 произведений разных жанров: рассказы, были, сказки, басни, притчи, очерки, научно-популярные произведения, деловая статья.

Вопрос 2 (см. билет 5)

Вопрос 1:

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение произведения А.Л.Барто

Вопрос 1:

Вопрос 2:

Анализ и выразительное чтение сказки В.И.Даля