МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 21 г. ТУЙМАЗЫ

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Выполнил старший воспитатель:

Николаева Наталья Александровна.

Туймазы, 2015 г.

Уважаемые коллеги! Я представляю Вашему вниманию опыт работы МАДОУ детского сада №21 на тему: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования».

На первом организационном этапе мы проанализировали предметно-развивающую среду групп . Пришли к выводу о достаточном количестве оборудования для таких видов детской деятельности, как: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, музыкальная, физкультурная. Дополнительно необходимо было поработать над обновлением условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников:

- пополнить центры экспериментирования объектами для исследования в реальном действии и разнообразить образно-символический материал;

- обновить материалы для сенсорного развития;

- приобрести наглядные пособия, отображающие детям мир вещей и событий;

- обновить уголки природы;

- создать мини-макеты по познавательному развитию.

В годовом плане воспитательно-образовательной работы ДОУ на 2015-16г. коллектив ДОУ поставил перед собой задачу по созданию условий для познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

На заседании творческой группы обсудили комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ по реализации образовательной области «Познавательное развитие»: это организация как совместной деятельности взрослого с детьми, так и самостоятельная деятельность воспитанников в рамках организованной образовательной деятельности. Пришли к решению: методические рекомендации по познавательно-исследовательской деятельности, включающие: занятия; наблюдения и экскурсии; экспериментальную деятельность; продуктивную деятельность; оснащение уголков экспериментирования расписаны подробно и понятно по всем возрастам. Необходимо создать картотеку опытов по различным направлениям.

Определили и необходимость подготовки педагогических кадров по организации воспитательно-образовательной работы в условиях внедрения ФГОС ДО. Решали следующие задачи:

    совершенствовать у педагогов навыки и умения самостоятельной работы над нормативно-правовой базой, обеспечивающей организацию воспитательно-образовательного процесса;

    повышать уровень аналитика – прогностической деятельности педагогов;

    углубить теоретические знания по организации и проведению проектной деятельности;

    улучшить развивающую среду в группах, в соответствии с ФГОС ДО.

На втором этапе, внедренческом, апробировали и внедряли ФГОС. Наша образовательная программа обеспечивает конкретное обоснование выбора цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм и организаций воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Цели и задачи содержания дошкольного образования, каждой образовательной области, должны решаться в ходе реализации образовательных областей Программы. Поэтому, целью нашего учреждения в условиях внедрения ФГОС ДО, по реализации образовательной области «Познавательное развитие» является - развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально - творческие .

На каждом возрастном этапе ребенка – дошкольника, педагогом решаются разные задачи развития. В одних случаях задачи решаются успешнее только с помощью взрослого - через прямое обучение. В других - педагог создает специальную среду и ситуации для познавательной активности ребенка, организует его познавательно- исследовательскую деятельность. В соответствии с образовательной программой ДОУ, образовательный процесс строится с учетом принципа интеграции образовательных областей, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Планирование основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса.

В основе календарного планирования - детская деятельность , т.е. мотивированный комплекс мероприятий с участием детей, в итоге которого получаем за неделю зрительно воспринимаемый результат – выставка поделок и рисунков, проект, игра (сюжетно-ролевая игра, режиссерская), спектакль, фотоальбом, дневник наблюдений, календарь погоды и т.д.

Занятия проходят с применением технологии интегрирования детских видов деятельности, проектной деятельности. Перспективный план взаимодействия специалистов, составленный творческой группой, позволяет нам координировать деятельность воспитателей, работающих в группе, и специалистов ДОУ. Так как мы проживаем в Республике Башкортостан, то выделили в календарном плане работы региональный компонент, с целью ознакомления дошкольников с природой родного края.

В результате такого подхода к планированию и организации образовательной деятельности, мы реализуем прогрессивные достижения педагогической науки, выполняем ФГОС ДО, учитываем интересы детей и конкретной группы.

Исследуя развитие детского экспериментирования, проводилось анкетирование среди родителей старших дошкольников. Было выявлено, что родителей интересует данная проблема, так как они с удовольствием заполняют анкеты, активно задают вопросы по заполнению. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к желанию детей экспериментировать, создавать совместные проекты, и понимают, что роль исследовательской деятельности в развитии ребенка занимает не последнее место. Преобладающими условиями для совместного детско-родительского экспериментирования они считают оказание помощи в чем-либо и эмоциональную поддержку.

В связи с этим, определили цель - повышение профессиональной компетентности педагогов и родителей, сотрудничество с социумом, через внедрение в педагогический процесс инновационной технологии - проекта, способствующего развитию познавательной активности дошкольников.

В начале работы нами были созданы условия для детского экспериментирования в группах и организовано знакомство воспитателей с современными требованиями к организации данной детской деятельности. В методическом кабинете создана библиотека литературы по развитию познавательного интереса дошкольников средствами экспериментирования, оформлена картотека публикаций по данному направлению, разработаны методические рекомендации по оснащению уголков экспериментирования в группах. Воспитателями возрастных групп оборудованы познавательные центры в пространственно-предметной среде, способствующие развитию исследовательской активности дошкольников.

Итак, как же осуществлялась подготовка педагогов к новой образовательной практике:

1. На основе анализа литературы старший воспитатель знакомит педагогов с основными направлениями работы по реализации проектной деятельности. Проведен педагогический совет по теме: « Развитие познавательно-исследовательской деятельности через организацию детского экспериментирования », консультация «Проектный метод как метод развивающего обучения дошкольников».

2. Индивидуальная методическая работа проходит на мини семинарах - практикумах «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста», «Планирование в ДОУ» и др. Руководители ДОУ прошли переподготовку по теме «Управление современной дошкольной образовательной организацией а условиях реализации ФГОС ДО».

3. Проводятся взаимопосещения организованной образовательной деятельности у педагогов с целью соблюдения ФГОС ДО.

4. На мини-семинарах, с педагогами обсуждали роль семьи в развитии познавательной активности ребенка. Были запланированы и организованы совместные коллажи к 85-летию Туймазинского района и 55-летию города Туймазы «Башкирский мед», «Нефть – черное золото», «Башкирская кухня», и «Животный мир Башкирии» и др. Рассмотреть коллажи можно на выставке.

Для ознакомления родителей с направлениями педагогического поиска в вопросах развития экспериментальной деятельности и популяризации исследовательской активности ребенка - дошкольника, в раздевальных комнатах групп оформлены информационные стенды «Познавательная активность детей». Проведена практическая конференция «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников». Конференция проходила в два этапа для младших дошкольников и старших. Вниманию родителей была представлена работа ДОУ в этом направлении. Родители продемонстрировали 16 проектов на различные познавательные темы:

    Экспериментирование с водой.

    Из песка построим замки.

    Огород на подоконнике.

    Фиалка.

    Со здоровьем не шути, руки в чистоте держи.

    Овощи и фрукты – полезные продукты.

    Откуда взялась гречневая каша.

    Детям о времени.

    Шоколад.

    Мыльные пузыри.

    Воздух.

    Деревья и листья.

    Компьютеры и книги. Выбор дошкольника.

    Красноухая черепаха.

    Бабочки – порхающие цветы.

    Домашние животные. Откуда и для чего.

Опыт по созданию проектов показал, что проектная деятельность сегодня – одна из эффективных форм сотрудничества ДОУ с родителями и городским социумом.

На сайте ДОУ выкладываются новости по реализации образовательной области «Познавательное развитие» .

На третьем этапе, результативном, выстроили систему контроля, включающую в себя внешний и внутренний контроль. Внешний контроль включил в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов, социальный статус семей, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг и т.д.). Внутренний контроль включил в себя тематический контроль по познавательно-исследовательской деятельности. Контроль включал следующие параметры:

1 Качество оформления уголка экспериментирования: эстетика, поддержание порядка.

2. Соответствие оборудования, пособий и материалов гигиеническим требованиям и правилам техники безопасности.

3. Соблюдение принципов построения предметно-развивающей среды, педагогическая целесообразность.

4. Соответствие материала и пособий возрастным особенностям детей и требованиям программы.

5. Дидактические игры. Познавательные книги.

6 Коллажи.

7. Дидактическая кукла (младшие группы) Дневники наблюдений (старшие группы).

8. Коллекции.

9. Наглядная информация для родителей по проблеме

10. Календарь погоды.

11. Комнатные растения.

12. Посещение

13. Календарное планирование. (Планирование опытов на занятиях, прогулках, в самостоятельной деятельности занятия с демонстрацией опыта).

Контроль показал, что в группах создана развивающая предметно-пространственная среда, способствующая развитию экологического сознания, формированию знаний об объектах и явлениях природы, достаточно детской художественной и познавательной литературы о природе, разнообразие комнатных растений. В группах созданы условия для познавательно–поисковой и исследовательской деятельности, разнообразное оборудование для опытов: лупы, пробирки, салфетки, фильтры; природный материал: шишки сосны, ели, семена клена, арбуза, дыни, фасоль, коллекции, посадка растений в разные виды почвы; гидропоника, песок, глина и т. д. В группах раннего возраста создан центр для игры с песком и водой. Большое разнообразие дидактических игр экологического содержания. В достаточном количестве и эстетично оформлены различные альбомы, демонстрационный и иллюстрированный материал. Дети имеют открытый доступ к материалам и пособиям.

Все воспитатели показали занятия, используя организацию опытов по следующим тематикам: свойства песка, свойства воды, свойства воздуха, мыльные пузыри, вулканы, знакомство с меркой, что такое овощи, фрукты. Организовывались опыты со льдом, паром, магнитами, бумагой.

Таким образом, созданная нами система по развитию познавательной активности дошкольников, обеспечивающая согласованную и целенаправленную деятельность всего коллектива по применению исследовательской и экспериментальной деятельности, позволила нам выйти на следующие результаты:

    в ДОУ создана соответствующая требованиям научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности дошкольников;

    систематизирована работа методической службы ДОУ по развитию экспериментальной деятельности;

    качественно организованная система повышения квалификации работников позволила значительно увеличить заинтересованность воспитателей в овладении инновациями и повысить профессиональную компетентность по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

    создана система мониторинга по проблеме;

    популяризирована экспериментальная и исследовательская деятельности среди семей воспитанников.

Работа в данном направлении представляется нам актуальной и важной в свете введения ФГОС ДО. Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности детей, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основана познавательно-исследовательская деятельность!

Изучаем свойства песка с самыми маленькими…

Изучаем свойства воды…

В ДОУ созданы отличные условия для экспериментальной деятельности детей.

Малыши изучают размеры и свойства овощей.

Измерить можно все, нужны только различные мерки.

Изучаем свойства воздуха

Опыты с соленой водой и магнитами завораживают!

Хотим все знать, и о вулканах тоже!




Уголки природы

Практическая конференция с родителями

по познавательно-исследовательской деятельности с детьми



Развитие познавательной активности детей повышает мотивацию к самостоятельной деятельности, повышает интерес, активизирует познавательные способности, является мотивационной основой способности делать выбор, ставить проблемы и находить нестандартные решения, быть субъектом своей жизни.

Обобщенный опыт работы на тему "Формирование словаря с помощью дидактических игр и лексических упражнении у детей старшего дошкольного возраста"

Вступление.
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Однако, если этот человек выражает свои мысли не последовательно, не грамотно, недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать хорошо развитой речью.
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Ещё К. Д. Ушинский (23; 233) отмечал, что центральная роль в формировании человека принадлежит родному языку. Он говорил: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения, видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка и усваивает легко и скоро, в 2-3 года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог- родное слово». Поэтому одной из важнейших задач детского сада является формирование у дошкольников связной речи.
Е. И. Тихеева (21;17) указывала, что « родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Сообразно с этим наша задача, задача педагогов, - развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.
А. Н Крупская (23; 25) в своих педагогических трудах рассматривала вопрос о формировании речи детей. Она считала речь основой умственного воспитания, словарь - его богатство, важной стороной речи. «Словарь дошколят не ширится, не ширится горизонт...Ребят надо учить слушать, развивать их речь». Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
В. Сухомлинский говорил: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии».
Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители - гуманисты, просветители, педагоги XVIII -XIX в.в. (Ж.Ж. Руссо, М. Ломоносов, В.Г.Белинский, Я.А. Каменский, К. Д. Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.
Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений развития речи много:
ухудшение здоровья;
существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
снижающийся уровень бытовой культуры;
глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
широкое распространение низкопробной бульварной литературы;
бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров;
агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами;
недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка;
дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованном стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Богатый словарный запас ребенка играет огромную роль для полноценного развития. Поэтому меня и заставило обратить серьезное внимание на формирование словаря.
В своей работе мне часто приходилось сталкиваться с ситуацией когда на предложение поговорить с детьми по какой – либо теме (овощи, профессии, животные и т.д.) сначала возникала пауза. Затем дети говорят о каком - то одном, двух характерных признаках, обсуждаемого предмета и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Из них надо все «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить грамотно свои знания не могут, не хватает активности словаря.
Мои опасения и наблюдения подтвердили результаты проводимой диагностики. Из 12 обследуемых детей только трое хорошо справились с предложенными заданиями, у других детей была трудность в подборе употребления прилагательных, глаголов и наречий. Дети испытывали трудности при рассматривании предмета самостоятельно, правильно подбирать и употреблять слова определить их главные свойства и признаки, вносить изменения в образование слов, составлять связные высказываний, употреблять объяснительную речь.
Проблема формирования лексико – грамматического строя речи является одной из самой актуальной проблем. И поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря ребенка его правильности, «чистоте». Чем богаче и правильнее словарь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, я определила, роль слова как важнейшую единицу языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особенно дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Работая с детьми, я заметила: лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребенка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря я решила использовать дидактические речевые игры.
Такие игры помогут:
- обеспечить количественное накопление слов;
- освоить социально закрепленного содержания слов;
- овладение значением слов;
-освоение обобщающим значением слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;
- активизировать словарь.
Таким образом, я поставила для себя цель:
Формировать словарь старших дошкольников используя дидактические речевые игры и лексические упражнения.
Исходя из поставленной цели, я выделила для себя следующие задачи:

Задачи:
1.Формировать навыки речевого общения;
2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного в активный (классификация понятий, подбор синонимов, определений, ассоциативное дополнение слова в предложении)
3. Развивать память детей;
4.Развивать логическое мышление;
5.Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нем.

В настоящее время появилось много дидактических игр. Традиция широкого использования этих игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Особый вклад в дошкольную педагогику внес Фридрих Фребель. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле слова, а в организации дидактической игры.
По определению места игры в образовательном процессе детского сада Мария Монтессори близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияние на развитие ребенка.
По мнению Е. И. Тихеевой эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они интересны ребенку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в дидактических играх Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок). Именно она считала, что дидактическая игра дает возможность развивать речь ребенка. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
В отечественной педагогике авторами дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и др.
В своём опыте я хочу показать влияние дидактических игр и лексических упражнений на формирование словаря старшего дошкольника
Технология. Принципы.
Планируя и осуществляя работу по заинтересовавшей меня проблеме, я руководствовалась как общедидактическими принципами, так и специальными и. А именно:
-Принцип доступности, когда предлагаемый материал и объяснения взрослого понятны и хорошо воспринимаются детьми; материал и игры подбираются с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-Принцип системности, когда обучение детей ведётся регулярно от простого к сложному с опорой на предыдущий усвоенный материал;
-Принцип наглядности основывается на том, что ребёнок дошкольного возраста в основном мыслит, опираясь на конкретные предметы и явления; каждое занятие строится с максимальным использованием наглядных средств: картин, игрушек, муляжей, таблиц и т.д.;
-Принцип комплексности, при котором проблема развития лексической системы у детей решается не только проведением специально отведённых для этого занятий, но и во всех других видах деятельности, а также в свободное время, на прогулке, в домашних условиях;
-Принцип научности, когда, выполняя предлагаемые задания, дети, усваивают серьёзные и необходимые в дальнейшем категории и понятия;
-Принцип опоры на онтогенез, когда развитие речи у детей требует обязательного учёта онтогенетических особенностей: условия рождения, беременности, состояния общего и речевого развития, а также учёта развития речи детей в норме;
-Принцип дифференцированности, при котором индивидуальный подход к ребёнку везде должен сочетаться с его персональными умениями и возможностями;
-Принцип опоры на ведущую деятельность возраста. Известно, что ведущей деятельностью ребёнка в период до семи лет является игровая деятельность, поэтому обучение становится эффективнее, если оно осуществляется в играх: дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных и т.д.;
-Принцип учёта зоны ближайшего развития, когда проблема развития речи у детей строится с учётом успешного обучения в общеобразовательной школе, а в частности предупреждение ошибок при чтении и письме (дислексии, дисграфии).
Всю дальнейшую работу строила, основываясь на этих принципах, применяя разные формы организации детей. Это фронтальные занятия, комплексные, занятия по подгруппам в зависимости от уровня подготовки детей, индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность ребёнка и взрослого вне занятий, самостоятельная деятельность детей. В определённых условиях каждая из этих форм давала свой результат. На всех видах занятий применяла различные методы (словесные, наглядные, практические) и приёмы.
Первое, что я сделала, разбила предстоящую работу на этапы решения основных задач с усложнениями, а именно:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов.
2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Остановимся на этом подробнее:
Обогащение словаря.
Осуществлять эту задачу - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов. Например: Как ребенок узнает о новом предмете. Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам:
1 признак – что это? (горох, лук, стул)
2 признак - каким цветом? (зеленый, синий, и т.д.)
3 признак - какая форма? (овальная круглая и т.д.)
4 признак - какая величина? (большой – маленький)
5 признак - какой вкус? (сладкий, кислый)
6 признак – какой запах? (ароматный, приятный, и т. д.)
7 признак - какой на ощупь? (мягкий, твердый)
8 признак - что внутри? (зернышки, косточки, шурупы)
9 признак - где используем? и т.д.
Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; она называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Для этого я использовала игры «Один, много», «Подбери нужное слово», «Отбери предметы по количеству» и т.д. .Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.
Для работы с детьми я использовала задания, при которых углубляются представления о предмете, например: игра «Кто это, что это?» учит правильно называть предметы, «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.
Дошкольникам давались задания на классификацию домашних и диких животных, группировку по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт. «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.
Часто использовала в работе с детьми дидактическую игру «Скажи наоборот». Работа над антонимами приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.
Для обогащения речи детей прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?)», а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»
Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Например: «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?»
Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная)
Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями. Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы)
Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.)
Следующее направление работы с детьми это:
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные - обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные - красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные - городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Например: игра «Что ползает, летает, идет, едет?» ребенок обращает внимание на разнообразие слов.
Наряду с закреплением словаря решала и другую задачу: уточнение смысла слова, углубление его значения. Например, смысл слова новогодний праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, он означает для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает полное значение этого праздника.
С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Например: «Объедени слова в рассказ». Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, на фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых ребенок рассказывает.
Упражнения в словоизменении и словообразовании помогают в точном подборе правильных слов: Как называется суп из фасоли? (фасолевый) «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий)
Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка - принадлежность для письма, ручка - фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
Активизация словаря. Активизация словаря - важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы я побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Это определенные слова, которые должны не только понимать дети, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Например «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику.
К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».
Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. (холодный - горячий, толстый - тонкий, утро - вечер). Следующее направление работы это:
Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прётся и т. д.).
В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду я часто сталкиваюсь с этим явлением. Например, мы учим детей заменять слова, обозначающие естественные отправления.
Усложнение содержания словарной работы идет по следующим направлениям:
1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
Например: Когда дети познакомились с объектом живой природы сосна, далее они могли составлять рассказ, откуда пришла книга. Имея представления, что из деревянной стружки делают бумагу.
2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; Например: подбор к существительному солнце прилагательных; солнце - не только красное и ясное, но и жаркое, пылающее, обогревающее и т.д.
3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей. Например: «Узнай предмет и действие, которое может этот предмет совершать» (бежит человек, бежит ручей, бежит дорога, лиса, молоко, время) и т. д.
Задачи по формированию словаря включала в занятия по математике, лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Планируемую работу распределила равномерно на весь год.
Сентябрь: обследование детей. Подготовительная работа (узнавание предмета по его описанию, отгадывание загадок о предмете и т.д.)
Октябрь: составление короткого рассказа – описания предмета по его основным признакам (цвет, форма, материал, назначение и др.)
Ноябрь: сравнение рассказов по набору игрушек (составление рассказа по аналогии – по образцу педагога).
Декабрь: сравнительное описание двух предметов (игровых предметов; растений; животных; предметов мебели) по вопросам; по плану; по образцу педагога.
Январь: составление короткого рассказа о животных (внешний облик, среда обитания, питание, какую пользу приносят людям и т.д.)
Февраль: составление пересказа небольших произведений по диафильмам.
Март: рисование на тему пересказанного произведения с последующим составлением рассказа по рисунку.
Апрель-май: самостоятельное составление пересказа не большого по объёму произведения.
Работая с детьми, часто задавала себе вопросы; на что надо обратить внимание? Как приобщить ребёнка к приобретению знаний? Что сделать, чтобы, обучение было доступно и вызвало интерес у ребёнка? Мне помогли дидактические игры и лексические упражнения, предложенные в книге С.А.Васильевой, Н.В.Соколовой «Логопедические игры для дошколят», Варианты распределения заданий, предлагаемые ими, оказались оптимальными при решении задач по формированию словаря. Если задания ребёнку были непосильны, обращалась к более лёгкому материалу, а затем вновь возвращалась к тем, которые вызвали затруднения, так как всегда помнила высказывание Л.С.Выготского, который писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и я терпеливо, реально оценивая способности детей, шла к поставленной цели. В этом мне помогали рекомендации специалистов нашего детского сада: логопеда, психолога, музыкального руководителя, преподавателя по физкультуре, старшего воспитателя, медицинского работника, так как вся работа в детском саду ведётся во взаимосвязи между всеми специалистами под руководством заведующей детского сада.
Работая с детьми, имеющими речевую патологию, увидела, что развитие речи ребёнка отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Это связано с трудностями овладения правильной речи. В привычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с речевым недоразвитием действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием сразу же переходят к хаотическим действиям. Они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки - пробами и примериванием, в то время как при нормальном речевом и интеллектуальном развитии ребёнок овладевает поисковыми способами в процессе действия с предметами.
В связи с этим, начиная работу по формированию словаря, с помощью дидактических игр и лексических упражнений выделила в ней такие направления:
- создать условия для формирования словаря, то есть развивающую среду;
- подобрать дидактические игры и лексические упражнения по лексическим темам;
- использование дидактических игр и пособий от простого к сложному.

Средства:
Средство это способ действия для достижения чего – либо. В своей работе с детьми я использовала следующие средства:
- непосредственное наблюдение окружающей действительности (экскурсии, труд взрослых ….);
- распознающие наблюдения, использовала только при ознакомлении с новым объектом (при использовании различных анализаторов);
- показ малознакомой картины, главное здесь объяснения взрослого;
- показ знакомых картин, здесь преобладает речь детей;
- показ диафильмов, кинофильмов, беседа об увиденном;
- чтение художественных произведений;
- рассматривание игрушек;
- культурная языковая среда, речь взрослого;
- различные виды искусства.

Методы и приёмы.

Анализируя проделанную работу, можно выделить такие методы обучения, которые позволили решить поставленные задачи:
1. Метод педагогической диагностики (результаты см. в приложении)
2. Метод развивающей наглядности все игровые материалы носят развивающей характер, в том числе и схемы, модели.
3. Метод проблемно – поисковый – суть данного метода в том, что ребенку не всегда даются конкретные знания, а создается проблемная ситуация, ребенок сам добывает данные знания, обеспечивается работа детской мысли.
4. Метод успеха – необходима постоянная стимуляция, поэтому воспитатель должен предусматривать возможные затруднения и ненавязчиво помочь ребенку.
Исходя из методов, были определены формы работы с детьми. Главное или первое место я отвела индивидуальной форме работы с детьми, которая проходила через разнообразные приемы, совместные игры взрослого и детей, организация речевых занятий и с использованием дидактических речевых игр лексических упражнений.
Прием «загадка» - отгадай, что изображено на картинке, закрытой на половину;
Прием «находка» - это задание требующие от детей нестандартного решения;
Прием «что сначала, что потом» - ребенку дается картинка ему нужно додумать, что было до этого, что потом.
Условия:
1. Использовать на занятиях по развитию речи, приемы, которые создают интерес самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
2. После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
3. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
4. Повышение своего профессионализма - опора на передовой педагогический опыт:
- А.К. Бондаренко « Дидактические игры и упражнения»;
- А.Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи»;
- В.В. Гербова « Развитие речи детей»;
- А.И. Сорокина «Дидактические игры для детей»;
- Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
- Е.И. Тихеева «Развитие речи детей»;
- О.С.Ушакова «Развитие речи детей».

Защита курсовой работы в КГУ им. Некрасова «Роль дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря старших дошкольников», где проведена исследовательская работа по выявлении сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста».
5.Тесная взаимосвязь с учителем – логопедом М.Ф. Андреевой;
6. Развивающая речевая среда в группе. В группе имеется уголок по развитию речи, в котором подобраны дидактические игры, лексические упражнения в соответствии с лексическими темами; картотеки пословиц, поговорок, загадок, игры, развивающие речь с движениями, народный календарь, схемы, модели, подобрана художественная литература.
7 .Создание мною развивающего пособия « Дидактический комод». Цель этого пособия системный подход в формировании словаря. «Дидактический комод» - это три настольных ландшафтных панели, каждая из которых объединяет в себе изучение нескольких лексических тем. Например: «Дом, моя улица, мой город, транспорт»; «Осень, сад, огород, лес, грибы». С помощью объемных игрушек, предметов дети получают знания об окружающих их предметной действительности, активизируют свой словарь и накапливают пассивный словарь. Этот комод хорошо использовать на обучающих занятиях как его часть, во время утренних и вечерних часов, в индивидуальной работе. Вечером в самостоятельной деятельности дети любят игру «Что где растёт». Они расставляют овощи и фрукты в соответствии с тем местом где они растут.
Например: «Это слива. Слива – фрукт. Она растёт в саду на дереве».
« Это морковь. Морковь – овощ. Она растёт на огороде в земле»
Дидактическое пособие « Чудесный ларец» - его цель активизировать словарь детей. С помощью тактильных ощущений через два отверстия для каждой руки, ребенок определяет, что это за предмет, описывает его, дети отгадывают.
8. Сотрудничество с семьей важный положительный фактор, влияющий на развивающую среду в группе и дома. Совместно с родителями осуществлялся проект «Журналист» (см. приложение), где родители моих воспитанников были активными участниками и помощниками в организации культурных программ выходного дня. Во время вечерних игротек родители были частыми гостями и участниками мероприятий. Игротека включала в себя дидактические игры, упражнения и сюжетно-ролевые игры. Всё соответствовало изучаемой лексической теме с подобранным словарным материалом, так как активный и пассивный словарь дошкольников должен формироваться в соответствии со структурно-семантическим принципом – только на основе системно построенных занятий ребёнок может наиболее качественно получить и закрепить полученные знания и применить их с наибольшей эффективностью. Приглашались индивидуально родители и дети, у которых по диагностике выявлен бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушение согласования слов в предложении), в разговорной речи у них преобладали простые нераспространённые предложения. Дидактические игры и упражнения способствовали вовлечению в коррекционный процесс сохранных анализаторов (зрительного и тактильного). Предметы, картинки, пособия, вопросы, условия игр были ясны и понятны детям и родителям, привлекали внешне. Например, дид.игры по теме «Осень»: «Четвёртый лишний», «Загадай, мы отгадаем», «Исправь ошибки» и упражнения «Я начну, а ты закончи», «Скажи наоборот», сюжетно-ролевая игра «День рождения зайца». Родители посещали педагогическую гостиную по теме «Развиваем словарь детей старшего дошкольного возраста». Активно играли и выполняли задания по развитию грамматического строя речи, вспоминали с помощью каких средств можно обогатить словарь ребёнка, развивать интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Потому как параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать и родители в этом сами убедились, играя в игры «Подбери слово – стоит…, идёт…, лежит…, сидит..», «Угадай, кто я?» - где по названному слову должны догадаться кто это. Например, медлительная, пучеглазая, скользкая, выносливый и т.д. «На что это похоже?», «Для чего и для кого?». В беседах с родителями особое внимание обращала на словарь лексической темы. По их просьбам решила выпускать еженедельную консультацию «Словарик» по каждой лексической теме. Это способствовало овладению практическими навыками обучения взрослых в использовании педагогических знаний в организации игр детей дома. Я убедилась в том, что дети, с которыми больше играют, обладают большим количеством запаса слов, а также само участие родителей в игре необходимо для проявления интереса у детей к самому процессу игры, то есть давать детям новые ситуации, в которых появятся новые слова и выражения, а ещё необходимо разговаривать с детьми по существу их игр, тем самым, обогащая их словарь.

Результаты:
Результаты, проведенной диагностики показали, что формирование словаря требует дальнейшей планомерной работы и специально организованного обучения.
Необходима постоянная индивидуально – коррекционная работа, т.к. дети приходят в группу в возрасте пяти лет и с разными речевыми нарушениями, но за период посещения дети добиваются определенных значительных успехов, а именно:
- обогащение словаря, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;
- закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий;
- выведение словаря из пассивного в активный, увеличение количества слов, содержание которых точно понимается ребенком.



Старшая группа
Начало учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - существительные

Из 12 детей овладели на высоком уровне 0 человек - наречия
Старшая группа
Конец учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - наречия
Подготовительная к школе группа
Начало учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 4 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 4 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 3 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - наречие

Наилучшие результаты: (по результатам диагностики):
Понимание и употребление бытовой лексики (существительные);
Понимание и употребление обобщающих понятий (существительные);
Знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности (существительные).
Предстоит большая работа по обучению и употреблению слов, обозначающих цвет, качества, свойства предметов
Знание слов - наречий, обозначающих признак действия. Для этого
создана картотека дидактических игр и лексических упражнений:
Игры: «Стоп! Мяч остановился», «Дополни предложение»,
«Для чего и кем сделана», «Где был Петя», «Магазин игрушек», «Кто больше назовет предметов», «Природа и человек», «Кто подойдет пусть возьмет», «Кому что нужно», «Знаешь ли ты?» и т.д. Лексических упражнений: «Закончи предложение», «Что делает?», «Выполни команду!», «Не ошибись», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Где моя мама?», «Отгадай загадки, нарисуй отгадки», «Всё наоборот» и т.д.
В конце учебного года дети умели хорошо выразить свои мысли, строить распространенные предложения, составлять связный рассказ, логично передовая содержание некоторых событий; умели замечать ошибки, исправлять их; придумывали и фантазировали на различные предложенные темы.
Особенность моей работы состоит в том, что я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Обобщенный мной опыт имеет положительную динамику и, следовательно, может быть использован в работе другими воспитателями дошкольных образовательных учреждений, так как в нём раскрыта концепция формирования словаря детей старшего дошкольного возраста, через решение определённых задач и системы на базе комплексного подхода.
Библиография:
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 2000
2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн, 2002. – 160 с.
3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с.
4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского /Вступ. ст. А.И. Подольского – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с.21.
6. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил.
7. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.
10. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
11. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил.
12. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2004. – 488 с.
13. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 2002. – 160 с.
14. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с., ил.
15. Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 400 с.
16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Педагогика, 2002
17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 320 с.
19. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2000. – 304 с.
20. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.

Светлана Рязанова
Описание опыта работы воспитателя

Как сказал Сухомлинский Василий Александрович :

Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек,

не может стать настоящим воспитателем ,

и среди этих качеств на первом месте

Умение проникнуть в духовный мир ребёнка. "

На мой взгляд – это достаточно четкое определение моего стиля работы .

В чем же заключается секрет успеха Воспитателя ? Наверное, в особенности отношения к окружающему миру и к самому себе. Стремление к сотрудничеству с воспитанниками , родителями, коллегами. Но самый главный секрет, на мой взгляд, – это умение видеть в каждом ребенке личность и принимать его таким, какой он есть на самом деле. Проще говоря, все обучение и воспитание может строиться только на любви к детям, к своему делу.

Еще в работе воспитателя необходимы находчивость и смекалка.

Что мне надо для работы –

Это ручки и блокноты, это мячики и ноты,

Это кнопки и расчески, это книги и шнуровки,

Дрель, шурупы и ножовка, много тряпочек, перловка,

Клей, конструктор, микроскоп – даже проволоки моток.

Это все мне пригодится для успешного проекта,

по развитию детей.

Даже баночка сгодится для новейшего объекта,

Для развлечению гостей.

Я могу сломать, построить, передвинуть и скроить,

Сфантазировать, сформулировать, все вскопать и все отрыть.

Ценит мой работодатель мое рвенье и запал ,

Ведь я просто – воспитатель , ну а в группе – генерал!

Все это способствует интересному, познавательному и динамичному учебному процессу, а если говорить современным языком, то системно - деятельностному подходу в работе с детьми . Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Для этого я создаю Предметно - развивающую среду с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников .

Среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта . Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением. В моей группе каждый ребенок найдет себе дело по душе.

В своей работе я способствую сохранению физического здоровья детей, используя различные средства и приемы (игры, пособия, дидактические материалы) . Для этого созданы все условия.

Когда мы говорим о системно - деятельностном подходе в работе с детьми прежде всего я должна сказать о проектном методе, который широко применяю как при непосредственной образовательной деятельности, так и при работе с родителями . Проекты бывают тематические, краткосрочные и долгосрочные, с привлечением родителей и гостей.

Не могу промолчать о Интегрированном подходе к непрерывной образовательной деятельности. (совместной, организованной, самостоятельной) . Например, моя любимая театрализованная деятельность может легко совмещаться с художественно – эстетическим развитием, развитием речи, декоративно – прикладным развитием, с учетом индивидуального подхода к детям.

Коллективная работа – одно из средств социализации ребенка в коллективе, развитию у него общечеловеческих ценностей (доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие) .

В своей работе я широко использую ИКТ. Это замечательное средство познания мира. Применяется на непосредственной образовательной деятельности, так и во время праздников и семейных посиделок. Это неоценимая вещь, стирающая все грани невозможного! Огромный простор, позволяющий показать детям, многие скрытые ранее вещи.

Используя продуктивную деятельность детей делает предметно – пространственную среду в группе более значимой для ребенка. И потому, в своей многоплановой работе с детьми , я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности, используя ее в играх (режиссерских, авторских) .

Если говорить о степени соответствия современным тенденциям развития образования, то я использую в работе : индивидуальный подход к каждому ребенку. С учетом его потребностей, возможностей, физического и психического развития.

Особое внимание уделяю эмоциональной комфортности каждого ребенка. Я создала для каждого ребенка альбомчик, который называется "Мои достижения" или «Дневники успеха» , в который дети собирают свои наклейки, звездочки и медальки за : хорошие поступки, правильные ответы, за выступления на праздниках и за все, что только может сделать ребенок в детском саду! Дети очень любят и гордятся своими достижениями! Я считаю, что эмоциональная комфортность ребенка имеет большое значения для развития успешной личности.

Так же в раздевалке созданы условия для сохранности детских работ , папки с файлами, под названием «Мой вернисаж» . Работы собираются за все время, проведенное ребенком в детском саду. Находятся в свободном доступе для родителей и детей.

Я собираю портфолио на каждого своего воспитанника , что позволяет мне более внимательно отнестись к каждому и добиться более высоких результатов. В портфолио добавляются грамоты и благодарности за участие детей и родителей в праздниках и проектах, в открытых мероприятиях и выставках как внутри детского сада, так и вне его. Эти документы находятся в доступе для родителей, и они могут самостоятельно проследить за успехами своего ребенка, развивая в нем чувство успешности.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Я разработала много игр и пособий для детей, по зонам развития с учетом требования ФГОСДО : Этих игр 37. Каждый ребенок может найти себе занятие по интересам. Это позволяет формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности.

Говоря о степени соответствия современным тенденциям развития образования, то я работаю над УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ. Приобщаю детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие. Это не только посещение районных памятников и музеев.

Я использую продуктивную деятельность детей при изготовлении листовок для микрорайона с поздравлениями. Созданием стен газет детьми и родителями к праздникам для библиотеки и др. обществ. организаций. Так же мои дети участвовали в селфи проект «Стоп – кадр» к 70 летию победы. Работы готовили родители .

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ ПОМОГАЕТ : сотрудничество с социальными учреждениями. Это районная библиотека, где дети не только знакомятся с литературными произведениями, но и учатся общаться, чувствовать свою значимость в коллективе; сотрудничество с Благотворительным фондом «Старость в радость» и с Домом ребенка №13. Это учит детей Состраданию, сопереживанию, желание помочь, у детей развиваются нравственные качества.

Мое Сотрудничество с родителями - это особая тема. В начале пути каждого человека рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Для просвещения родителей мною создана большая подборка информационного материала. Родители могут получить рекомендации по интересующим их вопросам. Особое внимание уделяется направленности группы – целиакия. Я подобрала методические рекомендации, подборку рецептов и информацию о медицинских центрах, занимающихся этой проблемой.

Особое внимание хочется уделить «Семейным гостиным» , которые я провожу регулярно с родителями и детьми. В налаживании контактов с детьми важно, чтобы родители и воспитатели были союзниками . Мои «семейные гостиные» очень хорошо способствуют этому. Родители наблюдают за детьми и играют с ними, а я делаю выводы, даю рекомендации и советы. При необходимости обращаюсь к специалистам.

Также для родителей и детей я провожу мастер классы. Цель моей работы на мастер классах не только познакомить с методами, приемами и техниками работы с детьми . Главное - дать возможность трудиться вместе, побыть вместе, занимаясь одним общим делом. Ведь все мы знаем – что совместный труд –объединяет! это должно укрепить связи в семье, а я могу сделать выводы о психологической обстановке в семье…

Использование интернет - ресурсов - создана группа в соц сетях. Для дистанционного общения с родителями.

Я Делюсь опытом своей работы . Провожу Мастер - классы для коллег – педагогов в районе, в городе и для творческой группы АППО. Была участником Пятой культурно – оздоровительной выставки «Тотоша. Здоровое развитие» . На известных интернет – порталах выставляю Печатные работы . И маам. ру и нс портал. Являюсь наставником молодых специалистов.

Активно занимаюсь Общественной работой в своем детском саду. Участвую не только в праздниках, ПРОЕКТАХ И РАЗРАБОТКЕ ПРоГРАММ , но и при посадке растений на территории детского сада. Имею благодарности и сертификаты за участие в конкурсах.

И ещё немного поэзии Про себя….

В моей работе много позитива ,

Улыбок и звонкого смеха детей

И в этом есть большая перспектива

Для всех моих задумок и страстей.

Хочу творить – но я не поэтесса,

Хочу прекрасной быть –

Но я же не принцесса.

Хочу летать – но я не испытатель,

Я просто очень мудрый воспитатель .

Ценю детей, люблю их не шутя,

И не браню их за ошибки сгоряча.

Хочу, чтобы в воспитаннике каждом ,

Развилось, сохранилось, сбереглось

Все то, что для любого очень важно,

И нам всем, как награда – воздалось.

Ведь дети – это наше продолжение,

Наш смысл жизни, стимул и душа.

Какими они будут, без сомнения,

От нас зависит - говорю Вам не шутя.

Спасибо за внимание.

Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим людям… Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы рядом были мудрые, любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив МБДОУ БГО Детский сад № 1комбинированного вида под руководством Т. П. Первушиной, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу нужен педагог - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности; педагог, владеющий педагогическим мастерством. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Детский сад, в котором я работаю, - стабильно функционирующий, развивающийся, работающий в поисковом режиме. Я выделила для себя актуальную проблему социальной зрелости дошкольников: детское дошкольное учреждение должно стать школой социального действия, в которой в ежедневной совместной работе детей и взрослых развиваются любознательность, воображение, коммуникативные умения. По моему мнению, основная задача воспитания и обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии детей и содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное и трудовое воспитание дошкольников. Но достичь всего этого можно только тогда, когда дети здоровы.

Мой каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики с детьми. Регулярно на каждом занятии провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, игры разной подвижности, обращаю внимание на правильную осанку детей. Различные спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии - это направления для укрепления здоровья, развития физических качеств. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух», а у ребенка со «здоровым духом» и познавательные способности, и знания, и умения будут высокими.

Главной целью в своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Предпочтение отдаю игре, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Решение этой проблемы я осуществляю на основе внедренных в практику инновационных педагогических программ и технологий: «Играя учимся говорить» Р. К. Шаеховай, «Пособие для педагогов ДОУ Г. С. Швайко. На занятиях я помогаю детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность через игру. В каждом моем занятии главенствует дух «открытия» (ничего не сообщаю детям в готовом виде) ; при подготовке и проведении занятий предусматриваю вариативность ответов детей; не принимаю ответы детей без обоснования. При этом не оставляю без внимания ни одного ответа, учу детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. При организации режима пребывания детей в детском саду непосредственная образовательная деятельность не является преобладающей формой организации обучения. В течение дня предусматриваю сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированную деятельность, свободного времени и отдыха детей. Использую в работе нестандартные формы организации занятий и инновационные технологии: занятия - путешествия, театрализованные, сюжетные, интегрированные занятия, которые строятся с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности. Мои воспитанники очень любят рисовать, делать аппликации, конструировать. Я стараюсь учить детей не механическому копированию предметов, а пытаюсь дать им почувствовать радость творчества, возможность выразить в рисунках, поделках свои впечатления, своё отношение к тому или иному предмету или явлению. Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, ИКТ.

На мой взгляд, наша цель не только в том, чтобы дать знания умения и навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главную же свою человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющий найти свое место в современном мире, ведь первые задатки для этого закладываем мы - воспитатели. Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает, и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Мое педагогическое кредо - большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности можно учиться и развивать. Для этого нужно изучить каждого ребенка, определить его талант и уровень его развития в той или иной области образовательного процесса. В этом мне помогает диагностическая работа, которая имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных, образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали такие формы работы, как "Дни открытых дверей", веб консультации, совместные исследовательские творческие проекты, спортивные, экологические и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, пеших походах. Вместе с детьми посещают выставки в краеведческом музее. Они оказывают помощь в оформлении уголков природы, интерьера групп, в пошиве костюмов к фестивалям, в благоустройстве и озеленении территории детского сада.

Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый. ", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Разработала свою рабочую программу. Имею сертификаты за публикацию статей в международном электронном журнале Предметник», « Педагогическое мастерство», « Академия дошкольного образования». Свидетельство о создании в социальной сети работников образования свой персональный блог, сертификат о создании своего электронного портфолио на сайте работников образования. Награждена почетной грамотой за значительные успехи в совершенствовании учебно - воспитательного процесса, плодотворный труд в системе образования Борисоглебского городского округа.

При организации взаимодействия с детьми, стремлюсь к проявлению методического мастерства в своей деятельности. Мои воспитанники занимают призовые места на различных конкурсах.

В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.

В течение десяти лет в ДОУ реализуется авторская программа «Беломорские крепыши» - программа оптимизации двигательной активности дошкольников в условиях малокомплектного детского сада. Это результат многолетней плодотворной работы творческой группы практических работников МДОУ «Детский сад № 15 «Черемушка» общеразвивающего вида» г.Северодвинска Архангельской области под руководством научного руководителя кандидата педагогических наук кафедры педагогики СФПГУ им. М.В. Ломоносова Сокольниковой М.Н.

Программа создавалась педагогическим коллективом как программа, реализующая потребность детей в двигательной активности и обеспечивающая систему оздоровительной работы с детьми. В основу программы легли теоретические основы физического воспитания дошкольников, деятельностный подход в развитии ребенка, практический опыт работы дошкольных учреждений г. Северодвинска.

  • оздоровительной направленности;
  • индивидуализации и доступности;
  • естественного стимулирования двигательной активности детей;
  • этнокультурной соотнесенности;
  • единства с семьей.

Программа «Беломорские крепыши» предполагает обеспечение двигательного режима и оздоровление дошкольников с учетом состояния здоровья, уровня двигательной активности и физической подготовленности детей, а также сезонных изменений в природе. Неблагоприятные климатические условия, характерные для Севера, недостаточность солнечной энергии, резкие перепады температуры и атмосферного давления, влажность, сильные ветры, неблагополучная обстановка города, создают для жизни дискомфортные условия. Эти особенности требуют серьезного подхода к проблеме оздоровления маленьких поморов и оптимизации двигательной активности, особенно в условиях малокомплектного детского сада.

Цель программы:

создание благоприятных условий для повышения двигательной активности оздоровления детей 3-7 лет в условиях малокомплектного детского сада.

Базой для осуществления программы является решение следующих задач:

  • укрепление физического здоровья детей, полноценное физическое развитие;
  • воспитание у дошкольников ценностей здорового образа жизни;
  • формирование жизненно важных двигательных умений и навыков, способствующих укреплению здоровья детей;
  • приобщение к истокам Поморской культуры, воспитание нравственно волевых качеств.

Этапы работы:

I этап: анализ содержания двигательной активности и

организация оздоровительной работы в МДОУ;

II этап: разработка педагогических условий, обеспечивающих

оптимальную двигательную активность и оздоровление

дошкольников в малокомплектном детском саду;

III этап: изучение эффективности проделанной работы.

В программе представлены основные направления:

  • осознанное сохранение и укрепление здоровья дошкольников;
  • формирование интереса к физическим упражнениям, удовлетворение потребности детей в движении;
  • приобщение детей к истокам Поморской культуры в процессе ознакомления с народными играми и традициями Севера.

Особую значимость программы составляет ориентировка на условия Крайнего Севера и специфику малокомплектного ДОУ.

1 условие – это создание в ДОУ предметно-развивающей среды, направленной на физическое развитие и оздоровление дошкольников. Роль взрослого состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить на повышение двигательной активности

В условиях малокомплектного детского сада, когда музыкальный зал совмещён с физкультурным, мы максимально используем групповые комнаты и участки. Для этого нами разработано несколько вариантов цветовой разметки пола и стен, что способствует формированию пространственных ориентировок, а также овладению игровой деятельностью со спортивным инвентарем. В течение дня дети имеют возможность самостоятельно заниматься с многообразным по функциям ярким и образным нестандартным оборудованием для метания, формирования координации движений, профилактики нарушения осанки и развития разных групп мышц.

Обустройство физкультурных уголков групп удовлетворяет потребности дошкольников в разнообразной двигательной активности. Спортивно-игровая предметная среда содействует решению специфических задач целенаправленного развития моторики.

Насыщенная многофункциональными и легко-трансформируемыми элементами, среда обеспечивает положительное эмоциональное состояние, способствует решению задач всестороннего развития и формирования личности дошкольников.

Второе условие - это реализация комплекса физкультуротерапии, в каждой возрастной группе, который направлен на оптимизацию двигательной активности детей в течение дня. Ядром программы Беломорские крепыши является модель двигательного режима – это рациональное сочетание разных видов и форм занятий по физической культуре, которые представляют целый комплекс оздоровительно-образовательных и воспитательных мероприятий. Содержание и построение занятий разное, но каждое имеет свое оздоровительное значение.

Это *утренняя терапевтическая гимнастика, позволяет обретать положительное эмоциональное состояние и хороший тонус на целый день. Комплексы утренних оздоровительных гимнастик составлены на основе игровых образов, с учетом сезонных изменений и регионального компонента.

(включает в себя: пальчиковую и дыхательную гимнастики. Проходит в форме старшие гр. - ритмической, преодоление полосы препятствий, на основе игр-эстафет, средние, младшие – на основе игр-имитаций, подвижных игр)

  • ежедневный оздоровительный бег способствует тренировке всех функциональных систем организма, необходим для развития физической выносливости и формирования волевых качеств;
  • проведение закаливающих мероприятий;
  • организация прогулок Большое внимание мы уделяем организации ДА детей на прогулке. В циклограмме деятельности всех возрастных групп присутствуют такие формы как подвижные игры, двигательные игровые задания с учетом характера ДА детей, отработка ОВД, дозированный бег

Пешие прогулки в ближайшем окружении. Оздоровительные походы.

Релаксационная гимнастика проводится с целью воспитания и сохранения эмоционального благополучия и предупреждения психоэмоционального напряжения.

Формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков осуществляется на занятиях физкультурой. Два занятия проводятся в физкультурном зале, третье занятие в каждой возрастной группе проводится на воздухе. В перспективный план по физ. воспитанию, включены 5 основных типов занятий: контрольно-проверочные, тренировочного типа, тематические, сюжетно-игровые, игровые, с использованием тренажеров. МПК за проведением физ. занятий показал высокий уровень ДА детей на занятиях (2000, 2100 локомоций, при норме 1800-2400)

Взаимодействие с социумом с начальной школой по вопросам оптимизации ДА может осуществляется по линиям:

деятельностная линия (совместные мероприятия с младшими школьниками по формированию культуры поведения, оздоровлению и развитию физических качеств) .

Взаимодействие с ДЮСШ осуществляется через занятия в секции по спортивно-оздоровительной гимнастике, которые направлены на формирование правильной осанки, укрепление мышц спины и брюшного пресса, самовыражение в движении и образном перевоплощении на основе удовлетворения потребности в двигательной активности.

Кроме этого в образовательный процесс мы ввели такую форму работы как минутки здоровья на основе подвижных игр Поморья. Подвижные игры и физические упражнения побуждают использовать двигательный опыт, умения, навыки в различных условиях.

Минутки здоровья – это отрезок времени, когда ребенок находится на более высоком уровне двигательной активности. Данная форма ДА организуется воспитателем в соответствии с планом один раз в неделю в вечерние часы.

Реализация здоровьеформирующих технологий, одно из условий, стимулирующих развитие физических качеств дошкольников.

На базе ДОУ работают кружки. Дополнительные услуги предоставляются бесплатно и включены в режим дня ДОУ:

Занятия в кружке «Здоровейка» . Главным средством предупреждения нарушений осанки в дошкольном возрасте являются физические упражнения

Секция «Школа мяча» организована с целью обучения детей играм элементами спорта;

В ДОУ функционирует секция «Веселая лыжня» - по обучению детей ходьбе на лыжах

Комплексный подход к организации ДА дошкольников, способствует формированию у детей интереса к физ. упражнениям и удовлетворению потребности в движении

3 важным условием для нас является взаимодействие с родителями по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, причем взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи. В работе с семьей мы используем традиционные, нетрадиционные и интерактивные формы работы.

Чтобы добиться хороших результатов, необходимо соблюдать данные условия и систему в работе.

Ежеквартально, анализируя работу, проводимую по оздоровлению дошкольников, мы пришли к выводу, что все подходы обоснованы. Но по нашим данным, наиболее эффективным является применение комплекса мер, включающих как закаливающие, так и длительные двигательные нагрузки (в основном циклические) , приводящие к устойчивому поддержанию аэробного обмена веществ. Работа над программой продолжается, и мы надеемся, что она отразит самые эффективные пути повышения двигательной активности в условиях малокомплектного детского сада.