Это для нас, взрослых, каждый день состоит из набора обязанностей, превращающихся с годами в рутину. У детей все иначе! Каждый день их жизни наполнен удивительными открытиями и новыми впечатлениями. И пусть, став взрослым, человек не вспомнит детально, что с ним происходило в первые годы жизни, атмосферу собственного детства, радостные моменты своего взросления он пронесет через всю жизнь.

Доказано, из счастливого ребенка вырастает счастливый взрослый человек. Но как делать так, чтобы ребенок был счастливым? Не талантливым, не умным, не прилежным, а именно счастливым? Кажется, ответ очевиден: «Нужно просто любить свое чадо!». Вот только каждый из нас и так любит своего ребенка, а вот дарить свою любовь умеют далеко не все. Об этом и расскажем в данной статье.

1. Научитесь радоваться жизни
Это звучит немного эгоистично, но факт остается фактом – у несчастных родителей никогда не вырастут счастливые дети. Согласитесь, невозможно радоваться жизни живя бок о бок с человеком, который недоволен своей работой, постоянно ворчит на жизнь, проклинает государство и раздражается по каждому пустяку. Жизнь показывает, что такие дети таких родителей хуже учатся в школе и труднее идут на контакт со сверстниками.

Совсем по-другому чувствуют себя малыши тех родителей, которые кроме работы имеют увлечения, которые доброжелательно общаются между собой и умеют радоваться даже мелочам. Глядя на родителей, ребенок начинает повторять за ними. Именно поэтому настраивайте себя оставлять весь негатив за порогом дома, а в кругу семьи позволять себе отдыхать душой и телом. Чаще встречайтесь с друзьями, выбирайтесь на природу, найдите себе занятие, которое будет радовать вас. Это в одинаковой степени нужно и вам, и вашим деткам.

2. Проводите время с детьми
Современная жизнь оставляет нам не так много времени для общения со своей семьей. Родителям гораздо проще предложить ребенку телевизор, компьютер, планшет, только чтобы занять его время и заниматься собственными делами. Вот только детишки очень быстро забывают о подарках и покупках, а о совместно проведенном времени, они не забудут никогда!

Важность того времени, которое вы проводите со своими малышами, невозможно переоценить. Живое общение родителя и ребенка – именно то, что позволяет поддерживать незримую связь между близкими людьми и делает счастливыми и детей, и взрослых. Причем, чтобы это время проходило в гармонии, важно учитывать интересы обеих сторон. Нужно чаще играть с ребенком, причем в самые разные игры, хоть в куклы или машинки, в театр или футбол, ведь в детском возрасте кроха все усваивает через игру. В то же время вы можете привлечь малыша к собственным занятиям, развивая в нем трудолюбие и обучая его, к примеру, кулинарии или уборке в доме. Главное, все делать в игровой манере, чтобы у малютки не пропадал интерес.

Как же стать ребенку другом, спросите вы? На самом деле это не так сложно. Просто научитесь жить не только своими заботами, но и заботами малыша. Не спешите ругать его за проделки и промашки, ведь детство создано для экспериментов. Расскажите, а еще лучше, покажите, как сделать правильно. Разговаривайте с малышом обо всем, что волнует и его, и вас, делитесь своими эмоциями и впечатлениями, и спрашивайте его мнение. Такое живое общение позволит вам лучше узнать друг друга, а если ребенок без стеснения будет делиться с вами своими проблемами, вы сможете избавить его от множества ошибок в жизни.


4. Воспитывайте в крохе оптимиста

Не секрет, что людям, которые с оптимизмом смотрят на окружающий мир, живется гораздо легче. Оптимистам легче найти друзей, построить карьеру, создать семью, в общем, таким людям гораздо легче стать счастливыми. Но учитывая, что ребенок все перенимает от родителей, нам самим необходимо пересмотреть свое отношение к жизни и стать оптимистами.

Старайтесь во всем находить позитив, искать решение возникающих проблем, а не складывать руки от бессилия. Учите своих детей не унывать в сложных ситуациях, постоянно подбадривайте их, и обещайте, что вместе вы найдете выход. Такая поддержка очень важна для формирования оптимистичного характера. А еще, возьмите за правило каждый вечер вместе с малышом вспоминать десять приятных моментов, которые произошли с вами сегодня, а также строить радужные планы на следующий день и на выходные. Обмен позитивной энергией, который будет происходить между вами, станет залогом того, что ваш ребенок вырастет счастливым человеком, с оптимизмом глядящим в будущее.

5. Не ругайте ребенка за ошибки
Психологи в один голос утверждают, что детство как раз и дано для того, чтобы ребенок методом проб и ошибок научился жить в этом мире. То, что кроха будет на этом пути ошибаться, это вполне нормально, а значит ругать его за ошибки совершенно неправильно. Родители в такой ситуации должны в благожелательной обстановке и игровой форме показать малышу, как нужно поступать, чтобы все получилось правильно. И если потребуется, нужно показывать это и 3, и 5, и 10 раз, без криков и нравоучений.

Существует интересное исследование. Оказывается, если предложить детишкам задания различной сложности, то те малыши, чьи родители чересчур требовательны, чтобы оправдать ожидания своих пап и мам, берутся за самые легкие задания. В то же время ребята, которых родители постоянно подбадривают, берутся за сложные задания. Однозначно можно сказать, что такие дети вырастут более счастливыми, ведь они не пугаются сложностей, которые встречаются им на пути.

И еще. Если человека все время ругать и указывать на его недостатки, наивно предполагать, что он захочет стать лучше, чтобы сделать вам приятное. При таком чересчур жестком воспитании можно потерять доверие ребенка, утратить с ним эмоциональную связь, он перестанет слышать и слушать вас, и донести до него даже самые лучшие ваши пожелания станет очень сложно. Это не значит, что воспитание состоит только из поддержки и ласковых слов, вы живете на общей территории, где существуют определенные правила и ответственность всех членов семьи, важно уметь договариваться. Главное не перепутать устойчивость и внятность с занудством, жестокостью и унижением.

6. Демонстрируйте ребенку его значимость
Это чрезвычайно важный момент в воспитании малыша, от которого во многом зависит отношение крохи к себе и к окружающему миру. С детских лет малышу важно ощущать себя значимым, кому-то нужным. Он должен осознавать, что является важной частичкой своей семьи. Если постоянно показывать ребенку, что он важен для вас, он с детства будет расти с высокой самооценкой. А это ключевой момент для формирования счастливой и гармоничной личности.

Как показать крохе его значимость? Очень просто: пусть с детства у малыша будут некие мелкие обязанности по дому, за которые он будет отвечать, к примеру, выгуливать щенка, раскладывать ложки к обеду или поливать цветы. С возрастом эти обязанности нужно расширять и увеличивать. С таким подходом к воспитанию вы не только вырастите трудолюбивого и ответственного ребенка, но и ежедневно будете убеждать малыша, что без его помощи вам пришлось бы гораздо тяжелее в жизни.

7. Учите ребенка выстраивать отношения
Начав посещать детский сад или школу, ребенок обязательно будет сталкиваться с проблемами коммуникации. Обидел соседский мальчишка, девчонки не берут в свои игры – подобные ситуации случаются практически постоянно. А ведь ребенок только начал жить, ему еще неведомо искусство дипломатии, он не знает как стать своим в коллективе или дружить со всеми, чтобы никого не обидеть. И здесь на помощь ребенку должны прийти родители.

Мудрые папы и мамы должны подсказать малютке, как хранить дружбу, но при этом не позволять собой минипулировать, как не давать себя в обиду, и в то же время не драться и не оскорблять других. Родители могут научить защищаться, договариваться, уходить от конфликтов, в общем, помогут стать полноценными членами общества. В будущем это обязательно поможет вашим деткам легче сходиться с людьми и иметь много друзей, избегать конфликтов и беречь свои нервы. А разве не этими качествами отличается счастливый человек?


8. Предоставляйте ребенку право выбора

С ранних лет малыш должен понимать, что у него есть право выбора. Понятно, что родители никогда не позволят пойти зимой на улицу без куртки, но выбирать зеленую или синюю куртку надевать должен сам малыш. И с возрастом таких моментов должно становиться все больше. К примеру, родители могут посоветовать дочери, записаться в кружок по интересам, но выбирать между танцами, изобразительным искусством и спортивной гимнастикой должна она сама.

Зачем это нужно, спросите вы? По словам психологов, такое право выбора чрезвычайно важно для формирования у ребенка понимания того, что он управляет жизнью, что он принимает решения и несет за них ответственность. Принимая решение за свое чадо, и не интересуясь его мнением, вы рискуете вырастить ребенка, полностью зависимого от мнения окружающих. Более того, если родители не спрашивают малыша, нравится ли ему плавание и хочет ли он развивать в себе это навык, где гарантия, что он не вырастет глубоко несчастным человеком, так как все детство потратил на совершенно нелюбимое занятие?

Японец масару ибука - разносторонний и очень одаренный человек. Серьезный бизнесмен и один из основателей Sony, он глубоко занимался детской психологией и педагогикой и создал уникальную методику раннего развития детей "После Трех уже Поздно".

Он всегда подчеркивал, что развивать малыша нужно совсем не для того, чтобы сделать из него вундеркинда. "Основная цель раннего развития - это воспитание счастливых детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат иностранному языку не для того, чтобы вырастить лингвиста или музыканта. Главное - развить в ребенке его безграничные возможности, чтобы стало больше радости в его жизни и в мире", - пишет он.

Главные советы от Масару ибука:

1. с самого детства окружите ребенка лучшими достижениями человечества. Слушайте классическую музыку, показывайте произведения искусства, читайте художественную литературу.
2. чаще берите ребенка на руки. Тактильное общение большую роль в умственном развитии ребенка играет.
3. не сюсюкайте с малышом. С ребенком на взрослом языке с самого рождения разговаривайте.
4. занимайтесь с ребенком каждый день. Ведь даже одно занятие в день к удивительным результатам приводит.
5. не ссорьтесь при ребенке. Ваш ребенок очень тонко чувствует негатив и тревогу.
6. разрешайте малышу спать в вашей постели. Совместный сон развивающее воздействие на ребенка оказывает.
7. поощряйте желание ребенка общаться с другими детьми. Это отлично стимулирует ум ребенка, соревновательность, стремление быть первым.
8. не запрещайте ребенку отстаивать свои интересы и даже ссориться. Ссоры навык общения развивают.
9. не ограничивайте ребенка. Все, что ребенок делает руками, развивает его интеллект и творческие задатки.
10. хвалите и наказывайте аккуратно. Хвалите за дело, особенно мальчиков, наказывайте редко.
11. не навязывайте ребенку свои "Хорошо" и "плохо". Пусть ребенок сам наберется жизненного опыта с вашей помощью и со временем сам начнет это различать.
12. побуждайте и поддерживайте интерес ребенка к чему-либо. Для этого необходимые условия создайте.
13. повторяйте пройденный материал. Это формирует правильные схемы в мозгу ребенка. 14. Ребенку нужна не только мама, но и папа. Не должно быть никаких ограничений в общении между папой и ребенком.
15. не считайте детские фантазии глупыми. Способность мечтать и фантазировать формирует творческий потенциал ребенка.
16. не относитесь к ребенку как к своей собственности. Это не так. Кроме того, это может стать причиной неверия ребенка в свои силы.
17. развивайте тактильные ощущения у малыша. Давайте маленькому ребенку трогать предметы из разных материалов - мягкие и твердые, тяжелые и легкие, гладкие и шершавые.
18. не покупайте ребенку все, что он просит. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка, впоследствии ему будет сложно учиться.
19. предлагайте ребенку игрушки из деталей. Ребенок испытает огромную радость от того, что смог собрать все сам. В эпоху готовых игрушек это большая редкость. 20. Развивайте мелкую моторику ребенка - лепкой, аппликацией, вырезанием и складыванием фигур. Как известно, "ум Ребенка - на Кончиках его Пальцев".
21. гуляйте с ребенком пешком. Ходьба очень полезна, ведь во время ходьбы задействовано 400 из 639 мышц тела.
22. когда ребенок чем-то занимается, не придавайте большое значение результату. Ведь для него важен процесс, а не результат. Пусть трудится столько, сколько ему это интересно.
23. не насилуйте волю малыша. Заставляя его делать что-то против воли, вы подрываете его веру в себя.
24. стимулируйте проявление нестандартного мышления у ребенка. Стандарты воспитывают стандартного человека. 25. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей, то есть самих себя.

И напоследок еще одна отличная цитата Масару ибука:

"Самое лучшее воспитание для ребенка - это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей - это воспитание детей. В том случае, если они с этим не согласны, зачем же они обзавелись детьми?

1-я подсказка – дать ребенку возможность развиваться свободно

Свобода не означает вседозволенность или безразличие. Это возможность ребенка самому проявлять свой потенциал, свои способности, интеллект.

Основной огромный скачок в развитии происходит как раз в детстве. Ребенку важно испытать свои силы, узнать свои возможности, понять «что будет, если». Благодаря таким исследованиям он развивается.

Как часто мы стремимся оградить ребенка от всего, внушаем, что мир не безопасен? Но без базового доверия к миру счастье ребенка весьма условно.

Дети любят задавать вопросы, познавая мир и социальные законы. Есть даже такой возраст «почемучек».

Когда взрослый говорит: «Зачем ты это делаешь, это ерунда, тебе рано это знать», он может вызвать отторжение процесса познания. Так происходит обесценивание потребностей и желаний ребенка. Он теряет склонность к исследованию мира и анализу, привыкая жить по отмашке родителя.

2-я подсказка – избегать двойных стандартов

Термин «двойные стандарты» означает, что нет единой системы воспитания и требований в семье к ребенку. Сегодня это можно, завтра – нет. Мама говорит одно, бабушка – другое.

Важен личный пример поведения взрослого. Например, не стоит ругать ребенка за беспорядок, если сами родители мусорят и не моют посуду. Ребенок ориентируется не на слова, а на действия.

Ситуация двойных стандартов губительна для психики ребенка. У него не формируются границы, он не понимает, что можно, а что нельзя. Нет чувства безопасности, так как он не знает, как сегодня мама отреагирует на его поступок.

Нормы и правила должны быть едины у всех членов семьи.

3-я подсказка – позволить ошибаться

Разумеется, если ситуация не экстренная и не влияет на безопасность.

Например, когда, играя, ребенок испытывает затруднение, реакция родителя – прийти на помощь. Тем самым мы лишаем его возможности анализировать свои действия, учиться на ошибках, постепенно вырабатывать верное решение и самое главное – радости от своих побед.

Если ребенок чем-то занят, не вмешивайтесь. Дайте ему возможность самому добиться успеха, не критикуйте, не решайте за него.

Это отбивает желание что-то делать и чего-то достигать. Пусть сам завяжет шнурок, хоть и не с первого раза, но это будет еще один шаг к самостоятельности и самодисциплине.

4-я подсказка – понять потребности ребенка, учитывать их

Речь идет не только о базовых потребностях, но и о желаниях, способностях, склонности ребенка.

Потребности меняются по мере взросления, но если взрослый умеет их слышать с детства, то это способствует доверительным отношениям.

Интересуйтесь, чем живет и увлекается ребенок, что для него и для его ровесников сейчас важно. Это поможет создать общность интересов.

Вырастить детей счастливыми – задача сложная, но решаемая. И это станет вполне реальным, если мы будем помнить о себе, работать над собственными установками, убеждениями. Для ребенка важно видеть личный пример родителей.

Хотите воспитать счастливого ребенка – начните с себя.

1. Если вы хотите вырастить успешного человека, вам стоит позаботиться о том, чтобы ваш ребенок получил в детстве много любви для своего гармоничного развития. Недолюбленные дети страдают низкой самооценкой, повышенной тревожностью, различной степени неврозами, что сказывается на их жизни далеко не лучшим образом. Чаще говорите детям, что вы их любите, чаще обнимайте и будьте с ними нежными, ласковыми. Не заставляйте «заслуживать» любовь, ребенок должен чувствовать, что он ценен сам по себе, а не только тогда, когда ведет себя хорошо.

2. Прививайте любовь к учебе. Успешный ребенок, а впоследствии взрослый успешный человек любит учиться. И речь не столько о школьных предметах, сколько в общем и целом о познавательной активности в любой сфере жизни. Можно чем-то интересоваться и вне школы: дополнительные факультативы, спортивные секции, художественные школы и просто любые курсы и самостоятельное обучение по интересной теме. Не отмахивайтесь от своих детей, поддерживайте интерес и помогайте учиться задавать правильные вопросы и искать правильные ответы.

3. Чтобы вырастить успешного ребенка, необходимо обратить внимание на его способности к коммуникациям. Необязательно всем и каждому становиться экстравертами с сотнями друзей. И даже необязательно быть любимчиком и лидером. Гораздо важнее, чтобы ребенок просто чувствовал себя уверенно во взаимодействии с людьми, не избегал общения. Стоит прививать навыки доброжелательности, но при этом и умение отстаивать свои интересы.

4. Целеустремленность – вот важное качество успешного ребенка. Можно многое знать, много хотеть, много планировать, но если нет умения дойти до этой цели, мало чего в жизни добьешься. Для будущей успешности своих детей хорошо развивать в них силу воли и дисциплину, а гораздо эффективнее использовать для этой цели пряник, а не кнут. Больше мотивируйте своих детей, чем наказывайте. Постарайтесь найти то, что ребенок хочет получить настолько сильно, что готов приложить усилия. Для этой же цели подойдет и какой-то спорт, где ребенок сможет по возрасту учиться достигать результатов. Важно только, чтобы этот спорт был ребенку на самом деле интересен.

5. Умение находить творческий подход. Для воспитания успешного ребенка необходимо поощрять его способность нестандартно мыслить. Уметь создавать что-то новое и авторское ценилось во все века, не исключение и наше время. Не надо думать, что умение творить – это лишь дар избранным. Творчество может выражаться в чем угодно. Одни красиво пишут картины, а другие придумывают нестандартное решение задач. Одни сочиняют потрясающие рассказы, а другие организуют веселые праздники. Помогите найти своему ребенку то пространство, где он способен создать что-то уникальное. И поощряйте каждую его творческую искру в любом деле.

6. Успешный человек уже с детства учится брать на себя ответственность. Начиная с уборки игрушек и заканчивая ответственностью за всю свою жизнь. Учится не перекладывать всю вину за неудачи на кого-то другого, а понимать, что очень многое зависит именно от него. От того, как поведешь себя, как будешь действовать и что будешь уметь. Ответственный человек - не раб, а хозяин своей жизни, и именно поэтому ему гораздо легче добиться успеха.

Как воспитать ребенка лидером

  • Любить не значит баловать. Не позволяйте ребенку все по первой же его истерике. Регулируйте желания ребенка, отказывайте аргументированно и говорите с ребенком, мотивируя его.
  • Не считайте своего ребенка идеальным. Хвалите его за достижения, но не превозносите над другими детьми. Иначе малыш может загордиться и даже относиться с пренебрежением к другим детям. Радуйтесь успехам ребенка как своим собственным, но похвала всегда должна быть по поводу.
  • Помогайте ребенку. Да, мы говорили о том, что малыша надо приучать к самостоятельности, но, если вы видите, что без вашего вмешательства проблему не решить, помогите.
  • Не используйте деструктивную критику. А даже если и приходится критиковать, то критикуйте не самого ребенка, а его действия и поступки. Разбил вазу? Пожалуйста, будь аккуратнее в следующий раз. Если ребенок никак не может выучить стихотворение, переключите его внимание, а затем продолжите учить. Принятие ребенка и любовь к нему – это основа его уверенности в будущем. В случае, когда ребенок постоянно слышит лишь критику, он опускает руки и не хочет добиваться своего.
  • Пол ребенка играет роль в воспитании. Девочке нужно больше внимания и заботы, а мальчику – доверия и восхищения. Ведь однажды из девочки вырастет женщина, а из мальчика – мужчина. Женщина тоже может быть лидером. Но ее лидерство заключается не в том, чтобы пахать как лошадь, взваливая все на себя. А в том, чтобы уметь вдохновлять, быть мудрой и гибкой, влиять на других, но не подавлять их.
  • Возраст имеет значение. Чем старше ребенок, тем более серьезные решения он принимает.
  • Верьте в ребенка и не требуйте от него больше, чем он может на самом деле. Формирующейся личности важна поддержка близких и принятие малыша таким какой он есть.

Как научить ребенка справляться с трудностями

Каждый разговор взрослых рано или поздно сводится к обсуждению чужих успехов – сослуживцев, бывших одноклассников, соседей… Спросите себя, что именно выносят ваши дети из этих разговоров? Когда вы говорите о достижениях другого человека, делаете ли вы упор на то, что ему просто «подфартило», или акцентируете внимание на его усердном труде?

Если постоянно говорить о том, что Петров получил должность, потому что его бабушка была первой учительницей начальника, а Иванова купила квартиру, потому что ей повезло с работой, у ребенка сформируется стереотип «легких достижений».

То есть успех приходит не к тому, кто усердно трудился и добился цели, преодолев множество препятствий, а к тому, кто был ловчее и удачливее. Посмотрите, что показывают в детских фильмах и телепередачах, – победителем всегда выходит не самый умный и трудолюбивый, а самый наглый и хитрый. Детям просто неоткуда взять правильную установку на достижение успеха.

Как исправить ситуацию? Прежде всего, обратите внимание на то, что вы говорите при детях, ведь вы для них пока единственный авторитет. За каждое достижение хвалите ребенка, но похвала не должна быть искусственной. Даже если работа выполнена из рук вон плохо, найдите в ней плюсы, и лишь потом укажите на ошибки.

И помните, даже за самое большое достижение нужно хвалить правильно – делать упор не на природный талант ребенка, а на то, что ради этого успеха он хорошо потрудился. Так вы мотивируете ребенка на еще большее стремление к труду, а не к безделью («Я же талант! Я и без труда рыбку достану!»)

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал успешным. Чтобы хорошо учился, много знал и умел, чтобы можно было им гордиться. И в стремлении сделать ребенка успешным, родители начинают усиленно обучать ребенка различным премудростям, водить на курсы и секции. Но всегда ли это приносит ожидаемые результаты?

Предлагаю Вам обсудить этот вопрос в рамках данной статьи. Как добиться, чтобы ребенок стал успешным?

Часто ли Вам приходилось встречать очень умного дошкольника, который затем в школе превращался в самого заурядного середнячка? Мне, в моей практической жизни, такие дети встречались часто. Почему же так происходит? Почему в школе вроде бы умненький ребенок учится с трудом и потом вообще теряет интерес к учебе?

И проблема здесь не в школе, как думают многие родители, и не в учителях, а в семье. Ведь в любом классе есть ученики, которые учатся отлично, ходят в школу с удовольствием и все время стремятся к новым знаниям. И учитель у всех детей один, и учит он всех одинаково, и оценки ставит по одним и тем же критериям. А результаты разные. В одном и том же классе есть успешные дети, а есть неуспешные.

Причина этого не в умственных способностях ребенка, а в умении трудиться. Сомневаетесь? Тогда как объяснить, что неподготовленный к школе ребенок, который нигде не учился до школы, которого никто не готовил к школе, неумеющий ни писать, ни считать становится очень хорошим успешным учеником, если старательно работает на уроках. Вот эта старательность, умение работать и делать то, что требуется помогают ребенку стать успешным.

Предлагаю Вам посмотреть диалог специалистов в психолингвистике внимательно. На 21 минуте Вы узнаете главное условие реализации способностей ребенка.

Единственное качество, необходимое для реализации способностей ребенка - умение трудиться.

Применительно к школе - это умение выполнять требования школы и учителя. В последнее время все чаще можно встретить родителей, которые считают, что ребенку не надо, то что задают в школе, что стать можно умным и не зная таблицу умножения, и правила языка... Многие родители ругают школу за проверку техники чтения, считают, что это травмирует ребенка и не влияет на успеваемость ребенка. Вот отсюда и идет множество проблем на пути в успешному ребенку.

Когда приходит умненький малыш в школу, у него есть определенный багаж знаний. Но ведь эти знания надо научиться применять! Кроме этого надо научиться получать новые знания и умения, а это возможно только тогда, когда ребенок умеет принимать эти знания и думать! А вот думать наши дети часто не умеют и не хотят. Гораздо легче просто повторить за кем-то ответ, чем придумать его самому. А родители, сами того не ведая, поддерживают ребенка в этом нежелании, когда говорят "Зачем тебе это надо?", "Глупости какие-то вам задают". И возмущаются школьными правилами.

Есть еще один подводный камень на пути к успеху, который замечают немногие. Это умение ошибаться. Но об этом в другой раз.

В заключение хочу отметить еще раз. Если Вы хотите, гордиться своим успешным ребенком, чтобы он учился с интересом, научите его трудиться. И лучше всего это делается во время выполнения домашних заданий.

Следуйте простым шагам!

Все родители хотят, чтобы их дети выросли успешными и трудолюбивыми. Но как этого добиться, к сожаления, знают немногие. Этот непростой секрет давно раскрыли в Японии. Чтобы ребенок рос успешным, нужно развивать его с самого раннего возраста, сочетая элементы традиционного воспитания и современные методики. Каждое занятие должно быть построено по принципу «от простого к сложному». Именно он лежит в основе обучения детей в Японии. И результат такого подхода превосходен - японские дети быстро приобретают необходимые для учебы навыки и успешно учатся.

Хотите, чтобы и ваши дети стали успешными? Следуйте простым шагам.

1. Помогайте ребенку развиваться с детства

По данным исследований Глена Домана в Филадельфийском Институте развития человеческого потенциала, 80% всей основной информации человек получает в раннем детстве. В дошкольном возрасте процесс обучения протекает стремительно. Если родители в это время начнут помогать ребенку - скорость обучения окажется просто невероятной.

2. Используйте метод «шаг за шагом»

Это - то, что нужно маленьким детям. Если родители хотят развить конкретный навык (научить ребенка хорошо держать карандаш, проводить линии, писать, считать, вырезать), можно воспользоваться готовыми программами развития.

Именно на обучении «шаг за шагом» основана программа развития по японским тетрадям Kumon.

Занятия основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить и закрепить приобретенные навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ваш ребенок, несомненно, добьется успеха. Он сможет не только приобрести определенные навыки, но станет внимательнее, самостоятельнее, приобретет уверенность в своих силах. А сами занятия доставят ему немало удовольствия. Оценить эффективность японских тетрадей можно даже по нескольким заданиям, например по краткой версии тетрадей.

3. Хвалите даже за маленькие достижения

Даже небольшое достижение - огромный шаг на пути к успеху. Не забывайте хвалить ребенка и фиксировать его достижения. Многие развивающие книги предусматривают специальные вкладки с грамотами или систему баллов. Такие маленькие награды не только повышают мотивацию ребенка, но и улучшают его самооценку.

4. Занятия должны быть интересными и игровыми

Ни для кого не секрет, что мы лучше запоминаем то, что нам интересно. Поэтому любое занятие должно вызывать интерес у ребенка. Лучше всего дети усваивают информацию в игре. Очень важно, чтобы все занятия так или иначе включали в себя игровые элементы, были интерактивными. Например, можно просто рассказать ребенку о том, как определять время, а можно воспользоваться интересными игровыми заданиями со стрелками часов. Во втором случае малыш гораздо скорее освоит новый навык и захочет продолжать обучение.

5. Поощряйте детскую самостоятельность

Уже в три года ребенок пытается отстоять свою самостоятельность, то и дело заявляя «Я сам!». Не мешайте ему, напротив, старайтесь всячески поощрять его стремление делать все самому. Когда он рисует, лепит или играет, старайтесь не вмешиваться в процесс и тем более не пытайтесь что-то поправить или добиться идеального результата. Каждый самостоятельный шаг и каждая ошибка - путь к будущему успеху.

Видео Как воспитать успешного ребенка. Психология успеха.

Счастлив ли мой ребенок? Как вырастить ребенка счастливым? Эти два вопроса во все времена не давали покоя родителям. Ведь счастливый человек легко идёт по жизни, достигает намеченных целей, стойко противостоит неудачам. Не об этом ли мечтают мамы и папы ещё до рождения малыша? Почему же так мало счастливых людей? Что мы делаем не так? Как заложить фундамент счастья?

Кто такой счастливый малыш?

Счастье это прежде всего гармония. Человек, который живет в гармонии с самим собой с внешним миром с окружающими людьми, всегда будет счастлив.

Счастливый ребенок — это ребенок, которого понимают, которого любят безусловно и принимает его таким, какой он есть. Это ребенок, которой не боится быть самим собой. Задача родителей помочь раскрыться ребенку как личности, раскрыть внутренние качества, стать индивидуальностью. Только так ребенок будет счастливым, и как следствие успешным, уверенным, понимающим, любящим.

Правила на каждый день

Я тебя люблю, я тебя уважаю

Один из важных принципов. Ребенок нуждается в любви не за что-то или отсутствия ошибок с его стороны. Малышу необходимо чувствовать вашу любовь каждый день. Не забывайте говорить ему о том, что он важен для вас и нужен вам. Открыто говорите о своей любви. Это даст уверенность и поднимает самооценку малыша. Ребенок, который ощущает вашу любовь сможет справится с любыми трудностями и личными неудачами.

Уважение не менее важно. Не стоит пренебрегать мнением ребенка, даже если вам кажется, что он не понимает или не может грамотно оценить ситуацию. Зачастую дети могут удивить вас глубоким пониманием и здравым смыслом. Спрашивайте его мнения или совета по различным жизненным ситуациям. Это поможет чувствовать ему свою ценность и значимость.

Радуйтесь жизни вместе с малышом

  • Учитесь находить радостные моменты в суматохе дня.
  • Научитесь радоваться малому.
  • Повели утром малыша в детский сад, улыбнитесь солнышку или свежевыпавшему снежку.
  • Вечером порадуйтесь вкусно приготовленному ужину/
  • Удивитесь построенному из кубиков домику.

Попробуйте. В следующий раз купите воздушных шариков и украсьте ими комнату, попускайте мыльные пузыри, запустите воздушного змея или китайский фонарик. Всё это отличное средство для поднятия настроения.
Радуйтесь каждому моменту рядом с детьми. Проводите выходные вместе с ними. Гуляйте около дома, выбирайтесь на природу, организовывайте пикники и походы. Такие события запоминаются, становятся надежным пристанищем в жизни.

К детским воспоминаниям человек возвращается в минуты тревоги, отчаяния, горя. Попробуйте сами в часы безысходности вспомнить летние каникулы в деревне у бабушки, купание в речке, походы в лес за ягодами и грибами, и ощутите чувство радости и счастья.

Будьте искренни, добры и справедливы

Психологи считают, что одним из главных мотивов деятельности малыша, его психического здоровья и самочувствия является оценка родителей, их жизненная позиция, в том числе по отношению к сыну или дочери.

Мама с папой — самые родные и важные люди в жизни. Дети копируют поведение своих родителей. Только семья способна воспитать счастливого малыша. Психологи говорят, что если счастливы родители, то дети счастливы автоматически. Вряд ли назовут счастливым злого, эгоистичного человека.

Закон один: вы – главный пример подражания для детей.

Дети чувствуют фальшь в словах. Они непосредственны и наивны. Их легко обмануть, но последствия такого обмана трудно предсказать. И уж в отношении нашей темы ничего хорошего точно не принесут. «Ты не обманываешь, честно — честно ?» – спрашивают малыши. Не игнорируйте подобные вопросы.

Отвечайте искренне и при этом не скрывайте чувств. Если ругаетесь, то ругайтесь по-настоящему, если хвалите, то и хвалите по полной, в пределах разумного, конечно. Подобное отношение со стороны взрослого рождает чувство уверенности и благоприятно сказывается на развитии личности.

Общайтесь, играйте, дурачьтесь

Разговаривайте с малышом как можно чаще . Интересуйтесь успехами в детском саду и школе, в кружке и спортивной секции. Подобное проявление заботы создает чувство защищенности и значимости.

Не хватает времени на общение? Голова занята своими проблемами? Запланируйте и почитайте книгу ребенку перед сном. Кстати, семейное чтение благотворно влияет на эмоциональное самочувствие детей любого возраста.

Только выбирайте позитивные, яркие, запоминающиеся сюжеты, которые бы хотелось обсуждать. Интересуйтесь мнением ребенка, высказывайте своё и не навязывайте чужой точки зрения. То же касается и просмотра кинофильмов.

Играйте хотя бы раз в неделю. Если бы вы знали, какое счастье доставляет детям игра с родителями, то всегда бы с ними играли. Постройте из конструктора сказочный дворец, придумайте наряд любимой кукле и сшейте его, устройте чаепитие мягким игрушкам. Дома играйте в настольные игры, а на свежем воздухе в подвижные.

Вспомните блеск счастья в глазах и сына, и отца, возвращающихся с футбола. Катание на велосипеде, роликах, коньках и лыжах само по себе – счастье, а вместе с родителями – двойная радость. Играйте, смейтесь и просто дурачьтесь, ведь бой подушками тоже придуман не случайно.

Право на ошибку

Счастливый ребенок успешен. Но путь к успеху не прост, не мыслим без ошибок. Объясните малышу, что к ошибкам нужно относится спокойно. Не ругайте и не критикуйте. Помните, что даже незначительное, на ваш взгляд, замечание, может отбить охоту у ребенка добиваться цели в будущем.

Незавершенность, откладывание дел на потом отрицательно сказывается на самооценке ребенка и вовсе не делает его счастливым. Здесь важна самодисциплина.

Как вырастить ребенка счастливым? Научите его контролировать отношение к событиям. Станьте примером. Помните, как в стихотворении «дождь на улице опять, мокрые дорожки, всё равно пойдем гулять, надевай сапожки!» Умение искать позитивные моменты в любой ситуации – это верный шаг к счастью.

Если ребенок проиграл, ошибся, потерпел неудачу и переживает из-за этого, напомните о счастливых моментах жизни, тех делах, которые он выполнил на «отлично». Сделайте ощущение неудовлетворенности менее болезненным. Поддержка родителей важна для ребенка.

Свобода выбора

Это ещё одна составляющая счастья. Различные принуждения должны быть сведены к минимуму. Не заставляйте ребенка лежать, если он не хочет днем спать. Не принуждайте кушать нелюбимую кашу.

Запреты лучше заменить объяснениями и предоставить право выбора. Не запрещайте ребенку лезть на дерево. Лучше объяснить, чем это опасно и почему. Это усилит ваш авторитет и доверие ребенка к вам. Любое «не трогай», «нельзя» формирует у ребенка ощущение опасности, а не понимание ее сути.

Обстановка счастья

Допустим, вы сделали всё, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым дома. Создали условия для гармоничного развития и воспитания. Вы счастливы: рядом растет ребенок. Однако большую часть дня он проводит вне дома. Правильно выбранный детский сад, в котором царит атмосфера доброты и дружелюбия – ещё один шаг к счастливому детству. Жаль, что в большинстве детских садов нет возможности выбора воспитателя.

В любом случае, будьте внимательны, следите за настроением и самочувствием ребенка. Интересуйтесь занятиями, разговаривайте с малышом о садике. Хорошо, когда детский сад напоминает дружную, любящую, заботливую семью.

Научите малыша выстраивать отношения со сверстниками. Показывайте примеры дружелюбия, отзывчивости, вежливости. Человек счастлив в окружении других людей. Мало кто стремится к одиночеству. Научится находить общий язык с разными по характеру, интересам, пристрастиям людьми – сложная задача.

Детей спасает непосредственность и открытость. Их легко обидеть. Объясните, как правильно реагировать на грубость, невежество, несправедливость. Беседы на тему взаимоотношений уберегут от разочарований и обид.

Спросите малыша: «Почему люди бывают злыми?». Наверняка ребенок вспомнит одного из отрицательных сказочных героев, которые по сути несчастливы. Ведь счастливый человек искренне желает, чтобы все вокруг были счастливыми. Если ребенок поймет эту простую истину, к нему потянутся другие счастливые дети, захотят с ним играть, не будут обзываться и драться. Думаю, любая мама найдет слова для разговора, понятные ребенку.

Когда придет пора, найдите вдохновляющую современную школу, в которой ребенок бы чувствовал себя комфортно. Успеваемость во многом зависит от эмоционального состояния школьника. Нравятся ли учителя, нравится ли сидеть на уроках, дружелюбны ли одноклассники? Это не праздные вопросы. Участвуйте в жизни класса и школы, выполняйте вместе с ребенком модные в наше время исследовательские работы. Просто будьте рядом. Организуйте незабываемые каникулы. Загородный лагерь, побережье моря, поездка в деревню к бабушке – это памятные и счастливые события.

Забота о других

Человек испытывает особое чувство, когда помогает кому-то, заботится о ком-то. Знать, что ты кому-то нужен – это счастье. Вместе с малышом повесьте кормушку за окном и следите, чтобы не заканчивались семечки. Ходите кормить уток на ближайший водоем. Заведите домашнего питомца или посещайте приюты для животных, в которых разрешают ухаживать за ними. Общение с братьями нашими меньшими благоприятно влияет на развитие личности ребенка.

Забота о членах семьи иного рода. Пожалеть заболевшую маму, посочувствовать разбившему коленки брату дорогого стоит. Помочь сделать домашнее задание, приготовить вкусный салат, прибраться в своей комнате – это проявления заботы по отношению к домочадцам. Гордиться добрыми делами, не ожидая ничего взамен непросто, но важно для ощущения счастья.

Дети, воспитанные в дружной семье без раздоров и зависти, вместе идут по жизни, поддерживают в трудные моменты, делят печали и радости.
Как воспитать ребенка счастливым? Что ни говори, а проблема счастья из области философии и эзотерики. Мысли материализуются. Относитесь к происходящему с оптимизмом и радостью. Накричали на кого-то, подумали о плохом и получили тревогу, тоску в душе.

Улыбнулись неприятностям, ответили шуткой на грубость, и мир стал немного к вам добрее. Поэтому что бы не происходило, спрашивайте ребенка, счастлив ли он? Делайте, что в ваших силах для его счастья. И непременно говорите: «Ты должен быть счастливым. Это главное для тебя».

Представьте себе такую картину. Детский день рождения. Хозяйка выносит десерт – два вида мороженого на выбор: с кусочками печенья и фруктовое. Одна маленькая гостья, хорошенькая семилетняя девочка, неожиданно поднимает крик. Причина – она хочет мороженое с шоколадной крошкой. Которого нет. Остальные гости – и дети, и взрослые – недоумевают. Истерика набирает обороты. Девочка заходится криком, брыкается и дерется, требуя во что бы то ни стало мороженое с шоколадной крошкой. Все ждут реакции мамы. Та в замешательстве. Она пытается успокоить дочку, уговорить ее попробовать то мороженое, которое есть. Безрезультатно. В конце концов мама сама спешно запихивает себе в рот злосчастное мороженое с бис­квитом, а ее чадо продолжает истошно реветь. Атмосфера праздника подпорчена.

Вам приходилось когда-нибудь наблюдать нечто подобное? Мне – да! И даже приходилось участвовать в таких ситуациях самой, пытаясь воззвать к разуму своего капризничающего малыша. И тоже без особых успехов.

Эту сцену (позаимствованную из собственных наблюдений) описывает на первых страницах своей книги американская писательница Робин Берман. Она – практикующий психолог, профессор психиатрии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе и мама троих детей. Ее книга «Баловать нельзя контролировать: Как воспитать счастливого ребенка» вышла и в России. (Если честно, ее английское название мне нравится чуть больше: Hate Me Now, Thank Me Later – «Ненавидишь меня сейчас – поблагодаришь потом».) На Западе эту книгу, за несколько недель ставшую бестселлером, уже окрестили Библией современного родительства, а саму Робин – главным семейным гуру. Ею зачитываются в том числе и знаменитости. Например, актриса Риз Уизерспун, у которой тоже трое детей (двое из них посещали тот же детский сад, что и дети Берман), при каждом удобном случае всячески расхваливает эту книгу, предлагая положить ее в каждую послеродовую палату.

Сама автор пишет, что, годами собирая материал – из собственного опыта, из многолетней практики семейного консультирования, данных исследований, а также сотен интервью родителей и детей, – она создала «средство профилактики родительских ошибок». Главный посыл: современные родители потеряли ориентиры в воспитании и, сами того не желая, нередко портят жизнь детям. «В прежние времена дети боялись родителей, сегодня с успехом подавляют их», – утверждает Робин Берман. В числе главных ошибок пап и мам XXI века – гиперопека, когда мы все решаем за детей, пытаемся предвидеть и проконтролировать каждый их шаг; чрезмерная лояльность и отсутствие четких границ, когда, пытаясь переписать историю своего детства, мы позволяем отпрыскам садиться на шею и эмоционально нас подавлять; перфекционизм, когда мы пытаемся навязать детям собственные нереализованные амбиции и заставить их соответствовать каким-то стандартам...

И отсутствие прочной эмоциональной связи – безусловной любви, без которой ребенку крайне сложно вырасти полноценной личностью и установить доверительные отношения с миром.

Признаться, у меня эта книга тоже в последнее время стала настольной. Особенно та часть, где говорится про границы. Я отчаянно не хотела бы копировать традиционный советский стиль воспитания – он мне кажется чересчур карательно-подавляющим. Но моей собственной стратегии не хватает твердости и последовательности. Масла в огонь подливает чувство вины, что я не провожу с ребенком столько времени, сколько ему бы хотелось. Последнее актуально для многих работающих мам. Подруга, мама трехлетнего сына, которой периодически приходится пропадать на работе и в командировках, признается, что редко приходит домой без подарка – у нее заранее закуплен арсенал маленьких машинок, зверюшек и т.п. Малыш теперь каждый раз требует подарков не только от мамы, но и от всех, кто приходит в дом. Поэтому я уверена: 10 главных правил воспитания от Роберт Берман будут полезны для многих сегодняшних мам.

1. Не пытайтесь дружить с детьми

«Мы – поколение угодливых родителей, которыми помыкают собственные дети», – пишет Берман. По ее мнению, детям в лице родителя в первую очередь нужен «великодушный диктатор» – лидер, авто­ритет, эмоционально устойчивый человек, который может понять, поддержать и направить в нужную сторону. И в случае необходимости сказать твердое «нет». «Дети не обязательно должны понимать причины ваших поступков. В отличие от них, вы обладаете опытом, знаниями и способностью видеть перспективу, что детям пока недоступно», – объясняет психолог. Одно дело – уважать чувства и потребности детей, другое – потакать любому их капризу.

2. «Нет» значит «нет»

«Ребенок имеет право на любые чувства, но не на любое поведение», – настаивает Берман. Поэтому четкие границы и дисциплина – фундамент правильного воспитания. А вот от политики кнута и пряника лучше воздерживаться. Страх, стыд и постоянная критика – так же, как и попытки «задобрить», подкупить ребенка, – одинаково разрушают личность. «Ваша задача – учить и вдохновлять, а не стыдить и карать», – пишет психолог. Но при этом ребенок должен верить вашему «нет», которое означает не «может быть», а – «торговаться бесполезно». В случае с девочкой, закатившей маме истерику на детском дне рождения, Берман рекомендует следующую тактику: признать чувства ребенка, но сразу обозначить границу, сказав, что так себя вести нельзя; дать возможность выбрать самой стратегию поведения, а в случае непослушания – увести ребенка с праздника, чтобы это послужило ему уроком.

3. Позвольте детям получить собственный опыт

Спотыкаться, падать, разбивать коленки, драться с другими детьми, совершать ошибки, проваливать экзамены – и самостоятельно справляться с разочарованием. Чтобы в будущем они смогли взять ответственность за свою жизнь. На детской площадке я часто встречаю мам, которые ни на минуту не вылезают из песочницы, активно вмешиваясь в занятия двухлеток. «Если вы относитесь к детям так, будто они сделаны из стекла, они действительно окажутся слишком хрупкими при столк­новении с реальностью», – предупреждает Берман. Увы, во многом благодаря гиперопеке родителей дети сегодня гораздо меньше приспособлены к жизни – они стали более зависимыми, эгоистичными, чаще страдают тревожными расстройствами и во что бы то ни стало стремятся избегать рисков.

4. Не перебарщивайте с похвалой

Особенно фальшивой. Или незаслуженной. Безусловно, малышей надо всячески поддерживать, но – соблюдая меру. Берман, например, вообще предлагает убрать слово «самый» из арсенала комплиментов в адрес ребенка. Есть исследования, что дети, которых перехвалили в детстве, во взрослом возрасте пасуют перед трудностями, плохо воспринимают критику и в целом очень зависимы от чужого мнения.

5. Позврослейте сами

Ничто так не бьет по психике детей, как эмоциональная незрелость родителей. «Станьте таким родителем, о котором всю жизнь мечтали, – сначала для себя самого, а потом и для детей», – советует Берман. Это сложно – особенно если мы в детстве чего-то недополучили и всю жизнь неосознанно пытаемся это компенсировать. Наши собственные неврозы и проекции часто мешают почувствовать душу ребенка, его истинные желания и потребности. Но работать с этим можно – прежде всего, через познание себя.

6. Фильтруйте речь

В первые шесть лет жизни малыши с трудом отличают реальность от вымысла. Поэтому все, что говорят родители, глубоко западает им в душу. «Если вы называете ребенка непослушным, эгоистичным, ленивым, высока вероятность того, что он поверит вам. Эти слова окажутся встроены в его личность раньше, чем он сможет задаться вопросом, правда это или ложь», – пишет Робин Берман. Точно так же следует как можно раньше научить детей выражать свои чувства, никого не обвиняя и не обзываясь. Берман в частности советует запретить им фразу «это все из-за тебя».

7. Не сокращайте детям детство

У многих современных детей практически нет свободного времени – их с раннего детства без конца таскают по всевозможным занятиям и секциям, а нагрузка в школах с каждым годом растет. Да, им некогда скучать – и в этом кроется проблема. «Скука – кладезь возможностей, – пишет Берман. – Как дети смогут разобраться в себе, если у них нет времени побыть наедине с собой?» Сегодня родители часто одержимы идей не упустить ни одной возможности, которую можно предоставить детям. А ведь им просто нужно наше внимание и время, и ни один модный кружок не заменит неспешного семейного общения, игр на природе и прочих атрибутов мира детства.

8. Сохраняйте семейные традиции и ритуалы

Семейные ужины, совместные просмотры фильмов и приготовление еды, поездки... Все это – основа базовой безопасности, та самая почва, которая будет поддерживать ребенка всю жизнь. «Ребенок с ясным ощущением “мы” становится способен развить в себе четкое понимание своего “Я”», – настаивает Берман.

9. Будьте честными и последовательными

Безусловная любовь к ребенку – основа для формирования адекватной личности. Но при этом дети должны вам верить. Берман, например, советует исключить из арсенала воспитания угрозы, которые никогда не выполняются: «Будешь плохо себя вести – уйду, и ты останешься один» или «Еще раз сделаешь так, и я...»

10. Меньше слов

Берман считает, что сегодняшние родители ведут с детьми слишком много разговоров, нагружают детей слишком большим количеством информации, а еще часто ставят их в позицию выбора, который малыши еще не в состоянии сделать сами. «Говорите меньше, сужайте пространство выбора, выбирайте простые формулировки», – советует она. Один из ее любимых методов разрешения капризов и споров – reverse negotiation, «переговоры наоборот». Спокойно заявите ребенку, что не собираетесь с ним торговаться (внутренне заранее смирившись с его недовольством). Если в ответ возникает бунт, то говорите, что он не получит не только того, на что надеется, но и того, что было обещано с самого начала. Не поверите, но такая стратегия работает – я много раз проверяла».

Работа над ошибками

Елена Разухина, педагог-психолог, преподаватель Образовательного центра «Аристотель» (aristotel-arbat.ru), – о том, как избежать двух главных промахов современных родителей.

Гиперопека

Малыш не успел сказать, что хочет пить, а ему уже несут стакан воды. Не успел подойти к лестнице, а уже слышит: «Подожди, там можно споткнуться, я тебе помогу». В итоге у ребенка формируется представление, что близкие знают, чего он хочет. Он лишается инициативности, растет с ощущением, что кругом опасность, а справиться с ней может только взрослый. И в его жизни не появляются маленькие победы.

Что делать?

Дослушивайте просьбы детей до конца и по возможности вовлекайте их в процесс: «Ты возьми стакан, а я налью тебе воды».

Не запрещайте, а объясняйте. Если у вас подвижный ребенок, в ваших силах обезопасить его, не превращаясь в личного телохранителя.

Научите, как правильно спускаться с лестницы, переходить дорогу, забираться на горку и т.д.

Доверяйте ребенку. Если малыш не хочет есть, это не значит, что он заболел. Может, он действительно не успел проголодаться, даже если «прошло два часа после обеда».

Отстраненность

Современные родители часто слишком рано перекладывают ответственность и принятие решений на детей. Это не дает им шанса научиться сотрудничеству и взаимопомощи, почувствовать заботу и участие семьи.

Что делать?

Разделите все дела на три группы: «вместе», «сам», «взрослые».

Помогайте ребенку вопросами: «Что могло бы помочь тебе сделать…», «Давай подумаем, как можно…»

Фото: архив пресс-служб, Getty Images

Чем послушный ребёнок отличается от успешного? Как правильно реагировать на ошибки детей и на свои собственные промахи? В чём глобальное отличие в воспитании мальчиков и девочек? И как научить ребёнка быть счастливым и уверенным в себе? На эти и другие вопросы в своей книге «Дети с небес» даёт ответы Джон Грэй - автор бестселлера «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Самые интересные и близкие нам цитаты из книги - в этом посте.

Материал подготовила: Надежда Назарян

Воспитание детей, которые уверены в себе

«Методы прошлого были нацелены на воспитание послушных детей. Позитивный подход направлен на воспитание отзывчивых детей, которые подчиняются правилам не из страха, но действуют спонтанно и принимают решения, следуя велению сердца. И если такие дети не лгут, то не потому, что это против правил, но потому, что они честны и справедливы. Мораль для них не является чем-то навязанным извне - она идёт изнутри, воспитанная сотрудничеством с родителями».

«Воспитательные методы прошлого были сосредоточены на том, чтобы приучить детей подчиняться. Позитивное воспитание стремится к созданию уверенных в себе лидеров, способных творить свою судьбу самостоятельно, а не просто следовать по стопам тех, кто идёт впереди. Уверенные в себе дети отчетливо осознают, кто они есть и чего хотят добиться».

5 принципов позитивного воспитания

  1. Отличаться от других - нормально.
  2. Совершать ошибки - нормально.
  3. Проявлять негативные эмоции -нормально.
  4. Хотеть большего - нормально.
  5. Выражать своё несогласие - нормально, но помни, что мама и папа - главные.

Они уже хорошие

«Как родители, мы прежде всего должны признавать, уважать и поддерживать процесс естественного роста наших детей. От нас не требуется каким-то образом формировать из них таких людей, какими они по нашему мнению должны стать. Однако мы ответственны за то, чтобы оказать им мудрую поддержку, когда речь идет о развитии их врожденных талантов и сильных качеств.
Детям не нужно, чтобы мы их направляли или улучшали, но их рост зависит от нашей поддержки. Мы должны предоставить плодородную почву, на которой смогли бы вырасти плоды их величия. Все остальное они в силах сделать сами. В яблочном семени таится подробнейший план его будущего роста и развития. Подобным образом в растущем разуме, сердце и теле каждого ребенка есть подробный план его развития. Не думайте, будто вам необходимо сделать своих детей хорошими, - признайте, что они уже хороши».

Мальчикам - больше доверия, а девочкам - больше заботы

«Родителям нужно научиться по-разному проявлять свою любовь по отношению к мальчикам и к девочкам. К примеру, девочкам требуется больше заботы; но, если проявлять слишком много заботы по отношению к мальчишке, ему будет казаться, что вы ему не доверяете. Мальчику нужно больше доверия; но, если проявлять слишком много доверия по отношению к девочке, ей может показаться, будто о ней не слишком заботятся. Отцы по незнанию обычно дают девочкам то, что необходимо мальчикам, а матери склонны окружать мальчиков заботой, которая необходима девочкам. Осознав, что девочки и мальчики имеют разные потребности, родители могут удовлетворять их более полно. Кроме того, у них остается меньше причин для споров по поводу методов воспитания. Папы с Марса, мамы с Венеры».

Не больше, а иначе

«Самая распространенная ошибка родителей состоит в том, что они стараются дать как можно больше. При этом то, что они стремятся предоставить детям в больших количествах, нередко оказывается нецелесообразным: больше денег, больше игрушек, вещей, развлечений, больше образования, внеклассной деятельности, помощи, похвал, больше времени, ответственности, свободы, дисциплины, надзора, наказаний, больше общения и т. д. Однако на самом деле здесь, как и в других областях жизни, «больше» не означает «лучше». Нужно не больше, нужно иначе. Задача родителей не в том, чтобы дать больше, а в том, чтобы подойти к воспитанию иначе, чем наши собственные отцы и матери».

Просьба вместо приказа

«Добиться сотрудничества - значит привить детям желание слушать ваши просьбы и выполнять их. Первый шаг состоит в том, чтобы научиться наиболее эффективно отдавать распоряжения. Жесткие приказы тут не работают. Сами посудите: если бы на работе кто-то командовал вами на каждом шагу, вам бы это понравилось? А день ребенка полон бесконечных указаний. Не удивительно, что матери то и дело жалуются, что дети их не слушаются. А вы сами воспринимали бы человека, который вас постоянно пилит?»

«Позитивное воспитание предлагает заменить приказы, требования и понукания просьбой. Разве вы не предпочли бы, чтобы ваш начальник (или спутник жизни) просил, а не велел? В этом случае вы исполняли бы его распоряжения намного охотнее. То же самое касается вашего ребенка. Это очень простое изменение, но нужно хорошо попрактиковаться. Вместо того чтобы приказывать: «Почисть зубы», - скажите: «Не почистишь ли ты зубы?» Вместо того чтобы говорить: «Не бей брата», - скажите: «Пожалуйста, не трогай брата».

Давай сделаем это

«Самое сильное волшебное слово, чтобы добиться сотрудничества, - это слово «давай».

До девяти лет у детей обычно еще очень слабо сформировано чувство собственного «я». Постоянно командуя ребенком, вы возводите стену между собой и сыном или дочерью вместо того, чтобы укреплять естественную связь, которая существует между родителями и детьми.

При любой возможности приглашайте детей участвовать в той или иной деятельности вместе с вами. Даже тогда, когда вы просите ребенка выполнить какое-то конкретное задание, например: «Не уберешь ли ты в комнате?» - предваряйте свою просьбу фразой типа: «Давай подготовимся к вечеринке». Если ваша просьба становится частью приглашения к совместной деятельности, дети идут на сотрудничество охотнее».

«Формулу «давай» можно использовать в большинстве ситуаций, пока ребенку не исполнится девять лет. После этого слова «Давай приберем в комнате» прозвучат фальшиво, если вы сами не собираетесь участвовать в процессе».

4 типа темперамента - 4 метода воспитания

«Существует четыре основных типа детского темперамента, - именно поэтому дети требуют различного подхода.

Первый темперамент - сенситивный. Сенситивные дети уязвимы и чувствительны. Они остро осознают собственные реакции на жизненные обстоятельства, касающиеся их потребностей и желаний. Для того чтобы приспособиться к жизни, им необходимо ясно осознавать собственные чувства, - и в этом случае они охот нее осуществляют перемены. Эти дети лучше всего реагируют, когда их слушают и понимают.

Сенситивным детям нужно сочувствие и признание их переживаний и обид.

Второй темперамент - активный. Активных детей меньше заботит собственная реакция на жизненные обстоятельства, их больше интересует способность воздействовать на окружающий мир. Они стремятся действовать и добиваться результатов. Они сами себя побуждают к действию и проявляют наибольшее стремление к сотрудничеству в том случае, когда знают, что делать, или имеют определенный план. Им нужно непрестанно двигаться вперед, лидировать и делать все по-своему.

Активным детям нужно всегда знать план действий, правила игры и кто главный. Чтобы свести сопротивление активного ребенка к минимуму дайте ему возможность руководить.

Третий темперамент - реактивный. Реактивные дети общительны и дружелюбны. Они развивают чувство собственного «я» на основании своих взаимоотношений с людьми и реакций на внешний мир. Они стремятся увидеть, услышать, ощутить и пережить всё, что может предложить жизнь. У этих детей широкие интересы, потому им больше, чем другим, требуется внешняя стимуляция.

Реактивные дети познают себя по собственным реакциям на жизненный опыт.

Четвертый темперамент - восприимчивый. Восприимчивые дети больше других беспокоятся о том, как протекает жизнь. Они хотят знать, что произойдет в следующий момент и чего ожидать от будущего.

Перед таким ребенком необходимо ставить задачи. Без должной поддержки он может вообще не приобрести никаких интересов. Режим, ритуал и ритм создают для него необходимую основу, чтобы идти на риск и предпринимать что-то новое».

Воспитать успешного человека

«Успех в жизни приходит не тогда, когда человек следует правилам. Успех приходит, когда человек думает своей головой, следуя собственной воле и зову сердца. Эта естественная способность воспитывается тогда, когда вы укрепляете врожденное стремление ребенка к сотрудничеству. Если родители требуют от ребенка покорности, его воля притупляется. Разум и сердце закрываются, и ребёнок забывает о своем потенциале жить той жизнью, которая ему предназначена. Если же напоминать ребёнку, что сопротивляться нормально, но следует помнить, что мама и папа - главные, его разум и сердце остаются открытыми и он развивает в себе способность осознавать свои желания и стремления в жизни».

Значение границ

«Когда ребёнок слишком настойчиво требует своего, значит, он не получает то, что нужно ему на самом деле. Это же касается и взрослых: если человек несчастен оттого, что не получает чего-то во внешнем мире, истинная причина несчастья состоит в том, что ему недостает любви и поддержки. Но любви вокруг всегда достаточно - мы просто не видим её.

Детям необходимы границы, которые они пытаются пересечь. Если границ нет, ребенок становится беспокойным и неуверенным. Когда ребенку слишком часто удается добиться своего, он не бывает удовлетворен обретённым. Мы можем по достоинству оценить то, что у нас есть, только тогда, когда осознаем свои истинные потребности. Сопротивление внешнего мира помогает человеку понять, что же ему на самом деле надо, и не зацикливаться на том, что он хочет».

Совершать ошибки – нормально

«Детям не нужны безупречные родители; им нужны родители, которые делают все, что могут, и берут на себя ответственность за собственные ошибки.

Извиниться позже очень важно. Можно сказать так: «Прости, что я накричал на тебя. Ты не сделал ничего такого, чтобы на тебя кричать. И вообще крик - не метод общения. Это моя ошибка.

Когда ребенок совершил ошибку, это самое неподходящее время напоминать ему об ошибках, совершенных в прошлом.
Наказывая малыша и сердясь на него, вы используете устаревшие методы общения. Наилучшая реакция на ошибки ребенка - безразличный или усталый взгляд. Не нужно обращать много внимания на саму ошибку. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы перенаправить малыша, попросив его что-то сделать. В данном случае можно попросить ребенка помочь вам собрать осколки».

От невинности к ответственности

«Приблизительно в девятилетнем возрасте у ребенка начинает развиваться чувство собственного «я» как отдельной от родителей сущности. Это время сомоосознания. С этого момента и до восемнадцатилетнего возраста детям требуется больше доверия, хотя и забота тоже по-прежнему нужна.

«Стыдить ребенка всегда нецелесообразно. Только после девятилетнего возраста нужно понемногу предлагать ребенку брать на себя ответственность за ошибки и исправлять их. В первые девять лет жизни ребенок должен развить в себе ощущение невинности, а в следующие девять лет - научиться ответственности. Когда ребенку исполняется девять лет, он уже готов понемногу принимать на себя ответственность за свои промахи и исправлять их. До девяти лет родители должны смотреть на ошибки ребенка сквозь пальцы и относиться к ним нейтрально.

Дети запрограммированы для автоматической самокоррекции после совершения ошибки. Главная причина, почему дети и взрослые не корректируют свое поведение, состоит в том, что они боятся признать свой промах. Естественная самокоррекция требует ощущения, что совершать ошибки - нормально».

Научиться быть счастливыми

«В первые семь лет жизни чувство собственного «я» у ребенка формируется прежде всего под влиянием родителей или непосредственных опекунов. В следующие семь лет (от семи до четырнадцати) роль родителей остается по-прежнему сильной, но теперь на формирование позитивного чувства «я» все большее влияние оказывают братья и сестры, родственники и друзья. На следующем этапе (от четырнадцати до двадцати одного) подростки и молодые люди все в большей степени определяют и развивают свое «я» под влиянием сверстников и людей, стремящихся к тем же целям, что и они.

Слишком нагружать детей в первые четырнадцать лет - ошибка. В эти годы им нужно научиться быть счастливыми. Умение быть счастливым - важнейшее жизненное искусство. Счастье приходит не из внешнего мира, но изнутри. Это - искусство. Счастливые счастливы независимо от внешних обстоятельств».