Ниже приведены выдержки из книги Светланы Бернард “100 простых способов уложить ребенка спать” о том, как научить ребенка засыпать самостоятельно и как делать это с самого рождения, рассмотрен вопрос создания ритуала укладывания. Освещена тема: как отучить малыша вылезать из своей кроватки. Не обошла автор вниманием метод Фербера и метод тайм-аута.

Почему дети не хотят ложиться спать

Одна из важнейших предпосылок спокойного и продолжительного ночного сна малыша – это умение засыпать самостоятельно в своей кроватке. Но как его к этому приучить?

Почему даже очень усталый, засыпающий у вас на руках малютка начинает плакать, когда вдруг оказывается в кроватке один ? И отчего более старший ребенок редко пойдет спать сам и иногда погружается в сон прямо во время игры, можно сказать, против своей воли?

  • Каждый малютка жаждет больше всего близости своих родителей . Оказаться одному в постели означает для него расстаться с родителями, не чувствовать больше их успокаивающей близости и родного тепла. Разумеется, редкий малыш согласится на это без протеста, тем более если он днем избалован родительским вниманием и «не сходит с рук». Малыш наслаждается вниманием мамы, которая каждый вечер по нескольку раз возвращается в комнату и успокаивает его.
  • Зачастую малютка засыпает во время кормления грудью или на руках у мамы. Заметив однажды, что стоит ему уснуть, как мама пытается осторожно переложить его в детскую кроватку, малыш будет в следующий раз изо всех сил сопротивляться сну, чтобы не пропустить этот момент. Заснув же, он будет спать очень чутко. Почувствовав, как вы перекладываете его в кроватку, он сразу проснется и выразит свое несогласие громким криком. Попробуйте-ка сами уснуть, если вы знаете, например, что как только вы закроете глаза, кто-нибудь стащит у вас одеяло…
  • Может быть, малютке случалось просыпаться ночью в кроватке мокрым, замерзшим, голодным или испуганным страшным сном. Он чувствовал себя одиноким и забытым, и ему приходилось дольше ждать прихода мамы, чем это бывало днем. После такого опыта малыш может испытывать подсознательный страх перед сном и протестовать, оказавшись один в своей кроватке.
  • Очень часто малыш, которого мы пытаемся уложить спать, просто еще недостаточно устал . Старшие дети засыпают охотнее, если им разрешить ложиться на час позже. Но тут надо помнить о биологических часах.
  • Для старшего ребенка лечь спать означает расстаться с каким-то интересным занятием , закончить игру, попрощаться с сидящими в соседней комнате гостями и т. д.
  • Зная, что родители или старшие братья и сестры еще не ложатся спать , малыш не хочет согласиться с такой «несправедливостью».
  • Некоторые дети боятся темноты. В этом случае можно купить детский ночник.
  • Некоторые дети боятся тишины. Многих малюток успокаивает открытая дверь в детскую, стук посуды, плеск воды и шум кипящего чайника – эти звуки означают, что мама рядом и, значит, можно спокойно спать…
  • Иногда дети не хотят ложиться спать просто потому, что мы избаловали их . Ребенок использует вечерние уговоры родителей, чтобы протянуть время, или они служат ему поводом для самоутверждения.

Как с самого начала приучить малютку засыпать самостоятельно

Научить малыша засыпать без помощи родителей и без каких-либо вспомогательных средств можно в любом возрасте. Но наиболее легко привыкают к этому дети в возрасте от 1,5 до 3 месяцев. Поэтому начинать с приучением лучше постепенно с самого рождения, пока ребенок еще не привык к разного рода неблагоприятным ритуалам, от которых его потом не так просто отучить. Если такие привычки уже сложились, родителям потребуется несколько больше терпения, потому что малыш вряд ли откажется от них добровольно. Но и в этом случае задача вполне решаема, и на ее решение потребуется скорее всего не больше недели!

  • Чтобы научить грудного ребенка засыпать самостоятельно, нужно с самого начала как можно чаще класть его одного в детскую кроватку, оставаясь тем не менее рядом с ним. Если вы целый день носите малютку на руках или укачиваете его днем в коляске, то, оказавшись один в неподвижной кроватке, он будет чувствовать себя неуверенно. Это ощущение будет для малыша непривычным, и он вряд ли сможет спокойно заснуть. Привыкший же к кроватке малыш чувствует себя там спокойно, а в привычной обстановке любой ребенок засыпает лучше.
  • Класть младенца одного в кроватку не означает оставлять его там на долгое время, тем более если он плачет . Нет, конечно, плачущего ребенка нужно успокоить . Но как только он перестал плакать, не носите его на руках. Положите его снова так, чтобы он видел вас или слышал ваш голос. Говорите с ним, пойте ему, но оставьте его в кроватке, чтобы он постепенно к ней привыкал. Кроме всего прочего, ребенок научится таким образом заниматься сам с собой: рассматривать свои ручки или играть с ними, смотреть по сторонам, прислушиваться к звукам вокруг него и пр. Ну а вы сами успеете переделать больше дел, чего никак не успели бы, если бы малютка все время находился у вас на руках.
  • Если младенец в первое время засыпает только у вас на груди, ничего страшного. Не нужно его будить. Для начала будет достаточным, если он привыкнет к своей кроватке во время бодрствования. Когда же у него появится режим с определенным временем сна, нужно постепенно начать разделять еду и сон. Любящих заснуть на груди или с бутылочкой малышей лучше кормить, когда они проснутся или, по крайней мере, за какое-то время до сна. А ко времени, когда малыш обычно засыпает, нужно укладывать его одного в детскую кроватку. К этому времени он уже устал и его «внутренние часы» переключились на сон, поэтому ему будет легче заснуть без вашей помощи.
  • Поначалу не обязательно укладывать ребенка одного в кроватку перед сном каждый раз. Можно начать с одного или двух раз в день, в то самое время, когда малыш, по вашему опыту, засыпает легче всего . Для большинства детей это вечер, но есть дети, которые быстрее засыпают утром или днем. Главное – чтобы вы и малыш почувствовали, что самостоятельное засыпание в принципе возможно. Потом оно войдет в привычку – это только дело времени.
  • А что делать, если вы перед сном положили кроху в кроватку и он начинает горько плакать? Попробуйте сначала успокоить его, не беря на руки . Погладьте его, спойте песенку, поговорите с ним, расскажите, как вы его любите. Объясните, что пришло время спать, чтобы набраться новых сил, что вы рядом и будете оберегать малыша, пока он спит. Если ребенок по-прежнему плачет, возьмите его на руки. Но как только он успокоится, положите его снова в кроватку. Плачет опять – постарайтесь еще раз успокоить, не беря на руки, и только потом, если все напрасно, возьмите малютку из кроватки. Может быть, он еще слишком мал и стоит подождать пару недель, чтобы потом опять осторожно начать приучать его к самостоятельному засыпанию. А с полугодовалого возраста уже можно перейти к методу доктора Фербера.
  • Некоторым ребятишкам помогает уснуть соска-пустышка. Но как только малыш крепко уснул, осторожно выньте соску у него изо рта, иначе он проснется, когда потеряет ее во сне . А если малыш, проснувшись ночью, ищет соску и плачет, то она сможет стать действенной помощью только тогда, когда он научится сам ее находить. В такой ситуации обычно выручает связка из сосок – хватаясь за веревочку малыш одну то, да найдет. Только не делайте веревочки слишком длинными, чтобы малыш не запутался или, не дай бог, не обмотал себе шею.
  • Младенцы в первые месяцы жизни спят лучше, если они упираются верхней частью головы в свернутую роликом пеленку, подушку или защищенную одеялом спинку кроватки. Это напоминает им ощущение в утробе матери.
  • Можно также потуже перепеленать малютку перед сном, что тоже напомнит ему тесноту до рождения. А когда малыш станет постарше, ему может помочь спальный мешок или мамина рубашка, завязанная снизу узлом. Однако многие дети не любят, когда что-то ограничивает свободу движений – тут надо экспериментировать.
  • Мамин запах вообще успокаивающе действует на младенцев, и вы можете просто положить рядом с головкой малыша что-то из маминой (ношеной) одежды.
  • Но не забудьте, что главное условие для того, чтобы научить ребенка засыпать самостоятельно, – это правильно выбранное время укладывания. Малыш должен действительно устать, иначе попытки уложить его не увенчаются успехом. Легче всего вам это удастся, если вы уже ввели строгий распорядок дня. В этом случае вы знаете заранее, когда «внутренние часы» ребенка переключатся на сон. Если нет, то вам придется положиться на свою интуицию и опыт. Уставший малыш начинает зевать, тереть глазки или капризничать без причины. Попробуйте подгадать самый удачный момент, когда его глазки уже закрываются сами собой, чтобы положить его одного в кроватку. Помните, вдоволь выспавшись днем, малыш вечером не будет уставшим.

Чем раньше вы начнете приучать малютку к самостоятельному засыпанию, тем проще вам будет сделать это!

Ритуалы засыпания

Вы значительно облегчите малышу засыпание, если позаботитесь, чтобы его последний час перед сном прошел в спокойной, привычной, полной любви обстановке. Это время перехода от активной части дня к спокойной, от новых впечатлений к знакомому уюту, от шума и подвижных игр к тишине и покою…

Успокоиться и настроиться на сон ребенку поможет введение так называемого ритуала засыпания – действий, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности и вырабатывающих у малыша своего рода условный рефлекс – установку на сон. Элементами такого ритуала могут стать, например, купание, массаж, пеленание, одевание пижамы, чистка зубов, чтение сказки, любимая колыбельная, кукла или мягкая игрушка, «ложащаяся спать» вместе с малышом, и т. д. И, конечно, нежность родителей и любимый мамин голос, который будет вспоминаться малышу всю жизнь!

У детей, привыкших к определенному вечернему ритуалу, знакомая мелодия или любимая игрушка в кроватке вскоре начнут ассоциироваться со сном. А близость и любовь родителей в это время наполнят душу малыша уверенностью, что он желанный и любимый, и с этой уверенностью малютке будет гораздо проще уснуть одному.

Детишкам же, привыкшим засыпать только с помощью разного рода вспомогательных средств (бутылочка, укачивание на руках, в коляске и пр.), введение ритуала засыпания поможет отказаться от них. Новый ритуал как бы заменит прежнюю привычку и облегчит переход к моменту, когда малютка окажется в своей кроватке один.

Ритуалы засыпания важны как для младенцев, так и для старших детей, поэтому их содержание должно изменяться в соответствии с возрастом и потребностями ребенка.

  • В первый год жизни малыша рутинная часть ритуала (подготовка ко сну) еще тесно переплетается с родительской нежностью, ласковыми словами и прикосновениями. Купая, пеленая или переодевая малютку вечером, вы можете гладить его, делать ему массаж, петь песенки, рассказывать о прошедшем и новом дне. Не забудьте делать это каждый день в одной и той же последовательности, чтобы малыш заранее знал, что будет дальше. Только в этом случае эти действия станут для ребенка ритуалом и сигналом ко сну. Укладывая малютку в кроватку, нужно обязательно говорить одну и ту же фразу, которая станет для него привычной, например: «а теперь пора спать, чтобы набраться сил для нового дня» (или какую-то другую, которая даст малышу понять, что наступило время сна). Задергивание занавесок, выключение света (включение детского ночника) и нежный поцелуй со словами: «Спокойной ночи, сыночек (доченька)! Я тебя очень люблю!» – станут заключительным пунктом ритуала, после которого вы должны выйти из комнаты. И действуйте уверенно , потому что, почувствовав неуверенность в ваших действиях или вашем голосе, малыш обязательно попытается удержать вас обиженным плачем. (О том, что делать, если ребенок плачет, мы поговорим в разделе «Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера )»).
  • Чтобы проследить за тем, уснул ли малыш, используйте радионяню . Включив ее, вы сможете спокойно передвигаться по дому, а не стоять на цыпочках под дверью, прислушиваясь к каждому шороху за ней.
  • Для более старших детей рутинную подготовку ко сну можно сократить до необходимого минимума, зато уютную часть с мамой или папой в детской комнате стоит немножко растянуть. Это то время, когда малыш наслаждается безраздельным вниманием своих родителей, – полчаса, принадлежащие ему одному. Вы можете, посадив ребенка на колени, почитать ему книжку или просто рассматривать вместе картинки, называя вслух то, что на них изображено. А может быть, вы споете малышу или расскажете ему добрую историю. Многие люди и в зрелом возрасте помнят мамины сказки и колыбельные. Или можно негромко включить кассету и покачаться с ребенком, например, в кресле-качалке. Если малыш привык засыпать с любимой игрушкой, вы можете вовлечь ее в вечерний ритуал. Пусть зайчик, мишка или кукла скажут потом ребенку, что пора ложиться спать, и спросят, разрешит ли он им сегодня спать вместе с ним. Дайте волю вашей фантазии в эти минуты. Но помните о том, что все ваши действия должны стать для малыша привычкой и повторяться изо дня в день, даже если вам это покажется скучным. Только в этом случае уютные минуты перед сном будут ассоциироваться для ребенка с засыпанием.
  • Выбирая вечерний ритуал, очень важно заранее определить его временные рамки и предупредить о них малыша. Если вы не сделаете этого, ребенок не захочет остановиться и попытается всеми силами растянуть приятное занятие («еще одну историю, мама, ну пожа-а-а-луйста…!»). Проще всего провести границу сразу и договориться с малышом, что прочитаете ему, например, только одну историю или только одну детскую книжечку. Можно показать на часы в комнате и сказать, что будете читать, пока вот эта стрелка не дойдет вот до этой цифры. Даже не знающему цифр малышу это покажется наглядным и логичным. Определив границы, оставайтесь тверды и не нарушайте их даже в качестве исключения. Почувствовав слабинку, ребенок постарается воспользоваться ей, чтобы оттянуть время сна. Он поймет: достаточно поканючить, и он получит желаемое. Вы же станете нетерпеливы, малыш, почувствовав это, начнет капризничать, и весь ритуал уже не будет иметь желаемого действия.
  • Заключительный пункт ритуала для старших детей тот же, что для маленьких (задернутые занавески, выключенный свет, нежный поцелуй с ласковыми словами на ночь). Если вы использовали для определения временных рамок часы, то сейчас как раз нужный момент, чтобы указать ребенку на них. Например, со словами: «Ну вот, смотри – маленькая стрелка уже дошла до цифры „семь“», – вы убираете книжки с игрушками и укладываете малыша в детскую кроватку.

Все приведенные в этой главе элементы ритуала примеры . Вы можете использовать их или придумать свои собственные, неповторимые. Ведь вы лучше других знаете своего ребенка – что он любит, в чем нуждается, что его успокаивает.

Даже если у вас целый день не было возможности заниматься с малышом, вы можете наверстать упущенное во время вечернего ритуала. Используйте эти драгоценные минуты для близости и ласки, бесед, секретов и спокойных игр. Именно эти счастливые мгновения останутся в памяти ребенка на всю жизнь!

Если ребенок не хочет ложиться спать один (метод Фербера)

Но вот вы ввели ритуал засыпания и четкий режим, подобрали время укладывания, когда ребенок действительно устал, но ваш малыш по-прежнему наотрез отказывается засыпать один (и обычно, как следствие этого, часто просыпается ночью).

Что делать, если ваша усталость достигла предела? Что, если у вас больше нет сил вставать по ночам? Как быть, если вы вечером больше не можете носить на руках невероятно уставшее, но не желающее укладываться в кроватку существо?

В этом случае вы можете как последний выход испробовать метод американского профессора Ричарда Фербера. Будучи врачом детской клиники города Бостона, Ричард Фербер основал там специальный центр по изучению детского сна. Фербер предлагает последовательно укладывать ребенка в кроватку одного, оставаясь при этом поблизости (например, в соседней комнате), и, если малыш плачет, возвращаться к нему через определенные небольшие промежутки времени, утешая его, но не вынимая из кроватки. Так малютка очень быстро поймет, что криком ему желаемого не достичь, и научится засыпать самостоятельно.

Только не слушайте знакомых, рекомендующих оставить кричащего ребенка одного, пока он не уснет. Уснуть-то он уснет – что же ему еще останется сделать, если его долгие отчаянные призывы на помощь останутся без ответа ! (В пору, когда наши бабушки и дедушки были молодыми, детей обычно так и укладывали, и они прекрасно спали всю ночь.) Но что происходит в маленьком существе, на крик которого никто не отзывается? Как чувствует себя такой малыш и какие выводы он сделает для себя на будущее? Он чувствует себя одиноким, всеми забытым и никому не нужным. Он смирится с этим и уснет, но страх одиночества и неуверенность в себе останутся, скорее всего, на всю жизнь. А если вы не выдержите и после долгого крика все же вынете малютку из кроватки, он усвоит и еще одну истину: «Если достаточно долго кричать, то в итоге добьешься своего». Эту истину малыш попробует применить и в следующий раз.

Поэтому для успешного применения метода Фер-бера очень важно не оставлять плачущего ребенка одного долгое время. Возвращаясь в детскую через короткие промежутки времени и с любовью утешая малыша, вы покажете ему, что вы рядом и любите его, просто настало время сна, и он должен заснуть один.

Идеальный вариант – это, конечно, укладывать ребенка спать без слез. Метод Фербера рекомендуется только в том случае, если вам это по какой-то причине не удается и если у вас действительно нет больше сил. Ведь вы знаете, что состояние родителей, особенно матери, мгновенно передается малышу. Так что же лучше – день изо дня носить его на руках, падая от усталости, или выдержать детский плач несколько дней, чтобы потом, ежедневно отдыхая и высыпаясь, с радостью посвящать себя ребенку? Решать вам. Для тех, кто захочет испробовать метод Фербера, описываем его подробнее.

Для успеха в использовании метода Фербера очень важны следующие предпосылки.

  • К моменту, когда вы начнете применение метода, ребенок должен быть старше 6 месяцев и здоров.
  • В ближайшие недели не должно планироваться поездок, визитов с ночевкой или других резких изменений в жизни малыша. Пока новая привычка не стала постоянной, ребенок должен спать дома в своей кроватке. Изменение окружающих условий во время применения метода может помешать успеху предприятия.
  • А вот перемена места сна (например, из спальни родителей в детскую комнату ) непосредственно перед тем, как вы начнете следовать методу, наоборот, может помочь малютке в приобретении новой привычки.
  • Малыш должен быть приучен к определенному режиму и засыпать в одно и то же время. В момент, когда вы укладываете ребенка в кроватку, он обязательно должен быть уставшим, его «внутренние часы» должны уже переключиться на сон.
  • Вы должны быть уверены в своих действиях и готовы довести начатое до конца.
  • Важной предпосылкой для применения этого метода является единогласное решение обоих родителей . Ведь если мама укладывает малютку в кроватку, а папа через 2 минуты вынимает из нее (или наоборот), то успеха, как вы понимаете, не будет.

Подробнее о методе Фербера

Определите заранее, через какие промежутки времени вы будете заходить к малышу, чтобы успокоить его. Составьте точный план, которому вы потом будете следовать. Основное правило: в первый раз время ожидания составляет пару минут, потом оно постепенно увеличивается. Определяя временные промежутки, положитесь на свою интуицию и не делайте ничего против внутреннего голоса. Время ожидания может варьироваться от 1 минуты до получаса (многим слишком большие промежутки, предложенные Фербером, кажутся неуместными).

Начать применять метод лучше всего вечером – в то время, когда ребенок обычно засыпает, или немного позже. Проведите последние минуты перед сном вместе с малышом, постарайтесь подарить ему в это время все ваше внимание и нежность. Очень хорошо, если у вас уже есть сложившийся вечерний ритуал, к которому ребенок привык и который означает для него переход ко сну.

Откажитесь на этот раз от всех «помощников» , ранее облегчавших малышу засыпание (бутылочка, грудь, ношение на руках, укачивание в коляске и пр.). Все это должно происходить минимум за полчаса до сна. После вечернего ритуала объясните ребенку, что он уже большой и должен теперь учиться засыпать самостоятельно; потом поцелуйте его, положите в кроватку, пожелайте ему спокойной ночи и покиньте комнату. Укладывая малыша, говорите каждый день одну и ту же фразу, например: «А теперь, мой родной, настало время спать». А выходя из комнаты, вы можете, к примеру, сказать: «Спокойной ночи! Я тебя очень люблю!».

Поскольку ребенок не привык засыпать один, он, скорее всего, начнет плакать. В этом случае действуйте согласно составленному плану и подождите несколько минут перед тем, как вернуться в его комнату. Можно начать с 3 минут, потому что обычно родители не в состоянии в первый раз выдержать дольше. Но и 3 минуты могут показаться невероятно долгими, если стоишь за дверью и слышишь плач любимого крохи, поэтому многие предпочитают начать ожидание с 1 минуты. Обязательно смотрите на часы, потому что собственное ощущение времени в эти минуты растягивается до невероятности.

Если ребенок по-прежнему плачет, зайдите на пару минут в комнату и постарайтесь успокоить его, не вынимая из кроватки. Вы можете поговорить с малышом или погладить его. Старайтесь говорить спокойным, твердым голосом, потому что ребенок прекрасно почувствует любую неуверенность в ваших действиях. Очень важно также, чтобы голос звучал без раздражения и нетерпения, с любовью. Повторите снова, что настало время спать, что малыш уже большой и должен учиться засыпать один. Скажите, что мама поблизости и любит его. (Даже если малютка еще не понимает слов, он почувствует тепло и любовь, а также уверенность в вашем голосе.) С этими словами снова покиньте комнату, даже если малыш еще плачет. Важно, чтобы ваше пребывание в комнате не длилось слишком долго. Ни в коем случае не давайте ребенку бутылочки и не берите его на руки.

Если он встал в кроватке, положите его, перед тем как выйти из комнаты (но только 1 раз).

Некоторые дети реагируют на появление родителей еще более возмущенным криком. В этом случае пребывание родителей в комнате может быть еще короче. Но возвращаться в комнату через определенные промежутки времени обязательно, чтобы малыш не почувствовал себя покинутым.

Выйдя из комнаты, следуйте составленному плану: пережидайте установленное вами время, после чего возвращайтесь в детскую, повторяя прежние действия, и так до тех пор, пока малыш не уснет. Если ваше присутствие в комнате не успокаивает ребенка, то время ожидания можно несколько растянуть.

На следующий день действуйте так же, увеличив только количество минут согласно плану. Максимальное время ожидания (10 минут) лучше не превышать. Заходите к ребенку, только если он действительно плачет. Хныкающий малыш часто успокаивается самостоятельно. Поэтому в этом случае лучше немного подождать.

Если периоды ожидания кажутся вам очень длинными, можно сократить их, начиная с 1 минуты и не оставляя ребенка одного дольше чем на 5 минут. Даже в этом случае вышеописанный метод увенчается успехом.

Какой бы план вы ни выбрали, главное – чтобы вы были в состоянии осуществить его до конца. Если вас грызут сомнения, выберите лучше самый мягкий вариант. Только если вы будете уверены в том, что делаете, ваши действия дадут желаемый результат. Ребенок почувствует вашу уверенность и не будет долго сопротивляться. По этой же причине не рекомендуется изменять длительность периодов ожидания больше одного раза. Частые отклонения от плана внесут в ваши действия неуверенность и непредсказуемость. Старайтесь придерживаться одной линии. Зная, что делать дальше, вы будете чувствовать себя спокойнее.

Если вы боитесь оставлять малыша одного (есть мнение, что страх разлуки может иметь негативные последствия для развития и будущей жизни ребенка), то можете, выйдя из комнаты, разговаривать с ребенком из-за закрытой или приоткрытой двери . Так он будет уверен, что вы поблизости и не покинули его. Повторяйте, что любите своего кроху, но что пора спать, что он должен научиться засыпать в кроватке один, а завтра вы пойдете с ним гулять… (и дальше в том же духе).

Ну а если вам кажется суровым и этот совет,то вы можете оставаться в комнате, пока малыш не уснет. Но действуйте и в этом случае по плану, подходя к малышу только время от времени, чтобы утешить его. Затем найдите в себе силы отойти и сесть, скажем, на стул вдали от кроватки ребенка, но так, чтобы он вас видел. Сделайте вид, что читаете или чем-то заняты (свет обязательно должен быть приглушенным). Если ребенок при этом плачет, то вы, по крайней мере, можете быть уверены, что он плачет не от страха, а просто потому, что не получает того, чего хочет. Главное – чтобы малыш самостоятельно уснул в своей кроватке, без вашей помощи, без бутылочки или других прежних «помощников засыпания». Конечно, в этом случае вам понадобится гораздо больше терпения и времени, пока он начнет засыпать самостоятельно. А если ваше присутствие в комнате не помогает и ребенок все равно плачет каждый день, то стоит подумать, не перейти ли к обычному плану, описанному выше (если, конечно, ваш внутренний голос не будет возражать).

Во время применения метода очень важно будить ребенка утром и днем в то время, когда он обычно просыпался раньше . Если малыш, заснув позже обычного, имеет возможность наверстать это время потом, то весь режим нарушится, и к моменту укладывания ребенок не будет достаточно усталым. В этом случае метод самостоятельного засыпания действовать не будет.

Мама и папа могут сменять друг друга, укладывая малыша в кроватку (но лучше не в одну и ту же ночь). Начать должен тот, кто более уверен в необходимости применения метода и кто сможет довести начатое до конца.

Почему же метод Фербера действует?

Привыкший засыпать с вашей помощью малыш поначалу протестует, перестав ее получать. Он кричит, пытаясь криком достичь желаемого. Но что происходит? Мама или папа время от времени утешают его, не давая, тем не менее, того, чего он хочет. Малютка ужасно устал, ведь утром его разбудили в обычное время. «А стоит ли кричать дальше, – думает он, – если все равно от этого нет никакого толку? Я только зря трачу силы, уж лучше поспать самую малость…» Потребность в сне побеждает в итоге над старой привычкой, которую малыш хотел восстановить.

Поскольку время ожидания родителей постепенно увеличивается, малыш понимает, что кричать дольше тоже бесполезно. Этим он все равно не добьется от родителей того, чего хочет.

Засыпая от усталости день ото дня, ребенок привыкает погружаться в сон самостоятельно, это постепенно входит в привычку. А ставшая привычной ситуация перестает вызывать у малыша тревогу и заменяет в подсознании прежнюю неблагоприятную привычку.

Когда и как часто следует пользоваться методом Фербера?


Какие проблемы могут возникнуть?

  • Некоторые дети склонны к рвоте и реагируют ею на долгий плач. Если рвота возникнет во время применения метода самостоятельного засыпания, то зайдите сразу же к малышу, переоденьте его, уберите комнату, смените постельное белье и следуйте плану дальше, как было предусмотрено. Если вы будете по-прежнему спокойны и уверенны, ребенок быстро поймет, что рвота не влияет на ваше решение, и научится засыпать самостоятельно.
  • В случае если один из родителей не в состоянии выдержать детский плач , он может пойти погулять или надеть наушники с музыкой, пока ребенок не заснет. Вы можете даже, чтобы избежать ненужных ссор, воспользоваться этим методом, например, пока муж в командировке, и потом удивить его готовыми результатами.
  • Если детская кроватка стоит в вашей комнате и вы хотите, чтобы малыш засыпал самостоятельно также по ночам, то вы можете на время переставить кроватку в другую комнату или повесить перед ней занавеску.
  • Братья или сестры в одной комнате с малышом тоже значительно усложнят дело, а также будут просыпаться от плача младшего ребенка. Попробуйте переселить их на время в другую комнату.
  • Если малыш во время следования методу Фербера заболеет, то применение метода обязательно нужно прервать. Во время болезни не может быть и речи об изменении привычек. Когда ребенок поправится, начните все заново. Это возможно и в том случае, если малыш уже научился засыпать самостоятельно, но из-за болезни вернулся к старым привычкам. К плану самостоятельного засыпания можно возвращаться не один раз, и с каждым разом обучающий эффект будет проявляться быстрее.

Когда же будут заметны первые успехи?

Это зависит от темперамента ребенка, от того, с какой энергией он сопротивляется новым обстоятельствам и какие «уроки» ему приходилось «учить» в своей еще совсем недолгой жизни.

Первые дни будут в любом случае испытанием и для вас, и для малыша. Но некоторые детишки не плачут дольше 15 минут и через 2-3 дня засыпают в кроватке самостоятельно. Другие же не могут успокоиться поначалу час или два, и родителям приходится по десять раз или чаще заходить в их комнату со словами: «Я здесь, я люблю тебя, но тебе пора спать. Ты уже большой и должен засыпать один в своей кроватке».

Однако если вы будете терпеливо и последовательно применять составленный вами план, то вы можете ожидать первого улучшения, а иногда даже решения проблемы уже на третий день . Ведь дети учатся гораздо быстрее взрослых и умеют довольно быстро приспосабливаться к новым ситуациям.

Некоторым детишкам требуется несколько больше времени. Но приобретение новой привычки редко длится дольше недели и только в отдельных случаях дольше двух недель. После того как вашему малышу удалось десять раз подряд заснуть самостоятельно, вы можете считать, что самое сложное позади ! Вы можете откинуться на спинку дивана и с облегчением вздохнуть.

Время, которое вы раньше тратили на укладывание ребенка, лучше провести вместе с ним за уютным вечерним ритуалом!

А за несколько сложных дней, которые вам понадобятся, чтобы приучить малыша засыпать самостоятельно, вы будете вознаграждены спокойным вечером и беспробудной ночью.

Если ребенок вылезает из кроватки

Хорошо, если вам удалось научить ребенка засыпать самостоятельно, пока он был маленький и не мог выбираться из своей кроватки. А что, если в момент, когда вы читаете эту книгу, боковины кроватки уже перестали быть для малыша непреодолимым препятствием? Или если малютка, раньше засыпавший без вашей помощи, научился садиться, а потом и вставать в своей кроватке и уже пытается закинуть ногу на верхнюю перекладину? Теперь вы не можете оставить его одного и просто выйти из комнаты. Желая последовать за вами, малыш удвоит свои силы и рано или поздно «возьмет барьер».

Дожидаться исхода этого опасного предприятия однозначно не стоит. Если вы уже опустили матрас в самое нижнее положение и даже спальный мешок больше не в силах удержать маленького скалолаза от первых попыток восхождения, то настало время обеспечить малышу более безопасную возможность «выхода на свободу». Чтобы предотвратить падение с большой высоты, вам придется опустить переднюю боковину кроватки или вынуть из нее несколько вертикальных перекладин.

Получив возможность беспрепятственно вылезать из кроватки, ребенок обрадуется новой возможности открывать мир вокруг себя. Все, что раньше было для него недоступным, покажется вдруг близким и интересным, и малыш не замедлит отправиться в «исследовательское путешествие». Думаете, теперь он спокойно ляжет спать? Легко ли оставаться в кровати, когда вокруг столько всего нового, волнующего и, главное, с недавних пор доступного? И почему бы, проснувшись ночью, не попытаться забраться в уютную родительскую постель?

В этот переломный момент изобретательности родителей нет цены. Если более старших ребятишек можно как-то уговорить оставаться в постели, то младших придется приучать с помощью терпения и последовательности.

  • Пока малыш только встает в кроватке, но еще не может вылезти из нее, вы можете пользоваться методом Фербера, укладывая малютку каждый раз, когда заходите в комнату или покидаете ее (но только один раз). Если кроха, едва коснувшись головой подушки, вновь играет в ваньку-встаньку, оставьте это на сей раз незамеченным и выйдите из комнаты по плану.
  • Когда и кроватка перестает быть для малыша препятствием и он настойчиво выскакивает из комнаты вслед за вами, можно попробовать установить барьер в дверном проеме детской комнаты. Тем самым вся детская комната как бы становится детской кроваткой. И цель ваша в том, чтобы ребенок заснул там один, без вашей помощи. Вы можете следовать методу Фербера, регулярно заходя в комнату на короткое время, чтобы успокоить малыша и уложить его в постель. Если он снова вылезает из кроватки или продолжает плакать, вы должны (по методу Фербера) все равно выходить из комнаты на несколько минут по заранее составленному плану, давая ребенку шанс заснуть самостоятельно. (Не забудьте, что речь идет только о случае, когда у родителей больше нет сил и все их попытки действовать другим образом не увенчались успехом.)
  • Вполне может случиться, что малыш в ваше отсутствие заснет от усталости, но не в своей постели, а где-нибудь на полу или на диване. Ничего страшного – отнесите его осторожно в кроватку и закройте одеялом. Как бы там ни было, он заснул самостоятельно, без вашей помощи. Рано или поздно он сам поймет, что засыпать в кровати уютнее, чем на холодном полу.
  • Если у вас нет барьера (или ребенок уже научился перелезать через него), но есть еще немного терпения, попробуйте относить малыша назад в детскую кроватку, пока он не останется в ней добровольно . Однако этот метод может функционировать, только если вы в состоянии сохранять внутреннее спокойствие. Малыш должен чувствовать, что засыпать одному в своей комнате – важная необходимость, а не наказание и не результат гнева родителей . А в противном случае вся «процедура» превратится в борьбу за власть. Тогда она не увенчается успехом, а только нарушит доверительные и нежные взаимоотношения между вами и ребенком!!!
  • Очень хорошо работает этот метод ночью, когда у малыша нет сил повторно забираться в родительскую постель и он легче смиряется с тем, что вы относите его обратно. Хотя есть ребятишки, которые и ночью отличаются удивительной настойчивостью. Если вы уверены, что ребенок пришел к вам ночью не из-за страха или боли, а просто по привычке, то вы можете достигнуть желаемого результата, относя его в детскую кроватку с необходимой регулярностью и последовательностью.

    Рекомендуется делать это не бессловесно, а вначале объяснить малышу , что ваша кровать слишком узка и в ней недостаточно места для всех, что иначе утром все будут усталыми и невыспавшимися и, что вы с удовольствием ждете утра, когда снова сможете тискать и ласкать своего малютку. Конечно, не нужно читать ребенку проповеди каждый раз. В следующий раз будет достаточно напомнить ему: «Ты же знаешь, что для нас всех в кровати нет места».
  • После того как малыш справился с задачей и заснул в своей комнате самостоятельно, вы обязательно должны похвалить его . Он будет сам гордиться собой и с большей охотой согласится повторить этот опыт на следующий день.
    Поощрения же и подарки, наоборот, в этом случае не подходят. Ребенок должен осознать, что речь идет о необходимости, о чем-то нормальном и само собой разумеющемся, а не об одолжении с его стороны, требующем награды. Иначе ваш маленький хитрюшка быстро сделает сон в своей кроватке «источником дохода», каждый раз шантажируя вас и требуя все новых поощрений.
  • Ну а что делать, если малыш настойчиво выходит из комнаты, едва вы уложили его, и у вас нет ни барьера, ни терпения и сил, чтобы по двадцать раз относить его обратно? В этом случае профессор Фербер рекомендует метод открытой или закрытой двери в детскую комнату. Дело в том, что любой ребенок останется в комнате один охотнее, если не будет чувствовать себя отрезанным от внешнего мира закрытой дверью. Голоса родителей или бытовой шум в соседней комнате успокаивают и усыпляют, наполняют уверенностью и прогоняют страхи.
    Открытая или приоткрытая дверь – как бы мостик к родным людям, до которых в случае необходимости рукой подать. Этот мостик открыт для малыша, если он остается в своей кроватке, и закрыт, если он из нее вылезает. Таким образом, ребенок своим поведением сам контролирует ситуацию. Открыта дверь или закрыта, зависит от него одного . Конечно, эта причинная связь должна быть ребенку ясна, поэтому для применения данного метода ребенку должно быть минимум 2 года и у него не должно быть проблем в языковом развитии. (Кроме того, этот метод, конечно, не подходит для детишек, страдающих ночными кошмарами, болями или болезненным страхом расставания с родителями.)

    Укладывая малыша в постель, повторите ему, что пришло время самостоятельно засыпать в своей кроватке. Скажите, что, если он будет лежать спокойно, дверь останется открытой, а если он будет из нее вылезать, вы дверь закроете. Старайтесь говорить спокойно и уверенно. Ребенок не должен думать, что это наказание, но и не должен сомневаться в вашей решительности . Тон ваших слов играет решающую роль для успеха предприятия.
    Выходя из комнаты, оставляйте дверь открытой или приоткрытой. (Можете спросить малыша, как ему больше нравится. Он будет доволен тем, что его мнение для вас важно.)
    Если ребенок вылезает из кроватки, вернитесь в комнату, уложите его обратно и выйдите со словами: «Что ж, значит, мне придется дверь закрыть». Закрывая дверь, не запирайте ее на ключ! Подождите пару минут, перед тем как вернуться в детскую комнату (даже если малыш уже вернулся в кроватку). С плачущим ребенком вы можете разговаривать через дверь или сказать что-то, когда снова откроете ее.
    Время ожидания за дверью не должно быть слишком долгим. Иногда достаточно всего одной минуты, чтобы убедить малыша в вашей решительности. Если при вашем возвращении он уже лежит в своей кроватке, то вы можете похвалить и приласкать его. В этом случае дверь в его комнату останется открытой. Если же он опять вылез, отнесите его назад и повторите свои прежние действия, и так до тех пор, пока ребенок не останется в постели. В этом случае время ожидания можно постепенно увеличивать от одной до нескольких минут. Каждый раз, выходя из комнаты, повторяйте, что дверь останется открытой, если малыш будет спокойно лежать в своей кроватке, то есть все зависит только от него.

Если вы будете действовать уверенно и последовательно, то решение проблемы не займет больше нескольких дней. А вы, обнаружив, что любимое создание спокойно дремлет в своей кроватке, воскликнете: «Ну надо же, наконец-то у меня появилось вечером свободное время!»

Дети слушаются охотнее, если у них есть выбор. Объяснив им, какие последствия для них будет иметь то или иное решение, вы тем самым подтолкнете их к правильному выбору. Ведь гораздо лучше остаться в кроватке при открытой двери в детскую комнату, чем вылезти из нее, оказавшись отрезанным от внешнего мира закрытой дверью…

Метод “Тайм-аут”

Упорно вылезающий из кроватки малыш пытается уже в раннем возрасте меряться силами со своими родителями. Поэтому закрытая на короткое время дверь в детскую комнату может стать для него одной из первых границ, очень важных в детском воспитании. Граница означает: «Стоп! Дальше нельзя!». Чтобы научиться жить в обществе людей, ребенок обязательно должен знать, что существуют границы дозволенного поведения.

Барьер, дверь или просто пространственное отдаление от малыша лучше всего символизируют понятие границы, которую не следует переступать. Это касается, конечно, не только отхода ко сну, но и поведения ребенка днем. Поэтому в случае, когда малыш делает что-то недопустимое (бьет младшего братика или сестричку, кидается едой, бросается на пол в приступе гнева и пр.), психологи советуют пользоваться методом, называемым «тайм-аут».

Метод тайм-аута, показывает ребенку, что он переступил границу допустимого поведения, но что он не безразличен родителям и любим ими. Для этого, заметив поведение малыша, громко скажите: «Стоп!» Посадите ребенка на стул в другом углу комнаты со словами: «Этого делать нельзя. Сейчас ты должен посидеть один». Если он слезает со стула, отнесите его в соседнюю или в детскую комнату. Для маленьких детишек достаточно барьера, для старших необходимо закрыть дверь.

Старайтесь не кричать, но действовать решительно. Ребенок должен понимать, что это не наказание, а логическое следствие его собственного поведения. И что в его власти изменить ситуацию. Для этого достаточно прекратить нежелательное поведение. Поэтому тайм-аут не должен быть долгим. Как и в методе открытой или закрытой двери, он не должен превышать нескольких минут. Потом вы открываете дверь или приближаетесь к барьеру и делаете ребенку «мирное предложение». Вы можете спросить: «Ты понял, что так делать нельзя?». Или: «Ты не будешь больше так поступать?». И потом: «Мы снова друзья?».

Обычно дети быстро успокаиваются и ведут себя хорошо, слишком уж непривлекательна перспектива остаться одному за закрытой дверью. Но может случиться, что ваши действия только разожгли гнев ребенка, он стучит в дверь, бьет в нее ногами и т. п. В этом случае стоит обождать, пока он не успокоится и агрессивное поведение не перейдет в жалобный плач. Тогда вы можете повторить предложение о мире и утешить малыша. Если он при вашем появлении вновь ведет себя агрессивно, то тайм-аут нужно повторить, снова закрыв дверь на несколько минут . Только когда ребенок успокоился и согласился сотрудничать с вами, он может покинуть свою комнату. Важно, чтобы малыш понимал, что выбор за ним и что он изменением своего поведения в любой момент может закончить неприятную для него ситуацию.

Некоторые дети не любят, когда их относят в угол или другую комнату, и предпочитают идти туда самостоятельно. Если ребенок действительно идет туда, куда вы ему сказали, и остается там некоторое время – замечательно. Это первый признак того, что он сознает недопустимость своего поведения. Если же ребенок, обещая уйти в комнату, попытался обмануть вас и, едва вы выпустили его, спрятался, то не повторяйте эту ошибку еще раз.

Очень важно, чтобы тайм-аут удался в первый раз . Впоследствии может оказаться достаточным напомнить малышу об этом или спросить, не хочет ли он прогуляться в свою комнату, чтобы ребенок добровольно перестал «дебоширить».

Какой бы символ границы вы ни выбрали, главное – чтобы ребенок знал, что дальше нельзя. Границы нужны не только родителям, чтобы дети «не сели им на голову», но и в первую очередь самим малышам, чтобы ориентироваться в окружающем мире. Границы, проведенные родителями с любовью и строгостью, дают детям ощущение уверенности и защищенности!

Любите себя, работайте над собой, приводите в порядок свою жизнь, и ваши дети будут спокойны, счастливы и послушны!

Когда возраст грудничка подходит к 6 месяцам, он уже должен уверенно лежать на животике, опираться на прямые ручки, хватать игрушки, переворачиваться. Это означает, что пришло время начинать подготовку к следующему этапу развития — выполнять стимулирующий массаж чтобы ребенок сел, включая специальные упражнения. Мальчикам помогать можно начиная с 5 месяцев, девочкам — после 6, не нарушая правильного формирования женских детородных органов поспешностью.

Чтобы карапуз мог сидеть самостоятельно, не падать назад или вбок, должны быть хорошо развиты мышцы спины, туловища. Нельзя сажать детей насильно, просто фиксировать подушками и одеялами. Это ведет к искривлениям, деформации позвоночника, патологиям опорно-двигательной аппарата. Самым эффективным способом укрепления мышечного каркаса, подготовкой к тому, чтобы кроха сел, является детский массаж, включающий специальную гимнастику.

Как выполнять массаж, чтобы ребенок быстрее сел?

Для стимуляции скорейшего принятия сидячего положения хорошенько массируются ягодицы, спинка, животик. Движения делаются 2—3 раза.

Кроху необходимо уложить вверх личиком:

  1. Выполнить поглаживания животика: по часовой стрелке; положив ладони параллельно, делая движения, направленные в разные стороны; пальцы обеих рук подложить под поясницу — вектор парных движений направлен к пупку.
  2. Сделать растирания животика по часовой стрелке: спиралевидные, линейные. В районе пупка можно слегка пощипать.
  3. Повторить элементы поглаживания.
  4. После массажа вложить свои большие пальцы в ладошки малыша, а остальными взяться за кулачки. Делать медленные подтягивающие движения, направленные к себе, чтобы ребенок сел. Прекрасно, если кроха сам пытается подтянуться, сгибает локти. Первые разы в таком положении грудничок должен находиться несколько секунд. Впоследствии время постепенно увеличивается. Одной рукой поддерживая кроху под голову, а другой — обхватывая ручки, потихоньку уложить грудничка назад.
  5. Посадить ребенка на руки, так, чтобы спина имела опору. В это время (5—7 минут) он может играться или опираться на что-нибудь перед собой. Такие упражнения помогут ребенку, чтобы он сел.

Продолжаем массаж, чтобы ребенок сел: нужно помочь непоседе перевернуться на живот:

При массаже ягодиц, чтобы ребенок сел воздействовать только на верхнюю наружную зону:

  1. Погладить попу попеременно внешними и внутренними сторонами кистей по направлению к пояснице и наоборот.
  2. Сделать растирания: прямолинейные встречные; по кругу.
  3. Размять зону, продвигаясь от центра поясницы к бедрам.
  4. Сделать легкие пощипывания.
  5. После массажа положить несколько матрасиков или подушку так, чтобы они доставали карапузу, стоящему на коленях, до груди. Если ножки расползаются, необходимо их свести, ручки положить на опору. Начинать упражнение с 5 минут. Положить перед малышом игрушки.

Дополнительные приемы кроме массажа, чтобы ребенок сел

Стимуляция малыша к принятию сидячего положения, разработка мышечного каркаса спины и туловища не должны ограничиваться лишь временем сеансов проводимого массажа. На протяжении дня необходимо:


Массаж помогает создавать условия, удобный плацдарм для тренировок, но нельзя форсировать события для того, чтобы малыш сел. Малыш должен начать садиться тогда, когда организм будет полностью готов, а это зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Чтобы ребенок сел нужно каждому родителю приложить немного усилий. И тогда процесс развития малыша пойдет гораздо быстрее.

Некоторые педиатры называют первые три месяца жизни малыша четвертым триместром беременности. Частый плач у новорожденного нередко возникает из-за совсем непонятных для родителей причин. Что делать в случае, если грудничок и накормлен, и находится в чистых подгузниках, и никаких болезненных признаков у малыша нет, а он все равно заходится плачем?

Причин, по которым плачет ребенок – множество. Задача папы и мамы – научиться их вовремя распознавать. Следующие подсказки помогут молодым родителям справиться с этим.

  • Если новорожденному жарко, его плач начинается с легкого похныкивания. Малыш слегка краснеет, на коже может выступить потница – красноватая сыпь. Также у ребенка может слегка подняться температура. Что делать: если в помещении жарко, не надевайте на новорожденного подгузники многоразового использования. Пеленки, чепчики и распашонки должны быть из тонкой хлопчатобумажной ткани;
  • Когда ребенок чувствует сильный холод, он плачет резко и пронзительно, после этого плач становится более тихим, но продолжается дольше. Малыш может икать. Что делать: ощупайте ноги, руки, грудку и спинку малыша. Если они холодные, значит, ребенка нужно укутать потеплее или повысить температуру в комнате;
  • Если кроха заходится плачем во время кормления грудью, значит, у малыша развился воспалительный процесс на слизистой рта или в среднем ухе. Каждый новый глоток приносит ребенку острую боль. В этом случае даже голодный малыш отпускает грудь сразу же после начала кормления. При этом очень громко, с визгом. Чтобы уменьшить боль, малыш может запрокидывать голову назад. Плач при этом наблюдается не только во время кормления грудью, но периодически возникает в разное время суток;
  • Также малышу сложно принимать молоко при заложенном носике. Это тоже может стать причиной плача. Что делать: немедленно вызовите врача. До прихода доктора воспаление во рту можно уменьшить, если очистить полость рта отваром ромашки. Сопельки можно удалить специальным отсосом или ватной палочкой;
  • Когда малыш плачет из-за голода, он вытягивает перед собой ручки, может покраснеть. Крик ребенка пронзительный и протяжный. Что делать: накормите ребенка, даже если по графику это делать рановато;
  • Малыш сообщает с помощью плача, что его подгузник и пеленки уже мокрые и их нужно поменять (даже если подгузник многоразовый). Плач при этом несильный, но постоянный – ребенок то затихает, то возобновляет хныканье, до тех пор, пока родители не догадаются поменять пеленку.;
  • Новорожденный может быть расстроен и из-за неудобной одежды. Возможно, неправильно заправленная пеленка давит на его кожу или же в ползунок попала какая-то мелкая вещица. Иногда ребенка просто не устраивает положение. В этом случае плач начинается с раздраженного хныкания и затем переходит в возмущенный крик. Малыш размахивает руками, выгибает тельце, поджимает ноги, чтобы изменить положение. Что делать: перепеленайте малыша, постарайтесь сделать при этом поменьше складок. Попробуйте придать ему другое положение;
  • Если малыш плачет после кормления, скорее всего, во время еды он заглотнул лишний воздух. Кроме того, малыш морщится, подтягивает ноги к животу, хныкает. Что делать: еще раз подробно изучите правила кормления малыша. Во время кормления следите, чтобы ребенок захватывал ареолу соска. После кормежки пройдитесь с малышом по комнате (около 20 мин.), ребенка держите вертикально. Дождитесь, пока он отрыгнет;
  • Плач от колик очень легко распознать – он сильный и пронзительный, но с перерывами. Причиной вздутия может стать и погрешность в диете мамы, и аллергическая реакция, и особенности работы пищевода малыша. Что делать: согрейте ребенка, можете прислонить его животик к своему животу. Или же приложите к животику согретую пеленку. Кроме того, можно давать после кормления укропную водичку, активированный уголь или же заранее приобрести специальные лекарства в аптеке;
  • Если новорожденный постоянно плачет во время писания, возможно, у него начался воспалительный процесс в мочевом пузыре. При наличии в организме инфекции, как правило, повышается температура. Что делать: Если этот симптом присутствует, вызовите доктора;
  • Если малыш плачет во время испражнения, причин может быть две: запоры и воспалительный процесс в заднем проходе. Что делать: кормите ребенка только грудным молоком. При искусственном вскармливании давайте малышу теплую кипяченую воду в течение дня. Можно закапать в анус несколько капель подсолнечного масла. Следите за гигиеной ребенка, подмывайте его после каждого испражнения;
  • Ребенок может плакать, если устал и не может уснуть. В этом случае хныканье вялое, апатичное, малыш не интересуется ничем, что происходит вокруг. Что делать: убаюкайте малыша песенкой, покачайте его, ребенку может помочь расслабиться купание;
  • Если грудничок плачет из-за того, что у него режутся зубки, понаблюдайте за ним: не отказывается ли он от кормления из-за боли в деснах, не течет ли у него слюна, не кусает ли он кусочек пеленки или свои пальчики. Что делать: можно слегка помассировать десны ребенка или дать пожевать специальное колечко с охлаждающим эффектом. Также в аптеке на этот случай продаются специализированные мази;
  • Если малышу исполнилось 3 месяца, он может плакать из-за того, что желает увидеть маму или папу, пообщаться с родителями. Что делать: возьмите ребенка на ручки и, глядя в глаза крохи, скажите ему что-то, спойте веселую песенку;
  • Иногда ребенок может плакать при укладывании, если не хочет спать. Не укутывайте его насильно в пеленку, можете распеленать его, пусть еще немного поиграет. Через некоторое время малыш легко уснет;
  • А иногда малыши плачут вовсе без видимой причины. Это бывает, если ребенок родился с легко возбудимой нервной системой и ему мешает яркий или мерцающий свет, громкие звуки. Устраните эти факторы, и малыш успокоится.

Условия для новорожденного

  • Помещение должно находиться на солнечной стороне дома.
  • Комнату необходимо регулярно проветривать, в теплое время года рекомендуется открывать форточку.
  • Не ставьте много вещей в детской, они собирают пыль и заграждают свет.
  • Температура в комнате должна находиться в пределах 21–22°С.
  • Следите, чтобы воздух был достаточно влажным.

Здравствуйте, дорогие родители! Тратите на укачивания в лучшем случае полчаса? Непорядок! Давайте-ка разбираться, как уложить грудного ребенка спать быстро, без криков и нервотрепки.

Малыш не хочет засыпать – в чем причины?

Для начала посмотрим на обстоятельства, которые часто мешают малышу засыпать самостоятельно. Первое – смена обстановка. Еще совсем недавно кроха находился в безопасной, спокойной и уединенной обстановке внутри маминого животика, а тут, бац, и такое… Переварить полученную за день информацию помогает именно полноценный и здоровый сон, в процессе которого отдыхает не только мозг, но и весь организм.

К тому же малышу первые месяцы особенно сложно привыкнуть к новым правилам игры – мама не так близко, а спать теперь нужно на новом месте, на котором, честно говоря, пустовато и очень одиноко. Только на маминых ручках кроха по-прежнему ощущает полную защищенность, а объятия – единственное, что сохранилось от славных деньков пребывания в мамином животе.

Нарушения с засыпанием могут вызывать колики или режущиеся зубки, но и даже и здоровый малыш будет засыпать плохо, если:

  1. нарушен распорядок дня – младенцы, живущие «по часам», засыпают без укачиваний и ночью, и днем;
  2. недостаточная активность – вести подвижный образ жизни ребенок должен с первых дней, и чем больше за день он устанет, тем быстрее заснет;
  3. проблемы с пищеварением – газики и боль в животе заставит проснуться кого угодно, а уж грудничка тем более, поэтому мамочкам нужно соблюдать правила кормления и следить за своим рационом, – посмотрите, кстати, какие продукты, повышающие лактацию грудного молока, положительно отражаются на здоровье матери и ребенка;
  4. дискомфорт – быстро заснуть в мокром подгузнике, на сгрудившейся пеленке, в духоте или при ярком свете способны лишь маленькие спартанцы, поэтому так важно создать комфортные условия для сна.

Гарантии быстрого засыпания

Уверена, что вы не будете спорить – каждый малыш индивидуален, а значит, и рецепт быстрого сна стоит подбирать персонально. Одних малышей успокаивает массаж и водные процедуры, других достаточно положить рядом с собой на бочок и погладить по спинке, третьи успокоятся, видя мамино лицо и слушая колыбельную.

Родителям важно поставить себя на место малютки, взглянуть на новый, шумный и яркий мир маленькими глазами. Какие же советы дают те, чьи дети засыпают без проблем?

Родной голос

Чтобы малыш быстрее заснул, говорите. Нет, декламировать стихи Маяковского, конечно, не нужно. Расскажите сказку или спойте колыбельную – под монотонную речь или тихую мелодию с родными, хорошо узнаваемыми интонациями малыш быстро заснет.

Без экспериментов

Не стоит изобретать велосипед, часто меняя условия подготовки ко сну: то оставлять младенца в кроватке, чтобы он заснул, утомленный собственными криками, то носить по квартире, убаюкивая и укачивая, то класть рядом с собой во взрослую кровать. Если сегодня ребенок заснул, пока вы качались вместе с ним в кресло-качалке, то назавтра повторите ту же процедуру, переложив уже крепко спящего малыша в его колыбель.

Ну вот поели, теперь можно и поспать!

После плотного ужина сложно не закрыть глазки. И хотя педиатры настаивают, что грудь у ребенка должна ассоциироваться исключительно с кормлением, не будет преступлением, если малыш заснет, удовлетворив сосательный и пищевой рефлекс.

Помогает ли соска?

О да, соска помогает, вот только увлекаться ей не стоит. Будет ли ваш ребенок засыпать с соской или без нее – решаете только вы!

А искупаться?

Нахождение в воде напомнит малышу сладостные мгновения абсолютного умиротворения в животе у мамы. Если добавить в водичку капельку масла лаванды, то удастся отлично расслабить нервную систему и успокоить младенца. К тому же засыпать чистеньким так приятно!

Не забыли проветрить?

Многим родителям кажется, что рекомендованная температура в 22 градуса – это ж дубак несусветный. А вот для младенческого организма – идеально. Свежий воздух в комнате – отличный фон для быстрого засыпания, в то время как духота – причина для капризов и беспокойного сна.

Пеленать или нет?

Многие современные родители убеждены, что пеленание – рудимент прошлого. А ведь именно при тугом пеленании малыш ощущает тесноту – ту самую, которую он испытывал в мамином животике.

Привычки

Сформируйте привычку, чтобы ребенок на уровне инстинктов понимал: после определенных действий надо ложиться спать. Это может быть массаж, колыбельная, кормежка или купание. Стоит ли укладывать ребенка насильно? Если хотите проходить каждый вечер через вопли и капризы, то да. Поверьте, что уставшего малыша не придется просить дважды: если он захочет, то заснет, да так, что пушкой не разбудишь.

День или ночь?

Новорожденный ребенок не различает день и ночь. Ритм его жизни подчиняется биологическим часам, которые вы можете настроить по четкому распорядку. Конечно, если малыш поспал в 7 вечера, то вряд ли он ляжет в запланированные 22.00, поэтому старайтесь четко разграничивать часы бодрствования и сна.

Спим вместе

Совместный сон решает сразу несколько проблем. Во-первых, уложить малыша можно быстрее, положив рядом на свою кровать или придвинув к себе его люльку без бортика – так ребенок будет видеть маму. Во-вторых, мамочка сможет отдохнуть, чтобы посвятить затем больше времени малышу и другим членам семьи.

Укачивания

Споры о вреде и пользе укачиваний ведутся не первое десятилетие. Уверена, что не стоит впадать в крайности: носить по два часа на руках шестикилограммового бутуза, чтобы выть потом весь вечер от ноющей поясницы, или наложить строгое табу на «ручное ношение». Если в последнем случае ребенок и научится засыпать самостоятельно в своей колыбели, то не удивляйтесь, если он вырастет закомплексованным и неуверенным в себе. К тому же именно укачивания – один из способов формирования отношений между родителями и детьми.

А на закуску – видео консультация доктора Комаровского

Молодым и неопытным родителям постоянно приходится решать новые для них задачи. Часто предметом беспокойства становится плохой сон ребёнка. Привезя малыша из роддома, они замечают, что их не спит ночью. Что делать в этом случае? Ни в коем случае не предпринимать никаких мер, не посоветовавшись с участковым педиатром или патронажной медсестрой!

Проблемы со сном ребёнка знакомы каждому родителю

Трудности со сном бывают в любом возрасте. У грудных детей они лишь в исключительных случаях связаны с функциональными расстройствами здоровья.

Не нужно пугаться того, что маленький ребенок не спит ночью. Что делать в таком случае в первую очередь? Разобраться, действительно ли он всё время бодрствует. Скорее всего, при ближайшем рассмотрении окажется, что страхи родителя преувеличены. Понаблюдав за малышом днём, можно понять, достаточно ли он отдыхает. Если он активен, любознателен, хорошо ест и не капризничает, значит, он высыпается. Несмотря на то что у каждого человека своя потребность в сне, дети в силу физиологических особенностей должны спать больше, чем их родители.

Разная продолжительность сна зависит от возраста и рациона питания

До года потребности в сне меняются очень быстро. Если в первый спит почти постоянно, делая лишь двадцатиминутные перерывы на кормление, то постепенно интервалы бодрствования увеличиваются. Грудные младенцы, имеющие возможность получать доступ к материнской груди в любое время, нередко производят впечатление никогда не спящих. На самом деле малыш может постоянно держать грудь и в это же время спать, просыпаясь лишь после того, как накопится новая порция молока. Он её высасывает и засыпает снова, пожёвывая сосок. Мать думает, что он не спит совсем, а он, напротив, спит почти всё время.

Вводя прикорм, родитель учит малыша насыщаться более крупными порциями, получать еду не так часто, как раньше. Поэтому постепенно интервалы бодрствования увеличиваются. Тогда становится понятнее, насколько отличается поведение ребёнка в разные часы суток - он играет погремушками, ловит свои ножки в забавных пинетках, пытается разговаривать (гулит) или тихо посапывает у маминой груди. Прежде чем впадать в панику и бежать к врачу с тревожным вопросом: «Месячный ребенок не спит ночью. Что делать?!», подумайте - может быть, ваш малыш восстанавливает силы, когда его прикладывают к груди? Чаще всего так и оказывается.

Как узнать, что беспокоит ребёнка?

Для того чтобы понять, что делать, чтобы ребенок хорошо спал ночью, нужно узнать, что может беспокоить малыша. Если у мамы отсутствует опыт обращения с маленькими детьми, то она будет испытывать большие трудности со своим первенцем, ведь сам он не умеет сказать, что ему мешает. Маме нужна помощь и поддержка. Её может оказать старшая родственница, подруга, у которой были такие же проблемы, и участковый врач.

Когда малыш не спит, кричит, беспокойно двигается - значит, ему плохо. Нужно что-то предпринять. Энциклопедические справочники молодых мам и ресурсы интернета нередко оказываются очень хорошими помощниками, если нет возможности побеседовать с компетентным человеком. Из них можно узнать правила гигиены для детей разного возраста, выяснить возможные причины плача новорождённых, а также найти советы, что делать, чтоб ребенок спал ночью, хорошо кушал днём и т. д.

Продолжительность ежедневного сна зависит от возраста младенца. Новорождённый спит по восемнадцать часов в сутки, просыпаясь только для того, чтобы попитаться. До года каждые два месяца необходимое количество сна сокращается на час. Нужно понимать, что процесс этот последовательный. Только в первые три месяца изменения, происходящие с ребёнком, видны сразу. В это время он мало зависит от внешних факторов. Он только ест, спит, испражняется и массу сил тратит на привыкание к новой для него реальность вне маминого живота.

Опрелости - причина беспокойного поведения

Подрастая, ребёнок начинает более активно реагировать на окружающее. Новая еда, новые впечатления от игрушек и людей, перемена погоды (скачки атмосферного давления), - всё это существенно влияет на самочувствие малыша. Не умея сказать словами, что его расстраивает, он имеет возможность донести информацию до родителей лишь несколькими способами.

В первую очередь это настроение малыша. Если он капризничает, вяло реагирует на ваши попытки поиграть с ним, резко вскрикивает, совершает не вполне адекватные движения, некоторые родители полагают, что пришло время пересмотреть режим его питания, сна и бодрствования. При несбалансированном режиме ребенок очень плохо спит ночью. Что делать в первую очередь? Прежде чем менять рацион питания и распорядок дня, проверьте, не появились ли у него между складками кожи, в паху, в районе ануса опрелости от подгузников или от слишком тёплой одежды. В большинстве случаев это срабатывает, ведь даже небольшие покраснения причиняют ребёнку боль. Малыша надо искупать в тёплой воде с отваром череды, воспалённые места смазать облепиховым маслом или специальной детской мазью и больше не укутывать слишком туго. В очень тёплом помещении можно дать ему побыть в кроватке без одежды. В дальнейшем надо очень тщательно следить за свежестью белья и вовремя менять пелёнки и подгузники.

Налаживая сон ребёнка, мы выстраиваем будущие отношения в семье

Если проблемы опрелостей у вашего малыша нет, но из-за непродуманного режима ребенок очень плохо спит ночью, что делать, чтобы приучить его к удобному и более взрослому распорядку дня?

Очень полезно перед сном делать получасовую прогулку по свежему воздуху. Комнату, где спит младенец, необходимо утром и вечером проветривать. Плохой сон часто является следствием кислородного голодания. В детской спальне рекомендуется установить ионизатор воздуха и аквариум с рыбками. В этой комнате лучше не заниматься дневными играми. Вся её обстановка должна создавать ощущение покоя, расслабленности и сна. Даже если количество комнат в квартире не позволяет отвести несколько из них под отдельные спальни для каждого члена семьи, то при появлении маленького ребёнка одна из комнат должна стать общим для него и его родителей оазисом тишины, свежести и покоя. Пусть в ней спят мама, папа и ребёнок. Как известно, вместе с родителями дети спят лучше и крепче. Их не мучают ночные страхи - они не испытывают чувства одиночества и покинутости. Кроме того, ежедневный ритуал, совершаемый перед тем, как отойти ко сну, имеет большое значение.

Молодые родители во все времена и во всех точках мира при воспитании детей всегда сталкивались с одними и теми же проблемами: новорождённый, годовалый, или более старшего возраста ребенок не спит ночью. Что делать? Понятно, что здоровый малыш с удовольствием будет спать или дремать под боком у мамы, папы, бабушки или дедушки, но постоянно быть при нём невозможно. А он чутко отслеживает все попытки несчастных родителей тихонько покинуть комнату. Современным мамам и папам в этом смысле гораздо лучше, чем их предшественникам. Им большую помощь оказывает электронная техника. У них есть возможность подключить к гаджету наушники и посмотреть фильм, поиграть в компьютерную игру, почитать интересный интернет-журнал или книгу, пока малыш засыпает. Этим надо пользоваться. В прошлые времена детям давали соски, пропитанные успокаивающими снадобьями, в частности маковым отваром, спиртовыми настойками и пр. Ведь укладываться в восемь-девять часов взрослому человеку рано, а малыш не хочет быть один.

Важно не переусердствовать с электронными помощниками. Живое общение с ребёнком имеет огромное значение как для его развития, так и для отношений внутри семьи в будущем. Кроме того, оно необходимо для прививания навыков коммуникации, без которых во взрослой жизни очень нелегко. Если годовалый что делать, чтобы это не стало причиной хронического недосыпания его родителей? Кормить, высаживать на горшок, играть и общаться с малышом при каждом его пробуждении для работающих родителей очень непросто. Малыша рано или поздно всё равно придётся приучить к тому, что люди ночью спят, а бодрствуют, играют и общаются днём. Так уж в нашем мире заведено.

Как подготовиться ко сну

Помогут это сделать тихие расслабляющие игры, например укладывание кукол и плюшевых мишек. Вечерние занятия не должны напрягать внимание. Интенсивные развивающие занятия следует оставить для дневного времени. Плазменные или жидкокристаллические экраны также следует исключить. Надо сказать, что созерцание картинок (фильмов, аниме и пр.) с электронных носителей отрицательно сказывается на психосоматическом развитии детей. Лучше почитайте ему книжку или расскажите сказку. Это успокоит нервную систему и настроит на отдых.

Растения помогут расслабиться

Фитотерапия - незаменимый помощник при трудностях с засыпанием. Очень расслабляют ванны с экстрактами ромашки, пустырника, мяты или мелиссы, отварами коры дуба, хвои сосны, кедра, пихты и пр. Вечерний чай с ромашкой, липой, малиной, пустырником или сбор этих трав полезно пить за полчаса до сна, после купания. Подушка с нераспустившимися шишками сухого хмеля подарит крепкий и здоровый сон как ребёнку, так и его родителям.

Благотворное влияние домашних животных

На детей успокаивающее действие оказывают занятия с домашними животными. Если это аквариум с рыбками, то их можно покормить, посмотреть, как они плавают, поговорить об этом, послушать журчание воды. Уложив дитя в кровать, предложите ему понаблюдать за обитателями водного мира. Аквариум, освещённый слабым светом - прекрасное успокаивающее средство, воздействующее на психику невербально, лишь посредством визуального контакта.

Перед сном очень умиротворяюще на перевозбуждённого подвижными играми ребёнка окажет и занятие с хомячками, кроликом, собакой или кошкой. Этих пушистых животных можно погладить, покормить, посмотреть, как они возятся. Урчание кота усыпит даже самого шустрого малыша. Присутствие в доме животного, даже рептилии, вроде водной черепахи или медлительной игуаны, экзотического насекомого или птицы всегда успокаивает. Ваш ребенок не хочет спать ночью? Что делать? Заведите домашнее животное. Только старайтесь особенно тщательно следить за соблюдением правил гигиены.

Успокойтесь и возьмите себя в руки, прежде чем ломать голову, как усыпить чадо и в который раз задавать вопрос: «Что делать?» Ребенок не спит ночью, если он голоден, перевозбуждён или у него что-то болит. Детские страхи тайных чудовищ - это выдумка. Малыши не знают о них ничего до тех пор, пока не увидят по телевизору или иному гаджету. Вы ведь не развлекаете своего грудничка ужастиками?

Прорезывание зубов - частая причина бессонницы

Вы накормили своего карапуза, погладили его по голове, спинке или животику и всё-таки ваш грудной ребенок плохо спит ночью. Что делать в этой ситуации? Измерьте ему температуру. Возможно, он заболел. С детьми, находящимися на грудном вскармливании и изолированными от внешних инфекций, это случается крайне редко. Чаще всего повышение температуры свидетельствует о прорезывании зубов. В этой ситуации у малыша увеличивается слюноотделение, он пытается что-нибудь взять в рот, резко кричит. Материнская грудь для него - самое лучшее успокаивающее и обезболивающее средство. В некоторых случаях можно использовать обезболивающий гель, предназначенный для смазывания дёсен, но его можно давать только после консультации с педиатром. Когда месячный ребенок не спит ночью, что делать, подскажет тот же врач.

Если болит животик, малыш не может спокойно спать

В младенческом возрасте дети часто страдают от колик или газов. Облегчить состояние и освободить кишечник поможет тоненькая трубочка, вставленная в анус. Она должна быть полой и иметь гладкие края. Проще всего воспользоваться пластмассовым наконечником от маленькой детской спринцовки.

Страдающий от колик новорожденный ребенок не спит ночью. Что делать родителям, если они боятся самостоятельно отвести газы при помощи трубочки? Положите младенца на спинку, на животик поместите мягкую пелёнку и погладьте животик ладонью по часовой стрелке. Начинайте с маленького круга вокруг пупка и постепенно по спирали увеличивайте диаметр.

Может помочь сгибание и разгибание ножек в коленях. Это упражнение известно под названием «велосипед». Уложите ребёнка на спинку и сделайте несколько движений его ножками. Должно помочь.

Что делать - ребенок не спит ночью после кормления? В этом случае ему требуется отрыгнуть воздух. Часто новорождённые малыши, не умея правильно сосать, заглатывают много воздуха. Это вызывает у них чувство дискомфорта. Возьмите дитя на руки, держите его вертикально, слегка прижав к себе. Погладьте по спинке. Как только он срыгнёт, ему станет легче и он сможет уснуть.

Прививки создают кратковременные проблемы, но без них не обойтись

Что делать - ребенок не спит ночью после прививки? Это обычная ситуация. Бояться здесь нечего. Нужно просто переждать. У большинства детей после этой процедуры повышается температура, они становятся беспокойными, много кричат. Больше времени носите малыша на руках, оберегайте от резких перепадов температуры, пару дней не ходите с ним гулять на улицу. Прививка - тяжёлое испытание для крохотного человека, но она необходима. Некоторые родители совершают ошибку, отказываясь прививать своё чадо от полиомиелита, свинки, краснухи и прочих болезней. Хороший врач не отправит его на прививку, если он слишком слаб или есть угроза здоровью.

Лекарственные средства

Самолечение недопустимо! Есть вполне безопасные средства, которые можно давать, если возник вопрос: «Что делать ребенок - не спит ночью?», но и их следует принимать только с разрешения педиатра.

Многим известен часто выручающий родителей глицин. Он оказывает слабо выраженное седативное и транквилизирующее действия. Снимая психоэмоциональное напряжение, глицин облегчает засыпание и нормализует сон. Одной таблетки за полчаса до сна вполне достаточно.

"Санасон" и "Персен" также являются безвредными седативными препаратами. Они сделаны на основе лекарственных трав, но без согласия врача их давать здоровому ребёнку нельзя. Они содержат экстракт корней валерианы, а это растение способно спровоцировать аллергическую реакцию.

Во время прорезывания зубов организм ребёнка остро нуждается в дополнительном кальции. Его недостаток проявляется в повышенной нервной и психо-эмоциональной возбудимости. Попросите своего педиатра выписать вам соответствующий препарат.

Ещё одно безопасное средство - раствор В настоящее время его редко выписывают, потому что он делается на заказ по индивидуальному рецепту.