Консультация для воспитателей

«Общение педагога с родителями»

План:

  1. Проблемы взаимодействия
  1. Сферы возникновения трудностей во взаимоотношений;
  2. Представление об идеальном воспитателе и идеальном родителе у воспитателей и родителей;
  3. Представление родителей и педагогов о важности семейного и общественного воспитания.
  1. Приоритетное направление работы;
  2. Позиции общения.
  1. Рекомендации по организации взаимодействия.

Семьи, в которых проживают и воспитываются дети, посещающие дошкольные образовательные учреждения, довольно неоднородны, что проявляется в социально – экономических условиях жизни семьи, в образовательном уровне современных родителей, в их информированности по проблемам воспитания.

Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными (хорошо одеваются, разнообразие в еде, много игрушек), где женина одновременно мать и бизнесвумен, внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным. Таких детей воспитывают бабушки и дедушки или гувернантки. Из-за этого такие дети постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждение.

В семьях, где муж способен материально обеспечить семью, он практически не принимает участия в воспитании ребенка. Матери в таких семьях чаще всего домохозяйки. Они по – разному подходят к воспитанию ребенка. Если мать больше занята собой, происходит полное устранение от вопросов, связанных с личностным развитием ребенка. Для других воспитание ребенка является единственным способом саморегуляции. Чрезмерная опека приобретает уродливые формы и отрицательно влияет на здоровье и развитие ребенка.

В семьях с низким достатком существуют другие трудности. эти люди чаще всего остаются верными своему профессиональному выбору и ищут иные источники дохода. Такие родители характеризуются повышенным уровнем тревожности, связанным с нереализованными потребностями из – за нехватки денег. Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у них ограниченное количество игр и игрушек. Их родители не могут посещать мероприятия, проводить отпуск.

  1. Сопоставим сферы в которых родители и воспитатели хотят получить помощь друг от друга.

А. перспективы развития и обучения ребенка (подготовка к школе, интеллектуальное развитие ребенка, дети левши и др.)

Б. ситуативные поводы, связанные с поведением и обучением ребенка (чем ребенок занимался, как кушал, как спал и др.)

В. Организационные поводы (оплата за посещение, выучить стихотворение, помощь по группе и др.)

Основные поводы: - ситуативные

Организационные

Гораздо реже они взаимодействуют по поводу перспектив развития и обучения ребенка, а так же вопросов, выходящих за пределы того, как ребенок провел день в детском саду.

  1. Многие родители заинтересованы в воспитании ребенка, что он им не безразличен, и то же самое можно сказать и о воспитателях, то есть отчуждение ребенка от семьи и детского сада нельзя считать причиной трудностей во взаимодействии родителей и педагогического коллектива ДОУ.

Хотя обе стороны заинтересованы в детях, в их воспитании, они не представляют это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества. Отсутствие стремления к сотрудничеству может быть может быть связано с различным представлением о важности воспитательных функций, выполняемых другой взаимодействующей стороной, и стремление взять все воспитание и обучение ребенка на себя каждой из взаимодействующих сторон.

Таким образом, можно предположить, что, с одной стороны, семья недооценивает роль дошкольного учреждения в процессе воспитания ребенка, а с другой стороны – педагогический коллектив дошкольного учреждения недооценивает роль семьи.

  1. Воспитатели оценивают важность почти всех воспитательных функций семьи ниже, чем воспитательных функций детского сада (готовность к школе, развитие дисциплины, общение со сверстниками).

Родители более высоко оценивают роль детского сада по сравнению с семьей в таких сферах, как подготовка к школе и общение со сверстниками. В остальных сферах оценка родителями воспитательных функций семьи и детского сада приблизительно одинаковы.

Исключением является только индивидуальное развитие ребенка. Важность семьи в выполнении этой функции родители и педагоги оценивают одинаково высоко. Воспитательные функции детского сада и семьи родители оценивают выше, чем воспитателя.

  1. Взаимодействие педагога и родителей.
  1. Работа с семьей, ее привлечение к жизни детских групп, выращивание общности, возникшей в первые же дни между родителями и педагогами – одно из самых приоритетных направлений в работе педагогического коллектива. Пока не сложилась это общность, родители и педагоги чувствуют себя не столько единомышленниками и сотрудниками, сколько оппонентами, находящимися по разные стороны своеобразной баррикады, которую нередко обозначает входная дверь в группу. Дети рано усваивают, что одно годится для детского сада, а другое только для дома, что в одном из этих мест можно позволить себе то, о чем в другом и подумать страшно.

Для того, чтобы мама захотела выяснить с педагогом действительно волнующий её вопрос, обсудить с ним свои семейные сложности, нужно, чтобы она доверяла ему как специалисту, обладающему знаниями, которых у нее нет, и личностно как тактичному и доброжелательному человеку, который ни при каких обстоятельствах не злоупотребит ее доверием. Завоевать такой авторитет нелегко.

Для того, чтобы создать такую общность, необходима специальная целенаправленная работа, в которой используются самые разные формы общения. Важен характер семьи (их состав, внутрисемейные отношения, культурный уровень, материальный достаток и т.д.). С другой стороны важны личные и профессиональные особенности педагогов, которые строят общение с семьей. Как выглядит педагог – скромный и застенчивый человек, не уверенный в себе, или мягким, но уверенным, излишне самоуверенным, всегда имеющим на все готовый ответ.

  1. Например, для того, чтобы мама ребенка уверилась в том, что воспитателю действительно небезразличны проблемы ее сына или дочки, воспитатель должен войти в ее, мамин смысловой контекст. Нужно внимательно выслушать или тактично расспросить ее, воздерживаясь от оценочных высказываний, как бы принять на время точку зрения рассказчика. Вполне возможно, что, только основательно вникнув, воспитателю удастся разглядеть в том, что на первый взгляд казалось ему неприемлемым, свою правоту, а вместе с ней и возможные пути выхода. Это использование позиции «снизу» в общении с мамой ребенка. В это время общность между родителями и педагогом налаживается почти автоматически, после такого предметного общения им будет гораздо легче обсуждать любые проблемы ребенка и его семьи.

Позиция «сверху». Педагог, видя суть проблем развития ребенка и пути их разрешения, обладая при этом в глазах родителей определенным авторитетом, может в процессе беседы с ними разъяснить им их ошибки, предложить изменить меры воздействия на ребенка, а так же конкретные приемы и способы взаимодействия с ним.

Но совершенно ясно, что для того, чтобы родители приняли эти советы, нужно обязательно сохранять в качестве основного тона личностного взаимодействия позицию «рядом», «вместе». Утеря ее грозит невозможностью влиять на мнение и поведение родителей в отношении ребенка.

  1. Рекомендации по организации взаимодействия:

Формы работы: беседы, консультации, лекции, собрания, родительские семинары. Важным условием для построения полноценного общения педагогов и родителей является принципиальная открытость детских групп для родителей, которые могут в любое удобное для них время приходить туда, участвовать в их жизни, общаться с детьми и педагогами.

Празднование дней рождений и именин, еженедельные пятничные «чаи» в каждой группе, на которых родителям рассказывают и показывают все, что произошло в группе за неделю, и участие родителей во всяких событиях и праздниках и их помощь в подготовке и проведении таких событий.

Регулярно сообщать родителям даже о незначительных достижениях ребенка, показывая его поделки, обращая внимание на их достоинства, воспитатель приучает родителей следить за успехами ребенка, правильно реагировать на них.

Регулярно предоставлять информацию о содержании учебных занятий и достижениях детей. Воспитатель помогает родителям быть внимательными к интеллектуальному развитию детей, осознать свою роль в этом процессе.

Жалуясь на плохое поведение ребенка, воспитатель мешает установлению доброжелательных отношений между родителями и детьми.

Сводя общение с родителями до минимума, сообщая лишь об административно – хозяйственных нуждах, воспитатель не может расположить их к диалогу и сотрудничеству и тем самым, в конце концов, лишает учреждение родительской поддержки. Кроме того, у родителей складывается мнение, что они нужны только для «поборов» и «черной работы».

Избегая общения с родителями, воспитатель вызывает настороженность со стороны родителей и провоцирует агрессивность по отношению к ДОУ.


Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера» . Общение – это сложный процесс установления и развития контактов между людьми. Потребность в общении, потребность человека в человеке В.А. Сухомлинский назвал самой неискоренимой и самой человечной. Умение общаться дается человеку от природы или этому необходимо учиться? Конечно же, навыкам общения люди обучаются всю жизнь.

Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми, в большей степени зависит от умения его общаться. При этом ведущая роль в общении педагога и родителей принадлежит педагогу, так как он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями». Практически у каждого педагога найдется масса примеров, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов воспитателя - «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, другие начинают обвинять педагога во всех возникших проблемах и т.д. Поэтому педагогу важно знать структуру, стили общения, уметь находить выход из конфликтных ситуаций. В педагогической практике именно общение является важнейшим фактором профессионального успеха. По мнению М.И. Скаткина «Высокая техника педагогического общения - не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

В процессе взаимодействия друг с другом важным оказывается все: что мы говорим, как мы говорим, каким образом воспринимаем информацию партнера по общению. Поэтому первое и необходимое условие успешности взаимодействия педагога с родителями - это знание структуры общения.

Психологи выделяют три cоставляющие общения:

Первая составляющая включает в себя восприятие человека человеком, в процессе общения.

Вторая составляющая представляет собой процесс передачи информации: обмен мнениями, сведениями, желаниями - это то, что мы говорим.

Третья составляющая подразумевает организацию совместной деятельности, взаимодействия в разговоре (как мы говорим, какие цели преследуем), которое может выражаться в давлении, уклонении, пассивности одного из партнеров.

Говоря об общении, необходимо уделить внимание самопрезентации педагога. Мы еще не успели ничего сказать, а мнение о нас уже сформировано, в соответствии с впечатлением, которое мы произвели на собеседника. Наш внешний вид: одежда, прическа, походка и многое другое подсказали родителям в какой манере с нами общаться. Поэтому очень важно для педагога преподнести себя: быть аккуратно одетым, в чистой обуви, чтобы это были туфли, а не мягкие тапочки без задников. Ведь родители, как и педагоги, «считывают» информацию с его внешнего облика, подстраиваются под определенное состояние собеседника. В это время педагог может уловить настроение родителя, отношение к себе, нащупать нужный тон, создать атмосферу делового взаимодействия. Как правило, учителя в школе достаточно серьезно относятся к своему облику, а вот воспитатели детских садов почему-то считают, что нет смысла стараться хорошо выглядеть и быть аккуратным, поскольку дети слишком малы и ничего не понимают. К сожалению, это ошибочное мнение, именно работники детского сада должны уделять особое внимание своему внешнему виду, которое является одним из факторов формирования внутренней культуры ребенка.

Следующий этап общения - речевое общение. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное речевое сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. В.Н. Куницина в своей книге «Межличностное общение», приводит принципы построения речевой коммуникации. Они могут быть представлены в виде схемы.

Принципы построения коммуникации

В случае возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения.

Для того чтобы вовлечь партнера по общению в контакт, необходимо сделать самые первые минуты удивительными, неожиданными, яркими, создать положительный эмоциональный настрой, А. Ф. Кони советует в начале беседы использовать «зацепляющие» крючки. Это может быть что-нибудь из жизни, какой-нибудь парадокс, неожиданный вопрос. «Зацепили крючком», и что дальше, успех гарантирован?

Эффективность и успех общения педагога с родителями будет зависеть и от стиля общения.

Первое экспериментальное исследование стилей общения было проведено в 1938 году немецким психологом Куртом Левином. В этой работе он указывает на то, что у каждого человека свой, характерный только для него, стиль общения с людьми. Он несколько изменяется в зависимости от партнёра и характера деятельности, но при этом сохраняя свои сущностные черты и свою уникальность. Стиль общения отражает специфику взаимоотношений между людьми, многообразную и в то же время неповторимую сущность личностей, включённых в диалог.

В наши дни выделяют много стилей общения , мы остановимся на основных:

Совместное творчество

В основе совместного творчества лежит единство высокого профессионализма педагога и его этических установок. Деятельностно-диалоговая схема этого общения ставит педагога и родителя в паритетное положение, когда ставятся общие цели и совместными усилиями находятся решения. В этом стиле, как на фотопленке, проявляются все личностные качества обеих сторон. Увлеченность общим делом – источник дружественности и одновременно дружественность, помноженная на заинтересованность, рождает совместный увлеченный поиск.

Согласно авторитарному стилю педагог все решения принимает единолично, отдает приказы, делает указания. При авторитарном стиле общения, решения принимаются педагогом и поступают родителям в виде директив, поэтому этот стиль часто называют директивным. В этом случае, по мнению педагога, его директивы не подлежат обсуждению, их надлежит неоспоримо выполнять.

Попустительский стиль

Характерной чертой попустительского стиля общения является незначительная активность педагога, проблемы с родителями обсуждаются формально. Педагог подвергается различным влияниям, не проявляет инициативы в совместной деятельности с родителями, часто не желает или не способен сам принимать решения, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей и указаний администрации.

Стиль - дистанция

Без соблюдения дистанции педагогическое общение может скатиться к панибратско-снисходительным отношениям. Дистанция выступает как показатель ведущей роли педагога. Популярность этого стиля общения заключается в том, что начинающие педагоги нередко считают, что общение - дистанция помогает им сразу же утвердить себя как педагога, и поэтому они используют этот стиль в известной мере как средство самоутверждения. Но, использование этого стиля общения, в большинстве случаев, ведет к педагогическим неудачам, поэтому следует выбрать разумный диапазон его применения. Общение - дистанция в известной степени является переходным этапом к такой негативной форме общения, как общение-устрашение.

Стиль - устрашение

Этот стиль искусственно ставит партнера в зависимое положение, вызывая у того негативное отношение к противоположной стороне. Процесс общения оказывается жестко регламентированным, загнанным в формально-официальные рамки. Между общающимися возводится незримый барьер отчуждения.

Стиль - заигрывание

По существу, тип общения–заигрывания отвечает стремлению завоевать ложный, дешевый авторитет у родителей, что противоречит требованиям педагогической этики. Им часто пользуются молодые педагоги, чтобы быстро установить контакт с родителями, понравиться им, это вызвано отсутствием необходимой общепедагогической и коммуникативной культуры, умений и навыков педагогического общения, опыта профессиональной коммуникативной деятельности.

Менторский стиль

Менторский стиль общения появляется в случае, когда один из партнеров (чаще всего это бывает лицо, считающее себя "бывалым" человеком) добровольно или непреднамеренно принимает на себя роль наставника. Назидательно-покровительственный тон присутствует не только в диалоге, но и во всем его внешнем облике.

По мнению Г.Б. Мониной , эффективной техникой общения является использование стилей «адвокат» и «прокурор».

Родители просят совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами, интересуются поведением и успехами ребенка;

Родители предъявляют ребенку завышенные требования и ждут от него слишком высоких результатов;

Педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке. Разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке хорошее, а затем переходить к неприятным моментам. О проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника, человека, который искренне хочет помочь ребенку и родителям.

Педагоги со стажем часто жалуются на то, что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо», «правильно» и «неправильно», в результате чего появляется некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию доброжелательной атмосферы, т.к. собеседник боится открыто заявить о своей позиции, а негативная информация о ребенке, высказанная в критичном стиле о его поведении, часто воспринимается родителями болезненно, иногда даже агрессивно, перерастая в конфликт.

Во избежание углубления и расширения конфликтной ситуации педагогу необходимо выбрать нужный стиль общения, грамотно построить стратегию поведения. Конфликт «педагог-родитель», как правило, предполагает протекание его по типу «начальник-подчиненный», что и обуславливает поведение воспитателя как обвинительной стороны. И если раньше такое положение устраивало обе стороны, то в настоящее время родители, обладая определенными знаниями и опытом в области психологии, стремятся не допустить давления на себя со стороны работников детского сада.

Как бы нам ни хотелось этого, едва ли возможно представить и тем более осуществить совершенно бесконфликтное взаимодействие между людьми. Иногда даже важнее не избежать конфликта, а грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации и привести стороны к конструктивному соглашению. К.Томас предложил способы регулирования конфликтов. Они представлены в табл.1

Табл. 1 Способы регулирования конфликтов

№п/п Стиль поведения Сущность стратегии Недостатки
1 Соревнование

(конкуренция)

Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому объекту общения Исход конфликта очень важен.

Эффективен, когда человек обладает определенной властью: он знает, что его решение правильно и имеет возможность настаивать на нем.

При поражении-неудовлетворенность, при победе - чувство вины, непопулярность, испорченные отношения.
2 Уклонение Уход или отсрочка решения конфликта, «бегство» от ответственности. Исход не важен. Отстранение от решения конфликта, чтобы заняться им позже, быть более подготовленным к нему. Не тратить силы на его решение, когда положение безнадежно. Переход конфликта в скрытую форму.
№п/п Стиль поведения Сущность стратегии Условия эффективного применения Недостатки
3 Приспособление Сглаживание разногласий за счет собственных интересов, действуя совместно с другими. Предмет разногласия более важен для другого. Желание сохранить мир. Вы не можете одержать верх, поскольку другой человек обладает большей властью. Вы уступаете в чем-то важном для себя. Другой человек не оценит Вашу уступку, воспримет ее за должное.
4 Компромисс Поиск решения за счет взаимных уступок Компромисс позволяет Вам сохранить взаимоотношения и Вы согласны получить хоть что-то, чем все потерять, можно воспользоваться кратковременной выгодой. Получение только половины ожидаемого. Причины конфликта полностью не устранены
5 Сотрудничество Совместный поиск разрешения конфликта, удовлетворяющего всех участников Решение проблемы важно обеим сторонам. Есть время поработать над возникшей проблемой. Четкое понимание точки зрения другого. Желание сохранить отношения Временные и энергетические затраты. Не гарантированность успеха

По мнению Л.Б. Невалина, можно придерживаться следующих рекомендаций, если вы вынуждены участвовать в споре:

Не быть предвзятыми, даже при разных взглядах выявить хоть одну общую точку зрения.

Не давать втянуть себя в пустую словесную перепалку.

Не терять самообладания; бестактность, брань-признак слабости и отсутствие аргументов.

Опираться на факты и логику.

Быть лаконичным.

Прогнозировать последствия своих слов.

Не боятся критики в свой адрес, так как она помогает увидеть свои слабые места.

Уметь признать свою ошибку.

Избегать нечестных приемов в споре.

Не попадаться на удочку комплиментов.

Перечисленные предложенные Л.Б. Невалиным варианты не исчерпывают всего многообразия выработанных в длительной практике стилей общения. Они могут дать самые неожиданные эффекты, устанавливающие или разрушающие взаимодействие партнеров при общении и находятся, как правило, эмпирическим путем. При этом найденный и приемлемый стиль общения одного педагога оказывается совершенно непригодным для другого. В стиле общения ярко проявляется индивидуальность личности каждого, и педагогов, и родителей.

Конструктивное общение между педагогом и родителями возможно при наличии общих установок понимания цели, направленной на успешное воспитание ребенка.

Можно ли сказать, что использование различных приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так. Особенности характера родителя, его прошлый опыт, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с педагогом. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата. Однако, в большинстве случаев, если педагог постарается действовать продуманно и осознанно, выберет нужный стиль общения, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.

Примечание:

А.Б.Добрович «Воспитателю о психологии и психогигиене общения» 1987.

Г.Б.Монина, Е.К.Лютова-Робертс «Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители)» 2007.

К.Томас цитирован Н.В.Гришиной в кн. «Психические состояния» 1981.

Одной из современных проблем дошкольного образования является общение педагога с родителями. Профессия воспитателя ДОУ крайне важна, ведь он должен объяснять в процессе общения ребенку его положение в обществе, помогать и поддерживать при необходимости, обозначить моральные нормы. В какой-то степени педагог даже помогает поддержать отношения в семье.

Существуют различные формы общения воспитателя с ребенком и его родителями в ДОУ. При этом могут периодически возникать типичные трудности, которые необходимо устранять. Разумеется, у взрослых людей есть свой набор черт характера, бывает плохое и хорошее настроение, проблемы в различных сферах жизни, непонимание принципов этики. Но они должны соблюдать определенные правила общения во благо ребенка и для сохранения между собой ровной атмосферы.

Большая миссия

Эффективное общение педагога с родителями должно носить положительный характер, отвечать законам этики. Если воспитатель ДОУ позволяет себе в отношении них требовательный тон или, не дай Бог, крики, то это его открывает далеко не с самой лучше стороны. Вполне можно поговорить спокойно, объяснить сложившуюся ситуацию, подсказать типичные пути решения трудностей или серьезных проблем воспитанников, если они есть. Приветливым, доброжелательным должен быть педагог и в общении с детьми, и с другими членами семьи. Зачастую деток забирают бабушки, тети, сестры, знакомые – обязательно убедитесь, что человеку можно доверять, посмотрите на реакцию ребенка на забирающего его человека.

Компетентность педагога действительно крайне важна, ведь в его обязанности входит:

  • налаживание общения с членами семьи каждого своего воспитанника и обучающегося, если речь идет о подготовительной группе;
  • оказание всевозможной поддержки, проведение типичных консультаций по воспитанию ребенка;
  • инициатива в объединении усилий воспитателя и родителей для того, чтобы ребенок обрел все навыки, необходимые ему для поступления в школу и дальнейшей жизни;

Не обойтись в данной профессии без чисто человеческого понимания. Важно уметь подстраиваться под настроение другого человека, где-то приободрить, где-то посочувствовать. Общение — главный инструмент в отношениях с людьми.

Если планируется проведение каких-либо семинаров с родителями воспитанников ДОУ, то педагоги должны тщательно подготовиться к мероприятию, разместить информацию на . Необходимо продумать стиль своего общения, подобрать типичную информацию, которая будет интересна и полезна взрослым. Помните, что у родителей нет педагогического образования — они могут не понимать психологию своей дочери или сына, поэтому важно доходчиво объяснить им различные особенности их ребенка. Это в будущем поможет контролировать дисциплину и устанавливать правил в распорядке дня для уже обучающихся в младших классах.

Общение педагога с родителями: памятка воспитателям ДОУ

Существует несколько простых правил, которым стоит следовать при общении с родителями:

  1. Не осуждайте. Часто педагоги совершают ошибку, обвиняя родителей в том, что они самостоятельно не воспитывают своих детей. Поверьте, если семья благополучная, то они стараются уделять малышу максимум своего времени. Другое дело — если имеются проблемы. Общение педагога с родителями должно сводиться к получению максимального понимания при минимизации ненужных советов и взаимных упреков. Первым делом определите форму общения, пусть она будет индивидуальная с каждым родителем в ДОУ.
  2. Высказывания в духе «Я бы на вашем месте…» крайне редко приводят к установлению доброжелательных отношений между родителями и педагогами. От них лучше вовсе воздержаться.
  3. Не пытайтесь выведать у взрослых то, что не касается их педагогического процесса внутри семьи. Это не этично и не корректно. Трудности в семье могут случаться в силу разных причин. Если только вы замечаете на ребенке регулярные следы побоев, он сам вам жалуется, у него нетипичный гардероб в холодное время года, то можно пообщаться с родителями или обратиться к органам опеки с тревожным сигналом.
  4. Разумеется, нельзя выносить все проблемы и трудности из стен ДОУ. Исключение составляют вышеупомянутые случаи, когда необходимо обращение в полицию или органы опеки. Помните, от этого зависит будущее и здоровье ваших воспитанников.
  5. Поверьте, конфликта можно избежать, если захотеть этого. Все мы люди — неужели не найдем общий язык? Старайтесь быть терпимее, сдержаннее, этичнее, менее эмоциональными, ведь вы носите высокий статус педагога ДОУ — на вас в каком-то смысле лежит ответственность за психологическое состояние воспитанников, а также обучающихся в подготовительных кружках. Используйте свои человеческие качества как главный аргумент в общении.

Постарайтесь держать себя в руках даже в самых сложных ситуациях и самых больших трудностях. Люди бывают разные, порой родителям приходится решать не только проблему своего ребенка, но и конфликтные ситуации, возникающие с его сверстниками, на работе, в личной жизни, в обществе или даже политике. В данной ситуации вы становитесь посредником, несете определенную ответственность — от правильного общения зависит очень многое. Терпения вам и сил, уважаемые педагоги!

МОУ « Медновская» СОШ

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает
общение с родителями учащихся.
Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему
важно обладать разносторонней информацией об особенностях домашней
жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере
взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам
своих детей в школе, кружке, спортивной секции.
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием
и взаимными претензиями.
Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или
отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя,
возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению
желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же
ребенка.
Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и
другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование
детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей
такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их
судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для учителя
является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя
профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами
взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей
должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и
повышение авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе
классного руководителя, так как это может быть источником обид,
раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после
категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная
норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и
формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение,
единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в
том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности,
требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям
родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и
активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и
начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют
педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и
ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость
неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель
– лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться
интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или
невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный
руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют
сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями
ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным,
доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение
добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем
воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные
стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие
личности. Формирование характера воспитанника не обходится без
трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как
проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия,
неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности
педагога.
Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы
родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и
умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо
продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего
специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе учителя;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе учителя должны
учитываться:

сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему
необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать
возможность высказаться им.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную
информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший
мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а
сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной
стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и
доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у
педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений,
начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный,
невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать
рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный,
опрятный, но неорганизованный». Переходить к нелицеприятным фактам
лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю
Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)»
или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за
этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а
на пути преодоления нежелательных проявлений.
Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей
относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение
«Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству
к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно
оно делает разговор беседой, диалогом.
От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое
сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он,
используя приемы активного слушания, может узнать много важного и
необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим
видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по
поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…»,
«Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия
предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и
способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если
родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию,
доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на
основе приема рефлексивного слушания­«резюмирования»: «Если теперь
подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего
сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени–
отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею,
проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

При проведении беседы учителем по инициативе родителей необходимо:
1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают
время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет
времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо
избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и
запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает
временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если
нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на
неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на
самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у
родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за
беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией,
что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе
ситуация может стать неуправляемой.
 Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я
вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь понять
Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный
характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными
фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень
обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью
убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные,

хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах
родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу
беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых
точек» родителя в области обучения его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе учителя.
При проведении родительского собрания
Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей.
Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд.
Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают
применение различных методов.
Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того,
чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им
было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью
информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей
нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но
еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление
слушателей.
Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.
Начало разговора.
 Главное требование – начало разговора должно быть кратким,
эффектным и четким по содержанию.
 Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3
предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально
спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
 Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но,
подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей,
которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах
родителей.
 Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало
встречи затянулось, возникли накладки и какие­то недоразумения.
Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так,
как планировалось.
Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в
позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в
глазах слушателей.

 Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе
внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не
напоминал урок.
 Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных
этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце
разговора нам с вами предстоит…».
 Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи.
Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по
ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей
сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.
Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего
монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске
или листе бумаги.
Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?
 Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем
кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место – учительский
стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они
бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
Если класс большой, придется стоять. Опять­таки – рядом со столом, время
от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет
управлять вниманием слушателей. Если вы говорите
очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам
стульев. При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и
осмыслить, отойдите к доске. Соотнесите голос с размерами помещения.
Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:
– повторение последних слов,
– модулирование акцентов при помощи голоса.
 Следите за паузами: они должны быть!
Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на
две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они
умеют думать. А думать лучше всего в паузах.
 Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно
транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.
При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна
соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт
ей.
Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые,
доброжелательные: движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и
многое другое, что вам хорошо известно.
 Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

 Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в
сторону.
 Четко определите тему и придерживайтесь ее.
И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл:
они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом,
поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и
четко.
Педагог­психолог: С.А.Лебедева.

Раткевич Татьяна Ивановна
воспитатель
ГБОУ школа №242

Типичное общение педагога с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Чаще всего это монолог педагога, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт между воспитателем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого педагогу необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители. Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому воспитателю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе педагога, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Но по роду своей деятельности педагог должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший воспитатель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Индивидуальное общение. При общении с родителями педагог должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями воспитатель должен хорошо продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически. Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе педагога;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе педагога должны учитываться постановка психологической цели. - Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?) При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.
· Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги! · Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. · Четко определите тему и придерживайтесь ее. · И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.