Конспект подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшей группы, по теме: «Развитие зрительного восприятия. Игрушки».

Конспект подгруппового занятия для дошкольников с нарушениями зрения.

Тема: «Развитие зрительного восприятия». Игрушки»

(Старшая группа.)

Цель: развитие зрительного восприятия.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

1) Закреплять знания воспитанников об игрушках, умение выделять и называть части из которых они состоят.

Коррекционно-развивающие:

1) Формировать целенаправленность, осмысленность зрительного рассматривания картинок с изображением игрушек;

2) Активизировать зрительные функции с помощью зрительной гимнастики;

3) Развивать зрительное внимание;

4) Совершенствовать умение различать наложенные изображения.

5) Развивать мелкую моторику;

6) Развивать зрительно-моторную координацию.

Коррекционно – воспитательные:

1) Воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к игрушкам. Поддерживать в детях стремление к самостоятельности, инициативности.

Оборудование: предметные картинки формата А5 «Игрушки» (матрёшка, кукла, плюшевый медведь, машинка, мяч, пирамидка); наложенные изображения (5 объектов); сетка; прищепки; иллюстрация Буратино; маркеры; мультифоры; картинки к игре « Игра в бинокль» (на каждого ребенка); карточки с оттенками цветов (в конвертах на каждого ребенка); схема выкладывания игрушки из геометрических фигур (на каждого ребенка); ориентир для зрительной гимнастики.

Ход занятия:

1) Организационный момент:

Дети встают в круг.

Учитель-дефектолог: - Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Сергеевна. Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга:

Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте!" друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет!" и "Добрый день!";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
– ДОБРОЕ УТРО!!!

Учитель-дефектолог: Проходите за столы, садитесь. Не забывайте, что нужно сидеть правильно, спину держать ровно.

Посмотрите ребята, к нам в гости пришел Буратино, и пришел он не с пустыми руками. Посмотрите, что нам принес Буратино! Это конверт, с интересными заданиями про игрушки. Только сам он их выполнить не смог. Давайте мы поможем Буратино!

Дети:- Давайте.

2) Основная часть:

Задание 1: Дидактическая игра «Загадки»

Учитель-дефектолог: Буратино очень любит отгадывать загадки. Только не всегда отгадывает их правильно. Он будет очень рад, если вы поможете ему правильно их угадать. Послушайте внимательно загадку. Узнайте, о каких игрушках говорит Буратино.

Педагог читает загадку.

Учитель-дефектолог: Арина, о какой игрушке говорит Буратино в загадке?

Арина: - Матрёшка

Учитель-дефектолог: Правильно! Арина, пройди за сетку, найди матрёшку.

Прикрепи её на сетку, чтобы всем ребятам было видно.

Загадки:

1) Ей меняю я наряды,

Спать кладу, гулять вожу,

Расчешу и если надо,

Бант красивый повяжу.

С чем же так играю я,

Подскажите-ка друзья? (Кукла)

2) Кто не ест душистый мёд

И в берлоге не живет?

Не умеет он реветь.

Это- плюшевый…. (медведь)

3) Есть кабинка, кузовок, Откидной на нём борток, Есть колёсики и шинки У игрушечной ... (Машинки) 4) Бьют его рукой и палкой -
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут.
( Мяч)

5) Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
6) Любит наряжаться свечка

А всего одна игрушка. В разноцветные колечки.
(Матрешка) Надевай скорее, ну же:

Снизу- шире, сверху - уже.

(Пирамидка)

Учитель-дефектолог: - Ребята, а что это такое? Как можно назвать одним словом?

Дети: -игрушки

Учитель-дефектолог: Молодцы ребята! Вы хорошо справились с загадками Буратино.

Задание 2: «Дидактическая игра «Найди игрушку» (наложенное изображение)

- Учитель-дефектолог: Ребята, наши игрушки любят играть в прятки. Буратино часто не может их найти! Мы ему сейчас поможем. Возьмите на краю стола картинку положите перед собой посмотрите внимательно, найдите и обведите ту игрушку, которая вам больше всего понравилась.

Учитель-дефектолог: -Саша, ты нашел свою игрушку?

Саша: -Да

Учитель-дефектолог: -Какая у тебя игрушка?

Саша: пирамидка.

Учитель-дефектолог: -Возьми маркер, обведи пирамидку по контуру.

Учитель-дефектолог:- Настя, какую игрушку ты будешь искать?

Настя:- матрёшку.

Учитель-дефектолог: Возьми маркер, обведи матрёшку по контуру.

Учитель-дефектолог: Вот видишь Буратино, какие ребята молодцы, нашли все игрушки.

Задание 3: Зрительная гимнастика « Игрушки»

Учитель-дефектолог: Теперь, ребята, наши с вами глаза немного отдохнут.

Дети выполняют зрительную гимнастику.

Зрительная гимнастика:

Посмотрите, в магазине Движения глазами влево - вправо,

Все игрушки на витрине: вверх- вниз за ориентиром

Заводные зайчики,

Куколки и мячики,

Пушистые котята,

Матрешки, медвежата.

Все на полочках сидят,

Поиграть они хотят. Сомкнуть веки,поморгать ( Проводится два раза )

Задание 4: Дидактическая игра « От темного, к светлому»

Учитель-дефектолог: -Ребята, игрушек бывает очень много и все они разного цвета. Буратино принес для вас мячики разных цветов (оттенков), чтобы вы с ними поиграли. Возьмите на краю стола карточки с мячиками, разложите их от самого темного к самому светлому. Справа – налево.

Учитель-дефектолог: Смотрите, наш гость немного устал. Давайте мы пройдем на ковер и тоже немного отдохнем.

Физминутка: «БУРАТИНО»

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

(Потянуться руками вверх, 2 раза нагнуться, развести руки в стороны, встать на носочки) Проводится 2 раза.

Учитель-дефектолог: А для того, чтобы помочь Буратино со следующим заданием, нужно подготовить наши пальчики.

Задание 5: Пальчиковая гимнастика: «Игрушки»

На большом диване в ряд

Куклы Катины сидят : кулачками.)

Два медведя, Буратино, (Загибают поочередно все пальчики.)

И веселый Чипполино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять. (Разгибают поочередно все пальчики .)

Помогаем нашей Кате (Попеременно хлопают в ладоши и стучат

Проводится два раза

Задание 6: Дидактическая игра «Выложи из геометрических фигур игрушку»

Учитель-дефектолог: - Ребята, посмотрите, Буратино ещё очень любит рисовать. Он пробовал нарисовать портрет своего друга Мишки. Посмотрите что у него получилось (на доску вывешиваю схему из геометрических фигур).

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, у вас на столах есть точно такие же портреты Мишки, пододвиньте их к себе поближе рассмотрите их. Скажите, из каких геометрических фигур состоит Мишка?

Дети: Квадрат, круг, овал, треугольник.

Учитель-дефектолог:- Ребята, посмотрите, туловище у Мишки из какой фигуры состоит?

Дети: - из квадрата.

Учитель-дефектолог: - Из какой фигуры состоит голова у Мишки?

Дети: - из овала.

Учитель-дефектолог: -Ребята, а какие части (детали) у Мишки мы с вами забыли отметить?

Дети: - уши, глаза, мордочка, лапы.

Учитель-дефектолог: -Правильно! Из какой геометрической фигуры они состоят?

Дети: - из круга.

Учитель-дефектолог: Посмотрите внимательно, по размеру все ли эти детали одинаковые?

Дети:- Нет. Глаза состоят из маленьких кругов, уши и лапы из средних кругов, мордочка из большого круга.

Учитель-дефектолог: Молодцы! Ребята, у вас на тарелочке лежат геометрические фигуры, возьмите их. Выложите из геометрических фигур точно такого же Мишку.

Итог занятия:

Учитель-дефектолог: Ну, вот мы и выполнили все задания Буратино.

Только прежде чем он уйдет, давайте вспомним, как мы ему помогали?

Дети: Мы отгадывали загадки, находили игрушки, обводили игрушки по точкам

Учитель-дефектолог: Правильно ребята! Скажите мне, с какими игрушками мы сегодня играли? (Дети перечисляют)

Учитель-дефектолог: -Ребята, а как нужно обращаться с игрушками?

Дети: бережно, аккуратно, не бросать их на пол, не ломать.

Учитель-дефектолог: Ребята, вы все молодцы! Выполнили все задания Буратино, помогли ему. Теперь он знает, как играть с игрушками и как с ними обращаться.

Буратино благодарит вас за работу, и говорит вам До свидания!

Кулаева Светлана Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №89
Населённый пункт: г.Сургут, Тюменской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Конспект НОД по познавательному развитию РиОМ для детей старшей группы с нарушением зрения "Наши глаза"
Дата публикации: 02.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Конспект НОД по познавательному развитию (РиОМ) для детей старшей

группы с нарушением зрения «Наши глаза»

Цель: закрепление знаний о роли глаз в жизни человека и животных.

Задачи: Познавательное развитие

Показать детям, какую роль играют глаза в жизни человека и некоторых животных. -

Познакомить со строением глаза.

Закрепить полученные знания об органах зрения путём составления рекомендаций по

охране зрения, познакомить с приёмами первой медицинской помощи при травме глаз.

Дать детям представления об очках и объяснить их назначение и применение.

Речевое развитие

Продолжать учить делать умозаключения, рассуждать.

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать желание бережно относиться к своему зрению.

Оборудование: платок; картинки: орёл. сова, муравьи. филин, пчела, крот, глаза человека;

мешочек с игрушками и предметами.

Ребята, отгадайте загадки

«Живут два друга, Глядят в два круга.

Живёт мой братец за горой, Не может встретиться со мной.

На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.

Два братца через дорогу живут, а друг друга не видят»?

Ответы детей.

Воспитатель: Как вы думаете: Для чего нужны человеку глаза?

Ответы детей.

Предложить детям надеть тканевые очки и рассказать, что они ощущают.

Пройти с закрытыми глазами по группе.

Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Ребятишкам про глаза»

Разберёмся вместе дети

Для чего глаза на свете?

И зачем у всех у нас

На лице есть пара глаз.

Для чего нужны глаза?

Чтоб текла из них слеза?

Ты закрой глаза ладошкой

Посиди совсем немножко.

Сразу сделалось темно.

Где кроватка, где окно?

Странно, скучно и обидно –

Ничего вокруг не видно.

Женя хочет быть пилотом

Править быстрым самолётом.

Все моря на белом свете

Переплыть мечтает Петя.

Будет Николай танкистом.

А Сергей парашютистом.

Станет снайпером Илья...

Но для этого друзья.

Кроме знания и умения

Вам необходимо зрение.

Рассказ педагога. Воспитатель привлекает внимание детей к экрану интерактивной доске

(презентация «Строение глаза»)

Воспитатель: Природа оберегает глаза – они расположены в специальных углублениях –

глазницах. Закрывает этот «дом» специальная дверка под названием «веко». Если перед

глазами появится опасность, веки закрываются. На лице видна только небольшая часть

глаза. Весь глаз по форме похож на шар и называется глазным яблоком. Снаружи нам

видны: белковая и радужная оболочка. Радужная оболочка у разных людей может быть

разного цвета. А в самом центре находится специальное отверстие – зрачок. С помощью

зрачка мы видим свет и изображения предметов.

Воспитатель:

В небе над полем, он часто кружится.

Видит добычу и тут же садится.

Мышку в траве моментально найдет,

В лапки подхватит и в лес унесет.

Он и цыплят у хохлаток ворует.

В темном лесу этот хищник ночует.

Зрение острое, слух не подвел,

Звать эту птицу, конечно.....

Дети: Орел.

Воспитатель: (презентация птицы, строение глаз птиц) Самое острое зрение у орла. А сова

видит даже ночью. Она легко находит себе пищу в темноте, ловит мышей. Предлагаю вам

вместе с совой (на экране сова показывает упражнения гимнастики для глаз) сделать

зрительную гимнастику:

В лесу темно. Все спят давно.

Только совушка-сова, большая голова,

На суку сидит, во все стороны глядит.

Вправо, влево, вверх и вниз,

Звери, птицы, эх, держись! осмотрела все кругом –

За добычею бегом!

Воспитатель: Известно, что животные видят не так, как человек. Вы помните песенку

«Оранжевое небо, оранжевое море...»! Оказывается, сказочный оранжевый мир

существует не только в песенке. В оранжевом свете видят мир ящерицы. Я буду вам

загадывать загадки, а вы называйте животного и скажите, в чем отличие как видим мы и

В лесу у пня

Суета, беготня.

Народ рабочий

Весь день хлопочет (Муравьи даже днём видят звёзды.)

Живёт в лесу, ухает как разбойник.

Люди его бояться, а он людей боится. (Филин видит только в темноте.)

Зажужжала, как пила Золотистая....(пчела)

(Пчёлы воспринимают красный цвет так же, как и чёрный, и поэтому никогда не

опыляют красные цветы.)

Лабиринт подземный зная

И запасы умножая,

В норку он зерно несёт-

Важный, гладкий, слепой... (крот).

На экране появляется изображение правильно отгаданного животного.

Воспитатель: У слепого крота глаза вообще заросли кожей. Они ему не нужны. Крот

почти всё время проводит без света под землёй. Бывают и слепые люди. Как вы думаете,

что заменяет им глаза?

Ответы детей.

Воспитатель: Попробуйте на ощупь узнать, что лежит в « волшебном рукаве» (Вызывает

по очереди несколько детей.

Дети называют животного, которого определили).

Воспитатель: Глаза человека напоминают строение фотоаппарата. У человека зрачок

круглый. А у козы – с поперечным прямоугольным зрачком. Словно коза всё время

щурится! А зрачок кошки на свету превращается в узкую щель. Люди видят своими

глазами одно целое изображение, то есть в мозге у них отражается единая картина. У рыб

глаза обычно расположены по бокам головы, поэтому у них – две разные картинки. Также

по бокам головы расположены глаза зайца, кролик. У человека зрение тоже очень острое.

Но он не всегда заботится о нём, забывает ухаживать за глазами

Воспитатель: На столе разложены карточки. Выберите то, что на ваш взгляд полезно для

Дети выбирают карточки.

Воспитатель: Обьясните, почему вы выбрали эту карточку?

Ответы детей: Для глаз полезно умывание, есть морковку, загорать на солнце в солнечных

очках, летом носить бейсболку с большим козырьком, закрывающим глаза от солнца,

играя в хоккей, прикрывать лицо маской и т. д.)

Воспитатель: А что вредно для глаз?

близко смотреть телевизор, долго играть в компьютерные или видеоигры, бегать с

палками, карандашами и т. д.

Воспитатель: Знаете ли вы о том, что надо делать, чтобы не заболели глаза, а зрение было

всегда хорошим?

Ответы детей.

Воспитатель: Что нужно сделать,если почувствовали усталость в глазах?

Дети с педагогом выполняют зрительную гимнастику.

1. Зажмурь изо всех сил глаза, затем быстро открой их. Повтори это 4 – 6 раз.

2. Поглаживай в течение одной минуты веки кончиками пальцев.

3. Делай круговые движения глазами: налево – вверх направо – вниз. Повтори упражнения

4. Вытяни вперёд руку. Следи взглядом за кончиком указательного пальца, медленно

приближая его к носу, а потом так же медленно отводя обратно. Упражнение повтори 5 – 6

5. Посмотри в окно. Найди самую дальнюю точку и задержи на ней взгляд в течение одной

Воспитатель: Если у человека плохое зрение, какой предмет ему поможет? Для каких

целей люди используют очки?

Ответы детей: При плохом зрении, от яркого солнца, для защиты от внешних повреждений

Воспитатель: А если вы получили травму – что делать?

Ответы детей.

Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю составить список правила первой помощи при

травме глаз. Вы будете мне диктовать, а я буду записывать в альбом: - если попала

соринка, удалите её носовым платком от виска к переносице; - при ушибе приложите к

глазу вату или чистый носовой платок, смоченный холодной водой.

Воспитатель: У нас получился альбом с полезными советами. Я предлагаю после занятия

странички нашего альбома украсить цветными рисунками.

В заключении, хочу ещё раз напомнить вам правила, которые помогут вам сохранить

Чтение стихотворения Н. С. Орловой «Береги свои глаза».

Прислушайся! Когда хотят,

Чтоб вещь служила нам без срока,

Недаром люди говорят:

“Храните, как зеницу ока! “

И чтоб глаза твои дружок,

Запомни два десятка строк

На заключительной странице.

Глаз поранить очень просто.

Не играй предметом острым!

Глаза не три, не засоряй

Лёжа книгу не читай.

На яркий свет смотреть нельзя –

Тоже портятся глаза.

Телевизор в доме есть,

Но, пожалуйста, не лезь

К самому экрану.

И смотри не все подряд.

А передачи для ребят.

Не рисуй, склонившись низко.

Не держи учебник близко.

И над книгой каждый раз

Не сгибайся как от ветра –

От стола до ваших глаз

Должно быть сорок сантиметров.

Я хочу предостеречь.

Нужно всем глаза беречь!

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию зрительного восприятия
для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста
с использованием элементов здоровье сберегающей технологии В. Ф. Базарного.

Тема: «Мы весну встречаем»

Программное содержание:
Коррекционно - образовательные: Углублять представления детей о сезонных изменениях в природе. Расширять зрительную реакцию на признаки весны. Учить подбирать слова – определения к существительному. Совершенствовать навыки ориентировки в микро пространстве.

Коррекционно - развивающие: Развивать у детей зрительный анализ, внимание, динамическое восприятие, зрительно - поисковую деятельность, осязательную чувствительность, слуховое восприятие, пространственное мышление. Совершенствовать зрительно – моторную координацию: развивать сопряжённые движения глаза и руки. Обогащать словарь за счёт проговаривания признаков весны, названий птиц и их признаков, названий цветов, пространственных терминов. Активизировать зрительные функции – функции аккомодации, фиксации взора, прослеживания.

Коррекционно - воспитательные: Воспитывать коммуникативные качества, познавательный интерес, бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.

Методы и приёмы:
Словесные (вопросы к детям, объяснение, уточнение, напоминание, поощрение, художественное слово);
Наглядные (показ, демонстрация, рассматривание);
Практические (постановка задания, планирование его выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль, анализ итогов практической работы, выявление причин недостатков, корригирование обучения для полного достижения цели).

Время реализации образовательной деятельности – 30 минут.

Оборудование: компьютер, проектор, проекционный экран, акустические системы; схема зрительной траектории (вертикальная); офтальмотренажёр, бабочка, прикреплённая к палочке; сенсорно – дидактическая подвеска; панно 1,5*1,5.м. с фланелевой поверхностью; вертикальная ковролиновая плоскость оформленная виде матрицы (три ряда, три столбика), аналогичная матрица на нижней горизонтальной плоскости (на полу), конторки.

Материал: Фонограмма мелодий Ф. Мендельсона «Весенняя песня», П. И. Чайковский «Времена года. Весна», «Звуки природы (голоса птиц);
Демонстрационный материал: набор картинок птиц в цветном изображении; два набора цветов – первоцветов; набор цветных силуэтных картинок с характерными признаками весны на фланелевой основе для составления панно.
Раздаточный материал: картинки в цветном изображении двух времён года (зима и весна), силуэты солнца (из жёлтой бархатной бумаги, металлической фольги); цветные силуэты бабочек, схема - образец украшения бабочки и набор цветных геометрических фигур.
Ход образовательной деятельности.
I. Вводная часть.
Организационный момент (создание эмоционального настроя, объявление темы)
Дети входят в коррекционный зал под музыку Ф. Мендельсона «Весенняя песня».
Педагог: Ребята, отгадайте загадку.
Светает рано по утрам.
Проталины и тут, и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенят под крышами капели,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает?
Дети: Это весна!
Педагог: А что вы знаете об этом времени года? (выслушиваются ответы детей)
- Как вы думаете, какой теме будет посвящено наше занятие?
Дети: Весне.

II. Основная часть.
1.Педагог: Вы очень много знаете о весне, и предлагаю всем вместе отправиться в гости к Весне, дорогу нам укажет «волшебный лучик». (Дети встают в ряд, фиксируют взглядом «волшебный лучик», движущийся по схеме зрительной траектории, расположенной на стене).
Педагог: Ребята, обратите внимание на экран. Вас встречает лучший друг Весны – солнышко. Подберите слова - определения к слову «солнышко». Солнышко какое?
Дети: Солнышко яркое, золотое, тёплое, весеннее, ласковое, лучистое, доброе и др.
Педагог: Молодцы!

2. Дидактическая игра: «Подбери к картинке солнышко».
Педагог: На столах лежат две картинки с изображением разных времён года. Узнали? Назовите времена года, изображённые на картинках.
Дети: На одной картинке изображена весна, а на другой – зима.
Педагог: Положите свои картинки так, чтобы картинка с изображением весны лежала с правой стороны, а зимняя картинка с левой стороны. У вас также лежат кружочки – солнышки из жёлтой бархатной бумаги и металлической фольги. Нужно потрогать эти два солнышка и определить, какое солнышко надо расположить на весенней картинке, а какое на зимней.
Итак, расскажите, как вы выполнили задание.
Дети: Солнышко гладкое, холодное поставили к картинке зимы, а солнышко жёлтое, яркое, тёплое, шершавое поставили к весне.
Педагог: На одинаковой высоте вы расположили на картинках солнышки? (выслушиваются ответы детей).
Посмотрите на экран и проверьте, так ли у вас расположены солнышки.
Вывод: Солнце – это источник тепла. Зимой, лучи от низко стоящего солнца падают косо, тогда, как лучи от высоко стоящего солнца падают прямее и согревают сильнее. Значит, солнышко в зимнее время, где находится?
Дети: Низко.
Педагог: А на картинке, где изображена весна?
Дети: Высоко.

3. Дидактическое упражнение: «Весна пришла, птиц позвала».
Педагог: Что за шум? Что за гам? Ребята, чьи звуки вы слышите?
Дети: Это голоса птиц.
Педагог: Верно! Это прилетели птицы. Сейчас мы проверим, каких перелётных птиц вы знаете. На подвеске и по всему периметру зала расположены картинки с изображением птиц. Вам необходимо найти и снять картинки с изображением перелётных птиц. (Картинки размещены так, чтобы ребёнок на пальчиках мог дотянуться до картинки и снять).
Весны не бывает без птиц! Так какие же птицы прилетают весной? Картинки, с какими перелётными птицами вы выбрали?
Дети: Грач, скворец, аист, кукушка, ласточка, соловей и др.
Педагог: Аня, как ты догадалась, что это скворец (ласточка, грач и т. д.) (Дети называют признаки опознания птиц).

4. Игра «Сугроб тает» (Чтение стихотворения сопровождается действиями детей)

Вышло солнце из - за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть - чуть
И ручьём пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробе,
Догони его, попробуй!

Дети медленно опускают руки.
Дети-ручейки по одному отбегают от «сугроба».
Лёгкий бег детей по залу

5. Дидактическая игра: «В день весенний солнце светит, распускаются цветы»
Педагог:
Вырос высокий цветок на полянке
Утром весенним раскрыл лепестки
Всем лепесткам красоту и питанье
Дружно дают под землей корешки.

На вертикальной плоскости стены представлена матрица, состоящая из трёх рядов и трёх столбиков. Цветы – первоцветы заняли определённые места. На горизонтальной плоскости, на плоскости пола вы видите такую же матрицу, но только без цветов. Это весенняя полянка. Набор аналогичных цветов разложен рядом. Вам предстоит по заданным координатам отгадать цветок, из предложенного набора цветов выбрать соответствующий и расположить его на горизонтальной плоскости (на весенней полянке) с учётом координат.

6.Физкультминутка «Бабочка» (используется офтальмотренажёр и бабочка, укреплённая к палочке).
Педагог:
Полянок в весеннем лесу очень много
Давайте – ка дальше ребята пойдём.
Проснулась и бабочка от зимнего сна
И к нам прилетела в гости друзья.
Предлагаю вам занять удобную позу, сделать несколько раз вдох и продолжительный выдох, после чего зафиксируйте взор на бабочке и проследите глазами траекторию её полёта, голова при этом остаётся неподвижной.
Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьётся. следят глазами за бабочкой по красному овалу офтальмотренажёра;
следят глазами за бабочкой по синему овалу офтальмотренажёра;
следят глазами за бабочкой по короткой полоске офтальмотренажёра;
следят глазами за указкой по длинной полоске офтальмотренажёра);

Дети кружатся

7. Дидактическое упражнение: «Укрась бабочку» (Детям предлагается схема - образец украшения бабочки).
Педагог: Предлагаю украсить бабочек. На столе представлены наборы разноцветных геометрических фигур для украшения бабочки. Выберите соответствующие украшения, цвет пообдерите самостоятельно по желанию. Расположите свои украшения так, чтобы они соответствовали схеме и приклейте их. (Используется приём взаимопроверки)
- Есть ли дети, которые допустили неточности при украшении бабочки?

8. Дидактическая игра: «Составь весеннюю картинку по образцу».
Педагог: Зная приметы весны, предлагаю составить на фланелеграфе панно с изображением весеннего пейзажа. Составлять панно вы будете по картинке – образцу. Для вас подготовлены цветные силуэты предметов, среди которых есть лишние не относящиеся к данному времени года. Будьте внимательными! (Под музыку П. И. Чайковского «Времена года. Весна» дети составляют панно).

III. Заключительная часть (совместное подведение итога, рефлексия)
Педагог:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- Какие задания были для вас трудными?
- Какие задания понравилась больше всего?
Ура! Весна уже пришла –
Капель на улице слышна.
Кап-кап, кар-кар и чик-чирик –
Весенний шум и гам, и крик!
Ребята, перед вами лежат солнышки, если вам понравилось наше занятие, выберите весёлое солнышко, если не понравилось грустное. Объясните свой выбор. (Дети выбирают солнышки и объясняют свой выбор).

Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад № 303 г. Донецка

Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики.

Конспект

открытого занятия в разновозрастной

II офтальмологической группе " Подсолнушки "

по изобразительной деятельности.

Тема: "Поможем Золотой рыбке"

Подготовила воспитатель

Фесак И.В.

Донецк - 2015 г.

Образовательная область. Художественное творчество.

Цель:

Учить создавать выразительный и интересный образ рыбки в полу объёме, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование пластилином (пластилинография).

Развивать у детей эстетическое, зрительное и образное восприятие животного мира.

Задачи:

Обучающие:

Продолжать учить детей отщипывать небольшие кусочки пластилина и размазывать по картону;

заниматься с пластилином самостоятельно, без постоянного присмотра со стороны взрослых;

учить аккуратности в работе с пластилином.

Закрепить знакомые приемы лепки: сглаживание, надавливание.

Добиваться выразительности и необычности исполнения сказочного образа посредством включения в его оформление элементов аппликации "торцевание" и использование бросового материала.

Совершенствовать изобразительные навыки и умения.

Активизировать умственные способности детей.

Коррекционно-развивающие:

Развивать мелкую моторику пальцев рук. Согласованность в работе обеих рук.

Согласованность глаз и рук.

Развивать цветовой гнозис.

Развивать формовосприятие.

Развивать зрительно-пространственные навыки ориентировки на листе бумаги.

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать конструктивные и творческие способности, фантазию.

Развивать умение планировать свою работу.

Воспитывающие:

Воспитывать интерес к произведениям А. С. Пушкина.

Воспитывать отзывчивость, доброту, умение сочувствовать персонажам, желание помогать им.

Оборудование и материалы:

Демонстрационный - картинка "Солнышко", "Туча", "Воздушный шар", ширма "Море" с морскими жителями, объёмная Золотая рыбка, для образца - 3 рыбки, пластилин, карандаш, квадратик бумаги, указка, музыкальный центр, музыкальная запись «Шум моря» и соната Бетховена, мольберт, магнитная доска

Раздаточный - "тарелочка - море" синего цвета с силуэтом рыбки, набор пластилина, бусинки - половинки и квадратики желтого цвета для чешуи, стека, влажные салфетки для рук, клеенка для лепки на каждого ребенка, простой карандаш, подставка под карандаш.

Активизация словаря: поэт - А.С.Пушкин, золотая рыбка, волшебная, чешуя, переливается, блестит, играет на солнышке, золотой цвет, морские жители, морская черепаха, морской конек, морская звезда, осьминог, краб, дельфины.

Предварительная работа:

Экскурсия - осмотр уголка "Библиотека", знакомство детей с творчеством великого русского поэта - Александра Сергеевича Пушкина; просмотр Сказки о рыбаке и рыбке, беседа по ее содержанию, рассматривание Золотой рыбки; рисование моря на бумажных тарелочках; рассматривание альбома " Морские обитатели ", "Транспорт наших предков"; проведение подвижных игр: "Караси и щука", "Море волнуется"; разучивание пальчиковой гимнастики на морскую тематику; совместная работа родителей и детей("Мастерская выходного дня") - аппликация "Рыбка плавает в водичке".

Взрослые рассаживаются. Дети с воспитателем входят в группу и выстраиваются перед гостями возле центральной стены. На центральной стене висит красивое солнышко.

В. Дети, сегодня к нам в группу пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Д. - Здравствуйте!

В. - Ребята, обратите внимание на нашу волшебную картину (на стене). Что нового на ней появилось?

Д. - Солнышко появилось!

В. Правильно. Давайте сейчас передадим искорку тепла, что живет в нашем сердце и улыбнемся нашим гостям для хорошего настроения

Психогимнастика «Лучик»

К солнышку потянулись(на носочки стали, руки к солнышку протянули.)

Лучик взяли,(соединили ладошки)

К сердцу прижали(ладошки прижали к сердцу)

И гостям отдали(улыбаются).

В. Ну вот, теперь у всех хорошее настроение.

В группу вбегает тетушка Непогода. Дети поворачиваются лицом к ней. В это время пом. воспитателя меняет солнышко на тучку.

Н. Это кто тут радуется солнышку!? У кого это хорошее настроение!? А!? Собрались здесь. А меня забыли позвать....!?

В. Да кто вы такая? Вбежали, раскричались.

Н. Ах, так вы еще и не знаете кто я такая!? Я - тетушка Непогода. Я не люблю солнце, веселье, радость, а люблю грязь, дождь, слякоть. Пусть же у вас навсегда останется непогода!

Колдует зонтиком.

Н. " Один, два, три - солнце в тучку преврати ".

Вот вам всем.

Разворачивается и демонстративно уходит.

В. Ребята, посмотрите исчезло наше солнышко, а вместо него появилась туча. Что же нам делать? Как вернуть солнышко, радость, улыбки? Кто нам сможет помочь?

Д.Фея, волшебник, волшебные слова, Золотая рыбка.

В. Давайте обратимся к Золотой рыбке? Как вы думаете, почему Золотая рыбка сможет нам помочь?

Д. - Она волшебная.

В. Каким чудесным даром обладала Золотая рыбка?

Д.Исполняла желания.

В. Кто знает из какой она сказки?

Д.- Из "Сказки о рыбаке и рыбке."

В. Вы знаете кто написал эту сказку?

Д. Да. Пушкин.

В. Правильно, А.С.Пушкин, которому так понравились сказки своей няни, что когда он вырос переложил их на стихи, чтобы их могли услышать все дети.

В. Как Вы думаете, почему эту рыбку называют Золотой?

Дети:- Она переливается, блестит.

В. Золотая -это какого цвета?

Д. Красного, желтого, оранжевого цвета.

В.Как вы думаете, где живет золотая рыбка?

Д. В сказке, в синем море.

В.Как мы можем попасть в сказку?

Д. При помощи волшебной палочки, на ковре самолете, с помощью волшебных слов.

В. Давайте отправимся к Золотой рыбке на волшебном воздушном шаре. Все готовы? Тогда в путь.

Идут с воспитателем к "воздушному шару",занимают места, снимают очки. Проводится глазная гимнастика на расслабление зрения и нервной системы, улучшения зрительного восприятия. В это время пом. воспитателя готовит "море".

В.Занимайте места, усаживайтесь поудобнее. Пока мы будем лететь, сделаем зрительную гимнастику.

" Чудеса "

Закрываем мы глаза, (закрывают глаза )
Вот какие чудеса.(продолжают сидеть )

Наши глазки отдыхают,
Упражненья выполняют. (с закрытыми глазами )

(массаж круговыми движениями указательного пальца)

Мы глазки открываем,

И дружно поморгаем.

Вправо - влево посмотрите,

Вниз и вверх все поглядите.

Отдохнули? Хорошо.

Дети одевают очки.

В.- Дети, посмотрите, слева виднеется синее море. Приготовились к посадке. Отлично. Выходите на берег.

Дети выходят. Подходят к морю. Запись "Шум моря".

В.- Вот мы и в сказке, у самого синего моря Посмотрите, сколько много морских жителей плавает! Назовите их.

Д. Дельфины, медузы, морская звезда, черепаха, крабы, морской конёк.

В. - Где же наша золотая рыбка? Вы ее видите?

В. - Давайте дружно ее позовем, скажем такие слова:

" Золотая рыбка, приплыви и солнышко ребятам возврати".

Р. - Добрый день, детишки. Как я рада вас видеть! Я рыбка не простая, а золотая, волшебная, из сказочной страны сказок Александра Сергеевича Пушкина. Зачем вы ко мне пожаловали?

В. - Помоги нам, пожалуйста, вернуть солнышко, счастье и радость, которые у нас отобрала злая Непогода.

Р. - Я всегда помогаю хорошим детям. Только занята я очень....Работы много сейчас. Ведь Непогода и у меня побывала. Взволновала синее море, на морских жителей грусть-тоску навела и у моих сестричек красоту отобрала. Помогите, пожалуйста, моим сестричкам вернуть красоту, а я помогу вам. Согласны?

В. Спасибо тебе, золотая рыбка.

Золотая рыбка прячется в море.

В. - Ой, что - то море взволновалось.

А как оно волнуется, покажите.

Динамическая пауза.

Море волнуется - раз! (шагаем на месте)
Море волнуется - два! (движения руками влево-вправо)
Море волнуется - три! (повороты туловища влево-вправо)

Как рыбки плывут, покажи!(показывают)
Морская фигура, замри! (присели)

В. - Ребята, пойдемте выполнять задание.

Дети садятся за столы.

Перед столами стоит мольберт. На нем расположены два образца для средней и старшей группы и образец для частичного показа.

В.- Вот какими были сестрички Золотой рыбки (показываю на доску).

А теперь посмотрите у себя на столе какими они стали (смотрят). Я думаю у нас получится вернуть рыбкам красоту и сделать их еще красивее.

В. - Ребята, скажите как выглядит рыбка? Что у нее есть?

Д. - Голова, туловище, хвост, плавники, глаза, рот.

В. - Чем покрыто тело рыбы?

Д. Чешуей.

В.- Рыбки волшебные и рисовать мы будем необычным способом - пластилином. Я вам напомню технику выполнения. Начинаем рисовать с хвостика. Отщипываем небольшой кусочек пластилина нужного цвета, скатываем шарик, кладем его внизу на хвостик, прижимаем и размазываем по картону тонким слоем. Затем другим цветом рисуем туловище. Аккуратно делаем, не выходя за контур. Стеком прорисовываем "жилочки" хвостика.

Частичный показ.

После этого делаем чешуйки рыбкам - малыши ставят бусинки-половинки рядом друг с другом, крепко прижимая их. Вот так.

Частичный показ.

Старшие дети делают чешуйки методом "торцевания".Напоминаю. В правую руку берем карандаш, в левую квадратик бумаги. На серединку бумаги кладем "головку" карандаша и обворачиваем ее бумагой, прокручивая карандаш, а затем вставляем его в пластилин. Чтобы рыбка получилась красивой, делаем чешуйки близко друг возле друга.

Частичный показ.

В.- Перед началом работы нужно подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Налим»

Жил да был один налим, (Складывают ладошки,

делают ими плавные движения,

имитируют движения плавников.)

Два ерша дружили с ним. (Раздвигают ладошки,

Делают движения двумя ладонями.)

Прилетали к ним три утки (Складывают руки накрест, делают

взмахи ладонями.)

По четыре раза в сутки

Раз, два, три, четыре, пять. (Загибают пальчики по очереди.)

В. Ребята, теперь вы можете приступить к работе. Будьте осторожны и аккуратны.

Дети работают под музыку.

Обращаю внимание на осанку.

Когда дети выполнят рисование рыбки пластилином (туловище, хвостик) выполняется зрительная зарядка, физминутка.

"Отдыхалочка"

Мы сегодня рисовали (сжимают и разжимают кулачки)

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть - чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

Динамическая пауза.

Встали, вышли,

Дружно хлопнем.

Каблучками все притопнем.

А теперь мы все присели,

Постучали еле-еле.

Потянулись, развернулись,

И на место все вернулись.

В.- Продолжаем работу.

Дети заканчивают работу.

В.- Ребята, какие разные рыбки у вас получились. Яркие, блестящие, волшебные, с красивым хвостиком.

Давайте отдадим их Золотой рыбке. Я подойду к каждому и вы положите на доску свою работу. Пойдемте к рыбке.

(Собираю на магнитную доску рыбок. Пом. воспитателя меняет тучку на солнышко.)

В. Давайте, позовем Золотую рыбку.

"Золотая рыбка, приплыви и своих сестричек забери."

Появляется рыбка.

В. Мы выполнили твою просьбу. Возьми своих сестричек (отдает).

Р.- Молодцы ребята, вы вернули красоту моим сестрам. Вы очень постарались. Спасибо. Ваше желание я тоже исполню. Мне пора возвращаться в море. До свидания, друзья.!

Д.- До свидания!

Р. - Подождите, я сделаю вам еще один подарок. Станьте в круг. Закройте глаза. "Один, два, три, четыре, пять - снова в группе вы опять!"(рыбка уплывает)

В. Открыли глазки. Повернулись ко мне. Вот мы и в группе. Посмотрите, солнышко снова нам улыбается и дарит всем хорошее настроение. Ребята, вы сделали для Золотой рыбки доброе дело и она отплатила вам добротой. Никакая Непогода нам больше нестрашна. Добро всегда побеждает зло.

А сейчас, я предлагаю гостям послушать стихотворение о Золотой рыбке.

1-ый ребенок Рыбка, рыбка золотая,

Почему же ты молчишь?

Ну, совсем как неживая,

Ничего не говоришь.

2-ой ребенок Лает пес, мычит корова,

Кот мяукает в углу,

Ты не скажешь даже слова,

Непонятно почему…

3-ий ребенок Хоть бы что- нибудь сказала,

Ничего не говоришь.

Видно в рот воды набрала,

Потому-то и молчишь.

А. Бормашов

Выставка детских работ.