У каждого ребенка можно выделить несколько кризисных периодов на пути взросления. Один из них приходится на трехлетний возраст, однако многие педиатры его характеризуют как кризис 2-3 лет. Что же происходит с ребенком в это время и почему родителям стоит удвоить бдительность? Поговорим о том, как пережить этот нелегкий период и как определить, что ребенок растет и развивается в соответствии с его возрастными нормами.

Первый значимый кризисный период может наступить и раньше 3 лет

Физические показатели

Для начала стоит разобраться в том, что должен уметь ребенок в возрасте 2-3 года. Однако не менее важно выяснить, какие условия необходимо обеспечить малышу, чтобы он не отставал от сверстников. Полноценному и всестороннему развитию способствует не только воспитание, но и:

  • грамотно составленный режим дня;
  • сбалансированное питание;
  • прогулки;
  • активные игры, физкультура.

Если малыш растет в нормальных условиях, родители уделяют ему достаточно внимания, проблем в физическом развитии не возникнет. Ребенок в этом возрасте может хорошо выполнять указания взрослых, а также действовать по собственному усмотрению, добиваясь поставленных задач. Итак, основные умения и характерные этапы развития ребенка в промежутке 2-3 лет:

  • Умение ходить, бегать, прыгать, передвигаться на носочках, на пятках, приседать, переступать через невысокий порог.
  • Играть с мячом – бросать его кому-либо, попадать в корзину, стену.
  • После небольшой тренировки ловить мяч двумя руками.
  • Имитировать поведение других людей. Играть, повторяя действия мамы, папы, старшей сестры или брата.
  • Параллельно выполнять больше одного действия - например, прыгнуть, хлопнув в ладоши.
  • Учится кататься на велосипеде – осваивает четырех- либо трехколесную модель.
  • Пробовать плавать, кататься на коньках, лыжах, роликах.

Ребенку этого возраста под силу освоение трехколесного велосипеда

Интеллектуальный уровень

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Далее мы перечислим особенности развития детей 2-3 лет - их интеллектуального, логического мышления. Все приведенные нормы одобрены специалистами по воспитанию, умственному и физическому развитию малышей. При этом они являются лишь ориентировочными. Если двухлетний малыш в чем-то не дотягивает до средних показателей, есть смысл работать с ним в данном направлении. Разберемся, что должен понимать, запоминать ребенок, а также насколько он должен уметь выражать свои мысли и эмоции.

Развитие памяти, логического мышления

Внимание 2-летнего ребенка все еще нестабильное, но чем старше он становится, тем больше времени может проводить за каким-то одним занятием. Ближе к трем годам малыш должен уметь удерживать внимание в течение 10-15 минут, если его что-то заинтересовало. Это может быть новая игрушка, мультфильм, занятия с мамой.

В этом возрасте стремительно развивается память – малыш может запоминать самые значимые события его жизни, которые произошли неделю, месяц или больше времени назад. Например, сын может помнить о том, что ездил с мамой и папой к бабушке, ходил в цирк или нашел под елкой подарок от Деда Мороза.

Что может ребенок:

  • правильно соединять детали разборной игрушки, которая имеет не менее 4 составляющих – собирать пирамиду, составлять картинку из простых паззлов, строить башню из кубиков;
  • уметь определять предмет по одной его детали – крылья принадлежат бабочке, колеса от машинки;
  • определять, какого цвета предмет;
  • уметь различать – одинаковые игрушки или разные, какая кукла большая, а какая маленькая;
  • различать форму предметов – квадрат, круг, треугольник;
  • понимать значения определений – эта игрушка мягкая, чай теплый, стул тяжелый;
  • определять недостающие части на картинке – какому персонажу художник забыл нарисовать хвост, у кого не хватает ушей и т.д.;
  • находить предмет по его характеристикам;
  • уметь рассказать маме, что он видел на рисунке, фотографии – сколько персонажей находится в домике, что каждый из них делает, во что одет;
  • рассказать о том, что делал целый день.

Теперь малыш осмысленно строит фразы, может рассказывать о произошедших или вымышленных событиях

Если что-то из перечисленного пока недоступно ребенку, значит нужно тренировать данное умение. Правильное воспитание малыша подразумевает стимулирование логического мышления: учить пересказывать услышанное, описывать картинки, концентрировать внимание.

Счет и логика

Кроха в этом юном возрасте уже должен ориентироваться в простых математических понятиях. Ребенка можно уже учить считать, объяснять, что счет производится слева направо. Следить, чтобы при счете маленький ученик не пропускал цифры. На третьем году жизни малыша можно учить:

  • считать до 5;
  • помнить, что на руках по пять пальцев;
  • сравнению – больше, меньше, шире, длиннее;
  • пониманию, что на картинке нарисовано много предметов, либо один предмет;
  • соотносить слова со знакомыми цифрами – три стула в комнате, два окна;
  • показывать, что находится сверху, что снизу.

Речь и словарный запас

В этот период жизни ребенок активно наращивает словарный запас. Считается, что трехлетний ребенок вполне может иметь словарь из 1200-1500 слов. Именно в этом возрасте формируется умение составлять простые фразы, состоящие из 3-4 слов. Уже к трем годам малыш сможет свободно применять сложные предложения. Он должен воспринимать речь взрослого на таком уровне, чтобы понимать суть коротких рассказов, воспринимать описание предмета, который он в данный момент не видит, или какого-либо события. В этом возрасте дети:

  • Знают названия предметов, которые видят, которыми пользуются они и их родители. Понимают их функцию, степень важности.
  • Ориентируются в таких обобщениях: «животные», «птицы», «транспорт», «посуда», определяют, что из увиденного относится к определенной группе.
  • Начинают осваивать слова, обозначающие действия. Умеют сказать, что машина едет, самолет летит, мама варит суп, мишка на картинке кушает.
  • Понимают, в чем состоит смысл некоторых профессий, разбираются, что делает швея, шофер, почтальон.
  • Отвечают на простые вопросы. Если малыш склонен отвечать односложно, нужно стимулировать его давать развернутый ответ.
  • Задают вопросы взрослым.

Быть «почемучкой» совершенно естественно для ребенка такого возраста
  • Могут знать пару простых стихотворений до 4 строк.
  • С помощью мамы стараются составить рассказ по рисунку или фото.
  • Узнают животных или героев мультфильмов по их характерным звукам – поросенок делает «хрю-хрю», корова «му», воробей чирикает.
  • Дети к трем годам могут использовать в речи имя существительное, глаголы, определения.
  • Ребенок пробует общаться не только со взрослыми, но и с детьми.

Время для игр и творчества

Игра – это мощный стимул в развитии ребенка. С ее помощью он самовыражается, учится подражать взрослым, незаметно для себя запоминает названия предметов, последовательность действий в той или иной ситуации. Развитие ребенка в возрасте 2-3 лет подразумевает, что он может:

  • помнить слова считалок, песенок, стишков;
  • рисовать карандашами, фломастерами, лепить из пластилина шарики, колбаски;
  • с удовольствием заниматься творчеством под руководством взрослого.

Родителям необходимо стараться стимулировать сына или дочь творчески мыслить, развивать мелкую моторику, умение выражать себя с помощью поделок, рисунков. Для этого нужно создать дома творческую атмосферу, дать возможность малышу использовать глину для лепки, конструктор, различные развивающие игрушки.

Мама и папа обязаны осознавать, что развитие мелкой моторики создает предпосылки к улучшению речи, памяти, внимания. Желательно обеспечить малыша игровыми предметами такого типа:

  • паззлами, матрешками, пирамидами, различными сортерами, конструкторами, мозаиками;
  • наборами для имитации взрослой жизнипластиковой посудой, чемоданчиком доктора, оборудованием для магазина и т.п.;
  • развивающей литературой, книгами по возрасту (рекомендуем прочитать: ).

Психологический портрет

На третьем году жизни ребенок демонстрирует особенности, о которых следует помнить родителям. В этом возрасте психология малыша такова, что он не приемлет давления и старается получить максимум свободы. Необходимо стараться дать ему больше прав, но вместе с тем пояснить, что у крохи появились определенные обязанности. Например, убрать кубики, сложить конструктор, помыть руки. Важно не заставлять малыша что-либо делать, а создавать условия для того, чтобы он захотел выполнить это сам. Перечислим характерные психологические особенности детей 2-3 лет:

  • нервная система уже может противостоять стрессам, ребенок менее подвержен перепадам настроения, у него реже бывают истерики, психическое здоровье крепче, иногда он может скрывать сильные эмоции;
  • удлиняется период бодрствования до 7 часов;
  • появляется настойчивость, вырабатывается терпение, целеустремленность;
  • он уже не может мгновенно переключаться с одной игры на другую, это происходит более плавно, чем раньше.

Ребенок в этом возрасте постоянно совершенствует свои навыки и умения. Именно сейчас может произойти скачок в развитии мелкой моторики, что позволяет малышу научиться многому. Например, надевать носочки, тапочки, расстегивать пуговицы, аккуратно есть из ложки, не оставляя пятен на одежде.

Также этот период характеризуется стремлением к социализации, поиском контакта со сверстниками, осознанию себя в обществе взрослых. Замечено, что малыш ближе к 36 месяцам уже может:

  • перенимать стиль поведения общества, выполнять правила, принятые в детском саду, дома, на детской площадке;
  • повторять действия взрослых, их жесты, слова, подмечать какие-то характерные особенности.

Стремление быть полностью самостоятельным является характерным признаком ребенка-трехлетки

Знакомое многим мамам стремление что-то сделать самостоятельно никуда не исчезает, ребенок так же старается выполнить какие-то сложные для него действия сам. В этом возрасте возникает осознание себя – малыш уже не говорит о себе в третьем лице, он может начать употреблять местоимение «я».

Именно сейчас родители замечают признаки наступления пресловутого «кризиса трех лет». Очень важно очертить допустимые границы самостоятельности и не отступать от оговоренных правил. Например, мама с папой вправе запретить крохе пользоваться электроприборами без присмотра, открывать окна, брать в руки нож. В то же время, он вполне может справиться со столовыми приборами для детей – вилкой и ложкой, мыть руки самостоятельно, стоя на маленьком стульчике и т.д.

Родителям следует четко понимать, в чем нуждается кроха и постараться создать такие условия, в которых он будет чувствовать себя комфортно. Воспитывая малыша, неверно ударяться в крайности: допускать вседозволенность либо усиленно опекать кроху. Мы отметим ключевые моменты, которые нужно принимать во внимание родителям детей этого возраста:

  • Воспитание ребенка в 2 года подразумевает всяческое поощрение самостоятельности, похвалу при каждом новом достижении (см. также: ).
  • Показывать свое отношение к его стараниям, давать понять, что маме и папе небезразличен результат.
  • Не перехватывать инициативу и не доводить начатое ребенком до конца, если у него не вышло сделать самому. Лучше облегчить условия задачи, дать совет для ее решения, простимулировать выполнить ее снова.

Именно в этом возрасте ребенку можно привить трудолюбие и самостоятельность - для достижения результата достаточно просто не пресекать его инициативу
  • Мама и папа не должны смеяться или шутить, если у крохи что-либо не получается.
  • Быть терпеливыми, помнить, что нужно время для того, чтобы малыш научился какому-либо действию.
  • Не ругать кроху, нервно одергивая, если он не смог сделать что-то аккуратно, либо сломал игрушку, стараясь понять, как она устроена.
  • Демонстрировать доверие и уверенность в том, что он справится с задачей.

Грамотное воспитание ребенка в возрасте 2-3 лет – это постоянное поощрение, стимулирование к преодолению сложностей, подготовка к тому, что не все дается просто. Очень важно формировать в ребенке веру в свои силы. Например, если он не смог что-то сделать, успокоить его, сказать, что получится в следующий раз. В этом случае крохе будет психологически легче справиться с задачей.

Каждый ребенок – это личность со своими интересами и желаниями, видением мира. Задача родителей – не отвергать его мироощущение, разрушая психическое здоровье, не заставлять соответствовать собственным стандартам, а всячески поддерживать стремление к самовыражению и самостоятельности. Необходимо направлять интерес ребенка в нужное русло, и стремиться устроить так, чтобы он учился принимать решения сам, а также нести за них ответственность. Терпение и позитивный настрой помогут маме, папе и малышу пережить трудный, но очень интересный период под названием «кризис 3 года жизни».

Текущая страница: 1 (всего у книги 7 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Читаем дома с мамой: для детей 2–3 лет

Адресовано заботливым родителям и их малышам.

© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2015

Просыпаемся с настроением

«Петушок, петушок…»


Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Маслена головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?

«Чистая водичка…»


Чистая водичка,
Помоги умыть мне личико,
Чтобы глазоньки сверкали,
Чтобы щёчки сияли.

«Ай, дуды, дуды, дудицу!..»


Ай, дуды, дуды, дудицу!
Очень любим мы водицу!
Чисто умываемся,
Миру улыбаемся!

«Ладушки, ладушки…»


Ладушки, ладушки,
Чисто моем лапушки.
Каждой ладошке
По хлебушку и по ложке.

«Мишка начал умываться…»


Мишка начал умываться,
Быстро в гости собраться.
Вымыл ротик, носик, ухо,
Вытер полотенцем сухо.

«Уж я косу заплету…»


Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Вырастет у нас коса,
Небывалая краса.

Зинаида Александрова
Утром


Оля, Оля, Олюшка
Встанет раньше солнышка,
Встанет раньше солнышка,
Говорит как скворушка…

А когда поест-попьет,
Как синичка запоет.
Как воробышек поскачет,
Упадет и не заплачет!

Игорь Мазнин
Утренние стихи


Как это приятно -
Проснуться
И встать,
И синее небо
В окне увидать,
И снова узнать,
Что повсюду – весна,
Что утро и солнце
Прекраснее сна!

Эмма Мошковская
Доброе утро!


Я встал ужасно хмурым.
Ни петухам, ни курам,
Ни лопухам, не пастухам
Не крикнул:
«С ДОБРЫМ УТРОМ!»

А самолеты пели,
А речки голубели,
А солнышко светило
Ну сколько было силы!
В саду дорожка мокрая…
И снова золотилась…
Такое УТРО ДОБРОЕ -
Оно не рассердилось!

Андрей Усачёв
Ехал поросёнок на рассвете


Громкий звук раздался утром рано.
Я в окошко выглянул спросонок:
Розовый, веселый, аккуратный
На машине ехал Поросёнок.
Поросёнок был красив собою:
Был костюмчик в клеточку на нём.
Он вертел довольно головою,
Вместе с головой вертел рулём.
На копытцах белые перчатки.
И панамка вышита цветами:
Ехал он на травке поваляться,
Или же в деревню в гости к маме…
Ехал Поросёнок на рассвете,
Розовый, похожий на зарю…
И предупреждая всех на свете,
Нажимал на пятачок:
– ХРЮ-ХРЮ!

Михаил Яснов
Кукареку!


– Кукареку! – сказал петух,
И сразу звёздный свет потух,
Что значит: мне пора вставать,
А звёздочкам пора в кровать.

Громкое утро


Зашушукались на сливе
Озорные «чиви-чиви»,
А среди высоких трав
Скачет радостное «гав».

И уже летит за реку
Молодое «кукареку»,
И спешит встречать зарю
Очень вежливое «хрю».

«Му-у-у-у» поплыло
из тумана,
«Ме-е-е-е» проснулось на лугу,
А из дома рано-рано
Им в ответ:
– Бегу!.. Бегу!..

Утренняя песенка

Кушаем с удовольствием

«Ладушки, ладушки…»


Ладушки, ладушки,
Где были?
У бабушки.
Что ели?
Кашку.
Что пили?
Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу, полетели!
На головку сели!
Сели, посидели,
Прочь улетели!

«Пошёл котик на торжок…»


Пошёл котик на торжок,
Купил котик пирожок,
Пошёл котик на улочку,
Купил котик булочку.
Самому ли есть
Либо Бореньке снесть?
Я и сам укушу
Да и Бореньки снесу.

«Кот в печи сухари толчёт…»


Кот в печи сухари толчёт,
Кошка в лукошке1
Лукошко – это небольшая ручная корзина из прутьев для сбора ягод и грибов.


Ширинку шьёт,
Маленькие котята
В печурке сидят
Да на котика поглядывают -
Сухарики едят.

«Пришла коза рогатая…»


Пришла коза рогатая,
Пришла коза хвостатая,
Рожками лоп-лоп,
Хвостиком хлоп-хлоп.
Все кашу едят?
Все молоко пьют?
Молодцы!!!

«Вместе с солнышком встаёт…»


Вместе с солнышком встаёт,
Быстро всех будить идёт.
Петя, петя, петушок,
Яркий красный гребешок.
Ты к нам рано не ходи,
Нашу детку не буди.
А как солнце улыбнётся,
Наша Настенька проснётся.
С добрым утром,
С ясным днём,
Вот как славно мы встаём!

«Утром бабочка проснулась…»


Утром бабочка проснулась,
Белу свету улыбнулась,
Маковой росой умылась,
Над цветками покружилась,
Вкусную пыльцу поела,
К нашей Ане полетела,
Вставай, девочка,
С добрым утром!

«Доброе солнышко…»


Доброе солнышко,
Загляни в окошко,
Разбуди Антошку.
Малышу пора вставать,
Кушать кашку и гулять,
Чтобы вырос он большой
Сильный, крепкий, боевой.

«Ватрушка-помпушка…»


Ватрушка-помпушка
В печке сидела,
На Олечку глядела,
В ротик захотела.

«Люли, люли, люли…»


Люли, люли, люли,
Прилетели гули,
Гули стали говорить:
– Чем бы Сашу накормить?
Может, кашею?
Или простаквашею?
Ну а может, молочком
С вкусным тёплым пирожком.

«Курочки поели…»


Курочки поели,
Уточки поели,
Кошечки поели,
Собачки поели,
Мышки поели,
А ты ещё нет?
Где твоя ложечка?
Кушай на здоровьечко!

«Ай, та-ту-та-ту-татушки…»


Ай, та-ту-та-ту-татушки,
Испекли в печи ватрушки,
На окно поставили,
Остывать оставили.

«Ай, ту-ту-ту-ту…»


Ай, ту-ту-ту-ту,
Сварили кашу мы круту,
Положили черпачок,
Чтобы сыт был казачок.

«Ладушки, ладушки!..»


Ладушки, ладушки!
Испекли оладушки.
Маслом поливали,
Митю угощали.

«Положили кашку…»


Положили кашку
Каждому в чашку.
Маленькому Пашке
Не дали чашку.
Кушай, Пашка, кашку
Из папиной чашки!

«Ай, качи, качи, качи…»


Ай, качи, качи, качи,
Вот бублики, калачи.
С пылу, с жару из печи.
Вкусны, румяны, горячи.

«Ты, коровушка, вставай…»


Ты, коровушка, вставай,
В чисто поле ступай,
На лугу погуляй,
А вернёшься вечерком,
Напоишь всех молочком.

«Ай, тату, тутушки…»


Ай, тату, тутушки,
Пекла бабушка ватрушки,
Пекла вкусные ватрушки
Для любимого Ванюшки.

«Пирожки в печи…»


Пирожки в печи
И свежи, и горячи.
А для кого горячи?
Для Ванечки и Танечки…

«Лошади – сено…»


Лошади – сено,
Курам – пшено,
Молочко – котёнку,
Водичку – утёнку,
А тебе, Федечка-сыночек,
Сладкого сахарку кусочек.

«Тили-тили-тили-час…»


Тили-тили-тили-час,
Натупил обед у нас.
Мы съедим за маму ложечку
И за папочку немножечко,
За собачку и за кошку
Тоже скушаем понемножку.
А за бабушку и дедушку
Поедим хлебушка.

«Наша Даша – непоседа…»


Наша Даша – непоседа,
Не доест никак обеда.
Взяли ложку, поскакали,
Поиграли, почитали,
А потом устали, сели,
Мигом кашу нашу съели.

«Ой лю-ли, лю-ли, лю-ли…»


Ой лю-ли, лю-ли, лю-ли,
Дане кашу принесли.
Даня, ротик открывает,
Кашку вкусную глотает.
А кто кашку кушает
И родителей слушает,
Вырастет большим, здоровым
И умным.

«На зелёном на лугу…»


На зелёном на лугу,
Нашли миску творогу.
Прилетели две тетери,
Поклевали, улетели.
Ну и творожок!
Так и просится в роток!
Ам-ам-ам!

«Сорока-ворона…»
Зинаида Александрова
Вкусная каша


Каша из гречки.
Где варилась? В печке.
Сварилась, упрела,
Чтоб Оленька ела,
Кашу хвалила,
На всех разделила…
Досталось по ложке
Гусям на дорожке,
Цыплятам в лукошке,
Синицам в окошке.
Хватило по ложке
Собаке и кошке,
И Оля доела
Последние крошки!

АРБУЗ


Вот какой у нас арбуз -
Замечательный на вкус.
Даже нос и щёки
Все в арбузном соке…

Чай в саду


Иди сюда и слушай,
Как в нынешнем году
Мы пили чай под грушей
У бабушки в саду.
Я с мёдом пил, с ватрушкой,
С топлёным молоком -
Из бабушкиной кружки
С голубеньким цветком.
Летела с огорода
Голодная пчела,
У нас немножко мёда
Из блюдечка взяла.
За ней другая, третья,
Четвёртая ползёт…
Испуганные дети
Отодвигают мёд.
Уже не видно блюдца,
Гудит пчелиный рой.
Они жужжат и вьются
Над нашей головой.
Тут бабушка, всё бросив,
Бежит из-за стола…
И чайник в белый носик
Ужалила пчела.
И страх и смех весёлый!
А чай никто не пьёт:
Ведь бабушкины пчёлы
Обратно взяли мёд.

Большая ложка


Очень вкусно пахнет щами.
Кто обедать будет с нами?
Старший брат несет обед,
А у Тани ложки нет.
Разве Таня виновата?
Ложка спряталась куда-то,
Нет ее ни там, ни здесь…
Значит, можно щи не есть!
Брат сказал:
– Поешь немножко.
Вот тебе другая ложка,
С тонкой ручкой завитой.
Эта ложка больше той…
И добавил он при этом:
– Ложка новая с секретом:
Кто за стол садится с ней,
Для того обед вкусней! -
Таня весело взглянула,
Щи из ложки отхлебнула,
Стала есть, а не шалить,
Ложку новую хвалить.
Брат смеется: – Новой ложкой
За меня поешь немножко,
Чтобы я, твой старший брат,
Был сильнее всех ребят!
Таня брату отвечала:
– Ты налил мне очень мало.
Если хочешь быть сильней,
Ты добавки мне налей!

Яков Аким
Бублик


– Хватит плакать, девочка!
– Не хва-а-тит…
– Как тебя зовут, девочка?
– Ка-а-тя…
– Катя, кто же тебя обидел?
– Не обидел… Ты бублик
не видел?
Он сначала в траву закатился,
А потом под кустом очутился,
А потом я играла в песке…
– Вот же бублик, ты держишь
в руке
И кусочек уже откусила.
– На и ты откуси!
– Спасибо.

Валентин Берестов
«У нас есть ложка…»


У нас есть ложка,
Волшебная немножко,
На тарелке – еда,
Не оставим и следа.
Кликнем ложку нашу -
Подберём всю кашу!

«Человек идёт…»


Человек идёт,
Ягоду берёт.
Белую
Неспелую
Отправляет в рот.
Красную,
Прекрасную
В корзиночку кладёт.

Игорь Мазнин
Каша


Если печка – то печет,
Если сечка – то сечет,
Если гречка – то гречет?
Вот и нет,
Она – растет!..
Если гречку собрать
И в горшок положить,
Если гречку водою
Из речки залить,
А потом,
А потом
Долго в печке варить,
То получится наша
Любимая каша!

Эмма Мошковская
Маша и каша


Вот это -
Хорошая девочка.
Зовут эту девочку Маша!
А это -
Её тарелочка.
А в этой тарелочке…
Нет, не каша,
Нет, не каша,
И не угадали!
Села Маша,
Съела кашу -
Всю,
Сколько дали!

Ирина Токмакова
Да здравствуют повара!


Митя сказал:
– Да здравствует ложка!
В ложке – картошка,
петрушки немножко,
мяса… и круп…
морковка… укроп…
Но сначала
да здравствует суп!

Но сначала
да здравствует тот,
кто варит,
и парит,
и жарит,
вот.
Да здравствуют повара!
Ура!

Каша


Ну-ка, ну-ка, нули!
Не ворчите вы, кастрюли!
Не ворчите, не шипите,
Кашу сладкую варите.
Кашу сладкую варите,
Нашу деточку кормите.

Ай да суп!


Глубоко – не мелко,
Корабли в тарелках:
Луку головка,
Красная морковка,
Петрушка,
Картошка,
И крупки немножко.
Вот кораблик плывёт,
Заплывает прямо в рот!

Андрей Усачёв
«Ах ты, радуга-дуга…» «Хочешь, Феденька, кефир?…»


– Хочешь, Феденька, кефир?
– ФЫР!
– Может, скушаешь зефир?
– ФЫР!
– Ты конфет не хочешь?
Что за чудеса!
– Я сегодня – лошадь,
И хочу овса!

Глинчики


Я сижу в песке, пока
Мама жарит блинчики.
Я из глины и песка
Приготовлю глинчики.
Глинчики песочные,
Вкусные и сочные!

Михаил Яснов
Чашка заболела


Вот какое дело:
Чашка заболела!
Со стола упала -
Ручка отлетела.
Заболела чашка
И вздыхает тяжко:
«Кто ж меня, безрукую,
Взять захочет в руку:
Как в лесу, аукаю,
А кругом – ни звука!..»
Слышу, слышу, чашка, -
Не грусти, бедняжка!
Я тебя, больную,
Склею, забинтую:
Обед полежишь,
Полдник полежишь,
Ужин полежишь,
А к завтраку снова
Будешь здорова!

Идём на прогулку

«Ах ты, радуга-дуга…»


Ах ты, радуга-дуга,
Ты высока и туга!
Не дай дождика,
Дай нам вёдрышка!
Чтобы деткам погулять,
Чтоб теляткам поскакать,
Нужно солнышко,
Колоколнышко!

«Киска, киска, киска, брысь!..»


Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись:
Наша деточка пойдёт,
Через киску упадёт!..

Зинаида Александрова
На прогулке


Мяч, ведерко и лопатка,
Вам приходится не сладко.
Если взяли вас гулять,
Надо рыть, носить, скакать.
По земле зеленый мячик
Целый час лягушкой скачет.
И лопатке недосуг -
Раскопала все вокруг.
У ведерка дело хуже -
Воду черпает из лужи.
Только в луже – вот беда! -
Не кончается вода!

МЫ ОДЕЛИСЬ РАНЬШЕ ВСЕХ


…В рукавичках маленьких
Спрятаны ладошки.
Помоги на валенки
Мне надеть калошки…

Ночью выпал первый снег.
Мы оделись раньше всех.
Я санки качу -
Гулять хочу.

Валентин Берестов
ВЕСЁЛОЕ ЛЕТО


Лето, лето к нам пришло!
Стало сухо и тепло.
По дорожке прямиком
Ходят ножки босиком.
Кружат пчёлы, вьются птицы,
А Маринка веселится.
Увидала петуха:
– Посмотрите! Ха-ха-ха!
Удивительный петух:
Сверху перья, снизу – пух!
Увидала поросёнка,
Улыбается девчонка:
– Кто от курицы бежит,
На всю улицу визжит,
Вместо хвостика крючок,
Вместо носа пятачок,
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый?
А Барбос, рыжий пёс,
Рассмешил её до слёз.
Он бежит не за котом,
А за собственным хвостом.
Хитрый хвостик вьётся,
В зубы не даётся.
Пёс уныло ковыляет,
Потому что он устал.
Хвостик весело виляет:
«Не достал! Не достал!»
Ходят ножки босиком
По дорожке прямиком.
Стало сухо и тепло.
Лето, лето к нам пришло!

Сергей Козлов
Я на солнышке лежу


Я на солнышке лежу,
Я на солнышко гляжу.
Всё лежу
И лежу
И на солнышко гляжу.

Носорог -
рог -
рог
Идёт.

Крокодил -
дил -
дил
Плывёт.

Только я
Всё лежу
И на солнышко гляжу.

Рядом львёночек лежит
И ушами шевелит.
Только я
Всё лежу
И на солнышко гляжу.

Эмма Мошковская
Мчится поезд


Чух-чух,
Чух-чух,
Мчится поезд
Во весь дух,
Паровоз пыхтит.
– Тороплюсь! – гудит. -
Тороплюсь,
Тороплюсь,
Тороплю-у-усь!

СКОЛЬКО ШАПОК РАЗНЫХ-РАЗНЫХ!


Сколько шапок разных-разных!
Синих, красных, чистых,
грязных!
В разных шапках много
разных -
Даже грустных и несчастных.
Снег посыпал густо-густо
И засыпал грустных-грустных…
Нет ни грустных,
ни ворчливых -
Много белых и счастливых!

Нина Саконская
Где мой пальчик?


Маша варежку надела.
– Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал!
Маша варежку сняла:
– Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдёшь.
Здравствуй, пальчик!
Как живёшь?

Ирина Токмакова
Разговор Лютика и Жучка


– Лютик, Лютик, что хохочешь?
– Да ведь ты меня щекочешь,
Так листочки мне щекочешь,
Что не хочешь – захохочешь!

Дождик


Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька.
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал,
И устал,
И перестал.

Кораблик


Летний ливень лужи налил -
Целые моря!
Дача встала y причала,
Бросив якоря.

Только мой корабль отважный
Борется с волной,
И не важно, что бумажный
Парус надо мной.

Саша Чёрный
На коньках


Мчусь, как ветер, на коньках
Вдоль лесной опушки…
Рукавицы на руках,
Шапка на макушке…
Раз-два! вот и поскользнулся…
Раз и два! чуть не кувыркнулся…
Раз-два! крепче на носках!
Захрустел, закрякал лёд,
Ветер дует справа.
Ёлки-волки! полный ход -
Из пруда в канаву…
Раз-два! по скользкой дорожке…
Раз и два! весёлые ножки…
Раз-два! вперёд и вперёд…

Михаил Яснов
Не отвлекаться!


Шёл по улице бульдожка,
У него чесалась ножка.
Отвлекаться он не стал -
Ножку
ушком
почесал!

Маленький почемучка

Валентин Берестов
Где ваш дом?


– Чайки, чайки! Где ваш дом?
Чайки, чайки, где ваш дом?
На земле, на волне
Или в синей вышине?
– Ну конечно, на земле!
На земле рождаемся!
Ну конечно, на волне!
На волне качаемся!
Ну конечно, в вышине!
В вышине летаем!
Край земли, волну и небо
Домом мы считаем!

Как найти дорожку

Ребята пошли в гости к деду-леснику. Пошли и заблудились. Смотрят, над ними Белка прыгает. С дерева на дерево. С дерева на дерево. Ребята – к ней:


– Белка, Белка, расскажи,
Белка, Белка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Очень просто, – отвечает Белка. – Прыгайте с этой ёлки вот на ту, с той – на кривую берёзку. С кривой берёзки виден большой-большой дуб. С верхушки дуба видна крыша. Это и есть сторожка. Ну что же вы? Прыгайте!

– Спасибо, Белка! – говорят ребята. – Только мы не умеем по деревьям прыгать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим. Скачет Заяц. Ребята и ему спели свою песенку:


– Зайка, Зайка, расскажи,
Зайка, Зайка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– В сторожку? – переспросил Заяц. – Нет ничего проще. Сначала будет пахнуть грибами. Так? Потом – заячьей капустой. Так? Потом запахнет лисьей норой. Так?

Обскочите этот запах справа или слева. Так? Когда он останется позади, понюхайте вот так и услышите запах дыма. Скачите прямо на него, никуда не сворачивая. Это дедушка-лесник самовар ставит.

– Спасибо, Зайка, – говорят ребята. – Жалко, что носы у нас не такие чуткие, как у тебя. Придётся ещё кого-нибудь спросить.

Видят, ползёт Улитка.


– Эй, Улитка, расскажи,
Эй, Улитка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Рассказывать до-о-олго, – вздохнула Улитка. – Лу-у-учше я вас туда провожу-у-у. Ползите за мной.

– Спасибо, Улитка! – говорят ребята. – Нам некогда ползать. Лучше мы ещё кого-нибудь спросим. На цветке сидит Пчела. Ребята к ней:


– Пчёлка, Пчёлка, расскажи,
Пчёлка, Пчёлка, покажи,
Как найти дорожку
К дедушке в сторожку?

– Ж-ж-ж, – говорит пчела. – Покажжжу… Смотрите, куда я лечу. Идите следом. Увидите моих сестёр. Куда они, туда и вы. Мы дедушке на пасеку мёд носим. Ну, до свидания! Я уж-ж-жасно тороплюсь. Ж-ж-ж… И улетела. Ребята не успели ей даже спасибо сказать. Они пошли туда, куда летели пчёлы, и быстро нашли сторожку. Вот была радость! А потом дедушка их чаем с мёдом угостил.

Сергей Козлов
Как зовут меня? Скажи!


Кролик маленький – КРОЛЬЧОНОК,
Крокодил – КРОКОДИЛЁНОК,
Сын лошадки – ЖЕРЕБЁНОК,
А у зебры – кто? Скажи!
У слонихи сын – СЛОНЁНОК.
У верблюда – ВЕРБЛЮЖОНОК,
А у ёжика с ежонком
Мама с папою – ЕЖИ!

Игорь Мазнин
Отчего так много света?


Отчего так много света?
Отчего вдруг так тепло?
Оттого, что это лето
На всё лето к нам пришло.
Оттого и каждый день
Всё длиннее, что ни день.
Ну а ночи,
Ночь от ночи,
Всё короче и короче.

Андрей Усачёв
Кто чья мама?


За мамой лошадкой
Бежит жеребёнок.
За мамой хохлаткой
Скачет цыплёнок.

У мамы собаки
Щеночки спят в будке.
У мамы свиньи -
Поросята в закутке.
Вот радость:
Все в мамочку вышли малютки!

У мамы коровы
Телёнок ревёт:
Увидел мышонка -
И маму зовёт.

Кудрявый ягнёнок
У мамы овечки:
Какие кудряшки,
Какие колечки!

У мамочки кошки
Усатые крошки -
Пищат бесконечно котята в лукошке.
И каждого нужно лизать
языком.
И каждого нужно кормить молоком.

Ласкает медведица-мать
Медвежонка.
А мама-ежиха
Качает ежонка.

Все дети на свете
Похожи на мам.
Ты это, наверное,
Знаешь и сам.

Какие бывают подушки


Если подушка
Кладётся под ушко,
Такая подушка
Зовётся подушка.

Если подушка
Кладётся под нос,
Такая подушка
Зовётся поднос.
А если подушку
Кладут под затылок,
Такую подушку
Зовут подзатыльник.

Откуда приходит Новый год?


Новый год слетает с неба?
Или из лесу идёт?
Или из сугроба снега
К нам приходит Новый год?
Он, наверно, жил снежинкой
На какой-нибудь звезде
Или прятался пушинкой
У Мороза в бороде?
Спать залез он в холодильник
Или к белочке в дупло…
Или в старенький будильник
Он забрался под стекло?
Но всегда бывает чудо:
На часах двенадцать бьёт…
И неведомо откуда
К нам приходит Новый год!

Лев Толстой
Кто лучше всех?

В толпе, на улице, заблудилось дитя. Бегает, кричит, ищет мать. Народ спрашивает у ребёнка: «Какая же твоя мама, деточка?» А дитя сквозь слёзы отвечает: «Разве вы не знаете? Моя мама та, что лучше всех».

Саша Чёрный
КТО?


«Ну-ка, дети!
Кто храбрее всех на свете?»
Так и знал – в ответ
все хором нараспев:
«Лев!»
«Лев? Ха-ха…
Легко быть храбрым,
Если лапы шире швабры.
Нет, не лев, не слон…
Храбрее всех малыш -
Мышь!
Сам вчера я видел чудо,
Как мышонок влез на блюдо
И у носа спящей кошки
Не спеша поел все крошки.
Что!»

«Отчего у мамочки…»


– Отчего у мамочки
На щеках две ямочки?
– Отчего у кошки
Вместо ручек ножки?
– Отчего шоколадки
Не растут на кроватке?
– Отчего у няни
Волоса в сметане?
– Отчего у птичек
Нет рукавичек?
– Отчего лягушки
Спят без подушки?..

– Оттого, что у моего сыночка
Рот без замочка.

Михаил Яснов
Что такое счастье?
Леонид Яхнин
Кто где прячется


Загремел над лесом гром.
Туча брызнула дождём.
Шмель укрылся под листком.
А кузнечик – под грибком.
Ёж под ёлкою – клубком.
Заползла улитка в дом.
Скачут весело лягушки -
Им и дождик нипочём!

Растём культурными

Эмма Мошковская
Вежливое слово


Театр открывается!
К началу всё готово!
Билеты продаются
За вежливое слово.
В три часа открылась касса,
Собралось народу масса,
Даже Ёжик пожилой
Притащился чуть живой:
Подходите,
Ёжик, ёжик!
Вам билет в каком ряду?
Мне поближе:
Плохо вижу.
Вот спасибо! Ну пойду.
Говорит Овечка:
– Мне – одно местечко!
Вот моё. Благодарю -
Доброе словечко.
Утка: – Кряк! Целый ряд.
Для меня и для ребят!
И достала Утка
Доброе утро.
А Олень – добрый день!
Если только вам не лень,
Уважаемый кассир,
Я бы очень попросил
Мне, жене и дочке
Во втором рядочке
Дайте лучшие места,
Вот моё – пожалуйста!
Говорит Дворовый пёс:
– Поглядите, что принёс!
Вот моё здорово -
Вежливое слово.
Вежливое слово!
Нет у вас другого?
Вижу в вашей пасти здрасте,
А здорово бросьте! Бросьте!
– Бросил! Бросил!
– Просим! Просим!
Нам билетов -
Восемь! Восемь!
Козам, Лосям,
Благодарность
Вам приносим.
И вдруг, отпихнув
Старух, стариков,
Петухов, Барсуков:
Вдруг ворвался
Косолапый,
Отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого:
– Касса, выдай мне билет!
– Ваше вежливое слово?
– У меня такого нет.
– Ах, у вас такого нет?
Не получите билет.
– Мне – билет!
– Нет и нет.
– Мне билет!
– Нет и нет.
Не стучите – мой ответ.
Не рычите – мой совет.
Не стучите, не рычите,
До свидания, привет.
Ничего кассир не дал!
Косолапый зарыдал,
И ушёл он со слезами,
И пришёл к мохнатой маме.
Мама шлёпнула слегка
Косолапого сынка
И достала из комода
Очень вежливое что-то:
Развернула, и встряхнула,
И чихнула, и вздохнула:
– Ах, слова какие были!
И не мы ли их забыли?
Изволь… Позволь…
Их давно уж съела моль!
Но пожалуйста… Прости…
Я могла бы их спасти!
Бедное пожалуйста,
Что от него осталось-то?
Это слово золотое,
Это слово залатаю!
Живо-живо положила
Две заплатки. Всё в порядке!
Раз-два! Все слова
Хорошенько вымыла,
Медвежонку выдала:
До свиданья, До скаканья
И ещё до кувырканья,
Уважаю очень Вас:
И десяток про запас.
– На, сыночек дорогой,
И всегда носи с собой!
Театр открывается!
К началу всё готово.
Билеты предлагаются
За вежливое слово!
Вот уже второй звонок!
Медвежонок со всех ног
Подбегает к кассе:
– До свиданья! Здрасьте!
Доброй ночи! И рассвета!
Замечательной зари!
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых три!
С Новым годом!
С Новосельем!
Разрешите вас обнять!
И кассир даёт билеты -
Не один, а целых пять.
Поздравляю с днём
Рожденья!
Приглашаю вас к себе!
И кассир от восхищенья
Постоял на голове!
И кассиру во всю силу
Очень хочется запеть:
«Очень-очень-очень-очень -
Очень вежливый Медведь!»
– Благодарен! Извиняюсь!
– Славный парень!
– Я стараюсь!
– Вот какая умница!
Вот идёт Медведица,
И она волнуется,
И от счастья светится!
– Здравствуйте, Медведица!
Знаете, Медведица,
Славный мишка, ваш сынишка,
Даже нам не верится!
– Почему не верится?
Говорит Медведица, -
– Мой сыночек-молодец!
– До свидания!

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №58

Подборка игр для детей 2-3 лет о Семье.

Песенки

Стихи

Потешки

Пальчиковые игры

г.Кушва

Из-за леса, из-за гор

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Съехали с гор,

Развели костёр,

Кушают кашку,

Слушают сказку.

Сорока, сорока

Сорока, сорока, Где была?

Далеко:

В лесу на опушке,

На попрядушке.

Кашу варила,

На порог становила,

Деток кормила,

Гостей собирала,

Всех угощала:

Одному - ложечку,

Другому - ложечку,

А третьему - целую поварёжечку!

Уж я Танюше пирог испеку

Уж я Танюше пирог испеку,

Уж я внученьке - румяненький.

На нём корочка пшеничная,

А начиночка яичная,

А помазочка медовая,

Моя внученька бедовая!

Хорошеньким - хорошок

Хорошеньким - хорошок.
Пригоженьким - пригожок.
Стройненьким - стройнячок,
А родненьким - родняшок.

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду

Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду
Потерял пастух дуду.
А я дудочку нашла,
Пастушку я отдала:
- На-ка, милый пастушок,
Там коровка лежит,
На теленка глядит,
А домой не идет,
Молочка не несет -
Надо кашу варить,
Кашей Сашу кормить.

Ты умница, разумница

Ты умница, разумница
Ты умница, разумница,
Про то знает вся улица,
Петух да кошка,
Да я немножко.

Как на Ванькины именины
Испекли пирог былинный –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай, Ванечка-дружок,
Именинный пирожок –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!
Кушай-кушай хорошо,
Скоро вырастешь большой –
Вот такой вышины!
Вот такой ширины!

Ладушки-ладушки!
Где были – у бабушки!
Что ели – кашку,
Что пили – бражку!
Ладушки-ладушки,
Снова едем к бабушке!

Ты расти-расти, сынок,
Как пшеничный колосок,
Чтоб тебя отец любил,
За проказы не бранил,
Чтобы мамка берегла,
Каждый день блины пекла!
Ну, а я тебе пока
Дам парного молока!

***

Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.

Ам! Ам! Ам! Ам!
Я тебе конфету дам,
Но сперва за маму нашу
Скушай ложку манной каши!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Кушай, Ваня, кашу сам!
Скушай-ка за папу ложку,
Подрастешь еще немножко!
Ам! Ам! Ам! Ам!
Есть не будешь, съем я сам.
И на целую версту
С каждой ложки подрасту!
Стану я большим совсем,
И тогда тебя я съем!

Пальчиковые игры

Моя семья

Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Ф. Фребель)
Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

Наш малыш

Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - наш малыш.
Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

Детки

Раз-два-три-четыре-пять!
Будем пальчики считать -
Крепкие, дружные,
Все такие нужные...
(3. Александрова)
Поднять кисть правой (левой) руки вверх, широко раздвинуть пальцы. Поочередно сгибать их в кулачок, начиная с большого.

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики - «Ура!»
В детский сад идти пора!
(М. Кальцова)
Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных - «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.

За работу

Ну-ка, братцы, за работу.
Покажи свою охоту.
Большаку дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе воду носить,
А тебе обед варить,
А тебе посуду мыть.
А потом всем песни петь,
Песни петь да плясать,
Наших деток забавлять.
Поочередно разгибать пальцы, начиная с большого, а на слова «Песни петь да плясать» - энергично шевелить ими.

Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде -
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

Домик

Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».

«ПАЛЬЧИКИ»

«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

«ОЗОРНЫЕ ПАЛЬЧИКИ»

«Наши девочки и наши мальчики руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим шевелят ими

Наши пальчики проснулись кисти вверх

Мы проснулись, мы проснулись сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись. соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься руки в замок

Стали пальцы целоваться касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться. фонарики

Подошла Ладошка выставление ладоней

И сказала: - Крошки! шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться взмахи кистями

Надобно трудиться! руки вместе

А мы хотим резвиться! фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались кулачки

Молчок палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка огорчают!

Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели фонарики

Будем, будем мы трудиться руки соединили

А потом, уже резвиться!» хлопают по коленям

Разминка

Ты, утенок, не пищи!
Лучше маму поищи.
Сжимать в кулачки и разжимать пальцы сразу двух рук.

Пальчики

Раз-два-три-четыре-пять -
Вышли пальчики гулять.
Раз-два-три-четыре-пять -
В домик спрятались опять.
Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.


Цель: Формировать представления детей о себе, своем имени, внешнем виде, членах семьи; детях в группе.
Задачи:
1. Создание положительного эмоционального настроя в группе.
2. Ввести понятия «семья», «родители», «дети».
3. Формирование простого нераспространенного предложения с указательными
словами «Вот», «Тут».
4. Развитие речевого дыхания, артикуляционной моторики, слухового внимания,
чувства ритма.
5. Развитие мелкой, общей моторики, координации движений.

Оборудование: сюжетная картинка «Семья»; куклы – мальчик, мама, папа, дедушка, бабушка, девочка (картинки с изображением членов семьи); деревянный домик; корова игрушечная, паровоз; картинка с изображением символа звука У; выполнения артикуляционной гимнастики; разноцветные бумажные цветы.
Ход занятия.
I Организационный момент.
Логопед здоровается с родителями, детьми хлопками в ладоши (зравст-вуй-те).
Раздается плач мальчика (появляется кукла - мальчик): УУУУУ (громко).
II Основная часть
1. Введение в тему.
- Здравствуй, мальчик! (кукла «здоровается»)
- Поздороваемся с мальчиком! (хлопками)
- Как тебя зовут? (Петя)
- Почему плачешь, Петя?
- Я ушел со своего двора гулять и заблудился (ууууу… - тихо).
- Не расстраивайся! Мы с ребятами поможем найти твой дом, семью.
- Поможем, ребята?
- Будем знакомиться! («здоровается» с каждым ребенком, «подавая» руку, и знакомится: «Здравствуй! Я – Петя. Как тебя зовут?»)
2. Работа по теме.
а) Поездка к Пете:
- На чем поедем искать Петин дом? На поезде (логопед показывает картинку поезда).
- Встанем паровозиком, друг за другом, и отправимся в путь, искать Петин дом (взрослый – «паровоз», дети – «вагоны»).
- Погудим, как паровоз: У – У – У (громко и длительно); ту – ту … (дети вместе с родителями встают, держась друг за друга, двигаются по кругу под музыку):
Вот поезд наш едет, колеса стучат.
А в поезде нашем ребята сидят,
«Ту – ту – ту, ту – ту – ту» - гудит паровоз,
Далеко, далеко ребят он повез.
Вот остановка. Кто хочет слезать –
Сходите, ребята, Пойдемте гулять.
Или: Едет, едет паровоз – ТУ - ТУУУУ.
Он вагончики повез – ТУ - ТУУУУ.
- У поезда остановка. Выйдем погулять!
б) Дыхательная гимнастика «Цветы»:
- Вот и поляна. Сколько много цветов на поляне! (на полу разложены бумажные цветы)
- Давайте сорвем их, понюхаем, как пахнут (дети с родителями «собирают» цветы, делают вдох носом и на выдохе произносят: АААХ).
- Ой, кто это? (на поляне «пасется» игрушечная корова или картинка коровы)
в) Упражнение на звукоподражания.
- Мычит корова на лугу: «Му – у – му - у - молока кому?»
- Здравствуй, корова! Как тебя зовут? (Буренка)
- Ребята, как мычала корова? Буренка, мы ищем Петин дом, подскажи нам дорогу.
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сначала поиграйте со мной, потом покажу!
а) «Корова жует траву» (жевательные движения);
б) «Прогулка язычка»:
- Язычок сидит в домике, вышел из домика, погрелся на солнышке, снова спрятался в домик (или: посмотрел вправо (в сторону) – влево (в другую сторону);
в) «Буренка»:
Ротик пошире открываем, в Буренку играем: широко откроем ротик, как голодная Буренка. Закрывать его нельзя, до пяти считаю я. А потом закроем ротик: отдыхает уж Буренка.
- Молодцы, умеете играть со своими язычками.
- Езжайте прямо и увидите Петин дом (дети двигаются дальше паровозиком: ту – ту – у - у).
4. Беседа по теме «Семья».
- Ура! Вот мой дом! (на столе стоит игрушечный домик)
- Ребята, пойдемте ко мне в гости! (около домика стоят куклы – мама, папа, девочка, дедушка, бабушка)
- Петя, познакомь нас со своей семьей!
- Это моя семья. Моя семья большая, дружная. Вот папа, мама, бабушка, дедушка, сестра.
5. Знакомство с Петиной семьей.
- Мама, папа – мои родители (Или: Вот папа. Вот мама).
- Это моя сестра. Ее зовут Таня. Таня и я – дети. Я – сын, Таня – дочка.
- Я – маленький. Папа – большой. Таня – маленькая, мама – большая.
- Это деда (дедушка). Это баба (бабушка).
- Таня и я – их внуки.
6. Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
- Я хочу рассказать о своей семье пальчиками (Петя показывает).
- Давайте вместе расскажем о семье (предлагает Петя):
Этот пальчик – деда (дедушка), этот пальчик – баба (бабушка).
Этот пальчик – папа, этот пальчик – мама.
Этот пальчик – я. Вот и вся моя семья!
7. «Прохлопайте слова!»
- Теперь вместе с Петей прохлопаем в ладоши, скажем, кто есть в его семье (логопед показывает кукол - членов семьи).
8. Прощание с Петей.
- Спасибо, ребята, вы помогли найти мою семью. До сви-да-ни-я! (прохлопать)
- Нам, ребята, пора возвращаться домой. Вставайте паровозиком друг за другом, поехали! (дети «едут» под слова стих – я):
... Вот остановка.
Кто хочет слезать – пора, ребята, отдыхать!
- Вот мы и вернулись домой.
III Итог занятия.
- Кто приходил?
- На чем ехали к Пете? Как гудел паровоз? (У – У – У; ту – ту – ту)
- Кого видели на полянке? (или: Кто мычал? (показать)) Как мычала корова?
- Кто живет в Петиной семье? (папа, мама, Тата (сестра), дедушка, бабушка)

В первые 3 года жизни ребенка родителей ждет много сюрпризов – приятных и не очень. Долгожданная первая улыбка, первый зуб, первый шаг, первое слово… Эти события запоминаются на всю жизнь и вызывают искреннюю радость.

И вот постепенно устанавливается определенный распорядок дня: режим питания, прогулок, развивающих занятий. Такие радостные хлопоты требуют от родителей и окружающих ребенка людей определенных знаний.

Воспитание детей до 3 лет

В первые годы жизни ребенку требуется помощь в речевом развитии, познании окружающего мира. Для этого и сами взрослые должны стать более ответственными и дисциплинированными.

Правильно подобранные игрушки, игры в соответствии с возрастом станут прекрасным средством в воспитании малыша.

Период до 3-х лет будет сопровождаться не только приятными хлопотами, но и детскими капризами. Каждый родитель рано или поздно столкнется с непослушанием и плачем. Такова природа развития ребенка.

Накопление словарного запаса

В возрасте от одного года малыш начинает активно запоминать слова. В этот период от мамы требуется:

  • проводить занятия с ребенком;
  • комментировать все действия;
  • называть предметы и рассказывать их предназначение.

Не стоит отчаиваться, если ребенок не повторяет новые слова – он их все равно запомнит. Не говорит – не значит, что не понимает. Малыш выполнит любую просьбу (принесет куклу, возьмет подушку, даст папе книгу).

В 2 – 3 года многие дети (но не все) имеют словарный запас, что состоит из существительных, глаголов, определений и некоторых наречий, знакомых и понятных им:

  • предметов гардероба;
  • средств для ухода за собой;
  • мебели;
  • животных и птиц;
  • растений;
  • наименования некоторых абстрактных предметов (ветерок, звук), явлений;
  • названий собственных действий (или окружающих);
  • названий признаков предметов, ощущений, состояний и т. д.


Познание окружающего мира

В возрасте до 3 лет малыш активно изучает мир вокруг себя. Все, что окружает его – привлекает внимание. Ребенку хочется попробовать предметы на вкус, на ощупь, исследовать способы их использования.

Бывает, что любознательность приводит к неприятным последствиям: паданию, ушибам, сломанным игрушкам. Как действовать родителям? Эффективна следующая методика:

  1. Примите участие в познавательном процессе сына или дочери. Вашему малышу вздумалось залезть на шкаф? – Лезьте и вы. Хочет вытащить ящик тумбы? – Помогите ему. Ребенок должен освоить максимум знаний, ведь от этого зависит его развитие.
  2. Не запрещайте изучать мир . Если что-то ребенку нельзя брать, сделайте так, чтобы эта вещь не попадалась ему на глаза.
  3. Если так случилось , что ребенок взял молоток, любимую мамину тарелку, кошелек – позвольте ему рассмотреть предмет и только затем убирайте.
  4. При падениях не стоит сразу спешить на помощь . Вряд ли он сильно ударится, не стоит также опасаться переломов. Падение – неизбежный этап для развития ориентирования в пространстве, равновесия. Главная задача родителя – позволить самостоятельно преодолеть преграду. Не правильно полагать, что не обращать внимание – значит, оставить ребенка наедине со своими проблемами. Такая реакция дает хороший воспитательный эффект. А вот словесная поддержка не помешает.

Видео: Психология запретов

Самостоятельность

Дети после года уже могут самостоятельно управиться с ложкой. Поэтому родителю стоит сделать на этом акцент. Чтобы ускорить процесс освоения кухонных приборов, не стоит запрещать малышу брать их в руки. Позвольте изучить, покрутить, поиграть с ложкой. При неудачной попытке ею воспользоваться нельзя ругать ребенка за измазанную футболку.

Малыш балуется за столом? – Убирайте тарелку. Ребенок вскоре сам осознает, что подобное поведение недопустимо за столом.

Для того же, чтобы ваше чадо научилось одеваться, стоит проявлять терпение, не заострять внимания на процессе. Одевайте ребенка неторопливо, комментируйте свои действия, называйте поочередность одевания вещей. Хвалите за проявление инициативы, даже если попытки натянуть штаны не увенчались успехом.

В возрасте до 3 лет также можно давать несложные поручения:

  • полить цветы;
  • подмести пол;
  • убрать игрушки и т. п.

Нужно терпеливо отнестись к тому, что процесс затягивается и не приводит к результату – ребенок только учится.

А как же быть в том случае, когда малыш уже научился выполнять какое-то действие сам (одеваться, кушать), но просит об этом маму? Выполните его просьбу, может, у него нет настроения.


Игры и игрушки

Дети 1 года уже с удовольствием плещутся в воде, поэтому следует создать для этого все условия. Наберите воды в ванну, налейте в таз, летом – в надувной бассейн. Дайте игрушки и емкости (чтобы переливать воду). Пусть малыш играет в свое удовольствие.

С юного возраста малыша тянет к песочнице, а значит, стоит позаботиться о том, чтобы песок был чистым. Организуйте привоз «стройматериала», папу привлеките к сооружению песочницы из досок. Позволяет играть малышу с песком столько, сколько ему хочется.

При выборе игрушек для малыша стоит учесть его возрастные особенности. В 1 год это:

  • шарики;
  • мячики;
  • кубики;
  • мягкие игрушки (зверушки);
  • пирамидки;
  • матрешки;
  • кукольная посуда;
  • музыкальные игрушки.

Главная задача – выбрать предметы без мелких деталей, острых углов.

Для двух-, трехлетнего ребенка покупайте:

  • машинки, самолетики, куклы;
  • развивающие коврики;
  • строительные наборы с крупными элементами (деревянный конструктор или Лего);
  • наборы для лепки;
  • пазлы (крупные) и другие простые игры.

Участвуйте в играх. Прятки, поиск потерявшегося предмета, совместное вкладывание пирамидок – выбор занятий с малышом огромен.

Развитие речи и возраст «почемучки»

После двух лет ребенок начинает задавать массу вопросов, и родителям кажется, что они никогда не закончатся. Не стоит отворачиваться от ребенка. Объясните все, что его интересует, ведь мама с папой являются основными источниками знаний. Уходить от ответов или не обращать внимания на ребенка нельзя.

Весь словесный запас, выражение и интонация малыша – это отображение вашей речи. Поэтому в ваших силах максимально расширять его. Если ребенок спрашивает «Что это?», не стоит ограничиваться простым называнием предмета. Объясните, для чего это нужно, как используется.

Взрослые зачастую не достаточно осознают, насколько значимо их общение с ребенком. Возраст «почемучек» — это важный этап формирования речевых навыков, поэтому так важно знать некоторые приемы:

  • не коверкать слова, свести к минимуму употребление уменьшительно-ласкательных форм;
  • не стоит передразнивать ребенка, если он произносит слова неправильно, тем более неуместны насмешки и подражание языковым ошибкам;
  • необходимо развивать у ребенка умение выражать свои мысли и эмоции словами, соответственно, требуется избегание излишней жестикуляции.

Развитие речи – процесс индивидуальный и равняться на других детей бессмысленно, но наблюдать за ребенком необходимо.

Кризис двух лет

Дети растут и вот уже малыш, который недавно был так привязан к родителям, умиляя их своей улыбчивостью и послушанием, становится маленьким тираном. Любые игры и занятия вызывают протест, слова мамы воспринимаются в штыки.

Так ребенок вступает на новый этап развития. Этот переходный период знаменуется кризисом 2 лет.

Причины

Целый комплекс причин провоцирует возникновение кризиса 2 лет:

  • стремление к самостоятельности;
  • освоение новой схемы взаимодействия с окружающим миром;
  • открытие новых возможностей и границ дозволенного.

Детские истерики, проявление которых может быть самым разным: лежание на полу и крики, ребенок плохо ест, становится плаксивым, бьет окружающих. Спровоцировать такое поведение может самая безобидная ситуация.

Родителям важно помнить, что причина кроется не в каком-то ситуативном факторе. Проблема лежит гораздо глубже. Кризис 2 лет – важный этап, в результате преодоления которого ребенок получает необходимые знания и умения, поднимаясь на ступень выше в своем развитии.

Маленький манипулятор

Истерика у ребенка – настоящее испытание для родителей. Вот в магазине он падает на пол при отказе купить понравившуюся игрушку. Многие мамы теряются в такой ситуации и не знают, как им правильно поступить.

Справиться с кризисной ситуацией помогут знания о ребенке, его характере, темпераменте. Для одного будет полезна методика беседы с родителем наедине, другому эффективнее будет строгий окрик в присутствии окружающих. В любом случае идти на поводу у маленького человека нельзя.

О вреде родительской уступчивости

Многие родители склонны останавливать истерику у ребенка уступками. Бьющийся в крике и слезах ребенок, конечно, не самое приятное зрелище. Однако уступив один раз, взрослые теряют свою власть в глазах маленького манипулятора.


Он начинает чувствовать себя всесильным и понимает, что теперь его слезы – это его основное оружие, с помощью которого он и будет добиваться желаемого.

Родители должны понимать, что этот путь воспитания крайне опасен, потому лучше предупредить подобную ситуацию. Для этого ребенку необходимо в доступной форме объяснить, что ему позволительно, а на что существует абсолютный запрет. И придерживаться этой линии поведения необходимо постоянно.

Психология и маленькие хитрости

Родители, конечно, могут осознавать необходимость подобного этапа развития, но на деле это время тяжелое, требующее терпения и знания некоторых хитростей:

  1. Ребенок должен чувствовать поддержку родителей . Она должна быть ненавязчивой. Нет необходимости требовать от ребенка определенного поведения. Это только усугубит и без того непростую ситуацию.
  2. Быть настойчивым, но справедливым . Если взрослый принимает решение в чем-то отказать ребенку, то его «нет» должно оставаться таковым до конца. Уступкам здесь не место.
  3. Истерика – мероприятие демонстративное , поэтому, чем меньше у ребенка зрителей, тем быстрее прекратиться его приступ.
  4. Если взрослый понимает, что ребенок начинает капризничать , то важно переключить его внимание и вовремя отвлечь на что-то интересное и более полезное.

Дети быстро растут и забывают многие моменты. Спустя какое-то время их память стирает и истерики, и капризы… Взрослым стоит поучиться такому приему и не принимать близко к сердцу издержки очередного этапа развития своих чад.

Воспитание детей первые 3 года их жизни – процесс увлекательный и трудный одновременно. Маленький человек активно изучает окружающий мир, ему еще многому предстоит научиться. А взрослым остается набраться терпения и знаний, чтобы сделать этот период насыщенным, провести его с пользой и оставить только самые приятные воспоминания.

Видео: Консультация специалиста