Моя 15-летняя дочь отказывается от еды. Попытки наладить с ней контакт и поговорить об этом не приносят результата. Дочь уходит в себя и говорит, что я ее не понимаю.

Наши дети, такие простые и понятные в детстве, становятся все более чужими в юности. Как найти к ним подход и как не разрушить хрупкое равновесие ваших отношений?

Взрослеющий ребенок отдаляется от родителей, все чаще пробуя себя на зрелость. Мир подростка меняется, он учится быть взрослым и самостоятельным. Подростку важно чувствовать себя уверенным и порой он стремится к определенному стандарту «свободы и раскрепощённости».

Одновременно хочется быть и как все, и чем-то особенным. Так навязываемые образы красоты не дают покоя взрослеющим девочкам. Стремление к придуманному идеалу становится самым важным, и все, что не дает достичь желаемого - мешает и раздражает. Очевидно, что проблема глубже, чем просто стремление похудеть и неправильно подобранная диета.


Любые попытки мамы рассказать про вред отказа от еды являются препятствием на пути к цели и вызывают негативную реакцию девочки-подростка, которая уверена - её не понимают. Продолжая рассказы о том, к чему может привести неправильное питание, игнорируя чувства ребенка, можно добиться лишь взаимного отчуждения.

Девочка не чувствует поддержки мамы и закрывается от общения с ней. Мама уже не может донести своё мнение, дочь просто не слушает ее. Многие родители в подобной ситуации испытывают глубокие переживания и чувствуют себя загнанными в тупик. Утрачен контакт с ребенком, а помочь ему, при отсутствии взаимопонимания, становится невозможным.

Услышь меня, мама!


Особенность подросткового поведения в его противоречивости. Так, ребенок в каких-то ситуациях может вести себя, как взрослый, - берет на себя ответственность за свои поступки, а в ряде случаев ему не хватает зрелости, и требуется поддержка родителей. И здесь требуется «грамотное» присутствие мамы: там, где он справляется - не мешать, а где споткнулся, хочется услышать: «Ты справишься, я с тобой!»


Отказ от еды - это тот случай, когда ребенок «споткнулся» и ему крайне нужна мамина поддержка. Что же нужно сделать, чтобы подросток принял помощь? Возможно, что в сложившейся ситуации девочка преследует две цели одновременно - похудеть, чтобы стать красивой и привлечь к себе внимание.

С точки зрения системно-векторной психологии Юрия Бурлана, такое поведение характерно для людей со зрительным вектором . Зрительники - эмоциональные люди, они впечатлительны, ценят красоту и сами стремятся к идеалу. У носителей зрительного вектора хорошо развита фантазия и воображение. Они легко внушаемы, поэтому негативные эмоции могут преумножаться даже от одного случайного взглядаили неловкого слова. Это же могло стать причиной беспокойства по поводу собственной внешности.

Тайные страхи


Не стоит при очередном пропущенном ужине пугать дочь последствиями: «дистрофия», «страшные болезни», «проблемы с учебой», «сначала повзрослей, потом думай о красоте». Для взрослеющей девочки - это сигнал о непонимании со стороны мамы. При этом, страх быть некрасивой и толстой, скорее всего, победит «дистрофию» и «страшные болезни», к тому же «непонимающему» родителю ребенок еще сильнее захочет показать свое несогласие. В результате история с диетами продолжится, а подобное родительское вмешательство желаемой цели не достигнет.


Важно понимать, что руководит подростком в этой ситуации страхи бессознательное желание привлечение внимание. Происходит попытка компенсации собственных негативных эмоций.

Чтобы помочь своему ребенку, нужно узнать особенности людей со зрительным вектором, их чувства, ценности, потребности. Это поможет понять состояние дочери и мотивы ее поведения. А понимание - это первый шаг к контакту . Только наладив контакт с ребенком, действия мамы могут быть эффективными. Отклик ребенка обязательно состоится, когда разгадали его особенности.

Я понимаю тебя, дочка


Одним из проявлений понимания со стороны мамы может стать ее участие и помощь девочке в ее желании стать красивой. Так, можно вместе с дочерью посетить диетолога, косметолога, подобрать для нее подходящую диету и средства по уходу за кожей. Укрепит семейное взаимопонимание совместный поход в магазин за обновками для дочки. Проявление маминой любви и заботы важно для ребенка, для того, чтобы чувствовать защищенность, собственную ценность и уверенность в себе.

Подросток получает ресурс родительской любви и это помогает ему раскрыться и доверить маме свои проблемы, теперь и мама понимает особенности девочки, и может прогнозировать ее поведение.


Отметим, что системно-векторная психология Юрия Бурлана дает базовые знания, необходимые для понимания любого человека или анализа ситуации. Обладая системным мышлением, человек уже не может мыслить иначе, эти знания сами собой прокладывают выход из любой сложной ситуации.

Результаты людей, прошедших тренинг по системно-векторной психологии, - лучшее свидетельство возможностей, которые дает тренинг. Подробные рассказы о построении эффективных отношений с детьми после тренинга смотрите здесь:


Познакомиться с системно-векторная психологией и узнать много нового о себе и близких вам людях, вы сможете уже на бесплатных онлайн лекциях.

Катерина Демина, психолог-консультант:

Почему он ничего не хочет?

Это явление набрало силу в последние лет семь. Выросло целое молодых людей, которые «ничего не хотят». Ни денег, ни карьеры, ни личной жизни. Они просиживают сутками за компьютерами, их не интересуют девушки (разве совсем чуть-чуть, чтобы не напрягаться).

Они вообще не собираются работать. Как правило, их удовлетворяет та жизнь, которая уже есть - родительская квартира, немножко денег на сигареты, пиво. Не больше. Что с ними не так?

Сашу привела на консультацию мама. Отличный 15-летний парень, мечта любой девочки: спортивный, язык подвешен, не хамит, глаза живые, словарный запас не как у Эллочки-людоедки, играет в теннис и на гитаре. Основная жалоба мамы, просто вопль измученной души: «Ну почему он ничего не хочет?»

Подробности истории

Что значит «ничего», интересуюсь я. Совсем ничего? Или все же есть, спать, гулять, играть, смотреть кино он хочет? Оказывается, Саша не хочет ничего делать из списка «нормальных» дел для подростка. То есть:

1. Учиться;

2. Работать;

3. Ходить на курсы

4. Встречаться с девушками;

5. Помогать маме по хозяйству;

6. И даже ездить с мамой в отпуск.

Мама в тоске и отчаянии. Вырос здоровенный мужик, а проку от него - как от козла молока. Мама всю жизнь для него, все только для его блага, себе во всем отказывала, бралась за любую работу, на кружки водила, на секции дорогостоящие возила, в языковые лагеря за границу отправляла - а он сначала спит до обеда, потом включает компьютер и до ночи в игрушки гоняет. А она-то надеялась, что он вырастет, и ей станет полегче.

Я продолжаю спрашивать. Из кого состоит семья? Кто в ней зарабатывает деньги? Какие у кого функции?

Оказывается, Сашина мама давно одна, развелась, когда ему было пять лет, «отец был такой же точно лежебока, может, это генетически передается?». Она работает, много работает, ведь ей приходится содержать троих (себя, бабушку и Сашу), домой приходит к ночи, уставшая смертельно.

Дом держится на бабушке, она и хозяйством занимается, и за Сашей следит. Только вот беда - Саша совсем от рук отбился, бабушку не слушается, даже не огрызается, просто пропускает мимо ушей. Он ходит в школу, когда хочет, когда не хочет - не ходит. Ему грозит армия, но, похоже, его это ни капли не волнует. Он не прилагает ни малейших усилий, чтобы хоть немного лучше, хотя все учителя в один голос твердят, что голова у него золотая и способности есть.

Школа из элитных, государственная, с историей. Но чтобы в ней удерживаться, приходится брать репетиторов по основным предметам. И все равно двойки в четверти, могут и исключить.

По дому не делает ничего, совсем, даже чашку за собой не помоет, бабушка с палкой вынуждена таскать тяжеленные сумки с продуктами из магазина, а потом ему на подносике еду к компьютеру носит.

«Ну что с ним такое? - уже чуть не плачет мама. - Я же всю жизнь ему отдала.»

Мальчик

В следующий раз я вижу Сашу одного. И правда, хороший мальчик, симпатичный, модно и дорого одет, но не вызывающе. Какой-то слишком хороший. Какой-то он неживой. Картинка в журнале для девочек, гламурный принц, хоть бы прыщ где-нибудь был, что ли.

Со мной держится дружелюбно, вежливо, всем своим видом демонстрирует открытость и готовность сотрудничать. Тьфу, я чувствую себя персонажем американского сериала для подростков: главный герой на приеме у психоаналитика. Хочется сказать что-нибудь матом. Ладно, вспомним, кто тут профи.
Вы не поверите, он практически слово в слово воспроизводит мамин текст. 15-летний парень говорит, как школьная училка: «Я ленивый. Моя лень мешает мне добиваться целей. И еще я очень несобранный, могу в одну точку уставиться и сидеть так час».

А сам-то чего хочешь?

Да ничего особенного не хочет. В школе скучно, уроки дурацкие, хотя учителя классные, самые лучшие. Друзей близких нет, девушки тоже нет. Планов нет.

То есть он не собирается осчастливить человечество любым из 1539 способов, известных цивилизации, он не планирует стать мегазвездой, ему не нужно богатство, карьерный рост и достижения. Ему вообще ничего не нужно. Спасибо, у нас все есть.

Потихоньку начинает вырисовываться картина, не скажу, чтобы очень неожиданная для меня.

Примерно с трех лет Саша занимался. Сначала подготовкой к школе, плаванием и английским языком. Потом пошел в школу - добавился конный спорт.

Сейчас, кроме учебы в математическом лицее, он ходит на курсы английского при МГИМО, на две спортивные секции и к репетитору. Во дворе не гуляет, телик не смотрит - некогда. В компьютер, на который так жалуется мама, играет только в каникулы, да и то не каждый день.

Почему он ничего не хочет?

Формально все эти занятия были добровольно выбраны Сашей. Но когда я спрашиваю, чем бы он хотел заниматься, если бы не надо было учиться, он говорит «играть на гитаре». (Варианты, услышанные от других респондентов: играть в футбол, играть на компе, ничего не делать, просто гулять). Играть. Запомним этот ответ и двинемся дальше.

Что с ним такое

Знаете, у меня таких клиентов бывает в неделю человека по три. Практически каждое обращение по поводу мальчика в возрасте от 13 до 19 лет именно про это: ничего не хочет.

В каждом таком случае я вижу одну и ту же картину: активная, энергичная, амбициозная мама, отсутствующий папа, дома или бабушка, или няни-домработницы. Чаще все-таки бабушка.

Семейная искажена: мама занимает роль мужчины в доме. Она кормилец, она же принимает все решения, контактирует с внешним миром, защищает, если нужно. Но дома ее нет, она в полях и на охоте.

Огонь в очаге поддерживает бабушка, только у нее нет рычагов власти по отношению к их «общему» ребенку, он может и не послушаться, и нагрубить. Если бы это были мама с папой, папа пришел бы вечером с работы, мама бы ему пожаловалась на неподобающее поведение сына, папа бы ему накостылял - и вся любовь. А тут пожаловаться можно, а накостылять некому.

Мама старается дать сыну все-все: самые модные развлечения, самые нужные развивалки, любые подарки и покупки. А сын не счастлив. И снова и снова звучит этот припев: «ничего не хочет».

А у меня через некоторое время начинает просто чесаться внутри вопрос: «А когда ему хотеть-то? Если за него уже давно мама все отхотела, отмечтала, распланировала и сделала».
Вот когда малыш пяти лет сидит дома один, катает по ковру машинку, играет, рычит, жужжит, строит мосты и крепости - в этот момент у него начинают зарождаться и вызревать желания, сначала смутные и неосознанные, постепенно формирующиеся в нечто конкретное: хочу большую пожарную машину с человечками. Потом он ждет с работы маму или папу, высказывает свое желание и получает ответ. Обычно: «Потерпи до Нового года (дня рождения, получки)».

И приходится ждать, терпеть, мечтать об этой машине перед сном, предвкушать счастье обладания, представлять себе ее (пока еще машину) во всех деталях. Таким образом ребенок учится контактировать со своим внутренним миром в части желаний.

А как было у Саши (и у всех других Саш, с которыми я имею дело)? Захотел - написал маме эсэмэску, отправил - мама заказала через Интернет - вечером привезли.

Или наоборот: зачем тебе эта машина, у тебя уроки не сделаны, ты прочел две страницы логопедического букваря? Раз - и оборвали начало сказки. Все. Мечтать больше не получается.

У этих мальчиков и правда все есть: новейшие смартфоны, распоследние модели джинсов, поездки на море четыре раза в год. А вот возможности просто пинать балду у них нет. Между тем скука - самое что ни на есть творческое состояние души, без нее невозможно придумать себе занятие.

Дитятко должно соскучиться и затосковать, чтобы появилась потребность двигаться и действовать. А он лишен даже самого элементарного права решать, ехать ему на Мальдивы или нет. Мама уже все за него решила.

Что говорят родители

Сначала я в течение довольно длительного времени слушаю родителей. Их претензии, разочарования, обиды, догадки. Начинается всегда с жалоб вроде «мы для него все, а он в ответ - ничего. Перечисление того, что именно «для него все», впечатляет. О некоторых вещах я узнаю впервые. Мне, например, и в голову не приходило, что 15-летнего мальчика можно водить в школу за ручку. И до сих пор считала, что предел - это третий класс. Ну четвертый, для девочек.

Но оказывается, что тревоги и страхи мам толкают их на странные поступки. А вдруг на него нападут плохие мальчишки? И научат его плохому (курить, ругаться плохими словами, врать родителям; слово «наркотики» чаще всего не произносится, потому что очень страшно).

Часто звучит такой довод, как «Вы же понимаете, в какое время мы живем». Если честно - не очень понимаю. Мне кажется, времена всегда примерно одинаковые, ну, кроме совсем уж тяжелых, например, когда война идет прямо в вашем городе.

В мое время ходить девочке 11 лет одной через пустырь было смертельно опасно. Так мы и не ходили. Мы знали, что не надо туда ходить, и соблюдали правила. И маньяки сексуальные были, и в подъездах иногда грабили.

А вот чего не было - это свободной прессы. Поэтому криминальную сводку люди узнавали от знакомых знакомых, по принципу «одна бабка сказала». И, пройдя через множество ртов, информация становилась менее пугающей и более размытой. Типа похищения человека инопланетянами. Все слышали, что такое бывает, но никто не видел.

Когда же это показывают по телевизору, с подробностями, крупным планом, это становится той реальностью, которая здесь, рядом, в твоем доме. Ты видишь это своими глазами - а ведь признайтесь, большинство из нас ни разу в жизни не видели сами жертву разбойного нападения?

Человеческая психика не приспособлена к ежедневному наблюдению смерти, особенно насильственной. Это наносит сильную травму, а защищаться от нее современный человек не умеет. Поэтому, с одной стороны, мы вроде бы более циничны, а с другой - не отпускаем детей гулять на улицу. Потому что опасно.

Чаще всего такие беспомощные и вялые дети вырастают у тех родителей, которые с раннего детства были самостоятельными. Слишком взрослые, слишком ответственные, слишком рано предоставленные сами себе.

С первого класса приходили домой сами, ключ на ленточке на шее, уроки - сами, поесть разогреть - сами, в лучшем случае родители вечером спросят: «А что у тебя с уроками?». На все лето или в лагерь, или к бабушке в деревню, где тоже особо некому было следить.
А потом эти дети выросли, и случилась перестройка. Полная смена всего: жизненного уклада, ценностей, ориентиров. Есть от чего занервничать. Но поколение адаптировалось, выжило, даже стало успешным. Вытесненная и старательно не замечаемая тревога осталась. И теперь вся в полном объеме обрушилась на голову единственного чада.

А обвинения чаду предъявляются серьезные. Родители напрочь отказываются признавать свой вклад в его (чада) развитие, они только горько сетуют: «Вот я в его годы…».

«Я в его годы уже твердо знал, чего хочу от жизни, а он в 10-м классе только игрушками интересуется. Я с третьего класса сама уроки делала, а он в восьмом не может за стол усесться, пока за руку не подведешь. Мои родители даже не знали, какая у нас программа по математике, а мне сейчас приходится каждый пример с ним решать»

Все это произносится с трагической интонацией «Куда катится этот мир?». Как будто дети должны повторять жизненный путь родителей.

В этот момент я начинаю спрашивать, а какого именно поведения они хотели бы от своего ребенка. Получается довольно забавный список, вроде как портрет идеального мужчины:

1. Чтобы делал все сам;

2. Чтобы беспрекословно слушался;

3. Проявлял инициативу;

4. Занимался в тех кружках, которые пригодятся потом в жизни;

5. Был чутким и заботливым и не был эгоистом;

6. Был более напористым и пробивным.

На последних пунктах мне уже грустно. Но и маме, которая составляет список, тоже грустно: она заметила противоречие. «Я хочу невозможного?» - печально спрашивает она.

Да, как ни жаль. Или пенье, или танцы. Или у вас послушный, на все согласный отличник-ботаник, или энергичный, инициативный, пробивной троечник. Или он вам сочувствует и поддерживает, или молча кивает и идет мимо вас к своей цели.

Откуда-то взялась идея, что, правильно занимаясь с ребенком, можно каким-то волшебным образом защитить его от всех грядущих бед. Как я уже говорила, польза от многочисленных развивающих занятий весьма относительная.

Ребенок пропускает действительно важный этап в развитии: игры и отношения со сверстниками. Мальчики не учатся сами придумывать себе игру, занятие, не открывают новые территории (ведь там опасно), не дерутся, не умеют собирать вокруг себя команду.

Девочки ничего не знают о «женском круге», хотя с творчеством у них немного лучше обстоят дела: все же девочек чаще отдают в разные рукодельные кружки, да и «забить» потребность в социальном общении у девочек труднее.

Кроме детской психологии я по старой памяти занимаюсь еще и русским языком и литературой со школьниками. Так вот в погоне за иностранными языками родители совершенно упустили родной русский язык.

Словарный запас у современных подростков как у Эллочки-Людоедки - в пределах сотни. Зато гордо заявляется: ребенок изучает три иностранных языка, включая китайский, и все с носителями языка.

А пословицы дети понимают буквально («Без труда не выловить и рыбку из пруда» - это о чем?» - «Это про рыбалку»), словообразовательный разбор делать не могут, сложные переживания пытаются объяснять на пальцах. Потому что язык воспринимается в общении и из книг. А не во время уроков и спортивных занятий.

Что говорят дети

«Меня никто не слушает. Я хочу ходить из школы домой с друзьями, а не с няней (шофером, сопровождением). У меня нет времени, чтобы смотреть телевизор, нет времени играть на компе.

Я ни разу не был в кино с друзьями, только с родителями и их знакомыми. Меня не пускают в гости к ребятам, и ко мне никому нельзя. Мама проверяет мой портфель, карманы, телефон. Если я задерживаюсь в школе хотя бы на пять минут, мама сразу звонит».

Это текст не первоклассника. Это ученики 9-го класса говорят.

Смотрите, жалобы можно разделить на две категории: нарушение границ («проверяет портфель, не дает надеть то, что я хочу») и, условно говоря, насилие над личностью («ничего нельзя»). Такое впечатление, что родители не заметили, что их дети уже выросли из памперсов.

Можно, хотя и вредно, проверять карманы у первоклашки - хотя бы для того, чтобы не постирать эти штаны вместе со жвачкой. Но к 14-летнему человеку хорошо бы уже входить в комнату со стуком. Не с формальным стуком - постучал и вошел, не дожидаясь ответа, а уважая его право на личную жизнь.

Критика прически, напоминание «Иди помойся, а то от тебя плохо пахнет», требование надеть теплую куртку - все это сигнализирует подростку: «Ты еще маленький, у тебя нет права голоса, мы сами за тебя все решим». Хотя мы всего-то хотели уберечь его от простуды. И он действительно плохо пахнет.

Не могу поверить, что остались еще такие родители, которые не слышали: для подростка важнейшая часть жизни - общение со сверстниками. Но это означает, что ребенок выходит из-под родительского контроля, родители перестают быть истиной в последней инстанции.

Творческая энергия ребенка блокируется таким образом. Ведь если ему запрещено хотеть того, что ему действительно нужно, он отказывается от желаний вообще. Подумайте, как это страшно - ничего не хотеть. А зачем? Все равно не разрешат, запретят, объяснят, что это вредно и опасно, «иди лучше уроки делай».

Наш мир далеко не идеален, он в самом деле небезопасен, в нем существует зло и хаос. Но мы как-то живем в нем. Позволяем себе любить (хотя вот уж это - авантюра с непредсказуемым сюжетом), меняем работу и жилье, переживаем кризисы внутри и снаружи. Почему же вы не позволяете своим детям жить?

У меня есть подозрение, что в тех семьях, где возникают подобные проблемы с детьми, родители не чувствуют своей безопасности. Их жизнь слишком напряженная, уровень стресса превышает адаптационные возможности организма. И так хочется, чтобы хотя бы деточка жила в покое и гармонии.
А деточка не хочет покоя. Ей нужны бури, свершения и подвиги. В противном случае чадо ложится на диван, отказывается от всего и перестает радовать глаз.

Что делать

Как всегда: обсуждать, составлять план, придерживаться его. Для начала вспомните, чего просил ваш ребенок раньше, а потом перестал. Я совершенно уверена, что часовая ежедневная «абсолютно бесполезная» прогулка с друзьями - необходимое условие для психического здоровья подростка.

Вы удивитесь, но бессмысленное «балдение в ящик» (просмотр музыкальных и развлекательных каналов) нужно для наших детей тоже. Они входят в подобие транса, медитативное состояние, во время которого узнают нечто о себе. Не об артистах, звездах и шоу-бизнесе. О себе.

То же самое можно сказать о компьютерных играх, социальных сетях, телефонных разговорах. Это страшно бесит, но надо пережить. Можно и нужно ограничивать, вводить какие-то рамки и правила, но тотально запрещать внутреннюю жизнь ребенка - преступно и недальновидно.

Не выучит этот урок сейчас - накроет потом: кризисом среднего возраста, моральным выгоранием в 35, нежеланием принимать на себя ответственность за семью и т. д.

Потому что недоиграл. Недослонялся бесцельно по улицам. Не посмотрел вовремя все тупые комедии, не поржал над Бивисом и Баттхедом.

Я знаю одного мальчика, который доводил родителей до белого каления тем, что часами валялся в своей комнате и стучал теннисным мячиком в стену. Тихонько, не сильно. Их раздражал не стук, а то, что он ничего не делает. Сейчас ему 30, он вполне справный мужик, женат, работает, активен. Ему нужно было в 15 лет побыть в своей скорлупе.

С другой стороны, как правило, эти дети катастрофически недогружены жизнью. Все, что они делают - учатся. Не ходят в магазин за продуктами для всей семьи, не моют пол, не чинят электроприборы.

Поэтому я давала бы им больше свободы внутри и ограничивала снаружи. То есть ты сам решаешь, во что ты оденешься и чем будешь заниматься кроме учебы, но при этом - вот список домашних дел, приступай. Кстати, мальчики отлично готовят. И гладить умеют. А тяжести таскают как.

Здоровье подростков – это критерий, волнующий всех родителей без исключения. Именно в этот период формирования ребенка случаются гормональные сбои, организм начинает расти с удвоенной силой, резким скачком увеличивается размер мозга, что свойственно только младенчеству и подростковому возрасту. Естественно, во всей этой «каше» перестроек внутри организма ребенка, происходят и кардинальные изменения массы тела.

Конечно, здоровье подростков во многом зависит от питания в этот период, от того достаточное ли количество питательных веществ и витаминов для роста и мозговой активности в школе поступает в организм ребенка. И чаще всего родители и сами подростки жалуются именно на появление лишнего веса в этот период. Как бороться с этой проблемой я писала . В этой публикации мы рассмотрим противоположную проблему – маленький вес. И вопрос: «Как набрать вес ребенку?», обычно возникает после полового созревания.

Я – некрасивая!!!

В этом возрасте у каждого подростка появляются вопросы касаемо своей внешности, в которой что-нибудь да не устраивает. Это случается даже с детьми идеальной внешности. В большинстве случаев именно фигура и развивает комплексы. Как набрать вес подростку и где взять необходимую информацию? Но чтобы ответить на эти вопросы, нужно понять причины худобы ребенка.

В чем причина?

Быстрый рост. Это случается с каждым подростком, особенно сей факт отражается на мальчишках 13 – 15 лет. Буквально за несколько месяцев ребенок вырастает на 10 см. А вот мышечная масса, как правило, просто не успевает за таким скоропостижным ростом самого тела. Именно по этой причине и кажется, что мальчик резко и сильно похудел. Это не страшно, не паникуйте раньше времени и не спешите к доктору. Со временем все придет в норму.

Плохой аппетит. Подростки мало едят, и это часто встречающаяся проблема. Казалось бы, начни есть больше и вес придет в норму. Однако заставлять ребенка больше есть, наказывать его за это и конфликтовать – не выход. Постарайтесь понять, почему у ребенка пропал аппетит. Это может быть связано с переживаниями, с первой влюбленностью, с проблемами со сверстниками или учителями. Подростки мыслят не так, как взрослые, они искажают действительность до гротеска. То, что взрослому кажется пустяковой проблемой, для подростка это равносильно концу света. Поэтому для начала постарайтесь докопаться до истины и поговорите с ребенком по душам.

Болезнь, стрессы. Нервные переживания и скандальная обстановка в семье могут спровоцировать нарушение обмена веществ, что влияет на всю деятельность человеческого организма. В таких ситуациях лучше обратиться к педиатру за консультацией.

Физкультура. Маленький вес может провоцировать и гиперактивность ребенка, его любовь к спорту и подвижным играм. Это замечательно, нужно только скорректировать рацион питания.

Как набрать вес подростку?

1 Для решения данной проблемы включите в рацион питания подростка продукты, богатые клетчаткой, белками и углеводами. Это рыба, мясо, птица, орешки, хлеб, макароны, бобовые. Разнообразьте стол овощами, ягодами и фруктами.

2 Есть нужно подростку не три, а пять раз за сутки.

3 Ограничьте в рационе питания жареные и жирные блюда. Ее желудок переваривает долго, поэтому и ощущение сытости держится дольше. Не стоит часто есть фасфуды и блюда быстрого приготовления.

4 Можно наращивать мышцы под началом опытного тренера в тренажерном зале. В противном случае, вес можно набрать, а вот мышечная масса развиваться не будет. Таким образом, жир будет откладываться в ненужных местах.

Теперь вы знаете, как набрать вес ребенку, остается начать действовать. Удачи!

Инструкция

Выясните, с чем связана резкая потеря аппетита у вашего подрастающего сына или дочери. Возможно, это вызвано тем, что дочь неожиданно влюбилась и теперь бережет фигуру, а сыну показалось, что он слишком толстый и потому он решил похудеть. То есть в первую очередь позаботьтесь о психологическом состоянии ребенка, узнайте, не нужны ли ему помощь детского , ваше родительское понимание.

Исключите возможность таких заболеваний, как нарушение работы органов пищеварительного тракта, поджелудочной железы. Узнайте, в норме ли эндокринологическая система организма, не испытывает ли подросток стрессов, нервного перенапряжения. И затем уже приступайте к следующим методам улучшения аппетита.

Введите в питание ребенка витаминные составы или БАДы, содержащие цинк. Нехватка цинка в организме нарушает вкус, обоняние, уменьшает аппетит. При нормализации количества цинка в организме аппетит восстановится в течение 1-2 месяцев с начала приема препарата. Повышают также аппетит витаминные препараты , содержащие лимонную и янтарную кислоты.

Постарайтесь обеспечить подростку физическую активность после занятий в школе. Запишите его в спортивную секцию, на плавание, больше ходите пешком с ним, гуляйте на свежем воздухе. Если любит животных, купите ему большую собаку, чтобы он с ней гулял каждый день по два раза. Помните, что малоподвижный образ жизни сокращает аппетит у детей.

Красиво сервируйте блюда, делайте их разноцветными, украшайте красиво, чтобы ребенку было интересно приниматься за еду. Не наказывайте на несъеденную пищу, за нежелание есть. Не заставляйте кушать ребенка, если он не хочет этого, но и старайтесь не позволять ему перекусывать на ходу фастфудом, запивая его колой.

Не держите в доме неполезную пищу и напитки, разрушающие аппетит, вроде сосисок, колбас, чипсов, сладкой газировки, конфет, печенья, пирожных.

Обратите внимание

Многие родители замечали, что школьных летних лагерях у детей всегда отменный аппетит. Достигается это не только увеличенными физическими нагрузками детей, но и режимом, под который подстраивается весь лагерь. Введите и вы определенный режим в вашем доме, при котором время на отдых, еду, прогулку, выполнение уроков будет распределено по часам. Проследите, чтобы ребенок неукоснительно придерживался установленного родителями режима.

Каждая мама хотя бы иногда сталкивается с тем, что ее ребенок плохо ест, отказывается от пищи. Неправильное питание может привести к серьезным нарушениям желудочно-кишечного тракта, а также к другим заболеваниям, поэтому каждая мама должна принять своевременные меры для улучшения а малыша, чтобы восстановить нормальный рацион питания. В чем причины детской потери аппетита ?

Инструкция

С самого рождения прислушивайтесь к потребностям и кормите его по требованию, делая перерывы на ночной сон. Привычный режим , основанный на собственных биоритмах, успокаивает ребенка , но у него может резко испортиться аппетит, если этот режим по какой-то причине был нарушен.

Никогда не нарушайте резко привычного режима кормления малыша. Кроме того, не давайте ребенку перед едой сладкую воду или чай – в противном случае, он не сможет получить достаточно молока, не насытится и в дальнейшем будет испытывать чувство голода. Допаивайте ребенка жидкостью только и только в жаркую погоду.

Если аппетит портится у ребенка , возможно, причиной тому сладкое фруктовое пюре, которое вы дали ребенку не вовремя. Насытившись, он отказывается от маминого молока. Кроме того, обратите внимание на собственный рацион – если вкус молока по какой-то причине изменился, ребенок тоже может отказаться от пищи. Следите за своей диетой и не включайте в нее неожиданных продуктов с резким вкусом.

Еще одной причиной снижения аппетита может стать плохое самочувствие малыша. Обратите внимание на его здоровье, и при необходимости покажите ребенка педиатру. Простуда, и больное горло серьезно нарушают аппетит, так как ребенок испытывает неприятные ощущения, пытаясь сосать молоко с заложенным . Не забывайте перед кормлением очищать нос ребенка и закапывать в него капли.

Если потеря аппетита у ребенка связана с тем, что у него зубы – у вас нет повода для беспокойства. Когда зубы прорежутся, ребенок снова начнет есть так же хорошо, как раньше.

Чем старше ребенок – тем больше отсутствие аппетита зависит от того или иного продукта, который не нравится ребенку. Узнайте, что ребенок любит больше всего, и исходя из этого формируйте рацион. Не перебивайте аппетит ребенка сладостями, конфетами и печеньем.

Не принуждайте малыша есть насильно, стоя над ним каши. Дайте ребенку возможность поесть самостоятельно – он съест столько пищи, сколько захочет. Принуждение же может нарушить весь процесс принятия пищи.

Обеспечьте ребенку подвижные игры и активный образ жизни, постоянно гуляйте на свежем воздухе – уставая, он будет с удовольствием восполнять силы с помощью пищи.

Вовлекайте ребенка в процесс питания – позвольте ему держать ложку и кружку, дайте ему собственную тарелку. Интерес к новым предметам разбудит у ребенка аппетит.

Как можно раньше приучайте ребенка к ритуалу приема пищи в игровой форме, сидя за столом. Это поможет избавиться от проблем с кормлением ребенка по мере его взросления.

Видео по теме

Связанная статья

При грудном вскармливании женщина не видит сколько точно съел ее малыш, поэтому и особых переживаний по поводу питания не возникает. Но как только подходит время введения прикорма, мама начинает считать не доеденные чадом ложки и граммы еды, оставшиеся на тарелке, что несомненно нагнетает обстановку и не самым лучшим образом сказывается на настроении мамы и аппетите крохи.

Инструкция

Причинами отказа малыша от пищи могут быть ее новизна, резкий цвет или запах и т.д. Однако если ребенок в течение продолжительного времени отказывается от еды, следует сказать об этом врачу, возможно, это сигнал о наличии какого-либо заболевания.Помните, аппетит - важный показатель состояния здоровья малыша. Снижают аппетит также переутомление, перегрев, состояние эмоционального напряжения и т.д.

В первую очередь следует успокоиться и не паниковать по поводу того, что кроха мало ест. Недоеденные сегодня граммы, могут с излишком быть набраны завтра, в конце концов, аппетит взрослого тоже меняется день ото дня. По медицинским нормам ребенок до года должен потреблять в сутки пищу в объеме 1/10 своего веса. Достаточно ли ваш малыш, вы можете рассчитать по формуле: количество пищи * объем еды за одно кормление = 1/10 веса крохи.

10 24 247 4

Детский аппетит больше беспокоит родителей, нежели ребенка. Причем повышение аппетита встречается ими с радостью, а пониженный спрос в еде – с опаской. Довольно часто родители путают понятие голода и аппетита. Аппетит – более широкое понятие, не ограниченное физиологическими факторами. Это выборочное проявление голода. Оно меняется в зависимости от эмоционального состояния и предпочтений. Долгосрочная потеря интереса к еде приводит к обезвоживанию, анорексии и образованию кетоновых тел. Потому родителям важно контролировать питание подростка.

Отсутствие аппетита у подростков чаще всего происходит из-за гормональных изменений, а также из-за:

  • тревожного состояния;
  • инфекций;
  • проблем в школе;
  • смены сезона;
  • различного рода заболеваний.

В случае длительного отказа от еды и игнорирования этой проблемы, ребенку грозит истощение организма, сонливость, обезвоживание и чрезмерная потеря веса. Могут развиться такие заболевания как железодефицитная анемия (дефицита железа) и (полный отказ от еды).

В этой статье мы поговорим о причинах отсутствия аппетита у подростков, насколько это опасно. Также вы узнаете, что исключить, а что добавить в привычный рацион для повышения аппетита.

Какие могут быть причины

Самые распространенные – патологические и психологические.

Патологические причины

Инфекции : кишечного тракта при заражении глистами или инфекции ротовой полости. Аппетит может отсутствовать и во время приема лекарственных препаратов, которые принимаются для лечения инфекции.

Заболевания : ветряная оспа, пониженный гормональный фон щитовидной железы, корь или краснуха у ребенка может вызвать отсутствие аппетит из-за возникающих симптомов болезни: зуд, плохой сон, температура, рвота, беспокойство. Высокая температура во время гриппа, простуды, аллергии также является распространенной причиной снижения аппетита.

Психологические

Психологическое состояние: влияние друзей, отношения в школе и дома. Понаблюдайте за своим ребенком, поговорите с ним. Все ли у него в порядке в школе, есть ли причины по которым он может себя чувствовать подавленным или расстроенным. Возможно, беспокойство вызывает новый коллектив или понравившаяся девочка (парень). Не исключено, что отсутствие аппетита связано с попыткой привлечь ваше внимание.

Если наблюдаете, что подросток часто отказывается от еды, не стоит забывать и о таких факторах как смена сезона, нарушение сна, послеоперационный период, привычки рациона.

Способы повышения

Отсутствие аппетита у взрослого – это, как правило, следствие заболевания. У подростков, чаще всего, это связано с возрастным периодом.

Подбор правильных продуктов может решить проблему, а не бессмысленное вталкивание еды в ребенка. Лучше просто следить за количеством калорий, которые подросток потребляет.

Вместо того, чтобы сразу хвататься за лечение лекарственными препаратами или насильно принуждать ребенка к еде (что только усугубит проблему), воспользуйтесь списком полезных советов, которые способны повышать аппетит у сына или дочки.

Включите в рацион подростка витамины

Отсутствие витаминов грозит многими проблемами, потерей аппетита в том числе. Их не относят ни к питательным веществам, ни к пластическим. Но они необходимы для обменных процессов в организме. Если не насыщать организм витаминами, можно дать толчок к ожирению. Предпочтение лучше отдавать естественным витаминам – из фруктов и овощей. Витаминный комплекс – тоже своего рода химия. Главными помощниками будут витамины группы В, витамин D, а также кальций, железо и цинк.

Источники этих витаминов:

Исключите из питания ребенка вредную пищу

Все виды быстрой пищи нужно исключить из рациона подростка. Они содержат пустые калории. Никакой пользы организм из такой еды не получает. Также стоит ограничить сладкое: шоколад, выпечку, кондитерские изделия. Жиры способствуют повышению аппетита, но улучшать ситуацию всеми средствами в этом случае нельзя.

Приучите подростка к 3-4 разовому режиму питания.

Ввести в рацион повышающие аппетит продукты

    Фрукты:

    апельсин грейпфрут, лимон, абрикос, гранат, персик, яблоко, гранат;

    Ягоды:

    плоды рябины, ежевики, клюквы, барбариса;

    Травы:

    корень аира, полынь;

    Соки:

    свежевыжатые и пакетированные.

Используйте специи

Включите в его рацион такие приправы:

  • базилик;
  • укроп;
  • острый красный перец;
  • лавровый лист;
  • хрен;
  • горчица;
  • карри.

С лавровым листом и острыми специями стоит быть осторожным. Повышается нагрузка на поджелудочную железу.

Фитокомплексы

Проконсультируйтесь с врачом о наличии аллергии или противопоказаний у ребенка к составу фитонапитков.

Все перечисленные средства употребляются по столовой ложке не чаще четырех раз в день за 30 минут до приема еды.

Рецепт 1.

Вам понадобится:

Все смешать, нагреть, но не кипятить. Принимать после охлаждения.

Рецепт 2.

Понадобится:

  • Измельченные плоды аниса 1 ч.л.
  • Кипяток 1⁄4 л

Настой оставить на 40 минут.

Рецепт 3.

Высушенную полынь залить кипяченой водой и настоять 30 минут.

Рецепт 4.

Подготовьте:

Ягоды залить 200 мл вскипяченной воды, настаивать 30 минут.

Прежде, чем использовать фитокомплексы, нужно проконсультироваться с педиатром. Травяные настои могут вызвать аллергию.

Обеспечить физическую активность

Научно не доказано, что физическая активность повышает аппетит. Но медики единодушно признают такой эффект. Физические нагрузки будут полезны не только для улучшения ситуации с едой, но и для всего здоровья в целом.

Профессиональный подход в вопросе тренировок обязательно приведет к понятию углеводного окна. Это 30-40 минут после нагрузки, когда организму наиболее всего нужно пополнить запасы энергии. Но здесь все зависит от вида нагрузки. Сразу запихивать дитя едой после тренировки не уместно.

Оптимальная продолжительность занятия – не менее 45 минут. После чего организм начинает активно сжигать калории. Для восполнения которых понадобится перекусить.

Оформление блюд

90% информации приходит к человеку через визуальный канал. От красоты оформления блюда зависит также и величина желания его съесть. Маркетологи «Макдональдса», «Бургер Кинга» и «MOS Burger» в логотипах своих компаний используют красный цвет. Считается, что он повышает желание съесть больше. Но это правда лишь отчасти. Красный цвет стимулирует активность человека, заставляет его действовать. То есть, купить человек может больше, а съесть – нет.

Частые "вопросы-ответы"

    Подросток ничего не ест, в чем причина?

    Если вы уверены, что ваш ребенок здоров, то отказ от приема пищи может быть следствием детских переживаний или психологического состояния. Часто подростки боятся набрать вес. Или же они уже столкнулись с травлей в школе из-за полноты. Отказ от еды может быть признаком анорексии. Иногда подростки пытаются протестовать – отказываются от еды, чтобы отстоять свои права, доказать что-то родителям, настоять на своем (ТВ и интернет влияют на принятие подобных решений). Следует проанализировать, как именно проходят семейные обеды. Иногда атмосфера настолько тяжелая, что ребенку лучше отказаться от еды, чем терпеть издевки или придирки. Особенно, если родители привыкли выяснять отношения во время еды. Может повлиять также то, что подросток перекусывает в школе или общепитах, поэтому по возвращению домой он уже не испытывает голода.

    Почему подростки много едят?

    Начнем с причин, вызванных недочетами воспитания. Например, у подростка слишком много свободного времени дома, ему нечем себя занять. Он смотрит ТВ, играет в игры, находится дома длительное время без нужной активности, ведет сидячий образ жизни. Поэтому он начинает перекусывать тем, что есть под рукой. Заканчивается это ожирением, пассивностью, снижением интереса к жизни. Повышенный аппетит, особенно у мальчиков, наблюдается у тех, кто активно занимается спортом (плаванием, боксом, бегом), посещает кружки. Так порция может быть больше, чем у сверстников. Бить тревогу не стоит, если ребенок тратит все полученные калории и питается здоровой пищей. Старайтесь готовить ему сами. Если вы заметили резкое увеличение аппетита следует проверить подростка на наличие гельминтов.