Введите e-mail адрес:

Часто родители делают выбор за своего ребенка. Разумеется, исключительно из лучших побуждений. Но обучение самостоятельности в принятии решений – очень важный этап воспитания. В противном случае ребенок столкнется с множеством проблем в будущем.

Как развивается самостоятельность

Для начала родители должны давать ребенку принимать решения в незначительных вопросах (например, какую игрушку купить в магазине, какое блюдо приготовить на обед и т. д.). Это формирует важные жизненные навыки, которые можно развивать уже с трехлетнего возраста.

Маленькие решения – это первый шаг к тому, чтобы ваш малыш в будущем стал компетентным, способным, уверенным в себе и ответственным взрослым. Сегодня дети сталкиваются с необходимостью принимать различные решения. Им необходимо научиться справляться с трудными жизненными обстоятельствами и такими факторами, как постоянная занятость родителей, влияние СМИ, преступность, разводы и многое другое.

Для родителей естественно решать за ребенка, что для него хорошо, а что – плохо, как ему поступать и что думать по тому или иному поводу. Родители склонны даже совершать поступки за детей. Это и не дает развить навыки ответственного поведения.

Вся сложность заключается в том, чтобы знать, когда передать ребенку ответственность (соответственную его возрасту и уровню развития) и какую поддержку ему при этом оказать.

Родителям необходимо давать ребенку больше самостоятельности, учиться передавать ему ответственность за принятие решений, учить приспосабливаться к изменчивому миру.

Важно видеть готовность ребенка к принятию самостоятельных решений и ответственности, передавать ему свои ценности и развивать чувство собственного «Я». Всё это – важные этапы развития ребенка, и родителям следует уделять этому достаточно внимания.

12 преимуществ самостоятельного принятия решений

  • Ощущение контроля ситуации. Все люди хотят чувствовать, что они контролируют ситуацию. И если выбор, который ежедневно делает ребенок, дает ему уверенность в своих силах, необходимо дать ему возможность делать этот выбор. Так у него не будет необходимости достигать контроля над ситуацией деструктивным способом (например, вступая в конфликты с родителями, учителями и т.д.).
  • Повышение самооценки. Самостоятельность и чувство контроля ситуации позволяет ребенку ощущать уверенность.
  • Развитие навыков саморегуляции. Ребенок с высокой самооценкой, ошибаясь в принятии решений, учится исправлять ошибки, анализировать ситуацию и не чувствует себя неудачником.
  • Развитие мотивации. Чаще всего ребенок берется за те дела, которые выбрал сам.
  • Развитие чувства гордости ребенка. Он чувствует, что его вклад в общее дело важен.
  • Это учит ребенка сотрудничать с другими членами семьи.
  • Мотивация ребенка брать ответственность за выбор, который он делает, и за последствия этого выбора.
  • Развитие мышления. Ситуация выбора дает возможность генерировать новые идеи и видеть новые возможности.
  • Помогает лучше справляться с задачами. Он учится нестандартному мышлению, видению многих вариантов решения задачи и поиску лучшего из них.
  • Развитие творческого потенциала. Ребенок исследует новые возможности.
  • Развитие здоровых взаимоотношений с окружающими.
  • Это помогает усваивать моральные ценности. Когда решения, которые принял ребенок, ценят, он учится уважать чужие решения и брать во внимание чужие потребности, делая собственный выбор.

Ребенок, который не развивает навык принятия решений, склонен:

  • Зависеть от родителей и других людей даже во взрослом возрасте.
  • Находиться под сильным влиянием друзей или сверстников.
  • Обижаться на родителей и других взрослых, которые ограничивают их свободу.
  • Сомневаться в собственных способностях.
  • Неоправданно рисковать.
  • Не пытаться достичь большего и максимально реализовать свой потенциал.

Как найти баланс между контролем родителей и самостоятельностью ребенка

Малыш не может быть полностью независимым и принимать все решения самостоятельно – он все еще нуждается в вашей заботе, и еще недостаточно развит физически, умственно и эмоционально.

Но как родителям найти идеальный баланс между тем, чтобы контролировать ситуацию и позволять ему принимать решения? Всё зависит от способности ребенка брать на себя ответственность за сделанный выбор. Родители должны уважать его способность решать задачи самостоятельно и не унижать его чувство собственного достоинства.

Чтобы дать ребенку возможность принимать решения, следуйте таким советам:

  • Давайте ему выбор и оказывайте поддержку в случае необходимости. При этом помните, что иногда бывают ситуации, когда правильное решение всего одно (например, в ситуациях, где возможно нарушение закона).
  • Отслеживайте границы вашей личной ответственности как родителя, например, в случаях, когда на кону стоит безопасность ребенка или когда возможна критическая ситуация.
  • Ребенок тоже должен видеть такие ситуации и понимать, что в таких случаях решения должны принимать родители или другие взрослые. Объясните ребенку, что в отдельных случаях возможно только одно правильное решение (например, чтобы избежать опасности или проблем с законом).
  • Устанавливайте границы, оставляя право принимать решения, в случаях, когда временной фактор является решающим (например, решая, когда просыпаться, чтобы не опоздать в школу, или когда возвращаться домой с вечеринки).
  • Всегда помните, что ребенок должен принимать решения в соответствии со своим возрастом и способностями. Решения, которые принимает малыш, должны соответствовать рамкам дозволенного.
  • Чем младше ребенок, тем меньше вариантов выбора у него должно быть. Маленькие дети еще не понимают всех обстоятельств и не способны принимать логичные, взвешенные решения. Например, он еще не понимает, что, если он не наденет свитер, выходя на улицу, он может простудиться.
  • Сначала предлагайте малышу два варианта выбора и по мере его взросления и готовности к принятию решений увеличивайте количество вариантов. Когда он подрастет, создайте ему безопасные условия для принятия решений.
  • Вместо того, чтобы говорить ребенку «нет», если его решение неприемлемо, предлагайте ему альтернативу. Предлагайте подумать над возможным развитием событий. Так ребенок поймет, что вы заботитесь о его безопасности.
  • Учите ребенка на собственном примере, ведь он – ваше отражение. Покажите ему пример эффективного принятия решений, чтобы он мог его усвоить и перенять.

Помните, что возможность самостоятельно принимать решения важна для каждого человека. И если ваш ребенок захочет надеть на праздник то, что покажется вам глупым или неуместным, спросите себя: как свобода выбора влияет на малыша, и почему он поступил именно так.

Несмотря на то, что крепкие счастливые отношения вносят разнообразие и краски в вашу жизнь, в некоторых случаях один из партнеров подвержен зависимости от другого партнера и не в состоянии быть самостоятельным. Такая партнерская зависимость – явление прогрессирующее. Это значит, что в начале отношений все может быть хорошо, но со временем постепенно один из партнеров будет стараться контролировать жизнь другого партнера, из-за чего отношения между ними непременно испортятся. Кроме того, самодостаточность необходима человеку для развития и личностного роста, потому что именно самостоятельность мотивирует и определяет поведение человека. В общем, независимые и самостоятельные люди обычно намного лучше приспосабливаются к жизни в обществе, чем те, чьи успех и счастье зависят от других людей. Научившись контролировать свою жизнь и управлять ею, в конце концов, вы сможете добиться успеха и стать счастливым.

Шаги

Выработайте у себя привычки независимого человека

    Научитесь нести ответственность за себя и свою жизнь. Быть самодостаточным – значит в какой-то степени брать на себя обязанности, которые позволяют вам почувствовать себя независимым. Например, это могут быть такие простые вещи, как своевременная оплата счетов, уборка за собой, готовность вовремя справляться со своей работой или учебой – все это поможет вам почувствовать себя более самостоятельным.

    • Если у вас нет работы, возьмите на себя ответственность и найдите эту работу, либо возьмитесь за образование, которое необходимо для получения хорошей работы, либо начните свой собственный бизнес.
  1. Будьте в курсе событий. Помните, кто владеет информацией, тот владеет всем. Будучи в курсе событий, вы сможете принимать собственные решения и отстаивать свою точку зрения. Постарайтесь узнавать все последние новости и идти в ногу со временем, будьте в курсе того, что происходит в вашей школе, в вашей организации, в вашем городе и в вашей стране.

    • Например, если вы будете знать, что на днях в местной организации решается вопрос о том, разводить ли дальше кур, вы сможете вовремя проголосовать за сохранение кур и возможность покупать свежие куриные яйца.
  2. Знайте, куда идете. Вы должны обладать глубоким чувством направления. Кроме того, важно, чтобы вас что-то мотивировало. Например, если вы учитесь в университете, вы должны хотя бы смутно представлять, чем будете заниматься после его окончания и что вы вообще хотите изучать. Кроме того, нужно поставить перед собой определенные цели. Попробуйте для начала установить несложные краткосрочные или долгосрочные цели, но будьте реалистом и подумайте, что вам нужно будет сделать для достижения этих целей.

    • Обратитесь к психологу или специалисту в области выбора карьеры, если вы не знаете, что хотите делать со своей жизнью. Такие услуги можно найти в Интернете. На веб-сайтах можно найти несколько полезных рекомендаций.
    • В большинстве школ предоставляются услуги психолога касательно выбора профессии, эти услуги предоставляются всем зачисленным ученикам. Беседа с психологом, а также специальные сайты помогут вам сформировать представление о своем будущем.
  3. Самостоятельно принимайте решения. Позволяя людям принимать решения за вас, вы отказываетесь от ответственности, тем самым теряя независимость. Самоутверждайтесь, принимая решения самостоятельно, и эти решения должны быть основаны на ваших целях и интересах. Конечно, необходимо внимательно относиться к другим людям, но ни в коем случае не отказывайтесь от возможности принимать решения самостоятельно.

    • Например, если вы подыскиваете квартиру, которую будете снимать с соседом по комнате, принимайте решения, которые основаны в первую очередь на ваших интересах. Если вы хотите арендовать дом, а не квартиру, и быть более независимым, обязательно думайте, как будет лучше для вас, не позволяйте соседу по комнате решать за вас и заставлять вас делать то, чего вы не хотите.
    • Это касается также людей, которые позволяют своим близким и своему партнеру в отношениях принимать за них любые решения: куда сходить поужинать, где жить, какой автомобиль купить. Изменение динамики в отношениях может сначала создать немного напряженную ситуацию, но затем вы сможете контролировать свою жизнь, ведь теперь решения будут приниматься обоими партнерами.
  4. Старайтесь избегать эмоциональных треугольников, если это возможно. Часто люди отвечают на негативное отношение в свой адрес путем привлечения других людей, чтобы помочь им, а также избежать общения с тем человеком, который причинил им вред. Психолог Мюррей Боуэн называет эти ситуации «эмоциональными треугольниками».

  5. Выражайте свое беспокойство правильно. Если что-то мешает вашим отношениям, выражайте свое беспокойство и делитесь опытом, не позволяя другим людям нервировать вас и усиливать ваши беспокойство, а также не позволяйте им решать эту проблему за вас.

    • Иными словами, люди должны помогать друг другу, но не усложняя при этом ситуацию, и не позволяя одному человеку думать за другого.
  6. Разделите ответственность. Когда оба человека (или больше) несут за что-то ответственность, они должны быть самостоятельными и быть в состоянии выполнять каждый свои обязанности.

    • Каждый человек должен быть в состоянии решать свои дела, не пренебрегая при этом общими обязанностями.
    • В отношениях каждый человек должен быть уверен в своем партнере, а также в том, что он способен нести ответственность и выполнять свои обязанности.
    • Например, если у пары есть ребенок, у них есть общие обязанности, как родителей или попечителей, а также какие-то личные обязанности. Если один из партнеров остается дома, чтобы ухаживать за ребенком, другой партнер должен вернуться к работе – это его обязанность. Но при этом партнер, который остался дома ухаживать за ребенком, тоже должен выполнять свои обязанности и нести за них ответственность.
  7. Если нужно, обратитесь за помощью. Научитесь понимать, какие проблемы вы сможете решить самостоятельно, а в каких вам нужна помощь.

    • Если вы будете обращаться за помощью даже в легких ситуациях, другие люди будут уставать от ваших просьб и не захотят помогать вам. К тому же, так вы станете очень зависимы от окружающих.
    • Если же вы совсем не будете обращаться к другим людям за помощью, окружающие начнут воспринимать вас как человека эгоистичного, безразличного и равнодушного. К тому же, вы можете остаться без поддержки, когда она будет вам нужна.
    • Вы можете обращаться за помощью к другому человеку до тех пор, пока не почувствуете, что начинаете зависеть от него, в том числе и эмоционально, тогда партнер тоже почувствует это и поймет, что вы не в состоянии выполнять свои обязанности.
  8. Разделяйте обязанности на общие и личные. По мере развития отношений у вас будут появляться новые заботы и обязанности, которые могут касаться только одного человека, а также общие обязанности.

    • Как только появляются такие проблемы, вам нужно понять, сможете ли вы решить их самостоятельно, или вам стоит обратиться за помощью к партнеру.
    • Так же, как у президента и любого главы государства есть круг советников, человек должен быть самостоятельным и советоваться с людьми, которым он доверяет. Человек также должен понимать, что в некоторых ситуациях решение должно быть общим, поэтому убедитесь, что ваш партнер тоже участвует в принятии этого решения.
    • Например, если пара растит ребенка, оба родителя должны развивать свои отношения и отношения с ребенком, вместе воспитывать ребенка и решать какие-то крупные вопросы (например, поступление ребенка в университет). Каждый партнер должен выполнять свои собственные обязанности, но в то же время признавать права своего партнера, который может иметь другую точку зрения.
  9. Выражайте эмоции через дневник. Чтобы лучше контролировать свои эмоции в отношениях, подумайте о том, чтобы вести свой дневник. В дневник вы сможете записывать свои эмоции за день, вы будете акцентировать внимание на своих размышлениях и чувствах. Например, вместо того чтобы просто написать, что вы с партнером отправились выбирать детскую мебель, постарайтесь сосредоточиться на том, как вы себя чувствовали в это время, подумайте о событиях дня, чтобы организовать свои мысли. Вы можете вести дневник как вам вздумается, без всяких правил, но есть несколько советов, которые облегчат вам эту задачу:

    • Найдите комфортное спокойное место для ведения дневника. Вы будете возвращаться в это место достаточно часто, так что у вас должно быть какое-то личное пространство.
    • Перед тем как начать писать, дайте себе немного времени, чтобы отдохнуть и поразмыслить. Включите музыку, чтобы стимулировать эмоции.
    • Как только вы будете готовы, начните писать. Не беспокойтесь о грамматике, орфографии и стиле речи. Не беспокойтесь о том, что кто-то другой сможет прочитать то, что вы написали, а также о том, что это повлияет на мнение окружающих о вас. Воспринимайте свой дневник как нечто конфиденциальное и личное.
  10. Будьте постоянны в ведении дневника. Если в процессе написания у вас что-то пошло не так, оставьте себе подсказку с помощью эмоции. Чтобы решить, какую эмоцию описать, возьмите первую же эмоцию, которая крутится у вас в голове, либо попробуйте найти ее в словаре или книге. Не тратьте время на подбор слов, просто опишите то, что чувствуете. Теперь вставляйте эту эмоцию везде, где увидите слово <эмоция> ниже. Если эта эмоция действительно очень важна для вас, потребуется неделя, чтобы проанализировать ее с помощью всех подсказок, а также прочитать все написанное на седьмой день:

    • Напишите <эмоция> вверху страницы и свободно пишите ассоциации с ней на всей странице, пока не почувствуете, что больше никакие мысли не приходят вам на ум.
    • Что для вас значит чувствовать <эмоция>?
    • Когда вы чувствовали <эмоция> сильнее всего? Вы чувствуете связь с другими, когда чувствуете <эмоция>?
    • Когда вы в последний раз чувствовали <эмоция>? Вы чувствуете связь с другими, когда не чувствуете <эмоция>?
    • Как вы реагируете на <эмоция> на людях? Что является источником этой реакции?
    • Подумайте о цитатах, в которых упоминается ваша эмоция. Для этого найдите в Интернете цитаты, описывающие вашу эмоцию.
  11. Просмотрите свои записи в дневнике. По мере того, как дневник будет пополняться, периодически читайте свои записи, сосредоточьтесь на том, что изменилось в ваших отношениях, стали ли вы более самостоятельным.

    • Общайтесь с людьми разных слоев общества и разных взглядов. Вы можете узнать от этих людей очень много полезного, у каждого из них вы сможете научиться каким-то навыкам.
    • Соберите дома аварийный комплект для всей семьи, в котором будет несколько бутылок воды, которых хватит на 2-3 дня, продукты питания, фонари, радио и аптечка.
    • Будьте честны сами с собой. Не пытайтесь изменить свою индивидуальность, не пытайтесь приспособиться к другим людям. Придерживайтесь своих целей и принципов, чтобы не потерять независимость.

    Предупреждения

    • Несмотря на то, что независимый образ жизни может укрепить ваше доверие к себе и помочь обрести гармонию, никогда не бойтесь попросить о помощи. Иногда, особенно в чрезвычайной ситуации, возможно, вам придется обратиться за помощью к специалисту, особенно если у вас нет необходимого оборудования.

Воспитание самостоятельности у детей – один из самых актуальных вопросов для пап и мам, которые стремятся к тому, чтобы научить ребенка делать выбор, ставить цели, справляться с проблемами и преодолевать препятствия. Воспитанная в детях самостоятельность помогает им во взрослой жизни брать на себя ответственность за себя и близких.

Воспитание любого ребенка – сложный процесс, в котором родители нередко допускают ошибки, в том числе при попытках научить ребенка быть независимым.

Распространенные родительские заблуждения:

  • «Нашему малышу слишком рано что-то делать самому». Боязнь родителей, что отпрыск не справится с элементарными вещами, приводит к формированию капризного, беспомощного, избалованного маленького человека. Такое воспитание ребенка даст плачевный результат во взрослой жизни: неумение общаться с людьми, низкая приспособленность к жизни, неспособность принять самостоятельное решение. В такой ситуации не просто не будет самостоятельности в детях, но и родители станут жертвами, поскольку отпрыски будут требовать от них внимания и помощи из-за своей несостоятельности.
  • «Наш малыш должен всему научиться сам, и наша помощь ему не нужна». В детях самостоятельность не развивается без посторонней поддержки. И это ошибка, поскольку каждый вновь приобретенный навык является большим достижением для малыша, и он нуждается в похвале и внимании со стороны родителей. Модель воспитания ребенка, где на него не обращают внимания, порождает робость, страх перед людьми и неуверенность.
  • «Наш ребенок неумеха и учится слишком медленно, лучше мы сами сделаем все быстро». Результатом подобного заблуждения является абсолютная неприспособленность к жизни и возникающим препятствиям на пути к достижению целей. Хотя воспитание ребенка подобным образом вряд ли будет способствовать формированию каких-то конкретных целей.

Безжалостное пресечение в детях зачатков самостоятельности, как и небрежное отношение к отпрыску нивелируют шансы последнего на независимый успех.

Воспитание самостоятельности у детей: практические советы

Развитие у детей самостоятельности предполагает систематические и регулярные занятия с ними, а также терпение и мудрость.

Практические советы, которые помогут научить ребенка быть независимым и решительным:

  • Вдохновляйте малыша на новые свершения: не мешайте проявлять себя в попытках самостоятельности, поощряйте, хвалите, даже если у него пока не получается. Воспитывайте в ребенке уверенность и в следующий раз, приободренный вашими похвалами, он все сделает гораздо лучше.
  • Уделяйте больше времени малышу для оттачивания новых навыков, например, завязывать шнурки. Воспитание самостоятельности у крохи предполагает выполнение задачи не за него, а вместе с ним.
  • Ребенка научить чему-либо всегда легче с помощью игры. Монотонность дети не любят, а вот к занятиям с игровыми элементами всегда стремятся.
  • Самостоятельность в детях формируется и при помощи определения круга обязанностей, например, по дому. Это может быть уход за домашним питомцем, уборка игрушек или всей комнаты. Важно не поддаваться на капризы и отказы, иначе ребенок поймет, что вами легко манипулировать.
  • Воспитание у детей самостоятельности подразумевает объяснение, что такое ответственность и важность выполнения обещанного.
  • Научите ребенка делать выбор, предоставляйте ему возможность принимать решения: что надеть, что обуть, какую прическу сделать.
  • Просьбы родителей в чем-то помочь им развивают стойкую самостоятельность в детях. Попросите малыша помочь убрать вам на кухне, например. Обязательно хвалите за старания и поощряйте.
  • Научите ребенка жить по распорядку дня. Соблюдайте баланс между свободным времяпрепровождением и четкими режимными задачами. Контролируйте выполнение распорядка, самостоятельность в выполнении задач, но не навязчиво.

Помните, что ваш малыш – личность, а потому снисходительность при попытках научить ребенка быть инициативным неуместна. Покажите ему, как вы дорожите его мнением и самостоятельностью, и положительных результатов станет в разы больше.

Табу при воспитании самостоятельности у ребенка

Воспитание самостоятельности у детей подразумевает соблюдение родителями баланса процесса. Существуют запретные приемы, которые способны разрушить воспитательную концепцию, и родителям их лучше избегать:

  • Воспитание ребенка не предполагает постоянное его одергивание и демонстрацию ошибок. Не нужно оценивать и комментировать все действия вашего ребенка без крайней надобности – у него появится стойкое чувство неуверенности в себе и потребность в одобрении всех и каждого. Развитие у детей самостоятельности зависит, в том числе от того, позволите ли вы ему найти свой способ решения проблемы.
  • Не делайте все сами вместо своего отпрыска. Воспитание ребенка и формирование у него самостоятельности происходит с помощью проявления малышом инициативы. Пусть эта инициатива будет неумелой и на первом этапе ни к чему не приведет, но она должна быть.
  • Не ругайте малыша за медлительность – в воспитании ребенка важна неторопливость. Давление взрослых и постоянное поторапливание приведет к полному отказу что-либо делать.
  • Не «душите» отпрыска своей опекой и догматами воспитания, даже если вы боитесь за него. Научите ребенка смело смотреть в глаза препятствиям и преодолевать их. В воспитании ребенка важно быть увереннее, иначе чадо почувствует ваш страх и проникнется этим чувством.
  • Не вмешивайтесь в попытки вашего отпрыска решить проблему. Помогите советом, но не решением.

Хотите развить в детях самостоятельность? Наберитесь терпения, мудрости, чуткости и уверенности в своих силах, и возможностях вашего отпрыска.

Как мотивировать ребенка быть самостоятельным?

В детях самостоятельность воспитывать гораздо легче, если правильно их мотивировать. Несколько рекомендаций, как мотивировать ребенка и научить его быть самостоятельным:

  • Продемонстрируйте малышу последствия его лени. Воспитанию в детях самостоятельности поспособствует, например, ситуация с фломастерами: если они засохнут из-за того, что малыш забыл их упаковать, не торопитесь покупать новые. Пусть рисует карандашами, а при намеке на покупку новых фломастеров говорите, что не уверены в рациональности покупки, ведь новые тоже могут засохнуть. Воспоминания об отсутствии фломастеров впоследствии будут мотивировать его следить за своими вещами, даже если не хочется.
  • При воспитании ребенка будьте рациональны. Предположим, не заставляйте малыша раскладывать игрушки по местам после каждой игры. Дети дошкольного возраста возвращаются к прерванному виду деятельности через каждые 15-20 минут, потому уборка после игры будет занимать у него больше времени, чем все остальное. Попросите разложить игрушки по местам перед сном – один раз в день – это целесообразно, потому что они мешают комфортному передвижению в темноте. Такое объяснение будет понятно, а значит, ребенок научится полезной и разумной деятельности.
  • Воспитание предполагает конкретизацию обязанностей. Объясняйте малышу, зачем ему их выполнять. Например: «После ужина убери свою тарелку и помой ее, чтоб в следующий раз ты ел из чистой посуды».
  • Воспитывая в детях самостоятельность, четко формулируйте цель и смысл всего, что они делают. При воспитании ребенка не играйте на его самолюбии, откажитесь от выражений вроде «все дети сами обуваются» или «над тобой будут потешаться, когда увидят, что родители одевают тебя». Маленький человек не мотивируется негативом, лучше рассказать ему, сколько положительного принесет ему самостоятельность. Например: он успеет посмотреть начало мультфильма, нарисовать 5 картин, дольше покататься с горки.
  • Развить в детях самостоятельность помогает периодические просьбы рассказать, каковы дальнейшие планы у малыша. В близлежащей перспективе, конечно. Он обязательно задумается, чем бы ему заняться, тем самым принимая решение и делая выбор.

Научить ребенка самостоятельности возможно при помощи настойчивости, даже при отсутствии ожидаемых результатов на первом этапе. Неудачи не должны становиться поводом для отказа от поставленных целей воспитания. Для детей самостоятельность – это возможность продемонстрировать свои умения и навыки и шанс стать цельной личностью в будущем.

Жизнь всегда требует от нас действий и принятия решений. Но что делать, если по каким-то причинам вы боитесь самостоятельности, не умеете принимать решения, всегда сомневаетесь?.

Причины отсутствия самостоятельности зачастую родом из детства: вас слишком опекали или вы не получили достаточно любви, и сейчас боитесь что-то сделать самостоятельно из-за страха неудачи. Все это не имеет большого значения сейчас, главное – это все-таки научиться вести свою жизнь без помощи других, чувствовать себя уверенно и без страха решать все возникающие задачи и преодолевать трудности.

Лучше всего самостоятельность развивает жизнь в одиночку на заработанные самостоятельно деньги. В таком случае даже самая «зефирная» девушка не только научится готовить, делать бытовые покупки и наводить порядок дома, но и со временем при необходимости – будет готова выжить даже в самых полевых условиях, где из всех вещей будет только земля, пара спичек и голубое небо над головой.

В других случаях вам нужно будет собрать в кулак всю силу воли, которая у вас есть, и с каждым днем все больше отказываться от помощи и услуг других людей.

(берите по одному на каждый день недели и выполняйте!):

1. Составьте список занятий, которые вы можете делать самостоятельно, а раньше их кто-то делал за вас либо никто не делал

Повесьте этот список на видном месте и регулярно выполняйте пункты оттуда. Не смущайтесь, если в нем будут изначально очень простые задачи, наоборот, с них и начинайте! Например, заправить постель с утра, сделать завтрак, помыть окна, разморозить холодильник, заплатить за свет, забрать посылку.

Вспомните, что вы давно откладывали сделать, потому что не знали, как, или боялись? Что вы давно хотели, но никто не делал это с вами или за вас? Хотели заказать косметику в Интернет-магазине? Хотели съездить на экскурсию? Самое время вспомнить об этих занятиях и сделать все самостоятельно.

2. Запишитесь на курсы или начните самостоятельно осваивать какие-то занятия

Совершенно не важно, что вы будете изучать: бухгалтерский учет или PhotoShop, кулинарию или запишитесь на современные танцы. Главное, что вы будете делать это самостоятельно, скорее всего, вам придется самостоятельно платить за занятия, искать материалы (костюмы, программу, продукты и т.д.), покупать, скачивать видео-уроки. А все это – очень ценный жизненный опыт.

Как стать самостоятельной

3. Берите на себя ответственность

Помните фильм «Всегда говори "Да!"», где главный герой должен был соглашаться на все, что ему предложат: от новых лыж до записи своего диска? Попробуйте такую же методику, только лыжи вам покупать не обязательно, достаточно просто научить себя на автомате говорить «да» на все предложения взять на себя ответственность, какими бы страшными и невыполнимыми они ни казались.

Желание быть самостоятельной и не уронить свой образ в глазах другого человека поможет вам найти выход из ситуации и самой ответственно выполнить возложенное на вас задание.

Задания могут быть любого уровня сложности: от оплаты заказа по Интернету или выбора подарка другу до выполнения проекта на работе.

Начните с малого: возьмите на себя какие-то домашние обязанности - оплата счетов, покупка фильтра, кормление кота. Предупредите домашних, что теперь это будете делать вы. Так вы будете знать, что если вы этого не сделаете, то никто не сделает, и семья может остаться без света.

Утвердившись в малом, вы будете переходить на более объемные и ответственные задания, например, отвести племянника в больницу или ухаживать за больной соседкой.

Если какое-то задание кажется вам неподъемным и страшным, то используйте технику из тайм-менеджмента: ешьте слона по кусочкам. Разбивайте крупное задание на мелкие шаги и разбирайтесь с ними последовательно, не думая о других частях.

4. Научитесь уверенно говорить и следить за осанкой и походкой

Если у вас сгорбленная спина, голова сильно втянута в плечи, у вас шаркающая походка и говорите вы тихо и неразборчиво, то стать самостоятельной вам будет труднее. Выпрямьтесь, разверните плечи, потренируйтесь уверенно говорить – пусть даже детский стишок. Внешние изменения помогут вам создать целостный образ самостоятельного человека.

Обратите внимание на то, как говорят самостоятельные, по вашему мнению, люди, как они себя ведут. Старайтесь скопировать эту модель поведения, на первых порах это будет помогать.

5. Принимайте осознанные решения

Всегда объясняйте себе, почему принимаете то или иное решение. Если вы не смогли объяснить или объяснение не удовлетворило, то, скорее всего, вы пошли на поводу у своего страха быть самостоятельной.

Как стать самостоятельной

Например, вам нужно купить пылесос. Вы идете в ближайший магазин и видите там пылесос, который стоит как подержанный автомобиль. Вы расстроены, но готовы его купить. Стоп! Почему? Потому что вам не жалко денег? Или потому что вы не знаете, где еще смотреть пылесосы, боитесь спросить у кого-то? Если все-таки второй вариант, тогда сила воли и поисковые серверы вам в помощь – решайте возникший вопрос самостоятельно, без ущерба себе и своему кошельку.

Когда принимаете осознанное решение, вы всегда сможете уверенно сказать: «Я поступила так-то и так-то потому-то и потому-то». В этом случае вы не будете испытывать вины перед собой за неправильно принятое решение, а также избавитесь от негативных оценок окружающих, что вы сделали первое, что взбрело в голову.

6. Помогайте людям

Помогите соседке донести сумки домой, покормите бездомных животных, отвезите вещи/продукты в детский дом или церковь, не отмахивайтесь, если вас спрашивают, как добраться куда-то, а вам просто лень объяснять и т.д.

Добрые дела для других людей позволят вам осознать ваш рост в развитии, почувствовать себя более самостоятельной, чем кто-то (дети, соседка), а чувство радости, которое при этом возникает, вдохновит вас и дальше совершать такие поступки. Ведь при развитии самостоятельности главное - делать что-то! Череда даже мелких поступков со временем превращается в опыт, ценнее которого ничего в этом вопросе нет.

7. Развивайте наблюдательность и задавайте вопросы

Если вы норовите сорваться с ведения самостоятельной жизни и постоянно хотите кому-то позвонить/написать и попросить о помощи, то делайте себе напоминания о том, какая цель сейчас перед вами стоит.

Например, вы можете поставить заставку на телефон со словами «Я самостоятельная» (кстати, сделать ее в Paint или Photoshop пусть будет первым вашим заданием!), повесьте такие же стикеры на компьютер, на дверь квартиры или комнаты (чтобы вдруг не попросить помощи у друзей или соседей). Пусть эти слова будут первым, что вы увидите, когда утром проснетесь и встанете с постели – так можно развивать любую черту характера.

Выполняя все эти советы, не забывайте себя благодарить и награждать. За каждое значимое самостоятельно выполненное дело делайте себе подарок, например, пирожное, серия любимого сериала или час с книжкой.

А также обязательно купите красивую тетрадь или ежедневник и каждый день записывайте туда, скажем, по 5 своих успехов: постоянно увеличивающийся список будет вселять в вас уверенность в себе и вдохновлять на дальнейшие подвиги!

Любовь ЩЕГОЛЬКОВА


«Сам!» - отчаянно кричит двухлетний карапуз, пытаясь завязать себе шнурок. Но проходит 10-15 лет, и подросшее чадо ленится сделать себе бутерброд и даже приблизительно не знает, чем хочет заниматься в жизни. Почему из целеустремленных активных малышей вырастают инфантильные взрослые? И как помочь ребенку развить самостоятельность?

В последние годы родители все чаще сталкиваются с психологическим феноменом, который можно назвать «синдромом нехочухи ». Ребенок, которому с детства внушали, что он -умный, способный и вообще лучший, который с трех лет учил английский, а в первом классе занимался в пяти кружках, ребенок, которого защищали от всех бытовых неурядиц - только бы учился! - где-то в подростковом возрасте заявляет родителям: «Мне неинтересно. Я не хочу». Он может день напролет щелкать клавишами компьютера или кнопками пульта от ТВ, при этом с огромной неохотой посещает школу и ни к чему не стремится, кроме потребления удовольствий. «Да как, же так? Не мы ли вкладывали в своих любимцев душу, не мы ли ночей недосыпали, чтобы у них все получилось? - вздыхают измученные родители на приемах у психологов. - А дети даже не пытаются прилагать усилий, чтобы самостоятельно что-то сделать!», психолог-консультант ассоциации практикующих психологов и психотерапевтов, объясняет, какие ошибки мы допускаем, приучая детей к самостоятельности.

На блюдечке с каемочкой

Для начала - небольшой сравнительный тест. Вспомни, с какого возраста ты оставалась в квартире сама? Гуляла во дворе без присмотра старших? Грела себе обед? Какие обязанности по дому у тебя были? Приходилось ли тебе ездить через весь город на школьную олимпиаду или в любимый кружок? Когда в первый раз ты сама отправилась в другой город? Задай себе те же вопросы, но уже относительно собственного ребенка. И подумай, не слишком ли ты его опекаешь.

«Да тогда другое время было!» - возразят родители. Совершенно верно! Тогда детям приходилось прилагать намного больше усилий, чем сегодня. Хочешь узнать что-то интересное? Потрудись прочесть книгу. Мечтаешь заниматься в кружке авиамоделирования? Придется ездить во Дворец пионеров.

Скучаешь после школы? Придумай себе занятие, пока родители на работе. Разве было 20-30 лет назад такое множество развлечений, игрушек, кружков, школ раннего развития, как сейчас? Нам бы радоваться! Но вот беда: напичканные информацией дети, которые на «ты» с любой техникой, иногда не способны делать несложные, но жизненно необходимые вещи : навести порядок в собственной комнате, самостоятельно выучить уроки, приготовить к приходу родителей ужин, наконец, определиться, куда поступать.

«Чем выше уровень жизни, тем больше благ преподносится нам на блюдечке с голубой каемочкой и тем менее активным становится человек, - резюмирует Елена Станиславовна. - Сейчас у ребенка трех-пяти лет может быть расписание, как у депутата парламента. Но никто не задумывается о том, что все эти решения принимают за него взрослые, не оставляя ему даже шанса проявить самостоятельность! И малыш становится приговоренным потребителем этих услуг ».

Раннее детство, предшествующее поступлению в школу, является наиболее благоприятным периодом для пробуждения эстетических и нравственных чувств. Именн...

Разрешаем проявлять волю

А ведь все начинается в очень раннем возрасте. Уже к году, когда крохотный человечек пробует ходить, у него возникает мощная потребность многие действия выполнять самостоятельно.

Если вчера он послушно ждал, пока мама его накормит, то сегодня вырывает ложку и пытается, есть сам. Но мама спешит, да и убирать после такой трапезы не хочется, поэтому ложка отбирается - и «со сказкою Вове вливают бульон». Малыш хочет сам одеваться, но у него не получается, он злится, плачет, ждет, что мама его научит, - а мама просто отвлекает внимание карапуза и одевает его сама.

Вот вам и первый шаг к развитию самостоятельности: позволяем ребенку без нашей помощи делать то, что он хочет и может (и то, что не угрожает его безопасности). Поощряем его самостоятельные действия словами: «Хорошо», «Да у тебя, получается!», «Вижу, ты уже большой». Даем ему право участвовать во взрослых делах: перебирать крупу, подметать, накрывать на стол, перекладывать овощи. На ошибки указываем, но не ругаем: «Просыпанную крупу теперь нужно убрать. Пролитую воду вытереть». Помним, что сейчас основной стимул малыша - одобрение старших, ведь он во что бы то ни стало, хочет понравиться маме и папе! К трем годам у ребенка начинает формироваться собственное «я». Родители жалуются, что покладистый малыш становится упрямым, не желает подчиняться, а если что не по нему - впадает в истерику. Рецепт тут один: набраться терпения. «Нельзя потакать всем желаниям ребенка, это очевидно, - инструктирует психолог. - Но к проявлениям воли нужно поступить так, как желает малыш, - уступите, согласитесь. Тем самым вы даете понять маленькому человеку, что он в силах влиять на ситуацию. Излишнее подавление может негативно сказаться на развитии. Однако если вы уже произнесли: «Нет!», будьте последовательны и выдерживайте свою линию до конца».

Продолжай учить сына или дочь необходимым навыкам самообслуживания: к трем годам малыш должен сам мыть руки, есть, одеваться, убирать за собой игрушки. Уже в этом возрасте чадо может резать фрукты ножом под присмотром взрослых. И уже сейчас у крохи должны появиться обязанности по дому: с твоей помощью полить цветы, убрать со стола тарелки и т. д. Пусть это все проходит в игровой форме, в сознании ребенка закрепляется важное понимание: он - член семьи и принимает участие в ее жизни.

Совет мамы

«Я сложила Машины трусики и маечки в самый нижний ящик шкафа, показала ей, где лежат вещи, В два года моя дочка уже сама одевалась». Ирина.

Поощряем активность ребенка

Основная задача родителей дошкольников - помочь им оторваться от мамы и адаптироваться в среде сверстников. И с этой точки зрения посещение детсада - весьма важная ступень для формирования и развития самостоятельности. Некоторые мамы выбирают другую тактику: ребенок не ходит в садик (и болеет реже), зато занимается в группах раннего развития. На первый взгляд, очень разумно. Однако важно обращать внимание на то, чтобы в подобных заведениях работали профессионалы.

Если вы действительно уважаете ребенка, вы не будете ему лгать. Существует ошибочное представление, что «спасительная» для родительского а...

Психолог рассказывает о двух негативных тенденциях, блокирующих детскую активность:

  • «Первая - это поддерживающая педагогика, не стимулирующая развитие . Например, 4-летнюю девочку приводят рисовать пальчиковыми красками. Учитель хвалит малышку за любое действие: что бы та ни изобразила. Это вызывает восторг и умиление! Когда такой ребенок придет в школу, ему дадут карандаш и предложат нарисовать лошадку, он вряд ли справится с заданием, а главное - не получит привычной реакции взрослого восторга.
  • Вторая тенденция - когда в жестких обучающих системах (спорт, фигурное катание, танцы, балет) мальчиков и девочек ориентируют на конкретный результат и в итоге ставят диагноз: способный или нет. Неспособные дети переносят свои неудачи на остальные сферы жизни».

Поэтому давай возможность действовать, помогай, подбадривай, но не перехваливай .

Совет мамы

«Мы ездили к бабушке в деревню, где у Дани всегда была своя грядка: он сан засаживал ее, ухаживал за ней, а потом собирал урожай. Так я учила сына, что результат будет только там, где приложишь усилия». Анна.

Позволяем принимать решения самостоятельно

Это самое важное, чему мы можем научить ребенка: принять решение и взять на себя ответственность за результат . Подростки стремятся к первому, но избегают второго. Они тоже склонны к негативизму: «Я туда не пойду!», «Я это делать не буду!» Но на такой ноте заканчивать разговор нельзя. Пусть юный бунтарь предложит то, что он хочет, и будет делать, а потом вместе спокойно обсудите возможные последствия его решения. Иногда родители наверняка знают, что дитя выбрало неверный путь. Но маленький упрямец настаивает на своем! Переломить? Есть вероятность, что этим мы навсегда отобьем у ребенка желание принимать решения и строить свою жизнь. Психолог советует уступить, если это не угрожает безопасности, но предупредить: «Приготовься, что тебе придется отвечать за последствия».

Что мешает развитию самостоятельности у ребенка?

Психологи выделяют два типа поведения взрослых, которые провоцируют инфантильность у детей

  1. Гиперапека . «Сядь в кресло», «Посмотри, там летит самолетик», «Не бери сок - прольешь», «Держи меня за руку»,- ребенок еще не успел подумать, а мама уже рассказывает, что и как делать. Или сама спешит на выручку - ведь малыш без нее не справится! Такая тактика приведет к тому, что отпрыск будет бояться простейших действий - а вдруг не получится? Испачкается, упадет, мама отругает? И очень велик шанс, что в будущем из него вырастет маменькин сыночек или доченька.
  2. Равнодушие . «Не плачь», «Не мешай, я сейчас занята», «Иди, поиграй»,- и у ребенка нет чувства безопасности, он постоянно ощущает тревогу. «Уж лучше я тихонько посижу возле мамы, не буду ей мешать и морочить голову», - решает малыш. Внутренний страх подавляет его активность. Особенно часто такое случается во время семейных кризисов. Оставайся внимательной к потребностям сына или дочки!

Летний лагерь: нужный опыт

Договоритесь, что если сыну или дочке там не понравится, ты заберешь его (ее) через 10-14 дней. Идеально, если в первую поездку ребенок поедет с другом или старшим братом (сестрой). Заинтересуй его предстоящим приключением. Посмотрите сайт лагеря, почитайте отзывы побывавших там ребят, вспомни свое собственное детство. Даже если ты очень тревожишься за ребенка, не показывай этого. Ведь он «считывает» установки взрослых и ведет себя соответственно. Перед поездкой объясни и попроси повторить правила безопасности, а также личной гигиены (не давать другим свои вещи и расческу, мыть руки перед едой и т. д).

2 0