Двенадцатый месяц – окончание грудничкового периода, который длится с первого месяца жизни и до исполнения ребенку одного года. Еще немного и вы отпразднуете первый день рождения своего малыша. За 12 месяцев ребенок вырастает в среднем на 25 см и рост к году составляет от 73 до 79 см.; вес его, в зависимости от индивидуальных особенностей, увеличивается почти втрое и составляет в среднем от 8,9 до 10,8 килограммов.
Физическое развитие на двенадцатом месяце
Ребенок уже встает без опоры и крепко стоит на ногах. Ближе к году большинство детей начинают самостоятельно ходить без поддержки: кто-то достаточно уверенно и к году уже способен бегать, а кому-то необходимо преодолеть свой страх, и он с осторожностью делает свои первые три-четыре шага. Таким деткам намного легче передвигаться, держась за опору – за мамину руку, коляску или спинку санок. При ходьбе малыш широко расставляет ножки носками врозь, не сгибая коленок (походка Чарли Чаплина), при этом балансирует руками и часто падает.
Ручки ребенка уже достаточно ловкие для того, чтобы брать мелкие предметы двумя пальчиками и крепко их держать. Дети в этом возрасте очень любят открывать/закрывать ящики, коробки с обувью, отлеплять липучки на одежде, развязывать бантики, шнурки, листать книги и журналы.
Игры и игрушки на двенадцатом месяце
Годовалому ребенку для развития необходимо приобрести наборы кубиков разных по цвету и величине, набор форм, вставляющихся друг в друга, наборы для ролевых игр (куклы, детская посуда, игрушечная коляска и т.п.). Показывайте ребенку, как можно один кубик поставить на другой, построить башню, а затем ее разрушить.
Годовалые дети с большим увлечением играют с ёмкостями: выливают, переливают, наполняют, опустошают. Любят играть кастрюлями с крышками и греметь ими. Играть с коробками: снимать крышки с различных по форме коробок, открывать и закрывать коробки из-под обуви, выдвигать ящички и вытаскивать все содержимое шкафов. Ребенку нравится разбирать и собирать предметы, вкладывать их один в другой, просовывать игрушки в отверстия.
Обучайте малыша сложным действиям с предметами по словесному указанию: «построй башню», «дай мне зайку», «покорми куклу», «покатай машинку».
Находясь рядом с другими детьми, ребенок сначала изучает их со стороны, наблюдает за тем, с какими игрушками они играют, а затем повторяет их действие. Многие детки стараются забрать игрушки у других и очень редко отдают свои.
Еще одним из важных навыков, который осваивает ребенок после умения устойчиво стоять на ногах - это толкание и катание предметов (тяни-толкай). Ребенок получает удовольствие, когда толкает перед собой коляску, машинку, санки или тянет за собой на веревочке игрушки-каталки.
Очень полезно играть с ребенком в мячик: если ранее ребенок учился ронять мяч, то теперь он может его бросить. Ударять ногой по мячу ребенок учится, когда попадает по мячу случайно, во время ходьбы; вы можете держать ребенка за одну руку и попросить толкнуть мячик ножкой. И, несмотря на то, что первые удары ребенка по мячу очень слабые, с возрастом он сможет бить ногой по мячу с большей точностью и без вашей помощи.
Речь
Очень часто так происходит, что ребенок не может одновременно овладеть ходьбой и умением говорить. Ребенок может отставать в ходьбе от своих сверстников, но быстро пополнять словарный запас и наоборот. Мальчики обычно начинают разговаривать позднее, чем девочки. Но есть и такие детки, которые до определённого возраста не разговаривают или произносят слова крайне мало – не более 2-3 при норме 10-12 коротких слов, которые ребенок обычно выговаривает к году. И это тоже нормально, если ребенок понимает взрослого, у него есть пассивный словарный запас (малыш понимает значение слов, знает и показывает предметы, части тела, но при этом не произносит слова) значит, ему просто нет острой необходимости разговаривать, ведь ребенок сначала учится понимать язык, и только потом говорить.
Ранее вошедшие в лепет ребенка слоги - «ба», «па», «ма» в конце первого года жизни становятся составными частями произносимых им слов: «баба», «папа», «мама» и др. Любой звук или слог, имеющий определенное смысловое содержание, для малыша - слово. Первые слова у всех детей одинаковы по звучанию, но могут быть разными по смыслу, и в различных случаях служат выражением разных значений. Эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации, так слово «да-да» может означать: «дядя» или «дай мне», «ка» - ворона или качели. Некоторые слова и звуки, подкрепленные мимикой, служат средством общения со взрослыми и детьми, например, ребенок может произносить звук «а-а-а» и показывать пальчиком.
Многие дети используют также простые слова «дай» и «на». Остальной словарный запас большей частью состоит из особых облегченных слов, понять зачастую посильно только родителям. Например, «бам» – падение, упал, мячик, «бабака» - собака, бабочка и т.п.
Для развития активной речи необходимо совершенствовать у ребенка способность подражать слышимым звукам и словам. Надо воспитывать у него умение слушать и воспроизводить слышимое. Для этого поддерживайте лепет ребенка легкими звукосочетаниями «топ-топ», «гуси-гуси-га-га-га». Учите его по вашей просьбе отвечать на такие вопросы, как: «Как ходят часики?». Скажи: «Тик-так». Чтобы вызвать у ребенка подражание словам, можно давать ему образцы облегченных слов, но произносить их в сопровождении правильных, например: «Спи, ляля, бай-бай». Через 3-4 месяца, когда ребенок сможет подражать взрослым, надо перейти к обычной правильной речи.
Слух
Разговаривайте с ваши малышом постоянно, маленького ребенка во время бодрствования должен окружать звуковой фон: читайте потешки , рассказывайте ему сказки и о том, что окружает его вокруг, пойте детские песенки. Самые лучшие звуки для ребенка - это звуки природы: пение птиц, шорох листвы, журчание воды. Такие звуки не только развивают слух ребенка, но и благотворно влияют на его нервную систему. К году ребенок способен не замечать шума, когда сосредотачивает свое внимание на красочной картинке в книжке или увлечен игрой.
Зрение
Ребенок видит изображения уже почти как взрослый. Он хорошо различает цвета. Восприятие таких параметров, как высота и глубина улучшаются по мере того, как ребенок начинает овладевать ходьбой. К году у ребенка полностью формируются слезные протоки, поэтому склеивание век у него происходит реже. Узнает знакомых людей, находящихся в другом конце комнаты, еще до того, как они заговорили с ребенком. Узнает близких ему людей по фотографии.
Другие навыки и умения на двенадцатом месяце
Самостоятельно берет чашку двумя руками, пьет из чашки и ставит на стол. Может сам проситься на горшок, хотя многие детки горшок недолюбливают и абсолютно не хотят на него садиться. Ребенок по назначению использует расческу. Пытается рисовать.
Первые зубки
К году ребенок уже может иметь 8-12 зубов . Если у вашего малыша зубиков меньше, не переживайте, подождите еще несколько неделек, возможно, за это время недостающие зубки прорежутся. Однако при позднем прорезывании зубов стоит проконсультироваться с врачом, не страдает ли ребенок, особенно в зимний период, недостатком витамина D и, как следствие, таким заболеванием, как рахит .
Осмотр ребенка в поликлинике
В год проводят туберкулинодиагностику (ставится проба манту) и только после оценки результатов решается вопрос о вакцинации против кори, краснухи, эпидемического паротита.
Поводы для беспокойства на двенадцатом месяце
Если к концу двенадцатого месяца:
- держась за руку взрослого, не может сделать хотя бы несколько шагов;
- не понимает, что требуют от него взрослые (например, не подает игрушку);
- не умеет имитировать звуки и жесты;
- не может самостоятельно есть ложкой и без посторонней помощи пить из чашки.
Доброго Времени Суток!
Я отношусь настороженно ко Всем фильмам которые переснимают на новый лад. Как правило новое всегда хуже старого, но не в этом случае! 12 месяцев. Новая сказка оказалась достаточно удачным произведением Дениса Елеонского.
Захотелось мне на старости лет (25 лет) посмотреть хорошую добрую сказочку перед сном. Просто без всяких мыслительных процессов отдохнуть душой и телом.
Все наверное помнят и уж точно когда-то смотрели старую добрую детскую сказку про 12 месяцев . Для меня это самая любимая сказка. Пересмотреть ее в новом качестве было для меня любопытно.
Актеры подобраны хорошо. Все знакомы нам по сериалам, особенно хочется отметить игру детишек! Это просто бесподобно!
Действительно хорошая и качественная игра.
Стоит ли говорить, что декорации и спецэффекты на уровне 2015 года и это омногом говорит. Очень и очень красивый замок и сама природа.
Сюжет не повторяется и даже почти не перекликается с старой версией, хотя конечно тема с подснежниками и 12 месяцами затронута!
Девочка из нашего времени попадает в сказочный мир. Среди зимы она должна принести из леса букет подснежников, чтобы наступил Новый Год, который решил отменить злой королевский советник. И только тогда она вернется к родителям.
Я бы посоветовала этот фильм для семейного просмотра. Конечно дети лет 3-4 возможно не оценят этого произведения, а вот чуть старше думаю с интересом будут наблюдать историю развернувшуюся в наши дни.
С момента рождения вашего сыночка или дочки прошло целых 12 месяцев! Вас можно поздравить – ребёнок преодолел первый серьёзный рубеж своей жизни, а вы можете смело праздновать его первый день рождения! Он уже не тот беспомощный младенец, которого вы принесли из роддома, ведь за этот год ваш карапуз заметно окреп и стал во многом самостоятельным: он ползает и, возможно, делает первые шаги, откликается на своё имя и зовёт маму, без помощи взрослых держит игрушки, учится держать ложку и ходить на горшок.
Физическое развитие ребёнка в 12 месяцев
К первому году жизни ваш кроха прибавил в росте 20–25 см с момента рождения, а вес увеличился в три раза.
Согласно статистике большинство детей на 12 месяце начинают самостоятельно ходить. Но, по сути, все сугубо индивидуально. Поняв, что навыки ходьбы ему поддаются, малыш без устали преодолевает один и тот же маршрут по комнатам, иногда падая, но обычно обходясь без травм.
Во рту у годовалого малыша уже красуются 12 белых зубов. Если их меньше – не страшно, значит, зубы в скором времени прорежутся.
А к концу первого года обычно закрывается родничок, что означает вступление ребёнка в новый для себя мир, где начинает формироваться его собственное мировоззрение.
Питание ребёнка 12 месяцев
В некоторых случаях в этот период мамы начинают прекращать кормление грудью. С одной стороны, ничего страшного в этом нет – организм достаточно окреп для того, чтобы получать взрослую пищу. Однако отлучать от груди не стоит, если малыш часто болеет, и у него ослаблен иммунитет.
Рацион питания остаётся тем же, но меняется форма подачи некоторых блюд. Например, яблоко можно уже дать в форме тоненькой дольки, чтобы её можно было погрызть.
К середине 12 месяца жизни ребёнок уже спокойно переходит на 4-разовое кормление с объёмами пищи в каждом приеме пищи примерно в 250 г. Чтобы избежать расстройства пищеварения, не стоит в это время вводить новые блюда – лучше дождаться, пока организм привыкнет к новому режиму питания. Кроме того, всё ещё категорически противопоказаны сосиски, колбаса, жареная и копченая пища, полуфабрикаты, творожные сладкие сырки, кофе, кондитерские изделия, какао, консервы (за исключением детских). Продукты, содержащие сахар и соль, лучше вообще исключить, а если и давать, то только изредка и понемногу.
Навыки и умения ребёнка 12 месяцев
К первому году жизни малыш уверенно осваивает навыки самостоятельной ходьбы. Без помощи взрослых он может встать на ножки и сделать несколько шагов.
Стимулируйте своё чадо на ходьбу, делайте так, чтобы он сам хотел передвигаться, подлезать под мебель, исследовать окружающее пространство. Летом позволяйте ему ходить босиком по траве или песку, на прогулке пусть он не сидит в коляске, а ходит, держась за коляску. Дома полезно ходить босиком по ворсистому ковру.
Когда малыш вдруг падает – постарайтесь отвлечь его от горечи падения, чтобы впоследствии он не потерял желание ходить и бегать. Хотя бы иногда подстраховывайте ещё неуклюжего кроху, чтобы падений было меньше. Но ни в коем случае не проявляйте к нему излишнюю жалость и не расстраивайтесь из-за его неудач даже больше, чем он сам.
Ребёнок стремится к самостоятельности в приёме пищи: держит крепко свою кружку и с удовольствием пьёт из неё, а не из бутылочки. Старается понемногу кушать с помощью ложки, правда, еда не всегда попадает по назначению. Кусочки пищи оказываются не только на полу, но и размазываются по всему лицу маленького едока. Вы не должны нервничать, если малыш пачкает всё вокруг, ведь он хочет научиться есть сам, а вам нужно запастись терпением и всего лишь помогать своему крохе в освоении такого важного навыка.
На первом году жизни дети умеют проситься на горшок. Возможно, это происходит не каждый раз, когда ребёнок хочет в туалет, и он по-прежнему мочится в штанишки. Но в этом возрасте уже точно необходимо отучать своего карапуза от подгузников, хотя бы днём во время бодрствования, иначе он не будет понимать, для чего нужен горшок, и процесс приучения к нему затянется надолго. В этом возрасте ребёнок может обладать некоторыми гигиеническими навыками: показывать, как надо умываться, вытирать нос и т.д.
Речевое развитие детей до года происходит по-разному. У одних в запасе только 2-3 слова (вроде «мама», «папа») у других – уже до двух десятков. В последнем случае ребёнок может выражать свои просьбы: говорить «дай» и «на», подражать звукам животных, при падении произносить «бух», просить кушать – «ам-ам» и т.д. Развивайте речь малыша и дальше, чаще говорите названия предметов и животных, показывайте ему картинки в книгах, называйте, кто изображён на рисунках.
Особенности воспитания ребёнка 12 месяцев
Так как в этом возрасте дети очень любят повторять действия взрослых, стимулируйте своего кроху к освоению гигиенических навыков, показывая на собственном примере, как нужно чистить зубы, умываться, причёсываться, пользоваться носовым платком. Поддерживайте и одобряйте такое поведение.
Хвалите, когда он говорит вам о своих физиологических потребностях или желает вас привлечь к своей игре. Не ленитесь поблагодарить его, если он искренне угощает вас даже своим обкусанным печеньем.
В этом возрасте очень важно усвоение слов «нельзя» и «надо». «Нельзя» слишком много быть не должно, но те вещи, которые действительно запретны, должны стать табу. А выполнение того, что «надо», должно сопровождаться какими-то положительными моментами.
Вы можете обращаться к ребёнку с небольшими просьбами. Если кроха уронит на пол ложку, попросите его поднять её. Когда ложитесь спать, скажите, чтоб принёс подушку и т.д.
Вам уже становится понятен характер вашего сынишки или дочурки: он спокойный или капризный. В зависимости от этого вы можете корректировать своё воспитание.
Чтобы малыш справился со своей раздражительностью – поддерживайте его и давайте понять, что всегда будете рядом. Тогда он будет чувствовать себя более защищенным и бояться будет меньше.
Игры и игрушки ребёнка 12 месяцев
Чаще всего любимым занятием годовалого карапуза являются игры с мячиком: он катает, бросает мяч, сопровождая эти действия громкими возгласами.
Надо отметить, что игрушки должны быть направлены на развитие мелкой моторики, зрительной памяти, увеличивать познавательные способности.
Не спешите избавляться от наскучивших пирамидок, поскольку игра с пирамидками помогает малышу наладить координацию, а также запоминать цвета. То же самое касается ярких кубиков. Чем больше у малыша ярких и больших предметов, квадратных или круглых, тем проще ребёнку будет развиваться.
К слову, игрушки, которые можно катать (к примеру, детские коляски) послужат малышу опорой для первых самостоятельных шагов. Также дети на этом этапе развития обожают музыкальные игрушки: звенящие молоточки, барабаны или детские электронные пианино.
Медицинское сопровождение
В 12 месяцев вам и малышу нужно посетить не только педиатра, но и невропатолога, хирурга-ортопеда, офтальмолога и стоматолога. Кроме того, предстоит проведение реакции Манту, а также ряда анализов: мочи (клинический), крови (клинический), кала (общий, на яйца глист).
Ну, наконец-то нам уже годик исполнился. Теперь время полетит еще быстрее, и малыш будет расти как на дрожжах. Но, это также и время еще больших забот для мамы. Прибавится еще целый воз с воспитательным процессом.
Физиологическое развитие ребенка в 12 месяцев
Желудок.
ЖКТ хорошо формируется и переваривает пищу. Кал понемногу темнеет и становится более колбасообразным (но пока, это маленькие "змейки-ниточки").Мозг. Ребенок уже отлично соображает и знает, что нужно делать, а также помнит, что делать не нужно. При нормальном развитии, малыш хорошо умеет произносить слоги, его речевая функция достаточно быстро развивается. Хорошо развито зрение, глазки перестали быть мутными, приобретают "родной" цвет. Мозг напрямую отвечает за двигательные функции, они становятся более скоординированными и четкими.
Температура. Она становится все более нормализированной. Теперь функции теплообмена наконец-то постепенно входят в нормальный режим и ребенок немного меньше потеет.
Что умеет ребенок в 12 месяцев
- Хорошо ходит с помощью ходунков, умеет, ходит самостоятельно, но недолго. Для более длительного хождения требуется поддержка родных, опора или любой стимулянт (игрушка например).
- Хорошо развивается хватательная функция. Малыш уже может брать и удерживать даже мелкие детали, главное следить, чтобы он их не проглотил.
- Ребенок научился "мамкать". Он уже хорошо говорит "ма-ма", "па-па" или "ба-ба". Умеет выговаривать "даааа" без окончания "й", ну, смысл и так понятен.
- Ребенок становится все более смышленым и прекрасно понимает, о чем с ним говорят, чего от него хотят, и реагирует на это либо адекватно, либо в силу своего настроения. Если не хочет чего-то делать, он этого делать не будет.
- Малыш стал более самостоятельным. Он может резко отказаться от помощи, которую секунду назад просил, если ему не разрешают что-либо делать ребенок начинает упрямиться, разбрасывает все вокруг, кричит протестуя.
- Ребенок имеет отличную память. Всех кого он любит или привязан, он помнит, и любая разлука с ними вызывает истерику.
- Прекрасно выполняет просьбы "возьми", "дай", "нельзя", "не делай так". И главное, что малыш остро воспринимает громкий крик. Ни в коем случае не агрессивничайте и не ругайтесь при малыше.
На заметку маме
Вам следует не просто уделять время ребенку, а уже начинать воспитывать его. Годовалый возраст это рубеж между непониманием, наивностью малыша и манипуляторным, требовательным поведением. Стоит постараться, чтобы не срываться по пустякам и как можно терпеливее относиться к капризам ребенка. Тем не менее, попустительство уже немного отходит в сторону, ведь малыш все прекрасно соображает и умеет манипулировать мамой. Также не забывайте, что ребенок будет подражать вам и вашему поведению. Мама злая - малыш кричит постоянно без причины. Мама добрая и ласковая - малыш пытается ей угодить и показать насколько он ее любит и что готов на многое, чтобы она всегда улыбалась. Не забывайте метод кнута и пряника, в этом возрасте он вам уже пригодится. С первым годом жизни, малыш!
Малышу пошел 12-ый - последний месяц младенчества. За первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг и вырастает на 25 см. Существенные изменения наблюдаются и в психическом развитии ребенка. Масса мозга увеличивается в 3,5 раза по сравнению с новорожденным состоянием. Значительно увеличивается мозжечок, - отдел мозга, отвечающий за координацию и развитие общих движений малютки, моторику пальцев рук.
Начинает развиваться активная речь, появляются первые осознанные слова и простейшие обобщения. Малыш уже более понятлив и "управляем" при помощи слов. Вместе с тем, дитя становится и более подвижным, активно учится ходить. Увеличивается время бодрствования малютки с 2-х часов (как было в предыдущий микропериод - от 6 до 9 мес.) до 2,5-5 часов. Это связано с тем, что возрастает работоспособность и выносливость его нервной системы.
Малыш уже способен заниматься со взрослым, выполняя несложные, но результативные действия с кубиками, шарами, кольцами и пр.. Ребенок, например, снимает и надевает на палочку кольца большого размера; складывает в корзиночку грибочки; вытаскивает из ведерка шарики и скатывает их с лоточка.
В режиме дня годовалого ребенка выделяют три периода бодрствования, когда можно организовать игры-занятия: с 6.30 до 9.00 (9.30); с 11.30 до 14.00 (14.30); с 16.00 до 19.00 (19.30) часов. На протяжении 12-го месяца, в поведении малыша происходят существенные изменения. Значительно возрастает его самостоятельность. Вы почувствуете, что у ребенка возникает потребность проявлять все большую и большую активность.
Родителям следует знать, что в этот период закрепляются и совершенствуются навыки и умения, приобретенные на 10-м и 11-м месяцах жизни. У малыша возникает потребность повторять и повторять все то, что он уже умеет. Например, в 11 месяцев ребенок научился делать первые самостоятельные шаги, держась за опору, а на 12-м - он начинает ходить более уверенно, только слегка придерживаясь за опору, а затем и без нее, самостоятельно. Малютка уже ориентируется среди предметов, выделяя некоторые из них по форме. Например, находит шарики и отличает их от кубиков или выбирает кольца из груды "кирпичиков" и т.п. Он узнает знакомые игрушки на картинке: показывает пальчиком названный взрослым предмет.
Дитя реагирует на просьбу взрослого, понимает обращенные к нему просьбы: "найти", "принести", "дать", "положить на место" и т.п. Годовалый малыш запоминает имена близких людей, знает имена животных, живущих рядом (например, кошка Мурка или собачка Альма). К началу 2-го года лексикон ребенка состоит из 6-10 слов, которые он произносит сознательно. Конечно, это лепетные слова, состоящие из двух одинаковых слогов (например, "ма-ма", "па-па", "ба-ба", "га-га", "ля-ля", "ав-ав", "топ-топ"), а так же короткие звукосочетания типа "дай", "на", "вот". Количество понимаемых слов в 5-6 раз больше, чем ребенок может употребить в активной речи.
Малыш понимает слово "нельзя", если родители употребляют его в нежелательных для ребенка ситуациях. Однако его чувства еще не подчиняются разуму, отсутствует волевое поведение, поэтому часто он бывает непредсказуем в своих действиях для взрослых, непосвященных в тонкости раннего детства. Следует учитывать, что общение с ребенком СТРОИТСЯ на эмоционально-чувственной, ориентировочной основе. Это значит, что взрослый выводит ребенка из трудных, а порой и опасных ситуаций не уговорами или угрозами, а конкретно, практически оберегая его, наблюдая за его действиями и поведением, прогнозируя ситуацию в целом. Например, если дитя увидит блестящий предмет, будь то зеркальце или утюг, то обязательно сделает попытку схватить его рукой, не представляя последствий. Малыш может стянуть со стола салфетку вместе с чайным прибором, сунуть пальчик в дверную щель, схватить за хвост собаку и т.д.
Родители должны оберегать малыша, не наказывать, а отвлекать от нежелательных действий, говорить "нельзя". Иногда, видя как сын или дочь "расправляются" со всем, что попадает к ним в руки - рвут, мнут, бросают на пол, родители хватаются за голову и помещают неутомимого проказника, в манеж. Кажется, выход найден... Но, не тут-то было! Через 5-7 минут дитя громким плачем заявляет о своем неудовольствии, и вы не знаете, что делать: уступить ему или проявить родительскую волю. Скажем прямо, ни в первом, ни во втором случае ситуация не выигрышная ни для матери, ни для ребенка. Почему? В первом случае вы демонстрируете малютке, что его крик -- самое действенное средство добиться желаемого. Это начало капризов. Во втором -- совершаете не меньшую ошибку, испытывая его нервную систему -- ему действительно не стоит проводить основное время бодрствования в манеже. Мудрая природа заложила в ребенка сенсомоторную потребность в движении и действиях с предметами, необходимость воспринимать их свойства, эмоционально-чувственно познавать мир и ориентироваться в нем. Вот почему его нельзя лишать радости знакомства с окружающим, ограничивать в движениях и освоении пространства, как бы это не было трудно! Иначе мы, взрослые, посягаем на его здоровье и не обеспечиваем полноценное психическое развитие.
Так называемый, кризис ребенка первого года, как раз и связан с недостаточностью двигательной активности, "сенсорным голодом", т.е. отсутствием впечатлений из окружающего мира, скудостью предметно-пространственной среды и отсутствием достаточного общения со взрослыми. КРИЗИС первого года проявляется в поведении малютки. Он выражается в нервозности ребенка, его крике, неповиновении взрослому, упрямстве и капризах и является, зачастую, следствием неправильно организованной жизни малыша в целом. Дитя проказничает в тех случаях, когда родители оставляют его без внимания. Ведь сейчас он не может обходиться без взрослого, занять сам себя, безропотно сидеть, пережидая, когда мама переделает домашние дела и поиграет с ним. Следует помнить, что вы его альфа и омега в освоении окружающего мира. От вас зависит физическое и психическое здоровье крохи! Именно поэтому маме дается государственный отпуск по уходу за ребенком.
Положа руку на сердце, скажем маме: в первую очередь занимайтесь ребенком, оставив все другие "неотложные" дела. Уборка, стирка, мытье полов - подождет. Вы успеете это сделать, когда дитя будет спать. А, еще лучше, если вам помогут домашние - все должны быть заинтересованы в психофизическом благополучии малыша, потому что запаздывающее психическое развитие малютки наверстать значительно труднее. Большое заблуждение считать, что кризис развития ребенка первого года, -- явление неизбежное. Это не так. Кризис происходит только в том случае, если врожденные потребности развития своевременно не удовлетворяются взрослым. Иными словами, кризис возникает, когда потребности малыша вступают в противоречие с его возможностями: хочет что-то сказать, но еще не владеет речью, хочет что-то достать, но не дотягивается; хочет пройти несколько шагов и... падает, и так почти во всем.
Невольно задумаешься: легко ли быть маленьким? Вместе с тем, как считают психологи, именно это противоречие между потребностями и возможностями крохи и является движущей силой его психического развития. Ребенок продолжает осваивать мир не смотря ни на что, можно сказать, идет через тернии к звездам! Перед этим упорством мы, взрослые, должны склонить головы. Родителям важно понимать процесс становления психики малыша, потому что страшно не само противоречие между потребностями и возможностями ребенка, а его неразрешенность, отсутствие понимания и помощи со стороны взрослых членов семьи. Вот почему рядом с маленьким тружеником всегда должен находиться мудрый и терпеливый помощник. Если мама и папа знают, чем и как заниматься с малышом, умеют руководить его поведением и эмоциями, общаться с крохой, доставляя друг другу радость, - в их жизни всё происходит правильно. И никакого кризиса не будет.
На что обратить особое внимание родителям на 12-м месяце жизни ребенка
Обратите внимание насколько более осмысленно и дольше ваш малыш стал наблюдать за стайкой купающихся в луже воробьев или за проезжающим самосвалом. Да, и вы сами, попадаете в "прожектор" детских глаз: дитя наблюдает за вашими реакциями, действиями и эмоциями в той или иной ситуации. Через родительское отношение к тому или иному явлению он начинает понимать и осваивать окружающий его мир, входить в социум. В этот период жизни малыш еще не отделяет себя от взрослого, ухаживающего за ним, его собственное "я" только начинает складываться. Дитя копирует и действия, и эмоции взрослого, можно сказать "отражает" их.
Следует всячески поощрять и практиковать ситуации наблюдения, когда ребенок замирает, наблюдая действия взрослого, выполняющего какую-либо работу или видит что-то необычное, новое в своем окружающем. В эти моменты не стоит его отвлекать, потому что так начинает формироваться концентрация внимания и самая элементарная самоорганизация, правда, пока что на рефлекторной, ориентировочной основе, т.е. непроизвольном интересе ко всему новому, попадающему на глаза. Когда непроизвольный интерес у малыша проходит, мама, может вновь привлечь его внимание к наблюдению, дать краткие и очень понятные пояснения того, что видит ребенок, называть предметы и действия. Например, "Да, дядя красит... Красит забор" или "Бабушка кормит птичек", или "Мальчик играет в мяч" и т.п.
Необходимо обогащать игровую практику ребенка, инсценируя действия с сюжетными игрушками. Такие показы из одного-двух актов демонстрировались ребенку и ранее, в 10-11 месяцев. Тогда они носили чисто эмоциональный характер (например, куколка едет на лошадке или зайка играет на барабанчике и т.п.). На 12-м месяце эти показы приобретают новый акцент: теперь взрослый старается перевести в игровой план ту или иную ситуацию, которую малыш наблюдал в действительности. Например, он видел как бабушка кормила на улице голубей. Дома мама показывает ему игрушечных птичек, которых "кормят", "поят водичкой", "пускают полетать". В завершение показа можно спеть про них песенку: "птички летели, на головку сели, ладушки запели". В другом случае, после наблюдения за машиной, с которой сгружали кирпичи, дома можно нагрузить кубиками игрушечную машинку, отвезти ее в другую часть комнаты, построить из кубиков башенку. Показы, отражающие реальную практику жизни, формируют отражательную способность мозга, а следовательно, развивают наглядно-действенное мышление, свойственное этому периоду детства.
К сказанному выше следует добавить, что особое значение приобретают показы на кукле последовательности действий человека, раскрывающие и отражающие логику поведения взрослого. Например, если кукла "хочет спать", ее укладывают в кроватку, накрывают одеяльцем, поют колыбельную песенку. Если кукла пришла в гости, ее угощают едой, приглашают играть и танцевать. При купании куколки понадобится мыло и мочалка, ванночка с водичкой, а затем полотенце. Собираясь на прогулку, куклу одевают в пальто, заворачивают в одеяльце, сажают в саночки. Взрослый, в игровых показах отражает жизнь самого ребенка, чем способствует развитию речи и мышления. Такие инсценировки наглядно раскрывают ребенку функциональные действия человека: для еды нужна ложка, для мытья - мыло, для причесывания - расческа.
Развитие речи и ее понимание, по-прежнему остается ведущей линией в этот период. На 12-м месяце жизни взрослый стремится вступить с ребенком в "диалог", используя все доступные для малютки средства: жесты, мимику, лепетные слова, звукоподражания.
Общение с ребенком должно носить "двусторонний" характер. Это значит, что мама не только говорит сама, называет предметы и действия с ними, но и ожидает "ответа" от малыша в любой форме. Продолжается практика освоения ручных операций с дидактическими игрушками и предметами.
Ученые доказали, что эти действия благотворно влияют и на развитие речи малыша. Новым может стать включение в практику предметов быта, например, дитя собирает шарики в маленький бидончик, опускает в водичку дуршлаг, наблюдает как вода убывает через дырочки. Следует практиковать показ, так называемых, орудийных действий, когда малыш учится выполнять какую-либо задачу, воздействуя предметом на предмет, используя при этом подручные средства -- палочки, молоточек, сачок, совочек и т.п. Мама показывает, как из-под дивана можно достать шарик, прикатив его палочкой, подтянуть за веревочку машинку, переместить игрушку-каталку с помощью рукоятки и т.д. Именно в этих действиях ребенок приобретает опыт "человеческого" взаимодействия с окружающим его предметным миром.
К концу 12-го месяца родителям следует начать перестраивать отношения с малышом. Организуйте их так, чтобы не вы делали что-то за малютку, а совместно с ним выполняли то или иное действие, решали задачи. Это, так сказать, каркас, на который вам предстоит настраивать красивое, надежное здание ваших отношений в ближайшем будущем. Как бы ни был мал ребенок, старайтесь не делать за него то, что он уже может выполнить сам. Однако всегда следует помнить о возрастных возможностях крохи. После любого показа действий, мама предоставляет малышу возможность повторить их. Конечно, помощь взрослого в этих случаях не исключается.
Следует помнить, что эмоциональное общение с малюткой не утрачивает своей актуальности. Не скупитесь на проявления своей любви. Малышу недостаточно того, что его только учат, холят, кормят. Ему нужны ваши любящие глаза, ваши ласковые руки, ваши нежные слова и целующие губы. Ребенку необходимо чувствовать, что он является для вас бесконечной ценностью, не сравнимой ни с какими сокровищами мира. Ваша любовь помогает ему "познать" себя и "утвердить" собственную значимость в этом мире. Так дитя начинает постигать собственное "я" и зарождается его личность. А это, пожалуй, самое главное в развитии малютки в конце младенческого периода детства.
Развитие и воспитание ребенка: 12-й месяц жизни
|