Обобщенный опыт работы на тему "Формирование словаря с помощью дидактических игр и лексических упражнении у детей старшего дошкольного возраста"

Вступление.
Наше время - время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Однако, если этот человек выражает свои мысли не последовательно, не грамотно, недоступно для окружающих, то становятся неинтересными, непонятными его мысли и решения. Следовательно, современный высокообразованный человек должен обладать хорошо развитой речью.
Речь - величайшее богатство, данное человеку. И её, как и любое богатство, можно либо приумножить, либо незаметно растерять.
Детский сад - первое звено в системе народного образования. Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Педагоги начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной, образовательной работы в развитии личности каждого ребёнка, его творческого потенциала, способностей, интересов. Ещё К. Д. Ушинский (23; 233) отмечал, что центральная роль в формировании человека принадлежит родному языку. Он говорил: «Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, их сложения, видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка и усваивает легко и скоро, в 2-3 года столько, что и половины того не может усвоить в 20 лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог- родное слово». Поэтому одной из важнейших задач детского сада является формирование у дошкольников связной речи.
Е. И. Тихеева (21;17) указывала, что « родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть поставлены в основу воспитания». Сообразно с этим наша задача, задача педагогов, - развивать речь ребёнка, передать каждому из них любовь к слову, воспитать у них умение и желание чувствовать его красоту, повести за собой ребёнка в интересное путешествие по прекрасной стране родного языка, помочь преодолеть ему все преграды.
Говорить - это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих. Всему этому ребёнок учится с помощью взрослого в дошкольные годы. Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка.
Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные ступени в овладении речью приходятся на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды.
А. Н Крупская (23; 25) в своих педагогических трудах рассматривала вопрос о формировании речи детей. Она считала речь основой умственного воспитания, словарь - его богатство, важной стороной речи. «Словарь дошколят не ширится, не ширится горизонт...Ребят надо учить слушать, развивать их речь». Развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства.
В. Сухомлинский говорил: «Самой большой творческой находкой в своей педагогической деятельности считайте тот миг, когда ребёнок сказал своё слово. В этот миг он поднялся на одну ступеньку в своём интеллектуальном развитии».
Немаловажное значение придавали проблеме формирования правильной речи мыслители - гуманисты, просветители, педагоги XVIII -XIX в.в. (Ж.Ж. Руссо, М. Ломоносов, В.Г.Белинский, Я.А. Каменский, К. Д. Ушинский). В их работах рассматривались вопросы роли речи в развитии ребёнка, в воспитании у них правильной речи.
Сегодня вопрос развития связной речи детей дошкольного возраста стоит особенно остро. Каждый второй ребёнок нуждается в коррекции развития речи. Причин, появления такого количества нарушений развития речи много:
ухудшение здоровья;
существенное сужение объёма «живого» общения родителей и детей;
снижающийся уровень бытовой культуры;
глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;
широкое распространение низкопробной бульварной литературы;
бедное, безграмотное «говорение» с экранов телевизоров;
агрессивно-примитивная речь, насаждаемая телевизионной рекламой, западными (американскими) боевиками и мультфильмами;
недостаточное внимание педагогов к речевому развитию ребёнка;
дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованном стремлении к раннему обучению письменной речи в ущерб устной, либо в равнодушном к нему отношении.
Все это создает предпосылки и прямую угрозу надвигающейся языковой катастрофы не менее опасной, чем экологическая.
Все сказанное позволяет сделать вывод, что к числу важнейших задач образовательного процесса с дошкольниками является формирование у них связной речи, а формирование словаря является базой для формирования связной речи детей.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса являются необходимым условием для развития коммуникативных умений детей.
Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о состоянии словаря и о методике его развития является одним из актуальных вопросов.
Богатый словарный запас ребенка играет огромную роль для полноценного развития. Поэтому меня и заставило обратить серьезное внимание на формирование словаря.
В своей работе мне часто приходилось сталкиваться с ситуацией когда на предложение поговорить с детьми по какой – либо теме (овощи, профессии, животные и т.д.) сначала возникала пауза. Затем дети говорят о каком - то одном, двух характерных признаках, обсуждаемого предмета и снова наступает пауза. Далее дети начинают повторять ответы товарищей, добавляя незначительные изменения от себя. Возникает ощущение, что, что они ничего не запомнили из пройденной темы, не поняли. Из них надо все «вытягивать». Это далеко не так. Многое узнали, многое запомнили, но выразить грамотно свои знания не могут, не хватает активности словаря.
Мои опасения и наблюдения подтвердили результаты проводимой диагностики. Из 12 обследуемых детей только трое хорошо справились с предложенными заданиями, у других детей была трудность в подборе употребления прилагательных, глаголов и наречий. Дети испытывали трудности при рассматривании предмета самостоятельно, правильно подбирать и употреблять слова определить их главные свойства и признаки, вносить изменения в образование слов, составлять связные высказываний, употреблять объяснительную речь.
Проблема формирования лексико – грамматического строя речи является одной из самой актуальной проблем. И поэтому так важно заботиться о своевременном формировании словаря ребенка его правильности, «чистоте». Чем богаче и правильнее словарь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми. Таким образом, я определила, роль слова как важнейшую единицу языка и речи, его значение в психическом развитии ребенка определяют место словарной работы в общей системе работы по развитию речи детей в детском саду.
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии ребенка имеет игра. Ее характером определяются речевые функции, содержание и средства общения. Для речевого развития используются все виды игровой деятельности. Особенно дидактические, они закрепляют и уточняют словарь, изменение образования слов, упражняют в составлении связных высказываний. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Работая с детьми, я заметила: лучшего результата можно достичь тогда, когда ребенок вовлечен в интересную для себя деятельность. Важно побудить ребенка к речевой деятельности, стимулировать его речевую активность, как в процессе ежедневного общения, так и в процессе специально организованного обучения. Поэтому в своей работе, направленной на формирование словаря я решила использовать дидактические речевые игры.
Такие игры помогут:
- обеспечить количественное накопление слов;
- освоить социально закрепленного содержания слов;
- овладение значением слов;
-освоение обобщающим значением слова на основе выделения существенных признаков предметов и явлений;
- проникновение в образный строй речи и умение пользоваться им;
- активизировать словарь.
Таким образом, я поставила для себя цель:
Формировать словарь старших дошкольников используя дидактические речевые игры и лексические упражнения.
Исходя из поставленной цели, я выделила для себя следующие задачи:

Задачи:
1.Формировать навыки речевого общения;
2. Обогатить словарь за счет перехода пассивного в активный (классификация понятий, подбор синонимов, определений, ассоциативное дополнение слова в предложении)
3. Развивать память детей;
4.Развивать логическое мышление;
5.Воспитывать позитивное отношение к окружающему миру и людям, живущим в нем.

В настоящее время появилось много дидактических игр. Традиция широкого использования этих игр в целях воспитания и обучения детей, сложившихся в народной педагогике, получила свое развитие в трудах ученых и в практической деятельности многих педагогов.
Особый вклад в дошкольную педагогику внес Фридрих Фребель. Он разработал систему дидактических игр, которая представляет собой основу воспитательно-образовательной работы с детьми в детском саду. Он был убежден, что задача первоначального образования состоит не в учении в обыкновенном смысле слова, а в организации дидактической игры.
По определению места игры в образовательном процессе детского сада Мария Монтессори близка к позиции Фридриха Фребеля: игра должна быть обучающей, в противном случае это пустая игра, не оказывающая влияние на развитие ребенка.
По мнению Е. И. Тихеевой эффективность дидактических игр в воспитании и обучении детей зависит от того, насколько они интересны ребенку, доставляют ему радость, позволяют проявить свою активность, самостоятельность. Обучающие задачи в дидактических играх Тихеевой предусматривают формирование мыслительных операций (сравнение, классификация, обобщение), совершенствование речи (обогащение словаря, описание предметов, составление загадок). Именно она считала, что дидактическая игра дает возможность развивать речь ребенка. Е. И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
В отечественной педагогике авторами дидактических игр являются известные педагоги и психологи: Л. А Венгер, А. П. Усова, Е.И. Удальцова, А.И. Сорокина, А.К. Бондаренко и др.
В своём опыте я хочу показать влияние дидактических игр и лексических упражнений на формирование словаря старшего дошкольника
Технология. Принципы.
Планируя и осуществляя работу по заинтересовавшей меня проблеме, я руководствовалась как общедидактическими принципами, так и специальными и. А именно:
-Принцип доступности, когда предлагаемый материал и объяснения взрослого понятны и хорошо воспринимаются детьми; материал и игры подбираются с учётом возраста и индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
-Принцип системности, когда обучение детей ведётся регулярно от простого к сложному с опорой на предыдущий усвоенный материал;
-Принцип наглядности основывается на том, что ребёнок дошкольного возраста в основном мыслит, опираясь на конкретные предметы и явления; каждое занятие строится с максимальным использованием наглядных средств: картин, игрушек, муляжей, таблиц и т.д.;
-Принцип комплексности, при котором проблема развития лексической системы у детей решается не только проведением специально отведённых для этого занятий, но и во всех других видах деятельности, а также в свободное время, на прогулке, в домашних условиях;
-Принцип научности, когда, выполняя предлагаемые задания, дети, усваивают серьёзные и необходимые в дальнейшем категории и понятия;
-Принцип опоры на онтогенез, когда развитие речи у детей требует обязательного учёта онтогенетических особенностей: условия рождения, беременности, состояния общего и речевого развития, а также учёта развития речи детей в норме;
-Принцип дифференцированности, при котором индивидуальный подход к ребёнку везде должен сочетаться с его персональными умениями и возможностями;
-Принцип опоры на ведущую деятельность возраста. Известно, что ведущей деятельностью ребёнка в период до семи лет является игровая деятельность, поэтому обучение становится эффективнее, если оно осуществляется в играх: дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных и т.д.;
-Принцип учёта зоны ближайшего развития, когда проблема развития речи у детей строится с учётом успешного обучения в общеобразовательной школе, а в частности предупреждение ошибок при чтении и письме (дислексии, дисграфии).
Всю дальнейшую работу строила, основываясь на этих принципах, применяя разные формы организации детей. Это фронтальные занятия, комплексные, занятия по подгруппам в зависимости от уровня подготовки детей, индивидуальная работа с детьми, совместная деятельность ребёнка и взрослого вне занятий, самостоятельная деятельность детей. В определённых условиях каждая из этих форм давала свой результат. На всех видах занятий применяла различные методы (словесные, наглядные, практические) и приёмы.
Первое, что я сделала, разбила предстоящую работу на этапы решения основных задач с усложнениями, а именно:
1) обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее неизвестных ребёнком слов.
2) уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (наполнение содержанием слов, известных детям, усвоение многозначности, синонимики и т. п.);
3) активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания;
4) устранение нелитературных слов, перевод их в пассивный словарь (просторечные, диалектные, жаргонные).
Остановимся на этом подробнее:
Обогащение словаря.
Осуществлять эту задачу - значит способствовать количественному накоплению слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.
Основную часть лексики составляют знаменательные слова (существительные, прилагательные, глаголы, числительные, наречия). Это наиболее полноправные слова: они служат названиями, выражают понятия и являются основой в предложении (выступают в роли подлежащих, сказуемых, определений, дополнений, обстоятельств). Обогащение речи детей должно идти, прежде всего, за счет знаменательных слов. Например: Как ребенок узнает о новом предмете. Для этого я и направляю мышление ребенка на то, чтобы он усвоил особенности этого предмета по определенным признакам:
1 признак – что это? (горох, лук, стул)
2 признак - каким цветом? (зеленый, синий, и т.д.)
3 признак - какая форма? (овальная круглая и т.д.)
4 признак - какая величина? (большой – маленький)
5 признак - какой вкус? (сладкий, кислый)
6 признак – какой запах? (ароматный, приятный, и т. д.)
7 признак - какой на ощупь? (мягкий, твердый)
8 признак - что внутри? (зернышки, косточки, шурупы)
9 признак - где используем? и т.д.
Большую трудность для усвоения ребенком представляют числительные, являющиеся наиболее абстрактной частью лексики; она называют отвлеченные числа или порядок предметов при счете. Для этого я использовала игры «Один, много», «Подбери нужное слово», «Отбери предметы по количеству» и т.д. .Обогащение речи детей числительными в основном происходит на занятиях по развитию элементарных математических представлений, но закрепление и активизация этих слов должны быть специальным предметом словарной работы на занятиях по развитию речи.
Для работы с детьми я использовала задания, при которых углубляются представления о предмете, например: игра «Кто это, что это?» учит правильно называть предметы, «Исправь Незнайку», «Закончи мое предложение», «Почемучка», «Из чего сделаны предметы?» (дерево, металл, пластмасса, ткань, стекло) какой предмет по форме, какого размера, цвета.
Дошкольникам давались задания на классификацию домашних и диких животных, группировку по родовому признаку: мебель, игрушки, овощи, цветы, транспорт. «Разложи картинки и выбери домашних животных», «Найди отличия» (бурый и белый медведь) и т. д.
Часто использовала в работе с детьми дидактическую игру «Скажи наоборот». Работа над антонимами приучала детей к сопоставлению предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу.
Для обогащения речи детей прилагательными проводила упражнение «Это что?» (круглое, румяное, сладкое – что это?)», а также речевые упражнения «Сахар сладкий, а лимон ….»
Важную роль играет обогащение речи дошкольников словами, обозначающими качества и свойства предметов, а также элементарные понятия. Например: «Что может быть широким? Что может быть узким?» «Кто больше вспомнит и назовет частей предмета?»
Переход к обобщениям возможен тогда, когда ребенок накопил достаточный запас конкретных впечатлений об отдельных предметах и соответствующих словесных обозначений. Для закрепления обобщающий понятий проводила игру «Четвертый лишний», «Подбери красивое слово, к слову кошечка» (пушистая, веселая, быстрая, умная)
Приучала детей дифференцировать качества, свойства предметов по степени их выраженности (кисленький, кисловатый, кисло-сладкий, кислый-кислый, кислющий), а также усвоенные ранее понятия (посуда кухонная, чайная). Особенно уделяла внимание ознакомлению детей с образным словарем, синонимами, эпитетами, сравнениями. Игра «Объяснялки» - объясни, что это такое? (Водопад – вода падает с горы)
Знакомила и со словарем, используемым в фольклорных произведениях (пригожий, детушки, травушка, матушка и т.д.)
Следующее направление работы с детьми это:
Закрепление и уточнение словаря. Эта задача понимается, прежде всего, как помощь ребенку в освоении обобщающего значения слов, а также в их запоминании.
Прежде всего, в специальном закреплении нуждаются слова, трудные для детей: собирательные существительные - обувь, транспорт и др., отвлеченные существительные - красота, тишина, чистота и т. п., числительные, относительные прилагательные - городской, пассажирский, железный и т. д., а также слова, сложные в звуковом или морфологическом отношении (тротуар, метро, экскаваторщик). Например: игра «Что ползает, летает, идет, едет?» ребенок обращает внимание на разнообразие слов.
Наряду с закреплением словаря решала и другую задачу: уточнение смысла слова, углубление его значения. Например, смысл слова новогодний праздник маленький ребенок воспринимает лишь эмоционально, он означает для него просто радостное событие. Старший дошкольник уже понимает полное значение этого праздника.
С течением времени ребенок шире понимает значение слова, учится выделять и обобщать наиболее существенные признаки предметов и обозначать их словом. В многочисленном повторении и закреплении нуждаются слова, обозначающие цвет, материал, пространственные и временные понятия. Например: «Объедени слова в рассказ». Ребенок отбирает несколько персонажей и предметы, на фланелеграфе оформляются разные ситуации, о которых ребенок рассказывает.
Упражнения в словоизменении и словообразовании помогают в точном подборе правильных слов: Как называется суп из фасоли? (фасолевый) «Чья голова, чей хвост?» (коровья, коровий)
Необходимо обращать внимание детей на многозначность слова. Это интересное явление, когда одно и то же слово обозначает разные предметы (ручка - принадлежность для письма, ручка - фурнитура), привлекает внимание детей, вызывает интерес.
Активизация словаря. Активизация словаря - важнейшая задача словарной работы. В процессе этой работы я побуждала детей употреблять в речи наиболее точные, подходящие по смыслу слова. Специальные приемы активизации словаря должны вызывать у ребенка внимание к выбору слова, формировать точность и ясность речи. Это определенные слова, которые должны не только понимать дети, но и свободно употреблять, усвоение которых представляет для дошкольников известную трудность (справа, слева, треугольник, узкий и т. д.). Следовательно, активизация словаря - это увеличение количества используемых в речи слов, содержание которых точно понимается ребенком. Например «Литературное лото» ведущий называет литературного героя, а второй игрок дает ему характеристику.
К. Д. Ушинский так писал об этой задаче: «...Вызов слов и форм языка из детской памяти очень полезен: у детей запас слов и форм родного языка обыкновенно не мал, но они не умеют пользоваться этим запасом, и вот этот-то навык отыскивать быстро и верно в памяти требуемое слово и требуемую форму есть одно из важнейших условий развития дара слова».
Работа над синонимами (словами, разными по звучанию, но имеющими одинаковое или близкое значение) помогает понимать оттенки значения слова, выбирать наиболее подходящее слово из всего лексического богатства. Антонимы заставляют вспоминать и сопоставлять предметы и явления по их временным и пространственным отношениям, величине, свойствам и т. д. (холодный - горячий, толстый - тонкий, утро - вечер). Следующее направление работы это:
Устранение нелитературных слов. Своеобразной задачей словарной работы является устранение из речи детей вульгаризмов, просторечных слов (башка, телок, прётся и т. д.).
В языке есть явление табу (запрета) некоторых слов. В детском саду я часто сталкиваюсь с этим явлением. Например, мы учим детей заменять слова, обозначающие естественные отправления.
Усложнение содержания словарной работы идет по следующим направлениям:
1) овладение словарем в единстве с восприятием предметов и явлений в целом;
Например: Когда дети познакомились с объектом живой природы сосна, далее они могли составлять рассказ, откуда пришла книга. Имея представления, что из деревянной стружки делают бумагу.
2) рост словаря за счет понимания слов, обозначающих качества, свойства, детали предметов и явлений, их отношения. Этот процесс требует способности к расчлененному восприятию, владения такими мыслительными операциями, как анализ, сравнение; Например: подбор к существительному солнце прилагательных; солнце - не только красное и ясное, но и жаркое, пылающее, обогревающее и т.д.
3) введение в лексикон слов, обозначающих элементарные понятия. Этот процесс предполагает наличие у детей умения обобщать предметы и явления по существенным признакам. Следовательно, при осуществлении словарной работы необходимо единство речевого и умственного развития детей. Например: «Узнай предмет и действие, которое может этот предмет совершать» (бежит человек, бежит ручей, бежит дорога, лиса, молоко, время) и т. д.
Задачи по формированию словаря включала в занятия по математике, лепке, аппликации, рисованию, конструированию. Планируемую работу распределила равномерно на весь год.
Сентябрь: обследование детей. Подготовительная работа (узнавание предмета по его описанию, отгадывание загадок о предмете и т.д.)
Октябрь: составление короткого рассказа – описания предмета по его основным признакам (цвет, форма, материал, назначение и др.)
Ноябрь: сравнение рассказов по набору игрушек (составление рассказа по аналогии – по образцу педагога).
Декабрь: сравнительное описание двух предметов (игровых предметов; растений; животных; предметов мебели) по вопросам; по плану; по образцу педагога.
Январь: составление короткого рассказа о животных (внешний облик, среда обитания, питание, какую пользу приносят людям и т.д.)
Февраль: составление пересказа небольших произведений по диафильмам.
Март: рисование на тему пересказанного произведения с последующим составлением рассказа по рисунку.
Апрель-май: самостоятельное составление пересказа не большого по объёму произведения.
Работая с детьми, часто задавала себе вопросы; на что надо обратить внимание? Как приобщить ребёнка к приобретению знаний? Что сделать, чтобы, обучение было доступно и вызвало интерес у ребёнка? Мне помогли дидактические игры и лексические упражнения, предложенные в книге С.А.Васильевой, Н.В.Соколовой «Логопедические игры для дошколят», Варианты распределения заданий, предлагаемые ими, оказались оптимальными при решении задач по формированию словаря. Если задания ребёнку были непосильны, обращалась к более лёгкому материалу, а затем вновь возвращалась к тем, которые вызвали затруднения, так как всегда помнила высказывание Л.С.Выготского, который писал, что вряд ли разумный садовник будет тянуть растение вверх, чтобы оно быстрее росло. Так и я терпеливо, реально оценивая способности детей, шла к поставленной цели. В этом мне помогали рекомендации специалистов нашего детского сада: логопеда, психолога, музыкального руководителя, преподавателя по физкультуре, старшего воспитателя, медицинского работника, так как вся работа в детском саду ведётся во взаимосвязи между всеми специалистами под руководством заведующей детского сада.
Работая с детьми, имеющими речевую патологию, увидела, что развитие речи ребёнка отстаёт по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно. Это связано с трудностями овладения правильной речи. В привычных заданиях, оперируя усвоенным материалом, дети с речевым недоразвитием действуют способом зрительного соотнесения, а столкнувшись с новым, незнакомым заданием сразу же переходят к хаотическим действиям. Они не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки - пробами и примериванием, в то время как при нормальном речевом и интеллектуальном развитии ребёнок овладевает поисковыми способами в процессе действия с предметами.
В связи с этим, начиная работу по формированию словаря, с помощью дидактических игр и лексических упражнений выделила в ней такие направления:
- создать условия для формирования словаря, то есть развивающую среду;
- подобрать дидактические игры и лексические упражнения по лексическим темам;
- использование дидактических игр и пособий от простого к сложному.

Средства:
Средство это способ действия для достижения чего – либо. В своей работе с детьми я использовала следующие средства:
- непосредственное наблюдение окружающей действительности (экскурсии, труд взрослых ….);
- распознающие наблюдения, использовала только при ознакомлении с новым объектом (при использовании различных анализаторов);
- показ малознакомой картины, главное здесь объяснения взрослого;
- показ знакомых картин, здесь преобладает речь детей;
- показ диафильмов, кинофильмов, беседа об увиденном;
- чтение художественных произведений;
- рассматривание игрушек;
- культурная языковая среда, речь взрослого;
- различные виды искусства.

Методы и приёмы.

Анализируя проделанную работу, можно выделить такие методы обучения, которые позволили решить поставленные задачи:
1. Метод педагогической диагностики (результаты см. в приложении)
2. Метод развивающей наглядности все игровые материалы носят развивающей характер, в том числе и схемы, модели.
3. Метод проблемно – поисковый – суть данного метода в том, что ребенку не всегда даются конкретные знания, а создается проблемная ситуация, ребенок сам добывает данные знания, обеспечивается работа детской мысли.
4. Метод успеха – необходима постоянная стимуляция, поэтому воспитатель должен предусматривать возможные затруднения и ненавязчиво помочь ребенку.
Исходя из методов, были определены формы работы с детьми. Главное или первое место я отвела индивидуальной форме работы с детьми, которая проходила через разнообразные приемы, совместные игры взрослого и детей, организация речевых занятий и с использованием дидактических речевых игр лексических упражнений.
Прием «загадка» - отгадай, что изображено на картинке, закрытой на половину;
Прием «находка» - это задание требующие от детей нестандартного решения;
Прием «что сначала, что потом» - ребенку дается картинка ему нужно додумать, что было до этого, что потом.
Условия:
1. Использовать на занятиях по развитию речи, приемы, которые создают интерес самых первых минут занятия и обеспечивают его сохранение до окончания занятия;
2. После прослушивания рассказов сверстников предлагать выбирать другим детям лучшие сочинения, аргументировать свой выбор;
3. Создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
4. Повышение своего профессионализма - опора на передовой педагогический опыт:
- А.К. Бондаренко « Дидактические игры и упражнения»;
- А.Н. Гвоздев «Вопросы изучения детской речи»;
- В.В. Гербова « Развитие речи детей»;
- А.И. Сорокина «Дидактические игры для детей»;
- Ф.А. Сохин «Развитие речи детей дошкольного возраста»;
- Е.И. Тихеева «Развитие речи детей»;
- О.С.Ушакова «Развитие речи детей».

Защита курсовой работы в КГУ им. Некрасова «Роль дидактических игр и лексических упражнений в формировании словаря старших дошкольников», где проведена исследовательская работа по выявлении сформированности словаря у детей старшего дошкольного возраста».
5.Тесная взаимосвязь с учителем – логопедом М.Ф. Андреевой;
6. Развивающая речевая среда в группе. В группе имеется уголок по развитию речи, в котором подобраны дидактические игры, лексические упражнения в соответствии с лексическими темами; картотеки пословиц, поговорок, загадок, игры, развивающие речь с движениями, народный календарь, схемы, модели, подобрана художественная литература.
7 .Создание мною развивающего пособия « Дидактический комод». Цель этого пособия системный подход в формировании словаря. «Дидактический комод» - это три настольных ландшафтных панели, каждая из которых объединяет в себе изучение нескольких лексических тем. Например: «Дом, моя улица, мой город, транспорт»; «Осень, сад, огород, лес, грибы». С помощью объемных игрушек, предметов дети получают знания об окружающих их предметной действительности, активизируют свой словарь и накапливают пассивный словарь. Этот комод хорошо использовать на обучающих занятиях как его часть, во время утренних и вечерних часов, в индивидуальной работе. Вечером в самостоятельной деятельности дети любят игру «Что где растёт». Они расставляют овощи и фрукты в соответствии с тем местом где они растут.
Например: «Это слива. Слива – фрукт. Она растёт в саду на дереве».
« Это морковь. Морковь – овощ. Она растёт на огороде в земле»
Дидактическое пособие « Чудесный ларец» - его цель активизировать словарь детей. С помощью тактильных ощущений через два отверстия для каждой руки, ребенок определяет, что это за предмет, описывает его, дети отгадывают.
8. Сотрудничество с семьей важный положительный фактор, влияющий на развивающую среду в группе и дома. Совместно с родителями осуществлялся проект «Журналист» (см. приложение), где родители моих воспитанников были активными участниками и помощниками в организации культурных программ выходного дня. Во время вечерних игротек родители были частыми гостями и участниками мероприятий. Игротека включала в себя дидактические игры, упражнения и сюжетно-ролевые игры. Всё соответствовало изучаемой лексической теме с подобранным словарным материалом, так как активный и пассивный словарь дошкольников должен формироваться в соответствии со структурно-семантическим принципом – только на основе системно построенных занятий ребёнок может наиболее качественно получить и закрепить полученные знания и применить их с наибольшей эффективностью. Приглашались индивидуально родители и дети, у которых по диагностике выявлен бедный словарный запас, с преобладанием существительных и глаголов, речь фразовая, но с аграмматизмами (нарушение согласования слов в предложении), в разговорной речи у них преобладали простые нераспространённые предложения. Дидактические игры и упражнения способствовали вовлечению в коррекционный процесс сохранных анализаторов (зрительного и тактильного). Предметы, картинки, пособия, вопросы, условия игр были ясны и понятны детям и родителям, привлекали внешне. Например, дид.игры по теме «Осень»: «Четвёртый лишний», «Загадай, мы отгадаем», «Исправь ошибки» и упражнения «Я начну, а ты закончи», «Скажи наоборот», сюжетно-ролевая игра «День рождения зайца». Родители посещали педагогическую гостиную по теме «Развиваем словарь детей старшего дошкольного возраста». Активно играли и выполняли задания по развитию грамматического строя речи, вспоминали с помощью каких средств можно обогатить словарь ребёнка, развивать интерес к слову, к речи, расширить знания и кругозор, что, несомненно, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе. Потому как параллельно с развитием речи у ребёнка тренируется память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать и родители в этом сами убедились, играя в игры «Подбери слово – стоит…, идёт…, лежит…, сидит..», «Угадай, кто я?» - где по названному слову должны догадаться кто это. Например, медлительная, пучеглазая, скользкая, выносливый и т.д. «На что это похоже?», «Для чего и для кого?». В беседах с родителями особое внимание обращала на словарь лексической темы. По их просьбам решила выпускать еженедельную консультацию «Словарик» по каждой лексической теме. Это способствовало овладению практическими навыками обучения взрослых в использовании педагогических знаний в организации игр детей дома. Я убедилась в том, что дети, с которыми больше играют, обладают большим количеством запаса слов, а также само участие родителей в игре необходимо для проявления интереса у детей к самому процессу игры, то есть давать детям новые ситуации, в которых появятся новые слова и выражения, а ещё необходимо разговаривать с детьми по существу их игр, тем самым, обогащая их словарь.

Результаты:
Результаты, проведенной диагностики показали, что формирование словаря требует дальнейшей планомерной работы и специально организованного обучения.
Необходима постоянная индивидуально – коррекционная работа, т.к. дети приходят в группу в возрасте пяти лет и с разными речевыми нарушениями, но за период посещения дети добиваются определенных значительных успехов, а именно:
- обогащение словаря, за счет накопления количественных слов: существительных, прилагательных, числительных, глаголов, наречий;
- закрепление и уточнение словаря, появление в лексике понятия многозначных слов, обобщающих понятий;
- выведение словаря из пассивного в активный, увеличение количества слов, содержание которых точно понимается ребенком.



Старшая группа
Начало учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - существительные

Из 12 детей овладели на высоком уровне 0 человек - наречия
Старшая группа
Конец учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - наречия
Подготовительная к школе группа
Начало учебного года Из 12 детей овладели на высоком уровне 4 человека - существительные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 4 человека - прилагательные
Из 12 детей овладели на высоком уровне 3 человека - глаголы
Из 12 детей овладели на высоком уровне 2 человека - наречие

Наилучшие результаты: (по результатам диагностики):
Понимание и употребление бытовой лексики (существительные);
Понимание и употребление обобщающих понятий (существительные);
Знание слов, обозначающих орудия труда, материалы, используемые человеком в процессе трудовой деятельности (существительные).
Предстоит большая работа по обучению и употреблению слов, обозначающих цвет, качества, свойства предметов
Знание слов - наречий, обозначающих признак действия. Для этого
создана картотека дидактических игр и лексических упражнений:
Игры: «Стоп! Мяч остановился», «Дополни предложение»,
«Для чего и кем сделана», «Где был Петя», «Магазин игрушек», «Кто больше назовет предметов», «Природа и человек», «Кто подойдет пусть возьмет», «Кому что нужно», «Знаешь ли ты?» и т.д. Лексических упражнений: «Закончи предложение», «Что делает?», «Выполни команду!», «Не ошибись», «Какой? Какая? Какое? Какие?», «Где моя мама?», «Отгадай загадки, нарисуй отгадки», «Всё наоборот» и т.д.
В конце учебного года дети умели хорошо выразить свои мысли, строить распространенные предложения, составлять связный рассказ, логично передовая содержание некоторых событий; умели замечать ошибки, исправлять их; придумывали и фантазировали на различные предложенные темы.
Особенность моей работы состоит в том, что я работаю в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Обобщенный мной опыт имеет положительную динамику и, следовательно, может быть использован в работе другими воспитателями дошкольных образовательных учреждений, так как в нём раскрыта концепция формирования словаря детей старшего дошкольного возраста, через решение определённых задач и системы на базе комплексного подхода.
Библиография:
1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 2000
2. Валитова И.Е. Психология развития ребенка дошкольного возраста: Задачи и упражнения: Учеб. пособие. – 2-е изд. – Мн, 2002. – 160 с.
3. Гамезо М.В., Герасимова B.C., Орлова Л.М. Старший школьник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 256 с.
4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского /Вступ. ст. А.И. Подольского – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с.21.
6. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил.
7. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
8. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
9. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.
10. Лучич М.В. Детям о природе: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 143 с.: ил.
11. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил.
12. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 2004. – 488 с.
13. Николаева С.Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. – М.: Новая школа, 2002. – 160 с.
14. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / под ред. М.И. Лисиной; Науч. – исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук. – М.: Педагогика, 1985. – 208 с., ил.
15. Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 400 с.
16. Смоленцева А.А. Сюжетно-дидактические игры. - М.: Педагогика, 2002
17. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. – 240 с.
18. Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: Пособие для логопеда и воспитателя дет. сада. – 4-е изд., М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. – 320 с.
19. Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. – Издание 2-е, дополненное. М.: Институт практической психологии, 2000. – 304 с.
20. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Под редакцией Д.И. Фельдштейна / Вступительная статья Д.И. Фельдштейна. 2-е изд. М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 416 с.

Номинация « Методическая копилка педагога дошкольного учреждения»

В условиях интенсивного развития инновационных процессов в общественной, экономической и политической жизни страны возрастает потребность в формировании и развитии креативной личности ребенка-дошкольника.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребёнка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребёнка.

Новизна представленного нами опыта работы заключается в использовании новых техник и материалов, что способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

Цель: создание условий для раскрытия и развития творческого потенциала дошкольника средствами художественно-конструктивного дизайна.

Задачи:

  • развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами, применяемыми в художественно-конструктивном дизайне;
  • формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами;
  • стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми в дизайн деятельности, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений в детском саду, дома;
  • формировать оценочное отношение к окружающему миру, способности к анализу, самооценке при выполнении работ;
  • развивать интерес к дизайн - творчеству;
  • развивать познавательную активность, общение, самостоятельность;
  • развивать образное мышление, воображение, устойчивое внимание, наблюдательность, аккуратность.

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов составляющих среду ребёнка. Элементарные поделки ребёнка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определённый результат. Ребёнок знакомится с разными художественными приёмами и поделочными материалами с доступными способами изготовления и украшения своих изделий.

В творческой деятельности ребенка следует выделять три основных этапа:

  1. Первый - возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Тема предстоящего изображения может быть определена самим ребенком или предложена воспитателем (конкретное ее решение определяет только сам ребенок). Чем младше ребенок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел. Чем старше дети, тем богаче их опыт в изобразительной деятельности, тем более устойчивый характер приобретает их замысел.
  2. Второй этап - процесс создания изображения. Деятельность на этом этапе требует от ребенка умения владеть способами изображения, выразительными средствами, специфичными для рисования, лепки, аппликации.
  3. Третий этап - анализ результатов - тесно связан с двумя предыдущими - это их логическое продолжение и завершение. Просмотр и анализ созданного детьми осуществляются при их максимальной активности, что позволяет полнее осмыслить результат собственной деятельности. По окончании занятия все, что создано детьми, выставляется на специальном стенде, т. е. каждому ребенку предоставляется возможность видеть работы всей группы, отметить, обосновав доброжелательно свой выбор, те, которые больше всего понравились. Тактичные, направляющие вопросы педагога позволят детям увидеть творческие находки товарищей, оригинальное и выразительное решение темы.

Детский дизайн имеет:

  • Предметно-декоративный характер - это создание и украшение предметов (игрушек, сувениров, элементов одежды, аранжировки).
  • Пространственно-декоративный характер - деятельность в пространстве с учетом его особенностей (площадь, освещение, рисунок окон, дверей, ниш).

Большое внимание мы уделяем предметно-декоративному дизайну. Знакомим ребят с такой художественно-творческой деятельностью как, декорирование. Значение понятия «декорировать» - придавать чему-либо красивый вид, художественное оформление Мы выбрали несколько направлений: мозаику из различных бросовых материалов, аппликацию, декупаж, пластилинография, нетрадиционные техники рисования. Такой инновационный подход позволяет обогатить дизайн групповых помещений авторскими и детскими работами с использованием широкого спектра нетрадиционных техник и технологий.

Чтобы привить любовь дошкольников к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию, мы начинаем с младшего дошкольного возраста, широко используем в своей работе нетрадиционные техники изображения. Первыми шагами в этом направлении стало использование простейших нетрадиционных методов (рисование пальчиками, ладошками, мелками, мятой бумагой штампами и т. д.).

Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.

По эмоциям можно судить о том, что в данный момент радует, интересует, подвергает в уныние, волнует ребенка, что характеризует его сущность, характер, индивидуальность. Затем постепенно вводим элементы дизайна, которые в работе со старшими дошкольниками перерастают в самостоятельные занятия по дизайн-деятельности. Занятия дизайн-деятельностью объединяют несколько видов художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, аппликация, ручной труд и конструирование.

Старший дошкольник в состоянии «увидеть» и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Это делает возможным наряду с использованием традиционных видов изобразительной деятельности приобщение детей к новым ее видам: архитектурно-художественному дизайну и моделированию одежды с аранжировками-украшениями из разных материалов.

На этом этапе дети под руководством педагога оформляют вещи, предметы для оформления помещения, участия в творческих выставках. Это позволяет оценивать свою работу, ее результат. Внимание акцентируется на том, что получилось, дается положительная оценка деятельности, создается благоприятный эмоциональный фон, который способствует формированию творческого воображения и мышления

В процессе обучения детей элементам дизайна, знакомим их с особенностями, свойствами и возможностями различных художественных материалов и технологиями: рисование по мокрой бумаге; рисование зубной щёткой по цветной бумаге; монотипии (целлофан, бумага, стекло); рисование через копировальную бумагу; рисование пластилином; пальцевая живопись; рука-трафарет; кляксография; применение приема «набрызг»; коллаж; метод тычка; чеканки; витражи.

Ведь введение в занятия элементов дизайна требует расширять знания детей о свойствах различных материалов (бумаги, картона, ткани, пластмассы, природных материалов и др.) и формировать навыки и умения при работе с ними. Интересными и увлекательными были занятия: «Летняя сказка» витражи на окнах, «Осенние мотивы» -кляксография, «Осень на опушке краски разводила» - печать листьями, «Ваза для мамы» - дизайн посуды, «Рождественская история»-техника декупаж, «У леса на опушке» - пластилинография, «Новогодние игрушки» - декор новогодних шаров и ёлок, «Выставка подсвечников»-декор подсвечников, «Морозные узоры» - рисование солью.

Мы знакомили родителей с достижениями детей, каждого в отдельности. Из этого общения мы узнали, насколько родители заинтересованы жизнью детей в детском саду. В процессе работы с воспитанниками мы почувствовали стремление родителей к собственному творчеству с детьми и стали вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформление выставок т. к. увидели, что дети с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства. Они приносили совместно созданные поделки, композиции.

Результат

Опыт нашей работы показал, что такой вид художественно-творческой деятельности, как декорирование, не только позволяет получить качественный, привлекательный, а следовательно, ценный в глазах ребёнка и окружающих «продукт», но и способствует развитию социальных отношений: умение ориентироваться в окружающей обстановке, повышению уровня самосознания, формированию положительных взаимоотношений, а также поввшается уровень художественно-творческого развития дошкольников, удовлетворённость родителей работой по образовательной области «художественное творчество».

Фантазия, воображение - это основа, на которой формируются творческие способности и в итоге незаурядный характер ребёнка в будущем.

Мир, в котором живёт малыш, наполнен не только реальными, но и сказочными событиями. Дети фантазируют, потому что хотят побыть в роли волшебников. Нужно немного помочь ребёнку, и придуманные им чудеса станут реальностью!

Опыт работы по дизайнерской деятельности в ДОУ

Опыт работы МБДОУ «Детский сад №32»

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка.

Осознание значимости проблемы воспитания любви к родному краю, его природе побудило коллектив нашего детского сада к проведению углубленной краеведческой работы. Одним, из приоритетных направлений в нашем дошкольном учреждении, является работа по патриотическому воспитанию детей, путем воспитания любви к малой Родине - родному городу и его национальным традициям, культурным ценностям средствами изо, музыки, слова.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Поэт Симонов в стихотворении "Родина" пишет:

"Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал"

И действительно, как не велика наша страна, человек связывает свое чувство любви к ней с теми местами, где он родился, вырос; с улицей, по которой ходил не раз; с двором, где посадил первое деревце.

На наш взгляд очень важна работа с детьми по ознакомлению с родным городом в том плане, что она несет познавательную, художественно-эстетическую,духовно-нравственную, природоохранную функции. Ребенку-дошкольнику можно рассказать много интересного о его "маленькой" Родине (об историческом и современном городе, о живописных местах, о памятниках природы, архитектуры и

людях, живущих рядом).

Учитывая, что гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев воспитательной работы перед нашим коллективом встала проблема создания такой воспитательной системы, которая бы обеспечила движение от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию патриотических чувств, любви и гордости за свою Родину.

Мы назвали свою воспитательную систему «Подсолнушки» . Так как, именно подсолнух во многих странах - цветок солнца. Он получил свое название из-за того, что соцветия всегда поворачиваются навстречу солнцу. К тому же он и внешне похож на маленькое солнышко: огромный круглый цветок с множеством ярко-желтых лепестков-лучей. Дети дошкольного возраста подобны солнечным цветам, а взрослые – солнцу. Дети поворачиваются за взрослым, куда бы он его не повел. А мы хотим повести ребенка дорогой, по которой он получит знание истории своего народа, родной культуры и это поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом относиться к истории и культуре других народов.

Цель нашей работы заключается в воспитании гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами. Только создавая условия для воспитания такой личности, мы сможем вырастить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач :

1. Организация воспитательного пространства через создание необходимых кадровых, научно-методических, материально-технических условий.

2. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

3. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения истории и культуры своего народа, государственной символики России.

Решить эти задачи, в полном объеме возможно сотрудничая с социальными партнерами. ДОУ необходимо стать «открытой системой», создать условия для расширения кругозора дошкольников за счет снятия территориальной ограниченности дошкольного образовательного учреждения (посещение детских библиотек, экскурсии в музей, на выставки художников и т.д.)

Опыт работы нашего ДОУ с учреждениями социума показал, что активная позиция дошкольного учреждения влияет на личную позицию педагогов, детей, родителей, делает учебно-воспитательный процесс более эффективным, открытым и полным. Используя позитивный опыт взаимодействия с социальными институтами, все участники получили хороший стимул к сотрудничеству, появилось желание украшать и улучшать мир вокруг себя, осталось удовлетворение от совместной работы и общения.

Примером сотрудничества является работа с детской библиотекой «Ровесник», татаро-башкирской библиотекой, районной библиотекой. Нами составлен договор о творческом сотрудничестве, план работы - это и знакомство с библиотекой, музеем татарского быта, чтение книг татарских писателей на русском языке, поздравление участников клуба «Сиюмбике» с праздниками. Дети приходят с концертами на День матери, на День Победы. Бабушки всегда встречают радостно маленьких артистов. Но на этом не прекращается общение с библиотекарями - они гости наших праздников: Сабантуй, дни рождения татарских народных поэтов (Г.Тукая, М.Джалиля). Детям очень интересен рассказ библиотекарей о ценности книг, о жизни этих писателей, их детстве. Сами дети с большим желанием учат детские стихи этих поэтов. Ведь не секрет, что сейчас дети-школьники почти не читают книг. Основное их внимание занимает компьютер. Поэтому такое тесное сотрудничество с библиотекарями повышает интерес ребенка к книге, умению читать, расширяет кругозор ребенка. В содружестве с татаро-башкирской библиотекой были проведены знакомство со старинными атрибутами быта татарских народов. Дети увидели и смогли сами погладить белье без утюга, наглядно увидели национальную татарскую одежду, предметы быта. А в праздник Ураза -байрам отведали национальное кушанье- «чаг-чаг». Разучили татарские народные игры и игру «Юрта» показали сотрудникам библиотеки. Совместное творчество получилось при знакомстве с татарскими песнями. Песню «Доброе утро»- «Хаерли иртя» дети исполняли вместе с Галиной Алексеевной. Запев Галина Алексеевна пела на татарском языке, а припев и один куплет дети пели на русском языке. Воспитателя Богаченко Л.Б. и ее дочь Настю, Вазиеву Г.А. пригласили на праздничное заседание клуба «Сиюмбикэ», посвященное Дню Победы, при татаро-башкирской библиотеке. Маленький концерт наших юных артистов был интересен, но особенно им понравилось песня«Доченька моя» в исполнении Ларисы Борыевны и ее дочери Насти.

Еще хочется сказать о сотрудничестве и со школой искусств, и с городским домом культуры. Мы ходим на экскурсии, знакомимся с миром прекрасного - теми картинами, которые создали взрослые и маленькие художники. Наши дети знакомы с автором герба нашего города. Николай Сергеевич Левшич постоянный гость в нашем детском саду. Дети внимательно слушают рассказы о его семье, о создании герба. Пробуют вместе с художником создавать новое творение, и им это нравится.

В результате накоплен материал по воспитанию любви к родному городу:

Перспективные планы по старшей и подготовительной rpуппам;

Обобщен и изучен опыт работы воспитателя Безгодковой Е.А. по теме «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»;

Выпускается газета для родителей «От улыбки станет мир светлей»;

Разработаны планы содружества с районной, городской библиотекой «Ровесник» и татаро-башкирской библиотеками, с выставочным залом, краеведческим музеем, городским домом культуры, детским центром.

Так, на базе районной библиотеки был проведен семинар «Поэты и писатели Южного Урала».

Наш родной город Троицк богат своими традициями, обладает уникальной художественной культурой, здесь живут замечательные творческие люди, которые посвящают свои произведения родному краю. Прекрасно пишут картины о родном крае наши местные художники. Узнаваемы и в то же время неповторимы пейзажи у Н.С. Левшич, В.С. Градусова, М. Брунеткина. Много знакомых лиц можно найти на полотнах Г.М.Левшич.

Коллектив МБДОУ «Детский сад N232», работая по региональной проrpамме «Наш дом - Южный Урал», совместно с сотрудниками выставочного зала, разработали проект« Ребенок в мире искусства». В рамках этого проекта в выставочном зале с детьми Г.В.Брунеткина провела мастер- класс «Рисуем по мокрому», коллективную аппликацию «Осень золотая» в стиле Чигире Э. Чигире Э - это японское искусство коллажа или обрывной аппликации. Дети ближе познакомились с художником Н.С.Левшичем в теме «Как работает художник». Они наглядно увидели работy художника с настоящими красками, настоящим мольбертом и даже сами смогли наложить краски на полотно. Детям очень нравится заниматься в выставочном зале. Они с нетерпением ждут встречи с художниками, ведь это так здорово знать людей, кто является автором герба нашего города, создает прекрасные картины.

Произведение подлинного искусства - всегда чудо, даже когда все в нем кажется простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в искусстве всегда поражает: как, по каким законам могли родиться в уме и сердце художника, а затем воплотиться в красках эти чудесные образы? Открытие мира художника позволяют сделать удивительные встречи с творческими людьми. Воспитатели детского сада встретились с художником А.Карапетяном. Он провел мастер-класс, во время которого воспитатели познакомились с новой техникой рисования - пастелью, узнали историю изготовления этого интересного материала, что явилось для них открытием.

Надолго запомнилось детям занятие в районной библиотеке, посвященное Дню Победы «Животные в строю». Не только дети, но и воспитатели впервые узнали о том, что, и голуби, и собаки, даже мыши помогали русским солдатам победить немецких захватчиков. Потом еще долго вспоминали дети об этих мышах.

В содружестве с детской школой искусств №1 1 были проведены родительские собрания, на которых выступила наша бывшая выпускница Алина Мухаметханова-участница областного конкурса юных исполнителей под руководством преподавателя Каримовой А.Ш.Кроме того, Алина выступила перед детьми с конкурсной программой. Алина -виолончелистка и дети с интересом познакомились с новым музыкальным инструментом.

В группах организованы «мини- музей татарского быта» и мини музей «Русская изба», где собраны национальные предметы быта. Дети организовывали экскурсии, были сами экскурсоводами, рассказывали об этих предметах.

Кроме того, в группах дети самостоятельно проводили сюжетно-ролевую игру «библиотека», так как они хорошо знакомы с работой библиотекаря. А в наше время компьютеров- это редкость поход родителей с детьми в библиотеку. Отношение к книгам у детей стало бережное, потому что они узнали сколько людей трудится над изготовлением книги.

Родители наших воспитанников - помощники воспитателей в общем деле- деле воспитания. И если нет контакта между воспитателем и родителем, то и результат будет плох. А чтобы узнать, как же живут дети в детском саду, мы провели дни открытых дверей. Красочное стихотворение приглашение, составленное нашими воспитателями, приглашало прийти в гости к детям в любое удобное для родителей время. Но видно, этого было мало, так как родителей было немного. Тогда мы решили еще раз пригласить их в гости. Теперь к встрече гостей подошли серьезнее. Стали обговаривать с детьми. как встретить мам и пап. Привели в порядок свои группы: украсили собственными рисунками и поделками. Теперь все было по-другому. Даже машинки, куклы и карандаши были готовы к встрече Родителей было гораздо больше, чем в первый раз.

В работе с родителями нам помогает анкетирование, из которого мы узнаем потребности родителей, их мнение о работе детского сада, об отношении родителей к вопросам патриотического воспитания. Сделав соответствующие выводы, мы стали использовать разнообразные методы и приемы. Так, родительские собрания стали более интереснее. Воспитатели предлагали родителям решать кроссворды на педагогические темы, как наглядность использовали открытые занятия, привлекали родителей посетить выставочный зал, участвовать в календарных праздниках. Приятно слышать как с гордостью ребенок сообщает, что это его бабушка была на празднике «Капустница» сказительницей.

Родители благодарят воспитателей за то, что они расширяют кругозор ребенка, посещают выставочный зал, ходят с экскурсиями в храмы города, в библиотеки; за то, что прививают любовь к родному городу с детства.

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения в современных условиях является открытым и все формы работы с социумом содействуют формированию социальных навыков у детей, способствуют укреплению их здоровья и благополучия, приучают к здоровому образу жизни, развивают социальные и культурные навыки и, повышается качество образования детей дошкольного возраста.


Все мы родом из детства. И, от того каким оно будет, зависит будущее человека. Сможет ли он стать личностью, реализоваться в жизни, получать радость и дарить её другим людям… Важно, чтобы в эти такие короткие, но определяющие годы рядом были мудрые, любящие взрослые. Одними из них являются воспитатели в детском саду.

В моем профессиональном развитии и становлении большую роль сыграл педагогический коллектив МБДОУ БГО Детский сад № 1комбинированного вида под руководством Т. П. Первушиной, где в атмосфере творчества и профессионального долга продолжается рост моего педагогического мастерства.

Сегодня обществу нужен педагог - компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности; педагог, владеющий педагогическим мастерством. На современном этапе общественного развития главенствующее значение имеет формирование физически здоровой, социально активной, гармонически развитой личности.

Детский сад, в котором я работаю, - стабильно функционирующий, развивающийся, работающий в поисковом режиме. Я выделила для себя актуальную проблему социальной зрелости дошкольников: детское дошкольное учреждение должно стать школой социального действия, в которой в ежедневной совместной работе детей и взрослых развиваются любознательность, воображение, коммуникативные умения. По моему мнению, основная задача воспитания и обучения детей состоит в физическом и интеллектуальном развитии детей и содержание обучения должно максимально предусматривать физическое, нравственное, эстетическое, эмоциональное и трудовое воспитание дошкольников. Но достичь всего этого можно только тогда, когда дети здоровы.

Мой каждый рабочий день начинается с утренней гимнастики с детьми. Регулярно на каждом занятии провожу физкультминутки, дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз, игры разной подвижности, обращаю внимание на правильную осанку детей. Различные спортивные соревнования, эстафеты, подвижные игры на свежем воздухе, ежедневные прогулки, экскурсии - это направления для укрепления здоровья, развития физических качеств. Недаром в народе говорят: «В здоровом теле - здоровый дух», а у ребенка со «здоровым духом» и познавательные способности, и знания, и умения будут высокими.

Главной целью в своей педагогической деятельности считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических и психических качеств, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Предпочтение отдаю игре, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Решение этой проблемы я осуществляю на основе внедренных в практику инновационных педагогических программ и технологий: «Играя учимся говорить» Р. К. Шаеховай, «Пособие для педагогов ДОУ Г. С. Швайко. На занятиях я помогаю детям в полной мере проявить свои способности, развивать инициативу, самостоятельность через игру. В каждом моем занятии главенствует дух «открытия» (ничего не сообщаю детям в готовом виде) ; при подготовке и проведении занятий предусматриваю вариативность ответов детей; не принимаю ответы детей без обоснования. При этом не оставляю без внимания ни одного ответа, учу детей исправлять свои ошибки и устанавливать их причину. При организации режима пребывания детей в детском саду непосредственная образовательная деятельность не является преобладающей формой организации обучения. В течение дня предусматриваю сбалансированное чередование специально организованных занятий, нерегламентированную деятельность, свободного времени и отдыха детей. Использую в работе нестандартные формы организации занятий и инновационные технологии: занятия - путешествия, театрализованные, сюжетные, интегрированные занятия, которые строятся с учетом дифференцированного и индивидуального подхода к детям. Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие.

Я уверена, что каждый человек, даже самый маленький, - творец. Развитие детского творчества играет важную роль в становлении полноценной личности, в выявлении способностей ребёнка, удовлетворении его потребностей в самовыражении. И потому, в своей многоплановой работе с детьми, я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности. Мои воспитанники очень любят рисовать, делать аппликации, конструировать. Я стараюсь учить детей не механическому копированию предметов, а пытаюсь дать им почувствовать радость творчества, возможность выразить в рисунках, поделках свои впечатления, своё отношение к тому или иному предмету или явлению. Для заинтересованности детей использую разные сюжеты и музыкальные образы, красочные рисунки, схемы, карточки с фигурами игровых персонажей, ИКТ.

На мой взгляд, наша цель не только в том, чтобы дать знания умения и навыки, а научить детей лучше понимать процесс жизни, уметь ориентироваться в ней и быть способным найти свое индивидуальное место. Главную же свою человеческую задачу вижу в том, чтобы помочь ребенку стать свободной, интеллектуальной, творческой и ответственной личностью, умеющий найти свое место в современном мире, ведь первые задатки для этого закладываем мы - воспитатели. Чем больше ребенок развивается через творчество, чем больше он впитывает, и начинает ощущать все богатство и разнообразие нашей культуры, тем больше у него возникает вопросов духовного характера, тем больше он задумывается над смыслом жизни.

Мое педагогическое кредо - большинство детей талантливы, творческими способностями наделен каждый. Творчеству во всем, как любой деятельности можно учиться и развивать. Для этого нужно изучить каждого ребенка, определить его талант и уровень его развития в той или иной области образовательного процесса. В этом мне помогает диагностическая работа, которая имеет прогностический характер, то есть помогает выявить перспективные линии развития дошкольника, а так же профилактический характер поскольку позволяет заметить факторы риска в развитии ребенка. Полученные мониторинговые данные создают информационную базу для индивидуализации образовательного процесса, исходя из индивидуальных, образовательных потребностей каждого воспитанника группы.

В моей группе осуществляется тесное сотрудничество с родителями, отношения с которыми строятся по принципу доверительного партнёрства, моральной поддержки и взаимопомощи. Положительно зарекомендовали такие формы работы, как "Дни открытых дверей", веб консультации, совместные исследовательские творческие проекты, спортивные, экологические и фольклорные праздники с участием родителей. Родители принимают участие в экскурсиях, пеших походах. Вместе с детьми посещают выставки в краеведческом музее. Они оказывают помощь в оформлении уголков природы, интерьера групп, в пошиве костюмов к фестивалям, в благоустройстве и озеленении территории детского сада.

Особую роль я уделяю наглядно-информационному направлению, которое включает в себя: родительские уголки, папки-передвижки, библиотека, выставки: "Из жизни группы", "Букет для мамочки моей", "Умелые руки мамы", "Мой папа самый, самый. ", "Виды транспорта", "Домашние животные", "Конкурс осенних букетов", "Конкурс новогодних игрушек". Активное участие родителей говорит о том, что эти формы работ являются востребованными и дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме.

Постоянно повышаю уровень знаний путём изучения литературы, через курсов повышения квалификации, семинаров, самообразование. Продуктивно работаю в составе творческих групп в разработке дидактических и методических материалов. Разработала свою рабочую программу. Имею сертификаты за публикацию статей в международном электронном журнале Предметник», « Педагогическое мастерство», « Академия дошкольного образования». Свидетельство о создании в социальной сети работников образования свой персональный блог, сертификат о создании своего электронного портфолио на сайте работников образования. Награждена почетной грамотой за значительные успехи в совершенствовании учебно - воспитательного процесса, плодотворный труд в системе образования Борисоглебского городского округа.

При организации взаимодействия с детьми, стремлюсь к проявлению методического мастерства в своей деятельности. Мои воспитанники занимают призовые места на различных конкурсах.

В заключение хочу сказать, одна из самых важных профессий-это профессия воспитателя, любящего детей, прекрасно знающего свое дело и ясно представляющего себе, что любые потери в развитии ребенка дошкольного возраста невосполнимы.

Опыт работы по теме: «Некоторые проблемы в использовании метода проекта в воспитательно-образовательном процессе ДОУ».

зам. зав. по ВМР

МДОУ № 000

г. Астрахань

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методологических, технологических аспектов методической и воспитательно-образовательной работы в МДОУ.

Технология сложившейся годами системы методической работы основывалась на массовой передаче знаний, умений, навыков. Если немного преувеличивать, то наша старая методика содержит такие инструкции: «Возьми то-то и то-то, отмерь от сих до сих, делай так-то и так-то, положи туда-то и туда-то; ни на шаг не отступай от того, что тебе велено, в точности исполняй все до последней мелочи, сам от себя ничего не добавляй, лишних вопросов не задавай и вообще не умничай…»

Это, конечно утрированно, но скажите методисты, положа руку на сердце, неужели похожая ситуация никогда вам не встречалась? Уверена, что вы узнали здесь типичные черты из своей практики. Не буду все же торопится и полностью отвергать и морально уничтожать такие методы. Бывают случаи, когда без них не обойтись, хотя в наши дни они уже далеко не универсальны и не всемогущи.

Происходящие изменения в общественной жизни требуют от нас развития новых способов образования, новых педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, с творческой инициацией, требуют навыка самостоятельного движения в информационных полях, формирования у педагогов и у детей универсального умения ставить и решать задачи для устранения возникающих в жизни проблем - в профессиональной деятельности , в саморазвитии, в повседневной жизни. Акцент переносится на формирование у воспитателей и у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей. Это требует широкого внедрения в методическую работу и педагогический процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности . Одной из которых, в частности, является проектная деятельность .

Педагогическая общественность должна осознать проектную деятельность неотъемлемой частью образования, одним из направлений модернизации современного образования.

Но встает вопрос, может ли обычный воспитатель, подчас имеющий среднее специальное образование, внедрять проектную деятельность в свою работу? Воспитателю, безусловно, она по силам, но только после специального обучения. Обучение воспитателей проектной деятельности - необходимое условие для внедрения в практику метода проектов.

Возникает вопрос, как же должно строится это обучение? Чтобы овладеть проектным подходом как средством и орудием воспитания и обучения, надо сперва встретиться с ним лицом к лицу как с предметом изучения и хоть чуть-чуть самим научиться проектировать. Бывает, что иной воспитатель считает, что достаточно лишь знать как применять проектный подход, его методику, и проект готов. Это очень похоже на то, как если бы кто-то захотел быстро освоить само ремесло педагога не позаботясь приобрести элементарные навыки чтения и письма или научиться плавать, не заходя в воду. Поэтому не у всех и не сразу все получается. Несмотря на теоретическую подготовку, участие воспитателей в проекте, при самостоятельной организации было много проблем, заблуждений, которые требовали решения и объяснения. С многими из них, я вижу, сталкивались не только мы. Рассмотрим эти проблемы подробнее.

Проблема осознания понятия «Технология проектирования»

Воспитателям требовалось понять, чем проектная деятельность отличается от комплексной работы по теме? А отличается она тем, что педагог не преподает готовое и до конца разжеванной знание, которое детям остается только проглотить и усвоить. Он не объясняет и не демонстрирует детям правильный способ действия, которым они могли бы овладеть путем прямого подражания. Он не порицает детей за сделанные ими ошибки. В проектной деятельности воспитатель предлагает детям некое задание, слишком сложное для того, чтобы его можно было выполнить сразу и за один присест по какой-то уже известной схеме. Если ребенок отвечает: "я не знаю, как справиться с этим заданием", воспитатель не понукает его: "ну, вспомни, вспомни...". Он призывает: "подумай, вообрази, поразмысли над тем, каким путем и какими средствами его можно было бы выполнить".

Проблема понимания отношений воспитателя и ребенка в процессе проектной деятельности.

В типичной образовательной ситуации, которая, как правило, определяет характер воспитательно-образовательного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «воспитатель» - «дети» или «методист»- «воспитатели». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной схемы. При проектной деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для наших педагогов. Требуется совместное постижение поставленной проблемы, появляется позиционная пара «коллега-коллега ». Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, воспитатель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить воспитательно-образовательный процесс из скучного в результативную созидательную творческую работу.

Проблема: «В чем смысл внедрения в воспитательно-образовательный процесс проектной деятельности?»

Буквально десять лет тому назад, когда еще не были так развиты информационные технологии , не было такого количества техники, столь многогранных взаимоотношений между людьми, можно было более или менее сносно прожить жизнь, следуя хорошо проверенным правилам, опираясь на опыт и знания, накопленные предшествующими поколениями. Тогда образование в большой степени сводилось к передаче, усвоению и воспроизведению, репродуцированию этого опыта с небольшими поправками и дополнениями соответственно таким же небольшими и постепенным изменениям окружающей жизни. Медленно изменяющаяся жизнь ставила перед людьми трудные и тяжелые, но достаточно определенные проблемы; она также давала время и шансы на решение каждой из них согласно принятым нормам. Нужно было только заранее и хорошо выучить, в чем состоят эти решения и нормы и как их применять на практике. Сегодняшняя жизнь такой возможности нам не дает. Она каждый день ставит нас лицом к лицу с неясными, многозначными, плохо определенными проблемами, не имеющих прецедентов и готовых решений. Единственный выход состоит в том, чтобы научиться алгоритму самостоятельного решения проблем, чему и способствует проектная деятельность наряду с традиционными способами овладения знаниями и умениями.

Проблема определения роли проектной деятельности для детей.

Воспитатели должны понять, что проект - это возможность максимального раскрытия творческого потенциала. Это деятельность, позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, публично показать достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими участниками проекта в виде задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Проблема определения роли проекта для воспитателя.

Проект - это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования, а именно учить:

    проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы); целеполаганию и планированию содержательной деятельности; самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта); представлению результатов своей деятельности и хода работы; презентации в различных формах, с использованием специально подготовленного продукта проектирования (альбома, макета, плаката, компьютерной презентации, театрализации, видео, методического материала, выставки творческих работ); поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания; практическому применению знаний в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях; выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования;

Проблема определения доли нового и изученного в проекте .

Воспитатели должны усвоить, что приступая к проекту, ребенок должен иметь некоторые стартовые знания, умения и навыки. Готовые новые знания для детей в ходе проекта воспитатель может дать, но в очень незначительном объёме и только в момент его востребованности детьми. В остальных случаях воспитатель должен натолкнуть детей на пути самоизучения материала (опираясь на энциклопедии, книги, ответы родителей, воспитателей-специалистов и т. д.)

Проблема обеспечения заинтересованности детей в работе над проектом, т. е. мотивации , которая будет давать незатухающий источник энергии для самостоятельной творческой активности. Для этого нужно на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную и исследовательскую деятельность мотивационные механизмы.

Проблема осознания окончания проекта значимой оценкой - общественным признанием состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки в проекте достоин любой уровень результатов. Поэтому по окончании проекта используются различные формы публичных выступлений: презентации, праздники, публичный отчет перед родителями, младшими товарищами, участие в выставках, экспозициях, показ коллекций, ярмарки и т. д.