О том, как сложно поладить с подростком, скорее всего, наслышаны абсолютно все родители и даже те, кто только готовится ими стать. Фраза «переходный возраст» воспринимается, как нечто ужасное, но при этом – неизбежное, то, с чем нужно смириться. Однако абсолютно у всего в этой жизни есть одно замечательное свойство: заканчиваться. Рано или поздно подходит к концу и подростковый период, его представители взрослеют, начинают проявлять свои лучшие качества.

И вот здесь многих родителей поджидают удивительные открытия. Оказывается, сложно бывает сладить не только с подростками, но и с представителями немного старшей группы, молодежью. Те, кто по разным причинам (кто в силу возраста или семейного положения, а кто-то – только потому, что считает себя умнее большинства других представителей человечества) считает себя взрослым, с недоумением взирают на вчерашних подростков и думают: «Как же так получилось? Ведь мы же такими не были! Ведь мы же их так не воспитывали!»

Отчасти они заблуждаются. Все же большая часть черт характера и поведенческих особенностей закладываются именно в семье. Именно на примере старшего поколения ребенок составляет свою формулу жизни, шлифуя и совершенствуя ее в подростковом возрасте, а затем – применяя во взрослой жизни. Повторимся, заблуждаются лишь отчасти, поскольку на самом деле на взросление подростка влияет целый список факторов.

Семья как главный источник взросления подростка

Сколько бы времени не проводил ваш ребенок-подросток в школе, с друзьями или на различных дополнительных занятиях, все же в совокупности с семьей он проводит гораздо больше времени. И вот здесь для родителей предстоит сделать главный выбор в своей жизни: либо они понимают, что дальнейшая жизнь их ребенка будет отражением их же собственной, а потому будут придерживаться общепринятых норм поведения, либо же они будут жить, как им хочется, не забывая при этом «приказывать» взрослеющим сыну или дочери жить так, «как надо».

Что мы получаем в результате? По сути, ничего хорошего: подростка, научившегося врать, притворяться и подстраиваться под обстоятельства так, чтобы выйти из ситуации с наименьшими потерями для себя. Причем винить его за это совершенно нет смысла, ведь родители получили то, к чему стремились.

Социальные факторы, влияющие на взросление подростка

На самом деле, таковых очень много, и даже простое их перечисление заняло бы достаточно много времени. Поэтому остановимся только на тех из них, влияние которых неоспоримо и замечено не одним десятком как профессиональных психологов, так и обычных родителей.

Окружение подростка

В это понятие входит несколько подгрупп людей. Это и одноклассники, с которыми подросток в любом случае вынужден общаться, даже если ему это не совсем по душе, и друзья, большинство из которых выбирает для себя сам, и множество других людей разного возраста, с которыми приходится общаться ежедневно. Ничего удивительного в том, что одним из них он пытается подражать, а черты других начинает презирать как в себе, так и в окружающих. И это нормально! Родители ни в коем случае не должны пытаться запрещать высказывать мнение об окружающих людях, даже если сами они с ним не согласны.

Условия жизни подростка

Тоже многокомпонентное понятие. В первую очередь, следует принимать во внимание местность, где проживает подросток. Если это село, где все дети с рождения предоставлены сами себе, а став немного постарше – они же становятся основными помощниками по хозяйству, то взросление наступит гораздо быстрее, чем для опекаемого со всех сторон заботливыми родственниками ребенка, который в 16-17 лет и обед себе разогреть не в состоянии. Отсюда вытекает вторая составляющая условий жизни: семья.

Значение имеет абсолютно все: культурный уровень, образование, круг общения… Все, для чего в современном обществе существуют определенные стандарты и правила, может повлиять на взросление подростка. А вот о характере этого влияния сказать что-то определенное заранее практически невозможно.

Воспитание

С одной стороны, его сложно отделить от понятий окружения и условий жизни. Но с другой – это настолько самодостаточный фактор, колоссальным образом влияющий на взросление подростка, что не принимать его во внимание просто невозможно. Причем мы сознательно не ставим воспитание на первое место, поскольку часто даже безупречные задатки, установленные родителями, портятся, если подросток попадает в плохую компанию или в тяжелые социальные условия.

В понятие воспитания входит и такой непростой вопрос, как религия. Само собой, только родители и никто иной могут принимать решение о целесообразности этой составляющей, однако ее влияние исключать нельзя.

Другие условия, влияющие на взросление подростков

Кроме того, что уже было перечислено, можно привести и другие факторы, влияние которых на превращение из подростка во взрослого человека если не огромно, то уж точно – хорошо заметно.

Это и школа, как совокупность друзей-соучеников, учителей и представителей администрации, которая впервые учит решать проблемы, а не ждать, пока их решит мама или папа.

Это и СМИ, доступность информации в которых на сегодняшний день превышает все мыслимые нормы, а для подростка запретных сведений при нынешних возможностях интернета просто не существует.

Это и первая любовь, не всегда взаимная и счастливая, но всегда оставляющая свой след в душе маленького, но уже человека.

Перечислять можно долго, причем каждый родитель, перечитав весь список, вполне может добавить кое-что и от себя лично. Однако, самое главное, это понять, что подросток – это, в первую очередь, человек. Это не объект для экспериментов, на котором можно испытывать различные методики воспитания. Это не шанс воплотить наконец в жизнь то, что не удалось в свое время вам. Это личность, имеющая право на собственное мнение, даже если оно далеко не всегда вам по вкусу. И эта личность рано или поздно станет взрослой, и именно от вас во многом зависит то, каким именно получится человек из вчерашнего еще подростка.

Самоутверждение подростка Харламенкова Наталья Евгеньевна

5.3. Особенности развития и взросления подростка

Проблема развития психики традиционно соотносится с вопросом о периодизации развития (стадии, этапы, возраст, критические и сензитивные периоды и др.) (Балтес, 1994; Марютина, 1981; Моргун, Ткачева, 1981; Поливанова, 2004; Слободчиков, 1991; Слободчиков, Цукерман, 1996; Эльконин, 1971) и с проблемой детерминации развития (Александров, 2003; Анцыферова, Завалишина, Рыбалко, 1988; Асеев, 1978; Баттерворт, Харрис, 2000; Давыдов, 1998; Завалишина, Барабанщиков, 1999; Равич-Щербо, Марютина, 1996; Сергиенко, 1990, 1992; Холодная, 1993а; Швырков, 1990). Можно сказать, что подход к периодизации развития определяется тем, каково отношение автора к детерминации развития. Крайние точки зрения – био– или социодетерминация практически исчерпали себя. Современные подходы основаны на взаимном влиянии этих факторов. Более правомерным можно считать подход, который учитывает системную детерминацию психического развития, при которой «преспециализация» нейронов определяет последовательность стадий индивидуального развития на протяжении жизни и реализуется при создании определенных условий жизни. В данном случае «индивидуальное развитие может быть представлено как последовательность системногенезов и «актуализация» генома, связанная с системогенезами» (Александров, 2003, с. 71).

Кроме того, исследователей перестала удовлетворять формула, в соответствии с которой включение субъекта в учебную, профессиональную и другие виды деятельности определяет уровень развития личности, строго детерминирует его. «Любая общественная детерминация включает наряду с жестким ядром предписаний, также и нежесткую детерминацию, апеллирующую к свободному выбору личностью способа и формы своего развития, к ее собственной активности, направленной на повышение высоты организации включающих ее систем» (Анцыферова, Завалишина, Рыбалко, 1988, с. 33). По мнению М. А. Холодной, для раскрытия механизмов интеллектуальной одаренности, например, следует учитывать не столько особенности и характеристики деятельности, «сколько особенности психологической организации субъекта деятельности», поскольку те или иные «параметры деятельности производны по отношению к психологическим ресурсам личности» (Холодная, 1993, с. 33). Не интуитивное озарение и исходные данные, а «опыт саморазвития личности», индивидуальный познавательный опыт субъекта имеет отношение к интеллектуальной одаренности.

Теоретические и эмпирические исследования показывают, что деятельность, например, обучение, может не только способствовать психическому развитию («педагогика сотрудничества»), но и замедлять его («педагогика противодействия») путем наложения запретов, санкций, противодействия интересам и т. д. (Поддъяков, 1999). Предметная деятельность, которую часто рассматривают в качестве «универсального способа или средства формирования психических процессов и свойств… не всегда служит делу развития личностных особенностей» (Селиванов, 1995, с. 4), особенно в тех случаях, когда игнорируется «сознательность учения» или любой другой деятельности (Поддъяков, 2003; Митина, 1997).

Именно «развитие» обычно соотносят с понятием периодов, стадий, строго следующих друг за другом, поставленных в соответствие с предметной деятельностью (учением, профессиональной деятельностью и др.). «Функционирование» определяет и обозначает варианты развития, типы личностного роста, а «взросление» рассматривается через переменную «задачи развития», которые обеспечивают относительную автономию человека от жесткой детерминации требований среды и подготавливают варианты жизни, т. е. многообразие ее функционирования.

Подростковый возраст отличается своими особенностями развития . Обсуждая проблему развития подростка, обычно анализируют совокупность достижений или новообразований этого возраста (Ремшмидт, 1994; Реан, 2002; Крайг, 2004; Крэйн, 2002; Поливанова, 1996) и особенности включения подростка в ведущую деятельность – обучение (Божович, 1968; Давыдов, 1996; Митина, 1997; Залесский, 1998; Поддъяков, 2003; Круглова, 1994; Боцманова, 2004). В концепции Д. И. Фельдштейна объективное место, занимаемое человеком в системе общественных отношений, и внутренняя субъективная позиция подростка по отношению к разным сферам социальной действительности позволяют сформировать у него «устойчивую жизненную позицию». Автор рассматривает отдельные стадии развития (10–11 лет, 12–13 лет и 14–15 лет), отмечая, что у подростка сильно выражено «стремление утвердить себя в обществе, добиться от взрослых признания своих прав и возможностей» (Фельдштейн, 1988, с. 34). Учитывая позицию Д. Б. Эльконина, в соответствии с которой ведущей деятельностью подростка является учебно-профессиональная деятельность, Д. И. Фельдштейн показывает, что личность подростка развивается в системе обширной, многоплановой деятельности.

Особенности взросления подростка определяются решением задач, которые обеспечивают дальнейшее функционирование личности, свободу ее выбора и относительную автономию от жестких требований среды. В гносеологическом плане развитие, функционирование и взросление можно разделить следующим образом: развитие связано с обретением новообразований в определенные периоды жизни, взросление происходит на основе достижений развития, позволяя принять их, используя для расширения опыта, функционирование осуществляется на основе развития и взросления и не имеет жесткой привязанности к ведущей деятельности и стадиям развития. Взросление подростка связано с решением ряда задач, или достижением ряда целей. Говоря о задачах, мы учитываем, что они решаются в составе определенной деятельности, но вследствие того, что делаем акцент не на развитии, а на взрослении, не рассматриваем ее.

Задачи возникают в связи с появлением рассогласований между объективными требованиями и субъективными опытом. По мнению О. К. Тихомирова «сначала возникает проблемная ситуация, а затем на ее основе формулируется задача» (Тихомиров, 1984, с. 30). Наличие объективного рассогласования не всегда является единственным фактором возникновения проблемной ситуации для субъекта; она переживается субъектом как проблемная вследствие осознания противоречий между объективными требованиями и субъективным опытом личности (Завалишина, 1995). Задача, цель трактуется как системообразующий фактор (Александров, 1995), реализующий собственную активность организма, индивида, личности.

Взросление подростка осуществляется через решение ряда важных задач: формирование половой идентичности, принятие гендерных ролей, установление новых отношений со сверстниками, завоевание эмоциональной независимости от родителей (Ремшмидт, 1994; Реан, 2002; Havighurst, 1957; Petersen, 1988, и др.).

Давно стали привычными слова о том, что подростковый возраст – это период кардинального изменения устойчивых стереотипных реакций (Соколова, 1989; Тайсон, Тайсон, 1998; Ge, Lorenz et al., 1994; Larson, Ham, 1993), когда появляется «необходимость пересмотреть свои ценности, нормы и способы поведения» (Цизе, 1998, с. 363). Подобные изменения в психике и поведении подростка вызваны многими факторами, в частности, гормональными и соматическими сдвигами, следствием которых являются реконструкции в представлениях подростка о себе, в оценках окружающими его поступков и действий. У девочки эти изменения соотносятся с началом менструации (менархе) и появлением других признаков полового созревания, которые в целостности должны быть осознаны и интегрированы в Я-концепцию. Реконструированный образ Я способствует изменению самооценки девочки и отношения к ней со стороны окружающих. Подобным же образом у мальчиков физические, телесные изменения усиливают его стремление занять лидирующие позиции в группе, которые, в свою очередь, изменяют «его опыт в области социальных достижений, образ тела и Я-концепцию» (Larson, Ham, 1993, с. 133).

Из книги Подросток [Трудности взросления] автора Казанская Валентина

Глава 1 Анатомо–физиологические особенности организма

Из книги Психология личности автора Гусева Тамара Ивановна

Особенности кровеносной и дыхательной систем у подростка Развитие костно–мышечной системы подростка связано с изменением в кровеносной и дыхательной сферах. Изменения касаются работы и массы сердца, кровяного давления, кровеносных сосудов. Несоответствие

Из книги С.В. Березин, К.С. Лисецкий, Е.А. Назаров автора Академия Международная Педагогическая

Индивидуально–типологические особенности организма подростка Рассмотрим индивидуальные и типологические, т. е. наиболее общие для этой возрастной группы, анатомо–физиологические особенности подростка. Это важно потому, что взрослые могут соотнести свои наблюдения

Из книги Игра и Реальность автора Винникотт Дональд Вудс

Глава 2 Структура и особенности личности подростка Основные противоречия как источник развития личности подростка Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой

Из книги Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет. Пособие для психологов и педагогов автора Веракса Александр Николаевич

Основные противоречия как источник развития личности подростка Возраст от 11 до 15 лет не без основания называют критическим. В этот период в формировании личности происходят существенные сдвиги, которые приводят порой к коренному изменению поведения, прежних интересов,

Из книги Психология взросления и воспитательные практики нового поколения: учебное пособие автора Фиофанова Ольга Александровна

Чувство взрослости подростка и его особенности Как уже отмечалось, подростковый период занимает особое место в жизни человека, потому что в эти годы подросток переходит от одного измерения жизни к другому, существующему в мире взрослых, переходит от одной эпохи к другой

Из книги Самоутверждение подростка автора Харламенкова Наталья Евгеньевна

Самосознание подростка и его особенности Как мы видели, подросток пытается осмыслить самого себя, своих друзей, родителей и общественные ценности. Понять самого себя, свое предназначение, осмыслить свою жизнь, свое место в обществе возможно при развитии самосознания.

Из книги Психология и педагогика. Шпаргалка автора Резепов Ильдар Шамильевич

Глава 5 Формы трудностей взросления подростка

Из книги автора

46. Движущие силы развития личности подростка Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания. Совершается переход от детства к взрослости, происходит серьезная перестройка психики, изменение условий жизни и деятельности. Психология

Из книги автора

47. Этапы психологического развития личности подростка В подростковом возрасте наблюдается неравномерность развития отдельных органов и систем, сопровождающаяся функциональными нарушениями, плохим самочувствием и быстрой утомляемостью. Умственное и физическое

Из книги автора

3. Психологические особенности наркоманов периода взросления Анализ патогенеза при злоупотреблении психоактивными веществами показывает, что начало систематического употребления наркотических веществ становится мощным фактором стремительных изменений в жизни

Из книги автора

11. Современные концепции развития подростка и их значение в области высшего образования Предварительные наблюденияМой подход к этой очень широкой теме, те замечания, которые я могу сделать, исходят из моей психотерапевтической установки. Будучи психотерапевтом, я

Из книги автора

Особенности развития дошкольника В отечественной психологии каждый возраст характеризуется особой социальной ситуацией развития, под которой понимается система отношений между взрослым и ребенком, сложившаяся на данном возрастном этапе. При этом взрослый выступает в

Из книги автора

Из книги автора

6.2.2. Особенности взросления в более поздние периоды жизни В этом подпараграфе проверяется вторая экспериментальная гипотеза.Экспериментальная гипотеза 2. Доверительность (интимность) отношений взрослого с разными людьми определяет его уровень независимости и

Из книги автора

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКА Важнейшими процессами переходного возраста являются расширение жизненного мира личности, круга ее общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется. Поведение подростка определяется промежуточностью

Время бежит стремительно. Недавно семья привезла из роддома небольшой сверточек с безмятежно спящим малышом, прошли годы, мальчик рос и развивался. В итоге наступает момент, когда вчерашний ребеночек начинает подготовку к взрослой жизни. В статье вы узнаете, во сколько переходный возраст у мальчиков, его продолжительность, симптомы и признаки.

Когда ребенок достигает переходного возраста, он сталкивается с трудностями. Физическое состояние, сознание и мироощущение изменения. Рост организма происходит одновременно с половым созреванием. Перечисленные изменения влияют на нервную систему подростка.

Ребенок становится раздражительным и агрессивным. Родители теряются и не понимают, как вести себя с сыном. Чтобы помочь подростку, нужно знать, каким изменениям подвергается детский организм во время переходного возраста.

Переходный возраст у мальчиков проходит в возрасте 11-16 лет. На начальном этапе проявляются половые различия. К 17 годам личность мальчика полностью сформировывается.

Особенности переходного возраста

  • Переходный возраст – особый этап в жизни любого человека, сопровождающийся половым созреванием, физическим развитием и продолжением роста. В этот момент заканчивается формирование систем и внутренних органов. В организме начинается интенсивная выработка гормонов.
  • У мальчиков переходный возраст начинается немного позже, чем у девочек. Примерно в средних классах девочки начинают превращаться в девушек, а мальчики по-прежнему выглядят по-детски. Спустя буквально годик, различия исчезают.
  • Переходный возраст у мальчиков не выделяется четко выраженными границами в плане времени. У подростков особенности периода проявляются неодинаково. Каждый организм характеризуется индивидуальными ритмами. Поэтому сказать, сколько длится переходный возраст проблематично.

Внимательные и заботливые родители должны обращать внимание на признаки и симптомы переходного возраста, которые сигнализируют о его начале.

Признаки и симптомы переходного возраста у мальчиков

Во время переходного возраста меняется внешность и психика мальчика. Период сопровождается гормональной перестройкой и половым созреванием. Подросток начинает самокритично относиться к внешности и переживать.

Практика показывает, что мальчики, которые подвергаются большим физическим нагрузкам и употребляют алкогольные напитки, достигают половой зрелости позднее, нежели сверстники, занимающиеся физкультурой и не убивающие здоровье вредными привычками.

Зная признаки и симптомы переходного возраста, вы на ранних стадиях определите начало изменений и окажите ребенку поддержку.

  1. В десятилетнем возрасте у мальчика начинают увеличиваться половые органы. Годом позже над гениталиями появляется растительность и пигментация мошонки. На следующий год половые органы продолжают расти, а растительность становится более длинной и густой.
  2. В 14 лет изменяется голос. Это обусловлено увеличением голосовых связок, развитием горловых мускул и хрящей. Голос начинает грубеть. Обычно становление голоса заканчивается за 24 месяца.
  3. Начинают расти волосы на подмышках, а верхняя губа покрывается первым пушком. Со временем растительность появляется на лице, ногах и руках. Формирование телесного волосяного покрова заканчивается к концу переходного возраста.
  4. К 14 годам начинает развиваться мускулатура юноши, плечи расширяются, увеличивается рост.
  5. Практически у всех мальчиков в подростковом возрасте появляются поллюции – ночное семяизвержение. Врачи считают это явление нормальным.

Как видите, переходный период характеризуется отчетливыми признаками и симптомами.

Психология переходного возраста

Во время переходного возраста поведение и характер юноши подвергаются изменениям. Мальчика начинает сильно тревожить его внешний вид.

Он старается хорошо выглядеть, а критику воспринимает крайне агрессивно. Постоянное недовольство внешностью – закономерное проявление взросления. На этом фоне может появиться неуверенность и стыдливость, что в совокупности нередко приводит к замкнутости.

  • Взросление мальчика сопровождается кардинальным изменением поведения. Обусловлено это физиологическими факторами, в числе которых жирные волосы, угри, интенсивное потоотделение. У юноши просыпается интерес к девушкам. А конечная цель – найти вторую половинку .
  • На фоне недовольства собой появляется внезапная агрессия и высокая нервозность. Переходный возраст сопровождается проявлением грубости к людям, окружающим мальчика – родителям, педагогам, сверстникам.
  • Всплеск эмоций – неотъемлемый элемент этапа, вызванный перестройкой организма. Гормоны, отвечающие за половое созревание мальчика, называются андрогенами.
  • В этот период юноши позиционируют себя как взрослых мужчин. Они стремятся доказать окружающим самостоятельность. Под влиянием эмоций они совершают поступки, не задумываясь о последствиях.
  • Мальчики начинают активно интересоваться интимными отношениями и их сильно влечет к половой близости. Это тревожное время для родителей, поскольку ускорение полового созревания нередко сопровождается появлением нарушений в сексуальном поведении.
  • Нередко переходный возраст характеризуется проявлением сексуального внимания к другим мальчикам. Это обусловлено неосознанным половым влечением в момент стремительного развития организма. Обычно после начала «правильных» интимных отношений отклонения исчезают. В противном случае нужно отвести ребенка к психологу.
  • В этом возрасте иногда появляются мысли о суициде. Согласно статистике, количество подобных случаев среди детишек подросткового возраста стремительно растет. Суицидальное поведение считается следствием активизации защитных механизмов, данью моде, подражанием друзьям. У такого поступка разные мотивы: низкая успеваемость, физическое насилие, одиночество, месть, наркомания.

Если поведение сына изменилось, помогите ему сориентироваться в сложившейся ситуации.

Как вести себя родителям

Физиологические изменения в совокупности с психическими проблемами делают подростковый возраст у мальчиков тяжелым периодом. Чтобы помочь ребенку, потребуется приложить усилия.

Прискорбно, но нет универсального подхода, каждый случай индивидуален. Запаситесь терпением и выдержкой, двигайтесь к цели, следуя советам практикующих психологов.

  1. Дружба . В жизни мальчика существенную роль играет окружение, поэтому родителям потребуется постараться, чтобы в него войти. Сделать это непросто, поскольку сын уверен, что вы не в силах его понять. Постарайтесь ему открыться и показать, что и у вас имеются комплексы и недостатки. Став другом своему ребенку, вы получите доступ ко всему, что происходит в его жизни, и в случае необходимости поможете.
  2. Проявление интереса . Во время созревания мальчика система мировоззрения и ценностей существенно изменяется. Проявляя интерес к увлечениям ребенка, и поддерживая его, вы заслужите доверие. Регулярно разговаривайте с ним, интересуйтесь рассуждениями и жизнью, привлекайте к участию в решении семейных вопросов.
  3. Свобода . Мальчику-подростку требуется личное пространство и собственная комната. Ребенку следует предоставить свободу и право выбора. Не стоит контролировать все его действия, подслушивать разговоры и проводить ревизию вещей. Если сильно ограничивать ребенка, это повысит вероятность появления неприятностей, поскольку запретный плод слаще. Общайтесь, находите компромиссы и направляйте его в правильное русло.
  4. Отсутствие критики . Бывают ситуации, когда без критики не обойтись. В таком случае она должна носить конструктивный характер. Направляйте ее не на сына, а на его поведение, поступки и ошибки. Подростки чувствительны к замечаниям, недовольство рекомендуется высказывать мягко, а в некоторых случаях в сопровождении похвалы.
  5. Признание личности . Мальчик – полноценная личность, с определенными интересами, взглядами и личным мнением. Не пытайтесь изменить сына или навязать ему свое мнение.
  6. Похвала . Выражая мальчику слова одобрения и похвалы, вы способствуете появлению сил и желания покорять новые вершины. Если ребенок совершил небольшой хороший поступок, похвала окажется стимулом к развитию и совершенствованию. В итоге сын станет лучше .
  7. Проявление терпения . Если сынишка нагрубил, не выходите за рамки. Помните, высокая эмоциональность – последствие переходного возраста. Бурная ответная реакция приведет к скандалу. Чтобы разговор оказался более результативным, проводите его в спокойной обстановке.

Напоследок дам маленький совет. Если вы желаете облегчить переходный возраст, запишите мальчика в какую-нибудь секцию. Важно, чтобы ребенок увлекся новым занятием до наступления ответственного периода. Плавание, футбол, боевые искусства помогут поддерживать тело в отличной форме, отвлекут от нехороших мыслей и стабилизируют гормональную бурю.

Подросток: как пережить взросление?

Каждый любящий родитель мечтает о том, чтобы его чадо училось на одни пятерки — или, хотя бы, на четверки и пятерки. Однако не все понимают, что эффективность обучения зависит не только от пожеланий мам и пап, но и от возможностей ребенка. Объективной помехой на дороге к знаниям может стать бурная перестройка всего подростка, называемая "переходный период". Как его пережить с наименьшими потерями?

Подростки взрослеют незаметно

Чаще всего и родители, и педагоги связывают проблемы обучения с уровнем интеллектуального развития. Отсюда и вопросы: "Почему он плохо учится, ведь совсем не дурак?". В действительности же ребенок может плохо учиться из-за снижения работоспособности, связанного с возрастными перестроениями его организма.

Младшие тинейджеры пока не похожи на взрослых ни по внешнему облику, ни по поведению. Они еще много играют и просто бегают, возятся и шалят, они непосредственны и непоседливы, легко поддаются влиянию.

Однако внешняя картина сохраняющейся детскости обманчива, за ней скрываются важные процессы становления нового: подростки взрослеют незаметно, оставаясь во многом детьми. В этом возрасте учебная деятельность и школа постепенно перестает быть основной и самой важной задачей.

В период пубертата происходят изменения на всех уровнях, в первую очередь на биологическом, а также на психологическом и социальном. Меняется интенсивность физиологических процессов, гормональный фон, функции органов.

Отсюда и нескладность

Рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры. У девочек увеличивается масса жировой ткани на 10-20%, что субъективно переживается ими очень тяжело. Объём сердца увеличивается за пубертатный период в два раза, при этом происходят значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли. Зачастую врачи ставят подросткам диагноз: вегетососудистая дистония.

Биологические особенности подросткового возраста в значительной мере зависят от функционирования желез внутренней секреции. В этом возрасте происходит как бы "взрыв" деятельности гипотоламо-гипофизарной и эндокринной систем. Это ведет к изменению гормонального статуса. Гормон роста — один из основных гормонов гипофиза — стимулирует жироотложение, активизирует биосинтез белка, усиливает обменные процессы. Его выработка достигает пика к 12-14 годам. Именно с этим связан максимальный ростовой скачок у подростков.

Другой гормон этой железы воздействует на увеличение костной и мышечной ткани. Он же усиливает приспособительные реакции организма к стрессовым воздействиям. В этом состоит биологическая основа, которая в подростковом возрасте обеспечивает усвоение знаний, а также выработку и закрепление трудовых и жизненных навыков.

Да и нервы теряют устойчивость

Важную роль в растущем организме играют гормоны щитовидной железы. Они участвуют во всех видах обмена веществ, в развитии мозга, определяют уровень интеллекта, физического развития, созревания репродуктивной системы, адаптационных возможностей. Функция щитовидной железы, в свою очередь, "управляется" гипофизарным гормоном, который регулирует обмен йода, углеводный обмен, стимулирует синтез белка. Изменения гормонального статуса, характерные для пубертатного периода, обуславливают перестройку иммунной системы. Соматотропный гормон и тиреоидные гормоны стимулируют функцию вилочковой железы, лимфоидной ткани, образование Т-лимфоцитов.

Но и это еще не все. Состояние нервной системы подростка становится неустойчивым. Поэтому в поведении подростков отмечается повышенная нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций. Внешние признаки этого — повышенная возбудимость, выраженные эмоциональные реакции на минимальные стрессовые ситуации, потливость.

Наш мозг развивается неравномерно — есть кризисные моменты, когда заканчивается формирование одних его отделов и начинается бурное развитие других. Это происходит примерно в год, три, семь и четырнадцать лет. И в каждый период между кризисами меняется характер и способ восприятия действительности — в зависимости от развития тех или иных отделов головного мозга.

Конкретное мышление сменяется логическим

У ребенка на протяжении предшествующих лет нарастала ведущая роль коры больших полушарий головного мозга. Но вот в период полового созревания снова усиливается подкорковая активность (об этом говорят данные электроэнцефалографических исследований). Этим-то и объясняется естественное снижение продуктивности умственной деятельности старшего школьника из-за того, что конкретное мышление сменяется логическим. Неудивительно, что школьная успеваемость падает, хотя вроде бы закономерность должна быть обратная — с возрастом должен быть все нарастающий прогресс.

В психологическом плане появляется стремление стать более самостоятельной, независимой от родителей личностью. Главным становится интимно-личностное общение со сверстниками. Новый для подростка механизм логического мышления приводит к росту критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма.

Детские психологи уверены: человек должен пройти все естественные стадии своего развития — наиграться всласть, подраться со сверстниками в . Повсеместно распространенные школы раннего развития, где малыши учат интегралы чуть ли не с пеленок, — это просто конъюнктурный заказ, не оправданный потребностями ребенка. Личность может формироваться только после того, как сформирован мозг. А его развитие завершается к 15 — 16 годам с созреванием лобных долей.

Назначение лобных долей — контроль. Ребенок становится Личностью, когда он научается контролировать себя — то есть нести ответственность за свои поступки. Подростковый период развития ребенка — последняя возможность повлиять на формирование его личности, характера.

Познать свое место в мире

Подросток хочет познать не только себя, но и свое место в мире, который он исследует эмпирически. Любое "асоциальное", с точки зрения взрослых, поведение сам тинейджер рассматривает, скорее, как… исследовательское. Естественно, те рамки, в которых он вынужден существовать в учебном заведении, ему тесны. Школа не дает ответы на те вопросы, которые волнуют старшего школьника. И это еще одна причина конфликта ученика с учебой.

Но родителям нельзя относиться к подрастающему чаду слишком прямолинейно и думать, что обязательно у него будет спад в обучении. В этом возрасте определяются предпочтения в учебных дисциплинах. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Школьные занятия впервые превращаются не в деятельность для получения оценок, а в учебу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретают личностный смысл и ценность.

Если смотреть на все эти метаморфозы как бы со стороны, то можно вообразить, как бурно развивающаяся личность освобождается от старой оболочки, ставшей тесной, и появляется некое неведомое существо. Этот процесс происходит иногда постепенно, исподволь, а иногда внезапно и сразу. И зачастую даже опытные школьные педагоги не поспевают за эскалацией мыслей и чувств подрастающих юношей и девушек.

Изменившееся поведение подростков окружающие нередко ошибочно расценивают как пробелы воспитания, результат неблагоприятного влияния среды и т. д. К ним пытаются применять меры общественного или административного воздействия, в то время как нужно просто на новом уровне выстраивать отношения со взрослеющим человеком. Наступит время, когда гормональные бури улягутся, но если тинейджер успел стать "трудным" из-за неправильного воспитания, улучшение его физического состояния не приведет к его автоматическому исправлению.

Все-таки взрослым надо не забывать, что главная особенность подростка — не агрессия, а личностная нестабильность. В нем борются противоположные черты и устремления, определяя противоречивость характера и поведения.

Психологи советуют:

— Сгладить все проблемы отроческого возраста можно за счет хорошего психологического климата в семье. Вместе с тем на подростка положительно влияют высокий статус в среде сверстников, наличие жизненных перспектив, а также хобби. Родители должны понимать, что перепады настроения в этом возрасте являются нормой. Помочь своему отпрыску восстановить эмоциональный баланс можно с помощью прогулок на природе, травяных чаев, ванн с хвоей и солью.

— Чаще говорите ребенку, что вы его любите: еще никого не испортил избыток родительской любви. Он нуждается в этом, даже если отчаянно показывает свою независимость от вашего мнения. Примите своего ребенка в обоих его проявлениях, взрослом и детском. Ведь ему требуется ваша любовь, и несмотря ни на что, вы для него — самый большой авторитет.

— Для многих родителей, которые считают, что успешность и отличная учеба — это синонимы, можно напомнить позицию профессионалов: успешность зависит не от количества пятерок в аттестате, а от умения общаться, находить общий язык с разными людьми, от способности вступать в конкурентные отношения с другими. Кроме того, очень пригодятся навыки ориентироваться в жизненных ситуациях, умение ставить собственные цели и самостоятельно их добиваться и много другого, чему отчасти можно научиться в школе, но это не называется школьной успеваемостью и не оценивается в пятерках.

Комментарий эксперта

Наталья Куинджи, главный научный сотрудник лаборатории гигиены обучения и воспитания Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД (научный центр здоровья детей) РАМН, доктор медицинских наук, профессор:

Я целиком и полностью согласна с тем, что с началом гормональной перестройки в организме подростка снижается восприимчивость к информации, становится хуже память, замедляются все умственные процессы. При этом естественные физиологические изменения накладываются на повышенную физическую и интеллектуальную нагрузку, и происходит некий конфликт интересов.

Для всех школьников характерны психоэмоциональное и зрительное напряжение, гиподинамия, длительная вынужденная сидячая поза, обусловленные учебным процессом. К сожалению, это наблюдается в тот период, когда ребенок растет, и ему нужна повышенная двигательная активность. Поэтому специалисты нашего института уверены, что детский организм способен выдержать только шесть уроков в день, даже если речь идет о старшекласснике.

Важно отметить, что и половые отличия очень сильно влияют на процесс обучения. Взрослеют и мальчики, и девочки, но происходит это у них по-разному. К примеру, девочки уже в первом классе резво включаются в учебу, стараются изо всех сил, но поскольку они очень волнуются и нервничают, у них часто поднимается артериальное давление. А у мальчиков — никаких колебаний давления, и учеба их совсем не невротизирует: ну и пусть не получается, ну и пусть ругают, наплевать. Мальчики растрачивают явно меньше нервов и здоровья, чем девочки. Замечено, что на крик, на авторитарное поведение учителя мальчики не реагируют, а у 75% девочек в ответ поднимается давление.

В нашем институте разработана методика: благодаря специальному тесту можно увидеть, как с возрастом изменяется восприимчивость к обучению. Есть такой показатель — отношение количества прочитанных знаков к ошибкам при чтении. Вот этот параметр у девочек вначале улучшается с первого по четвертый классы, затем — в пятом-седьмом классах — происходит резкое падение, и потом постепенно, с конца седьмого-восьмого классов этот показатель вновь начинает вновь потихонечку расти. А у мальчиков подобных скачков нет, так как у них иное развитие. Как правило, и адаптация к школе у них проходит лучше, чем у девочек. Проблемы с обучением мальчиков связаны скорее с психологическими изменениями в этом возрасте.

Специалисты нашего института считают, что для девочек необходимо снизить нагрузку в средних классах, а чтобы не пострадал учебный процесс, нужно начинать их учить раньше. То есть для девочек идти в первый класс оптимально с шести лет. А для мальчиков все-таки лучше идти с семи, потому что хотя сам образовательный процесс у них проходит намного легче, они позже "включаются" в учение.

Безусловно, и родителям, и всем воспитателям необходимо учитывать возрастные изменения у детей, соответственно не ожидать от них такой же отличной успеваемости в средней школе, какая была в начальной. Для снижения школьных успехов есть объективные причины, и никакое муштрование не может повлиять на это. при воспитании подростков нужно обязательно принимать во внимание все биологические особенности, присущие этому возрасту.

Кириллов Вадим

Не забудьте включить сайт в список источников, которые будут вам попадаться время от времени:

Также будем рады вам в наших сообществах во

4 4 987 0

Слово “подросток” для многих ассоциируется со словом “сложный или тяжелый”. Эта ассоциация имеет место, но подростки – это наши дети. Задача родителей – не навредить и помочь своим чадам подняться и сделать первые шаги не только в девяти или десятимесячном возрасте, но и в период с 10 до 18 лет.

Чтобы ничего не пропустить нужно вспомнить, как себя чувствует подросток, какая она, подростковая психология, ведь все проходили через этот кризисный период.

Этапы взросления

Изменения в поведении детей подошедших к переходному возрасту становятся все ярче и заметнее. Это не только внешнее изменения, но и психологическое состояние, которое, в первую очередь, пугает и практически застает врасплох неподготовленных родителей. Чтобы не пропустить этапы взросления своего чада, нужно знать временные рамки этих периодов. Их всего два.

Первый – от 10 до 13 лет.

В этом возрасте начинается гормональная перестройка всего организма. Ребенок в этот период очень часто устает и стремится к уединению. Хотя застать его дома родители практически не могут, он все время проводит в компании друзей. Это происходит потому что ребенок понимает: он взрослеет и, действуя интуитивно, пытается утвердить свой авторитет. Для этого и общается с ровесниками и поддается всевозможным провокациям со стороны других детей.

В глазах родителей это все выглядит как непослушание и неподчинение их воле. На самом деле, родителям всего-то нужно понимать, что ребенок взрослеет и у него подростковый период.

Нужно постараться не ломать и менять своего сына или дочь, а минимизировать давление и сузить круг ограничений до минимума, конечно же, в разумных пределах, не подвергая жизнь ребенка опасности. Как вариант, переключите внимание на развивающие игры.

Никакие запреты сейчас не будут восприняты, и ваш авторитет не сработает. Сейчас в авторитете друзья и товарищи. Они понимают лучше и знают, как кажется детям, больше.

Ваша задача – все контролировать, но делать это так, чтобы ребенок этого особо не замечал.

Тогда он будет и нервничать меньше, и поводов для конфликтов у вас тоже не будет.

Второй период – возраст 14–15 лет.

В этом возрасте гормональный фон уже выровнялся, но теперь переизбыток энергии. И ее нужно направить в нужное русло. Сделать это тоже нужно ненавязчиво, поскольку авторитет у родителей в этот период возраста пока еще на нуле, и это в лучшем случае.

Если применять силу и наказание, то можно получить обратный эффект. Ребенок начнет действовать по предложенному вами же сценарию.

Ваша задача – найти применение этой “лишней” энергии в мирном русле, и способности ваших мальчиков и девочек, их способности и интеллект, в связи с переходным возрастом никак не ухудшились. Вам важно заинтересовать ребенка, показать любовь и заботу.

Появление психологических новообразований в 14-16 лет

Этот период можно сравнить с перерождением куколки гусеницы в бабочку. Но вот разница в том, что бабочка может сразу расправить крылья и полететь, а подросток пока стоит как на распутье и не совсем понимает, что ему делать со всем этим дальше.

Психологические новообразования затрагивают все сферы и эмоциональную, и сферу полового созревания, и моральную. Ребенок переосмысливает моральные ценности.

Но они пока не крепки, и ориентир подросток держит на «идеал», которому слепо и подражает.

К психологическим новообразованиям у подростков можно отнести:

  • Самосознание.
  • Абстрактное мышление.
  • Половая идентификация.
  • Чувство взрослости.
  • Автономная мораль.
  • Переоценка ценностей.

Изменения когнитивной сферы в 13-15 лет

К этим годам у ребенка меняются его способы восприятия мира. Он переходит к абстрактному, теоретическому мышлению. Внимание становится более рассеянным, и это позволяет ребенку концентрироваться на вещах, которые его больше всего интересуют. В этот период происходит и выбор профессии или направления будущей сферы деятельности.

Ребенок приобретает свою интеллектуальную уникальность, вырабатывается свой стиль мышления и анализа.

Фантомное чувство взрослости

Получив свободу автоматом, пройдя первый этап взросления, подросток уже осознает, что изменился. И считает себя взрослым, только потому что ему уже 15 или 16 лет.

В этом возрасте мальчики и девочки стремятся приобрести все атрибуты взрослой жизни.

Это и курение, и повышенный интерес к противоположному полу, и уклонение от требований родителей, смена имиджа. Но это все просто мишура, а не показатель взрослой жизни человека.

За все свои поступки взрослый человек несет ответственность. И, как правило, не бросает никому вызов и не подвергнет себя неоправданному риску только для того, чтобы пойти наперекор родителям. Проявление фантомного чувства взрослости – это иллюзия и самообман со стороны подростка.

Родителям нужно на своем примере показывать, с чем действительно приходится сталкиваться взрослому человеку и привлекать своих детей к постепенному принятию самостоятельных решений и готовить их к ответственности за свои слова и поступки.

На этой стадии развития никакие советы не помогут, только конкретные примеры.

Возникновение школьной дезадаптации

Претерпевая изменения в своем переходе от детского до подросткового возраста, ребенок переживает стрессы и нежелание подчиняться родителям и учителям или ровесникам в школе.

Определить, что ребенок подвержен школьной дезадаптации, можно по его нежеланию ходить в школу, выполнять домашнее задание, общаться со сверстниками.

А поговорив с подростком, можно выяснить массу причин, которые ребенок видит как повод не посещать занятия. Это может быть и придуманный страх перед выполнением контрольной, и жалобы на здоровье, и рассказы что его все бьют и обижают, что он устал и не пойдет в школу, даже если ему грозит смерть.

Помочь в решении такой проблемы , но сходить к нему вы должны сами без ребенка. А потом примените полученные рекомендации. Так, ребенок не будет знать о ваших планах и не окажет ненужного сопротивления.

Общение и личностная позиция

В этом вопросе может сильно помочь школа, точнее, педагогический коллектив, который будет проводить на уроках семинары, коллоквиумы. Это даст возможность к открытому обсуждению интересующих вопросов и навыку отстаивания своей точки зрения.

Важно в этот момент показать наглядно на примере, что можно убеждать словом, не причиняя физической боли или вреда собеседнику.

Хорошо, когда не только в своей семье ребенок видит к себе уважительное отношение. Когда рейтинг и авторитет в классе зарабатывается только за то, что ты сам такой умный, способный, талантливый, и вообще, классный и позитивный.

Нужно уводить ребенка от мнимых выдуманных кумиров и идолов. Не стоит доводить дело до полного отвержения реального мира и его реальных ценностей. Выход из этого состояния для подростка тоже будет непростым и болезненным.

Не применяйте никакого насилия.

Все спорные вопросы всегда можно решить мирным путем, общаясь и объясняя ребенку, что вы от него хотите, и почему вам это нужно.

Разговаривайте всегда и везде со своими детьми: и с мальчиком, и с девочкой, старайтесь их услышать и понять.

Девчонки не меньше нуждаются в поддержке, чем парни. Нет ничего лучше, чем доверительные отношения. Планируйте совместный отдых, читайте вместе книги, постарайтесь увлечь ребенка, не отгораживайтесь от детей своими проблемами и заботами.

Это ваш ребенок, и он не может быть глуп, ведь вы себя таковым не считаете.

Подросток – это полноценная взрослая личность, которая легче пойдет на компромисс, если будет видеть, что ее уважают и не ограничивают свободу просто так, без причины или для профилактики.

Не думайте, что вы уже все знаете, и все можете решить, родители тоже развиваются и взрослеют всю жизнь. Нет ничего страшного в том, чтобы сказать сыну или дочери, что вы не знаете ответа на вопрос. И постараться найти на него ответ совместно. Это только сблизит вас.

Ребенок поймет, что не бывает идеальных людей и ничего страшного не случится, если и он чего-то будет не знать. Это освободит его от многих комплексов и страхов в будущем.

И он сможет быть успешнее и счастливее вас. А этого хотят все любящие родители.

Заключение

Если вы увидели ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .