Абсолютно все родители сталкиваются с проблемой, когда приходит время избавляться от удобных современных подгузников и начинать приучать своего малыша к горшку.

Это является довольно сложной и кропотливой работой, поэтому не стоит ожидать, что все получится быстро и сразу.

Для малыша это совершенно новый опыт, особенно если он долгое время находился в подгузниках и не испытывал в них дискомфорта, удовлетворяя свою естественную физиологическую потребность.

Следует отметить, что детки, которых родители довольно долго одевали в подгузники (до 2-3 лет), чаще всего с большим трудом приучаются к горшку.

Поэтому, если мамы и папы хотят быстрее научить своего малыша пользоваться новым приспособлением, нужно постараться пораньше отказаться от комфортных памперсов.

В каком возрасте стоит начинать приучать к горшку

Родители должны интуитивно чувствовать, когда их малыш готов познакомиться с горшком. Некоторые мамочки пытаются приучить своего сына или дочку пораньше пользоваться им (чаще всего с целью экономии средств на памперсах и времени на стирку), а кто-то считает, что торопиться с этим не нужно.

Когда наступает благоприятный период приучения ребенка к горшку?

Еще в прошлом столетии известный основатель психоанализа Зигмунд Фрейд утверждал, что лучшим временем для обучения детей пользоваться горшком является период с 1 года до 3-х лет .

В это время дети учатся контролировать мочеиспускание и опорожнение (управление анальным сфинктером и мочевым пузырем).

Психологами и физиологами доказано, что мозговой контроль над этим процессом появляется только к 2,5-3 годам , поэтому родителям не стоит ругать двухлетнего малыша за то, что он не добежал вовремя до горшка (любое наказание может перерасти в протесты ребенка и даже привести к отвращению или страху).

В раннем детстве (от 1 до 3 лет) у малышей возникает интерес к процессу мочеиспускания, поэтому родителям не стоит удивляться, когда их годовалый сын после удачного «знакомства» с горшком, может залезть туда ручкой и изучить содержимое, а когда вы смываете все это в унитаз – помахать и сказать «пока–пока».

Легче всего приучить к горшку двухлеток, ведь они уже хорошо понимают речь взрослых и поэтому им легко объяснить, для чего он нужен. Но все возрастные границы приблизительны, поэтому родители должны в первую очередь ориентироваться только на поведение собственного малыша.

Правила, которые помогут быстро приучить ребенка к горшку

Когда родители заметили, что наступил тот самый удачный момент, нужно начинать активно приучать своего ребенка к горшку. Существует множество различных методик и способов, но лучше всего просто придерживаться следующих правил:

1 Малышу лучше как можно раньше начать знакомиться со своим телом, поэтому постарайтесь избавиться от подгузников как можно быстрее;

2 Ребенок должен увидеть несколько раз процесс мочеиспускания, чтобы установить связь между позывами своего тела и последующим результатом;

3 Дети в раннем возрасте лучше всего понимают то, что им демонстрируется (наглядность), для этого можно посадить любимого мишку на игрушечный унитаз;

4 Следует внимательно следить за малышом, чтобы не пропустить момент, когда ему необходимо опорожниться (дети чаще всего замирают, кряхтят, напрягаются и т.д.);

Интересно! Развитие ребенка в 5 месяцев

5 Нужно купить максимально удобный и красочный горшок, который должен быть все время поблизости. Пусть горшок первое время находится в детской комнате, чтобы малыш смог добраться до него по первой же необходимости;

6 Перед тем, как усадить ребенка на горшок, озвучьте, зачем это нужно. Называйте вещи своими именами: не используйте абстрактные выражения вроде «пись-пись». Малыш должен четко знать, зачем он идет на горшок и что он собирается делать. Это пригодится и в гостях, и при посещении ясли или садика;

7 Если у малыша произошла «авария», не ругайте его, а напомните о том, что есть для этого горшок.Вы можете выразить свое разочарование, но не более того. Ритуал хождения на горшок не должен ассоциироваться у ребенка с криками и шлепками;

8 Если же малыш удачно им воспользовался, нужно обязательно его похвалить. Вы даже можете предложить ребенку его любимое лакомство, чтобы посещение горшка было связано у него с самыми приятными эмоциями;

9 Предлагайте вашему малышу сходить на горшок каждый раз после того, как он поел или попил, а также перед сном;

10 Следите, чтобы вашему малышу было комфортно, так как только в этом случае он сможет расслабиться (вот тогда точно все получится).

Лучше всего начинать учить малыша пользоваться горшком в теплое время года. Во-первых, летом не страшно позволять ребенку бегать голышом. Во-вторых, появляется меньшая вероятность того, что сиденье горшка будет слишком холодным в нужный момент.

Некоторым детям свойственно стесняться взрослых. Если вы замечаете, что малыш уже долго и безрезультатно сидит на горшке, оставьте его в одиночестве.

Самым сложным этапом для многих семей является отказ от подгузников во время прогулок. Поэтому высаживайте кроху на горшок перед тем, как отправиться на улицу.

Если ничего не выходит, придется запастись несколькими парами сменной одежды.

Если есть возможность, заведите особый, портативный горшок для прогулок.

Он может отличаться мелкими габаритами и иметь закрывающуюся крышку. Ведь «ходить в кустики» не совсем гигиенично и эстетично.

Но главное, помните, что только наблюдательность, доброжелательность, хороший психологический настрой, терпение и похвала помогут вашему ребенку быстро научиться пользоваться горшком.

И еще, ни в коем случае не ругайте и не наказывайте своего малыша, ведь он еще не может также хорошо контролировать свой организм, как способны это делать взрослые.

Как выбрать горшок для ребенка?

Еще одной проблемой, которая может возникнуть у молодых родителей, может стать выбор горшка .

В магазинах представлен огромный ассортимент разноцветных моделей горшков. Но выбирать этот важный аксессуар только лишь по внешним характеристикам просто нелогично. Ведь в этом возрасте малышу будет абсолютно все равно, розового цвета его горшок или голубого.

При покупке горшка для малыша следует обратить внимание на следующие факторы:

1 Анатомические особенности. Для девочек наиболее предпочтительной будет круглая форма горшка, а для мальчика лучше приобрести овальный горшок.

Также маленьким джентльменам придется по душе горшок с небольшим выступом спереди.

Горшки, напоминающие седло, считаются более приемлемыми, чем простые «стульчики». Спинка, имеющая анатомический изгиб, поможет ребенку держать спину ровно.

2 Материал. Многие родители не зря отдают предпочтение пластиковым горшкам. Такой выбор объясняется не только более низкой ценой по сравнению с моделями из керамики или металла.

Пластик быстро принимает температуру тела и не так сильно остывает в помещении. Это очень и очень важно: сев на холодный горшок после теплых и мягких подгузников, малыш вряд ли останется довольным и захочет продолжать свое дело.

Интересно! Выбираем радионяню правильно

3 Устойчивая конструкция. Упав с горшка вместе со всем его содержимым в самом начале обучения, ребенок надолго запомнит, что этот предмет несет потенциальную опасность. Именно поэтому стоит выбирать модели из качественного, плотного пластика, устойчиво держащегося на ровной поверхности.

4 Никаких излишеств! В продаже можно встретить модели горшков с различными эффектами: звуковыми, световыми. Хоть эти дополнения созданы скорее для родителей, например, «музыкальные» модели подают сигнал о том, что горшок наполнен. Тем не менее, это может заинтересовать малыша, и он будет воспринимать горшок как игрушку.

По этой же причине не подходят модели необычных форм, украшенные забавными рисунками. Ребенок не должен уделять туалету больше времени, чем необходимо.

Почему не получается приучить ребенка к горшку?

Эта нелегкая наука далеко не всегда дается сразу всем малышам без исключения. Каждый ребенок – это маленькая личность с индивидуальными особенностями характера и развития. Поэтому нельзя сказать, что один и тот же подход будет одинаково удачно срабатывать с разными детками.

Ребенка, у которого на данный момент режутся зубки , достаточно сложно приучить к горшку.

В это время кроха испытывает постоянный дискомфорт, поэтому меньше всего сосредоточен на своих естественных позывах.

«Аварии» могут случаться и тогда, когда малыш слишком увлечен игрой и оттого не способен контролировать мочеиспускание.

Некоторые малыши, что называется, «схватывают на лету», и уже в годовалом возрасте беспрепятственно пользуются горшком. Для других же становится трудным освоить это дело и в 2, и в 3 года.

Но это совсем не значит, что дети, севшие на горшок позже остальных, чем-то отличаются в развитии, менее сообразительны или умны. Иногда «ранние» малыши в определенный момент начинают отказываться от своего навыка и справляют нужду совсем не там, где положено, как бы протестуя против воли родителей.

То, насколько быстро родителям удастся добиться желаемого, напрямую зависит от темперамента ребенка. Считается, что девочки поддаются обучению легче. А процесс привыкания к горшку у мальчиков, более склонных к «бунтарству», может протекать несколько дольше.

Дети, предпочитающие громким забавам изучение книг с картинками и игры с кубиками, научатся пользоваться горшком довольно быстро. А вот для непоседы с бойким характером придется придумывать целые церемонии для того, чтобы все-таки уговорить его сесть на горшок. Слишком активные малыши также могут просто не добегать до места назначения, доставляя тем самым массу забот маме.

Не получается приучить ребенка к горшку. Нужно ли обращаться к врачу?

Непроизвольное мочеиспускание для детей до 3-х лет – это совершенная норма. Но если такие случаи становятся слишком частыми, это может свидетельствовать о наличии скрытой патологии у ребенка.

По достижении определенного возраста наступает время, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку – в одних семьях этот процесс проходит безболезненно, а в других предстоит пережить немало истерик, связанных с нежеланием крохи справлять нужду не в подгузники, а туда, куда настойчиво рекомендуют взрослые. Существует несколько методов приучения к горшку, но все же не забывайте, что это вопрос индивидуальный, универсального подхода для всех детей быть не может.

С самого рождения ребенка родители сталкиваются с выбором - как, каким способом обеспечивать чистоту ребенка, как поступать с естественными продуктами его жизнедеятельности. На сегодняшний день существуют два принципиально разных подхода к этому вопросу.

В этой статье вы узнаете, как быстро приучить ребенка к горшку, и с какими трудностями можно столкнуться на этом пути.

Гигиена ребенка: подгузники и раннее высаживание на горшок

Первый , наиболее распространенный в настоящее время способ обеспечения гигиены ребенка заключается в том, что малыша одевают в некую специальную конструкцию, которая позволяет справлять естественную нужду в любое удобное для него время с минимальным вмешательством взрослого, фактически без такого вмешательства. Этой конструкцией в современном мире обычно является подгузник, то есть специальные трусы, в которые можно писать и не пачкать вещи вокруг. Например, на Востоке использовали необычную колыбель с дыркой в дне на уровне таза ребенка. Все выделения стекали туда безо всякого участия взрослого. Либо для этой же цели в колыбели использовалась специальная форма - деревянная наклонная дощечка. Народы Севера часто использовали в колыбелях лотки, выстланные мехом, мхом или тому подобными материалами. Эти приспособления служили для впитывания выделений и периодически чистились.

То есть в разные времена и в разных географических областях применялись всевозможные способы сохранения относительной чистоты младенца с минимальным участием взрослого.

Второй подход – высаживание ребенка на горшок – диаметрально противоположен первому. Он состоит в том, что ребенка держат в определенном положении во время актов выделения. Реализуя такой подход, мать или другие близкие взрослые учатся замечать сигналы, которые подает ребенок перед актами мочеиспускания, и держать его в такие моменты над специально отведенным местом. Высаживанию в настоящее время посвящено достаточно много практической литературы. Такой способ также имеет исторические корни; он использовался преимущественно в теплых регионах, часто у кочевых народов.

В целом, мы можем наблюдать, что на протяжении истории имели место самые разные способы ухода за детьми, это касается и области освоения гигиенических навыков.

Способ решения гигиенических вопросов исторически зависел от климата, в котором росли дети, и специфики образа жизни матери в конкретном регионе в конкретное время. Длительность и характер той фазы, когда родители решают за ребенка, как именно он будет справлять свою естественную нужду, всегда зависели от привычек и предписаний, которые приняты в культуре. Та же ситуация сохраняется и сейчас.

Как правило, раннее высаживание на горшок требует от матери большей включенности в уход за ребенком, а использование подгузника предоставляет больше свободы людям, окружающим малыша. Исторически, вероятно, наблюдалась та же картина. Чем более загружена различной (и часто удаленной от дома) работой была мать, тем больше вспомогательных средств привлекалось для ухода за ребенком.

В современном мире мать малыша может выбирать любой способ, более подробно изучив соответствующие источники. Решающим фактором является идеология той или иной социальной группы, предлагающей разные виды ухода. Близки ли матери идеи естественного материнства или она предпочитает более распространенный подход, все это определяет то, как она будет организовывать гигиену своего малыша первого года жизни. Кроме того, влияют и физиологические факторы: некоторые дети просто не переносят подгузники, реагируют сильным раздражением, и таким образом выбор совершается в пользу высаживания. Результаты любой системы, с психологической точки зрения, не имеют существенной разницы в долгосрочной перспективе. Можно использовать и методы приучения ребенка к горшку, и использование подгузников, и их комбинации.

Однако существуют некоторые опасности, с которыми могут столкнуться родители, как использующие памперсы, так и высаживающие детей.

Вы можете избежать неприятных последствий, если следуете некоторым принципам.

Если вы используете метод высаживания ребенка на горшок, то есть такой метод, когда ребенка держат над каким-то местом во время актов выделения. Существуют периоды, или эпизоды, когда ребенок не хочет с вами сотрудничать и сопротивляется высаживанию. То есть вырывается, отказывается писать или как-то еще показывает, что он недоволен происходящим. Нельзя настаивать, тем более в грубой форме, держа ребенка до тех пор, пока он все-таки не сдастся. Регулярное повторение таких экспериментов -абсолютное насилие над ребенком, эмоциональная травма для него. Последствия такой травмы многообразны и непредсказуемы. Это может быть деформация характера или нарушения психосексуального развития ребенка.

Если родители решили, что им удобнее использовать подгузники, они должны также соблюдать некоторые правила. Не держите ребенка в подгузнике постоянно. Давайте ему возможность знакомиться со своим телом и с тем, как происходит выделение. Это необходимо для формирования внутреннего образа себя, понимания процессов, происходящих с телом. Если вы держите ребенка в подгузнике круглосуточно, то, помимо физиологического вреда, вы можете повлиять на психосексуальное развитие малыша. Кроме того, у таких детей чаще формируется жесткая связь между актами выделения и пребыванием в подгузнике. Впоследствии у такого ребенка могут возникать трудности при попытках пользоваться горшком.

Сроки, когда нужно начинать приучать ребенка к горшку

Перед тем как начать приучать ребенка к горшку, нужно определиться, когда это лучше делать. Сроки формирования навыка использования горшка варьируются у разных детей в пределах от 1 года до 3 лет. Сроки приучения к горшку действительно индивидуальны, и сравнительно позднее приучение ничем не хуже раннего. Но сам факт раннего или позднего приучения к горшку оказывает влияние на родителей. Бытует довольно распространенное мнение, что у хороших родителей дети осваивают горшок рано. Это мнение никак не подтверждено научно. Однако в России традиционно принято форсировать тот момент, когда нужно приучать ребенка к горшку.

Это происходит так: родители настойчиво предлагают горшок, насильно сажают, очень настойчиво подлавливают ребенка при актах выделения, ругают ребенка за лужи и делают все, чтобы ребенок сел на горшок как можно раньше. Это вписывается в общую культурную тенденцию родительства в России. Считается похвальным раннее освоение самых разнообразных навыков и этапов (зачастую жестко завязанных на физиологию развития): ценится, когда ребенок рано сел, пошел, заговорил, научился читать и т.д. Сюда же относится и навык гигиены. Родители с гордостью сообщают, что их ребенок освоил туалет в год с небольшим. Эта тенденция может толкать родителей на то, чтобы форсировать процесс приучения к туалету детей, что всегда плохо отражается на отношениях ребенка и родителей, на эмоциональном фоне малыша и очень часто влияет на формирование характера ребенка.

В России сроки, когда нужно приучать к горшку, традиционно более ранние, чем, например, в Европе. При этом конечные результаты к трем годам у всех примерно одинаковые. Возможной причиной такого явления можно считать общую тенденцию отношения к телесным проявлениям: попытки взять под контроль телесные проявления, определенное их непринятие. Это находит свое воплощение, в частности, в раннем приучении к горшку как символу контроля над телесными проявлениями.

Отношение ребенку к собственной физиологии обусловлено нашим отношением к физиологическим явлениям. Иного пути выработки отношения к самому себе у ребенка нет. Он изначально не имеет брезгливости и предубеждения относительно продуктов своей жизнедеятельности и ориентируется на ваши реакции. Если вы относитесь брезгливо и нетерпимо к физиологической стороне жизнедеятельности человека, то так же ребенок со временем будет относиться к своему телу. Отношение к актам выделения имеет связь с принятием телесности вообще, с отношением к телу человека, с принятием или непринятием его, с идеями его изначальной правильности или порочности.

Как научить ребенка проситься на горшок: формирование навыка

Перед тем как начинать приучать ребенка садиться на горшок, чтобы облегчить этап перехода от подгузника, необходимо дать малышу почувствовать, что быть мокрым неприятно. Для этого необходимо, чтобы ребенок почаще ходил в обычном белье, а не в подгузнике (в котором он сравнительно долго может по привычке дискомфорта не ощущать).

Ребенок должен понимать, как устроено его тело и как оно работает. Постоянное пребывание в подгузнике такой возможности не дает. Это примерно то же самое, как приучить ребенка к тому, чтобы все время ходить в обуви при любых обстоятельствах. Тогда, естественно, он будет сопротивляться тому, чтобы обувь снять, если вы ему это предложите. Дети не склонны к переменам и противятся нововведениям. Ребенок начинает воспринимать памперс как естественное продолжение себя и условия своих выделительных актов. Этого не происходит, если ребенок ходит в подгузнике только время от времени.

Формирование навыка использования горшка начинается там, где ребенок добровольно с вами сотрудничает, сам пробует пользоваться горшком. Все те этапы, когда ребенка подлавливают или с помощью определенных звуков побуждают сходить в туалет, не являются здесь существенными.

Формирование любого навыка ребенка (а использование горшка - это именно навык) проходит несколько этапов. Для того чтобы ребенок был способен пройти эти этапы, его нервная система должна для этого созреть. Для приучения ребенка к горшку необходима способность отморозить мочеиспускание, почувствовав позыв. А для этого нужны специальные механизмы, которые постепенно формируются в коре головного мозга. Ребенок должен быть способен не только распознавать специфическое давление в области прямой кишки и мочевого пузыря, не только связывать это специфическое ощущение с происходящими потом процессами, но и быть способным произвести целый ряд действий, связанных с использованием горшка. Научить ребенка проситься на горшок как можно раньше не получится, ведь это комплексный навык, освоение которого требует времени. Чем раньше вы будете пытаться сажать ребенка на горшок, тем больше усилий (ваших и ребенка) будет потрачено. В любом случае, пока не созрела нервная система ребенка, он контролировать свои действия не сможет, сколь бы активны не были воспитатели. Форсирование событий не изменит физиологии ребенка, и он в любом случае сможет пользоваться горшком лишь тогда, когда созреет его нервная система.

Как быстро научить ребенка ходить на горшок: этапы и видео методики приучения

Приучать ребенка к горшку нужно постепенно, как советуют психологи и педиатры, на этом пути нужно пройти пять этапов.

1-й этап - знакомство. На этом этапе ребенок начинает интересоваться тем, как это происходит у взрослых; обычно в этот же период ему можно купить горшок. Важно, чтобы горшок стоял всегда в туалете, и ребенок пользовался им также в туалете, а не там, где принимают гостей или на кухне. Все внешние побуждения, исходящие в адрес ребенка от взрослого, работают лучше всего в тот момент, когда ребенок очень хочет быть как все взрослые. Научить ребенка пользоваться горшком как можно раньше не получится – до того момента, пока социальный мотив не созрел, все усилия родителей дадут минимум результата.

2-й этап - первые пробы. На этом этапе допустимо предложить ребенку сесть на горшок в те моменты, когда он сам этого хочет или вы предполагаете, что пришло время посещения малышом туалета.

3-й этап - частичное использование. Далее наступает довольно длинный этап, когда ребенок может делать свои дела то в горшок, то мимо. Задача родителей - набраться терпения и реагировать только тогда, когда ребенок все сделал правильно. Надо приучать ребенка к горшку как можно ласковее, не ругать за промахи, но хвалить за удачи. На этом этапе больше промахов, чем удач.

4-й этап - более уверенное использование. Этот этап во многом похож на предыдущий. Однако число удачных попыток теперь больше, чем число неудачных. Тактика сопровождения этого периода должна оставаться той же - хвалим за удачи, игнорируем промахи.

5-й этап - закрепление навыка. На этом этапе малыш практически умеет пользоваться туалетом, и неудачи случаются в редких случаях. Часто неудачи в этот период бывают связаны с недомоганиями. Несмотря на то что на этой стадии ребенок уже умеет пользоваться туалетом, неудачи также нормальны, как и на предыдущих стадиях. Не стоит, основываясь на том, что ребенок уже все умеет, начинать ругать его за промахи. Лучше проигнорировать эти эпизоды или поддержать ребенка, если он расстроен происшедшим.

Посмотрите видео «Приучение ребенка к горшку», годе даны полезные рекомендации родителям:

Чтобы приучать ребенка к горшку, можно использовать игры – как показывает практика, такой способ эффективен, если процесс с точки зрения родителей идет недостаточно быстро. Нужно понимать, что игры призваны скорее уменьшить тревогу родителей по поводу того, что нужно что-то предпринимать, чтобы обучить ребенка, нежели реальной необходимостью что-то делать в отношении приучения к туалету. Используйте игры, только если малыш уже достиг 3-4 стадии освоения туалета.

Ознакомившись с практическими советами на тему «Приучаем ребенка к горшку», не лишним будет узнать и о возможных трудностях, с которыми вы сможете столкнуться на каждом из этапов.

Как нужно начинать приучать ребенка к горшку: возможные трудности

Как показывает практика, научить ребенка ходить на горшок не так-то просто. На этом пути возможны определенные трудности.

В какой-то момент, примерно на 3-4 этапе, родители могут наблюдать такую картину: ребенок задумчиво сидит на диване и сообщает окружающим: «Я писаю!» Печально, но большое количество родителей думает при этом, что ребенок над ними издевается, вместо того чтобы бежать в туалет и писать там. Дело совсем не в злонамеренности. Просто малыш пропустил те предварительные сигналы, которые предшествуют самому событию: дискомфорту, давлению в области мочевого пузыря. Ребенок, находящийся на 3-4 этапе приучения, в ряде случаев не распознает предварительные сигналы, понимает, что происходит, уже в самом процессе. Стоит ему чем-то увлечься, и ситуация выходит из-под его контроля. В таком случае стоит сказать: «В другой раз иди писать в туалет». Не стоит ругать малыша за то, что он знал, а не пошел куда нужно! Дело просто в том, что узнал малыш, что происходит, слишком поздно. Разновидность той же ситуации - ребенок просится в туалет уже после того, как он написал в штаны. В таком случае не стоит думать, что малыш над вами издевается, тем более не ругайте, что он сделал это не туда, куда следует. Похвалите зато, что он правильно понимает, куда нужно писать, хотя еще и выполнить не может. Это именно то, что нужно отметить в данной ситуации: ребенок уже практически усвоил социальную норму - правильный способ обращаться со своими выделениями. Но это пока только в теории, а на практике еще не всегда получается. Есть сигнал, который он уже распознает, - мокрые штаны или сам процесс мочеиспускания. Но есть сигнал, на который ему пока трудно обратить свое внимание, - давление в мочевом пузыре. Пройдет немного времени, и ребенок научится распознавать его. Но это произойдет не раньше, чем тогда, когда мозг малыша созреет для этого достаточно. Должно еще пройти время, когда малыш не только научится замечать давление в мочевом пузыре, но и у него хватит ответственности, времени и умения успеть сесть на горшок, сняв при этом штаны. Это не такая простая задача.

Все, что требуется родителям в этой ситуации, - это терпение и выдержка.

К давлению можно отнести следующие действия:

  • удерживание ребенка на горшке против его воли;
  • высмеивание ребенка вследствие неудач;
  • любые виды наказаний за промахи в использовании горшка (ребенка нельзя ругать, бить, ограничивать его свободу и т.д.).

Основной способ приучения ребенка к горшку, который нужно использовать, - это поощрение удачных попыток. На неудачи нужно закрывать глаза. Они связаны с естественными ограничениями ребенка. В большинстве случаев он просто не может иначе.

Как научить ребенка ходить на горшок: способы поощрения при приучении

Какие бы способы, чтобы приучить ребенка к горшку, вы не использовали, малыша нужно поощрять.

  1. Хвалите за попытки использовать горшок. Даже если вы видите, что малыш сам сел на горшок, посидел немного, а потом написал в штаны, вам стоит похвалить его. Да, он не до конца скоординировал свои действия, но направление было правильным. Скажите ему: «Да, правильно, ты сел на горшок, туда писают!» То есть хвалите все действия в верном направлении. За правильные действия малыш должен получать одобрение окружающих. Но не переборщите с этим. Все-таки использование горшка вполне обычное дело, за это, как правило, «Оскара» не дают. Поэтому чрезмерное восхищение здесь неуместно. Дайте ребенку понять, что он сделал все правильно, но не падайте в обморок от восхищения. Это излишне. Да, он все сделал отлично, но вы и не сомневались, что у него получится. Такой подход отлично ориентирует детей.
  2. Ещё один совет, как приучить ребенка к горшку, – обязательно отмечайте тот факт, что малыш стремится с вами сотрудничать. Например, утром, когда вы уверены, что ребенок хочет в туалет, и предлагаете ему сесть на горшок, отметьте тот факт, что он без сопротивления это делает. Одобрение окружающих для ребенка - решающий фактор, который влияет на его поведение.
  3. Обращайте внимание малыша на то, что, когда он использует горшок, он остается чистыми.
  4. Основную роль в приучении к горшку играют физиологические механизмы. Но, безусловно, тут имеет значение и психологическая настроенность малыша. Чтобы приучить ребенка к горшку как можно раньше, используйте вдохновляющий пример для поддержки стремления освоить новый навык. Здесь неуместно сравнивать малыша с его ровесниками или детьми чуть старше. Это может его расстроить и породить чувство неполноценности. Лучше найдите подходящего сказочного персонажа, который нравится ребенку. Например, Карлсона трудно представить в подгузнике. Это было бы совершенно невозможно.

Даже при полном отсутствии усилий с вашей стороны ребенок не будет писать в штаны всю жизнь. Просто не существует нормальных здоровых людей, которые, даже при некоторой педагогической запущенности, не научились пользоваться туалетом. Случаи энуреза и энкопреза в более старшем возрасте, естественно, относятся к заболеваниям и никак не связаны с приучением к горшку. Малыш непременно научится делать так, как делает его окружение. Поэтому можно просто ждать и затем поощрять все попытки правильно пользоваться туалетом или горшком. Такой способ требует от родителей определенной выдержки, он не принят в нашем обществе и часто вызывает неодобрение окружающих. «Как, ты не приучаешь ребенка к горшку?!» - так возмущенно могут спрашивать ваши знакомые. Такой способ гораздо больше распространен в европейских странах. В нашей же стране, так или иначе, присутствует давление. Задача родителей - свести это давление к минимуму, не допустить агрессивного давления.

Здесь вы можете посмотреть видео, как приучить ребенка к горшку быстро и безболезненно:

Причины, почему ребенок не хочет ходить на горшок

Одной из главных трудностей в этой области является сопротивление ребенка освоению нового навыка. Речь идет об этапе, когда малыш уже достиг значительного контроля над своим телом и может до некоторой степени управлять актами выделения.

Ребенок может осознанно противиться использованию горшка и контролю посторонних над этой областью. Для малыша область его естественных нужд - это та область, где он чувствует себя хозяином положения и контролирует ситуацию. И при наличии напряжения в отношениях с близкими он начинает эту власть использовать, чтобы повлиять на окружающих. Порой ребенок до того сильно не хочет ходить на горшок, что может сдерживать акты выделения (часто это видно) и в конечном итоге делает свои дела только в тех случаях, когда решает сам (иногда в необычных местах, например, в шкафу или за занавеской). На той стадии развития, в которой происходит приучение к горшку, малыш формирует свои отношения с темой власти и контроля. И в ответ на давление ребенок приучается контролировать свои выделения не так, как просят окружающие, а противореча их воле. Область выделения - одна из первых, которые становятся подконтрольны малышу, и при нарушенных отношениях с родителями ребенок использует эту власть как средство борьбы.

Причины, почему ребенок не хочет ходить на горшок:

  • Слишком настойчивое приучение.
  • Чрезмерная требовательность родителей в других областях (например, настойчивость в вопросах еды).
  • Другие виды неправильного поведения родителей.
  • Могут быть и особые индивидуальные причины для такого поведения, возникающие у ребенка под влиянием его личного опыта или переживаний.

Причины такого поведения детей, как правило, тесно связаны с действиями родителей, но каждая ситуация такого рода индивидуальна.

Все подобные случаи, когда ребенок сознательно не хочет ходить на горшок, требуют вмешательства психолога; оттягивание обращения к специалисту усугубляет ситуацию.

Как надо приучать ребенка к горшку: ошибки при использовании методов приучения

Часто родители, не зная, как лучше приучать ребенка к горшку, совершают ошибки. Самые распространенные из них:

  • Попытки научить ребенка ходить на горшок как можно быстрее.
  • Насильственное приучение.
  • Негативное отношение к продуктам выделения. Изначально ребенок не испытывает отвращения к продуктам своей жизнедеятельности. Он считает свое тело и все с ним связанное, хорошим и правильным. Однако со временем, исходя из реакции взрослого, малыш начинает менять отношение к самому себе. Из реакции окружения ребенок понимает, что принято считать хорошим, а что - плохим. И являются ли физиологические процессы правильными или стыдными, отвратительными. Резко негативное, чрезмерно стыдливое отношение взрослых к продуктам выделения и вообще к телу ребенка закладывается в качестве основы его будущего самоотношения.
  • Чрезмерное внимание родителей к теме приучения к горшку, повышенный интерес к характеру выделений могут способствовать формированию мнительности и склонности к психосоматическим заболеваниям у ребенка:
  • Эксплуатация чувства стыда малыша при попытках повлиять на его навыки гигиены. Родители, замечая повышенную стыдливость ребенка, его застенчивость, которые часто проявляются в этом возрасте, пытаются грубо эти свойства эксплуатировать. Они начинают публично стыдить малыша, выставлять напоказ его промахи, думая, что в результате острого переживания стыда ребенок быстрее научится быть чистоплотным. Поскольку навыки контроля над выделениями жестко связаны с физиологической зрелостью организма, то и повлиять на них с помощью публичных унижений ребенка нельзя. А нанести малышу психологическую травму можно. Возраст от 1 года до 3 лет ответственен за отношения человека с чувством стыда. Если часто и грубо провоцировать у ребенка переживания стыда, то впоследствии, уже став взрослым, такой человек будет склонен к болезненной застенчивости, страху публичных действий, страху демонстрировать себя вообще. Родители таким образом могут сформировать хроническое чувство стыда у малыша. Во взрослом возрасте, помимо психологических и эмоциональных страданий, такое чувство кардинально препятствует успеху человека, заставляет его всю жизнь проводить как бы в тени, чтобы избежать мучительного переживания стыда, неуместности и неправильности своих действий.

Несколько фактов из практики освоения детьми навыка использования горшка:

  • Вначале ребенок учится контролировать выделения в дневное время, а лишь потом - в ночное. Как будет организовано поддержание чистоты в это время - зависит от конкретной семьи: где-то поднимают ребенка посреди ночи и несут на горшок, где-то долго используют подгузник. В любом случае на скорость обучения это не влияет. И ребенок научится оставаться сухим ночью лишь тогда, когда физиологически для этого созреет. Когда это произойдет, он либо не будет писать до утра, либо научится распознавать сигнал о наполнении мочевого пузыря даже во сне. Таким образом, если заполнение мочевого пузыря может разбудить ребенка ночью, то контроль за мочеиспусканием полностью сформирован.
  • Обычно ребенок быстрее учится пользоваться горшком при актах дефекации. Это происходит реже, сигналы более отчетливы, что помогает ребенку взять под контроль эти явления раньше, чем мочеиспускание. Однако бывает и в точности обратная ситуация. Это тоже нормально, не стоит пугаться. Просто дайте ребенку время освоить все процессы.
  • Малыш между 12 и 24 месяцами может сопротивляться тому, чтобы его продукты жизнедеятельности смывались в унитаз. Во-первых, он может воспринимать это как часть себя, хотя и отделившуюся каким-то образом, во-вторых, он испытывает гордость от того, что ему удалось сделать. Выход - в том, чтобы привлечь ребенка к выбрасыванию содержимого горшка и сочинить историю про путешествие, в которое это содержимое отправилось, исчезнув из вашего собственного туалета.

И единственное, что может быть опасным на этом пути, - чрезмерно активные или неправильные действия родителей, желающих как можно быстрее приучить ребенка к новым правилам.

И в заключение – ещё одно видео о том, как научить ребенка ходить на горшок:

Статья прочитана 759 раз(a).

Все педиатры, в независимости от своих медицинских взглядов и лечебных методик, согласны в том, как ребенка приучить к горшку – делать это лучше, когда малышу исполняется полтора-два года. Слишком раннее высаживание приведет лишь к тому, что процесс обучения растянется во времени.

Физическое развитие ребенка в шесть месяцев, к примеру, уже позволяет ему сидеть, но не позволяет мышцам удерживать экскременты. А вот после полутора лет дети могут уже потерпеть одну-две минуты. Однако темпы взросления все же отличаются, и у кого-то готовность может появиться немного или значительно позже, и это абсолютно нормально.

Обсуждая то, как приучить ребёнка к горшку быстро, нужно самим четко понимать, что ни один из способов не даст заметных результатов, если малыш не готов к такому серьезному шагу.

Можно выделить несколько основных признаков:

  • малыш подражает вашим действиям, мимике
  • перестает разбрасывать вещи и начинает их складывать
  • умеет отрицать и отказываться
  • уверенно стоит, наклоняется, встает и садится
  • самостоятельно может снимать и надевать трусики
  • остается сухим два часа, не меньше

С чего же начинать и как п риучить ребенка к горшку? Подыщите в детском магазине горшок самый яркий, с устойчивым основанием, заманчиво выглядящий. Если малыш при первом высаживании перевернется, вы потом в течении долгого времени не убедите его повторить попытку. Также дайте ему возможность самостоятельно с горшком ознакомиться, применяя любые подходящие ему способы.

Перед тем, как приучать к горшку ребенка, нужно добиться, чтобы малыш уяснил: эта пластиковая красота – его личная собственность. Дайте крохе его пощупать, разглядеть, присесть на него и даже погрызть и попинать.

Пусть горшок стоит на видном месте в игровом уголке, скоро он станет привычным. Если вы не знаете, как приучить ребенка к горшку, начните высаживать малыша на него не больше одного раза в день буквально на минуту и обязательно одетым. Когда привыкнет, можно сажать без подгузника. И не заставляйте ни в коем случае ребенка сидеть силой.

Чтобы понять, как быстро приучить ребенка к горшку, нужно уяснить: малыш должен осознавать, что от него требуется. Для этого посадите на горшок его сразу после того момента, как он испачкал подгузник, снимите мокрое белье прямо на горшке и положите его внутрь горшка. Удивительная способность малышей моментально учиться приводит к тому, что они очень быстро понимают, в чем смысл таких действий и тогда процесс привыкания идет быстро.

Еще один совет, как приучать ребенка к горшку – сажайте его в наиболее вероятное время: после сна, прогулки, еды. Радостно восхищайтесь удачным результатом и ни в коем случае не ругайте за промашки. Помните: в ночное время дети еще долго не могут себя контролировать так же хорошо, как днем. Да и днем вполне могут оконфузиться лет до 4-х. В этом нет никаких отклонений.

Процесс высаживания на горшок очень длительный, и требует много времени от родителей и ребенка.

Некоторые полагают, что нужно как можно быстрее приучить ребенка к горшку, а другие – что всему свое время.

Главное в этом деле сыграть на инстинктах малыша.

Когда нужно приучать?

По данным ВОЗ, врачи педиатры рекомендуют начинать процесс высаживания на горшок с 1,5-2 лет, когда ребенок будет понимать язык и интонацию взрослых. Только потом можно учить его ходить на него. В первое время придется постараться, чтоб ребенок, хотя бы не боялся этого предмета.

На инстинктивном уровне ребенок будут осознавать, что место справления нужды выглядит, как горшок.

По ночам этот естественный процесс будет осуществляться в подгузник, от чего появится раздражение – это станет уже неестественно для него.

При позднем высаживании, ребенок может попросту капризничать из-за того, что ему не нравится менять события и ему привычно жить так, как он делал это до затеи родителей.

Оптимально для ребенка будет начать изучать предмет с полутора лет. Он уже понимает родителей, слышит и различает интонацию. По просьбе взрослых он может сесть на горшок, даже не сделав дела.

Это говорит о том, что он принял новую вещь, и процесс ему не противен. Некоторые дети в силу характера и капризности не хотят сидеть на горшке долго, не могут сосредоточиться.

Поэтому:

  1. Всегда нужно отмечать время, когда ребенок сходил в туалет.
  2. Как часто он это делал.
  3. Может ли долго терпеть по просьбе родителей.

Если все эти параметры отчасти присутствуют даже в неполной мере, можно предлагать малышу варианты справления нужды.

Если приучить малыша слишком рано, все позывы будут истекать из побуждений «надо», а не «хочу».

Методики

Родителей интересует, как быстро научить ребенка ходить на горшок. Поскольку кроме старых способов уже стали придумывать новые варианты, как приучить ребенка к горшку, психологи разработали основные две методики для этого дела.

Трехдневная

Трехдневный процесс приучения ребенка к горшку потребует от одного родителя полной загрузки. Важно, чтобы ребенок проводил как можно больше времени с мамой или папой. Это благоприятно скажется на процессе.

Метод заключается в том, чтобы малыш освоил два направления:

  1. Когда нужно садиться.
  2. Когда можно вставать.

При этом дополнительно окунать его пальцы в воду, или включать кран, не стоит. Это миф о помощи – такие методы действуют только на взрослого человека.

Мама учит малыша

Мать или отец в первую очередь должны познакомить ребенка с горшком. Важно улыбаться и показывать, что он хороший и безобидный. Если малыш сможет сам проявлять к нему интерес, похвалите его. Одобрение до 1,7 года выражается иначе:

  • можно резко улыбнуться;
  • дать малышу печенье;
  • захлопать в ладоши.

Это будет ассоциироваться у него с положительной эмоцией, что он сделал хорошо, и мама с папой им довольны. Большую роль играет обстановка – не нужно отвлекать внимание на игрушки или какие-либо яркие моменты. Не включайте мультиков, не говорите по телефону. Отдайте все время ребенку, тогда это усилие будет результативно.

Первый день стоит посвятить изучению горшка. Налить воду в него, изобразить на себе, как туда присаживаться. Нужно объяснять малышу, зачем это было сделано.

Приучение к горшку играя

Второй день предлагается уже ребенку сесть на горшок. Он должен проявлять интерес, поэтому лучше всего делать это в игровой манере. Ролевые игры помогут приучить его за несколько часов. Сначала выполняется показательный пример – родитель учит игрушки ходить на горшок, затем предлагает сделать то же самое ребенку.

Третий день полностью посвящается учебе:

  • Важно остаться с ребенком наедине.
  • С утра предложите ему поиграть с горшком.
  • Понаблюдайте за реакцией.

Если малыш сходил в него сразу, нужно зафиксировать время. Это и есть тот момент, когда процесс приучения прошел успешно.

Недельная — как приучить ребенка к горшку за 7 дней

Альтернативный метод приучения к горшку заключается в работе с ребенком:

  • Показать ему, что представляет собой предмет.
  • Указать на его полезность.
  • Представить его, как необходимость в ежедневном использовании.

Суть метода – навязчиво предлагать малышу использовать горшок. Это может проявляться в игре, в просьбе, в необходимости. Подгузник при этом не одевается и лучше, если на ребенке будет минимум одежды, если в помещении тепло. Так будет удобнее использовать горшок, если малышу захочется туда сделать дела. В течение недели горшок всегда выставляется на видном место для ребенка.

Работать лучше системно, а не от случая к случаю. Малыш должен привыкнуть к появлению нового предмета. В конце недели родитель должен подвести итоги и показать, как ребенок уже освоил все правила.

Свободные тренировки

Этот метод заключается в быстром осваивании горшка в течение первых 2-3 дней, а потом процесс сводится к адаптации ребенка.

Сразу отметим, что для гиперактивных деток такие методы не подходят, а спокойным – можно предложить.

Анализ активности ребенка:

  1. Если он долго сидит на диване, значит, он пассивный.
  2. Длительная игра с одними и теми же игрушками говорит о спокойствии.
  3. Если малыш может часами смотреть мультики, петь песни и танцевать — это не повод считать его непоседой.

Многие мамы полагают, что ребенок, который не сидит за стулом, не ест самостоятельно, не может пролистать одну книгу до конца, является слишком активным и непоседой. Это не так, поскольку с научной точки зрения активные дети постоянно находятся в движении. Они могут сутками напролет двигаться, забывая о перерыве и приеме пищи. Такие дети часто засыпают там, где последний раз играли. Им не нужно читать сказки и укачивать.

Для этого необходимо словами пояснить, что от него требуется, а действиями и жестикуляцией сопроводить сказанное. В итоге слушая взрослого, малыш одновременно будет выполнять просьбы.

Многие считают, что такой метод не дает ребенку высказывать свою позицию, а сотрудники ВОЗ рассматривают этот вариант приучения, как самый оптимальный.

К тому же такие дети нередко быстро учатся и другим моментам:

  • Изучение навыков.
  • Есть столовыми приборами.
  • Самостоятельно вытирать рот салфеткой.
  • Убирать крошки.

После приучения, ребенок сам сможет проявить интерес к горшку, и особых благодарностей не нужно, даже конфет. Не стоит опасаться надевать ему одежду, он с радостью спустит штаны и сделает свои дела, как следует.

В следующие дни сразу же пройдет адаптация – начнется процесс обучения с горшком. Если в практике 3 и 7 дней дети только распознавали горшок, то в этом случае малыш тут же понимает, что от него хотят. Но не надо злоупотреблять детской понятливостью. Есть непосредственность, когда даже самый умный ребенок, может вылить содержимое горшка после опорожнения.

Многие родители спорят, . Кто-то считает, что это нужно делать, в год, а кто-то думает, что не стоит мучить ребенка до двух лет. Кто же прав?

Творческие идеи поделок для детей из ракушек вы можете посмотреть .

О методах и правилах приучения ребенка к горшку вы узнаете .

Что может помочь?

В качестве помощи можно приобрести горшок с музыкальным датчиком. Как только на него попадет жидкость, родители и ребенок поймут, что малыш сходил на горшок. Не стоит заставлять его постоянно им пользоваться. Важный аспект в приучении уже достигнут, дальше нужно следить, чтобы учеба положительно отражалась на малыше.

Если наблюдая за поведением ребенка, отмечается его несогласие сесть на горшок, не стоит насильно заставлять его это делать. Возможно, малыш не готов навсегда отказаться от подгузников.

Удобный детский горшок

Мать может также брать ребенка с собой в ванную комнату, чтобы показать, как мыть горшок, как вытирать. Как правило, малыши испытывают интерес к новым предметам, которые поваляются у взрослых. Позвольте ребенку присутствовать во время разных действий с его вещью. Если убедить малыша в том, что ему нужен этот предмет, проблем с учебой в дальнейшем не возникнет.

В заключении стоит отметить, что современные методы в этом плане не всегда действенны, и родители часто прибегают к личным умениям и бабушкиным советам. Ничего плохого нет, если малыша просто будут высаживать на горшок день за днем. Через месяц тренировок он привыкнет к нему, а дальше будет учиться сам ходить по делам.

Видео на тему

Переход от подгузников к горшку – очень важный и сложный этап в жизни не только ребенка, но и родителей. Ради достижения этой цели мамам и папам придется запастись большим терпением и выдержкой. Возможно потребуется проявить волю и даже смекалку.

Как быстрее приучить ребенка к горшку

Вот несколько советов, которые помогут родителям справится с поставленной задачей:

  • Красивый горшок

Немаловажным фактором успеха является сам предмет обсуждения. В детских магазинах продаются невероятное разнообразие детских горшков. Купите ребенку красивый и яркий горшок, с рисунками, наклейками с изображением героев любимых мультфильмов. Есть даже музыкальные детские горшки, которые, наверняка понравятся вашему малышу. Попробуйте использовать не только горшок, а специальное детское сидение для взрослого унитаза, многие детки с большим удовольствием сидят на нем.

  • Играем на горшке

Часто бывает так, что ребенок присев на горшок тут же вскакивает и убегает. И ничего удивительного — ведь для активного малыша просто сидеть на горшке — довольно скучное и унылое занятие. Попробуйте превратить этот не очень увлекательный процесс в увлекательную игру. Придумайте какие-нибудь сказочные сюжеты с участием любимых игрушек, или героев мультфильмов. Также можно читать ему в этот момент любимые книжки, или занять еще чем-то. Положите на дно горшка пищевой краситель и попросите малыша пописать. Ребенок придет в восторг от того, что цвет изменился и стал зеленым, или, к примеру, синим! Мальчика можно попросить целиться в разложенные на дне кусочки цветной бумаги или другие мишени. Главное, чтобы ребенку не было скучно.

  • Туалет по расписанию

Маленькие дети не могут контролировать свое желание сходить в туалет и часто забывают об этом, пока не станет слишком поздно. Особенно так бывает в процессе увлеченной игры. В этом случае вам нужно почаще предлагать ребенку сходить на горшок. Можно купить для этого специальный детский будильник с таймером. С помощью определенных сигналов у ребенка сформируется рефлекс, который будет стимулировать его сходить на горшок или в туалет. Также можно выработать у малыша привычку садиться на горшок в определенные часы (после завтрака и обеда, к примеру, и перед сном).

  • Покупаем красивые трусики

Купите ребенку много разных красивых трусиков, например, с их любимыми героями, зверушками или другими веселыми картинками. Пусть у малыша появится мотивация отказаться от подгузников. Скажите ему, что большие мальчики и девочки носят именно такие красивые трусики, а не подгузники.
Приведу пример с нашим сыном, который долго не хотел расставаться с подгузниками. В тот период он как раз полюбил героев из мультсериала «Трансформеры». Тогда эти герои были для него предметом обожания и примером подражания. Мы сказали сыну, что трансформеры не носят подгузники. И это сработало! Вскоре он отказался даже спать в подгузниках.

  • Приучаем ребенка к чистоте

Приучайте ребенка к сухой и чистой одежде, меняйте чаще мокрое белье, если днем малыш ходит без подгузников. Ваш малыш привыкнет к этому и будет испытывать дискомфорт, если трусики, ползунки или колготки будут влажными или грязными – это так же ускорит процесс приучения к горшку или туалету.

  • Развивайте малыша

Детская психология утверждает — чем выше уровень физиологического развития ребенка, тем быстрее он обучается и осваивает новые навыки. Развивайте своего ребенка, больше читайте ему, общайтесь с малышом, играйте с ним, пойте колыбельные перед сном. Доказано, что все эти факторы хорошо развивают малыша, и соответственно, способствуют стимуляции созревания детского мозга, что в свою очередь способствует быстрой обучаемости ребенка.

  • Маленькие хитрости

Наши бабушки и мамы часто использовали в качестве стимулятора к позыву мочеиспускания звук льющейся воды. Если горшок малыша находится в туалете – можно включить кран с водой, а если в комнате, то можно использовать две любые емкости для переливания воды. Иногда это тоже срабатывает и ребенок слыша звуки воды испытывает желание пописать.

  • Экспериментируйте

Есть еще много разных способов, помогающих приучить ребенка к горшку, но это не значит, что все они подойдут именно для вашего ребенка. Все дети индивидуальны и что подойдет одному, может не сработать в случае с другим. Не ленитесь, экперминтируйте, пробуйте разные методы, и, скорее всего, какие-то из них помогут и вам и вашему малышу справится с этой непростой задачей.

С какого же возраста нужно приучать ребенка к горшку?

А вот, что по этому поводу говорит популярный у российских и украинских родителей доктор Е. О. Комаровский.

Известный детский педиатр утверждает, что мозг ребенка способен сознательно контролировать выделительные функции примерно в 2,5-3 года. И чем ближе ребенок к этому возрасту, тем легче проходит процесс приучения к горшку. Понятно, что упорство родителей и сильное желание приводит к положительным результатам и в более раннем возрасте — в полтора года или даже в 6 месяцев, но тем не менее устойчивой привычки ходить на горшок, по крайней мере, до 2-х лет добиться будет сложнее.

Но существует и другое мнение. Как утверждают некоторые педиатры и детские психологи, отучить малыша от подгузников в более раннем возрасте (до 2-х лет) гораздо быстрее и легче, так как тут процесс обучения основывается на рефлексах (все как при дрессировке животных:)). По их мнению, в более старшем возрасте ребенку нужна будет сильная мотивация для отказа от привычки ходить в подгузник и соответственно понадобится больших затрат сил, времени и танцев с бубнами, чтобы убедить ребенка ходить на горшок. Ведь всё поколение детей, выросшее в «допамперсную» эпоху, были приучены к горшку в более раннем возрасте. Ну, не было тогда никаких подгузников и поэтому, когда мамам надоедало стирать бесконечное множество описанных ползунков — ребенка начинали высаживать на горшок. Примерно, к году-полутора практически все советские дети уже умели ходить на горшок. Спросите своих пап и мама — помнят ли они возраст, когда вы впервые самостоятельно стали садится на горшок.
Определенно, более ранний отказ от подгузников и приучение к горшку избавит родителей от лишних затрат на дорогостоящие памперсы и лишней стрики штанишек и ползунков. И поэтому родители должны сами выбирать, что им важнее — спокойные родительские нервы или экономия денег.

Безусловно, что цена на подгузники, необходимость маме выходить на работу, рассказы вашей свекрови о том, что ее сын уже в девять месяцев просился на горшок, аргументы серьезные, но не самые решающие.

Как понять, пора ли ребенка высаживать на горшок

Есть несколько субъективных признаков, которые дадут вам понять, что ребенок готов к высаживанию на горшок.
Вот некоторые из них:

  • Памперсы малыша более 2-х часов остаются сухими.
  • Ребенок хорошо и уверенно умеет ходить, садится на корточки — вставать.
  • Малыш может поднимать с пола предметы, складывать на место игрушки.
  • Ребенок может самостоятельно снимать и надевать трусики.
  • У ребенка развитая, осознанная речь, с помощью которой он может выражать желания.
  • Малыш понимает своих родителей и может выполнять простые просьбы.
  • У малыша сформировался четкий режим опорожнения кишечника.
  • Ребенок испытывает дискомфорт и выражает недовольство от ношения мокрых трусиков или грязных подгузников.

Не заметить готовность довольно сложно. Ваша интуиция и материнский инстинкт подтолкнет вас к правильному решению.

Не менее важна и ваша готовность приучения своего чада к горшку. Ведь для этого нужно уделять больше времени малышу, чтобы не пропустить нужный момент. Кроме того вам потребуется серьезная выдержка и самообладание, чтобы не нанести ребенку психологическую травму вашими истериками, криками и угрозами во время приучения к горшку. Если вы не хотите травмировать психику малютки вашими уроками, нужно не заставлять, а помогать: спокойно знакомить ребенка с навыками гигиены и, конечно, внимательно наблюдать за ребенком.

Почему ребенок отказывается ходить на горшок

Причины могут быть разные. И вот некоторые из них:

  • ребенку просто не нравится именно этот горшок. Попробуйте что-то изменить – если у вас нет возможности покупать новый горшок, наклейте на тот что есть веселую наклейку или картинку. Можете и вовсе его раскрасить, и делать это лучше с вместе с ребенком;
  • излишнее родительское усердие: возможно вы слишком настойчиво пытаетесь заставить малыша пользоваться горшком – он может отказываться просто в знак протеста, ведь ребенок, даже в таком возрасте, воспринимает себя независимой личностью. А любое давление на личность в любом возрасте будет восприниматься негативно. Наберитесь терпения и начните с начала – ваш напор даст результат, обратный желаемому.
  • горшок может быть холодный – погрейте горшок теплой водой, или сшейте на него чехольчик из теплой ткани;
  • горшок слишком большой или, наоборот, слишком маленький, одним словом – неудобный.
  • психологические проблемы (возрастной кризис) или семейные конфликты, например ссора с мамой или папой, реакция на разлуку с близким человеком, изменения в привычном жизненном укладе (отлучение от маминой груди, выход в детский сад, переезд и т.д.).

Не ругайте и не наказывайте!

Если ребенок сопротивляется и не хочет пользоваться горшком – ни в коем случае не заставляйте насильно, не ругайте и не наказывайте его. Сделайте перерыв, а через время снова повторите попытку.

Не удерживайте малыша на горшке много времени. Высаживаете только на несколько минут. Через время, когда он привыкнет, то сможет посидеть подольше.
Не давите на ребенка, не ругайте его, даже если он вдруг испачкал штаны или не попал в горшок. Не ждите быстрого результата. Ведь пройдет время и вы будете вспоминать об этом с чувством стыда и вины. Вы же не будете ругать вашего котенка, который оставляет лужицы на полу или ковре. Отнеситесь с пониманием и к вашему малышу. Ходить в туалет на горшок не заложено у детей в безусловных рефлексах от рождения. Для этого, бесспорно, нужны тренировки, навыки и формирование стойкой привычки. Быстрого и хорошего результата можно добиться только через формирование положительной мотивации к обучению и саморазвитию ребенка (ссылка на статью).
А если вы сами психологически не готовы к серьезному процессу обучения ребенка ходить на горшок, то лучше и не начинать этого делать. Если мама неуравновешенный человек, невыдержанный и склонный к истерикам и срывам, то лучше не пытаться приучать ребенка к горшку в раннем возрасте. Это приведет только к психическим травмам ребенка и мамы.

Будет ли успех?

Конечно, рано или поздно все детки начнут ходить на горшок, но в каком именно возрасте это произойдет, зависит от желания и усилий мамы и папы. И все-таки -сильно затягивать с этим не стоит. Если будете лениться, покупать подгузники ребенку придется еще долго.

Бесспорно утверждение и о том, что чем больше взаимопонимания между малышом и мамой, тем успешнее, безболезненнее и проще ребенок приучается к горшку. И помните, что дети очень любят радовать маму и ваша похвала, а также гордость за успехи малыша станет поистине волшебным средством.

Уважаемые мамочки, помните, что маленький ребенок — это человечек с еще не сформировавшимся сознанием, и ему, порой, бывает трудно понять — что вы от него хотите. Если вы видите, что ваш ребенок еще плохо вас понимает, не умеет делать свойственные для определенного возраста вещи, если он не умеет говорить — значит время приучать его к горшку еще не пришло. Не торопитесь, дождитесь своего часа — это будет стоить вам здоровых нервов и здоровой психики вашего ребенка. Ведь последствия неправильного, а тем более насильственного воспитания могут привести к непредсказуемым результатам. Каждая психологическая травма ребенка влечет за собой какие-то негативные последствия.

Будьте терпеливой, внимательной, ласковой и нежной, и тогда у вас и у вашего малыша все получится.