1. ЧЕТВЕРТЫЙ МЕСЯЦ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Вот уже и третий месяц позади с момента рождения малыша. У большинства деток к этому моменту нормализовалась микрофлора кишечника . Неприятные колики и частые вздутия животика из-за накопившихся газов уже не так часто мучают малыша.

В три месяца ребёнок научился дотягиваться до предметов, находящихся рядом с ним. Благодаря окрепшей опорно-двигательной системе и постоянно совершенствующейся мелкой моторике пальчиков, кроха легко захватывает и удерживает игрушку. Некоторые мамочки начинают вводить прикорм уже на 3 месяце.

В этом материале мы расскажем вам о том, что должен уметь маленький ребенок в 4 месячном возрасте, как правильно организовать режим дня и питание с прикормом, какой вес должен быть у четырёхмесячного малыша при нормальном развитии,как правильно укреплять мускулатуру грудничка,если он не переворачивается самостоятельно.

В этом возрасте кроха старается имитировать окружающие его звуки. В громкости, темпе и интонации звуков, которые он производит, можно обнаружить сходство с манерой разговорной речи родителей. Ребенок ярче выражает свои эмоции - радуется и улыбается при появлении мамы или папы рядом с ним, приглашает к общению.

Малыш хорошо видит объекты на расстоянии до 4 метров. Кроха старается фокусировать свой взгляд на объекте, находящимся в поле его зрения.

К 4-5 месяцам слух малыша развит практически также хорошо, как и у взрослого человека. Ребенок поворачивает головку к источнику, издающему звук, внимательно всматривается в ту сторону.

Мускулатура крохи заметно окрепла - лежа на животике , он может высоко поднять верхнюю часть туловища и голову, опираясь на крепкие ручки.

Некоторые четырёхмесячные детки уже умеют переворачиваться со спины на животик, но большинство крох пока только учатся делать подобные упражнения. Кроме ежедневного укрепляющего массажа, старайтесь почаще заниматься именно обучению переворотам: покачивайте его в разные стороны, подложив под спинку свои ладони ,легонько подталкивайте карапуза на бочок,заводя одну ногу за другую. Пускай малыш попробует перевернуться с бочка на живот самостоятельно.

Фото малышей на 4 месяце развития (начало четвертого месяца) :


ВАЖНО!

Читайте ребенку сказки на ночь и пойте колыбельные песенки. Полезно демонстрировать малышу театрализованные представления с игрушками и пальчиковые игры для психоэмоционального и фонематического развития. Чем больше вы будете заниматься с ребенком, тем быстрее он научится говорить со временем.

2. ЧТО МОЖЕТ И ЧТО ДОЛЖЕН УМЕТЬ ДЕЛАТЬ РЕБЕНОК В 4 МЕСЯЦА

Малыш должен без труда поднимать верхнюю часть туловища из положения лежа на животике, опираясь на вытянутые ручки;

Должен интересоваться происходящими вокруг него действиями, раздающимися звуками, услышанными запахами;

Поворачивать головку в разные стороны;

Тянуть в ротик попавшиеся под руку предметы в ротик;

Может уметь удерживать легкие предметы большим и указательным пальчиками;

Умеет неплохо имитировать услышанные звуки и голоса;

В конце 4 месяца умеет произносить некоторые слоги;

Должен реагировать на произнесенное взрослым свое имя.


Как помочь малышу научиться переворачиваться в игровой форме:

Любые навыки малыш лучше воспринимает и осваивает в процессе игры. Если ребёнок пока еще не умеет переворачиваться, рассказывайте ему веселые потешки, стишки и нежно прикасайтесь к разным частям тела, когда меняете положение его тела во время занятий.

Подготовьте место для упражнений. Подстелите на пол толстое одеяло и закрепите по бокам погремушки или колокольчики. Малыш будет поворачивать головку на раздающиеся звуки колокольчика и подаваться корпусом. Легонько помогайте повернуться ему на бок ладонью. Также можно использовать любимую яркую игрушку ребенка во время занятий - когда игрушка окажется в поле зрения крохи, то он будет тянуться за ней ручкой, переворачиваясь с бочка на живот.


3. КАК ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЖИМ ДНЯ РЕБЕНКА В 4 МЕСЯЦА

В таблице - вариант организации сна и бодрствования маленького человечка:


Многие родители сталкиваются с такой проблемой, как нежелание малыша засыпать согласно распорядку дня. Если малыш не приболел, у него нет проблем с пищеварением и не режутся зубки, то могут быть следующие причины: ребенок не может уснуть без укачивания на руках или без соски-пустышки , а также из-за слишком позднего отхода ко сну перевозбужденного крохи. Попробуйте укладывать его пораньше и обязательно приучайте засыпать без укачивания.

Для того, чтобы у ребенка всегда был отменный аппетит, выдерживайте каждый день одинаковые промежутки времени между сном и кормлением. В 4 месяца старайтесь соблюдать такую последовательность: сон малыша - кормление - прогулка на улице или развивающие игры - сон.

Сколько спит маленький ребенок в четыре месяца?

Днем грудной ребенок должен спать минимум несколько раз примерно по два часа. В ночное время - длинный, глубокий сон 11-12 часов с перерывом на кормление.

Во сколько малыш должен засыпать в дневное время?

У каждого крохи свой индивидуальный биоритм. Ориентируйтесь на признаки усталости - он начинает сосать свой пальчик, трет глазки, зевает,крутит головкой.

В вечернее время желательно укладывать малыша в промежутке между 19.00 и 20.00

Перед ночным сном обязательно соблюдайте одинаковый ритуал подготовки к укладыванию в кроватку. Например, поиграйте с крохой в спокойную игру, затем - расслабляющая ванночка с ромашкой, и колыбельная песенка , когда он уже лежит в кроватке. Если ребенок плохо спит ночью и часто просыпается (даже если не голодный),желательно обратиться к педиатру за консультацией и в случае необходимости пройти комплексное обследование.


4. ОСОБЕННОСТИ ПИТАНИЯ И ВАРИАНТЫ МЕНЮ ДЛЯ ЧЕТЫРЕХМЕСЯЧНОГО МАЛЫША

Грудной ребенок продолжает кушать молоко мамы (если по тем или иным причинам не переведен на искусственное вскармливание), но постепенно в его рацион питания вводится прикорм.

Ежедневный объем съеденного грудничком питания должен равняться примерно шестой части общего веса крохи (860-930 гр). Количество кормлений - 5-6 раз ежедневно, учитывая грудное.

Сперва включите в рацион питания ребенка овощное пюре - оно наименее аллергенное и легко усваивается пищеварительной системой малыша в 4 месяца. Самый первый прикорм сделайте не из смеси разных овощей, а из одного продукта. Давайте пюре понемногу, увеличивая количество прикорма постепенно ,чтобы пищеварительная система малыша адаптировалась к новому питанию.

Чем кормить малыша? Рассмотрим вариант меню с пятиразовым кормлением:




НАЖМИТЕ
НА ССЫЛКУ И РАЗВЕРНИТЕ СОВЕТЫ ПО ПРИГОТОВЛЕНИЮ ПРИКОРМА ДЛЯ МАЛЫША В ЧЕТЫРЕ МЕСЯЦА.

ВАЖНО!

В первую неделю вводите прикорм совсем понемногу. Основным продуктом кормления грудного ребенка по прежнему остается материнское молоко;

С первых дней введения прикорма кормите четырехмесячного малыша из ложечки, а не из бутылочки;

Если кроха уже был переведен на искусственное кормление, то сами порции должны быть поменьше, а интервал между приемами пищи побольше. Днем интервал составляет примерно 3,5 часа, ночью - около 8. Если малыш часто и обильно срыгивает,можно немного сократить интервал между кормлениями.

5. ВЕС И РОСТ МАЛЫША В 4 МЕСЯЦА

Сколько весит ребенок в этом возрасте?

Четырехмесячный кроха набирает от 19 до 25 граммов каждый день и за месяц к существующему весу прибавляется в среднем более 630 граммов - у мальчиков чуть побольше,у девочек - поменьше.


Вес

Вес ребенка в 4 месяца – какой должен быть? Средний показатель прибавки за весь четвертый месяц жизни малыша составляет ежедневно от 18 до 24 грамм в день, то есть к концу четвертого месяца жизни в среднем ребенок набирает от 600 до 750 грамм за месяц.

Вес мальчиков от 5,4 до 7,8 кг
Вес девочек - от 4,9 до 7,2 кг

Рост

В первые 3 месяца ребенок растет на несколько см. ежемесячно. За 4 месяц он подрастает еще на 2,5-3 сантиметра.

Рост мальчиков - от 58,5 до 64,7 см
Рост девочек - от 58,3 до 64,2 см


6. КАКИЕ БЫВАЮТ НЕДОМОГАНИЯ У ЧЕТЫРЁХМЕСЯЧНЫХ ДЕТОК

Причины, вызывающие повышение температуры:

Чрезмерная двигательная активность ребенка;

Появление первых резцов и покраснение десен;

Запоры, связанные с некорректным введением прикорма или неправильным режимом питания;

Продолжительное эмоциональное напряжение (плач с криком);

Тепловой удар или перегревание в жаркий день (в том числе - из-за укутывания не по сезону);

Простудные, воспалительные и инфекционные заболевания.

Причины, вызывающие кашель у малыша:

Воспалительные процессы в ЛОР органах (носоглотка, придаточные пазухи носа);

Острая респираторная вирусная инфекция;

Бронхиальная астма;

воспаление аденоидов ;

Попадание в гортань инородного тела;

Отравление и поражение ЖКТ инфекцией.

Что опасно!

√ если кашель сопровождается появлением зеленоватой мокротой, хрипами, кровью;

√ если кашель с частыми рецидивами и начался в ночное время;

√ если кашель развивается на фоне ОРВИ и не прекращается более 3 недель;

√ кашель появился неожиданно и поднялась температура до 38 и более градусов.

Почему плачет 4 месячный ребёнок:

мокрый подгузник или пеленка (монотонный и непрерывный плач) ;

Плачет из-за чувства голода (успокаивается сразу, как только предложить питание);

Малышу слишком жарко или холодно (в комнате надо удерживать температуру 20-22°С);

Чувство дискомфорта (тугой подгузник, грубая ткань нижнего белья, жмет обувь);

Испуг от резкого звука или другого внешнего раздражителя;

Ребенок может заплакать, если утомился и хочет спать;

Кролики или вздутие животика (прижимает ножки к животику, выпускает газики, сильно краснеет от перенапряжения и плача);

Высокая температура и плохое самочувствие от недомогания.

7. ВИДЕО ОБУЧЕНИЕ ПРИЕМАМ УКРЕПЛЯЮЩЕГО МАССАЖА ДЛЯ РЕБЕНКА В 4 МЕСЯЦА

В этом видео уроке наглядно продемонстрированы способы укрепления опорно-двигательной системы ребенка. С помощью специального массажа вы подготавливаете кроху к самостоятельному ползанию по полу. У малыша укрепляются мышцы ручек и ножек. Он учится переворачиваться со спины на животик и наоборот,а также ходить (пока с поддержкой) :

Что умеет ребенок в 4 месяца?

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте гуление малыша: выделите любимый звук сынишки или дочурки и попробуйте повторить его во время «монолога». Присоединяйтесь к «разговору» ребенка, и через некоторое время он начнет повторять звук уже за вами. Вводите в ваши «беседы» новые звуки (сначала надо брать гласные).

Осваиваем переворот

Чтобы помочь ребенку научиться (или тренироваться) переворачиваться на бок , поместите сбоку в детской кроватке большую яркую игрушку. Отодвиньте эту игрушку подальше, чтобы малышу приходилось тянуться за ней. После нескольких попыток младенца дотянуться до игрушки, пододвиньте ее к нему. Привяжите к ручке или ножке малыша бубенчик на ленточке – это очень понравится ребенку и позволит лучше ощущать свое тело.

На 4 месяце ребенок учится произвольно захватывать игрушки; движения при этом становятся более четкими и точными. У малыша возникают «ощупывания», он замечает возникновение и исчезновение предметов, их качества (например, тяжесть), способен соотносить различные свойства предметов (оптические, звуковые и т.д.).

Действия рук носят еще случайный характер, без целенаправленного волевого усилия. У младенцев начинает появляться повторное притягивание случайно схваченного предмета с последующим ощупыванием и рассматриванием: теперь кроха обследует предмет губами и языком, может бросить его в определенное место, например на пол, чтобы вызвать звук.

С 4 месяцев ребенок уже может лежать на животе, приподнимая корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук. Под ладони ребенка можно подкладывать плоские подушечки из поролона (1-1,5 сой). К подушечке нужно подобрать набор чехлов из разной по цвету и фактуре ткани (фланель, шелк, клеенку и т.д.). К другой стороне чехла неплохо бы пришить плоские пуговицы различной формы.

Лежа на животе и опираясь на предплечья, малыш держит ладони на поверхности подушечки. Взрослый берет руку ребенка за запястье и проводит ладошкой малыша по поверхности подушечки, стремясь вызвать ощупывающие движения.

Полезны упражнения с ленточкой и шнурком: когда младенец лежит на спинке, взрослый вкладывает ему в ручки гладкую ленточку, а затем шнурок с узелками. Осторожно потягивая за один конец ленточку или шнурок, взрослый побуждает малыша не только крепче схватывать предмет, но и перехватывать его.

Предлагайте малышу для захватывания предметы различной формы (мягкие игрушки, крупные кубики из конструктора, колечки разного диаметра и т.д.). Такие упражнения развивают и мелкую моторику , и осязание.

Игры-потешки

Мама сажает ребенка на подушку, ритмично подбрасывает, а потом скидывает или скатывает вниз:

  • Тушки-тушки, сели на подушке,
  • Пришли подружки,
  • Столкнули с подушки.
  • Подниму дочушку (сынульку) на крутую горку.
  • Бух! Покатились, с горки свалились.

Ребенок лежит на спине, мама сначала по очереди сгибает его ножки, потом сводит и разводит ручки:

  • Ножки-топтыжки пошли молотить,
  • Ручки-грабельки сено воротить.

Согнутые ножки приводить к животику, перевернуть на бочок:

  • Толкачики – рогачики, оп!
  • Перевертушки!

Тащить за ножки на себя:

  • Поехали – поехали за солью, за солью.

Мама стучит по пяточкам малыша в такт потешке:

  • Куй, куй, ковалек,
  • Подай сапожок,
  • На маленькую ножку
  • Золоту подковку.

Мама гладит своей рукой, а затем ручками малыша по называемым частям тела:

  • Тут лес (волосы),
  • Тут поляна (лоб),
  • Тут бугор (нос),
  • Тут – сердце живет (положите ручку ребенка и дайте ему послушать стук сердца).

Театр одной мамы

Чтобы ваш малыш с удовольствием слушал стихи и сказки, их надо рассказывать ярко и эмоционально. Можно даже устроить небольшой кукольный театр с помощью игрушек, имеющихся у вас в доме. С 3-4 месяцев дети с восхищением следят за маленькими яркими зверьками, у каждого из которых свой голос, тембр и ритм. К тому же таким образом малыши учатся воспринимать и передавать эмоции, вместе с вами радуясь вытянутой репке, плача над разбитым яичком, агукая вслед убежавшему Колобку…

Исследования ученых показали, что дети, которым с первых недель рассказывали стихи, в дальнейшем не имели никаких проблем с запоминанием больших объемов рифмованного ритмизированного текста (вы не мучились в школе, заучивая стихи?!). У них оказывался лучше развит фонематический слух, наблюдалась большая восприимчивость к иностранным языкам.

К четырем месяцам у грудничка проходят колики, поэтому он более спокоен и редко плачет. Эмоции малыша становятся более осознанными. Он легко узнает маму, произносит первые слоги, реагирует на знакомые и незнакомые предметы, любимые и нелюбимые игрушки. Давайте рассмотрим, что должен уметь ребенок в 4 месяца, и как ухаживать за малышом в этот период.

Что умеет ребенок в 4 месяца

  • Узнает знакомые лица и голоса, людей, которые постоянно ухаживают за малышом;
  • Узнает предметы и игрушки, выделяет любимые;
  • Хватает и удерживает предметы не меньше полминуты. В этом возрасте хватание уже не не рефлекторное, а целенаправленное;
  • Удерживает предметы в руках не менее полминуты;
  • Складывает ладошки и хлопает;
  • Самостоятельно трясет погремушку;
  • Поворачивается с живота на бок и на спину;
  • Приподнимается на руках с опорой на ладони, лежа на животе. При этом малыш может недолго держать голову;
  • При поддержании за подмышки малыш упирается кончиками пальцев на ногах в поверхность и может оттолкнуться;
  • Поддерживает бутылочку во время кормления;
  • Произносит первые слоги и повторяет за говорящим.

Особенности развития грудничка

Так как малыш еще малоподвижен, вес ребенка в 4 месяца имеет серьезную прибавку. За месяц он прибавляет до 750 кг. Средний рост грудничка составляет 60 см, а вес – 6 кг. Физическое развитие в 4 месяца по данным ВОЗ представлено следующими параметрами:

Развитие слуха и зрения заметно прогрессирует. В четыре месяца ребенок поворачивает голову в ту сторону, где слышит звук. Он различает знакомые голоса, прислушивается к музыке и даже качает головой в такт. В этом возрасте грудничок уже выделяет и предпочитает конкретные мелодии. Зрение ребенка воспринимает цвета, сначала – желтый и красный, затем – синий и зеленый. Малыш хорошо понимает яркие цвета и чистые оттенки, следит взглядом за передвижением предмета.

Психическое и эмоциональное развитие ребенка в 4 месяца отличает активность и повышенное оживление. Малыш хорошо реагирует на знакомые лица, голоса и даже игрушки, размахивает руками и ногами, смеется и улыбается в ответ человеку или предмету, которые узнал. Кроме того, он уже начинают узнавать и реагировать на свое имя.

Дети в этом возрасте легко произносят простые слоги, согласные звуки «б», «п» и «м», гласные «а» и «о». Младенец испытывает радость и страх, любопытство и обиду. Он изучает свое тело, рассматривает ночки и ручки, ощупывает волосы и лицо. Ребенку интересно смотреть на себя в зеркало. Улыбка и смех в этом возрасте происходят осознанно.

Правильный уход за малышом в 4 месяца

Питание четырехмесячного ребенка основывается на кормлении грудью, как и в предыдущие месяцы. Педиатры не рекомендуют вводить ранний прикорм и допаивать малыша, так как это негативно скажется на самочувствии, ухудшит иммунитета и нарушит работу пищеварения. Только полноценное грудное вскармливание в этом возрасте гарантирует правильное физическое и психическое развитие, способствует нормальному развитию организма. Питание грудным молоком поможет набрать малышу нужный вес и рост.

Введение прикорма для детей в 4 месяца врачи рекомендуют лишь, в крайнем случае, при нехватке грудного молока либо при отказе ребенка от груди. Также ранний прикорм месяцев начинают давать при смешанном либо искусственном вскармливании. При полноценном грудном вскармливании прикладывания к груди в этом возрасте заметно сокращается. Интервалы дневного кормления составляет 3-4 часа, ночного – около 7 часов.

Сон четырехмесячного грудничка составляет 10-12 часов с одним или двумя перерывами на кормление. Дневной сон, как правило, достигает двух-четырех раз по 1,5-2,5 часа. В среднем груднички в 4 месяца спят по 15 часов в сутки. Кстати, к четырем месяцам у большинства детей проходят колики , поэтому они чувствуют себя лучше, крепче и спокойнее спят.

Развитие ребенка также должно включать массаж и гимнастику, развивающие игры и купание. Можно активно проводить занятия по плаванию в ванной по полчаса в день. Применяйте упражнения по нырянию и поворотам, по плаванию взад и вперед, на спинке и животе.

Не забывайте о мерах безопасности и не оставляйте ребенка в воде без присмотра!

Массаж положительно влияет на физическое и психическое развитие грудничка, он успокаивает и расслабляет, укрепляет кости и мышцы. При процедуре используйте легкие массажные движения головы, рук и ног, спины. Во время массажа не давите сильно на тело, не сдавливайте и не царапайте кожу!

6:00 – I кормление;

6:30 – бодрствование (утренние процедуры гигиены, гимнастика и прогулки, развивающие игры);

8:00 – сон;

10:00 – II кормление;

10:30 – бодрствование (гимнастика, массаж и развивающие игры);

12:00 – сон;

14:00 – III кормление;

14:30 – бодрствование (прогулки и занятия)

16:00 – сон;

18:00 – IV кормление;

18:30 – вечернее бодрствование (прогулки, купание и плавание, подготовка ко сну);

20:00 – ночной сон с 1-2 перерывами на кормление.

Важно не забывать и о правилах гигиены. Ежедневно купайте ребенка и умывайте при помощи ватных дисков и чистой воды, прочищайте глаза, носик и уши. Подстригайте ногти не реже одного раза в неделю. В этом возрасте малыш трогает тело руками, сует пальцы в рот, глаза и нос. Важно, чтобы он не поранил кожу или слизистую. Подробнее о правилах гигиены грудничка читайте .

Внимательно подбирайте моющие и косметические средства, в том числе и порошок. Изучайте состав и избегайте химии, так как они часто вызывают сильнейшую аллергию у грудных детей. Кроме того, лучше не использовать различные детские крема и лосьоны.

Развивающие занятия и игры

Развитие слуха в этом возрасте значительно усиливается, поэтому постоянно разговаривайте с малышом. При этом используйте разные интонации и звуки, но не повышать голос и не кричать! Рассказывайте сказки и истории, пойте песенки. Желательно, чтобы истории сопровождались жестами, мимикой и иллюстрациями.

С четырех месяцев груднички хорошо воспринимают звуки, имитирующие звуки животных. Регулярно показывайте малышу карточки с картинками, произносите вслух названия и не сложные слова. Такие развивающие занятия и игры способствуют и более быстрому развитию речи.

Развитие слуха поддержит и различная музыка. Малыш уже может выбирать понравившиеся мелодии. В этот период ребенок лучше воспринимает отдельный звук, поэтому включайте звучание одного музыкального инструмента. Для занятий выбирайте быстрые ритмичные мелодии, под которые можно хлопать в ладоши с малышом, двигать ручками и ножками.

В качестве игрушек для такого малыша подходят разноцветные погремушки, пищащие резиновые зверюшки и небольшие куклы, мягкие игрушки со специальным наполнителем для развития моторики. Кроме того, подойдут развивающие коврики и музыкальные игрушки с кнопками. Не забывайте про книжки с красочными иллюстрациями и пальчиковые игры, про стишки и потешки.

Не переборщите с количеством цветов и яркими игрушками, так как малыш в 4 месяца еще не способен воспринимать многоцветные и перенасыщенные сочетания. Он будет быстро утомляться, поэтому не используйте предметы с содержанием свыше четырех цветов. И, конечно, тесный контакт с мамой остается главным в развитии каждого ребенка!


Что должен уметь ребенок в 4 месяца - интересуются молодые родители. Их беспокоит возможное отставание в развитии. Каждый малыш уникален. Он имеет свой собственный путь развития. Но существуют контрольные точки, определяющие норму. Отклонение от них - повод обратиться к врачу для получения корректирующего лечения. От родителей требуется следить за развитием крохи и помогать ему. Именно совместные усилия приведут к желаемому результату: малыш вырастет здоровым и счастливым.

Физиология - первый из оцениваемых показателей развития малютки. При контрольном посещении педиатра сначала проводятся взвешивание и измерение роста.

Вес и рост

В 4 месяца малютка значительно прибавил в весе и росте. По усредненным нормам, вес в 4 месяца должен находиться в пределах 6,5-6,9 кг. При этом за месяц кроха набирает 600-800 г. Рост крохи в этом возрасте составляет 62-63 см. За месяц малютка вытягивается на 2,5-3 см. Кроха становится физически более активным: ему больше не страшны колики, мучавшие в первые месяцы жизни.

Длительность сна

Кроха в 4 месяца спит от 12,5 до 15 часов в сутки. Часть сна малыш проводит на улице (при хорошей погоде). Но его активность повышается. Увеличиваются периоды активного бодрствования. В это время рекомендуется играть с ребенком и делать упражнения.

Активность ребенка

Основное время малыш пока еще лежит. Но уже появились новые движения. Кроха начинает:

  • подолгу держать головку, находясь на руках у взрослого;
  • поднимать головку и удерживать ее в положении лежа на животике;
  • поднимать головку из положения лежа на спинке;
  • пытаться опираться на локти в положении лежа на животике;
  • поворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • брать понравившуюся игрушку и класть на место.

Иногда, лежа на спинке, кроха сгибается уголком, будто пытается сесть. Но усаживать его еще нельзя: требуется подождать, пока малютка самостоятельно освоит этот навык.

Правильный уход - залог здоровья

С появлением крохи жизнь семьи кардинально меняется. Новорожденный малютка требует особого ухода. Кормления, прогулки - все четко расписано по часам.

А четырехмесячный малыш требует не только соблюдения всех правил распорядка, но и эмоционального участия домашних.

При этом не следует торопить события: некоторые упражнения с ребенком делать рано. А грамотное выполнение других поможет крохе интенсивно развиваться.

Купание и прогулки

В 4 месяца ребенку обязательно следует бывать на свежем воздухе. Гулять с крохой рекомендуется дважды в день. Продолжительность прогулки - 2 и более часов. При этом важно учитывать характер погоды. Во время сильного ветра, дождя или мороза требуется отложить прогулку и остаться дома.

Пока еще кроха на улице спит. Поэтому перед выходом следует покормить малютку: так он поспит подольше. Для прогулки следует выбирать места вдали от дорог и предприятий. Идеально подходят парки и городские скверы. Купать карапуза рекомендуется за 30-60 минут до ночного сна. В это время следует избегать активных игр и громких разговоров. Малыш должен подготовиться ко сну.

Питание грудничка: можно ли вводить прикорм?

Педиатры считают: следует начинать докармливать малютку не ранее 4-го месяца жизни и не позже 6-го. Малюткам на искусственном или комбинированном вскармливании рекомендуется давать соки. Их пищеварительная система готова к получению дополнительного питания.

Крохам на грудном вскармливании рацион пока не расширяют. Перед началом прикорма рекомендуется получить консультацию участкового педиатра.

Распорядок дня

Для здорового развития требуется соблюдать режим. Его следует придерживаться каждый день. Распорядок жизни четырехмесячного крохи должен включать:

  • пробуждение от ночного сна;
  • утренние процедуры;
  • кормление;
  • активные игры, гимнастику;
  • первый сон;
  • кормление;
  • игры, массаж;
  • прогулка и сон;
  • возвращение с прогулки, кормление;
  • игры;
  • игры с мамой;
  • кормление;
  • купание;
  • ночной сон.

Часы мамочка устанавливает самостоятельно. Это зависит от характера и предпочтений крохи и ее собственных.

Какие навыки осваивает малыш

За первый год жизни малыш проходит огромный путь в своем становлении. Четвертый месяц - важный этап для малютки и его семьи. Важно знать контрольные точки показателей развития.

Психологическое развитие младенца в четыре месяца

Оценить развитие ребенка невозможно без анализа его психологических показателей.

Зрение

Кроху интересуют все движущиеся или яркие предметы. Он останавливает на них взгляд и следит за их перемещением. В 4 месяца малыш узнает лица близких. Он улыбается, если в комнату входит мама.

Слух

Малютка интересуется приятной музыкой, улыбается, если слышит веселую мелодию. Он уже различает членов семьи по голосам. Не оборачиваясь, определяет, кто вошел в комнату.

Речевое

Кроха начинает петь. Он издает протяжные звуки, подолгу прислушиваясь к их звучанию. Губы и язык пока в таком разговоре не участвуют.

Физическое развитие

Вес малыша увеличился почти на 3 кг. Появились новые возможности для движения.

Захват предметов

Кроха может взять интересующую его игрушку, рассмотреть и положить ее на место. Большой пальчик в захвате пока не участвует. Скользкие и тонкие предметы малютка ухватить не может.

Перевороты

Малютка переворачивается со спинки на животик и обратно. В положении лежа он подолгу держит головку.

Подготовка к ползанию

Если мамочка плотно прижмет стопы лежащего на животике крохи, он попытается оттолкнуться и продвинуться вперед. Движение происходит рефлекторно. Но при регулярном упражнении малыш быстрее начнет ползать.

Эмоциональное развитие

В 4 месяца поведение малютки сильно отличается от поведения предыдущих месяцев. Внимательные родители должны знать контрольные точки эмоционального развития.

Эмоции

В 4 месяца кроха испытывает сильные эмоции. Он способен:

  • радоваться;
  • огорчаться;
  • удивляться;
  • проявлять интерес.

Чувства эти сильные, но кратковременные. Основные способы проявления - плач, радостный крик, дрыганье ручками и ножками, улыбка. Некоторые детки начинают смеяться. Посторонним людям бывает иногда сложно понять, что испытывает малыш.

Рефлексы

У крохи начинают угасать некоторые рефлексы. Он перестает:

  • отталкиваться при ощущении опоры под стопами в положении лежа на животике;
  • захватывать вложенный в его ручку палец взрослого;
  • вскидывать ручки и делать попытки обхватить себя при резком звуке, ярком свете.

Но появляется еще один рефлекс. Кроха поднимает туловище из положения лежа на животе и старается удержаться.

Социальные проявления

Кроха начинает общаться с членами своей семьи. Он с интересом слушает ласковую речь, отвечает гулением. Родителям следует подолгу разговаривать с крохой. Малыш часто не хочет общаться с незнакомыми людьми. Он отворачивается, плачет. Взрослым следует подождать, пока карапуз успокоится и привыкнет к ним.

В 4 месяца малыш знает все движения, совершаемые мамой: он может ухватить и подать ей одежду, подгузник . Эти навыки рекомендуется ласково поощрять.

Развитие мелкой моторики

Карапуз начинает развивать мелкую моторику. Он с интересом рвет или сминает шуршащую бумагу, ощупывает игрушки с фактурной поверхностью. Важно давать безопасную бумагу, следить за тем, чтобы малютка не брал ее в рот.

Различия в развитии мальчиков и девочек

В 4 месяца по физическим показателям мальчики чуть-чуть опережают девочек. Но психоэмоциональное развитие в этом возрасте у малюток женского и мужского пола идет одинаково.

Как помогать малышу развиваться

Члены семьи должны помогать четырехмесячным малюткам правильно развиваться. Торопить события не рекомендуется. Но совместные игры, массаж, гимнастика не только поможет деткам, но и укрепит отношения в семье.

Игры с ребенком

Как играть с крохой в 4 месяца - вопрос актуальный. Малыш подолгу проводит время на детском коврике. Он рассматривает картинки, нажимает клавиши и слушает издаваемые звуки. Важно разместить коврик в безопасном месте на полу, подальше от острых углов мебели. Малышу интересны «Ладушки», «Сорока-ворона». Он охотно слушает песенки, стихи, особенно в исполнении мамочки.

Играть с крохой можно в любое время, когда он бодрствует. Но за 30-60 минут до укладывания активные игры рекомендуется прекратить. Малыш должен успокоиться для здорового крепкого сна.

Массаж

Можно попросить врача назначить укрепляющий массаж. Его проводит медсестра. Но гораздо важнее массажировать кроху самой маме. Полезно совмещать массаж с гимнастикой. Делать процедуры рекомендуется после того, как малыш проснется, и перед купанием вечером.

Массировать тельце следует обязательно теплыми руками.

Важно при этом ласково разговаривать с крохой. Малышу нравятся веселые стихи, песенки, потешки. Темп речи должен совпадать с движениями рук мамочки. Вечерний массаж отличается от утреннего. Его не следует совмещать с гимнастическими упражнениями. Движения рук должны быть медленными, голос мамы - тихим, стихи и песенки - спокойными.

Упражнения с крохой

Для 4-месячного ребенка обязателен комплекс развивающих упражнений. Для полноценного развития крохе необходимы различные тактильные ощущения. Малыш с удовольствием изучает поданные мамой фактурные поверхности.

Во время упражнений маме обязательно общаться с крохой. Требуется называть предметы, повторять слова с четкой артикуляцией. Полезно брать малютку на ручки, поглаживать его по спинке, танцевать с ним. Ребенок ценит такое общение. Малыш интересуется красивыми картинками в книжках. Мамочка должна разделить его восторг. Карапуз должен чувствовать любовь и заботу близких.

Какие игрушки подходят в данном возрасте

Не следует безжалостно избавляться от старых погремушек: они еще интересны крохе. Но требуется дополнить их новыми:

  1. Малютка с интересом подолгу изучает прорезыватели: их можно ощупывать пальчиками и кусать деснами.
  2. Шуршащая бумага развивает мелкую моторику и дополняет тактильные ощущения.
  3. Мячики из ткани удобно брать. Их можно катать и кидать. При случайном падении они не нанесут вреда.
  4. Полезно играть мешочками из плотной ткани с наполнителями. В мешки можно зашить крупы или пуговицы.
  5. В 4 месяца крохе можно читать книжки из ткани и пластика. Они имеют яркие иллюстрации. При желании книги можно погрызть, а потом вымыть с мылом.
  6. Для купания подойдут пищащие уточки, рыбки, яркие кораблики. Малютка с интересом ловит их ручками.

Перед тем как дать ребенку новую игрушку, следует ознакомиться с информацией о рекомендуемом возрасте. Нельзя допускать, чтобы малютка играл предметами с мелкими острыми деталями: они могут быть опасны для него. Все игрушки следует содержать в чистоте. Это необходимо для предотвращения заболеваний малютки.

Четыре месяца – один из переломных периодов в развитии ребенка. Адаптация к окружающей среде к этому возрасту заканчивается, врожденные рефлексы вытесняются осознанными действиями, но вопрос о том, что должен уметь ребенок в 4 месяца остается насущным для многих пап и мам.

Развитие ребенка в 4 месяца

Четырехмесячный ребенок продолжает активно познавать собственное тело и совершенствовать навыки по его освоению.

Двигательные навыки

  1. В этом возрасте уже должен быть сформирован первый физиологический изгиб позвоночника – шейный лордоз. Внешне это проявляется уверенным удерживанием головки.
  2. По мере развития второго изгиба малыш становится подвижнее, приподнимает головку из положения лежа на спине и на животе, может опираться на предплечья.
  3. Большинство детей уже осваивают все варианты поворотов тела: на спинку, на животик, на бочок и в горизонтальной плоскости.
  4. Некоторые особо шустрые детишки используют новые навыки для перемещения в избранном направлении или даже предпринимают попытки ползать.
  5. Не исключено, что маленький человек может попытаться сидеть или даже вставать, хватаясь и подтягиваясь за прутья кроватки, но в столь нежном возрасте это навыки необязательные и довольно редкие.

Важно! Нельзя сажать и ставить малыша до тех пор, пока он сам не начнет пытаться это делать. Фиксировать сидячее положение тоже не нужно: способность сесть и способность удерживать тело в этом положении – разные вещи, малыш сам меняет позу, ориентируясь на собственные ощущения.

Отношение к новым возможностям собственного тела тоже очень разное. Ребенок может начать применять их при каждом подходящем случае и бурно протестует против попыток сдерживать его активность, но бывает и наоборот. Убедившись, что у него все получается, маленький мыслитель погрузится в длительные размышления о том, стоит ли заниматься «этими глупостями». Между фактическим освоением навыка и его активным практическим применением может пройти несколько недель или даже месяцев.

Темпы физического развития ребенка очень индивидуальны: кто-то развивается, будто сверяясь с учебником педиатрии, кто-то движется по собственному, порой очень нестандартному графику. Может быть так, что грудничок уже предпринимает попытки сидеть и ползать, но не умеет переворачиваться и обучается этому намного позже средних сроков. Если малыш совершенно здоров, волноваться не стоит. Так же не стоит сравнивать навыки ребенка с навыками любого другого ровесника, включая родных сестер и братьев и, тем более, не стоит во что бы то ни стало, пытаться форсировать события.

Важно! Принципиальных различий в развитии девочек и мальчиков в этом периоде еще нет. Темп развития малыша в большей степени зависит от состояния здоровья, наследственности и маминого внимания.

Познание окружающего мира (перцепция)

  1. Зрение малыша постепенно обостряется, и мир вокруг становится шире. Ребенок уже способен четко различать объекты, находящиеся на расстоянии более метра и фокусировать взгляд на особо интересных деталях. В этом возрасте детки начинают различать разные оттенки знакомых цветов, сознательно рассматривают детали обстановки. Смена обстановки, появление новых предметов в детской вызывает бурные эмоции. В этом возрасте малышу уже можно начинать показывать книжки с крупными яркими рисунками.
  2. Хватательный рефлекс замещается сознательным выбором, захватом и пока неловкими манипуляциями с заинтересовавшим предметом. Малыш берет игрушку, «пробует на зуб», трясет, рассматривает ее. Очень правильное решение – предложить крохе резиновые игрушки-пищалки.
  3. Младенцы уже улавливают простейшие причинно-следственные связи и запоминают последовательность действий. Например, при переодевании ребенок может «подать» маме чистый подгузник или что-то из одежды. Такие действия можно и нужно поощрять, обращаться к малышу с просьбой, хвалить, если у него получится ее «выполнить». Наличие обратной связи стимулирует физическое, психическое и интеллектуальное развитие малыша, обогащает его пассивный словарный запас.


Речевое развитие

  1. Четырехмесячный младенец хорошо различает привычные звуки, активно реагирует на них, мелодично «подпевает», произнося нараспев отдельные слоги.
  2. В этом возрасте проявляются первые попытки имитировать мимику и интонации взрослых. Детки экспериментируют с интонацией и тембром голоса, подолгу повторяют одни и те же слоги.
  3. Груднички уже могут вступать в диалог, в ответ на сказанное мамой издают разные звуки. Чем больше мама разговаривает с ребенком, тем активнее идет становление речи.

Эмоциональное развитие

  1. В четыре месяца маленький человек открывает для себя новые способы коммуникации, спектр эмоций резко расширяется. Детки выражают свое отношение к происходящему изменением интонации или каким-то специфическим звуком, улыбкой, активными движениями. Смех – реакция не обязательная для этого возраста и если кроха уже умеет смеяться, это считается опережением развития.
  2. Один из признаков нормального развития маленького человека – эмоциональная двигательная реакция на музыку. Услышав любимую мелодию, малыш размахивает ручками и ножками, смеется или издает другие звуки. Такую же реакцию вызывает голос мамы или папы.
  3. Люди, которых ребенок видит редко, воспринимаются им как незнакомцы, даже если это родная и горячо любящая бабушка. На гостей дети реагируют по-разному: кто-то охотно идет на ручки практически к любому человеку (в присутствии мамы, разумеется), кто-то избирателен, кто-то воспринимает любые проявления внимания со стороны третьих лиц в штыки. Как ни странно на первый взгляд, но мнение маленького человека нужно уважать и дать ему время привыкнуть к незнакомцу.
  4. Малыш уже реагирует на отражение в зеркале, может корчить рожицы собственному отражению. У него проявляются первые признаки чувства юмора – ребенка уже можно рассмешить.

Удивительно, но в таком юном возрасте человек уже способен запоминать особо яркие или повторяющиеся события. Известны случаи, когда в возрасте двух-трех лет дети довольно подробно описывали отдельные эпизоды своего грудничкового детства.

В первые годы жизни физическое и психическое развитие может происходить неравномерно: прорывы в одной из сфер иногда притормаживают развитие другой. Это может быть заметно еще с трехмесячного возраста, однако со временем наметившиеся разрывы выравниваются.

Видео календарь развития ребенка от 4 до 5 месяцев

Как заниматься с ребенком

Процесс развития ребенка идет постоянно, с самого рождения, поэтому немаловажно уделять время разнообразным занятиям и играм с малышом, включая их в повседневное общение.

Пальчиковые игры

Кроме простейших пряток за пеленкой досуг можно разнообразить пальчиковыми играми.

Игрушки

Для развития волевой сферы и координации движений маленькому человечку можно предлагать взять сразу две разные игрушки. Малышу можно показывать, как скатывается по наклонной плоскости игрушка на колесиках. Такие игры стимулируют развитие логического мышления. В этом возрасте уже можно пробовать использовать для развития ребенка развивающие коврики.

Волшебные мешочки

Очень важное значение имеют тактильные ощущения. Для малыша можно сшить небольшие мешочки из разных материалов и наполнить их разными видами круп. Исследование материалов разных фактур развивает мелкую моторику, что в дальнейшем ускорит становление речи.

Обогащение словарного запаса через общение

Пассивный словарный запас ребенка постоянно пополняется и чем больше с ним разговаривать, тем быстрее малыш начнет понимать маму. При переодевании, кормлении можно и нужно комментировать свои действия, называть задействованные предметы или части тела. В обращениях к малышу желательны немного утрированные интонации и эмоции, а также четко выраженные паузы между фразами. В четыре месяца маленький человек уже способен «поддерживать разговор», издавая определенные звуки и сочетания звуков. Малыша можно просить показать, где находятся любимые игрушки, определенные части тела, хорошо знакомые предметы и обязательно хвалить его, когда ему удается правильно отреагировать на вопрос.

Прослушивание музыки

Очень полезно прослушивание детских песенок и классической музыки, игры с имитацией разных звуков. Если ребенок издает какие-либо звуки, мама может их повторять, строя диалог с малышом.

Если что-то пошло не так

Молодым мамам рекомендуется вести дневниковые записи и фиксировать достижения малыша. Во-первых, по записям проще сориентироваться, насколько соответствует возрасту развитие крохи и при необходимости вспомнить важные детали. Следует заметить, что педиатры очень не любят нестандартные варианты становления тех или иных навыков у детей и официальные записи в карточках не всегда соответствуют действительному положению вещей. Во-вторых, эти записи через годы и десятилетия подарят массу милых воспоминаний.

Если у малыша никаких патологий нет, но он чего-то еще не умеет, это еще не повод для паники. Иногда в таких случаях бывает достаточно уделить ребеночку немного больше внимания.

  • отсутствие интереса к игрушкам;
  • отсутствие реакции на звуки и приближение родителей;
  • отсутствие ярко выраженных эмоций;
  • блуждающий взгляд и нескоординированность движений глаз;
  • улыбка, не связанная с происходящим;
  • пониженная двигательная активность;
  • неспособность удерживать головку;
  • отсутствие гуления.

Если за малышом замечен хотя бы один симптом из списка, нужна консультация педиатра. Лучше убедиться, что проблема сравнительно легко корректируется и вовремя устранить ее, чем упустить ранние признаки серьезных патологий.