Речь ребёнка - показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи – важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных – «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребенка зависит от множества факторов: особенностей физического развития, эмоциональной связи с родителями.

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов , включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  1. Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей - всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  2. Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения - мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи - эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени - всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  3. . Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  4. Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок - важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков - важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Развивая речь ребенка важно учесть его возрастные особенности, а также индивидуальные психологические факторы, которые оказывают на него влияние.

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже - будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей - поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут - это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут - вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Родителям важно помнить, что у всех детей разный темп развития и целью должно стать не говорение фразами ребёнка в полтора года, а планомерное освоение разговорного навыка.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Ежедневные простые упражнения помогут ребенку активно развивать речевые навыки. Достаточно уделять занятиям 15-20 минут в день.

  1. Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» - всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.
  2. Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  3. Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят - наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице - «гулять».
  4. Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки - это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость - она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее - нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить - подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  5. Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  6. Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Используйте логопедические упражнения и игры, направленные на формирование речевых навыков.

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать - «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал - повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент - он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя - подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом - лучший способ понять своё дитя.

"Которая из них?"

Сядьте на пол вместе с ребенком. Найдите три каких-нибудь непрозрачных емкости (очень подойдут, например, жестяные банки из-под продуктов и т.п.). На глазах у ребенка положите под одну из банок маленькую игрушку. Медленно передвиньте банки, меняя их расположение на глазах у ребенка. Пусть теперь он возьмет одну из банок, под которой, по его мнению, находится игрушка. Если ваш малыш не понял, поднимите банку и покажите ему игрушку. Покажите ему также, что под остальными банками ничего ни спрятано. Играйте с ребенком и подсказывайте ему ответ до тех пор, пока он не поймет суть происходящего и не сможет играть без вашей помощи.

"Подбери фигурки"

Эта игра понравится вашему ребенку и будет снова и снова привлекать его внимание. Соберите несколько формочек для печенья. Постарайтесь взять те из них, чьи очертания знакомы малышу, например, имеющие форму известных ему животных, елочных игрушек и других предметов. Обведите одну из формочек. Дайте ребенку ту формочку, чей контур вы обвели. Покажите ему, как положить формочку на рисунок таким образом, чтобы их очертания совпали. После того как вы обведете несколько формочек для печенья и покажите ребенку, как совместить их с их контурами, дайте ему две формочки и один контур. Теперь посмотрите, сумеет ли ваш малыш сложить их так, чтобы их очертания совпали. Когда вы увидите, что ребенок понял суть дела, дайте ему контуры других фигурок и другие формочки для печенья.

Картинки-головоломки

Соберите несколько картонных коробок, украшенных какими-либо картинками. Вырежьте и затем разрежьте каждую такую картинку на две части, чтобы получилась головоломка.

Разрежьте так, чтобы они имели различную форму. Дайте малышу одну из частей какой-нибудь картинки. Другие же кусочки картинок смешайте и разбросайте по полу. Поговорите с малышом о той части картинки, которую он держите в руках, - о ее цвете, форме и других особенностях. Помогите ему найти подходящую к ней часть. Продолжайте игру, используя другие фрагменты картинок. Помогайте ребенку, пока он не научится играть сам.

Эта игра развивает мыслительный процесс. Ребенок слышит слово, у него возникает ассоциация, и он находит нужный предмет. Возьмите большую сумку для покупок. Попросите малыша принести вам вещи, чтобы положить их в сумку. Каждый раз называйте лишь один предмет, который ребенок будет по вашей просьбе класть в сумку. Всякий раз говорите ему "спасибо". Отберите предметы, принадлежащие самому ребенку, которые он может достать и принести вам: любимую игрушку, серебряный столовый прибор, одеяло, полотенце, зубную щетку.

Игра в "одинаковое и разное"

Дайте ребенку три одинаковых предмета, например чайные ложки. По очереди берите каждую ложку, называйте ее и делайте вид, что вы что-нибудь едите ею. Дайте ребенку подержать каждую ложку, чтобы он ощутил ее форму и текстуру. Замените одну из ложек вилкой. Попросите малыша дать вам ложку. Попросите его дать вам другую ложку. Возьмите вилку и назовите ее. Сделайте вид, что вы едите ею что-то. Дайте вашему ребенку подержать вилку, чтобы он ощутил ее форму и текстуру. Положите две ложки и вилку. Попросите малыша дать вам вилку. Похвалите его, если он сделает правильный выбор.

"Зеленые горошины"

Посадите ребенка на его высокий стул. Положите перед ним несколько горошин. Возьмите одну горошину, положите ее себе в рот и скажите: "Ой, как вкусно!" Попросите малыша взять горошину. После того как он положит ее себе в рот, скажите: "Правда, хорошо?" Расскажите ему о горошинах, об их цвете, форме и т.д. После того как малыш закончит есть, прочитайте стишок и, подражая горошинам, делайте все, как рекомендуется ниже.

Зеленые горошины

В своем стручке лежали,

Одна к другой прижавшись,

Тихонечко дремали.

(Лягте на пол.)

Так много времени пришлось

В стручке им провести,

Но вдруг они проснулись

И начали расти.

(Начинайте подниматься с пола.)

Растут они, растут,

Растут, не устают.

(Продолжайте подниматься.)

И скоро, скоро, скоро

Уже наступит срок -

Их солнышко пригреет

И лопнет вдруг стручок!

(Подпрыгните высоко.)

Группирование предметов по форме

(для детей от 1 года 4 месяцев и старше)

На занятии у ребенка закрепляется умение группировать однородные объекты, ориентируясь на слова такой, не такой, выполнять простые действия с предметами: нанизывать на стержень.

В качестве дидактического материала используются 2 пирамидки разной формы: одна с кольцами, вторая - с квадратами.

Мама показывает пирамидку с кольцами. Сняв первое кольцо, объясняет, что в этой пирамидке все кольца вот такие, круглые (держит кольцо так, чтобы ребенок хорошо видел его форму) Разобрав пирамидку, раскладывает кольца в ряд, справа от основания стержня. Опять подчеркивает, что колечек много и все они круглые.

Демонстрируя пирамидку, состоящую из квадратов, также обратите внимание ребенка на форму каждого предмета. Разложив бруски слева от стержня, поясните, что теперь на столе две дорожки: одна такая, другая вот такая. Затем предложите ребенку собрать круглую пирамидку. Помощь взрослого необходима при выравнивании сторон и углов квадратной пирамидки. Затем предложите ребенку надеть на стержень квадратные бруски. Когда обе игрушки будут собраны, обратите внимание ребенка на то, что они разные.

Когда ребенок будет в следующий раз снова собирать пирамидку, учите его по мере необходимости выравнивать углы и стороны квадратов.

Занятие длится 5-8 минут и проводится 2-3 раза.

Для более старшего ребенка можно перемешать кольца и квадраты произвольно, предлагая сгруппировать их по форме и надеть на стержни.

Закрепление полученных знаний и умений происходит в самостоятельных играх с предметами.

Размещение больших и маленьких вкладышей разной формы в соответствующих отверстиях

(для детей от 1 года 8 месяцев и старше)

Вам понадобятся 6-8 решеток (размер каждой 17,5 на 35 на 0,5 см) с четырьмя большими (4,5 на 4,5 см) и пятью маленькими (3 на 3 см) квадратными отверстиями и с аналогичным количеством вкладышей; 2-3 решетки с прямоугольными большими (3 на 5 см) и маленькими (2 на 3 см) отверстиями и с соответствующим комплектом вкладышей; 2-3 решетки с треугольными большими (4,5 на 4,5 на 4,5 см) и маленькими (3 на 3 на 3 см) отверстиями. Высота всех вкладышей равна 1,5 см.

Вначале мама показывает ребенку решетку с большими и маленькими квадратными отверстиями и объясняет, что в "домике" (решетке) имеются большие и маленькие "окна". Затем демонстрирует большие и маленькие вкладыши квадратной формы. Поясняет, что окошки можно закрыть. Большим вкладышем можно закрыть большое окошко. Ребенок наблюдает, как это действие выполняет мама, предварительно примерив вкладыш к отверстию. Маленькое окошко тоже можно закрыть (маленький квадрат помещается в маленьком гнезде).

После этого мама предлагает малышу взять любой вкладыш (большой или маленький), рассмотреть его внимательно, затем, сравнив предмет с отверстиями на решетке, найти окошко такой же величины, примерить к нему вкладыш и затем закрыть. Аналогичные действия производятся с другим вкладышем. Затем ребенок самостоятельно выполняет задание.

Если малыш испытывал на предыдущих занятиях затруднения, ему предлагаются именно те решетки, которые использовались при объяснении задания. Если малыш был успешен, ему даются решетки с большими и маленькими другой формы (например, прямоугольными и треугольными).

При необходимости мама помогает детям методом "рука в руке" размещать вкладыши определенной формы (квадратной, прямоугольной, треугольной) в соответствующих гнездах, соотнося углы предметов и длину прямоугольников.

Ребенок действует одновременно только или с квадратными, или прямоугольными, или треугольными предметами. Форма предметов не называется, их можно называть общим словом игрушки.

Показ каждого предмета сопровождается словами "такой", "не такой", "большой", "маленький". В основе объяснения лежит наглядный показ предметов, слова носят вспомогательный характер, употребляются только по мере надобности. К месту употребленное слово организует, углубляет восприятие. Лишние слова на данном занятии могут нарушить целостность зрительного восприятия, отвлечь детей от основной задачи. Важным оказывается также способ подачи материала.

Размещение резко различных по форме вкладышей в соответствующих отверстиях

(для детей от 1 года 9 месяцев и старше)

Ваша цель - закреплять умение детей группировать однородные предметы по форме, соотносить разнородные, осуществлять одновременно выбор предметов из двух заданных форм.

На занятии можно использовать 6-8 решеток размером 17,5 на 35 на 0,5 см, имеющих по 10 отверстий (5 одной и 5 другой формы). К каждой решетке нужен набор из 10 вкладышей соответствующей формы.

На занятии используются вкладыши и решетки с отверстиями следующих форм: квадратная-круглая, квадратная-треугольная, квадратная-овальная, прямоугольная-круглая, прямоугольная-треугольная, круглая-треугольная, треугольная-овальная.

Покажите ребенку решетку с круглыми и квадратными отверстиями. Пять круглых отверстий диаметром 3 см каждое должны быть в правой части решетки, а в левой - пять квадратных отверстий (сторона квадрата - 3 см). Внимание ребенка фиксируется на том, что в домике (решетке) имеются разные окошки - такие и вот такие. Этими словами сопровождаются жесты взрослого, обводящего рукой форму окон. Потом покажите вкладыши и поясните, что у вас есть много игрушек и они тоже разные: такие (круглые) и вот такие (квадратные). Затем, демонстрируя еще раз решетку и вкладыши одновременно, подчеркните, что окна можно закрыть. Взяв круглый вкладыш, примерьте его к соответствующему окну и закройте круглое отверстие, а квадратный вкладыш после примеривания разместите в квадратном отверстии.

После такого общего показа и объяснения можно перейти ко второй части занятия. Выясните, как ребенок понял задание. С этой целью дайте ему круглый вкладыш и предложите рассмотреть его внимательно, затем найти такие окошки в домике, показать их и закрыть. Аналогичные действия ребенок производит с квадратным вкладышем. Следует учитывать, что круглый вкладыш легко входит в соответствующее отверстие, а вот квадратный может войти только при соответствующем совпадении углов вкладыша и отверстия. Вот здесь-то и нужна ваша помощь. Взяв руку ребенка, помогите ему найти соответствующий ракурс и разместить вкладыш в гнезде.

Дети, выполнявшие предшествующие занятия, обычно выполняют задание быстро и правильно. В работе с ними нет необходимости использовать расчленение задания, детальное рассматривание, сопоставление сенсорных свойств предметов.

Затем ребенок самостоятельно выполняет задание. При размещении вкладышей квадратной, прямоугольной или овальной формы, ребенок сможет все внимание сосредоточить уже не только на соответствии предметов по форме, но и на координации мелких мышц руки при совмещении углов и линий.

Как уже было сказано, масса тела ребенка за этот год обычно увеличивается на 2,5-3 кг. Но если ваш ребенок "запаздывает", не спешите паниковать: иногда рост и масса в таком возрасте изменяются как бы скачкообразно. Главное, чтобы ваш ребенок был здоров, весел и хорошо ел, а масса нарастет! И вообще, гораздо больше проблем возникает у детей с избыточной массой тела, а не у худых.

Рост в течение второго года жизни увеличивается на 12 см, причем интенсивность его постепенно замедляется. Как и вес, рост может оставаться неизменным в течение нескольких месяцев и только в предпубертатный и пубертатный период (от 12 до 17 лет) наблюдается его резкий скачок.

К двум годам уже должны прорезаться клыки. Но порядок прорезывания зубов может варьировать.

Увеличение окружности головы, шедшее весьма интенсивно в первый год (с 33-35 см до 45-46 см), замедляется и составляет около 2-х см.

По сравнению с полуторалетками, у двухлетних малышей особого изменения в позвоночнике не происходит, поскольку окостенение и формирование основных физиологических изгибов позвоночника заканчивается.

  • Какой режим дня предпочтителен для двухлетнего ребенка

Многие дети к полутора годам начинают позднее засыпать, когда их укладывают первый раз днем, и иногда вовсе не засыпают второй раз. Это говорит о том, что их уже можно переводить на одноразовый дневной сон. Конечно, не исключено, что условия могут измениться, и вам снова придется перейти на двухразовый дневной сон. Обычно это связано с изменением погоды: после теплых летних дней приходит похолодание, или с наступлением лета вы выехали на дачу или на море. Свежий воздух, обилие новых впечатлений приводят к тому, что ребенку вновь необходимо спать днем дважды. Естественно, что заболевший ребенок обязательно должен спать днем не менее двух раз.

Двухразовый дневной сон просто необходим в этом возрасте детям ослабленным или чересчур подвижным и эмоционально возбудимым, поскольку они во время бодрствования затрачивают гораздо больше энергии, чем спокойные дети.

Переход на одноразовый дневной сон нужно осуществлять постепенно. Нельзя резко менять режим дня. Такое внезапное изменение режима способно вызвать у ребенка переутомление, которое будет проявляться чрезмерным возбуждением, капризничанием, раздражением, снижением аппетита.

Режим дня в переходный период может выглядеть примерно так: кормление в 7.00, 11.00, 15.00, 19.00 часов, а дневной сон может начинаться с 11.00-12.00 и продолжаться до 14.30- 15.30. Укладывать ребенка спать нужно начиная с 20.00. Тогда, если он встает в 6.00-7.00 часов, период бодрствования составит около 10 часов.

Начиная с 1 года 8 месяцев этот режим несколько меняется: кормления в 8.00, 12.00, 16.00 и 20.00 часов, а сон с 12.00-13.00 до 15.00-15.30. Вечером ребенка нужно пытаться уложить с 20.00 до 21.00 часа.

К двум годам ребенок способен не спать шесть часов подряд. И с этого возраста режим дня приближается к таковому у дошкольников.

  • Укладывание спать

Иногда ребенок плохо засыпает и спит беспокойно. Обычно это связно с тем, что родители не соблюдают режим дня. Это касается и времени отхода ко сну, и поведения перед сном. Вы уже знаете, что если ребенок перед сном занимался активными играми (сам или с вашим участием), бегал, резвился, то ему нужно время, чтобы успокоиться. И не нужно ровно в 20.00 "впихивать" его в кроватку и заставлять заснуть, да еще и побыстрее (чтобы самим посмотреть любимый сериал). Если уж вы не смогли обеспечить ребенку перед сном спокойную игру или чтение книжки, то перенесите время укладывания в кровать на 30-40 минут. Режим дня ребенка это нарушит не существенно, зато его нервная система за это время успокоится. Вообще нужно укладывать ребенка спать всегда в одно и то же время. Это же относится и к еде. Тогда у ребенка возникает (постепенно) условный рефлекс и к определенному времени он начинает засыпать сам.

Моя младшая дочь ("жаворонок" по природе), привыкла ложиться спать в 21.00. Однажды детская передача, которая обычно выходила в одно и то же время, задержалась примерно на 40-50 минут. (Выступал кто-то из тогдашних лидеров СССР). Мы были заняты своими делами, зная, что ребенок смотрит мультфильм. Когда передача закончилась, мы обнаружили, что малышка крепко спит. То есть она заснула именно в то время, в которое засыпала обычно.

Очень часто родители, волнуясь, что ребенку будет холодно, ставят кроватку возле батареи или обогревателя. Между тем единственно верным средством, содействующим быстрому засыпанию и обеспечивающим хороший сон, является свежий, прохладный воздух. Если ребенку слишком жарко, он будет спать плохо. Хотите проконтролировать холодно ли ребенку во время сна или нет - пробуйте его носик, так же, как вы это делали на прогулке. Чтобы ребенку было не холодно, лучше одеть его на время сна в пижаму, а на ноги надеть носочки. Можно укрыть его пуховым одеялом, а если такового нет, то просто накрыть его вторым одеялом. Можно использовать спальный мешок (специально для детей), который не дает детям раскрываться во сне.

Летом хорошо укладывать ребенка спать на свежем воздухе. Если вы на даче или на море, то выберите для этого тихое тенистое место (например, в саду). После того как ребенок уснул, можно накрыть его легкой, пропускающей воздух тканью (марля, тюль и т. п.), чтобы малышу не досаждали насекомые.

Многие родители, желая, чтобы ребенок поскорее заснул, носят его на руках, качают в коляске, кроватке, поют ему песни, дают пустышку. Эти приемы, возможно, и эффективны, но способствуют формированию стереотипа, когда ребенок без этих приемов уже не может уснуть. Если вы в дальнейшем не сможете поддерживать этот стереотип, то лучше его не формировать. Например, я, будучи еще молодым, катал свою старшую дочь в коляске по тряской дороге, чтобы она быстрее уснула. Она действительно стала засыпать почти мгновенно - как только колеса коляски начинали отбивать "дробь", катясь по гравию. Но когда пришла осень, а затем и зима, катать коляску стало затруднительно, у нас начались проблемы с засыпанием. Что же касается пения перед сном, то это неплохой способ успокоить ребенка после веселых, активных игр. Кроме того, это еще и элемент эстетического воспитания. Особенно хорошо пение перед сном, если исполнитель (папа или мама) обладает неплохим слухом. Что же касается укачивания, то это однозначно ни к чему.

У ребенка в полтора года желания постоянно находятся в противоречии с возможностями, а возможности - с общественными нормами. Поэтому у многих детей на этот возраст приходится пик детских истерик. Подумайте сами, как еще можно реагировать на ситуации, когда ты только-только научился подносить табуретку к определенному месту в кухне, забираться на нее и открывать кухонный шкафчик, чтобы покопаться в столовых приборах, а родители тебе это запрещают? Или тебе очень хочется покататься на велосипеде старшего брата, но ноги никак не достают до педалей… Только и остается, что рыдать и топать ногами от безысходности!

Вообще, перечень того, что умеет делать полуторогодовалый ребенок, довольно впечатляющ: он танцует, поднимается и спускается по лесенкам, умывается и чистит зубы, пытается одеваться и раздеваться, довольно ловко орудует ложкой и вилкой, разрисовывает каракулями любую печатную продукцию, до которой ему удается добраться. Он выполняет несложные просьбы родителей (включить компьютер, принести из ванной веник и т.д.), играет в любимые игрушки и знает названия многих предметов, находящихся в квартире и на улице (некоторые малыши уже знают названия некоторых действий, употребляют указательные местоимения). Он невероятно любопытен и приносит с улицы в карманах целые горсти камушков, сухих листьев и иных предметов, привлекших его внимание. У него достаточно развита память, он имеет представление и своем распорядке дня, соотносит простые действия с их результатом. Он более разумен и осторожен, чем полгода назад: он принимает во внимание свой негативный опыт и старается избегать действий, имевших в прошлом для него неприятные последствия (не засовывает пальцы в щель между дверью и косяком, не хватается за горячий утюг и т.д.)

Чему научится ребенок в ближайшие полгода

К двум годам у многих малышей развиваются определенные навыки самоконтроля: они уже не переживают свои неудачи так бурно, как несколько месяцев назад. Впрочем, здесь все зависит от темперамента конкретного ребенка и воспитательных способностей родителей. У малышей в этом возрасте резко повышается уровень социального интеллекта: они учатся взаимодействовать не только с взрослыми, но и с другими детьми. Продолжается развитие речи (малыш пополняет свой словарный запас и уже учится складывать отдельные слова в предложения) и обучение навыкам самообслуживания (многие педиатры считают возраст 18-24 месяца оптимальным, чтобы начинать приучать ребенка к горшку). Научившись категоризировать объекты окружающей среды (на основании сходства и различия относить из к одному или разным классам), ребенок проявляет интерес к их отдельным характеристикам - цвету, размеру, форме. Некоторые малыши от манипуляций с предметами постепенно переходят к ролевым играм (не просто компонуют между собой предметы, а помещают их в воображаемую ситуацию).

Как развивать ребенка в этом возрасте

Для того, чтобы воспитать в ребенке ответственность и научить его сотрудничеству , вовлекайте его в домашние дела: давайте ему несложные поручения во время приготовления обеда, уборки квартиры. Не ругайте его, если какие-то вещи у него не получаются: лучше покажите, как это можно сделать лучше.

Для развития коммуникативных навыков давайте малышу возможность пообщаться со сверстниками и более старшими детьми.

Стимулируйте физическую активность крохи: у карапузов этого возраста масса энергии, которую им нужно куда-то выплескивать, и если не предоставлять им возможность набегаться на улице и наиграться, то разрушительных действий дома будет не избежать.

Объясняйте ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо – это поможет привить ему базовыепредставления о морали . Объяснения (и ваш личный пример) намного быстрее и эффективнее научат его правильному поведению, чем наказания.

Обязательно читайте книги ребенку: это способствует расширению кругозора, стимулирует любознательность, обогащает словарный запас .