Простой, но эффективный способ опроса родительской общественности образовательного учреждения касательно ключевых вопросов жизнедеятельности школы и осуществления образовательного процесса:

  • реализации образовательного минимума согласно программам;
  • внеурочной деятельности и дополнительного образования;
  • школьной воспитательной работы;
  • оптимизации и улучшения условий осуществления учебно-воспитательной деятельности.

Поскольку традиционных форм общения с законными представителями и родителями детей, которое осуществляется в рамках индивидуальных бесед, родительских собраний, мастер-классов и родительских конференций, бывает недостаточно для сбора информации относительно тех или иных образовательно-организационных вопросов, в школе используют анкетирование. Каждая анкета для родителей в школе - способ узнать больше об учащихся, их семьях, интересах, образовательных потребностях, лояльности семей в вопросах сотрудничества и взаимодействия со школой и прочем. Ввиду стабильной нехватки времени на обсуждение ключевых вопросов на родительских собраниях и аналогичных мероприятиях, педработники могут узнать мнение родителей школьников по широкому кругу вопросов.

Анкетирование незаменимо в том случае, когда у педагога, школьного психолога или представителя администрации нет времени на общение с членами семей учащихся, а реализация или модернизация образовательного процесса может осуществляться только на основании мнения родительского сообщества. В этом случае мамам и папам на родительском собрании или дома предлагают заполнить одну из многочисленных анкет, разработанных социальными педагогами, психологами или классными руководителями.

Темы анкет для родителей в школе могут быть самыми разными, но независимо от этого отвечать на них нужно честно и лаконично, поскольку данные не передаются третьим лицам и используются исключительно для улучшения учебно-воспитательного процесса, адаптации детей в школе и условий в образовательном учреждении. Педагогам важно понять мнение родителей относительно поднятых в опросниках вопросов, а потому ответы не влияют на взаимоотношения с педколлективом или отношение учителей к учащемуся. Поскольку чаще всего анкетирование служит этапом подготовки к родительскому собранию, бланки опроса мамы и папы получают приблизительно за неделю до мероприятия (альтернативой бумажным опросникам могут быть современные онлайн-анкеты), и только небольшие мини-анкеты могут быть заполнены непосредственно на встрече.

Регулярные опросы позволяют получать объективную оценку работы школы, отслеживать тенденции, проблемы, оперативно реагировать на них. Задачи анкетирования:

  • совершенствование работы образовательного учреждения (исследования - иллюстративный материал для публичного доклада, основа для составления тематики общешкольных родительских собраний и педагогических советов);
  • решение актуальных вопросов обучения и воспитания;
  • сбор информации личного характера для планирования работы с учетом индивидуальных особенностей детей;
  • уточнение степени удовлетворенности участников образовательных отношений организацией учебно-воспитательного процесса;
  • выяснение характера внутрисемейных отношений, психологической характеристики учащихся, психолого-педагогической компетентности родителей.

Правильно составленные анкеты обеспечивают оперативность сбора информации, анонимность участников опроса (если не предусмотрено обратное), минимум трудозатрат и максимальный охват аудитории респондентов.

Разновидности и структура анкет для родителей в школе

Педагоги редко составляют авторские опросники, чаще они используют шаблонные, разработанные другими специалистами, методистами или администрацией. Шаблонные образцы анкеты для родителей в школе общедоступны для скачивания на всех методических ресурсах, но они могут не отвечать региональным или социальным условиям, оснащению образовательного учреждения, индивидуальным особенностям учащихся, специфике реализации учебно-воспитательного процесса. В результате родители, заполняющие опросники, не считают себя нужными честно отвечать на вопросы, не соответствующие школьной действительности.

Выделяют тематические и социальные анкеты. Как правило, каждая из них состоит из трех больших блоков:

  1. Вводная часть. В ней кратко перечисляются цели опроса, поясняются задачи анкетирования, правила заполнения документа (может быть пункт касательно гарантии анонимности или сохранения персональных данных без передачи их третьим лицам).
  2. Основная часть. Вопросы по теме, оформленных в доступной и понятной форме.
  3. Социально-демографическая часть (паспортные данные). Акцент на социальном положении и ключевых биографических данных респондентов-родителей.
  4. Благодарность за сотрудничество и участие в анкетировании.

Правила составления анкет для родителей школьников

Признаки хорошей анкеты Содержание
Наличие приветствия и короткого вступления. «Канва» позволяет раскрыть цель и задачи исследования, вызвать благоприятный настрой респондентов. В эпиграфе к анкете могут использоваться цитаты известных педагогов, значимые факты, которые должным образом мотивируют участников опроса на свободное и честное выражение мысли, подчеркнут важность мнения родительской общественности.
Единство тематики. Социологи не рекомендуют сочетать в одном бланке вопросы, затрагивающие различные аспекты школьной жизни ввиду сложности получения достоверного мнения родителей по интересующей проблеме и оценки родительской компетентности. При этом важно учитывать культурный и педагогический опыт респондентов, влияющий на специфику вопросов.

Отказ от сложных формулировок и терминологии.
  • Вопросы должны быть емкими и содержательными, лишенными двойственного смысла.
  • Анкеты должны содержать минимум специальных терминов - это позволяет избежать отказа от заполнения, вызванного непониманием или неправильной трактовкой отдельных слов.
  • Предусмотрена возможность указания расширенного ответа. По каждому вопросу должно быть представлено несколько вариантов ответов, в том числе пункт «Затрудняюсь ответить» или «Свой вариант» (при необходимости - с расшифровкой).
  • Следует оставить поля, дающие возможность высказать свое мнение в свободной форме («Как вы считаете…», «Каковы ваши пожелания по поводу…»). Такое организационное решение способствует получению наиболее полной информации от респондентов.
Соблюдение логики построения вопросов и предлагаемых на них ответов

В предлагаемых вариантах ответов на закрытые вопросы важно помнить, что согласно данным экспериментальных исследований:

  • первые варианты ответов (подсказок) респонденты выбирают чаще других независимо от их правильности, потому следует наиболее вероятные варианты ставить после наименее вероятных;
  • длинные подсказки выбирают реже коротких, поскольку прочтение и осознание смысла требует больше времени, поэтому все варианты ответов должны быть приблизительно равными по длине;
  • респонденты склонны выбирать более абстрактные варианты ответов, потому все подсказки должны быть на одном уровне конкретности.

Желательно обобщающие вопросы ставить после частных,

Запрещено объединять в одной фразе сразу несколько идей и размещать варианты ответов на разных страницах опросника, чтобы респонденты могли визуально оценивать все предлагаемые варианты.

Нежелательно отрицательные и положительные подсказки ответов печатать блоками друг за другом: они должны быть тщательно перемешаны, чтобы участники анкетирования не воспользовались навязываемой логикой предложенных ответов.

Обеспечение логической структуры документа. Все вопросы бланка должны быть взаимосвязаны: каждый последующий пункт вытекает из предыдущего. Соблюдение логической цепочки упрощает процесс заполнения, стимулирует респондентов к наиболее полному выражению мнения. Сперва должны размещаться простые вопросы, которые сменяются более сложными (не оценочными), затем еще более трудными (мотивационными), а после кульминации сложности - более простыми событийными или фактологическими. При этом важно, чтобы смысловые блоки вопросов были примерно одинаковыми по размеру и структуре (чтобы число мотивационных вопросов соответствовало количеству фактологических). В случае перевеса того или иного блока анкетируемые могут бессознательно снижать оценки или уровень внимательности при заполнении более/менее объемных блоков анкет.

Вопросы анкет для родителей в школе

Разновидности вопросов в анкетах зависят от задачи опросника, коммуникативной ситуации и целей исследования. Несмотря на то, что в школе традиционно используются онлайн-анкеты и бумажные бланки, тип анкетирования определяется тематикой и особенностями постановки вопросов. Различают следующие тип опросов:

  1. Открытые вопросы без вариантов ответов, которые актуальны для определения области исследования, контролирования проблем, выявления тенденций. Респонденты в свободной форме отвечают на поставленные вопросы без подсказки, которой могли бы служить варианты ответов. Однако именно это в значительной мере затрудняет анализ данных и обработку результатов опроса. Поскольку такие вопросы в анкетах требуют значительного времени, они никогда не используются на родительских собраниях, а только в бланках, предназначенных для домашнего заполнения. Различные матрицы и шкалы являются разновидностью открытых вопросов, в которых опрашиваемым необходимо свой ответ выразить в виде оценки. В начальной школе тематические и социальные анкеты для родителей с вопросами открытого типа практически не используются: они остаются прерогативой среднего и старшего звена.
  2. Закрытые вопросы с вариантами ответов, которые заведомо ограничивают респондентов, но при этом сокращают время на заполнение анкет, упрощают интерпретацию и анализ ответов, сопоставление данных. В подобных вопросах могут быть предложены развернутые варианты ответов или только два-три («да», «нет», «возможно»). Иногда для получения более точной выборки допустимо использование промежуточных форм ответа («скорее да», «скорее нет», «иногда», «допустимо», «возможно»).
  3. Смешанные формы или вопросы полузакрытого типа. В таких анкетах предусмотрена возможность выбора наиболее подходящего варианта ответа или указания собственного мнения. Дополнительные комментарии и замечания вносят в конце списка ответов или в отдельный блок после каждого вопроса. Обработка таких бланков занимает больше времени, но позволяет получить более достоверные данные. В анкете должно быть предоставлено достаточно места для развернутых ответов на открытые вопросы, в противном случае такой вариант опроса окажется малоэффективным.

Учителя вправе комбинировать разные типы вопросов в одной анкете, чтобы получить наиболее полную информацию по интересующей теме, но все равно чаще других используются опросники закрытого типа при условии, что в них соблюдаются главные принципы построения анкеты.

Чтобы получить максимум актуальной информации, при составлении анкет для родителей используются следующие группы вопросов:

  • Контактные . Первые вопросы анкеты мотивируют на участие в опросе, готовят респондентов. Именно поэтому первыми всегда бывают простые и понятные, так называемые контактные вопросы, которые являются максимально широкими в охвате аудитории, касаются сведений событийного характера, интересов или проблем, облегчая взаимодействие. По ответам на контактные вопросы можно судить о добросовестности и честности респондентов, их отношении к анкетированию.
  • Буферные . Поскольку крайне редко опросники посвящаются одной теме или вопросу, чтобы сгладить переход между ними, смягчить взаимовлияние вопросов используются буферные вопросы (или преамбулы к ним), делающие опрос симметричным.
  • Контрольные вопросы, как правило, идут после основных, позволяя оценить тщательность заполнения опросника и искренность респондента. Так, если опрашиваемый на основной вопрос отвечает утвердительно, а на контрольный - отрицательно, результаты исследования могут оказаться под сомнением.
  • Чтобы подготовить опрашиваемых к самым важным вопросам, используются более простые, которые выстраивают в последовательности от простых к сложным, реализуя тем самым эффект воронки (при этом в середине опроса размещают наиболее трудные и важные вопросы, которые носят деликатный или тенденциозный характер). Используя такой прием, у респондентов вырабатывается уверенность в своих силах, стремление отвечать полно, свободно и честно. По правилу воронки, эти вопросы являются кульминацией опроса, после чего наблюдается усталость и спад интереса у респондентов, а потому завершают бланки традиционно простыми заданиями.
  • Вопросы-фильтры задают с целью отделить интересующую педагогов часть опрашиваемых от других респондентов. Так, чтобы изучить взаимоотношения в неполных семьях, в анкету вносят вопросы о составе семьи, по результатам ответа на которые составляют дополнительные опросники.

Ввиду того, что некоторые педагоги допускают банальные ошибки при составлении опросников, а родители не обладают достаточной юридической, психологической и педагогической грамотностью, общественная критика содержания анкет для родителей в начальной школе , к сожалению, чрезвычайно велика.

Одним из самых ярких примеров является анкетирование с целью предотвращения насилия в семье, составления его социального паспорта или психологического портрета школьника. Родительская общественность с осуждением восприняла вопросы, относящиеся к тайне личной жизни членов семьи и семейной тайне, нарушению конституционных прав личности ребенка и членов его семьи. Особый резонанс вызвали ювенальные технологии, которые начали внедрять комитеты образования для оценки положения дел в семьях учащихся. Родители опасаются, что любой неудачный или «неправильный» ответ в таком опроснике можно представить в качестве доказательства в делах о социально-бытовом насилии, домашнем насилии родителей над детьми, а актуальные критерии «неблагополучности» семьи вызывают не меньшую критику. Юристы утверждают, что администрация школы не вправе требовать от родителей данные о материальной обеспеченности семьи, жилищных условиях и образовании мам и пап, как минимум потому, что обновленный порядок межведомственного взаимодействия может привести к передаче личных и паспортных данных недобросовестным работникам или третьим лицам.

Внедрение антисемейных и ювенальных технологий, навязывание кураторства при отсутствии массовых жалоб со стороны населения будет лишь продолжаться, потому важно, что любое анкетирование, которое нарушает конституционные права граждан, требует решительных действий. В этом случае родители обращаются в районные или городские официально зарегистрированные родительские организации, пишут соответствующие заявления на имя директора школы, а при бездействии последнего - в районную (городскую) прокуратуру. Как правило, до судебного разбирательства подобные дела не доводят, прекращая незаконное анкетирование.

Поэтому школьной администрации и авторам анкет для родителей важно помнить, что обработка и передача данных, согласно Конституции РФ и ФЗ «О персональных данных» возможно только с согласия респондента, которое последний может в любой момент отозвать, если уже предоставил соответствующую информацию. В свете этого мамы и папы учащихся могут отказаться от заполнения любых видов опросников, поскольку типовая форма анкет, включая анкеты для родителей по питанию в школе , по вопросам безопасности, социального паспорта семьи и класса, не предусмотрена никакими локальными нормативными и подзаконными актами.

Анкеты в начальной школе

Для детей школьная жизнь начинается 1 сентября, но родители первоклашек погружаются в нее на этапе оформления заявления и заполнения соответствующих опросников. Педагогу важно познакомиться не только с детьми, которые будут учиться во вверенном ему классе, но и коллективом родителей. Анкета для родителей «Скоро в школу» используется в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей будущих первоклассников для выяснения педагогической компетентности родителей, в том числе подготовки и адаптации детей к школе, эффективности семейного воспитания, психопрофилактики школьной дезадаптации ребенка. Как правило, анкеты «Мы - родители первоклассника» и «Мой ребенок - первоклассник» заполняют в течение первой недели обучения или на первом родительском собрании в сентябре. С их помощью классный руководитель:

  • выясняет уровень компетенции родителей относительно особенностей работы образовательного учреждения, важных вопросов организации учебно-воспитательного процесса;
  • уточняет или собирает информацию об обучающихся, их психофизиологических особенностях, физическом и психологическом здоровье, взаимоотношениях с семьей и прочем, необходимую для заполнения социального паспорта семьи, обращения к дефектологам или логопедам;
  • узнает, посещал ли ребенок дошкольные образовательные учреждения, творческие кружки и спортивные секции, что позволяет сделать выводы и степени адаптированности в детском коллективе;
  • систематизируют данные относительно увлечений и интересов детей, которые важны для организации внеурочной деятельности.

Виды анкет для родителей учащихся в начальной школе также могут определяться тематикой и социальным запросом (необходимостью решения актуальных организационных или образовательных проблем). Прежде чем предлагать анкету для родителей в школе в 1 классе , следует предотвратить возможное недовольство и настороженность, пояснив значение и важность опросника.

Анкетирование родителей первоклассников актуально в первую очередь для того, чтобы выяснить, не нужна ли ему помощь специалистов, повышенное внимание и особый подход, каким потенциалом обладает ребенок, готовы ли мамы и папы содействовать и помогать работе школы. Контактные данные родителей и адрес фактического проживания первоклашек важен педагогу не в целях любопытства, а для безопасности детей, чтобы в случае чрезвычайной ситуации он знал, как оперативно выйти на связь с членами семей учащихся.

Но именно поэтому некоторые с опаской отвечают на вопросы относительно занятости, материального обеспечения, образования, а классному руководителю необходимо предельно толерантно и корректно составить анкету или выбрать оптимальный шаблон бланка.

___________________________________________________________________

Примеры анкет для родителей в начальной школе

Анкета «Организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе» может выдаваться на любом этапе реализации программного минимума с целью оценки эффективности работы школы, преподавательского состава, определения уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг.

Опросник «Здоровье вашего ребенка» позволяет педагогу начальной школы получить информацию о психофизическом состоянии ученического контингента, которая может быть использована в ходе организации учебно-воспитательного процесса, для сравнения с данными педагогического мониторинга.

Анкета «Способности ваших детей» позволяет учителю собрать комплексные данные, иллюстрирующие оценку способностей и талантов ребенка родителями, которая часто бывает необъективной. Самостоятельный подсчет балов мамами и папами способствует получению «второго» мнения, а данные могут использоваться при организации внеурочной деятельности.

Также широко практикуется использование анкетирования в ходе мониторинга необходимости включения в программный минимум новых предметов, курсов, а также оценки результатов обновления списка обязательных предметов.

Так, итоги введения дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики», вызвавшей неоднозначные отзывы со стороны родительской общественности, могут быть оценены посредством тематической анкеты.

Педагогам важно не забывать, что отношение родителей учащихся начальных классов к анкетированию определяется актуальностью тем, которым посвящены анкеты. Письменные опросы, способствующие пониманию «острых» проблем - особенностей процесса адаптации детей к учебному процессу, организации внеклассной деятельности, личными взаимоотношениям между участниками воспитательно-образовательного процесса - неизменно вызывают повышенную заинтересованность. Также мамы и папы с удовольствием заполняют бланки, содержание которых влияет на организацию или обеспечение учебной деятельности.

Анкеты для родителей учащихся средней и основной школы

Родители пятиклассников, вынужденные знакомиться с новыми учителями и классным руководителем, а потому вынуждены участвовать в многочисленных опросах. В средней и основной школе анкетирование родителей затрагивает более важные темы, включая профориентацию, адаптацию в новых образовательных условиях, безопасность, психофизиологические особенности детей, возможности построения плодотворного взаимодействия с семьями, формирования благоприятных условий для воспитания и обучения детей и прочее. Помимо анкеты для родителей по безопасности в школе , мамы и папы традиционно заполняют:

  1. Опросники касательно данных родителей.
  2. Анкеты с вопросами об учащихся.

Через некоторое время после начала обучения родителям предлагают заполнить еще одну анкету («Адаптация пятиклассников»), которая поможет отследить, насколько дети адаптировались в новых условиях, чтобы на основании результатов опроса педагог-психолог и классный руководитель могли дать рекомендации мамам и папам.

На последующих годах обучения педагоги чаще всего используют анкетирование «Удовлетворенность качеством образовательного процесса в школе», которое помогает оценить качество оказания образовательных услуг с точки зрения субъектов образовательных отношений, получающих образовательные услуги, и внести необходимые коррективы по их улучшению в течение учебного года.

Психологические анкеты для родителей в школе являются инструментом сбора и обработки психолого-педагогической информации, средство обратной связи с семьями учащихся. Вопросы анкет поднимают позитивные суждения или исследования, касающиеся интереса к школе, эмоциональных переживаний ребенка, возникающих в связи со школьными ситуациями, особенностей организации учебной деятельности дома, общего психофизического состояния школьника и др.

В 9 и 11 классе возрастает роль профориентации, выбора дальнейшего жизненного пути, потому школьные психологи и классруки предлагают родителям ответить на вопросы исследований «Моя роль в выборе профессии ребенка», «Каким я вижу своего ребенка в будущем», «Подготовка ребенка к труду». При этом нерационально использовать прозападные опросники определения у школьников симптомов дезадаптивного и девиантного поведения, которые достаточно сложны для заполнения и обработки данных, достаточно разработать авторские анкеты для родителей в школе или воспользоваться любым шаблоном, который станет источником качественной информации.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1.Фамилия, имя, отчество ребёнка ____________________________________________

2.Фамилия, имя, отчество, год рождения родителей (законных представителей):

МАТЬ ____________

ОТЕЦ ____________________________________________________________________

3.Место работы, должность родителей (законных представителей):

ОТЕЦ ____________________________________________________________________

4.Адрес регистрации:

5.Адрес проживания (фактический):

РЕБЕНОК _____________________________________________________________________________

МАТЬ _________________________________________________________________________________

ОТЕЦ ____________________________________________________________________

6.Жилищные условия (частный дом, квартира, удобства, благоустройство):

__________________________________________________________________________

7.Состав семьи (перечислить всех членов семьи ребенка):

__________________________________________________________________________ 8.Материальное положение (обеспеченные/малообеспеченные) ___________________

9.Структура семьи (полная/неполная, гражданский брак, родители в разводе,

мать-одиночка, многодетная, приёмная, опекаемая и т.д.):

__________________________________________________________________________ 10.Здоровье ребёнка (по возможности, перечислить заболевания, если имеются):

__________________________________________________________________________

11.Увлечения, интересы:

РЕБЕНОК _____________________________________________________________________________

МАТЬ _________________________________________________________________________________

ОТЕЦ _________________________________________________________________________________

12.Планы по выбору профессии ребёнка (углубленное изучение предметов): __________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

13.Кто из членов семь оказывает наибольшее влияние на ребенка __________________

14.Дорога в школу (самостоятельно до школы/обратно (согласен/несогласен): 15.Обработка персональных данных (согласен/несогласен) _______________________

Анкета № 1

(знакомство классного руководителя с семьей)

    Фамилия, имя, отчество ребенка___________________________________________________________________________________________________________________

    Число, месяц, год рождения _____________________________________________________________

    Домашний адрес _____________________________________________________________

    Телефон _____________________________________________________________

    Мать: Фамилия, имя, отчество, место работы, телефон __________________________________________________________________________________________________________________________

    Отец: Фамилия, имя, отчество, место работы, телефон __________________________________________________________________________________________________________________________

    Сколько в семье детей? _________________________________________________

    Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие игры предпочитает? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие кружки посещает? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    С кем чаще играет (с девочками или мальчиками)? _____________________________________________________________

    Как ведет себя в детском коллективе (активен, пассивен, застенчив и т.д.)? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие обязанности имеет дома? (эпизодические, постоянные) ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие, с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка необходимо учесть при вхождении его в новый

коллектив? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка: мать, бабушка, отец, дедушка, тетя, дядя, старшие брат, сестра? (подчеркнуть).

    Где чаще всего совместно с ребенком проводите досуг: дома, на прогулке, в театре, в кино, туристических походах? (подчеркнуть)

    Знаете ли вы друзей своего ребенка, их родителей? (да, нет)

    Приходят ли к вам в гости приятели сына (дочери)? _______________________________________________________

    Что вас затрудняет в воспитании ребенка? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие методы воспитания вы предпочитаете: уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.? (подчеркнуть, добавить) _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Есть ли у ребенка отдельная комната или специальный уголок? _____________________________________________________________

    Какие болезни, травмы перенес ребенок? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Особенности поведения ребенка: настроение, сон, аппетит ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Особенности общения со взрослыми: в контакт вступает легко со всеми, только с близкими, отказывается от контакта (что – то еще) __________________________________________________________________________________________________________________________

    Отношение к оценке взрослого: положительно, отрицательно, реагирует на замечания взрослого, не реагирует вообще, ждет похвалы (что – то еще). _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В каких мероприятиях класса вы бы хотели участвовать?

    • в проведение бесед с родителями на специальные темы (врач и т.д.);

      изготовление наглядных пособий, раздаточного материала (уметь рисовать и набирать на компьютере);

      ремонт мебели;

      в организации походов в кино, театр и т.д.;

      дежурства;

      другое ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 2
(Ответьте сами себе как можно искренне)

Можете ли вы:

    В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

    Посоветоваться с ребенком несмотря на его возраст?

    Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

    Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

    Поставить себя на место ребенка?

    Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

    Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

    Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

    Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?

    Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

    Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

    Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?

ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.
Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.
В - не могу - 1 балл.

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 3
Допишите, пожалуйста, фразы:

1. Когда родился ваш ребенок, то____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Самым интересным в первые годы жизни в нем было____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. О его здоровье мы можем сказать следующее________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Когда встал вопрос подготовке к школе, то мы___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Его отношение к школе было______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Первые годы он учился в основном______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Ему больше нравились такие предметы, как_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Отношения с первой учительницей были_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9.Общаясь с одноклассниками______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Трудности в его воспитании сейчас связаны с_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Мы бы хотели, чтобы педагоги обратили внимание на______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 4

« Семейные отношения»

Предлагаемые ниже анкеты (1, 2, 3) позволяют педагогам изучить поло­жение ребенка в своей семье, особенности семейного воспитания, атмосферу, царящую в домах школьников.

Главное в семейном воспитании.

1. Что вы считаете главным в семейном воспитании?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Что наиболее характерно для общей атмосферы в вашей семье (подчеркните):

    доброжелательность, взаимоуважение;

    бодрость, радостное настроение, юмор;

    спокойствие, уравновешенность;

    нервозность, отчужденность, грубость.

3. Что оказывает положительное влияние на нравственное воспитание детей в вашей семье?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Есть ли недостатки в нравственном развитии вашего ребенка? В чем они проявляются?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Какие черты характера вашего сына (дочери) привлекают к нему (к ней) лю­дей? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Какие черты вы хотите воспитать в своем ребенке прежде всего?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Проявление каких качеств вы замечаете в своих детях наиболее часто?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. С какими отрицательными чертами, проявляющимися в вашем ребенке, вы активно боретесь?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Есть ли у вас общие с ребенком занятия, увлечения? Какие?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Можете ли вы с уверенностью сказать, что ваш ребенок подготовлен к жиз­ни? Что дает вам основание для такого вывода?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

11. Часто ли и что именно рассказывают вам дети о школе? Что им особенно нравится и не нравится в нашей школе?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Чего ребенок ждет от семьи?

Уважаемые родители, отвечая на вопросы анкеты, выберите одно приоритетное качество.

1. Как вы думаете, чего ждет ваш ребенок от семьи, в которой живет?

а) Хорошей организации быта.

б) Радости общения.

в) Покоя и защищенности.

2. Что более всего заботит вас в семье?

а) Здоровье детей.

б) Хорошая учеба.

в) Трудовое участие детей в жизни семьи.

г) Настроение детей и причины его изменений.

3. Одинок ли ваш ребенок в семье?

а) Да. б) Нет. в) Не знаю.

4. Как вы думаете, захочет ли ваш ребенок, чтобы его будущая семья была похожа на родительскую?

а) Да. б) Нет. в) Не знаю.

5. Какая из приведенных ниже жизненных установок является, по вашему мне­нию, для ребенка наиболее значимой?

а) Быть материально обеспеченным человеком.

б) Встретить любовь.

в) Иметь много друзей.

г) Реализовать свои интеллектуальные возможности____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Знаком ли ваш ребенок с теми моральными и материальными проблемами, которые существуют в семье?

а) Да. б) Нет. в) Не знаю.

7. Есть ли у вашего ребенка секреты от своей семьи?

а) Да. б) Нет. в) Не знаю.

8. Что для вашего ребенка вечер дома?

а) Радость общения.

б) Возможность быть самим собой.

в) Мучение и пытка.

Взаимопонимание в семье.

1. Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с детьми?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по личным вопросам?

3. Интересуются ли дети вашей работой?

4. Знаете ли вы друзей ваших детей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуют ли дети вместе с вами в хозяйственных заботах?

7. Проверяете ли вы, как они учат уроки?

8. Есть ли у вас с ними общие занятия и увлечения?

9. Участвуют ли дети в подготовке семейных праздников?

10. В «детские праздники» дети предпочитают, чтобы вы были с ними, или хо­тят проводить их без взрослых?

11. Обсуждаете ли вы с детьми прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи и фильмы?

13. Бываете ли вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе с детьми в прогулках, туристических походах?

15. Предпочитаете ли проводить отпуск с ними или без них?

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 5

«Здоровье вашего ребенка»

Данная анкета поможет получить информацию о состоянии здо­ровья и особенностях физического развития своих учеников.

1. Бывают ли у вашего ребенка головные боли: беспричинные, при волнении, после физической нагрузки?

2. Бывает ли слезливость?

3. Бывает ли слабость, утомляемость после занятий (в школе, детском саду, дома)?

4. Бывают ли нарушение сна (долгое засыпание, чуткий сон, снохождение, ночное недержание мочи, трудное пробуждение по утрам)?

5. Отмечается ли при волнении повышенная потливость и появление красных пятен?

6. Бывают ли головокружения?

7. Бывают ли обмороки?

8. Отмечалось ли когда- нибудь повышенное артериальное давление?

9. Бывают ли боли, неприятные ощущения в области сердца?

10. Бывает ли часто насморк?

11. Бывает ли часто кашель?

13. Бывают ли боли в животе?

14. Бывают ли боли в животе во время приема пищи?

15. Бывают ли боли в животе до еды?

16. Бывают ли тошнота, изжога, отрыжка?

17. Бывают ли нарушения стула (запоры, поносы)?

18. Была ли дизентерия?

19. Была ли болезнь Боткина?

20. Бывают ли боли в пояснице?

21. Бывают ли когда - нибудь боли при мочеиспускании?

22. Бывает ли реакция на какую – то пищу, запахи, цветы, пыль, лекарства (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)?

23. Бывает ли реакция на прививки (сыпь, отеки, затрудненное дыхание)?

24. Имелись ли проявления диатеза (покраснения кожи, шелушение кожи, экзема)?

25. Состоит ли ваш ребенок на учете у врача (по причине…)

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 6
«Первые уроки школьной отметки»

  1. Допишите предложения:

Я знаю, что школьная отметка – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Я говорю своему ребенку, что школьная отметка – это_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я прошу его__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда мой ребенок идет в школу, то я желаю ему_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает хорошую отметку, то я_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Когда мой ребенок получает плохую отметку, то я___________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Отметьте те фразы, которые Вы чаще всего используете, анализируя учение ребенка:

Что ты получил сегодня?

Ничего, не расстраивайся, у нас есть время все исправить.

Я так и знал! И в кого ты такой родился!

Марш в свою комнату, и не показывайся мне на глаза!

Ты ведь умница, и в следующий раз учитель в этом убедится.

Кто-нибудь получил отметку выше, чем ты?

Кто еще в классе получил двойки?

Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден.

Вот так и будешь на «двойках» и «тройках» ехать!?

1. Ваш ребенок при получении оценки по учебному предмету, как правило:
а) переживает, волнуется, реагирует эмоционально;
б) спокоен в своих реакциях, не переживает;
в) переживает только тогда, когда оценки связаны с любимыми и нелюбимыми предметами;
г) совсем равнодушен.

2. Оказывают ли влияние оценки Вашего ребенка на:
а) Ваше собственное настроение
ДА НЕТ
б) на отношения в семье
ДА НЕТ

3. Как Вы реагируете на полученные Вашим ребенком оценки: «5» «4» «3» «2»_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как реагируете на «плохие» оценки? Наказываете ли Вы его в этом случае?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как поощряете за успехи в учении и «хорошие» оценки?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка для родителей
«Как относиться к отметкам ребенка»

Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в Ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться.

Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда невысок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания и умения, которые он сможет приобрести в результате упорного ежедневного труда.

Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради Вашего душевного спокойствия. Не учите ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.

Никогда не выражайте сомнения по поводу объективности выставленной оценки вслух. Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственного ребенка.

Поддерживайте собственного ребенка в его победах, устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 7

Уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки!

Вот и закончился первый учебный год для вашего ребенка. Каким он был для вашей семьи, с какими проблемами вы столкнулись, Что радовало Вас, а что огорчало? Я прошу Вас ответить на вопросы анкеты, что позволит нам в новом учебном году сделать жизнь наших ребят более яркой и интересной.

    Как Вы можете назвать свои отношения со школой:

а)хорошие;

б) нормальные;

в) посредственные;

г) плохие.

    Как часто вы бывали в школе в этом учебном году:

а) каждую неделю;

б) один раз в месяц;

в) один раз в четверть;

г) два раза в год;

    С какой целью Вы приходите в школу:

а) на родительское собрание;

б) для участия в мероприятиях класса;

в) для оказание помощи учителя;

г) по вызову учителя или администрации школы.

    В чем Вы видите трудность в воспитании ребенка: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Хотелось бы, что педагоги обратили внимание на: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие темы вы бы хотели обсудить на родительском собрании в следующем году: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 8

«Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребенка»

Продолжите фразы, приведенные ниже:

Наш ребенок проявляет застенчивость, если________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наш ребенок неуверен в себе, если________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наш ребенок стесняется, если________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наш ребенок испытывает страх, когда ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка для родителей
«Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в себе»

Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера ребенка, как застенчивость. Не демонстрируйте эту его черту характера посторонним людям.

Поощряйте игры своего ребенка с младшими по возрасту детьми. Это придаст ему уверенности в своих силах.

Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, не критикуйте его и не насмехайтесь над ним, наоборот, вселяйте в него уверенность в свои силы.

Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, чаще приглашайте их в дом. Не сравнивайте качества характера своего ребенка с качествами детей, которые бывают у Вас дома.

Поощряйте инициативу ребенка в преодолении застенчивости, заметьте ее и вовремя оцените.

Не мешайте своему ребенку ошибаться и не подменяйте его жизненный опыт своим.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 9

Уважаемый родитель!

Отметьте, пожалуйста, высказывания знаком «V », если Вы с ними согласны.

    Меня полностью удовлетворяет уровень воспитательно-образовательной работы.

    Я уверен (а) в хорошем отношении воспитателя к детям группы и к моему ребенку в частности.

    В воспитателях меня привлекает их компетентность, умение дать нужный совет тактично и ненавязчиво.

    При необходимости я получаю полную информацию о жизни моего ребенка в группе детского сада.

    Я имею возможность в любое время по присутствовать в группе.

    Благодаря помощи педагогов детского сада мне удалось преодолеть многие трудности в воспитании своего ребенка.

7. Посещая собрания, консультации, читая рекомендуемую литературу, я стал(а) лучше разбираться в особенностях детей дошкольного возраста.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 10
«Общение в семье»

При заполнении анкеты поставьте знак «+» в соответствующей графе.

Вопросы

Ответы

да

нет

иногда,

отчасти

1

Считаете ли вы, что в вашей семье есть взаимопонимание с ребенком?

2

Говорит ли с вами ребенок «по душам», советуется ли по личным делам?

3

Интересуется ли он вашей работой?

4

Знаете ли вы друзей вашего ребенка?

5

Бывают ли они у вас дома

6

Участвует ли ребенок в домашних делах вместе с вами?

7

Есть ли у вас с ним общие занятия и увлечения?

8

Проверяете ли вы, как он учит уроки?

9

Участвует ли он в подготовке к семейным праздникам?

10

Предпочитает ли ребенок, чтобы вы были с ним в детские праздники или хочет проводить их «без взрослых»?

11

Обсуждаете ли вы с ним прочитанные книги?

12

А телевизионные передачи и фильмы?

13

Бываете ли вы вместе с ним на прогулках, в тур.походах?

14

Бываете ли вместе на концертах, выставках?

15

Предпочитаете ли вы проводить отпуск вместе с ним или нет?

За каждое

«да» ставится - 2 балла

за каждое «иногда, отчасти» - 1 балл

за «нет» - 0 .

Оценка результатов анкеты.

Более 20 баллов : Ваши отношения с ребенком в основном можно считать благополучными.

От 10 до 20 баллов: Отношения можно оценить как удовлетворительные, но недостаточно многосторонние.

Менее 10 баллов : Ваши контакты с ребенком явно недостаточны. Необходимо принимать срочные меры для их улучшения.

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 11
«Воспитательных возможностей семьи»

В начале учебного года целесообразно предложить родителям школьников вот такую анкету. Анкета анонимная. С её помощью мы надеемся определить пути повышения эффективности взаимодействия семьи и школы.

I . К какому типу можно отнести вашу собственную семью?

    полная семья;

    неполная семья;

    семья с ребёнком – дошкольником;

    семья с подростком;

    расширенная семья (родители, дети и другие родственники);

    многодетная семья;

    семья с ребёнком – инвалидом;

II . Какого рода трудности наиболее остро стоят сейчас в вашей семье?

    жилищные проблемы;

    рациональное питание;

    взаимодействие между членами семьи;

    болезнь одного члена семьи;

    образование подрастающих детей;

    необходимость подработать;

III . С какими проблемам в семье вы сталкиваетесь в настоящее время? (социально – политические, экономические, нравственные)?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

IV . Какую помощь в воспитании детей вам оказывает школа?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

V .Удовлетворены ли вы сотрудничеством с классным руководителем, учителями – предметниками?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

VI . Предложите свой план укрепления сотрудничества семьи и школы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

VII. Какие организации и учреждения, кроме школы, могут помочь вашей семье решить насущные проблемы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 12

Уважаемые родители!

Мы хотим поближе познакомиться с вашей семьей, ее педагогической позицией и

взглядами на образовательные услуги, с тем, чтобы более плодотворно и адресно

сотрудничать с вами.

    Перечислите всех членов семьи, живущих вместе с вами: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие семейные традиции вы соблюдаете?

    Дни рождения;

    Дни поминовения усопших;

    Коллективные посещения кино;

    Религиозные обряды посещение церкви, посты, праздники…);

    День создания семьи;

    Школьные праздники (начало учебного года, окончание школы…);

    Профессиональные праздники;

    Воскресные семейные обеды, ужины, проведение семейных советов;

    другое __________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие увлечения есть у членов вашей семьи?

    Спорт;

    Рыбалка;

    Шитье;

    Вышивка;

    Сочинение стихов, рассказов, сказок;

    Поделки;

    Пение;

    Вязание;

    Шахматы;

    Чтение;

    другое _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Отметьте, к каким из ваших увлечений вы подключаете вашего ребенка: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какой труд объединяет вашу семью?

    Общего труда нет;

    У каждого свое дело;

    Уборка квартиры;

    Ремонт квартиры;

    за домашними животными;

    Уход за скотом;

    Работа в огороде;

    Собираете ли вы семейные советы?

    Семейные проблемы решаются в рабочем порядке, без специальных семейных советов;

    Собираем совет для того, чтобы:

    распределить бюджет семьи;

    планировать покупки;

    планировать отпуск;

    распределять работу по дому; ответственность;

    обсуждать поступки членов семьи;

    обсуждать проблемы воспитания детей;

    другое __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие материально – бытовые условия и средства воспитания есть в вашей семье?

    Отдельная комната для ребенка;

    Уголок в общей комнате;

    Электронные игры;

    Компьютер;

    Видеокамера;

    Фонотека;

    Аквариум;

    Швейная машина;

    Развивающие игры;

    Велосипед/мотоцикл;

    еще __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Есть ли в вашей семье не работающие взрослые, занимающиеся воспитанием детей?

    Мама;

    Бабушка;

    Прабабушка;

    Няня;

    Папа;

    Дедушка;

    Прадедушка;

    Родственница;

    другие ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что хорошего /плохого приносит ваш ребенок из школы?

    умственное развитие;

    эстетическое развитие;

    культуру общения; самостоятельность;

    интерес к знаниям;

    желание учиться;

    внимание к близким;

    страх перед оценками;

    страх перед педагогами;

    сквернословие;

    непослушание;

    грубость;

    нервозность;

    усталость;

    измотанность;

    возбуждение;

    нежелание ходить в школу;

    другое __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    За какие образовательные услуги вы готовы платить уже сегодня?

    кружок;

    секция;

    репетиторство;

    обучение иностранному языку;

    психологическая консультация;

    факультатив;

    экскурсии по городам;

    пост МВД в школе;

    группа продленного дня;

    другое ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как складываются ваши отношения с педагогами нашей школы?

    постоянное деловое взаимопонимание;

    теплые дружеские отношения;

    сами периодически приходим в школу;

    приходим, в основном по вызову;

    бывает, что пропускаем родительские собрания;

    педагоги чаще информируют нас о плохих поступках ребенка, плохой учебе;

    хороших контактов пока не удалось наладить;

    с отдельными педагогами мы, пожалуй, в конфликте;

    Чем вы удовлетворены в работе школы?

    качество обучения;

    безопасность ребенка;

    общая спокойная обстановка;

    качество питания;

    отношение учителей к детям;

    порядок, требования к дисциплине;

    условия для развития способностей, (кружки, секции и т.п.);

    другое ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Напишите, чем вы не удовлетворены в работе школы ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Как вы организуете деятельность ребенка?

    помогаем выполнять д\з;

    следим за их выполнением;

    читаем книги;

    водим детей в кино;

    обучаем бытовому труду (шитье, кулинария, ремонт квартиры и т. д.);

    играем в развивающие игры;

    организуем спортивные занятия;

    выезжаем с детьми на природу;

    ходим на прогулки;

    наш ребенок самостоятельный и сам находит себе дело, специально не занимается детьми, но всегда и везде привлекаем ребенка к тому, что делаем сами;

    другое____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Каким вы представляете жизненный сценарий вашего ребенка?

    будет рабочим;

    специалистом с высшим образованием;

    будет специалистом со средним профессиональным образованием;

    будет иметь свое дело;

    займется коммерцией;

    свою дорогу выберет сам, мы вмешиваться не будем;

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 13

«Общественная оценка и поддержка школы родителями»

Данную анкету можно предложить родителям с целью выяснения их представлений о школе, о том, какие задачи она должна решать, по их мнению. Анализ этой анкеты поможет соотнести цели школы и цели родителей по поводу воспитания детей. Несовпадение или рассогласование целей родителей и школы может быть поводом для обсуждения на совместном заседании родительского комитета и педагогического совета.

    Какие качества личности должна воспитывать школа? (отметьте одно – три качества)

    самостоятельность;

    интеллектуальное совершенствование;

    коммуникативность;

    доброта;

    трудолюбие;

    честность;

    целеустремлённость;

    ответственность;

    уважение;

    доверие;

    дисциплинированность;

    гуманность;

    милосердие;

    любознательность;

    объективность;

    что-то ещё____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    К чему должна подготовить школа Вашего ребёнка?

К ЧЕМУ ГОТОВИТ ШКОЛА?

в первую очередь

во вторую очередь

в третью очередь

1

к продолжению образования

2

к трудовой жизни

3

к самостоятельной деловой жизни

4

к семейной жизни

5

к профессиональной карьере

6

к общественно – политической деятельности

7

к жизни по общепринятым нормам морали и нравственности

8

к бережному отношению к своему здоровью

9

к сотрудничеству с другими людьми

    Какое жизненное отметьте одно – три правила)

    быть самостоятельным;

    быть всегда порядочным;

    уметь брать ответственность на себя;

    быть справедливым;

    надеяться только на себя;

    быть уверенным в себе;

    образование можно купить;

    быть внимательным к людям;

    за всё надо платить;

    трудности впереди;

    были бы связи – остальное купишь;

    выход всегда есть;

    честность – вершина добродетели;

    ничего не даётся даром;

    В какой степени школа решает следующие проблемы:

ПРОБЛЕМЫ

хорошо решает

решает частично

не решает

1

обеспечивает высокое качество знаний

2

предлагает различные программы дополнительного образования

3

чётко организует жизнь детей в школе

4

бережно относится к ребёнку

5

учитывает запросы и интересы детей

6

уделяет большое внимание формированию инициативы и самостоятельности детей

7

способствует развитию дружеских, товарищеских отношений среди учащихся

8

участвует в общественной жизни села и района

    Как складываются ваши отношения с педагогическим коллективом школы?

педагогический коллектив

доброжелательно

нейтрально

напряжённо

классный руководитель

учителя – предметники

администрация школы

    Кем Вы ощущаете себя в школе? (выберите один вариант или допишите свой)

    • партнёром;

      зависимым человеком;

      влиятельным человеком;

      кем – то ещё____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Если Вы оказываете помощь школе, то укажите, в какой форме:

    • в организации отдельных культурных и спортивных мероприятий;

      в работе Попечительского совета;

      в руководстве кружком или секцией;

      в посильном финансировании некоторых мероприятий;

      в обеспечении учебными пособиями, книгами;

      в работе родительского комитета класса;

      в хозяйственных вопросах;

      как – то ещё___________________________________________________

    ли Вы участвовать в создании образовательной программы школы?

    • нет;

    Скажите, что Вы вкладываете в понятие «хорошая школа»?

________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ № 14

«Режим дня в жизни школьника»

Считаете ли вы необходимым условием успешности учебной деятельности вашего ребенка выполнения им режима дня?

    Ваш ребенок встает сам или вы его будите?___________________________________________________________________________________________________________________

    Он встает охотно или с трудом?___________________________________________________________________________________________________________________

    Как вы на это реагируете?_______________________________________________________________________________________________________________

    Занимаетесь ли вы закаливание собственного ребенка?__________________________________________________________________________________________________________________

    -Делает ли ваш ребенок зарядку?__________________________________________________________________________________________________________________

    Являетесь ли вы для него в этом примером?________________________________________________________________________________________________________________

    Позволяете ли вы своему ребенку увлекаться телевизором?______________________________________________________________________________________________________________

    Гуляет ли ваш ребенок достаточное время на свежем воздухе?__________________________________________________________________________________________________________________

    Ваш ребенок делает уроки сам или вы ему помогаете?________________________________________________________________________________________________________________

    Как долго по времени делает уроки ваш ребенок?__________________________________________________________________________________________________________________

    Какие приемы вы используете для того, чтобы ребенок чувствовал себя здоровым и бодрым?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Памятка для родителей №1 .

Как сделать зарядку любимой привычкой ребенка

Папы и Мамы! Помните!

Дефицит двигательной активности ребенка – первоклассника составляет 40% от принятой нормы. Для компенсации потребности в движении ребенок должен ежедневно активно двигаться не менее 2 часов.

Для того, чтобы зарядка стала для вашего ребенка необходимой привычкой, вы должны неукоснительно выполнять следующие условия:

    Приучать ребенка своего ребенка к гимнастике с 2 – 3 лет.

    Выполнять зарядку ежедневно, несмотря ни на какие обстоятельства. Их можно придумать много и разных.

    Превращать утреннюю зарядку в праздник бодрости и поднятия духа.

    Включать веселую и ритмичную музыку.

    Открывать окна и шторы для потока солнечного света и свежего воздуха.

    Выполнять зарядку вместе со своим ребенком.

    Выполнять зарядку в течение 10 – 20 минут.

    Включать в комплекс зарядки не более 8 – 10 упражнений.

    Подмечать и подчеркивать достижения своего ребенка в выполнении упражнений комплекса зарядки.

    Менять упражнения, если они наскучили ребенку и придумывать вместе с ним новые упражнения.

Памятка №2.

Как проводить оздоровительные минутки при выполнении домашних заданий первоклассников

    Оздоровительная минутка проводится через каждые 10 – 15 минут выполнения заданий.

    Общая продолжительность оздоровительных минутки не более 3 минут.

    Если ребенок выполнял перед этим письменное задание, необходимо выполнять упражнения для рук: сжимание и разжимание, потряхивание кистями и т.д.

    Очень полезны задания с одновременной, эмоциональной нагрузкой – для снятия напряжения. Они могут быть такими:

А. «Моем руки» - энергичное потирание ладошкой о ладошку.

Б. «Моем окна» - попеременное, активное протирание воображаемого окна.

В. «Ловим бабочку» - воображаемая бабочка летает в комнате. Нужно ее поймать и выпустить. При этом необходимо крепко сжимать и разжимать ладошку, совершая хватательные движения.

    После длительного сидения ребенку необходимо делать потягивание, приседание, повороты туловища в разные стороны.

    Если ваш ребенок двигательно малоактивен, не оставляйте это без внимания. Таким детям необходим ваш личный пример.

    Позаботьтесь о том, чтобы в вашем доме был элементарный спортивный инвентарь: мяч, скалка, обруч, гантели и т.д.

    Если вы сами в этот момент дома, делайте все упражнения вместе с ребенком. Только тогда он поймет их важность и необходимость!

Упражнения при подготовке домашних заданий

Комплекс упражнений по предупреждению зрительного утомления во время выполнения домашних заданий:

    Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох, наклониться вперед к столу и сделать выдох. Повторить 6-5 раз.

    Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть глаза. Повторить 4 раза.

    Исходное положение – сидя, руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки; вернуться в исходное положение. Повторить 4 – 5 раз.

    Исходное положение – сидя, посмотреть прямо перед собой 2 – 3 секунды, поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 15 – 20 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3 – 5 секунд, затем опустить руку.

    Исходное положение – сидя, руки вперед, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх (вдох), проследить глазами за руками, поднимая головы, руки опустить (выдох). Повторить 5 – 6 раз.

    «Рисование картины». Наитии в комнате какой – нибудь предмет и «нарисовать» его глазами: обвести взглядом выбранный предмет по контуру с внутренней и внешней стороны.

РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ

Такого рода рисуночные тесты показывают, кто из членов семьи наиболее близок ребёнку, с кем он проводит, и хотел бы проводить больше всего времени. а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите ему выйти из – за стола;

в) не выпустите его из – за стола до тех пор, пока он не съест всё.

    Ваш ребёнок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идёте во двор и «разбираетесь» с детьми;

б) советуете ребёнку самому уладить конфликт;

в) предлагаете ему остаться дома.

    ваш ребёнок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:

а) начнёте его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядет с ним рядом и разберёте вместе домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

    Ваш ребёнок скрыл от вас полученные двойки:

а) вы в гневе за двойки и за их сокрытие, запрещаете всё, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как – нибудь иначе наказываете подростка.

    Ваш ребёнок гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:

а) не выяснив причину, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните. почему о задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Из трёх ответов на вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В. Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

Б – Это тип родителя, понимающего, признающего право ребёнка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – Тип родителя, не пытающегося понять ребёнка. Основным методом воспитания является порицание и наказание.

ТЕСТ

для определения степени проявления заботы
родителей по отношению к собственному ребенку

Описание теста
Вам необходимо проанализировать 15 утверждений и высказать свое суждение по каждому из них, проставив нужные баллы:
1 – категорически не согласен;
2 – мне трудно с этим согласиться;
3 – может быть, это и верно;
4 – я с этим согласен.

1. Родители должны предвидеть все проблемы, с которыми может столкнуться их ребенок, чтобы помочь ему в их преодолении.
2. Для того, чтобы быть хорошей матерью, достаточно общения только с собственной семьей.
3. Маленького ребенка следует держать всегда при себе, чтобы предупредить его падения и ушибы.
4. Если ребенок делает то, что он обязан делать, он находится на правильном жизненном пути.
5. Ребенок не должен заниматься теми видами спорта, которые могут привести к увечьям.
6. воспитание ребенка – труд тяжелый и зачастую неблагодарный.
7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.
8. Eсли мать не уделяет время воспитанию детей из-за собственной профессиональной деятельности, значит, отец плохо содержит семью материально.
9. Любовью родителей ребенка не испортить.
10. Родители должны ограждать ребенка от негативных сторон реальной жизни.
11. Главное, чем должен заниматься ребенок, - это учеба. Все остальное в доме в состоянии сделать родители.
12. Мать – главное лицо в доме.
13. Семья должна жить под девизом: «все лучшее – детям!»
14. Защитить ребенка от любой инфекции можно путем ограничения его контактов с окружающими.
15. Родители должны помочь ребенку в определении круга его друзей и приятелей.

Обработка и интерпретация результатов
40 баллов и выше. Все ваши усилия направлены на то, чтобы интересы вашего ребенка были надежно защищены. Однако, это вскоре может вызвать его протест. Ваш ребенок личностно зависит от вас, что не способствует формированию его собственных интересов, самооценки. У него не развито умение самостоятельно принимать решения и нести груз ответственности за них.
25-40 баллов . Вы заняли верную позицию в воспитании своего ребенка. Он получает достаточное количество внимания и заботы старших, но при этом имеет возможность проявлять свою независимость и взрослость.
Менее 25 баллов. Вы мало уделяете внимания вопросам воспитания своего ребенка. Вас больше волнуют ваши проблемы на работе и супружеские взаимоотношения.

ТЕСТ - ПРОГНОЗ

«Способности ребенка. Как их распознать»

Если у ребенка незаурядный интеллект, то он:
- ясно мыслит, хорошо рассуждает, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей и может их объяснить;
- обладает хорошей памятью, легко и быстро схватывает школьный материал, задает много интересных, необычных, но продуманных вопросов;
- любит читать книги не только по школьной программе, имеет обширные знания в любых областях не по возрасту;
- рассудителен и расчетлив, обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
- остро реагирует на все новое и доселе неизвестное.

Если у ребенка преобладают способности к технической области, то он:
- интересуется разными механизмами и машинами;
- любит разбирать и собирать различные приборы, конструировать модели;
- пытается разобраться в причинах поломок и неисправностей различных механизмов;
- использует испорченные приборы и механизмы для создания новых моделей;
- любит и умеет рисовать, чертить;
- читает специальную техническую литературу, заводит друзей с близкими ему интересами.

Если у ребенка ярко выражены способности к научной деятельности, то он :
- обладает ярко выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий и к обобщениям;
- умеет четко выражать словами чужую мысль;
- любит читать «взрослые» книги и словари, научно-популярные издания и отдает им предпочтение;
- задает много вопросов, связанных с процессами и явлениями окружающего мира;
- часто пытается дать свое объяснение процессам и явлениям;
- создает свои конструкции и схемы, исследования и проекты в той области знаний, которая его интересует.

Если у ребенка литературные способности, то он:
- любит фантазировать и придумывать;
- старается использовать изобразительные возможности языка для передачи любой информации;
- любит писать рассказы, стихи, ведет личный дневник;
- не стесняется демонстрировать свои литературные способности;
- увлекается чтением художественной литературы.

Если у ребенка художественные способности, то он:
- пытается выражать свои эмоции или чувства с помощью рисунка или лепки;
- любит рассматривать произведения искусства, посещает художественные выставки;
- умеет видеть необычное и прекрасное в окружающем, создает что-либо интересное и необычное в доме.

Если у ребенка ярко выражены музыкальные способности, то он:
- любит музыку, часами может ее слушать, приобретает музыкальные записи;
- с удовольствием посещает концерты;
- легко запоминает мелодии и ритмы, может их воспроизвести;
- с удовольствием играет, поет или хочет научиться играть на музыкальном инструменте;
- пытается сочинять свои собственные мелодии;
- хорошо разбирается в различных областях музыкальной культуры.

Если у ребенка спортивные способности, то он :
- энергичен и все время хочет двигаться;
- смел до безрассудства и не боится синяков и шишек;
- любит спортивные игры и всегда в них выигрывает;
- хорошо развит физически, имеет хорошую пластику, координирован в движениях;
- легко управляется с лыжами, коньками, велосипедом;
- имеет спортсмена-кумира, которому старается подражать;
- с удовольствием посещает уроки физкультуры и спортивные секции.

ТЕСТ

«Я И МОЙ РЕБЁНОК»

Роль родителей в воспитании ребёнка незаменима. Они главные «проектировщики, конструкторы и строители» детской личности. Тест дополнит ваше представление о себе, как о родителях, поможет сделать определённые выводы относительно проблемы воспитания детей.

МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ?

могу и всегда так поступаю

могу, но не всегда так поступаю

не могу

1

В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

А

Б

В

2

Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

А

Б

В

3

Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

А

Б

В

4

Извиниться перед ребёнком в случае своей неправоты?

А

Б

В

А

Б

В

6

Поставить себя на место ребёнка?

А

Б

В

7

Поверить, хотя бы на минутку, что вы – добрая фея (прекрасный принц)?

А

Б

В

8

Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

А

Б

В

9

Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

А

Б

В

10

Пообещать ребёнку выполнить его желание за хорошее поведение.

А

Б

В

11

Выделить ребёнку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как хочет?

Б

В

А

12

Устоять против детских просьб и слёз, если уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

А

Б

В

КЛЮЧ К ТЕСТУ

Ответ «А» оценивается в 3 очка;

Ответ «Б» оценивается в 2 очка;

Ответ «В» оценивается в 1 очко;

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 27 до 36 ОЧКОВ значит, ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ ОТ 13 до 27 ОЧКОВ забота о ребёнке – для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в иных случаях – чересчур мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

ЕСЛИ ВЫ НАБРАЛИ МЕНЕЕ 13 ОЧКОВ у вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знания, как сделать ребёнка личностью, либо желания добиться этого, а возможно, ни того, ни другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов, психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Семья – это то, что мы делим на всех,

Всего понемножку: и слёзы, и смех,

Взлёт и падение, радость, печаль,

Дружбу и ссоры, молчанья печать.

Семья – это то, что с тобою всегда,

Пусть мчатся секунды, недели, года,

Но стены родные, отчий твой дом,

Сердце навеки останется в нём!

Памятки для родителей

«Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий»

1.Посидите рядом со своим ребенком на первых порах. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущее школьные успехи.

2.У вашего ребенка еще не сформирована привычка делать уроки. Вырабатывайте эту привычку спокойно, терпеливо, мягко напоминая о необходимости заняться домашним заданием.

3.Оформите ребенку рабочее место: поставьте удобный стол, купите красивую настольную лампу. Повесьте на стену над столом расписание уроков, интересные стихи- пожелания ученику перед началом выполнения уроков. Приучайте школьника выполнять уроки только в этом учебном уголке.

4.Объясните ребенку главное правило учебной работы: учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.

5.Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это сделать или он устал, на первых порах помогите ему. Пройдет немного времени, и маленький ученик будет без напоминаний убирать свое рабочее место.

6.Если ребенок делает уроки в вашем присутствии, попросите его сформулировать, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снижает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.

7.Если ребенок что-либо делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.

8.Учите школьника не отвлекаться во время выполнения уроков. Если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на приготовление уроков.

9.При выполнении письменных заданий обращайте внимание на то, чтобы ребенок писал чисто, без помарок. Не заставляйте его многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет интерес к школе и учению.

10.Старайтесь как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.

11.Научите ребенка выполнять любое дело, в том числе и домашнее задание, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.

Памятка для родителей «Как относиться к отметкам ребенка»

1.Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется предстать перед вами хорошим. Если это не получается, он начинает врать и изворачиваться.
2.Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат труда оказался невысок. Объясните, что важен не только высокий результат, больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
3.Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
4.Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
5.Никогда не выражайте в присутствии ребенка сомнений по поводу объективности выставленной ему оценки. Есть сомнения- идите в школу и пытайтесь объективно разобраться в ситуации.
6.Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
7.Поддерживайте ребенка в его (пусть даже не очень значительных) победах над собой, над своей ленью.
8.Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребенок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
9.Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

Памятка для родителей

«Режим дня младшего школьника»

  1. Заранее составьте для своего ребенка режим дня с учетом особенностей жизни вашей семьи. Приучайте ребенка к его соблюдению.
  2. По мере возможности контролируйте, как ребенок соблюдает режим дня, проанализируйте результаты и сделайте выводы.
  3. Обратите внимание на то, достаточно ли развиты у вашего ребенка навыки самообслуживания, привлекайте его к участию в домашних делах.

Анкета для родителей

«Режим дня для младшего школьника»

  1. Существует ли в вашей семье определенный распорядок, режим дня?
  2. Если существует, то в течение какого периода времени? Если не существует, то появлялось ли желание попробовать жить по определенному расписанию?
  3. Ощущаете ли вы полезность соблюдения режима дня?
  4. Может ли оказывать влияние соблюдение режима дня на самочувствие вашего ребенка?
  5. Какие режимные моменты могут оказаться наиболее сложными для выполнения в вашей семье?
  6. Какие режимные моменты легки и просты для вашей семьи?
  7. Связано ли соблюдение дня ребенка напрямую с сохранением и укреплением его здоровья?

Тест для родителей «Я и мой ребенок»

Можете ли вы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

в) не могу.

2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

6. Поставить себя на место ребенка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу

7. Поверить, хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

9. Воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, вести себя, как он хочет?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

12. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мнимая прихоть?

а) могу и всегда так поступаю;

б) могу, но не всегда так поступаю;

в) не могу.

Анкета для родителей

1. Ваш ребенок ходит в школу:

а) с желанием

б) неохотно

в) затрудняюсь ответить

2. Ваш ребенок делает уроки:

а) сразу после возвращения домой

б) после отдыха

в) перед сном

г) когда как

3. Любимое занятие вашего ребенка:

а) чтение

б) просмотр передач

в) компьютерные игры

г) прогулка

4. Вы интересуетесь успехами ребенка в школе:

в) иногда

5. За время обучения в школе ваш ребенок:

а) стал более любознательным

г) стал больше смотреть телевизор

д) начал заниматься спортом

е) стал задавать вам больше вопросов

6. Что вы еще заметили нового в ребенке?

7. Вы оборачиваете учебники перед началом новой четверти?

а) в стандартные обложки

б) в специальную бумагу

в) когда как

8. Вы просматриваете учебники, по которым занимается ваш ребенок?

а) в стандартные обложки

б) в специальную бумагу

в) когда как

9. Если бы вам было дано право выбора:

а) вы оставили бы эти учебники

б) выбрали бы другие

в) пожалели, что сами не учились по таким учебникам

Анкета для родителей № 1.

  • Бывает ли ваш ребёнок агрессивным?
  • В каких ситуациях он проявляет агрессию?
  • Против кого он проявляет агрессию?
  • Что вы предпринимаете в семье, чтобы преодолеть агрессивность ребёнка?

Анкета для родителей № 2.

Родителям предъявляются 10 качеств характера. Родителям необходимо отметить те качества, которые у ребёнка наиболее выражены и соотнести их по степени выраженности в поведении.

  • Доброта.
  • Сочувствие.
  • Покладистость.
  • Терпение.
  • Сопереживание.
  • Безразличие.
  • Упрямство
  • Агрессивность.
  • Нетерпимость.
  • Эгоизм.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Агрессивность ребёнка проявляется, если: ребёнка бьют;

· над ребёнком издеваются;

· над ребёнком зло шутят;

· ребёнка заставляют испытывать чувство незаслуженного стыда;

· родители заведомо лгут;

· родители пьют, устраивают дебоши;

· родители воспитывают ребёнка двойной моралью;

· родители не умеют одинаково любить своих детей;

· родители ребёнку не доверяют;

· родители настраивают ребёнка друг против друга;

· родители не общаются или мало общаются со своим ребёнком;

· вход в дом закрыт для друзей ребёнка;

· родители проявляют к ребёнку мелочную опеку и заботу;

· родители живут своей жизнью, ребёнок ощущает, что его не любят.

« З олотые» правила воспитания

· Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

· Постарайтесь сохранять в своей семье атмосферу открытости и доверия.

· Не давайте ребёнку несбыточных обещаний и надежд.

· Не ставьте ребёнку каких бы то ни было условий.

· Будьте тактичны и сдержаны в проявлении мер воздействия на ребёнка.

· Не наказывайте ребёнка за то, что позволяете делать себе.

· Не изменяйте своим требованиям по отношению к ребёнку в угоду чего-либо.

· Не ставьте свои отношения с собственным ребёнком в зависимость от его учебных успехов. Воспользуйтесь ею так, чтобы эта возможность была реализована в полной мере!

· Умейте принять и любить ребёнка таким, каков он есть.

· Помните: повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

· К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Анкета родителей для начала учебного года 5-8 класса

ФИО ребёнка___________________________________________________________

1) Выверка учётных данных.

Полные фамилия, имя отчество родителей или ответственных лиц (пример: мама и бабушка)

Мобильные телефоны родителей

Mail родителей (если есть)

Адрес проживания ребёнка по паспорту (с индексом)

Адрес проживания ребёнка фактический (с индексом)

2) Собираетесь ли жить в спальном корпусе, если да, то по каким дням.

3) Какая дополнительная помощь вам необходима от школы (индивидуальные занятия, предоставление индивидуального графика, дополнительная информация о пробных вступительных экзаменах в ВУЗы, помощь в профориентации и выборе ВУЗа и т.д.) На обратной стороне листа.

4) Какие просьбы, пожелания и претензии у вас есть к: выпускающим отделениям, кафедрам, учителям-предметникам, классным руководителем, администрации, психологов школы. На обратной стороне листа

5) На какие проблемы вашего ребёнка необходимо обратить внимание классным руководителям и учителям (включая здоровье)

6) Есть ли у вашего ребёнка проблемы в общении с одноклассниками.