Корж Илона Робертовна,
музыкальный руководитель ГБДОУ№4
Красногвардейского района Санкт-Петербурга

В практической работе музыкального руководителя с детьми в дошкольных учреждениях используются различные построения музыкальной деятельности детей. Одним из них является интегрированное занятие.

Тема в нем воплощается посредством различных видов деятельности. В основе лежит один тематический образ, который раскрывается в различных областях искусства и творчества детей.

Основной интегрированных занятий является целостность художественного восприятия. Важность этого особенно актуальна для детей дошкольного возраста, поскольку у них наблюдается синкретичность восприятия. Благодаря интегрированным занятиям становится возможным единое художественно-образное постижение мира.

Музыка, литература и изобразительная деятельность охватывают целиком весь мир человека. Поэтому для ребенка важно единство восприятия всех видов искусств. Ян Амос Каменский писал: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи.»

Использование интегрированных занятий открывает перед воспитателем и музыкальным руководителем большие возможности. На таких занятиях решаются не только узкоспециализированные задачи, но и более общие. Такие, например, как формирование целостности знания о связи искусства с жизнью человека, задачи нравственно-эстетического воспитания дошкольников.

Особо нужно отметить, что интегрированные занятия дают большой толчок для развития творческих способностей детей. На этих занятиях для них отрываются большие возможности для импровизации, как музыкальной, так и художественной.

На интегрированных занятиях как правило идет закрепление полученных знаний, умений и навыков. Опираясь на уже имеющиеся знания, музыкальный руководитель преподносит знакомый музыкальный репертуар в новом ракурсе, в новой обстановке, тем самым обогащая художественный опыт ребенка. Такие занятия являются обобщением полученных ранее знаний на различных занятиях и в различных видах деятельности, поэтому их целесообразно проводить не чаще одного раза в месяц.

Проведению интегрированного занятия предшествует большая подготовительная работа. Важная роль здесь отводится совместной творческой работе музыкального руководителя, воспитателя, преподавателя изобразительной деятельности, логопеда. Интегрированные занятия обязательно должны быть заранее запланированы в перспективном и календарном планах каждого из специалистов, обязательно должны быть оговорены тематика, цели и задачи данного занятия. Оговаривается и планируется работа, которую будет проводить каждый педагог по своему виду деятельности, с тем, чтобы интегрированное занятие явилось гармоничным её завершению.

Важную роль играет и создание развивающей среды: использование наглядности, различных музыкальных инструментов, костюмов, элементы декорации, сюрпризных моментов. Все это создает положительный эмоциональный фон и превращается для ребенка в маленький праздник.

Интегрированные занятия можно проводить в любой возрастной группе. Основным критерием выбора темы и материала является доступность, занимательность, целенаправленность и систематичность. Для младших дошкольников такие занятия должны быть связаны с каким-либо конкретным образом (зайка, киска, цыпленок и т.д.), доступным их пониманию. Старшим дошкольникам можно предложить абстрактные темы (времена года, космос, моя Родина).

Использование интегрированных занятий в музыкальном воспитании дошкольников открывает большие возможности для работы в условиях новых образовательных стандартов (ФГОС). Возможность использования современных педагогических технологий делает такой вид деятельности очень эффективным видом музыкального воспитания дошкольников.

Литература:

1.Метлов Н. «Музыка - детям», г. Москва «Просвещение» 1985г.

2. «Методика музыкального воспитания в детском саду» г. Москва «Просвещение» 1989г.

3.Рогальская Л. «Нетрадиционные формы работы» ,журнал «Дошкольное воспитание» №2 1995г.

4.Терентьева Н.А. Лекции на кафедре музыки РГПУ им. Герцена

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: вокально-хоровая работа, музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество, При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегративный подход к музыкально-образовательной деятельности на занятиях с дошкольниками

(психолого-педагогический аспект)

Рассматриваемый интегративный подход на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, по нашему мнению, должен включать в себя следующие основные виды музыкальной деятельности: При грамотной организации образовательного процесса, данные виды деятельности отражаются на музыкальных занятиях как в чистом виде, чередуясь, так и в смешанном, сочетаясь друг с другом. Это необходимо для поддержания интереса обучающихся к занятиям, развития мотивации. Также, для эффективной организации педагогического процесса и получения наилучшего результата, педагогу необходимо учитывать возрастные особенности детей дошкольного возраста.

Рассмотрим отдельно каждый вид музыкально-творческой деятельности и особенности их использования на занятиях с детьми 3-7 лет.

Дети 3-4 лет

Дети четвёртого года жизни непосредственны и эмоциональны, любят музыку и с большой радостью откликаются на весёлые и подвижные музыкальные произведения. В этом возрасте у детей наблюдаются индивидуальные различия в темпе психофизиологического развития, что проявляется в овладении ими речью, движениями, а также в поведении.

Педагогу важно на занятиях с детьми этого возраста начинать использовать интегративный подход, поскольку у детей четвёртого года жизни начинают формироваться необходимые предпосылки для активного творческого музицирования. Если в раннем детстве малыши еще не могли самостоятельно петь и только подпевали взрослому, а движения их носили подражательный и спонтанный характер, то в период с 3х до 4х лет дети постепенно начинают осваивать самостоятельное пение и уже более осознанно исполнять несложные пляски и игровые упражнения.

Педагогу необходимо учитывать следующие возрастные особенности детей 3-4 лет для эффективной организации интегративного подхода на музыкальных занятиях:

Непроизвольное восприятие, внимание, память и поведение (необходимо поддерживать внимание игровыми предметами, подбирать музыку непродолжительного звучания);

Чаще всего у современных детей преобладают процессы возбуждения над торможением (важно правильно чередовать виды и формы активности, их продолжительность);

Наглядно-действенное, наглядно-образное мышление (необходимо использовать яркий иллюстративный материал, небольшие музыкальные произведения изобразительного характера);

Небольшой словарный запас, возрастное косноязычие, ограниченный жизненный опыт (уделять внимание развитию дикции и расширению словаря в процессе пения, подбирать музыку, понятную детям по настроению и содержанию);

Ярко выраженная способность к подражанию (педагог должен быть артистичным, эмоциональным, способным точно и выразительно показать детям способ исполнения движения или песни, должен уметь вовлекать детей в совместную музыкально-творческую деятельность);

Перечисленные выше и другие возрастные особенности детей четвёртого года жизни необходимо учитывать как в организации работы по музыкальному развитию, так и при отборе музыкальных произведений для слушания, исполнения и других видов музыкальной деятельности.

У детей данного возраста на первый план выходит внутренняя мотивация – получение удовольствия, игра, интерес к новому. И педагогу необходимо создать условия для получения детьми удовольствия от музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.

Вокально-хоровая работа.

Приоритетная задача в этот период – воспитание у детей интереса и потребности в пении. Для этого крайне необходимо создавать ситуации успеха, получения удовольствия от пения.

Одним из основных направлений в работе по развитию детского голоса является развитие вокально-хоровых навыков (дыхания, дикции, звукообразования, чистоты интонации, слаженности пения).

Дети четвёртого года жизни часто поют «говорком», поэтому важно развивать у них умение петь протяжно, удерживая на дыхании одно слово (2 секунды). Так, при исполнении попевки «Сорока», необходимо объяснить детям, что мы гладим птичку-сороку, пока поём про неё песенку, поэтому тянем все звуки. Также, сопровождение пения плавным движением руки (показываем, как именно гладим сороку), поможет детям осознать основную задачу этого периода – петь протяжно. Для развития дыхания специально подбираются песни с протяжной мелодией (кантилены) в умеренном темпе («Петушок» - русская народная прибаутка, «Зима» М. Красева).

Педагог учит детей петь спокойным голосом, в удобном диапазоне. Поскольку в 3-4 года у большинства детей ещё есть проблемы с дикцией, важно каждое занятия начинать с проведения артикуляционной гимнастики. Для поддержания интереса малышей лучше не просто повторять ряд логопедических упражнений, а использовать «Сказку про Весёлый Язычок» (Приложение 1).

Дети четвёртого года жизни проявляют особый интерес к движению под музыку. Наибольшее удовольствие им доставляет импровизация движений, подвижные игры с пением, поясняющие музыкальные смыслы и увлекающие детей эмоционально: «Петушок», «Лисичка и зайчики», «Мышки-ловишки». Дети данного возраста учатся воспринимать музыку, опираясь на свой жизненный опыт и активные формы деятельности, в которых формируется первичный словарь. Важнейшими среди них являются музыкальные игры с пением.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Это эффективное средство музыкального развития детей, которое с большим успехом сочетается с другими видами деятельности. Детские музыкальные инструменты, доступные и необходимые для дошкольников, - это всё разнообразие шумовых инструментов (маракас, треугольник, бубенцы, коробочки, бубны, ложки и т.д.), а также звуковысотные – ксилофоны и глёкеншпили.

Главной формой работы с инструментами в данном возрасте являются игры звуками – это простейшая элементарная импровизация в виде исследования звуковых возможностей инструментов, она даёт детям первичные представления о богатстве звукового мира музыки и служит началом инструментального исполнительства.

В образных играх с детскими музыкальными инструментами дети учатся понимать первичный смысл звукоизобразительных и выразительных средств музыки: «гром», «дождик», «искорки», «ветерок», «сильный ветер», «медведь идёт», «зайчик скачет». В подобных играх-импровизациях, смоделированных педагогом, дети начинают различать и интуитивно понимать выразительность – в начале как отдельных элементов музыкального образа, а затем в их различном сочетании. Главная задача педагога в данной форме работы – показать, что каждый музыкальный звук несёт смысл, и он может быть понят. Важнейшую роль в таком приобщении играет умение педагога организовать творческую деятельность детей – игры звуками и игры с инструментами, которые должны носить характер спонтанных импровизаций.

Дети 4-5 лет

Дети пятого года жизни уже приобрели некоторый опыт в различных видах музыкальной деятельности. У них уже есть свои индивидуальные предпочтения: кто-то любит больше петь, кто-то – танцевать, играть на инструментах. Именно поэтому педагогу необходимо шире использовать интегративный подход на занятиях.

В этом возрасте дети очень подвижны, энергичны, эмоциональны. У них преобладает непроизвольное внимание и память. Детям ещё крайне важен показ, поддержка взрослых.

На пятом году жизни продолжают развиваться двигательные навыки и качества. С одной стороны, дети обладают гибкостью, пластичностью, они легко могут выполнять некоторые акробатические упражнения. С другой стороны, у них ещё не сформирована координация движений, что проявляется в ходьбе, а также при исполнении многих видов движений.

Особенности восприятия, внимания, памяти и поведения детей этого возраста требует от педагога необходимости поддерживать интерес детей игровыми приёмами, подбирать музыку непродолжительного звучания.

Музыкальное развитие детей 4-5 лет, должно быть направлено, как и ранее, на дальнейшее развитие способности к восприятию музыки, совершенствованию музыкальных навыков в различных видах музыкально-исполнительской деятельности.

Вокально-хоровая работа.

Играет огромную роль в общем и в музыкальном развитии детей 4-5 лет. К пению детей необходимо приобщать в разнообразных видах деятельности.

В данном возрасте важно уделить внимание совершенствованию вокально-хоровых навыков. Для более эффективной работы над дикцией и развитием звукообразования педагог должен использовать игровые артикуляционные упражнения, голосовые и речевые игры. В этом возрастном периоде у детей проявляется склонность к развитию у них метроритмического чувства в речевом музицировании. Общность выразительных средств речи и музыки, доступность и лёгкость речевого музицирования являются основой для творческих действий детей. Кроме того, речевые игры служат также лучшим средством развития интонационного слуха. Именно из речи ребёнок постепенно черпает всё более тонкие оттенки смысла и связывает их со звуковыми характеристиками.

Разнообразные атрибуты, яркие цвета, формы предметов, используемые в музыкальных играх, играют важнейшую роль в становлении у детей восприятия разнообразия интонаций музыки.

Охране детского голоса и развитию его естественного звучания (формирование навыка звукообразования: легато, ненапряжённого звука) уделяется приоритетное внимание, так как это условие не только эстетического воспитания, но и сохранения здоровья ребёнка, его природного инструмента – голоса. Продолжительность музыкальной фразы – до 4 секунд (или два слова). Диапазон голоса детей 4-5 лет ещё невелик. Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей.

Особое внимание при проведении вокально-хоровой работы с детьми этого возраста следует уделить так называемым «ручным знакам» (показ рукой звуковысотности). Народные песенки, попевки, упражнения, исполняемые с использованием «ручных знаков» способствуют развитию координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Музыкально-ритмическая деятельность особенно привлекательна для младших дошкольников, поскольку потребность в движении в этом возрасте наиболее ярко выражена. Однако выполнение сложных по координации движений им ещё не доступно. Музыкально-ритмическая деятельность развивает у детей способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений. Дети пятого года жизни склонны к подражанию, поэтому задача педагога – привлекать их к совместным занятиям музыкально-ритмическими движениями в игровой форме.

При организации игровой деятельности малышей необходимо помнить о важности использования интегративного подхода. Так, педагог может добавлять соответствующий музыкальный текст в дидактические и коммуникативные игры. Использование данного приёма благоприятно скажется как на развитии вокально-хоровых навыков, так и на поддержании интереса детей к занятиям.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Как и в более раннем возрасте, игра на детских музыкальных инструментах призвана пронизывать все виды музыкальной деятельности, обогащая их и превращая в синкретические формы детского музицирования: дети поют и аккомпанируют себе на инструментах, танцуют с инструментами, аккомпанируют движению, озвучивают инструментами стихи и сказки в театрализованных играх. Важнейшей формой работы становится игра в ансамбле детских музыкальных инструментов (детский оркестр), в котором дети данного возраста способны одновременно по группам исполнять различные партии.

Дети 5-6 лет

В старшем дошкольном возрасте у детей происходит созревание такого важного качества, как произвольность психических процессов (внимания, памяти, мышления), что является важной предпосылкой для более углубленного и расширенного использования интегративного подхода.

Ребёнок 5-6 лет отличается б о льшей самостоятельностью, нежели ребенок 4-5 лет, а также стремлением к самовыражению в различных видах художественно-творческой деятельности. У него ярко выражена потребность в общении со сверстниками, что требует от педагога обязательного введения в учебный процесс музыкально-коммуникативных игр и упражнений. К этому возрасту у детей развиваются ловкость, точность, координация движений, что в значительной степени расширяет их исполнительские возможности. Эти особенности педагогу необходимо учитывать при инсценировках, театрализации песенок, при обучении детей игре на музыкальных инструментах детского оркестра.

У детей данного возраста более совершенна речь: расширяется активный и пассивный словарь, значительно улучшается звукопроизношение, грамматический строй речи, голос становится звонким и сильным. Эти особенности дают возможность дальнейшего развития певческой деятельности, использования более разнообразного и сложного музыкального репертуара.

Однако все перечисленные особенности проявляются индивидуально, и в целом дети 5-6 лет достаточно быстро утомляются, устают от монотонности. Эти возрастные особенности необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети шестого года жизни:

Начинают контролировать слухом исполнение музыки в различных видах музыкальной деятельности;

Могут участвовать в музыкальных играх с пением, движением, следить за развитием сюжета;

Могут вспомнить знакомые песенки по вступлении или мелодии;

Могут сочетать пение с игрой на детских музыкальных инструментах, группами исполняя при этом разные партии;

Начинают осваивать элементарные вокально-хоровые навыки: поют вокальным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании небольшую фразу (до 5-6 секунд), передают интонации несложных мелодий, поют слаженно, одновременно начиная и заканчивая исполнение произведения;

Выполняют движения с различными атрибутами (цветами, платочками, игрушками, лентами, зонтами, обручами);

Таким образом, в старшем дошкольном возрасте главными показателями по всем формам деятельности являются желание детей музицировать, петь, танцевать, общаться с музыкой, радость и удовольствие, которое они получают от совместной исполнительской деятельности. Именно поэтому интегративность должна быть основным принципом организации музыкальных занятий с детьми данного возраста.

Психофизические особенности детей 5-6 лет дают возможность углубить содержание работы по музыкальному воспитанию, сделать его более разнообразным по тематике, различным способам интеграции аидов деятельности, а также по формам организации. Процесс развития музыкального восприятия, который идёт естественным путём «от внешнего – к внутреннему», от активного действия – к сворачиванию его во внутренний план, продолжается на новом уровне возможностей детей. У детей шестого года жизни уже есть собственный чувственный опят музицирования. Важно «включить» внутренний контроль за музыкальным исполнением, наладить координацию между слухом и «инструментом» - голосом, телом, звучащим предметом.

Дети шестого года жизни способны более тонко, дифференцированно воспринимать музыку, понимать её образ, высказывать свои предпочтения. Педагогу необходимо использовать разнообразный, более сложный музыкальный репертуар в различных формах интеграции (реализация творческих проектов, постановка детских спектаклей, театрализация песен, игр).

Вокально-хоровая работа.

Анатомо-физиологические особенности детей шестого года жизни способствуют развитию дыхания (развивается дыхательная мускулатура, увеличивается объём лёгких). Важно активно развивать певческое дыхание, учить детей петь протяжно, пропевая все слова. Для отработки этого навыка можно использовать следующее упражнение. Педагог отходит от детей немного дальше, и просит во время пения «дотянуть» звук до него. Предварительно следует объяснить детям, что если звуки обрывать, то они сразу же упадут вниз, не долетая до зрителей, и, таким образом, исполненное детьми произведение не будет услышано и понято. Продолжительность музыкальной фразы у детей данного возраста может составлять 5-6 секунд. Диапазон голоса расширяется («до» - «си» первой октавы). Увеличению диапазона голоса в данном возрасте способствуют различные упражнения. Например, такие как «Качели» – голос «раскачивается» с нижнего звука до верхнего (интервал от кварты до октавы), «Труба» – короткая попевка на интервале кварта.

Правильный подбор репертуара имеет большое значение для охраны детского голоса и формирования вокально-хоровых навыков детей. Игровые вокальные упражнения, артикуляционные упражнения способствуют развитию вокально-хоровых навыков, координации между слухом и голосом, что является основой для развития чистоты интонации, умения детей контролировать слухом своё пение.

Общее развитие кругозора, речи, памяти детей данного возраста позволяет педагогу использовать разнообразный песенный репертуар. Дети шестого года жизни могут исполнять детские песни различной тематики, различного характера (песня-марш, песня-танец, колыбельные, Рождественские колядки, обрядовые народные заклички и т.д.). Интеграция вокального исполнения подобных произведений с музыкально-ритмической деятельностью, игрой на детских музыкальных инструментах повышает качество исполнения, делая его более выразительным и эмоциональным, развивает мотивацию детей.

Вокально-хоровая работа с детьми данного возраста может проводиться в трёх вариантах: со всей группой, с подгруппой или индивидуально. С детьми 5-6 лет можно организовывать вокальные ансамбли (для исполнения более сложных произведений). В старшем дошкольном возрасте некоторые дети уже готовы к сольному выступлению, с такими детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

В музыкально-ритмической деятельности благодаря созреванию и развитию двигательных навыков у детей совершенствуется способность передавать в пластике музыкальный образ, используя разнообразные виды движений (основные, развивающие, плясовые, имитационные). Освоение музыкально-ритмических композиций, танцев, хороводов способствует развитию навыков ориентировки в пространстве. В этом возрасте дети усваивают основные виды ориентировки (на себя, от себя и от предмета или объекта), педагог учит детей самостоятельно перестраиваться в различные фигуры во время движения, становиться друг за другом парами и по одному.

Все эти особенности музыкально-двигательного развития детей 5-6 лет педагогу необходимо учитывать при интеграции данного вида деятельности с другими видами музыкального процесса (при инсценировке песен, театрализации вокальных номеров).

В ритмической составляющей процесса музыкального образования, особую роль играет использование так называемых «звучащих жестов». Это первые инструменты человечества и первые инструменты человека (хлопки, шлепки, притопы, щелчки, удары ладонями по грудной косточке). Звучащие жесты являются не просто носителями определённых тембров, их использование вносит элемент движения в освоение детьми ритма. Учитывая телесно-ритмический характер звучащих жестов, можно говорить о них как о незаменимом средстве для развития метроритмического чувства детей. Воспитание чувства ритма и тембрового слуха, развитие координации, реакции с использованием звучащих жестов обладает очень высокой эффективностью. Существует научно доказанная эффективность данного метода: ритмические импульсы, проходящие через тело, запоминаются навсегда, так как ритмическое чувство развивается через движение и мышечные ощущения человека. Звучащие жесты позволяют организовать импровизированное музицирование в любых условиях, при отсутствии каких-либо инструментов.

Игра на детских музыкальных инструментах.

Дети уже многое могут в этом возрасте, проявляют необычайный интерес к музыкальным инструментам, хотят и могут на них играть организованно и импровизационно.

Педагогу необходимо знать и использовать ряд приёмов творческого музицирования на музыкальных инструментах:

Использование разнообразия тембров шумовых инструментов как средство озвучивания и варьирования, ведущее к пониманию оттенков смысла музыкальной интонации – сказки, различные ситуации, детские стихи;

Исследование с детьми различных качеств звучания шумовых инструментов (деревянный, металлический, глухой, звонкий); связывать их с эмоциональными смыслами при озвучивании стихов, сказок;

Развитие способности слышать и выделять сильную долю, играть её на фоне метра; исполнять ритмы в более продолжительных фразах при помощи звучащих жестов (вначале с речевой поддержкой и постепенно снимая её);

Подведение детей к импровизации ритмически организованных форм на простых инструментах (бубне, барабане, маракасе);

Знакомство детей со звуковысотными инструментами: ксилофоном, металлофоном, глёкеншпилем; начать их использовать для игры коротких попевок на 2-3 звуках.

Дети 6-7 лет

Возраст 6-7 лет – это середина детства. Подвижные, энергичные дети активны во всех видах музыкально-художественной деятельности. Интегративный подход становится ведущим способом организации музыкального занятия.

В этот период у детей качественно меняются психофизиологические возможности: голос становится звонким, движения – ещё более координированными, увеличивается объём памяти и внимания, совершенствуется речь. У детей возрастает произвольность поведения, формируется осознанный интерес к музыке, значительно расширяется музыкальный кругозор. Новые качества позволяют реализовывать более сложные задачи музыкального развития детей. При этом детям свойственна эмоциональная неустойчивость и психологическая утомляемость, что необходимо учитывать при планировании и организации музыкальных образовательных ситуаций.

Дети 6-7 лет:

Могут принимать участие в музицировании экспромтом, подстроиться к звучащей музыке, найти свой способ игры на инструменте;

Могут самостоятельно организовать музицирование пьес в двухчастной форме, распределить роли и партии инструментов;

У детей сформированы вокально-хоровые навыки: дети поют естественным голосом, чётко артикулируя все слова, удерживают на дыхании фразу 6-8 секунд, чисто интонируют несложные мелодии в пределах «до» первой – «ре» («ми») второй октавы, поют слаженно и выразительно, передавая смысл исполняемых произведений;

Могут использовать шумовые и звуковысотные инструменты для озвучивания стихов и сказок, интерпретировать и варьировать исполнение;

Способны согласовывать движения с метроритмом и формой музыкального произведения, исполнять более сложные по координации (ассиметричные, разнонаправленные) музыкально-ритмические движения. Педагогу необходимо использовать данную способность для включения двигательных движений в исполнение музыкального произведения, при инсценировке песенок;

В предшкольный период актуальность идеи целостного развития личности ребёнка средствами музыки возрастает, поскольку приоритетными становятся задачи достижения школьной зрелости, овладения им предпосылками учебной деятельности, успешной социализации ребёнка, формирования нравственно-коммуникативных навыков.

Работа по музыкальному воспитанию детей седьмого года жизни достигает своей кульминации: в этот период можно наблюдать эффекты музыкально-творческого развития детей за предшествующий период (дети любят музыку, понимают её, у них сформировались навыки исполнительства во всех видах музыкальной деятельности). Это даёт основание для усложнения содержания музыкального развития по всем основным направлениям.

Вокально-хоровая работа.

Физическое и психологическое взросление детей седьмого года жизни даёт возможность организовать вокально-хоровую работу уже на новом уровне. Эффекты правильного певческого развития выражаются в том, что у детей к шести годам сформированы элементарные вокально-хоровые навыки: поют естественным голосом, удерживая непродолжительную фразу на дыхании 5-7 секунд, правильно артикулируя все звуки, чисто и слаженно передавая мелодию произведения. А главное, дети любят петь, могут исполнять свои любимые песни не только на занятиях, но и в других ситуациях, а также в свободное время. В процессе вокально-хоровой работы необходимо развивать у детей не только вокальные, но и актёрские способности. Этому способствует интеграция вокально-хоровой и театрально-игровой деятельности. Дети данного возраста вполне могут и очень хотят участвовать в различных театральных постановках. Объединённые в один сюжет несколько произведений, с распределением ролей, сольных строчек, игра на инструментах по партиям и сольно – подобные разнообразные виды работы педагогу следует проводить с детьми 6-7 лет. Такая деятельность поможет не только закрепить вокально-хоровые знания, но и будет способствовать активному творческому развитию, укреплению мотивации.

Музыкально-ритмическое и театрально-игровое творчество.

Психологические особенности детей данного возраста позволяют использовать самые разнообразные формы интеграции театрально-игрового творчества с другими видами музыкальной деятельности. Так, например, дети проявляют яркий интерес к обыгрыванию сказок, поскольку они знают уже много литературных произведений. Добавление к литературному тексту песен соответствующей тематики позволит педагогу вместе с детьми создать собственный спектакль, в котором каждому ребёнку должна быть подобрана роль с учётом его психофизиологических особенностей и способностей.

Дети седьмого года жизни психологически готовы к конкурсам и соревнованиям, от которых они уже получают удовольствие. Дети данного возраста уже в состоянии адекватно оценивать выступления других. Педагог может использовать такую форму работы, как творческий конкурс, где выступления детей по командам будет оценено детским жюри.

Игра на детских музыкальных инструментах.

У детей седьмого года жизни развивается произвольное внимание, поэтому они уже способны слушать словесные объяснения, терпеливо ждать, когда на инструментах играют другие дети, замечать на слух неточности звучания.

Дети 6-7 лет могут играть импровизированные диалоги на инструментах, которые развивают интуитивное использование и понимание смысла выразительных средств музыки. Например, такие: «Разговор Треугольника и Металлофона». Это же задание может быть представлено педагогом образно: «Разговор Звёздочки и Росинки». Форма работы с инструментами под названием «диалоги» бесконечна по тематике.

Дети данного возраста могут осознанно выбирать инструменты для образных озвучиваний и звукоподражаний, опираясь уже на свои знания, опыт и слуховые представления. Они очень любят меняться инструментами в оркестре, стремясь поиграть на каждом, что необходимо поощрять, так как подобным образом каждый ребёнок имеет возможность поиграть все партии.

Использование металлофона и ксилофона, колокольчиков, позволяет педагогу расширить представления детей об устройстве звукоряда, отдельных его интонаций. Однако даже простейшие мелодии, типа «Василёк», требуют технологичной работы педагога, если он работает со всей группой.

Звучащие жесты продолжают оставаться главными «инструментами», которые должны в той или иной форме использоваться на каждом занятии (ритмические зарядки, речевое музицирование, подыгрывание жанровой музыке, разучивание партий для шумового оркестра, сопровождение пения).

Музыкальный материал, который доступен для инструментального музицирования с детьми седьмого года жизни разнообразен: это фольклор, танцы народов мира, современные детские песни и танцевальная музыка. Дети 6-7 лет способны играть в оркестре, исполняя музыку более сложных форм: рондо с 2-3 эпизодами, вариации (2-3), им уже доступны все шумовые инструменты. Однако педагог должен помнить о том, что каждому ребёнку должно быть найдено своё доступное место в совместном музицировании.

Итак, подводя итоги из всего вышесказанного, следует сделать ряд выводов. Так, для успешного развития детей в музыкально-творческой деятельности важно, прежде всего, воспитывать у них потребность в музицировании (музыка как удовольствие, досуг, как средство самовыражения, средство релаксации, средство общения). Каждая музыкальная образовательная ситуация является интегративной моделью взаимодействия детей и педагога, который активно использует не только различные виды музыкальной деятельности в разнообразных сочетаниях, но и стихи, загадки, сказки, пословицы и поговорки, различные виды театрализации. Коллективное (хоровое) пение способствует ранней социализации детей, умению согласовывать свои действия с действиями других (умение действовать по образцу на основе подражания, выполнять указания взрослого). Развитие слухового контроля – это основа музыкальности, базис развития всех видов музыкальной деятельности (не только пения, но и музыкально-ритмических движений, игры на инструментах). Важнейшей особенностью методического подхода программы по музыкальному развитию дошкольников является целостный игровой подход: игра и творчество пронизывают музыкальную деятельность детей на всех уровнях. Любой фрагмент занятия и музыкальный репертуар представляются детям как синкретическая интегрированная игра. Для педагога важно обеспечить мотивацию ребёнка к деятельности на основе получения удовольствия от музыки, музицирования в игровых формах и общения, которое его сопровождает.


6. Кондратенко И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи: моногр. - СПб.: КАРО, 2006. - 240 с.

7. Кузнецова Л.И. Развитие коммуникативных навыков в концертной и театральной деятельности // Логопед. - 2011. - № 3. - С. 18-24.

8. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры: пособие для практ. работников дошк. учреждений. - М.: АРКТИ, 1999. - 48 с.

9. Подпругина В. В. Исследование представлений об эмоциях у детей с общим недоразвитием речи // Сборники конференций НИЦ Социосфера. -2012. - № 2. - С. 59-61.

М. Б. Королёва

Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников как средство гармоничного развития

Современный гуманистический подход к образованию, приоритет человеческих ценностей, жизнь и здоровье человека, свободное развитие личности диктуют более внимательное, ответственное отношение педагогов к каждому ребенку, уважение и признание его индивидуального внутреннего мира. Каждый ребенок имеет право на достойное, квалифицированное педагогическое сопровождение для наиболее полного раскрытия своего потенциала.

Важность дошкольного возраста в развитии человека трудно переоценить. Дошкольное детство играет огромную роль в становлении личности, определяя ее развитие на последующих этапах жизни людей, и отличается существенными физиологическими, социальными и психологическими изменениями.

Большую роль в гармоничном и всестороннем развитии детей играет музыка. Правильно осуществляемое музыкальное развитие всегда связано с совершенствованием многих качеств и свойств ребенка. Главная задача музыкального воспитания дошкольников -развитие эстетического отношения к жизни и искусству, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью, развитым восприятием, оценочным отношением, творческой деятельностью.

Музыка имеет огромное значение в нравственном и интеллектуальном совершенствовании личности ребенка. Воздействуя на подсознание, она имеет исключительно сильное нравственное воздействие на эмоциональную сферу детей, что приобретает сегодня особую актуальность. Музыкальное искусство отражает многие жизненные явления, которые обогащают детей представлениями об обществе, природе, быте, традициях.

Певческая деятельность способствует развитию речевых и коммуникативных навыков в процессе межличностного общения.

Существует взаимосвязь между музыкальным и физическим воспитанием детей. Музыка оказывает влияние на процесс их физического совершенствования, жизненный тонус. В процессе выполнения танцевальных движений формируется осанка, пластичность, выносливость. В процессе певческой деятельности формируются правильное дыхание, улучшается осанка, развивается артикуляционный аппарат.

Каждый вид музыкальной деятельности выполняет свое специфическое назначение: певческая деятельность способствует развитию психических процессов и свойств личности, развитию речи за счет расширения словаря, развивает познавательную деятельность, эмоциональную отзывчивость, умственные способности, необходимые для научного, математического мышления, способствует формированию правильной осанки, развивает коммуникативные навыки; знакомство детей с нотной грамотой развивает математические способности; музыкально-ритмические движения, совершенствуют пластику, развивают музыкальный слух и чувство ритма, воспитывают эстетическое чувство, творческую фантазию и воображение. Интегрируя во все образовательные области, музыка оказывает огромное влияние на весь организм ребенка. Использование всей совокупности названных форм приобщения старших дошкольников к музыкальному искусству в конечном счете приводит к полноценному телесному, душевному и духовному благополучию, способствуя развитию личности.

Интеграция является одним из условий современного образования. Объединение знаний из разных областей на основе общей темы позволяет выстроить ребенку системное видение мира и системное его познание. Интегрированное обучение приобщает детей к дисциплине мышления и помогает овладеть сравнением, сопоставлением, анализом, синтезом, обобщением.

Интегрированные занятия обусловливают взаимосвязь музыкального, пластического, танцевально-двигательного искусства с изобразительным творчеством и литературой. Взаимосвязь этих компонентов дает еще больший эффект в формировании духовного начала ребенка.

В работе с дошкольниками мы используем интегрированные занятия, объединяющие слушание музыкального произведения, пение, музыкально-ритмическое движение, изобразительную деятельность и художественное слово. На этих занятиях дети учатся раскрывать музыкальные образы с помощью изобразительного искусства. Процесс интеграции разных видов искусства способствует формированию художественно-творческих способностей детей. В этом процессе искусство выступает фактором формирования лич-

ности. В дошкольном образовательном учреждении традиционно используют изобразительное искусство и музыку, так как данные виды искусства лежат в основе других искусств .

На наших занятиях интеграция объединяет музыку с изобразительным искусством, развитием речи и ознакомлением с окружающим миром. В интегрированных занятиях знания об окружающем мире, природе объединяются со знаниями об искусстве легко, так как произведения искусства отражают явления материального мира в художественных и музыкальных образах. В результате такой интеграции у детей из дифференцированных, разрозненных знаний складывается более полное, многогранное представление о мире.

Интегрированные занятия «Мы рисуем музыку», включающие в себя пение, слушание музыкального произведения, ритмику, художественное слово и изобразительную деятельность, помогают создать положительный эмоциональный фон, атмосферу радости, сотворчества. На этих занятиях дети чувствуют себя более раскованными, раскрепощенными, самостоятельными, реализуют свои творческие возможности. Тематика занятий перекликается с темами по слушанию музыки (времена года, образы животных и птиц, сказка в музыке и другие). К этим темам мы добавляем разделы, посвященные русским обрядовым праздникам (Масленица, Пасха), экологическим праздникам (День птиц, День Земли, День цветов), патриотической и военной тематике (День Победы, День снятия блокады Ленинграда, День России, День города, День матери, День защитника Отечества). После таких занятий традиционно устраивается выставка рисунков, которые дети нарисовали.

Например, ко Дню матери мы проводим интегрированные занятия, в которых участвуют и мамы воспитанников. Эти мероприятия включают в себя песни о маме («Я рисую солнышко», «Добрая, милая мама» и другие), танцевальную ритмику («Топ-топ, топает малыш», «Разноцветная игра» и другие), стихи, слушание песен на данную тему («Мама - первое слово», «Песня о мамонтенке» и другие), игры с мамами. В заключение дети говорят своим мамам ласковые слова, рисуют открытки-сердечки, которые затем дарят им.

Обязательно присутствует совместная деятельность: мамы на листе бумаги обводят ладошку своего ребенка, а дети ее раскрашивают. После этого мы прикрепляем все ладошки на лист ватмана, в центре которого нарисовано солнышко без лучиков - и у нас получается веселая разноцветная картинка. Иногда тематика совместной работы с мамами изменяется: дети из своих ладошек составляют красивый букет тюльпанов или выкладывают волшебную птицу.

После знакомства с музыкальной пьесой Э. Грига «Утро» (из сюиты «Пер Гюнт») мы сначала мысленно вместе с ребятами пытаемся представить картину пробуждающейся природы. Для этого вспоминаем знакомые стихотворения и рассказы по данной теме («Утро в горах» Ф. Тютчева, «Утром солнышко проснулось» А. Вишневской, «Утро» И. Бунина, «Ясно утро. Тихо веет» И. Никитина). Дети придумывают свои описательные рассказы (например, утро в горах, утро в лесу и т. д.), после изображают свои фантазии в рисунках. Во время рисования обязательно звучит музыка этого произведения.

После рисования ребята придумывают танцевальные импровизации на музыку этого произведения, превращаясь в бабочек, облачка, солнечные лучики и т. д. В заключение мы устраиваем выставку детских работ, на которую приглашаем всех воспитанников учреждения, и еще раз прослушиваем музыкальное произведение одновременно с просмотром видеоклипа по теме.

Следующее занятие начинаем с рассматривания детских рисунков и обобщения. Это помогает лучшему запоминанию музыкального произведения и способствует расширению кругозора, обогащению словаря и развитию фантазии и воображения старших дошкольников.

Также интегрированные музыкальные занятия с включением изобразительной деятельности всегда предшествуют постановке музыкальных спектаклей. Дети читают сказки, рисуют, лепят, конструируют из бумаги героев спектакля. В течение занятия они придумывают танцевальные композиции, которые могли бы исполнить персонажи.

Вообще, любой детский праздник (особенно выпускной бал) представляет собой интеграцию различных видов детской деятельности. Традиционно используются развитие речи посредством чтения стихотворений, различные виды музыкальной деятельности, музыкально-театральная деятельность. Также добавляются элементы изобразительного творчества (например, в конкурсах «Нарисуй букет цветов для мамы», «Дорисуй картинку» и т. д.), спортивных соревнований, математики (на выпускных праздниках всегда присутствуют математические задачи и примеры в игровой стихотворной форме. Например:

«Возле избушки плачет коза:

"Сбежали козлята мои, кто куда:

Один - в лесок, другой - за стог,

А третий козлёнок спрятался в бочонок!"»

Сколько козлят в избушке сидят?)

Очень любят дошкольники музыкально-спортивные развлечения, посвященные Дню защитника Отечества «А ну-ка, папы», где используются различные виды музыкальной деятельности, элемен-

ты спортивных соревнований, литературное творчество и конструктивная деятельность (например, изготовление вместе с папами бумажных корабликов и самолетиков; военной техники из мягких модулей и т. д.).

Предложенные пути и способы интеграции музыки с изобразительной, конструктивной деятельностью, литературным творчеством позволяют гармонично включить музыку в образовательное пространство дошкольного учреждения.

Объединение и комбинированное использование всех видов детской деятельности будет способствовать эффективности развития детей во всех направлениях: физическом, интеллектуальном, нравственном развитии и активизации их творческих способностей в процессе межличностного общения.

Список литературы

1. Адамова О. А. Интегрированный подход в музыкальном воспитании старших дошкольников // Предшкольная подготовка детей: содержание, формы, проблемы и пути их решения: сб. науч. ст. / под ред. Л. С. Колмогоровой. - Барнаул: АлтГПА, 2010. - С. 347-353.

2. Штанько И. В. Воспитание искусством в детском саду: интегрированный подход: метод. пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2007. - 144 с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

М. Ю. Коршунов

Исследовательский метод как средство развития самостоятельной деятельности учащихся при изучении географического краеведения

Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно, творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путём самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.

В связи с этим задача развития самостоятельной деятельности учащихся и соответствующие личностно ориентированная и дея-тельностная парадигмы образования во всех смыслах и аспектах отражают основные идеи процесса модернизации. Традиционная установка на передачу от учителя к учащимся необходимого запаса знаний становится неэффективной. Важно процесс обучения строить таким образом, чтобы включить учащихся в самостоятельную деятельность познавательного, коммуникативного и праксиологического характера. Это тем более важно, что, какие бы знания и в ка-

«Музыку называют зеркалом души человеческой»,

«эмоциональным познанием» (), «моделью

человеческих эмоций» (),

она отра­жает отношение человека к миру, ко всему,

что происходит в нем и в самом человеке».

А наши отношения – это, как известно, наши эмоции.

Значит эмоции являются главным содержанием музыки,

что и делает ее одним из самых эффективных средств

формирования эмоциональной сферы ребенка»

ИНТЕГРАТИВНЫЕ ПОДХОДЫ

В МУЗЫКАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Роль музыки в эмоционально-творческом развитии дошкольников

Эмоциональная сфера является ведущей сферой психики в дошкольном детстве. Она играет решающую роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших и психических функций а также поведения в целом. Только полноценное формирование эмоциональной сферы ребенка дает возможность достичь гармонии личности, «единства интеллекта и аффекта » (). Можно сказать, что ребенок в дошкольном возрасте - сама ЭМОЦИЯ, и потому, значение его встречи с высокохудожественной музыкой трудно переоценить. Музыка, кроме того, способствует становлению познавательной и нравственной сфер, формирует «творческость» как качество личности.

Влияние современной окружающей среды на развитие личности ребенка

Однако, наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), слушают и наши дети. Ее шаманские ритмы, сверхвысокие и сверхнизкие частоты, невыносимая громкость, минуя сознание, попадают в область подсознания, таким образом, оказывая сильнейшее отрицательное воздействие на эмоциональное состояние ребенка, разрушая его душу, интеллект, личность.

Многие родители, ввиду их загруженности на работе или просто из-за нежелания, не занимаются с собственным ребенком: не хочется отвечать на его бесконечные вопросы, читать книги; проще купить компьютерную игру или поставить видеокассету с иностранным мультфильмом. Просидев за этим занятием несколько часов, ребенок не только теряет свое здоровье, но и перенимает стереотипы поведения довольно примитивных героев, становится черствым, замкнутым или, наоборот, агрессивным, не умеющим общаться со своими сверстниками, играть с ними. Можно сказать, что под угрозой оказывается его психическое и социально-нравственное развитие . Детство является периодом наиболее благоприятным, сенситивным для становления музыкальности и музыкальных способностей. Упущение этого периода невосполнимо.

Поэтому родители и педагоги должны сделать все возможное, чтобы оградить от такой музыки детей, дать им возможность узнать и полюбить другую – ­настоящую музыку. От нас, педагогов, зависит формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремиться участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, приобщаться к художественной и творческой деятельности.

Поэтому я поставила перед собой одну из основных задач: формирование у детей музыкальности, т. е. системы музыкальных способностей, создание условий для широкой ориентировки в музыке, прежде всего классической, и для накопления запаса высокохудожественных музыкальных впечатлений.

В этом году я решила познакомить детей с балетом С. Прокофьева «Золушка». Ознакомление проходит на 8-10 занятиях. Хотелось увидеть, будет ли нашим детям, не имеющим возможность посещать театры и музеи, понятен язык музыки и сценического искусства танца. Для того, чтобы облегчить детям знакомство и ввести детей в атмосферу самого балета, я разработала занятие «На балу у Золушки» < Приложение 3>.

На этом занятии дети не только смотрели сцену из балета «Бал», но и узнали много интересного от самой Золушки о балах. И от принца Вальса о бальных танцах «менуэт», «вальс», «мазурка», «полька». А еще они с удовольствием исполнили эти танцы и выразили свои впечатления в рисунках.

Роль развивающей среды в организации музыкальных занятий

Исходя из специфики интегрированных занятий, провожу их в музыкальном зале, который мы с детьми называем «музыкальной гостиной». В нашей «Музыкальной гостиной» созданы все условия для проведения различных видов деятельности : имеется фортепиано, музыкальный центр, видеодвойка, ковровое покрытие, мольберты, стулья. Немаловажную роль играет эстетическое оформление. Зал оформляется в зависимости от темы занятия, времени года и т. д. Музыкальный зал украшает ламбрекен из органзы, на центральную стену в деревянную раму вывешиваются панно (в соответствии с темой), нарисованные на ткани нашим художником-оформителем.

Обеспечивается гибкое зонирование, включающее разнообразие изобразительного, дидактического и игрового материала. При проведении интегрированных занятий предусматривается появление неожиданностей, что позволяет максимально приблизиться к построению задуманного действия (избушка на курьих ножках, печка, елка, речка и др.), а также появление сказочных героев (Золушка, принц Вальс, Баба-Яга и др.).

Нетрадиционные методы, используемые на интегрированных занятиях

Чтобы добиться развивающего эффекта обучения, на занятиях я использую следующие нетрадиционные методы:

Метод «подмастерья»: весь процесс рассматривается не как воздействие, а как взаимодействие, тесное сотворчество педагога и ребенка;

Диалогические методы, которые стимулируют творческую деятельность на коммуникативном уровне, содействуя межличностным взаимодействиям. Они ориентированы на стимулирование самостоятельного познания, инициативы, свободы выбора;

Игровые методы несут эмоциональный заряд при передаче информации и поэтому занимают важное место в организации художественно-творческих занятий, стимулируют творческий процесс, активность детей, способствуют развитию коммуникативных качеств.

В ходе художественно-творческих занятий необходим тесный контакт взрослого и ребенка, важно видеть эмоциональное самочувствие каждого ребенка, его эмоциональный настрой. По ходу всего занятия я ориентируюсь на ребенка, что позволяет высвободить большой творческий потенциал, помочь занять ребенку творческую позицию к окружающей действительности через призму искусства.

Театральное искусство в эмоционально-творческом развитии личности ребенка.

Театрализованная деятельность – важная часть моей работы. Трудно переоценить роль театрализованного искусства в эмоционально-творческом развитии ребенка. Детский театр, организованный мною – музыкальный театр. Все постановки спектаклей сопровождает музыка, в них много движений, действия. Я считаю, что, чем раньше и больше разных ролей ребенок «перепробует» на сцене театра детского сада, тем легче ему будет ощущать себя на сцене жизни. В репертуаре театра: детские оперы «Репка», «Волк и семеро козлят»; музыкальные сказки: «Дюймовочка», «Осень в лесу»; инсценировки поэзии и прозы, театрализованные игры: «Теремок», концертные программы, встречи в «Музыкальной гостиной», спектакли: «Царевна-лягушка».

Музыка в нашем ДОУ на особом положении. Мы поставили цель ­прививать ребенку хороший вкус, отдав приоритет классической музыке. Она сочетается также с народной, современной, детской музыкой.

Использование интегрированного подхода в развитии музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности.

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, которая разрабатывается и утверждается в ДОУ, прежде всего должна быть ориентирована на решение таких важнейших задач, как сохранение здоровья и развитие базовых качеств личности детей – активности, самостоятельности и инициативности. Кроме того, согласно Федеральным государственным требованиям к ООП ДО (Приказ Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655) программа должна строиться на основе принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей 1 .

Интеграция, понимаемая нами как более глубокая форма взаимосвязи, взаимопроникновения разного содержания воспитания и образования детей, охватывает все виды музыкальной деятельности детей. Она основывается на общности психических процессов, развитие которых необходимо для успешного осуществления деятельности (эстетического восприятия, образного мышления, воображения, эмоционального отношения к деятельности, а также память и внимание).

Как указывает Т.С.Комарова, интеграция содержание эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передача образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности, специфических для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально- игровой).

По мнению многочисленных исследователей, интегрированное обучение способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки и умение свободно делиться впечатлениями.

Цель данных занятий – объединить различные виды художественной деятельности детей в целостный педагогический процесс формирования у воспитанников представлений об окружающем мире, эстетической культуре и развития средствами искусства творческих способностей (музыкальных, сценических, литературных, к изобразительной деятельности).

Основными задачами занятий являются:

    формирование эстетического восприятия окружающего мира;

    приобщение к миру искусства;

    воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, умения услышать, увидеть, почувствовать и переживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведениях искусства;

    развитие способности к освоению и преобразованию окружающего пространства;

    детского творчества в изобразительной, музыкальной, речевой и театрализованной деятельности 2 .

Реализация задач происходит через познавательную, музыкальную, изобразительную, театрализованную, продуктивную деятельность, ознакомление детей с художественной литературой, музыкальными произведениями, произведениями изобразительного искусства. Связующим звеном выступает рассматриваемая на занятии тема (образ).

Отличительные особенности.

Четкость, компактность, большая информативность учебного материала, благодаря чему реализуется один из основных принципов дошкольной дидактики – занятие должно быть небольшим по объему, но емким, что возможно при интегративном подходе, когда конкретный предмет или явление рассматривается с нескольких сторон в разных его аспектах.

Логическая взаимообусловленность, взаимосвязь интегрированных предметов. Принцип интеграции требует отбора содержания образования, обеспечивающего целостность восприятия ребенком окружающего мира, осознание разнообразных связей между его объектами и явлениями. На таких занятиях обеспечивается взаимопроникновение материала из разных образовательных областей через разнообразные виды деятельности, например, рассматривание такого понятия, как "настроение", с помощью произведений музыки, литературы, живописи. Важно, чтобы образовательные области сочетались одна с другой и между ними был связующий элемент – образ.

Музыкальные способности в подлинном смысле слова – это свойства, данные для занятия музыкальной деятельностью.

Необходимыми условиями для развития музыкальных способностей у детей старшего дошкольного возраста средствами интеграции различного содержания и разных видов художественной деятельности являются:

    Приоритетная внимание к специфической детской деятельности: музыкальной, театрализованной, конструктивной, изобразительной, игре, которая может при условии оптимальной организации обеспечить всестороннее развитие ребенка, создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь дошкольника интересным содержанием;

    Творческий подход педагога к отбору содержания образования, построена на основе интеграции, а так же к организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом на правлении.

Основными особенностями интегрированных занятий с музыкой, где последняя является тематическим стержнем, являются:

    Восприятие музыки как искусства, когда ребенок подчиняется своему эмоциональному состоянию, актуализирует проблему. Композитор незаметно для воспринимающего склоняет его к диалогу, творческому мышлению, заставляет пережить то волнение, которое испытал сам. Гармонизация индивидуального чувства, переживаемого в момент восприятия музыкального произведения, порождает эстетические чувства.

    Осознание ребенком своих эстетических эмоций и как следствие – развитие его художественного вкуса и эстетического сознания. Развитие музыкального вкуса и сознания зависит от педагога - музыканта, который так строит свою работу, чтобы ребенок постигал художественный образ. В итоге он приобретает знания, навыки и умения чувствовать этот образ и передавать его с помощью разных видов художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же объекта, явления разных видах искусства создается специфическим для того или иного вида искусства средствами.

    Воплощение переживаемого в творческой деятельности. Для ребенка-дошкольника, как целостной натуры, этот момент является обязательным и представляет интерес. Он мобилизует свое восприятие, синтезирующее имеющийся художественный опыт и новое только что пережитое чувство по поводу искусства. Ребенок испытывает потребность воплотить свое воображение, придумать к нему объективную форму. Причем эта форма каждый раз индивидуальна, что и отличает творческий тип деятельности от исполнительского.

Для развития музыкальных способностей используются и такие приемы интеграции, как применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей, чтение стихотворений, показ иллюстраций, игрушек, репродукций картин, оркестровка музыкальных произведений, инсценировка песен, передача характера музыки в движении.

Применение компьютерных технологий, аудио и MP3 записей обогащает процесс интегрированного музыкального занятия. Особенно эффективно ее применение в сравнении с «живым» исполнением. Так, исполнение музыкального произведения педагогом на фортепиано можно сравнить с записью с оркестровым, с хоровым. Показать на мониторе видеозапись данного произведения в исполнении знаменитых пианистов, солистов Большого театра, концерты и т.д. И это в данный момент является основным, согласно ФГТ п.II «Требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» (2.4 – обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста), в нашем случае к развитию музыкальных способностей.

Объединения различных видов искусства (музыки, поэзии и живописи) всегда желательно. Важно точно и тонко подбирать произведения для сравнения.

Чаще всего используется чтение стихотворений или показ репродукций картин, иллюстраций, близких по настроению исполняемой музыкой. Чтение стихотворения можно предварять прослушивание музыкального произведения, если оно созвучно ему по настроению. Если же педагог хочет сопоставить стихотворение с музыкой, лучше прочитать его после уяснения детьми ее характера.

Синтез литературы и художественно-речевой деятельности преследует цель формирования у детей интереса и потребности в чтении (восприятии) книг. Для ее воплощения следует приобщать воспитанников к художественной литературе, формировать запас художественных впечатлений, развивать литературную речь, учить эмоционально и выразительно передавать содержание произведений. Посредством художественной литературы можно развивать морально-нравственные качества, первичные ценностные представления. Интересным опытом для дошкольников станет создание рукописных книг.

Интеграция живописи, графики, скульптуры и изобразительной деятельности в одном занятии способствует приобщению детей к изобразительному искусству, развитию у них эмоционально-личностного отношения к произведениям искусства. Для этого необходимо формировать у дошкольников представления о видах, жанрах и средствах художественной выразительности, развивать художественное восприятие и детское творчество в продуктивных видах деятельности (рисовании, лепке, аппликации, художественном труде), воспитывать эстетическое отношение к окружающему миру.

Показ репродукций картин, иллюстраций перед прослушиванием музыки нежелателен. Картина отвлекает детей от музыки, направляет восприятие по конкретному, заранее обусловленному руслу, что не всегда оправдано. Целесообразнее использовать показ репродукций картин и иллюстраций после неоднократного прослушивания музыкального произведения. В этом случае дети ставятся в проблемную ситуацию: они должны выбрать из двух картин одну, соответствующую по настроению музыке, или из двух музыкальных произведений – одно, близкое по настроению картине. Можно соотнести и два музыкальных произведения с двумя картинами. Аналогично можно сопоставить и музыкальное произведения со стихотворениями. Примерами таких сопоставлений могут быть песни Т.Попатенко «Листопад», М.Красева «кукушка», пьесы С.Прокофьева и т.д.

Оркестровка музыкальных произведений используется не столько для обучения детей навыкам игры на музыкальных инструментах, сколько для творческого применения к ним. Оркестровать произведение – значит выбрать и использовать наиболее выразительные тембры инструментов, соответствующие характеру его звучания, различить отдельные части. Этот прием способствует дифференцировке восприятие. Выделению наиболее ярких выразительных средств музыки (интонации, регистра, динамики, тембра, артикуляции, акцентов), изобразительных моментов. Прием оркестровки побуждает детей вниманию вслушиваться в музыку, чтобы соотнести имеющие у них представления о выразительных и изобразительных возможностях тембров детских музыкальных инструментов с ее звучанием.

Применение оркестровки позволяет разнообразить структуру музыкальных занятия, так как объединяет его отдельные разделы – слушания музыки и игру на детских музыкальных инструментах.

Данный прием хорошо использовать в пьесах «Походный марш», «Клоуны» Д.Б.Кабалевского, «Шарманка» Д.Шостаковича, «Маленький вальс» Н.Ливе и другие.

Одним из эффективных приемов развития музыкального восприятия детей является передача характера музыки в движении (инсценировка песен, творческое использование танцевальных, образных движений).

Слушая музыку, ребенок имеет возможность передавать ее особенности в движениях (общий эмоциональный настрой, акцент, темп, ритмический рисунок, паузы, динамику и др.).

Сложный процесс развития музыкальных способностей предполагает методы и приемы.

Наглядно – слуховой метод – один из важнейших в развитии музыкального восприятия. Исполнитель воссоздает произведение, написанное композитором. Это накладывает на него большую ответственность за качество прочтения авторского текста. По мнению Б.В.Асафьева, именно исполнительская интонация приносит неповторимость в каждое исполнение, подобно речевой интонации в актерском сценическом искусстве.

Применение словесного метода в развитии музыкального восприятия также очень велико. Речь идет не о каком – либо пересказе музыки, а о необходимости углубить восприятие музыки детьми. С помощью яркого исполнения и умело проведенной беседы педагог может не только привить детям интерес, любовь к музыке, расширить представления о некоторых явлениях действительности, но и обогатить их внутренний мир, чувства, сформировать нравственные качества, интересы. От установки, которая дается педагогом перед слушанием музыки, во многом зависит ее восприятие детьми.

Приемы развития музыкальных способностей необходимо варьировать, сочетать друг с другом. Так, оркестровка может сочетаться с передачей характера музыки в движении, и инсценировкой песен (дети делятся на две группы – одни оркеструют, другие инсценируют песню). В этом случае объединяются разделы занятия – слушание музыки, игра на детских музыкальных инструментах и музыкально – ритмические движения. Такие варианты, отход от стереотипной структуры, придают занятию живость, непосредственность, способствует самостоятельности детей, развитию их творческой инициативы, проявлению выдумки и фантазии.

Данные, перечисленные выше, методы и приемы, хорошо сочетаются, взаимодополняют друг друга. Но при этом нельзя забывать, что все методические приемы будут эффективными лишь в том случае, если музыкальное деятельность будет построена на грамотном исполнении музыкального произведения, и будет вызывать у детей сопереживание, эмоциональный отклик, затрагивать их сердца, побуждать к высказываниям.

Таким образом, интегративное привлечение разных видов искусства способствует реализации синтеза множественных межпредметных связей выявлению общих художественных закономерностей и направлено на активизацию и развитию музыкальных способностей.

Тем самым, для развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности необходимо создать определенные педагогические условия:

    Специально организовать виды музыкальной деятельности, которые будут построены на принципе интеграции, определяющие активные позиции ребенка;

    Использовать задачи творческого характера по созданию нового синтетического музыкально-художественного деятельности, согласно поставленной задачи в ФГТ п.3.3.10;

    Использовать личностно-ориентированнные приемы раскрывающие познавательно-эстетический смысл.

И так, проблемы развития музыкальных способностей является одной из идей многих прогрессивных педагогов и психологов. Успешность восприятия музыки у детей зависит от их уровня развития музыкальных способностей. Наиболее благоприятным периодом для развития музыкальных способностей является дошкольных возраст, и только активное обучение музыкальному восприятию с учетом возрастных, психофизиологических и индивидуальных способностей детей, может способствовать успешному решению этой проблемы и задач, встающих перед современным обществом.

1 Е.В. Авдонина, ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы

2 Е.В. Авдонина,ст. воспитатель ГОУ "Детский сад № 868" г. Москвы