Родительское собрание в средней группе. тема собрания «Мы выросли».

Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня!

Собрание у нас сегодня не простое… И так, начнем.

1. Презентация «Мы выросли! »(фото детей)

2. Особенности развития детей пятого года жизни

Ребёнку уже исполнилось 4 года. Убедитесь, что:

рост стал 102 см и увеличился на 4-5 см

вес стал 16 кг и увеличился на 1-2 кг

Теперь, чтобы не навредить малышу в его развитии, нужно выяснить, какие на этом возрастом этапе «ранимые места» в его организме и учитывать это.

Тело ребёнка изменило пропорции, активно идёт формирование осанки, закладывается походка, привычные позы при сидении, стоянии и т. д. Но сила мышц, поддерживающая скелет, недостаточна, утомляемость их велика и грозит разнообразными отклонениями в осанке. А последнее, в свою очередь, могут повлечь нарушения в деятельности самых разных органов и систем.

Поэтому надо обязательно следить за осанкой ребёнка. Особенно во время работы за столом (надо не только показать, но и рассказать, как правильно сидеть).

3. Навыки здоровья

К пяти годам ребёнок может в той или иной степени самостоятельно ухаживать за всеми открытыми частями тела. Он уже умеет самостоятельно мыть руки, полоскать полость рта, умываться, переодеваться.

Но ему ещё трудно, и он ещё учится:

Чистить зубы

Расчёсывать волосы

Полоскать горло

И важно не столько количество самостоятельно выполняемых процедур, сколько качество выполнения.

4. Происходят изменения и в сознании детей

Идёт бурный расцвет фантазии. Воображения. Именно на пятом году жизни дети начинают рассказывать невероятные истории о том, что сами они участвовали в каких-то невероятных событиях, что папа таскал маму за волосы, хотя ничего подобного не было. И нельзя это назвать ложью. Это очень обидно для ребёнка. Подобные фантазии не являются ложью в прямом смысле слова, хотя бы потому, что не приносят ребёнку никакой ощутимой пользы. Они не помогают ему избежать наказания, не позволяют получить лакомство или игрушку. Это событие другого порядка. Подобное явление правильнее называть выдумками. Источники таких фантазий могут быть весьмаразличными. Например, это может быть яркий сон, который ребёнок принял за действительность. Это может быть стремление поднять свой авторитет среди сверстников. Это может быть и стремление справиться с какими-то страхами.

Поэтому единственно правильная форма реакции на подобные выдумки - спокойное и достаточно заинтересованное отношение к рассказам ребёнка. Но ни в коем случае нельзя уличать ребёнка во лжи.

На 5 г. ж. у детей наблюдается высокий познавательный интерес. Очень важно понимать, что он не просто увеличивает объём знаний, а у него возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатии к дельфинам и опасливое отношение к акулам и т. д.

Однако вы непременно должны иметь в виду следующие обстоятельства. Дети очень чутки к искренности вашего отношения к тому или иному предмету или явлению. Если в глубине души вы не любите животных, вам никогда словами не удастся убедить детей в обратном. В самом начале пути в неизведанное не надо знакомить детей с тем, что не вызывает симпатии у вас самих.

Если в этом году мы не сможем заложить у детей способность мысленно выходить за пределы своего опыта и испытывать интерес к широкому окружающему миру, то позднее сделать это будет трудно, так как именно дети 5 лет очень активно воспринимают всё, что их окружает. И эта активность может сосредоточиться на ссорах со сверстниками, сравнении имущественного состояния своей семьи и других семей.

И ещё одно обстоятельство. При знакомстве детей с новыми явлениями в этом году следует ограничиться предметами, которые существуют физически.

Дети пробуют строить и первые умозаключения. Внимательно выслушивайте все рассуждения ребёнка и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а поддержка самого стремления ребёнка рассуждать и думать. Проявляйте серьёзное уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребёнка недопустимы.

Ребёнок активно осваивает операции счёта в пределах первого десятка.

Большинство детей начинают проявлять интерес к абстрактным символам - буквам и цифрам.

Сверстник становится интересен как партнёр по играм. Ребёнок страдает, если никто не хочет с ним играть. Дети играют небольшими группами по 2-5 человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу.

5. Речевой этикет

Ребёнок усваивает родную речь так называемым «материнским способом», подражая близким, поэтому так важно, чтобы он слышал не только правильную, но и вежливую речь, соответствующую правилам речевого этикета. Вот что писал выдающийся педагог А. С. Макаренко о роли примера взрослых, окружающих ребёнка: «Ваше собственное поведение - самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы разговариваете с другими людьми и говорите о других людях, как вы радуетесь, или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеётесь, читаете газеты - всё это для ребёнка имеет большое значение».

Необходимо избавить ребёнка от грубостей, исключить из семейного обихода бранные, тем более нецензурные слова.

Обращаетесь к своему ребёнку не в форме приказания, а просьбы и употребляете слово «пожалуйста», благодарите его, высказываете своё родительское одобрение по поводу проявленной им вежливости.

6. Основные правила культурного поведения, которые должны быть сформированы у дошкольника 4-5 лет.

Регулярно участвовать в труде, в умении приготовить столы к завтраку, обеду.

Детей нужно научить соблюдению правил культурного поведения в автобусе, в общественных местах.

У детей должна быть воспитана привычка всегда говорить правду.

Важной задачей, приобретающей на этой возрастной ступени особое значение, является формирование взаимоотношений с взрослыми и сверстниками: вежливое внимательное отношение к взрослым, умение дружно играть с детьми, защищать слабого, обиженного.

Необходимо научить детей поддерживать порядок в комнате. В игровом уголке. Правило: «Каждой вещи - своё место».

Сегодня мы поговорим о простых вещах, с которыми сталкиваемся ежедневно и иногда не придаём должного значения. Хотя, по сути. Эти мелочи мешают нам быть счастливыми и правильно воспитывать наших детей.

А сейчас предлагаю вам, как бы со стороны посмотреть на своих детей и проанализировать их поведение с помощью фишек, лежащих на подносах.

Если ребёнок выполняет данное правило, то вы кладёте на стол фишку красного цвета; если не всегда выполняет или не совсем правильно - жёлтого цвета; если не выполняет совсем - синего цвета.

Ребёнок умеет мыть руки, причём моет их, всегда перед едой, после посещения туалета. Умеет вытираться развёрнутым полотенцем.

Аккуратно складывает одежду.

Всегда пользуется носовым платком по мере необходимости.

Вежливо обращается с просьбой завязать шапку, застегнуть куртку, благодарит за оказанную помощь.

Умеет вовремя извиниться и говорит это слово с нужной интонацией, чувством вины.

Не указывает пальцем на окружающих, на предметы.

Не вмешивается в разговор без надобности, в случае срочной просьбы, соответственно правилам, извиняется.

При встрече приветливо здоровается, прощаясь, всегда говорит «до свидания».

Не бросает на улице, в помещении бумажки, обёртки и т. д.

Не говорит матерных слов.

Посмотрите на фишки, их цвета помогут вам решить, над чем следует поработать с детьми, используя испытанные практикой примеры, похвалу и упражнения.

Чтобы ребёнок вас слушался, нужно следить за тем, чтобы Ваше распоряжение удовлетворяло следующим требованиям:

1. Оно не должно отдаваться со злостью, с криком, с раздражением, но не должно быть похоже на упрашивание.

2. Оно должно быть посильным для ребёнка, не требовать от него слишком трудного напряжения.

3. Оно должно быть разумным, т. е. не должно противоречить здравому смыслу.

4. Если распоряжение отдано, то оно должно быть обязательно выполнено.

5. Там, где Вы должны требовать, никаких теорий не должны разводить и добиваться выполнения Ваших требований.

Любите своих детей, ведь сильнее вас, их любить никто не будет. Придя в детский сад, у ребенка возникает множество, на первый взгляд, детских проблем. Тут его толкнули, там пихнули, накричали, чихнули, невнимательно отнеслись, обидели, подавили стремление к какой либо деятельности - всякое бывает. И вот долгожданное время для ребенка - мама забирает его из сада. (беседа между мной и родителями)

Давайте вспомним свои детские ощущения, и подумаем, о чем думает ребенок в эту минуту: (ответы родителей с позиции ребенка)

«Придёт любимая мамочка и пойдем гулять»,

«Наконец-то, мама обещала поиграть со мной в домино»,

«Пойдем на озеро кормить уточек», …

И снова вернемся в наши реалии (с позиции родителя).

Мама возвращается с работы домой - усталая, утомленная, желающая добраться до кресла и посидеть в тишине. Да, она обещала погулять, поиграть, сходить на озеро, но вот именно сегодня, как назло, начальник завалил работой, пришлось разгребать кучу бумаг, долго сидеть за компьютером, а по дороге домой сломался автобус, машина обрызгала грязной водой после дождя…

Мама и ребенок встречаются. Малыш начинает требовать обещанного. Мама терпеливо объясняет о невозможности прогулки, уговаривает, сулит выполнить позже любые желания.(я достаю листок на нем портрет ребенка.)

Вот, наконец у мамы заканчивается терпение, и она произносит повелительным тоном, громким голосом: «Все идем домой и точка». Ну, у каждого бывает такой момент. Это не, потому что мы плохие, просто так сложились обстоятельства, не хватило терпения, такта, да и просто усталость. Есть много ситуаций, когда мы не сдерживаемся: разбил дорогую вазу, перепачкался на улице, а сейчас нужно идти в гости и нет времени переодеться, (слушатели ругают портрет, говорят за что можно ругать… перечисление ругательств: дурачок, балбес, хулиган).

Что греха таить, можем, и в угол поставить. Например, истерика в магазине. (в процессе мять листок)

В конце концов, ребенок плачет, мама жалеет о содеянном, и идет просить прощения у малыша, жалеть его. Ведь он не виноват, что так сложился день у мамы. Мама гладит своего ребенка, говорит ему ласковые слова (говорим ласковые слова).

Всякое в жизни бывает, мы срываемся, кричим, ругаемся, на ребенка - чаще не обоснованно, просто так случилось. Потом понимаем свои ошибки, пытаемся их исправить и вроде бы исправляем… (нарочито разглаживаю листок, а душа-то у ребенка осталась мятая, как её не разглаживай.

А ведь в этом повинны мы сами, потому что вовремя не поняли его, пожалели свои силы и время, а может стали требовать от ребёнка то, что он попросту не может нам дать - в силу возраста или характера!

Включается магнитофонная запись с ответами детей на вопросы:

o Дети, какие вежливые слова вы знаете?

o А как вы думаете, кого называют вежливым человеком? А себя вы считаете вежливым, почему?

o Вежливы ли в обращении с вами взрослые? Почему?

o Подумайте и скажите, почему вежливые слова называют волшебными?

Вам понравилось, что говорят ваши дети? Если да, то мы очень рады. А сейчас давайте обсудим текущие вопросы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ЯСЛИ-САД) №11 «ЖЕМЧУЖИНКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

ПРОТОКОЛ №3

Родительского собрания

МБДОУ (ясли-сад) № 11 «Жемчужинка»

Председатель: Асанова А.А.

Секретарь: Юдина Н.Н.

Присутствовало: 18 человек.

Отсутствовало: 6 человек.

Приглашенные:

Заведующая МБДОУ Теленик О.И.

Старший воспитатель Макуха Л.Н.

Тема: «Чему научились за учебный год.Организация летнего отдыха».

ПОВЕСТКА ДНЯ

1. Доклад: «Результаты деятельности воспитанников за учебный год».

/Воспитатель Белова Е.А../

2 .Перспективы развития коллектива воспитанников, педагогов,родителей.

/Воспитатель: Менажиева Ф.С./

  1. 3 . Организация летнего отдыха.

/Воспитатель Менажиева Ф.С./

  1. 4 . Отчет о проделанной работе родительского комитета.

/Председатель родительского комитета: Асанова А.А./

Белова Е.А. огласила повестку дня. Предложила принять данную повестку в целом и утвердить.

Против - 0

Воздержалось - 0

По первому вопросу выступила воспитатель Белова Е.А.

Здравствуйте, уважаемые родители. Мы рады приветствовать Вас на итоговом собрании нашей группы.

Наконец-то приближается долгожданное лето - время, когда всем можно отдохнуть от ежедневных забот. К тому же лето - время открытий, больших и маленьких.

Все мы с вами разные, но у нас есть общее - это наши дети наш детский сад, наша группа, наше постоянное общение. Наши дети выросли и стали на год взрослее, они переходят в старшую группу детского сада!. Как мы жили в этом году, что было в нашей жизни интересного, веселого и грустного, чему мы научились и что нам еще предстоит - об этом наш сегодняшний разговор. Мы надеемся, что это все даст вам возможность отдохнуть и порадоваться за своих детей.

А сейчас хотелось бы подвести итоги нашей работы в этом году.

Наши ребята подросли и научились многому, предлагаю вам узнать об этом.

Дети умеют давать оценку поступкам сверстников и сказочных героев, понимают эмоциональные состояния человека. Имеют представления о профессиях, о принципах из разделения на мужские и женские. Умеют готовить к образовательной деятельности свои рабочие места, наводить порядок по ее окончанию. Принимают различные роли в играх со сверстниками, проявляют инициативу, самостоятельность. Могут объяснить другому правила игры.

Все ребята знают свои имена и фамилии, имена родителей, многие знают адрес своего дома. Знают о важности здоровья человека, некоторые его составляющие, стараются их выполнять. Умеют ориентироваться в пространстве, знают геометрические фигуры, умеют считать и сравнивать количество предметов, понимают смысл слов, обозначающих части суток и времена года, знают дни недели.

Умеют и любят рассказывать и делиться своим жизненным опытом, имеют свои предпочтения в каждом виде деятельности - будь то рисование, игра, пение или физическая активность. Любят рассказывать знакомые сказки, заучивать небольшие стихотворения.

Ребята нашей группы - очень творческие. Любят строить из разных конструкторов - напольного, настольного, Лего. Любят делать поделки, открытки, рисовать и писать письма своим любимым родителям. Умеют правильно держать ручку, карандаш, ножницы и пользоваться ими. Имеются небольшие затруднения в вырезании округлых фигур. Изображают в рисунках увиденное, придумывают новое, необычное - например, летающего снежного барса или льва-стрекозу.

Девочки очень любят танцевать во вторую половину дня, очень ярко передают в движениях характер мелодии. Все очень любят заниматься музыкой, у каждого есть своя любимая песня.

Ребята в этом году стали более опрятные, аккуратные, следят за своим внешним видом, соблюдают правила личной гигиены, самостоятельно одеваются, раздеваются, убирают одежду.

Любят заниматься спортом, делать зарядку, участвовать в небольших соревнованиях - «Веселых стартах».

Обожают принимать участие в различных утренниках, выступать перед ребятами из других групп, участвовать с театральных сценках.

Хотелось бы отметить, что с ребятками проведена работа над нравственным поведением. Наши дети знают, как необходимо вести себя в группе, общаться со взрослыми и сверстниками, помогать друг другу, делиться игрушками, организовывать совместные игры без скандалов, распределять роли, соблюдать очередь и многое другое.

Мы можем смело сказать, что наши ребята дружные, веселые, спортивные, творческие и любознательные. Каждый поистине особенный!

Беседа с родителями «Ваши впечатления».

Уважаемые родители, просим Вас высказать свое мнение о том, как проводилась работа с детьми в течение учебного года.

Прошу Вас передавать друг другу воздушный шарик и по очереди высказывать свое мнение.

РЕШЕНИЕ : продолжать заниматься с детьми в игровой форме в домашних условиях.

По второму вопросу заслушали воспитателя Менажиеву Ф.С.

Возраст от 5 до 6 лет - новый важный этап в развитии и воспитании ребёнка-дошкольника.

Воспитание 5-летних детей является качественно новой ступенью по сравнению с воспитанием детей среднего дошкольного возраста, нельзя упускать эти возможности. Успехи ребёнка в подготовительной группе или школе во многом будут зависеть от того, насколько внимательно родители будут относиться к решению воспитательно-образовательных задач в этом году.

Переход детей в старшую группу связан с некоторыми изменениями в условиях их жизни и воспитания: они теперь включаются в систематическую и более сложную по содержанию коллективную деятельность (игра, труд, обучение). И программа, и методы обучения приобретают характер учебной деятельности.

Дети 6-го года жизни могут точно выполнять правила подвижной игры, более длительно рассматривать книги, рисовать, лепить. В связи с этими особенностями продолжительность образовательной деятельности теперь составляет не 18 минут, как в средней группе, а 25 минут.

У 5-летних детей усиливается произвольное внимание. Благодаря более богатому детскому опыту становится содержательным воображение. Всё это надо развивать как в детском саду, так и дома.

Очень важно заботиться о развитии мышления и речи детей, необходимо отвечать на детские вопросы, которые выражают интерес к причинно-следственным связям (почему? зачем, выслушивать их рассказы о замыслах и стремлениях (что и как будут делать, во что играть и т. д.).

РЕШИЛИ : проводить как можно больше времени вместе с детьми.

По третьему вопросу выступила воспитатель Менажиева Ф.С.

Планируя отдых с ребенком - дошкольником, мамы и папы зачастую сталкиваются с множеством возникающих вопросов. Как организовать летнее время, чтобы оно принесло пользу и радость всем членам семьи? Многие взрослые, не имеющие возможность с наступлением летней поры оставить служебные обязанности и взять отпуск, находят замечательное решение - это бабушки и дедушки.
Старайтесь как можно чаще выезжать за город: прогулки по лесу, отдых на берегу реки или озера способствуют расслаблению и единению с природой. Если же вы планируете совершить дальнее путешествие к морю, отнеситесь к этому мероприятию ответственно и учтите следующие детали: при смене климатического пояса оптимальная длительность поездки - 3 недели, за это время ребенок привыкнет к новым условиям; заранее укомплектуйте аптечку: позаботьтесь о средствах против жара, пищевых отравлений, укусов кровососущих насекомых и диареи; старайтесь придерживаться привычного рациона и не давайте малышу экзотических блюд; планируйте отдых на нежаркие месяцы (июнь, сентябрь), к тому же, пляжи в это время не так многолюдны; не стоит отправляться в поездку сразу после перенесенной прививки, а также любых заболеваний.
В летний период в домашних условиях родителям целесообразно проводить закаливающие процедуры - босо хождение, водные и воздушные ванны.
Лето - время действий, проб, проверки сил, время освоения и осмысления окружающего мира. Летом дети активно растут физически и интеллектуально. Необходимо тренировать память ребенка. Это повторение стихов, которые мы учили в течение года, чтение сказок. Конечно, во время летнего отдыха будет много фотографий, которые вы принесете для оформления выставки «Лето - 2016».
На летнее время всегда возлагаются большие надежды, ведь его, без преувеличения, можно назвать особенным. Совместный отдых необходим каждой семье: это прекрасная возможность укрепить здоровье, найти общие интересы и порадоваться вместе. Не упустите ее!
Уважаемые родители, помните, что вы ближайший и самый верный друг ребенка на всю жизнь. С уважением относитесь к нему, внимательно слушайте его, не перебивайте. Не стесняйтесь выражать свою любовь, чаще улыбайтесь и хвалите ребенка - и вы увидите благотворные результаты.

По четвертому вопросу выступила председатель родительского комитета средней группы Асанова А.А.

Она рассказала о результатах работы родительского комитета за прошедший 2016-2017 учебный год.

РЕШИЛИ : принять работу родительского комитета удовлетворительной.

За - 18 человек

Против - 0

Воздержалось - 0

Председатель Асанова А.А.

Секретарь Юдина Н.Н.

Конспект родительского собрания в средней группе №5 «Буратино»

на тему «Возрастные особенности детей 4-5 лет»

Дата проведения: 10 октября 2014 года

Цель:

Расширение контакта между воспитателями и родителями;

Повышение педагогической культуры родителей;

Дать знания родителям о среднем возрасте детей и их отличительных

особенностях.

План проведения

Ход родительского собрания

1. Вступительная часть.

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о том, как изменились наши дети и что характерно для их возраста.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу детского сада. И мы, как воспитатели, стали замечать в их поведении и деятельности ряд новых черт, проявляющихся в физическом развитии. Движения детей стали увереннее и разнообразнее. В случае ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными. Поэтому в этом возрасте необходимо наладить разумный двигательный режим, наполнив жизнь детей разнообразными подвижными играми. Если вы заметили перевозбуждение ребенка, переключите его внимание на более спокойное занятие. В этом возрасте у детей активно проявляется общение со сверстниками. Дети охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах, более активно стремятся к познаниям, интеллектуальному общению. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. У детей 4 – 5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игра продолжает оставаться основной формой организации жизни детей. Воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни дошкольников. Задача воспитателя – создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду: разнообразные игрушки, предметы-заместители, материалы для игрового творчества, рациональное размещение игрового оборудования. Примечательной особенностью детей является фантазирование, нередко они путают вымысел и реальность. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют им подобные.

Каждый ребенок развивается по-разному, у каждого свой путь и темп развития. Но все же есть нечто общее, что позволяет охарактеризовать детей, их возрастные особенности. Возраст 4-5 лет справедливо называют средним дошкольным. Ближе к 5 годам у детей начинают проявляться черты, свойственные дошкольникам среднего возраста: некоторая произвольность психических процессов, рост познавательных интересов и самостоятельности, попытки объяснить интересующие явления окружающей жизни. Любознательность, потребность самостоятельности и активности, в первую очередь, благотворно влияют на психику и поведение. Вместе с тем неустойчивость настроения, внимания, эмоциональная ранимость, конкретность и образность мышления, увлеченность игрой и игровыми ситуациями сближают детей пятого года жизни с младшими дошкольниками.

Очень важно в воспитании учитывать индивидуальные особенности ребенка. Они обусловлены типом нервной системы.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ РАБОТЫ НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД: обычно в нашем детском саду разрабатываются три основных направления более расширенной работы на учебный год:

Воспитание у детей дошкольного возраста уважительного отношения к профессиональной деятельности взрослых с помощью сюжетно-ролевой игры; (расширение знаний детей о профессиях с помощью сюжетно – ролевой игры) .

Развитие у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни через взаимодействие детского сада и семьи; (вы видите, что данные задачи подразумевают совместные мероприятия о ЗОЖ)

Формирование у детей патриотических представлений через проектную деятельность. (Проектная деятельность подразумевает работу не только с детьми, но и взаимодействия с родителями).

Так же хотелось бы познакомить вас с программой занятий и режимными моментами.

Основная программа, по которой работает наш детский сад – программа "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой.

Это современная вариативная программа, в которой комплексно представлены все основные содержательные линии воспитания, обучения и развития ребенка от рождения до 7 лет.

Данная программа является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования и разработанным в соответствии с федеральными государственными требованиями. Программа " ", являясь современным инновационным продуктом, поддерживает лучшие традиции отечественного образования и по многим направлениям сохраняет преемственность по отношению к самой популярной Программе последнего десятилетия - " Программе воспитания и обучения в детском саду " под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.

Основные задачи:

· Всестороннее развитие ребенка.

· Адаптация в детском коллективе.

· Подготовка к обучению в школе.

Основные принципы:

· Индивидуальный подход к каждому ребенку.

· Обучение и развитие в условиях психологического комфорта.

· Наиболее полное раскрытие способностей ребенка.

В детском саду правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения.

Цели программы – создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.

Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

· Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка.

· Создание в группах атмосферы доброжелательного отношения ко всем воспитанникам.

· Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

· Уважительное отношение к результатам детского творчества.

· Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения.

· Обеспечение участия семьи в жизни групп детского сада и дошкольного учреждения в целом.

· Соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования.

Занятия проводится с понедельника по пятницу. Время проведения занятия увеличилось до 5 минут по сравнению со 2 младшей группой. В средней группе на занятия отводится 20 минут. Перерывы между занятиями от 10 до 15 минут. В день проводится 2 занятия.

1. Познавательное развитие – мы знакомим детей с понятиями: «Люди – сравнение людей разного возраста и пола, разного эмоционального состояния, особенностями внешности. Разнообразие рода занятий взрослых (дети учатся узнавать и называть людей отдельных профессий) .

2. Знакомим детей с правилами культуры поведения, общения со взрослыми и сверстниками (называть по имени отчеству, обращаться к старшим на вы)

3. Знакомим с понятием семья и члены семьи.

4. Знакомим с понятием «Родной город» - учим называть некоторые городские объекты, транспорт, учим стихи о городе, изготавливаем аппликации и поделки на тему «Город»

Математическое развитие

1. В средней группе дети должны знать: цвета спектра должны называть 2 оттенка – светло – зелёный, темно - зеленой, геометрические фигуры, воссоздавать их из частей;

2. сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, толщине, выделять признаки отличия и сходства, описывать предметы, называя 3 – 4 основных свойства предметов.

3. дети должны знать счет в пределах первого десятка.

Содействовать гармоничному физическому развитию детей;

Целесообразно развивать быстроту, скоростно – силовые качества, выносливость, гибкость, развитие координации и силы.

Соблюдение и контроль правил в подвижных играх.

Умение ориентироваться в пространстве.

Развитие умений оценивать движения детей с научной точки зрения. Дети узнают о том, что можно выполнять общеразвивающие упражнения в разном темпе, узнают основные требования к технике ловли и отбивания меча, узнают новые спортивные упражнения, в плавании – учатся задерживать дыхание, тренируя выдох в воде, попеременно двигая ногами.

2. Выбор родительского комитета.

Ваши предложения: оставить родительский комитет в том же составе, частично заменить, избрать новый. Были выслушаны все предложения и путем голосования выбран родительский комитет.

3. Заполнение сведений о детях и родителях.

4. Решение групповых вопросов.

Протокол №2

От 10.10.2014г.

Председатель: Чекрыгина Ю.В.

Секретарь: Короткая Т.Н.

Присутствовали: 15 человек

Отсутствовали:13 человек

Повестка дня:

1. Вступительная часть. Познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4 – 5 лет, особенностями образовательного процесса.

2. Выбор родительского комитета.

3. Заполнение сведений о детях и родителях.

4. Решение групповых вопросов.

По первому вопросу выступили воспитатели средней группы №5 Жиденко Елена Андреевна и Тараканова Елена Николаевна, они подготовили доклад на тему: «Возрастные особенности детей 4-5 лет». Познакомили родителей с программа, по которой продолжает работать средняя группа в 2014 – 2015 году - "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С Комаровой, М.А.Васильевой. Рассказали о целях и задачах на этот год, пояснили сетку занятий и режим работы. (Конспект занятия прилагается).

По второму вопросу выступили родители, члены родительского комитета: Чекрыгина Ю.В. и Короткая Т.Н. Они предоставили отчет о своей работе. В конце единогласно было принято: на 2014-2015 год оставить родительский комитет в том же составе.

За – 15 человек (единогласно)

Против 0

По третьему вопросу выступили воспитатели средней группы №5 Жиденко Елена Андреевна и Тараканова Елена Николаевна, вместе с родителями были исправлены и внесены не достающие данные в тетрадь сведений о детях и родителях.

По четвертому вопросу выступили воспитатели средней группы №5 Жиденко Елена Андреевна и Тараканова Елена Николаевна. Вместе с родителями были рассмотрены следующие вопросы:

Предстоящий осенний утренник: стихотворения, песни, костюмы и необходимый инвентарь.

Новогодние подарки.

Установка песочницы на участке.

Своевременная уплата квитанций за детский сад.

Осенняя выставка «Чудеса природы»

Председатель:________________

Секретарь:___________________

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Чухрий Алена

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Оситиненко Артем

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Украинцева Ксения

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Щуров Сергей

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Тарабарко Мария

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №1 «Фантазеры»

Тараканов Иван

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Короткая Валерия

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Чекрыгина Ольга

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Рассоленко Владислав

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Рассоленко Владислав

Выставка «Чудеса природы»

Средняя группа №5 «Буратино»

Есть ли в них необходимость? Ведь детский садик - еще не школа.

Часто новость о предстоящем собрании не вызывает энтузиазма у родителей, которым приходится отпрашиваться с работы или менять собственные планы. Многие не видят в таких мероприятиях ничего хорошего, только необходимость сдавать деньги на очередные нужды детсада. Задача воспитателя - переломить негативное отношение мам и пап к таким встречам путем подачи интересной и полезной информации.

Для чего они нужны?

Родительское собрание в детском саду очень важно для установления контакта между семьей и персоналом учреждения (в первую очередь - воспитателем). Это одна из форм обратной связи и возможность озвучить актуальную информацию, обсудить важные моменты воспитания, поговорить об особенностях детского развития.

Кроме того, на них, как правило, приглашают психологов, методистов, врачей, логопедов и других специалистов, деятельность которых так или иначе связана с воспитание малышей. Информация, которую получают от них родители подопечных, бывает весьма ценной. Грамотный специалист в состоянии вовремя отследить малозаметные отклонения в развитии ребенка и дать семье нужные рекомендации.

Сколько собраний нас ждет?

Родительское собрание в детском саду проводится ежегодно. Как правило, по плану предусмотрено 2-3 таких мероприятия в каждой группе. Кроме того, бывают внеочередные встречи в случае каких-то незапланированных событий, требующих обсуждения с родителями. Например, в обязательном порядке проводится собрание при подготовке выпуска из детского сада, так как это мероприятие хлопотное, требует хорошей организации и предполагает активное участие всей семьи.

Основные темы привязаны к плану учебно-воспитательной работы в течение года. На первое родительское собрание, которое обычно проводится в сентябре, приходят мамы и папы малышей-новичков. Они знакомятся между собой и с воспитателем, вместе с ним обсуждают учебный план на весь год, выбирают родительский комитет. Родительские собрания в младшей группе, проводимые впервые, имеют особое значение. Они задают тон будущему сотрудничеству каждой семьи с персоналом детсада, которое продлится вплоть до школы.

Часто на первое родительское собрание воспитатель приглашает психолога или методиста. Они объясняют родителям особенности развития малышей данной возрастной группы, советуют, как организовать домашние занятия с детьми для закрепления детсадовского материала.

Вторая встреча чаще всего назначается в середине учебного года, в зимний сезон. Обычно это время повальных простуд. Поэтому актуальные вопросы, обязательно включаемые в повестку дня, - детское здоровье, навыки закаливания и профилактика вирусных инфекций. На собрание часто приглашают врача или медсестру. Тогда же обычно ведется обсуждение текущих успехов и проблем, промежуточных результатов и различных мелких происшествий.

На родительское собрание в средней группе детсада приходят уже опытные и закаленные мамы и папы. Детки подросли, и на первый план вместо проблем приучения к горшку и к ложке выходят более "взрослые" моменты. Родительское собрание в средней группе часто проходит с демонстрацией творческих успехов малышей в виде рисунков и поделок.

Заключительную встречу в каждой группе организовывают в конце учебного года, перед летними каникулами. Это время, когда подводятся итоги. В обязательном порядке проводится такое родительское собрание в подготовительной группе. На нем обычно выступают психолог и логопед. Они дают родителям необходимые рекомендации по подготовке к школьной жизни, рассказывают, что могут сделать мамы и папы за летний период для успешного старта будущих первоклассников.

Какими бывают родительские собрания?

По форме такие мероприятия бывают традиционными и нетрадиционными. Собрание в традиционной форме представляет собой встречу родителей с основным докладчиком - воспитателем, а также представителями родительского комитета или узкими специалистами. На нем возможно совместное обсуждение актуальных вопросов, а также различное анкетирование. Темы родительских собраний в этом случае, как правило, стандартные: "Азы воспитания", "Знаете ли вы своего ребенка?", "Подготовка к школе", "Какие игрушки нужны детям" и т. п.

В нетрадиционной форме мероприятие может проводиться в незапланированной ситуации, когда возникает необходимость срочно обсудить какой-то серьезный вопрос. Неформальная обстановка способствует более успешному взаимодействию педагогов с родителями, раскрепощению присутствующих, налаживанию контакта.

Нетрадиционное родительское собрание может проходить в виде совместных посиделок с чаепитием и даже включать в себя элементы сюжетной игры. На нем возможно присутствие детей вместе со взрослыми для совместной подготовки к утреннику. Родительское собрание в старшей группе (не говоря уже о подготовительной) вполне возможно сделать общим с детьми - те уже достаточно большие.

Как правильно организовать собрание

О предстоящем мероприятии воспитатель обязан предупредить родителей заранее, желательно за 2 недели. Объявление о дате, времени и теме будущей встречи должно быть вывешено на доске с информацией.

Воспитатель составляет план мероприятия, готовит наглядные материалы, распечатывает анкеты и продумывает оптимальную форму проведения. Также он согласует с другими специалистами (методистом, логопедом, психологом) необходимость их присутствия и тематику выступлений. Приглашенные обязательно должны иметь время для подготовки.

Как его проводить

В начале собрания необходимо рассказать о детских успехах, похвалить воспитанников за достижения. В присутствии коллектива ни в коем случае не следует обсуждать проблемы отдельного ребенка.

Родительское собрание в детском саду в качестве главной цели имеет задачу информирования мам и пап о важных моментах детсадовской жизни, обогащения педагогическим опытом и знаниями. Если работа с семьей хорошо продумана и организована, результаты воспитательного процесса не заставят себя ждать. Другие менее важные вопросы обычно решаются в рабочем порядке ежедневно при родительских посещениях.

О чем еще должен помнить воспитатель

Планируя поход на собрание, родители должны знать, что их там ожидает. Тем не менее, в первую очередь следует заново напомнить тему и поблагодарить присутствующих за то, что они смогли прийти, особенно если это первое родительское собрание.

Начинать собрание всегда следует с позитивных моментов. Обязательно хвалите детей за успехи, о неудачах лучше упоминать вскользь и только в общем виде, без индивидуального перечисления. Не следует никого приводить в пример или сравнивать с другими детьми (как старшими, так и младшими).

Главные вопросы

Какие организационные моменты обычно решаются на родительском собрании? Это покупка необходимых принадлежностей для садика (игрушек, канцтоваров, хозяйственных мелочей), обсуждение их количества и стоимости. А также выбор родительского комитета или отчет его представителя о проделанной работе, обсуждение предлагаемых экскурсий, развлекательных мероприятий (например, концертов или походов в кукольный театр), подготовка к проведению утренников и закупка детских подарков. Кроме того, организация творческих занятий с детьми и приобретение всего необходимого для этого (бумаги, пластилина, фломастеров).

Если планируется крупное мероприятие, например, новогодний утренник, список обсуждаемых вопросов должен быть подготовлен заранее. Например, будет ли организовано общее чаепитие, стоит ли приглашать фотографа, какие маскарадные костюмы потребуются детям. При обсуждении всех вопросов предполагается активное участие родительского комитета, поэтому просто необходимо дать слово его представителю.

А что потом?

После собрания, как правило, воспитатель (а так же психолог или логопед) обговаривает существующие проблемы и трудности с родителями конкретного ребенка в индивидуальном порядке. Объяснение должно быть кратким и продуктивным, без резких оценок и с обязательной подачей нужных медицинских и психологических рекомендаций. Цель таких бесед - проинформировать мам и пап о возникших трудностях, научить, как грамотно исправить ситуацию в домашних условиях без ругани и наказаний.

О пользе родительских собраний

Некоторые самоуверенно полагают, что знают собственного ребенка как никто, и новой информации собрание им не принесет. На самом деле это не так. Ребенок постоянно развивается, ежедневно у него возникают разнообразные увлечения, появляются новые друзья. Бывает, что об изменившихся интересах малыша, а также о каких-то негативных моментах его жизни родители узнают только из рассказа воспитательницы. Такой взгляд со стороны на собственного сына или дочку может оказаться очень полезным и своевременным. Более того, родители узнают на собрании о взаимоотношениях детей в группе, поймут, насколько успешно их ребенок вписывается в коллектив, оценят соответствие собственного чада общепринятым нормам.

Не бойтесь заведующих!

Если у мам и пап имеются вопросы, решить которые в состоянии только заведующая(ий) детским садом, следует пойти навстречу и постараться организовать выступление представителя администрации. К тому же вопросы, требующие денежных вложений с родительской стороны и касающиеся обустройства и ремонта садика в целом (включая закупку нужного инвентаря), должны решаться в присутствии заведующей или ее заместителя по хозяйственной части.

Протокол - наше все

Если в детском саду проводится родительское собрание, ФГОС предписывает обязательное ведение его протокола. В данном документе, составленном по итогам мероприятия, указывается дата проведения, тематика, количество присутствующих, а также список приглашенных с указанием должностей и фамилий.

Протоколы родительских собраний в детском саду обязательно содержат повестку, все пункты которой отмечаются по порядку. Затем приводится краткое изложение обсуждаемого вопроса с указанием должности и ФИО докладчика, коротко конспектируются высказанные замечания и пожелания, а также результаты по каждому пункту.

Если имело место голосование, это обязательно фиксируется в протоколе с указанием числа высказавшихся как "за", так и "против", а также воздержавшихся. В конце приводится принятое собранием решение с указанием сроков исполнения и ответственных по тому или иному вопросу, проставляются подписи (с расшифровкой) председателя и секретаря.

Что еще важно знать при составлении протокола

Выписка с решением родительского собрания отдельно вывешивается на информационном стенде в родительском уголке. Конфиденциальные вопросы, касающиеся педагогической диагностики, рекомендации конкретным родителям на коллективное обсуждение не выносятся и не протоколируются. Решение принимается отдельно по каждому пункту, причем его формулировка обязана быть четкой и конкретной.

Протокол собрания является официальным документом. Он должен быть оформлен в течение трех дней и присутствовать в числе документов МДОУ. За его правильное и своевременное ведение отвечает воспитатель или старший воспитатель (в случае общего собрания). К протоколу прикладываются конспекты текста выступающих и другие документы.

Цель: приобретение родителями опыта взаимодействия и взаимопонимания с детьми, укрепление эмоционального контакта между родителем и ребенком.

Задачи:

  1. Формирование у родителей практических умений в области взаимодействия с детьми.
  2. Знакомство родителей с видами «трудных ситуаций» взаимодействия взрослого и ребенка.
  3. Научить и сформировать у родителей навыки правильного взаимодействия с ребенком в той или иной ситуации.
  4. Повышение уровня взаимопонимания между взрослым и ребенком.
  5. Содействие формированию гармоничных взаимоотношений между родителями и детьми, изменение образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону.

Стимульный материал: клубок ниток, запись со спокойной музыкой, магнитофон, карточки с ситуациями, памятки для родителей

План проведения собрания:

  1. Приветствие родителей.
  2. Упражнение «Знакомство»
  3. Выступление психолога и анализ каждого типа ситуаций
  4. Игра «Пойми меня»
  5. Самостоятельная работа родителей в группах
  6. Рефлексия занятия. Подведение итогов и вручение памятки для родителей «Типы ситуаций взаимодействия с ребенком»
  7. Релаксация «Очищение от тревог»

Ход проведения собрания:

1. Приветствие родителей

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше собрание называется «Азбука взаимодействия родителей с ребенком» . «Буквами» азбуки родительского взаимодействия будут виды ситуаций, которые мы сегодня рассмотрим.

2. Упражнение «Знакомство»

Психолог предлагает родителям поближе познакомиться друг с другом, передавая клубок ниток. Тот участник, у кого в руках клубок, называет свое имя и прилагательное на первую букву имени, которое характеризует его как личность. Затем клубок передается следующему участнику.

Когда клубок возвращается к психологу, он спрашивает: «На что похоже то, что у нас получилось?» (паутина, звездочка и т.д.)

Мне хотелось бы обратить ваше внимание на то, что в жизни наши взаимоотношения с детьми напоминают подобное переплетение нитей.

В конце упражнения клубок сматывается в обратном направлении, при этом необходимо еще раз повторить имя и прилагательное, чтобы все участники запомнили их.

3. Выступление психолога.

Жизнь человека можно рассматривать как цепочку ситуаций. Сегодня в различных науках развивается так называемый «ситуационный подход» , который стремится научить людей принимать правильное решение в различных ситуациях.

Вот и мы предметом нашего разговора сделаем ситуацию взаимодействия взрослого с ребенком. Предметом разговора станут такие ситуации, в которых действия ребенка нам по какой-то причине не нравятся, вызывают беспокойство, напряжение, раздражение и т.д., т.е. трудные ситуации взаимодействия ребенка и взрослого. Чтобы научиться выбирать правильные действия в той или иной ситуации, в первую очередь необходимо понимать, что внутри этой ситуации чувствует, хочет, переживает, понимает ребенок, почему он ведет себя именно так.

Исходя из мотивов действий ребенка, можно выделить семь видов ситуаций взаимодействия ребенка и взрослого, которые мы и рассмотрим. Наша задача – научиться определять вид ситуации, т.к. от вида ситуации будут зависеть наши дальнейшие действия.

3. 1. Ситуации, трудные для самого ребенка.

Это ситуации, в которых ребенок не знал, как поступить, не подозревал, что делает что-то плохое, или даже был уверен, что поступает хорошо; сделал что-то нечаянно, случайно; не мог поступить иначе или был вынужден поступить именно так.

Главный признак ситуаций: ребенок не мог (не умел) поступить иначе, он сам страдает.

Рассмотрим пример ситуации такого типа.

В воскресный день девочка 8 лет со своей подругой собиралась на прогулку. Обычно дома был папа, который давал ей с собой деньги на мороженое, сладости. Но сегодня его не было, он ушел по делам. Папин пиджак висел на вешалке. Из кармана этого пиджака папа всегда доставал деньги. Девочка решила взять на себя папину миссию, раз он сам не может ее выполнить. Она была уверена на сто процентов, что папа дал бы ей деньги, просто сейчас его нет. Не долго думая, она взяла деньги из кармана и пошла гулять. Домой девочка вернулась в прекрасном настроении, но увидела разозленного отца. У порога он встретил ее жестким выкриком: «Воровка!» . Дальше она услышала, что отец в ней разочарован, что он не может ее больше уважать, что она будет наказана и не пойдет на улицу гулять две недели т.д. У девочки никто ничего не спрашивал, она не успевала вставить ни слова, а очень скоро уже и не могла говорить от душившей ее обиды.

Давайте подумаем, в чем была вина девочки? У нее не возникло и мысли о том, что она ворует или берет без спроса. Она была уверена, что это ее деньги и она берет свое – ведь папа всегда давал ей металлические деньги из кармана. Скорее всего она вообще не задумывалась о таком явлении, как воровство, так как никогда с ним не сталкивалась.

Почему папа так прореагировал? Наверное, он хотел пресечь воровство в зародыше и считал, что такая реакция станет ярким уроком на всю жизнь. Возможно, он сам когда-то пострадал от воровства и резко негативно к нему относился, что сделало его действия такими эмоциональными.

Девочка несколько раз брала деньги из кармана, но делала это хитро – брала только часть суммы, чтобы было незаметно. Хотя, конечно, она рисковала.

Зачем же она это делала? Если она ни в чем не виновата и не воровка, то зачем же воровать?

Потому что ее уже назвали воровкой. Для всех она воровка, причем назвал ее так самый дорогой для нее человек. Ей было очень обидно.

Что может сделать ребенок, которому очень обидно?

Как уменьшить боль обиды и оправдать действия любимого папы?

Внутреннее напряжение требует разрядки. Эти действия немного снимали боль. Могла она втянуться в это и продолжать дальше воровать? Могла.

Эта ситуация является очень яркой иллюстрацией существующего закона о степени наказания. Мы используем наказание для того, чтобы ребенок больше не повторял ошибочные действия, но реальной внутренней силой, которая может отвратить его от повторения проступка, является чувство вины и желание не поступать плохо в будущем, чтобы не быть виноватым вновь.

Таким образом, в ситуации, трудной для ребенка, мы его никак и ничем не наказываем, наказывать не за что!

Ситуации с деньгами, связанные с тем, что дети абсолютно не понимают их ценности, встречаются достаточно часто. Дети могут взять деньги из дома и раздать их ребятам, так как считают, что если они просто лежат, значит, они не нужны. Могут взять их для игры.

Вот еще один случай: Девочка-дошкольница часто навещала бабушку и играла у нее в разные игры, в том числе в магазин. Для игры она использовала деньги, которые лежали у бабушки в разных местах. Однажды, когда она с папой шла домой от бабушки, она нащупала в кармане платья бумажную денежку, которую забыла оставить у бабушки. Она вытянула бумажку и протянула папе. Папа очень обрадовался и сказал: «Ты нашла денежку?» Не дав ребенку вставить слово, он продолжал: «Какая умница! Добытчица! И отдаешь ее мне? Вот молодец! Мы на эту денежку что-нибудь купим!» В следующий раз, придя к бабушке, девочка специально положила в карманчик бумажную денежку. Ведь ей трак хотелось снова быть добытчицей, и чтобы папа ее снова похвалил. Потом бабушка заметила, что деньги пропадают, и сказала родителям. Виноватой во всем оказалась только девочка. Ее долго ругали, сказали, что она опозорила родителей, и запретили на какое-то время ходить к бабушке.

Давайте подумаем, в чем была вина девочки? В стремлении выполнить одобряемые действия?

Если у бабушки в разных местах лежали деньги, почему она должна была догадаться, что они ей нужны?

В ситуации, когда девочка копила деньги и на них купила родителям в подарок шоколадку и цветы, родители умудрились отругать девочку за то, что она врет и не говорит, где взяла деньги.

Почему мы так не хотим верить ребенку?

Может быть это связано с каким-то собственным детским опытом родителей или с их страхами перед возможным негативным развитием ребенка?

Зачастую из нашей подозрительности и недоверия как раз и вырастают те проблемы, которых мы хотим избежать, а обида детей остается надолго и разрушает отношения с родителями.

Ситуации такого типа могут быть самыми разными. Вот еще несколько примеров:

Вы купили ребенку новые резиновые сапоги. Отправляя его на прогулку, дали наказ – не испачкать новую обувь. Ребенок возвращается в мокрых сапогах. Почему это произошло? Выйдя на улицу, ребенок был наполнен радостью из-за обновки, все его внимание было приковано к красивым блестящим сапогам. А что можно сделать с сапогами? Конечно, испытать из возможности, показать другим ребятам, каких глубоких луж он теперь не боится.

За что же мы наказываем ребенка?

За его радость и эмоциональность?

За то, что он еще мал и не умеет сдерживать свои желания?

Что же необходимо делать взрослым, столкнувшимся с ребенком в такой ситуации? Если ребенок чего-то просто не знал, не понимал, не умел, ему было трудно, то, конечно, задача взрослого оказать ребенку необходимую помощь. Взрослым необходимо дать ребенку нужные разъяснения, научить его правильно действовать, обучить тем умениям, из-за отсутствия которых он сегодня с ситуацией не справляется. Нам не за что ругать и наказывать ребенка, не в чем его обвинять.

Интересно, что родители, потеряв кошелек или ключ, обычно расстраиваются и сочувствуют себе. Но если кошелек потерял ребенок, зачастую злятся на него за рассеянность, безответственность, невнимательность и т.д.

Если мы хотим, чтобы ребенок сделал выводы и приобрел новые способности, нам надо опираться на его понимание, включить его в осознаваемую им самим деятельность.

Если ругать и наказывать, то от этого проблема не решится, а закомплексованность, неуверенность у ребенка появится.

Если ребенок совершает данные действия потому, что не видит другого способа для решения своей проблемы, то наша задача – помочь ему решить проблему.

Причиной возникновения трудной для ребенка ситуации могут стать и сами родители, их взаимоотношения. Например, дети очень тяжело переживают ссоры родителей между собой, а тем более их решение развестись.

Также, ситуацию, трудную для самого ребенка, мы можем решить при помощи игры.

3. 2. Ситуации, возникшие в игре.

Это ситуации игры, т.е. дети просто играют, но то, что происходит в игре, нам хотелось бы изменить.

Если то, чем заняты дети, вступает в противоречие с нашими взрослыми делами, например, с необходимостью куда-то идти, чем-то нужным для нас заняться, то проще всего перестроить детей, войдя в игровую ситуацию через принятие на себя соответствующей игре роли и направив события в нужное русло.

Дети восторженно относятся к подключению взрослого к игре, так как он привносит в нее новые идеи, развивает сюжет игры, с ним интереснее.

Взрослые зачастую не считаются с тем, чем занят ребенок, и считают важными только свои взрослые дела. Поэтому родители настаивают, чтобы всякие игры были прекращены в связи с обедом, необходимостью спать и другими моментами. Хотя войти в игру и повлиять на ее развитие в нужную сторону совсем нетрудно.

Ситуация для анализа:

1. Леня ездит на велосипеде по квартире, представляя себя водителем большой машины. Мама зовет кушать, Леня отказывается, так как он не закончил доставку груза.

Решение: Мама берет тарелку с кашей, садится на диван и говорит: «Товарищи водители, загоните свой автотранспорт в парк. К вам прибыла передвижная столовая. Мы вас ждем» . Леня «подъезжает» к дивану, ставит велосипед-машину «в парк» , не забыв закрыть двери на ключ и включить сигнализацию. Леня спокойно поел, после чего продолжал свой рейс на машине. Все довольны.

2. Моей племяннице 5 лет. Очень часто, играя, она забывает обо всем. Как-то я был у них в гостях, собрались ужинать, позвали за стол Алину. А она играет в собачку Альку: бегает на четвереньках с поводком, лает, не реагирует на слова взрослых. Папа стал ругать дочь, ситуация накалилась.

Решение: Я ей говорю: «Алька, пойдем со мной твои лапы мыть, они у тебя грязные» . Беру за поводок, она с радостным лаем бежит в ванную. Помыв «лапы» , я говорю: «Давай скорее, а то твои косточки в миске остывают» . Аля бежит за стол.

Ребенок может погрузиться в игру под влиянием книги, фильма, мультфильма, который произвел на него сильное впечатление.

Например, пятилетний Денис очень любит мультфильм «Король Лев» , много его смотрит и начинает вживаться в образ льва, в его действия и поступки. Наступает время ложиться спать, а он ложиться на пол, как герой этого мультфильма. Мама пытается с ним говорить, в ответ он только рычит.

Что делать? Нельзя разрушать эмоциональную отзывчивость мальчика, глубокое проживание им событий мультфильма. Самое простое – взять на себя роль одного из героев мультфильма и придумать ситуацию, в которой Лев ложиться спать на приготовленное для него ложе. Например, злая королева предлагает ему лечь на жертвенный камень. Кстати, в мультфильме герои разговаривают на человеческом языке, поэтому мама напоминает ему, что он король Лев, который может говорить, и начинает с ним общаться.

Одной из проблем участия детей в игре является желание играть по-настоящему. Это стремление доставляет много хлопот взрослому и может привести к возникновению серьезной опасности. Вот, например, два мальчика играли дома в индейцев. Желая все делать по-настоящему, дети развели индейский костер прямо на полу в комнате. К счастью, дома оказалась мама, которая не дала состояться трагедии.

Играя в доктора, дети пытаются по-настоящему, проткнув кожу, сделать укол; в качестве таблеток глотают пуговки и детали мозаики. Поэтому наша задача – объяснить ребенку необходимость играть понарошку, так как игра – это условность, сама игра предполагает действия не по-настоящему. Когда мы играем, мы переносимся из обычной реальности в условный вымышленный мир.

3. 3. Ситуации проверки границ.

Это ситуации, в которых ребенок пытается нарушить запреты, чтобы отменить или смягчить их.

От взрослого человека ребенок узнает, что можно и нельзя, от взрослого идут запреты и их контроль. Взрослый устанавливает границы, за которые нельзя заходить, и устанавливает на них посты. Но ребенок от природы экспериментатор. Его психика ищет наиболее удобные и привлекательные варианты действий, а для этого проверяет установленные границы на прочность.

Девочка 4 лет услышала на улице, как мальчик сказал папе: «Папа, ты козел» . Она захотела узнать, можно ли говорить так ее папе. Интуитивно она понимала, что папа навряд ли посчитает такое обращение допустимым. Поэтому, придя домой и крикнув папе услышанную фразу, она побежала в туалет и закрылась в нем. Папа прореагировал бурно негативно, хотя дверь в туалет ломать не стал. Границы были установлены.

В потребности проверять границы есть особый период от 2 до 4 лет, когда ребенок очень внимательно выслушивает запреты взрослого (например, не дотрагиваться до печки, обожжешься) , и тут же делает то, что запрещено.

Получается, что запреты взрослых могут спровоцировать травмоопасные действия ребенка. Поэтому лучше организовать под вашим контролем личное знакомство ребенка такого возраста с опасным предметом.

Во многих семьях ребенок ведет себя совершенно по-разному в присутствии папы и мамы, с бабушкой и со своими родителями. Он экспериментировал, пробовал диктовать свои условия, в результате с кем-то получилось, а с кем-то нет. В соответствии с результатами ребенок выбрал линию поведения.

Вот пример такой ситуации:

«Лене купили нарядные лаковые туфли. На следующее утро она собирается в детский сад.

Лена: Я надену новые туфли.

Мама: Нет, Леночка, мы уже договорились, это туфли для праздников и для гостей.

Лена: Нет, я хочу сегодня! (Начинает плакать)

Папа: Не расстраивайся, мы что-нибудь придумаем. Мама, может быть можно один только раз?

Мама: Нет, я не согласна. Ребенок должен приучаться беречь дорогие вещи.

Лена плачет сильнее и заявляет: Тогда я не пойду в садик вообще.

Появляется бабушка.

Бабушка: Что опять случилось? Опять вы расстраиваете ребенка с самого утра! Иди ко мне, девочка, расскажи, кто тебя обидел. Ах, туфельки? Я тебе куплю сегодня же другие, будешь в них ходить, когда захочешь…»

Какой опыт получает ребенок в этой ситуации? Опыт давления на людей при помощи слез и угроз, нытья и вымогательства, опыт лавирования между взрослыми.

Даже если один взрослый не согласен с требованиями другого, в ситуации взаимодействия с ребенком лучше промолчать, а потом, уже без ребенка, обсудить разногласия и попытаться прийти к общему мнению.

Есть семьи, правила в которых меняются в зависимости от настроения родителей. То, что было нельзя сегодня, можно завтра, но послезавтра снова будет нельзя. В такой семье ребенок ощущает жизнь как произвол взрослого и учится угадывать и использовать его настроение.

Итак, что же должен сделать взрослый, когда ребенок проверяет границы на прочность?

Нужно реагировать спокойно и доброжелательно, понимая, что такое экспериментирование является нормальным поведением для активного ребенка.

Основная задача взрослого – мягко, но однозначно подтвердить наличие границ, если нужно, еще раз обосновать их необходимость и напомнить о последствиях их нарушения.

3. 4. Ситуации проверки взрослого.

Дети пытаются проверить на прочность не только границы, но и самого взрослого. Дети намеренно создают трудную для взрослого ситуацию, в которой он проявляет себя, а они узнают – какой он настоящий.

Взрослые проверяются на эрудицию, ум, юмор, справедливость и прежде всего на психологическую устойчивость. Вычленены четыре качества, которые дети особенно ценят во взрослом человеке: доброта, справедливость, ум, юмор. На разных возрастных ступеньках эти качества располагаются по значимости в разной последовательности.

Организованные детьми проверки взрослого начинаются с проверок на психологическую устойчивость, когда взрослый оказывается в эмоционально трудной для него ситуации. Все это неожиданно и неприятно для взрослого и вызывает в нем бурю негативных эмоций. Что дальше предпримет взрослый? Накричит, будет искать виноватого, накажет? Все эти модели поведения и будут говорить о том, что взрослый проверку не прошел.

Очень часто в ситуации проверки взрослого мы наказываем ребенка. Сможете ли вы ответить на вопрос:

Почему же в такой ситуации мы чаще всего стремимся наказать ребенка? Может быть потому, что не готовы к таким ситуациям, не умеем сохранять эмоциональную стабильность и доброжелательность, боимся непредсказуемости, не способны реагировать на ситуацию, в которой выглядим неловко, с юмором?

Ситуация для анализа:

1. Маленькая девочка гостила у тети. Однажды, когда тетя укладывала ее спать, она обозвала ее коровой. Девочка думала, что в ответ тетя начнет ругаться.

Решение: Тетя сказала: «А ты – золотая рыбка . Затем девочка снова назвала ее коровой, и в ответ услышала ласковое слово. Таким образом, тетя все превратила в шутку, которая понравилась девочке. В дальнейшем, укладывая спать, они играли, называя друг друга ласковыми словами.

2. Кристина в возрасте 5 лет решила проверить, как поведет себя мама, если она спрячется. При этом она открыла дверь на лестницу, чтобы мама подумала, что она ушла. Мама обнаружила, что ребенка нет. Поиски ни к чему не привели. Она очень испугалась. Мама нашла Кристину случайно минут через 30-40. Кристина была напугана, поняв, что игра зашла слишком далеко, но сама она уже не могла ее прекратить.

Решение: Наказывать Кристину мама не стала, поняв, что девочка уже наказана свои страхом. Когда они обе успокоились, то поговорили спокойно, но со слезами на глазах. Мама сказала девочке, что очень ее любит и страшно испугалась, потеряв ее. Кристина молчала, обняла маму, а потом сказала: «Я хотела посмотреть, как ты будешь меня искать. Прости меня, мамочка» . Больше девочка так не делала.

Итак, задача взрослого – позволять ребенку проверять и уметь проходить проверки, т.е. продемонстрировать то качество, на наличие которого его проверяют, сохраняя доброжелательное отношение к детям.

3. 5. Ситуации эмоционального выплеска.

Это ситуации нарушения ребенком этических норм общения вследствие тяжелого эмоционального состояния. Ребенок еще не умеет справляться со своими чувствами, не может их скрыть. Находясь во власти негативных эмоций, он говорит что-то грубое, резкое, обидное для собеседника.

Многие дети еще не умеют управлять своими эмоциями, справляться с чувствами, прятать их. Например,

  1. Девочка Тоня 5 лет, находясь у дедушки, пытается собрать картинку из кусочков мозаики. У нее это плохо получается, она начинает плакать. Дедушка, который любит внучку, предлагает ей отложить мозаику и продолжить работу позднее, на что Тоня говорит: «Оставь меня в покое, старый дурак!» . Дедушка обижается и в дальнейшем не разговаривает с внучкой.
  2. Знакомый мамы протягивает четырехлетнему ребенку «конфету» , которая представляет собой завернутый в фантик хлеб. Мальчик развернул конфету и, обнаружив содержимое, расстроился и сказал: «Дядя, ты дурак?»

Решение: Маме в этом случае нужно и помочь ребенку, и не обидеть гостя. Можно сказать следующее: «Сережа, не надо обижаться. Мы в детстве тоже так разыгрывали друг друга. Наш гость надеялся, что ты поймешь, что это шутка. Возьми другую конфету» .

3. В порыве гнева мальчик трех лет сказал маме: «Убью тебя и в ямку закопаю!» .

Надо понимать, что ребенок и сам, сказав неприятное слово, испуган, расстроен. Поэтому лучше, если реакция взрослого будет адекватна ситуации и не приведет в разрастанию конфликта, а поможет ребенку, ощутив свою неправоту, исправить ситуацию. Чтобы это получилось, нужно использовать

приемы этической защиты:

1. Вопрос на воспроизведение.

Вы делаете вид, что на расслышали слов ребенка: «Прости, пожалуйста, ты что-то сказал, но я, к сожалению, не расслышала. Будь так любезен, повтори, пожалуйста» . Эмоциональный накал состояния ребенка снизился вместе с выскочившей фразой, он уже в большей степени владеет собой и ему самому уже неловко.

2. Противопоставление достоинств ребенка его действиям.

Мы говорим какой ребенок всегда хороший (вежливый, добрый, понимающий, скромный, деликатный и т.д.) , и вдруг сейчас он проявил себя как человек нетерпимый (резкий, грубый, подозрительный, недоверчивый и т.п.) . Что же случилось? Мы ждем объяснений.

3. Признание своей вины.

Мы говорим ребенку: «Наверное, я тебя действительно обидела, если ты заявляешь мне такие вещи. Просто так ты бы себе этого не позволил. Но я, к сожалению, не заметила, чем я тебя обидела и когда. Если тебе нетрудно, объясни пожалуйста» .

4. Демонстрация удивления.

Взрослый показывает ребенку сильную эмоциональную реакцию на его слова – удивление. Удивление говорит о том, что мы никак не ожидали от этого замечательного ребенка таких действий, что мы ошарашены, выбиты из колеи и ждем от него… Объяснения? Извинения?

5. Великодушное прощение.

Мы просто говорим ребенку, что прощаем его. Мы можем ничего не добавлять к этим словам и не ничего не объяснять. Прощение важно само по себе.

6. Подстановка мотива.

Например, ваша дочь играла на улице и видела, как один из мальчиков обзывал свою бабушку «собака» . Вы с дочкой повздорили и она вам кричит: «Мама, ты собака!» Ответ мамы: «Как интересно, а ты, значит, будешь щеночком. А как мы будем, лаять или разговаривать?» Таким образом, мама не приняла как возможность использование дочерью грубого слова и подставила игровой мотив. Ребенок понял, что его маму можно называть «собакой» только в игре.

7. Объяснение ребенку его поведения и причин.

Использование этого приема вносит свой вклад в повышение эмоциональной культуры ребенка, помогает ему учиться понимать и контролировать свои эмоции.

8. Отсроченный разговор.

Этот прием необходимо применять, если ребенок сильно выведен из себя и не может быстро совладать со своими чувствами. Мы просто предлагаем ребенку поговорить об этом позже: после обеда, вечером или даже завтра. Очень важно, чтобы разговор состоялся и был не поучающим монологом взрослого, а откровенным разговором ребенка и родителя о своих чувствах.

Итак, задача взрослого – применить прием этической защиты, который позволит ребенку ощутить неловкость за свои слова и вернуть общение к общепринятым культурным нормам.

3. 6. Ситуации педагогического конфликта.

Это ситуации, в которых противоречащими друг другу оказываются желания, интересы, мнения ребенка и взрослого.

Чаще всего они связаны с желанием взрослого заставить ребенка делать что-то такое, что ребенок делать не хочет. Взрослый считает, что это нужно, важно, а ребенок с ним не согласен и по каким-то причинам не хочет выполнять требования взрослого. Возникает конфликт. Чаще всего взрослый уверен, что он прав и пытается решить конфликт с позиции силы, т.е. угрожая, запугивая. Но ведь никто не хочет подчиняться из страха.

Мы можем нагнетать угрозы, и ребенок в конце концов уступит, но чего мы на самом деле добьемся? Ломки его характера, превращения в послушного исполнителя? Снижения самооценки? Возникновения желания делать назло исподтишка? Появление скрытности и хитрости, когда он будет пытаться не делать то, что не хочет, но втайне от родителей? Негативного отношения к тому, что его заставили делать?

Иногда мы создаем конфликт просто потому, что не относимся к тому, что хочет и делает ребенок, серьезно, исходим только из своих желаний.

Ситуация для анализа:

Лена, 6 лет, с интересом и увлечением лепит в своей комнате за столом. В комнату входит мама и дает распоряжение немедленно собираться на прогулку. Девочка хочет закончить работу и просит подождать чуть-чуть. Возмущенная неуважением к ее требованиям мама отбирает пластилин и заставляет дочь одеваться. «До чего же упряма» . – продолжает приговаривать сердитая мама, надевая на дочь пальто и шапку.

Почему мы считаем, что только наши обстоятельства важны и, даже делая доброе дело для ребенка (собираясь с ним на прогулку) , успеваем создать напряжение в отношениях?

Подумайте, а действительно ли то, что вы требуете, важно?

Если вы не можете объяснить ребенку так, чтобы он понял, зачем ему нужно то, что вы требуете, то не надо этого требовать. Если у вас не хватает аргументов, значит, их нет.

Если вы уверены, что для развития личности ребенка жизненно-важно то, что вы требуете, и аргументы у вас есть, то для разрешения конфликта необходимо использовать следующую технику:

Необходимо превратить внешний конфликт между ребенком и взрослым, в конфликт внутренний, между позитивным и негативным началом самого ребенка, его перспективными и сиюминутными интересами.

Например, ваш ребенок отказывается убирать игрушки перед сном. Вы ему говорите: «Я понимаю, что ты устал, но ведь ты у нас волевой человек и уже не раз проявлял свою способность сделать то, что нужно, преодолевая усталость. Я верю, что мой замечательный сын и сегодня справится с ситуацией» .

Таким образом, мы обращаемся к позитивной стороне личности ребенка, демонстрируем веру в его способность справиться с собой и ставим его в ситуацию выбора: преодолеть свою слабость или сегодня сдаться ей на милость.

Задача взрослого в ситуации конфликта – сделать так, чтобы у ребенка появилось нужное нам желание, чтобы он сам захотел быть хорошим.

Иногда нужно временно отступить, уступить. Зачем? Чтобы дать возможность обстоятельствам, которые не устраивают вас, спонтанно развиваться до такой степени, чтобы в новой ситуации нужный вам мотив у ребенка появился.

3. 7. Ситуации проступка.

Это ситуации, в которых ребенок знает, что он поступает плохо, что так делать нельзя, но все равно делает.

Почему ребенок делает то, что запрещено? На это могут быть разные причины. Чтобы понять ребенка и помочь ему в будущем не совершать проступков, очень важно выяснить эти причины и помочь ребенку от них не зависеть.

В данном случае причинами являются те мотивы, которые побуждают его к совершению проступка.

Основные мотивы совершения проступков:

  1. Удовлетворение жизненных потребностей.
  2. Власть желания.
  3. Корысть, желание обладать деньгами, вещами.
  4. Стремление быть не хуже других (соответствовать требованиям референтной группы) .
  5. Стремление быть принятым группой.
  6. Повышение своего престижа, статуса.
  7. Желание попробовать.
  8. Стремление испытать себя в ситуации риска.
  9. Стремление доказать свою смелость в ситуации, когда ребенка «берут на слабо» .
  10. Стремление привлечь внимание.
  11. Действия «назло» .
  12. В целях восстановления справедливости.
  13. «Как все» или за компанию.
  14. Из страха перед шантажистами.
  15. Для достижения позитивных социальных целей.

Таким образом, мотивы совершения проступка могут быть самыми разными. Среди этих мотивов есть позитивные, негативные и нейтральные.

Если мотив негативный (2, 3, 4, 9, 11, 13, 14) , то нам необходимо помочь ребенку от него избавиться.

Если мотив позитивный (12, 14) или нейтральный, то ребенка надо научить удовлетворять его социально приемлемыми способами: не через проступок, а через поступок.

Итак, задача взрослого в ситуации проступка – выяснить мотив его совершения. Если ребенок не называет мотив (Отвечает: «Я не знаю» ) , то, возможно, он стесняется признаться, ведь многие из мотивов имеют отрицательный смысл с точки зрения этики, или сам не до конца осознает, почему сделал именно так. Не соглашайтесь, когда ребенок говорит, что он сделал это «просто так» , что никакого мотива нет: у всего есть свои причины.

Наказанием в ситуации проступка может быть демонстрация огорчения родителей. Ж.Ж. Руссо предлагал такой метод наказания – метод естественных последствий. В этом методе ребенок, совершивший проступок, сам испытывает на себе дискомфорт, вызванный последствиями проступка. Например, если он сломал стульчик, не нужно спешить доставать ему новый. Пусть какое-то время поживет со сломанным стулом.

Мы с вами должны понимать, что ребенок имеет право на ошибку, но важно помочь ему, «превратить шалость в мудрость» , как пишет Амонашвили, т.е. осмыслить полученный опыт и научиться не повторять ошибок.

Именно зная мотивы и причины поведения ребенка мы можем определить тип ситуации, а далее, выбрать в соответствии с этим, модель нашего поведения.

4. Игра «Пойми меня»

Предлагаю вам немного расслабиться и поиграть в игру «Пойми меня» . Ваша задача – определить, какие чувства испытывает ребенок, произнося предложенные фразы.

Ребенок говорит Ребенок чувствует

Смотри, папа, я сделал самолет из нового конструктора! Гордость. Удовлетворение.

Мне не весело. Я не знаю, что мне делать. Скука, поставлен в тупик.

Все дети играют, а мне не с кем. Одиночество, покинутость.

Я могу сделать это. Мне не надо помогать. Уверенность, самостоятельность.

Уходите, оставьте меня одного. Я не хочу ни с кем разговаривать. Боль, злость, обида, чувство нелюбви.

У меня не получается. Я стараюсь, но не получается. Стоит ли стараться? Разочарование, желание бросить.

Я рад, что мои родители – ты и папа, а не другие. Одобрение, благодарность, радость.

5. Определение типа ситуаций

Родители делятся на 4 команды. Получают карточки, на которых написаны различные ситуации. Их задача – определить тип ситуаций.

  1. Однажды зимой мальчики решили поиграть в «войнушку» . Вдоль автомобильной дороги трактором был счищен снег на обочину. Сугробы послужили для мальчиков и прикрытием, и боеприпасами. Они стали лепить из снега комки и кидать их в проезжающие мимо машины, представляя их вражескими танками, а себя – партизанами. (Ситуация, возникшая в игре)
  2. Сережа пошел в детский сад с новой красивой и не дешевой машинкой. Вернулся из детского сада он без нее. На вопрос, где машинка, счастливый ребенок протянул папе коробочку, в которой находился живой рогатый жук, и объяснил, что он обменял машинку на жука. (Ситуация, трудная для ребенка)
  3. На даче строили новый дом. Отец, работая на втором этаже, периодически просил сына 10 лет принести и подать ему то одно, то другое. Ребенок бежал к сараю и приносил то, что потребуется. Отец крикнул сыну очередную просьбу. Сын не понял, переспросил еще раз, потом еще раз и еще. Так и не поняв, что от него требуется, он крикнул отцу: «Чего орешь, как дурак, лучше спустись и скажи!» . Отец действительно спустился, но не затем, чтобы повторить просьбу. (Ситуация эмоционального выплеска)
  4. Мама купила в магазине новую косметику для подарков, выложила покупки на полочку и предупредила девочек трех и пяти лет, что трогать нельзя. Вернувшись через некоторое время, она увидела, что девочки попробовали всю косметику, испортив упаковку. Дарить подарки было нельзя. (Ситуация проступка)
  5. Мой 4-летний малыш, как и все дети, любит играть со своими игрушками, но не любит их убирать. У нас с ним есть определенная договоренность: если н хочет посмотреть мультфильмы, то сначала должен убрать на место все игрушки. Иногда, еще не собрав игрушки, он включает любимую кассету с мультфильмами. (Ситуация проверки границ)
  6. В детстве я много времени проводила со своей прабабушкой. Она меня очень любила, баловала, мы часто смеялись друг с другом, подшучивали друг над другом. В какой-то момент я перестала воспринимать ее как человека, который гораздо старше меня, стала воспринимать ее как подружку. Мне было интересно узнать, сможет ли бабушка стать настоящей подружкой. В это понятие у меня входило не только рассказывание секретов, но и панибратское отношение. Как-то раз мне нужно было позвать бабушку, и я, подумав, крикнула: «Эй, бабуська!» . (Ситуация проверки взрослого)
  7. В школе будет проходить конкурс рисунков по сказкам П. Бажова. Надо нарисовать иллюстрацию. Таня хорошо рисует, но отказывается принимать участие в конкурсе, мотивируя отказ тем, что ей не хочется этим заниматься. Учитель пытается заставить Таню принять участие в выставке, подчеркивая, что обязанность ученика – принимать участие в жизни школы. (Ситуация педагогического конфликта)
  8. Рефлексия. Подведение итогов занятия и вручение памятки для родителей «Типы ситуаций взаимодействия с ребенком»
  9. Релаксация «Очищение от тревог»