Набор веса уже не такой быстрый, как в предыдущие месяцы. Младенец начинает больше двигаться, следовательно, расходует больше энергии. Многим детям на этом этапе из-за возросших потребностей в энергии уже требуется введение прикорма.

Растет малыш приблизительно с той же скоростью – 2 — 3 сантиметра в месяц.

Распорядок дня пятимесячного ребёнка мало изменился за прошедший месяц. Малышу требуется всё то же время для сна – 15 часов, распределённое между ночным и тремя дневными снами. Увеличивается время для игр. Причем теперь ребёнок может 5 — 10 минут провести самостоятельно, посвящая их изучению частей своего тела или новой интересной игрушке.

Многие родители уже ввели или подумывают вводить ребёнку первый прикорм. Оценить готовность к нему помогут определённые признаки – интерес малыша к пище взрослых, готовность сидеть самостоятельно, отсутствие выталкивающих движений языком при попадании полужидкой пищи в рот.

Полезная и актуальная статья от педиатра, в которой рассказывается о том, как правильно в детский рацион и как готовить этот продукт в домашних условиях.

Навыки ребёнка в 5 месяцев

То, что умеет ребёнок в 5 месяцев, немногим отличается от умений месяц назад. Отличие навыков в том, что делает ребёнок всё более уверенно и совершенно:

  • малыш уверенно переворачивается со спины на бочок, живот и обратно. Причем некоторые дети достигают таких успехов, что мгновенно могут скатиться с дивана или кровати на пол. Поэтому оставлять их наедине с самими собой не стоит;
  • захватывает погремушку. Может переложить ее из одной руки в другую;
  • при потягивании за ручки поднимается и присаживается.

Нельзя насильно садить ребёнка. Если не хочет – не надо.

5-месячный мальчик уже вполне может и сесть самостоятельно. В случае с девочкой – раньше шести месяцев садить не рекомендуется.

Если малыш уже сидит сам, не забывайте класть позади него подушку. Мышцы спины ещё не привыкли к такой нагрузке и быстро устают. Ребёнок в любой момент может откинуться назад.

  • при кормлении удерживает бутылочку со смесью. Если кормится грудью, поддерживает её, регулирует положение для своего удобства;
  • улучшается координация мышц тела. Малыш учится раскачиваться, может подтянуть ноги к голове, засунуть в рот пальчики;
  • большинство транзиторных рефлексов новорождённого к этому возрасту угасают;
  • при поддержке под мышки ребёнок становится на твёрдую опору, почти полностью выпрямив ноги.

Полезная и всегда актуальная информация в статье детского доктора, описывающей, и как обеспечить полноценное развитие малыша.

Подготовка спины малыша к будущим нагрузкам

Переход тела в вертикальное положение требует определённой подготовки. Для этого следует регулярно делать массаж и гимнастику. Массажные движения при этом можно разнообразить. Использовать не только поглаживания, растирания и вибрацию, но и поколачивание кончиками пальцев, пощипывание и элементы легкого разминания.

Для укрепления спинки младенца хороши занятия на фитболе. Малыш, лёжа на животе, будет стараться выпрямить ноги и направить руки вперед, напоминая своей позой самолетик. Из положения лёжа на спине удобно присаживать малыша, держа его за ладошки. Эти простые упражнения помогут укрепить мышцы спины и пресса.

В этом плане также полезны водные процедуры, сопровождающиеся занятиями на тонизирование мышц (грудничковое плавание).

Развитие мелкой моторики

Воздействие на определённые точки ладонной поверхности кисти помогает ребёнку осознать, прочувствовать свои ощущения и работу мышц кисти. Помогут в этом пальчиковые игры, перекатывание массажного шарика, сенсорные коробки.

Наполняя подобную коробку, обязательно следите за тем, чтобы там не оказались слишком мелкие или хрупкие вещи, которые ребёнок может сломать или проглотить.

Общение и тактильный контакт

Потребность в постоянном близком контакте красной нитью проходит через жизнь младенца. Благодаря ему удовлетворяется потребность малыша в защите, формируется базовое доверие к миру.

Постоянно звучащая речь, пояснения касательно окружающих вещей и явлений помогают понять ребёнку их суть, пополняют словарный запас. Хоть и далеко не все звучащие слова понятны для пятимесячной крохи.

Но, пытаясь подражать речи родителей, малыш тем самым делает большой вклад в её становлении.

Песни, звуки музыки

Орган слуха малыша уже может различать ритм. А наложенные на этот ритм слова будут более понятны, чем обычная речь. Слыша музыку, ребёнок будет стараться двигаться в её такт. Слушая колыбельную в исполнении мамы, вскорости будет «подмурлыкивать», стараясь попасть в ноты.

Разнообразить звуковые впечатления ещё можно с помощью колокольчиков. Их можно привязать к ручке, ножке. Двигаясь, ребёнок будет прислушиваться, искать источник звука, интересоваться своими частями тела, разглядывать, трогать их и даже тянуть в рот.

Знакомство с книгой

В первую очередь – с картинками. Крохе будет интересно рассматривать красочные изображения. Особенно интересны в этом плане животные. Заодно, услышав простые «му», «гав», «мяу» и «кар», малыш будет пытаться повторить эти простые слоги, чем пополнит свой словарный запас.

Шестой месяц жизни ребенка – ответственный период в развитии младенца, ведь большинство детей в этом возрасте уже предпринимают первые попытки сесть самостоятельно. Это не значит, что ребенок в 5 месяцев должен сидеть сам, но при нормальных темпах роста и развития он должен уметь приподниматься с опорой на руки на взрослого человека из положения «лежа на спине» и демонстрировать задатки готовности к освоению этого навыка. Важные изменения происходят и в речевом, а также эмоциональном развитии: ребенок уже хорошо различает знакомых и незнакомых людей, может сам подавать сигналы, указывающие на потребность в общении, и может самостоятельно играть с погремушками или другими предметами в течение 5-10 минут.

Сколько должен весить ребенок в пять месяцев

Вес ребенка в 5 месяцев сильно зависит от типа питания. Примерно треть детей в этом возрасте уже получает прикорм в виде овощных и фруктовых соков и пюре. При хорошей переносимости в рацион можно вводить молочные и безмолочные каши. Дети, в меню которых к концу шестого месяца жизни входят злаковые продукты, могут набирать вес немного быстрее детей, в рационе которых остается грудное молоко (или его заменитель) и фруктово-овощные соки и пюре. Средний вес младенцев в 5 месяцев должен составлять 7200-7300 г.

Средний рост пятимесячного ребенка составляет около 65-66 см. Мальчики могут вырастать немного быстрее девочек, но на темпы роста влияет не только половой признак, но и множество других факторов, например, питание, которое получает младенец. Дети, большую часть рациона которых составляют молочные смеси, могут быстрее набирать вес и прибавлять в росте. Это связано с высокой питательной ценностью искусственных заменителей молока и постоянством их состава. Содержание жиров и белка в грудном молоке постоянно меняется и зависит от питания кормящей женщины, поэтому темпы роста у детей, находящихся на грудном вскармливании, могут быть немного ниже по сравнению с «искусственниками».

Окружность головы у пятимесячного ребенка обычно составляет от 41,5 см до 42,6 см; обхват груди – от 42,4 см до 42,9 см. В начале шестого месяца жизни тело ребенка становится более пропорциональным и максимально приближенным к пропорциям взрослого человека.

Важно! Важным показателем правильного физического развития в этот период является превышение объема грудной клетки над окружностью головы. Разница эта еще невелика и составляет около 30 мм, но именно этот показатель указывает на отсутствие скрытых внутренних патологий и нарушений в функционировании головного мозга.

Таблица показателей роста и веса мальчиков и девочек

Читайте также о питании ребенка:


Что должен уметь ребенок в 5 месяцев

Начало шестого месяца – важнейший этап в развитии младенца, во время которого формируются необходимые для дальнейшего развития навыки.

Двигательные навыки

  1. Ребенок осваивает первые навыки ползания и предпринимает самостоятельные попытки сесть.
  2. Все дети в этом возрасте должны хорошо переворачиваться со спины на живот и обратно.
  3. В положении «лежа на животе» ребенок может имитировать движения, которые дети выполняют во время ползания: отталкиваться согнутыми в коленях ногами от твердой опоры и подтягивать нижнюю часть корпуса, одновременно переставляя руки вперед.
  4. Если положить ребенка на спинку и протянуть ему вытянутые руки, он схватит их и попробует подтянуться: так кроха осваивает новый для него навык – самостоятельное сидение.

Некоторые мамы, видя попытки ребенка научиться садиться самостоятельно, всячески пытаются ускорить процесс, присаживая его в коляске во время прогулки, в стульчике для кормления и просто на руках. Делать этого нельзя: несмотря на окрепшие мышцы живота, раннее присаживание может навредить ребенку, так как мышечный корсет, поддерживающий позвоночник, еще не может справиться с подобной нагрузкой. Игнорирование данных рекомендаций может стать причиной серьезных нарушений, которые могут проявиться в подростковом возрасте. К ним относятся:

  • гинекологические патологии у девочек (особенно часто диагностируется загиб матки – аномальное расположение органа относительно центральной оси малого таза, при котором шансы на удачное вынашивание беременности составляют менее 7 %);
  • заболевания позвоночника и суставов (сколиоз, остеохондроз);
  • гипоксия внутренних органов, вызванная сжиманием артерий при неправильном положении тела.

Важно! Присаживать пятимесячного младенца педиатры и детские ортопеды не рекомендуют. Во время кормления в детском стульчике необходимо регулировать положение спинки до полу-лежачего.

Видео календарь развития ребенка от 5 до 6 месяцев

Физиологическое развитие

  1. Зрение. Зрение ребенка совершенствуется, и он уже способен рассматривать не только лежащие вокруг него предметы, но и следить за двигающимися фигурками животных, людьми, картинкой на мониторе или экране телевизора. Ребенок отлично различает яркое и тусклое освещение и может негативно реагировать на источники яркого света. Это особенно заметно перед ночным сном – чтобы ребенок смог успокоиться и быстрее уснуть, необходимо приглушать все источники сильного света за 1 час до отхода ко сну.
  2. Работа слюнных желез и прорезывание зубов. Количество слюны, вырабатываемое организмом пятимесячного младенца, остается обильным. Это во многом связано с прорезыванием первых молочных зубов. Кровообращение в месте появления зуба усиливается в 5-6 раз по сравнению с показателями нормы, и это приводит к усиленному образованию жидкости в полости рта и активизации работы слюнных желез. Повышенное слюнотечение у большинства детей прекращается к возрасту 7-8 месяцев.
  3. Пищеварительная система. в 5 месяцев встречаются очень редко, хотя некоторых малышей они могут мучить до шестимесячного возраста.
  4. Сколько должен какать ребенок. Стул у детей, получающих прикорм, обычно бывает 1-2 раза в день, а его цвет и консистенция зависят от продуктов, которые ребенок употреблял в течение дня. Естественное разжижение каловых масс наблюдается при употреблении кабачков и чернослива. Если ребенок уже пробовал рисовую кашу или банановое пюре, стул может быть более плотным и редким. Если ребенок при этом веселый, активный, хорошо спит и не испытывает проблем с аппетитом, дополнительная помощь в виде слабительных средств не требуется.

Важно! Дети, питающиеся грудным молоком и не получающие прикорма, отличаются нестабильностью стула – это вариант нормы. Стул у таких детей может быть как очень частым (до 3-4 раз в день), так и отсутствовать в течение 1-3 дней подряд.

Речь и эмоциональное развитие пятимесячного младенца

Важные изменения происходят в речевом и эмоциональном развитии пятимесячного малыша.

  1. Большинство детей в этом возрасте уже пытаются складывать слоги. Обычно части слов, которые они часто слышат, например, «ма», «ба», «ня».
  2. Если ребенок остается один, он может «разговаривать» сам с собой в течение 5-10 минут, при этом внимательно разглядывает свои ручки, дергает ножками и пытается схватить окружающие его предметы.
  3. Младенец в 5 месяцев отлично различает «своих» и «чужих», понимает обращенную к нему интонацию, может обидеться, если мама будет разговаривать с ним строгим тоном.
  4. Дети на шестом месяце жизни способны запоминать цвета, форму предметов, тактильные ощущения, которые они испытывают, когда берут игрушку в руки.
  5. Если внимательно понаблюдать за крохой, можно заметить, что он предпочитает одни игрушки другим и проявляет свой интерес не только жестами, но и эмоциями.

Читайте также о развитии ребенка:

Как развивать ребенка в 5 месяцев

Игра — это основной вид деятельности ребенка, который способствует его развитию, начиная, с самого раннего возраста.

Пальчиковые игры

Подобного рода игры важны не только для развития мелкой моторики, но и для развития интеллекта. Простая стихотворная форма, окрашенная яркой интонацией, легко воспринимается малышом, а движения с пальчиками способствуют формированию зрительных образов. Самые простые игры — это «Сорока-ворона» и «Ладушки».

Примеры пальчиковых игр

Коза и козленок Сорока-ворона

Прятки

Взрослый прячется за любым подходящим куском ткани с восклицанием «Ку-ку», а потом показывается из-за него. Когда малыш уловит суть игры, можно попробовать поменяться ролями, спрятав ребенка, а потом опять найти. Прятаться может и мягкая игрушка.

Футбол

Перед ножками ребенка, лежащего на спине, кладется надувной мяч. Толкаясь ножками, малыш отталкивает мяч. В этом возрасте это уже не рефлекторное движение, а осознанное действие, выполняемое ребенком. Такое упражнение укрепляет мышцы ног, живота.


Покажи часть тела

Уже в 5 месяцев можно пробовать учить ребенка показывать различные части тела. Сначала на своем примере, а потом, показывая на ребенке со словами: «Где у Миши глазки? Вот глазки!» и т.д.

Слушаем музыку

Продолжайте прослушивать музыку вместе с малышом. Это могут быть как детские песенки, так и классическая мелодичная музыка. Интересны также звуки природы: шум моря, пение птиц.

Волшебные мешочки

Малышу по-прежнему будут интересны тканевые мешочки, заполненные различными крупами, которые интересно сжимать и разжимать в кулачках, слушать как по-разному шуршат зерна, перекатываясь внутри. Такие игры развивают тактильные ощущения и моторику рук.


Прогулка по дому

С ребенком на руках ходите по дому, разглядывая вещи и обстановку вокруг. Показывайте на предметы и называйте их. Со временем ребенок запомнит их и при вопросе: «Где у нас (название предмета)?», будет указывать на него ручкой.

Догонялки с игрушкой

Возьмите мягкого медвежонка или любую другую игрушку и покажите ребенку, лежащему на спине, говоря, например: «Посмотри какой мишка! Догони мишку!» После того как ребенок попытается дотянуться до игрушки, немного отодвиньте ее и снова предложите догнать. В конце игры дайте поймать мишку крохе.

Игрушки для правильного развития

Игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка и познанию окружающего мира.

В этом ребенку могут помочь:

  • игрушки с шуршащими элементами и шероховатыми поверхностями из различных видов тканей: бархата, вельвета, сатина, фланели;
  • различные шнуровки в виде овощей или фруктов (для совершенствования мелкой моторики);
  • игрушки с зеркальными элементами;
  • браслеты с колокольчиками или другими звенящими элементами, которые можно надеть на ножку или ручку младенца. Такие игрушки не только надолго займут внимание ребенка, но и будут способствовать развитию слуха;
  • детские развивающие коврики;
  • озвученные книги (развитие речи), имитирующие звуки, которые издают животные – дети охотно повторяют их и быстро запоминают.

Уход

Купать пятимесячного ребенка необязательно каждый день, но водные процедуры должны быть не реже 1 раза в 3 дня. для детей этого возраста – не просто гигиеническая процедура, но и важнейшее закаливающее мероприятие. В воду для купания можно добавлять отвары лекарственных трав (череды, ромашки, липы), морскую соль или хвойный экстракт. Такие процедуры оказывают комплексное действие на детский организм:

  • повышают сопротивляемость простудным заболеваниям и респираторным инфекциям;
  • расслабляют мышцы (особенно важно для детей с признаками гипертонуса);
  • стимулируют регенеративные функции кожных покровов и укрепляют местный иммунитет;
  • устраняют нервное возбуждение и помогают справиться с гиперактивностью.

После купания рекомендуется провести профилактический и общеукрепляющий массаж, длительность которого должна быть не менее 10-15 минут. Техника массажа в этом возрасте немного меняется: если раньше движения состояли из поглаживаний, растираний и легких поколачиваний, то теперь к ним необходимо добавить вибрацию и пощипывание. Такая техника положительно влияет на состояние детского организма и способствует правильному развитию ребенка, а также обеспечивает профилактику многих заболеваний опорно-двигательной системы.

Гимнастику на шестом месяце жизни рекомендуется проводить 2 раза в день: после первого дневного сна и во второй половине дня. Не стоит заниматься с ребенком в вечернее время, так как это может привести к повышенной возбудимости и проблемам с засыпанием.

Прогулки при хорошей погоде должны быть частыми и длительными. Идеальным считается двухразовое пребывание на свежем воздухе общей продолжительностью 4-5 часов в день. Желательно 20-30 минут из каждой прогулки выделять на изучение окружающего мира: животных, птиц, растений, насекомых. Это положительно скажется на интеллектуальном развитии малыша и работе органов зрения: доказано, что дети, которые смотрят на природные оттенки зеленого цвета не менее 30 минут в день, реже страдают глазными болезнями.

Развитие ребенка в первое полугодие жизни – это сочетание физических, психологических и физиологических показателей, которые в совокупности формируют физическое и эмоциональное здоровье младенца. Не стоит полагаться только на существующие стандарты развития детей в пятимесячном возрасте, так как они отображают только средние показатели и не учитывают индивидуальные особенности конкретного ребенка. Оценить правильность формирования навыков и темп роста сможет только педиатр, поэтому для спокойствия родителей достаточно регулярных профилактических осмотров.

Вконтакте

Пятый месяц для вашего ребенка – начало серьезных перемен. Именно в это время дети начинают активно ползать, а некоторые даже, на удивление и бесконечную радость родителей, произносят свои первые слова. Что еще умеет ребенок в 5 месяцев? И какие перемены должны произойти в его развитии в ближайший период?

Что умеет ребенок в 5 месяцев: активность ног и ловкость рук

Пятимесячного малыша составляют диапазоны от 6 700 до 8 400 г и от 64 до 68 см. Это значит, что ребенок весит уже в два с небольшим раза больше, чем при рождении и прибавил в росте около 14-16 см - то есть это уже довольно большой карапуз!

Некоторые дети в 5 месяцев уже способны переворачиваться со спины на живот и обратно. Как только они обнаруживают, что умеют это делать, они начинают активно «работать» ножками - забавно трясти ими и принимать позу «лягушки» словно они собираются «в большое плавание». На самом деле эти рефлекторные движения красноречиво говорят о том, что малыш вот-вот «сорвется» с места и начнет ползать.

Помните, как только вы обнаружили, что ваш пятимесячный малыш умеет переворачиваться, с этого момента его нельзя оставлять одного на кровати или на какой-либо другой поверхности, находящейся на любой высоте. Увы, но падение даже с высоты 30-40 см может нанести малышу серьезную травму.

Сидеть без поддержки кроха пока еще не может (и не стоит делать попытки высаживать младенца якобы для «тренировки» позвоночника). Однако, ребенок комфортно чувствует себя в полусидячем положении - в специальном шезлонге (это наилучший вариант в отношение поддержки спинки младенца), «в подушках» и т.п.

На этапе развития ребенка в пять месяцев вы также обнаружите, что он уже довольно крепко может сжимать кулачок. А так же уверенно брать предметы сразу обеими руками, подносить их ближе к лицу, и даже перекладывать их из одной ручки в другую. Кроме того, у ребенка начинают проявляться первые признаки младенческого взросления - малыши начиная примерно с 5-месячного возраста уже умеют (и очень любят!) держать бутылочку со смесью или с водой самостоятельно.

Развитие ребенка в 5 месяцев становится все более динамичным: с каждым днем малыш демонстрирует новые эмоции и стремление к общению...

Развитие ребенка в 5 месяцев: сонное царство

Большинство детей в 5 месяцев уже . Но все же не все. , организуйте заведенный порядок отхода ко сну. Начинайте с теплой ванны вечером, после которой некоторое время укачивайте малыша, пойте ему песню или рассказывайте сказку.

Не забывайте укладывать ребенка в кроватку тогда, когда он засыпает, а не тогда, когда он уже заснул. В этом случае ребенок будет вынужден учиться засыпать самостоятельно, а не полагаться всегда на вашу помощь.

Днем пятимесячные дети, как правило, спят два раза, понемногу – один раз утром и второй раз после обеда. Старайтесь не откладывать время короткого сна до тех пор, пока малыш устал и начинает капризничать. Укладывайте ребенка в кроватку при первых признаках набегающего сна.

Какого цвета мир вокруг?

На этапе развития ребенка в пять месяцев его зрение продолжает улучшаться. Конечно, в этом возрасте оно у детей еще не 100%-ное, но они уже могут видеть объекты на разных расстояниях, могут фокусировать зрение, не скашивая глаза.

Радикально меняется цветовое восприятие малыша! Если в 4 месяца карапуз уже в состоянии заметить большую красную пуговицу на красной ткани (то есть он уже способен различить объем и фактуру в одной цветовой гамме), то к 5 месяцам ребенок может вполне свободно различать несколько оттенков одного и того же цвета. Хотя по-прежнему больше всего дети в возрасте до полугода реагируют на яркие, контрастные цвета - красный, голубой, желтый.

Речевое развитие ребенка в 5 месяцев

На этапе развития в 5 месяцев ребенок уже вовсю лопочет. И некоторые из издаваемых звуков даже могут походить на слова. Пятимесячный малыш способен складывать гласные и согласные звуки (что-нибудь вроде «ба-ба»). Не слишком радуйтесь, когда услышите что-то похожее на «па-па» или «ма-ма». Это просто звуки, пока еще в столь малом возрасте дети не наделяют подобные звуки никаким смыслом. Подождите пару месяцев, и эти «па-па» и «ма-ма» уже приобретут в сознании говорливого крохи именно ваши черты.

Кстати, мир для 5-месячного малютки приобретает новые оттенки не только за счет развития цветового восприятия, но и по причине того, что малыш начинает различать нюансы всевозможных звуков. Например, если прежде для него собачий лай и автосигнализация представляли собой единый слуховой раздражитель, то теперь эти звуки в сознании ребенка воспринимаются уже по-разному.

Постепенно малыш начинает «увлекаться» звуками - распознавать их, и по-разному на них реагировать. Одни звуки его явно развлекают - смешат, удивляют, восхищают. Другие ему могут не нравиться - ребенок морщится «в ответ» на них, капризничает, может даже заплакать. Как правило, самым приятным для ребенка звуком является мелодичный голос его мамы...

  • 1 Уже начиная с 5 месяцев дети начинают активно реагировать на музыку. Включайте для малыша мелодии различных жанров, начиная от классики и джаза до поп-музыки. Ребенок будет улыбаться, махать ручками, и может быть даже издавать звуки, следуя в такт мелодии.
  • 2 Ребенок в 5 месяцев очень любопытен и охотно рассматривает новые предметы. Всякий раз давая ему что-то в ручки, четко и громко произносите название, вроде: «Это - мячик», «Это - кролик», «Это - твоя шапка». Это поможет малышу быстрее заговорить, потренирует его память, поможет научиться быстро распознавать различные предметы по их названиям.
  • 3 Уберите подвесные игрушки из детской кроватки. Как только малыш научится самостоятельно вставать на ножки, держать за бортик кровати, он может запутаться в них.
  • 4 К возрасту 5-6 месяцев ребенок проявляет заметную заинтересованность, видя самого себя в зеркале. Не лишайте его этого удовольствия - достаньте ему игрушку, в которой бы присутствовало безопасное зеркальце.
  • 5 Если вы до сих пор не сделали квартиру безопасной для ребенка, позаботьтесь об этом. Скройте все электрические розетки, уберите из досягаемости моющие средства и вообще любые предметы и вещества, которые могут быть опасны. В том числе и мелкие детали, которыми ребенок может подавиться. Не забывайте вовремя убирать чашки с горячими напитками или включенные утюги со свисающими шнурами – ваш ребенок уже вполне способен сдернуть их со стола.

Что должен уметь ребенок в 5 месяцев: о навыках в двух словах

5 месяцев в развитие ребенка - это такой важный и трогательный период, когда постепенно из крошечного беспомощного комочка малыш начинает превращаться в довольно мобильную и общительную личность. В двух словах подытожим, что должен уметь делать младенец в 5 месяцев :

  • Ребенок уже умеет переворачиваться со спины на животик, а возможно даже - и обратно;
  • Если малыша держать за ручки, но он способен несколько секунд простоять на ножках;
  • При поддержке спины ребенок может долгое время сидеть. Некоторые детки уже умеют и любят садиться, держась «за ручки» или за бортик кроватки;
  • Из нескольких игрушек ребенок способен выбрать сначала одну, потом другую;
  • Уверенно держит предметы двумя руками;
  • Ребенок в 5 месяцев распознает несколько оттенков одного цвета, а также различает звуки;
  • Малыш «обожает» издавать всевозможные звуки и слоги. Однако осознанные первые слова - еще впереди.
Что умеет ребенок в 5 месяцев ?

Вашему ребенку 5 месяц. Именно сейчас вы можете впервые услышать от любимого чада что-то, похожее на самое главное слово: «Ма-ма». Конечно, пока младенец говорит его случайно, осваивая новый вид речи – лепетную. А звукосочетания «ма», «ба», «па», «да» - самые простые. Поэтому ребенок будет радовать вас и себя, растягивая и распевая их целыми днями.

Младенец весь настроен на общение с взрослыми. Лучшей игрой для него становится та, где есть диалогическая речь. Недаром масса потешек состоит из вопросов и ответов! Если у малыша активно развивается речевой аппарат, ответы он вскоре сможет повторять за вами. Хотя пока это лишь попытка копирования, а не полноценная речь.

Разбираемся в людях

Незнакомцы теперь вызывают настороженную реакцию. Это нормально и даже замечательно. Объясняйте малышу, кто пришел к вам в гости. А гостям не следует брать кроху на руки до того, как он с ними не «познакомился»: осмотрел, потрогал, убедился в «безопасности» чужого человека, сидя у мамы на руках.

Когда мама рядом, младенец не боится посторонних. А вот появление чужого человека в тот момент, когда мамы нет, может вызвать настоящую истерику. Такая реакция на незнакомцев – очень важный этап в развитии психики ребенка. Он учится делить мир на «своих» и «чужих», выделять отдельного человека из общего фона. Поддерживайте малыша, разъясняйте ему все происходящее. Кстати, «знакомым» для ребенка является тот, кто играет и занимается с ним практически каждый день.

Малыш сам стремится вызвать взрослых на контакт. Для этого он зачастую имитирует действия, которые хотел бы получить от близкого человека: тянет ручки, улыбается. Может начать гулить и ворковать, когда делать явно не хочется, улыбаться, когда не до улыбки. Таким образом, младенец «провоцирует» взрослых на нужную ему реакцию. А не получив ее, начинает горько и обиженно плакать.

На 5 месяце у младенцев совершенствуется навык зрительного управления движениями рук. В этом возрасте движения «глаз-рука» практически всегда скоординированы, и ребенок легко достает нужную игрушку, предварительно посмотрев в ее направлении.

Малыш становится более самостоятельным. Теперь он может забавлять себя интересными игрушками или предметами минут десять, не отрываясь. Причем обычно сам выбирает предмет, который его интересует в данный момент. Это еще один важный шаг в развитии – формирование умения выбирать и концентрировать внимание. Кроме того, это необходимо для развития способности к обучению.

Малыш также держит в памяти не только лица, но и прически, цвет и фасон вашей постоянной одежды (например, домашнего платья, в котором видит вас каждый день). Поэтому на новую прическу или непривычный наряд следует незамедлительная реакция: младенец настораживается и долго осматривает, ощупывает, прислушивается к маме, переодевшейся, например, в вечерний наряд и сделавшей укладку или покрасившей волосы.

Возраст хватайки

Хватание – целенаправленное действие младенца, одно из самых важных и жизненно необходимых для манипулирования с предметами. Оно составляет основу активно-познавательного действия. К концу 5 месяца ребенок может схватить, притянуть к себе, удерживать, толкать, качать, вертеть, опускать интересующие его предметы.

Первым делом он должен все пощупать, попробовать на вкус, ощупать снова. Его уже интересуют такие характеристики, как температура, особенности поверхности. Используйте это и удовлетворяйте интерес в играх. Например, дайте крохе подержать и пощупать холодную и горячую бутылочку, кусочек льда. Позвольте ему погрузить пальчики в теплую кашу или кисель. Ничего, что до знакомства с взрослой едой еще далеко, пока это лишь средство познания окружающего мира.

Ребенок учится сознательно разжимать ручку, выпуская из пальчиков предмет, который удерживал. Поэтому не ругайте ребенка за то, что он «выбрасывает» из кроватки игрушки. Наоборот, пусть тренируется! К тому же это первый опыт активного взаимодействия с взрослым: кроха бросает, а мама приносит. Если вы устали, просто переключите внимание сына или дочки на другую игру.

В 5 месяцев ребенок прекрасно поднимает плечи, руки, ноги. Если дать ему пальцы, за которые он может схватиться, он подтянется на руках и сядет. Но сидеть по-настоящему еще не в состоянии. И сажать специально – в подушки – кроху не стоит. Это может привести к искривлению позвоночника и проблемам в развитии малого таза. А вот подтягиваться малыш может столько, сколько хочет. Повесьте над его кроваткой маленькие кольца – хватаясь за них, он будет тренировать руки и мышцы спины.

Если вы заметили, что ребенок подтягивается на одной руке больше, чем на другой, обязательно сделайте массаж «слабой» стороны, чтобы мышцы развивались равномерно. Мышцы спины у крохи уже развиты настолько, что, лежа на животе, он может делать «самолетик» - поднимает голову, руки, ноги и машет ими. Не удивляйтесь, если лежа на спине, ребенок вполне осознанно отправит в рот пальцы ног или пятку.

Знакомство с телом

На 5 месяце ребенок активно знакомится со своим телом. Многие мамочки тревожатся, когда видят, что ребенок ощупывает свои половые органы. На самом деле такие действия вполне естественны. Беспокойство должна вызывать лишь ситуация, если кроха постоянно фиксируется на этом занятии. Подобное поведение говорит о том, что малыш испытывает постоянный телесный дискомфорт (например, вы редко меняете ему подгузники или неправильно пользуетесь ими или детской косметикой, из-за чего возникло раздражение в области гениталий).

Также это делают дети, которым катастрофически не хватает ласки и тактильных контактов с взрослыми. Если вы заметили, что ребенок тянет ручки к половым органом, спокойно расскажите, что «там» находится (так же, как вы объясняли, где нос, рот, глазки), и направьте ручку в дальнейшую «экскурсию» по телу.

Наказания, шлепки по рукам, наоборот, фиксируют внимание малыша на «запретной» зоне, и именно такая реакция взрослых может привести в дальнейшем к онанизму или отклонениям в сексуальном развитии. А пока никакой сексуальной подоплеки в общении младенца со своим телом нет и быть не может. Просто ему интересно и приятно.

Домашняя игротека

В этом возрасте очень важно проследить за тем, чтобы врожденный физиологический гипертонус постепенно проходил. Только тогда малыш сможет ловко управлять руками, ногами, всем телом, научиться ползать , сидеть, вставать. В этом вам помогут игры на расслабление и чувство ритма.

«Каравай»
  • Мешу-мешу тесто (поднимать и опускать, разминая, ручки, ножки, поглаживая головку ребенка)
  • Есть в печи место.
  • Пеку-пеку я каравай – (похлопывать по всему телу крохи)
  • Головушку валяй-валяй, валяй-валяй! (покачивать голову из стороны в сторону)
«Моторка»
  • Моторка-моторка еле ползет.
  • Моторка-моторка, ходу прибавь!
  • Моторка-моторка, полный вперед! (приводить согнутые в коленях ножки к животу и обратно быстро и медленно).
«Ку-ку»

Игра в «ку-ку» не только забавляет малыша, но и очень важна для развития мозга. Играть в нее можно по-разному: закрывая глаза руками; прикладывая к лицу полотенце, пеленку, одеяльце и выглядывая из-за них; прячась за дверью или шкафом, а потом выглядывая оттуда; закрывая малышу глазки его же руками, а потом убирая руки; пряча игрушку под покрывало. А потом стягивая его; нарисовав фломастером на большом пальце руки подобие лица и пряча его в кулак.

5,5 месяцев. Пятый скачок развития ребенка: взаимосвязи и отношения

На шестом месяце жизни малыша вы, вероятно, заметите, что он стал гораздо подвижнее. А значит, пришло время нового скачка развития.

5,5 месяцев. Малыш постигает дистанцию

Примерно в 5 месяцев малыш начинает чувствовать новые изменения, происходит пятый скачок роста и развития. Кроха уже хорошо координирует свои движения, и теперь пришло время узнать, как взаимосвязаны вещи в его мире.

Малыш познает, что такое расстояние. Он понимает, что между ним и предметами есть расстояние, и чтобы достичь их, его нужно преодолеть

Также кроха осознает, что мама – отдельный человек, и она может в любой момент уйти. И он не может это контролировать. Это беспокоит малыша. Этот период часто называют «сепарационный кризис» или «страх отделения от мамы».

Признаки скачка

Малыша очень беспокоят изменения, и это отражается на его поведении:

  • Он может меньше есть;
  • Стесняется окружающих, стремится быть только с мамой;
  • Настойчиво требует, чтобы мама взяла его на руки. А потом может неожиданно оттолкнуться от нее и потянуться к интересной ему вещи;
  • Требует много внимания;
  • Некоторые дети становятся ко всему безразличным;
  • Многие активно протестуют против переодевания, смены подгузника или высаживания.

Что-то новенькое!

Малыш может выбрать мягкую игрушку, одеялко или вашу футболку своим любимым предметом. Он прижимает его к себе и при этом сосет палец или соску. Так он чувствует себя спокойнее. Если вы кормите малыша грудью по требованию, вы заметите увеличение числа прикладываний. Сейчас грудь часто нужна ему для успокоения, а не для еды.

Беспокойный сон

Страхи и тревожность малыша могут влиять на его сон . Один из этих страхов – боязнь расставания с людьми, которые заботятся о нем. Часто, проснувшись, малыш плачет, пока именно мама не успокоит его.

В период пятого скачка не уходите надолго незаметно для малыша. Ребенок поймет, что мама может уйти внезапно. И это побуждает его контролировать маму. Старайтесь быть в поле зрения крохи. Если вам нужно уйти в другую комнату, то разговаривайте с ним или пойте. Когда вы уходите надолго и оставляете малыша с папой или бабушкой, обязательно прощайтесь. А еще вы можете оставить ребенку вещь, которая будет напоминать ему о вас.

Многие дети в этот период меньше спят. Часто не получается уложить малыша днем, или он долго не засыпает вечером. Ребенок может очень рано просыпаться утром. Сон может стать беспокойным. Малыш мечется в кровати, размахивает руками и ногами.

Не пропустите новую статью про сон малыша

Будьте спокойны и уверены, транслируйте свое спокойствие и уверенность малышу – это поможет ему успокоиться. Помните, что сейчас ему необходимо больше времени для успокоения перед сном, избегайте «перегуливания». Если сон был слишком коротким, стоит значительно сократить следующее время бодрствования.

Если весь день не получались хорошие дневные сны, не бойтесь уложить на ночь намного раньше обычного – ведь нехватку суточной нормы сна необходимо компенсировать, чтобы избежать накопления усталости.

Ваши действия

Знание причин беспокойства и плохого сна крохи поможет вам легче преодолеть этот период.

Малышу нужны ваши теплые и нежные объятия, привычный мир, в который он вернется по первому желанию. Этот период продлится от 1 до 5 недель. Не бойтесь приучить малыша к рукам, сразу же удовлетворять все его потребности.

Избаловать ребенка в этом возрасте невозможно. Обычно дети, которым постоянно помогали, заключая в любящие объятия, которых много носили на руках, не дожидаясь слез и настойчивых требований малыша, быстрее становятся самостоятельными. Ведь они не боятся отделиться от мамы, не привыкают контролировать, не исчезла ли она внезапно, пока они отвлеклись, не приучаются к необходимости постоянно всеми силами добиваться ее внимания.

Продолжайте кормить ребенка грудью или смесью, даже если вам кажется, что он не хочет или просто играет с соском или бутылкой.

Завершение скачка. Что изменилось?

Ребенок станет спокойнее, когда научится ползать и достигать то, что ему нужно. Постепенно он примет мамины отлучки, перестанет их бояться.

Поддерживайте малыша, ласкайте его, веселитесь вместе с ним, не расставайтесь надолго. Это затишье перед новым скачком развития.

Центр Детского сна и развития «BabySleep»

Уважаемые родители! В связи с большой загруженностью сотрудников Центра BabySleep, задать вопрос в комментариях к статьям вы можете в рабочие дни (необходима регистрация на сайте). В выходные и праздничные дни возможность комментирования ограничена. Надеемся на ваше понимание.

Комментарии (44)

Цитирую :

Здравствуйте, Наталья! Если и во время бодрствования поведение Вашей дочки изменилось (стала более капризной, ручной), то виноват, скорее всего, скачок развития. К тому же, обычно после 6 месяцев, у малышей появляется страх отделения от мамы, и они могут предпочитать маму другим членам семьи, хотеть быть на руках именно у нее. Это этап развития, и его нужно пережить. Причем чем больше внимания и контакта Вы дадите дочке в этот период, тем легче он пройдет. А привычное укладывание вернуть, конечно, можно. Успокойтесь, выдохните, и начните с начала, с ВБ и признаков усталости. Малышка растет, и ее потребности в сне и бодрствовании меняются, иногда резко, скачком. Если она освоила новые физические навыки, просто повернуться на бочок в кроватке, как раньше ей уже будет мало - она начнет пытаться вставать на четвереньки или ползти. Поэтому и времени на успокоение перед сном будет уходить больше. Постарайтесь не вводить новых ассоциаций на засыпание: если малышка засыпает на руках, старайтесь не качать ее при засыпании; при укладывании с грудью можно забирать грудь у почти уснувшей. А когда скачок развития будет позади, Вы снова начнете перекладывать ее с рук до засыпания и успокаивать уже в кроватке.

Анна, добрый день! Помогите понять что происходит. Я выдохнула) начала с начала. Теперь у нас появилась такая особенность - дочку укладываю, ношу на руках, она засыпает довольно быстро, перекладываю в кровать, ложиться, немного ворочается и вроде спит, НО- минут через 5-10 просыпается и начинает капризничать. Что утром, что вечером. Раньше после перекладывания, если не засыпает, то начинает капризничать сразу или просто спит, а теперь - после засыпания такие подъёмы. Что же происходит??