Для эффективной работы с детьми, мы подготовили конспекты занятий в сенсорной комнате для специалиста. Важно понимать, что указанные примеры занятий можно видоизменять и корректировать с учетом специфики посетителей сенсорной комнаты, их потребностей, развития и самое главное, целей применения терапии. использование указанного оборудования допускает замену на аналогичное. Полный перечень предлагаемого к работе оборудования для сенсорной комнаты смотрите в нашем .

Все приведенные занятия имеют следующую структуру:

  1. ритуал начала занятия
  2. релаксация, которая позволяет детям расслабиться и снять мышечное напряжение
  3. ритуал окончания занятия

Игровые задания являются одновременно и развивающими, и терапевтическими: они развивают психические процессы и формируют психологически здорового ребенка.

Цели:

  • развивать когнитивную сферу детей
  • активизировать произвольное внимание, умственные способности
  • развивать проприоцептивную и тактильную чувствительность, мелкую моторику
  • формировать умение соотносить зрительно-моторную и слухо – моторную координацию
  • развивать органы чувств и вестибулярный аппарат
  • закреплять умение передавать свои чувства и ощущения в связной речи
  • развивать коммуникативные навыки
  • формировать умение расслабляться в процессе идеомоторных движений и представлений образов
  • формировать навыки саморегуляции

Материалы и оборудование:

  • напольные тактильные дорожки
  • сухой бассейн
  • балансировочная доска
  • мячики-веселки
  • аквалампа
  • фонтан с водой
  • запутанные спиральки
  • центр тактильный
  • центр спокойных игр
  • центр, развивающий активность
  • проектор световых эффектов
  • зеркальный шар
  • легкие квадраты
  • мягкое напольное покрытие
  • музыкальная система

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие»:

– Ребята, наши «веселки» улыбаются нам. Они очень рады, что мы пришли к ним в гости. Улыбнитесь им и весело их поприветствуйте, помашите рукой и скажите: «Здравствуйте!»

– А теперь мы с вами отправимся в путешествие… Начнется оно вот с этого большого водопада. (Рассматриваем пейзаж на фотообоях.) Посмотрите, как падает вода с вершины горы, как сверкает она и рассыпается на разноцветные брызги. А рядом еще один водопад – маленький (растение – фонтан). Подойдите к нему поближе и послушайте, как журчит вода, сбегает по уступам горы. (Слушают шум воды.)

– А какие маленькие яркие птички живут в нашем лесу, как звонко они щебечут! (Звучит аудиозапись «Голоса леса».)

Часть 2

– Пригревает солнышко, стало жарко. Давайте снимем обувь и пойдем в лес по тропинке босиком. (Ходьба по сенсорным напольным дорожкам.) Идти будем друг за другом, чтобы не сбиться с пути. Наш путь начинается с этой большой зеленой полянки, затем – по дну лесного озерка, по камешкам…- и дальше в лес по тропинке, по мостику. (По ходу воспитатель спрашивает детей об их ощущениях.)

– Что чувствуют ваши ножки?

– А теперь мы пойдем по волшебному лесу, где времена года сменяют друг друга каждые несколько шагов. Идти надо след в след, чтобы не оступиться и не упасть в воду. Руки расставьте в стороны. Смотрите внимательно, по какому времени года вы проходите, и называете его.

Часть 3

– Теперь надевайте обувь и переходите на эту разноцветную полянку. (Звучит спокойная фоновая музыка.)

– Двое ребят будут играть с игрушками на этой панели (центр, развивающий активность), а двое – скатывать шарики по этой спиральке: один кидает шарик, а другой ловит его на выходе. Слушайте внимательно, где находится шарик, чтобы не упустить его. Делайте это поочередно.

– Подойдите к этой спиральке. Кидайте шар, внимательно за ним наблюдайте и ловите на выходе (запутанная спиралька).

(Через несколько минут дети меняются местами.)

Часть 4

– Ребята, тот из вас, кто поиграл на этой полянке, может переходить на следующую.

Часть 5

– Кто хочет поиграть с игрушками на этой панели? Пожалуйста! А кто будет рассматривать драгоценные материалы в нашем сундучке?

Часть 6

– А по лабиринтам попутешествовать кто хочет?

(По ходу игры воспитатель спрашивает об ощущениях, предлагает меняться местами.)

Часть 7

– Ребята, вот еще один сундучок! Давайте посмотрим, что в нем находится. (Открывает.)

– Что это?

– Правильно, это квадратики из разной ткани. Выбирайте, кому, какой нравиться. Подбросьте свои платочки как можно выше; понаблюдайте, как они падают вниз.

– А сейчас надо не просто подбросить платочки, но и постараться, чтобы они подольше не опускались на пол. Для этого надо дуть на них – вот так! (Показ.)

Часть 8

Подойдите поближе, посмотрите: какая интересная лампа! Называется она аквалампа – значит, водяная лапма. А что же там плавает?

– Какого цвета шарики?

(Предлагает каждому понаблюдать за шариком определенного цвета.)

– Обратите внимание, как изменяется цвет воды. Какой цвет воды вам нравиться больше?

– Приложите ладошки правой руки к стеклу. Что чувствуют ваши ладошки? (Дети говорят о своих ощущениях.)

Часть 9

– Целый день мы путешествовали с вами по волшебному лесу!

Наступает ночь, пора отдохнуть. Отдыхать мы будем на этой большой поляне. Располагайтесь на ней (мягкое напольное покрытие). А кто – то может и на этом островке (мягкий островок).

(Звучит расслабляющая музыка.)

– Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. (Включает проектор, направляет его на зеркальный шар.)

– Наступает чудесная летняя ночь. На темном небе зажигаются яркие звездочки. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Приятное ощущение тепла и спокойствия охватывает все ваше тело: лоб, лицо, шею живот, спину, руки, ноги… Вы чувствуете, как тело становиться легким, теплым, послушным.

Дышится легко и свободно.

Мы спокойно отдыхаем,

Сном волшебным засыпаем.

Дышится легко, ровно, глубоко.

– Ветерок обдувает ваше тело легкой свежестью. Воздух чист и прозрачен. Дышится легко и свободно. Гаснут звезды, наступает утро. Настроение становится бодрым и жизнерадостным.

Потянуться, улыбнуться, всем открыть глаза и встать! Мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Часть 10

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками».

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и попрощаемся с ними: «До свидания!»

Вспоминайте наших «веселок» и улыбайтесь, как они, – и тогда у вас всегда будет хорошее настроение.

Цели:

  • развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления
  • развитие тактильных, слуховых и зрительных анализаторов
  • развитие умения передавать ощущения в вербальной форме
  • стимуляция поисковой и творческой активности
  • создание положительного эмоционального настроя

Материалы и оборудование:

  • подсветка «Веселки»
  • растение – фонтан
  • центр спокойных игр
  • двойная спиралька
  • центр тактильный
  • сухой бассейн
  • игра «Легкие квадраты»

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Игра «Приветствие».

– Ребята, представьте себе, что у вас грустное настроение. Какое у вас при этом выражение лица? Покажите!

Часть 2

– Посмотрите в зеркало: какие у вас грустные лица! Давайте попробуем поднять друг другу настроение. Давайте скажем каждому, что в нем нам нравится. Говорить будем по очереди, и каждый услышит о себе что-нибудь хорошее. (Игра «Комплименты».)

– Ну что, улучшилось ваше настроение? Давайте поприветствуем наших «веселок» и улыбнемся им так же, как они улыбаются нам.

Часть 3

– Подойдите к волшебному замку (растение – фонтан). Внимательно посмотрите на замок и природу вокруг него. Как вы думаете, кто живет в замке?

– Твой герой злой или добрый?

– А что нужно сделать, чтобы он стал добрее?

– Посмотрите на водопад, который сбегает с гор. Давайте послушаем шум воды. (Слушают шум воды.)

Часть 4

– Переходим на зеленую полянку. Тут вы можете поиграть с этими спиральками (двойная и одинарная спиралька). Внимательно наблюдайте и слушайте, где находится шарик, и ловите его на выходе.

Часть 5

– Давайте внимательно посмотрим вот на эту панель (центр спокойных игр). По очереди ощупайте игрушки и скажите, какая игрушка на ощупь вам нравится больше остальных, а какая – не нравится и почему.

Часть 6

Упражнение «Море из шариков» (сухой бассейн):

– А сейчас мы будем плавать в море из шариков. Давайте все перевернемся на животик и поплывем.

– А теперь перевернемся на спинку. Продолжаем плыть.

– А теперь спокойно полежим на волнах. Закройте глаза и представьте себе, что вы спокойно покачиваетесь на волнах моря…. (4-5 минут.)

– Вот и закончилась наша игра.

Часть 7

Цели:

  • развитие психических процессов: мышления, памяти, внимания
  • развитие конструкторских способностей
  • продолжение развития глазомера
  • развитие координации «глаза – рука»
  • закрепление знания цветов спектра
  • снятие эмоционального напряжения
  • развитие воображения

Материалы и оборудование:

  • Игры «Собери квадрат», «Надень кольцо»
  • аквалампа
  • мягкое напольное покрытие
  • напольные тактильные квадраты
  • подсветка «Веселки»

Ход занятия

Часть 1
Часть 2

– Ребята, мы сейчас пройдем по нашим лесным тропинкам. Сегодня мы будем называть цвет дорожки, по которой проходим. (Напольные сенсорные дорожки.)

Часть 3

– Подойдите к этому столу. Мы будем из частей собирать вот такой квадрат. Будьте внимательны – и у вас все получится. Игра называется «Собери квадрат».

Часть 4

– Теперь поиграем вот с этими игрушками. Игра называется «Надень кольцо». Когда вы надеваете кольцо, то говорите, какого оно цвета. Посмотрим, кто у нас самый меткий, кто быстрее других наденет все кольца (водяные игрушки).

Часть 5

– Мы поиграем в игру «Найди цвет». Я буду показывать цвет, например, красный, а вы – искать в этой комнате все предметы красного цвета. И так мы будем искать, и называть все цвета.

Часть 6

– Теперь ложитесь на наш мягкий диван, повернитесь лицом к волшебному аквариуму и наблюдайте за тем, как в нем меняется вода. Как только вода сменит цвет, вы называете его.

Часть 7

– Перевернитесь все на спинку. Лягте поудобнее, закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте себе, что вы находитесь в прекрасном месте – на берегу моря. Чудесный летний день! Голубое небо, теплое солнце…Вы чувствуете себя спокойными и счастливыми. Приятное ощущение свежести и бодрости охватывает все ваше тело: лоб, лицо, спину, живот, ручки и ножки. Вы чувствуете, как тело становится легким, сильным, послушным. Вам тепло и приятно. Лучики солнышка ласкают ваше тело. Дышится легко и свободно. Настроение становится бодрым и жизнерадостным, хочется встать и двигаться.

Мы открываем глаза – мы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить эти ощущения на весь день.

Часть 8

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Цели:

  • формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях
  • продолжение обучения умению определять свое настроение
  • обучение способам поднятия настроения
  • развитие смелости и уверенности в себе, преодоление робости
  • саморегуляция психического состояния

Материалы и оборудование:

  • зеркало
  • колпаки клоунов
  • мягкое напольное покрытие
  • аквалампа

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

Часть 2

– Давайте представим, что мы с вами – обезьянки. Подойдите к зеркалу и покажите мне без слов: веселую обезьянку, грустную, удивленную, плачущую, смеющуюся, испуганную, поющую, радостную.

– Ну, как? Улучшилось у вас настроение? Покажите свое настроение.

Часть 3

Бывает чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится?

Кто грустит?

Кто испугался?

Кто сердит?

Рассеет все сомнения

Хорошее настроение.

Часть 4

– А сейчас мы с вами окажемся в цирке. Выйдем на эту зеленую поляну и станем клоунами. Становимся парами, лицом друг к другу. Клоуны справа будут веселыми. Изобразите это настроение на своем лице. А теперь веселые будут стараться развеселить грустных так, чтобы они заулыбались и всем стало весело.

Часть 5

– Теперь клоуны поиграют в игру «Веселая зарядка».

(Звучит бодрая, веселая музыка. Психолог моделирует ситуацию, а дети изображают соответствующие действия.)

– Для того чтобы машина заработала, надо завести мотор.

– Спящий человек похож на выключенную машину.

– Тело устает за день, и ему нужен отдых.

– Но впереди новый день и много интересных дел и приключений. Надо подготовить себя к ним: включить, «завести» свое тело. Давайте все дружно попрыгаем!

– Каждый из вас – хозяин своего тела. Вы – проснувшиеся кошечки, вытягиваете то передние, то задние лапки.

– А теперь вы – упавшие на спину божьи коровки. Удастся ли вам перевернуться на живот без посторонней помощи?

– А сейчас вдохнем поглубже и превратимся в воздушные шарики. Еще чуть-чуть – и полетим!

– Тянемся вверх, как жирафы.

– Попрыгаем, как кенгуру, чтобы стать такими же ловкими и сильными.

– А теперь мы – матрешки. Покачаемся из стороны в сторону.

– А ну-ка запустим самолет! Крутим пропеллер изо всех сил.

– Ребята, вы получили большой заряд бодрости и уверенности в себе на весь день. До новой встречи!

Часть 6

Ритуал окончания занятия.

Цели:

  • продолжение развития психических процессов:
    • произвольного внимания, его устойчивости и переключаемости
    • умственных способностей
    • памяти
    • воображения
    • восприятия
  • формирование умения соотносить речевую форму описания предметов с графической
  • развитие тактильного восприятия рецепторов стопы и рук, умения передавать свои ощущения в связной речи
  • развитие координации «глаз – рука»
  • продолжение обучения умению управлять своим телом, расслабляться, освобождаться от перенапряжения

Материалы и оборудование:

  • напольные тактильные квадраты
  • центр спокойных игр
  • балансировочная доска
  • аквалампа
  • игра «Легкие квадраты»
  • напольное мягкое покрытие

Ход занятия

Часть 1

Ритуал начала занятия. Приветствие «веселок».

Часть 2

– Ребята, давайте пройдем по нашим лесным тропинкам. Идем медленно, не спеша, слушаем пение птиц, журчание ручейка в лесу.

Часть 3

– Выходим с вами на полянку (центр спокойных игр).

– Посмотрите внимательно вот на эту панель, на игрушки и предметы, которые на ней расположены. Каждый из вас выберет себе предмет, но не говорит, что он выбрал. Остальные должны догадаться по описанию, что это, и назвать предмет. (Игра «Опиши предмет».)

Часть 4

– А сейчас мы с вами будем переходить через пропасть по волшебным канатам. Я каждому назову цвет каната, по которому он будет перебираться на противоположную сторону пропасти.

Воспитатель поощряет тех, кто быстрее выполнил задание.

Часть 5

– Продолжим мы свой путь через этот волшебный лес, где через каждые 4 шага времена года сменяются. Идти надо по тем стопам, которые нарисованы, и называть времена года, по которым вы проходите. Не забудьте о том, что спинка должна быть прямой, а руки разведены в стороны.

Часть 6

– А теперь, ребята, ложитесь на наш мягкий диван. Мы будем наблюдать за шариками в волшебной лампе. Каждый выбирает свой цвет шарика и наблюдает за ним (упражнение «Танец шарика»).

Часть 7

Ритуал окончания занятия. Прощание с «веселками»:

– Ребята, давайте улыбнемся «веселкам» и скажем им: «До свидания!»

Г. Г. Колос “Сенсорная комната в дошкольном учреждении” – Практические рекомендации

Семененко Елена Юрьевна педагог-психолог МБОУ лицей №3 имени академика В.М. Глушкова город Шахты Ростовской области

Что нам дают занятия в сенсорной комнате

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает здоровье. В последние годы существенно возрос интерес к здоровью специалистов различных областей. Интерес к нему связан с той ролью, которую оно играет в процессе формирования и развития личности а, следовательно, настоящего и будущего общества в целом. Особенно заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения. Обладая врожденной защитой, ребенок очень чутко реагирует на происходящие в обществе изменения в системе внутри семейных отношений и социально культурного общества, в которое он попадает в первые годы своей жизни. В связи с кризисным состоянием современного общества увеличивается число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы. Школьное детство – короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, т.к. развитие идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности ребенка. Вместе с тем детский возраст характеризуется повышенной ранимостью и чувствительностью.

Актуальность данной проблемы состоит в том, что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества. При этом сокращение свободного времени родителей из-за дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости, что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребенку.

Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребенка, им не всегда удается грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы, тем более что многие дети большую часть времени находятся в лицее. Поэтому лицей может оказывать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

    Актуальность вышеизложенной проблемы здоровья детей и поиска системы методов предупреждения заболеваний и укрепления здоровья побудила нас использовать занятия в темной сенсорной комнате, которая у нас появилась в этом учебном году.

В ней было установлено следующее интерактивное оборудование:

    Панно «Звездное небо» — когда дети рассматривают ковер со звуками журчащей воды и пением птиц, происходит релаксационное воздействие; концентрируя внимание на изображение, слушая звуки природы – а это способствует развитию аудио – и визуальных представлений.

    Пуфики и кресла с гранулами – сидение напольное с пенополистирольными гранулами (поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела, а легкие гранулы оказывают мягкое, приятное воздействие и способствуют лучшему расслаблению за счет мягкого точечного массажа).

    «Детский уголок с пузырьковой колонной» это оборудование эффективно для стимуляции зрительных и тактильных ощущений (зеркало помогает визуально увеличить пространство), музыка и легкий свет оказывают терапевтическое воздействие – успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие.

    Стол для рисования песком – развитие моторики, воображения учащихся

    Сухой бассейн – возможность расслабления мышц спины, шеи, что очень важно для

В зависимости от целей и задач занятий с детьми в сенсорной комнате, я применяю дополнительное оборудование: различные игрушки и материалы. Например, мягкая игрушка несет успокаивающую, стабилизирующую функцию, а мягкую подушку в народе называют подружкой.

Необходимые материалы для занятий: бумага (А4), ватман, рулон обоев (по 2 метра), краски, кисти и цветные карандаши на каждого, мяч 2-х размеров, свечи, журналы с картинками, пластилин, персонажи кукольного театра.

Музыкальное обеспечение: записи с лирической, романтической, ритмической музыкой.

В сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции. В этой комнате с помощью различного оборудования создается ощущение комфорта и безопасности, что способствует быстрому установлению тесного контакта между психологом и детьми. Спокойная цветовая гамма, мягкий свет, приятная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности. В связи с этим возникла необходимость создания комплексных занятий, целью которых является создание условий для коррекции психо-эмоциональных проблем детей школьного возраста.

Структура занятий состоит из следующих этапов:

    Разогрев детей, то есть упражнения и игры, направленные на активизацию психических процессов, эмоционального и физического состояния детей.

    Создание проблемной ситуации по теме занятия посредством использования игрового или сюрпризного моментов, инсценировки, зачитывание художественных текстов или рассказывание сказки либо истории.

    Дискуссия по проблеме с индивидуальными высказываниями детей, где я являюсь организатором дискуссии и подвожу детей к необходимости обобщения сказанного, то есть к решению проблемы.

    Рисование по теме (с диагностической, профилактической или коррекционной целью).

    Игры, направленные на развитие общения, интеллекта и эмоциональной сферы детей; проигрывание значимых для детей ситуаций с их участием, с целью коррекции нарушений в сфере межличностных отношений; игры на формирование адекватной самооценки, на гармонизацию личности ребенка.

    Заключительная часть – расслабляющие упражнения.

Приведем пример занятия:

Занятие №1.

Цель: создание атмосферы доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона, коррекция страхов, тревожности, повышение самооценки, уверенности в себе.

Структура занятия.

Упражнение «Приветствие – Мое имя». (Дети сидят по кругу. По кругу передаю мяч.)

Инструкция. Ребята, когда окажется у вас в руках мяч, назовите свое имя (Я – Ваня), какой я? (Одним словом ответить на вопрос.)

Этюд «изобрази чувство». Упражнение «Чего я боюсь». (Рисование и уничтожение страха.)

Релаксационное упражнение (в сенсорной комнате с использованием панно «Живая вода»), свет приглушается, звучит музыка.

Рефлексия. Ритуал прощания (дети стоят по кругу).

Работа с рисунком на этих занятиях необходима, так как, особенность этой работы заключается в том, что ребенок после окончания рисования дает свой работе какое-то название и рассказывает о ней. И, конечно, рассказывает о своих чувствах (Как ты думаешь?, Чувствуешь? Можно ли что-то изменить в рисунке и как? Что можно сделать, чтобы рисунок стал добрее, лучше? Тебе нравится? Ты сделал, как хотел? Что получилось, а что – нет?). Я организую деятельность так, чтобы ребенок осознал проблему и нашел путь к позитивному изменению.

Занятия проводятся в темной сенсорной и светлой комнате индивидуально и с подгруппой (4-5 детей).

В конце всего цикла занятий проводится выставка некоторых детских работ, проводится итоговая диагностика с целью выявления изменений, происшедших у детей в ходе работы.

Занятия в сенсорной комнате необходимы детям чрезмерно утомляемым, эмоционально истощенным, непоседливым, вспыльчивым, замкнутым, с высоким уровнем тревожности, с нарушениями поведения, с задержками психического и речевого развития, а также страдающим психосоматическими заболеваниями.

Еще одно направление для занятий в сенсорной комнате – тревожность. Тревожность – это индивидуальная психологическая особенность. В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие грозящей опасности. (Прихожан А.М.).

В сенсорной комнате работа проводится в следующем направлении:

    релаксационные упражнения для детей, которые снижают тревожное состояние, агрессивность, идет обучение саморегуляции;

    использование стимулирующих упражнений, направленных на активизацию и развитие у детей сенсорных функций: зрительного и слухового восприятия, осязания и пространственного восприятия;

    использование упражнений на развитие общения (это имеет огромное значение для общего психологического развития человека, развитие его самооценки и становления как личности).

На занятиях, которые проходят с детьми в сенсорной комнате, используется арт-терапию. Арт-терапия – это ключик к детской душе, это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала индивида, высвобождением его скрытых энергетических резервов и, в результате, нахождением им оптимальных способов решения своих проблем. Еще К.Г. Юнг утверждал, что изобразительная деятельность является внутренней потребностью человека.

Известный арт-терапевт М.Наумбург отмечает, что наиболее важные мысли и переживания человека, прежде всего, проявляются в виде образов. Согласно многочисленным исследованиям отечественных педагогов и психологов детский рисунок является своеобразным аналогом речи. В частности, Л.С. Выготский называл детское рисование графической речью. Психокоррекционные занятия с использованием изотерапии служат инструментом для изучения чувств, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.

Психокоррекционные сказки помогают мягко влиять на поведение ребенка.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческой способности расширения сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром. «Сказки обладают свойствами будить воображение, приоткрывать дверь в непознанное, украшать нашу жизнь и объединять людей с друг другом». Форма метафоры, в которых созданы сказки, истории, притчи наиболее доступна для восприятия ребенком. Это делает ее привлекательной для работы направленной на коррекцию. Кроме того, сказка, фантазия развивает личность, создает невидимый мост между ребенком и взрослым. «Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уверенность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства». В сказках дети проецируют на героях свои реальные взаимоотношения, существующие в жизни, чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Сказкой можно врачевать детские проблемы, строить мосты взаимопонимания.

Релаксационные упражнения проводятся на каждом занятии, они способствуют расслаблению мышц тела и ясности мышления, являются лучшим способом борьбы со стрессом, они помогают справиться со многими болезнями и сохранить здоровье, остроту и живость ума. Релаксация позволяет контролировать эмоции: подавлять грусть и смущение, делать чувственные удовольствия более острыми. Она несет мир, красоту и спокойствие. Если ребенок сосредотачивается на каких-либо предметах, он расслабляется и концентрирует внимание на объекте, звуках, запахах, тактильных ощущениях. Расслабление – это, по сути дела, физическое явление. Удобное сидение и спокойное эмоциональное состояние. Звуки спокойной музыки не вызывают неприятных ощущений. Вслушивание в звуки – самое простое упражнение, оно требует гораздо меньших затрат энергии даже чем дыхание. Дети стараются зафиксировать в сознании момент появления нового звука, наслаждаются особенностью звука. Много красивых вещей находится рядом с нами: цветущий куст, таинственные узоры звезд на ночном небе, яркая свеча, волшебные птицы, красивый водопад и т. Иногда глазные мышцы расслабляются настолько, что взгляд рассеивается и, при этом могут расслабиться и мышцы лица. Иногда мы фантазируем или придумываем различные ассоциативные связи. Например: бабушка и ее сад, где росли цветы, купание в реке или глядя на облака, в которых мы видим очертания животных.

Занятия в темной сенсорной комнате показывают, какой мощный лечебный, профилактический и коррекционный потенциал содержит ее оборудование.

В своей работе могут использовать разные специалисты (врачи, логопеды, психологи, коррекционные педагоги). В зависимости от формы основной патологии и сопутствующих заболеваний сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:

  1. 1 снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия;
  2. 2 активация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды;
  3. 3 стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.);
  4. 4 развитие двигательных функций;
  5. 5 создание положительного эмоционального фона, повышение мотивации к проведению других лечебных процедур.

Области применения сенсорной комнаты

Сенсорные комнаты можно использовать в различных учреждениях: медицинских, образовательных, психолого-педагогических и медико-социальных центрах или кабинетах психолога при каких-либо учреждениях и организациях. В медицинских учреждениях сенсорные комнаты могут быть использованы для:

  1. 1 уменьшения невротических и вегето-сосудистых реакций у больных, имеющих различные психоневрологические проблемы (неврозы и неврозоподобные состояния; резидуально-органического поражениями ЦНС);
  2. 2 снятия хронических болей; предоперационной подготовки больных;
  3. 3 подготовки женщин к родам.

Сенсорная комната - это важное лечебное средство для людей, чьи возможности осязать мир ограничены болезнью. Сеансы в сенсорной комнате можно включать в комплексную систему реабилитации пациентов с опорно-двигательной патологией, задержками психомоторного и эмоционального развития, неврозами, нарушениями зрения, слуха, речи, что значительно повышает эффективность проводимого лечения.

Мозг и центральная нервная система определяет развитие многих заболеваний. В сенсорной комнате возможно осуществлять немедикаментозное воздействие, направленное на снятие нервного и психического напряжения, восстановление работоспособности.

Отрицательные эмоции оставляют неприятные ощущения и, накапливаясь, могут стать причиной болезни (психосоматика). Но эмоциональное напряжение даже самое сильное не будет опасным для человека, если они завершаются расслаблением, отдыхом и положительными эмоциями. В образовательных учреждениях (особенно специализированных) СК используются для:

  1. 1 для педагогической коррекции детей в домах ребёнка;
  2. 2 проведения коррекционных занятий с детьми, имеющими различные сенсомоторные нарушения; с детьми с синдромом РДА;
  3. 3 коррекции игровой деятельности; для решения школьных проблем (снятие стрессов в период подготовки к экзаменам, коррекция психических процессов и др.) В ППМС центрах для: для коррекции психического развития людей с заболеваниями нервной системы;
  4. 4 реабилитации людей с повышенной агрессивностью и аномальнымповедением;
  5. 5 реабилитации людей, подвергшихся насилию или другим стрессовым ситуациям;
  6. 6 развития познавательной деятельности у людей с психоневрологическими отклонениями;
  7. 7 психоэмоциональных тренингов для специалистов, работа которых связанна с острыми стрессовыми ситуациями;
  8. 8 развития речи и диагностики больных с нарушениями слуха и речи.
Кроме того, сенсорные комнаты используются для организации досуга и релаксации здоровых людей - детей и взрослых. Прежде всего, это касается людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Занятия в Сенсорной комнате с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Время сеансов в сенсорной комнате 40 - 45 минут. Для возбудимых детей длительность сеанса должна быть сокращена. При использовании сенсорной комнаты, как помещения для психотерапии, время сеанса определяется психотерапевтом индивидуально. После посещения сенсорной комнаты человек должен ощущать покой и отдых, даже если занятия были направлены на развитие определенных когнитивных процессов, тем более, если была поставлена четко определенная цель: нормализация психоэмоционального состояния. Здесь важно задействовать эмоциональный фактор, который обеспечит большую продуктивность за минимальное время. Форма проведения занятий зависит от индивидуальности и творческого подхода пациента и педагога-психолога. Занятия должны проводиться подгруппами по 2-4 человека или индивидуально. Количество человек на занятиях определяется целями работы, возрастом пациентов и размерами помещения. Занятия в сенсорной комнате с детьми проводятся индивидуально, особенно, если необходимо достичь релаксационного эффекта. При использовании сенсорной комнаты для проведения занятий по релаксации взрослых возможно проведение фронтальных занятий (10 - 15 человек). С детьми занятия должны проводиться в форме игры. Длительность игр зависит от индивидуальных особенностей.

Противопоказания

Противопоказаниями для проведения сеансов в Сенсорной комнате являются глубокая умственная отсталость, инфекционные заболевания. Частичными противопоказаниями являются наличие у пациента частых эпилептических припадков. В последнем случае используются только релаксационные приёмы. При работе с людьми, имеющими неврологические нарушения, необходимо учитывать специальные рекомендации невропатолога. Так, например, при судорожной готовности и эписиндроме нельзя использовать мигающие световые приборы и ритмическую музыку, чтобы избежать ухудшения состояния. При работе с гипервозбудимыми детьми необходимо снизить нагрузку на сенсорику, исключить элементы активной стимуляции. При работе с тревожными детьми нужно исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

Методика работы

Для работы в сенсорной комнате можно использовать методики свето-, цвето-, звуко- и ароматерапии для воздействия на состояние пациента через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, “красивая пища для глаз” - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето- и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:
  1. 1 осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
  2. 2 улучшают состояние иммунной системы; регулируют функции многих гормонов;
  3. 3 задают и поддерживают ритм суточных колебаний;
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Уже сотни лет назад египтяне строили целительные храмы цвета. Купание пациента в воде, окрашенной различными цветами, давало разные результаты. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:

КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует;
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует;
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает;
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.

Звуки окружают нас со всех сторон. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм. Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.

В зависимости от проблематики и возраста пациента используются разные приёмы и методы работы в Сенсорной комнате. Для подбора игр и занятий можно использовать различную методическую литературу. Будет неправильно, если педагог или психолог будет видеть в предложенных играх готовые рецепты: они должны лишь служить примером и стимулом для самостоятельного творчества.

Ранний возраст

Занятия в Сенсорной комнате являются одним из направлений медико-педагогической коррекции детей первого года жизни с перинатальным поражением ЦНС. Занятия проводятся в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша. Количество занятий определяется индивидуально и зависит от динамики развития. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций. Перед началом занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.

I. Корректировка зрительно-моторной координации, ориентировочных реакций.

Для этого по очереди используются пузырьковая колонна, зеркальный шар и другие световые стимулы, подвижные конструкции (мобайлы). Примерный ход занятия (предложен сотрудниками Ухтинского дома ребёнка): Светоцветовой фон выключен. Взять ребёнка на руки, чтобы его тело располагалось вертикально. При необходимости осуществлять поддержку спины и головы ребёнка. Включить колонну и поднести к ней ребёнка так, чтобы он зафиксировал её взглядом. Медленно поворачивая ребёнка, следя за тем, чтобы ребёнок продолжал удерживать колонну в поле зрения. Через некоторое время упражнение повторить (возможно 3 - 4 повторения). Затем выключить колонну и включить зеркальный шар. Обратите внимание на раздел «Противопоказания»!

II. На коррекцию слуховых ориентировочных реакций.

Для этого используются различные музыкальные инструменты, погремушки, колокольчики. Важно, чтобы используемые инструменты имели звуки разной высоты и интенсивности. Для того чтобы ребёнок научился поворачивать голову к источнику звука, в начале используйте яркие звучащие игрушки. Расположите игрушку перед ребёнком, издавая звук, перемещайте её медленно в сторону. Обращайте внимание ребёнка на то, чтобы ребёнок поворачивал голову вслед за игрушкой. Если же он её потерял, то начните сначала. По мере того, как ребёнок начнёт обращать внимание на близкие звуки, постепенно увеличивайте расстояние между источником звука и ребёнком. Воспроизводите звук из разных мест комнаты.

III. Для развития тактильных ощущений.

Применяются предметы различной формы из разного материала. Если ребёнок не берёт предмет в руку, то аккуратно разожмите его кулачок и вложите ему игрушку, массажный валик или шарик. Возьмите руку малыша, слегка потрясите, расслабляя её. Погладьте открытой ладошкой ребёнка разные предметы на тактильной панели (по очереди правой и левой рукой). Когда ребёнок начнёт брать предметы в обе руки, предлагайте ему шарики, поднесите его к колонне и помогите обнять её ладошками. Малыш почувствует лёгкую вибрацию, а пузырьки привлекут его внимание.

IV. Для развития эмоциональной сферы.

На первом году непосредственное эмоциональное общение ребёнка со взрослым является ведущей линией его нервно-психического развития. Сенсорная комната позволяет обогатить ребёнка положительными эмоциями. Общайтесь с ребёнком ласково, улыбкой и нежным словом поощряйте выполнение им действий. Использование Сенсорной комнаты значительно сокращает этап установления эмоционального контакта с ребёнком, а этот этап является начальным во всей психокоррекционной работе.

V. Развитие общей моторики.

В Сенсорной комнате удобно проводить работу по стимулированию и развитию общих движений, так как мягкие маты на полу и стенах создают безопасную обстановку, где ребёнок защищён во время падений от ударов. Мягкое пространство обеспечивает простор и свободу для передвижений малыша.

Дошкольный возраст

Дошкольный возраст является сензитивным для развития восприятия, на его основе развиваются память, внимание, мышление. В основе формирования и развития высших психических функций лежит сложный процесс интеграции внешнего мира во внутренний. “Развитие восприятия различной модальности создаёт ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь” (Л.С. Выготский). Поэтому очень важно при различных нарушениях особое внимание уделить развитию восприятия.

Коррекционная работа в Сенсорной комнате направлена на поэтапное включение и синхронизацию всех сенсорных потоков через стимуляцию различных органов чувств. Поскольку большое количество раздражителей может вызвать у ребёнка отрицательные эмоции, знакомство с Сенсорной комнатой надо начинать, когда все стимуляторы выключены. Для детей полезно на занятиях, для избежания однообразия, использовать сказочные сюжеты, где использование какого-нибудь тренажёра будет частью сказки. Перед входом в комнату детям можно рассказать о том, что они сейчас попадут в волшебную комнату, а чтобы волшебство не исчезло, нужно выполнять задания.

Начинать лучше всего с занятий, направленных на развитие кожно-кинестетической (общей) чувствительности, так как данный вид чувствительности по Е.Д. Хомской, являясь филогенетически одной из самых древних, может быть представлен как база для формирования зрительного и слухового восприятия. Кинестетическая чувствительность является основой всех видов движений.

Можно выделить два направления в данной работе:

Развитие рецепторов, содержащихся в коже;
Развитие рецепторов, находящихся в мышцах, суставах, сухожилиях.
Для этого можно использовать сенсорные панели для рук и ног, сухой бассейн и некоторые другие тактильные стимуляторы. Как дополнение, можно использовать Монтессори-материалы (тактильные пластинки, тяжёлые дощечки, рамки и вкладыши).
На специальных панелях для развития тактильной чувствительности размещены предметы разной формы и фактуры - из ворса, ткани, дерева, пластмассы и т.п. Ощупывая их, ребёнок учится различать разные свойства предметов: теплый - холодный, мягкий - жесткий, круглый - квадратный. Улучшается зрительно-моторная координация и чувствительность кончиков пальцев. Они дают возможность освоения новых ощущений, что особенно важно для слабовидящих и слабослышащих детей.
Сухой бассейн, наполненный пластиковыми шариками - великолепное средство для точечного массажа всего тела, кроме того, постоянное изменение положения тела в бассейне способствует развитию вестибулярного аппарата.
В Сенсорной комнате можно проводить игры, направленные на развитие тактильной чувствительности, например, игру в “Волшебный мешочек”. В зависимости от темы занятия в непрозрачный мешочек кладут разнообразные по форме, материалу предметы. Ребёнок находит предмет по названию.
Например, в мешочек можно положить письменные принадлежности и попросить ребёнка не глядя достать резинку, карандаш, ручку. Для детей, имеющих проблемы внимания, не стоит класть в мешочек много предметов. Для начала можно положить один предмет и попросить на ощупь угадать, что это такое. Самым сильным и наиболее эмоционально окрашенным (сказочным) эффектом обладают световые стимулы.

Подростковый возраст

Спектр работы с данной возрастной категорией довольно широк. Подростки часто недоверчиво относятся к взрослым, поэтому необходимо вначале работы над любыми проблемами наладить с ними отношения. Сенсорная комната создаёт безопасную, дружественную обстановку, которая как раз способствует созданию таких доверительных отношений. Перед началом работы в Сенсорной комнате или на начальных её этапах необходимо выяснить интересующие подростка темы, предпочтительную музыку. От этого будет зависеть дальнейший выбор оборудования для работы.

В сенсорной комнате можно эффективно работать с детьми и подростками с девиантным поведением, подвергшимися насилию, травмированными, воспитывающимися в среде гиперопеки или безнадзорными. Вследствие перечисленных причин у детей могут возникнуть склонность к разрушительным действиям, агрессивность, резкие и немотивированные колебания настроения, чрезмерная робость, застенчивость, ранимость или повышенная обидчивость. В спокойной доверительной обстановке Сенсорной комнаты у ребёнка создаётся ощущение защищённости, спокойствия, уверенности в себе.
Комплексная терапия детей и подростков, имеющих эмоциональные нарушения, вследствие различных травмирующих ситуаций должна быть направлена на снижение проявлений посттравматического синдрома, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, развитие коммуникативных навыков.

Для этого необходимо решать ряд задач:

  1. 1 восстановление эмоционального комфорта, снятие тревоги;
  2. 2 создание чувства безопасности, защищённости;
  3. 3 достижение релаксирующего эффекта;
  4. 4 возвращение способности ощущать своё тело;
  5. 5 восстановление тактильной чувствительности;
  6. 6 развитие позитивного общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми.

1. "Сенсорная комната - волшенбый мир здоровья." Учебно-методическое пособие под общей редакцией В.Л. Жевнерова.
2. Брусиловский Л.С. Музыкотерапия, в кн.: “Руководство по психотерапии”, Ташкент, 1979.
3. Комната психологической разгрузки (из опыта работы детско-подросткового отделения психоневрологического интерната № 10) Сост. Горошенкова Н.В., - СПб, 2000.
4. Хватова М.В. Влияние пролонгированного музыкального воздействия на развитие функций мозга ребёнка. Автореферат, - Тамбов, 1996.
5. Сенсорные комнаты “Снузлин” (сборник статей и методические рекомендации. -М.: ООО Фирма “Вариант”, 2001

Приглашаем посетить действующую сенсорную комнату в городе Обнинске в нашем реабилитационном центре для детей и подростков «Доверие». Вы можете на практике ознакомиться с особенностями работы в сенсорной комнате и последними методическими разработками, пройти курс обучения работы с нашим оборудованием.

Конспект занятия с дошкольниками в тёмной сенсорной комнате «Животные»

Автор: Бухмиллер Оксана Юрьевна педагог дополнительного образования МБУДО ДДТ им. А. И. Ефремова центр интеллектуального и творческого развития детей "Неваляшки" г.Новосибирск
Описание материала: Уважаемые педагоги и воспитатели, рада представить вашему вниманию конспект занятия в оборудованной темной сенчорной комнате в младшей и средней группе с использованием элементов ознакомления детей с окружающим миром.
Цели: Расширение знаний подростков об окружающем мире.
Задачи: развитие межполушарного взаимодействия; развитие мышления, внимания; стимуляция движения глаз; снижение психоэмоционального напряжения.
Оборудование: зайка, массажные мячи, аудио записи с голосами животных, телевизор, изображения животных для показа на телевизоре, воздушно-пузырьковая трубка, световой стол для рисования песком.
Ход занятия:
Приветствие: "Здравствуйте ребята"
Все детки сидят в темной сенсорной комнате в кругу.
Раздается стук появляется мягкая игрушка - зайка.

Педагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, кто это пришел сегодня к нам в гости?!
Ответы детей

Педагог: Правильно это зайка, зайка хочет со всеми поздороваться, давайте каждый поздороваемся за лапку и скажет "Привет"
Каждый ребенок здоровается с зайкой.
Педагог: Ребята, а смотрите что зайка нам принес интересное, это волшебные мячи, давайте мы с Вами поиграем с ними, разогреем наши пальчик.
Игра с массажным мячом.
Я катаю свой орех,
Чтобы был круглее всех.

(Сначала катаем двумя ладошками, потом по внешней стороне руки одной, затем другой, затем катаем по одной щеке потом по другой)
Педагог: Какие у всех ловкие пальчики, а сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, проверим кто может дуть сильно-сильно, как ветер за окном?!
Я всем раздам ватку, вам нужно положить её на ладошку и сдуть её, мы проверим у кого ватка улетит дальше.
Дыхательная гимнастика "Ватка"
Педагог: Ой какие вы все сильные! А сейчас давайте все послушаем кто же спрятался в нашей волшебной комнате?
Музыкальная игра "Угадай голос"
Педагог включает аудио записи с голосами животных, а дети должны угадать чей это голос.
Педагог: Ребята вы все такие молодцы, угадали все голоса и даже не ошиблись, а сейчас я вам предлагаю немного подвигаться и поиграть с нашей волшебной трубкой. Когда на ней будет загораться красный свет вы должны топать, когда зеленый- хлопать, а когда синий-нужно подпрыгнуть.
Игра с воздушно-пузырьковой трубкой.
Педагог: Молодцы, все хорошо знаете цвета, и прыгаете высоко, и хлопаете звонко, а топаете громко громко.
А сейчас давайте проверим как хорошо вы знаете животных, я вам буду показывать изображения, а вы должны найти какие животные на них стпрятались.
Игра "Найди животное"
Педагог показывает картинки на телевизоре, а дети должны найти кто из животных спрятался в деревьях
Педагог: Какие вы все ребята внимательные, всех животных нашли и правильно угадали!
А сейчас я всем предлагаю поудобнее лечь на коврики и закрыть глазки, представить что мы с вами идем по лесной полянке вокруг поют птички (звучит аудио запись пения птиц), дует ветерок. Мы с вами посмотрим на лево, потом на право сколько много животных. Глазки у всех закрыты хорошо рассматриваем кто бегает по лесу!? (тишина, дети лежат на ковриках)
А сейчас я каждого буду подзывать к себе и на нашем волшебном столе вы должны нарисовать кого же вы встретили в лесу.
Педагог подзывает по одному ребенку к себе и предлагает нарисовать на световом столе для рисования песком, животных, ведем беседу с ребенком, спрашиваем кого он нарисовал.
Педагог: А сейчас открываем глазки, настало время прощаться с нашим гостем, зайке пора возвращаться домой. Давайте все дружно скажем ему "До свидание!"

Наталья Ефтифеева
Конспект занятия в сенсорной комнате «Здравствуй, волшебная комната»

Конспект занятия в сенсорной комнате

«Здравствуй , Волшебная комната »

Цели : знакомство детей с интерактивной средой темной сенсорной комнаты , формирование заинтересованности детей к работе с оборудованием, формирование положительного эмоционального настроя и мотивации к занятиям , установление доверия между психологом и детьми, создание благоприятной психологической атмосферы в группе.

Задачи :

1) профилактика психофизических и эмоциональных нагрузок;

2) создание положительного эмоционального фона;

3) развитие коммуникативных умений;

4) развитие позитивного общения детей и взаимодействия друг с другом;

5) развитие памяти, речи, оригинальности мышления.

Используемое оборудование : сухой душ, сенсорная тропа , пузырьковая колонна, сухой бассейн с шариками, световой песочный столик, массажные мячики, пузырьковая колонна, мультимедийное оборудование, висящая система «Мелодичный звон» , панно «Звёздное небо» .

Ход занятия.

Вводный этап занятия

1. Приветствие. Знакомство.

Психолог : «Здравствуйте , ребята! Я очень рада вас видеть! Сегодня мы с вами отправимся в волшебное место . На каждом занятии нас ждет увлекательное путешествие в необычные миры. В этой таинственной комнате привычные вещи становятся необычными и волшебными ».

Упражнение «Давайте поздороваемся»

Цель : создание благоприятного психологического климата в группе, формирование мотивации к общению.

Психолог : «Ребята, прежде чем отправится в путешествие по волшебной стране , давайте поприветствуем друг друга и подарим хорошее настроение. Давайте все возьмёмся за руки и скажем дружно «Доброе утро» .

Ребята, сегодня у нас необычный день, сегодня мы познакомимся с хранителем таинственной комнаты , который будет всегда нам помогать. Далее ведущий представляет игрушку-хранителя мира сенсорной комнаты : «Ребята, это домовёнок Шуня, он знает все, что происходит в волшебной комнате и охраняет в ней порядок, домовёнок Шуня будет нас встречать и провожать на каждом занятии . Давайте поздороваемся с Шуней».

Дети рассматривают домовёнка Шуню, гладят его, знакомятся с ним.

Цель : оценка эмоционального состояния в начале занятия .

Психолог : «Ребята на каждом занятии в начале и в его конце мы будем заполнять Дневник настроения. У каждого из вас он свой.

Психолог : «Из трёх представленных эмоций вам нужно выбрать ту, которая отражает ваше настроение сейчас, в начале нашего путешествия, и приклеить её в свой дневник настроения».

Красный цвет Я ДОВОЛЕН, НАСТРОЕНИЕ ХОРОШЕЕ.

Зелёный цвет НАСТРОЕНИЕ НЕЙТРАЛЬНОЕ, МНЕ ВСЁ РАВНО

Синий цвет МНЕ ГРУСТНО, НАСТРОЕНИЕ ПЛОХОЕ

2. Коррекционно-развивающий этап занятия .

Ритуал входа.

Упражнение на восприятие и понимание своих тактильных ощущений.

Цель : стимуляция стоп, профилактика плоскостопия, умения передавать свои ощущения.

Ведущий говорит ребятам о том, что Шуня покажет им, какие чудеса живут в Волшебной комнате , и показывает веселую дорожку (сенсорная тропа , которая не даст заблудиться в этом путешествии. Но вам нужно произнести волшебные слова :

Психолог :

Друг за другом мы пойдем,

Ощущенья назовем,

В комнату чудес войдем .

(Дети называют каждый по три ощущения, которые испытывают ножки) .

Психолог : «Ребята, для того чтобы попасть в волшебную комнату , нужно открыть, что, как вы думаете»? Ответы детей.

Психолог : «Верно, нужно открыть дверь. А чтобы дверь открылась, нужно позвонить в волшебный звоночек . К сожалению, руками его трогать нельзя. Что же нужно сделать, чтобы он зазвенел?»

Упражнение «Дыхательная гимнастика»

Цель : укрепление физиологического дыхания у детей, тренировка силы вдоха и выдоха.

Психолог : «Правильно! Молодцы! Надо на него подуть. Я вам сейчас расскажу, как это сделать правильно. Представьте, что у вас в животике воздушный шарик. Какого он цвета? У кого-то желтый, у кого-то голубой. Чтобы надуть шарик, нужно сделать глубокий вдох через нос. А чтобы сдуть - медленно делаем выдох через рот. Здорово! А теперь каждый по очереди должен три раза подуть на звоночек. Делаем глубокий вдох через нос, набираем воздух в животик, выдыхаем через рот».

Дети выполняют.

Упражнение «Под дождем» (сухой душ)

Цель : стимуляция зрительных и тактильных ощущений, снятие нервно-психического и эмоционального напряжения.

Психолог : «А теперь ребята вам предлагается представить, что это волшебный дождь , который смывает все страхи, обиды и переживания».

Психолог : Наш друг домовёнок Шуня очень рад, что мы пришли к нему в гости и просит нас пройти дальше. Посмотрите как здесь необыкновенно красиво. Пока мы шли в комнату , мы устали. И Шуня предлагает нам отдохнуть и отправиться в морское путешествие. Для этого нужно лечь на пуфики и внимательно посмотрим ролик.

Визуализация «Морское путешествие»

Цель : общая релаксация, выработка положительного настроя.

Детям предлагается лечь на мягкие напольные пуфы и показывается релаксационный ролик «Морское путешествие»

Так приятно расслабляться,

Но пора всем просыпаться.

Хорошенько потянитесь!

И друг другу улыбнитесь!

Пошевелите руками, ногами, сделайте глубокий вдох и выдох, медленно встаньте.

Анализ :

1. Как себя чувствуете?

2. Удалось ли расслабиться?

3. Что вас впечатлило в увиденном?

Пальчиковая гимнастика («Осьминог» , «Дельфин» ).

Цель : развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.

Психолог : «Ребята, посмотрите, что вы видите? Верно, это бассейн, но это необычный бассейн. В этом бассейне живут морские обитатели. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Давайте познакомимся с ними поближе? Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями. на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это :

Груша с длинными ногами

Поселилась в океане.

Целых восемь руко – ног!

Это чудо.? (Осьминог) .

Психолог : Правильно, ребята. Это осьминог. (Показывает иллюстрацию) .

Как вы думаете, почему его назвали осьминогом? – (высказывания детей) .

Психолог : Удивительное головоногое животное : голова и восемь ног (рук, щупалец) . На щупальцах у осьминога - присоски, поэтому он может удерживать любую мелочь. Он ползает, используя щупальца и присоски

Превращаемся все в осьминогов. Давайте пошевелим своими щупальцами :

Я сам себя не узнаю :

Менять свой цвет не устаю.

Был в горошек час назад,

А сейчас я полосат.

Подплываю я к кораллам –

Становлюсь я алым – алым.

Вот я клоун – осьминог –

Восемь разноцветных ног!

Стать могу чернее ночи –

Свет гаси. Спокойной ночи!

(Дети изображают осьминогов)

Посмотрите, на горизонте появился следующий обитатель моря?

Я вижу, отгадайте кого :

Настоящий он циркач –

Носом отбивает мяч.

Знают и француз, и финн :

Любит поиграть. (Дельфин) .

Психолог : Что вы знаете о дельфинах? – (высказывания детей) . Они являются одними из самых умных и полезных животных для человека. Дельфины защищают людей от акул, спасают утопающих. И за умение высоко выпрыгивать из воды и ловко выполнять различные трюки их прозвали «морскими акробатами» . Ребята, давайте изобразим дельфинов. Сложите руки ладонями вместе, вытяните руки вперед, большие пальцы соедините и отставьте вверх – это плавник дельфина. Совершайте руками волнообразные движения влево – вправо, вверх – вниз, показывая, как плавает дельфин. Плывите, дельфины!

Упражнение «Волшебные мячики » (с использованием сухого бассейна и массажных мячей) .

Цель : развитие мелкой моторики, общей координации и пластичности движений, воздействие на биологически активные точки, находящиеся на поверхности ладоней.

Психолог : Кто ещё нас ожидает на морском дне?

Ты попробуй взять меня :

Я колюсь, как ёжик.

Круглым вырос я, друзья,

И совсем без ножек.

Я живу на дне морском

Там, где очень тихо.

Звёзды движутся ползком,

А вот рыбки - лихо. (Морской еж) .

Давайте их найдём в нашем бассейне.

«Ребята, а сейчас давайте найдём в нашем бассейне морских ежей. Возьмите каждый по – волшебному шарику . Это и есть морской ёж.

Ёжик в руки мы возьмем, (берем массажный мячик)

Покатаем и потрем. (катаем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем, (подбрасываем вверх и ловим)

И иголки посчитаем. (пальчиками одной руки нажимаем на шипы)

Пустим ежика на ручку, (кладем мячик на руку)

А другой рукой прижмем (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем … (ручкой катаем мячик)

Потом ручку поменяем. (меняем ручку и тоже катаем мячик) Дети выполняют.

А теперь я предлагаю встать в тесный кружочек и повернуться в левую сторону. Дотроньтесь мячиком до спины того, кто стоит впереди вас. Прокатываем мяч по всей спинке. Дети выполняют.

Приятно делать массаж? Замечательно, давайте вернём морских ежей обратно в бассейн. Ребята, давайте помашем морским обитателям и продолжим наше путешествие. Дети кладут мячики обратно.

Упражнение «Будь внимателен» (с использованием пузырьковой колонны)

Цель : стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на сигналы.

Психолог : «Ребята, вы заметили, что у нас необычный аквариум, он волшебный , как все предметы находящиеся в этой комнате , он меняет цвета. Приложите ваши ладошки к стеклу? Что чувствуют ваши ладошки? Давайте поиграем в игру «Будь внимателен» . Я называю цвет и как только в аквариуме загорится названный цвет, вы хлопнете в ладоши. Посмотрим, кто из вас самый внимательный». Дети выполняют.

Психолог : Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие. Устали! Давайте отдохнем. Располагайтесь удобнее. Ложитесь поудобнее, расслабьтесь. Ребята, а в какое время суток могут гореть звезды? Вечером, ночью. Давайте сейчас представим чудесную ночь.

Релаксация «Чудесная ночь» (с использованием пано «Звездное небо» ).

Цель : снижение мышечного и эмоционального напряжения, общая релаксация.

На темном небе зажигаются звездочки. Вокруг все тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Приятное ощущение тепла и спокойствие охватывает все ваше тело, лоб, шею, спину, руки, ноги.

Реснички опускаются

Глазки закрываются

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем

Дышится легко, ровно, глубоко

Наши ручки отдыхают

Ножки тоже отдыхают,

Глазки тоже отдыхают, засыпают

Шея не напряжена и расслаблена.

Дышится легко… ровно… глубоко…

Мы спокойно отдыхаем

Сном волшебным засыпаем .

Ваши ручки легкие-легкие. Ваше тело тоже легкое- легкое. Вы слышите приятные звуки. Вам хорошо и приятно.

Но вот пришла пора возвращаться назад. Гаснут звезды. Наступает утро. Открываем глаза. Настроение становится бодрым и веселым. Вы полны сил и энергии.

Но пора уже вставать!

Крепче кулачки сжимаем

И повыше поднимаем

Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и встать.

Настроение у вас бодрое и жизнерадостное. Вы полны сил и энергии. Постарайтесь сохранить это ощущение на весь день.

Обсуждение :

1. Как себя чувствуете?

2. Удалось ли расслабиться?

Упражнение «Пожелания»

Цель : развитие коммуникативных навыков, стабилизация психоэмоционального состояния, развитие тактильных ощущений и мелкой моторики.

Психолог : «Ребята, я предлагаю вам всем вместе написать на нашем песочном столе пожелания для хозяина волшебной комнаты домовёнка Шуни . Что бы вы хотели ему пожелать?» Дети выполняют.

Ритуал выхода : дети выходят по сенсорной тропе .

3. Заключительный этап занятия .

1. Рефлексия занятия . (Получение обратной связи от участников группы) .

Ребята, как вы себя чувствуете после выполнения всех упражнений?

Понравилось занятие или нет ?

Какие упражнения вам понравились больше всего?

Психолог : «Путешествие подошло к концу. Возвращаться мы будем по нашей волшебной тропинке » (прохождение по сенсорной тропе ) .

Экспресс-диагностика» Дневник настроения»

Цель : оценка эмоционального состояния в конце занятия .

Психолог : «Ребята, сейчас, в конце нашего занятия , мы вновь вернёмся к нашим дневникам и заполним их» (заполнение Дневников настроения)

Ритуал прощания. Дети становятся в круг и берутся за руки. Произносятся слова : “До новых встреч”. Детей прощаются с игрушкой-хранителем таинственной комнаты Домовёнком Шуней .