Девиантное поведение относится к тем проблемам, которые проще предупредить, чем в дальнейшем изменить. Поэтому родителям важно знать, что это такое, по каким основаниям можно сделать вывод о том, что у ребенка существуют отклонение, какие факторы семейной жизни влияют на формирование отклонений.

Что такое девиантное поведение?

Нормативное поведение – соответствует социальным нормам, характерно для большинства людей, вызывает одобрение окружающих, приводит к нормальной адаптации.

«Девиантное поведение» (отклоняющееся) – поступок, действия человека, не соответствующие существующим в данном обществе социальным нормам (правовым, моральным).

Важно понимать, что поведение ребенка, его отдельные проявления могут быть связаны:

– с возрастными особенностями ребенка (несформированной структурой самосознания, что не позволяет ребенку всегда осознавать своё поведение и прогнозировать последствия своих поступков и несформированной системой саморегуляции, вследствие чего ребенку сложно противостоять своим желаниям, импульсам и он делает то, что хочет, а ни то, что надо);

– с особенностями его реагирования в конкретной ситуации;

– в целом поведение ребенка неустойчиво.

Поэтому отдельные проявления еще не свидетельствуют о наличии у ребенка серьезных проблем. Родителям было бы полезно проанализировать имеющиеся у ребенка проблемы по критериям, выделенным английским специалистом М. Раттером (на русском языке опубликована его книга «Помощь трудным детям», которая может представлять для вас интерес).

На основании критериев оценки отклонений в поведении детей М. Раттера, необходимо ответить на следующие аспекты:

Несоответствие поведения ребенка возрастным нормативам и половой принадлежности индивида. Например, если ребенок-дошкольник примеряет одежду противоположного пола, то это проявление интереса, экспериментирование и это нормально. Если тоже самое делает подросток, то это рассматривается как нарушение половой идентификации.

Длительность сохранения симптома: чем длительнее период с момента возникновения проблемы, тем она серьезнее.

Жизненные обстоятельства ребенка. Необходимо обратить внимание на изменения в жизни ребенка. Возможно, они явились причиной изменения поведения, появления проблемы. Например, после рождения младшего брата или сестры, ребенок может начать вести себя несоответственно своему возрасту, он регрессирует, начинает вести себя как совсем маленький. Причиной является недостаток внимания родителей и желание ребенка его получить.

Социокультурное окружение: в какой среде находится ребенок, какой пример он видит для подражания. Если семья неблагополучна, то очень часто ребенок повторяет опыт своих родителей.

Тип симптома: проявления касаются какой-то одной сферы, либо носят множественный характер. Например, ребенок лжет, ворует, проявляет агрессию.

Тяжесть и частота симптома: каковы проявления и как часто они повторяются. Например, если у ребенка сильные повторяющиеся приступы ярости, с которой ему трудно справиться.

Изменение поведения ребенка: как ребенок ведёт себя в течение жизни.

Ситуационная специфичность симптома: ведет ли себя ребенок таким образом только в определенных ситуациях с определенным человеком либо вне зависимости от ситуации. Например, если ребенок крадет что-то у одного из родителей – это может быть связано с недостатком внимания, которое ребенок пытается привлечь. И проблема гораздо более серьезная, если ребенок это делает и за пределами семьи.

Вывод: если по многим критериям фиксируется проблема, то, вероятно, ситуация требует к себе пристального внимания.

Существуют отклонения, которые связаны с состоянием здоровья ребенка и требуют медицинского вмешательства. Медицинская классификация поведенческих расстройств основана на психопатологическом и возрастном критериях. В соответствии с ними выделяются поведенческие нарушения, сообразные медицинским диагностическим критериям, т.е. достигающие уровня болезни. В международной классификации болезней десятого пересмотра выделяют следующие поведенческие расстройства для детей и подростков: гиперкинетические, поведения и эмоций, социального функционирования, тикозные, неорганический энурез и энкопрез, питания (булимия – переедание и анорексия – отказ от пищи), поедание несъедобного, стереотипные двигательные, заикание, речь взахлеб.

Факторы семьи, влияющие на формирование девиантного поведения ребенка

Необходимо понимать, что отклоняющееся поведение – сложное явление, на которое оказывает влияние множество самых различных факторов: социальных, психофизиологических особенностей ребенка, его личностных особенностей и т.д. Безусловно, семья не является единственным фактором, влияющим на ребенка. На современного ребенка серьезное влияние оказывают средства массовой информации, интернет и т.д. Мы понимаем, что иногда в неблагополучной семье вырастает вполне социализированный, успешный человек. И наоборот, иногда в нормальной семье, где ребенок, казалось бы, получает все необходимое, у него возникают серьезные проблемы. Но тем ни менее семья первична по степени влияния и близка ребенку, поэтому степень ее влияния сложно переоценить.

Типы семей, влияющих на формирование отклоняющегося поведения

Можно выделить несколько классификаций типов семей, оказывающих влияние на формирование девиаций.

Семьи с прямым (аморально-криминальные и асоциальные семьи) и с косвенным десоциализирующим влиянием (конфликтные, педагогически несостоятельные семьи с нарушенными отношениями; семьи с серьезными личностными нарушениями родителей).

Б.Н. Алмазов выделяет типы неблагополучных семей: семьи с недостатком воспитательных ресурсов, конфликтные семьи, нравственно неблагополучные, педагогически некомпетентные.

Л.С. Алексеева и Г.П. Бочкарева выделяют семьи с неблагополучной эмоциональной и нездоровой нравственной атмосферой.

Семейные факторы формирования девиантного поведения

Существует множество факторов, оказывающих прямое или косвенное влияние на формирование девинтного поведения. В качестве основных различные исследователи выделяют следующие психологические и физические травмы:

Особенности перинатального развития ребенка: стрессы и страхи матери во время беременности; отрицательное отношение матери к беременности (особенно опасно сочетание нежелательности вообще и нежелательности по полу).

Нарушение эмоциональных связей, привязанности родителей к ребенку (особенно матери).

Отрицательная модель поведения родителей.

Применение дисциплинарных воздействий по отношению к ребенку (постоянные, чрезмерно жесткие наказания, непоследовательные наказания, противоречивые требования).

Проблемные отношения между родителями.

Негативная психологическая атмосфера в семье, конфликты.

Разлука с семьей, развод родителей или утрата близких.

Неполная семья.

Психические отклонения от нормы у родителей.

Детско-родительские отношения как ведущий фактор формирования девиаций

А. Личко и К. Леонгард выявили наиболее неблагоприятные сочетания отклонений характера и поведения с нарушениями во взаимоотношениях с родителями:

Гипопротекция – безнадзорность, недостаток опеки.

Гиперпротекция: доминирующая (чрезмерная опека и контроль) и потворствующая (удовлетворение всех потребностей ребенка, стремление оградить его от всех трудностей).

Эмоциональное отвержение.

Повышенная моральная ответственность (на ребенка возлагают надежды, которые он не в силах оправдать, обязанности, которые он не в состоянии выполнить).

Неустойчивый, противоречивый стиль воспитания (резкая смена стиля, переход от либерального к авторитарному и обратно, от внимания к отвержению).

Л.П. Кибардина и Е.П. Алексеева рассматривают следующие стили семейного воспитания: по типу Золушки; постоянная опека; по типу «кумир семьи»; воспитание равнодушием; воспитание подарками; воспитание доверием.

В. Сатир выделяет несколько стилей семейного воспитания, которые она называет родительскими плащами и которые позволяют скрывать свои истинные чувства за защитной маской.

Плащ босса. Боссы бывают трех типов: тиран (силой управляет ребенком, в семье жесткая дисциплина и контроль); мученик (ничего не требует для себя, формируя у ребенка чувство вины и перекладывая на него чрезмерную ответственность за собственную жизнь, несостоятельность); железные маски (все говорят правильно, но лишены эмоций, с ними ребенок испытывает тоску и одиночество).

Родитель-приятель. Взаимодействует с ребенком как ребенок, не несет ответственности, а удовлетворяет собственные потребности. Ребенку рядом с ним не хватает заботы, чувства безопасности и защищенности.

Руководитель-ведущий. Является наиболее оптимальным, способным сочетать любовь, понимание с требовательностью и дисциплиной.

Э.Г. Эйдемиллер выделяет следующие паталогизирующие роли ребенка в семье, влияющие на формирование отклонений: расширение сферы родительских чувств, предпочтение в ребенке детских качеств, проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, воспитательная неуверенность родителей, фобия утраты ребенка.

А.С. Спиваковская считает, что для неблагоприятной родительской позиции характерны: неадекватность (искаженное восприятие ребенка без учета его индивидуальных, возрастных особенностей); ригидность (способы воздействия и взаимодействия не изменяются ни в зависимости от ситуации, ни от возраста ребенка); непрогностичность (воздействия ориентированы не на будущее, а на решение сиюминутных проблем).

Уважаемые родители, чтобы вы и ваши дети были счастливы и благополучны, и ваши семьи никогда ни сталкивались с проблемами серьезных нарушений в развитии и поведении детей, учитывайте индивидуальные и возрастные особенности ребенка. В воспитании детей используйте свои знания, жизненный опыт и собственную интуицию, это поможет вам воспитать гармоничную личность, живущую в мире с собой и окружающим миром!

Материалы подготовлены сотрудниками ОмГПУ

Гиздатуллина Ф.И., Ушурова Н.И.

Елабужский Институт Казанского (Приволжского) Федерального Университета

Научный руководитель: Айкашев Г.С., доцент

На протяжении длительного времени семья играет одну из определяющих ролей в формировании личности ребенка. На каждом возрастном этапе роль и значение семьи меняются и имеют свои специфические особенности.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в настоящее время нет ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от их семейных условий в настоящем или прошлом.

В подростковом возрасте отношения детей с родителями переходят на новый этап. У подростка выходят на первый план два типа потребностей: потребности в автономии, уважении, самоопределении и потребности в поддержке и присоединении к семейному «мы».

Сравнивая семью с другими институтами социализации, можно выделить некоторые её особенности. Изначально семейные взаимоотношения подростка имеют свою историю, опыт общения, накопленный со временем, иногда ошибки и просчеты, совершенные родителями на первых этапах воспитания.

Именно семья является первоначальной группой, где подросток приобретает опыт общения с людьми разного возраста и пола. Влияние семьи на подростка охватывает все стороны его личности, продолжается фактически непрерывно и ощущается даже тогда, когда ребенок не находится дома.

В связи с тем, что воспитательная роль семьи является ключевой, возникает вопрос о том, как же сделать так, чтобы увеличить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на ребенка. Статистика показывает, что самые большие трудности в семье возникают в сфере отношений, которые связаны с внутрисемейной культурой. Культура общения предполагает взаимное доверие, вежливость, тактичность, чуткость и т.д., следовательно, нормальные воспитательные отношения складываются при взаимной удовлетворенности супругов.

Частыми причинами отклонений в воспитании детей являются систематические нарушения супругами этики внутрисемейных отношений, отсутствие доверия друг к другу, внимания и поддержки.

Понятие «подростки с девиантным поведением» употребляется очень часто в педагогике и психологии. Речь идет о тех подростках, которые в силу некоторых жизненных обстоятельств более других подвержены негативным внешним воздействиям со стороны общества, что и является причиной дезадаптации несовершеннолетних. Специалисты чаще всего говорят о сочетании многих неблагоприятных условий, таких как пьянство одного или обоих родителей, сексуальное развращение детей, отбывание одним из родителей срока тюремного заключения, жестокое обращение с детьми.

Воздействие неблагоприятных факторов вызывает негативные психические, физические и иные изменения в организме подростка, которые могут привести к тяжелейшим последствиям. Существует угроза развития у ребенка значительных отклонений как в поведении, так и в личностном развитии.

Девиация (отклонение) - явление несоблюдения норм и правил, официально установленных или фактически сложившихся в данном обществе.

Немалую роль в формировании девиантного поведения подростков имеют стили семейного воспитания. Можно выделить следующие стили:

Авторитарный стиль. В семье с данным типом воспитания все решения принимают родители, они ограничивают право выбора ребенка. Ребенок, выросший в такой семье, когда уходит из родительского дома, сталкивается со многими проблемами: не склонен самостоятельно принимать решения, из-за этого может произойти его слияние с дурной компанией.

Демократический стиль. В данном случае родители поощряют личную ответственность и самостоятельность детей в соответствии с их возможностями. Это наиболее оптимальный стиль семейного воспитания и дети, выросшие в такой семье, наименее подвержены каким-либо отклонениям.

Попустительский стиль. В такой семье родители не контролируют действия ребенка, ему разрешается практически все. Такие дети вырастают эгоцентричными, не умеют считаться с чужим мнением, и в связи с этим у них возникает множество конфликтов с окружающими.

Хаотический стиль. Данный стиль характеризуется отсутствием единого подхода к воспитанию, когда нет четко выраженных требований к ребенку. В данной семье ребенок вырастает лишенным ощущения стабильности, выражает повышенную тревожность и агрессию.

Опекающий стиль. В данной семье ребенок находится в центре внимания, родители оберегают ребенка от любых возникающих проблем. Ребенок в такой семье вырастает беспомощным и социально – незрелым.

Таким образом, семья является первым и самым значимым субъектом воспитания ребенка. Значимость и субъектность семьи повышается и углубляется в теснейшем сотрудничестве с образовательными учреждениями, в которых находится ребенок.

Список используемой литературы :

    Антонов А.И. Семейная дезорганизация // Жизнедеятельность семьи /Под ред.А.И. Антонова. М. 1990г.

    Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра. - М., 1988 г.

    Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб. 1998г.

РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Леус Э. В.

Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Архангельск
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РГНФ и

Администрации Архангельской области по проекту №06-06-48604 а/С

Проблема отклоняющегося поведения вызывает горячий интерес исследователей в различных областях знаний. Современные знания о девиантном поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело со сложной формой социального поведения личности, детерминированного системой взаимосвязанных факторов, а девиацию можно определить как поведение, которое считается отклонением от общепринятых норм и установленных стандартов - юридических, моральных или социальных; девиантность определяется соответствием или несоответствием поступков социальным нормам и ожиданиям, которые могут быть спорными (Змановская Е.В.). Тем более важным является выявление причин подобного поведения и составление социально-психологической характеристики несовершеннолетних, исходя из их семейного анамнеза. Это объясняется прежде всего тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности, формируется его отношение к окружающему миру и модели поведения. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи. Трудности социализации возникают в том случае, если ребенок ориентируется на неудачные образцы поведения родителей, которые приходят в противоречие с тем, что ребенок видит в других семьях. При этом часто возникает неудовлетворенность действиями матери или отца, и ребенок начинает искать у других личностей, в других первичных группах приемлемые модели поведения. Во всех обществах институт семьи осуществляет в разной степени физическую, экономическую и психологическую защиту своих членов. Задевая интересы и безопасность любой личности, мы задеваем и его семью, члены которой защищают своего близкого или мстят за него. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют все члены его семьи (Фролов С.С.).

Для изучения семейного и криминального анамнеза несовершеннолетних, поступающих в закрытое исправительное учреждение, авторами была разработана «Социальная анкета», по аналогии с разнообразными методиками, например Карта социально-педагогического наблюдения для выявления уровня социального развития дезадаптивных подростков С.А. Беличевой (1995), Методика изучения личности дезадаптированного подростка и его ближайшего окружения (Кляйберг Ю.Б., 2003), Вводное неструктурированное интервью с подростком (Д-ОЭРШ) (Корнилова Т.В. и др., 2005) и др.

С помощью анкеты, учитывающей факторы социального риска, нами были исследованы 65 несовершеннолетних правонарушителей, находящихся в спецшколе. По существующему законодательству пребыванию в закрытом учреждении исправительного типа подвергают несовершеннолетних, совершивших уголовно или административно наказуемое преступление. В подобных учреждениях содержатся подростки 10-16 лет. В процессе работы были установлены и подтверждены факторы социального риска по формированию отклоняющегося поведения несовершеннолетних, определяющие специфику их социальной ситуации развития

Давно отмечено, что преступники часто происходят из распавшихся семей, в которых отсутствуют один или оба фактических родителя. В нашем исследовании выявлено, что 81,5% несовершеннолетних проживает в семьях, 9,2% - в семьях с опекунами (в основном это бабушки), и всего 7,7% - в детских домах. Но есть уточняющие факты, которые подтверждают данное положение. Так, 26% пережили смерть родителей. Считается, что отсутствие по крайней мере одного биологического родителя связано только с некоторыми формами делинквентности, особенно со статусны­ми правонарушениями несовершеннолетних, такими как прогулы или побеги, а мальчики из семей без от­ца более агрессивны и имеют более низкий уровень морального развития. По поводу влияния распада семью или наличия родителей существует несколько точек зрения: 1) связь между неполной семьей и делинквентностью наибо­лее очевидна, когда семья распадается в результате развода, оставления семьи одним из родителей или раздельного проживания супругов, и менее очевидна в случае смерти одного из родителей, а мальчики, выросшие без отца, чаще имеют судимости, чем мальчики из целых семей, однако не отличаются от мальчиков из целых, но конфликтных семей; 2) ребенок чаще всего начинает прогуливать школу и сбегать из дома, когда мать не заботится о нем, игнорирует его в результате развода или ухода отца из семьи; 3) дополнительные заботы и обя­занности матери-одиночки сокращают возможности надзора за ребенком, недостатком надзора можно также объяснить вывод о том, что так называемые «дети с ключом на шее», которые возвраща­ются из школы в пустой дом, поскольку мать еще работает, более чувствительны к давлению сверстников в отношении совершения антисоциальных поступков, однако это варьируется в зависимости от материнского стиля воспитания; 4) отсутствие отца само по себе является критическим фактором, так как у детей нет модели мужского поведения (Беличева С.А.). В подтверждение данных гипотез можно привести следующие данные: анализируя семейную ситуацию выяснилось, что у 18,5% отца не было, а 28% правонарушителей проживает в неполных семьях с одним из родителей, чаще матерью. Лишь 13% подростков происходят из полных семей с родными родителями, 14% - из полных семей с отчимом или мачехой, т.е. отношения официально оформлены, 28% - из условно полных семей с сожителем, часто без постоянных отношений. Если рассматривать семейную ситуацию глубже, то выясняется, что у 13,8% подростков умерла мать, у 18,5% - отец. Лишены родительских прав 3% матерей и 1,5% отцов. В полных семьях с мачехой воспитываются 2% подростков, с отчимом - 12,3%, тогда как неоформленных браков гораздо больше: 7,7% - с сожительницей отца и 24,6% - с сожителем матери. Кроме того, у 1,5% отец находится на излечении (проживает) в психиатрической больнице, у 4,6% - в местах лишения свободы.

Также отмечено, что несмотря на рецидивы преступного поведения у детей, неоднократные нарушения общественного порядка, лишь 10% матерей лишены родительских прав, а в одной семье – оба родителя, зато административной ответственности и штрафу за уклонение от воспитания ребенка подвергались 54% родителей.

Преступники все же чаще, чем непреступники, имеют криминальных родителей или родственников. В исследуемой выборке 30,8% подростков имеет судимых родителей, в основном это старший брат или отец/отчим, но встречаются и мать, и старшая сестра. Считается, что эта связь обусловлена генетическими факторами, общими у родителя и ребенка, либо же родители служат моделями антисоциального поведения.

Большой размер семьи - это еще один установленный коррелят делинквентности. Наши данные показали, что 44,6% происходит из многодетных семей с тремя и более детьми, а в 61% случает это младший или единственный ребенок в семье. Связь делинквентности с большой семьей может, таким образом, отражать тенденцию растущих в ней детей больше полагаться на своих сиблингов, выступающих для них в качестве моделей и источников социального обучения.

Предположительно, трудные семьи – криминальные, неполные, с хроническим алкоголизмом в анамнезе – пронизаны негативной энергией и отношения в них складываются сложно, так как семья не выполняет свою основную функцию – поддержки ее членов, обеспечения защиты и спокойствия, создания необходимых для развития условий. В данном исследовании установлено, что всего в 14% семей имеются хорошие взаимоотношения, безразличные отношения, сожительство характерны для 42%, плохие же отношения с частыми скандалами, упреками, дебошами – у 46% семей. Тем не менее, официально применение физического и психического насилия зафиксировано лишь в 9% семей.

Хотя в настоящее время принято считать, что делинквентность слабо связана с принадлежностью к социальному классу, факт остается фактом: делинквенты в общем и целом чаще происходят из «обездоленных» семей, которые вследствие материальных затруднений живут в нищете, в убогих и тесных лачугах, и зависят от социальных пособий. По имеющимся сведениям, 50% матерей и 35% отцов не работают, источником доходов являются пенсии по утрате кормильца в случае смерти одного из родителей, детские пособия, пенсии родителей или скудные заработки на неквалифицированной низкооплачиваемой работе. 80% детей – из малообеспеченных семей или с доходом ниже прожиточного минимума и лишь 20% из семей со средним достатком. Семьи всех детей обеспечены жильем, причем 69% проживают в отдельной квартире, 13% - в коммунальной квартире, 3% в частном доме, 8% в общежитии или бараке, 3% в детском доме. Санитарное состояние жилья удовлетворительно в 60% случаев, неудовлетворительно (ветхое, требует серьезного ремонта) – в 28%, хорошее – в 12%. Свое место для сна и уроков, хотя чаще лишь для сна, имеет 87% контингента.

Еще одним провоцирующим фактором является алкоголизация родителей, так по 36% матерей и часто употребляют алкоголь, а 41% матерей и 45% отцов страдают хроническим алкоголизмом. Разрушение личности родителей, отсутствие заботы и агрессия по отношению к детям провоцируют последних на необходимость защищаться и адаптироваться к существующим обстоятельствам. Так 100% исследуемых делинквентов уклонялись от учебы, 51% были в разном возрасте оставлены на повторное обучение, а 14% обучались в классах коррекции, выравнивания или на дому. 65% уходили из дома и бродяжничали, 5% попрошайничали, 5% крали деньги из дома, 9% являлись членами преступной группировки. Кроме того, проявлялись такие виды асоциального поведения, как хулиганство, поджоги, вандализм, использование ненормативной лексики, ложь. Агрессивное поведение было отмечено у 38% подростков и проявлялось в применении насилия к несовершеннолетним, в основном с целью вымогательства или завладения чужим имуществом.

Таким образом, современный подросток, совершивший уголовно или административно наказуемое преступление, проживает в городе, происходит из неполной или многодетной семьи. Родители его либо не работают и ведут аморальный образ жизни, либо выполняют низкооплачиваемую работу в силу своего образования. Имеют отягощенную наследственность в виде алкоголизма родителей. С детства испытали нужду, так как семья находится за чертой бедности. Все это проявляется и в определенных личностных характеристиках ребенка. У несовершеннолетних отмечены одновременно избыточно выраженные тенденции и антитенденции, т.е. компенсирующие полярные свойства, являющиеся причиной значительной эмоциональной напряженности и внутреннего конфликта, так у 29,7% испытуемых отмечено одновременное обострение таких полярных свойств, как ригидность и лабильность, у 27% - экстра- и интровертированность, у 21,6% - агрессивность и тревожность, у 13,5% - спонтанность и сензитивность. Данные антагонизмы могут свидетельствовать о силе противоречий, характерных для подростков.

Тем не менее, по показателям ригидности и интроверсии в выборке отсутствуют максимальные значения, для 13,5% подростков свойством, затрудняющим приспособление и создающим проблемы для него самого или для окружающих, является высокая экстравертированность, которая проявляется в неразборчивости и назойливости в межличностных контактах. 5,4% испытуемых показывают максимально выраженную стеничность в виде склонности к агрессивным высказываниям или действиям. Столько же подростков обнаруживают высокую сензитивность, которая свидетельствуют о невротической структуре переживаний. По 2,7% контингента демонстрируют ярко выраженную спонтанность и высокую им­пульсивность, лабильность с избыточной эмотивностью, чертами выраженной демонстративности, с истероидными проявлениями и тревожность со склонностью к навязчивым страхам и па­ническим реакциям, как признак дезадаптивного состояния.

В связи с тем, что дети и подростки более эмоциональны, чем взрослые, у них чаще встречаются акцентуированные черты характера и даже целое их созвездие, составляющее определенные типы. Чаще всего в виде таких черт в нашем исследовании являются интроверсия, которая отражает застенчивость и недостаточную общительность, и лабильность, как показатель изменчи­вости настроения, мотивационной неустойчивости – по 59,5% подростков. Сензитивность повышена у личностей впечатлительных и весьма чувствительных к давлению окружающей среды - 51,4% выборки. Ригидность же в 43,2% случаев выявляет устойчивость к стрес­су и педантизм. По 37,8% подростков имеют акцентуированную экстравертированность, которая в данном случае свидетельствует об избыточной общительности, и спонтанность, проявляющуюся раскованностью поведения и стремлением к лидированию. У 35,1% испытуемых тревожность, как акцентуация, проявляется в виде повышенной мнительности и боязливости. 32,4% контингента проявляют эгоцен­тризм и склонность к агрессивной манере самоутверждения вопреки интересам окружающих.

Как видно из материалов исследования, семья зачастую выступает провоцирующим фактором риска по формированию асоциального и противоправного поведения несовершеннолетних, что вызывает необходимость постоянной работы с семьей. Кроме того, было выявлено, что интровертированность и лабильность, как черты характера, являются наиболее предпочтительными у несовершеннолетних правонарушителей. Умение быть в тени, менять свои планы и настроения, уподобляясь хамелеону и чувствуя направленность окружающих и лидеров, позволяет быть «как все», не выделяясь, или на время затаиваться, уходить от общения, что позволяет подросткам, не обладающим лидерскими качествами и сильным характером, либо не зарекомендовавшим себя в группе, эффективно адаптироваться к условиям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

ГОУ СПО «Вёшенский педагогический колледж им. М.А. Шолохова»

Курсовая работа по социальной педагогике

Роль семьи в предупреждении девиантного поведения подростков

Ст-ца Вешенская 2012 г.

Введение

1.2 Влияние семьи на социализацию подростков

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы подрастающего поколения.

Актуальность выбранной темы исследования заключается в том, что с каждым годом отмечается рост подростковой преступности, наркомании, прослеживается тенденция к увеличению числа подростков с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении подростка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентации молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

Распространено ложное мнение родителей о том, что главным воспитателем детей является школа, в плохой успеваемости ученика виноват учитель. В аморальности подростка винят улицу. Часто семья самоустраняется от процесса воспитания.

С подростками отклоняющегося поведения ведется работа общеобразовательными и культурно-досуговыми учреждениями, а также социальными реабилитационными центрами. Эта работа ведется не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности социально-педагогического воздействия на личность подростка, способных обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является организация социально-педагогической деятельности с семьёй подростков девиантного поведения с целью профилактики и предупреждения отклонений в поведении.

Поиск эффективности мер социальной профилактики предполагает определение сущности понятия «отклоняющееся поведение», его видов, факторов, влияющих на накопление отклоняющегося потенциала подростков, причин их отклоняющегося поведения, а также роли семьи в решении задач предупреждения отклонений в поведении.

Теоретический анализ форм и методов организации социально-педагогической работы с семьёй проводился такими отечественными исследователями, как: Ю.П. Азаров, В.Г. Белов, М.А. Галагузова, Е.В. Змановская, А.В. Мудрик и др.

Практический опыт в области социально-педагогической работы с семьёй по предупреждению девиантного поведения подростков обобщён в работах Л.Н. Антоновой, Ю.А. Возмиловой, Л.И. Курносовй, П.А. Шептенко и др.

Объект исследования: девиантное поведение подростков.

Предмет исследования: социально-педагогическая роль семьи в предупреждении девиантного поведения подростков.

Цель исследования: определить социально-педагогическую роль семьи в предупреждении девиантного поведения подростков.

Задачи исследования:

1. Определить понятия «норма» и «отклонение от нормы» в контексте процесса социализации подростка.

2. Выявить возможности влияния семьи на социализацию подростков.

3. Проанализировать особенности организации социально-педагогической деятельности с семьёй по профилактике девиантного поведения подростков.

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, сопоставление, синтез, анализ передового педагогического опыта.

Структура работы: введение, основная часть (состоящая из трёх пунктов), заключение, список литературы, приложение.

1. Теоретические основы социально-педагогической деятельности с подростками девиантного поведения

1.1 Социализация подростков: норма и отклонение от нормы

В любом обществе независимо от того, на какой стадии развития оно находится, есть люди, которые требуют особого внимания к себе. Это - люди, имеющие какие-либо отклонения в физическом, психическом или социальном развитии.

Понятие нормы широко используется в медицине, психологии, педагогике, социологии и других науках. Попытка дать точное и единственно верное определение этому понятию, на наш взгляд, обречена на неудачу. Так, например, только в медицине ученые насчитывают до 200 его определений.

В различных науках имеются свои показатели, параметры, характеристики нормы. То, что не соответствует норме, обозначается другим словом - «отклонение».

Для социальной педагогики понятия «норма» и «отклонение от нормы» очень важные. Они используются для характеристики процесса развития и социального поведения ребенка.

Под социальным поведением мы будем понимать поведение, выражающееся в совокупности поступков и действий индивида или группы в обществе и зависящее от социально-экономических факторов и господствующих норм .

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Под социализацией мы понимаем процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе .

Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали, в конце концов, в человеческое общество. Так что же делает человека человеком?

В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности.

Социализация - непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении все жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладывается все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь.

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов.

Различные макро - (от греч. makros «большой»), мезо - (mesos «средний») и микро - micros «малый») факторы социализации личности.

На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы - экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации .

К мезофакторам относятся формирование этнических установок; влияние региональных условий, в которых живет и развивается ребенок; тип поселения, средства массовой коммуникации и др.

К микрофакторам относят семью, образовательные учреждения, группы сверстников и многое, многое другое, что составляет ближайшее пространство и социальное окружение, в котором находится ребенок, и непосредственный контакт с которым он вступает . Эту ближайшую среду, в которой происходит развитие ребенка, называют социумом, или микросоциумом (схема взаимосвязи факторов социализации представлена на рисунке 1. См. Приложение 1).

Факторы, влияющие на социализацию человека, могут быть управляемыми и неуправляемыми.

Понятие норма является исходным для изучения любых отклонений - девиаций. Поскольку, по определению, отклоняющееся поведение - это поведение, отклоняющееся от социальной нормы, то последние заслуживают специального рассмотрения.

В переводе с латинского языка «норма»- правило, образец, предписание. Норма выполняет функцию контроля со стороны общества, информирует, позволяет оценить поведение, прогнозировать его. Как бы ни относились к ним люди, нормы существуют и непрерывно действуют.

Отклонения от нормы условно можно разделить на четыре группы: физические, психические, педагогические и социальные .

Объектом исследования в рамках данной работы являются педагогические и социальные отклонения от нормы.

Понятие «педагогические отклонения» пока что редко употребляется в педагогике и социальной педагогике. Между тем, в педагогической деятельности для реализации педагогических целей, стимулирования развития личности используются различные нормы, с помощью которых регулируется деятельность обучаемых путем сопоставления норм с показателями, характеризующими процессы и результаты этой деятельности, формируются оценки ее успешности. Прежде всего, это касается стандартов, определяющих уровень образования; затем перспективы, к достижению которой стремится школьник; это могут быть и нормы индивидуального развития ребенка, обеспечивающие новые, более высокие результаты в обучении, и другие.

С наибольшей точностью и определенностью можно говорить о нормах получения или неполучения (что является отклонением) образования. В последние годы в России появились дети, которые в силу определенных обстоятельств не получили образование. К этой категории детей относят таких, которые не посещают школу; окончили только начальную школу; не получили общего среднего образования. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими .

Причин такого положения детей у нас в стране довольно много: прогулы в школе и неуспеваемость детей приводит к нежеланию учиться; неблагополучие в семье толкает ребенка на улицу, где он вместо посещения уроков начинает зарабатывать себе на жизнь; экологические и социальные катаклизмы, когда дети теряют родителей, оказываются искалеченными, выпадающими из системы образования на некоторое время. Увеличивается количество детей, склонных к бродяжничеству, которые также не посещают школу. Можно назвать еще много причин, по которым дети не учатся в школе. Такие отклонения от нормы могут быть названы педагогическими.

Отделение ребенка от школьного коллектива также негативно сказывается на становлении и развитии ребенка, на его самоутверждении.
Главное личностное затруднение таких детей, связанное с интеграцией их в общество, заключается в их дальнейшем профессиональном самоопределении и получении профессионального образования.

Социальные отклонения связаны с понятием «социальная норма».

Социальная норма - это правила, образец действия или мера допустимого (дозволенного или обязательного) поведения или деятельности людей или социальных групп, которое официально установлено или сложилось на том или ином этапе развития общества. Фактически социальные нормы выступают моделью должного поведения, должных общественных отношений и деятельности, которые создаются людьми на основе познания социальной реальности .

Социальные нормы делятся на две большие группы: универсальные, т.е. распространяющиеся на каждого человека в обществе, и частные, относящиеся и регулирующие определенную сферу профессиональной деятельности или жизнедеятельности людей (например, врач, социальный педагог, брат, друг и др.) [там же, 13].

Социальные нормы являются элементами системы нормативной регуляции и обеспечения устойчивой общественной жизни (мораль, право, традиция).

Социальные нормы можно сгруппировать и по другим признакам, они могут подразделяться на правовые, моральные, политические, религиозные и др. Соблюдение социальных норм обеспечивается путем превращения внешних требований в потребность и привычку человека через его социализацию или применения различных санкций (правовых, общественных и др.) к тем, чье поведение отклоняется от принятых социальных норм [там же, 14].

Социальные нормы и отклонения от них в поведении человека представляют собой неотъемлемые факторы функционирования любого общества. Особенностью социальных норм для детей и подростков является то, что они выступают фактором воспитания, в процессе которого про исходит усвоение социальных норм и ценностей, вхождение в социальную среду, усвоение социальных ролей и социального опыта. В этом случае одной из важных функций воспитания выступает, ее управляющая функция, задачей которой является управление и организация обстоятельств, которые влияют на сознание и поведение детей и при этом обеспечивается нужный воспитательный эффект .

В социологической, психологической и педагогической литературе достаточно основательно проработаны проблемы детей с отклоняющимся поведением, разновидностями которого являются детский алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения и преступность. В научной педагогической литературе для этой категории детей используются различные термины: «трудный», «трудновоспитуемый», «ребенок не с девиантным, а социальным поведением» и др. Несмотря на некоторые тонкости в определении этих понятий, многие исследователи сходятся в одном - что в этом случае поведение ребенка не соответствует нормам и правилам, принятым в данном обществе.

Причины такого отклоняющегося поведения также достаточно хорошо изучены. Они связаны с трудностями подросткового переходного возраста, неопределенностью социального положения в обществе, нестабильностью развития страны, возникновением экстремальных ситуаций, из которых ребенок не может самостоятельно найти выход, и др.

Для оказания помощи таким детям создаются специализированные социально-педагогические службы. Дети, совершившие общественно опасные деяния и достигшие возраста одиннадцать лет, по решению суда с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии могут направляться в специальные школы или в специальные профессиональные учебные заведения, Среди детей, имеющих отклонения в социальном развитии, следует также выделить такую категорию, как дети, оставшиеся без попечения родителей. Это дети-сироты и так называемые «социальные сироты» - дети, которые имеют биологических родителей, но в силу разного рода обстоятельств не живут с ними. Для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, существуют специальные образовательные и социальные учреждения.

К ним относятся: дома-ребенка, детские дома, школы-интернаты, социально-реабилитационные центры помощи детям, социальные приюты и др.

Подводя итог вышесказанному, определим следующее: к педагогическим отклонениям следует относить отклонения в получении общего образования; отклонения в получении профессионального образования; к социальным отклонениям - сиротство; отклоняющееся поведение: алкоголизм, токсикомания, наркомания, проституция, беспризорность, безнадзорность, бродяжничество, правонарушения, преступность.

Следует подчеркнуть, что в реальности «чистых» отклонений, как правило, не бывает. Одно отклонение провоцирует другое, одна группа отклонений накладывается на другую. Социальные отклонения у ребенка обычно имеют в качестве причин и предпосылок отклонения в здоровье, психические и педагогические отклонения.

Кроме того, очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением. Так, если говорить о социальных отклонениях, то между нормальным типом поведения и отклоняющимся, отмеченным такими чертами, как безволие, чрезмерная активность, гнев и страх, резко выраженная внушаемость и др., располагается неизмеримое количество переходных ступеней от нормы к отклонению, Вследствие этого нет возможности провести четкую грань между естественным проявлением характера ребенка и отклонениями в нем.

Поэтому, с одной стороны, работа социального педагога должна быть направлена на профилактику отклонений, предупреждение нарушений определенных норм и правил, принятых в обществе, с другой - на реабилитацию детей, в развитии которых установлены те или иные отклонения.

девиантный подросток семья педагогический

1 .2 Влияние семьи на социализацию подростков

Проблема социализации подрастающей личности, вхождение личности в общество всегда находилось в поле зрения ученых различных направлений: философов, социологов, психологов, педагогов.

Как определялось ранее, социализация - процесс включения индивида в социальную практику, усвоение образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, приобретение им социальных качеств, необходимых для успешного функционирования и развития в данном обществе.

Важным этапом для социализации личности является подростковый и юношеский возраст.

Подростковый возраст завершает активный период социализации. Подростков еще называют тинэйджерами (teen- в английском это суффикс числительных от13 до 19. Age - возраст. Значит, в буквальном смысле teenager в переводе с английского - человек 13-19 лет). В этом возрасте происходят важные физиологические изменения (одно из них - наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к не обдуманному риску и не умение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности .

Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость - с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию - скрытому не повиновению родителям.

Трудности социализации в этот период связаны с тремя главными обстоятельствами:

Несовпадением между высоким уровнем притязаний (стремление стать героем, прославиться) и низким социальным статусом, который задан их возрастом;

Несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын и дочь всегда остается ребенком, и новых потенциальных возможностей тинэйджеров, заданных их психофизиологическим повзрослением;

Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимость от мнения и поведения сверстников .

Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично - с взглядами сверстников. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих тинэйджеров «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится [там же, 40].

Социальные статусы родителей и подростков по-прежнему несовместимы: родители зарабатывают на жизнь, несут моральную и правовую ответственность за детей и неприкосновенность имущества, участвуют в общественной и производственной жизни. Взрослые - собственники, распорядители, опекуны, производители, законодатели, потребители, защитники и т.д. А тинэйджеры экономически несамостоятельны, они все еще требуют социальной защиты и не выступают участниками правонарушений. Их ролевой диапазон крайне ограничен. Они не являются собственниками, распорядителями, производителями, законодателями. Они - лишь потребители. Хотя в правовом смысле они могут принимать жизненно важные решения, в психологическом плане тинэйджеры созрели для них. Но родители ограничивают их. В этом и заключается противоречие .

Во всех культурах семья является для ребенка основным социализирующим агентом.

Семья - важнейший фактор социализации подростка, хотя и отмечается падение её воспитательно - социализирующей роли. Именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить. В разных обществах семья занимает различное место по отношению к другим социальным институтам. Но в большинстве случаев именно семья является главным социализирующим институтом подростка. В большинстве традиционных обществ семья, в которой родился ребенок, почти полностью определяет его социальное положение на протяжении остатка жизни. Дети усваивают модели поведения своих родителей или представителей своего окружения. Для подростков крайне важно семейное окружение: характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье. Помимо образовательного уровня родителей, сильно влияет на судьбу подростков и юношей состав семьи и характер взаимоотношений между ее членами. Неблагоприятные семейные условия характерны для подавляющего большинства так называемых трудных подростков. Значительное влияние на личность подростка оказывает стиль его взаимоотношений с родителями, который лишь отчасти обусловлен их социальным положением. Вместе с тем весьма важны эмоциональный тон семейных взаимоотношений и преобладающий в семье тип контроля и дисциплины .

Обстоятельства социализации в семье могут быть чрезвычайно неблагоприятными для ребенка. Например, часть детей становится жертвами насилия или сексуальных посягательств со стороны родителей, старших детей или посторонних взрослых, а опыт такого рода оказывает тяжелое воздействие на всю последующую жизнь. Многие семьи в современной Российской Федерации являются неполными, что также негативно сказывается на социализации подростков.

Разумеется, вряд ли найдется много детей, которые бы совершенно некритично воспринимали мировоззрение родителей. Особенно это верно для нашего противоречивого мира, столь глубоко затронутого переменами. Более того, само существование разнообразных агентов социализации ведет ко многим расхождениям в мировоззрении подростков и родительского поколения.

Сегодня родительская семья остается важнейшим институтом социализации подростков. Однако семья уже не обладает той самодовлеющей ролью, на которую она претендовала в предшествующую эпоху. Родительский авторитет уже не является абсолютным, теперь на место запрета и принуждения приходит убеждение. Моральный авторитет поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу, особенно когда диапазон источников информации и выбор круга общения расширяется.

Таким образом, семья, представляет собой важнейший фактор социализации подростка, так как характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье.

1.3 Социально-педагогическая деятельность с семьёй по профилактике девиантного поведения подростков

Анализ международных документов по проблеме профилактики и преодоления девиантного поведения несовершеннолетних. Позволяет определить направления, содержание, методы и формы такой работы с несовершеннолетними с девиантным поведением. Согласно Конвенции о правах ребенка к несовершеннолетним должны применятся такие меры, как: наблюдение, опека. Надзор, консультативные услуги, назначение испытательного срока воспитания, а так же программы обучения и профессиональной подготовки и другие формы наблюдения, заменяющие надзор в учреждениях, с целью обеспечить такое обращение с ребенком, которое отвечало бы его благосостоянию, а также его положению и характеру преступления. «Минимальные стандартные правила ООН по осуществлению правосудия относительно несовершеннолетних», принятые 29 декабря 1985 года, этот перечень дополняют постоянным надзором, активной воспитательной работой либо помещением в семью, воспитательное учреждение или детский дом .

Прогрессирующая тенденция непрерывного роста различных проявлений девиантного поведения, их объективность и неизбежность ставят перед обществом, конкретной социальной службой и социальным педагогом в качестве основных задач поиск форм, методов и технологий работы с дезадаптированными подростками, концентрацию усилий, направленных как на реабилитацию ребенка, так и, что более необходимо, предупреждение отклонений от социальных норм, т. е. устранение условий, прямо или опосредованно оказывающих отрицательное воздействие на поступки и действия несовершеннолетнего. Поэтому в науке и практике получили широкое распространение две основные технологии работы с подростками девиантного поведения -- профилактическая и реабилитационная .

Профилактика -- это совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на предупреждение, устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода социальные отклонения в поведении подростков [там же, 109].

Под профилактикой в социальной педагогике понимаются прежде всего научно обоснованные и своевременно предпринятые действия, направленные на:

Предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных обстоятельств у отдельного ребенка или несовершеннолетних, входящих в группу социального риска;

Сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья ребенка;

Содействие ребенку в достижении социально значимых целей и раскрытие его внутреннего потенциала [там же, 110].

Другой технологией работы социального педагога с дезадаптированными подростками является их реабилитация.

Реабилитация -- это система мер, имеющих своей целью возвращение ребенка к активной жизни в обществе и общественно полезному труду. Этот процесс является непрерывным, хотя и ограничен временными рамками.

Следует различать различные виды реабилитации: медицинскую, психологическую, педагогическую, социально-экономическую, профессиональную, бытовую.

В настоящее время наиболее востребованными и эффективными в России считаются следующие основные направления социально-педагогической деятельности по профилактике и преодолению социально-негативных форм девиантного поведения детей и подростков:

1. Повышение роли семьи в профилактике социально-отклоняющегося поведения у детей.

2. Повышение воспитательной роли образовательных учреждений в предупреждении и преодолении девиантного поведения детей и подростков.

3. Развитие внешкольной системы консультирования и помощи семье и детям в преодолении девиантного поведения.

4. Развитие сети центров по преодолению социально-педагогических проблем детей, подростков, юношества; педагогической коррекции, педагогической реабилитации; медико-социально-педагогических по преодолению детского и юношеского алкоголизма, наркомании, а также реабилитации жертв насилия, социальной виктимологии.

5. Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния .

В рамках настоящего исследования целесообразно подробнее рассмотреть первое из перечисленных выше направлений.

При организации социально-педагогической деятельности с семьёй по профилактике девиантного поведения подростков исследователи рекомендуют в качестве основы использовать следующие принципы:

1. Необвинительность - вместо обличения, упреков, осуждений, даже вполне заслуженных - социально-педагогическая защита, создание платформы для выхода их кризиса.

2. Индивидуальный подход - решение конкретных проблем конкретной семьи, конкретного подростка в реальных жизненных условиях и в местах их пребывания.

3. Плотный и постоянный контакт с семьей в течение длительного времени.

4. Доверительные отношения между социальным педагогом и другими специалистами и членами семьи.

5. Построение отношений с семьёй на деловой основе, как сотрудничества.

6. Уважение норм и ценностей патронируемых .

Объектом воздействия социального педагога могут быть ребенок в семье, взрослые члены семьи и сама семья, в целом, как коллектив.

Деятельность социального педагога с семьей включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую .

Рассмотрим последовательно каждую из составляющих.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании.

Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей.
К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; ссоры родителей; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с детьми; применение физических наказаний и др.

Поэтому деятельность социального педагога предусматривает проведение широкого просвещения родителей по следующему кругу вопросов:

Педагогическая и социально-психологическая подготовка родителей к воспитанию будущих детей;

Роль родителей в формировании у детей адекватного поведения в отношении к сверстникам;

Взаимоотношения различных поколений в семье, методы педагогического воздействия на детей, формирования позитивных отношений между детьми и взрослыми;

Воспитание детей в семье с учетом пола и возраста;

Социально-психологические проблемы воспитания «трудных» подростков, проблемы отрицательного влияния безнадзорности и беспризорности на психику ребенка;

Сущность самовоспитания и его организации, роль семьи в руководстве процессом самовоспитания детей и подростков;

Поощрение и наказание в воспитании детей в семье;

Наиболее распространенные ошибки родителей в воспитании детей;

Особенности воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии;

Трудовое воспитание в семье, помощь ребенку в выборе профессии, проблемы выявления и развития профессиональных склонностей и задатков детей;

Организация режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

Подготовка детей дошкольного возраста к занятиям в школе;

Нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

Развитие представлений об общении в детском возрасте;

Причины и последствия детского алкоголизма, токсикомании, наркомании, проституции, роль родителей в имеющейся детской патологии, связь здоровья детей с асоциальными пристрастиями их родителей .

Наряду с передачей родителями такого рода знаний, социальные педагоги могут организовать еще и практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.

Социальными умениями, приобретенными в процессе практических занятий, могут быть: умение вести домашний бюджет, рациональное ведение домашнего хозяйства, навыки домоводства, правильного питания детей разных возрастов, навыки в области санитарии и гигиены, этики семейной жизни, культуры взаимоотношений между членами семьи, адекватного социального реагирования на проблемные ситуации и др.

Помощь в воспитании проводится социальным педагогом, в первую очередь, с родителями -- путем их консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала.

В условиях низкой мотивации обращения семей именно за социально-педагогической, психологической помощью необходимо применение такой формы работы с семьей, как патронаж - одна из форм работы социального педагога, представляющая собой посещение семьи на дому с диагностическими, контрольными, адаптационно-реабилитационными целями, позволяющая установить и поддерживать длительные связи с семьей, своевременно выявляя ее проблемные ситуации, оказывая незамедлительную помощь.

В нашей стране патронажный опыт работы существует и реализуется педиатрическими службами, территориальными центрами социального обслуживания пенсионеров и инвалидов. Но медицинские и хозяйственно-бытовые услуги не исчерпывают возможностей патронажа, в его рамках могут осуществляться различные виды образовательной, психологической, посреднической помощи, поэтому посещение семьи на дому является неотъемлемой формой работы и социального педагога .

Патронаж дает возможность наблюдать семью в ее естественных условиях, что позволяет выявить больше информации, чем лежит на поверхности. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов: принципа самоопределения семьи, добровольности принятия помощи, конфиденциальности, поэтому следует находить возможность информировать семью о предстоящем визите и его целях.

Патронаж может проводиться со следующими целями:

Диагностические: ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;

Контрольные: оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный); анализ хода реабилитационных мероприятий, выполнения родителями рекомендаций и пр.;

Адаптационно-реабилитационные: оказание конкретной образовательной, психологической, посреднической помощи .

Иной подход в отношении асоциальных семей, где обстановка не отвечает нуждам ребенка, а в ряде случаев, представляет опасность для его жизни. В этом случае социальный педагог, исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегает к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

Патронажи могут быть единичными или регулярными в зависимости от выбранной стратегии работы (долгосрочной или краткосрочной) с данной семьей.

С запланированной периодичностью проводятся патронажи семей, имеющих конкретные проблемы.

Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков .

Задачи работы с родителями состоят в следующем:

Осуществление информационно-просветительской работы с целью профилактики дисгармонии семейных отношений и нарушений в семейном воспитании;

Осуществление профилактической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и гармоничности семейных отношений в целом;

Осуществление комплексной коррекционной работы с семьей в целях восстановления здоровых взаимоотношений между ее членами и коррекции имеющихся отклонений в семейном воспитании .

Таким образом, социально-педагогическая работа с семьёй по профилактике девиантного поведения подростков включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков. Формами работы с семьёй являются: консультирование, патронаж, посещение семей на дому.

Заключение

Цель настоящего исследования заключалась в определении социально-педагогической роли семьи в предупреждении девиантного поведения подростков.

На основе теоретического анализа научно-педагогической литературы по теме исследования и анализе передового социально-педагогического опыта в области профилактики девиантного поведения подростков мы пришли к следующим выводам:

Норма - это общее правило, коему должно следовать во всех подобных случаях; образец или пример.

В социальной педагогике понятия «норма» и «отклонение» (несоответствие норме) позволяют выделить определенную точку отсчета, относительно которой можно уточнять причины, вызывающие те или иные отклонения, выяснять, каким образом они влияют на процесс социализации ребенка, и на основе этого строить практическую социально-педагогическую деятельность.

Социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Важным этапом для социализации личности является подростковый и юношеский возраст - 13-19 лет.

Семья - это малая группа, основанная либо на браке, либо на кровном родстве, либо на общности жилья и бюджета, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Семья - важнейший фактор социализации подростка, так как характер подростка, его взгляд на мир, ценности и нормы, принимаемые в качестве основных в процессе жизни у подростка, формируется именно в семье.

Социально-педагогическая работа с семьёй по профилактике девиантного поведения подростков включает три основных составляющих социально-педагогической помощи: образовательную, психологическую, посредническую. Целью работы с родителями является профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания как важнейший фактор, вызывающий отклонения в поведении детей и подростков. Формами работы с семьёй являются: консультирование, патронаж, посещение семей на дому.

Таким образом, роль семьи в предупреждении девиантного поведения подростка чрезвычайно велика, так как именно в семье закладываются основы социального воспитания, прививается понятие социальных норм поведения и именно в семье ребёнок начинает усваивать ценности и нормы общества, в котором он родился и в котором ему предстоит жить.

Список литературы

1. Азаров Ю. П. Семейная педагогика. -- М.: Академия, 2009.

2. Антонов А. И. Социология семьи: Учебник/ Под.ред. проф..-2-е изд. -М., 2010.

3. Антонова Л.Н. Дети группы риска как социально-педагогический феномен // Педагогика. - 2010. №9. С. 28-33.

4. Бардиан А.Н. Воспитание детей в семье. Психолого-педагогические очерки. - М.: КНОРУС, 2010.

5. Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог. Введение в профессию. - М.: Академия, 2009.

6. Белов В.Г. Проблемная семья как предиктор девиантного поведения у подростков // Ученые записки Санкт-Петербургского государственного института психологии и социальной работы. - 2010. Вып. №2. С. 43-46.

7. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. - М.: Галлея, 2008.

8. Василькова Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога. Учебное пособие для пед. вузов / Ю.В. Василькова. - М.: Академия, 2002. - 158 с.

10. Галагузова М.А., Галагузова Ю.Н., Штинова Г.Н., Тищенко Е.Я., Дьяконов Б.П. Социальная педагогика: курс лекций. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - М., Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

11. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования - 2008. №10. С. 186-189.

12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Речь, 2007.

13. Змановская Е.В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения).- М.: Олма-Пресс, 2008.

14. Зозырева Э.А. Как определить подростков группы риска // Профессиональное образование. Столица - 2010. №10. С. 40-41.

15. Калашкова Г. Социально-педагогическое сопровождение подростков девиантного поведения // Социальная педагогика. - 2010. №2. С. 44-47.

16. Качанова О.Б. Роль семьи и личностных особенностей подростков в генезисе девиантного поведения // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. Вып. №5. С. 33-38.

17. Курсоносова Л.И. Опыт работы с неблагополучными семьями и подростками с девиантным поведением // Работник социальной службы - 2011. №5. С. 51-79.

18. Мальцев С.Г., Немкина Э.А., Масалкина Т.Б. Социальный патронаж неблагополучных семей // Работник социальной службы. - М., 2008. -№1.- С. 46-50.

19. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика: учебник для вузов / Л.В. Мардахаев. - М.: Гардарики, 2009.

20. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов. - М: ACADEMIA, 1999.

21. Николаева Н.В. Научный анализ проблемы девиантного поведения детей: социально-педагогический подход. Среднее профессиональное образование. - 2010. №8. С. 39-42.

22. Смирнова Е.Э. Социальная норма и возможности ее измерения // Социологические исследования. - 2009. № 1. С. 12-18.

23. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2007.

24. Шульга Т.И. Технологии оказания помощи подросткам с девиантным поведением. Социальная педагогика. - 2010. №3. С. 109-121.

25. Энциклопедический социологический словарь / Под ред. Г.В. Осиповой. М.:ИСПИРАН, 2011.

Приложение

Рис. 1. Факторы социализации личности

Размещено на Allbest.ur

Подобные документы

    Характерные особенности переходного возраста. Предпосылки девиации в подростковом возрасте. Личностная характеристика "трудного" подростка. Формы проявления нарушений поведения, их характеристика. Методы профилактики девиантного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 24.03.2012

    Девиантное поведение как социально-педагогическая проблема. Причины и последствия девиантного поведения подростков. Особенности отдельных психических и социальных форм отклонений. Подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения подростков.

    дипломная работа , добавлен 11.12.2009

    Теоретические основы изучения девиантного поведения как социально-педагогической проблемы. Причины возникновения и развития девиантного поведения у девочек-подростков. Организация профилактической работы с девочками-подростками с девиантным поведением.

    курсовая работа , добавлен 02.01.2013

    Психолого-педагогические особенности подросткового возраста. Возможности педагогической профилактики отклоняющегося поведения подростков в работе социального педагога. Взаимодействие семьи, школы и микросоциума по предупреждению девиантного поведения.

    дипломная работа , добавлен 06.02.2014

    Теоретико-методологические основы изучения девиантного поведения подростков. Результаты адекватного или искаженного отражения в сознании и поступках людей. Противоречие между биологической и социальной незрелостью подростков, реакция увлечения и хобби.

    дипломная работа , добавлен 22.07.2011

    Существование взглядов относительно различных форм девиантного поведения. Проблема девиантного поведения. Девиантное поведение подростков – распространённый феномен, присущий процессу социализации и зрелости. Психологические факторы трудновоспитуемости.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2009

    Понятие "дети группы риска" в педагогике и психологии. Взаимодействие социальной среды и личности. Семья как институт социализации. Стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков.

    дипломная работа , добавлен 22.10.2012

    Характеристика факторов, способствующих развитию девиации у подростков. Основные направления по организации социально-педагогической коррекции отклоняющегося поведения. Разработка системы воспитательных мероприятий по исправлению девиантности школьников.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2012

    Профилактика подростков как социально-педагогическая проблема. Наркотизация подростков как форма девиантного поведения. Основные профилактические методы, сущность процесса и основные приемы предупреждения наркомании у подростков в условиях школы.

    дипломная работа , добавлен 24.06.2015

    Особенности аддиктивного поведения подростков. Психологическое тестирование с целью определения у подростков признаков аддиктивного поведения (уровня употребления психоактивных веществ - алкоголя, табака), направления профилактической работы.

1.7 Роль родителей в возникновении и формировании девиантного поведения подростков

Кроме сознательного, целенаправленного воспитания, которое обеспечивают ребенку родители, на него воздействует вся внутрисемейная атмосфера, причем эффект этого воздействия гораздо превышает все остальное. Оно начинается с младенческого возраста, когда ребенка еще не воспитывают серьезно, когда он еще не может осознавать ни свое социальное положение, ни материальный уровень своей семьи, но когда он уже может воспринимать ласку, нежность, заботу своих родителей. Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому он является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, в частности на формирование его поведения.

На возникновение адекватных или неадекватных паттернов поведения ребенка влияют стили родительского воспитания, а также особенности взаимодействия между матерью и отцом.

Рассмотрим стили родительского воспитания, влияющие на формирование личности и определяющие те или иные психологические характеристики ребенка.

Гипопротекция. Этому типу воспитания характерно отсутствие внимания к ребенку, приводящее к безнадзорности. Мир ребенка не интересует родителей, или интерес есть, но чисто формальный (скрытая гипопротекция). Родители не обращают внимания на нарушения, допускаемые ребенком (потворствующая гипопротекция). Приводит к неадекватному формированию и слабому функционированию суперэго, дети лишены опыта ответственности, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам и проявить тенденции к девиантному поведению.

Гиперпротекция. Родители уделяют ребенку очень много времени и сил. Фактически воспитание становится для них смыслом всей жизни. Гиперопека выражается в стремлении родителей окружить ребенка повышенным вниманием, во всем защищать его, даже если в этом и нет реальной необходимости, сопровождать каждый его шаг, предохранять от мнимых опасностей, беспокоиться по поводу и без повода, удерживать ребенка возле себя, «привязывать» его к своим настроениям и чувствам, требовать от него определенных поступков. Как правило, забота нужна не столько детям, сколько самим родителям, восполняя у них нереализованную и нередко невротически заостренную потребность в привязанности и любви. Стремление матери «привязать» к себе ребенка имеет в своей основе и выраженное чувство беспокойства или тревоги. Гиперопека может быть мотивирована как тревогой, вызванной одиночеством родителей, так и инстинктивными опасениями, что с ребенком может случиться несчастье. Такой тип семейных отношений чреват развитием инфантильного эго у ребенка.

Эмоциональное отвержение (крайний вариант – материнская депривация). Такой стиль воспитания характеризуется недостаточным стремлением родителя к удовлетворению потребностей ребенка. Чаще всего страдает потребность ребенка в эмоциональном контакте с родителями. Ребенок чувствует, что им тяготятся, что он – обуза, без него было бы лучше. При латентном варианте такого стиля родители выполняют обязанности, но для них это лишь обязанности, а не ценности. Может сформироваться реакция аутизма, ребенок замыкается. Также может способствовать развитию «ложного я».

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности. Характерно для родителей, которые переживают проблему, связанную с нереализованными аспектами собственной жизни. Ребенок связывает выражение любви, внимания, необходимое присутствие и участие родителей с теми достоинствами и качествами, которые они хотят в нем видеть. Ребенок переживает конфликт, основанный на противоречии собственных желаний и потребностей интроецированным родительским ожиданиям. Такое воспитание в конечном итоге искажает естественный процесс индивидуации, обостряя переживание ребенком сепарационной тревоги, что в каждом индивидуальном случае принимает индивидуальную форму и выражение . Не исключены и отклонения поведения, особенно в подростковом возрасте.

Условия жестких взаимоотношений («спартанское воспитание»). Родители, как правило, отдают приказания и ждут, что они будут в точности выполнены, они закрыты для постоянного общения с детьми. Устанавливают жесткие требования и правила, не допускают их обсуждения. Позволяют детям лишь в незначительной степени быть независимыми от них. Дети, в результате такого взаимодействия, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Такое воспитание может привести к формированию ослабленного, уязвимого эго; суперэго представляет собой интернализированный образ жестко регламентирующего, подавляющего и наказывающего родителя. Чувства подавленности, вины и стыда оказываются наиболее готовой, сформированной реакцией на жизненные события .

Далее, исследуя проблему отклоняющегося поведения в рамках психоаналитической теории, целесообразно анализировать не столько процессы реального межличностного взаимодействия, сколько их интрапсихическую динамику, «диалог» структур эго и суперэго. Нормальное развитие эго зависит от того, сумеет ли оно сбалансировать требования суперэго и процессы сепарации-индивидуации Я, и какими чувствами будет сопровождаться этот процесс. Инфантильное эго реагирует суженным спектром поведенческих и аффективных реакций субдоминантного типа независимо от интра- или экстрапунитивной направленности. Это реакции тревоги, вины, страхи наказания, мазохистические реакции нанесения себе телесного или морального ущерба (самонаказания), искупления вины, угодливой уступчивости. Согласием с родительской инстанцией эго удается обеспечить себе позитивную самооценку, но дорогой ценой, расплачиваясь потерей самоуважения, зависимостью и поворотом агрессии против себя. Возможные девиации, в этом случае – инфантилизм, конформизм в асоциальных группах, алкоголизм, наркотизация, суицидальные тенденции.

Более активная позиция эго включает прямые реакции вызова, неповиновения, обесценивания авторитетов, требования поддержки, одобрения. В более сложных формах эго предпринимает специальные маневры с целью смягчения внутреннего напряжения: провокации наказания, рационализации, замещения, перемещение ответственности за содеянное на других; вымещение и проекция на реальных других, похожих на родительские фигуры, чувств, адресованных им.

Родительская неприязнь или условное приятие способствует развитию «ложного я», когда под маской демонстрируемого нереалистически идеализированного и грандиозного Я находится истинное – ослабленное и беспомощное, но реальное, аутентичное Я. Активно используются такие защиты, как отрицание, проекция, замещение. Возможные девиации – агрессивность, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, самоповреждения и суициды.

Для родителей, переживающих конфликт, связанный с дезорганизацией отношений в сфере супружеского взаимодействия характерен иной бессознательный сценарий взаимоотношений с ребенком. В соответствии с ним ребенок рассматривается одним из родителей как объект, отношения с которым иллюзорно (на символическом уровне) компенсируют фрустрированные в этой области потребности. Определяет специфику отношения родителей к ребенку конфликт влечений либидо и влечений эго (бессознательного желания и цензуры способов его удовлетворения). В результате проблема отношений с ребенком (проблема ложных, мистифицированных связей, искажающих подлинную близость в отношениях детей и родителей) является эпифеноменом переживаемого на субъективном уровне конфликта.

Определенные спецификой описанного выше родительского конфликта особенности внутрисемейного взаимодействия, а именно отношения между отцом и матерью, оказывают определяющее влияние на развитие и качество установки ребенка, определяющей его полоролевую идентичность. При этом характер переживаемого одним из родителей конфликта, определяющего специфическое восприятие и отношение к ребенку, является причиной формирования и развития компенсаторной (защитной) фемининности/маскулинности. Последняя в большей степени является результатом отсутствия или ограничения поддерживающей и развивающей идентификации с сильной и ценимой личностью одного из родителей и зачастую искусственно созданной оппозиционной установки по отношению к нему .


Список использованной литературы

1. «Психология личности в трудах отечественных психологов», хрестоматия, сост. Куликов Л. В., «Питер», 2000г.

2. Выготский Л. С. «Психология», Москва, «Эксмо-пресс», 2000г.

3. Выготский Л. С. «Орудие и знак в развитии ребенка». Собр. соч.: в 6 т. Москва, 1984 г.

4. «Психология развития», хрестоматия, «Питер», 2001г.

5. «Психология конфликта», хрестоматия, сост. Гришина Н. В., «Питер», 2001г.

6. «Возрастная психология», хрестоматия, под ред. Мухиной В. С., Хвостова А. А., Москва, «Академия», 2001 г.

7. Кондратьев М. Ю. «Подросток в замкнутом круге общения», Москва, 1997 г.

8. Кон И. С. «Психология ранней юности», Москва, «Просвещение», 1989 г.

9. Фейдимен Д., Фрейджер Р. «Личность: теории, эксперименты, упражнения»,

10. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Москва, 1984 г.

11. Обухова Л. Ф. «Возрастная психология», Москва, Российское педагогическое агентство, 2000 г.

12. Божович Л. И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», Москва, 1968 г.

13. Петровский А. В. «Психология развивающейся личности», Москва, Педагогика, 1987 г.

14. Мухина В. С. «Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество» Москва, «Академия», 2000 г.

15. Личко А.Е. «Психопатии и акцентуации у детей и подростков», Л., Медицина, 1983 г.

16. Ганнушкин П.Б. «Клиника психопатий, их статика, динамика, сис­тематика», Н. Новгород, Изд-во НГМА., 2000 г.

17. З. Фрейд, «Психоанализ», Донецк, «Сталкер», 1999 г.

18. А. Фрейд «Детский психоанализ», «Питер», 2003 г.

19. А. Фрейд, «Лекции по детскому психоанализу», Москва, «Эксмо», 2002 г.

20. Э. Эриксон «Идентичность: юность и кризис», Москва, «Прогресс», 1996 г.

21. Э. Эриксон, «Детство и общество», Санкт-Петербург, «Речь», 2002 г.

22. А. Адлер, «Практика и теория индивидуальной психологии», «Питер», 2003г.

23. М. Кляйн, С. Айзекс, Дж. Райвери, П. Хайманн «Развитие в психоанализе», Москва, Академический проект, 2001 г.

24. М. Кляйн, «Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников», Санкт-Петербург, Б.С.К., 1997 г.

25. Дж. Браун, «Психология Фрейда и постфрейдисты», Москва, «Рефл-бук», 1997 г.

26. Дж. Боулби, «Привязанность», Москва, «Гардарики», 2003 г.

27. Л. Хьелл, Д. Зиглер, «Теории личности», «Питер», 3-е международное издание, 2001 г.




Классов. Численный состав группы (20 человек) связан с количеством учащихся в экспериментальной группе. Представленные этапы являются психолого-педагогическими условиями предупреждения девиантного поведения подростков. После профилактической работы подростки еще раз диагностировались по тем же методикам. Затем полученные результаты обрабатывались, обобщались и анализировались. Проводилась...

Патологическим стремлением к самоутверждению или гедонистическими тенденциями, § нарушение психологических адаптивных механизмов. § ориентация на референтную группу более старших и стеничных сверстников с девиантным поведением. Почти у 2/3 зависимых лиц в доаддиктивном периоде констатируются личностные девиации, чаще встречающиеся в форме психопатий и реже – в форме акцентуаций характера...



Которые были ограничены или нарушены по каким-либо причинам. Именно таким образом можно кратко охарактеризовать современные технологии социальной работы с детьми с девиантным поведением. Далее мы исследовали такую технологию социальной работы, как социальное проектирование и получили следующую картину этого процесса: собственно социальное проектирование можно условно подразделить на 4 этапа, это...