Для детей дошкольного возраста характерны некоторые особенности эмоционального развития:

— освоение социальных норм выражения чувств;

— изменение роли эмоций в его деятельности, формирование эмоционального предвосхищения;

— развитие чувств, они становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;

— формирование высших чувств — интеллектуальных, этических, нравственных.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравится, на что он сердит или чем огорчен.

По мере роста маленького человека его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых (страха, радости и др.) он переходит к более сложной гамме чувств: восторгается, удивляется, сердится, ревнует, грустит.

Меняются и внешнее проявление эмоций, форма выражения тончайших оттенков переживаний: при помощи взглядов, улыбок, жестов, интонаций, движений и т.п.

Уже на ранних стадиях психического развития закладываются сопереживание, эмоциональная чувствительность. Развитие эмпатии включает в себя три компонента:

— когнитивный (я знаю, что может чувствовать другой в этой ситуации);

— эмоциональный (я сочувствую ему);

— поведенческий (я делаю что-то, что ему поможет, улучшит его состояние).

В нашей повседневной жизни все три компонента слиты: например, мы видим плачущего малыша. Мы знаем (когнитивный компонент), что он испытывает обиду, страх или боль и т.п.; нам его жалко (сочувствие — эмоциональный компонент); мы его успокаиваем (выясняем причину и пытаемся ее устранить — поведенческий компонент).

Однако развитие личности дошкольника невозможно без создания благоприятной обстановки (в частности, благоприятной обстановки в ДОУ).

Социально-эмоциональное, личностное развитие — процесс передачи и дальнейшего развития социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов: культурных навыков, специфических знаний, ролевого поведения (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность) и социальных качеств (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость). Все эти компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи. По нашим наблюдениям, изменения в одном из них неизбежно влекут за собой изменения и в остальных трех. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения: негативным ярким эмоциональным реакциям (тревожность проявляется агрессивностью) и устойчивым негативным отношением к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения). Ниже приведена поясняющая схема.

В рамках психопрофилактической работы с детьми были поставлены и решались следующие задачи:

— повысить адаптационные возможности организма ребенка к окружающей среде: выработать устойчивость к тревожащим ребенка ситуациям, укрепить его самооценку, уверенность в себе. Постепенно подготовить тревожного ребенка против будущих поражений: осторожное введение неудач в его личный опыт через значимые для него различные игры; принятие собственной личности;

— формировать коммуникативные навыки в общении «ребенок — ребенок»:

а) обучить выходу из конфликтных ситуаций, позитивному взаимодействию, общению,

б) научить слушать себя и других, управлять своим поведением,

в) развивать произвольность, самостоятельность;

— заниматься социально-эмоциональным развитием (социальное доверие, сензитивность);

— использовать в созданной мастерской педагогического общения по построению новых форм взаимодействия с детьми (для родителей и воспитателей ДОУ) личностно-ориентированную модель общения; развивать познавательные способности;

— создавать благоприятную развивающую образовательную среду;

— создавать условия для воспитания и обучения, игровой деятельности.

Основные потребности, характерные для ребенка-дошкольника:

— в положительных эмоциях, любви, признании;

— общении (со взрослыми и сверстниками), сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, его уважении, в общественно-значимой деятельности;

— новых впечатлениях, знаниях; умении чувствовать себя компетентным;

— оценке результатов своей деятельности взрослым;

— соответствии положительному нравственному эталону.

Разработанная нами система занятий базируется на нескольких основных положениях:

— расширение субъективной безопасности ребенка за счет включения его в новые типы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;

— стимуляция творческой активности, инициативности и самостоятельности ребенка как средства снятия «барьера тревожности».

Основные направления программы

♦ Чувствование (чувства в ситуации удачи-неудачи, зрительные, осязательные впечатления, мимика, пантомимика, самовыражение, чувство цвета).

♦ Познание (воображение, мышление, аналогии, противоположности).

♦ Общение и речь (лексика, обогащение словаря, актуализация, развитие фонетико-фонематического слуха и др.).

♦ Поведение (принятие правил, следование им, взаимодействие и др.).

♦ Воображение, творческое мышление.

♦ Воля (произвольность, саморегуляция и др.).

♦ Развитие моторики (активизация моторики, движение и устойчивость руки).

Методические приемы:

— создание ситуации безопасности, доверия;

— эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения, поощрения;

— поддержка ребенка в ситуации неудачи; одобрение поведения, создание ситуации успеха; поощрение, комплимент, констатация успеха;

— игнорирование нежелательного поведения;

— анализ игровой ситуации; обмен мнениями, рефлексия занятия;

— ролевое проигрывание ситуаций; анализ образцов поведения сказочных героев;

— придумывание терапевтических сказок;

— использование приема антропоморфизма («очеловечивание» животных, предметов);

— прослушивание аудиозаписей, музыки медитативной и для релаксации, «звуков природы» и др.

Цикл развивающих занятий построен в форме мини-тренингов. При этом используется интегративный подход как самый эффективный и целесообразный, с большим числом различных техник: арт-, игровые, элементы психодрамы, творческая переработка игры, телесно-ориентированные техники (форма проведения — групповая, 8—10 чел.).

Говоря о гармоничном развитии ребенка, мы подразумеваем гармонию эмоциональной сферы и интеллекта. Только тогда ребенок будет гармонично развиваться, когда будет соблюдаться иерархия развития высших психических функций (ВПФ) и учитываться согласованное развитие этих двух систем: эмоциональной и интеллектуальной. Поэтому, наряду с акцентом на развитие психических функций, интеллектуальное развитие (в основе которого лежит умственное развитие), необходимо сделать акцент и на личностном развитии, эмоциональной сфере ребенка (приложение).

Известно, что истоки формирования личности лежат в дошкольном детстве — это наиболее сензитивный период для формирования базовых положительных качеств личности, необходимых для развития механизмов межличностного взаимодействия. Мы считаем, что в целях сохранения психологического здоровья детей целесообразно начинать работу в этом направлении уже в детском саду, пока ребенок еще мал (ведь с возрастом многие проблемы усугубляются). Важнейшие показатели личностного роста ребенка, его адаптивных возможностей — эмоциональное благополучие, сформированность самооценки, средний уровень тревожности, соответствующий естественной допустимой норме. Способность ребенка правильно оценивать свои возможности в различных аспектах деятельности и ориентироваться в реалиях жизни обеспечивает ему более высокую приспособляемость к требованиям окружающей среды, снижает риск внутриличностных и межличностных конфликтов.

Известно, что самооценка ребенка формируется под влиянием оценки со стороны значимых взрослых из ближайшего окружения. Причины формирования заниженной либо завышенной самооценки и возникновения тревожности в дошкольном возрасте различны, но основную мы бы назвали — нарушение детско-родительских отношений.

ТРЕВОЖНОСТЬ

Данная индивидуальная психологическая особенность проявляется в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям, состоянию тревоги, повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые к этому не располагают. Тревожность — устойчивое состояние, рассматриваемое как личностное образование и/или свойство темперамента, обусловленное слабостью нервных процессов.

Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка дает психологу эмоциональный фон дошкольника: положительный или отрицательный. Так, если ребенок почти не улыбается, подавлен, безынициативен, если он не играет со сверстниками, у него наблюдается плохое настроение или отмечаются постоянное беспокойство, раздражительность, трудности концентрации внимания на чем-либо. Если выявляются мышечное напряжение, нарушения сна и т.п., то эмоциональный фон ребенка отрицательный. Одной из причин такого эмоционального состояния может быть проявление повышенного уровня тревожности.

Состояние психологического дискомфорта или эмоционального неблагополучия у детей до 3 лет взрослому несложно заметить: у ребенка будут повышена общая и вегетативная возбудимость, нарушен сон, аппетит, возможны желудочно-кишечные расстройства. Такой соматовегетативный уровень реагирования — ведущий на раннем возрастном этапе.

Если по каким-то причинам ребенку-дошкольнику плохо (чаще всего причины негативных эмоциональных состояний в дошкольном возрасте — депривация потребности общения в семье или со сверстниками), то у него могут развиться психомоторное возбуждение, возникнуть тики, заикание или же подавленное заторможенное состояние. Данный уровень реагирования обусловлен наиболее интенсивной дифференциацией корковых отделов двигательного анализатора в этом возрасте, здесь включается динамический, двигательный тип реагирования. В ответ на дискомфортное состояние он может давать сложные дифференцированные реакции.

Эмоционально-сенсорный тип реагирования складывается у ребенка примерно к семи годам и будет проявляться в страхах, высоком уровне тревожности. Если же реагирование уходит в область переживаний, то возникают неврозы и невротические реакции. У ребенка, не позволяющего себе эмоционального реагирования с поведенческим компонентом, как правило, формируются: дискине- зии, энурезы, сердечные аритмии и др.

Факторы, влияющие на возникновение повышенного уровня тревожности, — природные особенности (тип темперамента) и социальные факторы.

Причины тревожности

Способы общения родителей, воспитателей (значимых взрослых) с ребенком. Воспитание в семье по типу гиперпротекции (чрезмерная забота, мелочный контроль, большое число ограничений и запретов, постоянное одергивание). В этом случае общение ребенка со взрослым будет носить авторитарный характер. Ребенок будет не уверен в себе и своих силах, постоянно бояться отрицательной оценки, негативного отзыва о себе, беспокоиться, что сделает что-нибудь не так.

Сочетание гиперопеки в семье с симбиотическим типом воспитания. Крайне близкие отношения ребенка с одним из родителей, обычно с матерью. Это эгоцентрический тип воспитания (ребенок — кумир семьи, как правило, единственный ребенок в семье); тревожно-мнительное воспитание. В этом случае общение взрослого с ребенком может быть как авторитарным, так и демократическим. К установлению таких отношений есть склонность у тревожных, мнительных, неуверенных в себе родителей. Установив тесный эмоциональный контакт с ребенком, такие родители заражают его своими страхами.

Внутренний конфликт у ребенка, вызванный следующими причинами:

— противоречивыми и чрезмерными требованиями, предъявляемыми родителями, воспитателями;

— непоследовательными требованиями со стороны родителей, воспитателей;

— негибким подходом взрослых к ситуации, связанной с ребенком;

— неадекватными требованиями (чаще завышенными: постоянная ориентация ребенка на высокие достижения или лидирующее положение); у детей, испытывающих неуспех, появляется высокая тревожность;

— негативными требованиями, которые унижают ребенка, ставят его в зависимое положение.

Чрезмерно жестокие и высокие требования к ребенку со стороны взрослых могут вызвать ситуацию хронической неуспешности из-за расхождения между его реальными возможностями и завышенными требованиями.

Ориентация детей в процессе общения не на сам процесс, а на его результат.

Тенденция формирования самооценки ребенка как заниженной, так и завышенной. Это может быть связано с тем, что у детей формируется способность оценивать себя не по результатам деятельности, а по затраченным усилиям и как следствие — возникновение тревожности.

Частые упреки со стороны взрослых, вызывающие чувство вины.

Например, реплика: «Ты так ужасно себя вел, что у всех разболелась голова!» Постепенно ребенок начинает бояться оказаться виноватым.

Сложившиеся взаимоотношения между окружающими взрослыми. В семьях с доброжелательными отношениями дети менее тревожны, чем в семьях, где часто возникают конфликты.

Отрицательное отношение к ребенку, эмоциональное его неприятие близким человеком. Внутренний конфликт ребенка также очень часто соотносится с осложнениями во взаимоотношениях с родителями, воспитателями и сверстниками.

Затруднения в общении с другими детьми, неэффективные способы общения со сверстниками. Эмоциональное неблагополучие, связанное с затруднениями в общении с другими детьми, может приводить к двум типам поведения:

— негативные яркие эмоциональные реакции (тревожность проявляется через агрессивность);

— устойчивое негативное отношение к общению (сдержанная реакция, обособленность, избегание общения).

Индивидуальные особенности ребенка, специфика его внутреннего мира: впечатлительность, восприимчивость; склонность к беспокойству, неуверенность, робость; часто тревожность усиливается под влиянием переутомления.

Невроз или другие психические расстройства. В этих случаях необходима помощь специалистов.

Недостаточный уровень физиологической и интеллектуальной зрелости.

Работа по преодолению тревожности ведется в детском саду психологом вместе с другими специалистами учреждения и родителями. Она требует от всех участников, включенных в педагогический процесс, осторожности, деликатности, тактичности.

Что же позволяет человеку, в частности маленькому ребенку, проявлять жизнестойкость, инициативу, творчество? Что дает ему силы для активности, сохранения душевного комфорта, радостного проживания каждого дня, противостояния сложным условиям, оптимизма? Можно ли помочь человеку с детства находить опору в себе самом?

Мы решили сформировать устойчивость ребенка к некоторым неблагоприятным воздействиям, развивая его определенные качества с учетом основных потребностей.

Основные потребности, характерные для ребенка-дошкольника:

— в любви, признании;

— общении (в частности со сверстниками);

— сотрудничестве, взаимопонимании и сопереживании взрослого, в его уважении;

— положительных эмоциях;

— новых впечатлениях, знаниях, осознании своей компетентности;

— общественно значимой деятельности;

— осознании соответствия положительному нравственному эталону.

Принцип воспитания и развития должен строиться в отношении к ребенку как к единственному и неповторимому. Чтобы понять сущность личности, по словам C. Л. Рубинштейна, надо попытаться ответить на несколько вопросов.

Что хочет человек (ребенок)?

Что может?

Что он есть и что собой представляет (характер, который определяет нравственное и волевое отношение к окружающему миру)?

Что он чувствует?

Следует учитывать, что на ребенка оказывает влияние каждая секунда протекающего времени. Ему необходимо дать шанс, возможность осуществления самого себя, дать почувствовать, что у него все в порядке и в него верят. Так «нарабатываются» психологическое здоровье ребенка, благополучное развитие его личности.

Формирование психических процессов и личности ребенка в целом — процесс сложный, требующий совместных усилий как педагогов, так и родителей. Помимо проработки упражнений, игр, заданий на психологических занятиях, воспитатели детского сада, по рекомендации психолога, включают в содержание познавательных занятий психологические игры: особенно игры-ритуалы на начало — конец занятия, для настроя вхождения в занятие, динамической паузы.

Социально-эмоциональное, личностное развитие — процесс передачи и дальнейшего развития человеком социокультурного опыта, накопленного человечеством. Этот опыт представлен в структуре личности неповторимым сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

— культурные навыки;

— специфические знания;

— ролевое поведение (поведение в конкретной ситуации, социальная компетентность);

— социальные качества (сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптивность, открытость и социальная гибкость).

Все компоненты социального развития находятся в тесной взаимосвязи, и изменения в одной из них неизбежно влекут за собой изменения и в остальных трех компонентах.

Жизнь человека насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Все эмоции и чувства, которые он испытывает - виды его субъективного отношения к действительности, переживания им того, что оказывается непосредственно в поле его восприятия.

Эмоции и чувства – понятия синонимичные, но не равнозначные.

Эмоции – это реакция человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску.

Чувства – это своеобразно выраженное переживаемое человеком отношение к окружающей действительности.

Эмоции играют важную роль в жизни детей.

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний. А для ребенка эта задача становится еще более трудной. Дети не всегда понимают свои даже простые эмоции, тем более им трудно осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связи с внешним миром.

История изучения эмоций дошкольников в российской психологии переживала период взлета, большого интереса и фундаментальных трудов, связанных с именами И.А. Сикорского, Н.Я. Грота, Н.Н. Ланге, В.В. Зеньковского.

И.А. Сикорский в своей книге «Воспитание в возрасте первого детства» писал: «Достоверно только то, что чувства и аффекты появляются у детей значительно раньше, чем другие виды психических функций (например, воля, рассудок), и в известную пору составляют самую выдающуюся сторону их душевной жизни»

Психолог и педагог, богослов и философ В.В.Зеньковский в своей книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка. Эмоции, по В.В.Зеньковскому, - это, прежде всего сама естественность поведения ребенка, непосредственность, грация и свобода.

Психолог Л.С. Выготский в «Педагогической психологии» писал: «Можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать».

А.В. Запорожец в одной из своих работ, посвященных изучению эмоций у детей дошкольного возраста, напомнил о сравнении эмоций с Золушкой, сделанном Н.Н. Ланге, и отметил весьма ограниченные результаты работ в этой области. А.В. Запорожец подчеркнул, что для психологических исследований эмоций характерна потеря предмета изучения. Замечая, что «психология без учения об эмоциях не много стоит», ученый указывал на необходимость развертывания фундаментальных исследований в области детских эмоций.

Проблема эмоций отражена в научных исследованиях Л.И. Божович, М.С. Неймарк, В.К. Вилюнаса, Я. Рейковского и др.

Большое значение проблеме эмоциональных переживаний в психическом развитии ребенка придавала Л.И. Божович.

В последнее время проблема эмоций и чувств человека, как базис его душевной жизни стали предметом серьезных теоретических обсуждений психологов и педагогов, таких как В.П.Зинченко, А.Б.Орлова, С.Д.Смирнова и др.

Говоря о развитии эмоций в дошкольном детстве, Г.А.Вартанян и Е.С. Петров в работе «Эмоции и поведение» отмечают, что основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее, остаются трудно контролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д. Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника. Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций - интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнения его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга. Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

Освоение социальных форм выражения эмоций;

Формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

Благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

Эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Более подробно рассмотрим развитие эмоциональной сферы детей шестого года жизни.

Ребенок шестого года существо эмоциональное: чувства господствуют над всеми его сторонами жизни, придавая им особую окраску. Он полон экспрессии – его чувства быстро и ярко вспыхивают. Ребенок, конечно, уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы. Но это происходит в том, случае, когда это очень и очень надо. Наиболее сильный и важный источник переживаний ребенка – его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Потребность в положительных эмоциях со стороны других людей определяет поведение ребенка. Эта потребность порождает сложные многоплановые чувства: любовь, ревность, сочувствие, зависть и др.

Когда близкие взрослые любят ребенка, хорошо относятся к нему, признают его права, постоянно внимательны к нему, он испытывает эмоциональное благополучие – чувство уверенности, защищенности. В этих условиях развивается жизнерадостный, активный физически и психически ребенок. Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям. Именно в условиях взаимной любви в семье ребенок начинает учиться любви сам. Чувство любви, нежности к близким людям, прежде всего к родителям, братьям, сестрам, дедушкам и бабушкам, формирует ребенка как психологически здоровую личность.

Если оценивать особенности чувств ребенка шестого года жизни, то надо сказать, что в этом возрасте он не защищен от всего многообразия переживаний, которые у него непосредственно возникают в повседневном общении с взрослыми и сверстниками. Его день насыщен эмоциями. В одном дне вмещаются переживания возвышенной сорадости, постыдной зависти, страха, отчаяния, тонкого понимания другого и полного отчуждения. Ребенок шестого года жизни – пленник эмоций. По каждому поводу, который подбрасывает жизнь - переживания. Эмоции формируют личность ребенка.

Эмоции утомляют его до полного изнеможения. Устав, он перестает понимать, перестает выполнять правила, перестает быть тем хорошим мальчиком (или девочкой), тем хорошим малышом, которым может быть. Он нуждается в отдыхе от своих собственных чувств.

При всей подвижности эмоций и чувств ребенка шестого года жизни характеризует увеличение «разумности». Это связано с умственным развитием ребенка. Он уже может регулировать свое поведение. В то же самое время способность к рефлексии может привести не к развитию душевных качеств, а к демонстрации их для получения от этого своеобразных дивидендов – восхищения и похвалы окружающих.

Таким образом, подводя итог вышесказанного можно сделать выводо том, что пять- семь лет – это возраст, когда ребенок начинает осознавать себя среди других людей, когда он отбирает позицию, из которой будет исходить при выборе поведения. Эту позицию могут строить добрые чувства, понимание необходимости вести себя так, а не иначе, связанные с этим совесть и чувство долга. Но позицию могут строить и эгоизм, корысть, расчет. Ребенок шестого года жизни не так наивен, неопытен, непосредственен, как это кажется. Да, у него мал опыт, его чувства опережают разум. Но при этом он уже занял определенную позицию по отношению к взрослым, к пониманию того, как надо жить и чему следовать. Внутреннее отношение ребенка к людям, к жизни – это, прежде всего, результат влияния взрослых, его воспитывающих.

Эмоциональное развитие дошкольника связано прежде всего с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важнейшим изменением в мотивационной сфере выступает возникновение общественных мотивов, уже не обусловленных достижением узколичных утилитарных целей. Поэтому интенсивно начинают развиваться социальные эмоции и нравственные чувства, в преддошкольном возрасте отсутствовавшие или наблюдавшиеся в зачаточном состоянии. К изменениям в эмоциональной сфере приводит установление иерархии мотивов. Выделение основного мотива, которому подчинена целая система других, стимулирует устойчивые и глубокие переживания. Причем они относятся не к ближайшим, сиюминутным, а достаточно отдаленным результатам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются не тем фактом, который непосредственно воспринимается, а глубоким внутренним смыслом, который этот факт приобретает в связи с ведущим мотивом деятельности ребенка. Чувства теряют ситуативность, становятся более глубокими по смысловому содержанию, возникают в ответ на предполагаемые мысленные обстоятельства (П.М. Якобсон). У дошкольника формируется эмоциональное предвосхищение, которое заставляет его переживать по поводу возможных результатов деятельности, предвидеть реакцию других людей на его поступки. Поэтому роль эмоций в деятельности ребенка существенно изменяется. Если раньше ребенок испытывал радость оттого, что получил желаемый результат, то теперь он радуется потому, что может этот результат получить. Если раньше он выполнял нравственную норму, чтобы заслужить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.

Постепенно дошкольник начинает предвидеть не только интеллектуальные, но и эмоциональные результаты своей деятельности. Предполагая, как обрадуется мама, он делает ей подарок, отказываясь от привлекательной игры. Именно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии - выражение чувств с помощью интонации, мимики, пантомимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «открыть» их для себя.

Таким образом, с одной стороны, развитие эмоций обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой - эмоциональное предвосхищение обеспечивает это соподчинение.

Изменения в эмоциональной сфере связаны с развитием не только мотивационной, но и познавательной сферы личности, самосознания. Включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они становятся более осознанными, обобщенными. Первые попытки сдержать свои чувства, например внешние их проявления - слезы, можно заметить у ребенка в 3-4 года. Хотя малышу это еще плохо удается. Старший дошкольник в известной степени начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.

Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.

В дошкольном возрасте развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные. Источником гуманных чувств выступают взаимоотношения с близкими людьми. На предыдущих этапах детства, проявляя доброжелательность, внимание, заботу, любовь, взрослый заложил мощный фундамент для становления нравственных чувств.

Если в раннем детстве ребенок чаще был объектом чувств со стороны взрослого, то дошкольник превращается в субъект эмоциональных отношений, сам сопереживая другим людям. Практическое овладение нормами поведения также является источником развития нравственных чувств. Переживания теперь вызываются общественной санкцией, мнением детского общества. Опыт таких переживаний обобщается в форме нравственных чувств. Если младшие дошкольники дают оценку поступка с точки зрения его непосредственного значения для окружающих людей («Маленьких нельзя обижать, а то они могут упасть»), то старшие - обобщенную («Маленьких нельзя обижать, потому что они слабее. Им надо помогать, мы же старше»). В этом возрасте нравственные оценки поступков из внешних требований становятся собственными оценками ребенка и включаются в переживание им отношений к определенным поступкам или действиям.

Мощным фактором развития гуманных чувств является и сюжетно-ролевая игра. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

В трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы.

На основе знакомства детей с трудом взрослых формируется любовь и уважение к нему. А положительное отношение к труду дошкольники переносят и на собственную деятельность (Я.З. Неверович).

Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого личного соперничества эмоции захлестывают дошкольника, резко возрастает количество негативных экспрессии в адрес ровесника. Ребенок не приводит никаких аргументов против сверстника, а просто (в речи) выражает свое отношение к нему, сопереживание товарищу резко снижается.

Пассивное наблюдение за деятельностью сверстника вызывает у дошкольника двоякие переживания. Если он уверен в своих силах, то радуется успехам другого, а если не уверен, то испытывает зависть.

Когда дети соревнуются друг с другом, реально оценивая свои возможности, сравнивая себя с товарищем, то стремление к личному успеху, признанию собственных достоинств и достижений увеличивает силу экспрессий до самого высокого уровня. В групповых же соревнованиях главным стержнем служат интересы группы, а успех или неудачу делят все вместе, сила и количество негативных экспрессий снижается, ведь на общем фоне группы личные удачи и неудачи менее заметны.

Симпатия и сочувствие побуждают ребенка к совершению первых нравственных поступков. Даже 4-5-летний ребенок выполняет нравственные нормы, проявляя чувство долга прежде всего по отношению к тем, кому симпатизирует и сочувствует. Исследование Р.Ибрагимовой позволило проследить, как развивается чувство долга на протяжении дошкольного возраста.

Зачатки чувства долга наблюдаются на 3-м году жизни. Малыш подчиняется требованиям взрослого, не осознавая их смысла, он не понимает, какое значение имеют для других совершаемые им поступки. Идет лишь процесс накопления первоначальных нравственных представлений: «можно», «нельзя», «плохо», «хорошо» и соотнесение их со своими действиями и поступками. Эмоциональные реакции на положительную и отрицательную сторону поступков взрослых у малыша неустойчивы. Он может уступить, но только под влиянием взрослого или из симпатии и сочувствия к кому-либо.

Первые более или менее сложные проявления чувства долга возникают у детей 4-5 лет. Теперь на базе жизненного опыта и первоначальных нравственных представлений у ребенка зарождается моральное сознание, он способен понимать смысл предъявляемых ему требований и относить их к своим поступкам и действиям, а также к действиям и поступкам других.

Ребенок переживает радость, удовлетворение при совершении им достойных поступков и огорчение, возмущение, недовольство, когда он сам или другие нарушают общепринятые требования, совершают недостойные поступки. Переживаемые чувства вызываются не только оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к своим и чужим поступкам. Такие чувства он испытывает при совершении действий и поступков по отношению к людям, с которыми он находится в непосредственном общении, питает
привязанность, симпатию, сочувствие, но сами эти чувства неглубоки и неустойчивы. В 5-7 лет чувство долга возникает у ребенка по отношению ко многим взрослым и сверстникам, дошкольник начинает испытывать это чувство и по отношению к малышам.

Наиболее ярко чувство долга проявляется в 6-7 лет. Ребенок осознает необходимость и обязательность правил общественного поведения и подчиняет им свои поступки. Возрастает способность к самооценке. Нарушение правил, недостойные поступки вызывают неловкость, вину, смущение, беспокойство.

К 7 годам чувство долга не основано только на привязанности и распространяется на более широкий круг людей, с которыми ребенок непосредственно не взаимодействует. Переживания достаточно глубоки и сохраняются долго.

Развитие товарищества и дружбы происходит задолго до того, как дети начинают осознавать свои отношения с товарищами с точки зрения моральных норм. В 5 лет у ребят преобладает дружба поочередно со многими детьми, в зависимости от обстоятельств. Широко распространена дружба сразу с несколькими детьми и непродолжительная индивидуальная дружба со многими по очереди. В 5-7 лет дружба одного ребенка со многими детьми сохраняется, хотя парная дружба встречается чаще. Дружба небольшими подгруппами чаще всего рождается в игре на основе игровых интересов и склонностей, в том числе и на основе интеллектуальных интересов. Парная дружба характеризуется глубокой симпатией. Малыши дружат потому, что они вместе играют (играть и дружить для них равнозначно). Старшие дошкольники играют с теми, с кем дружат на основе симпатии и уважения.

Подчеркнем, что у детей 5-7 лет парная дружба сочетается с широким товариществом и в то же время возрастает избирательность дружеских контактов.

Развитие интеллектуальных чувств в дошкольном возрасте связано со становлением познавательной деятельности. Радость при узнавании нового, удивление и сомнение, яркие положительные эмоции не только сопровождают маленькие открытия ребенка, но и вызывают их. Окружающий мир, природа особенно манит малыша таинственностью, загадочностью. Она ставит перед ним многочисленные проблемы, которые малыш
пытается решить. Удивление рождает вопрос, на который надо найти ответ.

Развитие эстетических чувств связано со становлением собственной художественно- творческой деятельности детей и художественного восприятия.

Даша хотела бы превратить маму в павлина, потому что «мама должна быть самой красивой, а у павлина самый красивый хвост».

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе, осуждает безобразное и злое в жизни, искусстве, литературе. Н.А.Ветлугина писала: «...Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

Особенности эмоционального развития в дошкольном возрасте:
- ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
- изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, формируется эмоциональное предвосхищение;
- чувства становятся более осознанными, обобщенными, разумными, произвольными, внеситуативными;
- формируются высшие чувства - нравственные, интеллектуальные, эстетические.

Светлана Колесникова
Эмоциональное развитие старших дошкольников

И она еще не раз к тебевернется…

М. Пляцковский.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника , придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции , которые он испытывает, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении.

К старшему дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страх, радость) он переходит к более сложной гамме чувств : радуется, сердится, восторгается, удивляется, грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций . В этом возрасте усваивается язык чувств- принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций.

Формирование чувства личной и культурной идентичности, происходящие между 2-6 годами, сопровождаются сильными эмоциями и переживаниями , которые ребенок должен научиться интегрировать в структуру собственной личности.

На протяжении детства особенности эмоций (их сила, длительность, устойчивость) изменяются в связи с изменением общего характера деятельности ребенка и его мотивов, а также с усложнением отношений ребенка с окружающим миром. Наряду с переживаниями удовольствия или неудовольствия, связанными с удовлетворением или неудовлетворением непосредственных желаний, у дошкольников возникают более сложные чувства, вызванные тем, насколько хорошо он выполнил свои обязанности, какое значение имеют совершаемые им действия для других людей и в какой мере соблюдаются им самим и окружающими определенные нормы и правила поведения.

Для старших дошкольников характерно более адекватное проявление эмоций и управление ими . Регулирование эмоций - одна из сторон детского психосоциального развития . В структуру эмоциональных процессов к 6-7 годам входят сложные формы восприятия, образного мышления, воображения. Ребенок начинает радоваться и печалиться не только по поводу, что он делает в данный момент, но и в связи с тем, что предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже.

Расширяется круг эмоций , присущих ребенку. Особенно важно появление у дошкольников таких эмоций , как сочувствие другому, сопереживание - без них невозможна совместная деятельность и сложные формы общения детей.

Развитие эмоциональной сферы связано с формированием плана представлений. Образные представления ребенка приобретают эмоциональный характер , и вся его деятельность становится эмоционально насыщенной . Все, во что включается дошкольник – игра , рисование, лепка, конструирование, подготовка к школе – должно иметь яркую эмоциональную окраску , иначе деятельность не строится или быстро разрушается. Ребенок в силу своего возраста, просто не способен делать то, что не вызывает у него интереса.

В формировании эмоциональности в дошкольном возрасте важную роль играют несколько факторов : наследственность и индивидуальный опыт общения с близкими взрослыми. Эмоциональные черты ребенка в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта приобретенного в раннем детстве. От эмоций , которые чаще всего испытывает и проявляет ребенок, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит и успешность его социального развития .

Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребенка его взаимоотношения с другими людьми- взрослыми и детьми, так как эмоции и чувства формируются в процессе общения.

У дошкольников сохраняется эмоциональная зависимость от взрослых. Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. Установлено, что если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие , готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания являются уверенности, защищенности, что способствует нормальному развитию личности ребенка , выработке положительных качеств, доброты с людям. Установив позитивные взаимоотношения со взрослым, ребенок доверительно относится к нему, легко вступает в контакт с окружающими.

Невнимательное отношение взрослого к ребенку значительно снижает его социальную активность : ребенок замыкается в себе, становится скованным, неуверенным, готовым расплакаться либо выплеснуть агрессию на сверстников. Негативное отношение взрослого вызывает типичную реакцию : ребенок стремится установить контакт со взрослыми, или замыкается и избегает общения. Поэтому во взаимоотношениях взрослый должен тонко подбирать эмоциональные формы воздействия .

Эмоции и чувства формируются и в процессе общения со сверстниками. Потребность в общении со сверстниками развивается на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений, на занятиях, на прогулке.

Отличительная особенность общения со сверстниками от общения со взрослыми заключается в чрезвычайно яркой эмоциональной насыщенности . В общении со сверстниками наблюдается намного больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающие самые разные эмоциональные состояния- от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки.

Итак, развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка со взрослыми и сверстниками. В общении с родителями, которые помогают ребенку познавать мир «взрослых» предметов, преобладают мотивы сотрудничества, хотя сохраняется и чисто эмоциональное общение , необходимое на всех возрастных этапах. Помимо безусловной любви, эмоционального тепла дети ждут от взрослого непосредственного участия во всех своих делах, совместного решения любой своей задачи, будь то освоение столовых приборов или строительство башни из кубиков. В таких совместных действиях для ребенка и открываются новые формы общения со взрослыми.

По мере развития личности у дошкольника повышаются способности к самоконтролю и произвольной психической саморегуляции. За этими понятиями стоит возможность управлять своими эмоциями действиями , умение моделировать и приводить в соответствие свои чувства, мысли, желание и возможности.

Гармоническое развитие ребёнка - основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического воспитания. Понятия этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны.

Эстетическое воспитание - многоаспектное философское, общекультурное психолого-педагогическое образование, о чем, в частности, свидетельствует категорийный аппарат, которым пользуются специалисты. Оно охватывает две близкие, но не тождественные области приложения интеллектуальных и волевых усилий философов, социологов, деятелей культуры, психологов, педагогов. Родовое понятие (эстетическое воспитание) включает два видовых: воспитание художественными (искусство) и нехудожественными средствами (природа, труд, организация окружающей среды, общественная деятельность, учение).

Эстетическое воспитание - целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способной воспринимать, оценивать, любить, утверждать в жизни, природе., искусстве прекрасное, совершенное, гармоничное, жить "по законам красоты".

Эстетическое воспитание дошкольников - организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает .

Знаменитый вклад в понятие и условие формировании эстетических чувств ребёнка дошкольника внёс А.В.Запорожец он определяет художественно-эстетическое воспитание как «организацию жизни и деятельности детей, способствующую развитию эстетических и художественных чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает» В обоих определениях речь идет о том, что художественно-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, правильно понимать и оценивать его. Многие педагогические проблемы разрабатывались им не изолированно, а в постоянном творческом диалоге с многолетними коллегами А.Н.Леонтьевым, П.Я.Гальпериным, Д.Б.Элькониным и другими, поэтому некоторые их теоретические положения часто перекликались, а иногда концепция одного из авторов подхватывалась и развивалась другим, а затем уточнялась и дополнялась первым.

Эстетическое чувство - это художественно-образное восприятие и отражение человеком действительности, основанное на уникальном свойстве его психики, не присущему никакому животному.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

В этом процессе велико эстетическое воздействие искусства. Оно способно возбуждать и воспитывать глубокие человеческие эмоции и чувства. Используя возможности и средства разных видов искусства, можно успешно влиять на формирование личности ребёнка, с самого раннего возраста вкладывая в его душу ростки прекрасного и доброго, развивая его воображение, фантазию, пробуждая стремление к творчеству.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание .

Это даёт основание говорить о формировании у ребёнка в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения. В ходе его формирования ребёнок приобретает:

  • 1. Первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; впервые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
  • 2. Способность к эмоциональному переживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения;
  • 3. Первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
  • 4. Возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, в семье.

Воспитание у детей нравственно-эстетического отношения может успешно решаться средствами разных видов искусства. Приобщение же детей к нему возможно на основе проявления интереса к искусству. А затем развития художественных способностей. Среди них специалисты выделяют, прежде всего, развитие общих способностей, а затем - специальных конкретных способностей к разным видам художественной деятельности.

Среди общих способностей важно развивать такие, как быстрая и точная ориентировка в окружающем, хорошая память, богатое воображение, воля и настойчивость, активное стремление к познании нового. Общими художественными способностями являются: дар художественного видения, умение воспринимать ритмическую структуру (музыки, рисунка, композиции), способность к эмоциональному переживанию и оценочной деятельности .

Общим педагогическим условием развития художественных способностей детей в детском саду является предоставление всем разных и реальных практических возможностей для развития способностей в разных областях искусства. Развитие художественных способностей основывается на формировании высокой нравственной потребности - потребности к творческому труду у детей. Без усилий, без определённой доли затрачиваемого самим ребёнком труда невозможно сформировать полноценную творческую личность, заложить в душу ребёнка высокие нравственно-эстетические начала.

Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нём могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребёнка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение.

В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребёнка способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребёнка в различных видах деятельности. Цель педагога состоит не только в том, чтобы передать детям определённую сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению), самоконтролю даст возможность ребёнку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребёнок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемой ситуации, экспериментирует.

В работе по формированию у детей нравственно-эстетического отношения к действительности и искусству большую роль играют совместные действия детей: игра, коллективное рисование, музыкальные занятия, театрализованные представления и т.п. Когда дети находятся к группе сверстников, то испытываемые ими эмоции получают как бы внешнее подкрепление, одобрение, становятся разделёнными эмоциями. Дети испытывают общие чувства, обмениваются ими с другими. В дошкольниках пробуждается сочувствие - прекрасное душевное качество, вслед за которым возникает и сопереживание.

Третий компонент модели - формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус». В дошкольном детстве формируются нравственно-эстетические предпосылки вкуса, формируется эмоционально-оценочное отношение ребёнка к окружающей действительности.

Нравственно-эстетическое воспитание детей обеспечивается с помощью разнообразных методов: метод побуждения к сопереживанию; метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса; метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству .

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.

Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению, а без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.