Представьте себе, что в гостях, или в детском саду вы увидели ребенка со странным поведением. Возможно, он не говорит, хотя уже должен был бы пытаться это делать, или много времени проводит, взмахивая руками, как крыльями, или качаясь из стороны в сторону. Может быть, он говорит, но одни и те же слова — снова и снова. Бывает, что ребенок сторонится окружающих и что-то бормочет себе под нос. Часто он не играет с игрушками, а просто выстраивает их в линию или валит их на пол без какой-то очевидной цели.

Родители малыша не обращают внимания на его странности. Наоборот, иногда они отзываются о нем как о милашке и даже вундеркинде. Мама может сказать что-то наподобие: «Разве не чудно, как Гена выкладывает все свои машинки в одну линию»?

Вы, однако, не можете избавиться от мысли, не страдает ли малыш аутизмом, и догадываются ли об этом его родители. Вы спрашиваете себя: «Что мне сказать?»

Перед тем, как приступать к беседе с родителями ребенка, задайте себе шесть вопросов:

  1. Как хорошо вы знаете нормы развития детей? Маленькие дети могут развиваться с разной скоростью. Один нейротипичный трехлетний малыш может хорошо говорить, ходить на горшок и знать буквы и цифры, а другой все еще оставаться в подгузниках и говорить приложениями из двух-трех слов. Прежде чем предполагать, что с малышом что-то действительно не так, обязательно проверьте себя по таблицам развития ребенка.
  2. Как хорошо вы знаете ребенка? Если вы видите его только один или два раза в год, то, возможно, вы знакомы лишь с малой долей из набора его игр и поведенческого репертуара. Может быть, он стесняется незнакомцев, но использует речь для общения в кругу семьи? Прежде чем что-либо говорить об аутизме, постарайтесь собрать как можно больше информации: «Уверен, что Гоше есть, что сказать маме, когда под ногами не путаются чужие взрослые дядьки».
  3. Как хорошо вы знаете, что такое аутизм? Есть много мифов и предрассудков об аутизме, что на практике означает, что вы можете путать индивидуальные особенности или какие-то другие расстройства с этим недугом. Некоторые нейротипичные дети могут быть очень стеснительными, когда попадают в большие компании людей, многие маленькие дети не любят посторонних и с опаской относятся к новой еде, громким звукам и тем, что установленный порядок вещей кем-то прерывается.
  4. Какие отношения у вас сложились с родителями ребенка? Если вы дедушка, сестра или лучший друг, то вы вправе поставить перед ними трудный и некомфортный психологически вопрос о необходимости обращения к невропатологу или психологу. Но если отношения между вами скорее формальные, чем теплые, ваши слова могут показаться неуместным вмешательством в жизнь других людей и вызвать только лишь негативные эмоции без какого-либо положительного эффекта.
  5. Какую реакцию можно ожидать от родителей ребенка? Если вы хорошо знаете маму и папу малыша, вы можете спрогнозировать то, как они отнесутся к вашему предположению, что с ребенком что-то не так. Будут ли они слушать вас? Или они воздвигнуть между вами и собой невидимую стену и станут относиться к вам, как к недругу? Возможно, на роль парламентера сгодится кто-то другой, а не вы?
  6. Что вы можете предложить родителям, если ваши опасения подтвердятся? Одно дело открыть ящик Пандоры со скрытыми в нем тревогами и страхами. Совсем другое – помочь родителям справиться с внезапно возникшей перед ними проблемой, предоставив им моральную поддержку, знание хороших специалистов, необходимую информацию и другую помощь. Если вы скажете: «С вашим ребенком что-то не так и это очень серьезно», но кроме этого ничего не станете делать, то, наверняка, вам было бы лучше просто промолчать или же подыскать вместо себя на роль советчика более адекватную кандидатуру.

Развитие внимания у детей 2-3 лет.

14077

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

У внимание носит непроизвольный характер, обращает внимание только на то, что само привлекло его внимание. Но к началу обучения в школе необходимо развить у ребенка умение управлять своим вниманием по собственному желанию, то есть сделать внимание произвольным . И именно в играх происходит развитие внимательности, наблюдательности и умения длительное время сосредотачиваться на определенном предмете.

Жизни привлекают только сильные раздражители: яркие свет и цвет, громкий звук. Постепенно круг объектов внимания расширяется и увеличивается продолжительность его удерживания на каком-либо предмете. начинает проявлять всё больший интерес к окружающим предметам, внимательно рассматривает их, берет в рот, ощупывает руками. Однако в годовалом возрасте ребенок ещё чрезвычайно быстро отвлекается. Стоит ему увидеть другой предмет или услышать посторонний звук - и его внимание тут же переключается на новый объект.

В два года ребенок делает только то, что ему нравится, и внимание в таком случае называется непроизвольным (пассивным). Зависит оно от того, чем заинтересовался малыш. Чем интереснее объект, тем дольше он задержит внимание крохи. Но как только интерес к объекту пропадает - ребенок оставляет это занятие.

Постепенно ребенок учится сосредоточиваться на своём занятии, не обращая внимания на посторонние раздражители. Его внимание начинает подчиняться задаче, которая стоит перед той или иной деятельностью. В два с половиной года малыш может сам направлять и некоторое время (приблизительно 10 - 15 минут) удерживать внимание на каком-либо предмете или деятельности (собирать башню из кубиков, раскрашивать картинку), т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Условия развития внимания детей 2-3 лет

Обогащайте знания ребенка, знакомьте его с многообразием окружающего мира, учите наблюдать и подмечать что-то новое и интересное.

Выявляйте интересы ребенка и старайтесь поддерживать внимание ребенка к тому, что ему интересно (спрашивайте, предлагайте сравнить, закончить, хвалите, придумывайте новые варианты игры и т.д.).

Занятия с ребенком должны проводиться только в игровой форме, быть посильными и не превышать 10 минут.

Не давайте малышу для постоянных игр , с которыми предполагаете проводить занятия - иначе интерес к ним может пропасть.

Перед занятиями уберите из поля зрения ребенка предметы, которые могут отвлечь его внимание.

Рассказывая о чём-то ребенку, старайтесь сделать свой рассказ эмоциональным, живым, интересным, доступным и наглядным.

Привлекайте ребенка к , давайте ему свободу выбора и свободу действий, предоставляйте малышу возможность проявлять активность и самостоятельность.

Проявляйте уважение к занятиям ребенка. Не отрывайте его от них по пустякам. Если есть необходимость прервать игру малыша, предупредите его об этом заранее («Через пять минут мы будем обедать»), или присоединитесь к этой игре и помогите ее логично завершить («Давай, эта коробка будет домиком! Пусть куклы зайдут в него и лягут поспать! А мы с тобой пока сходим в магазин»)

Объясняйте ребенку, зачем нужно выполнять то или иное задание («сделаем из пластилина шарики, чтобы котёнок смог в них поиграть»).

Разнообразьте виды , чередуйте активные и пассивные задания.

Не торопите малыша, так как торопливость приводит к невнимательности.

Показатели развития внимания у детей в возрасте 2 - 3 лет


2 года - 2 года 6 месяцев

Если вы укажете ребенку на какой-нибудь предмет (рукой или словом), он его внимательно рассмотрит (опосредованное внимание).

Пытается заканчивать начатые игры. Происходит формирование привычного внимания (переходная стадия между пассивным и активным вниманием).

2 года 6 месяцев - 3 года

Учится переключать внимание. Если ребенок занят игрой, его можно спросить о чём-то постороннем, малыш ответит и продолжит заниматься своим делом.

Может рассказать о предметах, которых в данный момент нет рядом.

Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.

Ребенок может проявлять волевое усилие, т.е. появляются зачатки произвольного внимания.

Материал к занятию.

Детский лепет, выдумки, фантазии… мы не обращаем внимания на детскую болтовню, пока она не переходит определенных границ. Если на серьезный вопрос ребенок отвечает откровенной ложью, мы начинаем выяснять отношения, расставлять все точки над i и проводить воспитательную беседу. А что происходит, когда эпизоды обмана повторяются снова и снова?

РЕБЕНОК НАЧАЛ ОБМАНЫВАТЬ: ЧТО ПРОИСХОДИТ?

Детский лепет, выдумки, фантазии… мы не обращаем внимания на детскую болтовню, пока она не переходит определенных границ. Если на серьезный вопрос ребенок отвечает откровенной ложью, мы начинаем выяснять отношения, расставлять все точки над i и проводить воспитательную беседу.

А что происходит, когда эпизоды обмана повторяются снова и снова?

Если глядя вам прямо в глаза, без тени смущения и колебания, ваш собственный сын говорит явно неправду. Даже после наказания он продолжает врать на каждом шагу, а когда правда вскрывается, он и не думает краснеть или просить прощения за свой проступок. Не проходит и дня, чтобы он не выдумал очередную вполне правдоподобную историю и не выдал ее за действительность. Это уже не детские сказки или фантазии, то, что он рассказывает, похоже на реальные события.

Что с ним? Он же знает, что будет наказан за вранье, так зачем же он это делает снова и снова?

Как бороться с детским обманом?

Где граница между невинными фантазиями и намеренным враньем?

Как отучить ребенка говорить неправду?

Слова, речь - проявления нашего внутреннего мира, тех мыслей, которые приходят к нам в голову, словами мы описываем те чувства, которые испытываем, и те потребности, которые стремимся удовлетворить.

Слово есть вербальное воплощение мысли. Проговаривая слова, мы самовыражаемся, то есть проявляем суть нашего психического, показываем, какие мы есть на самом деле, но сквозь призму привитых культурных ценностей, общественных требований, особенностей воспитания, национальных, религиозных или семейных привычек и прочих приобретенных жизненных фильтров.

Системное мышление является тем инструментом, который позволяет отчетливо понимать, что стоит за словами, которые мы говорим, осознавать сигналы нашего бессознательного. Системно-векторная психология дает возможность увидеть самый корень того, что проявляется у ребенка вербально, отбросив все лишнее и наносное, не погружаясь в суть каждого слова, но отвечая на вопросы «почему» и «зачем» он это говорит.

Каждому из нас от рождения даны совершенно конкретные психологические свойства, реализуя которые мы получаем наслаждение и чувствуем себя хорошо. Если же свойства не находят применения в жизни, мы страдаем и ощущаем себя плохо, поэтому снова и снова пытаемся-таки реализовать врожденные качества и сменить свое внутреннее состояние с минуса на плюс.

Человек, не имеющий системных знаний, а тем более ребенок, делает все это неосознанно, объясняя свои поступки другим и себе самому в рамках собственных суждений.

Я ГОВОРЮ, ПОТОМУ ЧТО НЕ МОГУ МОЛЧАТЬ

Острая потребность говорить, и не просто говорить, а быть услышанным (!) . Это уникальное свойство психики проявляет себя с младенчества: его особенный крик даже в роддоме выделяется среди множества других. Инициируя свою вторичную эрогенную зону, рот, оральный малыш без передышки гулит, все облизывает, тянет в рот, плюется, экспериментирует со звуками, практически не замолкая. Он может шепелявить, картавить, не выговаривать полностью слова или отдельные звуки, но уже стремится говорить, говорить, говорить для своей аудитории.


Оральник любого возраста никогда не станет говорить сам с собой, он не получает удовлетворения просто от процесса проговаривания слов, самое важное для него - это быть услышанным. Именно ваше внимание к его словам - вот главное наслаждение для орального ребенка, и ради того, чтобы его получить, он готов на многое.

Если родители, а они-то и являются самыми первыми его слушателями, не проявляют достаточного внимания к речам своего малыша или, что еще хуже, требуют замолчать и не мешать, главное свойство оральника остается невостребованным, нет наполнения, нарушается биохимический баланс головного мозга, ребенок ощущает страдание и начинает искать способ реализовать имеющиеся свойства.

Родители не слушают обычные события из моей жизни? Им не интересно? Но они проявляют интерес к новостям или словам других взрослых? Отлично, вот и выход! Значит, чтобы меня слушали, я буду говорить с ними о том, что интересно им. И вот уже готова история про пожар в школе, роман соседки, кражу в магазине или драку во дворе. Совершенно особенный вербальный интеллект, или мышление говорением, дает возможность маленькому оральнику описывать любые ситуации в малейших подробностях и с высокой достоверностью.

Мама бросила все свои дела и увлеченно слушает, раскрыв рот, переспрашивает и уточняет - вот это наслаждение для ребенка-оральника! Он не думает в этот момент о том, что это неправда, он наполняется, реализует врожденные свойства, выполняет свою видовую роль, что является самым большим удовольствием для него. Оральник будет говорить то, что захотят слушать, что вызывает интерес, привлекает внимание к его словам. Увлеченность слушателей для него во сто крат важнее того, что он обманывает.

Никакие наказания за вранье не могут сравниться с тем наслаждением, какое получает оральник во время «выступления». Только это имеет значение для него. И самое губительное, что могут сделать родители в таких случаях, - это стукнуть по губам, решив отчего-то, что это наилучший способ отучить врать. Стресс от удара по губам имеет катастрофические последствия для такого ребенка. Выдумывать небылицы и выдавать их за правду, лишь бы его слушали, он не перестанет, зато может начать заикаться, что станет большой преградой для дальнейшего развития векторальных свойств.

А ведь оральный вектор - это вектор великих ораторов, высокоразвитые свойства которых предназначены для создания общих нейронных связей у тех, кто слушает их речи. Только оральное слово способно объединить миллионы людей в достижении единой цели, убедить в своей правоте, заразить энтузиазмом, увлечь идеей и подвигнуть на большие перемены.

Современное разрозненное общество потребления и индивидуализма остро , но существующие дедовские методы выбивания вранья просто убивают на корню любые перспективы дорасти до подобного уровня развития.

И наоборот, внимательное отношение к рассказам орального малыша, вопросы, подталкивающие к обучению в стиле «расскажи мне об этом…» или «я бы с удовольствием послушала вот о чем…», поддержание диалога, заставляющего думать, стимулирующего уникальный вербальный интеллект - вот залог адекватного развития орального вектора, а значит, и полноценной реализации врожденных свойств во взрослой жизни.

Если оральный ребенок начинает обманывать - это первый сигнал того, что ему не хватает внимательных слушателей, и он вынужден добывать себе это внимание любым путем.

И ВО СНЕ, И НАЯВУ В СКАЗКЕ Я СВОЕЙ ЖИВУ…

Мир фантазий и грез, разноцветный и яркий, веселый и грустный, - это мир .

Эмоциональные выдумщики фантазируют каждую минуту и сами искренне верят в то, что напридумывали. Образное мышление, способность различать огромное количество оттенков каждого цвета, большая эмоциональная амплитуда - свойства зрительного вектора, дающие свободу его фантазии, а впечатлительность и увлеченность позволяют поверить в любые, даже самые невозможные чудеса и оживить любимых сказочных персонажей.

Воображаемые друзья, выдуманные истории, сочиненные сказки - все это естественный путь развития зрительных деток.

Безусловно, выдумки маленького зрительника в меньшей степени, нежели оральные рассказы, походят на ложь, они сказочные, феерические, скорее похожи на мультфильмы, чем на передачу новостей. Они переполнены эмоциями, красочными образами, переживаниями героев, среди которых часто оказывается и сам ребенок, принимая участие в происходящем.

Зрительный малыш не требует, чтобы его обязательно слушали, его наслаждение в поддержании эмоциональной связи, ему важно пережить с мамой вместе эти ощущения радости и печали, надежды и разочарования и каждое чувство на пике интенсивности. В процессе повествования ребенок может смеяться и плакать, его выразительная мимика передает все эмоции малыша, он бурно жестикулирует, подпрыгивает, ходит или даже бегает из стороны в сторону, он живет своей сказкой.

Прерывая полет зрительной фантазии или, что еще хуже, доказывая ребенку, что такого в жизни не бывает, родители обрывают ту созданную нить эмоциональной связи, которая существовала между ребенком и мамой. В такой момент происходит временная потеря ощущения защищенности и безопасности, которое дает та самая эмоциональная связь.

Это напоминает эффект холодного душа в разгар чувственных переживаний малыша, он теряет желание делиться с мамой самым сокровенным - своими эмоциями и начинает искать себе другой объект для создания более прочной эмоциональной связи: игрушку, домашнего питомца, воображаемого друга.

В таком случае потеря игрушки или гибель питомца может стать толчком для снижения чувствительности зрительного сенсора - вторичной эрогенной зоны ребенка со зрительным вектором и проявиться ухудшением зрения.

Ощущение же прочной эмоциональной связи с мамой, способность и желание делиться с ней своими переживаниями, фантазиями, выдуманными историями дает возможность создать адекватные условия для развития свойств зрительного ребенка. , пугающих игр, книг и фильмов, воспитание в доброжелательной атмосфере, формирование чувства сопереживания через добрые сказки и сострадательные поступки, приобщение к заботе о близких и нуждающихся в помощи людях создает перспективу для полноценного развития зрительного вектора и реализации его свойств на протяжении всей жизни на самом высоком уровне любви к людям, ко всему человечеству, к жизни как таковой.

А ЧТО МНЕ ЗА ЭТО БУДЕТ?

Логическое мышление, способность проследить причинно-следственные связи и определить наиболее выгодное для себя положение вещей, гибкость и высокая адаптивность психики - свойства кожного вектора, которые в зависимости от уровня его развития могут стать как достоинствами, так и пороками.


Подвижный и юркий кожный малыш получает наслаждение от любых проявлений превосходства - имущественного или социального. Каждую ситуацию он превращает в соревнование, в котором стремится обязательно быть первым. Его кредо - победитель. Только в таком качестве он чувствует себя хорошо, остальное не так важно.

В процессе своего развития, как и любой другой вектор, он идет от архетипичных проявлений к современным. Если в детстве новую машинку кожный ребенок может просто отобрать у соседа в песочнице, то только от способа воспитания зависит, будет он во взрослой жизни все так же воровать машины или зарабатывать своим умом себе на новое авто.

Для кожного малыша главное - это добыть, чтобы насладиться преимуществом, преобладанием, победой, ощущением, что он номер один, а способ добывания не играет большой роли, поэтому взять без спроса что-либо для такого ребенка вполне естественно, таким образом он пытается реализовать имеющиеся свойства, выполнить видовую роль добытчика. Ну, и конечно, обмануть, чтобы избежать наказания, для кожника весьма характерно. Он поступает так, как выгодно ему, согласно детской логике.

Если же за подобным проступком следует физическое наказание, развитие кожного вектора останавливается, его вторичная эрогенная зона - кожа испытывает в момент удара сверхстресс, происходит нарушение баланса биохимии головного мозга, для компенсации которого у кожного ребенка включается программа выполнения видовой роли в архетипичном ее варианте. Таким образом, круг замыкается: воровство - побои - стресс - новое воровство и так далее - и формируется негативный жизненный сценарий битого кожного ребенка.

А развитый кожник - это выдающийся инженер или талантливый юрист, понимающий, что такое конструктивная конкуренция, поэтому повышающий собственную ценность, а не преуменьшающий других. Он всегда первый не потому, что удачно вставил палки в колеса своих конкурентов, а потому, что обладает большими знаниями, умеет быстро находить выход из сложной ситуации, наиболее рационально использует любые ресурсы и способен адаптироваться к меняющимся условиям работы. Его конек - это гибкое мышление, он - лидер, способный организовать работу подчиненных и достичь высокой продуктивности каждого.

Воспитание кожного ребенка должно опираться на логику. Пресекать обман, безусловно, нужно, но только не физическим наказанием. Самое адекватное и эффективное воздействие на кожника - это ограничение в пространстве (поставить в угол, отправить в свою комнату) или во времени (запрет на прогулку, телевизор, раньше лечь спать) и тому подобное. Достаточное, чтобы сделать соответствующие выводы, но не сверхстресс, нарушающий биохимический баланс мозга.

УНИВЕРСАЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ

Каждый ребенок, от рождения и до окончания пубертата, проходит в своем психическом развитии шаги от простейших путей реализации врожденных свойств до сложных современных способов наполнения собственных потребностей. Совершая эти шаги, иногда он ступает не туда, выбирает ошибочный путь или вообще слетает с дороги, но адекватное воспитание с применением системного мышления способно направить любого ребенка на путь полноценной реализации имеющихся свойств.

Вы будете удивлены, насколько быстро современные дети реагируют на это понимание, буквально хватая на лету возможность раскрыться максимально в своих свойствах, ведь только такая возможность дает наибольшее наслаждение.

Примитивный архетипичный кайф не способен наполнить потребности высокого темперамента современных детей, он не вкусен, не приятен настолько, насколько это может быть.

Реализация на высоком уровне, сложная и поначалу трудоемкая, дает удовольствие такого масштаба, что становится самым желанным «пряником», за которым потянутся самые «безнадежно трудные» и «испорченные», на первый взгляд, дети.

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Всем людям важно ощущать свою ценность и значимость в этом мире и дети в своем стремлении быть нужными, полезными, заметными не являются исключением.

Послушание и не послушание

Родительство – одна из главных ценностей, которая нам дана природой. С одной стороны это радость сопричастности к становлению новой личности, с другой стороны это большая ответственность, так как только от нас зависит, какими наши дети войдут во взрослую жизнь.

Какой родитель не задавался вопросом: «А правильно ли я поступаю с ребенком в том или ином случае?» , и здесь единственным мерилом нашей родительской состоятельности является поведение наших детей — насколько то, как поступают наши дети, вписывается в рамки наших ожиданий и чаяний. Мы гордимся успехам ребенка и расстраиваемся, когда дети поступают не так, как нам хочется, при этом мы не всегда правильно реагируем на его действия.

Почему дети ведут себя «плохо»

Я уделяю своим детям много внимания и очень их люблю, так почему же они по-прежнему плохо ведут себя?

Всем людям важно ощущать свою ценность и значимость в этом мире и дети в своем стремлении быть нужными, полезными, заметными не являются исключением.

В прошлые времена, когда большинство людей обеспечивали свое существование за счет физического труда, помощь детей в семье была просто необходима, и они могли каким-то образом проявить себя. Со временем образ жизни менялся, и ребенку становилось все труднее находить себе достойное применение и ощущать свою значимость. В современном мире нам труднее найти возможности, где наши дети могли ощутить свою ценность.

Мы, взрослые хотим чувствовать свою значимость и причастность ко всему? И если мы утрачиваем это чувство, наше поведение имеет тенденцию меняться в худшую сторону. Мы начинаем кому-то что-то доказывать, жалеть себя, замыкаться в себе, искать виноватых и т.д.

Дети же ведут себя плохо потому, что они сомневаются в собственных способностях и не видят возможности доказать нам свои таланты. Наши дети хотят соответствовать нашим ожиданиям, нам же остается одно: дать понять чего мы от них ожидаем, направить их поведение в нужном русле и давать подтверждения в правильности их действий. Если они не получают нужного подтверждения они стараются обратить на себя внимание плохим поведением. Это вызывает наше беспокойство, но беспокойство это только переживание, а не решение.

У ребенка есть свои потребности, и эти потребности меняются по мере взросления, но на ранних этапах ребенку крайне необходимо ощущать безопасность, комфорт, ласку, заботу чуть позже добавляются потребности присущие взрослому человеку – потребность в познании, развитии, самоуважении, свободе и т.д.

Для удовлетворения своих потребностей ребенок поступает также как взрослый – стремиться получить то, чего хочет. Арсенал возможностей ребенка не такой богатый, как у взрослого, поэтому ребенок пытается добиться своего всеми доступными методами. Если ребенок не получает правильных ориентиров или его усилия остаются без внимания с нашей стороны, ребенок начинает действовать самостоятельно, но его цели могут смещаться. Действуя в направлении смещенных целей, у ребенка меняется и поведение, которое мы определяем как плохое.

На этом этапе важно перейти от вопроса, «кто виноват», к вопросу «что делать с этой ситуации».

Рудольф Дрейкурс рассматривал плохое поведение детей как ошибочную цель, которую можно переориентировать. Он условно выделил четыре смещенных цели: внимание, влияние, месть и уклонение.

Плохое поведение это индикатор возникших у ребенка проблем, поэтому первый вопрос, который должны задать себе родители: «А что мой ребенок пытается сказать мне своим поведением?»

Цель - привлечение внимания

Есть способ, с помощью которого можно правильно определить ошибочную цель поведения ребенка. Ребенок, цель которого - привлечь внимание, как правило, вызывает у взрослых раздражение . Обычной реакцией на поведение такого ребенка будет негативное внимание взрослого. Однако не все дети, чтобы привлечь к себе внимание, пользуются плохим поведением. Присмотритесь к ребенку, который привлекает к себе внимание хорошим поведением. Для него важно быть «умницей» и всем угождать. Такого ребенка дома и в школе часто называют «паинькой». И здесь опять-таки важна ваша ответная реакция. Если постоянное стремление этого ребенка угодить вам или в чем-то отличиться вызывает у вас раздражение, - то это первый признак, что его ошибочная цель - внимание.

Переориентация цели «привлечение внимания»

Результатом достижения этой цели для ребенка будет получение вашего внимания любыми доступными способами. Ребенок приравнивает Внимание к собственной ценности важности – получения подтверждения в любви. Суть переориентации будет сводиться к тому, что Родитель дает Ребенку подтверждение в любви, но не подкрепляет, выбранного ребенком поведения. Как этого достигать?

Метод 1 что делать, если ребенок требует внимания

Переориентация в данном случае состоит из четырех этапов:

  1. Не заглядывайте в глаза ребенку , когда ребенок демонстрирует поведение, которое вас не устраивает.
  2. Не разговаривайте с ним .
  3. Сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят. Лучше всего погладить его по спине или волосам. Не надо похлопывать его по голове, потому что это довольно унизительно.
  4. Немедленно приступайте к делу , пройдите первые три этапа - не заглядывайте в глаза, не говорите ни слова, сделайте что-нибудь, чтобы ребенок почувствовал, что его любят, как только его поведение начнет раздражать вас. Когда вы научитесь все это правильно делать, вашему ребенку придется задуматься над своим поведением. Он привык чувствовать так: «Пока взрослые заняты мной, значит, они меня любят». Теперь он начнет понимать, что его любят даже тогда, когда взрослые занимаются своими делами.

Например: Мужчина сидит к комнате и разговаривает с пришедшим гостем, из своей комнаты забегает сын и говорит, что ему срочно нужно помочь построить башню. «Па-а-а-а-а-па! Ну, пойдем». Один и рабочих вариантов – продолжать беседовать с гостем и не глядя на ребенка поглаживать его по спине или плечу. Иметь выдержку, нытье очень скоро прекратиться. Ребенок получает подтверждение в любви, но не получает подкрепления перебиванию разговора.

Помните: Что бы закрепить успех увеличивайте частоту общения именно в тех ситуациях, когда ребенок не борется за ваше внимание.

Метод 2 что делать, если ребенок требует внимания

Если ребенок «добивается» внимания и делает это так, что вы начинаете чувствовать раздражение, нужно перевести ребенка из одного места в другое:

  1. Ласково взять ребенка за руку и отвести в другое помещение (лучше, если это не будет его собственная спальня, так как в его представлении она может ассоциироваться с местом для наказания).
  2. Сказать один и только один раз: «Можешь вернуться, когда успокоишься». Этой фразой мы даем ребенку возможность контролировать свое поведение изнутри. Если вы скажете: «Выйдешь через пять минут», то «контролером» станете вы, и ребенок опять попадет в зависимость от взрослого. Если ребенок выйдет из другой комнаты сразу и будет вести себя как следует - это то, что вам нужно!
  3. Если ребенок выйдет и будет продолжать вести себя так же, то немедленно и опять ласково возьмите его за руку и выведите из комнаты столько раз, сколько необходимо. Проявляйте терпение и настойчивость.

Ваша цель, как родителя – научить ребенка получать от вас внимание без демонстрации вызывающего поведения.

Например можно договориться с ребенком о каком-нибудь сигнале, который даст возможность ребенку не только осознавать и контролировать свои чувства, но и корректно получать желаемое.

Важно запомнить, что даже очень занятой родитель должен уметь находить возможность «выкраивать» время для общения с детьми, и в течение недели каждый ребенок должен получать от него свою «долю» внимания.

Дмитрий Телечкун,
специалист по воспитанию,
руководитель .

Читайте также:

Все о воспитании

Просмотрено

Как воспитывают детей японцы, что они не плачут и во всем слушаются?

Истории, Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Еще одна щекотливая история о грудном вскармливании. Кто прав?

Советы родителям

Просмотрено

Как на практике научить безопасности малышей от трех до пяти лет

Советы родителям, Это интересно!

Просмотрено

Новогодние игры, которые помогут сделать встречу Нового года незабываемой!

Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Детские истерики: Причины и как с ними бороться

Детская психология



А.Л. Венгер, Е.И. Морозова

От погремушки до конструктора

Зачем нужны игрушки? Простой и естественный ответ: «чтобы играть», – недостаточен, потому что сразу же возникает следующий вопрос: а что это значит «играть»?

Чтобы дать действительно содержательные ответы, нужно уточнить сами вопросы, например:

  • Зачем нужны игрушки младенцу и что такое игра в этом возрасте?
  • Как использует игрушки малыш одного-двух лет от роду?
  • Чем отличается игра двухлетнего ребенка от игры пятилетнего?

Пока что вопросов достаточно. Попробуем начать на них отвечать. Первым у нас на очереди младенческий возраст – от рождения до одного года.

Игрушки для младенца

Настоящей игры в этом возрасте еще нет, но игрушки уже очень важны. Радуясь игрушке, ребенок взглядом приглашает близких взрослых разделить свои впечатления и переживания. Так у него закладывается способность к совместному переживанию радости, восторга.

У младенцев интерес к предметам впервые появляется только в ситуациях общения (это особенно выражено у детей с проблемами развития: они иногда вовсе не воспринимают окружающие предметы без побуждений со стороны взрослого). Если вы подвесите над кроваткой игрушки и уйдете, то ребенок не обратит на них внимания. Чтобы он заметил игрушку, медленно проведите ею из стороны в сторону перед его глазами, стараясь поймать его взгляд. Игрушка должна быть достаточно яркой и привлекательной. Малыш сначала не очень успешно попытается проследить за ней, но со временем он научится делать это хорошо. Полезно то приближать игрушку к глазам ребенка, то удалять ее.

Самый интересный для младенца объект – это лицо взрослого человека. Если ребенок не обращает внимания на игрушку, то ее можно поднести к своему лицу, при этом обращаясь к ребенку, лаская его. Разглядывая лицо взрослого, ребенок невольно посмотрит и на игрушку.

Малыши получают много информации и с помощью рта, недаром они стремятся прикоснуться губами или языком к любому предмету, оказавшемуся около рта. Таким способом дети исследуют свойства предметов и не надо их останавливать. Но, конечно, нужно следить за тем, чтобы игрушки были чистыми. Поэтому важно, чтобы они были сделаны из хорошо моющегося материала. Еще одно необходимое условие – это достаточно большой размер игрушки, чтобы ребенок не мог ее случайно проглотить.

Несколько позже ведущим органом познания становится рука. Сначала ребенок совершает неловкие прикосновения к игрушкам, затем постепенно научается координировать зрение и движение руки: у него появляются хватательные движения. В этот период (начиная примерно с трехмесячного возраста) полезно подвешивать погремушки над грудкой ребенка на таком расстоянии, чтобы ему было легко до них дотянуться. Можно подвешивать игрушки и так, чтобы младенцу было удобно стучать по ним ножками. Звук, издаваемый погремушками, приводит малышей в восторг.

Со временем случайные действия становятся целенаправленными, и ребенок начинает ощупывать предметы. Это ведет к дальнейшему развитию его восприятия, а впоследствии становится основой и для развития мышления. Появление целенаправленных движений, а впоследствии и действий с предметами и игрушками – очень важное событие в жизни ребенка. Оно открывает следующую эпоху, в которой главное – предметные действия с игрушками.

Игрушки для ребенка от года до трех лет

Этот период жизни ребенка в психологии называют «ранним возрастом». Ведущую роль в детском развитии в это время играют совместные действия ребенка со взрослым. Это важнейшая форма их общения, ее называют «деловым общением». Многие родители отождествляют общение с речью. Однако на самом деле речь развивается позже и лишь на базе общения, связанного с познанием окружающего предметного мира.

Простейшее совместное действие, которое обычно становится доступно ребенку уже в конце первого года жизни, – это игра «дай – на». Взрослый протягивает ребенку игрушку и говорит: «На!». Как только ребенок взял ее, взрослый протягивает к ней руку и просит: «Дай!». Получив игрушку, он сразу же снова отдает ее («На!»). Такая передача друг другу погремушки или другого предмета, удобного для схватывания, может продолжаться очень долго к полному взаимному удовольствию.

На втором году жизни сходная игра может проводиться с ребенком, сидящим на полу поодаль от взрослого: взрослый катит к ребенку игрушечную машину, ребенок толкает ее обратно – и так раз за разом. В другой раз они катают друг другу мяч или бутылку.

К концу второго года жизни вполне возможны и более сложные действия по подражанию действиям взрослого в сочетании с речевой инструкцией. Например, от катания мяча друг другу можно перейти к его катанию в цель. Такой целью могут служить плотно поставленные друг к другу кегли или кубики. Взрослый берет в руки один мяч и дает ребенку другой со словами: «Возьми мяч!». Ребенок при этом сидит, раздвинув ножки, приблизительно в полуметре от кеглей.

Взрослый катит мяч, сбивая кегли со своей стороны, и призывает ребенка повторить свои действия: «Кати!». Если ребенок этого не делает, то взрослый берет его ручки в свои и вместе с ним толкает его мяч. Кегли падают, взрослый гладит ребенка по головке: «Молодец!». Успех достигнут – почему бы не похлопать в ладоши? Ребенок с удовольствием хлопает в ладоши по подражанию или с помощью совместных действий со взрослым, берущим его ручки в свои.

Очень полезно научить ребенка выполнять простые речевые инструкции: «возьми трубочку», «постучи по столу», «возьми куклу, посади на стул» и т.п. Первоначально такая инструкция подкрепляется жестом или показом, а если нужно, то и совместным действием. Со временем ребенок научается выполнять речевые инструкции и без жестового сопровождения или показа.

В раннем возрасте большое значение для умственного развития ребенка имеют и его действия с такими игрушками как матрешка (достаточно, чтобы она была двухсоставной), крупная пирамидка (кольца в этом возрасте обычно нанизываются без учета их величины), разные вкладки, кубики и т.п. Точность движений и сообразительность развиваются благодаря заколачиванию пластмассовым молотком штырей в специальную подставку, накручиванию крупных пластмассовых гаек на специальный стержень и другим действиям с игрушками, воспроизводящими различные инструменты. Все подобные действия ребенок учится производить под непосредственным руководством взрослого (по подражанию, указательному жесту или в совместном действии), а впоследствии начинает с удовольствием выполнять их самостоятельно.

Для повышения интереса ребенка к действиям с игрушками может быть использована кукла би-ба-бо или просто большая кукла, которая «приносит» кубики, вкладки, пирамидки и начинает действовать с ними, но у нее ничего не получается. Мама обращает на это внимание ребенка, втягивая его в игру и оценку действий куклы. Кукла просит у малыша помощи. Совместно с мамой ребенок выручает куклу и выполняет задание. Постепенно в ходе обучения мама учит ребенка правильно оценивать результативные и нерезультативные варианты действий. Так же, как ребенок оценивает действия куклы, кукла, в свою очередь, принимает активное участие в оценке его действий и достигнутого результата («Получилось!» – «Не получилось!»).

Родителям нужно помнить, что игра, не доставляющая удовольствия ребенку – это уже не игра. А чтобы у него возник к ней интерес, они и сами должны играть с удовольствием, должны заразить его своим эмоциональным состоянием, своим удовольствием от совместных действий. Нередко оказывается, что центр интересов ребенка и родителей не совпадает. Например, маме хочется, чтобы ребенок строил башню, ставя три – четыре кубика один на другой, а ребенку больше всего нравится ее разрушать. Что ж, в этом нет ничего плохого: ведь для того, чтобы разрушить, ее надо сначала построить.

К игре с малышом родителям надо относиться как к важному занятию. Своей выразительной мимикой, ласковым взглядом они должны дать понять ребенку, что им нравится быть вместе с ним и делать то, что ему интересно. Для этого надо стараться отключиться на время игры от всех посторонних мыслей и забот. Неплохо также выделить для регулярных игр с малышом специальное время, удобнее это делать сразу после еды, купания или прогулок. Если малыш будет знать, когда ему ждать игры, привыкнет к тому, что в это время родители занимаются только с ним, то быстрее поймет, в чем состоит радость совместной игры и с особенно большим удовольствием примет в ней участие. Желательно также определить место для игр, отобрать подходящие игрушки, которые должны быть прочными, привлекательными и удобными в обращении.

Играя, малыш учится не только общаться со взрослым, но и думать, решать простейшие практические задачи. Это особенно важно для детей с проблемами в умственном развитии. Такие дети зачастую не интересуются окружающим, долго не дают эмоционального отклика на совместные действия со взрослым, длительно не овладевают действиями с предметами, которые предлагает им взрослый. Все это негативно сказывается на психическом развитии ребенка. У проблемных детей часто возникают сложности в развитии навыков общения. Поэтому все виды общения, которые предлагаются маленьким детям в доступных формах, особенно важны: их цель – максимально приблизить развитие проблемного ребенка к нормальному.

Игрушки для ребенка от трех до семи лет

На протяжении дошкольного возраста (продолжающегося от трех до семи лет) важнейшее значение для психического развития ребенка имсеет так называемая «сюжетно-ролевая» игра. Как явствует из ее названия, она характеризуется наличием определенного сюжета (начиная с самого примитивного и кончая весьма сложным) и игровой роли.

Реализуя взятую на себя роль, ребенок выполняет игровые действия . Это кормление «дочки» (куклы) и наставления, которые ей даются, управление воображаемым самолетом, измерение температуры больному и т.п. Своеобразие этих действий в том, что они выполняются не «взаправду», а «понарошку». Это изображение реальных действий, похожее на игру актеров в театре. Игровые действия обычно выполняются не с настоящими предметами, а с их «заместителями» - игровым материалом, который включает игрушки, неоформленный материал типа палочек, кубиков, и, наконец, предметы хотя и имеющие свое постоянное назначение, но выступающие в игре в чужой функции (стульчик - в функции машины обруч – в функции руля и т.п.). Эти особенности игры открывают дополнительные возможности для умственного развития ребенка.

Игровые действия вовсе не должны быть как две капли воды похожи на настоящие. Основные требования, которые можно к ним предъявлять, – узнаваемость и достаточно широкий репертуар. Иначе говоря, важно, чтобы ребенок мог изобразить самые разнообразные действия и чтобы другие участники совместной игры понимали, что он имеет в виду. А помочь в этом своему ребенку вы сможете, если будете проводить с ним небольшие упражнения на тему «Что я делаю?» и «Покажи, как...». В первом случае взрослый изображает различные простые действия без предметов или с неподходящими для них предметами – причесывание, умывание, измерение температуры, еду и т. п., а ребенок угадывает, какое действие ему показывают («ты моешь руки», «ты едешь на машине»). Во втором случае показывает действия ребенок, а взрослый выступает в качестве отгадчика.

Родителям важно учитывать значение, которое имеет использование в игре разных видов игрового материала. Ребенку нужны куклы, мишки, зайки и другие игрушечные зверушки. Они – заместители людей, партнеры по игре. К ним и требования можно предъявлять, как к людям, – прежде всего, чтобы были приятными, симпатичными. А еще – чтобы умели садиться, двигать ручками и ножками. Сложнее с другими игрушками – посудой, мебелью , машинами и т. п. Здесь на первый план выступает функциональность – возможность их использования, выполнения с ними игровых действий. А это значит, что имеет значение и размер (игрушечные стульчики и столик должны быть такими, чтобы куклы могли свободно сидеть и «пить чай»), и материал (чем прочнее, тем лучше), и, главное, наличие «работающих» частей (открывающихся дверец . поворачивающихся колес и др.). Что же касается внешнего сходства, то вполне достаточно, если предмет узнаваем. И совсем уже ни к чему изобилие мелких ввнешних деталей, которое иногда кажется столь привлекательным папам и мамам («Смотри! Совсем как настоящее!»).

Важен подбор игрушек, обеспечивающий возможность проводить игру по определенным сюжетам («в семью», «в доктора», «в шофера» и др.). Определенный набор игрушек как бы сам подсказывает ребенку сюжет, а в известной мере направляет и содержание игры. Но с точки зрения умственного развития ребенка пальма первенства бесспорно принадлежит неоформленному игровому материалу. Широта использования заместителей, умение увидеть в одной и той же ничем не примечательной палочке термометр, расческу, отвертку, ложку, а может быть, скрипку и трубу и даже пароход и, наоборот, умение использовать вместо необходимой в игре машины кубик, стульчик или швабру – вот то, что останется непреходящим достижением детского мышления, послужит предпосылкой развития воображения и творчества. А это значит, что, помогая ребенку организовать игру, родителям следует побуждать его к самостоятельному подбору предметов-заместителей, на первых порах подсказывать возможные варианты, специально вводить в ситуации, для разыгрывания которых не хватает готовых игрушек, что-то, что необходимо подобрать или даже построить, используя неоформленный материал.

– Давай играть в магазин. Ты будешь продавцом, а я покупателем. Только раньше нужно найти, что будет продаваться в магазине. Наверное, хлеб? Что же у нас будет хлебом? Может быть, вот это (крупные кубики)? хорошо. А еще сахар. Что будет сахаром? По-моему, подойдет это (мелкие кубики). Только насыпь его в пакет. Теперь – колбаса... Взвесьте мне, пожалуйста, килограмм сахара. Но где же весы? Нет весов. Может быть, мы сумеем их построить?..

Хорошо проводить и специальные упражнения «Во что с этим можно играть?», побуждая ре6енка к тому, чтобы он придумал как можно больше игровых употреблений предмета.

– Вот твой стульчик. Как ты думаешь, во что с ним можно поиграть? Мне кажется, что с ним можно играть, как будто это машина, а еще?

– Как будто самолет.

– Правильно. А ты – летчик и куда-то летишь. А еще?..

Конечно, на первых порах здес ь. Не обойтись без подсказок. А потом ребенок начнет с удовольствием фантазировать и сам. Вот, например, зонтик. Это и парашют, и крыша, и огромный съедобный гриб, а в свернутом виде – лошадка, ружье и многое, многое другое. Первостепенное значение здесь приобретает широта замещения, требующая отвлечения от внешнего сходства. Поэтому внешние особенности предметов не имеют существенного значения.

Неоформленный материал, как и другие игрушки, при помощи которых замещаются нужные для игры предметы, следует подбирать по признаку функциональности – возможности выполнять с ним разнообразные действия. Важно научить ребенка использовать один и тот же неоформленный материал (кубики, палочки и др.) как можно шире и разнообразнее.

Так, две скрепленные между собой планки из пластмассового конструктора могут использоваться как подъемный кран, пистолет; трубка, свернутая из картона, может служить подзорной трубой. Изготовление и использование в игре простейших самоделок заслуживает всяческого поощрения.

А что же заводные и электрические игрушки: утята, умеющие шагать и крякать, танки, ездящие взад-вперед и при этом стреляющие из пушки, радиоуправляемые автомобили? Ведь они так нравятся и детям, и взрослым – а мы пока что не сказали о них ни слова. Дело в том, что сказать о них мы можем очень немногое. Они действительно часто бывают внешне очень привлекательны, но для умственного развития ребенка практически бесполезны. Да и надоедают ребенку они, как правило, гораздо быстрее, чем самая обычная «старомодная» кукла или набор строительного материала.