“Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней, -
обязательное условие для того, чтобы она широко раскрыла и
подарила детям свою красоту, для того, чтобы она могла
выполнить свою воспитательную и познавательную роль…
Любые же попытки воспитывать и обучать того, кто музыкой
не заинтересовался, не увлёкся, не полюбил её, обречён на неуспех.”
Д.Б. Кабалевский.

На протяжении 38 лет педагогической деятельности в школе искусств №10 (в дальнейшем - гимназии №10) мне как преподавателю специального фортепиано довелось работать с детьми, имеющими разные способности и отношение к предмету. Не все дети – «звездочки», однако все дети тянутся к красоте, хотят быть творческими, увлеченными. В каждом ребенке, независимо от его успеваемости по школьным предметам, заложено желание чему-то научиться, уметь делать что-то лучше других, быть любимыми и оцененными окружающими.

Исходя из этого, все эти годы я старалась раскрыть в каждом ребенке его индивидуальность, подчеркнуть его лучшие качества, привить уважение к самому себе и любовь к музыке.

ЦЕЛЬ педагогической работы: выявление и развитие способностей каждого ученика, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться к условиям жизни.

ЗАДАЧИ:
1. Формирование физически здоровой личности:
- недопущение перегрузки учащихся в учебной ситуации;
2. Развитие творческих способностей учащихся:
- создание творческой атмосферы на уроке;
- привлечение учащихся к музыкально-культурной жизни города;
3. Организация учебно-воспитательного процесса:
- продуманное составление индивидуального учебного плана и учебных программ каждого ученика;
На протяжении большого количества лет работы с детьми выработались следующие заповеди:
- Не навреди.
- Будь терпеливым и великодушным, умей прощать.
- Имей чувство юмора.
- Найди ключ к каждому.
- Не используй отметку как средство наказания.
- Не говори: «не способен», говори: «способности не раскрыты».
- Не забывай похвалить.
- Умей признавать свои ошибки, но ошибайся редко.
- Не навязывай ученику свою точку зрения.
- Не добивайся успеха силой.
- Будь автором своей системы методов.
- Не имей любимчиков.
Помни! Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

Почему некоторые дети считаются трудными для учителей? Мешает недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств (внимание, усидчивость, эмоциональная устойчивость, память) и слабая психолого-педагогическая подготовка к школе.

У младших подростков (4-6 классы) происходит стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении. Школьник способен осознать нарушение норм, глубоко переживать, но не всегда умеет предвидеть отрицательный результат своих действий. Поэтому часто в коллективе такой ребенок является изгоем, его открыто не любят учителя, он не находит поддержки среди своих сверстников. И тогда на помощь приходят индивидуальные занятия в маленьком кабинете, где ребенок чувствует себя защищенным, находясь один на один с педагогом и музыкой. Здесь задача учителя по специальности - проявить максимальную открытость и заинтересованность потенциальными возможностями ребенка. Любого человека надо хвалить и давать веру в себя, с верой он может творить чудеса.
В старших классах как итог неблагоприятного развития на предшествующих стадиях в результате промахов педагогического воздействия семьи и школы поступки носят нередко преднамеренный характер. Подростки могут не только понимать их асоциальную направленность, но и оправдывать свои действия.

Однако, при встрече с мудрым наставником, который внушает ребенку доверие, он раскрывается с наилучшей стороны. Оказывается, что ему нравится посещать концерты, участвовать в них. Особенно дети любят играть фортепианные ансамбли друг с другом. При этом они чувствуют ответственность не только за себя, но и за своего партнера.

Старший школьный возраст – это возраст тревог, этим уже многое сказано.

Современные психологи называют его “вторым рождением”, ибо именно
сейчас предшествующий опыт развития с его способами удобными для ребёнка построения отношений с окружающим миром на какое-то время перестаёт обеспечивать ему гарантированное положение в обществе. Он вынужден входить в новую систему ценностей, где личные достоинства имеют иные точки отсчёта, и ему, если можно так выразиться, приходится начинать своё самоутверждение с нуля. Для хороших детей такой переход не лишён некоторых огорчений, так как отказываться от опоры на прежние успехи и созданный ими авторитет не хочется.

Но они ищут и находят себя сравнительно безболезненно, если имеют взаимопонимание близких. Для педагогически запущенных детей, собственно “трудных подростков”, этот процесс идёт болезненно и неоднозначно. Собственно, казалось бы простой вопрос, как на практике определить, когда именно, во сколько лет, конкретно тот или иной ребёнок переступил эту самую черту, где начинается “второе рождение”? После сопоставления многих определений можно сделать вывод, что ребёнок становится подростком, когда он начинает претендовать на независимость суждений и поведения. Появление именно этого стремления и нужно считать началом подросткового возраста.

Учитель в своей работе очень часто сталкивается с отклонениями в поведении учащихся: недисциплинированностью, проступками, нередко с правонарушениями. Одной из основных причин отклоняющегося поведения является педагогическая запущенность учащихся. Педагоги считают, что педагогически запущенный подросток это тот, кого предали взрослые, то есть это педагогический брак. По определению учёных, педагогическая запущенность - это устойчивое искажение нравственных представлений, невоспитанность нравственных качеств и навыков общественного поведения.

Из нескольких определений понятия “трудного” подростка можно вывести обобщённые характеристики, которые вызывают затруднения у учителей при обучении и воспитании таких подростков:
- трудности в общении, непонимание;
- отторжение, невосприятие требований;
- искажённые нравственные ценности;
- отвержение положительных авторитетов;
- сильное влияние отрицательной микросреды;
- наследственные и семейные проблемы.

И здесь на помощь приходит учитель. Какую же помощь он может оказать?
психологическую;
психолого-педагогическую;
организационную;
эмоциональную;
эстетически художественную;

Реабилитационные мероприятия (виды помощи трудным подросткам).

1. Психологическая помощь.
На уроке:
- создать атмосферу доверия;
- возможность отдохнуть, отвлечься;
- помочь реабилитироваться или, наоборот, научить сдерживаться;
- помочь разобраться в себе;
- развивать рефлексию;
- вызвать доверие и своим авторитетом влиять на самочувствие
ребёнка;
- “вести за руку” в трудных нравственных ситуациях;

2. Психолого-педагогическая помощь.
На уроке:
- правильно ставить воспитательные цели, которые для таких учащихся
должны быть важнее учебных;
- соизмерить задания с возможностями учащихся (дифференцированный и
индивидуальный подход);
- постоянно держать на негласном контроле;
- контроль должен быть поощряющим;
Внеурочное время:
- вовлекать во все внеклассные мероприятия;
- помогать осваивать новые интересные навыки, умения;
- заинтересовать таких учащихся нужной и полезной деятельностью;
- формировать у них навыки здорового образа жизни;

3. Организационная помощь.
На уроке:
- создавать ситуацию успеха для трудных учащихся;
- поддерживать их своим авторитетом перед товарищами;
Внеурочное время:
- предоставить возможность проявить себя в тех видах деятельности,
где они себя увереннее чувствуют, внеклассная работа должна
нацеливать и на успешную деятельность на уроках;

4. Эстетически-художественная помощь.
На уроке и во внеурочное время:
- влияние на эмоциональную сферу;
- создание красоты, привитие чувства прекрасного;

В современных условиях, когда школа перестраивается в соответствии с изменениями, происходящими в обществе, всё возрастающее значение приобретает дифференциация и индивидуализация учебно-воспитательного процесса. Ориентир на абстрактного “среднего ученика” утрачивает своё значение. Многоцветность и многогранность жизни захлестнула практическую педагогику. Можно с полной уверенностью сказать, что от декларации индивидуального подхода школа перешла к его реализации на уровне повседневной практики.

В нашей школе конкретные педагоги занимаются с более сильными детьми, ориентированными на продолжение музыкального специального образования, они готовят их к конкурсам (от районных до международных), занимаются с ними дополнительно и несут большую ответственность за профессиональное будущее этих детей.

Другие педагоги специализируются на обучении детей, которые считаются трудными, слабыми, неперспективными в области специального музыкального образования. Такие педагоги должны обладать особым чувством такта и повышенного внимания к детям, которые недостаточно организованы, не имеют высокого чувства ответственности. Задача такого педагога - суметь заинтересовать ребенка. Для этого предлагается особый педагогический репертуар, уделяется большее внимание свободному музицированию, игре в ансамбле и аккомпанементу. На каждом уроке такой ребенок получает похвалу даже за самый маленький успех. Он не может быть постоянно для всех «мячиком для битья».

Сложным моментом для таких детей являются экзамены и выступления перед большой аудиторией. Чувство неуверенности, подкрепляемое окружающими, приводит к неврозам и стрессам, последствия которых потом приходится решать у врачей и психологов.

Перед каждым публичным выступлением, стараясь успокоить своих «трудных» учеников, я всегда говорю им, что все равно их люблю, верю в то, что все получится, и прошу их играть для меня. К сожалению, обсуждение после экзаменов и выставление оценок является трудным моментом, т.к. ставит комиссию перед дилеммой: можно ли поставить «4» сильному ученику, сыгравшему неудачно, и слабому, сыгравшему хорошо.

Применение различных форм и методов индивидуализации и
дифференциации на уроках музыки способствует достижению цели приобщения учащихся к музыкальной культуре. Отсюда следует, что нельзя обучать музыке, не пробудив в детях интерес к ней. А любовь, интерес к музыке могут возникнуть только тогда, когда дети научатся воспринимать подлинно художественные образы музыкального искусства.

Л.Н. Толстой сказал: “Люди - как реки: вода во всех одинаковая, но каждая река бывает то узкая, то быстрая, то широкая, то тихая…”

Дифференцированный подход решает задачи эффективной педагогической помощи учащемуся в совершенствовании его личности, особенно это актуально для трудных подростков.

На уроках музыки учитель может создавать ситуации успеха именно
для тех учащихся, которых преследуют неудачи на других уроках, воздействуя на чувства, а через них - на поведение трудных подростков. Так как в каждом классе обучаются разные ученики с разными способностями, с разными интересами, с различной профессиональной направленностью, то и учитель должен учитывать и разные запросы наших учеников. Обучение должно быть разноуровневым, не должно быть “прокрустова ложа”. И оно должно быть ориентировано на индивидуальные особенности и познавательные потребности ученика. Поэтому и подход в обучении должен быть индивидуальным и
дифференцированным на всех этапах урока и видах деятельности: слушание, исполнение музыки (пение), игра на музыкальных инструментах, беседа (анализ музыкального произведения).
Важным этапом занятий является анализ музыкального произведения,

В результате анализа должны быть получены такие знания, которые можно будет широко и эффективно использовать в процессе ознакомления детей с данным сочинением.

Если цель учителя не в демонстрации умственного убожества ученика, а в обучении его и в личностном развитии, то он задаст вопрос, на который ученик сможет ответить:

1. Какими музыкальными выразительными средствами передал композитор
состояние человека (природы)?
2. Как прозвучала музыка?

Всё это называется планированием вопросов. Задаётся вопрос, не требующий размышления, суждения, логического заключения, вариативности ответа, а вопрос, дающий лишь воспроизведение ответа. Каким бы ни был ответ, необходимо найти способ похвалить ученика, подчеркнуть достоинства. Тогда между трудным учеником и учителем начнут формироваться те отношения доверия и взаимопонимания, которые помогут ему в дальнейшей его жизни.

Рассказ великого танцора: “Мне ещё 14 лет не было, когда меня выгнали из школы за неуспеваемость. Хорошо ещё, что отец не знал русского языка, он
бы меня убил. А так я ему справку показал об отчислении. Там печать, подпись. Сказал, что школу я уже окончил, теперь посоветовали учиться танцевать. Он справку положил под скатерть и, довольный, пошёл в школу.

Слышит, повторяют на все лады фамилию Калеваев. Подумав, что сына хвалят. Обошлось. Это сейчас я - академик трёх академий, и уже две школы открылись моего имени - одна в Петербурге, другая в Болгарии, где учат танцам народов мира. Жизнь всему научила…” Да, людей нельзя воспитывать по шаблону, но… может быть некоторым стоит во время уйти “танцевать”?
На уроках музыки открывается большая возможность влияния на трудных учащихся, чем на других уроках. Кроме всего арсенала воздействия на поведение и сознание школьников, учитель музыки владеет художественно-эстетическим потенциалом, несёт в себе культурное наследие предшествующих поколений. Музыкальные и художественные образы затрагивают самые тонкие струны человеческой души. Умелая подача учебного материала позволяет не только дать
учащимся новые знания по предмету, но и сформировать отношение к общечеловеческим ценностям: Родине, Семье, Добру, Миру, Знанию, Труду. Эффективным воздействие на подростка будет тогда, когда процесс обучения будет гуманным, построенным на принципе сотрудничества. Воспитание должно идти непроизвольно, естественно и искренне, так как именно в подростковом возрасте дети особенно чувствительны к фальши и насилию в любой форме, они вызывают у подростков очень бурную реакцию сопротивления. Это не значит, что
подростку нельзя делать замечания или наказывать, речь идёт о том, чтобы они были справедливыми и что особенно важно, высказаны в вежливой, тактичной форме. Именно тон, каким ведётся общение с подростком - тот ключик к его сердцу, о котором мечтают многие взрослые и учителя. В этом секрет того, что просьбу одного учителя учащиеся выполняют охотно, а другого - игнорируют.

Значительным резервом для учителя в процессе оказания помощи трудным подросткам служат психологические знания. Помогая ученику стать человеком, приобщая его к музыкальной культуре, учитель музыки помогает школьнику стать личностью, обрести себя, научиться адаптироваться в сложном современном мире.

Если воспитание - постоянное восхождение к культуре и повседневное
воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный человека.

Особенность обучения и воспитания трудных подростков для учителя в том, что ему приходится, как бы, “плыть против течения”, то есть преодолевать то сопротивление, то напряжение, с которым подросток приходит на урок. И здесь очень важен момент создания взаимного контакта учителя и ученика, умение учителя вызвать доверие, интерес к себе и своему предмету, умение снять напряжённость, настроить учащихся на восприятие того материала, который будет преподноситься на уроке, иначе можно уподобиться человеку, который ломится в закрытую дверь. Часто подросток сам не понимает, отчего он напряжён и нервничает, одновременно он и хочет остаться незаметным, и чтобы его заметили и поговорили. Иногда, если до этого уже налажен контакт учителя с учеником, достаточно положить руку на плечо, иногда надо задать банальный, казалось бы, вопрос: “Как дела?” И подросток успокаивается. Некоторым достаточно упрекающего взгляда, другим словесного удивления его поведением, но никому не помогают окрики, оскорбления или угрозы. В современных педагогических технологиях представлено много разнообразных и эффективных приёмов, помогающих учителю и ученику находить взаимопонимание. Например: авансирование доверием. Учитель как бы не допускает мысли, что именно этот ученик мог поступить так плохо, это его как бы удивляет, а у ученика вызывает чувство стыда, так как развивается рефлексия.

Весь процесс обучения и воспитания в школе и семье должен быть направлен на формирование механизма самовоспитания личности, так как, окончив школу, человек продолжает восхождение к культуре всю свою жизнь.

Лучшие педагоги всех времён и народов стремились создать такую школу, которая позволила бы ребёнку раскрыться во всём его своеобразии, во всей полноте его неповторимых задатков и особенностей.

Вместе с тем массовая школа, сложившаяся в 17-19 веках, заслужила много справедливых нареканий за подавление личности ученика, пренебрежение его индивидуальностью. Даже такой выдающийся педагог, как Ян Амос Коменский, сравнивая школу с типографией, считал, что она призвана тиражировать духовный продукт. А вот какую характеристику массовой школе дал Януш Корчак: “Посредством школы дети втянуты в общую циркуляцию… Здесь обучают их и заботятся об их здоровье и развитии. Здесь их познают, квалифицируют и продумывают место будущей работы для каждого”. По мнению многих педагогов и психологов, господствующая в школе императивная система обучения, для которой характерны однозначные команды и непреложность их исполнения всеми учениками, развивает в детях пассивность, конформизм, формирует “старательного филистера” (Б.Г. Ананьев).

За внешними характеристиками поведения, за успешностью (или неуспешностью) учебной деятельности часто скрываются природные динамические особенности. Нередко они порождают и различия в знаниях - их глубине, прочности, обобщённости, а также в поведении.

Всё проходяще, только музыка вечна… Эта фраза может быть и вызывает у кого-то сомнения или снисходительную улыбку, но если возвести понятие «музыка» на пьедестал общечеловеческих ценностей, то мало кто будет оспаривать утверждение, что там ей и место. Значение музыки в жизни человека столь велико, что абсолютно бесспорно. В ракурсе проблемы трудности подростков, влиянию на них музыки, может быть ещё не достаточно уделяется внимания. Так же, как можно музыкой лечить, музыкой можно попробовать перевоспитывать. Музыка поднимает и наполняет духовностью существование человека. Прекрасные, великолепные музыкальные произведения создаются одарёнными людьми. Как они сами, так и их музыка может стать тем нравственным стержнем, ориентиром в жизни, которого не хватает многим людям. Подростки должны знать, что подобные проблемы переживали в своё время и великие люди, добившиеся впоследствии мирового признания. Те средства, которыми владеет учитель музыки, позволяют не всем детям, но хотя бы тем, кто восприимчив к музыке, создать условия на уроках и вне урока для того, чтобы трудный подросток оценил и выбрал приемлемый для себя нравственный вариант жизни.

Дети учатся создавать и воспринимать художественные образы как выражение пристрастного, неравнодушного отношения к миру, в котором живет человек.

ЛИТЕРАТУРА
1. Акимова М.К. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход.
Москва, 1992.
2. Алмазов Б.Н. Оценка психической средовой адаптации трудновоспитуемых учащихся. Екатеринбург, 1993.
3. Алмазов Б.Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986.
4. Аракелова Г.Г. Учителям и родителям о психологии подростка. Москва, 1990.
5. Амонашвили Ш.А. Педагогическая симфония.
6. Белкин А.С. Система психолого-педагогических мероприятий по предупреждению педагогической запущенности и правонарушений учащихся различных возрастных групп. Екатеринбург, 1993.
7. Большой толковый социологический словарь.
8. Буянов М.И. Ребёнок из неблагополучной семьи. Москва, 1988.
9. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. Москва, 1991.
10. Верцинская Н.Н. Работа с трудными детьми.
11. Гусев В.Е. Творческий процесс и художественное восприятие. Ленинград, 1978.
12. Дробинская А.О. Школьные трудности “нестандартных” детей. Москва, 1999.
13. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребёнка.
Москва, 1993.
14. Иванов И.П. Звено в бесконечной цепи. Рязань, 1994.
15. Иванов И.П. Методика коммунарского воспитания. Рязань, 1994.
16. Корчак Я. Как любить ребёнка: книга о воспитании. Москва, 1990.
17. Кочетов А.И. Перевоспитание подростка. Москва, 1972.
18. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников.
Москва, 1976.
19. Макаренко А.С. О воспитании. Москва, 1988.
20. Максимова Н.Ю. Диагностика и коррекция поведения трудных подростков. Журнал “Вопросы психологии” №3, 1988.
21. Мижериков В.А. Психолого-педагогический словарь. Ростов-на-Дону, 1998.
22. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. Москва, 1986.
23. Рыданова И.И. Основы педагогики общения. Москва, 1998.
24. Степанов В.Г. Психология трудных школьников. Москва, 1996.
25. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток. Душанбе, 1972.
26. Фридман Л.М. Психологическая наука - учителю. Москва, 1985.
27. Чередниченко В.И. Трудные дети и трудные взрослые. Москва, 1991.

Современный мир меняется с невероятной скоростью но, может, стоит не согласиться с китайским изречением. Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены, войти в них, а это значит быть современным.
Именно дошкольное детство является той отправной точкой, той благодатной основой, которая предоставляет возможность выбора, возможность деятельности.
Позвольте мне сегодня представить свой взгляд на тему: «Методы работы с детьми в современных условиях»
Введение
Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.
Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребенку ……. Дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов работы с детьми, главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не сумма знаний, умений, навыков.
Как же я, современный воспитатель должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени, какие методы работы с детьми использовать.
В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к словарю – справочнику «Научно – педагогическая информация» под редакцией В.М. Полонского где метод как неотъемлемая часть любого исследования, характеризует потенциальные возможности науки, степень её проникновения в изучение реальных процессов, показывает, какие явления могут быть познаны в настоящее время, а какие остаются предметом гипотетических предположений. Метод во многом определяет ход и результативность исследования, формы организации работы, общую методологическую ориентацию автора, путь к достижению конечной цели.
В философском смысле под методом понимают научные теории, проверенные практикой. Такая теория при построении других теорий может выступать в роли метода в данной области знаний или других областях. Метод также нередко рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического осмысления действительности, подчиненную решению конкретной задачи, как комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых наука пытается установить истину, проверить или опровергнуть ее. Наконец, метод трактуется как конкретный способ изучения определенной области, как систематизированный комплекс приемов, процедур, применяемых учеными для достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при организации научной работы и ее отдельных этапов.
Для меня методы работы с детьми – это с одной стороны четкая почва, имеющая научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом следующих принципов:
- принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающ

В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из психолого - педагогических условий для успешной реализации программы является использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям.

В детском саду используются фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Индивидуальная форма организации обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства), однако требует от ребенка больших нервных затрат; создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения; ограничение сотрудничества с другими детьми. детский сад обучение образовательный

Групповая форма организации обучения (индивидуально-коллективная). Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения.

Фронтальная форма организации обучения . Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

На протяжении дня воспитатель имеет возможность осуществлять обучение при использовании разнообразных форм организации детей, имеют место фронтальные формы обучения:

прогулка , которая состоит из:

  • - наблюдений за природой, окружающей жизнью;
  • - подвижных игр;
  • - труда в природе и на участке;
  • - самостоятельной игровой деятельности;
  • - экскурсии;

дежурство детей по столовой, на занятиях:

  • - труд:
  • - коллективный;
  • - хозяйственно-бытовой;
  • - труд в уголке природы;
  • - художественный труд;

Развлечения, праздники; экспериментирование; проектная деятельность; чтение художественной литературы; беседы; показ кукольного театра; вечера-досуги;

В ДОУ - выделено специальное время в процессе проведения режимных моментов, организована индивидуальная работа с детьми. Содержанием обучения в этом случае являются следующие виды деятельности:

  • ? предметно-игровая,
  • ? трудовая,
  • ? спортивная,
  • ? продуктивная,
  • ? общение,
  • ? сюжетно-ролевые и другие игры, которые могут быть источником и средством обучения.

Методы и приемы организации обучения

В ДОУ мы используем наглядные и игровые методы в сочетании со словесными методами. Процесс обучения детей в детском саду строится, опираясь на наглядность в обучении, а специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Основной формой организации обучения в дошкольном образовательном учреждении является непосредственно образовательная деятельность (НОД). Непосредственно образовательная деятельность организуется и проводится педагогами в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ. НОД проводятся с детьми всех возрастных групп детского сада. В режиме дня каждой группы определяется время проведения НОД, в соответствии с "Санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Работа в детском саду ведется по следующим направления:

  • -Социально-коммуникативное развитие;
  • -Познавательное развитие;
  • -Речевое развитие;
  • -Физическое развитие;
  • -Художественно-эстетическое развитие.

Безусловно, изменение качества образования, обновление содержания дошкольного образования требует содержательной перестройки. Однако успех ожидает того, кто ищет новые подходы, новые интересные формы.

Рассмотрим формы и методы работы с детьми в новых условиях по всем направлениям развития личности ребенка.

Обновление содержания образования требует от педагогов:

  • - применения новых современных форм работы с детьми;
  • -интегрированной образовательной деятельности;
  • -проектной деятельности (исследовательские, творческие проекты; ролево-игровые проекты; информационно-практико-ориентированные проекты; творческие проекты в детском саду) ;
  • - изготовление макетов;
  • -проблемная ситуация;
  • -игровые обучающие ситуации;
  • -эвристические беседы;
  • - коллекционирование;
  • -творческой деятельности: изготовление панно, совместных коллажей, работа в мини-мастерской, организация творческих конкурсов, выставок;

Одним из важных условий обновления содержания образования является новое информационно-ресурсное обеспечение образовательного процесса. Под информационно-ресурсным обеспечением понимают образовательные ресурсы (любые образовательные материалы и средства, совокупность технологических средств, информационных и коммуникационных технологий: компьютеры, иное ИКТ-оборудование (мультимедийные доски, проекторы, коммуникационные каналы (телефон, Интернет, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих образование в современной информационно образовательной среде.

Сегодня информационные компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.

Мир детства уникален и неповторим, впечатления детства, хорошие и плохие, остаются в памяти людей навсегда. Учеными давно открыто, что решающим фактором развития некоторых характеристик мышления выступает не сам опыт (знания, умения, навыки), а методы его усвоения. Надежным помощником в воспитании и обучении детей является творческая активность.

Наши занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу ребят менее утомительной, насыщенной. Игровые формы позволяют активизировать познавательные интересы дошкольников, удивить, зажечь огонек любознательности. В игровой деятельности у ребят интенсивно развиваются наблюдательность, память, воображение.

Игру, как метод обучения, люди используют давно. Игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: а) в качестве самостоятельных технологий для освоения темы или раздела; б) как элементы более обширной технологии; в) в качестве занятия или его части (объяснения, закрепления).

В коммуникативных играх предусмотрена работа в парах, группах больших и маленьких и целой группой, при этом участники должны иметь возможность свободно двигаться по комнате. Для таких игр создается предметно-пространственная среда или центры развития ребенка, с богатым мобильным, сменяемым материалом.

Педагогический процесс не должен насаждать шаблонный подход к решению заданий, он должен уважать и развивать своеобразие индивидуального стиля каждого дошкольника.

В основе обучающих игр, которые мы применяем на своих занятиях, лежит принцип организации занятий в составе малых групп. Это позволяет включить в активную работу всех детей, организовать соревнование между командами, выработать умение трудиться в коллективе. Игровые ситуации помогают создать положительную установку на обучение и развитие, что является необходимой предпосылкой успешного усвоения материала. Воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности: познавательную, игровую, творческую, коммуникативную. В результате у дошкольников в достаточной мере будут развиты нравственные нормы поведения, культура общения в коллективе, способность к сотрудничеству. Используя в работе игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и занимательное. Из широкого спектра методов и приемов работы с детьми в первую очередь используются те игровые занятия, которые позволяют в комплексе решать развивающие, воспитывающие и образовательные задачи.

Используем мы в своей работе и метод проектов. Суть этого метода - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение суммой знаний, и через проектную деятельность показать практическое применение полученных знаний. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то она предполагает совокупность исследовательских, поисковых, творческих методов. Дошкольный возраст - благодатная почва для обучения, воспитания и развития ребенка - этот период в жизни детей характеризуется устойчивым вниманием, наблюдательностью, всплеском познавательного интереса. Именно поэтому наиболее действенным методом в обучении детей является метод проектов. Этот метод развивает интерес к различным областям знаний, формирует навыки коллективной и самостоятельной работы, активность, помогает связать обучение с жизнью. Проектная деятельность позволяет объединить в один коллектив педагога - старшего товарища и наставника, детей, родителей и других педагогов.

Каждое учреждение образования стремится найти современные технологии обучения и воспитания для формирования социальных компетенций у учащихся.

Различают следующие типы проектов: исследовательские, творческие, информационные, практико-ориентированные.

Мы с ребятами готовим в основном исследовательские и информационные проекты. К организации поисковой и творческой деятельности мы подключаем родителей, родственников детей. Выбор экологической тематики проектов встречается часто: вопросы окружающей среды доступны для понимания дошкольников, а реализация проекта позволяет им увидеть результаты проделанной работы.

Стимулирование экологической деятельности ребят через проектные технологии - мощный фактор повышения качества экологического воспитания.

Проектирование позволяет объединить детей, наполнив их взаимодействие творчеством и созидательной деятельностью. Участие в создании проекта предлагает нашим воспитанникам сделать несколько последовательных шагов в реальную окружающую действительность, чтобы изучить ее, осознать и оставить собственный позитивный след. Последнее особенно важно для современных городских детей, отгороженных от сложных реальностей мира стенами квартир и учебных заведений, вынужденных наблюдать жизнь через монитор компьютера или по телевизору.

Важным является тот факт, что эта работа проводится в месте проживания ребят, в их микрорайоне, в родном городе. Наши дети начинают понимать, что и от них зависят позитивные изменения. Участие в проекте формирует высокую экологическую культуру поведения. Наряду с этим, повышается не только самооценка ребенка, но и мотивация, в том числе и к учебной деятельности, т.к. дошкольники становятся более самостоятельными, способными принять или изменить оценку сверстников и взрослых.

Метод проектов находит все большее распространение. Почему мы в своей деятельности используем метод проектов? Причин тому несколько:

  • 1. необходимость не столько передавать ребенку сумму знаний, сколько научить приобретать их самостоятельно;
  • 2. актуальность приобретения коммуникативных навыков,
  • 3. значимость для развития человека умения пользоваться исследовательскими методами, собирать необходимую информацию, уметь анализировать.

С введением нового ФГОС с своем ДОУ мы стали широко использовать такой метод работы с детьми как путешествие по «реке времени» (представление об историческом времени - от прошлого к настоящему). Его еще можно назвать «методом каталога».

Суть метода заключается в следующем. Перед нами, как в фокусе, объект, который нужно усовершенствовать. На занятиях фантазирования дети дошкольного возраста играют в “Изобретателей”. Изобретают предметы мебели, посуды, животных, овощи и фрукты, кондитерские изделия, елочные игрушки. Для выбора других объектов используются предметные картинки по 7-8 штук. Это создает атмосферу загадочности, еще больше заинтересовывает детей, концентрирует их внимание. В процессе занятий дети раскрепощаются, не боятся высказывать свои мысли, идеи. Дети старшего дошкольного возраста овладевают умением произвольно обозначать и замещать знаками различные явления, предметы, их признаки и свойства; а также умением произвольно разводить обозначаемое содержание и средства обозначения. Данные умения относятся к умениям детей использовать знаково-символические средства. И, наконец, дети овладевают методом творчества. Создают новые оригинальные объекты, пытаются их нарисовать, испытывают радость, удовлетворение от умственных усилий. Гордятся результатами своего творчества, осваивают навыки культуры поведения (учатся относиться с терпением и пониманием к высказываниям другого человека, уважать чужое мнение и т.п.).

Требования ФГОС ДО к условиям реализации программы исходят из того, что эти формы и методы работы с дошкольниками должны обеспечивать полноценное развитие личности детей в сферах социально - коммуникативного, познавательного, речевого, художественно - эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Таким образом, в дошкольном возрасте необходимо организовать оптимальные условия для дальнейшего формирования учебной активности, развития творческой, инициативной личности ребенка.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Росинка» комбинированного вида».

Методы и приёмы работы с детьми по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Образовательная область: коммуникация.

Старший дошкольный возраст.

Генрих Ирина

Владимировна

воспитатель.

г. Шарыпово

2013 г .

Методы и приёмы работы c детьми по формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

Выделяют три группы методов - наглядные, словесные и практические.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится метод наблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечи­вают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изоб­разительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные ме­тоды могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методы в детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рас­сказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи , меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы , пересказ, заучи­вание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому,

приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приёмы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец - правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание - преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания. В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение - раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания - разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи - мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке

подчеркиваются прежде всего по­ложительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос - словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные) - «кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями - «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приёмы - показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приёмы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий.

Методы и приёмы работы по развитию речи

1. Анализ ответа ребенка (выполняется для ребенка, чтобы он знал свои недостатки и мог их устранить).

2. Беседа обобщающая (после того как дети накопят какой-то объем знаний. Например, после экскурсии).

3. Беседа. Подготавливается воспитателем заранее, как занятие.

4. Воображаемая ситуация.

5. Вопросы проблемные, более сложные начинаются со слов почему, из-за чего, как, сравнить и др. то есть требуют размышлений, умозаключений.

6. Вопросы репродуктивные = простые начинаются со слов какой, что, когда. Эти вопросы не требуют мышления, ребенку не надо догадываться, соображать.

7. Демонстрация движений, артикуляционных позиций.

8. Дидактические игры («Чей домик», «Чудесный мешочек», «Домино») – имеют несколько игровых правил или действий.

9. Дидактические рассказы с включением учебных заданий.

10. Дидактические упражнения – проще, чем дидактические игры имеют одно правило или действие (скажи наоборот).

11. Замечание.

12. Заучивания.

13. Звукоподражания (при освоении звуков).

14. Имитация действия, движения (на физминутках).

15. Инсценировки.

16. Исправление.

17. Интонационное выделение слова.

18. Интригующая интонация (загадочная, таинственная, испуганная, удивленная, восторженная и др.)

19. Конструирование (букв и др.).

20. Моделирование (структуры текста, строения слова).

21. Мотивация заданий (поможем Дюймовочке, подготовим Незнайку к школе, исправим ошибки у Карлсона, сделаем подарок маме, узнаем кто в группе самый быстрый и др.)

22. Наблюдение.

23. Напоминание.

24. Образец правильного произношения.

25. Образная физкультурная пауза.

26. Образное называние звука (ЗЗЗ – звенит комарик). Обследование предметов. Обязательно проговаривать все действия обследования (поглаживание, ощупывание, сжимание, взвешивание, приподнимание и пр.), и называть получаемые ощущения (прохладный, шершавый, гладкий, тяжелый, округлый, др.)

27. Объяснение (например, правил поведения, игры).

28. Отраженная речь – повтор за воспитателем речевого образца.

29. Оценка (мотивированная).

30. Пересказ.

31. Повторы индивидуальные ребенком.

32. Повторы хоровые.

33. Подбор обобщающих понятий (стол + стул + табурет = мебель)

34. Подвижные игры с речевым сопровождением, хороводные игры. (каравай)

35. Подсказ (начала слова).

36. Показ артикуляционных движений.

37. Пояснение (самосвал – сам сваливает).

38. Прослушивание пластинок, магнитофонных записей (собственная речь, речь с дефектами, образцы речи).

39. Разговор – не подготовленная «беседа», возникшая случайно, по ходу дела.

41. Рассматривание рисунков, картин, макетов, диафильмов.

42. Речевой образец.

43. Речевые поручения – поручение, при выполнении которого ребенку необходимо будет обязательно использовать речь. Например: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши. Так и скажи: «Тамара Ивановна, подточите мне, пожалуйста, карандаши». Это образец речевого поручения для ребенка с неразвитой речью или для детей в возрасте до старшей группы. Начиная со старшей группы можно давать детям поручения без образца речи, то есть вот так: «Пойди к Тамаре Ивановне и попроси подточить карандаши».

44. Речевые ситуации – специально придуманные ситуации, в которых дети отрабатывают речевые умения. Например: «У Тани завтра день рождения, как мы её будем поздравлять?» Дети придумывают свои поздравления, а воспитатель подсказывает им те слова, которые необходимо активизировать в речи и хвалит детей, если они используют, именно, эти слова.

45. Ролевые игры.

47. Сопряженная речь – повтор вместе с педагогом.

48. Составление плана высказывания – чаще устное, про что сказать вначале, про что потом и так далее.

49. Схема ответа (моделирование) – про что сказать вначале, про что потом и так далее на наглядной основе, например с помощью схем.

50. Толкование слов (значения слов аквариум – стеклянный ящик)

51. Указание.

52. Утрированное произношение (усиленное).

53. Утрированное артикулирование (усиленный показ, где находятся губы, зубы, язык в момент произнесения различных звуков, слов)

54. Чтение.

Коммуникативные игры.

Вежливые слова.

Цель: развитие уважения в общении, привычка пользоваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Назвать только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет, мы рады вас видеть, рады встречи с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Игры-ситуации.

Цель: развить умение вступать в разговор, обмениваться чувствами, переживаниями, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя мимику и пантомимику.

Детям предлагается разыграть ряд ситуаций, например, ребята играют в интересную игру – попроси, чтобы ребята тебя приняли. Что ты будешь делать, если они тебя не захотят принять?

Пресс-конференция.

Цель: развить умение вежливо отвечать на вопросы собеседников, кратко и корректно формулировать ответ; формировать речевые умения.

Все дети группы участвуют в пресс-конференции на любую тему (например: “Твой выходной день”, “Экскурсия в зоопарк”, “День рождения друга”, “В цирке” и др.). Один из участников пресс-конференции “гость” (тот, кому будут заданы все вопросы) – садится в центр и отвечает на любые вопросы детей.

Рассказ по кругу.

Цель: развить умения вступать в процесс общения и ориентироваться в партнёрах и ситуациях общения.

Дети садятся в круг. Воспитатель начинает рассказ: “Сегодня выходной день и...” его подхватывает следующий ребёнок. Рассказ продолжается по кругу.

Цель: снятие телесных барьеров, развить умения добиваться цели

приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проникнуть в круг, образованного детьми. Водоросли понимают человеческую речь и чувствуют прикосновения и могут расслабиться и пропустить в круг, а могут и не пропустить его, если их плохо попросят.

Изобрази пословицу.

Цель: развить умение использовать невербальные средства общения.

Детям предлагается изобразить с помощью жестов, мимики какую-либо пословицу:

“Слово не воробей – вылетит, не поймаешь”

“Скажи, кто твой друг и я скажу кто ты”

“Нет друга – ищи, а найдёшь – береги”

“Как аукнется, так и откликнется”

Магазин игрушек.

Цель: развить умение выполнять различные роли, учить оценивать эмоциональное поведение партнёров по общению.

Дети делятся на покупателей и игрушки. Дети-покупатели отходят в противоположный конец комнаты, дети-игрушки усаживаются в ряд на скамеечке, изображая товар, расставленный на полках в магазине. Продавец подходит к каждому ребёнку и спрашивает, какой игрушкой он будет. Покупатель должен отгадать игрушку, которую ему показывают. Кто не угадает, уходит без покупки.

Ищем клад.

Цель: развить умение согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей; учить помогать и поддерживать тех, с кем общаешься; формировать умение применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Эта игра включает в себя две части. Первая часть способствует развитию доверия детей друг к другу и помогает им лучше осознать и понять себя и своих товарищей. Воспитатель просит детей разбиться на две команды несколько необычным способом, по цвету волос – тёмные и светлые.

Во второй части игры детям говорится о том, что сейчас каждая команда начнёт искать “клад”, спрятанный в комнате. Для этого детям предлагается план комнаты с отмеченным местом, где спрятан клад.

Скульпторы.

Цель: развить умение согласовывать свои мнения, желания с партнёром по общению; учить применять свои индивидуальные способности в решении совместных задач.

Игра проводится на занятии по лепке.

Все дети “скульпторы”. Играют в парах. Каждый лепит из пластилина свою поделку. Затем дети меняются поделками, для того чтобы другой “скульптор” добавил свои элементы в поделку партнёра. Потом ребята рассказывают друг другу, правильно ли был понят их замысел и что каждый из них на самом деле хотел изобразить.

Близнецы.

Цель: развить умение ориентироваться в собственных вкусах и желаниях, устанавливать сходство с различными партнёрами по тому или иному признаку.

Воспитатель предлагает нарисовать на маленьком листе бумаге то, что дети любят (из еды, из занятий, из игрушек и т. д.). По сигналу воспитателя дети бегают по группе, по сигналу “Найди друга” - ищут пару – того, с кем совпадают вкусы, интересы. Игра заканчивается тем, что пара (или группа) детей с помощью жестов показывает, что их объединяет.

Пойми меня.

Цель: развить умение ориентироваться в ролевых позициях людей и коммуникативных ситуациях.

Ребёнок выходит вперёд и придумывает речь из 4-5 предложений, Дети должны догадаться, кто говорит (экскурсовод, журналист, воспитатель, литературный герой) и в какой ситуации возможны подобные слова. Например, “И вот все вышли на старт. 5,4,3,2,! – старт! (Ситуация – соревнование спортсменов, говорит спортивный комментатор).

Разговор через стекло.

Цель: развить умение мимику и жесты.

Дети становятся напротив друг друга и выполняют игровое упражнение “Через стекло”. Им нужно представить, что между ними толстое стекло, оно не пропускает звука. Одной группе детей нужно будет показать (например, “Ты забыл надеть шапку”, “Мне холодно”, “Я хочу пить...”), а другой группе отгадывать то, что они увидели.

Подарок на всех.

Цель: развить умение дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, чувства коллектива .

Детям даётся задание: “Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?” или “Если бы у тебя был Цветик-Семицветик, какое бы желание ты загадал?”. Каждый ребёнок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснёшься ты земли, быть, по-моему, вели.

Вели, чтобы...

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

Без маски.

Цель: развить умения делиться своими чувствами, переживаниями, настроением с товарищами.

Перед началом игры воспитатель говорит ребятам о том, как важно быть честным, открытым и откровенным по отношению к своим близким, товарищам.

Все участники садятся в круг. Дети без подготовки продолжают высказывание, начатое воспитателем.

Вот примерное содержание незаконченных предложений:

“Чего мне по-настоящему хочется, так это...”;

“ Особенно мне не нравится, когда...”;

“Однажды меня очень напугало то, что...”;

“Помню случай, когда мне стало невыносимо стыдно. Я...”.

Моё настроение.

Цель: развить умение описывать своё настроение, распознавать настроение других.

Детям предлагается поведать остальным о своём настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – всё зависит от фантазии и желания ребёнка.

Астрологи.

Цель: развить умение ориентироваться в окружающих людях и учитывать особенности поведения партнёра в различных коммуникативных ситуациях.

Игровое правило: называть товарища только после соответствующей характеристики.

Варианты: дети могут самостоятельно составить характеристики, описывая внешний вид, любимые занятия, как относятся к делу, к друзьям.

Оживи маску.

Цель: развить умение понимать настроение другого человека, прогнозировать и предвидеть то или иное настроение.

Каждому ребёнку раздаются маски-настроения. Ребёнок должен рассказать, что вызвало то или иное настроение. Поощряются реальные и фантастические сюжеты.

Варианты игры: детям предлагается придумать ситуацию, которая вызвала бы противоположное настроение.

    В коррекционных целях предлагается использовать следующие разнообразные приемы и методы работы с детьми:

Приёмы мелотерапии.

Мелотерапия - воздействие музыки на ребенка в коррекционных целях. С ее помощью можно создать жизнерадостное, бодрое или спокойное настроение, необходимое для пользования речью, научить пользоваться речевым дыханием, синхронно двигаться, координировать речь и движение, сочетать ритм музыки с ритмом движения, темп музыки с темпом движения.

    Музыкальные этюды, способствующие нормализации настроения; Музыкальные релаксационные упражнения для мимических мышц; Музыкальные упражнения для коррекции жестов; Музыкальные упражнения, регулирующие мышечный тонус;
    Упражнения для развития координации речи и движения с постепенным усложнением темпа и ритма (попевки, потешки) Упражнения для развития чувства темпа и ритма (прохлопать руками и протопать ногами ритмический рисунок песни) Упражнения на формирование речевого дыхания (пропевание звуков, слоговых рядов, фраз)

Приёмы арт-терапии.

Особую ценность арт-терапевтическая работа может иметь для детей, испытывающих определенные затруднения в вербализации (проговаривании) своих переживаний, например, из-за речевых нарушений или малоконтактности, а также сложности этих переживаний и их "невыразимости". Рисование не только развивает мелкую моторику. Очень важно, что ребенок в процессе рисования формирует образное мышление, чувство цвета, ритма и композиции. Это важный элемент работы по гармоничному развитию обеих полушарий головного мозга. Через рисование малыш учится концентрации внимания и расслаблению. Рисуя, он может проработать сложные ситуации, избавится от навязчивых страхов. Создать для себя образ силы, здоровья, радости и закрепить его наглядно, на бумаге. А это помогает ребенку находить красоту и черпать силы и вдохновение в окружающем мире.

Приёмы музыкотерапии.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изодеятельности.

Цель занятий с использованием музыкотерапии-создание положительного эмоционального фона реабилитации (снятие фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей); стимуляция двигательных функций; развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений) и сенсорных способностей; растормаживание речевой функции.

Наиболее важными для детей являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты , развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики. Всему этому способствуют занятия с применением метода музыкотерапии.

Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует: улучшению общего эмоционального состояния детей; улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимуляции речевой функции; нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Приёмы библиотерапии.

Библиотерапия в дословном переводе означает "лечение книгой" (от греч. biblion - книга и theraрeia - лечение). Библиотерапия основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния пациента. Особенно эффективна библиотерапия при работе с детьми. Необходимо подобрать подбирает для детей литературу, ориентированную на круг их жизненных проблем.

От обычного чтения библиотерапия отличается своей направленностью на те или иные эмоциональные состояния, свойства личности.

Одной из разновидности библиотерапии является сказкотерапия. Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Именно поэтому библиотерапия и сказкотерапия - это один из инструментов, на которых хороший психолог, как хороший музыкант, должен уметь играть:

Приёмы игровой психокоррекции.

Ролевая игра является выражением возрастающей связи ребенка с обществом - особой связи, характерной для детского возраста. Ролевая игра служит важным источником формирования социального сознания ребенка, ибо в ней ребенок отождествляет себя со взрослым, воспроизводит функции, копирует отношения в специально создаваемых им самим же условиях. Рекомендованные психокоррекционые игры можно условно разделить на две группы.

Игры первой группы направлены на сплочение и организацию группы, на подготовку детей к более серьезным комбинированным играм.

Игры второй группы предполагают введение более сложной драматизации, творческие сюжетно-ролевые игры, игры-импровизации с правилами.

Кроме вышеперечисленных форм работы, используются следующие методы обучения: групповые беседы и дискуссии, элементы психогимнастики и аутотренинга, гимнастики с элементами йоги.

Евгения Еремина
Методы работы с детьми в современных условиях

Китайская мудрость гласит, «не дай Вам Бог жить во времена перемен»

Современный мир меняется с невероятной скоростью но, может, стоит не согласиться с китайским изречением. Трудное время – это время величайших возможностей! Важно увидеть эти перемены , войти в них, а это значит быть современным .

Именно дошкольное детство является той отправной точкой, той благодатной основой, которая предоставляет возможность выбора, возможность деятельности.

Позвольте мне сегодня представить свой взгляд на тему : «Методы работы с детьми в современных условиях »

Введение

Федеральный Государственный образовательный Стандарт дошкольного образования позволяет говорить сегодня о становлении новой системы дошкольного образования, где одним из ключевых моментов является необходимость использования всех педагогических ресурсов для эффективного развития ребенка.

Приоритетным направлением в организации образовательного процесса дошкольных учреждений должен стать индивидуальный подход к ребенку …. Дошкольного детства и самой природы дошкольника. Это дает современному педагогу – воспитателю свободу в выборе форм и методов работы с детьми , главным результатом, которого должны стать личностные качества ребенка, а не сумма знаний, умений, навыков.

Как же я, современный воспитатель должна построить свою деятельность и организовать деятельность своих воспитанников так, чтобы она соответствовала требованиям времени, какие методы работы с детьми использовать .

В поисках ответа на эти вопросы я обратилась к словарю – справочнику «Научно – педагогическая информация» под редакцией В. М. Полонского где метод как неотъемлемая часть любого исследования, характеризует потенциальные возможности науки, степень её проникновения в изучение реальных процессов, показывает, какие явления могут быть познаны в настоящее время, а какие остаются предметом гипотетических предположений. Метод во многом определяет ход и результативность исследования, формы организации работы , общую методологическую ориентацию автора , путь к достижению конечной цели.

В философском смысле под методом понимают научные теории, проверенные практикой. Такая теория при построении других теорий может выступать в роли метода в данной области знаний или других областях. Метод также нередко рассматривается как совокупность приемов практического или теоретического осмысления действительности, подчиненную решению конкретной задачи, как комплекс интеллектуальных действий, логических процедур, при помощи которых наука пытается установить истину, проверить или опровергнуть ее. Наконец, метод трактуется как конкретный способ изучения определенной области, как систематизированный комплекс приемов, процедур, применяемых учеными для достижения целей и задач исследования, как план, которым они руководствуются при организации научной работы и ее отдельных этапов.

Для меня методы работы с детьми – это с одной стороны четкая почва, имеющая научную основу, с другой стороны своеобразная импровизация с учетом следующих принципов :

Принцип психологической комфортности и защищенности, предполагающий психологическую безопасность, защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создания условий для активности . Самореализация дошкольника.

Принцип выбора (поиск наиболее эффективных методов работы )

Принцип доверия и поддержки (решая ту или иную задачу, в рамках выбранного способа и метода работы педагог помощник ребенку, а не просто старший наблюдатель)

Основываясь на этих принципах, я планирую каждый день своей работы с решением таких задач как :

1) какие современные методы , формы и принципы работы помогут мне вовлечь каждого ребенка.

2) эффективность и разумность подбора тех или иных методов работы с детьми .

Руководствуясь, современными разработками , я хотела бы предложить следующую классификацию методов :

Методы по источнику знаний :

1. Словесные. Этот метод подразделяется на виды : рассказ, объяснение и беседа. Словесный метод позволяет в кратчайший срок передать информацию детям.

2. Наглядные. Под наглядными методами образования понимаются такие методы , при которых ребенок получает информацию, с помощью наглядных пособий и технических средств. Наглядные методы образования условно можно подразделить на две большие группы : метод иллюстраций (показ детям иллюстрированных пособий : плакатов, картин, зарисовок на доске) и метод демонстраций (показ мультфильмов, слайдов и т. д.) В современных условиях уделяется внимание такому средству наглядности, как компьютер. Компьютеры дают возможность воспитателю моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений оптимальные по определенным критериям.

3. Практические. Практические методы основаны на практической деятельности детей и формируют практические умения и навыки. Выполнение практических заданий проводится после знакомства детей с тем или иным содержанием, и носят обобщающий характер.

Методы по характеру образовательной деятельности детей :

1. Информационно – рецептивный. Один из наиболее экономных способов передачи информации. Воспитатель сообщает детям готовую информацию, а они ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Однако при использовании этого метода не формируются умения и навыки пользоваться полученными знаниями.

2. Репродуктивный. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию воспитателя. Деятельность воспитателя заключается в разработке и сообщении образца , а деятельность детей – в выполнении действий по образцу.

3. Проблемное изложение. Воспитатель ставит перед детьми проблему – сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, разрешения, и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода – показать образцы научного познания, научного решения проблем.

4. Частычно – поисковый. Суть его состоит в том, что воспитатель расчленяет проблемную задачу на подпроблемы, а дети осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

5. Исследовательский. Этот метод призван обеспечить творческое применение знаний. В процессе образовательной деятельности дети овладевают методами познания , так формируется их опыт поисково-исследовательской деятельности.

6. Активные методы . Предоставляют дошкольникам возможность обучаться на собственном опыте, приобретать разнообразный субъективный опыт. Активные методы обучения предполагают использование в образовательном процессе определенной последовательности выполнения заданий. Активные методы должны применяться по мере их усложнения .

Консультируясь с опытными педагогами, я поняла, что все новое это забытое старое, не лучше, а представленное по-другому, плюс те маленькие изобретательские мелочи. Таким образом, в моей небольшой копилке работы появились новые формы : проекты, куклотерапия, игры – сказки, коллекции.

В заключении своего выступления хотелось бы с уверенностью сказать о том, что образовательную деятельность современного педагога можно сравнить со строительством дома. Фундаментом, которого является сам воспитатель. Стены дома – это созданная им образовательная среда из блоков : развивающая предметно – пространственная среда, характер взаимодействия ребенка с миром, система взаимодействия с миром и самим собой. И на этом держится активность, творчество, созидание самого ребенка. А наполнить дом светом, теплом и уютом, помогают окна, в которых отражаются инновационные формы организации деятельности дошкольников. Именно окна помогают увидеть изнутри всю значимость, важность и правильность дошкольного образования.