Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Новолялинского городского округа «Детский сад №15 «Берёзка»

Детский исследовательский проект

Тема: «Куклы наших бабушек»

Исследователь: Юсупова Ксюша

Подготовительная группа

Возраст 6 лет

Руководитель проекта: воспитатель

Баянова Наталья Витальевна

Лобва

2017

Содержание

Введение........................................................................................................... 3

1.Актуальность................................................................................................ 3

2. Цель, задачи................................................................................................... 6 Основная часть

1.Этапы, план работы над проектом................................................................ 7

2. История возникновения кукол..................................................................... 8

3. Виды кукол..................................................................................................... 9

Заключительная часть........................................................................................ 12

Введение

Фея знала своё дело, и, летая в небесах,

Днём и ночью, то и дело, совершала чудеса,

Фея кукол создавала, мастерила, колдовала,

Всё, чего она касалась, оживало, просыпалось.

И в её руках послушно обретали куклы души .

Ведь у кукол судьбы тоже с человеческими схожи.

А потом свои трофеи раздавала людям фея.

Потому что это средство, чтобы вечно

помнить детство.

Лариса Рубальская

Актуальность проекта: Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались, бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». Кукла не рождается сама: её создает человек. Она оберегает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего её народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы . Русская народная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы.

Здравствуйте, меня зовут Ксюша Юсупова мне 6 лет. Как и все дети, я люблю играть. Больше всего я люблю играть в куклы . У меня много разных кукол, которых обшивают моя мама и бабушка. И однажды когда бабушка шила очередной наряд кукле, она сказала: «У меня в детстве таких кукол не было, с начала мама мне делала кукол из лоскутков ткани, а когда я подросла, то сама стала себе мастерить кукол». Мне стало интересно, какие же куклы были в детстве моей бабушки и прабабушки. О своем интересе к куклам из бабушкиного детства, я рассказала своей воспитательнице Наталье Витальевне. В группе детского сада мы провели опрос. Выяснилось, что ребята очень мало знают о тряпичных куклах наших бабушек и прабабушек. Наталья Витальевна рассказала нам о народных тряпичных куклах. Мы побывали в русской избе и рассмотрели кукол и « Бабушкиного сундучка».

Сходили с ребятами в «Музей народных тряпичных кукол».

И создали в группе свой музей.



Поэтому тема моего проекта стала: «Куклы наших бабушек»

Объект исследования : тряпичная кукла.

Предмет исследования : технология изготовления тряпичных кукол.

Гипотеза: Если я познакомлюсь, с созданием народной тряпичной куклы то узнаю её историю, и её неповторимый образ.

Цель исследования: Узнать в какие куклы играли наши бабушки и прабабушки и через куклу узнать о старинных праздниках и обычаях русского народа.

Задачи:

1.Познакомиться с историей возникновения кукол;

2. Изучить виды кукол;

3. Провести социологический опрос среди детей;

4. Научиться изготавливать народную тряпичную куклу.

Проблема: Как сделать куклу своими руками?

Работая над проектом, мы использовали следующие методы исследования:

Просмотр альбомов, иллюстраций в энциклопедии;

Информация в сети Интернет по данной теме;

Социологический опрос;
- практическое изготовление изделий;
- заключение, вывод.

Тип проекта: исследовательский, творческий

Сроки реализации проекта : 2 недели

Описание этапов работы над проектом представлены в виде таблицы.

Основная часть

Этапы реализации проекта

- Постановка цели и задач проекта;

Гипотеза;

Социологический опрос среди детей подготовительной группы;

Просмотр альбомов, энциклопедий;

Информация в сети интернет по теме проекта.

- Экскурсия

Беседа «История возникновения кукол»;

Беседа «Виды кукол;

Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла»;

Рисование «Моя народная тряпичная кукла», «Моя обереговая кукла»;

Чтение сказок «Василиса Прекрасная»,«Крупеничка»;

Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?»;

Сюжетно-ролевая игра «Мастерская кукол».

Конструирование кукол;

Игровая «Зайчик на пальчик», «Полешко», «Малышок – голышок».

Обереговая «Кувадка», «Пеленашка», «Крупеничка, «Кубышка-травница» (сделанная дома с мамой);

Обрядовая «Коляда», «Масленица».

Изготовление кукол;

Стендовая защита проекта;

Презентация.

План работы

1. Экскурсия в краеведческий музей по теме «Народная тряпичная кукла»;

2.Беседа «История возникновения кукол».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Вт

1.Беседа «Виды кукол»;

2.Чтение сказки «Василиса Прекрасная»;

3. Конструирование игровой куклы «Малышок – голышок».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Ср

1.Рисование «Моя народная кукла»;

2. Хороводная игра «Приехала купаленка»;

3. Конструирование обрядовой куклы «Коляда».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Чт

1.Просмотр презентации «Народная тряпичная кукла»;

2. Чтение сказки «Крупеничка»;

3. Конструирование обереговой куклы «Крупеничка».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Пт

1. Дидактическая игра «Кто ты куколка моя?»;

2. Конструирование игровой куклы «Зайчик на пальчик».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Пн

1.Рисование « Моя обереговая кукла»;

2. Конструирование «Кукла кувадка».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Вт

1.Составление описательных рассказов «Моя любимая куколка»;

2.Конструирование обрядовой куклы «Масленица».

Ребёнок, воспитатель

Воспитатель

Ср

1.Сюжетно - ролевая игра «Мастерская кукол».

2. Сделать дома с мамой куклу «Кубышка-травница».

Воспитатель

родители

Чт

Ребёнок, родители,

воспитатель

Воспитатель,

Родители

Пт

1.Подготовка к стендовой защите проекта

Ребёнок, родители, воспитатель

Воспитатель,

родители

Социологический опрос детей

Выяснить интересы и потребности детей подготовительной группы в составе 20 человек по данной теме :

Проведя, опрос мы выяснили, что в куклы играют почти все дети, но о народных тряпичных куклах знают не многие.

История возникновения народных тряпичных кукол

Прежде чем приступить к работе мы решили изучить историю народной тряпичной куклы. Народные куклы зародились еще в глубокой древности. Делали таких кукол из различных материалов: бересты, золы, лоскутков ткани. Куклы играли огромную роль, их использовали, как обереги для праздников и обычаев, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную погоду, когда нужно было сеять хлеб или собирать урожай. С ними встречали гостей, дарили на День рождения, придумывали о них сказки и стихи, песни и пословицы

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал», гласит народная мудрость. Тряпичная кукла считалась самой главной среди других видов кукол, потому что она сохраняла в себе обряды и традиции русского народа. И даже через много лет мы можем узнать о старинных праздниках и обычаях через куклу.

У народных тряпичных кукол нет глаз, носика и рта. Мне стало интересно, и я захотела узнать, почему у тряпичных кукол нет лица? Об этом я решила узнать у своей мамы. Из сети Интернет, мы с мамой узнали, что у тряпичных кукол лицо не изображалось. По старинным поверьям считалось, что если кукла будет с лицом, то в неё вселится злой дух. А также, что народные тряпичные куклы делятся на три большие группы: обереговые, обрядовые и игровые. Каждая куколка делалась с определенной целью , и имела своё назначение.

А теперь я вам предлагаю познакомиться поближе с такими куклами:

Обрядовые куклы

Богата земля русскими обрядами, участниками которых бывают куклы.

Обрядовые куклы считаются символом праздника. Их наряжали, водили хороводы, затевали игры, пели песни. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красный угол.

В энциклопедическом словаре слово обряд означает традиционные действия, сопровождающие важные моменты в жизни человека.

Кукла « Коляда » с проходили все рождественские колядки. Эта кукла символ солнца и добрых отношений в семье. Кукла изготавливается, из березового полешка на поясе висит веник, которым отгоняет нечистую силу, а также два мешочка с солью и крупой на достаток в доме.

Кукла «Масленица» . Каждый год, на празднике проводы зимы сжигают эту куклу и вместе с ней все старое и плохое, что было в прошедшем году.




Куклы обереги

В Русской избе обязательно жили разные куклы - обереги, которые оберегали человека от несчастья, защищали от болезней, охраняли дома. Оберег – от слова беречь.

Например, кукла «Куватка» , которая висела над кроваткой ребёнка, отгоняла злых духов. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл.



Кукла « Крупеничка» (Зерновушка)

это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье. При сборе урожая эту куклу заполняли, зерном наряжали и бережно хранили в красном углу. Люди верили, что «Крупеничка» принесет в дом достаток и благополучие.

Кукла «Пеленашка» древнейшая кукла - оберег. Делали для младенца. Считалось, что она защищает от сглаза. Эту куклу хранили в семье вместе с крестильной рубашкой.

А мы с мамой тоже сделали куклу «Кубышка-травница» древняя целительная кукла – оберег. Она наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни . Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом.




Игровые куклы:

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Их называли куклы-закрутки, и делались они без иголки и нитки. Самая первая была кукла «Полешко» . Делалась она из обыкновенного полена, на котором завязывались платок и тряпица вместо платья – игрушка готова.

Малышок - голышок» игровая тряпичная кукла.

«Зайчик на пальчик» Эту игрушку в старину родители давали трёхлетним детям, когда уходили из дома, чтобы, оставаясь один, ребёнок не скучал, и ему не было страшно. Зайчик одевается на пальчик и всегда рядом с тобой.

Экологическое обоснование

Изготовление изделий с применением ткани, ниток, крупы, и трав – экологически чистое производство:

При работе с тканью, нитками и другими материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;

Значит, выполняя, данный проект окружающей среде ущерб не нанесен. Выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим.

Заключение

Таким образом, моя гипотеза подтвердилась. В ходе исследования я узнала историю возникновения тряпичных кукол, технологию изготовления кукол и её неповторимый образ а, также о старинных праздниках и обычаях русского народа.

Результатом моего труда – стала коллекция обрядовых, обереговых и игровых кукол сделанными своими руками.

Я уверена, что созданные мною куклы доставят людям радость и внесут свой вклад в сохранение народных традиций.

«Когда делаешь кукол, - рассказывают мастера, - откликается душа. Ведь в каждой кукле есть своя суть. Сумеешь понять ее – и болезни уходят, и жизнь налаживается, и в доме воцаряется мир. Именно ради этого и делали кукол наши предки…»

Список литературы

1. Е. Берстенёва, Н. Догаева «Кукольный сундучок» Традиционная народная кукла своими руками, Белый город, 2010г

2. Моргуновская.Ю.О. Обережные народные куклы: красиво и просто – Москва: Эксмо, 2014г

Детская литература:

3. Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост. Н. Г. Юрина. - М. : АСТ, 1998. – С. 492

4. Русские народные сказки «Василиса Прекрасная», «Крупеничка».

Интернет ресурсы:

5.Славянские куклы:

6. Народная кукла:www.vedjena.gallery.ru.

7. Тряпичные куклы:

«Кто в куклы не играл, тот счастья не видал» - народная мудрость

Проблема

Игрушки, в том числе и куклы, современных детей, стилизованы под героев американских мультфильмов, и дети не владеют информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. Порой поток информации поступает большой и очень сложный. Дети, окунувшись в него, плывут, как и взрослые, по течению. Теряется интерес к нашим народным сказкам, традиционным играм, национальным игрушкам. Им на смену приходят иностранные мультфильмы и компьютерные игры. В семье, да и в детском саду – изобилие игрушек, которые покупают постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, привить любовь и доброе отношение к труду человека. Взрослые и сегодня не интересуются своей историей, не знают древо своего рода и не передают детям навыки и умения старшего поколения.

Актуальность проекта.

В наше время, когда привычными стали слова «безнравственность» , «бездуховность» , мы всерьёз задумываемся о том, какими вырастут нынешние дошкольники. Приобщение детей к русской народной культуре, традициям, промыслам, обычаям является сегодня актуальной темой.

Детям обязательно нужно знать историю своего народа - как жили люди на Руси и как украшали свой быт, во что одевались и какими игрушками играли. В этом кроется не только познавательный интерес, но еще и естественное стремление знать и помнить прошлое своего народа.

Одним из самых загадочных символов России является народная кукла. «Куклы из бабушкиного сундучка» – проект по сохранению и передаче национальных традиций подрастающему поколению с самого раннего возраста. Он дает возможность погружению детей в культуру и традиции своего народа, наших далеких предков.

Бабушкин сундук – это кладезь старинных и ценных вещей. На дне бабушкиного сундука можно найти куклу, изготовленную своими руками. Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре?

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребенку.

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка – в нее дети играли раньше, играют сегодня, и будут играть всегда. Она остается вечно юной и любимой игрушкой человечества. На неё не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцу детей и взрослых. Кукла не рождается сама, её создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли создателя. Делали и делают кукол из различных материалов: дерева, коры, травы, глины, ткани и многого другого. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня интерес к народному творчеству, народной культуре, к своим корням необычайно велик.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек. Но они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей.

Мы решили помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях в использовании кукол, выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, развить интерес к их изготовлению и использованию в детской деятельности.

Мы считаем, что в 21 веке дети вновь должны видеть не только игрушки изготовленные машинами, но и своими руками.

Цель исследования:

Цель проекта: формирование у детей интереса к русской народной культуре через образ традиционной русской куклы; изучить историю кукол своей семьи.

Задачи:

Образовательные задачи:

Расширить представления детей о разнообразии и назначении народной куклы, видах кукол.

Познакомить детей с приметами, связанными с народными куклами. Изучить корни возникновения куклы. Собрать материал о куклах наших бабушек. Выяснить, какие куклы были у мамы, бабушки и прабабушки. Сделать фотографии.

Познакомить с технологией изготовления различных народных кукол и научить изготавливать их своими руками, самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

Привлечь родителей к совместной творческо – исследовательской деятельности с детьми и педагогами.

Стимулировать познавательную активность, создавать условия для исследовательской деятельности.

Развивающие задачи:

  • Развивать у детей познавательный интерес, желание получать новые знания о куклах

Развивать творческие способности, фантазию, художественный вкус и коммуникативные навыки.

Развивать связную речь у детей; выяснить влияние игры с куклой на развитие пальцев рук ребенка и речевую активность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к народному творчеству, русской народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям.

Вызвать у детей интерес к изображению обереговых и игровых кукол.

Участники:

Воспитатели, дети подготовительной группы, родители.

Сроки реализации проекта:

Краткосрочный

Тип проекта

информационный, поисково-исследовательский, познавательно-творческий.

  • информационный (дети совместно с родителями и воспитателями собирают информацию из разных источников)

Творческий (дети рисуют, составляют рассказы)

Исследовательский (исследуют «Бабушкин сундучок» )

Подготовительный этап:

Планирование совместной работы с детьми и родителями.

Обсуждение проблемы с детьми, постановка цели и задач.

Подбор и рассматривание игрушек – самоделок, народных игрушек.

Подбор иллюстраций, картинок с изображением различных народных игрушек, кукол.

Изготовление воспитателем образцов народных кукол.

Подбор природного, бросового и др. материала.

Подбор дидактических и сюжетно – ролевых игр; подбор сказок, стихов, загадок о кукле.

Взаимодействие с родителями в ходе реализации проекта:

  • Анкетирование по теме;
  • Информация в родительском уголке. Подготовка консультаций для родителей “Роль куклы в жизни ребенка”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”;
  • Выпуск раскладушки для родителей «Роль куклы в жизни ребёнка» .
  • Привлечение родителей к сбору материала – Выставка “Куклы наших мам и бабушек”: «Куклы нашей семьи» (фотографии из семейных архивов) .
  • Вовлечение родителей в совместную познавательно-творческую деятельность; Проведение консультаций и мастер-классов для родителей. Мастер класс - Русская народная кукла «Мотанка» .
  • Оформление наглядной информации: альбомы и т.д.

Заключительный этап

  • Выставка «Куклы наших мам и бабушек»
  • Выставка кукол, изготовленных руками детей, педагогами и родителями.
  • Фотографии из семейных архивов «Куклы нашей семьи»
  • Оформление альбома «Куклы русского народа» для группы.
  • Оформление собранной информации в папки.

Литература: интернет – ресурсы

Реализация проекта осуществляется через различные виды детской деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, продуктивную, музыкально-художественную, коммуникативную, чтение художественной литературы.

Проект позволяет интегрировать такие образовательные области, как: – Познавательное;

– Социально - коммуникативное

– Речевое;

– Художественное – эстетическое; – Физическое развитие; – Труд.

«Не зная традиций своего народа, невозможно продвигаться вперед и добиваться каких-либо результатов. Наши дети должны знать культуру своего народа, его язык и традиции»

Куклы в древности служили обрядовым символом, они участвовали в магических заклинаниях и мистериях. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Мы решили изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились традиционные тряпичные куклы, какие традиционные куклы были у русского народа, какое назначение имела каждая кукла, до какого возраста играли дети в куклы, какие куклы сохранились в семьях наших детей. Было также интересно узнать технологию изготовления традиционной народной куклы.

Поэтому предметом нашего исследования стали традиционные народные куклы.

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной игрушки. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы: кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи.

Мы узнали, что куклы были обереговые и игровые.

Изучив технологию изготовления куклы «Мотанка» , мы провели мастер-класс по её изготовлению с родителями. При изготовлении куклы недопустимо использовать колющие предметы и мы придерживались этого правила - куколки делали без иголок. А ещё очень важно делать куклу с добрыми намерениями и в хорошем настроении. Некоторые детки захотели нарисовать своим куклам глазки

В группе оформили альбом «Куклы русского народа» ; провели Анкетирование среди родителей « «Куклы моего детства» ; совместно с родителями создали выставку “Куклы наших мам”; с детьми изготовили куклы из ниток (детям очень понравилось) и игровую куклу “Пеленашка” по схеме; оформили выставку детских работ. Всю информацию о куклах поместили в папки.

Большое значение в развитии и воспитании детей имеет игрушка, без которой игра ребенка не бывает полноценной. Современные дети играют яркими разнообразными игрушками, порой не задумываясь об их происхождении, истории развития. Темой проекта послужила кукла-пеленашка, сделанная мной после прохождения курсов. У детей сразу возникли вопросы: «Почему на лице нет глаз и рта?»; «Как с ней играть?»; «Почему так называется кукла?»; «Из чего сделана кукла?»; « Как можно самим сделать такую куклу?».

Мы решили помочь своим воспитанникам на примере народной игрушки расширить знания о традициях в использовании кукол, проявлять интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа. Основополагающим в данном проекте является формирование у детей знаний о разнообразии и назначении традиционной русской куклы и умения изготовить кукол из различных материалов.

Для этого были поставлены задачи:

Ø обогатить знания дошкольников информацией возникновения кукол;

Ø формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

Ø учить детей изготавливать кукол своими руками;

Ø закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

Ø воспитывать интерес к народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

Ø совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Был составлен перспективный план работы, определены этапы и последовательность выполнения проектной деятельности педагогами, детьми и родителями, подготовлена развивающая предметно-пространственная среда.

Вся деятельность была разделена на этапы.

Первый этап (подготовительный) включал:

Ø беседы о жизни детей в прошлом о занятиях, играх, игрушках, которыми играли дети;

Ø рассматривание иллюстраций об игрушках;

Ø составление творческих рассказов «Моя любимая игрушка»;

Ø чтение сказок, заучивание потешек, небылиц;

Ø беседа о труде взрослых, создающих предметы декоративно-прикладного искусства;

Ø оформление уголка самостоятельной деятельности «сделай сам».

На втором этапе (практическом) дети посетили выставку «Куклы в национальных костюмах», кукольный театр, составляли творческие рассказы «Моя любимая игрушка», иллюстрировали книгу рассказов «Куклы моей бабушки», делали кукол «Обереги», «Пеленашки», «Закрутки», «Стригушки».

Для реализации проекта были привлечены родители. С ними была проведено

анкетирование по теме; подготовлены и проведены консультации для родителей “Роль куклы в воспитании дошкольников”, “Кто в куклы не играл, тот счастья не видал”, “История народной куклы”; оформлена наглядная информация: папки-передвижки, альбомы и т.д. Родителей приняли активное участие в совместной познавательно-творческой деятельности.

Хочется обратить внимание на выдержки из книги «Кукла моей бабушки».

«В детстве моей бабушки не было возможности приобрести игрушки, они жили в глухой деревне и семья была большая. Старшие сёстры, когда подросли, шили из лоскутков ткани, пуговиц и ваты кукол, собачек, кошек…» (Настя Ч.);

«….самодельная кукла из капронового чулка – Катя. Её мама этот чулок набивала опилками, расстригала нижнюю часть, делая ножки, всё сшивала, пришивала ручки. На голову кукле пришивала расстриженный чулок, это получались волосы. Вместо глазок пришивала пуговицы, а ротик и носик вышивала нитками. Бабушка повсюду куклу брала с собой в гости, шила ей платьица, играла с другими девочками. Засыпала тоже с куклой Катей в обнимку.» (Игорь М.)

«.Любимая игрушка моей бабушки была гипсовая кукла. Она была лёгкая и красивая. А ещё у бабушки был мячик из шерсти овцы или козы. Но больше всего было игрушек из бумаги, которые бабушка делала сама – фонарики и различные фигурки…» (Вика К.).

В результате большой и очень интересной исследовательской деятельности, проведённой совместно с детьми и родителями, пополнился мини-музей “Куклы из бабушкиного сундука ”, составлены альбомы «История куклы», «Моя любимая игрушка», «Кукла моей мечты», организована выставка игрушек, сделанных руками детей и родителей. С большим интересом наш мини-музей посещают и дети других групп ДОУ.


вызывает сомнения. В игре дети узнают мир и усваивают систему отношений в обществе, развиваются, учатся премудростям, формируются как личность. Игрушка незаменимый спутник ребенка со дня его рождения. Её специально создаёт взрослый в воспитательных целях, чтобы подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости и в то же время она важнейшее средство его всестороннего развития. И надо помнить, что игрушка – не просто средство физического развития и обучения, прежде всего – это культурный объект. С помощью игрушек решаются задачи духовного воспитания, социальной адаптации в среде сверстников и взрослых, происходят включения в традиционную культуру общества с принятыми в нем ценностями, нравственными идеалами и этическими нормами. И здесь нельзя переоценить роль народной игрушки в воспитательно-образовательном процессе. Играя с разными куклами, дети могут почувствовать прошлое, представить, как играли их бабушки, они учатся пеленать кукол, самостоятельно делают кукол из разных материалов, которые лежат на полочках, заворачивают их, одевают, придумывают о них рассказы, разыгрывают сценки, обыгрывают ситуации, драматизируют. Поскольку куклы небольшие по размеру, дети вынуждены постоянно «работать» пальчиками, развивается моторика рук. А что знают наши дети о народных игрушках? Как часто они играют в них? Много ли народных игрушек в семье? Проанализировав ответы детей и результаты опроса родителей, бесед с ними по данной теме, можно обозначить проблему: народные традиции утрачивают свое значение, дети не только не играют в народные игрушки, но и мало что о них знают. Поэтому мною разработан проект «Куклы наших бабушек». Я считаю, что данный проект актуален, потому что народное искусство всегда понятно и всеми любимо. Каждое изделие несет в себе добро, радость, тепло рук мастера и фантазию, которая увлекает и детей и взрослых. Народная игрушка доступна детскому восприятию, так как несет в себе понятное им содержание, которое конкретно и лаконично.

Разработка плана детского проекта в средней группе

«Куклы наших бабушек»

Выполнила

Ф.И.О.

Илюшина Татьяна Владимировна

Г.о. Тольятти

Информационная карта проекта

1. Полное название проекта: «Куклы наших бабушек»

3. Руководитель проекта (Ф. И. О): Илюшина Татьяна Владимировна

4. Кадры: воспитатели старшей группы, музыкальный руководитель, физкультурный руководитель.

5. Район, город, представивший проект: г.о. Тольятти, Автозаводский район.

6. Адрес организации: Бульвар Гая дом 8

7. Телефон: 306-306

8. Вид, тип проекта: исследовательско - творческий, краткосрочный.

9. Цель, направление деятельности проекта: Знакомить с традиционной народной игрушкой- куклой, формировать у дошкольников уважения к культуре и обычаям своего народа.

10. Краткое содержание проекта:

1. Беседа «Какие бывают куклы».

2. Рассматривание иллюстраций готовых кукол.

3. Загадывание загадок о куклах.

4. Стихи о куклах.

5. Создание картотеки загадок о куклах.

6.Лепка «Девочка в сарафане».

7.Аппликация «Сарафан для куклы».

8. Место проведения: группа, территория детского сада, дом.

11. Сроки проведения: 1 месяц - краткосрочный.

12. Количество участников проекта: 20 дошкольников, их родители, узкие специалисты, 2 воспитателя средней группы детского сада.

13. Возраст детей: с 4 до 5 лет (средняя группа)

14. Форма проведения: фронтальный .

15. Ожидаемые результаты (продукт проекта):

Проблема педагогическая: Как способствовать возникновению и развитию эмоционально-познавательного интереса дошкольников к изучению народной тряпичной куклы, как к историческому и культурному наследию России.

Проблема детская: Как можно сделать куклу своими руками?

Задачи педагогические:

1 . Развивать и обогащать представление детей о куклах, истории их возникновения, видах кукол;

2. Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

3. Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов;

4. Создавать условия для творческого самовыражения детей.

5. Привлечь внимание и помощь родителей к поиску необходимой информации в различных источниках для работы над проектом, а также к работе детей и педагога над выбранной темой.

Задачи детские:

1. Выяснить, как создавали кукол своими руками.

Форма презентации:

Художественно- творческая.

Этапы проекта:

Этапы

Форма работы(с наименованием)

Задачи

Сроки реализации

Время в режиме

Место проведения

1 этап

Беседа с детьми на тему: «Какие бывают куклы».

Чтение сказки

« Василиса Прекрасная».

Выяснить знания детей о куклах (современных, старинных)

Формировать умения собирать дополнительную информацию из различных информационных источниках: видео, интернет ресурсы, книги, энциклопедии.

1 неделя

Первый день

1 неделя

Третий день

1 половина дня

2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

2 этап

Посещение выставки «Старинные куклы».

Рассмотреть ткани и материалы, необходимые для изготовления кукол (лён, хлопок, ситец, шерсть, вата, нитки).

НОД:

« Путешествие в прошлое куклы».

НОД:

«Тряпичная кукла-оберег».

Чтение и стихотворений о куклах.

Аппликация: «Сарафан для куклы».

Лепка « Девочка в сарафане».

Обогащать представление детей о русских народных куклах.

Познакомить детей с декоративно-прикладным искусством: показать, как разнообразны материалы для изготовления народной куклы.

Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

Формировать представление о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Развивать творческие способности детей.

Развивать творческое воображение, интерес к изобразительной деятельности

2 неделя

Второй день.

2 неделя

Второй день

2 неделя

Третий день.

2 неделя

Третий день .

2 неделя.

Пятый день.

3 неделя первый день.

3 неделя.

третий день

1 половина дня

1 половина дня

2 половина дня

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 половина дня

1 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

3 этап

Создание коллекции материалов для изготовления тряпичных кукол.

Создание картотеки загадок о куклах.

Изготовление куклы -пеленашки с детьми.

Выставка детских работ: «Кукла своими руками».

Обогащать знания детей о материалах из которых изготавливали одежду, развивать тактильные ощущения.

Закреплять знания детей о куклах

Научить детей изготавливать тряпичную куклу из различных видов ткани.

4 неделя

второй и третий день

4 неделя третий день

4 неделя четвёртый день

4 неделя пятый день

2 половина дня

1 и 2 половина дня

1 и 2 половина дня

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Детский сад, группа, воспитатель

Конспект занятия в средней группе

Тема «Тряпичная кукла - оберег»

Цель: Формировать представления детей о разнообразии народного декоративно - прикладного искусства: обереговая кукла.

Задачи: Дать детям представления о предметах ближайшего окружения (игрушки, посуда) и их назначении.
Учить устанавливать связь между назначением предметов и их строением, а также материалами, из которых они изготовлены.
Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к игрушкам.
Упражнять детей в составлении описательных рассказов по игрушке, отражая ее назначение.

Развивать интерес к слушанию литературных произведений.

Упражнять в сравнении предметов по высоте.

Упражнять в определении количества предметов.

Познакомить с процессом изготовления тряпичной куклы.

Зрительный ряд: любимые куклы детей, кукла - оберег.
Литературный ряд: русская народная сказка «Василиса Прекрасная» в обработке А.Н. Афанасьева (отрывок об обереговой кукле).
Пособия: для изготовления куклы: кусок хлопчатобумажной ткани квадратной формы, пестрый лоскут для юбки, толстые нити для волос, украшения.
Словарь: оберег.
Подготовительная работа . Рассматривание игрушек - самоделок, народных игрушек, изготовление куклы - пеленашки, игры с куклой - пеленашкой, рассматривание иллюстраций о процессе изготовления игрушек, сюжетно-ролевые игры «Дочки - матери».

Ход занятия:

Сегодня в нашей группе много гостей - это любимые куклы наших девочек. Вы хотите познакомиться с нашими гостями? Давайте попросим девочек представить нам своих кукол.

Дети рассказывают о своих куклах (как зовут куклу, как она одета, из чего она сделана, как они с ней играют).

Вот мы и познакомились с нашими гостями.

Сколько кукол у нас в гостях?

Как можно назвать всех кукол по-другому? (одним словом)

Все ли здесь игрушки? Может, есть что - то лишнее?

Почему посуда лишняя?

Для чего нам посуда?

Правильно, игрушками мы играем, а посудой мы пользуемся во время еды.

Чья кукла самая высокая?

Чья кукла самая низкая?

А какая еще кукла здесь есть? Такими куклами играли ваши бабушки. Как она называется? (Кукла-пеленашка.)

Из чего ее делали?

Как с ней можно играть?

Правильно, ее можно покачать, спеть ей колыбельную, а можно и рассказать сказку.

Хотите, я вам тоже сказку расскажу?
Воспитатель читает отрывок из сказки «Василиса Прекрасная».
Беседа по содержанию:

Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)

Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.

Скажите, дети, из чего она сделана?

А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)

Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
- Хотите, я покажу, как делалась такая кукла?

Воспитатель показывает процесс изготовления куклы.

Эта кукла будет жить в нашей группе.

Как называется такая кукла?

От чего она будет нас оберегать?

А как вы к ней будете относиться?

Вы хотите, чтобы у вас дома была такая же кукла?

Покажите нашу куклу мамам и сделайте дома такую же.

А сейчас хотите поиграть со своими куклами?

(Дети играют с куклами)

Занятие в средней группе.

Тема: «Путешествие в прошлое куклы».

Программное содержание .

1.Познакомить детей с историей создания куклы, с процессом преобразования её человеком.

2. Закрепить последовательность изготовления глиняных игрушек.

3. Продолжать учить изготовлять куклы из разных материалов.

4. Развивать доказательную речь, умение задавать вопросы описательного характера, активизировать познавательную деятельность, зрительную, тактильную и слуховую память.

5.Воспитывать интерес к рукотворному миру, нравственные чувства, бережное отношение к результатам труда взрослых.

6.Активизировать словарь: деревянная, соломенная, тряпичная, глиняная, пластмассовая.

Предварительная работа : знакомство со свойствами дерева, пластмассы, металла, глины, выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками, сделанными из разных материалов - Дымковская, Филимоновская, Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка, организация выставки «Куклы прошлого века». Чтение книги Нуждиной «Мир вещей», загадывание загадок об игрушках, изготовление кукол – самокруток из ткани, кукол из глины.

Оборудование и материалы : сундук, куклы, сделанные из разных материалов – деревянная, глиняная, соломенная, тряпичная, разные куклы, куски ткани и ложки для изготовления кукол, коробочки – колыбельки, модели кукол из разного материала, лист бумаги с изображением ступеней, схемы изготовления глиняных кукол, ступени – подставки для кукол прошлого.

Ход занятия.

1 часть . История создания.

(Звучит магнитофонная запись).

У бабушки Насти

Волшебный ларец… (обращаюсь к сундуку)

Там заперт на ключ…(показываю ключ)

Волшебный дворец…

Позвонили в бубенец…(звук колокольчика)

И попали во дворец…

Открывается палата (поднимаю крышку)

Смотрим, чем она богата?

Нет ли там чудовища? (Нет)

Есть ли там сокровища? (Да)

Смотрите-ка, ребята, что это у меня в сундуке?

Как вы думаете? (предположения детей).

Да здесь куклы! Интересно, как они попали в сундук.

Ребята, а вы бы хотели с ними подружиться?

Сейчас я вам не только покажу, но и расскажу.

Давным – давно, когда ещё не было ни пластмассы, ни стекла, ни красок, ни искусственных волос, ни ткани дети играли вот такой (показываю ) куклой

Как вы думаете, из чего она сделана?

Интересно с ней играть? Почему?

Да, деревянная кукла совсем не похожа на современную куклу. У неё нет ни рук, ни ног, она некрасочная, нет выражения лица. Но ребята, раньше не было других кукол и наши прапрабабушки играли такими куклами. Они их любили, так же как и вы любите свои игрушки.

Ребята, а давайте сейчас попробуем сами сделать кукол, вспомнить, как их делали наши далёкие предки.

Как можно сделать такую куклу? (Варианты ответов детей).

А ты, Ира как думаешь?

А я вам предлагаю сделать вот такую. (Показываю, как пеленать куклу - младенца). (Делаем кукол с помощью ложек, тряпочек и ниток).

Ребята, как вы думаете, нужно рисовать лицо таким куклам? Почему?

Ребята, а какие вы знаете современные куклы, сделанные из дерева? (Матрёшка, Богородская игрушка).

Чем интересны эти куклы?

Вот человек и придумал другую куклу.

Как вы считаете, из чего сделана эта кукла?

Спустя много лет человек догадался, что можно добывать глину, и, помесив её в воде, можно что-то вылепить. Например, куклу. Любимым детям лепили такую куклу, а потом раскрашивали её угольками.

Чем отличается глиняная кукла от деревянной?

Интересно играть с такой куклой? (Даю детям для обследования).

Верно, ребята, она тяжёлая, не гнётся. Если упадёт, то может разбиться, одежду на неё не наденешь.

Ребята, а что у неё появилось? (Руки и выражение лица).

Вскоре люди придумали искусственные краски и стали раскрашивать глиняных кукол. Эти куклы сохранились до наших дней.

Что это за куклы? (Дымковская, Филимоновская, Каргопольская)

Ребята, а сейчас с помощью схем давайте вспомним, как делали Дымковскую игрушку.

Игра «Выложи и расскажи».

- А теперь расскажите.(Сначала брали кусок глины, потом делали из неё куклу, обжигали в печи, белили с помощью молока и мела, расписывали и «ставили» золото.)

В наше время мы играем такими игрушками?

Какую же игрушку придумали потом?

Вот такую. (Показываю соломенную куклу). Сначала собирали солому. Варили её, чтобы она стала мягкой и эластичной, блестящей, а уж потом украшали. Вот такая она получалась. (Даю детям для обследования).

А с соломенной куклой интересно играть? Почему?

Действительно, её неудобно держать в руках, её нельзя одеть и раздеть.

Прошло много лет. Человек придумал другую (показываю тряпичную куклу).

Из чего сделана эта кукла? (Из материи).

Ребята, это тряпичная кукла.

Как вы думаете, почему она так называется? (Её делали из тряпочек).

Из ткани люди шили себе одежду, а для детей кукол. Вот таких. (Даю детям для обследования).

Нравится вам такая кукла? Какая она на ощупь?

Посмотрите и скажите, чем она вам нравится?

Чем она отличается от предыдущих кукол?

А вам интересно узнать, как её шили?

Ткань сшивали мешком, набивали вовнутрь что-нибудь мягкое и украшали. Удобна такая кукла? Можно было её одеть, раздеть, поменять одежду?

Ребята, а какие ещё делали куклы из ткани? Как они назывались? (Самокрутки, закрутки).

А много лет спустя человек изобрёл пластмассу и научился делать из неё различные предметы, а для детей игрушки.

И так появились вот такие куклы? (Даю пластмассовую куклу для обследования).

Из какого материала сделана эта кукла? (Из пластмассы).

Из пластмассы можно сделать и куклу – пупсика, и большую куклу с искусственными волосами .

Чем удобны такие куклы, как вы считаете?

А ты, Диана, как считаешь?

А ты как думаешь, Саша?

А как можно играть с современными куклами?

У кого из вас есть такие куклы?

Человек придумал таких кукол, которые ходят, танцуют, говорят, поют. У них сгибаются руки, ноги, поворачивается голова.

Ребята, а это что за кукла?

Как с ней можно играть?

У современных кукол даже есть дома, мебель посуда.

Вот мы и подружились с куклами, сами того не замечая.

2 часть. Дидактическая игра «Расставь по порядку».

– А сейчас, ребята разложите куклы по порядку, я хочу посмотреть, как вы запомнили, какие были раньше куклы и какие сейчас.

Для этого у меня есть вот такие схемы. (Вывешиваю на доску). Давайте с вами договоримся, какая схема будет обозначать дерево, солому, глину, ткань, пластмассу.

(После того, как договариваемся, дети выкладывают модели кукол из разного материала).

А сейчас расскажи мне, Яна, какая кукла была самой первой и из чего она была сделана?

А теперь, Аня?

(Деревянная - глиняная - соломенная - тряпичная – пластмассовая).

Из каких? (Из соломы, из глины, из дерева, из ткани, из пластмассы).

Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Я вижу, что вы были внимательными.

Сейчас поиграем в игру «Да - нет».

- Вы уже эту игру играли с другими предметами.

Перед вами находятся разные куклы. Внимание, нужно задавать вопрос о цвете, размере, о материале. (Играем 2 – 3 раза).

3 часть. Заключительная

Ребята, что же такое кукла? (Игрушка для детей; вещь, которой играют).

Что объединяет кукол? Чем куклы отличаются друг от друга? (Материалом, лицом, яркостью, одеждой, размером).

А где делают современных кукол? (На фабрике взрослые люди).

Правильно. Их делают на фабрике в разных цехах, вкладывают любовь, трудятся, чтобы детям было интересно играть.

Как с ними нужно обращаться? (Бережно, беречь труд взрослых).

Сейчас можете взять кукол, которых вы сделали сами, и пойдём с вами поиграем.

Загадки о куклах

Платья носит,
Есть не просит,
Всегда послушна,
Но с ней не скучно.

Я своей подружке Кате

Одеваю утром платье

Одеваю ей сапожки

На резиновые ножки

И веду по переулку

Утром Катю на прогулку.

Волосы льняные

Глазки голубые

И обуты ножки

В синие сапожки

На красавице-пальто

Догадались? Это кто?

У меня есть дочь Алёнка-

Вот послушная девчонка!

Она маму слушает-

Всё, что надо, кушает.

Маленькая дочка,

Слушается молча.

Она похожа на актрису

В красивом платье серебристом,

Расскажу ей сказку -

Она закроет глазки,

Поиграем - будем спать,

Уложу ее в кровать.

Что за милая игрушка:

Утром - дочка, днем - подружка

Стихи о куклах

Елена Благинина

«Голышок-малышок».

Голышку-малышку
Сшила понемножку
Малышку-голышку
Новую одёжку.
Синюю рубашку,
Алые штаны
Видишь по кармашку
С каждой стороны?
Сшила жёлтый кожушок

М. А. Пожарова

Не отыщешь краше: руки-словно лапки,

Галина Заславская

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,
Куклу сделаю сейчас, из лоскутьев пёстрых,
Я лицо ей разошью нитками цветными
И волшебное сама выдумаю имя.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Стихотворение А. Барто

«Резиновая Зина»

Купили в магазине резиновую Зину
Резиновую Зину в корзинке принесли
Она была разиней, резиновая Зина
Упала из корзины, измазалась в грязи.
Мы вымоем в бензине резиновую Зину,
Мы вымоем в бензине и пальцем погрозим:
«Резиновая Зина, не будь такой разиней,
А то отправим Зину обратно в магазин.

М. А. Пожарова

Свернута из тряпки кукла у Параши

Не отыщешь краше: руки- словно лапки,

Глазки- пара точек, а лицо- комочек.

Кукла смотрит косо, взгляд её уныл.

Кто-то вместо носа пуговку пришил.

Но Параша любит, нежит и голубит,

И целует в щечку маленькую дочку.

Елена Раннева
ИГРУШКАМ. КУКЛЕ ДАШЕ

Не сержусь на куклу Дашу
И в обиду не даю.
Целый день её проказы
И капризы я терплю.
Пусть она чуть-чуть упряма,
Но ведь я для куклы – мама.

Елена Григорьева
СТАРАЯ КУКЛА

Нет у куклы носа,
Растрепались косы,
Сидит она косматая,
В платьице с заплатами...
Потеплей укутаю
Милую мою,
"Баю-баю, баюшки", -
Песенку спою.
"Спи, моя красавица,
Спи моя хорошая,

Т. Днепровская
КУКЛА-СИНЕГЛАЗКА

Бабушка Танюше
Куклу подарила:
Глазки голубые
И румянец милый.
Светлая головка,
Маленькие ножки,
Платье кружевное,
Красные сапожки…
Жил с малюткой в дружбе
Котик полосатый,
Он качал ей люльку
Лапочкой мохнатой…

Валентин Берестов

БОЛЬНАЯ КУКЛА

Тихо. Тихо. Тишина.

Кукла бедная больна.

Кукла бедная больна,

Просит музыки она.

Спойте, что ей нравится,

И она поправится.