Изготовление масок для театра - интересное и полезное занятие, расширяющее кругозор, развивающее мелкую моторику, воображение, фантазию, творческое мышление. Экспериментирование с яркими, выразительными материалами формирует художественный вкус, обогащает знания о цвете, форме и фактуре. Самостоятельно изготовленная уникальная маска порадует ребёнка, создаст положительный эмоциональный настрой, вызовет желание рассказать о задуманном образе.

Теоретические аспекты создания масок в детском саду

Ребёнок - это сто масок, сто ролей способного актёра, и надо дать ему возможность сыграть на прекрасной сцене детства эти сто ролей.

Януш Корчак

Маска (в переводе с арабского языка - шут) - накладка на лицо с вырезами для глаз, носа и рта, надеваемая с целью ролевого перевоплощения, сохранения своего инкогнито или как оберег. Малышам очень нравималтся представлять себя в роли какого-либо животного, а на детских праздниках можно увидеть парад зайчиков, лисичек, мишек, белочек, лягушат, забавных динозавриков.

Цели обучения создания масок для театра в ДОУ:

  • воспитывать любовь и искренний интерес к театральному искусству и творчеству;
  • развивать культуру и технику речи, воображение, художественный вкус, творческое мышление, артистические способности;
  • способствовать развитию психомоторных навыков;
  • помочь ребёнку раскрепоститься, способствовать преодолению страхов, застенчивости, эмоциональной напряжённости и скованности (маскотерапия).

Маскотерапия позволяет ребёнку вжиться в образ персонажа и освоить новые модели поведения

Задачи

В ходе обучения детей изготовлению масок воспитатель решает ряд задач:

  • познакомить с разнообразными материалами и приспособлениями для изготовления масок;
  • освоить правила безопасности и личной гигиены при работе с ручным инструментом, воспитывать культуру труда и навыки аккуратности;
  • изучать историю возникновения театральной маски;
  • учить определять виды и характер масок:
    • театральная;
    • карнавальная;
    • ритуальная;
    • игровая;
    • защитная или медицинская;
    • маска смеха и печали;
  • познакомить с традициями праздников, во время проведения которых использовались обряды ряжений и облачений в маски (Венецианский карнавал, Рождество, Масленица, народные игрища и забавы);
  • учить детей создавать маски в различных техниках:
    • папье-маше;
    • конструирование из бросового материала (поролон, одноразовые тарелки);
    • коллаж (смешанная техника с использованием рисования, аппликации и дополнительных декоративных материалов);
    • конструирование из бумаги, в том числе оригами, с элементами рисования, аппликации, пластилинографии, нетрадиционные техники рисования и аппликации;
  • учить активно применять маски в театрализованной деятельности;
  • учить подбирать соответствующее маскам произведение для театрализованной импровизации.

Участие детей в театрализованных праздниках развивает культуру и технику речи, творческое мышление, артистические способности

Виды масок

Маски могут быть самыми разнообразными:

  • маска-шапочка (основой может стать любая трикотажная, вязаная шапочка или бумажный каркас);

    Преимуществом масок-шапочек является то, что для их основы подойдёт любое готовое изделие

  • объёмная маска, полумаска из папье-маше, поролона или бумаги, сделанная по специальной выкройке;

    Объёмные маски животных из поролона смотрятся очень эффектно

  • плоская маска любой формы (круглой, треугольной, произвольной);

    Плоская маска на палочке подойдёт по размеру любому ребёнку

  • плоская маска на ободке или обруче;

    Маски на ободках легко изготовить и удобно надевать и снимать

  • полумаска в форме оригинальных очков.

    Карнавальная полумаска в форме оригинальных очков станет украшением любого костюма

Цели использования масок в ДОУ

Маски в детском саду используются:

  • как атрибут театрализованной деятельности, часть костюма:
    • инсценирование мини-диалогов, стихов, рассказов, сказок, потешек и частушек;
    • разыгрывание спектаклей;
    • концерты, праздничные утренники, новогодние карнавалы;
  • во время проведения маскотерапии (вид арт-терапии);
  • на занятиях по речевому развитию;
  • как сюрпризный момент на разнообразных занятиях (чтение художественной литературы, математика, рисование, музыка и т. д.);
  • во время режимных моментов, например, во время утренней гимнастики;
  • как оригинальный материал для проведения конкурсов, выставок совместного творчества, презентаций («Карнавальные маски своими руками»);
  • как декоративное украшение помещения, например, как экспонаты мини-музея маски в театральном уголке.

Экспонаты мини-музея маски украсят любой театральный уголок

Оптимальный вариант формы работы с масками в ДОУ - групповой с учётом индивидуальных особенностей детей. Например, воспитанникам с развитыми ручными умениями можно предложить более сложную и творческую работу по изготовлению и украшению основы маски дополнительными материалами или с помощью нетрадиционных техник рисования, аппликации (бисер, вата, ткань, декоративный рисунок, пластилинография, квиллинг, ниткография, батик и т. д.).

Оформление масок из картона ватой по силам даже воспитанникам младшей группы

Приёмы

На занятиях по изготовлению масок используется ряд традиционных приёмов обучения.

Словесные:

  • тематическая беседа;
  • пояснение;
  • познавательный рассказ;
  • использование словесного художественного образа;
  • чтение произведений художественной литературы, по мотивам которых будут создаваться маски для драматизации;
  • практический инструктаж.

Наглядные:

  • показ новых приёмов работы (вырезание, склеивание, скрепление деталей и т. д.);
  • демонстрация компьютерных презентаций, иллюстраций и картинок, посвящённых традициям маскарадов, костюмированных праздников и карнавалов;
  • технологические карты с этапами изготовления масок.

Демонстрация презентации о происхождении и истории театральных масок повысит мотивацию детей к деятельности

Практические:

  • упражнения для развития мелкой моторики (пальчиковая гимнастика);
  • изготовление масок;
  • создание коллекции масок, участие в спектаклях, праздниках.

Подвижные игры в масках являются популярным приёмом обучения

Материалы для изготовления

Для работы потребуются следующие материалы и инструменты:

  • бумага, картон, ткань, поролон, одноразовые тарелки;
  • готовые шаблоны;
  • карандаши, краски, кисти;
  • ножницы и клей;
  • нитки, бисер, природный материал (листья, веточки, гербарий, ракушки и т. д.).

Маска из листьев будет актуальна на осеннем празднике

В процессе изготовления маски необходимо познакомить детей с некоторыми обязательными требованиями:

  • соответствие маски форме и размеру головы - ободок или шапочка должны плотно «сидеть», но при этом не сдавливать голову;
  • экологичность театрализованного атрибута - безопасность материалов и декоративных элементов.

Занятия по изготовлению масок в ДОУ

Что может быть чудеснее театра!
Он был вчера, сегодня, будет завтра,
С детьми как только маски надеваем,
Мы сразу в чудо-сказку попадаем.

Таблица: картотека тем

Тема Содержание занятия
«Фруктовая корзинка» (средняя группа) Изготовление масок-шапочек с эмблемой того или иного фрукта (яблоко, груша, персик и т. д.):
  • воспитатели или родители шьют или вяжут шапочки каждому ребёнку;
  • дети самостоятельно вырезают силуэт распечатанной заготовки, взрослые пришивают эмблему к шапочке.
«Театр масок» (средняя группа) Изготовление масок из фольги путём прикладывания кусочка фольги к лицу ребёнка и вырезания отверстий для глаз. Коллекцию масок можно интересно обыграть, предложив родителям угадать «лицо» своего ребёнка.
«Журнальные человечки» (средняя группа) Создание масок из вырезанных журнальных фотографий или их частей с изображением глаз, губ, волос и т. д. Вырезанные фрагменты приклеиваются к картонной основе, к тыльной стороне которой прикрепляется палочка от мороженого.
«Весёлый огород» (средняя группа) Изготовление масок-ободков с силуэтами овощей. Дети вырезают из цветного картона по шаблону силуэты овощей, затем с помощью взрослых крепят картинки к ободкам.
«Теремок» (аппликация в старшей группе) Изготовление масок к спектаклям-сказкам в технике аппликации (дети самостоятельно вырезают силуэт распечатанной картинки-заготовки, приклеивают ленточку-ободок).
«Животные жарких стран» (ИЗО с элементами нетрадиционного рисования в старшей группе) Детей обучают:
  • аккуратно вырезать силуэт маски из плотной бумаги по шаблону;
  • прорисовывать кистью полоски тигра, пятна гепарда, пушистую гриву льва в технике печатания с помощью разрезанного картофеля, пучка ниток.

Предварительная работа: познавательная беседа о животных жарких стран.

«Маска для новогоднего карнавала» (конструирование из бросового материала в старшей группе) Детей обучают мастерить маски зайчика, мишки, козочки, котика для новогоднего карнавала из бросового материала (одноразовая тарелка) с использованием цветных карандашей, фломастеров, клея, ваты на основе схемы, предложенной воспитателем.
Предварительная работа:
  • чтение сказок, стихотворений, загадок на новогоднюю тематику,
  • рассматривание эскизов к карнавальным костюмам,
  • разучивание хороводной игры «Ёлочка».
«Карнавальные маски» (занятие в технике коллаж в подготовительной группе) Обучающие задачи:
  • Научить детей декорировать белую картонную основу маски в технике коллаж.
  • Развивать творческое воображение и фантазию, умение работать на основе свободного замысла, создавая выразительный художественный образ карнавальной маски с помощью игры разноцветных красок и сочетания необычных деталей (мишура, пайетки, цветные лоскуты и ленты, обрезки кружев, конфетные фантики).
  • Формировать представление о различных видах масок и их предназначении.
«Золотая рыбка» (занятие в технике коллаж в подготовительной группе) Обучающие задачи:
  • Учить делать эскиз-картинку будущей маски, самостоятельно подбирать цветовое решение, которое лучше передаст характер сказочного персонажа.
  • Учить планировать свою работу, самостоятельно выбирать материал и технические приёмы для осуществления творческого замысла.
«Обрядовая маска козы» (конструирование из бумаги с элементами аппликации в подготовительной группе) Обучающие задачи:
  • Знакомство с русским фольклором и зимними обрядовыми традициями, изучение колядок и щедровок.
  • Изготовление маски по шаблону (дети самостоятельно обводят карандашом заготовку и вырезают по контуру), украшение основы в технике аппликации из цветной бумаги, фольги, пайеток.

Предварительная работа: чтение загадок, чтение литературы о рождественских традиционных праздниках.

«Маски к сказкам» (конструирование из бумаги и рисование в подготовительной группе) Изготовление масок для игр-драматизаций из упаковочных коробок для конфет. Детям нужно собрать изображение животного из частей, обвести отдельные части шаблона, вырезать, собрать маску и раскрасить. Подготовленные детьми маски участвуют в драматизации по мотивам сказок В. Сутеева.

Видео: НОД по изобразительной деятельности в старшей группе на тему «Животные жарких стран»

https://youtube.com/watch?v=lYhu-WsjkpA Video can’t be loaded: НОД по изобразительной деятельности (https://youtube.com/watch?v=lYhu-WsjkpA)

Временной план занятия

Занятие по созданию театральной маски имеет свою логическую структуру:


Как правильно провести начало занятия

Вводную часть занятия важно провести оригинально, увлекательно и творчески. Необычное, интригующее начало поможет сформировать позитивное отношение к занятию и педагогу, создаст благоприятный эмоциональный настрой, раскрепостит ребят и пробудит желание экспериментировать и созидать. Для активизации познавательного интереса, поисковой деятельности и внимания своих маленьких воспитанников педагог в организационной части занятия обычно использует разнообразный мотивирующий материал в сочетании с педагогическими приёмами:

  • сюрпризный момент - введение в диалог с детьми игрушечного персонажа, любимого сказочного героя, который обратится с просьбой о помощи, озадачит и порадует, пригласит детей в увлекательное путешествие в сказочную страну;
  • стихотворения и загадки;
  • чтение фрагмента произведения художественной литературы;
  • дидактические и подвижные игры;
  • познавательный рассказ;
  • проблемная ситуация;
  • музыкальное сопровождение, просмотр картинок, демонстрация презентаций, видео или мультипликационных фильмов.

Вводную часть занятия важно провести оригинально, увлекательно и творчески

Фотогалерея: презентация на тему «История театральной маски»

Изображение театральных масок подскажет ребятам тему занятия Амфитеатр использовался для проведения театрализованных действий в Древней Греции В древнегреческом театре разыгрывались различные спектакли Маска в древнегреческом театре служила и рупором, усиливающим голос актёра Актёры итальянского театра выступали в масках, поскольку высмеивали знатных граждан Венецианский карнавал и по сей день каждый год проходит в Италии В нашей стране популярны народные гуляния на Масленицу Ряженые заходят в дома во время традиционных святок Традиционная маска на Масленицу делается в виде солнца Маску может заменить искусно нанесённый на лицо грим Маски популярны на праздниках, карнавалах, костюмированных балах

Таблица: идеи для проведения мотивационной части занятия

«История венецианской маски» (познавательный рассказ в подготовительной группе)
  • Маски, которые спасали от чумы («Доктор Чума») – прообраз медицинской маски. Когда в старинном итальянском городе бушевала смертельная эпидемия чумы, доктора посещали своих пациентов, надевая длинные тёмные плащи и причудливые маски в форме вытянутого птичьего клюва. Образ получался довольно зловещим, но они верили, что несколько капель ароматических веществ, которые брызгались в длинный нос маски, спасут их от заражения опасной болезнью.
  • Карнавал масок (Арлекин, Пьеро, Коломбино). Древнегреческие и древнеримские традиции театрализованных представлений и праздников в честь богов получили второе рождение на подмостках Венеции. Завораживающая танцевальная феерия на площадях в таинственных масках и роскошных, блестящих нарядах, расшитых золотом и серебром, вносила беззаботное веселье и яркое оживление в дождливую и туманную венецианскую зиму, являлась торжеством жизни, символом победы над смертью, давала надежду на скорое возвращение солнечного тепла и света. Венецианский карнавал - любимейший и старейший праздник Италии, на который ежегодно собираются многотысячные толпы зевак и участников со всего мира.
«Путешествие в далёкое прошлое» (познавательный рассказ об истории происхождения ритуальной маски в старшей группе) Воспитатель: Ребята, приглашаю вас вместе со мной осуществить увлекательное путешествие в мир мифов, легенд и сказок наших пращуров. Закройте глаза и мысленно перенеситесь в далёкое прошлое, представьте, что вы оказались на берегу лесного озера, пред вами древнее городище в окружении вековых, могучих деревьев. Наши предки обожествляли природу и поклонялись солнцу и луне, быстрому ветру и живительному дождю, стремительной реке и спокойному озеру, многочисленным животным и растениям. Они верили в то, что мир природы населён духами, в деревьях живут добрые лесовички, а в подводном мире обитают русалки. Полянка в дремучем лесу, таинственная пещера могли стать местом проведения священных ритуалов и задабривания богов и духов подарками, чтобы те послали удачу, даровали здоровье и процветание. В таких особых местах нельзя было громко разговаривать, мусорить, ругаться, рубить деревья. Главным человеком, который общался с миром духов, считался шаман. В момент контакта с духами лицо шамана должно быть закрыто, для этого и были придуманы маски.
«Добрый шаман» музыкальная игра. В центре круга - водящий, исполняющий роль шамана. Он бьёт в бубен, затем подходит к любому игроку и передаёт ему музыкальный инструмент. Получивший бубен, должен воспроизвести ритмический рисунок, наигранный «шаманом». Если игрок ошибается, он выходит из игры.
«Обрядовая маска на Руси» (познавательный рассказ в старшей группе) Испокон веков любимым народным развлечением было переодевание в костюмы зверей и колядование по всему городу или деревне. Самыми популярными персонажами были медведь и коза. Наши предки верили, что появление козы на пороге дома в канун Рождества обязательно принесёт богатый урожай, счастье и здоровье, отвадит злые силы. Ряженых гостеприимно встречали в каждом доме, весёлая компания задорно пела колядки, выпрашивая у хозяина щедрое угощение.
«Дюймовочка» (проблемная ситуация) В группу входит девочка, переодетая в костюм сказочной героини, и горько плачет. Воспитатель интересуется, что же так расстроило милую девочку. Дюймовочка поведала свою печальную историю о том, что должна выйти замуж за ненавистного крота. Если это произойдёт, то она всю свою жизнь проведёт в тёмной и мрачной норе, никогда не увидит ясного солнышка, не порадуется голубому небу, не услышит звонкого пения птиц, не почувствует аромат цветущих деревьев. Педагог предлагает всем детям подумать, проявить смекалку и придумать, как можно спасти Дюймовочку. Затем внимательно выслушивает все идеи и размышления и останавливает выбор на остроумном предложении замаскировать героиню, помочь ей измениться до неузнаваемости, перевоплотиться, спрятаться под маской. Чтобы попасть в волшебное измерение, детям нужно превратиться в сказочных героев, для чего необходимо изготовить маски.
«Путешествие на планету «Добрячки» (игровая ситуация) Утром в окно постучал весёлый ветер и передал важное письмо, в котором содержится просьба о помощи. Речь идёт о жителях далёкой планеты «Добрячки», с которыми случилась беда. К ним нагрянула злая колдунья, её чары сделали лица всех добрячков одинаковыми. В письме дети находят разрезанную фотографию, сложив которую они увидят, какие лица теперь у всех добрячков. Воспитатель просит определить эмоциональное состояние человечка, изображённого на фотографии (безразличное), затем предлагает подумать, как можно расколдовать жителей планеты «Добрячки». Дети принимают решение изготовить маски с различными эмоциями (радость, грусть, удивление, восторг и т. д.). Создавать маски они будут с помощью карандашей и красок.

Весёлые маски из одноразовых тарелок, созданные по замыслу детей, станут отличным украшением группы

Таблица: подвижные игры в масках

«Трух-тух-тух» Дети стоят в кругу, ребёнок - «петушок» в центре.
Трух-тух, трух-тух-тух (дети шагают по кругу),
Ходит по двору петух (высоко поднимают колени и машут« крыльями»).
Сам со шпорами (дети идут в одну сторону, «петушок» - в другую),
Хвост с узорами.
Под окном стоит, на весь двор кричит!
Кто услышал, тот бежит.
  • Вариант 1: «петушок» громко или в настроении кричит «ку-ка-ре-ку!», остановившись около одного из детей, ребёнок повторяет так же, в том же стиле. Маска переходит к новому« петушку».
  • Вариант 2: «петушок» громко кричит «ку-ка-ре-ку!», машет крыльями и бежит за детьми, стараясь кого-нибудь поймать.
«Дети и медведица» (У медведя во бору) Дети в лес пошли гулять,
Стали бегать, прыгать и плясать.
Ножками, ножками топать,
Ручками, ручками хлопать (дети легко на носочках бегают по залу врассыпную, топают, хлопают)!
А в лесу медведица спит,
Под кусточком сладко храпит.
Только шум она услыхала,
Вмиг проснулась и закричала (дети останавливаются, замирают, «медведица» просыпается и ходит вокруг них.
«Это кто здесь спать мне мешает?
Кто в лесу так громко гуляет?
Я того сейчас поймаю,
Зарычу и напугаю!» (дети убегают от «Медведицы»)
«Медведь-актёр» Исполняет «Медведь». Ведущий даёт ему задания, тот изображает.
Ведущий: Ты, Топтыгин, попляши,
И ребятам покажи,
Как старушки пляшут,
Да платочком машут (медведь показывает).
Как девчушки-хохотушки
На праздник собираются,
Кудри вьют, наряжаются,
Белятся да румянятся (медведь изображает).
Как мальчишки-шалунишки
Бьются, кулаками дерутся (медведь боксирует с воображаемым противником)?
Как старый дед ногами стучит,
На мальчишек ворчит (медведь топает ногами)?
Хоровод «Заинька» Дети встают в круг, выполняют движения, показываемые солистом - «Зайчиком», стоящим в центре.
Заинька-зайка, зайка (дети идут по кругу),
С нами поиграй-ка («зайчик» движется внутри, противоходом)!
Заинька-зайка,
Ножки выставляй-ка.
Заинька-зайка,
В ладошки ударяй-ка.
Заинька-зайка,
С нами приседай-ка.
Заинька-зайка,
Деток догоняй-ка!
«Солнышко» Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Где твои детки (дети пожимают плечиками)?
Сидят на загнетке,
Камушки катают («Катают» ладонью об ладонь),
За окно бросают («бросают»).
Солнышко: «Буду по небу ходить,
Буду всех людей будить.
Буду землю согревать,
И капелями стучать».
Солнышко, солнышко,
Погуляй у речки.
Солнышко, солнышко,
Разбросай колечки.
«Зайка» Маску зайчика передают по кругу друг другу, по считалке выбирая зайчика.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышел зайчик погулять.
Что нам делать? Как нам быть?
Надо заиньку ловить!
Снова будем мы считать,
Раз, два, три, четыре, пять! (Зайка садится в середину круга, спит. Дети в хороводе поют.)
Зайка, зайка, что с тобой?
Ты сидишь совсем больной,
Встань-ка, встань-ка, поскачи,
Да другого поищи (прыгает, выбирает другого вместо себя).
«Петушок» Петушок, петушок (дети ходят в хороводе, высоко поднимая колени),
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
На воротах сидел (стоя, руки на поясе, качают головой в стороны),
Песен петь не хотел.
Пришёл бычок,
Петушок - молчок (указательный палец к губам)!
Прибежала овечка,
Петушок - ни словечка (водят указательным пальцем в стороны).
Прибежала курица,
Петушок всё хмурится (хлопают руками по бокам).
Вот из дома нашего
Выбежала Машенька (бег на носочках на месте).
Улыбнулась на бегу,
Петушок «Ку-ка-ре-ку!» (кричат, хлопая «крыльями»).
«Тень-тень» Тень-тень, потетень (дети водят хоровод),
Выше города плетень!
Сели звери на плетень,
Похвалялися весь день (по очереди выходят в хоровод и хвалятся в своём образе, пропевая свою фразу).
Похвалялася Лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди, догоняй-ка!»
Похвалялися ежи:
«У нас шубы хороши!»
Похвалялись блохи:
«И у нас неплохи!»
Похвалялся Медведь:
«Могу песни я петь»
Похвалялася коза:
«Всем вам выколю глаза!»
«Бодливая корова» Ребёнок - «корова» поёт песенку, ходит в хороводе, подходит к одному из детей, тот отвечает «Му».
Я корова, я корова,
Я гуляю по лугу,
Молочко я всем даю,
Громко песенку пою.
А кого сейчас бодну,
Тот мне скажет:
«Мууу!»
Второй раз идут бодать уже вдвоём.
«Бычок пёстренький» Дети встают в хоровод, поют, выполняют движения по тексту, в конце песни бычок кричит «Мууууу!» и догоняет детей.
Бычок пёстренький,
Долгохвостенький,
Рожки востренькие,
Ножки тоненькие.
Мы тебя кормили,
Мы тебя поили,
На лужок водили,
Плёточкой не били.
Ты нас не бодай,
Ты с нами поиграй,
Ты с нами поиграй,
Нас скорее догоняй.
Бычок: «Муууу! Догоню!»
«Зайка серенький сидит» Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть!
Вот так, вот так,
Надо лапочки согреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать!
Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать!
Зайку Мишка испугал,
Зайка тут же убежал! (Вместо зайки в хоровод выходит мишка, хоровод повторяется с новым героем.)
Мишка маленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так,
Он ушами шевелит!
Мишке холодно сидеть,
Надо лапочки согреть!
Вот так, вот так,
Надо лапочки согреть!
Скучно Мишеньке стоять,
Надо мишке танцевать
Вот так, вот так,
Надо мишке танцевать
Мишку гром испугал,
Мишка тут же убежал.
«Куры и петух» Петя-Петя-петушок,
Петя - красный гребешок,
Он по дворику гуляет,
Громко песни распевает:
«Ку-ка-ре-ку!»
К нему куры подбежали:
«Ко-ко-ко!»
Куры крыльями махали:
«Ко-ко-ко!»
Куры зёрна собирали:
«Ко-ко-ко!»
Клювом по земле стучали:
«Ко-ко-ко!»
«Мишка по лесу гулял» Мишка по лесу гулял,
Мишка шишки собирал,
Долго Мишка наш гулял,
Сел Мишутка, задремал.
Стали дети подходить,
Стали Мишеньку будить:
«Мишка, Мишенька, вставай,
И ребяток догоняй!»
«Солнышко» Солнышко в кругу, дети в хороводе.
Гори, Солнце, ярче (идут в хороводе)!
Лето будет жарче.
А зима теплее (поклон друг к другу в паре),
А весна милее (идут в круг к солнышку)!
«Горячо!» (убегают от солнышка)
«Медвежата» Дети поют хоровод, выполняя движения по тексту. Два Медвежонка в масках выполняют все внутри круга.
Медвежата в чаще жили,
Нежно, радостно дружили.
Вот так, вот так,
Медвежата те дружили.
Мишки фрукты собирали,
Дружно яблоньку качали.
Вот так, вот так,
Дружно яблоньку качали.
Вперевалочку ходили,
И из речки воду пили.
Вот так, вот так,
И из речки воду пили.
А потом они плясали,
К солнцу лапы поднимали.
Вот так, вот так,
К солнцу лапы поднимали.
«Коза» Я - коза-дереза, тоненькие ножки.
Я - коза-дереза, остренькие рожки.
Топают копытца, рожками качаю,
Пусть меня ребятки весело встречают.
«Заяц» Я серый зайчишка,
Из леса прыг-скок.
Едва по сугробам
Добраться к вам смог!
Прыг-скок, прыг-скок,
Прыг-скок, прыг-скок,
Едва по сугробам
Добраться к вам смог!
«Зайкин день рождения» На опушке на лесной
Виден домик расписной.
Зайка в домике живёт
И гостей сегодня ждёт.
У зайчишки день рожденья,
На крылечке у дверей
Зайка ждёт своих гостей.
Зайчик: «Приходите в гости, звери,
Я открою шире двери.
Будем петь и танцевать,
День рожденья отмечать!» (по очереди приходят гости, поют, вручая подарок)
Гость: «С Днём рождения поздравляю,
И подарочек вручаю!»
Зайчик: «Вот спасибо, заходи,
И со мною посиди!»
Когда все подарки вручены, зайчишка предлагает всем повеселиться и потанцевать. Под весёлую музыку исполняется произвольная пляска, после окончания которой зайка угощает всех сладким пирогом, конфетами или фруктами.
Цит. по: http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-maski-dlja-skazki.html

Таблица: пример конспекта занятия по конструированию в подготовительной группе

Автор Орлова И.Н., воспитатель МБДОУ детский сад №21, ст. Стародеревянковская, Краснодарский край
Название «Изготовление обрядовой маски козы»
Программное содержание
Предварительная работа
  • Заучивание загадок детьми.
  • Чтение литературы о Рождестве и Святках.
Материалы
  • Сарафан,
  • кокошник,
  • маска козы,
  • горшок,
  • фасоль,
  • иллюстрации ряженых,
  • шаблоны маски козы,
  • белый картон,
  • ножницы,
  • карандаши,
  • цветная бумага,
  • бисер,
  • фольга,
  • пайетки,
  • клей,
  • салфетки,
  • резинка.
Вводная часть В гости к детям приходит Марьюшка в русском народном сарафане и кокошнике.
  • Колядки пусть звучат кругом,
    Несут они вам радость в дом.
    Несут здоровье и успехи,
    Веселье, радость и потехи.

Марьюшка говорит детям о том, что сначала мы встретили Новый год, Рождество, затем наступили Святки. Празднуют их 2 недели с 7 по 19 января. Это светлый, радостный праздник, связанный с рождением и крещением Иисуса Христа. В эти дни люди поздравляли друг друга, готовили угощения и ходили друг к другу в гости. А вот шить, вязать, прясть, плести корзины и лапти запрещалось, потому что эти дни считались святыми. Во время святок люди играли в разные игры.
Марьюшка ведёт на верёвочке козу (ребёнок в маске).

  • Мы не сами идём, мы козу ведём.
    А, ну, народ, расступись, дай нам ход.

Проводится игра-танец «Коза».

  • Идёт коза по лесу, по лесу, по лесу
    Искать себе принцессу, принцессу, принцессу.
    Давай, коза, попрыгаем,
    И ножками подрыгаем,
    Ручками похлопаем,
    Ножками потопаем.

Ещё один святочный обычай - собираться всей семьёй по вечерам, звать гостей, рассказывать сказки и загадывать загадки.
Марьюшка предлагает детям загадать друг другу загадки.

  • Он вошёл - никто не видел,
    Он сказал - никто не слышал,
    Дунул в окна и исчез,
    А на окнах вырос лес. (Мороз)
  • Не ботинки, не сапожки,
    Но их тоже носят ножки.
    В них мы бегаем зимой:
    Утром - в садик, вечером - домой. (Валенки)
  • Рыбам зиму жить тепло:
    Крыша - толстое стекло. (Лёд)
  • Он всё время занят делом,
    Он не может зря идти.
    Он идёт и красит белым
    Всё, что видит на пути. (Снег)

Во время святок было принято разделять на «святые вечера» и «страшные». В «святые вечера» устраивали весёлые ночные посиделки, в «страшные» гадали.
Марьюшка предлагает детям погадать, судьбу предсказать.
«Гадание на фасоли»
Детям предлагают загадать желание и взять из горшочка в кулачок немножко фасоли. У кого пара, т. е. чётное число, у того желание сбудется. У кого нечётное число, тому подождать немного придётся.
Любимое народное развлечение - рядиться и колядовать. Люди наряжались в различные костюмы и надевали маски (иллюстрации). Переодевались в зверей или персонажей сказок и шли колядовать по городу или деревне. Они говорили «Пришла коляда - отворяй ворота», «Открывай сундучок - доставай пятачок».
Главными персонажами всегда были медведь и коза. Ими старались нарядить самых крупных парней. Присутствие Козы, по старинным поверьям, приносило хороший урожай, обещало плодородие и процветание, отпугивало злые силы. Ряженые заходили в каждую избу, где горел свет. Они пели колядки. Колядки - это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых хвалили хозяина дома, выпрашивая у него угощения.

  • Коляда-Маляда,
    Уродилась Коляда,
    Кто подаст пирога -
    Тому двор живота,
    А мелкой скотинки -
    Числа бы вам не знать!

А если хозяева ничего не дали, пели грозную колядку.

  • Кто не даст лепёшки -
    Завалим окошки.
    Кто не даст пирога -
    Сведём корову за рога.
    Кто не даст хлеба -
    Уведём деда.
    Кто не даст ветчины -
    Тем расколем чугуны.

А потом устраивали посиделки. Девушки по вечерам устраивали гадания, хотели узнать свою судьбу.
Ещё одна святочная традиция - «баловство». Дети и подростки собирались по ночам и озорничали, как могли. Раскидывали дрова во дворе или заколачивали ворота. Похищали что-нибудь, но обязательно с шумом. А после праздника всё возвращали.
Марьюшка предлагает поиграть в русскую народную игру «Золотые ворота».

Основная часть Марьюшка: Ребята, а хотите ли вы сами побывать в роли ряженых? И смастерить себе маску козы?
Воспитатель раздаёт детям белый картон и шаблоны маски козы. Простым карандашом ребята обводят шаблоны, рисуют глаза, нос, выделяют рожки и вырезают ножницами по контуру. Далее, по желанию детей, маска украшается, выполняется аппликация из цветной бумаги, фольги, пайеток. В конце проделывают отверстия на маске и вставляют резинки.(Совместно с воспитателем).
Вот и готова обрядовая маска козы.
Итоговая часть Дети надевают свои маски и поют щедровочку:
  • Щедровочка щедровала,
    До окошка подбегала.
    Что бабуся напекла,
    То давай до окна,
    Не ломай, не щипай,
    А по целому давай!
    Добрый вечер, щедрый вечер!

Марьюшка одаривает ребят угощениями (конфеты, печенье).

Мастер-классы по изготовлению масок

Пошаговые инструкции для изготовления масок разных видов.

«Сказочная птица» - полумаска для новогоднего карнавала

Материалы и инструменты: цветной картон и бумага, шаблон, дырокол, резинка, ножницы.

Для изготовления маски потребуется цветной картон и бумага, шаблон, дырокол, резинка, ножницы

  1. Подготовить шаблон для поделки.

    Шаблоны деталей помогут быстро сделать маску

  2. Обвести шаблоны деталей маски простым карандашом по краю.

    Шаблон маски обводят простым карандашом по краю

  3. Вырезать силуэт маски, отогнуть прямоугольные детали на лицевую сторону. Отрезать ленту цветной бумаги шириной 5 см и длиной 20 см. Полоску прогофрировать.

    Гофорирование отдельных элементов придаст маске особый шарм

  4. Гофрированную ленту приклеить к прямоугольным частям маски.

    Гофрированная лента украсит маску

  5. Вырезать силуэт клюва по шаблону из бумаги красного цвета, согнуть по линиям сгиба, приклеить к основе.

    Клюв по линиям сгиба приклеивается к основе

  6. С обратной стороны маски закрепить резинку.

    Резинка нужна в качестве крепления маски на голове

  7. С помощью дырокола сделать конфетти из цветной бумаги или фольги, вырезать декоративные звёздочки и украсить ими маску.

    Маску можно украсить различными декоративными элементами

  8. Такие яркие маски станут прекрасным украшением новогоднего утренника.

    Маска получается нарядной и привлекает внимание

«Тигрёнок» - объёмная маска в технике папье-маше

Дети выполняют работу вместе со взрослым.

  1. Простым карандашом нарисовать маску на листе плотной белой бумаги, вырезать по контуру.

    Маску можно обвести по шаблону или нарисовать самостоятельно

  2. Подложить скомканный лист бумаги для формирования объёма и нанести слой пластилина.

    Скомканная бумага создаст эффект объёма

  3. Постепенно заполнить пластилином всё пространство маски.

    Всё пространство маски заполняется пластилином

  4. Обклеить пластилиновую маску кусочкам рваной газетной бумаги, используя простую воду.

    На пластилин наносится слой рваной газетной бумаги, смоченной водой

  5. Просушить.
  6. Приклеить 3 слоя газетной бумаги, используя клей ПВА, просушить, затем нанести ещё 2 слоя и также просушить.

    Потребуется нанести несколько слоёв газетной бумаги

  7. Для выравнивания поверхности маски нанести слой туалетной бумаги, прикладывая и промазывая кисточкой с клеем внутри и снаружи.

    Слой проклеенной туалетной бумаги позволит выровнять поверхность маски

  8. Загрунтовать маску белой гуашью.

    Слой белой краски осветлит маску и создаст основу для дальнейшего раскрашивания

  9. Раскрасить цветной гуашью. Чтобы маска не пачкалась, желательно её залакировать.

«Мир животных» - маски из бумажных тарелок

  1. Нарисовать силуэты глаз на обратной стороне тарелки.

    На обратной стороне тарелки потребуется нарисовать силуэты глаз

  2. Вырезать отверстия для глаз.

    Отверстия для глаз удобно вырезать маникюрными ножницами

  3. Простым карандашом нарисовать контуры мордочки выбранного животного.

    На тарелку карандашом наносят контуры мордочки выбранного животного

  4. Раскрасить тарелку.

    Ребята раскрашивают заготовки в соответствии с выбранным животным

  5. Вырезать из плотной цветной бумаги уши. Приклеить, прикрепить резинку с обратной стороны маски.

    Маски дополняют ушами животного и приклеивают резинку для крепления на голову

«Зайчики и лягушата» - плоская маска из бумаги (аппликация и рисование)

  1. Подготовить шаблоны основы и деталей для маски лягушки.

    В начале потребуется вырезать шаблоны основы и деталей

  2. Подготовить шаблоны основы и деталей для маски зайчика.

    Для маски зайчика также вырезаются шаблоны из бумаги

  3. Обвести шаблоны частей и деталей простым карандашом на листе плотной белой бумаги, вырезать, раскрасить и склеить.

    Шаблоны частей и деталей маски переносят на лист плотной белой бумаги

  4. Получаются симпатичные лягушата.

    Маска лягушонка обязательно понравится детям

  5. Аналогичным образом изготовить маску зайчика.

    Маски зайчиков можно использовать во время проведения командных соревнований

  6. Маски сказочных героев готовы, они пригодятся для команд «Зайчата» и «Лягушата» во время проведения театральной викторины.

    Маски лягушат пригодятся при проведении массовых мероприятий

«Шапочка для зайчика» - маска-шапочка из бумаги

  1. Склеить 2 листа картона так, чтобы длина заготовки для ободка составляла 54 см. С помощью простого карандаша и линейки начертить вертикальные полоски шириной 2 см, отступив от края 3 см.

    Для начала потребуется нанести разметку на лист бумаги

  2. По начерченным линиям сделать вертикальные надрезы.

    По начерченным линиям делают вертикальные надрезы

  3. Склеить края заготовки.

    Края заготовки склеивают

  4. Склеить края полосок.

    Края всех полосок склеиваются между собой

  5. Вырезать детали из цветной бумаги и картона (глазки, ушки, носик, усы). Приклеить к основе и дополнить декоративными элементами.

    Шапочка оформляется деталями и декоративными элементами

  6. Аналогичным образом можно сконструировать шапочку-маску утёнка.

    Шапочка-маска утёнка делается по аналогии с предыдущей

«Ромашка» - маска-шапочка из бумаги


«Петушок» - маска-шапочка в форме конуса

  1. Перенести на лист белого картона выкройку для конструирования маски.

    Выкройка для конструирования маски переносится на картон

  2. Вырезать основу по выкройке, детали (гребешок, глазки и клювик) из цветной бумаги. Согнуть по линиям сгиба и склеить конус.

    Маску склеивают в форме конуса

  3. С внутренней стороны приклеить резинку.

    Резинка нужна для крепления маски на голове

  4. Приклеить детали. Вот такая маска петушка получилась.

    Маску петушка удобно надевать и снимать

  5. Следуя такому же алгоритму, можно смастерить маски динозаврика, лисички, рыбки и т. д.

    По аналогии можно смастерить и ряд других масок

«Волк» - оригами-маска

  1. Квадратный лист бумаги развернуть в форме ромба.

    Для маски потребуется квадратный лист бумаги

  2. Верхний угол отогнуть вниз, совмещая углы, получится треугольник.

    Путём совмещения углов листа получается треугольник

  3. Сложить треугольник пополам, отогнув правый угол влево.

    Треугольник сгибается вдвое

  4. Развернуть треугольник, получив центральную линию сгиба.

    Развернув треугольник, получаем центральную линию сгиба

  5. Нижний угол верхнего слоя бумаги отогнуть к верхней горизонтальной линии треугольника.

    Нижний угол верхнего слоя бумаги отгибают к верхней горизонтальной линии треугольника

  6. Боковые углы отогнуть вниз.

    Формируется маленький ромб

  7. Боковые углы поднять, получив уши для маски.

    Из боковых углов получаются уши животного

  8. Верхний уголок загнуть вниз.

    Верхний уголок загибают вниз

  9. Перевернуть маску.

    Маску переворачивают обратной стороной

  10. Нижний угол отогнуть вверх.

    Нижний угол отгибают вверх

  11. Отступить на 1 см от нижней горизонтальной линии и отогнуть уголок вниз.

    Путём загибания части треугольника формируется мордочка

  12. Нижний уголок загнуть вверх (носик).

    Загибание нижнего уголка формирует носик

  13. Маленькие боковые уголки отогнуть на тыльную сторону маски.

    Маленькие боковые уголки отгибают на тыльную сторону маски

  14. Простым карандашом наметить полукруглые силуэты глаз.

    Простым карандашом на мордочке рисуют полукруглые силуэты глаз

  15. Вырезать отверстия для глаз.

    Вырезаются полукруглые отверстия для глаз

  16. Чёрным фломастером дорисовать детали (носик, брови, точки на мордочке).
  17. Тонировать маску простым карандашом.

    Чёрным фломастером дорисовывают детали (носик, брови, точки на мордочке)

  18. С обратной стороны приклеить завязки.

    С обратной стороны приклеивают завязки

Фотогалерея: коллекция шаблонов для детских масок

Такой вариант маски мишки подойдёт для девочек Мальчики с удовольствием сыграют роль медвежонка на утреннике Шапочки из поролона часто выступают в качестве основы масок Технологическая карта поможет сделать необычную маску далматинца Шаблон можно распечатать, а ребёнок его раскрасит Необычная оригами-маска делается быстро и легко Маски и костюмы белочек пользуются популярностью у девочек Маску утёнка нужно распечатать, а затем раскрасить Маска лягушки порадует своей непосредственностью Милый лисёнок станет украшением любого праздника Девочкам часто достаются роли мышек в различных инсценировках Мальчики с гордостью наденут костюм петушка Милая маска собачки никого не оставит равнодушным Маска гепарда говорит о силе и активности её владельца Маски овощей и фруктов хорошо подойдут для тематических мероприятий Маска жирафа будет актуальной при изучении темы «Животные жарких стран» Маска зебры обязательно понравится малышам Маска пингвина пригодится при изучении темы «Птицы» Маска весёлого попугая украсит представление Маска зайца прекрасно подойдёт для разыгрывания спектаклей по мотивам русских сказок Маска озорной обезьянки порадует ребят

Видео: идеи как сделать маски из фетра своими руками

https://youtube.com/watch?v=CtVQoHj2Yog Video can’t be loaded: Идеи как сделать маски из фетра своими руками. (https://youtube.com/watch?v=CtVQoHj2Yog)

Маска для театра - это замечательный витамин радости, который обогащает чувства и эмоции, помогает ребёнку освоиться в детском коллективе, в игровой форме решить проблемы с общением, проявить активность и самостоятельность, учит быть маленьким артистом. Кроме того, изготовление масок помимо образовательного и воспитательного эффекта оказывает положительное терапевтическое и коррекционное воздействие.

Уголок физкультуры и здоровья в ДОУ своими руками

Уголок, который занял 1 место в смотре "Лучший уголок физкультуры и спорта" в нашем детском саду!

Пол года назад, когда открылся после реконструкции наш сад, вот так выглядел уголок физкультуры

После нашей с коллегой работы по его модернизации он стал выглядеть значительно привлекательней...


Вот так мы оформили в своей группе уголок физкультуры и здоровья.
Леопольда со штангой выпилила моя напарница, а я его раскрасила, а затем покрыли лаком, чтоб можно было обрабатывать, прикрепили крючки и стали заполнять...


оформили картотеки игр, гимнастик, видов спорта, видов движений, оформили альбом "Наши спортсмены" (с фото детей нашей группы)





Сделали атрибуты к подвижным играм...


Гуси-гуси...


Лягушки и комар


Воробышки и автомобиль


И много различных масок и медальонов


Изготовили атрибуты для воздушной гимнастики, гимнастики для глаз



И много различного нестандартного оборудования, коврики делали родители, поэтому они получились такие разные, но такие замечательные



И конечно оформили паспорт физкультурного уголка:

ПАСПОРТ ФИЗКУЛЬТУРНОГО УГОЛКА 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЫ №4 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

№ Наименование Количество на группу
Вспомогательные средства
1.Стационарный физкультурный уголок
2.Полка для хранения физкультурного оборудования - 1 шт
3.Коробки для хранения физкультурного оборудования 5 шт
4.Этажерки для хранения физкультурного оборудования – 2 шт
5.Картотека физкультурного уголка:
- утренней гимнастики
- гимнастики после дневного сна
- дыхательной гимнастики
- гимнастики для глаз
- пальчиковой гимнастики
- игр на координацию речи с движением
- подвижных игр
- игр по формированию здорового образа жизни
- иллюстрационная картотека спортивных игр и упражнений
- д/игра – лото «Спорт»
6.Маски и атрибуты для подвижных игр:
- «Солнышко и дождик»
- «Зайцы»
- «Медведь и пчелы»
- «Лягушки»
- «Кот и мыши»
- «Воробушки и автомобиль»
- «Лошадки – упряжки»
7.Папка «Здоровьесберегающие технологии для детей второй младшей группы»
8.Папка «Стихи о спорте для детей» 1 шт
9.Консультации для родителей 7 шт
10.Альбом «Наши спортсмены»
Физкультурное оборудование
1.Лестница – стенка 1 шт
2.Дуги для подлезания 3 шт
3.Игра – кольцеброс 3 шт
4.Комплект разноцветных кеглей (8 шт.) 3 шт
5.Мяч – футбол 1 шт
6.Обруч большой 7 шт
7.Скакалки 5 шт
8.Ленточки 48 шт (по 12 шт основных цветов)
9.Косички 20 шт
10.Султанчики 26 шт
11.Платочки 48 шт (по 12 шт основных цветов)
12.Мешочки с горохом для профилактики нарушений осанки 15 шт
13.Шарики цветные 10 шт
14.Веревка 1 шт
15.Мягкие модули
16.Силомеры - манипуляторы 2 шт
17.Игра «Попади шариком» 2 шт
18.Ворота 1 шт
Нестандартное оборудование
1.Пеньки 6 шт
2.Тренажер для развития ловкости «Ловишки» 5 шт
3.Тренажер для развития дыхания «Ветерок в бутылке» 12 шт
4.Дыхательные тренажеры «Аквариум», «Пасека», «Божьи коровки», «Море»
5.Зрительные тренажеры «Цветок», «Бабочка», «Божья коровка», «Восьмерка»,
6.Игра «Поймай рыбку» 2 шт + пластиковый аквариум 2 шт
7.Игра «Моталочки» 4 шт
8.Кочки 6 шт
9.Стена осанки «Ладошки» 1 шт
10.Тихий тренажер
11.Дорожки для профилактики плоскостопия:
«Веревочка»
«Цветок»
«Солнышко»
«Следы»
«Крокодил»
«Цветочки»
«Рыбка»
«Пяточки – носочки»
«Следочки – пуговицы»
Массажные коврики
Ребристая доска
Массажер для ног
«Черепаха»
«Божья коровка»
«Болотце»
12.Массажные рукавички 24 шт
13.Туннель 1 шт
14.Варежки для закаливания 24 шт
15.Шишки, каштаны
16.Настольные игры «Футбол», «Хоккей», «Гольф»
17.Напольные «Городки» 2 шт

Вот такой любимый нашими детьми уголок у нас получился!

Кузьминых Алевтина Егоровна,

воспитатель МДОУ ДС "Буратино"

с. Красноселькуп

педагогический опыт – 37 лет

Самый распространенный вид детского творчества - театральная деятельность. Она близка и понятна дошкольникам, потому что связана с игрой. Дети входят в образ, играя любые роли, стараясь подражать тому, что видели и что их интересует, и получают от этого огромное эмоциональное наслаждение.

Предлагаю вам путешествие в театральный мир, а точнее в мир масок, которые необходимы нам в работе для театральных представлений, подвижных игр.

Маски можно изготовить самостоятельно. Для изготовления масок необходимо: цветной картон (каждого нужного цвета по 2 листа); клей ПВА (клей «Момент» и др.), ножницы, простой карандаш, краски, цветная бумага. И, конечно же, ваше творчество и фантазию.

Приложение:

Для масок (пес, кот, волк, свинья, белка, заяц, лиса, медведь) требуется одна выкройка. А вот уши и мордочки - у всех разные.

На выкройке вы встретите такие значки, которые обозначают:

Штриховка – наносить клей

Пунктирная линия – сгиб

Сплошная линия – разрез

Воспользовавшись простейшими выкройками, изготавливаем маски. Итак, приступаем к работе.

План изготовления масок:

  • Перевести выкройку на выбранный цветной картон, вырезать, разрезать по указанным линиям.



  • Сначала склеиваем между собой выкройку головы с мордочкой (например, медведя), т.к. на плоскости стола это будет делать удобнее.
  • Дальше формируем объем головы. Склеиваем на макушке разрезанные части. Получилась голова.
  • Берем уши и приклеиваем на отведенное для них место.
  • Маска почти готова.
  • Настало время оживить маску: приклеить (нарисовать) глаза, нос. Возможно, нанести мазки краской (карандашами, фломастерами) – шерстка животного. Вот тут вам и пригодится творчество и фантазия.

Маска ежика:

* У ежика к выкройке дорисовываются иголки-колючки.

* Вырезается по контуру.

* Вырезаются мордочка и ушки.

* Затем приклеивается сначала мордочка.

* Потом ушки, ободок.

* Осталось оживить маску (глаза, носик – аппликация; на иголочки нанести краску и чуть приподнять). Здесь у вас в очередной раз понадобится ваша фантазия.

* Маска готова.

Маски птиц:

- Маски птиц можно изготовить аналогично. Только у птиц – клювы (они разные по форме).



- Птиц можно изготовить и так:

* Вырезается двойной трафарет птицы (сороки), раскрашивается (или выполняется аппликацией).

* Головы склеиваются.

* Вырезается ободок.

* Птицу приклеивают на ободок с двух сторон – голова вперед.

Таким способом можно изготовить любую птицу (воробья, синицу, снегиря и др.).

При изготовлении масок птиц у вас в очередной раз может разгуляться ваша

фантазия!





Буду очень рада, если маски вам пригодятся в работе с детьми.

Желаю творческих успехов!

Литература:

1. «Кукольный театр - дошкольникам» - Т.Н Караменко, Ю.Г. Караменко. Москва «Просвещение» 1982 г.

2. «Сказки и пьесы для семьи и детского сада» - Татьяна Рик. Москва, 2008г.

3. «Театр кукол» - Надежда Войдинова. Москва, Профиздат, 2008г.

4. «Дошкольное воспитание» - журналы.

5. «Театральная деятельность в детском саду – А.В. Щеткин. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» - 2007 г.

6. «Музыкальный руководитель» - журналы.

7. «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки» - журналы.

«Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002306

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?

На днях я заметила, что наши девчонки стали лечить кукол, зайцев и мишек. Они приходят кушать со своими “пациентами” и усаживают их рядом на стуле, чтобы наблюдать, как они себя чувствуют в это время. Кормят больных кукол с ложечки и бережно кутают их в игрушечные пледики. Затем отправляются в комнату и заботливо ухаживают за больными. Понаблюдав за этими играми, я решила, что малышкам явно не хватает инструментов доктора и других медицинских “прибамбасов”. Для начала мы приобрели игрушечный набор “Доктор”, а потом … мамина фантазия разошлась!

Три дня доченьки наблюдали за моими серьёзными приготовлениями, расспрашивали и хлопали в ладоши. И вот, наконец, им вручена большая доктора. В ней медицинские инструменты, коробочки с лекарствами, бланки для записи рецептов, бейджики с их именами и много всяких интересных и полезных штук. Кроме того, окружающее игровое пространство превратилось для них в кабинет врача.

Когда я задумывала игровой набор “Доктор”, я очень хотела, чтобы он вышел:

  1. Интересным и увлекательным , чтобы с ним хотелось играть снова и снова.
  2. Информативным , чтобы благодаря нему девочки узнали немного больше о профессии врача и строении тела человека.
  3. Обучающим , чтобы значки и надписи совпадали и были достаточно крупными для чтения. И пусть девочки ещё пока не умеют читать, зато буквы знают и узнают. Такой способ подачи слов стимулирует к чтению, вызывает интерес к словам и тренирует фотографическую память.
  4. Компактным, поскольку у нас не слишком много места для его хранения.
  5. Долговечным. С бумагой этот пункт выполнить сложно, но возможно:) Для этого нужно: распечатать комплект на плотной альбомной бумаге или ватмане, коробочки и некоторые другие распечатки приклеить на картон, готовые коробочки и некоторые другие распечатки покрыть скотчем.

И вот комплект готов и мне кажется, что он вполне отвечает всем перечисленным пунктам.

| pdf

А теперь расскажу по порядку, что лежит в коробке доктора:

Лекарства

Блистеры, обычный медицинский шприц, шприц от жаропонижающего средства, пипетка (она не попала в кадр), мерная ложечка.

Бумажные коробочки с лекарствами (у нас они внутри пустые и со всех сторон заклеены скотчем для долговечности): витамины, травяной чай, лекарство от простуды, лекарство от головной боли, капли для глаз, лекарство для сердца, мазь для ног.

Бутылочки и баночки от лекарств (некоторые пустые, а в некоторых пуговицы, стеклянные шарики и hama beads – бусины для плавления).

Материалы для обработки ран и травм

Пластырь в мотках, пластырь (распечатка), бинт, эластичный бинт, сухие салфетки, влажные салфетки, баночка с ватными тампонами, резиновые перчатки, защитные маски, ножницы.

Инструменты

Фонендоскоп (инструмент для прослушивания сердца и лёгких), 2 цифровых термометра (пластиковый и распечатанный), молоточек для неврологического осмотра, отоскоп (для осмотра ушной раковины), бутылочка и спринцовка (это не инструменты, конечно, просто удачно попали в кадр:)

Медицинская документация

Анкета для осмотра больного (её удобно использовать вместе с планшетом для письма и прозрачной плёнкой, а поверх писать маркером для белой доски. С каждым новым пациентом записи можно вытирать и писать заново: красиво, удобно и экономия бумаги), бланки для рецептов, карточки с некоторыми органами человека, бейдж врача, лента кардиограммы, рентген снимки, инструкция от лекарства.

На стенах кабинета

Вывеска для двери кабинета, плакаты со строением человека, плакаты для проверки зрения у детей и взрослых.

Атрибуты доктора

Именной бейдж, медицинская повязка на голову.

Как играть в доктора?

Для начала приготовьте все предметы, которые вы задумали, а не давайте ребёнку по частям. Интереснее сразу стать доктором, а не по-чуть-чуть. Вырежьте, сложите, нужные детали покройте скотчем, проденьте резиночки через повязки, приговьте баночи, приклейте к ним крестики на скотч и т.д.

Выберите удачное время, когда ребёнок сможет поиграть в доктора, никуда не торопясь.

Подарите ему коробку и обязательно расскажите-покажите, что в ней лежит, как пользоваться каждым из предметов.

Поиграйте некоторое время вместе в докторов, чтобы показать, как доктор проводит приём больного, обследует и лечит его.

Затем оставьте ребёнка, чтобы он мог придумать собственную игру. Здорово, если есть возможность организовать игру для нескольких деток. Это всегда интереснее, увлекательней и познавательней! В продолжение темы можно провести увлекательное .

P.S. Если вам понравился наш игровой набор “Доктор”, расскажите о нём друзьям в социальных сетях . Возможно, они тоже захотят поиграть со своими детками в доктора, ведь такие игры помогают детям перестать бояться врачей.

Если вы хотите регулярно получать интересные идеи и материалы для занятий и игр с детками,

Желаем вам и вашим деткам крепкого здоровья!