В последнее время очень модным стало искать креативные методы развития ребенка, школы развития ребенка с новейшими техниками и по новым современным программам. Однако при этом не стоит забывать, что все новое – это возобновленное из недр истории старое, с которого просто стряхнули пыль. Пример этого – аквариум в детском саду.

Возможно, даже в вашем, быть может, советском или просто давнем детстве был тоже детский садик, где игровые комнаты были обставлены различными цветами, горшками и кадками, а на самом видном и почетном месте красовался аквариум в детском саду.

Аквариум в детском саду снова находит свою популярность, правда, с некоторыми поправками на современность. Во-первых, и аквариумы уже далеко не те – за ними проще приглядывать, их не нужно так часто чистить, да и разнообразие аквариумных рыбок и аквариумных растений на порядок больше, ведь так? К тому же, уровень современного рынка аквариума достиг того, что совсем необязательно «вешать» обслуживание аквариума, например, чистку аквариума, на персонал. Этим может заняться команда профессионалов.

Ну и наконец нужно отметить, что если раньше аквариумным хобби, привитым в детстве, родители пытались уберечь дитя от превратного влияния улицы, то нынче это все происходит во имя сбережения того же дитя от превратного влияния компьютера. В остальном все то же – дети, аквариум, детский сад, экологическое воспитание…

Аквариум в детском саду как пример экологического воспитания

Заводить аквариум в детском саду снова входит в моду. Но как оформить аквариум в детском саду? Какой техникой оборудовать? Какому размеру отдать предпочтение? Все это вопросы очень понятные, ведь аквариум в детском саду играет особенную роль – не только эстетическую, но и развивающую.

В педагогике есть даже такое понятие, как экологическое образование. И начинается оно с малых лет. Экологическое образование – это, в первую очередь, воспитание любви к природе и умения с ней общаться. Ныне есть в некоторых детских садиках. Что может сделать для аквариума дитя дошкольного возраста? Очень малое, но очень важное – покормить рыбок. К тому же, наблюдая за жизнью рыбок, будучи приобщенными к организации их жизненного пространства (ведь они видят, как взрослые), они приобретают чувство ответственности за окружающий мир.

Что интересно, детям обычно не нужно рассказывать о подводном мире, они и сами начинают засыпать взрослых вопросами: что да как. И тут важно сориентироваться вовремя и рассказать ребенку о хрупкости этого милого подводного мира, о том, как важно за ним следить и не нарушать эту тщательно выстроенную систему жизнеобеспечения. У детей, правда, могут быть аллергические реакции на сухой корм, но это возникает редко. Учитывая это, нужно соблюдать условие – не устанавливать в том месте, где дети находятся в зоне постоянной досягаемости. Аквариум в игровой комнате – прекрасно, но поодаль. Издали подводный мир будет виден шире, а при необходимости можно подойти, чтобы его рассмотреть. К тому же, детям обычно характерны резкие движения, беготня и все, что можно назвать одним словом – резвиться, так что удаленность аквариума в помещение от «очага резких движений» даже сыграет в плюс.

Как оформить аквариум в детском саду?

Психологи советуют в аквариум в детском саду не брать ярких элементов декора. Да и если мы говорим об экологическом воспитании, то – само собой разумеется – в приоритете естественность среды.

Многие аквариум в детском саду снабжают . Да, это на порядок облегчает задачу. За требуется уход. Чтобы они выглядели эстетично, им нужно не только обеспечить все необходимые условия, но и в том числе обрезать испорченные листочки или верхние части, если необходимость есть. А с пластиковыми растениями – ноль проблем. Воткнул в грунт – вот и все. Но аквариум в детском саду должен быть оплотом натуральности, а не садом из пластиковых черенком, помеж которыми плавают рыбки. В ассортименте ближайшего по отношению к вам зоомагазина, будьте уверены, есть очень много растений, неприхотливых в уходе и очень живучих. Лучше обратить внимание на них, нежели купить пластиковые растения. Хотя если эксперимент с живой аквариумной растительностью для вашего аквариум в детском саду не удался, то пластиковые растения можно посадить, но они должны быть хорошего качества и не самых ярких оттенков, которые были перед глазами, а более спокойных – желательно зеленых тонов.

Далее нужно хорошо продумать в детском саду. Это оборудование должно максимально соответствовать потребностям аквариума и по возможности лишать взрослых проблем по уходу за ним. Хороший фильтр и система аэрации поможет избежать частых подмен воды. А терморегулятор будет поддерживать необходимую для аквариума в детском саду температуру.

Важно правильно сориентироваться по размерам и форме аквариума в детском саду. Что касается формы, то в приоритете – прямые, а не изогнутые стекла аквариума в детском саду. Это позволит упростить . Просто при помощи скребка удаляем налет – вот и все. А с изогнутыми стеклами не так просто, там нужно поморочиться. Стоит ли это того?

По поводу размеров, какие будут оптимальные для аквариум в детском саду, есть одна простая формула: чем больше аквариум, тем меньше внимания он от вас будет требовать. Аквариум покрупнее самостоятельно будет себя «обслуживать» длительное время, тут и подмены воды нужно делать не так часто. Аквариум в детском саду хоть и предназначен для маленьких детей, но он не обязательно должен сам быть таким. И тут даже не эстетическая мотивация на первом месте, как видите. Сплошная практика – да и только.

В педагогике есть даже специальные упражнения для детей, связанные с аквариумом в детском саду. Например, это математические задачки, задачки на логику, определение, сколько рыбок справа, а сколько – слева.

Аквариум в детском саду может развивать ребенка не хуже любой программы или игрушки. Стоит только правильно использовать его потенциал. И дети с удовольствием примут участие в каких-то шагах по уходу за аквариумом, учась при этом любить природу, рыб и животных, ответственно относиться ко всему живому миру. Если есть какие-то опасения по поводу дальнейшего в детском саду, их можно избежать, например, переложив эти заботы на плечи команды профессиональных аквариумистов. Так, наши мастера занимаются обслуживанием аквариумов на постоянной основе или разовой чисткой аквариумов. В любое удобное для вас время они готовы выехать и сделать всю черную работу, а дети будут наслаждаться красивым мирным аквариумом. К тому же, не стоит забывать, что если не все, то очень многие наши увлечения, порой, родом из детства.

Аквариум сосуд для содержания и разведения водных животных и растений учреждение, где содержатся представители морской и пресноводной фауны и флоры с целью их изучения и демонстрации

Виды аквариумов По назначению Øдекоративный; Øкарантинный; Øвыростной; Øнерестовый По форме Øкруглый; Øпрямоугольный; Øугловой; Øмини аквариум; Øвстроенный; Øнастенный

Декоративный предназначен для создания красоты, уюта и создает эстетическое зрелище с продуманным и гармоничным дизайном. Он включает в себя красивые растения, грунт и различных животных, создавая атмосферу полноценной подводной жизни. Растения располагаются группами, на переднем плане низкорослые, не закрывающие обзор аквариума. У задней стенке и по бокам более высокие. Крупные и самые красивые растения сажаются отдельно. Рыбками стараются заселить все слои воды декоративного аквариума. Подбирая совместимых между собой, и живущих у поверхности, дна и в средних слоях воды.

Карантинный или отсадочный может использоваться как для временного содержания приобретенных новых рыбок перед пересадкой в общий аквариум, так и для временной изоляции и лечения рыбок с признаками болезни, которые ранее находились в общем аквариуме.

Выростной используются для выращивания молоди. Обычно это низкие аквариумы. Небольшая глубина облегчает насыщение воды кислородом и упрощает обслуживание. Сосуды для выращивания молоди подчас требуют ежедневной чистки и подмены воды, особенно при высокой плотности мальков. Выростной аквариум с молодью золотых рыбок и живыми растениями

Нерестовый используются для разведения рыб. Размер их очень сильно варьирует в зависимости от вида рыб. Простые рыбки могут размножаться и в 10 литровом аквариуме, а для крупных и сложных в разведении рыб может не хватить и 100 литров. аквариумная рыбка скалярия, разведение скалярий в аквариуме.

Что дает аквариумный грунт? Грунт необходим в аквариуме. Во – первых, он служит субстратом для укоренения водорослей. Во – вторых, он придает вашему водоему более естественный вид. Прежде всего, грунты можно разбить на три группы по их происхождению: Ø натуральные песок, галька, гравий и щебень; Ø грунты, полученные путем механической или химической обработки натуральных, природных материалов Ø искусственные грунты (стеклянные или пластмассовые шарики).

Зелёные друзья Аквариумные растения - это растения, приспособленные для жизни в искусственном водоёме. Благодаря им происходит усвоение углекислого газа и выделение кислорода, необходимого для жизни рыб. Растения не только украшают аквариум, но и являются необходимым субстратом для нереста рыб. Все аквариумные растения условно можно разделить на три экологические группы: растения, плавающие на поверхности воды растения, свободно плавающие в толще воды растения, прикрепляющиеся к грунту водоёма и имеющие подводные листья

Роголистник общий. Распространен по всему земному шару. Имеет вытянутый стебель, свободно плавающий в воде или закрепляющийся в грунте. Листья собраны в мутовки, игольчатые, темно-зелёные. Довольно неприхотливые растения, которое хорошо переносит низкие температуры воды. Размножается вегетативным способом.

Ряска маленькая. Распространена по всему земному шару. Её вегетативные тельца эллипсовидной и яйцевидной формы, зелёные, на нижней стороне имеют только один корешок. Летом ряска часто покрывает водоём зелёным ковром, который осенью отмирает и опускается на дно.

Элодея канадская. Распространена в Северной Америке, а также встречается в Европе, Северной Африке и в Австралии. Имеет длинный ветвящийся стебель с белыми корешками. Листья, как правило, собраны в мутовки, линейные, продолговатые, длиной 1 см и шириной 3 мм, слегка отогнуты вниз. Содержится при температуре 20 -30 градусов, но хорошо переносит и более низкую температуру. Элодея канадская может образовывать малозаметные цветки на поверхности воды. Размножается вегетативным способом.

Аква риумные ры бы - декоративные рыбы, которых содержат в аквариумах. Аквариумные рыбы берут своё начало в Китае. Китайцы начали разводить аквариумных рыбок ещё с 1500 года до н. э. Аквариумные рыбы очень различны по внешнему виду, размерам, а также и по условиям жизни, которые им необходимы. Рыбы в зависимости от мест обитания имеют разнообразную форму тела: сплющенную, веретеновидную, змеевидную и др. Обтекаемость присуща всем рыбам, она помогает быстро передвигаться в водной среде. Для движения они используют главным образом хвостовой плавник, для выравнивания тела в воде и поворотов - парные плавники (грудные и брюшые), а устойчивость обеспечивают непарные (спинной и анальный) плавники.

Популярные виды рыб Карликовый гурами (лялиус). Эта рыбка принадлежит к группе лабиринтовых. Эти красочные обитатели аквариума предпочитают компанию из, небольших мирных рыб и лучше всего себя чувствуют в хорошо освещенных, густо засаженных растениями аквариумах с тёмным грунтом. Если Вы планируете нерест данного вида, то необходимо знать, что этот вид рыбок строит для будущего поколения прочное гнездо из пены. Всю заботу о потомстве берёт на себя, как правило, самец.

Гуппи принадлежат к семейству живородящих карпозубых, они рождают полностью сформировавшихся мальков. Этот вид рыб, благодаря своему стойкому организму и репродуктивным способностям, стал одним из самых популярных среди новичков. Гуппи весьма дружелюбны и приветливы. Они чувствуют себя по-настоящему хорошо только в небольших стайках.

Карликовые сомики Сомики родом из Африки. Они весьма популярны по всему миру. Большинство сомов живёт стаями на дне ручьев. Многие виды сомов имеют усы вокруг рта, которые действуют как органы осязания и обоняния.

Красный неон Этот вид рыб очень общителен и миролюбив. Рыбы этого вида смотрятся наиболее эффектно в стаях. Рекомендуется содержать группу, как минимум, из 6 -7 особей этого вида, только тогда они чувствуют себя комфортно. Это один из самых красивых аквариумных рыб.

Тигровый барбус Тигровый барбус, относящийся к карпообразным, является чрезвычайно популярным благодаря прекрасной окраске и живому поведению. Барбусы - мирные, стайные рыбы, которые предпочитают аквариумы с большим количеством растений и пространством для плавания. Будьте внимательны, Барбусы любят общипывать длинные плавники у других рыб.

Апистограмма Рамиреса Апистограммы принадлежат к семейству цихлид. Вот уже долгое время этот вид рыбок остаётся популярным не изза своей пёстрой окраски, а скорее из-за интересных социальных и нерестовых особенностей поведения. Это очень мирные рыбки, хотя иногда могут быть очень драчливыми. Этот вид нужно содержать либо в видовом аквариуме, либо вместе с мирными спокойными видами, такими как харациновые и карликовые сомики.

Скалярия - рыба из семейства цихлид отряда окунеобразных. Тело высокое, сильно сжатое с боков. Длина до 15 см, высота до 26 см. Спинной и анальные плавники удлинены, брюшные вытянуты в нити. На теле - на серебристом фоне чёрные поперечные полосы, интенсивность окраски которых меняется в зависимости от состояния рыбы и условий содержания. Обитает в стоячих и медленно текущих протоках и заливах рек северной части Южной Америки. С. часто содержат в аквариумах. Выведено несколько новых форм.

«Что ты ешь, рыбка? » А рацион питания для аквариумных обитателей должен быть значительно лучше, чем в условиях естественной среды обитания, так как рыбки не должны заразиться болезнями. Правильное питание рыб-это залог их хорошего развития и размножения. Корм должен быть разнообразным и полноценным по белковому, минеральному и витаминному составу. Кормление производится в одно и тоже время, желательно два раза в день.

Примеры самых распространённых кормов Мотыль - Это личинки различных видов комаров, которые живут в илистых водоёмах. Он имеет ярко-красную окраску, тело его состоит как бы из сегментов. Это полноценный по белковому и минеральному составу корм. Сухой корм представляет собой высушенные дафнии, циклопы, мотыль или гаммарусы. Запасы сухого корма могут заменить живой, а также разнообразить его. Кормление рыб только высушенным кормом приводит к задержке роста и развития. Трубочник. Этот червячок живёт в илистых водоёмах. Он является прекрасным кормом для рыб, превосходит по калорийности, по количеству белка и углеводов мотыля, но долго кормить одним трубочником рыбу не рекомендуется, так как она при этом жиреет и плохо размножается.

Алгоритм зарядки аквариума Этап первый: стелем грунт. Грунт можно засыпать ровным слоем, . Слой должен быть не менее 4 -5 см. При засыпке грунта учитывайте вкусы ваших рыбок: одни рыбки любят песок, другие - только гравий или гальку, а третьи - и песок и гравий в смешанном состоянии. Этап второй: устанавливаем коряги и прочие аксессуары. Возьмите карандаш, лист бумаги и набросайте примерное расположение аксессуаров.

Этап третий: заливаем воду. Внимание: воду следует заливать очень аккуратно, дабы избежать излишнего замутнения. Есть один способ: при заливке воды (без шланга и ведра) следует поставить на дно емкости тарелку и направлять поток воды в неё: вода из тарелки будет, равномерно и без брызг, наполнять емкость. Когда аквариум будет наполнен, оставляем его в покое (никаких рыбок и прочих живых организмов туда не заселяем). Этап четвертый: подключаем фильтр и компрессор. Размер фильтра прямо пропорционален размеру вашего аквариума: то есть для большого - большой, для малого - малый. Запускаем компрессор в среднем режиме. Внимание: если в комнате тепло, то аквариумный обогреватель вам не нужен. Если же прохладно, то он нужен для того, чтобы установить постоянную температуру воды. Оптимальная температура - это +23*С+25*С. Освещение не включайте. И не забудьте: не садите ни растения, ни рыбок!

Ø В таком состоянии аквариум оставьте на 9 -10 дней. Ø На 9 день включаем освещение, достаем и чистим фильтр. Ø Запускаем в новый дом первых жителей. Ø Первые сутки понаблюдайте за рыбками, но не кормите их (не бойтесь - они не погибнут). Ø На одиннадцатый день кормим рыбок. Ø День семнадцатый-двадцатый: если всё в порядке и ваши рыбки веселы и подвижны, значит экосистема установилась, и можно продолжать заселение. Однако, перед этим следует подменить, примерно, 10 -15% воды, почистить стекла, снова почистить фильтр. В зависимости от объема аквариума, можете продолжить его заселение, но перенаселение - враг не только самих рыб, но и всей экосистемы в принципе. Не забудьте про улиток, поскольку улитка – природная лаборатория по переработке органического мусора!!! Ø День двадцать пятый: чистим грунт, подменяем воду - 15% от объема.


Наблюдение за жизнью аквариумных рыбок и различных обитателей подводного царства не только помогает понимать и любить природу, но и способствует развитию навыков наблюдения, умения видеть и ценить красоту жизни в самых различных её проявлениях. Уход за живыми организмами воспитывает в человеке доброту, чувство сострадания. !!!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Место знаний об аквариумных рыбках в общей системе экологического образования детей среднего дошкольного возраста

Заключение

Приложение

Введение

Дошкольное детство на каждом своем возрастном этапе -- оптимальный период для развития экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.

Главным и основным средством экологического воспитания является - наблюдение. Один из объектов наблюдение живой природы в детском саду - это аквариум с рыбами. Это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. С помощью правильного оформления аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера.

Процесс формирования знаний об аквариумных рыбках у детей среднего дошкольного возраста посредством наблюдения будет эффективен если наблюдение за аквариумными рыбками будет составлять законченную серию и демонстрирование разные аспекты жизни рыбок (питание рыб, забота о потомстве, повадки, приспособленность к среде обитания).

экологический воспитание аквариумный рыбка

1. Место знаний об аквариумных рыбках в общей системе экологического образования детей

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет жизни является становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности .

Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы "вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Как отмечает С.Н. Николаева, учитывая специфику детей среднего дошкольного возраста, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность.

К среднему дошкольному возрасту относятся дети 4-5 лет.

Психическое развитие детей 4-5 лет характеризуется использованием речи, как средства общения и стимуляции, расширением кругозора ребенка, открытием им новых граней окружающего мира. Ребенка начинает интересовать не просто какое-либо явление само по себе, а причины и следствия его возникновения.

У детей среднего дошкольного возраста преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к данному возрасту сведений о природе. Самым подходящим для восприятия дошкольниками является раздел аутэкология - дети окружены конкретными, отдельно взятыми живыми организмами.

Если в младшем возрасте среди мотивов учения преобладает непосредственно эмоциональное отношение ребенка, то в старшем при сохранении указанного мотива появляются новые: мотивы известной общественной необходимости и познавательный интерес, который при определенных условиях приобретает достаточную устойчивость и активность. Условиями формирования познавательной активности как мотивов учебной деятельности старших дошкольников являются обеспечение в процессе познавания активной позиции детей и постепенное усложнение содержания знаний (В.И. Логинова, П.Г. Саморукова) .

Таким образом, дети среднего дошкольного возраста открыты к новым знаниям, их уже интересует не просто явление, а его причины и следствия возникновения. Посредством знаний об аквариумных рыбках у детей 4-5 лет можно воспитать бережное отношение к природе и живым существам. Показать значимость режимных моментов для живого организма. Посредством аквариума, детей можно научить наблюдать и замечать различные связи и закономерности в жизни рыб.

Воспитание у детей любви и бережного отношения к природе, способности воспринимать её красоту - важнейшие задачи детского сада (Николаева С.).

Плохий З. П. рассматривал экологическую культуру дошкольника как уровень восприятия ребёнком природы, окружающего мира и оценка своего положения во вселенной, отношение к миру природы .

Аквариум - это модель водоема, где происходят почти все биологические процессы, свойственные для естественных прудов и озер. Наблюдения за жизнью рыб и растений не только помогают понимать и любить природу, воспитывать художественный вкус, но и способствуют развитию у ребят навыков наблюдения, ухода за живыми организмами.

Наблюдая за плавающими рыбками, объясняется, как рыбки плавают- двигая хвостом и плавником, спрашивается, есть ли у них глаза, рот. При кормлении рыб, дети наблюдают, как рыбы быстро подплывают к корму и схватывают его.

В дальнейшем при кормлении рыб малыши всегда приглашаются посмотреть, как это делается, а затем предлагается некоторым помочь покормить рыбок. Конечно, дети делают это под присмотром, так как сами они не скоро усвоят, сколько корма можно давать рыбкам.

С первых дней ознакомления детей с животными воспитатель побуждает малышей к наблюдению за повадками животных: предлагает посмотреть, как птичка начала клевать зернышки, как плавает рыбка в воде.

Нужно помнить о том, что интерес детей проявляется в самых неожиданных формах: малышу очень нравится рыбка, и он запускает руку в аквариум, чтобы подержать ее в руке; хочет погладить птичку, в результате чего она остается без хвоста. Поэтому следует всегда быть на стороже и вовремя останавливать подобные действия детей, объясняя им, что так делать нельзя, рыбка или птичка может заболеть.

Рыбы: тело овальной формы; покрыто блестящей чешуей; на спине, животе, хвосте - плавники; рыбы большие и маленькие; разные по окраске; плавая, то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Используются рыбы разные по внешнему виду и повадкам - прудовый карась и верхоплавка, разновидности золотой рыбки, кроме телескопа и вуалехвоста, и др.

В средней группе дети более самостоятельные. Они приобрели некоторые знания и навыки по уходу за растениями и животными в уголке природы. Теперь они уже могут под присмотром ежедневно выполнять поручения: полить растения, накормить рыбок, птиц, нарвать свежей травы кролику и др. Теперь стоит задача- продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе, приучать их заботится о животных и растениях.

С помощью правильно оформленных аквариумов детям можно дать разнообразные знания экологического характера;

1) водная экосистема: её компоненты, их взаимосвязь и взаимозависимость, роль труда человека в поддержании равновесия в ней;

2) приспособленность строения и поведения рыб к водной среде обитания;

3) разнообразие образа жизни и поведения рыб (хищные, мирные, стайные, одиночные);

4) отличие аквариумных рыб от диких рыб местных водоемов;

5) многообразие водных обитателей (на примере рыб, лягушек, креветок, улиток), их приспособленность к водной среде обитания;

6) размножение икрой (живорождение), рост и развитие мальков, в отдельных случаях забота родителей о потомстве;

7) рыбы как живые существа, их сходство между собой.

В средней группе у детей должно формироваться умение видеть разнообразные формы и качества предметов, умение сравнивать, устанавливать различие и сходство.

При наблюдении за животными дети выясняют зависимость движения от особенностей строения конечностей, сравнивают животных одного класса, но разных видов.

При изучении обитателей аквариума, выделяют следующие их особенности: тело овальной формы; покрыто блестящей чешуей; на спине, животе, хвосте - плавники; рыбы большие и маленькие; разные по окраске; плавая, то поднимаются вверх, то опускаются вниз. Используются рыбы разные по внешнему виду и повадкам - прудовый карась и верхоплавка, разновидности золотой рыбки, кроме телескопа и вуалехвоста, и др.

При уходе за животными дети должны уметь подбирать разные виды кормов, протирать стенки аквариума, мыть поилки и кормушки, выращивать овес для корма.

Однако, следует помнить, что пример взрослых является главным условием воспитания у детей интереса и бережного отношения к природе.

В качестве аквариумных рыбок могут быть использованы как рыбы местных водоемов, так и не прихотливые виды экзотических рыб, выходцы из тропиков, так называемые теплолюбивые рыбы.

Характеристику аквариумных рыбок см. Приложение № 1.

Марковская предлагает примерный объем знаний о животных. Углублять знания о внешнем виде и повадках животных (у рыб глаза без век, в аквариуме рыбы находятся в разных слоях воды, одни держатся стайкой, другие поодиночке). Дать сведенья о размножении животных, о выращивании потомства (одни рыбы рождают живых мальков, другие ухаживают за икрой).

Знать, что животные нуждаются в создании разных условий жизни (но приближенным к естественным). Знать признаки, характерные для животных данного класса. Дать сведенья о пользе животных и использовании их человеком, о необходимости охраны животных. Уметь устанавливать общие понятия: холодноводные и теплолюбивые рыбы. Продолжать укреплять интерес и любовь к животным, желание больше знать о них, создавать им необходимые условия для жизни.

Знания детей по уходу за животными: осуществляют повседневный уход под контролем воспитателя: кормят животных, знают норму кормления и время, принимают участие в устройстве аквариума.

Таким образом, правильно оформленный и заселенный аквариум может стать моделью природного водоема, мини-экосистемой, и быть эффективным средством эмоционального и эстетического воздействия на детей 4-5 лет. Дети данного возраста, на примере аквариума должны понимать, что для жизни рыб необходимы определённые условия. Должны различать и уметь сравнивать несколько видов рыб. Знать, что есть рыбы морские и речные. Знать строение рыб.

3. Особенности формирования знаний об аквариумных рыбках у детей среднего дошкольного возраста

Правильно подобранный, оформленный и заселенный аквариум - это модель природного водоема, мини-экосистема, в которой все компоненты (вода, освещение, растения, животные и пр.) находятся в нужном соотношении и создают экологическое равновесие.

Правильно оборудованный и заселенный аквариум, в котором сложилось экологическое равновесие, не просто красивое зрелище, но и хороший пример гармонично развитой экосистемы, в которой хорошо себя чувствуют все живые существа.

Для формирования знаний об аквариумных рыбках используют различные методы: беседа, чтение художественной литературы, непосредственная образовательная деятельность (дети рисуют рыбок, считают рыбок в аквариуме, и др.), подвижные игры («Рыбки» - дети играют роль млекопитающих рыбок, а водящий - хищной; хищная рыбка хочет догнать и скушать млекопитающих рыбок). Но основным методом формирования знаний об аквариумных рыбках остается - наблюдение.

Для эффективного формирования знаний об аквариумных рыбках должны соблюдаться педагогические условия организации и проведения наблюдения:

1.Наблюдение за аквариумными рыбками должны составлять законченную серию и демонстрирование разные аспекты жизни рыбок (питание рыб, забота о потомстве, повадки, приспособленность к среде обитания)

2. Предварительная работа перед наблюдениями, беседы, занятия для актуализации и пополнения знаний детей об аквариумных рыбках необходимых для наблюдения.

3. В процессе наблюдения создавать положительный фон, посредством включения игровых персонажей.

Наблюдение начинается с постановки перед детьми познавательной задачи. В ходе занятия воспитатель чаще использует вопрос - задание, требующее от детей умение наблюдать и планомерно отчитываться о результатах наблюдения. Например, во время наблюдения за аквариумными рыбками воспитатель дает задание: «Посмотрите и расскажите чем отличается гуппи от рыбки, которая жила у нас раньше?» дополнительные вопросы он задает лишь в случае затруднения, предоставляя детям возможность самостоятельно понаблюдать за новой рыбкой. Педагог использует сравнения по общим (сходным) признакам, что дает возможность подводить детей к усвоению элементарных понятий. Воспитатель стремится к тому, чтобы обследовательские действия детей были осознанными. С этой целью обследовательские действия используются для проверки полученных в ходе наблюдения впечатлений. Особое место среди педагогических методов и приемов занимает вопросы поискового характера. Именно они помогают детям понять взаимосвязь между наблюдаемыми явлениями природы. Заканчивается наблюдение обобщением.

Так же в процессе наблюдения важно создавать игровую обучающую ситуацию, она связана с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, диафильмов, мультфильмов, рассказов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе их литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В игровой обучающей ситуации сказочные герои «выходят» за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

Игровую обучающуюся ситуацию можно представить в виде сравнения живых и игрушечных рыбок. Воспитатель ставит цель - закрепить к детей представления о золотых рыбках, которые живут в аквариуме и за которым они наблюдали достаточное длительное время; показать отличие игрушки от живых рыб по следующим признакам: живые рыбы живут в воде, из которой их нельзя вынимать, сами плавают, едят, за ними нужно ухаживать - ежедневно кормить специальным кормом; за живыми рыбками - смотреть как они плавают, как едят; игрушечные рыбки - это предметы, с которыми можно играть (брать в руки, изображать как они плавают, укладывать спать), они похожи на живых (у них есть туловище, голова, хвост, на голове рот и глаза).

Литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенной новой ситуации проявляет свои типичные особенности, т.е. действует в своем «амплуа», и взаимодействует непосредственно сними.

Таким образом, существуют различные методы формирования знаний об аквариумных рыбках в среднем дошкольном возрасте, но основным методом остаётся - наблюдение. Так как ведущая деятельность детей 4-5 лет - игровая, можно использовать любые игры и игровые ситуации (в рамках программы ДОУ) с использование рыб, что бы сформировать у детей знания о жизни аквариумных рыб и рыб водоёмов.

4. Из опыта работы по ознакомлению с аквариумными рыбками детей среднего дошкольного возраста

В средней группе детского сада №133 было обнаружен низкий уровень сформированных знаний об аквариумных рыбках. Поэтому данная группа была взята для опытно-экспериментальной работы по формированию знаний об аквариумных рыбках в среднем дошкольном возрасте.

Для комплексного исследования проблемы формирования знаний об аквариумных рыбках у детей 4-5 лет, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.

Педагогический эксперимент проходил в три этапа:

1) констатирующий эксперимент;

2) формирующий эксперимент;

3) контрольный эксперимент.

Работа проходила с 10 детьми среднего дошкольного возраста на базе МБДОУ д/с № 133, «Родничок» составляющие экспериментальную группу.

Для проверки практической эффективности работы, проводимой с дошкольниками экспериментальной группы, была выделена контрольная группа также из 10 дошкольников средней группы.

На констатирующем этапе мы определили уровень знакомства детей с аквариумными рыбками.

Критерии оценки знаний были взяты и адаптированы в дошкольный возраст из исследований И.Я. Лернера, С.Н. Николаевой, П.Г. Саморуковой.

Критерии и показатели знаний у детей среднего дошкольного возраста:

1. Знание среды обитания рыб.

2. Умение выделить характерные признаки рыб: форма туловища, голова, хвост, плавники, глаза, жабры, чешуя.

3. Словарный запас - использование в активном словаре понятия: аквариум, плавники, чешуя.

4. Знание способов ухода человека за аквариумными рыбками.

На основе критериев и показателей была составлена таблица 2.1.

Таблица 2.1

Уровни сформированности экологических знаний детей среднего дошкольного возраста об аквариумных рыбках

Для выявления уровня знаний детей об аквариумных рыбках были использованы и адаптированы методики О.А. Соламенниковой, С.Н. Николаевой, Т.М. Бондаренко, С.А. Вохринцовой.

Для выявления полноты знаний была проведена беседа по открыткам из серии «Аквариумные рыбки» и книга - раскраска С.А. Вохринцовой «Аквариумной рыбки».

Цель: выявить количество знаний детей об аквариумных рыбках.

Оборудование: набор открыток из серии «Аквариумные рыбки» и книга - раскраска С.А. Вохринцовой «Аквариумные рыбки».

Беседа проводилась в свободное время в групповой комнате за столом, с каждым ребенком индивидуально.

Вопросы беседы:

Кто изображен на картинках?

Рыбки живые или не живые?

Где живут рыбки?

Назовите части тела рыбки?

Чем питаются?

Чем дышат?

Детям предлагается выполнить практическую часть задания. Дается книга - раскраска из серии «Аквариумные рыбки».

Затем, для выявления осознанности знаний было использовано игровое упражнение «Закончи предложение»

Цель: понимание связей и путей их получения, умение их доказывать, понимание принципа связей и механизм их становления. Осознаность знаний об уходе за аквариумными рыбками в объяснительной речи.

Ход проведения:

Я начинаю предложение и предлагаю детям закончить его.

Тело у рыб…какое? (обтекаемое)

А покрыто оно… (чешуей)

Рыбы дышат…(жабрами)

Рыбы плавают с помощью…чего? (плавников, хвоста)

Люди кормят рыб… чем? (кормом)

Рыбки живут…(в воде, в аквариуме)

Кроме рыбок в аквариуме живут…(улитки, ракушки)

Человек должен за рыбками …что делать? (ухаживать, заботиться) уточнить у детей каким образом нужно ухаживать (убирать грязь с песка, протирать стены аквариума, доливать чистую воду, протирать стекла аквариума)

Итак, всех исследуемых детей можно распределить на 3 уровня в соответствии имеющихся у них знаний об аквариумных рыбках (таблица 2.2)

Таблица 2.2

Из всех исследуемых детей, полностью справились с заданием Алексей Г., Женя К., Мирослав К. - 30% детей группы. Они отнесены к высокому уровню знаний об обитателях аквариума. Малыши хорошо знакомы с обитателями аквариума.

Частично справились с заданием Дмитрий В., Алексей Д., Ксюша З., и Аня Ш - 40% детей группы. Их знания носят частично обобщенный характер, что соответствует среднему уровню знаний о водных обитателях. Хорошо определяют животное по картинкам, знают что кушают, место обитания.

Не справились с заданием Наташа Н., Саша Н. и Данил Л. - 30% детей группы. Они отнесены к низкому уровню знаний об аквариумных рыбках. Дети путаются при описании рыб, не могут точно сказать, чем дышат, питаются.

По такой же методике была определена полнота экологических знаний об аквариумных рыбках у детей контрольной группы. Результаты указанны в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Из всех исследуемых детей, полностью справились с заданием Маша О., Даша И. и Настя И. - 30% детей группы. Они отнесены к высокому уровню знаний об обитателях аквариума. Малыши хорошо знакомы с обитателями аквариума.

Частично справились с заданием Глеб К., Егор М. и Настя Б. - 30% детей группы. Их знания носят частично - обобщенный характер, что соответствует среднему уровню знаний о водных обитателях. Хорошо определяют животное по картинкам, знают что кушают, место обитания.

Не справились с заданием София М., Ева Г., Арина Л. и Миша К. - 40% детей группы. Они отнесены к низкому уровню знаний об аквариумных рыбках. Дети путаются при описании рыб, не могут точно сказать, чем рыбы дышат, питаются.

Таким образом, дети обоих групп не всегда правильно формулировали ответы, не совсем понимают значение ухода человека за аквариумными рыбками, путаются в описании строения тела рыб.

Результаты исследования послужили основой для построения формирующего эксперимента.

Цель формирующего эксперимента: повышение уровня знаний об аквариумных рыбках в процессе наблюдения у детей среднего дошкольного возраста.

С этой целью нами были разработаны методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения.

Занятия с экспериментальной группой проводились в течении трёх месяцев 1 раз в неделю по 20 - 25 минут. Ниже представлен пример методики проведения занятия по ознакомлению детей среднего дошкольного возраста по ознакомлению с аквариумными рыбками.

Занятие «Наблюдение за рыбкой в аквариуме».

Цель: познакомить с особенностями строения рыб; дать представление о кормлении и уходе за аквариумными рыбками, особенностями их внешнего вида и поведения; развивать наблюдательность при рассматривании рыбки.

Ход занятия: Детям напоминается «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и говорится о том, что дети сегодня увидят золотую рыбку. Только рыбка эта не сказочная, а настоящая и поэтому не может выполнять ничьих желаний. Напротив, поскольку она будет жить у нас, мы должны учиться понимать ее желания и делать так, чтобы рыбке было хорошо. Детям показывается золотая рыбка, заранее отсаженную из общего аквариума в таз с водой, чтобы дети имели возможность ее хорошо рассмотреть.

Кто знает, чем покрыто тело у рыб? (Чешуей.)

А какая у рыбки форма тела?

После того, как дети сами подумают и объяснят, как умеют, воспитатель говорит, что тело у рыбки обтекаемое, сжато с боков, заострено спереди и сужено сзади. Такая своеобразная форма тела позволяет рыбкам хорошо плавать.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать, как рыбка плавает.

Что помогает рыбке при плавании? (Хвост, плавники.)

Когда рыбка плывет, ее хвост движется из стороны в сторону. Воспитатель показывает движение рыбки рукой и предлагает детям тоже руками повторить.

На конце тела у золотой рыбки, как и у всех других рыб, имеется хвостовой плавник. Кроме того, плавники у рыб есть на спинке, на брюшке и на грудке.

Как вы думаете, рыбка нас видит? Почему? (У рыбки есть два глаза, с левой и с правой стороны.)

Воспитатель предлагает детям позвать рыбку и легонько постучать. Дети наблюдают за реакцией рыбки, она реагирует на стук.

Рыбка слышит наш стук, у нее нет снаружи ушей, но есть внутреннее ухо.

Воспитатель обращает внимание детей на то, как рыбки дышат, заглатывают ртом поток воды.

В воде находится воздух, рыбка вдыхает его жабрами, а отфильтрованная вода выходит с двух сторон.

Рыбка любит жить в воде, это ее дом. Сейчас мы перенесем ее в аквариум к другим рыбкам. Рыбку нельзя ловить руками, она очень нежная, хрупкая. Для того, чтобы не повредить ее, имеется специальный сачок. Воспитатель вместе с детьми ловит рыбку, переносит ее в аквариум и поясняет, что рыбки без воды жить не могут, поэтому пересаживать ее из одной емкости в другую надо очень быстро.

Золотая рыбка любит жить в воде определенной температуры, любит сухой и живой корм.

Ребята, вы все уже знаете, для чего в аквариуме рамочка. Правильно, это кормушка. Все аквариумные рыбки хорошо едят сухой корм - дафний и циклопов. Это очень мелкие рачки, которых специально ловят, а затем высушивают. Корм из них выглядит, как порошок. Чтобы корм не расплывался по воде, его кладут только в кормушку. Рыбкам дают корма не больше, чем они могут съесть, чтобы он не портился и не загрязнял аквариум. Кормят рыбок в одно и то же время.

Ребята, а для чего в аквариуме сажают аквариумные растения? (Для того, чтобы было красиво, уютно, чтобы рыбки могли прятаться, отдыхать среди листьев, питаться зеленым кормом, чтобы растения насыщали воду кислородом). Воспитатель напоминает правила ухода за обитателями аквариума, рассматривает вместе с детьми предметы ухода за аквариумом и его обитателями.

Таким образом, на основе нашей методической рекомендации были проведены занятия по ознакомлению с аквариумными рыбками посредством наблюдения с детьми экспериментальной группы.

Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий по повышению уровня знаний у детей среднего дошкольного возраста посредством наблюдения.

Для определения эффективности проделанной работы, был использован тот же диагностический материал, что и в констатирующем эксперименте.

Результаты повторной диагностики экспериментальной группы занесены в таблицу 2.4.

Таблица 2.4

Дети экспериментальной группы по уровню сформированных экологических знаний об аквариумных рыбках

Данные свидетельствуют о том, что Дмитрий В., Алексей Д., Ксюша З., Наташа Н. и Саша Н. достигли высокого уровня сформированных знаний об аквариумных рыбках, что составляет 80% от группы. Аня Ш. осталась на среднем уровне (10% группы), а Данил Л. остался на низком уровне (10% группы). Это связанно с задержкой развития речи этих детей и их плохой посещаемостью детского сада.

Также была повторно проведена диагностика контрольной группы, ей результаты зафиксированы в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Дети контрольной группы по уровню сформированных экологических знаний об аквариумных рыбках

Данные таблицы свидетельствуют о том, что Глеб К. достиг высокого уровня знаний, София М. и Ева Г. достигли средний уровень сформированных знаний. Итак, высокий уровень составляет 40% группы, средний - 40% группы, низкий - 20%.

Таким образом, экспериментальная работа показала, что после применения нашей методики наблюдения за аквариумными рыбками, увеличилось количество детей достигших высокого уровня сформированных экологических знаний этой области, произошли качественные изменения в структуре знаний. Дети стали задавать вопросы о жизни аквариумных рыбок и активно участвовать в процессе ухода за ними. Дети с удовольствием называют части тела рыбок и знают простые способы ухода за ними, вызываются кормить их.

Заключение

Экологическое воспитание осуществляется посредством ознакомления детей с живой и неживой природой. Главным средством изучения объектов живой природы является - наблюдение. Дети средней группы во многом самостоятельные, их внимание более устойчиво, чем у детей младших групп, поэтому наблюдение можно проводить длительнее.

Через наблюдение за аквариумными рыбками, дети среднего возраста приобщаются к природе, замечают закономерности и условия жизни водных обитателей. Дети учатся понимать и рассуждать о жизни рыб. Через изучение жизни рыб в аквариуме, дети в дальнейшем смогут понять многие важные вещи в жизни людей и своей собственной. На примере аквариума можно показать важность режимных моментов, что если вовремя не выключать и включать свет рыбкам, они умрут. Если вовремя не кормить - тоже погибнут.

Мы провели опытно-экспериментальную работу, которая подтвердила, что после проведенного комплекса наблюдений за аквариумными рыбками, увеличилось количество детей достигших высокого уровня сформированных экологических знаний данной области. Теперь дети умеют различать части тела рыб, знают способы ухода за аквариумными рыбками, задают вопросы касаемые жизни обитателей различных водоемов.

Таким образом, мы использовали метод наблюдения для расширения сформированных экологических знаний об аквариумных рыбках у детей среднего дошкольного возраста.

Список использованных источников

1. Авсейкова, В.В. Мир природы через наблюдения / В.В. Авсейкова, Н.В. Чеховская. Мозырь: Издательский дом "Белый ветер", 2001. 48 с.

2. Буре Р.С., Виноградова А.М., Година Г.Н. и др.; Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; Пособие для воспитателя дет. сада / Под ред. А.М. Виноградовой. Москва: Просвещение, 1980. 233 с.

3. Днепров Э.Д. Ушинский и современность / Э.Д. Днепров. Москва: Изд. дом ГУ. ВШЭ, 2008. 224 с.

4. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. 2005. N 7. с. 3-9.

5. Королева А. Земля - наш дом // Дошкольное воспитание. 2004. N 10. с. 34-36.

6. Нескучаева Л., Пискунова И., Черненко Ю., Игра- путешествие как форма развития познавательной активности детей.// Дошкольное воспитание,- 2004, №10, С. 15.

7. Николаева С. Н Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М: «Мозаика-Синтез», 2004. 128 с.

8. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., перераб. М.: Издательский центр «Академия», 2005.

9. Поваляева М. Развитие речи при ознакомлении с природой. Серия «Мир вашего ребенка», Ростов н/Д.№ «Феникс», 2002. 416 с.

10. Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб.-метод. комплект по эколог, бразованию дошкольников. М.: Карапуз, 2001, с. 56, илл. (Сер. «Наш дом -- природа»).

11. Саморуковой П.Г. Методика ознакомления с природой в детском саду. М.: Просвещение, 1991. 240 с.

Приложение

Характеристика аквариумных рыбок

Барбус огненный - обитатель северо-востока Индии и Бангладеш. Предпочитает стоячую и медленно текущую воду.

Длина до 15 сантиметров, в аквариуме до 8 сантиметров. Тело - вытянутый в длину овал, с боков утолщено, боковая линия неполная. Рот конечный, усиков нет.

У самца спина блестящего зеленого до оливково-зеленого цвета, бок и брюхо серебристые с желтоватым до красноватого отливом. В начале хвостового стебля черное пятно в золотистой окантовке. Плавники красноватые, спинной плавник с черным кончиком. Самец меньше самки, стройнее, в период нереста приобретает красный цвет.Самка от серо-зеленого до тускло-бронзового цвета, с почти бесцветными плавниками. Перед нерестом сильно полнеет.

Рыбы мирные, стайные, подвижные, занимают все слои воды. Чувствительны к недостаточному содержанию кислорода в воде. При нехватке растительного корма обкусывает мягкие листья растений.

Вода: 18-22 °С.

Сомик крапчатый или сомик обыкновенный - о битает в юго-восточной части Бразилии. Длина до 7 сантиметров. Тело от оливково-коричневого до оливково-зеленого цвета, на спине и боку различной величины черноватые пятна и мелкие пятнышки. Плавники серые с черными пятнышками и штрихами. Самец меньше и стройнее самки. Есть красноглазая альбиносная форма с розовой окраской тела.

Вода: 18-24 °С.

Меченосец (семейства пецилиевых) - длина самца (без меча) до 8 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину, утолщено с боков. У самца более стройное тело. Нижние лучи хвостового плавника сильно удлинены и своей формой напоминают меч. Тело самки более полное и высокое.

Основная окраска желтовато-зеленая, в отраженном свете отливает зеленым или голубым светом. От конца рыла через глаз до хвостового плавника идет зигзагообразная темная фиолетовая или пурпурно-красная полоса, окаймленная с обеих сторон узкими полосами, с начала зеленой, затем карминно-красной. Коричневая окантовка чешуи образует на теле сетчатый рисунок. Плавники зеленовато-желтые, на спинном плавнике мелкие красные до коричневых штрихи и пятна. Наиболее распространены красные меченосцы различной интенсивности окраски - от кирпичной до рубиновой. Более всего ценится интенсивно-красная, без светлых пятен на животе, с пигментом, заходящим на глаза. Красивы красные меченосцы с черными плавниками. У ситцевых меченосцев по красному фону разбросаны черные пятна, сливающиеся к хвосту. Меч самца оранжево-желтого цвета, но может быть зеленым или красным, с черной окантовкой. Самка окрашена бледнее. Наблюдается отдельное превращение самок в самцов, особенно при их отдельном от самцов содержании.

Гуппи - обитают в северной части Америки и на островах Барбадос и Тринидад. В результате искусственных акклиматизации распространились по всем континентам.

Длина самца природной формы до 3 сантиметров, самки до 6 сантиметров. У селекционных форм самец до 4,5 сантиметров, самка до 8 сантиметров. Тело самца вытянуто в длину, стройное, несколько уплощено с боков. Тело самки также вытянуто в длину, с более уплощенной с боков задней частью. Самец природной формы оливково-серый с многоцветными точками и пятнами, самка - серая с зеленоватым, оливковым или синеватым отливом.

Мирные рыбы, держатся в верхнем слое воды, могут выпрыгивать из нее.

Вода: 20-28 °С.

Пецилия широкоплавничная - обитают в водоемах с пресной и солоноватой водой вдоль Мексиканского залива.

Длина самца до 10 сантиметров, самки до 12 сантиметров. Тело вытянуто в длину, довольно высокое. Спинной плавник широкий и высокий, у самца может превышать высоту тела.

Окраска сильно варьирует. Часто встречается темная спина, бок сверху коричневатый, снизу розовый или голубой, чешуя с перламутровым блеском с красными, голубыми, темно-зелеными или черными точками. На брюхе 6-7 темных полос. Горло и брюхо серебристо-белые. Спинной плавник светло-голубой с рядами черных точек и желтый до оранжевого цвета каймой. Хвостовой плавник снизу голубой, посередине голубовато-серый, сверху в оранжевых точках или с перламутровым блеском, может быть сверху зеленым с черными точками, в середине оранжево-желтым и снизу зелеными штрихами. Самка окрашена бледнее самца. Есть пегие и совершенно черные формы, а также альбиносы.

Путем скрещивания с моллиенезией парусной выведена порода с большим парусовидным спинным плавником с оранжевой каймой.

Мирные рыбы, но рыб с большими плавниками содержат отдельно, потому что рыбы с обычными плавниками могут их порвать. Содержать лучше группу с преобладанием самок.

Вода: 24-28 °С.

Черная молли или пецилия короткоплавничная - обитают в водоемах с пресной и солоноватой водой. Длина самца до 8 сантиметров, самки до 12 сантиметров.Тело вытянуто в длину, с высоким хвостовым стеблем, немного уплощено с боков.

Селекционеры вывели много цветных форм, в том числе черную, которую назвали черная молли.

Мирные рыбы, держатся в среднем и верхнем слоях воды, любят солнце или свет от ламп с высокой долей красных лучей.

Вода: 24-28 °С.

Кардинал(семейство карповые) - Обитают в ручьях с быстрым течением вблизи города Гуанчжоу(КНР).Длина до 4 сантиметров. Тело вытянуто в длину, стройное, в передней части немного уплощено с боков. Рот верхний.

Спина темно-коричневая с зеленоватым отливом, бок коричневый, брюх серебристо-белое. Посередине тела от рыла до хвостового плавника проходит две примыкающие друг к другу полосы. Верхняя узкая, золотистая, и нижняя широкая, темно-коричневая, которые заканчиваются у хвостового плавника черным пятном. Хвостовой плавник посередине красный со светло-желтыми, иногда бесцветными лопастями. Остальные плавники желтоватые с красной каймой за исключением грудного плавника, у которых кайма узкая, черная. Самец стройнее самки. Мирные, подвижные, стайные рыбы, держатся во всех слоях воды.

Вода: 18-25 °С.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Психолого–педагогический механизм формирования знаний о животных у детей старшего дошкольного возраста. Педагогические условия организации и методические рекомендации воспитателю по формированию знаний об аквариумных рыбках посредством наблюдения.

    курсовая работа , добавлен 16.03.2011

    Психолого-педагогические особенности экологического образования детей среднего дошкольного возраста. Предметно-развивающая среда как средство развития детей дошкольного возраста. Развитие эстетических чувств. Оборудование зоны природы в детских садах.

    дипломная работа , добавлен 18.02.2014

    Особенности формирования знаний о величине предметов у детей среднего дошкольного возраста, используемые методики и оценка их эффективности. Организация процесса формирования знаний о величине у детей среднего дошкольного возраста, оценка динамики.

    курсовая работа , добавлен 02.03.2014

    Определение критериев, анализ показателей и характеристика состояния экологического воспитания дошкольников. Экспериментальная оценка работы по формированию навыков труда в природе как метода экологического воспитания детей среднего дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 15.01.2012

    Изучение педагогических условий воспитания и основ экологической культуры у детей среднего дошкольного возраста. Анализ методики использования предметно-развивающей среды как средства экологического воспитания. Приобщение детей к экологической культуре.

    курсовая работа , добавлен 18.02.2014

    Интегративные тенденции экологического образования детей дошкольного возраста. Комплексные мероприятия экологического содержания в ДОУ. Экспериментальное исследование экологических знаний и эмоционального отношения к природе детей дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 20.09.2010

    Экспериментальное исследование сформированности представлений о диких животных у детей среднего дошкольного возраста. Проведение работы, направленной на расширение и углубление знаний дошкольников о зверях, с применением вербальных дидактических игр.

    дипломная работа , добавлен 07.11.2011

    Культуры поведения детей дошкольного возраста: характеристика, особенности воспитания. Анализ театрализованной деятельности с точки зрения средства в воспитании культуры поведения детей среднего дошкольного возраста. Проект по развитию культуры поведения.

    контрольная работа , добавлен 28.10.2011

    Теоретические аспекты и психолого-педагогические основы экологического образования детей дошкольного возраста. Эффективность применения опытов и экспериментов, как средств формирования экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2015

    Лингвистические особенности формирования лексикона ребенка. Анализ педагогических условий развития запаса слов детей среднего дошкольного возраста. Разработка и апробация комплекса заданий по развитию словарного запаса детей пятилетнего возраста.

Подготовительная к школе группа

Цель: Уточнить и расширить знания детей о подводном мире, о многообразии его обитателей.

Задачи: Обогащать словарь детей; развивать творческие способности детей на протяжении всего занятия; продолжать учить детей внимательно слушать, понимать и эмоционально откликаться на стихотворную речь; развивать чувство композиции; воспитание дисциплинированности, усидчивости, внимания.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познание, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие.

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, трудовая изобразительная, двигательная.

Активный словарь: аквариум, рыбы, чешуя, плавники, жабры, гуппи, сомики, золотая рыбка, улитка, водоросли, кораллы.

Программное содержание:

Дифференцировать представления детей о водоеме как среде обитания аквариумных рыб (аквариум заполнен водой, растут растения, живут мелкие животные - улитки) ;

Уточнить представления о том, что в аквариуме всё сделано так, чтобы рыбки могли жить в нём, как в естественном водоеме;

Учить создавать выразительный и интересный сюжет, используя нетрадиционную технику исполнения работы – рисование с аппликацией;

Совершенствовать технические и изобразительные навыки, умения. Использовать в работе различные приемы и материалы;

Развивать детское творчество.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций морских обитателей, просмотр фотографий с различными рыбками, беседа на тему «Чем рыбы отличаются от животных» , раскрашивание гуашью ватных дисков различными цветами, подготовка сюрпризного момента – на белых листах восковой свечой рисую пузырьки.

Оборудование и материалы: фотографии морских рыбок, иллюстрация аквариума, ватные диски, гуашь, листы бумаги, восковые мелки, клей ПВА, акварель, баночки для воды, кисти №2, 6, клеенка.

Методы и приемы:

  • Рассматривание;
  • Беседа;
  • Художественное слово;
  • Объяснение приемов работы;
  • Сюрпризный момент;
  • Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» ;
  • Работа детей;
  • Подведение итогов.

План занятия:

  1. Мини-экскурсия;
  2. Рассматривание иллюстраций и фотографий морских обитателей;
  3. Отгадывание загадок;
  4. Работа с восковыми мелками;
  5. Работа с акварелью;
  6. Сюрпризный момент – проявляющиеся на листе пузырьки воздуха;
  7. Физкультурная пауза;
  8. Аппликация;
  9. Завершающее оформление работ.

Ход занятия.

Дети с воспитателем проходят в холл и располагаются полукругом вокруг аквариума. Даем детям время, чтоб рассмотреть, что находится в аквариуме, помогая вопросами:

Что вы видите перед собой?

Что находится в аквариуме? (вода, песок, камушки, рыбки, водоросли, кораллы…)

Какие рыбки и сколько их?

Как вы думаете, как чувствует себя рыбки?

Почему вы так думаете? (в воде, вода чистая, прозрачная)

Что они делают?

Что помогает рыбке плавать? (плавники, хвост)

Где находятся плавники?

Сколько плавников?

Какой из них самый красивый?

Какое тело у рыбки? (тело вытянутое, обтекаемое, отсутствие шеи)

Чем покрыто тело рыбы? Какая чешуя?

Какие у рыбки глаза и где они расположены?

Какой рот? Чем дышит рыбка?

Почему в аквариуме нет хищных рыбок?

Дети обмениваются впечатлениями, рассказывают про свои домашние аквариумы. После этого – возвращение в группу.

В группе подготовлены рабочие места, и на стенде расположены фотографии аквариумных жителей и изображение аквариума.

Воспитатель загадывает загадки:

Посмотрите, дом стоит,
До краёв водой налит,
Без окошек, но не мрачный,
С четырёх сторон прозрачный,
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.

  1. И представим хорошо мы аквариум большой. Тут поместится у нас с аквалангом… водолаз!
  2. А еще тут спит, храпит, преогромный синий…кит!
  3. Реагируя на храп, боком убегает…краб!
  4. А на дне в песке прилег с щупальцами… осьминог.
  5. Рядом с ним зарыться рад электрический брат… скат.
  6. Не попавшись на крючок, здесь живет морской… бычок.
  7. Ищет лучшие места пятикрылая …звезда.
  8. Рядом только проплыла с плоским телом…камбала.
  9. А за нею, как обуза мчится жгучая… медуза.
  10. В панцире плывет без страха среди рыбок … черепаха.
  11. Где-то челюстью блеснула черноморская … акула.
  12. Здесь на дне, ну как игрушка, лежит чудесная… ракушка.
  13. Рядом камень, как пенек, А за ним морской… конек.
  14. Тут резвится не один умный, ласковый…дельфин!
  15. С ним играют, словно в салки, длиннохвостые … русалки.

Кто-то головой качает… Что? Русалок не бывает?

Но ведь я, друзья, мечтала… А игре конец настал.

Какие вы внимательнее, мне не получилось вас запутать! Сегодня мы будем рисовать аквариум с рыбками.

Рисовать будем восковыми мелками. Покажите, как мы правильно должны держать мелок.

Нужны ли растения в аквариуме? Для чего нужны растения в аквариуме? Что еще есть в аквариуме? (водоросли, камешки) .

Теперь нам нужно заполнить аквариум водой. Какая должна быть вода в аквариуме? (берем большую кисть и рисуем акварелью – проявляются пузырьки, нарисованные заранее) .

А сейчас мы отдохнем и опять рисовать начнем!

ФИЗМИНУТКА - Пальчиковая гимнастика «Пять маленьких рыбок» .

Пять маленьких рыбок ныряли в реке (имитация движений рыб) .

Лежало большое бревно на песке (развести руки в стороны) .

Первая рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» (имитация ныряния) .

Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» (грозят указательным пальцем) .

Третья сказала: «Мне хочется спать» (руки лодочкой под ухо) .

Четвертая стала чуть-чуть замерзать (потереть кистями плечи) .

Пятая крикнула: «Здесь крокодил, (руками имитируют пасть крокодила) .

Плывите скорее, чтоб не проглотил» (убегают) .

Аквариум готов, теперь нужно поселить там рыбок. Для этого мы возьмем заранее приготовленные диски, которые вы раскрасили, и приклеим их в аквариум.

Давайте вспомним строение рыбок. Что есть у рыб? (тонкой кистью дорисовываем глаза, плавники и хвост) .

Ребята, какие замечательные аквариумы у нас получились!

Есть прозрачный чудо дом,
Днем и ночью рыбы в нём.
Вместо воздуха - вода,
Рыбам без неё нельзя.
Там ракушки и улитки,
А растения как нитки,
Из песка они растут,
Водорослями их зовут.
Рыбки плавают по кругу
Улыбаются друг другу.
Смотрят рыбы сквозь стекло,
Им уютно и тепло.
Ведь аквариум морской
Для рыбёшек – дом родной.

Посмотрите, в каждом аквариуме живут веселые дружные рыбки! Давайте повесим наши работы на вставку, чтобы родители тоже смогли ими полюбоваться.

Дежурные по занятию помогают убирать со столов.

Анастасия Михайловна Бутакова

По новым требованиям содержание аквариума в детском саду запретили. Но детям очень интересно знать про жизнь рыбок. Поэтому мы решили сделать сухой аквариум . Мы взяли простую картонную коробку и сделали из нее аквариум . Коробку обрезали и обклеили снаружи блестящей пленкой, внутри приклеили пленку с изображением морского дна. Украсили дно растениями, ракушками и обитателями моря. Дети могли взять в руки ракушки, морских обитателей и потрогать растения. Рыбок прикрепили к верхней части аквариума на ниточки ,поэтому рыбки находятся в постоянном движении и кажется, что они плавают на самом деле. К ниточке привязана пуговка – поэтому любой из детей мог рыбку за пуговку поднимать и опускать. Получился интересный аквариум в уголке природы , который понравился и взрослым и детям. Дети просто не могут пройти мимо аквариума , чтобы не поиграть с рыбками. Вот такой сухой аквариум получился у нас ! А вам понравилось?.



Публикации по теме:

В наше время иногда пишутся "интересные" законы, которые много чего запрещают, к сожалению. Например, содержание аквариумов в уголках.

Представляю мастер-класс по изготовлению «Сухого аквариума». Можно использовать в занятиях по сенсорному воспитанию, по познавательному.

Мастер – класс «Аквариум» для уголка природы. Давно хотелось иметь модель аквариума в уголке природы, но никак не могла найти из чего же.

Ещё не так давно у нас в группе стоял настоящий аквариум, мы с детьми ухаживали за рыбками. Но сейчас по новым требованиям содержание аквариума.

В нашей разновозрастной группе появился замечательный аквариум, в создании которого принимали участие дети всех возрастов. А создавался.

Аквариум с рыбками. Очень интересное и необходимое произведение в уголке природы для каждой возрастной группы. Каждый ребенок с радостью.

Уголок природы в ДОУ Методическое мероприятие Консультация На тему: «Уголок природы в ДОУ» План. Введение. 1. Общие принципы организации уголка природы. 2.