Тема доклада:

Развития мелкой моторики

и её значение

на уроках ИЗО у дошкольников

и младших школьников.

Доклад подготовила: Матвеенко Ирина Васильевна

Преподаватель Детской школы искусств

им. Гречанинова А. Т. г. Светлогорска

План доклада:

1. Что такое мелкая моторика.

2. Значение мелкой моторики.

3. Виды деятельности применяемые на уроках ИЗО которые развивают мелкую моторику.

1. Пальчиковая гимнастика.

2. Занятия с пластилином.

3. Занятия ИЗО.

4. Аппликация.

5. Прикладное творчество.

1. ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА?

Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Доказано, что одним из показателей нормального физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие руки, ручных умений, или как принято говорить, мелкой моторики. По умелости детских рук специалисты на основе современных исследований делают вывод об особенностях развития центральной нервной системы и её мозга. На руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму. Развиваем мелкую моторику у дошкольников рук - развиваем и языковой аппарат.

2. ПОЧЕМУ ВАЖНО РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ?

Потому что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Развитие мелкой моторики - залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего детства дошкольника четко выступает эта зависимость - по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе. Занимаясь рисованием, лепкой, аппликацией, дети узнают разные материалы - бумага, краски, глина, пластилин, мелки и др. Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети получают, в процессе обучения опыт работы с карандашом, кистью, ножницами, что способствует умственному развитию детей. Мелкая моторика развивается естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

3. Есть разные виды деятельности применяемые на уроках ИЗО которые развивают мелкую моторику у детей.

1.ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковая гимнастика усиливает согласованную деятельность речевых зон, способствуют развитию воображения и памяти, а пальцы и кисти рук приобретают гибкость и податливость.

Самое прекрасное, что пальчиковой гимнастикой с ребенком можно заниматься практически с рождения. Когда малыш подрастает, он с удовольствием начинает играть в «Сороку-воровку». Ту, которая кормила вкусной кашей деток, а самому ленивому не дала? Следующий этап – самостоятельные движения. «1 ,2 , 3 , 4 , 5 вышли пальчики гулять». Сжимаются в кулачок и разжимаются.

Упражнения для более «взрослых» пальчиков усложняются. Данные упражнения с пальчиками увлекательны. Дети изображают из пальцев предметы, птиц, животных. Все фигуры с небольшим стихотворным сопровождением.

Например: 1. Бабушка очки надела

И внучонка разглядела
2. Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел.

Ребенок воспринимает пальчиковую гимнастику как игру и с удовольствием выполняет все задания. Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам нужно помогать ребенку его формировать. Произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

Упражнения делятся на три основных вида:

1. Упражнения для кистей рук.

2. Упражнения для пальцев условно статические.

3. Упражнения для пальцев динамические.

2. Занятия с пластилином.

Пластика – это увлекательный мир творчества и мастерства. Образовательное и воспитательное значение лепки огромно для умственного и эстетического развития ребенка.

Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки ребенка, мышцы пальцев и ловкость рук. На занятиях с пластилином пальчики ребенка развиваются и крепнут, что непосредственно влияет на развитие речи и мышления.

Ничто так не развивает воображение и моторику детской руки, как лепка. Лепить можно из воска, глины, гипса и даже из бумаги (папье-маше). Но самым удобным материалом для лепки, вне всякого сомнения, является пластилин.

Значение лепки не стоит недооценивать, эти занятия не только развлекают ребенка, но и развивают его:


  • Ребенок начинает более точно воспринимать формы, фактуры и цвета.

  • У ребенка развивается воображение и пространственное мышление.

  • Тренируются обе руки, учатся взаимодействовать друг с другом.

  • Ребенок учится воплощать свой замысел.

  • У ребенка развиваются эстетические чувства.
Лепка с природным материалом. В работе используется разные фактуры, что хорошо для развития тактильных ощущений пальцев рук. Материалы: скорлупа грецкого ореха, жёлуди, шишки, семечки, веточки, сушенные ягоды и т. п.

-Лепка с макаронными изделиями. Очень нравятся детям занятия лепкой с макаронными изделиями. Они необычны и увлекательны. Развивают не только моторику, но и воображение.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые. Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения. У ребенка появляется возможность сделать картинку рельефной, а значит, более выразительной и живой. Техника проста в исполнении, не требует особых способностей, увлекает и не перегружает детей ни умственно, ни физически.

Лепка из шариков Картина из пластилина выложенная из шариков. Каждый шарик катается отдельно и из них выкладывается картинка. Размер шариков от 3до 5 мм. В работе задействованы и пальцы и кисти руки.

3. Изобразительная деятельность

Так же важны занятия ИЗО для развития мелкой моторики. Научится правильно держать кисть или карандаш. Это взрослому кажется просто, а ребенку 3 лет этому надо еще научиться. Тренируется координация кисти и пальчиков при разукрашивании и штриховки - не выходить за рамки контура, научить проводить прямые горизонтальные линии слева направо в направлении письма, научить проводить прямые вертикальные линии сверху вниз и снизу вверх, проводить линии в различных направлениях,проводить изогнутые, волнистые.

Рисование пальчиками Очень увлекательное занятие рисование пальчиками - ребенок набирает краску не на кисть, а на палец и рисует.

Рисование ладошкой В работе участвует вся кисть и пальчики. Обмакнем всю ладонь или ее часть в краску и оставим на бумаге отпечаток. А можно раскрасить ладонь в разные цвета. Что получится? Краску не только видим, но и чувствуем! К отпечатку ладони можно добавить отпечатки одного или двух пальцев.

Оттиск печатками из картофеля Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку, вырезанную из картофеля, штемпельной подушкой с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Рисование точками и штрихами Выполняется работа разными видами штрихов и точками. Применяется разная сила нажима. Очень полезное занятие для развития мелкой моторики.

Набрызг - способ получения изображения: ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу. Задействованы в работе пальчики. Стимулируются подушечки пальцев.

Рисование крупой Развивает мелкую моторику пальцев. Коллаж - сочетание аппликации, переходящей в конструирование. На фон наносят рисунок. Затем на клеевую основу наносят различные материала, тем самым как бы «рисуют» изображение. В работе используют –пшено, гречку, горох, фасоль. Данные задания развивают мелкую моторику и тактильные ощущения

4. АППЛИКАЦИЯ

Аппликация (от лат. applicatio - прикладывание) - один из видов изобразительной техники, основанной на вырезании различных форм и наклеивании их на другом материале, принятом за фон. Для аппликации используют различные материалы: солому, бересту, ткань, кожу, мех, тополиный пух, бумагу, что очень полезно для развития тактильных ощущений.

Выполнение аппликативных изображений способствуют развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.

Обрывная аппликация Обрывная аппликация – это способ получения изображения, когда ребенок отрывает от листа бумаги кусочки небольшого размера или длинные полоски. Затем рисует клеем то, что хочет изобразить и накладывает кусочки бумаги на клей.

Аппликация с гофрированной бумагой Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком для снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу.

Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги. Очень полезный вид деятельности для развития мелкой моторики. В работе важно уметь аккуратно выстригать мелкие элементы.

Орига́ми - древнее искусство складывания фигурок из бумаги.Путем различных сгибов получаются фигурки животных и предметов. Хорошо тренируются пальцы, внимание и смекалка. Данные упражнения хороши для развития ловкости рук и мышления.

Квиллинг- называемый также бумагокручение, бумажная филигрань, это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

5. Прикладное творчество.

Развитию мелкой моторики способствуют различные виды труда, шитье, вышивание, бисероплетение. Старшим дошкольниками младшим школьникам вполне доступны и простейшие приёмы

Бисероплетение Плетение - один из старинных способов крепления деталей для получения изделий. Почему я обратила внимание на данный вид деятельности? Дело в том, что процесс плетения очень увлекателен, он способствует развитию у детей произвольного внимания, наблюдательности, памяти, сообразительности, чувства ритма, способствует развитию глазомера и координации движения пальцев. Помимо сказанного плетение оказывает влияние на воспитание аккуратности, терпения, настойчивости, стремлению преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, постепенно контролируя свои действия, т.е. всех тех качеств необходимых ребенку для обучения в школе.

Вышива́ние - общеизвестное и распространенное рукодельное искусство украшать самыми разными узорами всевозможные ткани и материалы. Вся эта работа требует сенсорно - двигательной координации, аккуратности, настойчивости, качеств необходимых для письма.

Текстилиные игрушки – сувениры из ткани сделанные своими руками. В работе требуются умение вышивать, пришивать пуговицы, тесьму, бисер,что очень развивает и тренирует кисти и пальцы рук, а так же усидчивость и терпение.

Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. И не всегда уровень подготовленности ребенка соответствуем этим требованиям. Дети часто испытывают затруднения с письмом, многие из которых обусловлены слабостью мелкой моторики пальцев руки и недостаточной сформированностью координации движений. К сожалению, об этих проблемах большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Поэтому очень важно подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные навыки письма.

Письмо - сложный координационный навык, требующий, слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Следовательно, в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для развития навыков ручной умелости. Поэтому уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Почему так важно развитие моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых действий.

Мелкую моторику развивает рисование, лепка, аппликация, выкладывание узоров из мозаики, пальчиковые игры и гимнастика, конструирование из мелких деталей и т.п.

Для развития точной ручной координации важно, чтобы дошкольник постоянно занимался разнообразными видами ручной деятельности:

Рисование и раскрашивание картинок - хорошее упражнения для развития мелкой моторики.

Обведение вкладышей из серии "рамки и вкладыши Монтессори". Каждую фигурку следует штриховать под разным углом наклона и с различной степенью густоты линий.

Изготовление поделок из природного материала: желудей, шишек и других материалов. Кроме развития мелкой моторики эти занятия развивают воображение и фантазию ребенка.

Разнообразное нанизывание отлично развивает руку. Можно нанизывать пуговицы, бусы, макароны, суки и т.п.

Плетение бумажных ковриков из разноцветных полосок бумаги - задание на тренировку руки и воспитание усидчивости.

Изготовление поделок и аппликаций из бумаги - по результатам этих работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков ребенка.

Застегивание и расстегивание пуговиц, крючков, кнопок - хорошая тренировка для пальчиков.

Переборка круп - насыпать в небольшое блюдце, например, рис, гречку и горох и попросить ребенка перебрать. Это занятие способствует развитию осязания, мелких движений пальцев рук.

Сухой бассейн - используется для одновременного активного воздействия на различные точки кистей, пальцев, ладоней. Сделать его очень просто. Возьмите небольшую глубокую миску диаметром 25см, высотой 12 - 15см и заполните его на 8см предварительно промытым и просушенным горохом или фасолью. Попросите малыша искать в "сухом бассейне" различные мелкие предметы или игрушки. Погружаясь как можно глубже в наполнитель, ручки ребенка массируются, пальцы становятся более чувствительными, их движения - координированными.

Почаще предлагайте детям эти занятия!

Такая всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка и малыш будет хорошо подготовлен к школе, движения его руки будут более уверенные, школьные занятия будут для ребенка не столь утомительными.

Помните, чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывайте хвалить ребенка.

Список используемой литературы.

1. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе.- Екатеринбург,2004.

2. Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.- М.,1970.

3. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.- М.,1991.

4. Щербакова Т.Н. Кулачки - ладошки.- изд. дом "Карапуз", 2011.

Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста

Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий трёх систем: нервной, мышечной и костной. Развитие мелкой моторики у детей имеет большое значение. Исследования учёных показали, что уровень развития мышления и речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук, ручной моторики. Чем активнее и точнее движения пальцев у маленького ребёнка, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее будет ребёнок, тем быстрее он начнёт говорить.

Именно поэтому на современном этапе в обучении и воспитании детей пристальное внимание уделяется детской руке. Педагоги и психологи придают большое значение развитию мелких движений пальцев рук, ручной моторики.

В то время как ребёнок выполняет различные действия своими руками и пальчиками, в голове у малыша происходит гигантская, кропотливая работа. Вам кажется, что ребёнок просто забавляется, а он тем временем активно познаёт мир и … умнеет. Поэтому чем больше ребёнок действует, используя руки и пальчики, тем активнее у него развиваются мозг и речь. Ведь как утверждал известный педагог Василий Александрович Сухомлинский - ум ребёнка сосредоточен именно на кончиках пальцев. Чем больше у ребёнка возможностей для самостоятельного исследования окружающего, тем быстрее развивается его интеллект, тем скорее он начинает говорить.

Человеческая рука как рабочий орган начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Уже к трём годам движения рук ребёнка достигают значительного развития. Но руки ещё недостаточно ловки, подвижны. Не всегда движения целенаправленны, точны, подчиняются задаче деятельности. Особенно это относится к таким деятельностям, в которых используются орудия, инструменты, требующие специальных, точно координированных движений рук. Они развиваются в процессе деятельности, путём систематического обучения и постоянных упражнений ребёнка.

Всем, конечно же, хотелось бы, чтобы ребёнок удивлял окружающих своими познаниями, и интеллектом, своей развитой речью. Для этого нужно совсем немного - заниматься с ним, развивать мелкую моторику рук ребёнка.

Для развития мелкой моторики рук ребёнка существует много различных средств и все они доступны, при этом не требуют существенных затрат.

Средства развития мелкой моторики: пальчиковые игры и упражнения; шнуровки; работа с бумагой; рисование и раскрашивание; конструирование; лепка; графические упражнения, штриховка; игры со счётными палочками…

Для развития у детей рук и пальцев очень эффективны пальчиковые игры и упражнения. Доказано что игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию. Поэтому об играх с пальчиками и ладошками мы можем говорить как о великолепном универсальном и развивающем средстве. Пальчиковые игры и упражнения не только совершенствуют ловкость и точность движений, но и улучшают внимание, память, помогают научиться терпению, вырабатывают усидчивость. Во время игр стимулируется речевое и интеллектуальное развитие.

Кроме перечисленных выше средств эффективно использовать игры с подручными материалами. Подобные игры нравятся детям младшего возраста. Рассмотрим некоторые из них. Нанизывание на шнурок различных предметов: пуговиц, бусинок и т.д.; застёгивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков; завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке; закручивание и раскручивание крышек баночек, бутылочек, флакончиков; игры с прищепками; игры с крупой.

Хотелось бы отметить, что подобранные задания и упражнения дети готовы выполнять охотно и многократно, что, в свою очередь, обеспечивает необходимую эффективность в развитии детей.

Не надо забывать, что уровень развития моторики у всех детей разный, поэтому задания и упражнения подбираются с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Главное - проявлять терпение, если регулярно заниматься с детьми, их пальчики постепенно станут более ловкими и подвижными, а движения – точными и слаженными. Что в свою очередь будет надёжным фундаментом для общего развития ребёнка. Как уже было сказано ранее дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг. Наряду с развитием мелкой моторики рук, развиваются память, внимание, интеллект.

Помните, что, используя игры с детскими пальчиками, ладошками и ручками, развивая тонкую моторику, вы сможете положительно влиять на всестороннее развитие ребёнка. Играя в подобные игры, наши дети развиваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс для родителей " Развитие мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста"

Вовлечение родителей в совместную деятельность с детьми. Формировать у родителей умение организовать совместную деятельность с детьми младшего дошкольного возраста, через использование нетрациционной...

Нетрадиционные игры для развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста

Давно известно, что чем больше сенсорных систем задействовано в процессе обучения и воспитания ребенка, тем эффективнее и успешнее проходит его развитие. Учеными доказано, что развитие руки находится...

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»

«Игры для развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста с использованием нестандартного оборудования»...

Мелкая моторика - это тонкие движения кистей и пальцев рук человека, она - необходимая составляющая многих действий человека: предметных, орудийных, трудовых, - выработанных в ходе культурного развития человеческого общества.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных иссдедований:

1) в связи с развитием познавательных способностей;

2) в связи с развитием речи;

3) развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними».

Известному педагогу В.А. Сухомлинському принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». «Рука - это инструмент всех инструментов», сказал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», писал Кант.

На сегодняшний день общеизвестен факт: уровень развития высших форм познавательной деятельности находиться в прямой зависимости от состояния двигательного анализатора в целом, а особенно от степени сформированности тонких движений кистей и пальцев рук! В связи с этим мероприятия по развитию мелкой моторики рук должны обязательно включаться в систему коррекционно-развивающего обучения детей, имеющих различные отклонения в психофизическом развитии.

В жизни человека существует недолгий, но поистине уникальный период, когда детский мозг запрограммирован на интенсивное формирование и обучение. И в то же время этот период жизни ребенка не случайно называют «нежный возраст». Нужно быть очень осторожным и деликатным в вопросах развития и образования малышей раннего возраста. Любящие родители, наверняка, заметили, с какой радостью малыш усваивает любую информацию, приобретает любые навыки без дополнительной информации с легкостью и азартом.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.

Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношения многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит. Почему же это так? Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи. И именно поэтому словесная речь ребенка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Ручки ребенка как бы подготавливают почву для последующего развития речи.

Кроме того, целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга у нас возникают различные образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, то есть находят словесное выражение, а происходит этот процесс благодаря «мостику» между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Если вы хотите, чтобы ребенок хорошо разговаривал, быстро и легко учился, ловко выполнял любую, самую тонкою работу, - с раннего возраста начинайте развивать его руки: пальцы и кисти.

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. Регулярные занятия с ними улучшают память, деятельность сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, устраняют эмоциональное напряжение, развивают координацию движений, силу и ловкость рук, поддерживают жизненный тонус. А в Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Прекрасное воздействие оказывает перекатывание между ладонями шестигранного карандаша. И у нас с малолетства учили детей играть в «Ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.

О пальчиковых играх можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале. Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для обучения в школе очень важно, чтобы у ребенка были хорошо развиты мышцы мелкой моторики. Пальчиковые игры - хорошие помощники для того, чтобы подготовить руку ребенка к письму, развивать координацию. А для того чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. В принципе, любые стихотворные произведения такого рода педагоги и родители могут сами «предложить на пальцы», т.е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков -сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.

Как уже было указано выше, с развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка.

Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», - показывали как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движениий. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

Организация: ГБДОУ Детский сад №34

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Мелкая моторика – совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.

К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка – основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным. Вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики.

Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. В числе исследователей можно назвать А. В. Антакову-Фомину, М. И. Кольцову, Е. И. Исенину. И. М. Сеченов в своих работах отмечал, что «ко всем ощущениям примешивается мышечное чувство: можно смотреть, не слушая, и слушать, не глядя, можно понюхать, не глядя и не слушая, но ничего нельзя сделать без движения. Мышечные ощущения, возникающие при действиях с предметом, усиливают все другие ощущения и помогают связать их в единое целое». Интересен онтогенез развития действий рук ребенка. И. М. Сеченов был одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предопределенности развития движении ребенка как результат созревания определенных нервных структур. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия с окружающей средой. Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Денисова, М.Ю. Кистяковская показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.

Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

– в связи с развитием познавательных способностей;

– в связи с развитием речи;

– развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе письма.

Развитие познавательных способностей в связи с развитием движений рук, особенно активно протекает в младенческом и раннем возрасте благодаря тому, что движения руки, обследующей различные предметы, является условием познания ребенком предметного мира. «Непосредственный практический контакт с предметами, действия с ними приводят к открытию все новых и новых свойств предметов и отношений между ними» (Д.Б. Эльконин).

С развитием мелкой моторики тесно связано развитие речи. Если внимательно посмотреть на снимок головного мозга, то становиться ясно, что двигательная речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь её частью. Около трети всей площади двигательной проекции занимает проекция кисти руки, расположенная близко от речевой зоны. Тренировка тонких движений пальцев рук оказывает большое влияние на развитие активной речи ребенка. Проведенные М.М. Кольцовой, Л.Ф. Фоминой исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев совпадает со степенью развития речи у детей. Для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни провели такой эксперимент: просили ребенка показать один пальчик, два, три («сделай вот так», – показывали, как надо делать). Дети, которым удается повторить изолированные движения пальцами, хорошо говорят. И, наоборот, у плохо говорящих детей пальцы либо напряжены и сгибаются только все вместе, либо, напротив - вялые, ватные и не делают отдельных движений. Таким образом, пока движения пальцев не станут свободными, добиться развития речи у детей не удается.

В быту человеку ежеминутно требуется совершать какие-нибудь действия мелкой моторики: застёгивание пуговиц, манипулирование мелкими предметами, письмо, рисование и т. д., поэтому от её развития напрямую зависит его качество жизни.

Этапы развития мелкой моторики в раннем возрасте

С самого рождения вместе с развитием нервной системы ребенка происходит становление мелкой моторики. Сначала ребенок непроизвольно сжимает и разжимает кулачки.

Около трех месяцев он уже рассматривает свои руки, играет пальцами, тянет кулаки в рот. В этом же возрасте он начинает осваивать захват, сперва непроизвольно, а с четырех месяцев уже намеренно схватывая предметы всей ладонью.

К полугоду ребенок держит игрушку, трясет ею, может сводить руки по средней линии, играет со своими ногами, тянет их в рот. Семимесячный ребенок учится хлопать в ладоши, перекладывает предметы из руки в руку, держит игрушку двумя руками сразу, учится держать объекты двумя пальцами. Последний навык к десяти месяцам активно развивается, в этом возрасте развитие моторики у детей уже позволяет брать все более мелкие предметы пальцами, рассматривая, вертеть их в руках, бросить. Примерно к году пинцетный захват сформирован, ребенок берет кончиками указательного и большого пальца самые мелкие крошки, бусинки.

В полтора года ребенок успешно строит башни из кубиков, возит машинки за веревочку, стучит молоточком, раскручивает крышки, рисует пальцами, любит играть в игрушки, которые надо соединять и разъединять (пирамидки, рамки-вкладыши). Ближе к двум годам развитие моторики у детей достигает того уровня, когда они с удовольствием рисуют каракули карандашами, чертят прямые линии, легко листают книги с тонкими страницами.

В два, два с половиной года башни из кубиков уже насчитывают не менее пяти этажей, появляются стены из разных деталей конструктора. Любимое занятие – пересыпание крупы и переливание жидкости из одной емкости в другую. Со знанием дела ребенок раскладывает мелкие предметы по местам. Учится резать ножницами, складывать бумагу и рисовать окружности.

К трем годам ребенок уже рисует круг, а также пересекающиеся линии, может обводить по контуру квадрат и круг. Учится работать с пластилином – катает колбаски и шарики. Любит играть с мячом – катает его, бросает и иногда успешно ловит.

Развитие моторики – процесс поступательный и индивидуальный у каждого ребенка. Сначала новые движения у ребенка выходят довольно неуклюже, но с практикой они приобретают плавность, точность, ловкость.

Роль игр и упражнений в развитии мелкой моторики детей раннего возраста

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: массаж пальчиков, пальчиковые игры, лепка, рисование, аппликация. Также интересна система развития мелкой моторики в играх Марии Монтессори. В работе используется накопленный многолетний опыт по данному направлению и основной принцип дидактики: от простого к сложному. При подборе игр и упражнений учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Для гармоничного разностороннего развития двигательных функций кисти руки необходимо тренировать руку в различных движениях – на сжатие, на расслабление, на растяжение. Для этого используются следующие приемы:

– систематичность проведения игр и упражнений. Автоматизация навыка развивается многократным его повторением;

– последовательность – (от простого к сложному). Сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Недопустимо что-то пропускать и «перепрыгивать» через какие-то виды упражнений;

– все игры и упражнения должны проводиться по желанию ребенка. Для любого человека, независимо от его возраста, значим результат. Поэтому любое достижение малыша должно иметь положительную оценку;

– недопустимо переутомление ребенка в игре, которое также может привести к нежеланию продолжать игру.

Для развития и совершенствованию «тонких» движений пальцев рук предлагаются разнообразные методы, как традиционные, так и нетрадиционные. К традиционным методам относятся:

– массаж рук – способствует более эффективному развитию моторики;

различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности;

– игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

– игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

– рисование карандашом (фломастером, кистью);

– застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

– одевание и раздевание игрушек;

– игры с бумагой прекрасно подойдут для самых маленьких детей;

– игры с крупой и песком.

Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Пальчиковые игры – это упражнения для улучшения подвижности пальцев, развитие их силы и гибкости, которые помогают не только в развитии мелкой моторики, но и стимулируют работу мозга. При выполнении упражнений пальчиковой гимнастики происходит возбуждение в речевых центрах головного мозга и усиление согласованной деятельности речевых зон, что соответственно стимулирует развитие речи.

Игры с пальчиками используются в режимных моментах.

Утром с небольшой подгруппой детей или индивидуально.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю –

Я вас всех приветствую (пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая их кончиками).

С целью формирования у детей элементарных представлений о своем организме и практических умений по уходу за ним используются движения пальцев кисти в сочетании с движением рук.

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом (пальцы рук поочередно, начиная с указательного, «здороваются» с большими пальцами),

Тот вырасти может

Болезненным, хилым (ладони ставятся одна над другой, изображая рост ребенка).

Дружат с грязнулями

Только грязнули (пальцы рук соединены в замок),

Которые сами

В грязи утонули (движение, имитирующее пловца).

У них вырастают

Противные бяки (пальцы сжать в кулак, затем выпрямить, руки согнуть в локтях, ладони друг за другом около носа),

За ними гоняются

Злые собаки (руки вперед, правая ладонь лежит на левой, пальцы чуть согнуть, каждый палец правой руки касается одноименного пальца левой руки).

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут фуки скрещены на груди, согнуться, выпрямиться, поднять руки вверх).

Для создания у детей положительного психоэмоционального настроения применяются упражнения: «Пальчики здороваются», «С добрым утром!» и самомассаж пальцев «Помоем руки».

С добрым утром, глазки!

(Поглаживаем веки глаз)

Вы проснулись?

(«Смотрим в бинокль»)

С добрым утром, ушки!

(Поглаживаем ушки!)

Вы проснулись?

(Прикладываем ладонь к ушам.)

С добрым утром, ручки!

(Поглаживаем кисти рук)

Вы проснулись?

(Хлопаем в ладоши)

С добрым утром, ножки!

(Поглаживаем ноги)

Вы проснулись? (Притопываем)

С добрым утром, солнце! (Руки раскрываются навстречу солнышку)

Я проснулась! (Голову слегка запрокинуть и широко улыбнуться).

Все игры и упражнения, которые проводятся с детьми в интересной, непринужденной игровой форме, помогают развивать мелкую моторику рук наших малышей, их речь, внимание, мышление, а также доставляют им радость и удовольствие.

Нетрадиционное использование различных материалов и предметов стимулирует умственную деятельность, увеличивает словарный запас, развивает координацию движений пальцев рук, способствует хорошему настроению, приучает ребенка к точным целенаправленным движениям. Также у ребенка развивается концентрация внимания.

К нетрадиционным методам развития мелкой моторики можно отнести инновационные идеи, нестандартное оборудование, например,

– самомассаж кистей и пальцев рук грецкими орехами, карандашами, массажными щетками, каштанами, воздушными шарами, логопедическими перчатками с нашитыми пуговицами;

– рисование пальчиками;

– аппликации из необычных материалов, например, ватные диски, куски ткани, природные материалы, пластилин;

– в играх с пальчиками можно с использовать разнообразный материал: природный, хозяйственно-бытовой, бросовый и др.

Для таких игр подойдут:

– мячи;

– кистевые эспандеры – которые развивает мышечную силу кисти;

– бытовые прищепки;

– щётки для волос;

– бусы разного диаметра;

– платочки;

– зубные щетки;

– бигуди;

грецкие орехи;

– счётные палочки.

Широко используется продуктивная деятельность в развитии мелкой моторики – рисование, лепка, аппликация, конструирование. Необходимо привить детям любовь к природным материалам. Это очень трудная и кропотливая работа, которая также развивает силу руки и пальцев, обеспечивает смену тонуса мускулатуры рук.

Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь – учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и так далее. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка.

Список литературы:

  • Гаврилина, СЕ. Развиваем руки, чтобы и писать и красиво рисовать. / С.Е. Гаврилина, Н.Л. Долбишева, А.Ю. Куров, Москва: Академия развития, 2003 - 192 с.

Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг / М.М. Кольцова, М.С. Рузина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2006. – 228 с.

  • Пименова, ЕП. Пальчиковые игры. / Е.П.Пименова. – Ростов–на–Дону: Феникс, 2007. - 224с.

Ермакова, И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. / И.А.Ермаков. – СПб: Литера, 2008. – 32с.

Лазаренко, О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. / О.И. Лазаренко. – Москва: АЙРИС-пресс, 2015. – 32 с.

Шишкова, С.Ю. Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание. Уникальная комплексная программа развития малышей. / С.Ю. Шишкова. – Москва: АСТ, 2016. – 177с.

Вавилова, А. В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи. Молодой ученый. / - 2014. - №5. - С. 495-497. [Электронный ресурс] Режим доступа https://moluch.ru/archive/64/10336/