Слайд 1. Художественно-эстетическое воспитание - это важнейшее средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Слайд 2. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Слайд 3. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 4. В концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Слайд 5. О формировании личности ребёнка посредством художественно-эстетического воспитания писали многие деятели культуры, педагоги, психологи: Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский. По их мнению формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс.

А дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором

закладываются основы художественно-эстетического, творческого

отношения к действительности.

По определению Л.С. Выготского, этот период является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».

Слайд 6. Если художественно-эстетическая деятельность возникает под влиянием произведений искусства, значит особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Цель такого воспитания в педагогическом определении:

Слайд 7. Задачи.

· Развивать способность любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.

· Учить глубоко понимать и грамотно оценивать объекты искусства. Формировать созидательные способности личности и создавать условия для их воплощения в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.

· Формировать морально-этические общечеловеческие нормы и ценности.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:

Учить детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитию словесного творчества.

Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Слайд 8 . Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является

При создании предметно-пространственной среды педагог должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной (много игр и игрушек), вариативной (наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов), доступной и безопасной.

Между собой компонентов:

· обновление содержания образования

· создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности).

В. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам поразмышлять о современных подходах в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, и какие необходимо создать оптимальные условия для развития музыкальности детей.

Слайд 10. Говоря о современном подходе в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, важно отметить, что его

цель – не подготовка музыкантов, художников, поэтов, дизайнеров, а

Маленького человека,

Что является основой успешности в дальнейшем.

Многие дети способны видеть необычное в обычном, по- особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный выбор.

Слайд 11. воспитывают в малышах такие необходимые для успешного человека качества , как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать).

Слайд 12. Итак, главное, в чем заключается современный подход в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников – это отношение педагогов к детям, их тонкое видение возможностей каждого воспитанника,

Слайд 13. Для успешного музыкально-эстетического воспитания малышей важны соблюдения двух главных условий

· Использование в работе с детьми только хорошо проверенного, качественного и при этом доступного художественного материала.

· Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка в самостоятельном выборе художественного материала, игровых ролей, способа самовыражения в различных видах музыкальной деятельности.

1.Синкретичность

Соединение музыки, речи и движения. – синкритичная идея: речь и движение с двумя корнями из которых выросла музыка. У речи с музыкой 10 общих выразительных средств.

Что касается движения, то это известно всем – музыка – это движение звуков.

Речь – это двигательный акт – речь и пение имеет один вход. Один технологический аппарат.

Наука нам говорит о том, что в левом полушарии мозга находится центр, отвечающий за речевое понимание, смыслов конкретно. В этом же полушарии находится центр, который отвечает за считывание аналитических параметров музыки. Они находятся рядом, поэтому есть возможность устанавливать глубинные связи, поэтому музыка используется часто, как коррекция нарушения речи.

Наука предлагает сразу начинать двигаться с детьми под музыку, это запускает процесс глубинного внутреннего понимания музыки.

2.Использование инструмента.

Определяется одной простой мыслью. – обучение музыке невозможно без использования инструмента. Только играя, танцуя и напевая человек становится музыкантом.

Музыка, это не знания, это умения что-то делать, умения себя проявлять, умение работать в команде. «Нам нравится работать вместе»

3 Импровизация.

Важнейший принцип – импровизация. Простота использования музыкальных средств, простота их развития позволяет быть креативным. «Сделали так, а сейчас по-другому»

4.«Игровой подход» - очень близко связан с импровизацией. Коллективные игры, где играют все без исключения независимо от уровня музыкальных способностей. Дети импровизируя, делают это для себя. Они в это время играют, получают при этом удовольствие. Игра – это основа основ музыкальной педагогики.

Важно воплотить эти принципы на основе своего музыкального фольклора. т.к. фольклор объединяет речь, музыку, движения.

Обучение происходит посредством делания.

Излюбленная форма - круг. В кругу, или в хороводе происходит поднятие сил и настроения. Происходит это из-за того, что некоторое время ты находишься в сплочении людей, которые близки тебе по духу и ты чувствуешь их мощную поддержку. Считается, что хоровод – это магический танец.

Играя в кругу, часто роль ведущего передаётся от игрока к игроку по кругу. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Ребёнок имеет право на свою высказанную мысль, может даже не подходящую к данному, услышанному им произведению.

задач.

1 Соединение музыки, речи, движения.

2 Партнёрские отношения.

3 Большая двигательная активность.

4 Возможность использовать музыкальные инструменты в различных видах деятельности без предварительного обучения.

5 На занятиях не используется шаблонное обучение и сидение на стульчиках.

6 Шаги таких занятий ведут от простого к сложному.

Для того, чтобы решить эти задачи и используются в работе новые программы и технологии.

Позволяет организовать занятия интересно, насыщенно, чтобы у детей была возможность активного участвовать в ходе занятия.

«Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой,

методика А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Сегодня нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации.

Она отвечает запросам современных детей.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Проектирование

Очень активно используем своей работе используем проектирование.

Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. А главное - проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью.

Театрализация.

Одним из самых любимых, универсальных и доступных видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции в развитии ребенка является театрализация.

Но в не том качестве, как его понимают сегодня многие педагоги.

Это импровизированное обыгрывание фольклорных произведений в первую очередь, где каждый ребёнок – участник игры, выполняет свою определённую роль.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность реализации для всех ее участников, независимо от их возраста.

Такая театрализация и будет способствовать развитию у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, воли, памяти, фантазии, навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Связь с социумом.

Выступление в Красном кресте, сотрудничество с Детской школой искусств, с Этнокультурным центром НАО.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Художественно-эстетическое развитие детей в условиях реализации ФГОС в ДОУ

Слайд 1. Художественно-эстетическое воспитание - это важнейшее средство нравственного и умственного воспитания, то есть средство формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Слайд 2. Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Педагогика определяет художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Слово «красивый» рано входит в жизнь детей. С первого года жизни они слышат песню, сказку, рассматривают картинки. Одновременно, с действительностью искусство становится источником их радостных переживаний. В процессе эстетического воспитания у них происходит переход от безотчетного отклика на все яркое, красивое к сознательному восприятию прекрасного.

Слайд 3. В настоящее время в образовательном пространстве ДОУ особое внимание уделяется художественно-эстетическому развитию дошкольников.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования художественно-эстетическое развитие предполагает:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Слайд 4. В концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".

Слайд 5. О формировании личности ребёнка посредством художественно-эстетического воспитания писали многие деятели культуры, педагоги, психологи: Д.Б.Кабалевский, А.С.Макаренко, Б.М.Неменский, В.А.Сухомлинский, Л.Н.Толстой, К.Л.Ушинский. По их мнению формирование художественных и эстетических идеалов у детей, как части их мировоззрения, - сложный и длительный процесс.

А дошкольный возраст – один из ответственных этапов, на котором

закладываются основы художественно-эстетического, творческого

отношения к действительности.

По определению Л.С. Выготского, этот период является «первой ступенью в системе непрерывного художественного образования, цель которого – наиболее полно раскрыть весь огромный творческий потенциал ребенка».

Слайд 6. Если художественно-эстетическая деятельность возникает под влиянием произведений искусства, значит особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства.

Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Цель такого воспитания в педагогическом определении:

Формирование и совершенствование эстетического вкуса, воспитание чувства прекрасного.

Слайд 7. Задачи.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему:

Одна из главных задач педагога в этом направлении -

развитие эмоциональной отзывчивости

  • Развивать способность любить и ценить красоту окружающего мира, наслаждаться созерцанием прекрасного в сфере искусства и в обыденной жизни.
  • Учить глубоко понимать и грамотно оценивать объекты искусства. Формировать созидательные способности личности и создавать условия для их воплощения в активной самостоятельной творческой деятельности по созданию прекрасного в жизни.
  • Формировать морально-этические общечеловеческие нормы и ценности.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:

Учить детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитию словесного творчества.

Ребенок, в соответствии со своими возрастными возможностями и особенностями, должен знать сказки, песни, стихотворения; уметь танцевать, конструировать, рисовать.

Слайд 8 . Одним из важнейших условий реализации системы художественно - эстетического развития в дошкольном учреждении является организация развивающей предметно-пространственной среды.

При создании предметно-пространственной среды педагог должен руководствоваться общими принципами, определенными в пункте 3.3. 4 ФГОС дошкольного образования.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно – насыщенной, трансформируемой, полуфункциональной (много игр и игрушек), вариативной (наличие в дошкольной образовательной организации или группе различных пространств для игры, конструирования, уединения и пр., разнообразных материалов игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов), доступной и безопасной.

Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования
  • (выбор программ и технологий);
  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды: уголки книг, театрализованной, изобразительной, музыкальной деятельности).
  • организация образовательного процесса
  • (работа с детьми и родителями);
  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Слайд 9. Современный подход в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников

“Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности.

Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту - маленький человек осознает свое достоинство, развивает духовные силы ребенка, его творческую активность.

Жизнь детей без музыки невозможна, как невозможна без игры и без сказки....”

В. Сухомлинский

Уважаемые коллеги! Предлагаю вам поразмышлять о современных подходах в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, и какие необходимо создать оптимальные условия для развития музыкальности детей.

Слайд 10. Говоря о современном подходе в организации музыкально-эстетического воспитания дошкольников, важно отметить, что его

цель – не подготовка музыкантов, художников, поэтов, дизайнеров, а

раскрытие творческого потенциала маленького человека,

Воспитание чувств и развитие эмоциональной сферы , что является основой успешности в дальнейшем.

Многие дети способны видеть необычное в обычном, по- особому ярко воспринимать мир, находить нестандартные решения и уметь делать свой собственный выбор.

Слайд 11. Занятия музыкально-эстетического цикла воспитывают в малышах такие необходимые для успешного человека качества , как терпение, трудолюбие, целеустремленность, умение одновременно делать несколько дел (слышать, видеть, действовать руками, двигаться, думать).

Слайд 12. Итак, главное, в чем заключается современный подход в музыкально-эстетическом воспитании дошкольников – это отношение педагогов к детям, их тонкое видение возможностей каждого воспитанника,

умение создать развивающую среду и организовать творческое игровое взаимодействие.

Слайд 13. Для успешного музыкально-эстетического воспитания малышей важны соблюдения двух главных условий для художественного самовыражения и творческого развития каждого ребенка.

  • Использование в работе с детьми только хорошо проверенного, качественного и при этом доступного художественного материала.
  • Индивидуализация образования, учет интересов и возможностей каждого ребенка в самостоятельном выборе художественного материала, игровых ролей, способа самовыражения в различных видах музыкальной деятельности.

Слайд 14. Принципы построения музыкальных занятий:

1.Синкретичность

Соединение музыки, речи и движения. – си нкритичная идея: речь и движение с двумя корнями из которых выросла музыка. У речи с музыкой 10 общих выразительных средств.

Что касается движения, то это известно всем – музыка – это движение звуков.

Речь – это двигательный акт – речь и пение имеет один вход. Один технологический аппарат.

Наука нам говорит о том, что в левом полушарии мозга находится центр, отвечающий за речевое понимание, смыслов конкретно. В этом же полушарии находится центр, который отвечает за считывание аналитических параметров музыки. Они находятся рядом, поэтому есть возможность устанавливать глубинные связи, поэтому музыка используется часто, как коррекция нарушения речи.

Наука предлагает сразу начинать двигаться с детьми под музыку, это запускает процесс глубинного внутреннего понимания музыки.

2.Использование инструмента.

Определяется одной простой мыслью. – обучение музыке невозможно без использования инструмента. Только играя, танцуя и напевая человек становится музыкантом.

Музыка, это не знания, это умения что-то делать, умения себя проявлять, умение работать в команде. «Нам нравится работать вместе»

3 Импровизация.

Важнейший принцип – импровизация. Простота использования музыкальных средств, простота их развития позволяет быть креативным. «Сделали так, а сейчас по-другому»

4.« Игровой подход» - очень близко связан с импровизацией. Коллективные игры, где играют все без исключения независимо от уровня музыкальных способностей. Дети импровизируя, делают это для себя. Они в это время играют, получают при этом удовольствие. Игра – это основа основ музыкальной педагогики.

Важно воплотить эти принципы на основе своего музыкального фольклора. т.к. фольклор объединяет речь, музыку, движения.

Обучение происходит посредством делания.

Излюбленная форма - круг. В кругу, или в хороводе происходит поднятие сил и настроения. Происходит это из-за того, что некоторое время ты находишься в сплочении людей, которые близки тебе по духу и ты чувствуешь их мощную поддержку. Считается, что хоровод – это магический танец.

Хороводы возникли в необозримой древности, ещё в первобытном обществе. Так же, спорным остаётся вопрос о том, от какого слова произошёл этот термин и что он означает в своём изначальном варианте. Есть предположение, что само слово "хоровод" разделяется на хор - пение и вод - водить. Но, у других народов, которые также имеют данный обрядовый танец в своей культуре, мы можем увидеть интересные обращения с этим названием. К примеру, литовцы-руссы называют его - корогод, а хорваты, далматы, богемцы и некоторые другие называют его просто и для нас понятно - коло. Коло - в древнерусском языке - колесо, солнце.

Играя в кругу, часто роль ведущего передаётся от игрока к игроку по кругу. Действия ведущего не обсуждаются и не оцениваются. Ребёнок имеет право на свою высказанную мысль, может даже не подходящую к данному, услышанному им произведению.

Слайд 15. Решается целый ряд социальных коммуникативных

задач.

  1. Соединение музыки, речи, движения.
  2. Партнёрские отношения.
  3. Большая двигательная активность.
  4. Возможность использовать музыкальные инструменты в различных видах деятельности без предварительного обучения.
  5. На занятиях не используется шаблонное обучение и сидение на стульчиках.
  6. Шаги таких занятий ведут от простого к сложному.

Для того, чтобы решить эти задачи и используются в работе новые программы и технологии.

Слайд 16. Программа «Ладушки» позволяет организовать занятия интересно, насыщенно, чтобы у детей была возможность активного участвовать в ходе занятия.

«Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой,

методика А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика».

Слайд 17. Формы организации педагогического процесса

Сегодня нормой музыкальной жизни в детском саду становятся интегрированные занятия.

Отличительной особенностью этого вида занятий, предполагающих синтез различных видов искусства, является необычная форма его организации.

Она отвечает запросам современных детей.

Через сравнение, сопоставление художественных образов дети глубже прочувствуют индивидуальность произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.

Проектирование

Очень активно используем своей работе используем проектирование.

Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес.

Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. А главное - проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью.

Театрализация.

Одним из самых любимых, универсальных и доступных видов детской деятельности, позволяющих решать практически все задачи воспитания и коррекции в развитии ребенка является театрализация.

Но в не том качестве, как его понимают сегодня многие педагоги.

Это импровизированное обыгрывание фольклорных произведений в первую очередь, где каждый ребёнок – участник игры, выполняет свою определённую роль. Главная задачи при этом не обучающая, а воспитывающая.

Совместная творческая деятельность – это прекрасная возможность реализации для всех ее участников, независимо от их возраста.

Такая театрализация и будет способствовать развитию у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, воли, памяти, фантазии, навыков (речевых, коммуникативных, организаторских, оформительских, двигательных и т.д.)

Связь с социумом.

Выступление в Красном кресте, сотрудничество с Детской школой искусств, с Этнокультурным центром НАО.


Художественно-эстетическое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОУ

МКДОУ ЦРР

Детский сад №13

Воспитатель: Пичугина О. В.


Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС

Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).


К художественно-эстетической деятельности относится:

  • Изобразительная деятельность;
  • Музыкальная деятельность;
  • Восприятие художественной литературы ;
  • Театрализованная деятельность.

Что такое художественно-эстетическое развитие

Это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности

(Д.Б. Лихачёв)

Это система мероприятий, направленных на выработку и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное и возвышенное в искусстве. (Краткий словарь по эстетике )

Целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребёнка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить, творить по «законам красоты». (Н.Сакулина)


Задачи обучения в младшей группе:

  • Готовить к восприятию произведений искусства;
  • Готовить детей к посещению театра;
  • Знакомить со средствами выразительности в разных видах искусства;
  • Способствовать развитию певческих навыков;
  • Познакомить с тремя музыкальными жанрами;
  • Приобщать к декоративной деятельности;
  • Познакомить с материалами для рисования (карандашами, красками) и приемами пользования ими;
  • Подводить к различению видов искусства через художественный образ;
  • Рассказывать содержание произведения с опорой на рисунки и на вопросы воспитателя.

Задачи обучения в средней группе:

  • Приобщать детей к восприятию искусства, развивать интерес к нему;
  • Познакомить детей с профессиями артиста, художника, композитора;
  • Познакомить с архитектурой;
  • Закреплять знания о книге, книжной иллюстрации;
  • Продолжать развивать интерес к изобразительной деятельности;
  • Обогащать представления детей об искусстве;
  • Знакомить с произведениями народного искусства;
  • Закреплять знания детей о книге, книжной иллюстрации;
  • Учить выделять и называть основные средства выразительности;
  • Узнавать песни по мелодии, выполнять танцевальные движения, играть на музыкальных инструментах.

Задачи обучения в старшей группе

  • Учить выделять, называть, группировать произведения по видам искусства;
  • Знакомить с жанрами музыкального и изобразительного искусства;
  • Знакомить с произведениями живописи;
  • Знакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства»;
  • Развивать эстетические чувства, эмоции, эстетическое восприятие произведений искусства, учить соотносить художественный образ и средства выразительности;
  • Продолжать формировать интерес к музыке, живописи, литературе, народному искусству;
  • Формировать бережное отношение к произведениям искусства.

  • Целевые ориентиры программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании, художественно-эстетической деятельности и др.;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности,

  • Успешность художественно-эстетической деятельности определяется увлеченностью и способностью детей свободно использовать приобретенные знания, умения и навыки в самом процессе деятельности и находить оригинальные решения поставленных задач.
  • У детей постоянно развивается творческое, гибкое мышление, фантазия и воображение. Творческий поиск в конкретном виде деятельности приводит к положительным результатам.

Система педагогического взаимодействия педагогов и детей ведется в интеграции:

  • музыкальное воспитание,
  • художественно-речевая деятельность,
  • изобразительная деятельность.

Чтобы установить взаимосвязь между знаниями, нужно использовать интегрированный подход к процессу обучения дошкольников.

Интеграция - это сложный структурный процесс, требующий научения детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развития умения применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; развития у дошкольников желания активно выражать себя в каком-либо творчестве.


  • Искусство является незаменимым средством формирования духовного мира детей: литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
  • Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности, одним словом, реализовать себя как творческая личность.

  • Одним из приоритетных направлений деятельности МКДОУ «Детский сад №13» является художественно-эстетическое развитие. Работа по данному направлению проходит через все разделы программы.
  • Основная цель педагогического коллектива: создание системы работы по художественно-эстетическому воспитанию, обеспечивающей эмоциональное благополучие каждого ребенка и на этой базе развитие его духовного, творческого потенциала, создание условий для его самореализации.

Для достижения поставленной цели нами

сформулированы следующие задачи:

  • Изучение современных подходов к проблемам художественно-эстетического развития дошкольников.
  • Создание условий, способствующих реализации художественно-эстетического развития воспитанников, их творческого потенциала.
  • Использование современных технологий в художественно-эстетическом развитии детей.

Основные компетенции педагога:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

Непосредственное общение с каждым ребёнком;

Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям.


Система работы по художественно-эстетическому воспитанию состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:

  • обновление содержания образования

(выбор программ и технологий);

  • создание условий для художественно-эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое обеспечение, создание предметно - развивающей среды);
  • организация образовательного процесса

(работа с детьми и родителями);

  • координация работы с другими учреждениями и организациями.

Работа в ДОУ строится в соответствии с требованиями образовательной программы «Детство» » под ред. А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Бабаевой и в сочетании с программами: «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, «Развитие личности ребенка средствами хореографии. Театр танца» О.Усовой, «Ладушки» И.Каплуновой, И.Новосельцевой

Использование данных программ дает педагогическому коллективу возможность творческого подхода к организации работы с детьми, интеграции образовательного содержания при решении образовательных задач, приобщению к искусству, музыке, литературе, народной культуре.


  • В процессе художественной деятельности ребёнок получает широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования творческих способностей.
  • Специфической особенностью художественно-эстетической деятельности является то, что она обращена ко всей личности человека.

Условия успешного осуществления художественно-эстетической деятельности:

  • Тесная связь с искусством.
  • Интеграция разных видов искусства и разнообразных видов художественно-творческой деятельности детей.
  • Индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
  • Освоение детьми доступных им средств художественной выразительности
  • Взаимосвязь обучения и творчества как фактор формирования творческой личности.
  • Создание эстетической развивающей среды.

Задачи художественно- эстетического воспитания:

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучению детей рисованию, лепке, пению, движениям под музыку, развитие словесного творчества.


Три правила:

Жить в красоте

Делать эстетику быта средством эстетического воспитания

Замечать красоту

Поддерживать и создавать красоту вокруг себя


Необходимо помнить:

Эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс.

Целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус.

Эффективность работы по художественно - эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения.

Художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Важные качества обстановки детского сада – это привлекательность, информативность, доступность всех её компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом.

Эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально – образную основу обстановки, её местный колорит.


Вовлечение родителей в педагогический процесс (художественно-эстетическое направление)

Информационно- аналитическое (анкетирование, тестирование)

Познавательное (собрания, беседы, создание предметно-развивающей среды

Наглядно-

информационное

(родительские уголки, выставки, дни открытых дверей)

Досуговое (праздники, развлечения, экскурсии)





Спасибо за внимание!

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности.

Это правило касается всех сфер духовности жизни ребенка и особенно эстетического воспитания».

В.А.Сухомлински

Задачи направления:

Формирование у детей эстетического отношения к миру, накопление эстетических представлений и образов, развитие эстетического вкуса, художественных способностей, освоение различных видов художественной деятельности. В этом направлении решаются как общеобразовательные, так и коррекционные задачи, реализация которых стимулирует развитие у детей сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции; умение выражать в художественных образах свои творческие способности.

Данное направление осуществляется с детьми от двух до семи лет. «Содержание образовательной области «Художественное творчество» направленно на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в самовыражении через решение следующих задач:

  1. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

– Рисование

Развитие восприятия, обогащение сенсорного опыта путем выделения формы предметов.

Развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: глиной, пластилином, пластической массой. Формирование умения аккуратно пользоваться материалами.

Аппликация знакомство с приемом образование с целью создания выразительных приемов.

Привлечение детей к созданию предметных и сюжетных композиций.

  1. Развитие детского творчества

Развитие интереса к действиям с карандашами, фломастерами, кистью, красками, глиной.

Содействие возникновению чувства радости от самостоятельно нарисованного.

Развитие интереса детей к изобразительной деятельности. Обогащение сенсорного опыта, развитие органов восприятия.

Развитие эстетического восприятия. Знакомство с народным декоративно – прикладным искусством.

  1. Приобщение к изобразительному искусству

Формирование основ художественной культуры. Развитие интереса к искусству. Закрепление знание об искусстве как виде творческой деятельности людей, о видах искусства.

Работа в направлении художественно-эстетического развития нацелена на полноценное психическое развитие детей, на развитие таких процессов, без которых невозможно познание красоты окружающей жизни (и искусства) и отражение ее в разнообразной художественно-творческой деятельности. Это эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мышление, внимание, воля. Эстетическое воспитание помогает становлению основных качеств личности: активности, самостоятельности, трудолюбия.

  1. Эстетическая развивающая среда.

Формирование интереса к ближайшей окружающей среде: к детскому саду, дома, где живут дети. Привлечение внимания детей к своеобразному оформлению разных помещений.

Художественно-эстетическое воспитание

Художественно-эстетическое воспитание осуществляется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и активного включения детей в различные виды художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

В разных возрастных группах программа предусматривает:

Развитие интереса к различным видам искусства (литература, изобразительное, декоративно-прикладное искусство, музыка, архитектура и др.);

Формирование художественно-образных представлений, эмоционально-чувственного отношения к предметам и явлениям действительности, воспитание эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное;

Развитие творческих способностей в рисовании, лепке, аппликации, художественно-речевой и музыкально-художественной деятельностях;

Обучение основам создания художественных образов, формирование практических навыков и умений в разных видах художественной деятельности;

Развитие сенсорных способностей: восприятия, чувства цвета, ритма, композиции, умения элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах;

Приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.

В программе представлен новый раздел «Культурно-досуговая деятельность», включающий самостоятельную художественную и познавательную деятельность ребенка, праздники и развлечения как основу творчества детей и формирования их интересов.

В программе впервые представлено описание эстетической предметно-развивающей среды , выделены направления работы по ее созданию.

Значительная роль в эстетическом воспитании отводится конструированию (с игровым строительным материалом в младших и средней группах, в старшей и подготовительной группах к этому добавляется работа с бумагой и природными материалами), основными задачами обучения которому являются развитие у детей элементов конструктивной, проектной деятельности и творчества.

Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию необходимо грамотно организовать педагогический процесс. Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на эстетическое развитие, строится в ДОУ в трех направлениях:

    специально организованное обучение;

    совместная деятельность педагогов и детей;

    самостоятельная деятельность детей.

Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:

    групповые и подгрупповые занятия,

    праздники,

    развлечения,

    дидактические игры,

    выставки рисунков и поделок,

    занятия в библиотеке,

    создание рукописных книг,

    участие в конкурсах детского изобразительного творчества;

В детском саду организована работа дополнительных услуг художественно - эстетической направленности

Эстетическое развитие – процесс и результат развития способностей видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее. М. Н. Зубарева выделяет следующие уровни эстетического развития дошкольника.

На первом уровне ребенок 3-4 лет эмоционально радуется изображению знакомых предметов, которые он узнал на картинке, но еще не образу. Мотив оценки носит предметный или житейский характер (выбрал открытку, потому что "дома такой еще нет", "потому что здесь лодка, можно покататься", "потому что яблоко, оно вкусное").

На втором уровне ребенок к 5 годам начинает не только видеть, но и осознавать те элементарные эстетические качества в произведении, которые делают картину для него привлекательной. Дети могут получать элементарное эстетическое наслаждение, оценивая в картине как красивое цвет, цветовые сочетания изображенных предметов и явлений, реже – форму и композиционные приемы.

На третьем, высшем, уровне дети 6-7 лет поднимаются до способности воспринимать больше, чем заложено во внешних признаках изображаемого явления. Ребенок улавливает внутреннюю характеристику художественного образа.

Основными педагогическими условиями для эстетического развития, перехода детей с одного уровня на другой, являются следующие:

  • – организация восприятия ребенка;
  • – организация материально-культурного пространства. Наличие разнообразных объектов среды изучения и созерцания;
  • – профессионализм руководства эстетическим воспитанием детей;
  • – интерес ребенка к деятельности. Необходимо дать ребенку возможность выразить собственные творческие мысли и чувства.

Эти условия делают процесс эстетического развития целенаправленным и управляемым, дают возможность, по словам Л. С. Выготского, "вести за собой развитие". В этом случае речь идет об эстетическом воспитании.

Методологические основы эстетического воспитания представлены на рис. 23.

Проблемами эстетического воспитания в отечественной педагогике занимались Л. С. Выготский, Б. М. Теплов, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, В. Н. Шацкая, Е. А. Флерина, Н. Н. Сакулина, Н. А. Ветлугина и др.

С современной точки зрения, эстетическое воспитание – это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Целью эстетического воспитания и образования является развитие готовности личности ребенка к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искусстве или действительности; развитие эстетического сознания, включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих навыков и умений в области художественной, духовной и физической (телесной) культуры.

Задачи эстетического воспитания определяются возрастными особенностями детей. Их можно объединить в четыре группы, направленные:

  • – на развитие эстетической восприимчивости, эстетического запаса образов, формирование эстетических эмоций, чувств, отношений, интересов;
  • – формирование элементарного эстетического сознания (включает объем представлений и знаний, эстетические суждения и оценки; для этого детей знакомят с разнообразными эталонами: сенсорными, эмоциональными, искусствоведческими и эстетическими);

Рис. 23.

  • – освоение эстетической деятельности (развивать эстетическое и художественное восприятие; формировать первичные умения и навыки исполнительской художественной деятельности; воспитывать творческие умения и навыки вносить элементы прекрасного в окружающую ребенка жизнь);
  • – развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

Указанные задачи эстетического воспитания детей взаимно обусловлены и тесно переплетаются между собой. В качестве важнейшей задачи, которая объединяет вокруг себя все остальные, по мнению Н. А. Ветлугиной, выступает задача социально-нравственного развития ребенка-дошкольника. "Научить различать добро и зло в человеческих отношениях, воспринимать красоту форм, линий, звуков, красок – это значит сделать его лучше, нравственнее, содержательнее", – писала она.

Характерными признаками такого единства задач эстетического и социально-нравственного развития дошкольников являются эмоциональный отклик детей па доступные их пониманию явления социальной жизни; стремление сопереживать чужую радость и печаль; активные попытки преобразовать быт, хотя бы в игре; желание участвовать в носильном художественном труде, украшающем жизнь; потребность в совместных действиях, способность радоваться успехам других и т.д.

Работа по эстетическому воспитанию в современном детском саду должна строиться па следующих принципах:

  • эстетическое воспитание осуществляется во взаимосвязи со всей воспитательно-образовательной работой в дошкольном учреждении. Деятельность педагогов по развитию художественного творчества детей рассматривается как органическая часть общей педагогической работы;
  • принцип взаимосвязи обучения и развития. Весь воспитательно-образовательный процесс в ДОУ строится на основе единства воспитания и обучения, которое носит развивающий характер и ведет за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей. Особенное значение при этом придается взаимосвязи эстетического воспитания с интеллектуальным и нравственным;
  • детское творчество связано с жизнью и отражает в себе все многообразие ее проявлений, что предопределяет вариативность содержания , форм и методов организации детской художественной деятельности;
  • интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом развитии детей. Интеграция обеспечивает разностороннее воздействие на ребенка, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением ребенка в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичной для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественноречевой, театрально-игровой);
  • художественно-эстетический принцип отбора материала определяет стратегию отбора произведений, ориентирует воспитателя и ребенка на то, что перед ними произведения словесного искусства, которые раскрывают богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты; учит понимать прекрасное в жизни;
  • принципы народности и культуросообразности, соответствия моделируемой картины мира самосознанию того народа, культура которого изучается. В то же время культурологический принцип позволяет познакомить детей дошкольного возраста с культурой разных пародов мира, раскрыть своеобразие, неповторимость произведений народного творчества и художественной литературы;
  • индивидуальный подход в художественно-эстетическом воспитании , основанный на выявлении индивидуальных различий детей и определении оптимальных путей развития творческих художественных способностей каждого ребенка и др.;
  • преемственность в эстетическом воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Перечисленные принципы синтезируют вокруг себя все эстетические понятия, раскрывая, обосновывая и развивая их. Они обосновывают эстетический взгляд на мир, предопределяющий содержание эстетического воспитания, которое включает два компонента: содержание воспитательной деятельности по развитию художественной деятельности детей; содержание воспитывающих влияний по художественно-эстетическому развитию воспитанников в процессе образовательной деятельности всех сотрудников детского сада и семьи в целом.

Средства реализации содержания художественно-эстетического воспитания подбираются педагогическим коллективом в соответствии с целями и задачами, поставленными перед ДОУ:

  • эстетическое общение особое условие и средство эстетического воспитания, направленное на то, чтобы заинтересовать детей, зажечь их сердца, развить в них активность, пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, в то, что он пришел в мир творить добро и красоту, приносить людям радость;
  • природа : она заключает в себе многообразие чувственно-эстетических свойств и благодаря этому имеет огромные возможности для понимания детьми, по словам Л. Леонова, богатства мира, в котором живут, мира, который дружески расположен к человеку, кроме того, природа способствует тому, чтобы и дети открылись ему всей душой;
  • искусство (музыка, литература, театр, произведения художественно-декоративного творчества) способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, формирует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов;
  • окружающая предметная среда, по мнению К. А. Флериной, повышает активность, творческий характер художественно-эстетической деятельности дошкольников, ее результативность. Она указывала на то, что не только красивые предметы сами по себе эстетически воспитывают детей, "но и та живая работа, то заботливое отношение воспитателя и детей к вещам, которые необходимо воспитывать";
  • самостоятельная художественная деятельность детей (музыкальная, изобразительная, художественно-игровая) представляет собой средство и процесс формирования у детей способности чувствовать, понимать и любить искусство, развития потребности в художественно-творческой деятельности, формирование мировосприятия ребенка средствами искусства;
  • разнообразные виды игр : дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, игры-драматизации и др.;
  • разные виды труда детей в детском саду, о значении которых говорил В. А. Сухомлинский: он связывал их с формированием представлений о красоте бытия и радости ее создания: "Радость труда – красота бытия";
  • физические упражнения и элементы спортивных игр.

В процессе развития разных видов художественной деятельности детей идет развитие моторики, ручной умелости, микро- и макродвижений, зрительно-двигательной координации. Это сближает задачи эстетического и физического воспитания.

Физические упражнения сочетают достижения физической красоты и духовного, нравственного развития. Выпадение данного средства из системы эстетического воспитания нарушает гармонию телесного и духовного развития детей. В дальнейшем сама изобразительная и художественная деятельность дошкольников выступает как психолого-педагогическое условие, способствующее охране психофизического и психологического здоровья ребенка, его эмоционального благополучия;

– важным средством эстетического воспитания детей Е. А. Флерина считала праздники. Основное в празднике – идея, оформление в музыке, в изобразительном искусстве, художественном слове – все это способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников и, самое главное, единству интеллектуального и чувственного в процессе эстетического воспитания детей.

H. А. Ветлугина праздники и детские игры относила также к формам организации эстетического воспитания детей в ДОУ. Она отмечала, что работа по эстетическому воспитанию в детском саду тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.

  • 1. Игры. Игра в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступает в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности детей сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит "сдвиг мотива на цель". Специфика детского рисования заключается в том, что, рисуя, малыш реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей он использует "каракули" и "рисунки-схемы". Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастет в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.
  • 2. Занятия. Основной задачей занятий по развитию художественно-эстетической деятельности является формирование у детей структуры самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура занятий с детьми дошкольного возраста повторяет ход развертывания изобразительной деятельности детей – имеет три части: обследовательскую, исполнительскую и оценочную, которые присутствуют на всех занятиях, но характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, программного содержания занятий, уровня подготовки детей.

Во время обследовательской части занятия проводится рассматривание и анализ образца; рассматривание, ощупывание или обведение натуры по контуру; чтение и анализ текста; беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи; составление описания обследованного образца, предмета, ситуации. Именно в этой части занятия роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.

Во время исполнительской части занятия дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводится рисование, лепка, аппликация по подражанию, образцу, с натуры, по представлению, замыслу детей, заданной теме. Роль воспитателя или педагога изостудии сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.

В конце занятия – в оценочной его части – педагог вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изображение с предметом, ситуацией или текстом.

  • 3. Выставки детских работ. Все детские работы взрослый обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых , персональных или коллективных выставок. С одной стороны, они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. С другой стороны, выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
  • 4. Экскурсии. Экскурсия включает подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восприятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдение и изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
  • 5. Праздники и развлечения. Развлечения как форма работы с детьми дошкольного возраста проводятся один раз в две недели. Содержание развлечений разнообразно. Это могут быть тематические литературные и музыкальные вечера или "посиделки" (на фольклорной основе), детские концерты, зрелища (все виды театра), музыкально-литературные концерты, спортивные развлечения, инсценировки, игры-драматизации и музыкальные сказки, игры-забавы, прогулки с сюрпризами, викторины и конкурсы.

Виды праздничных действий , в свою очередь, подразделяются на концерты, театрализованные действия, спектакли, фольклорные праздники на основе народных традиций, комплексные занятия, экскурсии с выступлениями детей, тематические занятия, утренники.

По мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой, Т. Тютюнниковой и др., в практике современных ДОУ существует четыре формы организации детских утренников , которые отличаются как по построению, так и по методике подготовки и проведения.

Первой формой вышеназванные педагоги называют "затейничество ", в основе которого лежит игровая идея, "затея", соответствующая содержанию праздника, разворачивающаяся в определенном сюжете.

Вторая форма – наиболее популярная в настоящее время – концерт самодеятельности , демонстрирующий таланты, индивидуальные возможности юных артистов.

Третья форма – театрализованное представление , в основе которого – игра-драматизация по мотивам авторской, народной сказки или вымышленного сюжета. В отличие от первой формы, где главное – сюрприз и импровизация, игра-драматизация вырастает из репетиций, которые надо понимать не как повторение выученного, а как поиск действий и взаимодействий, вхождение в образ.

И наконец, четвертая форма организации праздников, по мнению авторов, строится на основе фольклорных праздников и подчиняется культурно-историческим традициям. Содержание наиболее типичных из них (Масленица, Рождество, Святки, Осенины) раскрыто в многочисленных публикациях. При подготовке таких утренников важно не исказить смысл фольклорных праздников и подобрать соответствующий репертуар. Лучшими источниками репертуара, но мнению А. И. Бурениной, С. И. Мерзляковой и Т. Тютюнниковой, являются материалы, подготовленные специалистами-этнографами и искусствоведами (Г. М. Науменко, Н. Шангиной и др.).

Выделяют следующие общие методы художественно-эстетического воспитания.

  • 1. Методы формирования эстетического сознания – сюда входят методы побуждения к сопереживанию (сопереживание формирует эмоционально-положительное отношение к позитивному, прекрасному в жизни и искусстве и отрицательное к негативному), метод формирования эмоциональной отзывчивости на прекрасное, метод убеждения.
  • 2. Методы организации художественной деятельности – к ним относят метод приучения, упражнения в практических действиях, направленных на внесение эстетического начала в быт и поведение: данные методы направлены на развитие эстетического восприятия, эстетического вкуса и предназначены для преобразования окружающей среды и выработки навыков культуры поведения у подрастающего ребенка.
  • 3. Методы стимулирования и активизации художественного творчества – к ним принято относить метод поисковых ситуаций, творческих заданий, методы побуждения детей к творческим проявлениям: в этом отношении метод побуждения воспитанников к творческим проявлениям подразумевает направленное педагогом творчество детей, создание ситуаций для него. Этот метод – механизм развития детей. В свою очередь, проблемные ситуации являются средствами активизации данного механизма и побуждают детей к творческим и практическим действиям над поставленной задачей.

Вышеперечисленные методы приобретают специфику применительно к тому виду детской деятельности, который моделируется взрослым в процессе художественно-эстетического воспитания. Например, в методике развития музыкальной деятельности детей активно используется метод моделирования элементов музыкального языка (группа методов организации художественной деятельности). Он позволяет понять и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него способе особенности выразительных средств их отношений. Моделироваться различными способами могут ритмические и звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура. Без использования моделирования процесс начального усвоения детьми музыкального языка очень затруднен. В отличие от метода побуждения детей к творческим проявлениям, метод моделирования – механизм обучения детей.

Такая же специфика использования методов развития художественной деятельности существует и в методике развития изобразительной деятельности детей. В частности, она связана с интеграцией вышеперечисленных методов воспитания с методами обучения детей. Так, применительно к изобразительной деятельности традиционно используются методы, выделяемые по источнику знаний: наглядные, практические и игровые, словесные (вербальные).

Тяга к прекрасному присуща людям с самого рождения. Даже самые маленькие дети легко отмечают красоту вокруг себя: будь то красивый цветок, услышанная где-то песня. По мере своего взросления дети стремятся не просто разглядеть красоту вокруг себя, но и принять участие в ее создании – вылепить что-нибудь из пластилина, спеть песенку, нарисовать приглянувшуюся игрушку. А может быть, написать первое стихотворение. Все то, что окружает дошкольников, в будущем будет порождать определенные мысли и чувства внутри них. Упорядочить этот процесс позволяет художественно-эстетическое воспитание, осуществляемое как в дошкольных образовательных учреждениях, так и самими родителями.

Роль эстетического воспитания - цитата

Что такое эстетическое воспитание?

Под эстетическим воспитанием дошкольников чаще всего понимается одно из направлений современной педагогики, призванное сформировать в человеке способность видеть и понимать прекрасное, его роль, ценность и значимость в жизни. Художественно-эстетическое воспитание начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всего жизненного пути, претерпевая некоторые изменения (например, смену целей, задач, методов организации и т.д.).

«Эстетика» представляет собой довольно широкую категорию, охватывающую многие стороны и аспекты жизни человека.


Методы эстетического воспитания очень разнообразные

Успешное художественно-эстетическое воспитание позволяет ребенку успешно и гармонично развиваться, совершенствуя художественный вкус в литературе, музыке, живописи и других видах искусства; культуру поведения, внешнего вида и т.д. Поскольку эстетика в равной степени затрагивает понятие прекрасного в форме и содержании, во внутреннем мире человека и его общественной жизни, задачи эстетического воспитания масштабны и многогранны. Ребенок приобретает навыки восприятия прекрасного, оценки (на ранних этапах), а впоследствии учится и создавать продукты, имеющие ту или иную эстетическую ценность.

Сформировать в сознании ребенка понятие о прекрасном – вот фундаментальная задача художественно-эстетического воспитания.

Причем, следует уточнить, что в данном случае категорию «прекрасное» следует несколько отграничить от «красивого». Если представление о красоте менялось со временем и было использовано для характеристики формы, то прекрасное затрагивает содержание и остается неизменным даже по прошествии веков. «Прекрасное» - это глобальная категория, в которую изначально входят и гуманизм, и совершенство, и духовность.


Детям доступны все средства эстетического воспитания

Цели художественного-воспитания

  1. Формирование в ребенке комплексной эстетической культуры.
  2. Способность дошкольников замечать различные проявления прекрасного в окружающем мире.
  3. Способность давать эмоциональную оценку прекрасному.
  4. Формирование потребности в ощущении, созерцании, оценке прекрасного.
  5. Формирование навыков и потребностей в созидании прекрасного.
  6. Формирование художественного вкуса, проявляющегося в умении сопоставить и соотнести явления и предметы окружающей действительности с принятыми эстетическими идеалами.
  7. Наличие четкого представления о прекрасном во всех его проявлениях, сформированных идеалов.

Задачи художественного воспитания

Рассуждая о художественном воспитании ребенка, необходимо выделить в нем как общие цели, так и менее масштабные, но значимые задачи:

  1. Воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.
  2. Развитие умения видеть прекрасное и понимать его ценность.
  3. Развитие потребности в совершенствовании своих творческих способностей и навыков.

Основные задачи эстетического воспитания

Средства художественно-эстетического воспитания

  • Изобразительное искусство (рисование, лепка, аппликация).
  • Драматургия (театральные постановки).
  • Литература.
  • Средства массовой информации (Телевидение, Интернет, газеты, журналы).
  • Музыка.
  • Природа.

Развитие художественных споспобностей - один из методов эстетического воспитания

Важнейшие методы художественно эстетического воспитания и развития дошкольников:

  1. Участие в кружковой деятельности (студиях, кружках и т.д.).
  2. Посещение дошкольных образовательных учреждений.
  3. Посещение тематических выставок, экскурсий.
  4. Личный пример.

Роль семьи в художественно-эстетическом воспитании

Какую бы важную роль в жизни ребенка не играл детский сад и всевозможные кружки и студии, наиболее значимую роль в формировании у него художественного вкуса и представления о прекрасном будет играть его семья. Именно родители и их вклад в воспитание ребенка сыграют решающую роль в становлении его личности в дальнейшем.


Только родители могут помочь ребенку начать занятия музыкой

На что же стоит обращать внимание в первую очередь и какие формы организации и проведения эстетического воспитания дошкольников будут более эффективны?

Личный пример. Кто является первым нравственно-эстетическим идеалом в жизни любого человека? Безусловно, его родители. Именно их поведение и привычки ребенок будет неосознанно копировать первые годы жизни и именно они впоследствии перерастут в устоявшиеся и укрепившиеся формы поведения. Поэтому, любой родитель, желающий вырастить воспитанного и культурного ребенка, должен быть в первую очередь заинтересован в саморазвитии и самовоспитании.

Принятые в семье манеры поведения, формы взаимодействия с окружающими, критерии, по которым прекрасное отделяется от безобразного, дозволенное от неприемлемого – все это впоследствии будет перенимать ребенок. И на этих основах будут строиться его мировоззрение, взгляд на мир и т.д.


Детская книга - одно из средств эстетического воспитания

Правильное эстетическое воспитание дошкольников в семье и его методы строится на многих базовых составляющих его организации:

  1. Культура внешнего вида выражается соблюдении культуры тела, правил элементарной гигиены, в умении подобрать наряд в соответствии с требованием окружающей обстановки, умении создать общую эстетически выдержанную композицию одежды и аксессуаров.
  2. Культура эмоций; способность искренне показывать свое состояние, не переходя при этом границы дозволенного.
  3. Разумная дисциплина; наличие обязательных для соблюдения режимных моментов.
  4. Общий художественный вкус. Ребенок должен иметь возможность видеть вокруг себя произведения искусства, использованные для оформления быта: это могут быть картины, произведения декоративно-прикладного искусства и т.д.
  5. Эстетика быта. Возможность эстетического оформления окружающего пространства дома помогает ребенку воспринимать как должное свой дом и ценить его. Именно с этого начинается воспитание уважения к своему жилищу, способности поддерживать в нем чистоту и порядок.
  6. Культура общения. Возможность вести с ребенком доверительные беседы на актуальные и волнующие его темы. Формирование у ребенка представления о субординации и дистанции в общении.
  7. Силой, пробуждающей художественный вкус ребенка, также является природа, воплощающая в себе гармоничность и красоту мира. Прогулки на свежем воздухе, сопровождаемые рассказами взрослого об окружающем мире, научит его видеть в ней красоту. А позже – использовать ее в качестве источника вдохновения для созидающей творческой деятельности.
  8. Задействовать творческие навыки ребенка также могут столь любимые ими праздники. Родители могут задействовать ребенка, подключив его к подготовке к празднику. Предложить ему придумать, нарисовать, а позже воплотить в жизнь оригинальное оформление помещения, игровой площадки. Благодаря этому ребенок получает возможность не только развивать и раскрывать в себе таланты, но и делиться своими первыми открытиями с другими детьми.

Культура быта -важный фактор в воспитании чувства прекрасного

Роль игровой деятельности в художественно-эстетическом воспитании дошкольника

Не забывая о том, что в дошкольном возрасте игра по-прежнему играет основополагающую роль, родители могут эффективно применять ее для эстетического развития своего ребенка. К числу игр, служащих для эстетического воспитания ребенка, относятся методы организации:

  • Моделирование игровых ситуаций, требующих поиска необычных, нестандартных решений.
  • Просмотр эпизодов и фрагментов из фильмов или спектаклей.
  • Коллективное сочинение рассказов и сказок.
  • Декламация стихов, выразительное чтение отрывков из художественных произведений.

Декламация стихов - одно из средств эстетического воспитания

Роль творческих занятий в художественно-эстетическом воспитании дошкольников

Несмотря на всю важность теоретических аспектов художественно-эстетического воспитания, нельзя не отметить, что без практики результат будет минимальным. Сформировать в сознании ребенка любовь к искусству, не предлагая ему возможности соприкоснуться с ним и даже попробовать себя в этом деле сложно.

Именно поэтому одним из важнейших компонентов художественного воспитания ребенка являются творческие занятия, которые легко организовать и в домашних условиях.

Для эффективного музыкального воспитания ребенка можно определить в музыкальную школу, где ему смогут привить навыки игры на интересном ему музыкальном инструменте. Однако если у ребенка нет музыкального слуха и других задатков, переживать за его музыкальный вкус все же не стоит. С раннего возраста приобщая ребенка к музыке – начиная от элементарных потешек, прибауток и колыбельных, родители учат ребенка ценить искусство во всех его проявлениях, вырабатывают потребность в прекрасном и тягу к нему.


Аппликация - способ развивать чувство красоты и одновременно - моторики рук

Для эффективного развития тяги к творчеству также прекрасно подходит и рисование. Очень желательно, чтобы уже с раннего возраста ребенок смог освоить различные техники живописи при помощи карандашей, фломастеров, красок (акварельных и гуашевых) позволяет ребенку знакомиться с окружающим миром, отмечать его признаки и свойства, различать форму и содержание.

Рисование также играет неоценимую терапевтическую роль, позволяя ребенку получить огромный заряд положительных эмоций и неподдельного счастья.

Не менее важную роль в художественном воспитании играет также чтение. Начинать можно с простейших детских стихов, сказок. Регулярное чтение вслух и другие похожие методы не только обогащает словарный запас ребенка и выводит его культуру речи на новый уровень. Но и развивает его морально: учит оценивать поступки героев с точки зрения нравственности, отличать положительных героев от отрицательных, делать выбор в пользу того или иного решения. Чтение книг также приучает ребенка к эффективному использования речи для выражения своих эмоций и потребностей.


Чтение книг - способ привлечь внимание к литературе

Для того, чтобы творчески занятия могли развивать художественно-эстетические представления ребенка, необходимо проводить их с учетом следующих закономерностей:

  1. Предоставление ребенку максимальной самостоятельности. Сосредоточившись на поиске собственного решения, а не действиях по шаблону, ребенок приложит гораздо больше усилий для того, чтобы получить конечный результат творчества. Это значительно повысит в его глазах ценность готового рисунка, вылепленной фигурки и т.д.
  2. Творчество ребенка должно отражать не только объективные свойства и характеристики предметов окружающего мира, но включать в себя эмоциональную составляющую. А именно – его впечатления, мысли, чувства, связанные с ними.
  3. Среда, в которой будет проводиться занятие, должна максимально располагать ребенка расслабиться и раскрепоститься.
  4. Очень важную роль в творческом процессе играет поддержка и похвала со стороны родителей. Критика и порицание должны быть сведены к минимуму.
  5. Прямые указания и наставления лучше заменить тактичными намеками и небольшими подсказками. Не стоит забывать, что родитель должен наставлять ребенка, но никак не давать ему жесткие наставления и инструкции.
  6. В распоряжении ребенка должен быть максимум доступных средств художественной выразительности. Рабочее место должно быть хорошо освещенным и удобным: от этого зависит не только физический, но также психологический комфорт на занятии.

Задачи художественно-эстетического воспитания необходимо формулировать в соответствии с возрастом ребенка и корректировать по мере его взросления.


Понятие прекрасного через изучение природы

Заключение

Умение видеть и ценить красоту вокруг себя – это не врожденное качество, а навык, который формируется путем упорядоченной и систематической работы.

Формирование художественного вкуса начинается с самого рождения ребенка, ненавязчиво и легко том случае, если среда, в которой он находится, будет культурно богатой и ребенку будут доступны различные виды творчества.

Используя методы эстетического воспитания младших и старших дошкольников, можно помочь ребенку увидеть мир по-настоящему ярким и незабываемым.