Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе

МБДО О детский сад

№ 11 «Колосок»

Мищенко Т.С.


Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДО О. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной де я тельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытыва ем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно -пространственной среды ДО О.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.


Факторы, которые следует учитывать при организации РППС

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

Р азвивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.


РППС должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая.


При формировании РППС среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать РППС среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.


В Центре «Уголок творчества» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.


Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.


Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, камни, крупы, зеркало, трубочки для сока, ватные палочки ит.д.



Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (дикие животные, домашние животные, морские обитатели, динозавры, животные жарких стран, имеются наглядные пособия(дикие жив., домашние жив., грибы и ягоды)


Центр «Дидактических игр» (игротека) Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.


« Уголок по патриотическому воспитанию»


« Театрализованный уголок»





Игра - основной вид деятельности наших детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:

«Семья»





Благодарим за внимание! Желаем успеха в профессиональной деятельности!

Организация предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС дошкольного образования

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все что окружает ребенка формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствую полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-развивающей среды. Мы, как педагоги, стремимся создать в группе условия, как для совестной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая каждого дошкольника.
Предметно-развивающая среда в нашей группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:
1) социально-коммуникативная;
2) познавательная;
3) речевая;
4) художественно-эстетическая;
5) физическая.
При построении предметно-развивающей среды мы учитывали следующие принципы:
- принцип открытости и доступности;
- трансформируемости;
- вариативности;
- полифункционанальности;
- безопасности;
- насыщенности.
Групповое помещение нашей группы условно подразделено на три зоны - активную, рабочую и спокойную.
Активная зона (занимает самую большую площадь в группе), включает в себя:
1. Центр игры;
2. Центр двигательной активности;
3. Центр музыки;
4. Центр театра;
5. Центр дежурства.
Спокойная зона
1. Центр книги;
2. Уголок уединения;
3. Центр занимательной математики.
Рабочая зона (в которой размещается оборудование для организации совместной и регламентированной деятельности) включает в себя:
1. Центр познания;
2. Центр экспериментирования;
3. Центр творчества;
4. Центр безопасности;
5. Центр конструирования;
6. Центр патриотического воспитания.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. «Центр игры» является наиболее интересным и привлекательным местом для детей, он содержит в себе игрушки разной направленности (игрушки транспортные разного вида и назначения, игрушки, изображающие предметы труда и быта, сюжетные игрушки, игрушки- животные, куклы разной направленности, наборы посуды, шаржеобразные и мультяшные игрушки, игровые модули для разнообразных сюжетных игр и т.д.). «Центр игры» расположен вблизи «Центра конструирования» с целью возможности использовать постройки в игре.

«Центр двигательной активности » в нашей группе оформлен как мини тренажерный зал. Данный центр содержит атрибуты к подвижным играм, разнообразные игрушки, стимулирующие двигательную активность: мячи, кубики, султанчики, ленты, палки и т.д., массажёры, кегли, гимнастическую стенку, шведскую стенку с матрасиком (упражнения только под контролем взрослого), скакалки, мешочки с грузом, кольцебросы, коврики для массажа стоп, оборудование для ходьбы, бега, тренировки равновесия, прыжков, ползания и лазанья, оборудование из неоформленного материала. Изготовленное спортивное оборудование из неоформленного материала стимулирует желание детей двигаться, участвовать в играх, вызывает радость и положительные эмоции. Оно объединяет физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности. Использование ярких цветов пособий повышает у детей интерес к занятиям, придает им необходимую эмоциональную окраску.


«Центр музыки» – один из самых ярких и привлекательных. Способствует развитию танцевально-игрового и песенного творчества у детей. Здесь размещены музыкальные игрушки (гармошка, гитара, соразмерные руке ребенка; погремушки; бубен; барабан; дудочки; рожок; балалайка), народные игрушки, наборы шумовых коробочек, картинки к песням исполняемыми на музыкальных занятиях, магнитофон, аудиозаписи детских песенок, фрагменты классических музыкальных и фольклорных произведений, колыбельные, записи звуков природы, иллюстрации с изображением музыкальных инструментов, игрушки с фиксированной мелодией (музыкальные книжки, открытки, музыкальная шкатулка).


«Центр театра» – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.
В «Центре театра» размещена ширма, маски сказочных персонажей, кукольный, варежко-вый, перчаточный, пальчиковый, магнитный и настольный виды театра. Педагоги нашей группы вместе с воспитанниками и родителями изготавливают костюмы, атрибуты и декорации к маленьким представлениям. Дети – большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей.


«Центр дежурства» расположен у входа в групповую комнату, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит. Наш центр выполнен в виде поваренка-колобка. На поварском колпаке поваренка расположены цветные круги с аппликацией овощей и фруктов внутри. С учётом желания каждый ребенок в группе выбрал себе по-нравившейся круг с овощем или фруктом. В день дежурства на кружочке появляется маленький, серебристый, объёмный поварской колпачок (он крепиться с помощью тек-стильной застежки).


«Центр книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творче-ством которого дети знакомятся в данный момент, его литературные произведения.


В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия. Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения и релаксации. Это уютное тихое место, оборудовано уютным диваном с множеством мягких мини-подушек разных форм. В нашем «уголке уединения» живет сказочный персонаж, домовенок Кузя. Ребёнок может поведать ему свои тай-ны, переживания. Музыкальные записи с пением птиц, журчанием реки, шума леса, индивидуальные фотоальбомы с фотографиями близких – все это благоприятно воздействует на эмоциональное состояние детей.


«Центр занимательной математики» имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно - знаковый материал: магнитная доска, наборное полотно, цветные счетные палочки, логические блоки, числовой ряд, счеты, пе-сочные часы, чашечные весы, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, Плакаты с изображением геометрических фигур, объёмных геометрических фигур (куб, конус, цилиндр и др.), различные виды мозаик, современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на поиск недостающего объекта в ряду, на установление последовательности по степени возрастания (убывания), развивающие игры: «Логические кубики», «Уголки», «Шашки» и т.д. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.


«Центр познания» требует частичной изоляции, наличия заданий различной степени сложности. Игровой материал расположен на открытых-сквозных полках, он размещен мозаично, в нескольких местах, чтобы дети не мешали друг другу. В «Центре познания» содержится: лото, домино в картинках, предметные и сюжетные картинки, тематические наборы картинок, иллюстрации, изображающие сезонную одежду, головные уборы, обувь, транспорт, посуду «чудесные мешочки», материалы на развитие мелкой моторики кистей рук, мелкая геометрическая мозаика, схемы, модели слов и предложений, пособие для обучения чтению «Окошечки», дидактические игры по обучению грамоте, касса букв с цветовым обозначением гласных, согласных, твердых и мягких звуков, схемы звукового состава слова, материалы для развития у детей графических навыков, доска, мел, указка, картинки с фабульным развитием сюжета, календарь недели, глобус, географические карты, детские энциклопедии и познавательную детскую художественную литературу, циферблат часов.


«Центр экспериментирования» представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскоп, компас, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т.д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведется журнал наблюдений, в котором воспитатель совместно с детьми фиксирует сделанные выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» превращаются в любознательных исследователей, которые проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. Незаменимым помощником в детской исследовательской деятельности стал Ученый Кот, живущий в нашей группе. Кот стимулирует детскую активность и любознательность.


В «Центре творчества» размещены материалы для знакомства детей с различны-ми видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Материалы и оборудование, необходимые для детской изобразительной деятельности (кисти, краски, палитры, цветные карандаши, цветные восковые мелки, трафареты животных, пошаговые инструкции, мольберт, раскраски), для ручного труда и художественного конструирования с учетом интересов, как девочек, так и мальчиков (природный материал, клей карандаш, клей ПВА, цветная бумага, цветной картон, кусочки ткани, всевозможные пайетки). Наш «Центр творчества» дополнен «Стеной творчества» . Данное новшество дает детям возможность рисовать на больших форматах, объединяться в группы, дополнять уже созданный рисунок предварительно обсудив свою идею с автором первоначального рисунка. Дети имеют возможность самовыражаться в своём творчестве.
Все детские работы выставляются в специально отведенном месте. Работы доступны для просмотра родителям, являются украшением группы.



«Центр безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими пособиями и играми. Хорошим дидактическим пособием служит макет пожарной станции на основе конструктора «Лего», игра с объёмными фигурками «Путешествие по дорогам улиц». Игра оснащена макетом улицы, дорожными знаками, фигурками людей. Создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомлении с правилами и нормами безопасного поведения и формирует ценностей здорового образа жизни.


«Центр конструирования» требует свободного пространства для сооружений из крупного строительного материала. Центр расположен вблизи уголка сюжетно-ролевых игр с целью возможности использования построек в игре. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания.


«Центр патриотического воспитания» расположен вблизи источника света. Со-держание материала в данном центре обновляем в зависимости от календарных дат, изучаемых на данный момент тем и тем, к которым у детей сохранился интерес. Центр требует частичной изоляции, расположен вдали от игровых зон. В нем содержится: Российский флаг, герб, портрет президента России, символика Красноярского края, города Бородино, пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, портреты великих людей России, подборка иллюстраций «Былинные богатыри», образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Подобран материал о родном Красноярском крае и городе Бородино, дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Красноярского края. Подобрана художественная литература по краеведению, оформлены альбомы «Моя страна», «Мой край», «Мой город», «Моя семья», «История образования Ирша-Бородинского угольного разреза».

В подготовительной группе уменьшается длительность одних режимных процессов и увеличивается длительность других. На занятия отводится 2 ч 5 мин. Сокращаются время на возвращение с прогулки и подготовку к обеду, так как дети быстрее раздеваются, дневной сон, подготовку к полднику и увеличивается продолжительность игр или труда после полдника.

Организуя жизнь детей, воспитатель лишь напоминает о распорядке дня. После объяснения воспитателем цели предстоящей деятельности дети в основном сами приступают к ее выполнению. Они охотно и быстро стараются сделать все, что нужно. Однако некоторые, увлекшись, могут задержаться, отвлечься, в таких случаях воспитатель может еще раз напомнить о необходимости переходить к очередному процессу. В голосе воспитателя ребенок должен почувствовать необходимость предстоящей деятельности. Кроме таких приемов, как прямые указания и подсказка, нужна и игровая мотивация предстоящих действий.

Групповую комнату отличает как цветовая отделка, так и подбор мебели, ее расстановка, оформление интерьера, оборудование для различных видов деятельности. В групповой комнате необходимо выделить и оборудовать зону занятий. Для этого используется мебельный комплект: стол воспитателя, комбинированная доска, экран, шкаф. Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям: это могут быть ленточные столы с ящиками для игрушек, шкаф-витрина, полочки и т.д. В групповой комнате необходимо выделить уголок природы, уголок для ручного труда, для рассматривания книг, для самостоятельной музыкальной и изобразительной деятельности детей. Расстановка столов, секционных шкафов, размещение игрушек, учебных пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. На участке отводится место для разнообразных игр и спортивных развлечений, размещаются цветник и огород, на которых дети будут самостоятельно выращивать овощи и цветы.

В соответствии с перечисленными принципами образовательный и воспитательный процесс в подготовительной к школе группе складывается из следующих составляющих:

1. Свободная самостоятельная деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору ребёнка).

2. Развивающие занятия в форме непринуждённой деятельности взрослого с детьми:

· игровая деятельность;

· изобразительная деятельность;

· познавательно-исследовательская деятельность;

· музыкальные и физкультурные занятия;

· чтение художественной литературы;

Исходя из этого, пространство группового помещения делится на 3 части:

I. Рабочая зона.

II. Спокойная зона.

III. Активная зона.

При этом все части пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью изменяться по объёму, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы.

Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики - тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Особое внимание уделяется устройству рабочей зоны.

Партнёрская форма занятий требует особой организации рабочего пространства. Поэтому стабильную учебную зону необходимо превратить в функциональное, трансформируемое пространство.

Рабочая зона может выступать в трёх видах:

1. Мастерская (для занятий продуктивной деятельностью).

2. Лаборатория (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью).

3. Место свободной деятельности детей по интересам.

Пространство зоны: лёгкие столы (на двоих) или общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колёсиках).

Для продуктивной деятельности - изобразительные бросовые материалы, настольные конструкторы;

Для познавательно-исследовательской деятельности - объекты для экспериментирования (в том числе песок - вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы.

Спокойная зона.

Пространство зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван-трансформер, один-два лёгких столика.

На собственных границах зоны, на стеллажах:

· для чтения художественной литературы - подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;

· для познавательно-исследовательской деятельности - книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;

· для игровой деятельности - настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссёрской игры.

Активная зона.

Пространство зоны: ковёр (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся - по ситуации).

На собственных границах зоны, на стеллажах и лёгких столах:

Для сюжетной игры - игрушки разных сюжетнообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;

Для продуктивной деятельности - крупные напольные конструкторы.

На границах между зонами (границы зон - подвижные):

Между спокойной и активной зонами - крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объёмные напольные модули;

Между активной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с лёгким оборудованием для подвижных игр с правилами, объёмные напольные модули;

Между спокойной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Воспитатели при активной помощи родителей наполняют предметно - развивающую среду различным наглядным материалом и пособиями.

* Для игровой деятельности: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, технические игрушки (троллейбусы, автобусы, автомобили), настольно-печатные игры, мозаика, шахматно-шашечные, конструкторы деревянные, металлические, пластмассовые.

* Для изобразительной деятельности и художественного труда: карандаши (графитный, цветные), акварельные краски, кисти, подставки для кистей, банки для воды, бумага, доски для лепки, стеки, пластилин, клей, щетинные кисти, ножницы, цветная бумага, картон. Природный и бросовый материал, ткань, иголки, подушечки для иголок, нитки разных цветов, пуговицы разных цветов.

* Для развития экологической культуры: комнатные растения, лейки для детей, палочки для рыхления, коробочки и ящички для посадки, лупа школьная, пульвезатор, настольно-печатные игры в соответствии с реализуемой программой, лопаты железные детские, грабли железные детские.

* Для театрализованной и музыкальной деятельности: костюмы для детей и взрослых, ширмы и наборы для кукольного театра, теневого театра, бибабо и др., магнитофон с дисками, детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны).

* Для физического развития детей: мячи, скакалки короткие, палки гимнастические короткие, кегли, ленты короткие и длинные, мешочки с грузом, диск «Здоровье» детский, атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины.

* Для познавательно - речевого развития детей: репродукции с картин, иллюстрации, детская художественная литература, счёты, счётная лесенка, линейки, сосуды разного объёма, конфигурации, мерные стаканы, настенные часы, календари, глобус, географические карты, лупа, спиртовки, открытки, слайды с разными климатическими зонами, с основными космическими явлениями, куклы в национальных костюмах, иллюстрации со средствами передвижения, коммуникации, дидактические игры по программе.

Таким образом, осуществление Воспитательно - образовательного процесса в группах подготовки детей к школе, требует рациональной организации пространственно-предметной развивающей среды, от функциональной эффективности которой зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.


Наша группа, как светлица. Хорошо в ней веселиться. Тут всегда ребячий смех. Много разных тут игрушек Познавательных для всех… Центры в рамках группового пространства ЦЕНТР КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТР КОНСТРУИРОВАНИЯ ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ o ЦЕНТР ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ + УГОЛОК ПРИРОДЫ ЦЕНТР ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ЦЕНТР ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТР СЮЖЕТНО – РОЛЕВОЙ ИГРЫ o ЦЕНТР КРАЕВЕДЕНИЯ ЦЕНТР МУЗЫКАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЦЕНТР БЕЗОПАСНОСТИ ЦЕНТР УЕДИНЕНИЯ «МОЙ МАЛЕНЬКИЙ ДОМИК»






Замечательные книжки Свежий ветер напевает, Дальних странствий голоса, Он страницы раздувает, Словно чудо-паруса! Посреди любой страницы, Оживают чудеса, Не слипаются ресницы, Разбегаются глаза! Но читая дни и ночи И плывя по морю строчек, Курса верного держись! И тогда откроют книжки – Замечательные книжки – Замечательную жизнь! (Л. Крутько) «Центр художественной литературы»










«Центр сюжетно –ролевой игры» Игрушки Из цветной пушистой байки Малышам игрушки шьём Куклы, мячики и зайки. Их всё больше с каждым днём. Здесь игрушек целый угол: Белый выводок зайчат, И косички толстых кукол Кверху бантами торчат…. Вот тигрёнок полосатый. У тигрёнка добрый вид, Потому что только ватой У него живот набит… З. Александрова


«Центр краеведения» Здравствуй, Родина моя! Утром солнышко встаёт. Всех на улицу зовёт. Выхожу из дома я – Здравствуй, улица моя! Я пою, и в вышине, Подпевают птицы мне, Травы шепчут мне в пути, Ты скорей, дружок, расти. Подпеваю травам я, Подпеваю ветрам я, Подпеваю солнцу я – Здравствуй, Родина моя! Т. Бокова


Проект
«Организация развивающей предметно-пространственной среды
в подготовительной группе ДОУ»

Русанова Людмила Леонидовна,
cтарший воспитатель МБДОУ 1,
г. Апатиты Мурманской обл.

Цель проекта – организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях подготовительной группы.
Задачи проекта:
1. Удовлетворение потребностей родителей в получении детьми вариативного образования.
2. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
3. Максимальная реализация образовательного потенциала пространства группы.
4. Создание условий для экспериментирования, исследовательской и поисковой деятельности детей.
5. Использование дополнительных возможностей (финансовых, материальных) для приобретения оборудования.

Площадь помещения составляет около 49 кв. м.
Мы планируем:
— оснастить пространство группы новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное;
— организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития;
— приобщить детей и родителей к активной познавательной деятельности и здоровому образу жизни.
Гипотеза.
Если в группе создать развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности каждого ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что в нем практически реализован подход к организации целостного развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Новизна заключается в разработке и создании современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентноспособным на рынке образовательных услуг.
Практическая значимость.
Предлагаемая нами организация развивающей предметно-пространственной среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности, таких как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно ФГОС ДО.
Ожидаемый результат.
Организация образовательного пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Вид проекта: информационный, вариативный, практикоориентированный.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный;
II этап – практическая реализация проекта;
III этап – подведение итогов; создание материалов по проекту.

I этап – организационный.
Задачи:
1. Анализ архитектурно-планировочной структуры помещения.
2. Изучение санитарно-технических норм и требований.
3. Разработка проекта трансформируемой предметно-пространственной среды в подготовительной группе;
5. Разработка эскизов оформления помещения.
6. Выбор оптимально приемлемых вариантов дизайна групповой комнаты.
7. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

II этап – практическая реализация проекта.
Задачи:
1. Модернизация среды группы, создание компонентов единого образовательного пространства;
2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности;
3. Подготовка материалов для воспитателей по теме проекта: создание материальной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, список литературы, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями);
Практическая часть.
Приобрели оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, сюжетно-ролевых игр; подставки пластмассовые на колесиках для игрушек; пластмассовый комод 3х-секционный на колесах; переносная ширма высотой 1метр; стол-трансформер, состоящий из 7 частей; мягкие пуфики; набор трансформируемой мебели «Парта»; корпусная мебель «Школа»; доска комбинированная (мольберт); стеллаж для размещения разных видов театра и переносной стеллаж-ширма.
Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров, стола-трансформера. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность. Все предметы соразмерны росту, физиологическим возможностям и гендерной принадлежности детей подготовительной группы.
Центр познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются мебель и модули, которые легко трансформируются и дают возможность педагогу преобразовать пространство по-разному.
Игровой центр представлен сюжетно-ролевыми играми. Все игрушки и атрибуты для игр размещены в пластиковых коробках на колесиках с крышками. Игровой центр отделен от рабочей зоны переносной ширмой высотой 1 метр. На ширме со стороны игрового центра расположены плакаты с алфавитом, цифрами, наборное полотно, в кармашках разрезные буквы, слоги, цифры. Со стороны центра для познавательной деятельности ширма оформлена рамками на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки и тогда ребёнок может менять оформление в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов. В игровой зоне размещен набор трансформируемой мебели «Парта», доска комбинированная (мольберт — мел, маркер), передвижной пластиковый комод 3х-секционный на колесах, в котором размещены необходимые школьные принадлежности.
Физкультурный центр размещен в легко перемещающихся пластиковых стеллажах, корзинах, пластиковых коробках с крышками.
Центр художественно-эстетического развития пополнен столом-трансформером, состоящим из 7 частей, стеллажом для размещения разных видов театра и переносным стеллажом-ширмой, мягкими кубами.
Центр исследовательской деятельности отделен от центра конструктивной деятельности стойками с цветами.
Центр конструктивной деятельности пополнен большими коробками на колесах для разного вида конструктора, пластиковыми стеллажами на колесах для игрушек.
В центре исследовательской деятельности размещен легко перемещающийся центр воды и песка, стеллажи на колесах для игр и оборудования по исследовательской и опытнической деятельности.

III этап — подведение итогов; создание материалов по проекту.
Задачи:
1. Завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям.
2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
3. Оформление материалов по дизайн-проекту.
4. Изготовление фотоколлажа «Было — стало» по развивающей предметно-пространственной среде в группе.
5. Презентация проекта.

Выводы:
1. При организации развивающей предметно-пространственной среды мы выделили многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности пространства.
2. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры расположены в зоне легкого доступа для детей.
3. Трансформация помещений обеспечена раздвижными лёгкими ширмами-перегородками, стеллажами на колесах, емкостями для игрушек на колесах, столом-трансформером, переносным стеллажом-ширмой.
4. Переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства.
Таким образом, развивающую предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС ДО построили так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обогатили среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.