Да, самый первый детский сад появился в Германии в первой половине XIX веке. Именно тогда немецкий педагог Фридрих Фрёбель сформировал принципы дошкольного учреждения, которое должно помогать родителями воспитывать, развиваться и обучать детей - через игру и без всякого принуждения. И многими его методиками пользуются до сих пор. Даже если не знают, кто их придумал.

Фридрих Фрёбель родился в Германии в 1782 году. Он был шестым ребёнком в семье и рано осиротел - мать умерла, когда ему не исполнилось и года. Отцу было не до ребёнка, и мачехе, которая у него вскоре появилась, - тоже. За Фрёбелем приглядывали братья и сестры, но большую часть времени он проводил один. «Природа была мне школой, деревья, цветы - учителями», - вспоминал он вполне в духе своего времени.

Став старше, он переехал к своему дяде, пастору, окончил школу, учился в университете на факультете математики и естественных наук, но из-за нехватки денег ему пришлось бросить учёбу и начать работать. Он был лесничим, библиотекарем, секретарём. Одно время интересовался архитектурой, но потом подружился со школьным учителем, начал преподавать сам и понял, что нашёл своё призвание.

Фридрих Фрёбель

В то время в Европе на слуху было имя другого педагога и просветителя - швейцарца Иоганна Генриха Песталоцци. Он открыл частную школу и звал туда не только детей, но и учителей - учиться педагогике. Фрёбель провёл в этой школе два года: одновременно учился и преподавал.

В эпоху Просвещения люди уже говорили об особой роли детства в жизни человека. Но идеалом всё равно оставался ребёнок без страстей и грехов. И этому, конечно, никак не соответствовали реальные дети - любознательные, непоседливые и упрямые. Религиозные воспитатели, конечно, считали, что нужно «смирять греховную натуру» с помощью розог. Но Песталоцци (а за ним и Фрёбель) утверждал, что ребёнку нужно помогать создавать и чувствовать, а не ограничивать его строгими правилами.

В 1816 году Фрёбель открыл собственную школу: изначально в ней училось шесть человек. Преподавали там военные друзья педагога (он участвовал в партизанской войне против французов в 1813 году), которых он заразил своей страстью к педагогике.

Надо сказать, что увлекать своим делом Фрёбель умел: его жена прониклась идеями мужа и пожертвовала на устройство школы всё своё состояние

Брат, после того, как продал свой бизнес, стал директором школы. А вдова другого брата купила имение и предложила Фрёбелю перевести свою школу туда. Правда, школа Фрёбеля просуществовала недолго: его обвинили в пропаганде атеизма. Конечно, атеистом Фрёбель не был. Наоборот, он стремился развивать в детях «божественное начало». Но слишком непривычны были его методы для тех, кто проповедовал смирение и послушание. «Чтобы изменить людей, их надо любить. Влияние на них пропорционально любви к ним», - высказывание Фрёбеля звучит вполне в духе христианства, но на деле людям, которые обвиняли его в атеизме, было трудно это принять.

Фрёбель с женой много переезжали, пытаясь организовать школы то там, то тут. В Швейцарии, например, местные власти даже предложили Фрёбелю возглавить дом для сирот в городе Бургдорфе. В то время большинство приютов принадлежало церкви: там была строгая дисциплина, но с детьми почти не занимались. То, что маленьким детям нужен педагог, вообще мало кому приходило в голову. Но Фрёбель сам был сиротой и отлично знал, как нужны ребёнку забота и внимание. Он общался с детьми, придумывал для них стихи, песни, игры и игрушки, которые стали первыми в истории развивающими пособиями. Но задержаться в Швейцарии ему не удалось: жена Фрёбеля плохо переносила местный климат, и они вернулись в Германию.

Первый детский сад и «дары» Фрёбеля

Именно там, в городе Бланкенбурге, он в 1839 году открыл первое заведение для дошкольников, которое назвал «детский сад». Название было в духе эпохи Просвещения с её концепцией «естественного человека»: дети, подобно растениям, нуждаются в умелом уходе.

«Подобно тому, как садовник или земледелец ухаживает за своими растениями, придерживаясь во всех отношениях связи с природой, и доводит их до полного развития, выполняя все её требования, точно так же и мы должны стараться относиться к ребёнку и вообще к человеку. Исходя из его природы, его внутренних законов, должны развивать его, воспитывать и образовывать в нерушимом единении с жизнью и природой, в постоянной связи с первоисточником всякой жизни».

Фридрих Фрёбель «Будем жить для своих детей»

В первом детском саду действительно был свой сад - общий цветник и небольшая грядка у каждого ребёнка. Девушек, которые работали с детьми, называли «детскими садовницами». К слову, это название прижилось и в нашей стране - воспитателей так называли вплоть до 30-х годов XX века. Сады Фрёбеля создавались не для того, чтобы заменить на время семью. Они должны были помочь родителям в воспитании: мамы могли прийти вместе с детьми, поиграть и поучиться у садовниц.

Фрагмент картины Иоганна Сперла «Детский сад»

Фридрих Фрёбель не только первым придумал и открыл детский сад, но и разработал пособия для него. Он назвал эти пособия «дарами». Фрёбель считал, что именно через игру ребёнок знакомится с окружающим миром. И «дары» должны в этом знакомстве помочь.

Например, первый дар - это небольшие шерстяные шарики семи цветов радуги, привязанные к длинным ниткам. Мама раскачивает шар и объясняет, в каком направлении он движется: вперёд, назад, вправо, влево, вверх, вниз, по кругу. Опускает шар в коробочку и вынимает его, прячет его в ладонях и показывает. Ребёнок наблюдает за этим и развивает пространственное мышление. Потом он пробует играть с шарами сам, вращать их - тренирует координацию движений. Кроме того, он учит основные цвета.

Второй дар Фрёбеля - это деревянные шар, куб и цилиндр, которые показывают ребёнку основные геометрические тела и их свойства. Шар - символ бесконечности и движения, куб - символ покоя и единства в многообразии, ведь он выглядит по-разному, если смотреть на ребро, на вершину или на сторону. Цилиндр соединяет свойства куба и шара, он может стоять, а может катиться.

Следующие дары Фрёбеля - это кубы, разделённые на более мелкие части разной формы. Ими можно играть как конструктором. Были и двухмерные дары - разноцветные плоские кольца, полукольца, точки. Ещё Фрёбель (не зря он интересовался архитектурой) придумал игру с размоченным горохом и заострёнными палочками: втыкая их в горошины под разным углом, можно сконструировать буквально всё, что угодно.

Фрагмент картины Макса Либермана «Детский сад в Амстердаме»

Фрёбель придумал не только много интересных штук, которыми дети удовольствием играют до сих пор, но и разные варианты работы с ними. Назвал он их тоже необычно и немного высокопарно: «формы жизни», «формы познания» и «формы прекрасного».

  • «Формы жизни» - когда ребёнок строит или изображает объекты реального мира: дома, дороги, реки, горы.
  • «Формы познания» - когда ребёнок с помощью тех же деталей изучает математические и физические свойства предметов: например, учится считать, определять упавший предмет по звуку, делить целое на части.
  • «Формы прекрасного» - это когда ребёнок по нескольким простым правилам создаёт абстрактные предметы и узоры.

Конечно, «дары» были только частью системы Фрёбеля: дети играли в подвижные игры, пели (помимо книги «О воспитании человека» Фрёбель написал «Сто песен к играм в мяч»), изучали ремесла и садоводство. Фрёбель верил, что всё во Вселенной взаимосвязано и учил детей видеть эти связи.

Что стало с идеями Фрёбеля

Фрёбель умер в 1852 году в 70 лет. Его надгробие состоит из шара, куба и цилиндра - символов многообразия и единства мира и первых форм, с которыми Фрёбель знакомил детей.

Сам педагог был не слишком удачливым популяризатором собственного метода. Уже после его смерти в Берлине появилось «Фрёбелевское общество», вышел первый учебник, который описывал систему обучения, а по всей стране стали открываться детские сады и школы садовниц. Немецкие детские сады в то время считались образцовыми. Идеи Фрёбеля быстро разошлись по Европе, а через какое-то время пришли в Россию.

У нас, помимо понятий «детский сад» и «детская садовница», появилось дразнительное прозвище для воспитательницы - фрёбеличка

Но, увы, как это часто бывает, методы стали популярными, но при этом потеряли свой смысл: дары, по сути, свели к набору палочек и деревяшек. Педагоги заставляли детей играть, но не понимали смысла и не объясняли детям значения предметов. Не говоря уже о всестороннем развитии и общении с природой - его попросту не было.

Поэтому методику Фрёбеля часто (и незаслуженно) обвиняли в сухости и оторванности от жизни. И когда в Италии спустя полвека с детьми стала работать Мария Монтессори, её метод противопоставляли детским садам Фрёбеля как системе общепринятой.

Но по сути оба этих педагога говорили об одном: в ребёнке от природы заложено всё необходимое - мы можем только немного помочь ему подружиться с миром и создать для этого подходящее окружение.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

I. Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф. Фребеля

II. Значение системы Ф. Фребеля, ее оценка и критика в русской педагогике

2.1 Вклад и значение Ф.Фребеля в развитие дошкольной педагогике

2.2 Критика системы Ф.Фребеля в русской педагогике

Заключение

Библиография

Введение

Идея выделения дошкольной педагогики в отдельную отрасль педагогической науки принадлежит немецкому педагогу Фридриху Фребелю (1782 - 1852). Ф. Фребль является создателем детских садов. До него существовали детские приюты, задачи которых сводились к присмотру и уходу за маленькими детьми, но не включали их образование. Ф.Фребель одним из первых привлек внимание общественности к необходимости именно педагогической работы с детьми до семи лет. Ему же принадлежит и сам термин «детский сад», который стал общепринятым во всем мире. В самом названии детского учреждения, а также в том, что воспитательницу Ф.Фребель называл «садовницей», проявилось особое отношение Ф.Фребеля к ребенку, как к цветку, который нужно бережно и заботливо выращивать, не меняя его врожденной природы.

Ф.Фребель также занимался разработкой своей воспитательной системы, в основу которой им были положены принципы педагогики Песталоцци в соединении с идеалистическими постулатами немецкой философии.

Ф.Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Именно он первым уделил огромное значение детской игре, он рассмотрел ее как средство обучения и воспитания. Игра и учение, творчество и познание образуют в его системе одно целое и включены в единую деятельность. Признавая ведущее значение игры в развитии ребенка, он внес существенные изменения в бытовавшие детские игры и разработал свои авторские игры. Изменения и разработки Фребеля касались материала для игр, самого процесса игр и их систематики. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Ф.Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Ф.Фребель вслед за Песталоцци стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека, а именно эта задача является наиболее важной в настоящем времени для современного педагога, что делает изучение данной темы, а именно трудов Ф.Фребеля актуальным и по сей день.

Несмотря на все свои достоинства система Ф.Фребеля, в отечественной педагогике, была подвергнута критики, и были выявлены ряд ее недостатков.

Цель данной работы заключается в выявлении недостатков системы Ф.Фребеля, применительно к отечественной дошкольной педагогике.

Задачи работы:

Проанализировать и выявить идеологические основания, педагогические принципы и задачи системы Ф.Фребеля.

Показать значение системы Ф.Фребеля оказавшую влияние на развитии дошкольных учреждений, и оценить ее.

Литературно обосновать недостатки системы Ф.Фребеля.

I. Идеологические основания и педагогические принципы системы Ф.Фребеля

Система дошкольного воспитания Фребеля имеет мощный философский и духовно-религиозный фундамент, который восходит к немецкой классической философии.

Опираясь на философскую систему Ф.Гегеля, которая была крайне популярна в то время в Германии, Фребель подчеркивал внутреннюю связь всех вещей, поскольку в каждой из них так или иначе выражает себя абсолютный дух. Любая вещь может открыть ребенку все законы мира, которые универсальны и восходят к единому началу. Теоретически обосновывая свою систему, Фребель постоянно подчеркивал мысль о бесконечном развитии в природе и о развитии человека на протяжении всей его жизни. Периодом наиболее интенсивного и эффективного развития человека он справедливо считал дошкольное детство.

Фребель исходит из врожденной позитивной природы ребенка. Ребенок по своей природе добр, открыт и благороден. Ему изначально присущи светлые и чистые помыслы и желания. Недобрым и закрытым его делают, прежде всего, воспитание и дурное влияние окружающего общества. Следовательно, главная задача воспитания - не испортить врожденной и позитивной природы ребенка.

Поэтому воспитание должно быть «….пассивным, следящим, просто предостерегающим и охраняющим, но отнюдь не предписывающим и не насильственным». Этой цели служат создание домашней уютной обстановки, ласковое, доброжелательное общение с воспитателем, игры и занятия, соответствующие интересам детей.

А первым стремление воспитателя, педагога или родителя, первой обязанность воспитывающего должно быть следующее. Каждый, кто признает истинным изложенные основы воспитания и образования, дожжен начать применение и выполнение их прежде всего на себе самом, а затеи и на своих питомцах. Особенно необходимо привлечь к этому делу всех воспитателей, в особенности же женский пол - жен и матерей, а также более иле менее взрослых их дочерей - помощниц в деле воспитания…. Но было бы опять-таки односторонним, если бы воспитание оставалось только в руках одних женщин на том основании, что по законам природы женщины - первые воспитательницы человека. Нет! По закону противоположности обучения, в особенности внешнее, принадлежит также и мужчинам как будущим учителям, защитникам детей, их воспитателям, отцам семейств, руководителя общины и народа; и их содействие в образовании должно начинаться не только в отроческих и юношеских, но уже и в детских годах, чтобы с ранних лет можно было всесторонне подготавливать ребенка к его назначению и чтобы охранять и поддерживать более слабый и более нежный пол в исполнении трудного дела воспитания.

Итак, сообразно с этой идеей целого человек должен быть рассматриваем уже при своем первом появлении на свет как существо двойственное, как два, хотя и противоположных, но в то же время и совершенно равных, бок о бок стоящих пола. Таким образом, к ребенку необходимо относиться, принимая во внимание его чувства и внешнее строение во всей его природе, его тело и душу, его чувствование и существование, его понимание, его восприятие и способность понимания - его рассудок, разум, его существо, обнимающее все его качества и все его духовные силы.

Фребель во многом был первооткрывателем в педагогике. Главные положения его педагогической системы сохраняют свою актуальность и сегодня. До появления системы Фребеля задачи воспитания сводились к развитию ума, расширению знаний и выработке полезных навыков. Фребель вслед за И.Г.Песталоции стал говорить о целостном, гармоничном воспитании человека. Истинно рациональное воспитание должно одинаково заботиться о развитии познания и творчества, слова и дела, ума и характера. Оно должно развивать человека всесторонне и гармонично не допуская перегибов и перекосов в какую-либо сторону. Особое значение придавалось развитию творчества ребенка.

Во многих своих сочинениях Фребель говорит о необходимости видеть в ребенке с первых минут его жизни творческое существо и развивать его для творчества и «самодеятельности». Именно направленность на развитие творчества и самостоятельности отличает систему воспитания Фребеля от методов обучения, существовавших до него.

Фребель впервые ввел в педагогику принцип деятельности, который в настоящее время получил широкое признание.

Дитя - существо деятельное, творящее,- писал он,- которое постоянно требует дела и идет от дела к познанию. Воспитание должно удовлетворять эту потребность. Дело воспитателя - охранять и побуждать действия ребенка, но не определять их. Именно через деятельность, через самостоятельную активность ребенка осуществляется познание, обучение и воспитание.

Еще один важнейший принцип педагогической системы Фребеля - необходимость сочетания практического действия или чувственного впечатления со словом.

Необходимо для развития сознания, для укрепления духовной силы и способностей ребенка связывать его действия и поступки со словом. Ни то на другое в отдельности не исчерпывает действительности и не способствует развитию духа ребенка. Связь действия ребенка со словом делает его чувственный опыт осмысленным и осознанным, открывает возможность овладения им.

Всестороннее развитие ребенка, считал Фребель, начинается с физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребенка Фребель связывал, вслед за Песталоции, с развитием его психики. Для постепенного укрепления и развития всех членов и органов ребенка он рекомендовал предоставить ему свободу движений, умеренное и подходящее питание, удобную одежду. Огромное значение для физического развития ребенка имеют, считал Фребель, разнообразные виды деятельности: игры, ритмические движения, конструирование, сельскохозяйственные несложные работы на участке, прогулки.

Высшим проявление детской деятельности Фребель считал игру. Он фактически был первым, кто оценил важнейшее значение игры в жизни и развитии ребенка. На детской любви к играм и занятиям он построил всю свою систему. Признавая человека существом творческим и стремящимся к творчеству с первых лет жизни, Фребель естественно, видел в играх детей проявление их стремления к творческой самостоятельности и придавал играм огромное значение в развитии ребенка.

Игра, - пишет он,- есть высшая степень человеческого развития в это время, ибо игра есть свободное выражение внутреннего… игра есть чистейшее, духовнейшее произведение человека на этой ступени развития и есть в то же время образец и копия всей человеческой жизни…. Источники всего доброго находятся в игре и исходят из нее. Именно в игре ребенок выражает свой внутренний мир, получает и наиболее остро переживает внешние впечатления, проявляет себя как деятель и творец, поэтому в основу педагогической системы Фребеля были положены игры, которые он стремился сделать увлекательными, яркими и осмысленными.

Таким образом, можно выделить следующие принципы и задачи дошкольного воспитания по системе Ф.Фребеля:

Главной задачей является воспитание всесторонне развитого и гармоничного человека.

Воспитание должно быть - щадящим, пассивным и предостерегающим, для того чтобы не нарушить еще одну задачу поставленную Фребелем, не нарушение врожденной и позитивной природы ребенка.

Второй принцип заключается в применение и выполнение всех приемов и методов воспитание на себе самом, т.е. воспитателе, а затем и на своих воспитанниках.

Третий принцип - это принцип целого человека.

Четвертый принцип - это принцип деятельности, который способствует развитию самостоятельности и творчества детей. А это отличительная черта системы Ф.Фребеля.

И последний принцип этой системы заключается в сочетании практических действий с чувственным впечатлением.

II. Значение системы Ф.Фребеля, ее оценка и критика в русской педагогике

2.1 Вклад и значение Ф. Фребеля в развитие дошкольной педагогике

Система Фребеля оказала колоссальное влияние на развитие дошкольной педагогики и на долгое время завоевала всю Европу. В начале ХХ в. детские сады связывались исключительно с именем Фребеля и его родиной - Германией. Особой популярностью Фребель пользовался в России, где у него было множество последователей.

Детский сад Фребеля - это образовательное учреждение, отличающееся от ранее существовавших заведений по присмотру за детьми, характеризуется развитием и воспитанием самостоятельного, творческого и свободного человека.

Первые детские сады в России, которые стали появляться со второй половины ХIХв., работали преимущественно по системе Фребеля. В 1871г. в Санкт-Петербурге было организовано Фребелевское общество, содействовавшее раннему воспитанию детей и объединившее деятелей культуры, меценатов, педагогов и др. Это общество взяло на себя новую для России задачу- подготовку специальных педагогических кадров для работы с маленькими детьми: детских садовниц и руководительниц детских садов. Фребелевские курсы подготовили за время своего существования (1894-1917 гг.) более 300 «фребеличек», которые открывали свои детские сады, работавшие, естественно, по системе Фребеля.

Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая ее сущность, он доказывал, что игра для ребенка - влечение, инстинкт, основная его деятельность. В игре ребенок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Фребель широко использовал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю. Для развития ребенка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров»:

1дар - 9 цветных мягких шерстяных мячей.

2дар(основной)- деревянный шар, цилиндр, куб, (к ним прилагается блюдце для катания шарика, палочка для вращения куба и цилиндра, стойка для подвешивания всех трех тел).

3дар- деревянный куб, разделенный на 8 кубиков.

4дар- деревянный куб, разделенный на 8 кирпичиков.

5дар- деревянный куб, разделенный на 27 кубиков, часть из которых делится по диагонали на «крыши».

6дар- деревянный куб, деленный на 27 кирпичиков, часть из которых делится на полукирпичики и бруски.

Каждый дар храниться в отдельном ящике.

Помимо того, что Фребелевские игрушки отличаются не только простотой, но и разнообразием. Фребель также внес изменения в сам процесс детских игр. Он «очищал» и облагораживал известные народные игры и делал их более благоприятными для развития каждого ребенка.

Другое важное изменение, внесенное им в процесс детских игр, - это текстовое, словесное оформление игры. Все игры Фребеля сопровождались песенкой или стихами, многие из которых сочинил он сам.

Еще одно важное изменение, которое внес Фребель в процесс игры, - это непременное участие взрослого в детских играх. По мнению Фребеля только при постоянном и активном содействии взрослого игра может иметь развивающий эффект. Занятия в детских садах осуществлялись в коллективной форме, фронтально.

И наконец, существенный вклад Фребеля в дошкольную педагогику состоит в том, что он осуществил систематику и внес порядок в детские игры. До Фребеля никакой системы в детских играх не было: они выбирались случайно и хаотично. Фребель же определил дидактическую задачу каждой игры и обосновал, в какой последовательности их проводить. Он специально указывал, какие игры полезны для развития органов чувств ребенка, какие - для развития речи, ума, движений. Он обосновал, в какой последовательности использовать игры, определив для каждой игры свое место и время, в результате чего детские игры стали представлять собой не хаотичную массу, а стройную и связную систему.

Таким образом, все это говорит о том, что Фребель внес огромный вклад в развитие дошкольной педагогики и является автором первой системы дошкольного воспитания.

2.2 Критика системы Ф. Фребеля в русской педагогике

фребель педагогический детский сад

Но если в 60-70 годы ХIХ столетия многие педагоги с энтузиазмом следовали системе Фребеля, то, начиная со второй половины 70-х годов, многие из его прежних почитателей, находя недостатки во фребелевкой системе, пытались адаптировать ее к русским условиям. В педагогической прессе того времени стали появляться публикации с критикой в адрес его системы.

В журнале «Детский сад», редактором которого являлась А.С.Симонович, уже в 1866 году выходит статья «Самодеятельность моего ребенка» (1866, №8), в которой подвергаются критике детские сады работающие по системе Фребеля, так как она губит личность воспитанника, не оставляя места инициативе и развитию способностей детей. Целью детского сада, по мнению автора, является развитие творчества и самодеятельности ребенка. Поэтому, убедившись в несовершенстве системы Фребеля, А.С. Симонович отказалась от практики механического перенесения его системы в свои детские сады. Она старалась приспособить педагогические идеи Фребеля, творчески обработав их, в отечественную педагогику, применительно к русским условиям. Следуя идеи народности Ушинского, Симонович ввела подвижные игры, которые отражали отдельные моменты из жизни русской природы, труда и быта русского народа и сопровождались песнями с русскими мелодиями и текстами, вместо, заунывных немецких песенок, которым учили детей некоторые отечественные педагоги, слепо следовавшие системе Ф.Фребеля.

Среди членов Фребелевского общества также определились два направления. Сторонники одного стремились внедрить в Российскую практику все элементы фребелевкой системы дошкольного воспитания, широко распространенной в Германии. Представители другой точки зрения опирались на мнение отечественных педагогов, таких как П.Ф.Каптерев, А.М. Калмыкова, Е.Н. Водовозова и др., которые критиковали механическое перенесение системы Фребеля в Россию и выступали за творческое использование его педагогических идей применительно к российским традициям семейного и дошкольного воспитания.

Глубокой критики подверглась система Ф.Фребеля и со стороны нашего русского педагога К.Д.Ушинского. Так в своих высказываниях он обращал внимание на то, что Фребелевская система выражала характерные черты немецкой педагогики - формализм, чрезмерную строгую систематизацию искусственность, ограничение самодеятельности ребенка в играх и занятиях, страсть к морализированию и излишней сентиментальности, что вредно действует на ребенка. Считая ценным в системе Фребеля внимание к игре ребенка, к организации его занятий, К.Д. Ушинский предлагал разработать другую систему игр, учитывающую национальные особенности и традиции России.

На недостатки системы Фребеля указывали, подвергая ее критики, и многие другие прогрессивные русские педагоги, такие как - Е.П.Смидович, Л.Н.Толстой, Е.И.Водовозова и другие. Они отмечали мистически - идеалистическое обоснование Фребелевских занятий, их надуманную последовательность, механичность и сухость.

Например:

Фребель считал квадрат самой совершенной формой и множество его занятий были основаны на создании геометризированных комбинаций. Он разработал принципы деления квадрата и вырезания разных формальных эффектов, имевших название «формы красоты». Из квадратной бумаги путем ее многократного сгибания на части и получения на сгибах разных выемок, срезов разной конфигурации (без опоры на конкретное предметное изображение). При развороте такой заготовки после вырезания получалась фигура, красота которой достигалась правильным, ритмичным чередованием и повторением абстрактных форм от середины к углам и сторонам.

Эти занятия превращались в скучную систему упражнений ради отработки движений руки и глаз на отвлеченном для малыша геометрическом содержании.

А в процессе массового использования на практике игры с «дарами», по Фребелю, были извращены и превратились в формальные упражнения. Судя по отзывам многих педагогов (К.Д.Ушинский, С.Л.Бобровская, Е.И.Тихеева и др.), основной перекос состоял в том, что всю активность брала на себя «садовница»: она демонстрировала нужные действия с предметами, сама пела песенки, а ребенок оставался слушателем и наблюдателем. В играх, придуманных Фребелем, было много искусственного, «недетского», а песенки оказались в большинстве своем скучными, отличались морализированием и дидактизмом. Исходный принцип Фребеля - принцип деятельности, собственной активности и творчества ребенка оказался нарушенным. Видимо, такая опасность содержалась в самой методике фребелевских игр: в их жесткой систематизации, завершенность и определенность, излишней проработанности и искусственности. Воспитательница (садовница) должна была воспроизвести чужую методику, которая не оставляла простора для ее собственного творчества. В результате игры Фребеля утратили свой развивающий эффект, а фребелевские детские сады подверглись справедливой критике за формализм, педантизм и дидактизм.

Таким образом, отношение к системе Фребеля в России было двояким: одни считали необходимым внедрять ее в том виде, как она применялась в Германии; другие стремились брать из нее только педагогические целесообразное с учетом российских условий. Данная педагогическая система подверглась критики со стороны некоторых российских педагогов. Главными ее недостатками они считали - формализм, педантизм и дидактизм. А система его игр выражала характерные черты немецкой педагогики и не учитывала черты национальных особенностей России.

Массовое же использование «даров» Фребеля утратило свою особенность, и превратилось в ряд формальных упражнения.

Главный принцип системы Фребеля, принцип деятельности так же нарушался действиями «садовницы», при которых ребенок оставался слушателем и наблюдателем.

Заключение

Таким образом, Фридрих Фребель - немецкий педагог, последователь И.Г. Песталоции, разработал оригинальную систему дошкольного воспитания, и является основателем детских садов.

В философском обосновании своих взглядов он говорил о двух целях педагогики - национальной и общечеловеческой. У нее две главные задачи: развитие духовных сил народа и вместе с тем познание человеком Бога, природы и самого себя.

Главной задачей воспитания по системе Ф. Фребель является развитие всесторонне развитого гармоничного человека, и поддержание в нем позитивной врожденной природы. По его мнению, воспитание должно также быть предостерегающим, щадящим и ненавязчивым, соблюдающим принцип деятельности и принцип целостности человека. А практические действия должны сочетаться с чувственными впечатлениями.

Эта система получила распространение в ряде стран Западной Европы и США, а также и в России. Но спустя небольшой промежуток времени отношение к методам и приемам Фребеля в России частично изменилось и подверглось критик со стороны ряда отечественных педагогов.

Но многие главные положения педагогической системы Фребеля сохраняют свою актуальность, и по сей день.

Библиография

1. «Детский сад Фридриха Фребеля». Журнал «Дошкольное воспитание» №3. 2003г.

2. Егоров В.Ф., Лыкова С.Ф., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений / Под ред. С.Ф.Егорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.-320с.

3. История дошкольной педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / ред. Л.Н.Литвина.- 2-е изд., дораб.- М.: Просвещение, 1989. - 352с.

4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия: Учеб.пособие/ Сост. С.Ф.Егорав, С.В.Лыков, Л.М.Волобуева, Н.Ю.Житнякова; Под.ред. С.Ф.Егорова.- М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 440с.

5. Смирнова Е.О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов пед. училищ и колледжей, обучающихся по специальности 0313 «Дошк. Образование» / Е.О.Смирнова. - М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2006. - 119с.

6. Фребель Ф. Детский сад. / Пед. соч. М., 1913 Т.2.

7. Ятефанова Н.Н. Классические системы дошкольного воспитания: учеб. пособие для студентов средн. спец.учеб. заведений. / Н.Н. Ятефанова - М.: АСТ; СПБ.: Сова 2008. - 126с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Дошкольное образование в Соединенных Штатах Америки, Финляндии, Франции, Германии, Великобритании, Ирландии и Японии. Система дошкольного воспитания немецкого педагога Фридриха Фребеля. Вальдорфские детские сады. Педагогические системы Марии Монтессори.

    контрольная работа , добавлен 05.11.2012

    Система общественного дошкольного воспитания Ф. Фребеля. Особенности процесса обучения дошкольников. Дидактические требования к наблюдению как методу обучения. Условия и средства эстетического воспитания. Задачи и средства физического воспитания детей.

    шпаргалка , добавлен 20.06.2012

    Понятие педагогической системы и ее структурные компоненты. Социально-педагогические и временные условия функционирования педагогической системы. Инновационные образовательные системы XXI века. Наиболее известные в мире "новые школы" XX столетия.

    презентация , добавлен 18.06.2011

    Обзор истории педагогики с позиции различий между подходами к пониманию человека. Педагогическая система К. Дуэк. Влияние концепции на понятия психологии личности, их философско-антропологические основания. Подход к человеку как к обучающемуся существу.

    дипломная работа , добавлен 08.11.2015

    Основные задачи и функции главных отраслей педагогической науки. Понятие и содержание общих и частных (конкретных) закономерностей процесса обучения. Сущность и характеристика основных принципов системы физического воспитания, их взаимосвязь и значение.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Анализ системы преподавания предмета, производственного обучения, воспитательной работы, конфликтной педагогической ситуации. Система теоретического обучения. План-конспект производственного обучения. Психолого-педагогическая характеристика группы.

    отчет по практике , добавлен 29.04.2009

    Педагогическая система К.С. Станиславского: сущность, структура, история возникновения. Исследование процесса развития творческих способностей подростков в условиях любительского театра при использовании принципов педагогической системы Станиславского.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2016

    Изучение биографии А.С. Макаренко и основных положений его педагогической системы. Характеристика современных воспитательных колоний для несовершеннолетних правонарушителей. Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях закрытых учреждений.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2010

    Понятие авторской педагогической системы, реализация авторских подходов к обучению и воспитанию. Педагогический процесс как динамическая педагогическая система по формированию умений. Профессионально обусловленные требования к личности педагога.

    реферат , добавлен 19.10.2011

    История создания Вальдорфских школ, основные методы преподавания. Суть и специфика данного вида образования. Недостатки педагогической составляющей философии Штайнера. Система раннего развития Елены и Бориса Никитиных, суть методики, развивающие игры.

В одном провинциальном местечке под названием Обервейсбах в многодетной семье пастора 21 апреля 1782 года появился на свет Фридрих Фребель. На его судьбу выпало грустное детство. Мать вскоре скончалась после родов, отец не мог уделять ребёнку достаточно времени из-за службы богу, а мачеха невзлюбила его. К тому же, большую семью было трудно прокормить — жили на грани бедности. Маленький и тихий Фридрих был предоставлен самому себе — он часы напролет проводил время в своем саду, наблюдая за природой. Тогда мало кто знал, что ему предстоит основать свой детский сад. Но «расти» в нем должны были не фруктовые растения, а настоящие цветы жизни, то есть дети. А пока юный Фребель искал свое предназначение: он не сразу понял, что педагогика — это его стезя. Одно время архитектура очень увлекала молодого человека, но встреча с Готлибом Грунером поменяла его планы. Они часто беседовали о вопросах воспитания, пока Готлиб не предложил Фребелю поработать в его школе. Так все и началось.

Фридрих Вильгельм Август Фребель

«Очутившись среди детей, я чувствовал себя, как рыба в воде; я чувствовал, что нашел хотя и незнакомое, но именно то, к чему давно стремился», — вспоминает Фридрих Фребель. Он решился повысить квалификацию, как бы сейчас сказали, и потому начал набираться знаний в школе общепризнанного педагога Песталоцци, совмещая учебу с работой домашнего воспитателя. Вскоре он поступил в Гёттингенский университет, один из старейших и почетных в Германии, где изучал естественные науки и философию. Он завязал полезные знакомства с будущими коллегами. С ними Фребель делился своими идеями насчет педагогического мастерства.

Фридрих Фребель рос одиноким, угрюмым и религиозным ребенком

Постепенно он приходил к мысли, что было бы неплохо собирать маленьких детей в одном месте и затевать с ними развивающие игры для души и тела. Фребель много думал об этом и в 1826 году написал свой главный труд «Воспитание человека», где изложил свои педагогические воззрения. Из года в год Фридрих издавал брошюры и книги, посвященные вопросу воспитания детей. Вместе с этим он открывал учебные заведения, работавшие по его системе. Однако Фребель и его сторонники столкнулись с жесткой критикой.

Если нам, обывателями XXI века, мысли Фребеля, воплотившиеся на практике в виде детского сада, кажутся обыденностью, то реакционерам того времени это очень напоминало чистой воды ересь. Помимо этого, в Германии повсеместно усиливались консервативные настроения на фоне роста либеральных людей — до французской революции 1830 года, которая пошатнула устройство Европы, оставалось всего ничего. В конце концов, Фребеля просто «задушили», и ему пришлось уехать в Швейцарию, где он получил полную свободу как педагог.


В детском саду Фребеля

В швейцарском Бургдорфе около Берна местные власти доверили ему попечительство над одним сиротским приютом. Там Фридрих смог как следует «поэкспериментировать» над детьми, отчего был очень доволен. Несколько лет спустя Фребель вернулся обратно в Германию в город Блакенбург. Именно там в 1837 году, хотя есть версия, что это был все-таки 1839 год, появился первый в мире настоящий «Kindergarten» — до этого педагог не работал с детьми дошкольного возраста. Понятие «детский сад» пришло как раз из немецкого языка. Придумывая название, Фридрих Фребель исходил из соображения, что дети — это цветы жизни, за которыми нужно заботливо ухаживать.

Первый детский сад появился в немецком городе Блакенбург

В чем соль методики Фридриха Фребеля? Какую задачу должны были выполнять детский сад и, с позволения сказать, «садовницы»? «Цель воспитания — передача во вне верной по призванию, чистой, цельной и поэтому святой жизни», — говорит он в своем основном труде «Воспитание человека». При этом педагог подчеркивал: «Цель воспитания состоит не в том, чтобы с ранних лет готовить детей к определенному месту в обществе или обучать их профессии, а в том, чтобы дать возможность каждому ребенку стать развитой личностью. Это возможно лишь в том случае, если выковать неразрывные связи между мышлением и действием, познанием и поступками, знанием и умением». Потому детский сад и воспитательницы призваны «воспитывать свободно мыслящих, самостоятельных людей». А для этого с детишками надо играть, петь, разговаривать, гулять на природе и рассказывать интересные истории.


Шестой дар Фридриха Фребеля

Фридрих Фребель считал, что дети реализуются в играх. Для своего детского сада он придумал специальные игрушки, которые были призваны развивать память, наблюдательность и мелкую моторику. Все они получили название «дары Фребеля». Первый дар — разноцветный мяч, чтобы ребенок, например, отличал красный от синего, второй — всякие деревянные фигуры (для ознакомления с формами предметов), третий — большой куб, разделенный на восемь маленьких (представление о целом и составном), четвертый — кубик, но уже из восьми плиток, пятый — кубик из 27 частей, шестой — тот же кубик, но его можно разобрать на 27 маленьких кубиков, многие из которых поделены еще на части. Такие головоломки должны были развивать мозг ребёнка.

«Поэтому давайте с ранних пор малютке мячик в его маленькую ручку сначала хотя бы просто для того, чтобы он его обхватил, схватил, как бы для того, чтобы положить на него свои маленькие пальчики, как обручи, с целью уразуметь его круглую форму и научиться таким образом владеть им, держать его, удерживать его в своей руке», — говорил Фребель об игровом процессе. Игра, считал он, должна была также нравственно воспитывать ребёнка, прививать чувство товарищества и ответственности.

Фридрих Фребель в своей педагогике опирался на философию, а именно на немецкий идеализм. Он искренне верил, что в детском саду ребенок сможет «самораскрыться», а воспитатель — открыть в нем нечто божественное, ибо смысл жизни человека заключается в том, чтобы найти в суете сует свое место.

Основный концепт педагогики Фридриха Фребеля — это познавательная игра

Методика Фребеля пришлась по вкусу его последователям и современникам. При жизни заслуги этого педагога не были признаны. Но после смерти Фребеля люди начали открывать учебные заведения с его системой по всей Европе, а затем и по всему миру. Так, уже в 1860-е годы в Российской империи появились первые детские сады, а с 1866 года издавался «учительский» журнал «Детский сад».

Одну из своих книг по воспитанию Фридрих Фребель назвал следующим образом: «Будем жить для наших детей». И его слова оказались во многом пророческими.

Фридрих Вильгельм Август Фребель (21 апреля 1782 – 21 июня 1852) – немецкий педагог, теоретик дошкольного воспитания.

Краткие биографические данные

Родился в 1782 году в деревне Обервейсбах в семье пастора. Рано лишившись матери, воспитывался прислугой и старшими братьями, сёстрами, а затем – мачехой. Отец был постоянно занят выполнением пасторских обязанностей, в связи с чем уделял воспитанию сына недостаточно внимания. Элементарное образование Ф. Фребель получил в деревенской школе для девочек.

В 1792 году Ф. Фребель переехал жить к дяде в Ильме. Там продолжил обучение в городской школе, где считался малоспособным к обучению. Лучше всего происходило усвоение математики и естественной истории. В свободное время Ф. Фребель занимался чтением книг, сбором и определением растений, геометрией.

В 1799 году поступает учиться в Йенский университет, где занимался естественными науками и математикой, в связи с плохим материальным положением, покинул университет, не закончив курс обучения. Начал работать делопроизводителем в лесничестве, через несколько лет переехал во Франкфурт на Майне, где начинает изучать строительное искусство. Знакомство с Грунером (учитель образцовой школы) и беседы с ним способствовали появлению интереса Ф. Фребеля к педагогической деятельности; Фребель становится учителем в школе Грунера.

В 1808 году получает должность учителя в школе Песталоцци. Получив наследство от дяди, в 1811 году поступает учиться в университет Гёттингена, где изучает философию, естественные науки и языки. Через год переводится в Берлинский университет, учится и работает в университетской школе.

В 1814 году получает должность ассистента у профессора Вейса, но вскоре уезжает из Берлина.

В 1816 году в местечке Грисгейм организует собственную школу, в которой обучение и воспитание детей осуществляет по собственной системе.

В 1840 году переселяется в Блакенбург, там было открыто первое заведение для дошкольников, названное «детский сад».

Только после 1850 года система Фребеля получает признание.

Умер в 1852 году.

Вклад в науку

Наиболее значителен вклад Ф. Фребеля в дошкольную педагогику , в частности, им раскрыты вопросы педагогики и методики воспитания в детских садах. Основную цель воспитания Ф. Фребель видел в развитии природных особенностей детей, их самораскрытии. В идею Ф. Фребеля об организации воспитания детей в детском саду входила мысль о необходимости всестороннего развития ребёнка, которое начинается с физического развития, педагогом прослеживается связи между организацией работы по формированию навыков самообслуживания у детей, начиная с раннего возраста, с их психическим развитием. Важное значение Ф. Фребель придавал организации игровой деятельности.

Для обеспечения сенсорного развития детей на раннем этапе возрастного развития Ф. Фребелем использовались шесть «даров», которые представляют собой набор предметов (мячи, кубики, шары, цилиндры и др.), использование их направлено на ознакомление детей с пространственными представлениями, логическими операциями, формой, цветом, величиной предметов, с целым и составляющими и др.

С использованием «даров», Ф. Фребель предлагал организовывать различные виды детской деятельности. Использование данной идеи, несколько преобразованной в методическом плане, находит применение и в современных детских садах.

Замечание 1

Ф. Фребелем впервые в науке детально разработана, оснащена дидактическими материалами система общественного дошкольного воспитания. Кроме того, исследования педагога позволили обосновать необходимость в выделении дошкольной педагогики в качестве самостоятельной области знаний.

Основные труды

Фундаментальными трудами Ф. Фребеля являются:

  • Педагогика детского сада (в России издана под названием «Детский сад»;
  • О воспитании человека.

Фридрих Вильгельм Август Фрёбель (21 апреля - 21 июня ) - немецкий педагог , теоретик дошкольного воспитания, создатель понятия «детский сад ».

Энциклопедичный YouTube

    1 / 4

    Философия Монтессори: Фрёбель – предшественник Монтессори

    Френе Селестен

    Фрідріх Фребель - Татусь дитячих садочків

    Гербарт и Бенеке. Падение Трансцендентализма.

    Субтитры

Биография

Молодые годы

Вследствие ложных слухов об атеистическом и опасном для правительства направлении Фрёбелевского заведения, князь шварцбургский послал в Кейльгау, по требованию Пруссии , ревизора. Хотя последний и отозвался в своём отчете об учебном заведении Фребель с большой похвалой, но доверие общества было подорвано, и Фрёбель лишился большего числа своих воспитанников. Передав школу Барону, Фрёбель отправился в Швейцарию . Там, в кантоне Люцерн , он принялся за устройство народного учебного заведения по своей идее, но, вследствие вражды местного духовенства, перенес свою школу в Виллисау, где достиг такого успеха, что кантональное управление Берна поручило ему устройство дома для сирот в Бургдорфе . Здесь у него впервые возникла мысль о необходимости воспитательных заведений для малолетних детей; здесь же он мог испытать на деле свою теорию воспитания детей дошкольного возраста и свои «дары».

Организация детских дошкольных учреждений

Педагогические идеи

Теория развития ребёнка .

Фребель, воспитанный в духе идеалистической немецкой философии, в своих взглядах на природу, общество, человека был идеалистом и считал, что педагогика должна основываться на идеалистической философии. По мнению Фребеля, ребёнок от природы наделен четырьмя инстинктами: деятельности, познания, художественным и религиозным. Инстинкт деятельности, или активности, - проявление в ребёнке единого творческого божественного начала; инстинкт познания - заложенное в человеке стремление познать внутреннюю сущность всех вещей, то есть опять-таки Бога. Фребель дал религиозно-мистическое обоснование мысли Песталоцци о роли воспитания и обучения в развитии ребёнка, истолковал представление швейцарского педагога-демократа о саморазвитии как о процессе выявления в ребёнке божественного.

В своих педагогических воззрениях исходил из всеобщности законов бытия: «Во всем присутствует, действует и царит вечный закон… и во внешнем мире, в природе, и во внутреннем мире, духе…» Назначение человека, по Фрёбелю, - включиться в осеняемый этим законом «божественный порядок», развивать «свою сущность» и «своё божественное начало». Внутренний мир человека в процессе воспитания диалектически переливается во внешний. Воспитание и обучение предлагалось организовать в виде единой системы педагогических учреждений для всех возрастов.

Педагогика и методика воспитания в детском саду Ф. Фребель считал целью воспитания развитие природных особенностей ребёнка, его самораскрытие. Детский сад должен осуществлять всестороннее развитие детей, которое начинается с их физического развития. Уже в раннем возрасте уход за телом ребёнка Фребель связывал, вслед за Песталоцци, с развитием его психики. Ядром педагогики детского сада Фребель считал игру. Раскрывая её сущность, он доказывал, что игра для ребёнка - влечение, инстинкт, основная его деятельность, стихия, в которой он живёт, она - его собственная жизнь. В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира. Изображая жизнь семьи, уход матери за младенцем и др., ребёнок изображает нечто внешнее по отношению к себе, но это возможно только благодаря внутренним силам.

Для развития ребёнка в самом раннем возрасте Фребель предложил шесть «даров». Первым даром является мяч. Мячи должны быть небольшие, мягкие, связанные из шерсти, окрашенные в различные цвета - красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый (то есть цвета радуги) и белый. Каждый мяч-шар - на ниточке. Мать показывает ребёнку мячи различного цвета, развивая таким образом его умение различать цвета. Раскачивая шарик в разные стороны и соответственно приговаривая «вперед-назад», «вверх-вниз», «вправо-влево», мать знакомит ребёнка с пространственными представлениями. Показывая шарик на ладони и пряча его, приговаривая при этом «Есть мячик - нет мячика», она знакомит ребёнка с утверждением и отрицанием.

Вторым даром являются небольшие деревянные шар, кубик и цилиндр (диаметр шара, основание цилиндра и сторона кубика одинаковые). С помощью их ребёнок знакомится с разными формами предметов. Кубик своей формой и своей устойчивостью является противоположностью шара. Шар рассматривался Фребелем как символ движения, кубик же - как символ покоя и символ "единства в многообразии (куб един, но вид его различен в зависимости от того, как он представлен взору: ребром, стороной, вершиной). Цилиндр совмещает и свойства шара, и свойства кубика: он устойчив, если поставлен на основание, и подвижен, если положен, и т. д.

Третий дар - куб, разделённый на восемь кубиков (куб разрезан пополам, каждая половина - на четыре части). Посредством этого дара ребёнок, считал Фребель, получает представление о целом и составляющих его частях («сложное единство», «единство и многообразие»); с его помощью он имеет возможность развивать своё творчество, строить из кубиков, различно их комбинируя.

Четвёртый дар - тех же размеров кубик, разделённый на восемь плиток (кубик делится пополам, а каждая половина - на четыре удлиненные плитки, длина каждой плитки равна стороне кубика, толщина равна одной четвёртой этой стороны).

Пятый дар - кубик, разделённый на двадцать семь маленьких кубиков, причём девять из них разделены на более мелкие части.

Шестой дар - кубик, разделённый тоже на двадцать семь кубиков, многие из которых разделены ещё на части: на плитки, по диагонали и пр.

Фребель предлагал разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами - строительным материалом, подвижные игры, рисование, лепка, плетение из бумаги, вырезание из бумаги, вышивание, вкладывание из металлических колец, палочек, гороха, бус, выкалывание, конструирование из бумаги, из палочек и др. Многие из этих занятий, методически преобразованные с других методологических позиции, находят применение в современных детских садах.

Недостатки теории: 1) системой «даров» заменяется непосредственное ознакомление с окружающим миром; 2) жизнь ребёнка ограничивается дидактическим материалом; 3) деятельность ребёнка излишне регламентируется; 4) ограничивается свободное творчество ребёнка.

Вклад в развитие мировой педагогики. Детские сады заняли ведущее положение в системе дошкольного воспитания во многих странах. Ф. Фребель впервые в истории дошкольной педагогики дал целостную, методически детально разработанную, оснащённую практическими пособиями систему общественного дошкольного воспитания. Способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную область знания.