Известно, что детское творчество – явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия? Во – первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во – вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества, педагог должен основываться на следующих принципах:

Творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд) .

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в старших группах в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

К взрослому дети обращаются тогда, когда не могут договориться самостоятельно. Здесь важно подсказать, как лучше договариваться, в каком случае уступить друг другу, если надо, научить работать вместе, дружно, с удовольствием.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно – враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно – и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть “усилена” 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

1. Совместно-индивидуальная

(ребенок-участник деятельности – выполняет часть работы индивидуально, а на завершающем этапе она становится частью общей композиции) .

2. Коллективно изобразительная деятельность на основе совместно-

последовательной формы организации

(результат действия выполненного одним становится предметом деятельности другого) .

3. Совместно-взаимодействующая

(формирования умений планировать координировать свою деятельность и оценивать объективно результаты коллективного творческого труда) .

Так, дети младшей группы создают каждый отдельную картину, а в конце у них будет общая картина. При соединении всех работ вместе в конце занятия получаются картины «Цветущий луг», «Лес», «Цыплята на траве» и т. д.

А старшие дети выполняют более сложное и разнообразное задание («Улица города» – транспорт, дома, деревья, люди т. д.) . Чтобы детям не мешать друг другу при создании коллективной работы, каждый определяет зону своей деятельности, т. е. договариваются, кто где будет рисовать.

Руководство педагога на разных этапах осуществления плана коллективной творческой деятельности имеет свои особенности. На первом этапе, планируя коллективные действия, педагог стремится к созданию мотивационного резонанса – возникновению у каждого ребенка желания включиться в коллективное дело. Важно объединить детей общей целью, привлекательностью будущего результата деятельности, вызвать эмоциональный подъем, хороший деловой азарт. Привлекательностью к общему делу является предоставление детям разнообразных изобразительных материалов. Так, например, для аппликации целесообразно использовать не только готовую цветную бумагу, но и вырезки из газет и журналов, готовые рисунки детей; для лепки использовать и тесто, и пластилин с глиной, в рисовании восковые и цветные карандаши, акварель и гуашь, разный строительный материал.

Эффективным приемом, позволяющим определить подгруппы детей, стремящихся к совместной деятельности, может стать День детских интересов. В этот день дети занимаются своими любимыми делами, из которых видно, из скольких и каких детей формируются подгруппы детей и по каким интересам.

Следующим этапом в коллективном взаимодействии является распределение ролей предстоящей деятельности между детьми. Для того чтобы участие в общем деле помогло каждому ребенку раскрыться со стороны лучших качеств, педагогу важно выявить индивидуальные способности и склонности каждого участника. При этом его задача не просто изучить ребенка, а “преподнести” проявления его индивидуальной неповторимости и помочь увидеть его лучшие черты всем детям. С этой целью возможна организация выставок личных достижений, смотров талантов и способностей, акцентирование педагогом внимания детей на поступках и деятельности того или иного ребенка. Выявление индивидуальных особенностей детей позволяет педагогу наметить перспективу развития коллективного творчества.

Другой вариант организации сотрудничества детей заключается в том, что общая цель деятельности выполняется несколькими подгруппами и итоговый результат зависит от качества работы каждой подгруппы. Деятельность такого типа вызывает чувство удовлетворения у каждого ее участника, у ребенка возникает ощущение полезности и личного вклада в общее дело, что придает ему уверенность в своих силах. Например, дети с удовольствием участвуют в оформлении панно на стене групповой комнатыВолшебная страна Детства”, «Космос» и т. д. Разделившись по собственному желанию на подгруппы, дети самостоятельно решают вопросы о том, какой сюжет будет отражен их группой на общем изобразительном поле.

Заключительные этапы коллективного взаимодействия связаны с достижением, осознанием и оценкой значимости полученного результата. При этом педагог акцентирует внимание детей на личном вкладе каждого в общее дело, подчеркивает, что без совместных усилий реализация коллективного замысла была бы невозможна. Хорошо, когда успешность коллективной деятельности оценивается не только самими детьми, но и людьми, мнением которых они дорожат – родителями, другими воспитателями, детьми других групп.

Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству в каждом детском саду создаётся перспективный план, отбираются темы, материалы, продумываются формы организации. Так, коллективные работы могут реализовываться на нескольких занятиях. Цикл занятий на одну тему предусматривает постепенное решение поставленной задачи. Например, тема «Улица города»: на первом занятии создаётся город, на втором занятии на другом листе – транспорт, в конце занятия оба листа соединяются. На третьем занятии выполняют людей и дополняют город по своему желанию (деревьями, цветами, облаками, солнцем и пр.)

А что же мешает успешному развитию детского творчества? Самым существенным недостатком в работе педагогов, мешающим развитию детского творчества, является излишняя опека ребёнка, т. е. вмешательство воспитателя в сам творческий процесс ребёнка, навязывание своей идеи работы. Следующим недостатком, отрицательно сказывающимся на развитие детского творчества, следует считать ограниченность материалов, предлагаемых детям для рисования, аппликации и лепки, ограниченность детьми способов изображения. Самый отрицательный недостаток работы в развитии детского творчества, неправильное руководство детским творчеством и низкий уровень квалификации педагога, т. е в педагоге отсутствует творческий потенциал для решения данного вопроса.

Перед воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в детский сад вырастить не только сознательным членом нашего общества, не только здоровым и крепким человеком, но и - обязательно! - инициативным, думающим человеком, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. И активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможность для совершенствования.

Темы коллективных работ для детей 3-4 лет

1. Разноцветные шары (аппликация, рисование)

2. Зимний лес (рисование)

3. На деревья на лужок, тихо падает снежок (рисование)

4. Неваляшки гуляют (лепка, аппликация)

5. На дереве распустились листочки, цветы (рисование, аппликация). В этом случае изображение дерева при детях создаёт воспитатель, а дети наклеивают готовые цветы, листья.

6. Расцвели красивые цветы (аппликация и рисование)

7. Цыплята гуляют в траве (лепка, аппликация, рисование)

8. Украсим нашу группу к празднику (лепка, аппликация, рисование). Это занятие применяется ко всем праздникам (день рождение, праздник весны, Новый год и т. д.)

Темы коллективных работ для детей средней группы

1. Осенний лес (рисование)

2. Осенний ковёр (декоративная композиция может быть выполнена в аппликации. Подобного рода композиция может быть создана по весенним мотивам)

3. Птицы на ветке (дереве) ; Птицы на кормушке (лепка)

4. Весёлая карусель (по мотивам дымковских игрушек). Карусель конструирует воспитатель.

5. Сказочное дерево (рисование, аппликация)

6. Наш аквариум (композиция может быть выполнена в рисунке и аппликации)

7. Сказочная страна (аппликация: дети украшают вырезанные домики, вырезают детали украшения, приклеивают их и из украшенных домиков составляют картину на большом листе бумаги, протонированном в соответствии с колоритом сказочной страны: небо, земля, трава и т. д.)

8. По улице сказочного города едут тележки и везут разные грузы (аппликация)

9. На клумбе расцвели красивые цветы (рисование, аппликация)

Темы коллективных работ для детей старшей группы

1. Витрина магазина игрушек (аппликация, рисование)

3. Наш уголок природы (аппликация)

5. На катке (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Сказочное царство (рисование, лепка, аппликация)

Темы коллективных работ для детей выпускной группы

1. Цирковая арена (аппликация, рисование)

2. Корзина с цветами (ваза с цветами, ваза с фруктами – аппликация)

3. Роспись на ткани (рисование)

4. Осенний парк (волшебный сад) – рисование, аппликация

5. Животные мира (аппликация или рисование, лепка)

6. Наш город (аппликация)

7. Зимние забавы (рисование)

8. Цветочный мир (рисование, лепка, аппликация)

9. Космос (рисование, лепка, аппликация)

10. Мои любимая сказка (мультфильм) – аппликация, рисование

Известно, что детское творчество - явление уникальное. Многие педагоги и психологи, как отечественные, так и зарубежные, подчёркивают большое значение занятий художественным творчеством во всестороннем, особенно в эстетическом развитии личности. Однако для реализации такого развития необходимы соответствующие условия. И если для развития творчества созданы условия в группе, в детском саду, дети с удовольствием рисуют, лепят, вырезают и наклеивают, конструируют разные объекты, готовы проводить за этими занятиями много времени. А каковы же эти условия?

Во - первых, это положительный психологический климат в детском коллективе; во - вторых, использование таких видов деятельности на развитие творческих способностей ребёнка в группе, как лепка, аппликация, конструирование, ручной труд.

Значительное количество детей, несмотря на имеющиеся у них навыки и умения, испытывают трудности в творческом выражении. Основной причиной является: недостаточный уровень познавательных интересов, отсутствие активности, инициативности, настойчивости и умения достигать поставленной цели.

Решая проблему развития коллективного творчества дошкольника, педагог должен основываться на следующих принципах:

Творческая реализация каждого воспитанника как условие развития коллективного сотворчества;

Учет индивидуальных особенностей детей при определении ролевого места в коллективном взаимодействии;

Управленческая режиссура в постановлении процесса коллективной деятельности;

Комфортность пребывания ребенка в коллективе сверстников.

Коллективные работы с детьми создаются (начиная с младшего дошкольного возраста) по рисованию, лепке, аппликации, по одному виду или двум-трём видам на одном занятии (лепка и аппликация, аппликация и рисование, аппликация и художественный труд).

В совместной и самостоятельной деятельности чаще всего дети выполняют изображение индивидуально, каждый свой рисунок, лепку, аппликацию. Но особое удовлетворение детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие картины называются коллективными работами. Они значительнее по результату для детей, вызывают у них восхищение, поистине как в стихотворении В. Маяковского: «Чего один не сделает, сделаем вместе».

Поэтому одной из форм проведения, как в совместной деятельности, так и в самостоятельной деятельности в детском саду являются коллективные работы, итогом которых становятся общие картины, панно, композиция в лепке.

1.СОЗДАНИЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ КОМПОЗИЦИИ

1.1 Значение коллективных занятий в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Договариваться о совместной работе, её содержании;

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Планировать свою работу, определять её последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. Воспитатель подводит детей к тому, чтобы вместе создать картину, сделать украшения к празднику, украсить группу, коридор, зал, выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребёнка, декорации к играм, спектаклям, афиши, книжку-ширму в подарок, проиллюстрировать сказки, стихотворения, кадры к фильму и т. д.

Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми:

В начале года дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;

На втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала о деле, потом подчёркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно;

Постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и прочее.

На занятиях воспитатель использует разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу. Интегрированность даёт возможность показывать детям художественный образ разными средствами выразительности, видеть его по-своему, понимать творческую мастерскую художника, учиться искать пути в творчестве, создании своего образа.

В основном коллективные работы проводятся с детьми одного возраста. При организации работы важно правильно объединить детей для выполнения совместных действий с учетом их поведенческих особенностей. Исследователи выделяют несколько типов детей в зависимости от их способности к доброжелательному общению и взаимодействию. Это общительно-дружелюбные, общительно-враждебные, необщительно-дружелюбные и необщительно-враждебные дети. Необходимо учитывать эти особенности при организации совместной деятельности. Так, общительно-дружелюбных детей можно объединить с детьми, принадлежащими другим типам. Общительно - враждебных нельзя объединять друг с другом и с необщительно-враждебными, а необщительно-враждебных, кроме того, нецелесообразно объединять друг с другом. Если же возникает необходимость работы в группе общительно - и необщительно-враждебных детей, она обязательно должна быть "усилена" 2-3 общительно-дружелюбными детьми.

Легче организовывать детей для выполнения коллективной работы по лепке, аппликации, конструировании, сложнее в рисовании, но в практике существуют разнообразные формы организации, которые помогают решать задачи в разных видах деятельности. Эти формы организации коллективных работ постепенно усложняются в зависимости от возраста детей.

Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно - прикладного искусства в эстетической деятельности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

2.ОРГАНИЗАЦИЯ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

2.1 Рассматривание организации коллективных занятий с дошкольниками.

Для успешного развития детей у нас в группе организован уголок творчества. Где учтен специфический принцип эстетизации предметно - развивающей среды и быта в целом. Дети в самостоятельной деятельности могут выбрать любой художественный материал для работы, посмотреть альбомы и дидактические игры художественной направленности, найти трафареты, полюбоваться предметами народного творчества. Условия развития созданы. Целенаправленная работа ведется по общепедагогическим принципам поэтапно.

На первом подготовительном этапе работы, где углублялись знания детей по теме будущей работы, особых трудностей не возникало. Различные методические приемы такие, как игровые ситуации, сказочные герои, проблемные ситуации, наблюдения, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы помогали мне сформировать яркие образы, порождающие желание воплощать их в собственной изобразительной деятельности.

Также мной был организован кружок “Юные Волшебники”, где я проводила дополнительные занятия по заранее созданному перспективному плану.

В работе кружка старалась решить следующие задачи:

  • Снять психологическое напряжение, помочь обрести уверенность в своих силах
  • Повысить мотивацию к изобразительной деятельности
  • Познакомить с основными изобразительными материалами и научить, ими пользоваться

Например, для неуверенных в своих силах, боящимся начать рисовать, постоянно повторяющим “не могу”, “не умею”, предлагала затонировать несколько листов бумаги. Выполняя это задание, ребенок учиться правильно, держать кисть, набирать на нее краску, свободно водить кистью по всей поверхности листа, не боясь выйти за пределы контура.

Детям, делающим не то, что требуется по словесной инструкции, или выполняющим задание медленно, предлагала упражнения, связанное с поэтапным изображением того или иного предмета, использовала прием рисования от пятна. Объяснение последовательности выполнения таких заданий должны быть доступными (с многократными речевыми повторениями). При этом я старалась использовать наглядный и демонстрационный материал. Это мог быть и мой рисунок или же рисунки других детей. Здесь дети проявляли заинтересованность научить товарища тому, чему уже научились сами, чтобы у всех получалось хорошо, чтобы коллективная работа была выразительнее.

Одним из вариантов проведения занятия было, то, что дети младшего возраста изображали одинаковые предметы (цветы, листья, снег, снеговиков, неваляшек и пр.). При соединении всех работ в конце занятия получались картины “Клумба”, “Лес”, “Цыплята” или из неваляшек. И оказалось, что в младшей группе тоже получаются очень красивые коллективные работы.

Была такая коллективная работа на тему “Испекут нам из муки булки, плюшки, крендельки”. Ребятам предстояло наклеивать готовые формы - кольца разного размера. Задание несложное, но веревочка для бубликов была одна, и необходимо было, не мешая друг другу, приклеить свой крендель. Сначала поспешили все сразу, всем хотелось увидеть свой бублик в связке. Работа застопорилась. Я предложила уступить девочкам. Мальчики все согласились. Девочки на радостях стали помогать мальчикам. Связка получилась замечательная. Когда же стали украшать кренделя “маком” (тыкать черными фломастерами) девочки уступили мальчикам первенство. Здесь явно прослеживается прогресс в отношениях детей, а, следовательно, и в развитии личности. В начале дети работали рядом и общались в основном со мной и далее они начинают разговаривать друг другом, уступать.

Все коллективные работы должны иметь целевое назначение. О предстоящем коллективном творчестве детям старалась говорить заранее. Я подводила детей к тому, чтобы вместе создать картину. Сделать украшение к празднику, украсить группу, коридор, зал. Выполнить панно для досуга, ко дню рождения ребенка, декорации к играм, спектаклям, афиши, проиллюстрировать сказки, стихотворения.

Хочу привести пример новизны обстановки и необычного начала работы и вариативности создания общей композиции. Дети выполняли изображение на небольшом листе такого же цвета, что и общий лист. После выполнения задания они наклеивают свой лист на общий, единый фон, объединяющий все работы. Я показывала детям кукольный театр по сказке “Репка”, представление остановилось на том, что я не могла показать, какая выросла репка большая. Тут я предложила детям помочь срочно. Для декорации нужно было изготовить репку и сделать могли бы дети. Они с удовольствием принялись за дело: кто-то делал обрывной аппликацией правый бочок репки, кто-то левый, кому-то достался хвостик. Работали дружно, некоторые дети поделили обязанности: кто-то рвал бумагу, кто наклеивал, а многие успевали и то и другое. Когда части репки соединили, получилась действительно большая-пребольшая репка. Эта картинка стала декорацией для кукольного театра по сказке “Репка”. Дети смогли досмотреть ее и потом не раз сами организовывали ее показ. Добиться результата, заинтересовать детей помогла проблемная ситуация, и еще они конкретно почувствовали общественную значимость своего коллективного труда. Общими усилиями они довели дело до конца. Ведь это есть уже проявление воли, хотя пока и импульсивное. Подобные варианты, такие, как “Белоснежка и семь гномов”, рисование животных из сказки “Теремок”, “Одуванчики”, “Жуки ползают на поляне”, “Спрячем зайчиков” и т.д. могут быть использованы с детьми младшего возраста.

Начиная, с младшей группы, я учила детей выполнять работу вдвоем на одном листе по два одинаковых по сложности персонажа - лису и волка. Задача проста: надо лишь поделить территорию листа. Я всегда помогаю договориться малышам. Если же два ребенка украшают две варежки, надо договариваться, чтобы был одинаковый узор. Подбор таких тем для работ подталкивает детей к общению, заставляет совместно планировать деятельность, чем старше возраст, тем сложнее упражнения (шапка, шарф, или части Городецкой солонки, или роспись гжельского сервиза, хохломская посуда). Создания разных художественных образов не ограничена.

Я всегда помню, как важно, чтобы на занятиях по изобразительной деятельности детям было интересно, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом, и мечтаю об этом. Как добиться такого эффекта, при котором дети в комфортной обстановке творчества учатся взаимодействовать, развивать координацию, моторику, усидчивость, аккуратность, самоконтроль, умение доводить начатое дело до конца. Именно эти качества являются основой для развития личности в целом.

Одно из наиболее важных условий успешного детского художественного творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы вот - что мне помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Для меня важно, всякий раз создавать новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - вносить новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребят положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться в коллективе, чувство взаимопомощи и сопереживания за общий результат.

При выполнении коллективных работ у детей взаимодействие со мной происходит более свободно, ребенок имеет возможность видеть, как я действую, и обучаться без прямых моих указаний. При выполнении работ по изобразительной деятельности я активно использовала игровые методы и приемы. В основе каждого лежал специально разработанный игровой сюжет. Для успешного выполнения работы я придумывала несколько игровых ситуаций, которые постепенно сменяли друг друга, позволяли мне сохранять необходимый темп и ритм деятельности, делали ее более интересной и увлекательной.

Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручили, тем лучше будет работа коллектива. Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка гой - требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам такой формы организации относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

Результат работы каждого - является частью общей композиции, достаточно четко выделен, и есть возможность объективно оценить то, как учитывались задачи общей работы каждого ребенка, насколько он заинтересован в общем успехе. Это особенно важно потому, что в условиях совместно- последовательной и совместно-взаимодействующей форм организации деятельности этот результат как бы завуалирован. Эгоистичные дети, склонные к завышенной оценке собственного труда, не могут оказаться в столь однозначно оцениваемой ситуации, когда их необъективность очевидна и легко доказуема. Напротив, дети с заниженной самооценкой оцениваются в соответствии со своими заслугами перед коллективом.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н. В. И др. Дошкольник: обучение и развитие. Ярославль: “Академия развития”, “ Академия К”, 1998.- 256с.
  2. Грибовская А. А. “ Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий”. Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  3. Дурова Н.В. “Очень важный разговор” Москва изд. “ Мозаика-Синтез”,2000,102с.
  4. В.Ю., Казакова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова, Слепцов
  5. а Смагина Т.В.
  6. “ Рисование с детьми дошкольного возраста. Москва, ТЦ Сфера, 2004-128с.
  7. Киреева Л. Г., Саськова О. А. “ Рисуем кукольный спектакль: комплексные занятия, сюжетно- ролевые и дидактические игры” Волгоград: Учитель, 2008.-127 с.
  8. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. “ Психология социальной одаренности” Москва, Линка- пресс 2009.- 272с.
  9. Коморова Т.С. “Детское художественное творчество”- Москва, Мозаика- Синтез, 2005.-105с.
  10. Комарова Т.С., Савенков А.И. “Коллективное творчество дошкольников. - Москва. Педагогическое общество России, 2005.-128с.
  11. Лыкова И.А. “ Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа.- Москва: “Карапуз- Дидактика”, 2007.-144с.

Коллективная работа на тему «Испекут нам из муки булки, плюшки, крендельки»

Коллективная работа по сказке «Репка

Обычно на занятиях в детском саду каждый ребёнок индивидуально выполняет свой рисунок, лепку, аппликацию . Но особое удовольствие детям доставляет создание общих картин, композиций, где объединяются изображения всех детей группы. Такие работы называются коллективными.

В коллективном изобразительном творчестве могут создаваться не только панно, но и плакаты, стенгазеты, оформление для спектаклей, праздников, досуга. Вместе дети могут подготовить декорации и маски к играм-драматизациям, а затем все вместе разыграть сюжет сказки, рассказа.

Обычно такого рода занятия проводятся эпизодически и лишь в лёгких формах, когда каждый ребёнок выполняет отдельно свою часть изображения, которая затем станет фрагментом общей работы. Интерес детей к коллективной изобразительной деятельности значительно повышается, если её результат имеет общественную ценность.

В основе каждой коллективной работы - специально разработанный игровой сюжет. Ребёнок выполняет свою часть работы индивидуально, и на завершающем этапе она становится частью общей композиции. Планирование здесь весьма простое: задание каждому выдаётся в начале работы и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. На первых порах это делает воспитатель, впоследствии это происходит в ходе коллективного обсуждения всеми участниками, когда нужно суммировать результаты.

Занятия, построенные на основе совместно-индивидуальной формы организации деятельности, позволяют сформировать у детей простейшие умения и навыки сотрудничества. Но при выполнении этих работ единство группы имеет формальный характер, так как взаимодействие осуществляется только на этапах планирования и оценки, что осложняет формирование умений координировать совместную деятельность, но зато позволяет продемонстрировать детям простейшие варианты совместного планирования.

Совместно-последовательная работа

Совместно-последовательная форма организации коллективной деятельности предполагает постепенное выполнение действий участниками, когда результат действия одного участника становится предметом деятельности другого. По этому принципу действует производственный конвейер, этот же принцип лежит в основе спортивных эстафет. В художественной деятельности взрослых эта форма также находит применение, например, в художественной промышленности: один разрабатывает форму керамических чашек, другой их формует, третий делает роспись и т.д. Такая форма находит применение в трудовом обучении, так как позволяет в игровой форме воспроизвести конвейерную линию.

В качестве примера рассмотрим выполнение объёмной работы на тему «Зимняя сказка» (фабрика снеговиков) в старшей группе. Занятие представляет собой игру, синтезирует коллективное литературное и конструктивное творчество. Дети распределяются по четыре человека на линии. Задачи, стоящие перед каждым, просты: скатать три комочка разного размера из салфеток; склеить детали между собой в соответствии с полом снежного человечка, завершить образ снеговика из предложенных деталей. С конвейерной линии попадают в «Зимнюю сказку» по три снежных человечка.

Совместная деятельность способствует формированию умений координировать совместные действия. В этих условиях неудача одного ребёнка неизбежно приводит к нарушению ритма всей работы, к общей неудаче.

При такой организации деятельности дети от первого и до последнего этапа работают совместно, постоянно что-то добавляя к общей композиции, совершенствуя её выразительные, содержательные характеристики. Композиция, выполненная таким образом, не просто составлена из распределённых заранее и выполненных индивидуально деталей работы, это в полном смысле слова плод коллективного творческого мышления, совместного планирования, активного взаимодействия на всех этапах работы. От каждого требуется инициатива и в то же время готовность и способность согласовать свои идеи с задачами
общей работы.

Эта работа предполагает наличие у детей способностей работать в коллективе и выступает средством формирования умений планировать, координировать свою деятельность и оценивать результаты коллективного творчества.

Мы разработали задания, когда группой создавалась одна, общая композиция, но игровые сюжеты позволяли придать процессу творческого взаимодействия ступенчатый характер. На первом этапе дети работали в парах или небольших группах, на последующих взаимодействие осуществлялось между этими парами и группами.

Если первая проблема успешно решена и между участниками работы не возникло непреодолимых разногласий на этапе планирования, то следующий этап согласования совместных действий проходит относительно безболезненно. Не без споров, но без ссор и обид. Необходимо корректировать отношения детей. Обычно одна-две пары не справляются с заданиями. Более сложного подхода к распределению обязанностей требует взаимодействие в крупных объединениях. Особенно это важно при выполнении первых композиций. Внимание следует уделять комплектованию групп: на основе наблюдения, личных симпатий, желания работать вместе. Это упрощает процесс приобретения детьми первых умений и навыков работы в небольших группах. Более сложный вариант - взаимодействие между группами. Правильно построенное обсуждение завершенных композиций способствует развитию творческого воображения детей. Это поможет формированию оригинальности и гибкости мышления детей.

Никто из детей в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет детям ощутить преимущества совместной работы. Создаст хороший эмоциональный фон для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Лидия Пашинцева, воспитатель детского
сада компенсирующего вида № 94

Развитие у детей способностей творчески работать в коллективе - одна из важнейших задач современного образования. Динамичность мира, в котором мы живем, делает креативность не роскошью, доступной и требуемой от избранных, а повседневной необходимостью каждого человека. Высокий уровень развития творческих способностей в наше время все чаще рассматривается как необходимое условие выживания в постоянно меняющемся окружении. Особенно значима для современного человека способность творчески работать в коллективе.

Актуальность становления творческой личности вызывается определенным социальным заказом общества, характерным на данный период, внутренней потребностью личности с учетом ее защищенности в жизни. Одной из эффективных технологий воспитания признана коллективная творческая деятельность.

Творческая коллективная деятельность рассматривается как созидающая творческая деятельность, когда ребенок, обученный творчески действовать в одной области деятельности, распространяет это в другую область деятельности.
Творческая коллективная деятельность подразумевает одно из важнейших направлений развивающего обучения - формирование и развитие творчества в регулярной деятельности детей.

КОЛЛЕКТИВНАЯ ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДОУ

На пути формирования коллективистической направленности у дошкольника предстоит сделать ряд последовательных шагов: от формирования у ребенка направленности на сверстников (на первом этапе) к созданию у него ощущения собственной значимости для них (на втором) и закреплению ощущения ребенком своей значимости для получения общего результата при поддержке каждого всеми (на третьем).

В процессе выполнения коллективных работ осуществляетсянравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения:

Работать вместе, уступать друг другу, помогать, под­сказывать;

- договариваться о совместной работе, ее содержании;

Планировать свою работу, определять ее последова­ тельность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы.

На занятиях по рисованию, лепке и аппликации в старшей группе дошкольники усваивают навыки совместной деятельности. Они учатся договариваться о содержании коллективной работы, обсуждать приемы и композиционные решения, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
До начала занятия воспитатель должен четко спланировать этапы работы, продумать, как разместить материалы и оборудование. При распределении заданий учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его интересы, уровень умений и навыков.

Беседы, рассматривание иллюстраций и репродукций на подготовительном этапе расширят знания детей по теме, сформируют у них яркие образы и желание воплотить их в рисунке или аппликации. При обсуждении будущей работы важно подчеркнуть необходимость совместных усилий для достижения наилучшего результата и невозможность воплотить масштабный замысел без помощи других детей.
Во время занятия основной задачей педагога является создание условий для творческого взаимодействия детей, для формирования умений совместно решать художественные и технические задачи. Доверительная атмосфера в процессе работы (при обсуждении деталей оформления, выборе места их размещения), желание помочь товарищу и умение принять эту помощь - все это сближает детей и сказывается на качестве работы.
На заключительном этапе занятия воспитатель должен не только обсудить результаты деятельности детей, но и отметить, что никто из них в отдельности не смог бы сделать такую большую интересную композицию. Это поможет дошкольникам ощутить преимущество совместной деятельности, создаст положительный эмоциональный настрой для выполнения подобных работ в дальнейшем.

Пример из опыта педагогической работы. Рисование по представлению «Планеты и ракеты» (создание коллективной композиции).

Цель : изготовить красочную композицию для украшения интерьера группы к 50-летию со дня полета в космос Ю.А. Гагарина.

Предварительная работа : в совместной с воспитателем беседе дети делились тем, что они знают о космосе. Воспитатель в доступной форме рассказала ребятам о космосе и космонавтах, сопровождая повествование красочными фотографиями, записями песен о космонавтах.

В группе педагоги организовали выставку детских книг: «Просторы звездного неба».

Дети дружно рассматривали иллюстрации и обсуждали их.

Разучили подвижную игру «Путешествие к звездам».

В игре «Запуск ракеты» тренировались в обратном счете, сравнивали числа, стоящие рядом в числовом ряду 1-10.

Коллективная работа по созданию композиции «Планеты и ракеты» была организована в течение двух из последующих дней.

Ход работы.

Воспитатель показывает детям основу для будущей композиции – большой черный лист бумаги, читает строчки из стихотворения В.П. Лепилова «Космическая сказка»:

Окрашен космос в черный цвет,

Поскольку атмосферы нет,

Ни ночи нет, ни дня.

Здесь нет земной голубизны…

Сейчас на этом большом черном листе ничего нет. Но скоро появятся звезды, планеты, кометы, космические корабли. И сделаем всё это мы с вами – создадим свой «маленький космос». Подумайте, что из космических объектов вы хотели бы нарисовать. Поделитесь друг с другом об этом, какие краски будете использовать в рисунке.

Дети договариваются между собой о том, кто что будет рисовать: звезды, планеты или другие космические объекты.

Ребята воплощают задуманное в рисунке на отдельных листках.

Готовые рисунки сохраняются до следующего дня.

На следующий день, когда запланировано занятие рисованием или аппликацией, воспитатель выставляет рисунки детей и спрашивает о том, каким образом можно поместить нарисованные ракеты, звезды, планеты и кометы на большой черный лист.

Дети отвечают, что рисунки можно вырезать и наклеить.

Ребята, которые умеют хорошо вырезать, помогают тем, у кого это не очень хорошо получается.

Из вырезанных рисунков составляется и наклеивается композиция на большой черный лист.

«Россыпь» звезд можно нарисовать кончиком тонкой кисточки белой гуашью.

Готовая композиция вывешивается в группе для общего обзора и обсуждения.(см. приложение 7)

Воспитатель или подготовленный ребенок читает строки из стихотворения Л. Алейниковой «Ракета и салют»:

Взял я краски почудесней,

И веселой кистью, с песней

Чудно все разрисовал, -

Праздник сам себе создал!

В небо вырвалась ракета,

Из нее летит сноп света, -

Звезды радостно снуют,

Сыплют сказочный салют.

Мероприятие заканчивается записью песен о космонавтах.

Оксана Добродон

Анализируя поступки ребят в детском саду и на улицах города , можно заметить, они стремятся к удовлетворению в первую очередь своих потребностей, желаний, интересов, не считаясь с устремлениями окружающих людей, а порой даже не подозревая о них.

Я не хочу видеть детей эгоистами!

Именно в детском саду ребенок должен научиться жить среди людей. А объединит детей коллективная работа .

Цели коллективных занятий :

Формировать умения и навыки работать вместе , строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов;

Развивать творческие способности, фантазию, воображение;

Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной и прикладной деятельности.

Основные задачи :

Развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

Привлекать детей к работе с разнообразными материалами;

Учить создавать коллективные работы .

Коллективные занятия – в подготовительной группе я предлагаю проводить во второй половине дня, когда они уже отдохнули и полны новых сил и желания вновь общаться друг с другом. Продолжительность занятия – 25-30 минут, в соответствии с программой.

В процессе выполнения коллективных работ осуществляется нравственно-эстетическое воспитание детей, вырабатываются следующие умения :

- работать вместе , уступать друг другу, помогать, подсказывать;

Договариваться о совместной работе , ее содержании;

Планировать свою работу , определять ее последовательность, содержание, композицию, дополнения;

Радоваться успехам своим и товарищей при создании работы .

Подводя итог, выполненной работе , мы проводим обсуждение творческой работы с детьми . Это помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы другого человека.

Коллективная работа в детском саду – это результат совместной работы детей и взрослых . Каждый труд служит зрительной информацией для родителей и украшением интерьера. Наши работы постоянно радуют и детей и родителей на выставке возле группы и в раздевалке. Каждый из детей с гордостью показывает как свою часть работы с подробным описанием процесса создания той или иной детали, так и части работы , которые выполнены друзьями из группы. Я считаю, что такой вид работы является мотивацией детского творчества , ведь после завершения работы ребята продолжают оставаться за столами, объединяются в группы и выполняют работу уже на свою тему .


Публикации по теме:

Сегодня я познакомлю вас сразу с тремя населенными «ситцевыми» пунктами: Снежинкино, Крошкино и Зайчиково. Эти деревеньки- подарок ребят.

Воспитатель Баранникова Г. И. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Ниткография - это одна.

В детском саду планируются коллективные работы по аппликации, они предполагают участие нескольких детей. В создании сюжетной аппликации.

Дети в моей группе очень любят заниматься творчеством. Одно из любимых занятий - коллективная аппликация. Всем известно, что коллективная.

Вот и наступило самое волшебное время года! Когда все вокруг превращается в сказку. Преображается город, украшают квартиры и детские.

В детском саду проводится много занятий на развитие творческих способностей детей. Одним из видов творческих работ, является создание коллективной.

Не успел начаться новый год, а мы с ребятами уже сделали несколько коллективных работ. Коллективные работы мы, в основном, делаем во второй.