В его жизни наступает новый этап , – говорится на сайте для мам сайт.

Этот период отмечен новыми достижениями и возможностями малыша. В его поведении и характере появляются новые черты, в действиях – новые навыки, в потребностях – новые желания. Что это за потребности и желания, мы сейчас и посмотрим.

Важная веха – полтора года

Если вашему ребенку полтора года, это значит, что по ночам он капризничает из-за того, что у него уже режутся клыки (!). У малыша часто беспокойный сон, и температура может подскочить даже до 40, или появиться насморк. Кушать ему совсем не хочется, но хочется хныкать, потому что . По этой же причине возможны и нарушения стула, вздутие живота.

Чтобы успокоить кроху в этот период, можно чаще давать ему грудь . Если же ребенку полтора года, а он уже давно на искусственном вскармливании, то можно немного уменьшить порции, но больше давать жидкой пищи или питья.

В возрасте полутора лет у малыша еще силен инстинкт привыкания , и общение с ним, воспитание надо строить на регулярно повторяющихся действиях. Если карапуз капризничает, даже при прорезывании зубов, перед сном неплохо выкупаться, принять успокаивающую ванну из чабреца, ромашки или чистотела.

Тем не менее, совершенно не следует делать упор на «академические» занятия. Активные, подвижные игры, бег «на перегонки» или «догонялки», игра в снежки, катание с горки, собирание камушков и другие физические упражнения – залог здоровья вашего малыша.

При копировании этой статьи активная , не закрытая от поисковиков ссылка на сайт обязательна!

Ваш кроха взрослеет – позади первый день рождения, постепенно затихают проявления кризиса одного года, поведение малыша становится более осознанным, отношения родителей с ним выходят на новый уровень. Овладение новыми навыками происходит очень быстро, всё развитие предшествующие полтора года было направлено на то, чтобы подготовить его к полноценному взаимодействию с окружающим миром. Итак, с какими результатами подходят малыши к этому рубежу, чем отличается развитие ребенка в 1, 5 года, чего ожидать, как стимулировать на новые свершения?

Физическое развитие

Границы норм роста и веса маленьких детей достаточно широки. Эти показатели зависят от особенностей жизни ребенка: наследственности, уровня физической активности, аппетита. Современные центильные таблицы ВОЗ определяют коридоры роста и веса для деток 18 месяцев:

Вес

Рост

Объем груди

Окружность головы

Индивидуальные значения могут немного выходить за рамки данных интервалов – для здорового активного ребенка это будет вариантом нормы.

Психическое развитие

Кроха начинает сепарироваться от мамы, осознает себя как отдельную, самостоятельную личность, имеющую свои желания и потребности. Детки полутора лет уже достаточно автономны, они учатся общению с другими детьми, активно исследуют мир вокруг, практикуются в самостоятельном принятии решений. Важнейшие приобретения только что пережитого кризиса – это «нет» и «я сам».

Малыш становится капризным, упрямым, он злится, если что-то не получается. Поскольку речь только начинает формироваться, объясниться карапуз не может, непонимание родителей зачастую становится поводом для настоящей истерики. Взрослым важно уже в этот период знакомить своего отпрыска с различными чувствами, показывать, как экологично проявлять свои эмоции. Терпение и способность быть поддержкой сейчас очень важны.

Вопреки устоявшимся стереотипам, малыши двух-трех лет еще не умеют манипулировать и «делать назло» — этому препятствуют особенности развития коры головного мозга и нервной системы. Большинство капризов – это попытки получить внимание и любовь мамы, а также прощупывание границ допустимого поведения.

Практические умения ребенка в 18 месяцев

Разберем, что умеет делать ребенок в 1 год и 6 месяцев. Перечисленные ниже навыки являются своего рода ориентиром для родителей, однако не стоит забывать, что они весьма условны, усреднены. Уровень владения каким-либо умением зависит от множества факторов, индивидуальных и неповторимых для каждой семьи. Любой ребёнок имеет право развиваться и обучаться в своем темпе.

Физическая сфера:

  • Малыш умеет вставать с опорой, ходить без помощи взрослого, бегать,
  • Появляется способность координировать движения: приседать и подниматься, наклоняться за игрушкой, поворачиваться в разные стороны, менять направление движения, подпрыгивать, залезать на возвышенности и спускаться с них,
  • Более продвинутый уровень – подпрыгивания, переступание через препятствия, шагание по ступеням вверх. Спускаться вниз сложнее, ребенок освоит этот навык чуть позже,
  • Детки целенаправленно бросают мяч в разных направлениях, пинают его ножкой,
  • Полуторалетки все еще много падают. Желание разведать все вокруг подталкивает их к совершению сложных действий, манипуляций со своим телом, которые пока им недоступны.

  • Словарный запас растет с каждым днем, в среднем детки 18 месяцев имеют в запасе порядка 10-20 активных слов,
  • Рождаются первые зачатки фраз – наиболее активные отпрыски начинают строить небольшие, понятные только для родителей фразы,
  • В основном речь представляет собой смесь лепета и звукоподражания,
  • Пассивный лексикон очень велик – маленький человечек понимает практически все, что говорят ему взрослые, бурно, эмоционально реагирует,
  • Малыш показывает части тела, предметы и животных на картинках, называет.

Социально-эмоциональная сфера:

  • Полуторалетки проявляют живой интерес к другим людям, стремятся находиться в гуще событий (возможно, оставаясь при этом у мамы на коленях),
  • Формируется способность проявлять эмоции: жалеть кого-то, радоваться, печалиться, сердиться,
  • Характерно активное подражание эмоциям взрослых, при помощи жестов, мимики, возгласов,

Несмотря на явное желание расширять круг общения, малыш по-прежнему очень привязан к близким родственникам. Ему необходимо чувствовать рядом родное плечо, поддержку, уверенность в том, что все будет в порядке, его исследованиям, начинаниям, попыткам учиться новому ничего не грозит. Мама рядом является гарантом безопасности, а не прихотью.

Интеллектуальное развитие

Дети второго года жизни приобретают много «умелок» интеллектуальной природы. Они могут появляться в разной последовательности, раньше или позже. Помните, что умственное развитие ребенка некорректно определять, ориентируясь на усредненный перечень того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте. Наблюдайте за малышом, принимайте во внимание его личные особенности, свойства характера, ваш образ жизни. Обычно в возрасте примерно 18 месяцев малыши способны выполнять следующие действия:

  • Возить за собой игрушку на веревочке,
  • Собирать простую пирамидку,
  • Сортировать предметы по формам и цветам,
  • Рисовать овальные формы, зигзагообразные, прямые линии,
  • Переворачивать книжные листы, имитируя чтение, увлеченно разглядывать картинки,
  • Складывать несложные формы или крупные бусины в отверстия сортера,
  • Продумывать свои действия – например, принести подставку, чтобы что-то достать.

Бытовые навыки

Приближаясь к порогу двухлетия, мальчишки и девчонки становятся все более самостоятельными в плане обслуживания себя на бытовом уровне. Координация движений, развитие мелкой и крупной моторики еще далеко не идеальны, поэтому зачастую попытки проявить инициативу приводят к необходимости генеральной уборки.

Несмотря на желание сделать всё самим, очень важно, чтобы родители позволяли чаду пробовать, тренироваться, совершенствоваться. Деткам 18 месяцев под силу следующие действия:

  • Питье из чашки и из трубочки,
  • Использование ложки – карапуз может кушать сам пюрированную и твердую пищу, учится есть ложкой суп,
  • Снимание с себя одежды (если ее не нужно расстегивать),
  • Самостоятельное умывание.

Камнем преткновения в дискуссиях молодых родителей со старшим поколением является приучение крохи к горшку. Вопреки опасениям бабушек, медицина не выявила доказательств вреда памперсов. Готовность ходить на горшок обусловлена развитием нервной системы малыша. Насильное, агрессивное, фанатичное приучение к туалету закончится нервными срывами мамы и серьезным противостоянием ребенка, которое только замедлит естественный процесс.

Режим, питание, уход

Распорядок дня полуторалеток завязан на снах и времени принятия пищи. Обычно детки этого возраста переходят на один длительный – 2-3 часовой дневной сон. Общие рекомендации таковы:

  • Спать дома,
  • Гулять во время бодрствования, в идеале утром и вечером,
  • Перед сном кроха должен пообедать, а после сна – пополдничать,
  • Перекус можно перенести на время после возвращения со второй прогулки, если она не слишком поздняя. Еще один вариант – взять что-нибудь съедобное на улицу, хотя это не очень удобно по многим причинам (невозможность умыться, взять что-то, что едят ложкой, излишний интерес других детей),
  • Определить одно и то же время для укладывания спать днем и на ночь,
  • Придумать ритуалы, которые будет соблюдаться каждый раз во время укладывания,
  • Если малыш спит днем два раза, выбрать оптимальное время для прогулки – самую светлую, теплую часть дня. В качестве второй прогулки можно организовать короткий выход перед вечерней ванной всей семьей.

Питание маленького ребенка должно быть разнообразным и здоровым. К полутора годам дети уже могут кушать пищу с общего стола, при условии, что она является качественной и полезной. Педиатры рекомендуют пятиразовую схему питания, с перерывами не более 4х часов. Желательно, чтобы время принятия пищи каждый день было одним и тем же, это способствует развитию правильного пищевого поведения и здорового ЖКТ.

Дети старше года должны учиться пережевывать твердую, плотную пищу. Нет необходимости превращать любое блюдо в пюре, предлагайте малышу кусочки – сначала совсем маленькие, потом побольше, очень скоро карапуз будет умело жевать свою еду совсем как взрослый.

Рацион должен содержать фрукты, овощи, белки, жиры и углеводы в сбалансированном количестве. Иногда этого бывает непросто добиться, поскольку у крохи появляются свои предпочтения. Вместо того, чтобы накормить любой ценой, постарайтесь найти адекватную замену нелюбимому продукту. Если малыш отказывается от еды, не стоит сильно настаивать. Уберите из зоны доступа все снэки и через какое-то время организуйте обед или ужин для себя – наверняка непоседа захочет присоединиться к трапезе сам.

Многие дети 18 месяцев еще находятся на грудном вскармливании. Получение материнского молока играет важную роль в процессе усвоения остальных блюд. Кроме того, именно сейчас материнское молоко содержит наибольшее количество иммуноглобулинов, играющих важнейшую роль в формировании сильного иммунитета. Количество дневных кормлений снижается, ограничиваясь прикладываниями на сон и просыпание, иногда после приема основной пищи. Ночью детки второго года жизни продолжают активно прикладываться к маминой груди.

Уходовые процедуры за взрослеющим карапузом включают в себя обычные гигиенические привычки, которым нужно обучать малышей, проделывая их совместно каждый день:

  • Чистка зубов,
  • Умывания,
  • Причесывания,
  • Подстригание ногтей.

Чтобы кроха более лояльно относился к этим манипуляциям, можно позволить ему причесать или умыть маму, поухаживать за своими игрушками.

Досуг и развитие

В повседневную жизнь семьи полезно внедрять игры и занятия, развивающие малыша. Такие крошки способны сосредоточиться на одной деятельности в течение нескольких минут, поэтому ваши занятия займут не много времени, и проводить их можно спонтанно в любое время дня. Желательно, чтобы с карапузом занималась не только мама, с которой он и так проводит большую часть времени. Обычно папы и бабушки подходят к развивающей деятельности с завидным энтузиазмом, который перенимает и отпрыск. Гармоничному развитию ребенка в 1,5 года способствуют следующие упражнения:

  • Пробуйте собирать примитивные паззлы из двух-трех крупных деталей,
  • Стройте башни и пирамидки,
  • Показывайте, как можно группировать предметы по разным признакам (цвет, форма),
  • Давайте для игр прищепки, заколки, стучалки,
  • Попросите папу накрутить на лист фанеры различные защелки, крючки, открывающиеся разным способом окошки, имитацию розетки – кроха будет с упоением все это исследовать,
  • Организуйте игру в прятки,
  • Купите несколько вариантов лото, парных карточек на разные тематики,
  • Рисуйте красками с помощью кисти, губки, пальцев,
  • Занимайтесь лепкой, позволяйте карапузу перебирать предметы разных форм и фактур,
  • Разговаривайте, рассказывайте простым языком, как устроен мир, что вы чувствуете в разные моменты жизни, описывайте природу, погоду и других людей,

В возрасте полутора лет происходит быстрый скачок развития. Кроме обычного повторения действий малыш учится анализировать информацию. Он активно познает окружающий мир, проявляет первую самостоятельность. Социальные и интеллектуальные навыки активно развиваются. Многих родителей волнует вопрос, что должен уметь ребенок в полтора года?

В этом возрасте ребенок вполне способен различать формы предметов, т.е. из предложенных вариантов выбрать кубик или мячик. Обучение ребенка должно проводиться в игровой форме, чтобы не пропал интерес юного исследователя.

В 18 месяцев дети проявляют интерес к подбору предметов определенной формы для различных отверстий. Не всегда попытки оказываются успешными, но со временем навык приобретает все большую развитость.

Ребенок уже понимает отличие размеров предметов. Маленькие и большие игрушки могут также использоваться в совместных играх.

Многие дети в этом возрасте способны различать основные цвета. Четкого произношения еще нет, но найти нужный оттенок малыш уже может. В первую очередь следует познакомить ребенка с такими цветами как: синий, желтый, красный и зеленый.

Большую часть предметов дети могут отличать по их назначению . Зеркало – смотреть, расческа – причесываться, танцевать – совершать произвольные движения и т.д.

Даже если ребенок еще не говорит, он вполне может объяснить родителям свои желания, причем не просто криком, а осознанными действиями.

Именно в возрасте 1,5 лет происходит процесс подражания поведению взрослых. Малыш будет стараться повторять все действия, которые ежедневно наблюдает вокруг.

Физическая активность

Что должен уметь ребенок в полтора года:

    • Практически все дети могут ходить без опоры

Малыши способны забираться по ступенькам и слазить с них, приседать, выполнять наклоны. Некоторая неуклюжесть в действиях все равно присутствует. Не редко дети падают, спотыкаются. А при отсутствии должного чувства самосохранения, передвижения ребенка становятся весьма опасными.

Дети еще не могут оценить угрозу от каких-либо предметов, а излишнее любопытство двигает их на покорение все новых вершин. Детей в этом возрасте не стоит оставлять одних, даже если на первый взгляд, опасностей в комнате нет.

    • Малыши с большим удовольствием ходят на прогулки, проявляя все большую активность в коллективе

Они любят качаться, кататься на горках и забираться в самые неподходящие места. Кроха еще не в состоянии оценить свои силы, поэтому родителям необходимо всегда быть рядом.

    • Полуторагодовалые дети начинают кушать самостоятельно, умеют жевать

Они спокойно удерживают ложку в руке, пьют из кружки, откусывают кусочки пищи. Малыши становятся более самостоятельные в своих физических действиях. Они готовы сами мыть руки, убирать игрушки, чистить зубы, читать. Заметно все больше самостоятельности.

  • Проявляются первые навыки общения, причем не только со знакомыми, но и с другими людьми

Дети интересуются всеми происходящими событиями вокруг, играми других детей, поведением взрослых.

Рост и вес

От года до полутора лет вес малыша увеличивается примерно на 1300 г. В росте дети прибавляют около 6-7 см. Увеличиваются также окружность головы и грудной клетки на 1-1,5 см и 1,5-2 см соответственно.

Средние показатели роста и веса в 1,5 года:

  • Вес: 10200-10900 г;
  • Рост: 80,7-82,3 см;
  • Окружность грудной клетки: 49,9-50,4 см;
  • Окружность головы: 46,2-47,4 см.

Мальчики в этом возрасте, как правило, несколько крупней девочек. Но нормальные показатели для каждого ребенка определяются индивидуально , поэтому не стоит сильно переживать, если вам малыш весит чуть больше или чуть меньше нормы.

Для того, чтобы вовремя заметить нарушения в развитии, необходимо знать об особенностях физического, интеллектуального и эмоционального развития малыша в разном возрасте. Все об умениях и навыках полугодовалых крох — в материале « «

Насколько развита моторика

Моторика детей в возрасте 1,5 лет также активно развивается:

    • Появляется умение разворачивать различные упаковки
    • Интерес проявляется к открытию емкостей, банок, коробок
    • Строение пирамидок и башенок из подручных материалов
    • Интерес к складыванию пазлов

Отдельные элементы крупных мозаик малыш может самостоятельно положить на нужное место, эти способности очень важно развивать, такие занятия хорошо тренируют мелкую моторику.

  • Рисование карандашами, пальчиковыми красками понятных фигур и линий
  • Дети с интересом повторяют одно и то же действие по несколько раз, особенно если оно хорошо получается

Речевые навыки

Словарный запас детей в полуторагодовалом возрасте составляет около 40 слов. Четкого произношения ожидать не стоит. В основном, в арсенале ребенка имеются слова, подражающие звуками (би-би, кис-кис, ав-ав и другие).

Некоторые дети уже могут составлять словосочетания из пары слов. Склонение и другие правила языка им еще не подвластны, но общий смысл речи становится понятным.

Именно в этот период времени происходит закладка пассивного словарного запаса детей, поэтому важно стараться научить их произносить как можно больше слов. Чем больше они слышат и видят, тем больше запоминают.

В будущем, все эти спрятанные знания выражаются в хорошо развитой полноценной речи. Поэтому родителям рекомендуется озвучивать все происходящее вокруг, как дома, так и на прогулке.

Для нормального речевого развития детей следует всегда реагировать на просьбы, вопросы и слова малыша. Во взрослой речи не должно быть исковерканных слов, подражающих звуков. Ребенок должен сразу воспринимать нормально поставленную взрослую речь.

Если кроха еще не может четко разговаривать в этом возрасте, не стоит расстраиваться и паниковать. При достаточном внимании и регулярном общении малыш вскоре научится говорить связными предложениями.

Эмоциональное развитие

Дети очень чувствительны к эмоциональному фону вокруг. В этом возрасте они уже способны почувствовать резкие перемены в настроении взрослого. При радости и гневе мамы, малыш начинает понимать происходящее.

Уже в 1,5 года дети копируют поведение и выражение взрослых эмоций. С помощью криков, плача и радостных воплей ребенок учится привлекать внимание к себе.

Становятся заметными социальные навыки у малыша. Подражая взрослым, он может поцеловать, обнять или утешить другого человека. Но такие проявления редко случаются по инициативе ребенка.

Чаще всего они выполняют просьбу взрослых. В возрасте полутора лет малыш легко может менять одну эмоцию на другую практически мгновенно. Громкий плач сменяется радостью, слезы обиды превращаются в улыбку.

Бытовые навыки

Что умеет ребенок в этом возрасте?

    • С увеличивающейся самостоятельностью ребенка, происходит и развитие бытовых навыков.

Малыш уверенно держит ложку и делает первые попытки самостоятельно кушать и пить. Для начала лучше предлагать густую пищу, пока навык не сформируется окончательно. Появляются и другие умения.

    • Детки проявляют интерес к самостоятельному одеванию.

Чаще всего это относится к шапкам и варежкам. Родители должны поощрять самостоятельные попытки ребенка, проявлять терпение, даже если процесс одевания будет занимать около часа. После того, как малыш оденется сам, следует похвалить его.

  • Ребенок становится активным помощником в бытовых вопросах

Он может отнести предметы в мусорное ведро, протирать тряпкой пол, стирать со стола, стараться делать многие многие другие дела по дому. Все действия ребенка копируют деятельность взрослых. Многие полуторагодовалые дети уже просятся в туалет. С удовольствием моют руки или чистят зубы.

Социальное поведение

Поведение детей в возрасте 1,5 лет становится все более спокойным. Конечно, истерики и капризы еще могут случаться, но малыш учится выражать свои эмоции другими методами.

При гармоничных отношениях детей и родителей, в этом возрасте кроха становится очень ласковым и заботливым. Он может пожалеть и обнять маму, нежно держать ее за руку.

Появляется первый интерес детей к совместным играм. Малыши с удовольствием наблюдают друг за другом. Но в процесс такого общения нередко возникают драки и обиды, т.к. дети еще не умеют правильно общаться, делиться, уступать. Выйти из сложной ситуации всегда поможет отвлекающий маневр. Переключить внимание малыша не составит труда.

В этот период детям все равно интересней играть с взрослыми , потому что пока отсутствует должный уровень речевого развития. Но в дальнейшем, будет проявляться все больший интерес к другим детям.

Распорядок дня

В возрасте 1,5 лет, как и в более ранние периоды, необходимо наличие четкого режима дня. Периоды сна и бодрствования должны быть разделены. Правильное и полноценное питание – неотъемлемая составляющая воспитания здорового ребенка.

Некоторые дети в этом возрасте продолжают спать днем по 2 раза. 18 месяцев – отличное время для перехода на один сон, длительностью около 3 часов.

Рекомендуются двухразовые прогулки каждый день. По-прежнему можно гулять с малышом, пока он спит. Сон на свежем воздухе очень полезен для детского организма. Для полноценного развития крохи следует гулять не менее 2 часов в день.

Примерный распорядок приведен в таблице

Средний объем потребляемой пищи в день должен составлять 1000-1300 мл. Более точно определить величину порций, можно разделив вес малыша на 9. За один раз рекомендуется давать ребенку не более 250 мл еды. эти рекомендации стоит соблюдать до достижения ребенком возраста двух лет.

Питание детей в этом возрасте становится все более разнообразным. Вводятся новые продукты, блюда становятся приближенным к взрослой еде. Все также рекомендуется ограничить детей в потреблении вредной и сладкой пищи.

Отличие девочек и мальчиков

В 18 месяцев отличия в поведении и характере разнополых детей становятся все более явными. Мальчикам требуется больше внимания, доверия и участия в жизни. Рекомендуется давать больше самостоятельности маленьким мужчинам, приучая их выполнять взрослую работу.

Опека и чрезмерный контроль действий малыша может губительно сказаться на самооценке и уверенности в своих силах в будущем.

Девочки же становятся все более чуткими и нежными. Им требуется больше ласки. Особенности психологии женского пола связаны с восприятием помощи мамы в качестве проявления любви.

Совместные игры с ребенком

Большой интерес вызывают пирамидки из разных фигур . Детки с удовольствием проводят время за возведением башенок, правда, не всегда соблюдая последовательность величин фигур.

Рисование также можно внедрять в программу развития ребенка. Малыши стараются выводить на бумаге не просто каракули, а осознанные круги, полоски, фигуры.

В играх с малышом можно использовать несколько предметов одинаковой формы. Ребенок должен без проблем находить подобные вещи, как в окружающем пространстве, так и по картинкам. Знать названия простых бытовых предметов (расческа, чашка, ложка).

Идеи для совместных игр и различных занятий — «развивашек» мы советуем поискать в интернете.

Ребенку будут интересны музыкальные игрушки и любые вещи, способные издавать звуки . Все бытовые вещи, одежда и кухонная утварь манят юного исследователя.

Игры детей становятся все более осознанными . Теперь во внимании малыша будет не одна игрушка, а сразу несколько. Кроха с удовольствием будет перевозить кубики в грузовике, одевать куклу, кормить игрушки.

Также всем мамам будет полезно знать, . Внимательно наблюдайте за малышом, чтобы не пропустить возможных нарушений.

  • Регулярные совместные занятия и игры с ребенком оказывают большое влияние на его развитие
  • Яркие и интересные игрушки из качественных материалов надолго займут внимание крохи
  • Полезно чтение и просмотр различных картинок
  • Самостоятельные действия и разумная опека будут ребенку только на пользу
  • Взрослые разговоры, участие в жизни домочадцев помогают малышу чувствовать себя важным и нужным членом семьи

Гармоничное развитие ребенка связано с правильным подходом к воспитанию. Родители, готовые участвовать в жизни малыша ежедневно, вскоре увидят рядом с собой взрослого самостоятельно человека. Благодаря резкому развитию навыков в 1,5 года, малыш становится все более интересным и смышленым собеседником.

Здравствуйте, дорогие родители. Сегодня пришло время поговорить о правильном развитии ребенка 1,5 года и о том, что должен уметь такой карапуз. Он уже многого добился по сравнению со своим первым днём рождения. А что именно способен теперь делать ваш малыш вы узнаете, прочитав эту статью.

Физические параметры

По сравнению с годом малыш подрос, окреп, стал больше весить. Средними значениями физических показателей ребёнка являются следующие цифры:

  1. Мальчишки уже весят от 10,2 кг до 13,6 кг, у них рост от 78,5 см до 86,2 см.
  2. Девочки весят от 9,7 кг до 12,6 кг, а рост при этом – от 76,8 см до 85,4 см.

Но не торопитесь с выводами, увидев, что ваш малыш недобирает до этих цифр или наоборот. Возможно у него такая конституция, хоть и не стоит исключать проблемы с пищеварением. Поэтому, если расхождения с этими цифрами значительны, то лучше обратиться за советом к врачу.

Разговорные способности

В разговорных навыках малыша уже заметны улучшения. Девочки и вовсе могут начать разговаривать.

В год и пять месяцев малыш умеет:

  1. Произносить не меньше тридцати слов, но всё ещё не совершенных в произношении.
  2. В его лексиконе могут появляться новые слова, но в них ещё почему-то будут пропадать буквы, преимущественно согласные. Например, вместо «машина» ребёнок скажет «ашина».
  3. Создавать свои первые словосочетания.
  4. Может давать однозначные ответы на задаваемые вопросы.
  5. К его речи добавляются эмоциональные всплески руками.

Моторные навыки

Малыш уже умеет совершать сложные действия. Теперь ему свойственно:

  1. С лёгкостью ходить, может топать по кругу, переступать через небольшие препятствия.
  2. Практически отсутствует риск падения. Он уже научился смотреть себе под ноги, когда топает.
  3. Потихоньку может начинать бегать.
  4. Умеет сидеть на корточках.
  5. Играет мячом, подкидывает, пинает его ногой.
  6. Самостоятельно открывает дверь и переступает через порог.
  7. Способен медленно подниматься по ступенькам.

Психологическое развитие

Тут у малыша происходят видимые изменения, вот что он теперь умеет:

  1. Рисовать прямые, кривые линии и даже целые геометрические фигуры.
  2. Знает два-три цвета, умеет их различать и находить на картинке.
  3. Складывает сортер.
  4. Видит разницу в предметах (благодаря их разной форме).
  5. Может найти одинаковые объекты.
  6. Собирать пирамидку, строить башенку.
  7. Находить предметы, название которых были произнесены взрослым.

Социальная сфера и эмоции

Малыш может проявлять свои чувства не только с помощью слёз и криков, но и благодаря действиям, жестам.

Что теперь свойственно ребёнку:

  1. Может повторять гримасу, увиденную на чьём-то лице.
  2. Разными способами привлекать к себе внимание мамы.
  3. Расстраиваться из-за собственных ошибок.
  4. Проявлять знаки сочувствия (обнимает, гладит, целует).
  5. Может быть агрессивно настроен против каких-то детей или взрослых.
  6. Девочки очень любят танцевать и подпевать, но и среди мальчиков встречаются такие умельцы.
  7. Малышу всё ещё очень необходимо присутствие мамы и чувство защищённости.

Попытки следить за собой

А что ребёнок уже умеет делать из повседневных дел, без помощи мамы:

  1. Умеет держать свою ложку, может сам пить из обычной чашки.
  2. Приносит вещи по вашей просьбе.
  3. Пытается умываться и мыть ручки без помощи мамы.
  4. Сам ходит на горшок и просится в туалетик, когда того нет рядом.
  5. Ему не нравится, когда одежда намокла или испачкалась. Будет пытаться всё с себя стянуть.

Дневной режим

Спит малыш до 14 часов в сутки, 10 часов приходятся на ночное время. Днём он по-прежнему видит сны два раза. Первый дневной сон длится дольше, а после обеда не больше часа. Хоть это всё индивидуально. Некоторые малыши уже переходят на одноразовый сон в дневное время. Спят после обеда не дольше трёх часов.

Прогулки на свежем воздухе стоит совершать не меньше двух раз в день. При условии, что на улице хорошие погодные условия, не идёт дождь или снег. Старайтесь, чтоб малыш хотя бы один раз спал на свежем воздухе, для него это будет полезным.

Я с полугодовалого возраста старалась хотя бы раз в день, хоть на полчаса (в зависимости от времени года и погоды) бывать с сыном на улице. И так подбирала время, чтоб он мог поспать.

В год и пять месяцев ребёнок кушает до пяти раз в день, не чаще чем каждые четыре часа. Старайтесь приучать малыша к режиму. Пусть приём пищи каждый день будет в одно и то же время. У ребёнка выработается рефлекс, и слюна будет выделяться ко времени кормления. А это будет способствовать лучшему пищеварению и усваиванию пищи. Объём еды за сутки составляет до 1 литра и 300 грамм пищи, так в среднем одна порция должна весить 230 грамм.

Мальчишки и девчонки

Разнополые дети заметно отличаются по своему поведению в этом возрасте. Давайте разберёмся, что им свойственно.

Что должен уметь мальчик в полтора года:

  1. Эмоциональная устойчивость.
  2. Спокойное поведение, уравновешенность.
  3. Не стесняется, проявляет интерес к девочкам.
  4. Готов подарить даже любимые игрушки деткам, к которым проявляет симпатию.

Мой племянник, когда выходил во двор, раздаривал все свои игрушки. Вот такой он у меня общительный и щедрый. И далеко не все мальчики отвечали ему взаимностью. Могли с лёгкостью принять в дар его машинку, а сами не давали даже посмотреть на свои игрушки. Бывало и такое.

Что должна уметь девочка в полтора года:

  1. Эмоциональна и имеет повышенную чувствительность.
  2. Обладает сильной привязанностью к родственникам, особенно к маме.
  3. Любит обнимать, целовать своих родителей
  4. Слишком ранимая, может расстраиваться даже из-за пустяка.

Как правильно влиять на развитие ребёнка

Вот несколько советов по этому поводу:

  1. Покупайте малышу качественные и яркие игрушки. Старайтесь приобретать наборы для развития ребёнка, состоящие из предметов разной формы, цвета или пирамидки, кубики.
  2. Обязательно читайте книги и не только сказки, рассматривайте картинки, называйте изображения.
  3. Разговаривайте с ребёнком, как можно чаще. Причём не коверкайте словами. Малыш должен слушать вас и учиться самостоятельно разговаривать.
  4. Разрешайте ребёнку иметь право выбора, позволяйте ему самому принимать решения.

Полуторагодовалый ребёнок – это настоящий исследователь. Познание окружающего мира – одна из важнейших его задач, отнимающая много времени. Сидеть на одном месте ребёнку в 1,5 года некогда, ведь нужно разобраться с множеством вопросов: «что лежит на столе?», «что спрятано в шкафу?», «крепко ли держатся усы у кошки и вкусный ли обед в её миске?» и т.д.

За прошедшие полгода физические способности заметно возросли. Казалось, ещё недавно кроха делал свои первые шаги, а теперь родителям бывает трудно догнать сорванца. Это уже вполне самостоятельный человечек со своими желаниями, потребностями, вкусами.

Что умеет ребёнок в 1,5 года?

  • Встает без опоры, самостоятельно ходит, бегает.
  • Наклоняется, приседает, поворачивается, прыгает. Меняет направление движения при ходьбе, поднимается по ступенькам – самостоятельно или с помощью взрослых.
  • Понимает обращённую к нему речь, выполняет посильные просьбы: «принеси мишку», «дай зайку», «покажи носик».
  • Умеет пить из трубочки и из кружки, сам кушает ложкой пюре и учится есть суп.
  • Говорит более 10 облегчённых слов, некоторые детки уже могут строить фразы из двух слов.

Развитие речи у ребёнка в 1,5 года идёт полным ходом. Кто-то ещё только произносит свои первые слова «мама» и «папа», другие же малыши уже знают, как обозначить кошку, собачку, желание перекусить и много других слов. В этом возрасте слова обычно лепетные или звукоподражательные (собака – «ав-ав», кошка – «кис», машина – «би-би» и т.д.). Но это вполне осмысленные слова, которые постепенно превратятся в настоящую речь.

Развитие в 1,5 года

Ребёнок в полтора года в своих моторных навыках уже зачастую не уступает детям более старшего возраста. Он носится по квартире, залезает на столы и стулья, осваивает детский городок во дворе, катается с горки. Большое удовольствие приносят игры в песочнице, катание на велосипедике с мамой, барахтанье в снегу. В то же время кроха еще может потерять равновесие и упасть, что называется, на ровном месте. Поэтому оставлять его без присмотра нельзя даже на короткий период.

Ребёнок старается во всем копировать взрослых. Если мама моет пол или вытирает пыль, малыш непременно начнёт ей помогать. Важно не отбить у юного домочадца желание помогать родителям. Пусть неловко и неумело, но самостоятельно он выполнит «взятые на себя обязанности».

В 1,5 года идёт накопление пассивного словаря. Кроха знает гораздо больше слов, чем может произнести. Важно помогать ребёнку постоянно пополнять словарный запас. Взрослые должны чётко и правильно, не коверкая, называть незнакомые для малыша предметы, показывая на них.

Для развития речи большую пользу приносят занятия лепкой, рисование пальчиковыми красками, мелками. Если с годовалого возраста кроху учили лепить, то в полтора года он уже может сделать куличики из песка или фигурки из мокрого снега. В этом возрасте идет изучение цветов, фигур, понятий «большой-маленький», «горячий-холодный».

В течение суток малыш должен спать около 13 часов. Дневной сон остается только один, после обеда, продолжительностью два-три часа. Ночной сон длится примерно 10 или 11 часов.

Уход в 1,5 года

Многие детки в полтора года еще питаются грудным молоком, обычно на ночь. Иногда ребёнок старше года сам отказывается от груди, если нет – можно продолжать кормить его ещё несколько месяцев.

Пищу для детей в 1,5 года не требуется сильно измельчать. Малыш способен прожевать кусочки овощей, фруктов, картофеля, рыбы. А вот мясо желательно давать в протертом виде, этот продукт юному гурману прожевать сложно. По-прежнему нельзя употреблять в пищу грибы, консервы, колбасные изделия, газированные напитки, никакой пользы они точно не принесут. Начиная с полутора лет можно изредка побаловать ваше чадо блинчиками или булочкой.

Важно не забывать регулярно чистить зубы малыша. В полтора года кроха ещё сам не справится с этой задачей, но постепенно обязательно научится. Если ребёнка регулярно причёсывать перед зеркалом, то вскоре он сможет самостоятельно пользоваться расчёской.

Занятия в 1,5 года

Весьма полезны занятия по развитию мелкой моторики. Насыпьте крупу в глубокую тарелку и на глазах ребёнка спрячьте в неё небольшие яркие предметы (бусины, шарики и т.п.). Покажите малышу, как искать эти предметы. Находки очень обрадуют ваше чадо.

Самое время учиться возводить постройки из кубиков. Игре в кубики ребёнка нужно учить, самостоятельно ему больше по душе разрушать строения. В годовалом возрасте малыш уже научился ставить кубик на кубик. В полтора года ребёнок умеет ставить друг на друга 3–4 кубика, а с помощью взрослых научится сооружать башенку, домик, забор и другие строения.

Полезны занятия с сортировщиком фигур. Его можно купить в магазине игрушек, а можно сделать самостоятельно из картона. Играя с сортировщиком, малыш учится подбирать детали определенной формы (круглой, треугольной, квадратной) к отверстию такой же формы и размера. Более сложный вариант – подбирать детали не только по форме, но и по цвету.