ВВЕДЕНИЕ

Дошкольное детство охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Этот возраст является наиболее благоприятным периодом для всестороннего развития ребенка. В это время дети познают окружающий мир, происходит формирование личности, а также физических, умственных нравственных и др. качеств. Возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, именно поэтому в этом возрасте стоит уделять большое значение умственному воспитанию. Физическое воспитание в этом возрасте также играет чрезвычайно важную роль, так как воздействует не только на развитие физических качеств и положительно влияет на здоровье, но и является универсальным и оказывает влияние на другие виды воспитания. В данной работе будет рассматриваться взаимосвязь умственного и физического воспитания.


1. УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

1.1 Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Человек, это существо обладающие даром мышления и для него чрезвычайно важно такое понятие, как умственное воспитание и умственное развитие.

По определению Медведева С.Б умственное воспитание - это процесс, направленный на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления, мировоззрения и интеллектуальной свободы .

Гончарова Е.В. пишет, что умственное воспитание это планомерное целенаправленное воздействие на умственное развитие с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

В понятие умственное воспитание также взаимодействует с понятием умственного развитие, которое определяется как совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта. На умственном развитии сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни .

Умственное воспитание (как приобщение к интеллектуальной культуре человечества) – это систематическое и целенаправленное педагогическое воздействие на ребенка и взаимодействие с ним с целью развития его ума и формирование мировоззрения. Оно протекает как процесс овладения общеисторическим опытом, накопленным человечеством и представленным в знаниях, умениях, навыков. Под умом человека мы понимаем такую функцию мозга, которая заключается в адекватном отражении закономерностей и явлений окружающей жизни. Ум – совокупность познавательных процессов, включающих в себя ощущения, восприятие, память, воображение, мышление. Ум проявляется в объеме, характере и содержании знаний, в динамичности умственной деятельности (быстро –медленно), в критичности (способность оценить результат), способности к обобщениям (широте ума), в творческом познании и стремлении к нему, в способностях, в памяти, в характере основной деятельности, ее успешном осуществлении, пишет Гелецкий В.М. .

1.2 Понятие о физическом воспитании

Всестороннее развитие физических качеств, является необходимым для нормальной жизнедеятельности человека, этому способствует физическое воспитание.

Медведева С.Б дает определение физическому воспитанию, говоря о том, что это, главным образом, система физического совершенствования человека, направленная на правильное физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой физической работоспособности и выработку потребности в постоянном физическом самосовершенствовании .

Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С. пишут что, физическое воспитание это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. В это понятие входят физическое образование и воспитание физических качеств. Первое определяется как процесс формирования у человека двигательных умений и навыков, а также передачи специальных физкультурных знаний. Физическое образование включает в себя:

1) Формирование спортивных двигательных умений и навыков двигательных

2) Формирование жизненно важных двигательных умений и навыков

3) Передача специальных физкультурных знаний

Воспитание физических качеств подразумевает целенаправленное воздействие на развитие физических качеств человека посредством нормированных функциональных нагрузок, которое в свою очередь определяется :

1) Силовыми способностями

2) Скоростными способностями

3) Выносливостью

4) Координационными способностями

5) Гибкостью

Гелецкий В.М. указывает, что Процесс физического воспитания базируется на некоторых общих принципах и в то же время имеет особенности в каждом конкретном разделе обучения или воспитания. Наиболее общие отправные положения, определяющие всю направленность и организацию деятельности по физическому воспитанию в нашем обществе – это принципы всестороннего гармонического развития личности, связи воспитания с трудовой и оборонной практикой и оздоровительной направленности (принципы отечественной системы физической культуры).

1.3 Взаимосвязь умственного и физического воспитания

Физическая культура и спорт дают широкие возможности для умственного воспитания, что обусловлено спецификой физического воспитания, его содержательными и процессуальными основами. По мнению физиолога В. Л. Федорова, первоочередной задачей в обучении двигательным действиям является совершенствование мозга, при этом физические упражнения носят идеомоторный (в широком смысле) характер.

Ведущей целью и умственного и физического воспитания является совершенствование познавательной деятельности человека, его интеллекта и мышления, которое признается главной из человеческих способностей. С одной стороны, физическое воспитание создает благоприятные условия для умственной деятельности и способствует развитию интеллекта. С другой стороны, умственное воспитание продуцирует условия более вдумчивого отношения к занятиям физической культурой и спортом, что существенно повышает эффективность физического воспитания, пишет в своих трудах Медведева С.Б. .

Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что физическое и умственное воспитание взаимосвязаны и взаимообусловлены. Еще П.Ф. Лесгафт в своих трудах отмечал, что «особое внимание следует уделить связи умственной деятельности с физической. Чередование интеллектуальных и физических усилий благоприятно влияет на здоровье, вследствие чего повышаются интенсивность и качество умственной деятельности» .

Холодов Ж. К. и Кузнецов В. С. отмечают, что в содержании умственного воспитания в процессе физического воспитания можно различить две стороны: образовательную и воспитательную. Образовательная сторона заключается в передаче специальных физкультурных знаний. При этом мышление развивается в двух направлениях: как воспроизводящее (репродуктивное) и как продуктивное (творческое). Воспроизводящее мышление заключается в осмысливании занимающимися своих действий после инструктивных указаний преподавателя (например, при обучении сложному движению). Примерами творческого мышления является анализ «эталонной» спортивной техники с целью рационального применения ее к своим индивидуальным особенностям (найти свою индивидуальную технику). Воспитательная сторона умственного воспитания в процессе физического воспитания заключается в развитии таких интеллектуальных качеств, как сообразительность, сосредоточенность, пытливость, быстрота мышления и др. .

Взаимосвязь физического воспитания с умственным проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в том, что в процессе физического воспитания оказывается прямое воздействие на развитие умственных способностей занимающихся. На занятиях постоянно возникают познавательные ситуации, связанные с овладением техникой физических упражнений, ее совершенствованием, овладением приемами практических действий и пр. (как выполнить движения экономнее, точнее, выразительнее и т.д., как распределить силы на дистанции, в соревнованиях и др.). Опосредованная связь состоит в том, что укрепление здоровья, развитие физических сил в процессе физического воспитания составляют необходимое условие для нормального умственного развития детей. Это отмечал еще выдающийся ученый П.Ф.Лесгафт. В своем фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» он писал: «Между умственным и физическим развитием человека существует тесная связь, вполне выясняющаяся при изучении человеческого организма и его отправлений. Умственный рост и развитие требуют соответствующего развития физического» .

Ионов А.А. в своей работе указывает, что с точки зрения физиологических процессов двигательная активность играет важную роль в создании благоприятных условий для осуществления психической деятельности человека. Она выступает как средство снятия отрицательных эмоциональных воздействий и умственного утомления, и в силу этого, как фактор стимуляции интеллектуальной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции .

2 ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УМСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1 Возрастные особенности умственного и физического развития детей дошкольного возраста

Понятие дошкольного возраста охватывает возрастной период от 3 до 6-7 лет. В этот период жизни у ребенка происходит интенсивное физическое развитие: активное увеличение роста и веса, увеличение общей мышечной силы, уменьшение жировой прослойки, становится выраженной крупная мускулатура. Продолжается окостенение скелета - поэтому в этом возрасте необходимо следить за осанкой детей и избегать чрезмерных физических нагрузок. Улучшаются кровообращение и дыхание: повышается кровяное давление, увеличивается жизненная емкость легких, следовательно, увеличивается работоспособность. Совершенствуется нервная система, увеличивается масса головного мозга, созревают все проводящие пути между центральной и периферической нервной системой, пишут Федоровская О. М. и Бабенкова Е. А

Говоря об умственном развитии дошкольников, следует обратить внимание на два типа связей ребенка с окружающим миром: связь с миром вещей и связь с миром людей. Через познание материального мира у ребенка происходит социализация интеллектуальных функций: человек учится обращаться с вещами так, как принято в данном обществе и усваивает знания общества о предметном мире, а на базе отношений с миром людей происходит социализация личности: человек усваивает способы взаимоотношений людей между собой и осваивает способы собственного поведения. Также в дошкольном возрасте начинает активно развиваться речь, она является главной интеллектуальной функцией на этом возрастном этапе. Происходит развитие вербального интеллекта: способности отразить мыслительный процесс в речи. Речь активно стимулирует психофизическое развитие ребенка. Происходит накопление словарного запаса .

Щербакова Т. А. в своей работе говорит о том, что дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для интеллектуального развития. Высокая пластичность мозга обуславливает необходимость целенаправленно воздействовать на развитие высших психических функций с учетом его наличных и потенциальных возможностей .

В дошкольном возрасте развивается произвольность, саморегуляция - способность самостоятельно регулировать свои действия и психические процессы: память, внимание. Память в дошкольном возрасте преимущественно образная, при этом активно развивается вербальная память. Мышление дошкольника наглядно-образное. В дошкольном возрасте формируется устойчивость внимания, но переключение внимания при смене деятельности еще не сформировано, отмечает коллектив авторов Печора К., Пантюхина Г., Голубева Л. .

В старшем дошкольном возрасте завершается дифференциация нервных элементов тех слоев (ассоциативных зон), в которых осуществляются умственные действия: обобщение, осознание последовательности событий и причинно-следственных отношений, формирование сложных межанализаторных связей. Благодаря этому происходит существенный сдвиг в обобщенности мышления: дети старшего дошкольного возраста понимают сложные обобщения, образуемые на основе межфункциональных связей .

2.2 Средства и методы умственного воспитания в системе физического воспитания детей дошкольного возраста

Занятия физической культурой обеспечивают гармоничное и всестороннее развитие личности, в том числе оказывают влияние и на умственной развитие.

Авторы Бойко В. В. и Кириллова А. В. указывают, что основным средством физического воспитания является двигательная активность на занятиях физической культурой, именно через нее ребенок познает окружающий мир, вследствие чего, развиваются его психические процессы: мышление, внимание, воля, самостоятельность и др. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для формирования познавательных процессов, тем полноценней осуществляется его развитие .

Кроме того, к средствам умственного воспитания относят специально организованные проблемные ситуации в процессе занятий физическими упражнениями, разрешение которых требует умственных действий (прием и переработка информации, анализ, принятие решения и т.п.).

К методам умственного воспитания относят: опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий .

Физические упражнения оказывают прямое и опосредованное влияние на умственное развитие детей в процессе физкультурных занятий. Стародубцева И.В. в своей диссертационной работе описывает группу упражнений, оказывающих прямое влияние на умственное развитие дошкольников в процессе физического воспитания. Такие упражнения непосредственно воздействуют на компоненты, являющиеся определяющими в умственном развитии детей, таких как различные виды восприятия, наглядно-образное и логическое мышление, внимание, память, речь. Суть данных упражнений заключается в сочетании двух компонентов: двигательного действия и упражнения, направленного на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемого в форме дидактической игры. Замечено, что усиленную физическую работу трудно соединить с напряженной умственной деятельностью. Согласно принципу «однополюсной траты энергии», сформулированному К.Н. Корниловым. Опираясь на данный принцип, был определён механизм оптимального сочетания двигательного действия с дидактическими играми, заданиями и упражнениями: 1)синхронное (выполнение по ходу двигательного действия элементов дидактических игр, при условии, что умственные и физические нагрузки невысоки); 2)последовательное (дидактическая игра или упражнение предшествуют выполнению двигательного действия или выполняются после его завершения). При этом упражнения высокой сложности, направленные на умственное развитие ребёнка, включаются тогда, когда двигательные действия не требуют значительных мышечных напряжений (основные виды движений на стадии закрепления и совершенствования, общеразвивающие и строевые упражнения, игры средней и малой подвижности) .

Степаненкова Э.Я. в своих трудах пишет, что особое значение в проведении занятий физической культурой имеет использование игровых образов. Они наиболее соответствуют восприятию и мышлению детей. Ребенок как бы включается в игру и, подражая образу, выполняет движение в целом и достаточно выразительно. Использование игровых образов способствует стимуляции мыслительных процессов.

Следующей ступенью активизации мыслительной деятельности являются указания, вопросы, которые организуют наблюдение детей и подводят их к самостоятельным умозаключениям.

Использование предметов, в процессе физических упражнений активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей. Мышление маленьких детей конкретно, поэтому выполнение предметно оформленного задания мобилизует их индивидуальные возможности, вызывает положительные эмоции, что сказывается и на физических усилиях. Предметы служат наглядными ориентирами, которые помогают детям увидеть путь следования движения в, целом или частей тела, «подогнать» свои движения к тем требованиям, которые предъявляет педагог .

Щербакова Т.А. указывает, что решения задач интеллектуального развития должно осуществляться через усвоение двух взаимосвязанных разделов содержания физического воспитания: знания и умения. Раздел «Знания» включает знания: 1) способов рационального выполнения основных движений, строевых и спортивных упражнений; 2) правил подвижных и спортивных игр; 3) взаимосвязи природы, человека и общества с физической культурой.

Раздел «Умения» включает: 1) двигательные умения: умения выполнять основные движения, строевые упражнения и элемент спортивных упражнений; 2) игровые умения: умения выполнять двигательные действия, входящие в содержание подвижных и спортивных игр с соблюдением необходимых правил; 3) умственные умения: выполнять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение явлений и их внутренних свойств и отношений; 4) умения количественного и порядкового счета в пределах 10; 5) умения принимать задачу, самостоятельно планировать и организовывать свои действия по ее решению, осуществлять самоконтроль и самооценку качества их выполнения; 6) умения диалогической и связной, лексически грамотной монологической речи

Использование различные методы и приемы, для развития умственных способностей детей дошкольного возраста посредством различных форм физической культуры, творческих заданий, создания поисковых ситуаций, обеспечит на выходе из детского сада, преемственность с программой начальной школы .

2.3 Влияние занятий физической культурой на умственное развитие дошкольников

Интеллектуальное развитие - важнейшее направление воспитания ребенка. Именно в детстве у маленького человека формируется интерес к познанию, а также качества, определяющие легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений.

Умственное развитие определяется интеллектом, интеллектуальными способностями. В широком смысле интеллект - это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле - это мышление. Интеллект является основной формой познания действительности.

Одним из факторов интеллектуального развития является двигательная активность, в результате двигательной деятельности улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность человека. Достижения в сфере интеллекта и креативности в значительной мере связаны с уровнем развития психомоторной сферы ребенка. В специальных исследованиях зафиксированы факты, свидетельствующие о том, что дети, более развитые в физическом отношении, получают более высокие оценки в учебе. Дети, занимающиеся в спортивных секциях, имеют лучшие показатели умственной работоспособности, о чем также свидетельствуют специальные эксперименты, отмечает Королева Т. А. .

Физические упражнения создают возможности для успешного протекания всех психических процессов, т.е. требуют внимания, наблюдательности, сообразительности. Разнообразие движений, богатство координации повышают пластичность нервной системы. Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции .

Бойко В. В. пишет, что за период дошкольного детства в умственном развитии ребёнка происходят глобальные изменения: от нерасчленённого восприятия предметов, к умению пользоваться самостоятельно приобретёнными знаниями, навыками.

Под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления:

1) Наглядно-действенное мышление характеризуется тем, что решение практических задач осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов.

2) Наглядно-образное мышление – совокупность способов и процессов образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих её предметов, без выполнения реальных практических действий с ними.

3) Словесно-логическое мышление начинает формироваться у детей старшего дошкольного возраста. Оно предполагает развитие умения оперировать словами, понимать логику рассуждений. Рассуждать значит связывать между собой разные знания для того, чтобы получить ответ на стоящий вопрос, решить мыслительную задачу .

Двигательная активность оказывает влияние на формирование психофизиологического статуса ребенка. Магомедов Р.Р. в своей работе говорит о том, что между уровнем физической подготовленности и психическим развитием ребенка существует прямая зависимость. Двигательная активность стимулирует перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы, ритмические движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Дети, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями состояния центральной нервной системы, вследствие чего, у ребенка улучшается память, и все мыслительные процессы которые определяют интеллект .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными задачами можно сделать следующие выводы:

1) Между физическим и умственным воспитанием существует взаимосвязь, она проявляется непосредственно и опосредованно. Непосредственная связь заключается в возникновении познавательных ситуаций на уроках физической культуры. Опосредованная связь состоит в том, что двигательная активность создает благоприятные условия для умственной деятельности. В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации, вследствие чего повышаются умственные возможности.

2) Средствами умственного воспитания в процессе физического воспитания, прежде всего, являются физкультурные занятия, а также специально организованные проблемные ситуаций, решение которых требует умственных действий. К методам умственного воспитания относят: опрос по преподаваемому материалу; наблюдение и сравнение; анализ и обобщение изучаемого материала; критическую оценку и анализ двигательных действий. На уроках физической культуры с детьми дошкольного возраста применяют упражнения, сочетающие два компонента: двигательное действия и упражнение, направленное на развитие умственной сферы ребёнка, реализуемое в форме дидактической игры. Также применяются игровые образы, использование предметов, творческие задания, создания поисковых ситуаций. Упражнениям такого характера активизирует и умственную, и двигательную деятельность детей.

3) На занятиях физической культурой дети занимаются двигательной активностью, в результате чего, активизируются психические процессы, улучшается функциональное состояние центральной нервной системы, повышается умственная работоспособность. Физические упражнения требуют внимания, наблюдательности, сообразительности, в результате этого повышают пластичность нервной системы, благодаря чему увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции. Также под воздействием физических упражнений у детей дошкольного возраста эффективней происходит формирование различных видов мышления: 1) наглядно-действенное; 2) наглядно-образного; 3) словесно-логическое;

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Бойко В. В., Кириллова А. В. Влияние занятий физической культурой на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста //Успехи современного естествознания. – 2013. – №. 10.

2 Гелецкий, В.М. Теория и методика физической культуры: учебное пособие / В.М. Гелецкий. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2014. − 433 с.

3 Гончарова, Елена Владимировна. Социально-экологическое развитие личности ребенка в условиях гуманистического дошкольного образования: диссертация... доктора педагогических наук: 13.00.01. - Сургут, 2005. – 475 с.

4 Дж Ф. и др. Организация физического воспитания в досуговой деятельности школьников. – 2013.

5 Ионов А.А. Физическая культура как средство стимуляции интеллектуальной деятельности студентов //Педагогиго психологические и медико биологические проблемы физической культуры и спорта. . – 2008. – №. 8.

6 Киселева Э. Р. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста //Проблемы педагогики. – 2014. – №. 1.

7 Королева Т. А. Интеллектуальное развитие дошкольников //ББК 72 Я4 94. – 2010. – С. 157.

8 Магомедов Р.Р. Азбука физической культуры для детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. – Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2011. – 90 с.

9 Медведев С. Б. Физическая культура и спорт как средство развития умственной деятельности //Научный потенциал регионов на службу модернизации/Межвуз. сб. науч. ст./под общ. ред. ВА Гутмана, АЛ Хаченьяна.–Астрахань: ГАОУ АО ВПО «АИСИ. – 2013. – №. 1. – С. 4.

10 Печора К., Пантюхина Г., Голубева Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – Litres, 2013.

11 Стародубцева, И. В. Интеграция умственного и двигательного развития дошкольников 5-7 лет в процессе физического воспитания: дисс.... канд. пед. наук / И. В. Стародубцева. – Тюмень, 2004. – 141 c.

12 Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Эмма Яковлевна Степаненкова. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 368 с.

13 Федоровская О. М., Бабенкова Е. А. Здоровьесберегающие аспекты использования образовательных технологий в системе физического воспитания дошкольников //UDK 377. – 2014. – С. 162.

14 Щербакова Т. А. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания: дис. – Набережные Челны: ТА Щербакова, 2011.

15 Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физической культуры и спорта //Центр «Академия» - М. – 2013.

Все дети развиваются в разном темпе, кто-то быстрее, а кто-то медленнее. Единого шаблона не существует. Тем не менее, если ребенок начинает ходить и говорить позже, чем его сверстники, это может стать для родителей причиной беспокойства, у них появляются подозрения, что ребенок отстает в развитии. Конечно, возрастной диапазон, когда дети делают свой первый шаг или произносят первое слово, очень широк, поэтому небольшое отставание от общепринятых норм – не повод для волнения. Отставание в физическом и умственном развитии можно вычислить по особенностям поведения ребенка, поэтому родителям «ленивых» малышей следует знать, на что обратить внимание, чтобы определить, отстает ли ребенок в развитии.

Почему ребенок отстает в развитии?

Задержки психического и физического развития могут быть вызваны рядом причин:

  • Неправильный педагогический подход. При этом отставание в развитии объясняется не нарушениями работы мозга, а запущенностью воспитания. Ребенок не знает и не усваивает многие вещи при том, что он абсолютно здоров. Если малыша не поощряют к умственной деятельности, его способности к усвоению и обработке информации снижаются. Такие проблемы устраняются при правильном подходе и регулярных занятиях.
  • Задержка психического развития. Эта особенность выявляется по нюансам поведения, которые указывают на умственную отсталость и задержку в проявлении психических реакций. Дети с задержкой развития психики не имеют нарушений в работе мозга, при этом они имеют не характерное для их возраста, незрелое поведение. Часто это проявляется повышенной утомляемостью и недостаточной работоспособностью.
  • Биологические факторы, которые приводят к отставанию в развитии ребенка. Это могут быть нарушения в организме и заболевания во время беременности, употребление алкоголя и табакокурение в период вынашивания ребенка, наследственность, патологии при родах, инфекции в раннем возрасте.
  • Социальные факторы того, что ребенок отстает в развитии. К ним относятся сильный контроль или агрессия со стороны родителей, психические травмы, перенесенные в раннем возрасте и т.п.

Типы задержки психического развития у детей

В современной медицине задержка психического развития (ЗПР) у детей делится на 4 основных типа:

  • Психический инфантилизм. Ребенок вспыльчивый, плаксивый, не самостоятельный, бурно выражает свои эмоции, у него часто меняется настроение, ему сложно принимать решения самому, его эмоционально-волевая сфера нарушена. Выявить такое состояние сложно, так как родители и педагоги не могут разобраться, отстает ли ребенок в развитии или просто балуется. Но проведя аналогию с нормальным поведением ровесников ребенка, можно выявить эту особенность.
  • Психическая задержка соматогенного происхождения. Эта группа состоит из детей с хроническими заболеваниями, или у которых частые простудные заболевания. Также подобная задержка развития проявляется у детей, которых с рождения слишком опекали, не давая им познавать мир и учиться быть самостоятельными.
  • Неврогенные причины ЗПР ребенка. Такие нарушения происходят при отсутствии внимания со стороны взрослых или, напротив, чрезмерной опеке, насилии со стороны родителей, перенесенных травмах в детстве. При таком типе задержки развития моральные нормы и поведенческие реакции у ребенка не воспитаны, он часто не знает, как нужно проявлять свое отношение к чему-либо.
  • Органически-церебральные задержки в развитии. Появляются из-за органических отклонений в организме, которые затрагивают нервную систему и мозг. Самый частый и наиболее трудноизлечимый тип задержки в развитии ребенка.

Врачи утверждают, что выявить отклонения в развитии ребенка можно уже в первые месяцы после его рождения. Когда ребенку исполнится 3-4 годика, сделать это можно уже безошибочно, достаточно внимательно наблюдать за его поведением. Основные признаки отставания в развитии ребенка основываются на том, что у малыша могут быть особенно развиты или отсутствовать вообще некоторые безусловные рефлексы, когда у здоровых детей эти реакции присутствуют. Следует обратить внимание на следующие особенности поведения малыша:

  • В 2 месяца младенец не в состоянии сосредоточиться на чем-либо – не может внимательно смотреть или слушать.
  • Реакция на звуки слишком резкая или отсутствует.
  • Младенец не может следить за движущимся предметом или сфокусировать взгляд.
  • В 2-3 месяца малыш еще не умеет улыбаться.
  • В 3 месяца и позже ребенок не «гулит» - признак нарушений речи.
  • Уже подросший малыш не может четко произносить буквы, не запоминает их, не может научиться читать.
  • У ребенка в дошкольном возрасте проявляется дисграфия (нарушение навыков письма), неспособность освоить элементарный счет, невнимательность и неспособность сосредоточиться на чем-то одном.
  • Нарушение речи в дошкольном возрасте.

Разумеется, этот перечень – не повод ставить диагноз и считать, что ребенок отстает в развитии. Чтобы выявить расстройство нужно проконсультироваться со специалистом, который сможет определить, есть ли у малыша нарушения.

Практика показывает, что чем раньше родители обратят внимание на отклонения, тем больше шансов с ними справиться. Если ребенок отстает в развитии, то начинать его лечение нужно уже с первых месяцев его жизни, в этом случае хороших результатов можно добиться достаточно быстро, особенно, если это состояние обусловлено не биологическими, а социальными факторами.

Физические упражнения, несомненно, очень хорошо влияют на умственное развитие ребенка. Можно стимулировать организм ребенка при помощи логического ума впервые годы учебы, и это будет большой победой для вашего ребенка, но если не развивать физическое здоровье, то со временем эти преимущества будут уменьшаться. В дальнейшем за счет появления хронических заболеваний, умственное развитие детей будет сильно снижаться.

Ребенок развивается и подрастает. Большую пользу для этого оказывает физическая активность. Поэтому не нужно постоянно заставлять сидеть ребенку за столом и не выполнять никаких движений, а только учить, читать и т.д. И дети не смогут сидеть в спокойном состоянии долго, если перед этим они не набегались, то есть не совершали физической активности. Но очень важно, чтобы ребенок не переусердствовал, ведь он не контролирует своей усталости. Для родителей очень важно вовремя остановить ребенка, сменив вид деятельности.

Есть интересный факт, что, если ребенок может больше хорошо управлять своим телом, то он лучше запоминает теорию, и может долго применять ее на практике.

Для ребенка школьного возраста вполне достаточно зарядки по утрам, подвижных игр, и не очень больших нагрузок вечером. Если даже этот минимум не выполняется, то это не очень, то хорошо отразится на умственном развитии ребенка. Например, ухудшится процесс обмена веществ, это приводит к тому, что ребенок стает не внимательный, не способный мыслить логически.

Хорошее влияние на умственное развитие ребенка оказывают много видов спорта. Наиболее лучшим считается гимнастика. Но есть и другие, например, футбол, баскетбол, плаванье.

У родителей, которые имеют возможности, есть шанс записать ребенка в какую- то секцию по занятию физическими упражнениями, спортом. Там обычно работают профессионалы, и для вашего ребенка подберут индивидуальный вид роботы, график занятий. Это сыграет большую роль, и, придя домой, он сможет сразу сесть за исполнение своих заданий.

Влиянию физических упражнений на умственное развитие детей, необходимо приделять очень много внимания и оно требует много сил и терпения. К примеру, если дитю необходимо что - нибуть выучить, начать лучше с физической разминки или же дать ему поиграть с другими детьми в подвижные игры. Это поможет не только легче выучить стих, а и учится в школе отлично. Также ребенок укрепит здоровье.

Необходимо запомнить, что активный образ жизни хорошо влияет на кровообращение, поэтому элементы, которые так полезны для юного дошкольника, расходятся по всему организму ребенка. По всему организму ребенка находятся рецепторы, от них поступают сигналы в мозг ребенка. Если выполнять достаточное количество упражнений, то ребенок хорошо будет развит, как физически, так и умственно. Чтобы ребенок был развит хорошо, ему необходимо нормально питаться. А получить достаточное количество полезных веществ можно только через систему пищеварения, для которой обязательно нужны не очень великая физическая нагрузка. При этом будет здоровый аппетит, нормальная робота органов пищеварения.
Есть много факторов, которые оказывают положительное влияние физических упражнений на умственное развитие детей. Самое главное для родителей смотреть за этим процессом, и остановить его, если ребенок переусердствует, выяснить, какое количество упражнений подходит для него. И тогда ваш ребенок будет и умен и здоров и физически развит.

Растите здоровые!

То, что физическое и умственное развитие тесно связано с возрастом, понимали уже в глубокой древности. Эта истина не требовала особых доказательств: больше прожил человек на свете – стал выше ростом и крепче телом, стал прозорливее, приобрел опыт, приумножил знания. Каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Разумеется, это соответствие справедливо лишь в общем, развитие конкретного человека может отклоняться в ту или другую сторону.

Для управления процессом развития педагоги издавна делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию. Есть целый ряд серьезных разработок периодизаций развития (Коменский, Левитов, Эльконин, Шванцара и др.). Остановимся на анализе той, которая признается большинством педагогов.

Периодизация основывается на выделении возрастных особенностей, – характерных для определенного периода жизни анатомо-физиологических и психических качеств. Рост, прибавление в весе, появление молочных зубов, смена их, половое созревание и другие биологические процессы совершаются в определенные возрастные периоды с небольшими отклонениями. Поскольку биологическое и духовное развитие человека идут рука об руку, соответствующие возрасту изменения наступают и в психической сфере. Происходит, хотя и не в таком строгом порядке, как биологическое, социальное созревание, проявляется возрастная динамика духовного развития личности. Это и служит естественной основой для выделения последовательных этапов человеческого развития и составления возрастной периодизации.

Полные периодизации развития охватывают всю человеческую жизнь с наиболее характерными стадиями, а неполные (частичные) – только ту ее часть, которая интересует определенную научную область. Для педагогики начальной школы наибольший интерес представляет периодизация, охватывающая жизнь и развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрасте. Это возраст с момента рождения до 10–11 лет. Выделяют периоды психического развития детей и в психологии. Но эта периодизация не во всем совпадает с педагогической: ведь развитие психики начинается в утробе матери, а воспитание ребенка – с момента рождения. Рассмотрим виды этих периодизаций, чтобы лучше понять особенности развития ребенка.



Нетрудно заметить, что основу педагогической периодизации, с одной стороны, составляют стадии физического и психического развития, с другой – условия, в которых протекает воспитание. Зависимость между возрастом и развитием представлена рис. 3.

Рис. 3. Зависимость между возрастом и развитием

Если объективно существуют этапы биологического созревания организма, его нервной системы и органов, а также связанное с ним развитие познавательных сил, то разумно построенный процесс воспитания должен приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

В педагогике предпринимались попытки игнорировать возрастные ступени развития. Появлялись даже теории, утверждавшие, что достаточно верно подобрать методику, и ребенок даже в 3–4 года может овладевать высшей математикой и другими отвлеченными понятиями, усвоить любой социальный опыт, знания, практические навыки и умения. На деле это не так. Если ребенок и научается выговаривать даже очень сложные слова, это не значит, что он их понимает. Ограничения, налагаемые возрастом, не нужно смешивать с тем, что современные дети быстрее развиваются, у них шире кругозор, богаче словарный и понятийный запас. Это связано с ускорением темпов социального развития, широким доступом к разнообразным информационным источникам, общим повышением информированности. Возможности ускорения развития несколько возрастают, но далеко не беспредельно. Возраст цепко диктует свою волю. Закономерности, действующие в этой области, жестко лимитируют возможности человека.

Я.А. Коменский настаивал на строгом учете в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей. Напомним, что он выдвинул и обосновал принцип природосообразности, согласно которому обучение и воспитание должны соответствовать возрастным этапам развития. Как в природе все происходит в свое время, так и в воспитании все должно идти своим чередом – своевременно и последовательно. Только тогда человеку можно естественно прививать нравственные качества, добиваться полноценного усвоения истин, для понимания которых созрел его ум. «Все подлежащее усвоению должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте», – писал Я.А. Коменский.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов. Опираясь на него, учителя регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и материала в каждом из них. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.

Отмечая условность и известную подвижность выделенных периодов, обратим внимание на новое явление, приведшее к пересмотру границ между некоторыми возрастными группами. Речь идет о так называемой акселерации, получившей широкое распространение во всем мире. Акселерация – это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте. Биологи связывают акселерацию с физиологическим созреванием организма, психологи – с развитием психических функций, а педагоги – с духовным развитием и социализацией личности. У педагогов акселерация ассоциируется не столько с ускоренными темпами физического развития, сколько с рассогласованием процессов физиологического созревания организма и социализацией личности.

До появления акселерации, а начали замечать ее в 60-70-е годы прошлого века, физическое и духовное развитие детей и подростков было сбалансированным. В результате акселерации физиологическое созревание организма начинает опережать темпы умственного, психического, социального развития.

Образуется несоответствие, которое можно выразить так: тело растет быстрее, чем созревают психические функции, являющиеся основой интеллектуальных, социальных, нравственных качеств. К 13–15 годам у девочек и к 14–16 – у мальчиков, живущих в средних регионах нашей страны, физиологическое развитие в основном завершается и почти достигает уровня взрослого человека, чего нельзя сказать о духовном аспекте. Созревший организм требует удовлетворения всех «взрослых» физиологических потребностей, в том числе половых, социальное развитие отстает и вступает в конфликт с бурно прогрессирующей физиологией. Возникает напряжение, приводящее к значительным психологическим перегрузкам, подросток ищет пути его устранения и выбирает такие, которые подсказывает его неокрепший ум. В этом основные противоречия акселерации, создавшей немало трудностей как для самих подростков, не умеющих совладать с происходящими в них переменами, так и для родителей, учителей, воспитателей. Если с чисто техническими проблемами акселерации – обеспечением школ новой мебелью, учеников одеждой и т.п. еще как-то справились, то в области нравственных последствий акселерации, в первую очередь проявившихся в широком распространении половых контактов среди несовершеннолетних со всеми вытекающими отрицательными последствиями, проблемы остались.

О темпах акселерации говорят следующие сравнительные данные. За четыре последних десятилетия длина тела у подростков увеличилась в среднем на 13–15 см, а вес – на 10-12 кг по сравнению с их сверстниками 50-х годов. Акселерация начинает проявляться уже в старшем дошкольном возрасте, а к концу начальной школы значительно подросшие девочки и мальчики доставляют много хлопот учителям и родителям.

Среди основных причин акселерации называются: общие темпы ускорения жизни, улучшение материальных условий, повышение качества питания и медицинского обслуживания, ухода за детьми в раннем возрасте, искоренение многих тяжелых детских недугов. Указываются и другие причины – радиоактивное загрязнение среды обитания человека, ведущее на первых порах к ускорению роста, а со временем, как показывают опыты с растениями и животными, к ослаблению генофонда; уменьшение количества кислорода в атмосфере, что влечет за собой расширение грудной клетки и в итоге приводит к росту всего организма. Вероятнее всего акселерация обусловлена комплексным воздействием многих факторов.

С середины 80-х годов акселерация во всем мире пошла на убыль, темпы физиологического развития несколько упали.

Параллельно с акселерацией отмечается другое явление – ретардация, т.е. отставание детей в физическом и умственном развитии, что обусловливается нарушением генетического механизма наследственности, негативным влиянием на процесс развития, начиная с момента зарождения, канцерогенных веществ, неблагоприятной экологической среды в целом и в частности превышением радиационного фона. Наблюдаются отставания не только в физическом, но и в психическом развитии.

Таким образом, каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития. Чтобы педагогам легче было соотносить возможности ребенка с его возрастом, разработана возрастная периодизация. Она основывается на выделении возрастных особенностей. Возрастные особенности – это характерные для определенного периода жизни анатомо-физиологические и психические качества. Разумно организованное воспитание должно приспосабливаться к возрастным особенностям, основываться на них.

Развитие дошкольника

В период от 3 до 6–7 лет у ребенка продолжается быстрое развитие мышления, формируются представления об окружающем мире, понимание самого себя и своего места в жизни, складывается самооценка. Основная его деятельность – игра. Постепенно формируются новые мотивы ее: исполнение роли в воображаемой ситуации. Образцом главной роли служит взрослый. Если вчера это чаще всего были мать, отец, воспитатели, то сегодня, под влиянием разрушающего детскую психику телевидения, кумирами чаще становятся гангстеры, грабители, боевики, насильники, террористы. Прямо в жизнь дети переносят все, что видят на экране. Подтверждается положение о решающей роли условий жизни и воспитания в психическом и социальном развитии ребенка.

Природные свойства, задатки выступают лишь условиями, а не движущими силами развития ребенка. Как он развивается и каким растет, зависит от окружающих его людей, от того, как они его воспитывают. Дошкольное детство – это возрастной период, когда процессы развития во всех направлениях идут очень интенсивно. Созревание мозга еще не завершилось, функциональные особенности его еще не сложились, работа его еще ограничена. Дошкольник очень пластичен, легко поддается обучению. Возможности его значительно выше, чем предполагают родители и педагоги. Эти особенности нужно в полной мере использовать в воспитании. Необходимо позаботиться, чтобы оно имело всесторонний характер. Только органично связывая нравственное воспитание с физическим, трудовое с эмоциональным, умственное с эстетическим, можно достичь равномерного и согласованного развития всех качеств.

Способности дошкольника проявляются в чувствительности его восприятия, умении вычленять наиболее характерные свойства предметов, разбираться в сложных ситуациях, использовании в речи логико-грамматических конструкций, в наблюдательности, смекалке. К 6 годам развиваются и специальные способности, например музыкальные.

Мышление ребенка связано с его знаниями – чем больше он знает, тем больше запас представлений для возникновения свежих мыслей. Однако, приобретая все новые знания, он не только уточняет свои прежние представления, но и попадает в круг неопределенных, не совсем ясных вопросов, выступающих в форме догадок и предположений. А это создает определенные «барьеры» для нарастающего развития познавательного процесса. Тогда ребенок «тормозит» перед непонятным. Мышление сдерживается возрастом и остается «детским». Конечно, различными хитроумными способами можно несколько форсировать этот процесс, но, как показал опыт обучения 6-летних детей, вряд ли нужно к этому стремиться.

Ребенок дошкольного возраста очень любознателен, задает много вопросов, требует немедленных ответов. В этом возрасте он продолжает быть неутомимым исследователем. Многие педагоги полагают, что нужно идти за ребенком, удовлетворяя его любопытство и обучая тому, к чему он сам проявляет интерес, о чем спрашивает.

В этом возрасте происходит наиболее продуктивное развитие речи. Увеличивается словарный запас (до 4000 слов), происходит развитие смысловой стороны речи. К 5–6 годам большинство детей овладевают правильным звукопроизношением.

Постепенно меняется характер взаимоотношений детей со взрослыми. Продолжается формирование социальных норм и трудовых навыков. Некоторые из них, например убирать за собой, умываться, чистить зубы и т.п., дети пронесут через всю жизнь. Если же упущен период, когда эти качества интенсивно формируются, наверстать упущенное будет нелегко.

Ребенок этого возраста легко перевозбуждается. Ежедневный просмотр даже коротких телевизионных передач вреден для его здоровья. Нередко уже 2-летний малыш сидит с родителями по часу и более у телевизора. Он еще не в состоянии осмыслить то, что слышит и видит. Для его нервной системы это сверхсильные раздражители, утомляющие слух, зрение. Только с 3-4-летнего возраста можно разрешать ребенку смотреть детскую передачу в течение 15–20 мин 1–3 раза в неделю. Если перевозбуждение нервной системы случается часто и длится долго, ребенок начинает страдать нервными заболеваниями. По некоторым оценкам, лишь четверть детей приходят в школу здоровыми. И виной тому все тот же злополучный телевизор, который лишает их нормального физического развития, утомляет их, засоряет мозг. Родители пока очень легкомысленно относятся к советам педагогов и врачей.

К концу дошкольного периода у детей появляются зачатки произвольного, активного внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием. Произвольное и непроизвольное внимание чередуются, переходят одно в другое. Слабо развиты у детей такие его свойства, как распределение и переключение. По этой причине – большая неусидчивость, отвлекаемость, рассеянность.

Ребенок дошкольного возраста уже многое знает и может. Но не следует переоценивать его умственные возможности, умиляясь, как бойко он произносит замысловатые выражения. Логическая форма мышления ему почти недоступна, точнее, еще не характерна для него. Высшие формы наглядно-образного мышления являются итогом интеллектуального развития дошкольника.

Большую роль в его умственном развитии играют математические представления. Мировая педагогика, изучая вопросы обучения детей 6-летнего возраста, обстоятельно изучила многие вопросы формирования логических, математических и вообще абстрактных представлений. Оказалось, что для верного понимания их детский ум еще не созрел, хотя при правильно выбранных методах обучения ему доступны многие формы абстрактной деятельности. Существуют так называемые «барьеры» понимания, над изучением которых много трудился известный швейцарский психолог Ж. Пиаже. В игре дети способны без всякого обучения усвоить понятия о форме предметов, величине, количестве, но без специального педагогического руководства им трудно перешагнуть через «барьеры» понимания отношений. Например, они не могут сообразить, где больше по величине, а где больше по количеству. На двух листочках нарисованы груши. На одном семь, но они очень маленькие и занимают только половину листочка. На другом – три груши, но они большие и занимают весь листок. На вопрос, где больше груш, большинство дает неправильный ответ, указывая на листок с тремя грушами. Этот простой пример обнажает принципиальные возможности мышления. Детей дошкольного возраста можно выучить даже очень трудным и сложным вещам (например, интегральному исчислению), только понимать они мало что будут. Народная педагогика, конечно, знала «барьеры Пиаже» и придерживалась мудрого решения: пока молодой – пусть запоминает, подрастет – поймет. Вовсе не обязательно тратить огромные усилия, чтобы хоть как-то прояснить в этом возрасте то, что само собой придет со временем. Искусственное форсирование темпов развития ничего, кроме вреда, не дает.

К моменту поступления в школу мотивационная сфера ребенка претерпевает серьезные изменения. Если 3-летний малыш действует большей частью под влиянием ситуативных чувств и желаний, то поступки 5-6-летнего ребенка более осознанны. В этом возрасте он уже движим такими мотивами, которых у него еще не было в раннем детстве. Это мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, со стремлением быть похожими на них. Немаловажную роль играет стремление получить одобрение родителей, воспитателей. Дети стремятся завоевать симпатию сверстников. Мотивом деятельности многих детей выступают мотивы личных достижений, самолюбие, самоутверждение. Они проявляются в притязаниях на главные роли в играх, в стремлении побеждать в соревнованиях. Они являются своеобразным проявлением потребности детей в признании.

Моральные нормы дети усваивают подражая. Сказать правду, взрослые не всегда дают им образцы для подражания. Особенно пагубно влияют на формирование нравственных качеств ссоры и скандалы взрослых. Дети уважают силу. Они, как правило, чувствуют, кто сильнее. Их трудно ввести в заблуждение. Истеричность поведения взрослых, оскорбительные выкрики, драматизированные монологи и угрозы – все это унижает взрослых в глазах детей, делает их неприятными, но никак не сильными. Настоящая сила – спокойное дружелюбие. Если его будут демонстрировать хотя бы воспитатели, шаг к воспитанию уравновешенного человека будет сделан.

Направить выбор ребенка между неблаговидным и правильным поступком можно лишь одним способом – сделать выполнение необходимой моральной нормы эмоционально более привлекательным. Другими словами, нежелательное действие не должно тормозиться или вытесняться правильным, а побеждаться им. Этот принцип является общей основой воспитания.

Среди индивидуальных особенностей дошкольников педагогов больше других интересуют темперамент и характер. И.П. Павлов выделил три основных свойства нервной системы – силу, подвижность, уравновешенность и четыре основных сочетания этих свойств:

Сильный, неуравновешенный, подвижный – «безудержный» тип;

Сильный, уравновешенный, подвижный – «живой» тип;

Сильный, уравновешенный, малоподвижный – «спокойный» тип;

«слабый» тип.

«Безудержный» тип лежит в основе холерического темперамента, «живой» – сангвинического, «спокойный» – флегматического, «слабый» – меланхолического. Конечно, ни родители, ни педагоги не выбирают детей по темпераменту, воспитывать нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент еще неяркий. К специфическим возрастным особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно воспитать ребенка, родители и воспитатели учтут жизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при длительной напряженности работы, устойчивый и достаточно высокий положительный эмоциональный тонус, смелость в непривычных условиях, устойчивое внимание как в спокойной, так и в шумной обстановке. О силе (или слабости) нервной системы ребенка будут свидетельствовать такие жизненные показатели, как сон (быстро ли засыпает, спокоен ли сон, крепок ли), наблюдается быстрое (медленное) восстановление сил, как ведет себя в состоянии голода (плачет, кричит или проявляет веселость, спокойствие). К жизненным показателям уравновешенности относят следующие: сдержанность, усидчивость, спокойствие, равномерность в динамике и настроении, отсутствие в них периодических резких спадов и подъемов, плавность речи. Жизненные показатели подвижности нервных процессов – быстрое реагирование, выработка и изменение жизненных стереотипов, быстрое привыкание к новым людям, способность «без раскачки» переходить от одного вида работы к другому (Я.Л. Коломинский).

Характеры детей дошкольного возраста еще только формируются. Поскольку основой характера является тип высшей нервной деятельности, а нервная система пребывает в состоянии развития, можно только предполагать, каким вырастет ребенок. Можно привести массу примеров, описать множество фактов, но достоверный вывод будет один: характер – это уже результат формирования, сложившийся из множества больших и незаметных влияний. Что именно в нем останется от 5-6-летнего ребенка, сказать трудно. Но если мы хотим сформировать определенный тип характера, оно должно быть соответствующим.

Проблемой общества и школы является однодетная семья. В ней ребенок имеет ряд преимуществ, для него создаются благоприятные условия, у него нет дефицита общения со взрослыми, что положительно сказывается на его развитии. Ребенок растет любимым, обласканным, беззаботным, с высокой изначально самооценкой. Но есть и очевидные «минусы» такой семьи: здесь ребенок слишком быстро перенимает «взрослые» взгляды и привычки, у него формируются ярко выраженные индивидуалистические и эгоистические качества, он лишен тех радостей взросления, через которые проходят дети в многодетных семьях; у него не формируется одно из главных качеств – умение сотрудничать с другими.

Нередко в семьях, особенно с одним ребенком, создаются «тепличные» условия, оберегающие детей от переживаний неудовольствия, неудач, страданий. Некоторое время этого можно избежать. Но вряд ли удастся оградить дитя от неприятностей такого рода в дальнейшей жизни. Поэтому надо готовить его, надо учить переносить страдания, плохое самочувствие, неудачи, ошибки.

Установлено, что ребенок понимает только те чувства, которые сам переживает. Чужие переживания ему неведомы. Дайте ему возможность пережить страх, позор, унижение, радость, боль – тогда он поймет, что это такое. Лучше, если это будет происходить в специально созданной ситуации и под контролем взрослых. Искусственно ограждать от неприятностей не стоит. Жизнь штука трудная, и к ней надо готовиться по-настоящему.

Видный исследователь возрастных особенностей дошкольников и младших школьников академик Шалва Амонашвили выделяет три характерных для данного возраста стремления, которые он называет страстями. Первая – страсть к развитию. Ребенок не может не развиваться. Стремление к развитию есть природное состояние ребенка. Этот мощный импульс к развитию охватывает ребенка как стихия, чем и объясняются его шалости и опасные затеи, равно как и духовные и познавательные запросы. Развитие происходит в процессе преодоления трудностей, это закон природы. А педагогическая задача в том и заключается, чтобы ребенок постоянно находился перед необходимостью преодолевать разного рода трудности и чтобы эти трудности согласовывались с его индивидуальными возможностями. Преддошкольное и младшешкольное детство наиболее сензитивный период для развития; в дальнейшем страсть к развитию природных сил слабеет, и то, что не будет достигнуто на протяжении этого периода, в дальнейшем, возможно, не будет доведено до совершенства или даже утеряно. Вторая страсть – это страсть к взрослению. Дети стремятся к взрослению, хотят быть старше, чем они есть. Подтверждение тому – содержание ролевых игр, в которых каждый ребенок берет на себя «обязанности» взрослого человека. Настоящее детство есть сложный, порой мучительный процесс взросления. Удовлетворение страсти к этому происходит в общении, в первую очередь со взрослыми. Именно в этом возрасте он должен ощущать их доброе, облагороженное окружение, утверждающее в нем право на взрослость. Формула «ты еще маленький» и соответствующие ей отношения абсолютно противоречат основам гуманной педагогики. Наоборот, действия, отношения, исходящие из формулы «ты же взрослый», создают благоприятную атмосферу для активного проявления и удовлетворения страсти к взрослению. Отсюда требования к процессу воспитания: общение с ребенком на равных, постоянное утверждение в нем личности, проявление доверия, установление сотруднических взаимоотношений. Третья страсть – страсть к свободе. Ребенок проявляет ее с раннего детства, в разных формах. Особенно сильно она обнаруживает себя, когда ребенок пытается ускользнуть из-под опеки взрослых, стремится утвердить свою самостоятельность: «Я сам!» Ребенку не нравится постоянное опекунство взрослых, он не терпит запретов, не слушается наставлений и т.д. Из-за стремления к взрослению, в условиях непонимания и неприятия этой страсти, постоянно возникают конфликты. Вся запретительная педагогика является результатом пресечения стремлений к взрослению и свободе. Но вседозволенности в воспитании тоже не может быть. Педагогический процесс несет в себе необходимость принуждения, т.е. ограничения свободы ребенка. Закон принуждения усугубляется в авторитарном педагогическом процессе, однако не исчезает и в гуманном.

Меткие наблюдения особенностей развития ребенка сделаны в астрологии. Как следует из восточного гороскопа, жизнь человека состоит из 13 жизненных периодов, каждый из которых символизирует то или иное животное или птица. Так, период от рождения до года, т.е. период грудного возраста, или младенчества, именуется возрастом Петуха; от года до 3 лет (раннее детство) – возрастом Обезьяны; от 3 до 7 (первое детство) – возрастом Козы (Овцы); от 7 до 12 (второе детство) – возрастом Лошади; от 12 до 17 (подростковый возраст) – возрастом Быка (Буйвола, Вола) и, наконец, от 17 до 24 (юношеский возраст) – возрастом Крысы (Мыши).

Возраст Козы (от 3 до 7 лет) считается одним из самых трудных. Наступление его легко заметить по поведению ребенка: маленький спокойный карапуз вдруг превратился в капризного истеричного ребенка. В этом возрасте не надо стремиться к наращиванию физической силы, закаливать волю ребенка.

Основной задачей физического развития, да и всего смысла возраста, является игра и еще раз игра (развитие ловкости, координации). В «Козочке» присутствует неуправляемая задиристость, боевитость, вспыльчивость. Не поощряйте драчливости, но и не препятствуйте ее возникновению. В этом возрасте управляемыми являются эмоции ребенка – он способен плакать и ликовать, ныть и блаженствовать – и все делает очень искренне.

Главная задача этого возраста – постижение окружающего мира природы и мира слов, речи. Как человек научится говорить до 7 лет, так и будет говорить всю жизнь – разговаривайте с ним, как со взрослым. На природе изучайте с ним основы ботаники, зоологии и геологии. Основное свойство «Козы» – никудышный и упрямый ученик. Не насилуйте его, главный механизм его учебы – игра. Девочки в этом возрасте гораздо серьезнее, и отношение к ним должно быть более взвешенным.

Дошкольник пребывает в стадии интенсивного развития, темпы которого очень высоки. Важной особенностью является обостренная чувствительность (сензитивность) к усвоению нравственных и социальных норм и правил поведения, освоению новых видов деятельности. У большинства детей наступает готовность к овладению целями и способами систематического обучения. Главный вид деятельности – игра, через которую ребенок удовлетворяет свои познавательные и социальные потребности.

  • Лекция 2. Особенности познавательных процессов у детей с трудностями в интеллектуальном развитии
  • 1. Познавательная деятельность и познавательные процессы
  • 2. Особенности ощущений и восприятий умственно отсталого ребенка
  • Лекция 3. Особенности деятельности детей с трудностями в интеллектуальном развитии
  • 1. Общая характеристика деятельности умственно отсталых детей
  • 4. Трудовая деятельность
  • Лекция 4. Особенности эмоционально-волевой сферы ученика специальной (коррекционной) школыviii вида
  • 1. Эмоции и чувства
  • 2. Воля
  • Лекция 5. Нравственное воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 1. Основные задачи нравственного воспитания в школеViii вида
  • 2. Нравственное воспитание учащихся на занятиях по внеклассному чтению
  • 1) Основные направления внеклассного чтения в школе VIII вида в начальных классах
  • 2) Условия эффективности нравственного воспитания на занятиях по внеклассному чтению
  • 3) Советы классному руководителю, воспитателю
  • Задания к теме:
  • Лекция 6. Эстетическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы viiiвида
  • 1. Теоретические основы эстетического воспитания в школеViii вида
  • 2. Сущность и особенности эстетического воспитания школьников с интеллектуальной недостаточностью
  • 3. Задачи эстетического воспитания
  • 4. Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
  • 5. Особенности музыкального воспитания умственно отсталых школьников
  • 6. Эстетическая направленность в работе с природным материалом
  • 7. Эстетическое воспитание на уроках чтения
  • 8. Эстетическое воспитание на уроках физической культуры
  • 9. Воспитание культуры поведения учащихся школыViii вида
  • 10. Заключение
  • Задания к теме:
  • Лекция 7. Детский коллектив специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 1. Воспитание школьников в коллективе
  • 2. Психологическая характеристика школьного класса
  • 3. Взаимоотношения школьников в коллективе
  • 4. Отношения учителя к детскому коллективу как фактор формирования межличностных отношений
  • 5.Тактика педагога по отношению к детям, занимающим различное положение в классе
  • 6. Сочетание игровой, трудовой и познавательной деятельности в коллективе
  • 7. Приемы вовлечения школьников в коллективную деятельность
  • Задания к теме:
  • 1. Психологическая подготовка к труду
  • 2. Практическая подготовка к труду
  • 3. Общественно полезный труд
  • 4.Производственное обучение и производительный труд
  • Задания к теме
  • Классификация экскурсий
  • Подготовка экскурсии
  • Определение цели
  • Выбор темы
  • Отбор и изучение экскурсионных объектов
  • Составление маршрута
  • Подготовка текста
  • Речь учителя
  • Использование методических приемов
  • Природоведческие экскурсии
  • Коррекционно-воспитательное значение экскурсии
  • Примерная разработка природоведческой экскурсии1
  • Подготовка учителя к экскурсии
  • Подготовка учащихся к экскурсии
  • Проведение экскурсии
  • Закрепление полученных знаний.
  • Итоги экскурсии
  • Лекция 10. Физическое воспитание учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • Особенности физического развития и двигательных способностей учащихся вспомогательной школы
  • Значение физического воспитания в школеViii вида
  • Связь различных видов воспитания в процессе физического воспитания
  • Единство нравственного и физического воспитания
  • Связь умственного и физического воспитания
  • Единство трудового и физического воспитания
  • Задачи физического воспитания в школеViii вида
  • Лекция 11. Организационные формы внеклассной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • 1.Задачи и основные направления внеклассной воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе VIII вида
  • 2. Совместная коррекционно-воспитательная работа воспитателя и учителя в специальной (коррекционной) школе viiIвида
  • 3. Общие замечания к проведению внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий
  • 4. Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 5. Некоторые выводы
  • Лекция 12. О некоторых актуальных проблемах современной олигофренопедагогики
  • Лекция 13. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися специальной (коррекционной) школы VIII вида
  • 2. Педагогическая этика учителя и ее особенности в работе с учащимися школы VIII вида
  • Б и б л и о г р а ф и я
  • Связь умственного и физического воспитания

    В аспекте задач умственного воспитания в процессе физического воспитания предусматривается:

    Обогащение специальными знаниями, относящимися к сфере физической культуры, спорта; систематическое расширение и углубление их, формирование на этой основе осмысленного отношения к физкультурной, спортивной деятельности, содействие формированию научного мировоззрения;

    Развитие познавательных способностей, качеств ума, содействие творческим проявлениям личности, в том числе в самопознании и самовоспитании средствами физической культуры, спорта.

    Реализация этих задач в процессе физического воспитания связана, прежде всего, с физическим образованием, причем педагогической основой являются дидактические принципы, средства и методы.

    Освоение их в конкретном приложении, т.е. в единстве с практическими навыками и умениями, составляет основную образовательную линию в физическом воспитании. Эта линия должна быть тесно связана с воспитанием познавательной активности и качеств ума, таких, как любознательность и пытливость, динамичность, гибкость и тонкость мыслительных операций (острота мышления), для чего в процессе физического воспитания имеются немалые возможности.

    Передавая знания непосредственно в рамках занятий физическими упражнениями, преподаватель пользуется своеобразными методами, особенности которых обусловлены спецификой физического воспитания (лаконичное объяснение, инструктирование, сопроводительные пояснения по ходу выполнения двигательных заданий, оперативный разбор результатов их выполнения и т.д.). Это придает динамичность познавательной деятельности обучаемых.

    На связь физического и умственного воспитания указывали многие ученые-дефектологи (А.С.Самыличев 1 , А.А.Дмитриев 2 , Н.А.Козленко и др.). Так, А.С.Самыличев проводил исследования по определению соотношений развития умственной работоспособности и физических качеств у учащихся вспомогательной школы. В результате было установлено, что в подавляющем большинстве случаев имеется прямая зависимость изучаемых показателей – дети с более высокой умственной работоспособностью отличаются лучшим развитием физических качеств, и наоборот. То есть, повышая в процессе физического воспитания уровень развития физических качеств у умственно отсталых детей с помощью целенаправленных индивидуально дозированных упражнений, мы тем самым будем опосредованно оказывать влияние и наразвитие их умственных способностей, что является одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы во вспомогательной школе. Итак, развитие умственной работоспособности и уровень физических качеств у умственно отсталых детей находится в определенной взаимосвязи, что является доказательством наличия связи между физическим и умственным сторонами воспитания. Физическое и умственное воспитание являются двумя взаимодополняющими сторонами учебно-воспитательного процесса в школах как для нормальных, так и для умственно отсталых детей.

    Единство трудового и физического воспитания

    Трудовое воспитание представляет собой, по сути, не столько отдельную часть воспитания, сколько главное прикладное направление всех сторон воспитания. Трудовая направленность системы физического воспитания в нашей стране четко выражена в ее цели, задачах, фундаментальных принципах. Роль физического воспитания в трудовом воспитании и основные линии их взаимосвязи характеризуются следующими положениями:

    1.Физическое воспитание имеет общеподготовительное и непосредственно прикладное значение для трудовой деятельности. Значение физического воспитания для труда обусловлено, прежде всего, объективным единством функций организма. Как бы различны ни были отдельные виды полезного труда или производительной деятельности, с физиологической стороны это, во всяком случае, функции человеческого организма, и каждая такая функция, каково бы ни было содержание, по существу, есть трата человеческого мозга, мускулов, органов чувств и т.д. Физическое воспитание, обеспечивая увеличение функциональных возможностей организма, тем самым создает важнейшие предпосылки высокой работоспособности для всех видов труда, где требуются аналогичные функциональные возможности.

    На этом основан, в частности, эффект профессионально-прикладной физической подготовки. Если физическое воспитание формирует двигательные навыки и умения, непосредственно применимые в избранной трудовой деятельности, то оно является в таком случае, по существу, одной из форм практического трудового воспитания.

    Вместе с тем физическое воспитание имеет и более широкое значение для трудовой деятельности. Всесторонне развивая физические способности и создавая богатый запас разнообразных двигательных навыков и умений, оно гарантирует общую физическую подготовленность как предпосылку высокой производительности в любом виде труда.

    2.Путь к физическому совершенству – это путь многолетнего упорного труда по преобразованию самого себя, своей “природы”, он проходит через преодоление возрастающих нагрузок, нередко весьма тяжелых, требующих максимальной самомобилизации. В таком добровольном повседневном труде вырабатывается и отношение к труду вообще, особенно когда физическое неразрывно связано с нравственным им другими видами воспитания. Тогда оно является одним из основных факторов воспитания трудолюбия, формирующим привычку трудиться с полной отдачей сил и развивающим созидательные способности.

    3.В физкультурном движении нашей страны большое место отводится добровольному и безвозмездному участию физкультурных коллективов в общественной работе и общественно полезных делах, связанных с конкретными трудовыми операциями.

    4.Трудовому воспитанию в процессе занятий физическими упражнениями содействует также систематическое выполнение практических обязанностей по самообслуживанию и обслуживанию группы (подготовка и уборка мест занятий, инвентаря, уход за спортивным снаряжением, экипировкой и т.д.).

    Важно, чтобы система выполнения таких обязанностей была связана с удовлетворением не только личных потребностей, но и нужд коллектива. Благодаря этому занимающиеся не только усваивают элементарные приемы бытового труда, но вместе с тем приучаются к ответственности, сознательной дисциплине, организованности, согласованности действий в совместном деле, а также приобретают умение руководить и подчиняться, получая удовольствие от хорошо налаженной, хотя и будничной, но необходимой и полезной для коллектива работы.

    Итак, мы видим, что физическое и трудовое воспитание неразрывно связаны между собой. На связь физического и трудового воспитания умственно отсталых детей указывали такие ученые-дефектологи, как Д.И.Азбукин (1943) 1 , А.Н.Граборов (1961), Г.М.Дульнев и др.

    Физическое воспитание играет важную роль в подготовке учащихся вспомогательной школы к труду. Физическое воспитание способствует всестороннему физическом развитию и укреплению здоровья, корригирует недостатки умственного и физического развития, формирует правильные навыки жизненно важных движений и расширяет двигательные возможности путем коррекции недостатков моторики, развивает готовность к овладению новыми умениями и навыками.

    Выпускники школы VIII вида после ее окончания должны трудоустроиться. Проблема социально-трудовой адаптации выпускников школы VIII вида является в настоящее время одной из важнейших специальных проблем дефектологии. От того, насколько успешно овладеет умственно отсталый школьник рабочей профессией, зависит его дальнейшее социальное положение и, следовательно, успешная адаптация в самостоятельной жизни. В связи с этим значительное внимание уделяется физическому воспитанию школьников, что позволяет выявить и развить интересы и склонности учащихся, их потенциальные возможности.

    Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что нравственное, эстетическое, умственное, трудовое и физическое воспитание являются взаимосвязанными, взаимодополняющими сторонами учебно-воспитательного процесса во вспомогательной школе.