Индивидуальное или групповое обучение? Плюсы и минусы kacho wrote in March 16th, 2009

Reminder: .
А сегодня поговорим на тему частных уроков и групповых.

Индивидуальное изучение - это когда вы занимаетесь один на один с преподавателем.
Групповое - это когда вы занимаетесь в группе.
Первое - дороже, второе - дешевле. Что выбрать?
Обрисую свое видение ситуации как с позиции преподавателя, так и с позиции студента.

Групповое обучение, плюсы :
1. Communication
В группе много разного народа, с которым надо пытаться находить язык. Это полезно, поскольку в жизни еще не раз придется общаться с людьми, кстати, часто с людьми, у которых английский неродной. Умение правильно сформулировать свою мысль и понять мысль другого человека очень пригождается в жизни. По сути группа - это не только изучения языка, это обучение общению, ведению диалога, такту, терпению и вниманию к людям. С учетом того, что вся жизнь состоит из общения с людьми (бывает и так, что не совсем вам понятными и не очень приятными людьми), навык полезный.

2. Role games и другие групповые activities
- в группе есть возможность разыгрывать "ролевые игры".
Пример: 5 человек, мама, папа, сын, тесть и теща, сын хочет жениться, мама и тесть за, папа и теща против, обсуждаем. Такие ролевые игры обычно проходят довольно бурно - активизируется подзабытая лексика, практикуется новая, а в стремлении доказать свое собственное мнение невероятно развязывается язык!
- в группе есть возможность играть во что-нибудь типа "Find Who" - это когда ты передвигаешься по классу, опрашиваешь разных людей и сортируешь информацию, задавая вопросы. Соответственно, тебя тоже опрашивают. Это практика грамматики (например, have you ever been to...?) и лексики (go skiing, do yoga etc).
- в группе можно играть в разные survivors games (мы едем в пустыню на месяц, что нужно взять с собой?), в infomation gap games (у одних есть на карте банк, у других есть кинотеатр, надо поговорить), в story telling games (каждый говорит по одному предложению, чтобы продолжить какую-то историю) и многое, многое другое.


3. Error correction
В группе всегда будут те, кто знает чуть больше вас и те, кто знает чуть меньше.
Соответственно, разговаривая с людьми, у вас будет возможность подмечать чужие ошибки и помогать людям исправить их (старое правило: "хочешь понять что-то, начни этому кого-нибудь учить" - пока объясняешь, сам всё поймешь), а кто-то будет помогать вам.

4. Элемент неожиданности
Это то, что делает уроки захватывающими. Даже проучившись с вашей группой несколько месяцев или год, все равно на уроках будут всякие сюрпризы.
Люди очень разные, жизненный опыт, привычки и приоритеты у всех разные, поэтому люди всегда будут вас удивлять своими высказываниями, идеями и реакциями.

Групповое обучение, минусы :
1. Из-за большого количества народу в группе может получиться так, что вы будете мало говорить, особенно если вы по жизни молчун или стесняетесь
2. Ошибки - это как вирус. Сказал один, через 5 минут ту же ошибку подхватила и повторила вся группа. Если преподаватель вовремя не заметит и не поправит (а преподаватель априори не может поправлять все ошибки студентов), ошибка может крепко осесть в голове. Это не самая серьезная проблема, потому что ошибки будут в любом случае, свои или чужие.
3. Гораздо более серьезная проблема - невозможность корректировать курс занятий конкретно под вас. Курс в группах общий, рассчитан на среднего студента. Если вы не догоняете или вам наоборот скучно, то все равно ориентироваться преподаватель будет на "среднюю температуру по больнице". Правда, это тоже можно поправить, если у преподавателя большой опыт работы в группах, он найдет, как вам помочь.

Индивидуальное обучение, плюсы :
1. Преподаватель знает ваши сильные и слабые стороны и составляет программу обучения лично под вас.
2. Материалы вы можете выбрать сами и имеете возможность всегда что-то в курсе поменять.
Преподаватель может чуть затормозить на инфинитиве и пройти прошедшее время чуть быстрее, если видит, что вам это нужно. Если идет совсем плохо, преподаватель может сменить материал и форму подачи.
3. Преподаватель должен знать язык настолько, чтобы не делать ошибок. Вы учитесь от него, и учитесь корректному, разнообразному и красивому языку.
4. Если преподаватель полностью "ваш", вы доверяете ему, а он вам, обсуждения могут получиться гораздо более глубокими и откровенными, чем в группе, поскольку вы уже "чувствуете друг друга". Объем используемой лексики и грамматики при этом будет гораздо более высоким, соответственно, уроки будут более продуктивными.
5. Если вам вдруг нужно срочно подготовиться к прохождению интервью или вдруг захотелось почитать и обсудить какую-то книгу, преподаватель всегда будет на вашей стороне и вы сможет внести это в вашу программу, и может быть, даже сфокусироваться на этом, если будет прогресс.

Индивидуальное обучение, минусы :
1. Через какое-то время вы заметите, что уже хорошо знаете манеру преподавателя, знаете, что он скажет и что спросит, начнете использовать его словечки и жесты, одним словом, привыкнете.
2. Уроки ведутся в режиме диалога, вопрос-ответ, вопрос-ответ + дискуссия, монолог. Кому как, но многим людям начинает не хватать разнообразия, особенно если преподаватель довольно однотипно подает информацию. Однако есть преподаватели, которые на каждом уроке жгут английским глаголом и скучно не бывает.

Мое мнение: обучение все-таки индивидуально. К сожалению, не все и не всегда можно изучать индивидуально, по разным причинам.
Но выбирать нужно то, что больше всего удовлетворяет вас по целям и затраченным усилиям.

А каков мой выбор?
Мой выбор такой: когда я учу язык, я предпочитаю заниматься в мини-группах, где 2-3 человека вместе со мной.
Но с таким преподавателем, который умеет тратить достаточно времени на меня и корректировать программу под меня, если мне как студенту это требуется.

Сегодня жизнь стремительно меняется. Наша реальность уже непохожа на размеренное существование наших родителей. Современные дети получают совсем другое, чем мы, воспитание. С одной стороны - это хорошо, но с другой стороны - не очень. Попробуем разобраться в том, что тревожит в способах современного воспитания родителей, учителей и психологов.

Рассмотрим основные минусы современного воспитания:

Детоцентризм

«У меня детство было трудное, но у моего ребенка будет все!». «Мой ребенок получит самое лучшее!». Мамы и папы, которые проповедуют такие принципы воспитания, делают свое дитя центром семейного Мира. Они считают приоритетными все потребности и прихоти малыша.

А главной задачей таких родителей становится обеспечение своего ребенка максимумом развлечений, внимания, своего времени. Они забывают о своих потребностях и желаниях. Ребята из таких семей посещают большое количество разных секций. Они с пеленок учат иностранные языки. В выходные родители возят их на экскурсии, в парки, в музеи. Они все время находятся под пристальным контролем взрослых, которые ни на минуту не оставляют детей в покое. Зачастую в семье есть только один малыш, потому что родители не хотят отнимать свое внимание у семейного кумира.

Чадо растет эгоцентричным и капризным. Воспитанный в таких условиях ребенок, старается как можно раньше оторваться от родителей, так как воспринимает их заботу как средство контроля. Когда повзрослевшее чадо покидает родной очаг, мама с папой чувствуют себя никчемными.

Они становится не нужны даже друг другу, потому что единственным, что их объединяло все эти годы, была забота об отпрыске. Такие родители не знают, чем заняться, так как у них практически нет своих интересов.

Компьютеризация

Самая любимая игрушка современных ребят - это планшет. Устаревшими анахронизмами кажутся детям 21 века настольные игры, паровозики, конструкторы, куклы. В качестве альтернативы игры на компьютере они согласны посмотреть мультфильм, невзирая на предостережения неврологов и окулистов.

Так, например, последнее исследование в Великобритании показало, что у каждого восьмого малыша первым словом были вовсе не «мама», а «планшет». И это неслучайно, так как 70% ребят, в том числе и дошкольного возраста, играют с планшетом не менее трех часов в день, зачастую предпочитая его другим необходимым занятиям.

Специалисты отмечают, что у многих детей возникает тяжелая зависимость от различных электронных устройств. Поэтому компьютеризация приносит свои минусы в воспитании детей. Безусловно, мы должны соответствовать современным условиям жизни, но не стоит перегибать палку. Компьютеры не могут заменить детям прогулки на свежем воздухе, книги, живое общение со сверстниками и семьей.

Перекармливание

В наше время остро стоит проблема детского ожирения. С самого раннего возраста дети привыкают питаться фаст-фудом, жирной, очень сладкой и пересоленной пищей. Зайдя в первую попавшуюся забегаловку, вы обнаружите двухлетних малышей, которые уплетают за обе щеки картофель фри, с удовольствием макая его в острый кетчуп. После такой «смачной» пищи любая полезная каша или супчик покажутся ребенку пресными и безвкусными. Помимо того, представителям старшего поколения свойственно перекармливать внучат, потому что в их понимании «пухлый» по-другому означает «здоровый».

Чрезмерная опека

Сегодня дети приобретают самостоятельность намного позже, чем раньше. Было время, когда ученик первого класса сам шел домой из школы, делал домашние задание, разогревал обед. В наши дни подобные действия доверяют уже только подросткам.

Детей встречают из школы и провожают на занятия. Родители постоянно звонят ребенку, контролируя практически каждое его движение. Конечно, безопасность - это очень важно, но чрезмерная опека не способствует развитию у ребенка таких необходимых качеств, как самоорганизация и ответственность.

Культ потребления

Обратите внимание на то, куда на выходные вы ходите развлекаться всей семьей. Родители с детишками, как правило, посещают ближайший торговый центр с игровыми площадками, кинозалами, кафе и магазинами. Покупки превращаются в естественную часть нашего досуга. Комнаты многих детей просто захламлены игрушками, которые малыш никогда не использует.

Да что греха таить, хорошим поводом для очередной ненужной покупки становятся любимые книги, фильмы. Родители покупают все новые и новые подарки только для того, чтобы порадовать свое чадо. В поддержании культа потребления прежде всего заинтересованы производители детских товаров. Их доход напрямую зависит от желания родителей удовлетворить растущие потребности своих детей. Но из маленьких потребителей вырастают взрослые люди, которые не способны получать положительные эмоции без покупок новых вещей.

Прогресс невозможно остановить, но мы должны приложить все усилия, чтобы научить своих детей любить нематериальные ценности, развивать творческие способности, научится придумывать интересные занятия, не требующие нового набора стоимостью в несколько тысяч рублей.

Многие родители задумываются: как же воспитывать своего ребёнка? Что разрешать, а что запрещать? Как и чему учить? За что наказывать? Ответов на эти вопросы много, и они все разные, но есть основные методики, которые могут пригодиться родителям.

Основанная задача воспитания - это формирование у ребёнка правильных взглядов и убеждений, которые помогут ему стать гармоничной личностью, развитой и способной счастливо жить в обществе. Главную роль в воспитании детей играют родители, именно они должны выработать для себя подход к ребёнку и решить, как именно и чему его учить.
Существует множество уже разработанных и опробованных методик обучения и воспитания детей. У всех методик есть плюсы и минусы, есть свои нюансы и тонкости.
Макаренко
«Научить человека быть счастливым - нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым, можно», - это одна из самых известных цитат советского писателя и педагога Антона Семёновича Макаренко. Он придерживался принципа семейственности и социального общения в вопросах воспитания ребёнка, отмечая, что один человек, какими бы качествами он ни обладал, не может воспитать ребёнка.
По теории Макаренко, воспитывает ребёнка всё - обстоятельства, вещи, действия, поступки людей, даже незнакомых. То есть воспитание - это та среда, в которой растёт ребёнок. В трудах советского педагога говорится о принципах взаимного уважения как в семье, так и в других коллективах, о роли игры в жизни ребёнка, а также о том, что труд должен быть одним из самых основных элементов воспитания.
Критики и сторонники исключительно словесного и книжного воспитания назвали принцип приучения детей к труду «мозольной педагогикой».
Макаренко выступал за полную демократизацию воспитания и обучения и за создание нормального психологического климата в детской среде. Принцип детского управления Макаренко воплощал в жизнь, на собраниях его воспитанники могли свободно обсуждать и принимать решения по всем вопросам своей жизни, при этом голоса воспитанника и педагога были равны.
В этом суть идеи не только советской коллективизации, но и полной ответственности за свои решения и поступки, связанные не только с организацией своей жизни, но и с судьбой других людей. Кроме этого, Макаренко настаивал на дружеском общении детей и воспитателей.
Комментарий психолога

Анна Хныкина, руководитель психологического центра «СоДействие»:
– Времена возникновения этой системы - это Россия, двадцатые годы XX века. В это время была актуальна задача воспитания и борьба с беспризорниками.
Идея о том, что человека воспитывает среда (ещё пока не общество) взята из существовавшего и бывшего уже тогда модным психоанализа. Основное новшество именно Макаренко - трудотерапия, создававшаяся для детей-травматиков, умеющих выживать в трудных условиях самостоятельно, подчас - любой ценой.
Сильные стороны этой системы в том, что на фоне общей катастрофы она помогает выжить и собраться с духом: «Окружающая нас разруха - это не рухнувший мир, а возрождение». Эта система подходит для экстремального состояния общества, и в своё время она была очень актуальной и успешной.
Слабые стороны в том, что не учитывается наличие желаний у ребёнка, или они не признаются «хорошими», существуя отдельно от коллектива, ведь всё должно быть согласовано. Мы вместе делаем общее дело, поэтому всё надо согласовывать, и желательно хотеть того, чего и все. Похоже на армейский лозунг: не можешь - научим, не хочешь - заставим. Самостоятельного выбора не предполагается, что губительно сказывается на развитии личности, её творческой части.
«Воспитание красотой»
Василий Александрович Сухомлинский - советский педагог-новатор. Он построил свою педагогическую систему на принципах гуманизма. Все процессы воспитания, обучения, творчества, развития должны быть ориентированы именно на ребёнка, а само обучение должно быть в радость. Большая роль отводилась формированию мировоззрения ребёнка, слову учителя, художественному стилю изложения и «воспитанию красотой».
В одной из своих самых известных книг - «100 советов учителю» - Сухомлинский писал о том, что ребёнку должно хотеться учиться без насилия и принуждения.

Важную роль в процессе обучения и воспитания отводилась личности учителя и его умению построить совместную работу с обоими родителями.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Эта система возникла в до и послевоенные годы XX века. Актуальная задача воспитания - научить любить Личность. Причём не свою, не просто ближнего, а Взрослого. Актуален подход «Наша учительница - самая лучшая!». Фактически - подготовка к «культу личности» во взрослой жизни.
Сильные стороны - формирование любви к прекрасному, эстетическое воспитание, развитие творческого в человеке, учёт индивидуальных возможностей и способностей.
Слабые стороны в том, что это педагогика соблазна - личность учителя переоценена, учитель преподносится как «идеал значимого взрослого», работает под «эту музыку» с родителями, помогая им быть более правильно подходящими для своих детей - что может быть надуманнее? Но дети восторженны, все счастливы, вырастает зависимая и часто когнитивно запущенная личность.
Вальдорфское образование
Эта форма обучения и воспитания имеет множество тонкостей и нюансов, а также она часто критикуется из-за того, что основана на работах Рудольфа Штайнера, многие высказывания которого носили оккультный характер.
Принцип «вальдорфско-штайнеровской педагогики» основывается на отрицании массовой специализации в школьном возрасте и принципе «неопережения» развития ребёнка. В таких школах отсутствуют оценки, а преподавание ведётся преимущественно без учебников.
Педагогика должна быть подчинена исключительно потребностям развития ребёнка и базируется не только на развитии интеллектуальных способностей, но и на эмоциональном взрослении.
Данная система обучения избегает любой нагрузки на память и на мышление до 7 лет. Позже учебный материал преподаётся эпохами согласно возрасту ребенка, например, в 6 классе, когда у детей формируется представление о государственности, проходят историю Римской империи, а в 7 классе, в период начала полового созревания, проходят Средневековье - из-за его выраженной мужественности и женственности.
Комментарий психолога
Анна Хныкина:
– Времена возникновения: 20–30 годы XX века, Германия. Актуальные задачи времени - остро нужно было что-то новое для воспитания нового поколения в фашисткой Германии, свободных и сильных людей со своим мнением.
Сильные стороны в воспитании духовности, формировании сплочённости в коллективе, семейственности, жизни без «гаджетов», творческом, упорядоченном когнитивном и эмоциональном развитии в гармонии.
Слабые стороны в том, что обычно эта форма образования дорога в финансовом отношении. Кроме этого, вся семья вовлечена в активный процесс обучения своего ребёнка, в то время как большинство современных психологических направлений развития всё-таки склонны считать школу некой зоной развития ребёнка как раз вне семьи, где он пробует свою самостоятельность и ответственность «на зубок» сам.
Ну и к минусам я бы отнесла основной посыл этих заведений, который звучит с неким перегибом: «Наша школа - самая лучшая!».
Система Монтессори
СправкаМария Монтессори - итальянский врач, педагог, учёный, философ, гуманистка, католичка. Была признала одним из педагогов, определивших способ педагогического мышления в ХХ веке.Первая «школа Монтессори» была открыта Марией Монтессори 6 января 1907 года в Риме. Школа была ориентирована на детей-олигофренов, но позже принципы Монтессори оправдали себя в применении для обычных детей.
Главный постулат этой системы в убеждении, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану в специально подготовленной среде. Задача воспитателя - помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Группы детей в таких школах объединяют по принципу семьи, где дети от 3-х до 12-ти лет занимаются вместе, при этом нет классно-урочной системы, а вместо школьных парт используются лёгкие переносные столики со стульчиками и коврики для занятий на полу.
Педагогика основывается на равноправных отношениях между взрослыми и детьми, а также на постулате: «Свободная работа ребёнка в специально подготовленной среде».

И создать здоровую и доверительную атмосферу в семье, рассказала сайт успешная мама троих детей и по совместительству Миссис Украина Европа 2015 Марианна Межебовская.

Я считаю, что в семьях, где родители выбрали авторитарность, обстановка скорее напряженная. Ведь нужно контролировать, как себя так и ребенка, чаще всего, это утомляет обе стороны. Во-первых, есть свод правил и законов, которые должны неукоснительно соблюдаться, если они нарушаются даже в мелочах, наказание следует достаточно жесткое.

Требования родителей не подлежат обсуждению, мнение ребенка редко бывает принято к сведению, его интересы учитываются только через призму восприятия взрослых. Во-вторых, в таком формате общения всегда соблюдается большая дистанция между членами семьи. Мне кажется, из-за этого проблемы возникают у самих детей, а позже у взрослых, при коммуникациях с ними.

Суть подобного метода воспитания имеет в корне неправильное направление, это подавить волю ребенка, заставить его действовать даже вопреки его желаниям, что приводит, в большинстве случаев, к негативным последствиям.

Многие из них становятся явными, спустя какое-то время, что-то проявляется сразу, а что-то обнаруживается уже у взрослого человека. Вначале, ребенок, которого излишне контролируют, может сопротивляться, это будет выражаться в форме лжи, иногда жестокости и приступах гнева.

Когда ребенок перестает сопротивляться, он становится замкнутым и раздражительным, иногда плаксивым и часто инфантильным, что может продолжаться довольно долго. В итоге мы имеем неуверенность в себе, безответственность, низкую самооценку, ведь у него нет возможности самостоятельно принимать решения, а это накладывает отпечаток на его дальнейшую жизнь.

И, конечно, в такой семье между родителями и детьми не существует близких, доверительных отношений. Если ребенок не смирился со схемой постоянного контроля, конфликты будут возникать достаточно часто, и обостряться по мере взросления.

Для меня стиль воспитания возможен только авторитетный, разница между ним и авторитарным очевидна, необходимо поощрять любое проявление инициативы и самостоятельности в своих детях, в разумных пределах, это принесет больше пользы, чем вы думаете.

Важно быть открытым для того, чтобы обсуждать правила и требования к собственным детям, ведь мы, взрослые, тоже совершаем ошибки.

У ребенка всегда есть необходимость чувствовать эмоциональную поддержку, любовь и теплоту родителей, которые беспокоятся, как о духовном, так и физическом развитии своего чада.

Когда отношения в семье гармоничные, все вопросы решаются просто, потому что вся семья взаимодействует и сотрудничает, нет борьбы за доминирующее положение и власть. Такие отношения стабильные и близкие, родители на собственном примере стараются научить ребенка, который относится к ним с уважением и признает их авторитет.

Плюсов, на самом деле, много, ведь у каждого члена семьи есть личное пространство и время, а дети могут высказать свою точку зрения, или предложить свой вариант решения задачи. Чаще всего, у детей нестандартный подход, а также другой взгляд на этот мир.

Важно прислушиваться друг другу, благодаря этому достигается гармония и понимание. Минусов, при правильном подходе быть не должно, потому как любой вопрос можно решить, обсудив его всей семьей. Авторитетное воспитание, это не анархия, а сотрудничество, в котором обе стороны проявляют желание идти на компромисс.


Как, благодаря правильному общению с ребенком, найти правильное решение, даже в самой сложной ситуации

Примеров много, но приведу один, иллюстрирующий ярче всего, необходимость прислушиваться ко мнению своих детей. Когда моей старшей дочери было три года, мы не могли спокойно передвигаться в автомобиле. Её укачивало, вестибулярный аппарат был слабым, и я уже не знала что придумать.

Однажды она мне сказала: «Мама, я знаю, что есть такая школы, в которой готовят космонавтов, они ежедневно тренируют вестибулярный аппарат. Может запишем меня в такую?». Я задумалась, и нашла выход, мы каждый день ходили с ней в парк аттракционов, покупая билеты на все карусели.

К концу лета уже катались по двадцать кругов на каждой карусели, а когда возвращались в Киев, то восемь часов в дороге пролетели незаметно и без проблем. Сейчас дочери 16 лет и она понятия не имеет, что такое тошнота или недомогание в транспорте, не важно, что это: самолёт, поезд или машина.

Как правильно мотивировать своих детей делать то, что вы считаете правильным

Сначала я стараюсь привить им любовь к какому-то делу, это гарантирует хороший результат и удовольствие от занятий. Мне очень хочется, чтобы каждый мой ребёнок, кроме школы и спорта, играл на каком-то музыкальном инструменте. Поэтому, я отдала сына на скрипку.

После месяца занятий, когда обсуждали успехи, он сказал: — «Мама, хочу учиться игре на саксофоне!»., когда я спросила: — «Почему?», — сын ответил: — «Представляешь, если однажды поиграю на саксофоне своей жене, она будет любить меня еще сильнее!». Конечно мы поменяли предмет, ведь он уже видит зачем ему это нужно, а значит есть цель и желание. Теперь он просто летит на уроки, это сказывается на его успеваемости и настроении в целом.

Если мы чаще будем прислушиваться к своим детям, разрешая им самостоятельно делать выбор, это позволит избежать многих ошибок, а также подчеркнет наш авторитет в отношениях с ними. Авторитетное воспитание, это желание прислушиваться к мнению своего ребенка. Давать ему возможность принимать решения и брать ответственность за свои поступки с детства.

Каждый родитель хочет дать своему ребенку лучшее, обеспечить самые благоприятные условия для его развития - как интеллектуального, так и личностного. Как организовать воспитание и обучение ребенка, кому доверить формирование его личности и развитие способностей? Заниматься самостоятельно, обратиться к помощи няни , сделать ставку на индивидуальное репетиторство профессионалов или воспользоваться возможностями частного или государственного общественного образования?

Семейное образование - что это?

Выбор в этой ситуации неоднозначен, так как каждый вариант имеет свои плюсы и минусы.

Для многих родителей семейное воспитание представляется более естественным, особенно для дошкольника - ребенок растет в привычных домашних условиях, с соблюдением физиологичного режима, без лишних стрессов и перегрузок. Ни один, даже самый замечательный воспитатель, не сможет обеспечить сразу всем ребятишкам "домашнее" качество ухода. Чем младше ребенок, тем важнее бытовые мелочи, которые его окружают - вовремя ли ему поменяли штанишки, помогли ли умыться и прочистить носик, дали ли достаточно времени, чтобы справиться с обедом, обратили ли внимание, что малыш устал и т.п. Нередко у родителей возникает и вполне обоснованное желание оградить ребенка от общения с не самым приятным окружением - как детей, так и взрослых в детском учреждении. Наверное, у многих, прошедшего дошкольную систему воспитания, есть свои негативные воспоминания о нем. И избавиться от таких впечатлений бывает не так то просто. В этом смысле длительное домашнее воспитание дает родителям больше возможностей прививать ребенку хорошие манеры и влиять на становление его личности. Если же есть желание и возможности родители могут заниматься с малышом самостоятельно или нанять или репетиторов, которые дополнят "образовательное" окружение ребенка.

Вообще, образование ребенка начинается в семье, семейное образование - основа познавательных способностей малыша. Первые учителя крохи - это его родители. И их влияние сохраняется очень долго, не смотря на то, что чем старше ребенок становится, тем большую роль начинает играть обучение вне семьи. Влияние близких взрослых выражается в расширении кругозора ребенка, в том, что именно родители, бабушки и дедушки прививают ему интерес к различным областям знания и творчества. Условия, созданные для развития малыша в семье определяют то, как он будет учиться, будет ли стремиться к получению новых знаний или ограничится тем минимумом, который гарантирует ему спокойное существование в школе.

Но, остановившись на варианте исключительно семейного воспитания, родители сталкивается с трудностями как технического, так и вполне содержательного характера. Во-первых, встает вопрос обеспечения познавательного развития ребенка - выбор образовательных программ, подбор домашних педагогов, "подтягивании" знаний и умений ребенка к требованиям типовой программы школьного обучения (исключительно семейное воспитание в нашей стране пока редкость, как правило, рано или поздно ребенок выходит в систему общественного школьного образования). Ребенок, воспитывающийся дома оказывается лишенным самого ценного, что дает детям обучение в группе - это умение концентрироваться на объяснении педагога и возможность сравнивать свои успехи с достижениями сверстников, именно это сравнение позволяет осознать качество своих знаний, без чего невозможно полноценное обучение.

Во-вторых, у ребенка, регулярно не посещающего детские образовательные учреждения, значительно ограничивается общение вне семьи. Он не получает богатого опыта общения и взаимодействия с детьми и взрослыми, доступного его сверстникам в детских садах, группах развития и детских клубах.

Посещение групп кратковременного пребывания, эстетических студий, детского сада, гимназии или школы, предлагает ребенку широкие возможности общения и обучения совместно с другими детьми. Ребенок учится самостоятельно строить отношения с разными людьми. Со взрослыми - воспитателями и педагогами, ребенок учится подчиняться общей дисциплине (что необходимо для адаптации к требованиям школы), учится преодолевать свою робость и сомнения, обращаться с вопросами и просить о помощи. Так же ребенок учится устанавливать отношения на "социальной дистанции" - благожелательные, но не близкие, учится защищать свое психологическое пространство, требовать уважения от окружающих, отстаивать свое мнение в социально приемлемых формах.

Многие родители опасаются, что в большом детском коллективе ребенок будет теряться, чувствовать себя некомфортно. По началу это действительно так, но со временем разнообразное детское окружение становится явным преимуществом. Ребенок получает возможность общаться, взаимодействовать, конкурировать, ссориться и договариваться с разными детьми - и с шумными, и с упрямыми, и с агрессивными, и с робкими. Появляется возможность выбирать себе друзей, устанавливать первые близкие отношения со сверстниками, ребенок начинать познавать кодекс равенства и товарищества. Интенсивное общение с детьми, без постоянного контроля и поддержки со стороны взрослых учит ребенка гибкости поведения, способности не действовать по первому побуждению, а оценивать ситуацию, учитывать мнение других ребят. Только в общении с равными, возможна децентрация - понимание того, что одну и ту же ситуацию можно видеть по-разному, что у других есть свои интересы, которые необходимо учитывать, чтобы продолжать общаться и играть вместе.

Выбор между исключительно семейным и общественным образованием не прост. Наверное, лучшим выходом из этой ситуации является индивидуальный подход к обучению ребенка, который приложим к обоим вариантам организации образовательной среды - и к семейному воспитанию, и к обучению в общественных учреждениях.

Индивидуальный подход к обучению

Индивидуальное обучение, репетиторство и психологическое сопровождение на то и индивидуальное, чтобы его использовать дозировано в разных ситуациях и для разных детей. И здесь стоит четко различать индивидуальный подход к обучению, который необходим при занятиях с любым ребенком вне зависимости от его личных особенностей, и собственно индивидуальное обучение, предполагающее, что ребенок занимается только один на один с педагогом.

Индивидуальный подход к обучению ребенка предполагает, что учитывается как своеобразие самого ребенка, так и воспитательные и образовательные цели его родителей.

Для одного родителя важнее умственное, познавательное развитие. Другой может в большей степени ориентироваться на развитие творческих способностей малыша. Третий видит цель образования в расширении возможностей ребенка самостоятельно искать решение проблемы, стремиться к достижению намеченных целей.

Родителям любого ребенка полезно время от времени обращаться к помощи компетентного педагога, психолога, логопеда для определения сильных и слабых сторон развития малыша, построения индивидуальной траектории его развития. Специалист поможет определить, каковы возможности ребенка на данный момент, оценить его задатки и интересы, и самое главное - построить прогноз его развития на ближайшее время, с подробными рекомендациями о том, как, в какой форме, насколько интенсивно необходимо вести развивающую работу.

Сроки обращения за консультациями в первую очередь зависят от потребностей ребенка и родителей, но также во многом привязаны и к требованиям системы образования. Сейчас можно говорить, что ребенка полезно показать специалистам по обучению и психическому развитию (психологу, логопеду, педагогу по раннего развития" class="wordlink" title="https://www.7ya.ru/pub/early">раннему развитию или дошкольному педагогу 1) в возрасте:
1 К этим специалистам можно обратиться в центрах, специализирующихся на раннем развитии, в психологических центрах или в медицинских учреждениях.

  • около двух лет , когда уже можно делать выводы о соответствии развития ребенка возрастной норме, выявить своеобразие речевого и познавательного развития малыша, спектр его навыков, умение общаться вне семейного окружения.
  • около трех лет , когда происходят глобальные изменения в личностном развитии ребенка, которые сильно влияют на его готовность учиться, усваивать новое, активно действовать или ждать первых шагов от взрослых. Кроме того, в этом возрасте многие дети начинают регулярно посещать дошкольные образовательные учреждения, что нередко становится для семьи стрессовой ситуацией, требующей грамотного психологического сопровождения.
  • около пяти лет , когда имеет смысл задуматься о подготовке к школьному обучению, посмотреть, какие стороны развития ребенка нуждаются в более внимательном отношении взрослых, чтобы не возникло сложностей накануне школы. Также этот возраст благоприятен для выявления частных способностей ребенка к различным областям творчества.
  • перед поступлением в школу - чтобы проверить, насколько ребенок готов к систематическому обучению, выявить стороны его развития, нуждающиеся в безотлагательной коррекции и способы нейтрализации источников возможных трудностей в школьном обучении. Большое внимание стоит уделить выбору вариантов школьного обучения с учетом способностей ребенка справляться с высокими нагрузками, индивидуального темпа интеллектуальной деятельности, особенностей развития внимания и т.п.

Такие консультации помогут родителям и педагогам, работающим с ребенком, адаптировать программу обучения к потребностям самого ребенка, составить индивидуальный план его развития, который может быть реализован и в рамках общественного группового образования. В большинстве случаев достаточно расставить некоторые акценты, выделить стороны развития ребенка, нуждающиеся в особом внимании (дополнительных занятиях по типовой или альтернативной программе, репетиторстве или специальной коррекции с участием специалистов: дефектологов, медиков или психологов). При этом все преимущества общественного образования дополняются заботой о развитии конкретного ребенка без нивелирования его личного своеобразия.

Собственно индивидуальное по форме обучение очень полезно в тех сферах, где можно говорить о развитии особых способностей ребенка, одаренности - в музыке, живописи, танцах, спорте и т.п. Работая с таким ребенком один на один, педагог сможет дать ему гораздо больше, чем в группе, а ребенок, не отвлекаясь на других детей, лучше сосредотачивается на том, чему его обучают.

Другая сфера приложения индивидуального обучения - работа с так называемыми "сложными", "особыми" детьми. Если у ребенка есть серьезные проблемы со здоровьем, явное отставание от сверстников или поведенческие проблемы, конечно, лучше заниматься с педагогами индивидуально, а со сверстниками общаться не на занятиях, а во дворе, на детской площадке, в группе общения или детском клубе.

Кстати, нередко индивидуальное обучение становится единственно возможным не только для детей с отставанием в развитии, но и для тех, кто значительно опережает сверстников по своим знаниям, умениям, кругу интересов, темпам работоспособности. Одаренный ребенок, несмотря на все свои высокие достижения, нуждается в повышенном внимании родителей и педагогов, так как его психика испытывает большие нагрузки, чем у "среднестатистических" детей того же возраста. Опережение в интеллектуальном развитии часто не сопровождается опережением в развитии личностном. Поэтому, рано начав заниматься в дошкольной гимназии или школе, перескакивая через класс, ребенок может оказаться в непростой ситуации. Из общения с детьми своего возраста он выпадает, но не может войти в компанию своих старших по возрасту однокашников, на их фоне выглядит инфантильным. В этом случае полезно обучать ребенка индивидуально, дополняя обучение занятиями с детьми одного возраста в тех сферах, где способности ребенка приближаются к среднестатистическим.

Но вместе с тем исключительно индивидуальное обучение имеет и ряд негативных последствий для развития ребенка. Во-первых, общение только с гувернером или репетитором ограничивает возможности общения ребенка со сверстниками, что не самым лучшим образом сказывается на его умении взаимодействовать с окружающими, способности уверенно чувствовать себя в социуме. Во-вторых, при обучении в группе у ребенка всегда есть возможность сравнить свои достижения с успехами сверстников, что положительным образом влияет на формирование самооценки ребенка, способность критично относиться к своим успехам и приложенным усилиям. Поэтому не нужно стремиться без необходимости к индивидуальному обучению. Общаясь с учителем лично, будучи под постоянным присмотром и в центре внимания, ребенок быстрее усваивает программный материал, но хуже овладевает навыками самообучения. А для успеха во взрослой жизни нужны не столько знания, сколько способность самостоятельно их добывать.

Всему свое время

домашнее обучение. -- посиделки. Раннее развитие. Методики раннего развития: Монтессори, Доман, кубики Зайцева, обучение чтению, группы Насколько сложно было заключить договор со школой? Каково отношение учителей к ребенку? Как организуете дома образовательный...

Обсуждение

Мой ребёнок на семейном обучении. Со школами мы не связываемся; это другая форма, по сравнению с домашним обучением. Есть ещё третья форма, экстернат. Ну, и всевозможные гибриды. Плюсы, в первую очередь - в гибкости. Делаешь что ребёнку нужно, как ему нужно, когда ему нужно. Соответственно, эффективность учения до небес, интерес высокий несложно поддерживать, нету "дурацких" проблем вроде длинных неинтересных и ненужных заданий, неудачно попавшихся учителей, неподходящего уровня классов или ненравящихся учебников. Не нравится учебник - пересмотрели десять других и подобрали, какой надо. Минус в том, что это требует менеджерского подхода к жизни. Если родители хотят более "конвейерного" подхода (скажите, что мне делать "от и до", я сделаю и свободен) - это не для них. То есть люди, которые не любят устраивать нечто, придумывать, искать способы, организовывать свою жизнь - им будет с таким тяжеловато.

Конференция "Школьное и дополнительное образование детей" "Школьное и дополнительное образование детей". Как организуете дома образовательный процесс? Ваши личные впечатления об такого способа обучения, плюсы, минусы?