Воспитание детей в семье - дело сложное, деликатное, требующее от родителей заинтересованности в положительных результатах, терпения, такта, знаний в области детской психологии и педагогики. Специфика воспитания в семье определяется и ее типом, и условиями проживания, и степенью подготовленности родителей к реализации воспитательной функции в семье .

В своей книге “Семейное воспитание ребенка и его значение П. Ф. Лесгафт изложил научные основы семейного воспитания детей, он выдвинул перед родителями требование: “щадить личность своего ребенка”, показал, как важно сочетание известной свободы деятельности детей (наблюдение деятельности взрослых, явлений окружающей жизни, выяснение связи между ними и т. д.) и разумного руководства, любой и внимания к их нуждам и потребностям со стороны родителей .

П. Ф. Лесгафт особо выделял период семейного воспитания со дня рождения ребенка до поступления в школу (до конца седьмого года), которому придавал весьма важное значение в развитии личности человека. “Во время семейного периода жизни ребенка,-- писал Лесгафт,-- складывается его тип, усваиваются им обычаи и привычки данной местности и семьи, и поэтому этот период имеет большое влияние на жизнь человека и оставляет почти неизгладимый след на всем его будущем существовании”.

П. Ф. Лесгафт видел главную задачу родителей в том, чтобы они создали в семье такие условия, которые позволили бы детям с раннего возраста свободно и гармонически развиваться, посильно участвовать в деятельности взрослых. Правильно поставленное семейное воспитание, по мнению Лесгафта, должно создать нормальный тип ребенка, сохранить и развить ценнейшие его качества: впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию и т. п. .

Воспитание моральных качеств у детей -- дело сложное и кропотливое. Но оно вполне доступно каждой матери, каждому отцу в условии, если им заниматься серьезно и систематически, если своевременно - предупреждать недостатки в поведении детей. Нужно помнить, что воспитывать детей легче, чем потом перевоспитывать их, преодолевать вредные навыки и привычки в их поведении. Перевоспитание детей требует большого терпения и большого знания психологии детей. .

Дети отличаются высокой восприимчивостью. Благодаря этому формирование и закрепление у них навыков и привычек поведения происходят более успешно, чем в старшем возрасте. Эти навыки и привычки потом долго сохраняются, причем не только положительные, но, к сожалению, и отрицательные. Если ребенка дошкольного возраста приучили бояться темноты, «леших» и «домовых», то он и в зрелые годы будет бояться войти в темную комнату, испытывать чувство страха перед «нечистой силой.). Если ребенка научили говорить неправду, обманывать товарищей, старших он и в более поздние годы может остаться неправдивым, лживым .

Пример и авторитет старших. Маленькие дети стараются подражать окружающим их взрослым людям. Объясняется это тем, что у них еще нет достаточных знаний и жизненного опыта. Они не всегда могут самостоятельно разобраться в том, что хорошо и что плохо. В силу этого они и стараются подражать взрослым ив первую очередь родителям.

А поэтому поведение родителей -- важнейшее средство воспитания детей в семье. Если родители стремятся воспитать детей правдивыми и честными, а сами в их присутствии говорят неправду, то эффективность их воспитательного воздействия значительно снизится. Если отец и мать стараются воспитать у детей дисциплинированность и организованность, вежливость и уважение к старшим, а сами не обладают такими качествами, их воспитательная работа не даст нужных результатов.

Родители иногда не замечают, какое воспитательное влияние оказывают они на детей своим поведением. Между тем они воспитывают их каждый день, каждый час, каждую минуту. Даже самый обычный разговор родителей и старших, который они ведут в присутствии детей, действует на характер и умственное развитие детей. .

Основными путями для развития нормального типа Лесгафт считал: личную инициативу ребенка в. размышлениях и в действиях, возможность проверить у близкого и любящего лица свои сомнения и недоразумения и стремление преодолеть препятствия собственными силами. Он писал: “Необходимо помнить, что нельзя ребенка сделать человеком, а можно только этому содействовать и не мешать, чтобы он сам в себе выработал человека. Необходимо, чтобы он выработал идейного человека и стремился бы в жизни руководствоваться идеалом”.

В книге “Семейное воспитание ребенка и его значение Лесгафт выдвигал следующие главные требования к организации воспитания в семье: чистота, последовательность в отношении слова и дела при обращении с ребенком, отсутствие произвола в действиях воспитателя, признание личности ребенка, обращение с ним как с человеком. “Вся тайна семейного воспитания,-- писал Лесгафт,-- в том и состоит, чтобы дать ребенку возможность самому развертываться, делать все самому; взрослые не должны забегать и ничего не делать для своего личного удобства и удовольствия, а всегда относиться к ребенку с первого дня появления его на свет, как к человеку, с полным признанием его личности...”

Совершенно недопустимы телесные наказания детей. Они вредны с биологической, психологической и педагогической стороны. “Ребенок, выросший под непрестанным применением их, представляет собой резкий и обособленный тип,-- писал Лесгафт. -- Характерными чертами его являются подозрительность, резкость и угловатость действий, замкнутость, тупая и медленная реакция на внешние впечатления, проявления мелкого самолюбия и резкие выходки, сменяющиеся полной апатией”. .

Физические наказания глубоко оскорбляют детей, портят отношения их с родителями. Конечно, проще побить ребенка, чем доказать, что его поступок нехорош. Чтобы убедить ребенка в чем-либо, нужно проявить большое терпение, выдержку, и уменье.

Чтобы осудить отрицательные поступки детей, можно ограничить некоторые желания и удовольствия их: запретить посещение кино или театра, отказаться от приобретения подарка, лишить прогулки и т. п. Наказать или осудить можно также порицанием или указанием на недопустимость плохих поступков.

Внушительно сделанное замечание часто является вполне достаточным средством для того, чтобы призвать к порядку расшалившегося ребенка. Нужно только это замечание делать так, чтобы слово родителей дошло до сознания детей, а не превращалось в надоедливое повторение однообразных фраз, вроде: «Тише!», «Не шуми!», «Перестань!") и т, п.

Замечание или порицание со стороны родителей не должно принимать форму грубых окриков пли ругани. Не следует также без конца «пилить» ребенка, ворчать на него по каждому поводу. Надо объяснить детям, почему их поведение не удовлетворяет родителей, и выразить надежду на исправление.

После замечания не следует сразу же ласково относиться к детям. Своим отношением нужно показать, что плохие поступки детей огорчают и возмущают родителей.

Иногда в практике семейного воспитания применяется и такая мера наказания: родители некоторое время не разговаривают с провинившимися детьми. В тех семьях, где дети любят и глубоко уважают своих родителей, они тяжело переносят эту меру наказания и стараются вести себя лучше.

Особенно осторожно следует применять наказания по отношению к капризным детям. Иногда полезно не обращать на них внимания до тех пор, пока они не перестанут капризничать. Если такого ребенка уговаривать или наказывать, он будет продолжать капризничать, плакать. Если же родители оставляют его в покое и как бы не замечают его капризов, он обычно перестает плакать и ведет себя лучше. На капризных детей лучше воздействовать добрым словом, чем суровым наказанием.

Всякое наказание, применяемое родителями, должно быть справедливым. Несправедливые, необоснованные наказания отдаляют детей от родителей. Разочарование в справедливости взрослых накладывает неизгладимый след на психику ребенка. В особенности родителям не следует срывать на детях свое плохое настроение или раздражение собственными неудачами.

Дети часто жалуются друг на друга, ссорятся между собой, дерутся. В таких случаях сплошь да рядом родители не пытаются трезво разобраться, в чем дело, кто прав кто виноват. Обычно им кажется, что виноваты чужие дети, а вовсе не их ребенок. Надо помнить, что дети насколько вспыльчивы, настолько и отходчивы и так же быстро мирятся, как и ссорятся.

Бывает и так, что родители в приладке вспыльчивости сурово наказывают своих детей, но потом, через несколько минут, ласкают их, дарят им подарки, чтобы подчеркнуть свое раскаяние. Есть и такие родители, которые сначала покричат на своих детей, побранят их, а потом все же уступят и разрешат все, чего требуют дети. В результате такой непоследовательности в характере ребенка появляются черты упрямства. Добиться послушания от него становится все труднее, и в этом виновны сами родители.

Очень важно обеспечить единую линию поведения всех взрослых членов семьи, единство их требовании к детям. Споры о способах воспитания, о том, должен ли быть наказан ребенок и т. д., недопустимы в присутствии детей. Такими спорами родители подрывают собственный авторитет в глазах младших членов семьи, вносят в семью раскол, воспитывают у детей привычку всегда и всюду искать себе защиту, как бы плохо они не поступали .

Рекомендуя создавать для детей необходимые условия, чтобы они могли “жить жизнью ребенка”, Лесгафт требовал от родителей и воспитателей строго обдуманных, последовательных действий, предусматривающих выработку у детей навыков сосредоточенности, дисциплинированности, доведения своего дела до конца, умения преодолевать препятствия и трудности при достижении поставленных целей.

Лесгафт указывал, что родителями и педагогами при выборе средств воспитания должны учитываться такие ценные качества ребенка, как впечатлительность, восприимчивость, стремление к самостоятельной переработке воспринятого, к разнообразно деятельности и играм. “Все это возможно только тогда, когда при воспитании ребенка не преследуется определенная тенденция, не ломают ребенка системою, не предупреждается всякий его почин... “Ни в каком случае,-- писал он,-- нельзя согласиться с тем, чтобы первоначальные игры и первые его занятия были систематизированы или были подведены под шаблон воспитателями и родителями, совершенно незнакомыми с природой и индивидуальностью ребенка”.

Уже в дошкольном возрасте нужно приучать детей к соблюдению определенных норм и правил поведения, приучать к чистоте и опрятности, к вежливости и почтительности к старшим.

Для повышения культуры детей надо развивать у них хороший вкус. Например, с самых ранних лет надо прививать детям вкус к простой, красивой и аккуратной одежде.

Чистоплотность в быту, опрятность в одежде и аккуратность важные навыки культурного поведения.

Надо приучать детей и подростков, чтобы они, начав работу, доводили ее до конца, не отвлекались во время занятий, всегда убрали за собой вещи, учебники и учебные пособия после того, как работа закончена. Эти навыки легче всего выработать путем систематических упражнений.

Поощрение детей. Большую роль в воспитании детей играет поощрение их за хорошие поступки и действия. Вовремя поддержанное стремление детей к лучшему может дать гораздо больший, эффект, чем применение различных мер наказания. Серьезную ошибку допускают те родители, которые без конца напоминают ребенку о его недостатках, не замечают положительных моментов в его поведении, не одобряют его хороших поступков .

Умело, применяемые поощрения помогают развитию положительных черт в характере и поведении детей. Чтобы заслужить поощрение, дети стараются вести себя лучше. Поощрения вместе с тем вселяют в детей уверенность в собственных силах, возбуждают их энергию, бодрость, стремление к повторению поступков и действий, получивших положительную оценку. Обычно поощрения за хорошее поведение детей применяются в форме похвалы и награды. Поощрение, разумеется, должно быть заслуженным. Некоторые родители злоупотребляют этим методом воспитания и за каждое, даже незначительное достижение осыпают детей похвалами и наградами. Это приводит к тому, что дети перестают ценить поощрения, привыкают к ним. Не следует поощрять детей за каждый хороший поступок. Они должны хорошо вести себя не из-за похвалы и награды, а потому, что такое поведение привычно для них .

Конечно, правильное воспитание детей не исключает и подарков. Подарки детям надо давать без предварительной договоренности, они должны быть неожиданной радостью для них. В первую очередь нужно дарить детям игрушки, книги, коньки, лыжи и другие предметы, которые помогают умственному и физическому развитию детей.

Подчеркивая чрезвычайную важность семейной жизни ребенка, П.Ф. Лесгафт уделял большое внимание его первым и главным воспитателям - родителям. При этом он особенно высоко ценил роль умной, толковой, правдивой, любящей матери. П.Ф. Лесгафт был солидарен со своим предшественником Н.И. Пироговым, который писал: "Пусть женщины поймут свое высокое назначение в вертограде человеческой жизни. Пусть поймут, что они, ухаживая за колыбелью человека, учреждая игры его детства, научая уста его лепетать..., делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками". В связи с этим П.Ф. Лесгафт добивался того, чтобы женщины наряду с мужчинами могли получать полноценное образование. По его мнению, родители должны быть внимательны к ребенку, всегда стремиться выяснять мотивы каждого его поступка, избегать поспешного обвинения и порицания, предъявлять только четкие и обоснованные требования. Любовь к ребенку должна стать стимулом к нравственному совершенствованию самих родителей . Заслуживают быть особо отмеченными ценные взгляды П. Ф. Лесгафта на важную роль игры и игрушек в воспитании детей дошкольного возраста в семье и детском саду. Он высоко ценил игры как средство физического, умственного и нравственного воспитания детей. Он рекомендовал родителям и воспитателям широко использовать стремление детей дошкольного возраста к изготовлению игрушек-самоделок, которые доставляют им большое удовольствие и удовлетворение. “Гораздо выгоднее для ребенка, если все предметы своих занятий или развлечений он сам себе приготовит, чем, если ему поднести приготовленные и различным образом украшенные игрушки с различными непонятными для него механизмами и превращениями; они только поразят его, и он их сейчас же разломает, чтобы доискаться причины замеченных им явлений”.

Вывод: Итак, решающую роль в развития ребенка на том или ином возрастном этапе играет семья.

Во-первых, семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие человека.

Во-вторых, семья влияет на формирование психологического пола ребенка.

В-третьих, семья играет ведущую роль в умственном развитии ребенка.

В-четвертых, семья имеет важное значение в овладении человеком социальными нормами, а когда речь идет о нормах, определяющих исполнение им семейных ролей, влияние семьи становится кардинальным.

В-пятых, в семье формируются фундаментальные ценностные ориентации человека, проявляющиеся в социальных и межэтнических отношений, а также определяющих его стиль жизни, сферы и уровень притязаний, жизненные устремления, планы и способы их достижения.

В-шестых, семья играет большую роль в процессе социального развития человека в связи с тем, что ее одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменившимся обстоятельствам его жизни, устоять в меняющихся социальных условиях. Ценности и атмосфера семьи определяют и то, насколько она становится средой саморазвития и ареной самореализации ее членов, возможные аспекты и способы того и другого .

Наверное, каждый родитель задается вопросом о том какие нужны условия воспитания своего ребенка. Какую тактику лучше применять – строгость или снисходительность? Стоит ли наказывать ребенка? На что необходимо полагаться в процессе воспитания – на свои чувства или на веление разума? Вопросы подобного плана волнуют многих родителей и это вполне объяснимо, однако стоит отметить, что они далеко не первостепенной важности. Эти вопросы свидетельствуют о неуверенности родителей в правильности проводимого воспитания, что не может не сказываться на самом воспитательном процессе.

Условия воспитания ребенка таковы, что нужно помнить, что под воспитанием не стоит понимать исключительно моменты непосредственного воздействия на ребенка путем поучений, поощрений, наказаний или похвалы. Гораздо большее воздействие на воспитательный процесс для детей оказывает поведение самых родителей, хотя сами родители могут до конца этого и не осознавать. Форма разговора между родителями, услышанная малышом, может оказать на него намного большее воздействие, чем поучения, которыми Вы можете лишь вызвать чувство отвращения. Гораздо больший эффект может дать мимолетная, но уместная улыбка на его слова или действия или сказанное мимоходом слово.

Проведенные исследования выявили, что дети, условия воспитания были строгие и более мягкие условиях, особо не отличаются, если не учитывать крайних проявлений и в том, и в другом случае. Это позволяет сделать вывод о том, что воспитание – не только ряд конкретных мер, направленных на непосредственное влияние на ребенка, это нечто гораздо более обширное.

Посудите по себе – что осталось запечатленным в памяти с детства, если убрать отдельно взятые случаи? Чаще всего Вы вспоминаете атмосферу родного дома, где проходило Ваше детство, наполненное множеством не столь значительных событий, или же вспоминаются страхи, которые существовали в детском сознании и были связаны с множеством тогда еще не понятных событий. Так вот, именно атмосфера дома – спокойная или напряженная, радостная или переполненная опасений – имеет наибольшее влияние на развитие ребенка и непременно откладывает свой отпечаток на его дальнейшее развитие и становление как личности.

Это не говорит, что в таких семьях не бывает проблем - жизненные трудности, как условия воспитания, так или иначе, отражаются на каждой семье. Значительные изменения происходят с вырастанием детей, а соответственно и старением родителей. Отношения в семье так же изменчивы, как и погода в природе – один день может быть ясным, а другой – пасмурным, а бывают на семейном горизонте и грозы. Тем не менее, каждая семья характеризуется определенным климатом, присущим ей, что и откладывает определенный отпечаток на социальном, эмоциональном и других аспектах воспитания ребенка.

Условия воспитания детей

Выше говорилось о том, что важнейшую роль в процессе воспитания человека играет атмосфера в семье, которая зависит от типа взаимоотношений между членами семьи. Но это не значит, что важность воспитательных процессов необходимо сводить к минимуму, просто создав благоприятную атмосферу. Под воспитательными процессами понимают целенаправленное воздействие родителями на ребенка. Различность позиций, с которых разные взрослые подходят к данному вопросу характеризуется различной степенью контроля и участия родителей в воспитании ребенка, степени авторитарности родителей и их участия в эмоциональных и иных переживаниях ребенка.

Эмоционально холодное и нейтральное отношение родителей к ребенку оказывает негативное влияние на развитие, тормозя ребенка в развитии и делая его беднее в духовном плане. Это негативный момент условия воспитания. Однако это не значит, теплота отношений должна «бить через края», это также имеет свои недостатки. Чрезмерная опека родителей и перебор в эмоциональной взаимосвязи ребенка с родителями делают его практически неспособным жить и находиться вне семьи. В то время как полное руководство в вопросах воспитания на разум возлагать тоже не стоит, должно быть в меру всего – и чувств, и эмоций, и разума.

Отдельный вопрос – авторитет родителей. Еще в прошлом веке основой воспитания служило послушание. Ребенок должен был учиться слушаться своих родителей, потом учителей, далее – начальника на работе…уметь беспрекословно исполнять их требования и соблюдать абсолютно все законы того общества, в котором он живет и развивается. Соблюдение правил абсолютного послушания сегодня начало отходить на второй план, и в воспитании детей тоже. Родители все больше проявляют по отношению к детям уважение как к отдельным личностям, что диктует большую степень демократичности в отношениях между ними. Можно сказать, что демократия общественная первым делом нашла свое отражение в демократизации внутрисемейных отношений.

Но не следует забывать, что все же нельзя ставить ребенка на один уровень с взрослыми, и какими бы демократизованными ни были Ваши отношения с ребенком, об абсолютном равенстве говорить не приходится. В этом и заключаются условия воспитания. Да, ребенку необходимо давать больше свободы в принятии решений, это побуждает и формирует в нем чувство ответственности, однако нельзя также забывать, что во многих жизненных вопросах важен опыт, которого у малыша пока может быть просто недостаточно. Просто объясните ребенку, что есть сферы и области жизни, где он уже может действовать самостоятельно, но есть и такие, в которых пока что ему нужно подчиняться мнению взрослых. В семьях, где нет определенного контроля над ребенком, он растет не зная, что правильно и что нет, а это может породить в ребенке неуверенность в себе, а в некоторых случаях даже страхи.

С социальной точки зрения дети лучше развиваются в условиях воспитания, когда ставят себя на место человека. Которого считают авторитетом для себя в нежности, ласке, мудрости. Заботе, проявлении любви. Если ребенок видит эти черты в своих родителях, то проводит параллель, отождествляя себя с ними и во многом стараясь быть похожим на них. И чтобы действительно стать примером для своего ребенка, необходимо пользоваться соответствующим авторитетом в его глазах. Но здесь есть важный момент – авторитетность должна быть естественная и ни в коем случае не навязанная ребенку. Он должен осознанно и добровольно понимать, что хочет быть похожим именно на своих родителей. В младенчестве неоспоримым авторитетом для ребенка выступает мама, так как именно с ней он проводит большую часть своего времени. Чуть повзрослев, ребенок начинает понимать, что оба родителя просто дополняют другу друга и одинаково важны. Поэтому самым важным моментом в воспитании ребенка является органичность семейных отношений – отношения между родителями, а также единое мнение и цели в воспитании ребенка. Нельзя, чтоб один родитель строил свой авторитет за счет подрыва мнения ребенка по поводу другого родителя.

Соответственно, от этого зависит и роль и восприятие наказаний в процессе условий воспитания. Многому ребенок учится, когда ему дают возможность ясно понять и осознать, что именно правильно, а что – не очень либо совсем не правильно. Делать это можно путем похвал, поощрений, признания его достижений или другими одобрительными способами – если ребенок сделал что-то правильно, но в случаях, когда он поступает не правильно – необходимыми становятся такие меры воздействия, как критика, несогласие с его поведением или мнением, а иногда и наказание. Опыт показывает, что дети, которых хвалят и поощряют за хорошие и правильные поступки, но не наказывают за неправильные гораздо медленнее и с трудом учатся всему необходимому. Наказания такого плана вполне обоснованны и вполне резонно вписываются в воспитательный процесс в целом.

Но здесь есть одно правило, которое необходимо соблюдать – положительные эмоции в воспитании должны существенно преобладать над негативными, поэтому, гораздо чаще хвалите и поощряйте ребенка, вместо того, чтоб наказывать и порицать. Многие родители об этом правиле либо не знают, либо о нем забывают. Многие боятся испортить ребенка лишней похвалой, считая его хорошие поступки должным поведением и не замечая усилий, которые требовались малышу для их соблюдения или выполнения. Родители склонны наказывать ребенка за практически каждую плохую отметку в школе, но даже незначительный успех стараются не видеть и недооценивают стараний ребенка. Это немаловажный момент в условии воспитания. Гораздо резоннее было бы обратное поведение – хвалить ребенка ха успехи и стараться не заострять внимание на его неудачах.

Наказывать ребенка нужно буквально сразу же за тем или иным поступком (скорее проступком), которое заслуживает наказания. Ребенок должен знать, за что его наказали, иначе нет смысла в таком наказании, более того, оно может даже принести вред.

Наказание не должно нарушать любые контакты между родителями и ребенком. Не стоит прибегать к физическим формам наказания (не берем во внимание незначительные и скорее символические шлепки в младенческом возрасте), так Вы лишь проявите свое бессилие, как воспитателя. Такие меры способны разбудить в детях стыд и унижение, и вовсе не направлены на развитие самодисциплины. Дети, к которым применяют подобные меры наказания, обычно ведут себя правильно только в присутствии взрослых, а в моменты, когда их нет рядом - поведение меняется кардинальным образом.

Чтобы развить в ребенке сознательность, гораздо эффективнее использовать наказания психологического плана – пусть он поймет, что с ним не согласны, что при подобном поведении он не может рассчитывать на Вашу благосклонность и симпатию, что на него сердятся. Такие условия воспитания также считаются приемлемыми. Если разбудить в нем чувство вины, то это может стать сильнейшим регулятором его поведения, в независимости от того, под Вашим надзором он или нет. Но важно знать меру, так как чрезмерное чувство вины неуместно, так как может повлиять на активность в поведении ребенка. Как бы Вы не наказывали ребенка, необходимо помнить, что ребенок не должен почувствовать унижения своей личности, а также отвергнутости со стороны родителей. И хоть без наказаний в воспитании обойтись нельзя. Но и прибегать к ним нужно с особой осторожностью.

В воспитании немаловажную роль играет также степень сопереживания родителями поступками ребенка. Родители должны разделять с ребенком все его переживания – и радостные, и не очень. Одни родители знают о своих детях практически все, в то время как другие – практически ничего. Есть также категория родителей, которые не замечают душевных травм ребенка, а когда они оборачиваются трагедиями – то непрестанно удивляются происшедшему. Другая крайность, когда родители практически принуждают ребенка к доверительным отношениям, а в случае, если считают, что ребенок утаил что-то от них, то воспринимают это как неблагодарность со стороны ребенка и могут даже обижаться на него за это. Такое поведение родителей порождает в ребенке чувство, как будто его лишили прав на что-то личное и сокровенное. В ходе исследования одна девочка очень хорошо отобразила это чувство, когда на просьбу нарисовать свою семью она изобразила на бумаге мать, роющуюся в ее личных вещах.

Дети склонно очень реалистично изображать поведение родителей, особенно в типичных ситуациях, происходящих практически ежедневно, что отображает семейную атмосферу. Когда детей просят нарисовать рисунки на тему «Семейный отдых в выходной день», то результаты получаются различными – одни рисуют дружную семью, гуляющую вместе, и где все держатся за руки, другие – дружную семью, чем-то занятую за столом, а на рисунках третьих проявляются угрозы, битье, грубость различной формы. А еще часто дети рисуют себя одинокого в комнате, где кроме него нет больше людей или они есть, но заняты чем-то совершенно другим и им не до него.

Семейные отношения между детьми (сестрами и братьями)

Сегодня все чаще можно встретить семью, в которой воспитывается один ребенок, в то время как раньше это было большой редкостью. С одной стороны воспитание одного ребенка – легче, так как можно уделить ему должное внимание, не нужно делить свою любовь на двоих детей, он не ощущает чувства ревности. Однако со стороны ребенка такое положение – не очень благоприятное, так как ему не хватает жизненного опыта, а общение с другими детьми восполняет эту нехватку далеко не в полной мере.

В семьях, где воспитывается несколько детей, обычно ситуация несколько сложнее, чем в семье, где растет один ребенок. Но такая сложность во взаимоотношениях очень важна для детей, она способствует социальному созреванию каждого ребенка из большой семьи. А при более конкретных обстоятельствах может стать причиной повышения удовлетворенности родителей, сказываясь позитивным образом на их личностях. Когда ребенок растет с сестрами и (или) братьями, то они одновременно учатся таким важным элементам жизни, как взаимопомощь, обучаемость (он сам учится чему-то у них либо учит тех, кто младше него), приходит осознание насколько сотрудничество выгоднее соперничества и ссор, приходит понимание того, что есть не только «я», а есть еще и «мы», необходимость деления – как игрушками, так и любовью родителей. В семье, где несколько детей, они растут вместе и учатся не быть эгоистами по жизни.

Это влияние на воспитание и развитие конечно положительно, но не стол значительно, чтоб однозначно утверждать о том, что дети. Которые одни в своих семьях, значительным образом отстают в социальном развитии от сверстников из семей с несколькими детьми. Ведь большая семья также сталкивается и с некоторыми конфликтными ситуациями, которые никогда не встают в семьях с одним ребенком. И не всегда родителям удается вместе с детьми найти правильное решение такой проблемы. В первую очередь, это ревность, которая обязательно существует между братьями и сестрами. Просто большинство умеет ее преодолевать и находить методы урегулирования отношений - как с родителями, так и братьями и сестрами. Не всегда это проходит безболезненно (в моральном плане) и иногда для этого необходимо, чтоб прошло определенное время.

Подобные проблемы чаще всего возникают в семьях, где родители склонны сравнивать детей между собой, выделяя одного как наиболее умного (милого, лучшего и т.п.). Часто в детских ссорах родители делают виноватым старшего ребенка, считая, что он должен проявлять разумность. В случаях, когда ребенка постоянно сравнивают с братом и сестрой, причем сравнение одинаково не в его пользу, а тем более валят на него вину за все происшествия, то в нем может зародиться и развиться чувство несправедливости, и даже гнева, направленного на того, кто конкретно к нему относится таким образом.

Бывает. Что родители считают, что поводов для ревности не будет, если детям давать одинаковое количество сладостей, подарков, игрушек…Но подарки и другие вещи – выступают всего лишь поводом для зависти, а не причиной ее возникновения. Гораздо важнее проявлять такую же справедливость в вопросах похвал и симпатий по отношению ко всем детям. Это касается и вопросов наказания, если наказывать – то всех виноватых одинаково. Нужно также не стараться подчеркивать положение ребенка в семье (старший или младший), так как это также может стать причиной целого ряда проблем. Естественно, что старшему ребенку необходимо доверять больше обязанностей, но вместе с тем нужно не забывать о похвалах и признании его авторитета.

Важно следить за тем, чтобы обязанности не приносили ущерб интересам ребенка и были ему под силу. Старший ребенок может таить обиду на младшего за то, что должен носиться с ним, а если остается с ним наедине – может даже осознанно обижать младшего. В отместку старшему брату или сестре, младшие тогда начинают больше жаловаться родителям на старших детей – практически по каждому пустячному случаю.

В подобных ситуациях родителям необходимо проявлять дипломатичность. Необходимо объяснить детям, что те моменты, которые им кажутся невыгодными в связи с существованием сестры или брата, вполне можно компенсировать выгодами от их наличия, акцентировать внимание на таких выгодах. Очень плохо, когда детские ссоры перерастают в гораздо большие конфликты между родителями, сопровождающиеся упреками друг друга в неумении правильно воспитывать детей и снисхождении по отношению к одному из детей. Это чревато возникновением враждебных группировок внутри одной семьи, ведь обвинение одного человека другим в том, что он очень плохо что-то делает, это прямой путь к вызову чувства и обиды, и как результат – резкой ответной реакции. Ничем хорошим это обычно не заканчивается. Наилучшим образцом хорошего отношения между детьми в одной семье являются их родители, живущие в мире и согласии. Отношения внутри семьи учат детей к правильному сосуществованию, к проявлению дружбы, сотрудничества и любви.

Бабушки и дедушки, а также их роль в процессе воспитания детей

Семья включает не только детей и их родителей. Значительную роль в жизни семьи играют также бабушки и дедушки, а зачастую и другие родственники. И совершенно не важно, живут они вместе с Вами или отдельно, влияние их на ребенка значительно.

В первую очередь необходимо отметить ту существенную помощь, которую оказывают в процессе ухода за ребенком его бабушки и дедушки. Именно бабушки и дедушки сидят с детьми, пока родители заняты зарабатыванием денег, они не спят ночами, когда ребенок болеет, и когда родители хотят развеяться – сходить в кино или гости. Таким образом они облегчают труд родителей, а также помогают им снять физическое или психологическое напряжение. Дедушки с бабушками также способны расширить кругозор ребенка, так как при их помощи перед ребенком открываются новые горизонты общения.

Дедушки и бабушки умеют делится с внуками своим эмоциональным богатством, на что часто родителям просто не хватает времени, а в некоторых вопросах – просто незрелость. Известно, что между дедушками с бабушками и внуками есть тайная связь: к примеру, та же самая сказка, рассказанная дедушкой, будет намного интереснее, чем если ее расскажет ребенку отец. Важность в жизни ребенка этих людей объясняется еще и тем, что бабушки и дедушки практически ничего не требуют от ребенка, никогда на ругают, и тем более, не наказывают его. Поэтому роль этих людей в процессе воспитания ребенка просто неоспорима и очень важна. Хотя, она не всегда может быть исключительно положительной.

Часто получается так, что излишняя снисходительность и внимание со стороны бабушек и дедушек, исполнение всех его желаний и просто задаривание ребенка подарками просто портит ребенка. Но есть и другие «подводные камни» в отношениях бабушек и дедушек с внуками. Разрешая детям делать то, что запрещают родители, бабушки (или дедушки) просто подрывают родительский авторитет в глазах ребенка. Известны случаи, когда бабушка просто заслонила своей опекой роль матери в жизни ребенка. Нередки случаи, когда бабушки и дедушки просто требуют полного их посвящения в семейные дела, связанные с ребенком. Проблема здесь в том, что бабушки и дедушки могут оказывать на ребенка решающее влияние, хотя ответственность за данного человека лежит уже не на них, а на его родителях. И если вдруг что-то в итоге получается не так, как они ожидали, они первыми обвиняют в этом родителей.

Проблемы, связанные с влиянием на воспитание ребенка бабушек и дедушек, зависят от близости отношений родителей с ними (живут они вместе либо отдельно), от периода жизни семьи (наиболее ответственный – период приспособления друг к другу), от факта, чьи это родители (мужа или жены) и от других обстоятельств. Для родителей и бабушек с дедушками наиболее приемлемыми считаются отношения по принципу «близких отношений на определенном расстоянии»: семьи живут отдельно, но по мере возможного помогают друг другу.

Как бы там ни было, умение совместно существовать представителям различных поколений – отличная школа личной зрелости для каждого человека. Иногда она жестокая и суровая, реже трагическая, а иногда – радостная и способная обогатить взаимоотношения ближайших родственников. Именно в подобных отношениях люди учатся уважать и любить друг друга, проявлять терпение и взаимопонимание. Семьи, которые сами в свое время удачно преодолели этот возрастной барьер отношений, способны и своим детям дать много ценностей, помогающих в нравственном, эмоциональном и общественном развитии.

Семья в современной интерпретации

Каждая семья как общественно-социальная единица на пути своего развития преодолевает различные моменты, в числе которых не исключены кризисные. Бывают случаи, когда трудности в воспитании ребенка являются прямым отражением семейных проблем и свидетельствуют о нарушениях нормальных внутрисемейных отношений. Для того, чтобы помочь данному ребенку, в первую очередь необходимо решить проблемы и помочь семье в целом.

Сегодняшние семьи значительно отличаются от семей прошлых времен. Актуальны сегодня вопросы ранимости и шаткости семьи как общественного института, так как много семей сегодня распадаются, а среди тех семей, которые все-таки выдерживают испытание, наблюдаются постоянные конфликты и кризисные ситуации. Их влияние на ребенка сложно переоценить, особенно в случаях, когда уберечь ребенка от постоянных ссор и обид не удается. Распространено мнение, что семья изжила себя и требует некой замены.

Кризисные ситуации и проблемы способны также и укрепит настоящую семью, в которой царит любовь и понимание. А проблемы и переживания, связанные с изменениями в жизни семьи или в обществе в целом, обуславливает возрастание ее значения. Никто практически не сомневается, что именно семья является максимально комфортной средой, в которой нужно воспитывать ребенка, не говоря уже, что большинство взрослых воспринимают собственную семью как надежное «пристанище», в которой можно позволить себе расслабиться и отдохнуть эмоционально. Гораздо продуктивнее направлять силы на помощь в решении проблем семьи – социальных, экономических или личных, чем попросту рассуждать об устарелости данного социального института.

Нельзя упускать из виду и тот нравственный ущерб, который наносится ребенку постоянным наличием ситуаций, сопровождающихся ссорами и упреками, грубостью со стороны родителей. И даже для детей не всегда хорошо, когда имея подобные отношения, родители исключительно ради ребенка продолжают жить вместе. Вполне разумным вариантом решения подобной проблемы может стать развод родителей, с предварительной договоренностью о нормальном контактировании обоих родителей с ребенком. И на ребенка такое решение также может оказать благотворное влияние – он станет намного спокойнее. После подобного решения перед уже неполной семьей встают уже более гораздо сложные вопросы в воспитании ребенка. Однако если для ребенка созданы более спокойные условия и удовлетворяются элементарные эмоциональные потребности, то и такая семья вполне может стать основой счастливого детства и стать образцом выполнения родителями их обязанностей. Это непременно пригодится и ребенку в будущей жизни.

Сегодня проблемы, вставшие перед родителями, в вопросах воспитания, намного усложнились. Это объясняется наличием изменений практически во всех отраслях повседневной жизни. С течением относительно короткого времени (всего лишь одного поколения) практически полностью изменился общественный уклад и образ жизни большинства людей. Раньше дети были основательно подготовлены к вступлению в большую жизнь, с которой сами родители были неплохо знакомы, а сегодня приходится подготавливать ребенка к жизни, которой даже сами родители окончательно не знают. Сегодня уже не является достаточным обеспечить ребенка готовыми знаниями, через определенное время они просто могут ему не понадобится, и даже навыки ребенка навряд ли смогут его выручить, ведь не исключено коренное изменение образа жизни в целом. Послушание тоже навряд ли поможет ребенку в изменчивой социальной среде.

Оптимальным вариантом остается разве что с самого детства научить ребенка максимальной самостоятельности, а также обширному творческому мышлению. Это поможет ему в будущем находить неординарные решения в нестандартных ситуациях. Также важно ребенка научить критическому отношению и терпимости к чужим взглядам, проявлять терпимость к мнению собеседника или просто другого человека. Важна также принципиальность, определенная требовательность к себе.

Сегодня процесс воспитания ребенка – это нечто большее, чем просто передача ему готовых навыков и знаний, а также обучение определенному поведению. Современное воспитание – это постоянный диалог между ребенком и его воспитателем, призванный научить ребенка максимальной самостоятельности в принятии определенных решений. Это в будущем поможет ребенку стать полноценным членом общества и чувствовать себя в социуме комфортно, наполняя его жизнь определенным смыслом.

Воспитание детей – это деятельность, способствующая формированию ребенка с целью его разностороннего развития и привития ему определенных нравственных норм. Это долгий 18-летний проект, в котором главная роль отводится родителям. И роль это, конечно, деятельная, а не просто стороннего наблюдателя, смотрящего на детей по принципу «пусть вырастет то, что вырастет»

Воспитание детей — процесс серьезный и ответственный . В одной мудрой книге говорится — «Учи ребенка правильному пути, пока он мал. Тогда он, став взрослым, будет идти этим путем». Поэтому от воспитания детишек в семье будет напрямую зависеть будущее их самих, а также их семей и всего поколения в целом.

Правильный подход к воспитанию позволяет из мальчиков и девочек вырастить самостоятельных сильных личностей. А неправильный подход создает детишкам, а потом и взрослым людям, которые из них получаются, множество трудностей и проблем.

Воспитание детей – это системный комплексный подход к формированию личности ребенка. В ходе воспитания мальчикам и девочкам прививаются полезные умения и навыки, даются знания, объясняются нравственные нормы поведения. Развитие ребенка должно быть гармоничным. Нужно развивать малыша физически, нравственно и творчески.

Воспитание детей не приравнивается только к наказанию ребенка . Оно включает в себя:

  • наставление,
  • обучение,
  • исправление.

Хотя в воспитании детей применяются различные методы, но их основу составляют три главных понятия . Именно они позволяют воспитать детей зрелыми, ответственными и уравновешенными людьми. При этом сами детишки будут расти в наиболее благоприятных для них условиях, будут счастливыми и жизнерадостными.

Итак, основной успешного воспитания детей являются:

  1. Любовь . Именно любовь позволяет заботиться о ребенке не только физически, но еще эмоционально и нравственно. Любящий ребенок понимает, что когда родители ставят перед ним какие-то ограничения или даже наказывают его, то это делается для его же блага. Также любовь побудит хвалить малыша, и не быть с ним слишком суровым.
  2. Благоразумие . При воспитании мальчиков и девочек нужно учитывать все их обстоятельства, особенности, способности и пределы возможностей. Важно не требовать от ребенка лишнего, но и не быть к нему чрезмерно попустительным. Также не нужно сравнивать детей между собой: каждый ребенок неподражаемая личность и подход здесь должен быть индивидуальный.
  3. Последовательность . У родителей слова не должны расходиться с их делами. Если ребенок услышал, что за плохое поведение его накажут, то нужно обязательно сдержать свое слово. Также в семье не должно быть двойных норм. Нельзя учить ребенка, к примеру, переходить дорогу только на зеленый свет, а самим перебегать и на красный.

Воспитание детей – это годы самоотверженного труда, который требует много времени и сил. Однако процесс это приятный, и чаще всего вознаграждающийся. В противном случае: «Ребенок, которому родители позволяют делать все, что угодно, опозорит мать». Так что прилагать усилия по воспитанию детей нужно обязательно, хотя это и не всегда легко.

Популярные школы воспитания детей

Современная психология знает различные виды концепций воспитания детей. Однако в рамках данной статьи мы не можем подробно рассказать обо всех направлениях воспитательной детской психологии. Остановимся только на самых популярных.

Популярные школы воспитания детей:

  1. Система Макаренко . Наш соотечественник неслучайно включен ЮНЕСКО в ТОП-4 величайших педагогов прошлого века. Эффективно работающая методика воспитания Антона Макаренко заключается в объединении детей в коллектив и причастности каждого из них к общему делу. Также ребенок должен сам принимать решение и нести за него ответственность. Кроме того, дети обязательно должны трудиться и подчиняться разумной дисциплине.
  2. Система Монтессори . Получила название от популярного итальянского педагога Марии Монтессори. Основой ее системы является всестороннее содействие ребенку в самостоятельном познании мира. При этом обучение предполагается в максимально свободной форме с учетом индивидуальных способностей и предпочтений мальчика или девочки.
  3. Система Дьюи . Американский педагог Джон Дьюи наряду с Макаренко и Монтессори тоже входит в четверку выдающихся педагогов ХХ века. Его система заключается в воспитании личности, умеющей приспосабливаться к любым ситуациям в жизни. Акцент в ней делается на обучение ребенка с самого малого возраста навыкам, которые пригодятся ему в дальнейшей жизни и будут ему реально полезны, а не относятся к так называемым знаниям «для общего развития».
  4. Система Кершенштейнера . Немецкий педагог Георг Михаэль Кершенштейнер тоже входит в ТОП-4 великих педагогов по версии ЮНЕСКО. Его система воспитания основана на обучении детей, имеющей высокий уровень наглядности — с многочисленными картинками, образцами, экскурсиями и практическими работами. Кершенштейнер выступал за ручной труд для детей, проведение широкой опытной и лабораторной деятельности.
  5. Система Икудзи . Это воспитательная методика Японии. Основана на вседозволенности для ребенка от рождения и до 5 лет. Затем в период от 5 до 15 лет японского мальчика или девочку уже ждали строгость и ограничения, а с 15-летнего возраста с подростком начинали говорить как со взрослым человеком и спрашивать с него соответствующим образом.

– обзорная статья о методике на Эвио-Клаб.

6. Немецкая система . Главным в ней является четкость и организованность каждого аспекта жизни ребенка. Здесь все выстроено в строгую систему по времени и качеству – прием еды, игры, сон, учеба. Также четко подразделяется, где малыш может иметь свое мнение и желания, а где ему приходится безукоризненно выполнять требования взрослых.

Также есть еще другие подходы к воспитанию детей. Например, по гендерному признаку: как правильно воспитывать мальчиков, а как – девочек. Кроме того, существуют гуманистическая и дифференциальная психология по воспитанию детей, и так далее.

Основные виды воспитания детей

Теперь мы остановимся на наиболее типичных видах воспитания детей. Они были разработаны не психологами, а подсказаны самой жизнью. Ученые только их классифицировали. Возможно, вы сможете увидеть в них свой вид воспитания (о чем, вероятнее всего, ранее вы даже не догадывались) и определить свои проблемы общения с сыном или дочкой.

Концепции воспитания детей имеют следующие виды:

  1. Авторитарное воспитание . Основано на том, что дети во всем беспрекословно должны слушаться маму и папу. Здесь у ребенка не может быть своего мнения. Формы воспитания сводятся к нравоучением и нотациям. Мальчика или девочку подавляют родительским авторитетом, что обычно приводит к психологическим травмам. Особенно в подростковые годы, когда ребенок постепенно должен выходить из опеки родителей. У него будет куча обид, которые будут формировать огромное количество проблем в будущем.
  2. Потакающее воспитание . В данном случае ребенок не знает, что такое слово «нет»: ему все позволяется, и в семье он является центром вселенной. Ему создаются условия тепличного растения: когда все делается за него, а он отдает родителям только приказания. Мамы и папы изо всех сил стараются, чтобы их чадо было всегда довольно. Однако, когда ребенок выходит в социум, он быстро понимает, где он и где центр вселенной. И нередко на этом мальчик или девочка психологически ломаются. К тому же, по отношению к родителям и окружающим он проявляет избалованность и эгоизм, что тоже ни к чему хорошему не приводит.
  3. Развивающее воспитание . Родители ставят задачи дать своему ребенку максимальное развитие. Они стремятся заинтересовать его музыкой, рисованием, спортом, хореографией, вокалом и так далее. Конечно, развитие творческих способностей ребенка и его физическая активность – дело нужно. Но всего должно быть в меру. Ребенок не может быть постоянно занят. Он должен также играть и отдыхать: так он познает мир в естественной для него форме. Обсуждаемый тип воспитания грозит ребенку перенапряжением, срывом из-за того, что он него слишком много всего ожидают, заниженной самооценкой. Также родители при активном развитии малыша забывают прививать его моральные и этические нормы.
  4. Программирующее воспитание . Родители пытаются вырастить из ребенка того, кем они не стали сами. Они не учитывают желания и способности мальчика или девочки, а закладывают в него программу развития, которая, как им кажется, будет для него самой лучшей. Такое воспитание подавляет психику маленького человечка, а в случае неуспеха в обозначенной родителями теме у него будет и заниженная самооценка. В будущем он также будет не лидером, а только послушным исполнителем, независимо от своих собственных желаний.
  5. Эпизодическое воспитание . Бывает, что мамы и папы настолько заняты на работе, что на собственного ребенка у них не остается времени. С сыном или дочкой они видятся редко и разговаривают мало. В основном, общаясь с ним, они сразу же дарят ему подарки, а воспитанием детей занимаются няни, родственники, друзья, учителя, знакомые. Дети привыкают получать от родителей только материальное, у них нет близких, доверительных отношений, они воспринимают их по принципу — «давай и уходи».
  6. Личностно-ориентированное воспитание . Является наиболее благоприятным видом воспитания для ребенка. Родители развивают мальчика или девочку гармонично. Учитывают его мнения и желания, но не во всем ему потакают. Детей учат самостоятельности, уважать других, отстаивать свое мнение, общечеловеческим ценностям. При этом его развивают, к примеру, используя такой вид детского творчества как рисование, но в меру.


– статья о изобразительной деятельности на Эвио-Клаб.

Воспитание детей по возрастам

При воспитании детей обязательно нужно учитывать психофизические особенности, которые у мальчиков и девочек на разных возрастных этапах совершенно различные.

Основные периоды развития ребенка по возрастным группам выглядят следующим образом:

  1. Дошкольный период . Возраст детей здесь — с рождения и до 7 лет. Ребенок всему активно учится и быстро познает мир. Именно в это время его мозг работает наиболее активно, и как губка все в себя впитывает. Происходит становление малыша как личности.

Для большинства детей это наиболее счастливый период в жизни, хотя и детских страхов в указанное время формируется немало. Ну, а чтобы у малыша не формировались страхи, не нужно ему читать страшные сказки или пугать бабайками, цыганами и полицией. Обычно дети боятся того, чего боятся их заставляют взрослые.


– причины и как с ними бороться в статье на Эвио-Клаб

В начальный период своей жизни малыш особенно нуждается в любви, заботе, внимании, развитии и формировании нравственных качеств. Причем отдельно принято выделять время до года (младенческий период) и время, проведенное им в детском саду (дошкольный период). Везде есть свои особенности воспитания.

В целом же с малышом нужно много играть, читать ему добрые сказки и небольшие рассказы. Еще все дети в указанный период очень любят рисовать. Поддержите такое увлечение ребенка. Пусть он раскроется в рисовании. Это вид детского творчества, который разовьет его моторику, фантазию, восприятие цвета, форм, научит быть более наблюдательным и усидчивым.

  1. Младший школьный период . Речь идет о возрастной группе с 7 до 12 лет. При воспитании нужно учитывать характерные особенности ребенка, его темперамент, сглаживать и переводить в благоприятное русло нежелательное развитие мальчика или девочки.

К примеру, нужно учить его управлять своими эмоциями, когда кто-то обидел. Известно мудрое выражение — «обида гнездится в сердце глупых». И, на самом деле, если с обидой вовремя не справиться, то она принесет обидевшемуся человеку больше вреда, чем пользы.

Школьников нужно развивать физически, умственно и нравственно. Здесь должно быть много игр и наглядных примеров. Нужно поддерживать те творческие или спортивные интересы, которые ребенок сам выбирает. Познавательный процесс на этом этапе связан больше с социумом. Поэтому для детишек в этом возрасте важны групповые виды деятельности: младшие школьники от них в восторге.

  1. Старший школьный возраст . Возраст подростков – это с 12 до 17 лет. Они не случайно называются у детских психологов кризисные годы. Человек активно формируется как самостоятельная личность и стремится выйти из-под влияния родителей и учителей.

По мере взросления такую свободу ребенку обязательно нужно давать. При этом поведение подростка может быть неуравновешенным и противоречивым. Здесь нужно чаще заниматься с юношей и девушкой общими делами, разговаривать с ним, выслушивать и стремиться понять. Причем важно не критиковать и не раздражаться, а стать для своего ребенка в этот непростой для него переходный период другом и советчиком.

Но, конечно, на бумаге рассказывать о том, как воспитывать детей, просто. На самом деле, воспитание сына или дочки это, долгий, тяжелый и кропотливый труд. Однако именно в нем заключается счастье как детей, так и родителей. И пренебрегать им ни в коем случае не нужно.

В помощь родителям мы выпускаем уникальные статьи о детях, их готовят психологи с профильным образованием, у нас вы можете найти:

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду.

Нормальная семейная атмосфера - это осознание родителями своего долга и чувства ответственности за воспитание детей, основанного на взаимном уважении отца и матери, постоянном внимании к учебной, трудовой и общественной жизни, помощь и поддержка в больших и малых делах, в бережном отношении к достоинству каждого члена семьи, постоянном взаимном проявлении такта; организация жизни и быта семьи, в основе которой лежит равенство всех членов, привлечение детей к решению хозяйственных вопросов жизни семьи, ведению хозяйства, к посильному труду; в разумной организации отдыха в участии в спортивных и туристских походах, в совместных прогулках, чтении, прослушивании музыки, посещении театра и кино; взаимная принципиальная требовательность, доброжелательный тон в обращении, задушевность, любовь и жизнерадостность в семье.

Созданию высоконравственной атмосферы в семье способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. К ним относится проведение общественных и семейных праздников по случаю дня рождения взрослых и малышей. Подготовка детьми и взрослыми подарков, вручение их при особом эмоциональном подъеме создают ту атмосферу торжественности, радости и счастья, которая формирует духовную культуру, "цементирует" семью как коллектив.

Успешным воспитание в семье будет при соблюдении четкого режима дня для детей. Режим дня включает весь распорядок дня ребенка в течение суток - время на полноценный сон, закаливающие процедуры, на упорядоченный прием пищи, на все виды труда и отдыха. При этом учитываются возраст и состояние здоровья ребенка.

Режим дня должен иметь воспитательное значение, что возможно лишь при обязательном привыкании к его выполнению без напоминания взрослых. Со стороны старших должен осуществляться контроль за качественным выполнением режимных моментов и трудовых поручений, оценка их, помощь при возникших затруднениях.

Особое место в воспитании ребенка в семье следует отвести чтению. В дошкольном возрасте ребенок особенно любит слушать сказки, которые ему читают взрослые, рассказы из жизни людей и животных. Из книг он узнает о хороших людях, об их делах, узнает о животных, растениях. В сказке побеждает всегда сильный, ловкий, справедливый, честный и трудолюбивый человек, а злой, недобрый карается людьми и обществом. Слушая сказку, ребенок не остается равнодушным к судьбе героя он переживает, волнуется, радуется и огорчается, то есть у него формируются чувства, постепенно зарождается интерес к книге. С поступлением ребенка в школу, когда он научится читать, важно закрепить интерес и выработать навык самостоятельного и систематического чтения. Этот навык не появляется сам по себе, нужна согласованная и умелая работа школы и семьи.

Только это приобщит ребенка к чтению, и он начнет считать книги своими спутниками в приобретении новых знаний. Зародившийся интерес к чтению приведет ребенка в библиотеку, в книжный магазин. У него будут свои герои, которым он будет подражать.

Трудно переоценить значение труда в жизни человека. Физический труд обеспечивает высокий жизненный тонус мышц и всех органов человека улучшает все физиологические процессы в организме - правильное дыхание, кровообращение, обмен веществ, рост всего тела и отдельных органов. Физический труд является средством борьбы с утомлением, особенно для лиц занимающимся умственным трудом. Смена видов труда, разумное их сочетание в режиме дня ребенка обеспечивают его успешную умственную деятельность и сохраняют работоспособность.

Трудовое воспитание является неотъемлемой частью всестороннего развития личности. По тому, как ребенок будет относиться к труду, какими трудовыми умениями он будет обладать, окружающие будут судить о его ценности.

Важным условием успешного воспитания детей является единство требований, предъявляемых к детям всеми членами семьи, а также единые требования к детям со стороны семьи и школы. Отсутствие единства требований между школой и семьей подрывает авторитет учителя и родителей, ведет к потере уважения к ним.

Развитые в раннем возрасте духовные потребности, умение общаться со сверстниками и взрослыми обогащают личность ребенка, требуют применения возможностей в обществе. А применить их можно, доверившись коллективным формам воспитания. Важным условием успеха в воспитании является авторитет родителей и старших братьев и сестер. Отец и мать уполномочены воспитать достойного члена общества, на этом и основывается их родительская власть и их авторитет в глазах детей. Родители являются самыми близкими и дорогими людьми для детей, поэтому дети хотят подражать отцу или матери, быть похожими на них.

Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Родительский пример и авторитет - специфическая форма передачи социального, в том числе нравственного опыта старшего поколения младшему, важнейший механизм социального наследования. Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое "не слушается" и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета. Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети "не слушаются", склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это - особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в своих действиях и поступках, это значит, что у них есть родительский авторитет и не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного. При этом нужно всегда помнить, что в каждой человеческой деятельности есть свои напряжения и свое достоинство. Ни в коем случае родители не должны представляться детям как рекордсмены в своей области, как ни с чем неcpaвнимые гении. Дети должны видеть и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших товарищей отца матери. Гражданский авторитет родителей только тогда станет на настоящую высоту, если это не авторитет выскочки или хвастуна, а авторитет члена коллектива.

Авторитет знания необходимо ведет и к авторитету помощи. В жизни каждого ребенка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью.

Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете жизнь вашего ребенка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с друзьями детей, либо побывать в школе и поговорить с учителем. Если в вашей семье несколько детей, а это - самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие братья и сестры.

Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна. В некоторых случаях совершенно необходимо предоставить ребенку самому выбраться из затруднения, нужно, чтобы он привыкал преодолевать препятствия и разрешать более сложные вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок совершает эту операцию, нельзя допускать, чтобы он запутался и пришел в отчаяние. Иногда даже лучше, чтобы ребенок видел ваши настороженность, внимание и доверие к его силам.

В жизни каждого ребёнка бывает много случаев, когда он не знает, как нужно поступить, когда он нуждается в совете и в помощи. Может быть, он не попросит вас о помощи, потому что не умеет этого сделать, вы сами должны прийти с помощью. Часто эта помощь может быть оказана в прямом совете, иногда в шутке, иногда в распоряжении, иногда даже в приказе. Если вы знаете, жизнь вашего ребёнка, вы сами увидите, как поступить наилучшим образом. Часто бывает, что эту помощь нужно оказать особым способом. Нужно бывает либо принять участие в детской игре, либо познакомиться с товарищами детей. Если в вашей семье несколько детей, а это - самый счастливый случай, к делу такой помощи могут быть привлечены старшие дети. Родительская помощь не должна быть навязчива, надоедлива, утомительна.

Именно линия ответственности является важной линией родительского авторитета. Ну, а вообще, для того чтобы знать своего ребенка, нужно уметь его слушать и слышать.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях.

А.С. Макаренко выделял следующие виды ложного авторитета родителей

Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребёнка отмечает наказанием, - то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский, а может и материнский, террор держит в страхе всю семью, не только детей, но и других членов семьи, мать например. Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, но и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Он ничего не воспитывает, он только приучает детей подальше держаться от отца, он вызывает детскую ложь и человеческую трусость, и в то же время он воспитывает в ребенке жестокость.

Это особый вид вредного авторитета. У каждого человека есть свои заслуги. Но некоторые люди считают, что они - самые заслуженные, самые важные деятели, и показывают эту важность своим детям. Дома они только и делают, что толкуют о своих достоинствах, они высокомерно относятся к остальным людям. Бывает очень часто, что, пораженные таким видом отца, дети начинают вести себя также.

В этом случае родители больше обращают внимания на детей. Они уверены в том, что дети должны каждое родительское слово выслушивать с трепетом, что слово их - это святыня. Свои распоряжения они отдают холодным тоном, и раз оно отдано, то немедленно становится законом. Такие родители больше всего боятся, как бы дети не подумали, что папа ошибся, что папа человек не твёрдый. Если такой папа сказал: "Завтра будет дождь, гулять нельзя", то хотя бы завтра была и хорошая погода, всё же считается, что гулять нельзя. Папе не понравилась какая-нибудь кинокартина, он вообще запретил детям ходить в кино, в том числе и на хорошие картины. Жизнь ребёнка, его интересы, его рост проходят мимо такого папы незаметно; он ничего не видит, кроме своего бюрократического начальствования в семье.

В этом случае родители буквально заедают детскую жизнь бесконечными поучениями и назидательными разговорами. Вместо того чтобы сказать ребёнку несколько слов, может быть, даже в шутливом тоне, родитель усаживает его против себя и начинает скучную и надоедливую речь. Такие родители уверены, что в поучениях заключается главная педагогическая мудрость. В такой семье всегда мало радости и улыбки. Родители изо всех сил стараются быть непогрешимыми. Но они забывают, что дети - это не взрослые, что у детей своя жизнь и что нужно эту жизнь уважать. Ребёнок живет более эмоционально, более страстно, чем взрослый, он меньше всего умеет заниматься рассуждениями.

Это у нас самый распространённый вид ложного авторитета. Многие родители убеждены: чтобы дети слушались, нужно, чтобы они любили, родителей, а чтобы заслужить эту любовь, необходимо на каждом шагу показывать детям свою родительскую любовь. Нежные слова, бесконечные лобзания, ласки, признания сыплются на детей в совершенно избыточном количестве. Если ребёнок не слушается, у него немедленно спрашивают: "Значит, ты нас не любишь?" Родители ревниво следят за выражением детских глаз и требуют нежности и любви. Часто мать при детях рассказывает знакомым: "Он страшно любит папу и страшно любит меня, он такой нежный ребёнок..." Такая семья настолько погружается в море сентиментальности, что уже ничего другого не замечает. Ребёнок всё должен делать из любви к родителям. В этой линии много опасных мест. Здесь вырастает семейный эгоизм. У детей, конечно, не хватает сил на такую любовь. Очень скоро они замечают, что папу и маму можно как угодно обмануть, только нужно это делать с нежным выражением. Папу и маму можно даже запугать, стоит только надуться и показать, что любовь начинает проходить. С малых лет ребёнок начинает понимать, что к людям можно подыгрываться. А так как он не может любить так же сильно и других людей, то подыгрывается к ним уже без всякой любви, с холодным и циничным расчётом. Иногда бывает, что любовь к родителям сохраняется надолго, но все остальные люди рассматриваются как посторонние и чуждые, к ним нет симпатии, нет чувства. Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает неискренних и лживых эгоистов. И очень часто первыми жертвами такого эгоизма становятся сами родители.

Это самый неумный вид авторитета. В этом случае детское послушание также организуется через детскую любовь, но она вызывается не поцелуями и излияниями, а уступчивостью, мягкостью, добротой родителей. Они всё разрешают, им ничего не жаль, они замечательные родители. Они боятся всяких конфликтов, они предпочитают семейный мир, они готовы чем угодно пожертвовать, только бы всё было благополучно. Очень скоро в такой семье дети начинают командовать родителями. Иногда родители позволяют себе небольшое сопротивление, но уже поздно.

Довольно часто ещё и дети не родились, а между родителями есть уже договор: наши дети будут нашими друзьями. В общем, это, конечно, хорошо. Отец и сын, мать и дочь могут быть друзьями и должны быть друзьями, но всё же родители остаются старшими членами семейного коллектива, и дети всё же остаются воспитанниками. Если дружба достигнет крайних пределов, воспитание прекращается, или начинается противоположный процесс: дети начинают воспитывать родителей.

В чём же должен состоять настоящий родительский авторитет в семье? Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед своим счастьем и перед жизнью детей. Как только дети начинают подрастать, они всегда интересуются, где работает отец или мать, каково их общественное положение. Как можно раньше они должны узнать, чем живут, чем интересуются, с кем рядом стоят их родители. Дело отца или матери должно выступать перед ребёнком как серьёзное, заслуживающее уважения дело. Заслуги родителей в глазах детей должны быть, прежде всего, заслугами перед обществом, а не только внешностью.

Дети должны видеть не только заслуги своих родителей, но и заслуги других людей, и обязательно заслуги ближайших друзей отца и матери.

Но и родительское дело должны выполнять как можно лучше, и в этом заключаются корни авторитета. И, прежде всего, должны знать, чем живёт, интересуется, что любит, чего не любит, чего хочет и чего не хочет ребёнок. Всё это нужно знать, но это вовсе не значит, что нужно преследовать ребёнка постоянными и надоедливыми расспросами. С самого начала родители должны так поставить дело, чтобы дети сами рассказывали о своих делах, чтобы им хотелось это рассказать. Для всего этого не требуется много времени.