Скачать:


Предварительный просмотр:

С 28 по 31 августа в нашем детском саду прошла тематическая неделя «Хочу все знать».

Целью этой недели являлось развитие познавательной активности и любознательности воспитанников в процессе поисково-исследовательской деятельности; формирование представлений у детей целостной картины мира; использование разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников.

В основе идеи проведения тематической недели положен приём погружения детей в конкретную тему, которая позволяла объединять их в совместной деятельности. Каждый день недели проходил под своим названием:

понедельник - «В гостях у Почемучки»;

вторник -

среда - «Путешествие в прошлое»

четверг - День коллекционеров «Пещера сокровищ»

В рамках проведения тематической недели «Хочу все знать» в каждой группе создавалась предметно-развивающая среда, которая соответствовала тематике дня и способствовала вовлечению детей в практико-познавательную деятельность, в ходе которой дети расширяли свой кругозор.

В основе получения знаний нашими дошкольниками лежит жажда познания, стремление к открытиям, любознательность. И, следовательно, как один из вариантов знакомства детей с окружающим миром – это получение ответов на свои вопросы!

Хочу всё знать - про то,

как много интересного вокруг!

Хочу всё знать -

про осьминогов и про морских больших севрюг!

Хочу всё знать - о тайнах страшных!

О чудесах хочу всё знать!

И о вещах простых и важных -

хочу всё знать!

(Р.Мадатов)

Воспитатели: Аверьянова Елена Николаевна,

Вишнякова Елена Викторовна

Предварительный просмотр:

Познавательная неделя «Хочу все знать!»

Понедельник «В гостях у Почемучки»

1.Подбор и размещение в книжном уголке «умных книг»:

энциклопедий, литературы познавательного характера (согласно возрасту) (Беседы по книгам)

2. Продолжить знакомство детей с макетом Земли, картой мира, России.

Обратиться к личному опыту детей:

Кто знает, как называется город, в котором мы живем?

Какие места в городе особенно любимы вами?

Рассмотреть карту города.

3.Зарисовки детей «Портрет Земли», «Глобус».

4.Целевая прогулка вокруг детского сада.

Уточнить знания детей об окружающих детский сад объектах:

школе, домах, магазинах.

Дидактическая игра «Из чего построен дом?»

«Как вы думаете, в каком доме лучше жить? Почему?»

Вторник День экспериментирования «Маленькие исследователи»

1.Чтение глав из книги Л. Л. Сикорук «Физика для малышей»

(в свободном доступе в интернете)

Показать детям, что окружающий их мир познаваем, побуждать детей к самостоятельным наблюдениям и экспериментам, к играм, подобным тем, которыми заняты герои книги.

2.Провести опыты в группах (из книги)

«Как сделать звук громче» , «Изготовление спичечного телефона» .

2.Прогулка «Наблюдение за солнцем».

Обратить внимание на изменения, происходящие с солнцем, на продолжительность дня. С помощью проблемных вопросов подвести детей к выводу, что солнышко не так сильно греет, как раньше. Предложить отметить, где утром всходит солнце, когда и где оно садится. Загадать загадки о солнце.

Среда «Путешествие в прошлое»

1.Путешествие по оси времени в прошлое микроскопа.

(О. В. Дыбина «Что было до…» , стр. 127).

2.Рассматривание иллюстраций к книге С. Михалкова

«От кареты до ракеты» .

3.Творческое задание «Изобрази свой вид транспорта».

4.Прогулка «Наблюдение за транспортом».

Закрепить знание некоторых понятий и правил дорожного движения: «проезжая часть» , «пешеход» , «пешеходный переход» ;

знаки – «поворот» , «пункт общественного питания» , «больница» .

Загадывание загадок о транспорте.

Четверг День коллекционеров «Пещера сокровищ»

1. Беседы «Для чего нужны музеи?» , «Какими бывают музеи?»

2. Работа в групповых мини-музеях.

3. Просмотр познавательных презентаций о музеях.

4.Прогулка. Наблюдение.

Обратить внимание детей на деревья, кусты, растущие на территории детского сада. Рассказать об изменениях, происходящих с деревьями. Уточнить названия, строение. Объяснить, как отличить дерево от куста. Активизировать в речи детей прилагательные: «гладкий» , «колючий» , «толстый» , «тонкий» , «длинный» , «короткий» и др.


Конспект занятия для средней группы

Образовательные области: « Социум», «Коммуникация».

Разделы : Ознакомление с окружающим миром.

Тема: Хочу знать о себе всё.

Цель: Расширять представление детей о себе и своих частях тела. Познакомить с функциями частей и органов своего тела: головой, ушами, ртом, языком, зубами, руками, ногами.

Развивать мелкую моторику рук через синтез движения, поэтического слова, музыку. Развивать внимание, память, пополнять словарный запас детей, учитьих отвечать на вопросы.

Воспитыватьдоброжелательное и чуткое отношение друг к другу, учить культуре поведения в здоровьесбережении.
Словарная работа: Органы чувств.

Билингвальный компонент: қыз- девочка, үл бола – мальчик, дене мүшелері - части тела, бас- голова, кол- рука, аяқ- нога.

Ход занятия.

Звучит приветствие «Дружба начинается с улыбки».

Задача: способствовать эмоциональному сближению детей, созданию доброжелательной обстановки в коллективе

– Утром встали малыши.

В детский сад они пришли.

Рада видеть вас всегда

Гости здесь у нас с утра.

Поздороваемся, детвора

Сәлем барлықдостарыма!

Возьмёмся за руки, друзья

Друг другу улыбнемся. И пожелаем всем добра!

Мы погладим лобик,

Носик, щечки.

Ушки мы слегка потрем

Так здоровье бережем.

Улыбнемся снова,

Будьте все здоровы!

Дети садятся на стульчики.

Звучит музыка

Приходит в гости кукла Алия.

Сәлеметсіздерме балалар! Меня зовут Алия, я хочу знать о себе всё. Помогите разобраться.

Ребята поможем, слушай внимательно, Алия.

На Земле живёт очень много людей. Все они имеют тело и похожи друг на друга.

А у меня есть тело?

У каждого из нас есть тело. Рассмотрим тебя, Алия

У человека есть туловище, голова, руки и ноги.

И у нашей Алии тоже такие же части тела.Назовите их

Валера…………………………

Диана……………………………

Ребята, наши тела похожи друг на друга, потому что мы люди.

Воспитатель: Молодцы! Ребята показали правильно все части тела.

Игровое упражнение “. Рассмотри себя в зеркале”.

А теперь представьте себе, что вы смотрите на себя в зеркало. И каждый видит там себя. Рассмотрите себя внимательно.

(Воспитатель обобщает, что несмотря на то что дети разные, у них одинаковые части тела)

Алия- ребята а знаете, как на казахском языке қыз –девочка, үл бола- мальчик

Игровое упражнение Девочки похлопали громче веселее, мальчики потопали (тише –тише поднимаем руки выше –выше)

Игровое упражнение «Собери куклу»

Воспитатель: Мы уже знаем, из каких частей состоит человек. Но важно также знать, как они нам служат, как помогают жить?

Алия: А они нам помогают? Воспитатель: Конечно! И сейчас ты в этом убедишься.Игра «Что для чего нужно?» (Наклоните голову вперёд, назад, направо, налево. С помощью какой части тела двигается ваша голова?) Итак, рассматриваем голову. Что есть у нас на голове.

Загадывает загадки :

Он бывает самым разным: добрым, вредным, гордым, важным,толстым, тонким, конопатым. (Нос)Алия: А для чего нужен нос? Дети Носом мы дышим, нюхаем.

Игра «Что чем пахнет?»

Воспитатель завязывает ребенку глаза и предлагает ему отгадать, что лежит в банке по запаху. (Чеснок, лимон)

Проводится дыхательная гимнастика «Воздушный шарик"

Цель: снять напряжение, успокоить детей.

Все играющие стоят или сидят в кругу. Ведущий дает инструкцию: "Представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щеки, медленно, через приоткрытые губы надувайте его. Следите глазами за тем, как ваш шарик становится все больше и больше, как увеличиваются, растут узоры на нем. Представили? Я тоже представила ваши огромные шары. Дуйте осторожно, чтобы шарик не лопнул. А теперь покажите их друг другу".

Загадывает загадки : Два Егорки живут возле горки, живут дружно,

А друг на друга не глядят? (Глаза)

Ребята, для чего нам нужны глаза? Верно, глаза нам нужны для того, чтобы видеть. (Берет игрушку) Посмотрите на меня. Что вы видите у меня в руках? Теперь закройте глаза. Вы можете посмотреть на меня и что- то увидеть закрытыми глазами? Откройте глаза, посмотрите на меня. Что вы видите у меня в руках?

Глазами мы можем увидеть много интересного: картинки в книжках, мультфильмы и т.д. Глаза нужно беречь!

(Глазная гимнастика) Вдаль на палец посмотри. (Отводят палец далеко, смотрят на него.) Близко к носу поднеси. (Подносят палец к кончику носа, скашивают на него взгляд.) Раз, два, три - глаза закрой. (Закрывают глаза.) Раз, два, три - глаза открой. (Открывают глаза) Воспитатель:

Алия -Как нужно беречь глаза?

Дети: нельзя долго смотреть телевизор, сидеть около компьютера, когда сидите за столом рисуете нужно сидеть правильно, спинки должны быть ровные.
У зверюшки- на макушке, а у нас – ниже глаз. (Уши).

Алия: А для чего нужны уши?

Воспитатель: Да ушами мы слышим. Послушайте вот такие звуки.

Уши тоже нужно беречь. (Массаж ушей)

Алия: Для чего нужен рот?

Воспитатель: Правильно рот нужен для того, чтобы есть, разговаривать, петь песни и т.д. (гимнастика для язычка)

Воспитатель - Голова нужна человеку
Глазки …Смотрят
Ушки…Слушают.
Носик…Дышит.
Ротик…Кушает.

Воспитатель-Глаза нос, уши - это органы чувств

Ребята какие вы знаете основные части тела?

Дети Голова, туловище, руки, ноги.

Алия: Ребята какая часть тела самая большая?

Дети –Туловище.

Теперь скажите, для чего нужны руки?

Дети: Руками мы держим ложку когда едим, зубную щётку когда зубы чистим, хлопаем в ладоши, лепим, рисуем и делаем многое другое полезное.Не зря говорится в пословице: «Где труд, там и счастье»

Воспитатель: А еще мы умеем рассказывать стихотворение пальцами.

Алия: Как это?

Воспитатель: Сейчас мы тебе покажем.

(Проводит пальчиковую гимнастику)

Игровое упражнение «Определи, что там в внутри». (Дети на ощупь и по цвету шаров определяют, что там в внутри.)

Алия: Зачем же нужны ноги?

Дети: Нам нужны ноги, чтобы ходить, бегать, прыгать, приседать и танцевать.

Воспитатель: Ну, что, Алиятеперь ты знаешь, из каких частей состоит человек?

Алия: Запомните ребята, что на казахском языке дене мүшелері - части тела, бас- голова, кол- рука, аяқ- нога.

Все части тела нам нужны…

Воспитатель:Ты лучше с нами попляши!

Физминутка (Музыка Екатерины Железновой)

Алия: Как здорово иметь такие части тела!

Давайте назовём их ещё раз!

Воспитатель-Алия а, что ты принесла в красивой папке

Игра « Хочу знать о себе всё».

Назови всех, начиная с самого маленького.Малыш, мальчик, юноша, мужчина, дедушка.

Малыш, девочка, девушка, женщина, бабушка

Алия, мы тебе помогли разобраться ты знаешь о себе всё.

Спасибо вам ребята, вы мне очень помогли.

Заключительная часть.

О чем мы сегодня говорили на занятии?

Называли мы слова: Лоб, затылок, голова,

Шея, плечи, пальцы ногти,

Кулаки, ладошки, локти, нос, живот, колени,

Пятки, губы, бёдра, и лопатки

Части тела изучали, Дене мүшелері называем

бас- голова,кол- рука аяқ- нога

Ну вот мы и рассказали Алии о всех частях тела человека

Алия: Мне очень понравилось на вашем занятии, Молодцы ребята сегодня я много узнала нового и интересного. Девочки и мальчики вы должны не ссориться друг с другом. Мальчики должны заботиться о девочках, потому что девочки слабее мальчиков. Мне пора возвращаться домой, но я обещаю, что обязательно приду еще к вам в гости.

Попрощайтесь с Алиёй.

Сау бол! Дружно хлопнули в ладоши, вместе топнули ногой.Все, во что мы здесь играли, мы запомнили с тобой.До свиданья всем сказали и красиво помахали.

ГККП “Детский сад №2 “Болашақ” при ГУ ""Аппарат Акима города Есиль Есильского района Акмолинской области "".

Конспект занятия для средней группы

Тема: Хочу знать о себе всё.


Воспитатель: Митина В.К.

Педагогический проект на тему «Хотим всё знать!»

Тип проекта : исследовательский, творческий, игровой.

Участники проекта : дети средней группы «Пчелка», родители, педагоги.

Срок реализации проекта : 1 год.

Актуальность: Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка. Одним из видов детской деятельности, используемых в процессе воспитания и всестороннего развития детей, является экспериментирование.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой сегодня дошкольное образование.

Экспериментальная деятельность основывается на интересах детей, приносит им удовлетворение, а значит, личностно – ориентирована на каждого ребенка. Дети учатся искать условия решения поставленной задачи, отыскивать связи между свойствами объекта и возможностями его преобразования, тем самым открывая новый способ действия. Особое значение экспериментальной деятельности заключается в том, что в ее процессе дети приобретают социальную практику за пределами учреждения, адаптируются к современным условиям жизни. Экспериментальная деятельность способствует развитию таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, ответственность, инициативность, настойчивость.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности, обогащая память ребенка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь, стимулирует личностное развитие дошкольника. Детское экспериментирование - это не изолированный от других вид деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, особенно с наблюдением. Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете о том, что увидели. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Цель проекта: Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

Задачи:

1. Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении.

2. Дать детям представление о свойствах воды, песка, воздуха, плавучести предметов, способности магнита притягивать некоторые предметы.

3. Учить классифицировать камни по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности.

4. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные и искусственные; познакомить с образованием тени от предметов; понять причину возникновения солнечных зайчиков; познакомить детей с понятием «отражение».

5. Познакомить детей с прибором-помощником – лупой и ее назначением.

6. Знакомить с разными способами исследования предметов, учить формулировать проблему и искать пути ее разрешения доступными средствами.

7. Пополнять и активизировать словарный запас об окружающих предметах и материалов, из которых они сделаны; формировать умение доказывать свою точку зрения и аргументировать свое решение; развивать умственные способности.

8. Воспитывать интерес к организации игр с элементами экспериментирования и использования результатов проведенных опытов; совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей.

9. Создать детскую лабораторию для проведения экспериментов.

10. Привлечь родителей к активному сотрудничеству.

Предполагаемый результат:

1.Дети знают и называют свойства воды, песка, воздуха, магнита, предметов.

2. Дети классифицируют камни по указанным признакам.

3. Дети знают о значении света в жизни человека; знают, как появляется тень, солнечные зайчики.

4. Дети умеют пользоваться лупой, знают ее назначение и применение.

5. Дети могут сформулировать проблему и найти способы ее решения.

6. У детей пополнился словарный запас.

7. У детей есть интерес к экспериментированию и исследованию.

8. Создана детская лаборатория для экспериментов, оснащена необходимыми материалами и оборудованием.

9. Родители активно сотрудничают с педагогами, оказывают посильную помощь в реализации проекта.

Подготовка к реализации проекта:

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2.Донести до участников проекта (в частности до родителей) важность данной темы.

3.Создать развивающую среду: подобрать материалы, игрушки, атрибуты для исследовательской деятельности; дидактические игры, иллюстрированный материал, художественную литературу по теме.

4. Подобрать материал, оборудование для создания детской лаборатории.

5. Создать коллекции камней, перьев, фонариков, магнитов .

6. Составить перспективный план проведения экспериментов.

Работа с родителями

1. Консультация для родителей «Организация экспериментальной работы по ознакомлению с окружающим миром».

2. Консультация для родителей «Волшебная водичка».

3. Консультация для родителей «Изготавливаем цветные льдинки и ледовые игрушки своими руками».

4. Буклеты для родителей «Водные процедуры».

5. Памятка для родителей «Как сделать мыльные пузыри в домашних условиях».

6. Консультация для родителей «Играем с мыльными пузырями».

7. Оказание помощи в создании детской лаборатории.

8. Подбор материалов, предметов для коллекций.

9. Родительское собрание на тему: «Наши успехи и достижения в экспериментальной деятельности».

10. Фотоотчет на тему: «Хотим все знать!»

Детская лаборатория

Основное оборудование и материалы

1. Приборы – помощники: лупа, увеличительные стекла, песочные часы (на 1, 2, 3, 5 минут), разнообразные магниты, бинокль.

2. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

3. Природные материалы: камешки разного цвета и формы, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов, листья, веточки, пух.

4. Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, пробки, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

5. Красители: ягодный сироп, акварельные краски, другие безопасные красители.

6. Медицинские материалы: пипетки, колбы, вата, деревянные палочки.

7. Прочие материалы: зеркала, цветные и прозрачные стекла, формочки, плоское блюдо, сито, металлические шарики (легкий и тяжелый), таз.

8. Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка», водяная мельница, теневой театр, театр на магнитной основе, ванна для игр с песком и водой.

Методическая литература

  1. Костюченко М. Экспериментируем! / М. Костюченко// Дошкольное воспитание. – 2006. - № 8.
  2. Лагутенко О.И. Проведение занятий по теме: «Вода» для групп дошкольного и младшего школьного возраста / О.И. Лагутенко // Дошкольная педагогика. – 2002 (ноябрь, декабрь).
  3. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром / Е.В. Марудова // Экспериментирование. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
  4. Мартынова Е.А., Сучкова И.М. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2 – 7 лет / Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова // тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Издательство «Учитель», 2015.
  5. Рыжкова Н.А. Волшебница-вода / Н.А. Рыжкова. – М: Линка-Пресс, 1997.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова // Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015 (Библиотека программы «ДЕТСТВО».).
  7. Шапиро А. Научные забавы / А. Шапиро // Детский сад со всех сторон. – 2001. - № 41-42 (ноябрь).

Перспективный план проведения экспериментов

Дата

Направления экспериментальной деятельности

Темы занятий

сентябрь

Экспериментирование с песком, глиной

1.Качества и свойства песка и глины.

2. Посадим дерево.

3. Где вода?

4. Волшебный материал.

октябрь

Экспериментирование с воздухом

1.Танец горошин.

2. Поиск воздуха.

3. Веселая полоска

4. Делаем облако.

ноябрь

Экспериментирование с водой

1.Окрашивание воды.

2. Играем с красками.

3. Друзья.

4. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

декабрь

Экспериментирование.

Изучаем органы чувств человека

1.Наши помощники – органы чувств.

2. Вкусовые зоны языка.

4. Тайный похититель варенья («отпечатки пальцев»)

январь

1.Мыло – фокусник.

2. Секрет сосновой шишки.

3. Как замесить тесто?

4. Стеклянный город.

февраль

Экспериментирование с предметами

1.Естественная лупа.

2. Волшебные зеркала.

3. Мир бумаги.

4. Угадай-ка.

март

1.Что любят растения.

2. Где живут зернышки?

3. Соревнование (почва).

4. Где прячутся детки?

апрель

Наблюдения за жизнью растений

1.Хитрые семена.

2. В тепле и в холоде.

3. Что есть в почве?

4. Где лучше расти?

май

Экспериментирование с солнечным светом

1.Черное и белое.

2. Солнечные зайчики.

3. Радуга.


Конкурс «Проектная деятельность детей в образовательном учреждении»

Проект рассчитан для детей старшего дошкольного возраста и состоит из нескольких мини-проектов, в которых дети путем опытно-экспериментальных действий знакомятся со свойствами дерева, магнита, о вредных качествах для здоровья некоторых продуктов.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», « Художественно-эстетическое развитие».

Руководитель проекта : воспитатели подготовительной группы.

Возраст участников проекта : дети от 6 до 7 лет.

Состав проектной группы : воспитатель и воспитанники группы, родители воспитанников.

Тип проекта : краткосрочный (1 месяц), групповой, познавательно - исследовательский.

Цель проекта :реализация познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • Создать условия для поисковой деятельности и элементарного детского экспериментирования.
  • Формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
  • Обеспечить самостоятельное проведение опыта детьми (с небольшой подстраховкой воспитателя), соблюдение техники безопасности.
  • Развивать чувственный аппарат (обоняние, осязание, слух, зрение, вкус).
  • Развивать память, внимание, мышление, речь.
  • Развивать интеллектуальные способности, прогнозирование, планирование, построение гипотезы; развивать познавательную активность.
  • Развивать самостоятельность детей в постановке целей, прогнозирование событий, принимаемых действий.
  • Поощрять оригинальность и выразительность решений.
  • Воспитывать положительные взаимоотношения со сверстниками в игровой и практической деятельности, трудолюбие, чувство самосохранения, основы безопасного поведения во время проведения опытов.

Предполагаемый результат:

  • Ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить.
  • Предлагает возможные решения.
  • Проверяет эти возможные решения, исходя из данных.
  • Делает выводы в соответствии с результатами проверки.
  • Применяет выводы к новым данным.
  • Делает обобщения.

Уголок экспериментирования

Свою работу по экспериментальной деятельности мы начали еще в младшей группе. Это были элементарные опыты с песком, глиной, камешками, водой, воздухом, наблюдение за растениями. С каждым годом опыты усложнялись. Это были исследовательские проекты «Огород круглый год», «Белый снег пушистый», детско-родительские проекты «Урожайка», «Волшебница-вода», в ходе которых была проведена огромная работа по экспериментальной деятельности. В этом учебном году мы продолжили работу в этом направлении и хотим представить вашему вниманию краткосрочный проект «Хочу все знать», в который вошли несколько мини-проектов.

Исследовательский мини-проект «Волшебные свойства магнита»

В последнее время мы обратили внимание на то, что дети стали приносить в группу магнитные игрушки (самая популярная из них - магнитные конструкторы magwis , ). Увидев интерес детей к магнитам, мы решили поближе познакомить их со свойствами магнитов, подробнее рассказать об их использовании

Образовательная область « Познавательное развитие».

Сроки реализации проекта: 1 неделя.

Цель: Расширить и систематизировать знания детей о магните и его свойствах.

Задачи:

  1. Формирование представлений о свойствах магнита.
  2. Актуализация знаний об использовании свойств магнита человеком.
  3. Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, делать выводы, обобщения.
  4. Воспитание навыков сотрудничества, взаимопомощи.

Нами были намечены основные направления реализации проекта. Начали мы с постановки проблемы, для этого мы использовали игровую ситуацию: во время экспериментирования в детской мини лаборатории в ёмкость с водой просыпались скрепки. Мы поставили перед детьми проблему: как быстро и при этом, не намочив руки, достать скрепки из воды. Дети начали искать решение проблемы и пришли к выводу использовать магнит.

Далее дети проводили опыты с магнитом, как в самостоятельной деятельности, так и в совместной деятельности со взрослыми. Вот некоторые из них: «Что притягивает магнит?», «Магнитное поле», «Эта волшебная магнитная сила», «Притягиваются или отталкиваются?».

Опыт 1. На столе лежат разные предметы. Надо отобрать металлические предметы. Как это сделать? Дети приходят к выводу, что необходимо поднести магнит по очереди ко всем предметам.

Вывод. Металлические предметы притягиваются к магниту, а неметаллические не испытывают его притяжения.

Опыт 2.

В ходе второго опыта мы выяснили, что вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их; магнитное поле это пространство вокруг магнита, которое притянуло железные опилки. У магнита есть магнитное поле это его второе свойство.

Опыт 3.

Создается проблемная ситуация: как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу ручья, он по рассеяности потерял в песке ключи от своего домика. Как же их найти, посоветуйте Незнайке? Дети приходят к выводу, что нужно магнитом провести над песком, ключи железные и притянутся. Далее дети выясняют, что магнит действует сквозь стекло и воду, и даже сквозь плотные предметы (стол)

Вывод: сила магнита действует сквозь стекло и воду, песок и даже сквозь плотные предметы (стол)

Опыт 4.

Поднести два магнита друг к другу. Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу. В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются. У каждого магнита, даже самого маленького, есть два полюса — северный и южный. Северный полюс принято окрашивать в синий цвет, а южный — в красный.

Вывод: два магнита могут притягиваться и отталкиваться в зависимости от того, как их подносить друг к другу. Полюсы одного цвета отталкиваются, полюсы разных цветов притягиваются.

Опыт 5 (со скрепками). Магнит имеет свойство примагничивать предметы, которые находятся близко вокруг него, потому что вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их.

Использование магнитов

Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов. Магниты используются и в детских игрушках; в медицине (лечат магнитным током);

Магниты используют в магнитофонных колонках - динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс человек придумал использовать магнит. Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

Магнитом можно помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки?

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости

Вот сколько полезных свойств у магнита.

Проект «Хочу все знать»

Светлана Конищева
Проект «Хочу всё знать!» старшая группа

Проект «Хочу всё знать

Детки в садике живут,

Здесь играют и поют,

Здесь друзей себе находят,

На прогулку с ними ходят.

Ну а там - эксперименты –

Интересные моменты!

Всё, всё, всё хотим узнать !

Рассмотреть, зарисовать!

Как наш опыт получился,

Сколько времени он длился?

Удивляемся всему :

Как? Зачем? И почему?

Орешек знаний твёрд! Но всё же

Мы не привыкли отступать

Нам расколоть его поможет

Наш проект «Хочу всё знать

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе

Тема : «Хочу всё знать .

Дошкольное воспитание. Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М. А. Васильевой.

Воспитатель : Конищева С. Л.

1. Актуальность проекта .

2. Сроки реализации проекта .

3. Участники проекта

4. Цель и задачи проекта .

5. Методы и технологии проекта .

6. Ресурсное обеспечение :

Методическое

Материально- техническое

7. Этапы реализации проекта :

Подготовительный;

Практический;

Обобщающий.

8. Работа с родителями.

Актуальность :

Экспериментирование – эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира и как никогда экспериментирование является одной из актуальнейшей проблем современности.

Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство в том, что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Эксперимент обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач, т. е. экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений. Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой является ведущим видом деятельности. Экспериментирование тесно связано со всеми видами деятельности, и в первую очередь с такими, как наблюдение и труд.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее развиты изобразительные способности ребенка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. Не требует особого доказательства связь экспериментирования с формированием элементарных математических представлений. Во время проведения опытов постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры, производить иные операции. Все это придает математическим представлениям реальную значимость и способствует их осознанию. В то же время владение математическими операциями облегчает экспериментирование.

Проект позволит :

Разработать цикл занятий и мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности с использованием презентаций. Обогатить предметную среду в группе .

Типология проекта : проект носит комплексный характер – включает в себя исследовательско-творческую, познавательную и практическую деятельность.

Сроки реализации : долгосрочный – 1 год.

Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет, родители воспитанников, педагоги.

Цель проекта : “Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование”.

Задачи проекта :

Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т. е. способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;

Развивать собственный познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов условных заместителей, моделей) ;

Расширять перспективы развития поисково-познавательной деятельности детей путём включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия; - поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, критичность, самостоятельность.

Методы и технологии реализации проекта :

метод проекта ; личностно-ориентированные технологии; познавательные занятия и игры - экспериментирование, беседы с детьми, продуктивные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение проекта .

Методическое :

1. “Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников”, Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В, 2010 г.

2. “Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста”, Тугушева Т. П., Чистякова А. Е., 2010 г.

3. “Организация опытно-эксперименальной деятельности детей 2-7 лет”, Мартынова Е. А., Сучкова И. М., 2011 г.

4. “Игры с водой и песком”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1997 г.

5. “Опыты с песком и глиной”, Рыжова Н. В., Обруч №2, 1998 г.

Материально-техническое :

Подборка консультативного материала для педагогов и родителей;

Разработка группового проекта , конспектов занятий и игр

Экспериментирование;

Подбор иллюстраций, детской литературы;

Подготовка оборудования и материалов для экспериментирования, продуктивной деятельности детей;

Оформление “детской лаборатории в группе .

Этапы проведения проекта .

I. Подготовительный (мотивационный, информационно-накопительный) .

1. Подготовка к работе педагога.

Анализ методической литературы.

Подборка рассказов, картин, иллюстраций по теме “Опыты, экспериментирование для дошкольников”.

Разработка перспективного тематического плана работы с детьми.

Подготовка дидактического и практического материала для проведения опытов.

2. Сотрудничество с родителями.

Оформление информационно-просветительского материала в виде, папок-передвижек, выставление его на сайте детского сада по теме “Детское экспериментирование”. Разработка рекомендаций для родителей по проведению опытов с детьми в домашних условиях.

Привлечение родителей к участию в мероприятиях в рамках проекта :

Подборка иллюстраций, картин; сбор информации.

Создание совместных с детьми альбомов по проведению опытов.

Подбор материалов и помощь в оформлении лаборатории.

3. Подготовительная работа с детьми.

Беседа и рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы : кто такие ученые; что такое лаборатория, ее назначение.

Экскурсия в “детскую лабораторию”. Формирование у детей представлений для чего нужны опыты и эксперименты.

Проведение опытов с объектами живой и неживой природы : водой, песком, воздухом, камнями.

Примерный алгоритм группового проекта

Мотивация выбора темы. Модель трех вопросов.

1. Что мы знаем? Развивающие вопросы, которые можно задать детям :

Для чего нам нужна лаборатория в группе ?

Для чего нужны эксперименты?

Вспомнить какие опыты проводили, что в результате их узнали, что запомнилось интересное?

2. Что мы хотим узнать ?

Что такое микроскоп и лупа?

Какие вещества растворяет вода?

Почему дует ветер?

Почему не тонут айсберги?

Как действует магнит на предметы?

3. Что нужно сделать, чтобы узнать ?

Приобрести оборудование в лабораторию для опытов.

Проделать эксперименты и опыты.

Задать свои вопросы родителям, воспитателям, вместе с ними почитать книги, посмотреть информацию в энциклопедиях.

Рассказать друг другу о том, что узнали.

Формы работы :

1. Занятия;

2. Эксперименты;

3. Беседы;

4. Наблюдение и труд;

5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть : индивидуальная, групповая подгруппой , фронтальная (со всей группой ) .

Предпочтение отдается подгрупповой форме организации экспериментальной работы. Наблюдения и эксперименты могут быть случайными, они не требуют специальной подготовки и зависят от возникшей ситуации или заданного вопроса, проводятся на участке или в “Уголке природы”, плановые наблюдения и эксперименты проводятся на выраженном предмете, объекте.

Существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка : ребенок после не сложного наблюдения сам устанавливает истину.

В каждом эксперименте можно выделить следующую структуру :

Осознание того, что хочешь узнать ;

Формирование задачи исследования, продумывание методики эксперимента, выслушивание инструкций, прогнозирование результатов;

Выполнение работы, соблюдение правил безопасности, наблюдение результатов;

Фиксирование результатов, анализ полученных данных;

Словесный отчет об увиденном, формулирование выводов.

II. Практический.

Формы организации образовательного процесса. В разных видах детской деятельности в системе “Педагог - Ребенок – Родители. ”

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно экспериментальной деятельности.

Здесь планируются различные опыты и наблюдения, проводятся познавательные беседы. Могут использоваться эвристические беседы, при наличии у детей богатых и точных представлений о тех явлениях, причины которых нужно отыскать. С детьми проводится экологические игры, чтение художественной и познавательной литературы.

Занятия проводятся каждую неделю. Один раз в месяц – итоговое.

Экспериментальные занятия построены на совместном творчестве педагога и детей. Они стимулируют познавательную и творческую активность детей и в полной мере отвечают требованиям педагогики сотрудничества.

Всем известно, как важно вызвать и поддержать интерес детей к изучаемой теме, чтобы решить все поставленные задачи. А опыты напоминают детям «фокусы» , они необычны, а, главное – дети все проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство радости.

После занятий у детей возникает множество вопросов, в основе которых лежит познавательный мотив. Ход занятий может меняться. Это зависит от того, что именно заинтересует детей. Например : детям очень нравятся опыты с водой, поэтому вместо двух занятий, было проведено три. Или, например, после занятия о вулканах, дети попросили рассказать о цунами, морском шторме и торнадо. Занятия были показаны с просмотром презентации, видеоролика, а также проведён опыт с использованием фена (имитация ветра) .

Всего в проекте двадцать семь занятий из них - шесть на формирование представлений о собственном теле, человеческом организме.

Структура проведения занятий по исследовательскому обучению и экспериментированию в основном, такая :

Создание проблемной ситуации.

Поиск возможных решений.

Прогноз результата эксперимента.

Проверка возможных решений, исходя из данных.

Формулировка вывода в соответствии с результатами проверки.

Обобщение

Планирование работы свободной самостоятельной деятельности предполагает в первую очередь создание педагогом условий для возникновения самостоятельной деятельности детей. Окружающая детей предметно-развивающая среда оказывает огромное влияние на познавательную активность дошкольника. Дети проводят опыты в “лаборатории”, используя пособия и материал для проведения исследования.

Свои знания дети закрепляют в дидактических играх, а результаты опытов – в изо деятельности.

Общение с детьми, в ходе проведения экспериментальной деятельности, носит доверительный, доброжелательный характер, побуждающий детей к самостоятельному исследованию и активному познанию.

Перспективный тематический план работы с детьми.

Месяц Формы работы Цель :

Сентябрь

Экскурсия в “детскую лабораторию”.

уточнить представление о том, кто такие учёные, о назначении детской лаборатории и культуре поведения в ней.

«Наша Земля» Глобус»

«Что есть на нашей Земле»

Расширять знания детей об окружающем мире, жизни на земле, растениях, животных, живой и неживой природе. Углублённо знакомить с водой, водными резервуарами (океаны, реки, моря, озёра) и её свойствами. Продолжать знакомить с макетом Земли, картой мира, России.

Эксперимент «Почва.»

Экспериментирование с песком и глиной.

уточнить состав и значение почвы;

уточнить представления о свойствах песка и

глины познакомить с песочными часами.

Эксперимент “Какая бывает вода”.

воды : прозрачная, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки, развить умение действовать по алгоритму, разгадывать элементарный кроссворд.

Эксперимент “Вода – растворитель. Очищение воды”.

выявить вещества, которые растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды – фильтрованием; закрепить знания о

Эксперимент “Куда делась вода”.

выявить процесс испарения воды, зависимость скорости испарения от условий (температура воздуха, открытая и закрытая поверхность воды) .

Эксперимент – развлечение “Путешествие Капельки”.

познакомить детей с круговоротом воды в природе, обозначить причину выпадения осадков в виде дождя и снега; расширить представление детей о значении воды для жизни человека; развивать социальные навыки у детей; умение работать в группе , договариваться, учитывать умение партнёра доказывать правильность своего мнения.

Эксперимент “Путешествие в мир стеклянных вещей”.

познакомить со стеклянной посудой, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы.

Эксперимент “Волшебные стёклышки”.

познакомить детей с приборами для наблюдения – микроскопом, лупой, биноклем; объяснить, для чего они нужны человеку.

Эксперимент “Меня зовут Стеклянщик”.

познакомить с производством фарфора; научить сравнивать свойства стекла и фарфора; активизировать познавательную деятельность.

Эксперимент “Родственники стекла”. узнавать предметы, изготовленные из стекла, фарфора, фаянса. Сравнить их качественные характеристики и свойства.

правилах поведения при работе с различными веществами

Эксперимент “Воздух”.

расширить представление детей о свойствах воздуха : невидим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается; закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами; познакомить детей с историей изобретения воздушного шара.

Эксперимент “Почему дует ветер”.

познакомить детей с причиной возникновения ветра – движением воздушных масс; уточнить представления детей о свойствах воздуха : горячий поднимается вверх – он лёгкий, холодный опускается вниз – он тяжёлый.

Эксперимент “Этот удивительный воздух”.

Эксперимент “Вдох - выдох”.

дать представление об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

расширить представление о воздухе, способах его обнаружения, об объёме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.

Эксперимент “Разноцветные сосульки”.

реализовать свои представления о свойствах воды (прозрачность, растворимость, замерзание при низкой температуре, полученные в ходе поисковой деятельности.

Эксперимент “Твёрдая вода. Почему не тонут айсберги”.

уточнить представление детей о свойствах льда : прозрачный, твёрдый, имеет форму, при нагревании тает и превращается в воду; дать представление об айсбергах, их опасности для судоходства.

Эксперимент “Изменение объёма жидкости”. выявить изменение объёма жидкости при замерзании

Эксперимент “Испытание магнита”.

познакомить детей с физическим явлением – магнетизмом, магнитом и его особенностями; опытным путём выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Эксперимент “Два магнита”.

выявить особенность взаимодействия двух магнитов : притяжение и отталкивание.

Эксперимент “Как действуют магниты на предметы”. расширить логический и естественнонаучный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Эксперимент “Необычная скрепка”. определить способность металлических предметов намагничиваться.

Эксперимент “Волшебный шарик”.

установить причину возникновения статистического электричества.

Эксперимент “Чудо-причёска”.

познакомить с проявлением статистического электричества и возможностью снятия его с предметов. Выявить взаимодействие двух наэлектризованных предметов

Эксперимент “Что такое молния”.

познакомить детей с понятиями “ электричество”, “электрический ток”; сформировать основы безопасного обращения с электричеством; объяснить причину образования молнии.

Эксперимент “Почему горит фонарик”.

уточнить представление детей о значении электричества для людей; познакомить с батарейкой – хранителем электричества – и способом использования лимона в качестве батарейки.

Эксперимент “Сила тяготения”.

дать детям представление о существовании невидимой силы – силы тяготения, которая притягивает предметы и любые тела к земле.

Эксперимент “Две пробки”. выяснить, как действуют сила притяжения.

Эксперимент “Упрямые предметы”.

познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией; развивать умение фиксировать результат наблюдения.

Эксперимент “Почему предметы движутся”.

познакомить с физическими понятиями : “сила”, “трение”; показать пользу трения; закрепить умение работать с микроскопом.

Оформление электронной презентации, оформление выставки детских альбомов по экспериментированию; представление результатов работы с детьми для родителей и педагогов.

Работа с родителями.

Месяц Формы работы

Сентябрь

Беседа дома с детьми : кто такие учёные; что такое эксперимент.

Предложить родителям приобрести для опытов : соломинки, пипетки, марлю, сосуды разной формы, клеёнку, сетку для опытов и экспериментов. Сшить халаты “ученых” для экспериментирования, сделать эмблемы.

Помощь родителей в подборе наглядной информации о стекле и его свойствах.

Декабрь Повторить эксперименты дома все о воздухе; изготовить ветрячки.

Январь Предложить родителям провести эксперимент с цветными льдинками дома вместе с детьми.

Предложить родителям провести дома вместе с детьми опыты с магнитами.

Дать домашнее задание родителям побеседовать с детьми на тему “электричество”, “молния”, и изобразить молнию на листке.

Помощь родителей в проведение опытов принести по две пробки.

Домашнее задание родителям вместе с детьми определить “Где живёт эхо?”.

III. Обобщающий.

Оценка реализации проекта детьми : беседа “Что мы хотели узнать , что мы узнали и сделали, для чего?”. Презентация продуктов деятельности.

Ожидаемый результат для детей :

У детей сформируется представление о взаимосвязи природы и человека.

Дети овладеют способами практического взаимодействия с окружающей средой.

Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей : познавательная активность и интерес, самостоятельность, креативность, инициатива.

Ожидаемый результат для педагога :

Обобщение педагогического опыта, внедрение инновационных технологий и новых форм работы по детскому экспериментированию.

Повышение теоретического и профессионального уровня педагогов через овладение метода проекта в работе с детьми .

Выпустить в конце проекта ЛЭП бук «Хочу всё знать