Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание. Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно – бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Самообслуживание направленно на уход за собой (умывание, раздевание, одевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т.п.). Воспитательное значение этого вида трудовой деятельности заключено прежде всего в ее жизненной необходимости. В силу ежедневной повторяемости действий навыки самообслуживание прочно усваиваются детьми; самообслуживание начинает осознаваться как обязанность.

Хозяйственно – бытовой труд дошкольников необходим в повседневной жизни детского сада, хотя его результаты по сравнению с другими видами их трудовой деятельности и не столь заметны. Этот труд направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов. Дети научаются замечать любое нарушения порядка в групповой комнате или на участке и по собственной инициативе устранять его. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива и поэтому заключает в себе большие возможности для воспитания заботливого отношения к сверстникам.

Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике. Особое значение этот вид труда имеет для развития наблюдательности, воспитания бережного отношения ко всему живому, любви к родной природе. Он помогает педагогу решать задачи физического развития детей, совершенствования движений, повышения выносливости, развития способности к физическому усилию.

Ручной труд - развивает конструктивные способности детей, полезные практические навыки и ориентировки, формирует интерес к работе, готовность за нее, справится с ней, умение оценить свои возможности, стремление выполнить работу как можно лучше (прочнее, устойчивее, изящнее, аккуратнее).

В процессе труда дети знакомятся с простейшими техническими приспособлениями, осваивают навыки работы некоторыми инструментами, учатся бережно относиться к материалам, предметам труда, орудиям.

Дети на опыте усваивают элементарные представления о свойствах различных материалов: материал подвергается различным превращениям, из него можно делать разнообразные вещи. Так обучаясь изготовлению полезных предметов из плотной бумаги, дети узнают, что ее можно складывать, резать, склеивать.

Дерево можно пилить, строгать, резать, сверлить, склеивать. Работая с деревом, ребята пользуются молотком, пилой, клещами. Они приучаются сравнивать детали путем наложения, на глаз, при помощи линейки. Работа с природным материалом - листьями, желудями, соломой, корой и т. д. - дает воспитателю возможность знакомить детей с разнообразием его качеств: цветом, формой, твердостью.

1.5. Формы организации труда.

Труд детей дошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручения, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные возможности, наличие опыта, а также воспитательные задачи.

Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми (содержащими в себе одно не сложное конкретное действие) или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.

Выполнения трудовых поручений способствуют формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

В младших группах поручения индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно – два действия (разложить ложки на столе, принести лейку, снять с куклы платья для стирки и т.д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению.

В средней группе воспитатель поручает детям самостоятельно постирать кукольное белье, вымыть игрушки, подмести дорожки, сгрести песок в кучу. Эти задания боле сложны, ибо содержат в себе не только несколько действий, но и элементы самоорганизации (подготовить место для работы, определить последовательность ее и т.п.).

В старшей группе индивидуальные поручения организуются в тех видах труда, в которых у детей недостаточно развиты умения, или тогда, когда их обучают новым умениям. Индивидуальные поручения даются также детям, нуждающимся в дополнительном обучении или особо тщательном контроле (когда ребенок невнимателен, часто отвлекается) т.е. при необходимости индивидуализировать методы воздействия.

В подготовительной к школе группе при выполнении общих поручений дети должны проявлять необходимые навыки самоорганизации, и поэтому воспитатель более требователен к ним, переходит от разъяснения к контролю, напоминанию.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное, выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурств, что обеспечивает систематичность их участие в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Дежурства имеют большое воспитательное значение. Они ставят ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Это позволяет воспитывать у детей ответственность перед коллективом, заботливость, а также понимание необходимости своей работы для всех.

В младшей группе в процессе выполнения поручений дети приобрели навыки, необходимые для накрывания на стол, стали более самостоятельными при выполнении работы. Это позволяет в средней группе в начале года ввести дежурства по столовой. Ежедневно за каждым столом работает один дежурный. Во второй половине года вводятся дежурства по подготовке к занятиям. В старших группах вводится дежурства по уголку природы. Дежурные ежедневно сменяются, каждый из детей систематически участвует во всех видах дежурств.

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и, когда в конце работы подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

Закладывать в ребенке желание и умение трудиться нужно еще с дошкольного возраста. Исходя из этого дошкольные учреждения ставят одной из главных целей дошкольников. В соответствии с ФГОС ДО под этим термином принято понимать систему формирования у каждого ребенка трудолюбия и трудовых навыков. А также стремление обучаться труду.

Главная цель трудового воспитания дошкольников - формирование бережного отношения к любому труду и четкое представления о трудовой деятельности взрослых.

В связи с данной целью государственный стандарт выделяет следующие основные задачи:

  1. Формирование четких представлений о взрослом труде и важности труда в жизни.
  2. Формирование необходимых для трудовой деятельности знаний, умений и навыков.
  3. Воспитание уважительного отношения к любому труду.

Виды труда и задачи

ФГОС ДО предполагает следующие :

  • самообслуживание;
  • хозяйственный труд;
  • труд природный;
  • ручной труд.

По каждому виду можно выделить определенные задачи трудового воспитания дошкольников.

Вид труда

самообслуживание

  • учить самостоятельно ухаживать за собой: одеваться, раздеваться по четкому верному алгоритму, правильно складывать вещи, уметь ухаживать за своими вещами, обувью и игрушками;
  • учить самостоятельно выявлять загрязнения и повреждения одежды и грамотно их устранять, а также находить подобное у друга и помогать ему исправлять;
  • учить самостоятельно готовиться к занятиям, приему пищи, прогулке и ко сну.

хозяйственный

  • продолжать учить сохранять порядок в помещении, а в случае выявления неполадок совместно с воспитателем устранять их;
  • приучать детей к уличному труду: убирать мусор, очищать дорожки от грязи, снега и песка;
  • учить самостоятельно трудиться в столовой учреждения: готовить и накрывать столы (только те блюда, которые ребенку по силам донести, чаще это тарелки с хлебом и сыром или фрукты), убирать за собой грязную посуду и оставлять после себя чистые столы и помещение;
  • учить самостоятельно готовить рабочее место, наводить порядок и убирать предметы работы после занятий.

природный

  • воспитывать уважительное отношение к окружающему миру;
  • учить заботиться о животных, которые имеются в ДОУ, а именно: убирать за животными, своевременно чистить клетки и менять воду, следить за наличием пищи у питомцев;
  • воспитывать в детях стремление помогать взрослым в огороде или саду: садить, поливать, убирать сорняки.
  • учить самостоятельно пользоваться предметами ручного труда на занятиях;
  • учить малышей самостоятельно делать простые аппликации, картины, открытки, сувениры и украшения;
  • формировать у детей желание починить и восстановить игрушки, книги и прочие предметы;
  • учить детей грамотно и экономно расходовать используемый материал.

Важно учесть, что первые два вида трудовой деятельности должны формироваться на протяжении всех лет пребывания в садике, а обучение ручному труду начинается только за 1-2 года до выпуска из дошкольного учреждения.

Как влияет на ребенка каждый из видов труда?

Благодаря формированию навыков самообслуживания у воспитанников возникают такие качества, как уверенность в себе, способность самостоятельно решать свои проблемы и быть независимым от родителей или других важных взрослых.

Реализация задач хозяйственного труда позволяет детям понять, что они самостоятельно и без какой-либо помощи могут улучшать окружающую среду. Все те знания, которые даст детям ДОУ, сыграют значительную роль в будущем.

В отношении природы помогает детям повысить свое настроение, самооценку; позволяет научить детей самостоятельно выращивать какой-либо продукт, цветок и выполнять за ним должный уход; развивает мыслительные процессы у ребенка.

Обучение ручному труду помогает детям поверить в свои силы и понять, что они самостоятельно могут сделать красивую вещь и порадовать ею не только себя, но и своих близких.

Исходя из вышеперечисленного стоит сделать вывод, что очень важно включать в план по воспитанию все виды деятельности, ведь только благодаря этому воспитатель сможет выпустить из детского сада полностью подготовленного к школе и взрослой жизни человека.

Формы организации трудовой деятельности

Для полноценного воспитания трудовой деятельности у дошкольников следует использовать следующие формы:

  • поручения;
  • дежурства;
  • совместный труд.

Рассмотрим подробно все аспекты каждой из форм.

Поручения - самое приятное и эффективное и развития трудовых качеств. Детям очень нравится, когда им дают поручения авторитетные для них взрослые, а для того, чтобы получить похвалу от этого человека, они будут стараться выполнить поручение хорошо, быстро и правильно.

Поручения бывают трех видов: индивидуальные, групповые, общие.

Начинать стоит с поручений конкретно одному ребенку, и только потом, в более старшем возрасте, переходить к групповым. Кроме того, в младшем возрасте поручения должны быть мелкими и легкими. По мере роста ребенка следует усложнять поручения.

Очень важно всегда хвалить ребенка не только за успешное выполнение, но и за стремление и желание помочь. Не стоит считать, что помощь ребенку в поручении окажет негативный результат, наоборот, помогая малышам, вы реализуете у них чувство защищенности и уверенности в других.

Дежурства - определенная задача, предоставленная нескольким воспитанником детского сада, требующая особой ответственности. Благодаря дежурству дети чувствуют свою значимость для дошкольного учреждения, ответственность за выполнение задания и понимают, что их роль и активное участие в группе имеют важное значение. Кроме того, дежурства объединяют детский коллектив, а общее дело помогает детям лучше узнать друг друга.

Совместный труд позволяет малышам правильно распределить обязанности, выбрать роли для каждого участника и нести ответственность за выполнение своей работы перед группой. Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС реализуется через перечисленные формы деятельности, которые были выбраны опытными педагогами благодаря проведенным исследованиям.

Как правильно распределять занятия?

Для того чтобы реализовать цель трудового воспитания дошкольников, необходимо грамотно составлять план деятельности. Очень важно в подборе видов деятельности учитывать возрастные особенности.

Стоит отметить, что нужно использовать все формы деятельности и распределять их с уместной для детей нагрузкой.

Неверное планирование трудового воспитания в соответствии с ФГОС ДО и его итог

Действие

Воспитатель использует в один день все три формы трудовой деятельности.

Задачи трудового воспитания дошкольников реализуются в слабой мере, за счет сильной нагрузки на детей. Воспитанники считают себя не личностями, а подчиненными, от которых требуют много работы.

Воспитатель использует одну форму деятельности в неделю.

Поскольку во всех видах форм задействовать всех детей абсолютно невозможно, то трудовое воспитание в соответствии с ФГОС будет проявляться только у части воспитанников, которая была больше задействована в деятельности.

Воспитатель неправильно рассчитывает степень сложности заданий.

Для маленьких детей он дает сложные задания, а ребятам из старшей группы - простые и легкие. Такой подход вызовет у детей негативное отношение к трудовой деятельности, поскольку им будет либо очень легко, либо слишком сложно. Более того, данный метод может полностью отбить желание трудиться и уважать людской труд.

Для того чтобы избежать подобных ошибок, необходимо грамотно распределять обязанности детей в процессе трудового воспитания.

Возможные варианты заданий для разных возрастов

С целью максимально точно реализовать задачи трудового воспитания дошкольников была составлена примерная таблица видов деятельности для каждой группы. Ознакомиться с ней можно ниже.

Варианты заданий

Ясельная\Младшая

Две группы объединены в один тип, так как возраст малышей и их возможности примерно одинаковы. В этом возрасте можно дать такие поручения, как полить цветок из детской лейки (только один горшок, если же улица, то одна небольшая клумба), отнести небольшой предмет из одного места в другое, повесить свою одежду сушиться. Дежурства и коллективные задачи в таком возрасте не применяются.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в средней группе требует немного усложнить поручения. Например, самостоятельно полить все цветы в группе, аккуратно развесить свои вещи, красиво расставить игрушки и т.д.

Начинается знакомство с новой формой трудовой деятельности - дежурством. Самое первое дежурство - по столовой. Детям необходимо следить, чтобы на столах у каждого были приборы, хлеб, сыр и внимательно наблюдать, чтобы все воспитанники помыли руки перед едой. Возможно также поручить дежурным подать на стол фрукты или овощи, но не полностью на стол, а по 2 штуки.

В старшей группе дети уже более взрослые, и их возможности значительно расширились. Теперь стоит вводить такой вид трудового воспитания, как коллективная работа. Рекомендуется начать с интересной и увлекательной деятельности. Хорошей коллективной работой в таком возрасте будет выращивание цветка группой. Каждый из детей распределит свои обязанности: кто-то следит за поливкой, кто-то за рыхлением земли, а кто-то - за достаточным солнечным освещением. Таким образом воспитатель формирует у дошкольников чувство любви и заботы к окружающей среде и способность выполнять работу в коллективе.

Подготовительная

Трудовое воспитание в соответствии с ФГОС ДО в данной группе предназначено для серьезной подготовки будущих выпускников детского сада к большим переменам. Это будет новый этап жизни - школа. Поэтому очень важно подготовить самостоятельного, воспитанного и трудолюбивого первоклассника. Для этого необходимо чередовать все формы трудовой деятельности. Обязательно один раз в неделю проводить коллективную работу, но непродолжительную. То есть работа должна быть начата и закончена в один и тот же день. Это может быть изготовление коллажей, уборка в уголке животных или на улице и т.д.

Воспитатель обязан максимально развить стремление к труду и желание трудиться.

Труд и родители

Также важно трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС для родителей. Кроме того, от них в большей степени зависит результат «прививки» любви и хорошего отношения к труду.

Те правила, которые присутствуют в дошкольном учреждении, должны использоваться и родителями в домашних условиях. В противном случае несовпадение требований может привести к недопониманию со стороны ребенка того, что от него требуют. Последствия таких разногласий разные: минимальное - ребенок будет постоянно не уверен в том, правильно ли он выполняет задание, максимальное - если в одном месте нужно делать так, а в другом так не нужно и нужно по-другому, то ребенок решит, что взрослые сами не знают, что ожидают от малыша и придумывают правила самостоятельно. А если такие требования - лишь выдумка, то их можно не выполнять.

Проблема трудового воспитания дошкольников решается только совместным трудом родителей и воспитателя. Для этого необходимо как можно чаще устраивать где договариваться о правилах, заданиях и методах воспитания детей. Родители, в свою очередь, должны посещать все собрания и принимать в них активное участие.

Помните, только объединившись можно добиться положительных результатов! Не стоит сваливать всю работу на воспитателей, а затем учителей. Их цель лишь направить детей в нужную сторону, а ваша - приложить все усилия, чтобы ребенок научился.

Гигиенические условия

Для того чтобы трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС ДО имело положительный результат, обязательно нужно следить за гигиеной детей и чистотой предметов, с которыми они работают.

Эффективность трудового воспитания дошкольников в соответствии с ФГОС повышается, когда работа проходит на свежем воздухе. Если же дети трудятся в учреждении, то необходимо регулярно проветривать помещение и следить за чистотой предметов.

Когда дети трудятся над какой-либо поделкой или рисуют, помещение должно быть хорошо освещено, дабы не навредить детскому зрению.

Большое значение имеет поза для труда. Нельзя чтобы воспитанники больше часа находились в одной позе, так как это очень вредно для формирующегося позвоночника.

Важность трудового воспитания дошкольников

Человек должен обучаться труду, так как это единственный источник благополучного существования. Трудолюбие с ранних лет обеспечивает успех и достаток в будущем. Обученные труду с младенчества дети более самостоятельны, легко приспосабливаются к любым условиям и быстрее решают различного рода проблемы. Трудолюбие позволяет человеку обрести уверенность в себе и завтрашнем дне.

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС направлено на максимальное развитие знаний, умений и навыков ребенка, благодаря чему воспитанник детского сада сможет благополучно развиваться дальше и получать уважение близких, друзей и даже незнакомых людей.

Заключение

Трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС в таблицах, приведенных в статье, подробно раскрывает суть и проблемы формирования трудолюбия.

Самое главное - начать вовлекать детей в трудовой процесс с малых лет. Делать это нужно в игровой форме, но с определенными требованиями. Обязательно нужно хвалить ребенка, даже если у него что-то не получается.

Важно отметить, что работать по трудовому воспитанию нужно в соответствии с возрастными особенностями и важно обязательно учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка.

И помните, только вместе с родителями можно полностью реализовать трудовое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС!

Ольга Пустакина
Виды и формы организации труда в детском саду

Воспитание подрастающего поколения в духе уважения и любви к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения.

Разнообразные виды труда неодинаковы по своим педагогическим возможностям. Если самообслуживание большее воспитательное значение имеет в младших группах – оно приучает детей к самостоятельности, к преодолению трудностей , то в средней и старших группах особое значение приобретает хозяйственно – бытовой как общественно значимый, направленный на формирование осознания труда для общей пользы , а в старшей и подготовительных группах основную роль уже начинают играть ручной труд и труд в природе ; они содействуют формированию начал коллективных взаимоотношений, умению работать вместе, дружно, преодолевать препятствия, планировать и предвидеть этапы последовательного выполнения.

Самообслуживание является основным видом труда маленького ребёнка . Оценивая воспитательное значение самообслуживания, следует отметить его жизненную необходимость на удовлетворение повседневных личных потребностей в умывании, одевании, раздевании. Ежедневное выполнение элементарных трудовых заданий приучает детей к систематическому труду . Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним, поэтому труд по самообслуживанию дополняет, в известной мере, внутреннюю культуру ребёнка.

Основным приёмом формирования методических навыков является показ выполнения каждого элементарного действия и их последовательности.

Ознакомление детей со способом выполнения нового действия всегда требует детального показа и подробного объяснения каждого движения и их последовательности. Подробный показ и объяснение, как выполнять трудовые задания по самообслуживанию, в сочетании с непосредственным участием детей в работе научит их, точно следовать необходимому способу действий, т. е. исполнительности.

Очень важно при обучении приёмам одевания, раздевания, умывания, уборке игрушек и материалов сохранять неизменным один и тот же способ, одну и ту же последовательность – это обеспечит быстроту формирования навыка . Не нужно бояться ещё и ещё раз показать и объяснить детям, что и как делать. По мере формирования навыков воспитатель использует методы подробного словесного объяснения и общего напоминания : «Завяжи шарф хорошо, как я тебя учила» и т. д. Такое общее напоминание активизирует мысль детей, побуждает их вспомнить способ выполнения действия, их последовательность.

Правильно поступают те воспитатели, которые постоянно следят, чтобы в процессе самообслуживания дети проявляли внимание, заботу, помощь. Иногда бывает так : ребёнок умеет быстро и хорошо одеться, но не хочет никому помочь в этом. Важно следить, чтобы с самого раннего возраста дети в детском саду работали не только для удовлетворения своих личных потребностей, но и охотно помогали друг другу.

Правильное воспитание детей в процессе самообслуживания немыслимо, если воспитатели не интересуются результатами их работы. Оценка трудовой деятельности у младших дошкольников осуществляется в основном, в виде поощрения, а в старшем дошкольном возрасте - подчёркивание в данный момент достижений у ребёнка и того, что ещё плохо получается у ребёнка.

Хозяйственно – бытовой труд - это поддержание и наведение порядка в групповой комнате, помещениях, примыкающих к ней, на участке и дома, участие в организации трудовых процессов , подготовке к занятиям, прогулкам.

Дети младшего дошкольного возраста убирают игрушки, книги, помогают воспитателю вынести игрушки на участок, протирают листья растений, раскладывают на столы материал для занятий, убирают их после занятий. При подготовке к еде дети раскладывают ложки, расставляют хлебницы, тарелки, бокалы с салфетками, помогают няне повесить чистые полотенца. Они принимают участие в расчистке дорожек от снега.

Дети пятого года жизни моют игрушки, растения, стирают и развешивают кукольное бельё, дежурят по столовой, занятиям, протирают пыль со стульчиков,помогают воспитателю вынести игрушки на участок и принести их обратно и пр.

Старшие дошкольники поддерживают порядок на участке : подметают дорожки и пр. ; в тёплое время года протирают пыль с игровых построек, столов и скамеек, поливают и перекапывают песок в песочном дворике; зимой расчищают от снега дорожки; дежурят по уголку природы, убирают игровую комнату, протирают мебель и т. д.

Как видим, идёт постепенное увеличение процессов труда , расширение объёма трудовых действий . Для формирования у детей представлений о хозяйственно- бытовом труде взрослых воспитатель организует специальные наблюдения, обращает внимание малышей на то, что делает няня (чисто моет посуду, наводит порядок в группе., на то, как надо стирать кукольное бельё, наводить порядок в игрушечном хозяйстве. Очень важно создать спокойную и деловую атмосферу, не торопить ребёнка с выполнением задания, не делать за него того, что он может сделать сам. Приобщая детей к труду , важно, чтобы он видел и цель действия, и результат работы. Этому способствуют показ и объяснения взрослого. Если взрослый будет постоянен в содержании требований, дети научаться необходимым действиям, усвоят их последовательность, у них выработается привычка действовать определённым способом при работе.

Детский сад имеет возможности для раннего приобщения детей к труду в природе . Детей младшего дошкольного возраста приучают к выполнению простейших поручений взрослых : с помощью воспитателя поливать комнатные растения, сеять крупные семена цветов, сажать лук, поливать растения на грядке.

В средней группе дети выполняют трудовые поручения самостоятельно, заботятся о растениях и животных : в уголке природы поливают растения, протирают крупные плотные листья, рыхлят землю; на участке вместе со взрослыми выращивают овощи, цветы.

Старших дошкольников необходимо приучать работать во все времена года. Осенью на своём участке дети могут убирать овощи, собирать семена, выкапывать луковицы растений, сгребать опавшие листья, принимать участие в пересадке растений из грунта в уголок природы и др. Зимой убирать снег на дорожках, подкармливать зимующих птиц. Весной рыхлить землю, делать грядки и клумбы, сеять крупные и мелкие семена, ухаживать за растениями на огороде, в цветнике. Летом - рыхлить землю, поливать, прореживать, пропалывать, подвязывать растения.

Как создать у детей устойчивое положительное отношение к повседневной, однообразной, но столь необходимой работе? Одно из условий эффективности всякой работы - правильная организация труда . А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребёнок испытывает радость от труда . Большое место должен занимать совместный труд ребёнка и взрослого . Ребёнок почувствует пользу труда только тогда , когда он активно пройдёт через все трудовые процессы и достигнет, в конечном счёте точного результата, например, вырастит цветы из семян и от цветов, растущих на цветнике вновь получит семена.

Наиболее приемлемыми формами для решения воспитательных задач считают организацию труда в форме различного рода поручений : индивидуальных и групповых. Они включают выполнение ребёнком конкретной задачи и позволяют ему получить определённые трудовые умения и навыки , а воспитателю осуществлять контроль за правильностью работы, за отношением ребёнка к получению результата. Поручения могут быть длительными, систематическими, кратковременными или эпизодическими.

Дежурства - более сложная по сравнению с поручениями форма организации труда детей . Они требуют от детей большей самостоятельности. Привлекая ребёнка к выполнению поручения, воспитатель мог дробить процесс какого- либо дела на ряд последовательных заданий. Дежурные же учатся выполнять порученное дело полностью, воспитатель даёт задание в обобщённом виде : «Накрой на стол» , «Полей растения» . Это требует от детей знания последовательности работы, представлений о полном объёме её, о требованиях, предъявляемых к результату.

Вводя дежурства, воспитатель выясняет, насколько дети знают последовательность работы, место хранения пособий и материалов. Воспитателю очень важно продумать содержание труда дежурных , с тем, чтобы он не носил формального характера , а был конкретным, необходимым для коллектива. Дети регулярно дежурят по столовой, по подготовке к занятиям, по уголку природы.

При организации дежурств воспитателю приходится уделять внимание ещё одному вопросу – сочетанию работы дежурных с самообслуживанием детей. Какую часть работы по подготовке к занятиям должны выполнить дежурные, а что должен приготовить каждый ребёнок сам? Или после еды всё ли должны убирать дежурные или что- то каждый убирает за собой?

Со старшей группы вводится ещё один вид дежурства - по уголку природы. Работа дежурных в уголке природы будет успешна лишь в том случае, если педагог постоянно воспитывает у детей интерес к уголку природы. Тогда обитатели его становятся предметом постоянных наблюдений и заботливого к ним отношения.

В подготовительной к школе группе воспитатель переходит к организации общего труда дежурных , т. е. соединение детей в пары для коллективной работы. Работая вместе, они обслуживают всю группу. При такой работе дежурные ставятся в новые условия : согласовывать свою работу с работой товарища, отвечать вместе за результат, справедливо распределять работу между собой. Часто воспитатели соединяют детей в пары по принципу «умелый» с «неумелым» . Но оно не всегда оправдано, желаемый результат получится только тогда, когда у умеющего ребёнка есть стремление обучать навыкам другого ребёнка, оставаясь при этом хорошим товарищем, т. е. проявлять доброжелательность, не подчёркивать его неумение. В старших группах часто проявляются избирательные дружеские взаимоотношения детей, воспитателю это следует учитывать и поручать им дежурить вместе.

В старшей и подготовительной к школе группах систематически организуется общая трудовая деятельность , объединяющая сразу всех детей группы : это уборка групповой комнаты, участка, разбивка цветника, оформление группы к празднику и т. д. Организуя коллективный труд детей всей группы , целесообразно делить их на несколько подгрупп. Каждой подгруппе даётся общее задание, например, одна подгруппа стирает кукольное бельё, вторая – моет стульчики, третья – игрушки, четвёртая – наводит порядок в игровом уголке. Состав детей в подгруппах может быть постоянным, а дела меняться. Этим обеспечивается включение каждого ребёнка в работу.

Таким образом, на протяжении дошкольного возраста у детей постепенно формируются трудовые умения и навыки в разных видах труда : самообслуживании, хозяйственно- бытовом и ручном труде , труде в природе . Все эти трудовые умения и навыки , приобретённые в детском саду , являются той основой, на которой строится трудовое обучение в начальных классах школы.

В данном материале представлен результат анализа Программы воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. Методическая модель трудового воспитания значительно облегчит педагогам осуществление перспективного и календарного планирования работы с детьми, позволит последовательно и системно организовать всю работу по трудовому воспитанию на основе созданной предметной среды для каждого вида труда. Воспитатели могут менять планирование работы с учетом алгоритма усвоения детьми конкретных трудовых навыков, умений, действий в каждой возрастной группе по всем четырем видам труда.

В сводных таблицах задач и содержания работы по каждому виду труда шрифтом выделены те, которые являются новыми для каждой возрастной группы в сравнении с предыдущей, что поможет педагогу своевременно приступить к работе по реализации новых задач трудового воспитания и продолжать работу над уже знакомыми, до полного формирования устойчивости трудовых навыков у детей.

В таблицах алгоритмов ознакомления детей с доступными им трудовыми операциями и действиями также выделены те трудовые навыки, которыми дети должны овладеть в данной группе. Воспитатели смогут осуществлять самоанализ своей педагогической деятельности по организации трудового воспитания детей и педагогическую диагностику усвоения детьми программы по разделу Трудовое воспитание .

Причем в основу диагностики детей вместо традиционно-привычного диагностирования по уровням (высокий, средний, низкий) положен принцип, позволяющий определить степень активности и успешности по отношению ребенка к данному виду труда (активен или неактивен) и результату овладения им (успешен) или неовладения трудовыми операциями, действиями, навыками (неуспешен).

Такое оценивание результатов трудовой деятельности детей является более корректным.

Цель

Формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.

Задачи

  • Ознакомление с трудом взрослых, формирование представлений об общественной значимости труда.
  • Воспитание уважения к людям труда, бережного отношения к результатам труда.
  • Формирование трудовых навыков, положительных взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками.

Виды труда дошкольников

  • Самообслуживание.
  • Хозяйственно-бытовой труд.
  • Труд в природе.
  • Ручной труд.

Формы организации труда

  • Поручения.
  • Дежурства.
  • Коллективный труд (общий, совместный).

Методический комментарий

Такие виды труда, как самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд в природе, используются во всех возрастных группах, а ручной труд - в старшей и подготовительной группах. Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они являются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам.

В силу психологических особенностей дети младших групп недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. Малышей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей группе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения.

Основной формой объединения детей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности.

Наиболее широкое применение разного вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах .

Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный труд. Широко он используется только в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки детей становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возрастные возможности детей позволяют воспитателю решить более сложные задачи трудового воспитания:

  • приучать детей договариваться о предстоящей работе;
  • работать в нужном темпе;
  • выполнять задание в определенный срок.

В старшей группе педагог использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце работы подводится общий итог. В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о материалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду, желание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание). В каждой группе необходимо создать условия для всех видов труда, соответствующие возрасту детей.

Должен рационально храниться инвентарь и материалы, чтобы дети имели возможность самостоятельно ими пользоваться. Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.

НА ЗАМЕТКУ. Методическая литература для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

ЗАДАЧИ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО ГРУППАМ

1-я младшая группа

1. Воспитывать уважение к людям любой профессии.

2. Подчеркивать значимость результатов их труда.

3. Поддерживать желание детей помогать взрослым.

4. Приобщать детей к самообслуживанию

2-я младшая группа

Воспитывать желание принимать посильное участие в трудовой деятельности.

Средняя группа

1. Воспитывать положительное отношение к труду, желание трудиться.

2. Учить выполнять индивидуальные и коллективные поручения, формировать умение договариваться с помощью воспитателя о распределении работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания.

3. Формировать начала ответственного отношения к порученному заданию (умение и желание доводить начатое дело до конца, стремление сделать его хорошо).

4. Разъяснять детям значимость их труда.

5. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.

Старшая группа

1. Продолжать расширять представления детей о труде взрослых. Показывать результаты труда, его общественную значимость. Систематизировать знания о труде людей в разное время года.

2. Рассказывать о профессиях педагога, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, швейной промышленности, торговли и др.

3. Объяснять, что для облегчения труда используется разнообразная техника (компьютер, кассовый аппарат, электрическая швейная машина и т. п.).

4. Познакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

5. Объяснять детям, что труд взрослых оплачивается, а заработанные деньги люди тратят на приобретение пищи, одежды, мебели, на отдых.

6. Развивать желание вместе со взрослыми и с их помощью выполнять посильные трудовые поручения.

7. Учить доводить начатое дело до конца.

8. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Формировать ответственность за выполнение трудовых поручений.

9. Учить наиболее экономным приемам работы. Воспитывать культуру трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам.

10. Учить оценивать результат своей работы с помощью взрослого.

11. Стимулировать желание принимать участие в трудовой деятельности.

Подготовительная группа

1. Продолжать воспитывать интерес к различным профессиям, месту работы родителей.

2. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой местных условий.

3. Расширять представления о труде взрослых. Воспитывать уважение к людям труда.

4. Формировать потребность трудиться.

5. Воспитывать любовь к труду.

6. Приучать старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

7. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, добиваться результатов.

Методический комментарий

Приобщение детей к трудовой деятельности начинается с 1-й младшей группы. Основной вид труда в этом возрасте - самообслуживание.

Во 2-й младшей группе продолжается формирование у детей желания к посильному труду.

Объем задач по трудовому воспитанию нарастает со средней группы, достигая максимума в старшей. Именно в средней группе дети активно овладевают различными трудовыми навыками и приемами труда в природе, хозяйственно-бытового и самообслуживающего труда.

В старшей группе добавляется ручной труд. В старшей группе делается больший акцент на формирование всех доступных детям умений, навыков в различных видах труда. Формируется осознанное отношение и интерес к трудовой деятельности, умение достигать результата.

В подготовительной группе сформированные навыки и умения совершенствуются. Но базовая основа трудовых умений детей закладывается в старшей группе

НА ЗАМЕТКУ. Игрушки ролевые для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

САМООБСЛУЖИВАНИЕ: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

2-я младшая группа

1. Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать и снимать одежду, расстегивать и застегивать пуговицы, складывать, вешать одежду и т. п.).

2. Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

3. Продолжать учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться расческой, носовым платком.

4. Учить правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой.

Средняя группа

1. Совершенствовать умения самостоятельно одеваться, раздеваться; приучать аккуратно складывать и вешать одежду с помощью взрослого, приводить ее в порядок - чистить, просушивать

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными, опрятными.

3. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом

4. Закреплять умения пользоваться расческой, носовым платком.

5. Приучать при кашле и чихании отворачиваться и прикрывать нос и рот платком

6. Продолжать учить пользоваться правильно столовыми приборами - ложкой, вилкой, ножом).

7. Учить полоскать рот после еды

Старшая группа

1. Формировать привычку ежедневно чистить зубы и умываться, по мере необходимости мыть руки.

2. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться, аккуратно складывать в шкаф одежду, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить, убирать на место).

3. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде.

4. Формировать привычку бережно относиться к личным вещам.

5. Развивать желание помогать друг другу

6. Приучать самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей

7. Соблюдать порядок в своем шкафу, раскладывать одежду в определенные места

8. Учить опрятно убирать постель

Подготовительная группа

1. Закреплять умение самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно и аккуратно складывать в шкаф одежду, ставить на место обувь, своевременно сушить мокрые вещи, ухаживать за обувью (мыть, протирать, чистить).

2. Учить замечать и самостоятельно устранять непорядок в своем внешнем виде, тактично говорить товарищу о неполадке в его костюме, обуви, помогать устранять его. Формировать такие качества, как отзывчивость, взаимопомощь.

3. Учить самостоятельно готовить материалы и пособия к занятию

4. Приучать чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть ноги перед сном

К концу года дети могут: одеваться и раздеваться, следить за порядком в своей одежде, в случае необходимости приводить ее в порядок.

НА ЗАМЕТКУ. Игрушки развивающие для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» - detsad-shop.ru

АЛГОРИТМЫ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРУППАМ

Формирование навыков самообслуживающего труда тесно взаимосвязано с формированием культурно-гигиенических навыков и влияет на их совершенствование. Алгоритм поможет воспитателю в работе над перспективным планом, в продумывании последовательности и выборе конкретных форм и методов работы для более полного и своевременного формирования всех навыков самообслуживающего труда у детей каждой возрастной группы.

НА ЗАМЕТКУ. Дидактические игры для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru

ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД: Задачи и содержание работы по группам

1-я младшая группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам.

2. Привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий. Совместно со взрослым и под его контролем перед едой ставить на стол хлебницы (без хлеба) и салфетницы.

2-я младшая группа

1. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений - готовить материалы к занятиям (кисти, доски для лепки и пр.); после игры убирать на место игрушки, строительный материал

2. Приучать соблюдать порядок и чистоту в помещении и на участке детского сада

3. Побуждать оказывать помощь взрослым, воспитывать бережное отношение к результатам их труда.

4. Во второй половине года начинать формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

Средняя группа

1. Приучать детей поддерживать порядок в группе и на участке детского сада: убирать на место строительный материал, помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.

2. Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой: аккуратно расставлять хлебницы, раскладывать столовые приборы (ложки, вилки, ножи).

Старшая группа

1. Учить детей помогать взрослым поддерживать порядок в группе: протирать игрушки и учебные пособия, мыть игрушки и строительный материал, ремонтировать книги, игрушки

2. Формировать умение наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице

3. Учить детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой сервировать стол, убирать посуду после еды

4. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, палитру, протирать столы

Подготовительная группа

1. Продолжать учить детей постоянно и своевременно поддерживать порядок в группе и на участке: протирать игрушки и пособия, мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки.

2. Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой от снега, поливать песок в песочнице.

3. Учить самостоятельно убирать постель после сна

4. Приучать детей самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать стол, раздавать второе и третье (ягоды, фрукты) блюда, убирать посуду после еды, подметать пол

5. Учить самостоятельно раскладывать подготовленные воспитателем материалы для занятий, убирать их, мыть кисточки, розетки для красок, протирать столы.

К концу года дети могут: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании занятий.

Работа по формированию у детей навыков хозяйственно-бытового труда взаимосвязана с формированием общей культуры ребенка: правильно сервировать, убирать стол, поддерживать чистоту, порядок в комнате, на участке.
Овладение трудовыми хозяйственно-бытовыми операциями делает ребенка самостоятельным, готовым к взрослой жизни.

НА ЗАМЕТКУ. Сюжетно-ролевые костюмы для детского сада по низким ценам от специализированного магазина для воспитателей «Детский сад» — detsad-shop.ru

АЛГОРИТМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ С ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВЫМ ТРУДОМ ПО ГРУППАМ

Литература

  • Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006.
  • Голицина Н. С. Организация и проведение тематического контроля в ДОУ. - М.: Скрипторий, 2004.
  • Голицина Н. С. Организация и содержание работы старшего воспитателя ДОУ. - М.: Скрипторий, 2008.
  • Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Академия, 2002.
  • Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М.: ИД «Воспитание дошкольника», 2008.
  • Приходько Е. Г., Малышевич Т. В. Новая модель воспитательно-образовательной деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения. - Краснодар: Мир Кубани, 2006.

Материал предоставлен журналом , ноябрь 2010


Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых воспитатель формирует у детей положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Включая детей в трудовую деятельность, воспитатель формирует трудовые навыки, воспитывает привычку к трудовому усилию, ответственность, заботливость, бережливость, трудолюбие, готовность участвовать в труде, не избегая неприятной работы, формирует положительные взаимоотношения между детьми.
При организации труда воспитатель руководствуется «Программой воспитания в детском саду», которая определяет содержание трудовой деятельности детей в каждой возрастной группе.
Основные виды труда в детском саду - это хозяйственно-бытовой труд, труд в природе, ручной труд, а формы его организации - поручения, дежурства и коллективный труд детей.
Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада, но в младших группах они являются ведущей формой организации детского труда. Воспитатели должны знать, почему работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспитателем, и только много позже переходить к другим формам. В силу психологических особенностей дети младших групп еще недостаточно самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, они не могут согласовывать свои действия с действиями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, они часто отвлекаются, не доводят начатое дело до конца. В этом возрасте детей мало интересует результат, их влечет сам процесс действия (они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата). Поэтому только во второй младшей группе со второй половины года, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели используют групповые поручения. Основной формой объединения в труде детей этого возраста является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем; при этом ребенок упражняется в умениях и навыках, необходимых в коллективной работе.
В конце года во второй младшей группе вводятся дежурства - систематический труд, требующий определенного уровня самостоятельности. (Наиболее широкое применение разные виды дежурства получают в старшей и подготовительной группах.)
Наиболее сложной формой организации труда детей является коллективный т руд. Он широко используется в старшей и подготовительной группах детского сада, когда навыки становятся более устойчивыми, а результаты труда имеют практическую и общественную значимость. Дети уже имеют достаточный опыт участия в разных видах дежурств, в выполнении разнообразных поручений. Возросшие возможности позволяют педагогу решать более сложные задачи трудового воспитания: он приучает детей договариваться о предстоящей работе, работать в нужном темпе, выполнять задание в определенный срок. В старшей группе воспитатель использует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание и когда в конце работы подводится общий итог.
В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возможность воспитывать положительные формы общения между детьми: умение вежливо обращаться друг к другу с просьбой, договариваться о совместных действиях, помогать друг другу.
Правильно организованный и посильный труд объединяет детей, содействует воспитанию взаимопомощи, дисциплинированности, умению распределять силы и преодолевать трудности, способствует воспитанию самостоятельности, инициативы, стремления хорошо выполнить работу, привычку к сотрудничеству. Разумно направляемый посильный труд содействует физическому развитию детей, росту общей работоспособности и выносливости организма, точности и координации движений. В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе навыки ухода за растениями и животными, осваивают простейшие действия с предметами (карандашом, молотком), узнают о материалах и их свойствах. У детей формируются интерес к труду, желание трудиться, правильное представление о том, что труд доставляет радость. На этой основе вспоследствии будет формироваться понятие об обязанности каждого трудиться на пользу народа.
Заведующий детским садом должен постоянно объяснять техническому персоналу, родителям, какую огромную роль играет труд в воспитании дошкольников, как важно совместными усилиями создать все неооходимые условия, при которых труд действительно стал бы средством нравственного воспитания детей.
Заведующий детским садом отвечает за оборудование всех трудовых процессов. Материалы, инструменты для детского труда должны, во-первых, строго соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей. Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказать неблагоприятное влияние на их здоровье и физическое развитие. Во-вторых, материалы, которые дети используют в трудовой деятельности, должны быть податливы и несложны в обработке, а инструменты удобны и приспособлены к возможностям детей.
Заведующий должен знать, как воспитатели приучают детей к труду, как организуют труд, какие требования к детям предъявляют, как они воспитывают своих питомцев в процессе труда. Все это необходимо, чтобы вовремя помочь воспитателю и предупредить ошибки в его работе.
Изучая работу воспитателей по трудовому воспитанию детей, нужно использовать разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с детьми и взрослыми.
При наблюдении труда детей в каждой возрастной группе важно установить: созданы ли условия для трудовой деятельности; есть ли орудия и материалы для всех видов труда, соответствующие возрасту детей; рационально ли хранится инвентарь и материалы, могут ли дети самостоятельно им пользоваться, а также обратить внимание на содержание труда детей, на систему включения их в труд, его продолжительность и объем, формы объединения детей в труде, на методы и приемы воспитания детей, на постепенное усложнение задач и повышение требований к самостоятельности детей.
В течение учебного года контроль за выполнением программы должен осуществляться во всех группах. Наблюдения должны охватить все виды детского труда и все формы организации детей. Так, наблюдая воспитательный процесс при самообслуживании, в младшей группе следует уточнить, какие первоначальные трудовые обязанности введены для детей, как они усваиваются малышами; в средней группе нужно обратить внимание на закрепление этих навыков, на ускорение темпа самообслуживания; в старших группах - проверить самостоятельность детей в процессе самообслуживания. Наблюдая, как организован хозяйственно-бытовой труд, в старших группах следует посмотреть, внесены ли усложнения в содержание труда, умеют ли дети распределять обязанности, какова результативность детского труда; а в младших группах - обратить внимание на доступность труда, на методы и приемы, побуждающие детей к труду, на поведение детей в последующее время, их интерес к трудовой деятельности. Наблюдая труд детей в природе, важно установить соответствие его возрасту детей, местным условиям, времени года.
Организация ручного труда также требует серьезного внимания. Наблюдения помогут выяснить, все ли разновидности этого труда используются воспитателями; какие виды труда прочно вошли в жизнь детей, какие только вводятся; какими навыками дети овладевают или овладели.
Наблюдая работу дежурных во второй младшей группе, следует обратить внимание на умение детей действовать при помощи взрослых, на желание включаться в труд самостоятельно, без помощи окружающих; в средней группе - на умение детей начинать дежурить без напоминаний, работать в определенной последовательности, не отвлекаться, доводить начатое дело до конца; в старшей и подготовительной группах - на умение самостоятельно распределять обязанности, последовательно выполнять все необходимые действия, соблюдать в работе все правила гигиены (мыть руки перед дежурством, чашку брать только за ручку и т. д.).
При контроле за работой по трудовому воспитанию следует обратить внимание на установление преемственности между группами, а также единство требований у воспитателей и другого персонала.
В ходе наблюдений и в процессе анализа заведующий напоминает о необходимости уделять постоянное внимание формированию трудовых навыков детей, воспитанию отношения детей к выполнению своих обязанностей; обсуждать результаты повседневного детского труда, оценивать его, иначе дети утрачивают интерес к труду. Интерес к труду пропадает и в том случае, если за все, что дети делают, их только хвалят: «Молодцы!» Незамеченная воспитателем небрежность, отсутствие старания, незаслуженная похвала снижают педагогическое воздействие труда. При анализе работы воспитателя на эти моменты также следует обратить внимание.
Изучая работу воспиталей по трудовому воспитанию детей, важно использовать разные методы: наблюдение педагогического процесса, анализ планирования, беседы с детьми и взрослыми.

"Детский сад. Книга для заведующих", под ред. Л.П.Тарасовой. М., 1982 г.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...