Тема проекта: «В детский сад за здоровьем!»

Вид проекта: творческий. Проект краткосрочный, проводится в течение недели (12-16 мая)

Участники проекта: педагоги, дети, их родители.

Актуальность проекта:

Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в детском саду и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры за столом). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности. Поэтому роль педагога ДОУ состоит в организации педагогического процесса, сберегающего здоровье ребенка дошкольного возраста и воспитывающего ценностное отношение к здоровью. Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья. Предмет исследования: условия успешного овладения спортивными, ритмическими, драматическими умениями.

Цель проекта:

Укрепление здоровья и повышение работоспособности детей через организацию подвижных игр, игр с элементами спорта.

Задачи:

Образовательная.

1. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.)

2. Развитие умения создавать образы с помощью жестов, мимики, выразительности речи.

3. Развитие умения использовать нетрадиционные способы рисования.

Оздоровительная.

1. Содействовать формированию гармоничного телосложения, правильной осанки и стопы.

2. Удовлетворять потребность детей в движении.

Воспитательная.

1. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность.

2. Содействовать положительных эмоций, умению общаться со сверстниками, взаимопонимания, сопереживания.

3. Развивать у детей умение предвидеть возможные опасные ситуации для жизни и здоровья, последствия своих поступков для себя и сверстников.

Гипотеза:

Проект основан на том, что организация овладения спортивными навыками, совершенствования артистических навыков детей в дальнейшем поможет дошкольникам развитию своих спортивных возможностей в школе и при посещении спортивных секций; способствует овладению детьми навыками общения и коллективного творчества, а также укреплению и оздоровлению своего организма.

Предполагаемые итоги реализации проекта.

· Дети стремятся как можно больше узнать о факторах, обеспечивающих здоровье.

· С удовольствием слушают рассказы, сказки, стихи о здоровом образе жизни, задают вопросы, делают выводы.

· Дети могут элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

· Дети стремятся к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены, соблюдению режима дня, правил безопасного поведения.

· Дети осуществляют перенос опыта здоровьесберегающей деятельности в игру.

· Установление дружеского взаимопонимания и делового контакта с родителями в вопросах здоровьесбережения и воспитания у детей привычки к здоровому образу жизни.

Реализация проекта

Понедельник

« Мой веселый, звонкий мяч

Клуб интересных встреч «Встреча с поваром».

Анкета-тест «Ведете ли вы здоровый образ жизни?» (воспитатели)

Подвижные игры: «Школа мяча», «Мой веселый звонкий мяч» - (все группы)

Выставка детских рисунков « Мы со спортом крепко дружим» (домашние задание)

Вторник

«День спортивных

развлечений»

Загадки, викторины о спорте – (все группы)

Спортивный турнир «Все дело в шляпе» - (старшие гр.)

Среда

«Мы спортсмены»

Сотворчество воспитателей, детей, родителей

Рисование « Спортивная эмблема группы» (все группы)

День бегуна (млад.гр. и подгот. гр)

Четверг

«День туризма»

Турпоход « Здравствуй,лес! (старшая и подгот.гр.)

Пятница

«День веселых

эстафет»

Спортивные соревнования «А ну-ка, девочки, а

ну-ка, спортсменочки» (старшие и подгот.гр.)

Оформление фоторепортажа « Турпоход»

Ожидаемые результаты: Практическая значимость проекта заключается в том, что прививая любовь к спорту, мы укрепляем здоровье дошкольников, развиваем творческие способности детей в процессе активного включения в театрализованную деятельность.

Предполагаемый результат:

Для детей:

1. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия.

2. Сформированность гигиенической культуры.

3. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

4. Уметь использовать средства выразительности в драматизациях (мимику, жесты, выразительность речи).

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей.

2. Физическая и психологическая готовность детей к обучению в школе.

3. Педагогическая, психологическая помощь.

4. Повышение уровня комфортности.

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма.

2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников.

3. Самореализация, моральное удовлетворение.


Штольп Галина Владимировна

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение д/с №4 «Гнёздышко»

Физкультурно-оздоровительный проект для старшей группы

« Наше здоровье в наших руках ».

Воспитатель: Скупова О.Л.

Музыкальный руководитель:

Стрекалова Г.Г.

Инструктор по физической культуре:

Кашко М.А.

2014г.

Актуальность проекта.

"Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их одухотворенная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы".
В.А. Сухомлинский.

Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры. Одна из основных задач, стоящих перед педагогами ДОУ, – воспитание здорового человека.
Современные дети испытывают “двигательный дефицит”, т.е. количество движений, производимых ими в течении дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, играя в тихие игры). Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечет за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы. Физически ослабленные дети подвергаются быстрому утомлению, у них снижены эмоциональный тонус и настроение, что в свою очередь отрицательно влияет на характер их умственной работоспособности.

Цель проекта.

Выявление тех механизмов и методов, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в МАДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало ребенку гармоничное развитие, помогало детям использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня, приобщение детей к физической культуре как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Укреплять здоровье и повышать работоспособность детей через организацию подвижных игр и игр с элементами спорта. Познакомить детей c здоровыми принципами питания, витаминами.

Целенаправленно развивать быстроту, скоростно-силовые качества, общую выносливость, гибкость, содействовать развитию у детей координации, силы.

Задачи проекта.

Оздоровительная

1. Охрана и укрепление физического здоровья детей;
2. Повышение защитных свойств организма и устойчивости к различным заболеваниям путем закаливания;
3. Формирование представления о своем теле, о необходимости сохранения своего здоровья.
4.Удовлетворение потребности детей в движении.

Образовательная

1. Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;
2. Создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;
3. Формирование правильной осанки, гигиенических навыков;
4. Развитие основных физических качеств и двигательных способностей детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.);
5. Формирование умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
Воспитательная

1.Воспитание потребности в здоровом образе жизни;
2. Вырабатывать привычку к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
3. Воспитывать положительные черты характера;
4. Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой;
5. Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей;
6. Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.

7. Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Этапы реализации проекта.

Подготовительный

Определение проблемного поля, формирование концепции по оздоровительной деятельности. Разработка проекта по направлению “здоровье”. Планирование работы с детьми, родителями и педагогами.

Практический

I этап – Эмблема. Гигиена;
II этап – Овощи и фрукты («Приключения в стране витаминов»);
III этап – Закаливание (точечный массаж). Первая помощь;
IV этап – «Движение с радостью»;
V этап – Взаимодействие с родителями (консультация).

Аналитический

Анализ деятельности.

Обобщение и систематизация опыта,
портфолио проекта.

Участники проекта.

Участники проекта:

дети 5-6 лет, родители,

инструктор по физической культуре,

воспитатель группы,

медицинская сестра,

музыкальный руководитель.

Ожидаемые результаты.

Для детей:

1. Снижение уровня заболеваемости;
2. Повышение уровня физической готовности;
3. Повышение эмоционального, психологического, физического благополучия;
4. Сформированность гигиенической культуры;
5. Улучшение соматических показателей здоровья;
6. Наличие потребности в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.

Для родителей:

1. Сохранение и укрепление здоровья детей;
2. Педагогическая, психологическая помощь;

Для педагогов:

1. Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов;
2. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников;
3. Личностный и профессиональный рост;
4. Самореализация;
5. Моральное удовлетворение.

Ресурсное обеспечение.

1.Физкультурный уголок в группе.
2. Спортивный зал “Спортландия”.
3. Спортивный участок на территории МАДОУ.
4. Физкультурное оборудование и спортивный инвентарь.
5 Методический инструментарий (картотека подвижных игр, конспекты бесед, занятий, сценарии спортивных развлечений и т.д.).
6. Подборка методической литературы “Физическая культура и оздоровление детей дошкольного возраста”.

Продолжительность проекта: 6 дней.

Формы реализации.

  • Занятия по познавательной деятельности;
  • Беседы с детьми и родителями;
  • Игровая деятельность;
  • Выполнение работ по изобразительной деятельности;
  • Организация тематических центров по проекту;
  • Оформление фотоальбома наших впечатлений.

Принципы реализации проекта:

  • принцип научности предполагает подкрепление всех оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • принцип целостности, комплексности педагогических процессов выражается в непрерывности процесса оздоровления и предполагает тесное взаимодействие педагогов и медицинских работников ДОУ.
  • принцип систематичности и последовательности предполагает взаимосвязь знаний, умений и навыков.
  • принцип связи теории с практикой формирует у детей умение применять свои знания по сохранению и укреплению здоровья в повседневной жизни.
  • принцип повторения умений и навыков – один из самых важнейших, так как в результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  • принцип доступности позволяет исключить вредные последствия для организма детей в результате завышенных требований и физических нагрузок.
  • принцип активного обучения обязывает строить процесс обучения с использованием активных форм и методов обучения, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы и творчества.
  • принцип коммуникативности помогает воспитать у детей потребность в общении, в процессе которой формируется социальная мотивация здоровья.
  • принцип результативности предполагает получение положительного результата оздоровительной работы независимо от возраста и уровня физического развития детей.

План реализации проекта.

Понедельник

Постановка проблемы.

Выдвижение гипотез – путей решения. Планирование деятельности, выбор форм продукта.

Рисование эмблемы (спортивный мяч).

Тема дня: «Гигиена».

Цели дня : закрепление знаний детей о культуре гигиены, формирование положительного отношения к здоровому образу жизни.

Конкурс на самый аккуратный стол.

Игра-эстафета «Собери мусор» (для мальчиков):

Игра-эстафета «Помой посуду» (для девочек):

Совместная игра «Мяч по кругу»:

Дети образуют круг, под музыку передают мяч по кругу. Музыка останавливается, у кого в руках оказался мяч, отвечает на вопрос: «Как я помогаю маме?».

Вторник

Тема дня: Овощи и фрукты. «Приключения в стране витаминов».

Цели дня: Расширять представления о витаминах, об их пользе для здоровья человека, о содержании тех или иных витаминов в овощах, фруктах.

Презентация «Любимое блюдо моей семьи».

Дидактические игры: «С какого дерева упало»; «Вершки и корешки»; «Овощи и фрукты»; «Узнай на вкус».

Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин».

Подвижная игра: «Овощи и фрукты»:

Группа делится на две равных по количеству детей подгруппы, выстраиваются в колоны. На противоположной стороне группы находится корзина с муляжами овощей и фруктов. Задача команд: одна собирает только овощи, другая команда – фрукты, которые складываются в лукошки. Один игрок может принести в свое лукошко только один предмет. В конце игры подсчитывается только количество правильно собранных овощей или фруктов. Один предмет – одно очко.

Беседа: Где живут витамины?

Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Федорино горе».

Лепка: «Репка».

Среда

Тема дня: Закаливание (точечный массаж). Первая помощь.

Цели дня : Знакомство детей с элементами оказания первой медицинской помощи, точечным массажем. Расширение представлений о пользе закаливания.

Викторина: «Ситуации»:

1. Дети играли на улице в догонялки. Петя убегал от всех. Вдруг, Саша подставил подножку, Петя упал. У него оказался сильный ушиб колена, локтя и многочисленные ссадины.
Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать травмы?
2. Брат и сестра играли дома в салки. Брат пробегая, нечаянно уронил вазу. Ваза разбилась. Испугавшись, сестра стала быстро подбирать стекла и порезала руку.
Вопрос: Кто виноват? Как можно было избежать несчастного случая? Как оказать первую помощь?
3. Во дворе жгли листву. Дети находились рядом. Один из них стал бить палкой по горящему полену. Искры разлетелись в разные стороны. Огонь попал девочке на куртку, куртка вспыхнула. Ребята растерялись. Девочка получила ожоги.

Вопрос: Кто виноват? Как избежать несчастного случая? В чем заключается первая помощь?

Загадки: природе от солнца бывает загар
В доме от спички бывает … (пожар).

Платье Машеньке из шелка
Сшили нитки и … (иголка)

На кухне в работе очень хорош
Блестящий, наточенный, остренький … (нож) .

Чтение художественной литературы: «Доктор Айболит».

Сюжетно-ролевая игра: Больница.

Закаливание, точечный массаж:

Четверг.

Тема дня : «Движение с радостью».

Цели дня : Совершенствовать равновесие, гибкость, ловкость. Развивать быстроту, координационные способности.

Утренняя гимнастика.

Физическая культура

Дети делятся на 2 команды.
1-ая команда будет называться – «Сильные» , а 2-ая команда – «Ловкие» .

Обе команды перед эстафетами произносят спортивный девиз : «Заниматься не ленись, физкультура это жизнь»!

1. Эстафета: «Бег в обручах»:

Первые участники надевают обруч и начинают бежать до кегли, обратно снимают обруч и возвращаются простым бегом, затем бежит 2-ой и т.д.

Выполнивший задание, встает в конец колонны. Побеждает команда, закончившая эстафету первой, и выполнившая задание правильно.

2. Эстафета: «Прыгуны»:

Команды стоят в колоннах друг за другом. По сигналу первый участник зажимает мяч между колен и начинает прыгать до кегли, обратно возвращается простым бегом и предает эстафету (мяч) 2-му, сам встает в конец колонны и т.д.
Выигрывает команда, выполнившая задание правильно и быстро.

Игра «Мы ходили по площадке только строили загадки».

Цель игры: учить детей быстро реагировать на сигнал, воспитывать выдержку и терпение. Развивать быстроту реакции и ловкость.

Ход игры: дети стоят в кругу, взрослый сзади незаметно для других детей касается одного ребенка, тем самым назначая его ловишкой. После окончания слов ребенок как можно быстрее выпрыгивает в обруч и старается затем осалить ребенка.

Правила: не показать своим видом, что тебя назначили ловишкой и дождаться окончания слов. Осаленный ребенок не должен вырываться.

Игра на восстановление дыхания: «По-турецки мы сидели».

Пятница

Тема дня: Консультация для родителей на тему "Здоровье дошкольников"

Цель: создание ситуации, позволяющей каждому родителю раскрыть содержание своего собственного опыта в воспитании ребенка.

Задачи:

– ознакомить родителей с особенностями физического развития дошкольников;
– ознакомить родителей с результатами развития физических возможностей дошкольников на занятиях физической культуры.

Дискуссия с родителями.

Вопросы:

– Развитие умения переносить знания, полученные на занятиях физической культуры в повседневную жизнь.

Профилактика сутулости ребёнка.

– Что должна сделать семья для решения данной проблемы?

Воспитатель: Что нужно знать родителям о физиологии дошкольника?

Полезные советы на каждый день.

– Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребенка.
– Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к собственному здоровью.
– Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
– Если ребенок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
– Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
– Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
– Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
– Не смейтесь над ребенком, если он выполняет какое-то упражнение не так.
– Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
Анкета для родителей.

  • Нравятся ли вашему ребенку занятия физической культуры в детском саду?
  • Позволяете ли вы себе забирать своего ребенка с занятий физической культуры, если вам это необходимо?
  • Считаете ли вы занятие физической культуры равноценным по значимости с другими занятиями?
  • Присутствовали ли вы когда-нибудь на занятии физической культуры?
  • Посещает ли ваш ребёнок спортивную секцию?
  • Что вы знаете о спортивных достижениях вашего ребёнка, если таковые имеются?
  • Какой вы видите организацию спортивной работы в детском саду, в который посещает ваш ребёнок?

Только совместная деятельность педагога, родителей и детей может дать значительные результаты. В ходе совместной деятельности с детьми педагог, сотрудничая с семьей, обеспечивает восхождение дошкольника к культуре здоровья.

Литература

1. Волошина Л.Н., Курилова Т.В. Игры с элементами спорта для детей 3–4 лет. Программа “Играйте на здоровье” и технология ее применения в ДОУ. – М.: Издательство “ГНОМ и Д”, 2004.

2.Картушина М.Ю. «Зеленый огонек здоровья» Детство Перес,2004 г.

3.Картушина М.Ю «Быть здоровыми хотим», Москва 2004 г.

4.Маханева М.Д. «С физкультурой дружить - здоровым быть», Москва 2009

5.Г. Моргунова О.И. «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки в дошкольном учреждении» Воронеж 2005 г.

Консультация для родителей.

Двигательная активность дошкольника.

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к ним предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Ведущими среди функциональных отклонений являются нарушения опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой системы, органов пищеварения; среди хронических патологий - болезни нервной, дыхательной, костно-мышечной, мочеполовой систем, а также аллергические заболевания. Большинство детей дошкольного возраста имеют различные нарушения в психофизическом развитии.

Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная предрасположенность, социальные условия и др.). К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Родители имеют возможность развивать личность ребенка, исходя из его индивидуальных возможностей, которые знают лучше, чем кто-либо другой. Они несут ответственность за его физическое, нравственное, умственное, социальное воспитание и развитие.

Важнейшим условием воспитания здорового ребенка является двигательная активность (ДА), которая оказывает благоприятное воздействие на формирующийся организм. Двигательная активность детей 3-7 лет имеет ярко выраженные индивидуальные проявления, что определяется прежде всего индивидуально-типологическими особенностями нервной системы и физического развития, степенью самостоятельности ребенка и устойчивостью его интересов к определенным играм и физическим упражнениям. Значимая роль в формировании ДА принадлежит взрослым.

Исследования медиков и педагогов выявили наличие взаимосвязи между показателями ДА, состоянием здоровья и поведением детей в течение дня, а также характером их двигательной деятельности. Были определены следующие ориентировочные показатели суточной ДА детей: 8-12 тысяч движений в 3-4 года, 13-17,5 тысяч движений в 5-7 лет.

Достижение такого уровня ДА ребенка в семье во многом зависит от создания рационального двигательного режима, включающего организованную и самостоятельную двигательную деятельность. К организованной деятельности относятся ежедневная утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на воздухе и в помещении, а также совместные с родителями прогулки на детской площадке, в парке, лесу.

Родителям следует позаботиться о создании физкультурно-игровой среды. Правильный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования способствуют развитию двигательной сферы ребенка, позволяют более полно удовлетворить его потребность в движении, формируют базовые умения и навыки, расширяют возможности использования разных видов упражнений. Так, лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба на лыжах, езда на самокате, велосипеде значительно увеличивают амплитуду движений, улучшают гибкость опорно-двигательного аппарата. Упражнения с мячом, обручем, скакалкой, метание предметов в цель (серсо, кольцеброс) способствуют развитию быстроты двигательных реакций. Балансирование на крупном набивном мяче, балансире, катящемся цилиндре, ходьба по шнуру, палке и т.д. развивают координацию и ловкость. Прыжки на батуте, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате, катание на санках с горок способствуют развитию ловкости и выносливости.

Для тренировки мышц плечевого пояса полезны упражнения с обручем и резиновым кольцом, различные виды ходьбы, повороты, приседания и т.д.

Езда на велосипеде, роликах, коньках, ходьба на лыжах стимулируют развитие мышц ног. С целью укрепления стопы и профилактики плоскостопия используются массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики для захвата их пальцами ног), ребристые доски. Формированию правильной осанки способствуют упражнения, выполняемые у стенки, упражнения с детским эспандером, гимнастической палкой и другими предметами.

Использование физкультурных пособий в подвижных играх помогает развивать восприятие пространства и времени, ориентировку в окружающей среде: ребенок определяет местоположение одних предметов по отношению к другим, а также по отношению к себе.

Участие в коллективных играх с элементами спорта (городки, волейбол, футбол, бадминтон, теннис, баскетбол, хоккей) и в спортивных упражнениях (катание на коньках, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, самокате) требует от ребенка умения согласованно решать двигательные задачи и подчиняться определенным правилам.

Беседа о профилактике сутулой спины, упражнения для сохранения правильной осанки.

Взрослый : Дети, что такое здоровье. Здоровый образ жизни? (ответы детей) Вы молодцы. Помните все, о чем мы с вами говорили раньше на занятиях о здоровье. Сегодня с вами у нас занятие очень интересное. Послушайте стихотворение Э. Мошковской " Дедушка и мальчик".

(Дети сидят на подушечках - душечках в свободной форме)

Жил старый, старый:мальчик

С сутулою спиной,

Он горбился за книгой,

Сгибался за едой.

И он ворчал. Ворчал. Ворчал,

И всех он огорчал.

Пошлют его за хлебом, а он ворчит при этом.

Попросят мыт посуду,

Ворчит - бурчит! "не буду"

Не буду! Не буду!

И у него был дедушка,

Который не ворчал,

И не ворчал. И не ворчал.

А всех он выручал.

Какой - то странный дедушка.

Какой - то он чудной,

Веселый, статный дедушка.

Ну просто молодой!

Как вы думаете, о чем говорится в этом стихотворении и о ком? (суждения детей). Да, правильно, о мальчике и его дедушке. А какую характеристику мы можем дать мальчику. Правильно: ворчун, сутулый, похожий на старичка, а дедушка наоборот.

А теперь я вам предлагаю рассмотреть вот эту иллюстрацию(показывает сутулого человека) Что вы об этом думаете? (высказывание детей) . Правильно, то же, что и о мальчике. А как вы думаете, почему он такой сутулый и не красивая у него осанка(суждения детей). Правильно, он не старался соблюдать те правила, которые необходимы человеку для сохранения правильной осанки и красоты тела6 не делал зарядку, сидел не правильно за столом. Вот я вам всегда напоминаю, чтобы вы сидели ровно. Низко не наклонялись, ходили красиво, спина должна быть прямой.

Воспитатель предлагает детям провести оздоровительную минутку.

А сейчас мне скажите, на этой картине кто изображен? Правильно верблюд. Посмотрите. Ведь у него спина тоже горбатая. Как вы думаете, у него неправильная осанка? (мнение детей). Правильно, это животное имеет специальные горбы на спине - походный запас питания, он в пустыне может несколько дней не есть. Это же животное и горб ему этот необходим, а у человека должна быть ровная красивая спина. Скажите, вы хотите быть стройными и красивыми? Хотите иметь красивую. Правильную осанку? Тогда давайте учиться держать осанку. Предлагает детям встать в полукруг. Дети приподнимите голову, подбородок должен быть не выше плеч, а плечи на одном уровне. Живот втяните. Вот такая должна быть осанка. За осанкой мы должны следить не только когда стоим, но и когда сидим. Чтобы осанка была правильной необходима каждому человеку подходящая под его рост мебель, она должна соответствовать росту. Вот почему вам определены каждому свое место за столом и оно помечено специально для вас. В вашей группе вся мебель соответствует вашему росту для формирования правильной осанки у каждого из вас. Я вас приглашаю сесть за столы на свои места. Мы сейчас будем учиться с вами сидеть правильно и красиво. И я надеюсь. Что вы на каждом занятии будете помнить о правилах красоты вашей осанки. Запомните три важных правила и всегда выполняйте их. Правило первое: проверьте положение ног. Они должны опираться под столом о пол. Я хочу посмотреть все ли правильно выполнили первое правило (проверяет и исправляет ошибки) Правило второе: проверьте расстояние от глаз до стола. Поставьте руку локтем на стол, кончиками указательного и среднего пальцев коснитесь виска. Вот так. Это расстояние правильное. На таком расстоянии должна находится голова от стола когда вы смотрите, читаете книгу или рисуете. Правило третье: Между краем и грудью должен проходить кулачок. Проверьте, вы правильно сидите. Давайте еще раз повторим эти правила, чтобы запомнить и не нарушать больше их. Для того. Чтобы быть стройным и красивым, с красивой осанкой.


Елена Яхно
Физкультурно-оздоровительный проект «За здоровьем в детский сад»

Физкультурно- оздоровительный проект

«За здоровьем в детский сад

Проблема и актуальность

Цель проекта

Задачи проекта

Принципы проекта

Форма проекта

Здоровьесберегающие технологии

Результативность

Дальнейшее развитие проекта

Картотека

Литература

ВИД ПРОЕКТА : информационно-игровой, практический, тактико-ориентированный, групповой, долгосрочный.

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : воспитанники детского саду №4 , педагоги, родители

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ : долгосрочный (01.09.2016 г. – 31.05.2017 уч. г) .

Проект реализуется через полную интеграцию физкультурно- оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в ДОУ, что отвечает современным ФГОС к общеобразовательной программе.

ПРОБЛЕМА И АКТУАЛЬНОСТЬ :

«Здоровье – это драгоценность , и

при том, единственная, ради

которой стоит не жалеть времени,

сил, трудов и великих благ»

Мишель де Монтень

В нашем дошкольном учреждении одним из приоритетных направлений является физкультурно- оздоровительное , и это очень важно в наше малоподвижное время.

А началось с того, как-то я заметила, что дети плохо умеют завязывать шнурки на (хотя и шнурки потихонечку тоже уходят из нашей жизни, на смену им пришли липучки и молнии) и отметила для себя, что у детей плохо развита мелкая моторика рук. Недостаточность двигательных функций у детей проявляется во всех компонентах моторики : в общей, в тонких движениях кистей и пальцев рук, в мимической и речевой моторике, что приводит к плохой координации движений в действиях по самообслуживанию, в трудовых процессах; вызывает затруднения в овладении ручными операциями (письмо, рисование, сказывается на выражении мимики и пантомимики, на формировании выразительной стороны речи, правильного и четкого звукопроизношения). Установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением. Всё больше времени современные дети проводят за компьютером или приставками, а родители не прививают ребенку ту потребность в здоровом образе жизни , которая так необходима. Так появилась мысль, как же нужно воспитывать ребёнка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться?

В нашем детском саду созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей и укрепления их здоровья . У нас есть замечательный спортивный зал оснащённый необходимым оборудованием спортивная площадка, площадка для закрепления детьми правил дорожного движения, в каждой группе созданы спортивные уголки, обеспечивающие двигательную реализацию детей в течение дня, использование нестандартного оборудования созданного руками педагогов.

Каждый новый учебный год я начинаю с того, что изучаю медицинские карты вновь прибывших детей. В наше дошкольное учреждение приходят в основном дети с 1 и 2 группой здоровья , но есть и дети имеющие 3 группу здоровья , а так же с различными патологиями.

Мы знаем, что хорошее здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать то, чему его учат. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий , вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей будут проходить при участии взрослых, как в детском саду , так и в семье.

Так возник проект «За здоровьем в детский сад » Проект представляет собой систему, которая способна влиять на состояние здоровья ребёнка . Она базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы» (под редакцией Веракса Н. Е.)

Перед педагогическим коллективом нашего ДОУ возникли вопросы : как укрепить и сохранить здоровье детей ? Как организовать образовательную деятельность дошкольников, чтобы дать каждому ребёнку оптимальную нагрузку с учётом его подготовленности, группы здоровья ? Как развивать интерес к занятиям физической культурой, потребность в здоровом образе жизни ? Как сделать привлекательным занятие физической культуры для всех детей? Как достичь в процессе занимательного дела оптимального сочетания оздоровительного , тренировочного, образовательного компонентов физкультурной деятельности ?

Актуальность опыта состоит в решении проблемы сохранения и укрепления здоровья детей . Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий , без которых в нашем дошкольном учреждении немыслим педагогический процесс.

Поэтому организованная своевременная работа по развитию у детей двигательной функции в общей системе коррекционно-развивающих мероприятий :

Использование гибкого охранительного режима

Правильного рационального питания

Создание санитарно-гигиенических условий

Условий для закаливания

Оптимального двигательного режима и соблюдение личной гигиены детей

Обеспечение их физического, психического и эмоционального благополучия

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА :

Воспитать физически развитого жизнерадостного ребенка путем формирования у него осознанного отношения к своему здоровью и потребности к здоровому образу жизни

Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей

Создание психолого-педагогических условий для формирования эмоционального благополучия, бережного отношения к ребенку, уважение к индивидуальности и личности

Оптимизация режима двигательной активности детей путем усовершенствования организованных и самостоятельных форм функционально-оздоровительной деятельности детей

Систематизация мероприятий по организации двигательной активности детей

Поиск новых путей практической реализации современных технологий

Формирование интегрированных связей между двигательной, интеллектуальной, коммуникативной способностями

Создание здоровьесберегающей среды

Подготовка ребенка к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни

Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни , развитие интереса к физической культуре и спорту

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей , повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений

Создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения охранительного режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической баз

Создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению

Использование здоровьесберегающих технологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования

Организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности

Просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни , воспитание культуры здоровья , динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей , монитогинг

ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА :

Принцип разностороннего развития личности

активизация мыслительной деятельности детей, создание условий, в которых ребенок сам ищет рациональный способ решения

Принцип гумманизации

физкультурно- оздоровительная деятельность строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений детей

Принцип индивидуальности

обеспечение здорового образа жизни каждому ребенку с учетом его здоровья , интереса, подбор оптимальной физической нагрузки

Принцип цикличности и систематичности

постепенное повышение нагрузки, по мере физической подготовленности

Принцип оздоровительный

обеспечение рационального общего двигательного режима, чередование двигательной и познавательной активности детей в продуктивных видах деятельности

Принцип взаимосвязи с семьей

соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка

Принцип доступности медико-социальной помощи

Принцип ответственности сотрудников ДОУ

Принцип соблюдения прав человека и гражданина

Принцип обеспечения равных возможностей при реализации проекта оздоровления детей

Принцип активности детей.

ФОРМЫ ПРОЕКТА :

1. Специально организованная деятельность

Гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов

Гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т. д.)

Занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями подарками)

Подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения

оздоровительный бег , босохождение

Динамические паузы

Бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)

Гимнастика пробуждения

Закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны)

Кислородный коктейль

Рациональное питание

Психологическая поддержка

проектная деятельность

Прием детей на улице в теплое время года

Оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, спортивных уголков в группах

2. Совместная деятельность с детьми

Индивидуальная здоровьесберегающая работа , подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья , развлечения

3. Самостоятельная деятельность детей

В спортивном уголке, на спортплощадке с использованием пиктограмм основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка

4. Интеграция с другими образовательными областями

Художественное творчество, коммуникация, познание, социализация, музыка, труд, чтение художественной литературы, безопасность

5. Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно- оздоровительной работы

Совместная физкультурно -досуговая деятельность, наглядная агитация по вопросам физического воспитания (стенды, памятки, газеты, выставки, организация совместного активного отдыха, оформление рекомендаций для родителей по организации двигательной активности, посещение родителями режимных моментов, обогащение литературы по здоровому образу жизни , анкетирование, вовлечение родителей в образовательный процесс «Вместе с мамой, вместе с папой!»

6. Взаимодействие со специалистами ДОУ

Консультации старшего воспитателя, логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, специалиста по охране здоровья детей ,

7. Внешние связи

Стадион «Нефтяник» (проведение совместных спортивных мероприятий среди ДОУ)

Разделы программы Виды детской деятельности

Здоровье Закаливание (утренняя гимнастика; подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (в помещение) ; подвижные, спортивные игры, физические упражнения, профилактические мероприятия при плоскостопии и нарушении осанки, физкультурные занятия (на улице) ;

Физическая культура Физкультурные занятия ; утренняя гимнастика; физкультурные досуги : «Путешествие в страну Здоровья » ; «Как стать Неболейкой» , «Как Незнайка в пожарные готовился» ; «Зимние забавы» ; Спортивный праздник посвященный Дню защитника Отечества - «Зарница» ; «Папа - гордость моя!» ; «Масленица» ; «А ну-ка, мамы!» ; «Папа, мама, я – спортивная семья» ; «Большое космическое путешествие» ; «День защиты детей» ; «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья!»

Социализация Приобщение к элементарным общепринятым нормам правилам взаимоотношений со сверстниками, развитие игровой деятельности в сюжетных играх : «Больница» , «Аптека» , «Магазин» , «Семья» , «Парикмахерская» и т. д.

Труд Формирование представлений о труде взрослых (учитель физкультуры , тренер в спортивной школе, о спортсменах); самообслуживание (во всех видах деятельности, в режимных моментах) ; создание соответствующей предметно-развивающей среды.

Безопасность Занятия : «Как устроено тело человека» , «Как работает сердце человека» , «Как движутся части тела» , «Здоровье и болезнь » , «Личная гигиена» , «Витамины и полезные продукты» , «Витамины и здоровый организм » , «Здоровая пища » , «Режим дня» , «На воде, на воздухе, на солнце» , «Спорт» и т. д.

Познание Классификация (виды спорта, спортивное оборудование (мяч, ракетка, клюшка, гиря, гантели) . Составление плана – схемы «Мой детский сад » , «Мой город» (спортивные объекты –стадион «Нефтяник» )

Конструирование : из природного материала «Виды спорта» ;

«Путешествие в страну «Спортландию» , игра «Спортсмены» , «Юнные Олимпийцы» .

Музыка «Аэробика» Музыка Ю. Чичикова; «Зимняя песенка» муз. А. Лешена; «Детство – это я и ты » муз. Ю. Чичикова; «На зарядку» М. Старок; «Песня про зарядку» слова В. Викторова, музыка Львова – Компанейца; «Физкульт – ура Ю. Чичикова; «Мяч» М. Красева; «На зарядку» Л. Феоктистова; «Утренняя песня» Сл. Е. Тараховской, Муз. А. Ушкарева; «Про зарядку» сл. В. Викторова, муз. Д. Львова-Компанейца; «Это для нас» муз. Т. Попатенко, сл. М. Лаписовой; Упражнения «Марш» муз. И. Арсеева; Упражнение с флажками «На зарядку» Муз. В. Золотарева; Упражнение с гирляндами «Вальс» Муз. Ю. Слонова; Упражнение обручами «Обручи» сл. З. Петровой, муз. Ю. Чичкова; Упражнение со скакалками «Скакалки» сл. З. Петровой, муз. Ю. Чичкова; Упражнение с мячами «Мячи» сл. З. Петровой, муз. Ю. Чичкова;

Художественное творчество Рисование : «Мы любим спорт» , «Зимние забавы» , «Спартакиада» , «Папа, мама, я спортивная семья» , «Дерево здоровья » , «Футболисты» .

Лепка : «Мы спортсмены» , «Дети на прогулке» , «Занятия спортом»

Аппликация : «Мы любим спорт» , «Спартакиада» , «Стадион» , «Футболисты» , «Виды спорта» , «Олимпиада в Сочи»

Коммуникация Заучивание стихов и загадок о спорте; Занятие «Осанка - зеркало души» , «Разговор о правильном питании» ; «Составление рассказа о том, как я отдыхал летом» ; «Составление рассказа о видах спорта» ; Рассматривание картины : «На прогулке» , «Мы занимаемся спортом» , «Мы пришли с прогулки» , «Мы умываемся» ; Экскурсия на физкультурную площадку ; спортзал; бассейн.

Взаимодействие с родителями «День открытых дверей» , «День здоровья » , «День физкультурника » ; конкурс на лучший семейный рисунок «Мы любим спорт» ; Досуг - «Мама, папа, я – спортивная семья» , «Здоровым быть здорово ; «Наш любимый парашют» ,

фотогазета из семейных архивов «Я и спорт» ; изготовление нестандартного оборудования для профилактических мероприятий с детьми; родительское собрание «Физкультурно- оздоровительная работа в детском саду и дома »; Консультации : «Значение режима в воспитании детей» , «Больше внимания осанке детей» ; Круглый стол «Физическое развитие ребенка в семье и дома» , Викторина с родителями «Спорт – это жизнь» ; Беседы : «Уход за телом ребенка» , «Какую обувь носить» и т. д.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ДЕТЕЙ :

Альбом «Рассказы о спортсменах» .

Альбом «Наше творчество» .

Д/и «Спортивное оборудование» , «Виды спорта» .

Фотогалерея «Мы занимаемся спортом» .

Фотоальбом «Олимпийское движение» .

Спортивное развлечение «Здоровым быть – здорово .

Книги «Человек» , «Тело человека» , «Строение тела человека» и др.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ :

Конспекты по теме проекта .

Библиография по теме проекта .

Музыкальные СД диски.

Презентация проекта .

Планирование по данной теме.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ :

Анкетирование «Спорт в жизни людей» , «Какое место физкультура занимает в вашей семье?» , «Исследование предложений о ЗОЖ» .

Родительские собрания «Как провести выходной день с детьми» .

Презентация проекта на родительском собрании.

Консультации «Роль семьи в физическом воспитании ребёнка» , «Зачем заниматься утренней гимнастикой и физкультурой , «Детский фитнес дома » .

Совместное творчество с детьми.

Спортивное развлечение «Здоровым быть – здорово .

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ :

Игротерапия

Утренняя гимнастика

Коррегирующая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Дыхательная гимнастика

Гимнастика для глаз

Бодрящая гимнастика

Гимнастика пробуждения

Динамическая пауза

Релаксация

Прогулка

Закаливание

Индивидуальная профилактическая работа

Свободная двигательная активность

Аэробика

Логоритмика

Цветотерапия

Музыкотерапия

Песочная терапия

Витаминотерапия

Психогимнастика

физкультминутки

Массаж и самомассаж

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ :

Основными результатами внедрения проекта являются :

В ДОУ № 4 по направлению «Физическое развитие и здоровье » созданы все условия для правильного физического развития детей

Имеется материально-техническая база (наличие оборудования спортзала, спортплощадка, здоровьесберегающие компоненты (сбалансированное питание, кислородный коктейль)

Соответствующее физическое развитие детей группы возрастной норме

Активность детей, владение навыками здорового образа жизни , формирование основных движений, физических качеств, накапливаемость резерва здоровья

Появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса

Показание высоких результатов мониторинга по снижению заболеваемости, двигательной активности и физической подготовленности, формирование личных качеств детей

Формирование элементарных представлений о пользе занятий физической культурой, освоение культурно-гигиенических навыков

Дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик

Составление проекта «За здоровьем в детский сад » (этот проект используют педагоги для организации физкультурно- оздоровительной деятельности ) в ДОУ №4

Составление перспективно-тематического плана физкультурно- оздоровительной деятельности детей , сценарий проведения мероприятий, конспектов утренних и бодрящих гимнастик, в соответствии с лексическими темами

Составление картотек подвижных, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик, гимнастика пробуждения, картотеки по основным видам движения, картотеки по общеразвивающим упражнениям.

ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ ПРОЕКТА :

проектировать коррекционно-развивающую среду в группе в соответствии с реализацией поставленных задач

Создавать единые благоприятные условия для организации коррекционно-педагогического процесса в семье и ДОУ

оздоровление детей через систему лечебно-профилактических мероприятий

Совершенствовать качества воспитательно-образовательного процесса по физической культуре путем интеграции разных направлений

Ввести в образовательный процесс здоровьесберегающие принципы системы оздоровления детей современные педагогические технологии, инновации, методики

Формировать потребность в ежедневной двигательной активности; навыки саморазвития и самоорганизации

Побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью , знакомить с доступными способами его укрепления

КАРТОТЕКА :

Бодрящая гимнастика

Пальчиковая гимнастика

Зрительная гимнастика

Пластические этюды

Развитие речевого дыхания

Динамические паузы

Артикуляционная гимнастика

Гимнастика для улучшения слухового восприятия

Коррегирущие упражнения

Упражнения для профилактики плоскостопия

Упражнения для снятия общего утомления

Упражнения на напряжение и расслабление мышц

Игровой массаж

Подвижные игры осеннего периода

Подвижные игры зимнего периода

Подвижные игры весеннего периода

Подвижные игры летнего периода

Русские народные игры

Игры малой подвижности

Спортивные игры

Коммуникативные игр

ПЕРСПЕКТИВНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО- ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ :

Формировать потребности в двигательной активности

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний

Развивать сенсорные и моторные функции

Приобретать навыки правильного дыхания

Прививать навыки элементарного самомассажа

Развивать интеллектуальные функции (мышление, память, воображение, внимание, восприятие, ориентировка в пространстве)

Формировать здоровый образ жизни

Создавать устойчивую мотивацию и потребность в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих

Развивать эмоционально-волевую сферу и игровую деятельность

Формировать гармоничную личность (умение дружить, чувства уважения, доброты, самокритичности и др.)

Сохранять здоровье детей в процессе воспитания и обучения

Сформировать полноценное развитие и готовность детей к мотивации учебной деятельности

ЛИТЕРАТУРА :

Букварь здоровья /Л . В. Баль, В. В. Ветрова, 1995 г

Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т. С. Яколева, 2006 г /

Развивающая педагогика оздоровления /В . Т. Кудрявцева, Б. Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г. /

Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л. В. Кочеткова – М, МДО2009г. /

Физическая культура дошкольника /Т. В. Кудрявцева/

Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. Теория и практика физической культуры, практическое пособие /В. Бальсевич – М, Просвещение, 2000 г. /

Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников : методическое пособие /Н. Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г. /

Воспитание ребенка-дошкольника : развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Росту здоровым [текс] программ . Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений /В. И. Зимонина – М, ВЛАДОС, 2003 г. /

Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э. Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г. /

Двигательная активность ребенка в детском саду : пособие для педагогов ДУ /М. А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2010г. /

Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.

«Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет » И. Е. Варенин, С. Г. Кудрявцева

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ » Л. В. Гаврючина

«Игры, которые лечат» Е. А. Бабенкова

«Зеленый огонек здоровья » М. Ю. Картушина

«Азбука физкультминуток для дошкольников » В. И. Ковалько

«Скороговорки и чистоговорки» О. А. Новикова

«Развиваем мелкую моторику» О. И. Крупенчук

«Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7

«Развитие звуковой культуры речи у детей» Е. В. Колесникова

Дополнительная литература

Литвинова Н.В., Чернуха И.А., Соболева Е.В., ГБОУ
СОШ №16 СПДС №6 «Солнышко» г.о. Жигулевск

Руководитель проекта:

Воспитатель: Литвинова Наталья Викторовна; Чернуха Ирина Алексеевна;

Инструктор по физической культуре: Соболева Елена Викторовна

Координатор проекта:

Старший воспитатель: Тимофеева Тамара Владимировна

Вид проекта: информационно-образовательный, долгосрочный.

Участники проекта:

  • Дети старшей группы;
  • Родители воспитанников;
  • Воспитатели;
  • Инструктора по физической культуре.

Сроки реализации проекта: 4 месяца

Актуальность проекта

Подвижные игры - наиболее доступный и эффективный метод воздействия на ребёнка при его активной помощи. Благодаря играм, обыденное - становится необычным, а потому особенно привлекательным. Преимущество подвижных игр перед строго дозируемыми упражнениями в том, что игра связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной ненавязчивой форме.

«Подвижная игра - это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами». Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям. Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгновенной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!», «Стой!» и др. По мнению М. Н. Жукова, «подвижная игра - относительно самостоятельная деятельность детей, которая удовлетворяет потребность в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил».

Цель проекта: Развитие двигательной активности и физической подготовленности посредством подвижных игр

Задачи:

  • Способствовать познавательному развитию ребенка путем знакомства с подвижными играми
  • Способствовать сохранению положительного психоэмоционального состояния у детей.
  • Формировать и совершенствовать жизненно необходимые двигательные умения и навыки (ходьба, бег, лазание, метание и т. д.) . Удовлетворять потребность детей в движении
  • Развивать основные физические качества и двигательные способности детей (силовые, скоростно-силовые, координационные и др.) .
  • Формировать умения выполнять правила подвижных игр, проявляя находчивость, выдержку, ловкость и самостоятельность.
  • Воспитывать у детей интерес к занятиям физической культурой как организованной форме максимального проявления его двигательных и функциональных возможностей.
  • Поощрять двигательное творчество и разнообразную игровую деятельность детей.
  • Способствовать развитию самоконтроля и самооценки в процессе организации разных форм двигательной активности.
  • Содействовать развитию положительных эмоций, умения общаться со сверстниками, взаимопонимания и сопереживания.

Таблица 1 - Возможные риски проекта

Литература

  • Алямовская В. Г. Как воспитать здорового ребенка – М.: Аркти, 1993
  • Веракса Н. Е. «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.: Мозаика-Синтез, 2010
  • «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М. : Мозаика-Синтез, 2010
  • Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет – М.: Мозаика-Синтез, 2009-2010

Предполагаемые результаты реализации проекта:

  • Повышение уровня физического развития дошкольника. Развитие физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость;
  • Снижение заболеваемости. Укрепление здоровья детей при помощи подвижных игр;
  • Привитие интереса к здоровому образу жизни;
  • Умение детей играть в подвижные игры;
  • Развитие двигательной активности детей;
  • Сплочение детского коллектива;
  • Обогащение словарного запаса детей. (считалки, новые для детей слова).

Итог проекта

  • У детей сформировался интерес к здоровому образу жизни.
  • У детей сформировались представления о спорте, подвижных играх, здоровом образе жизни, здоровье.
  • Дети научились играть и соблюдать правила в подвижных играх.
  • У детей повысилась двигательная активность.
  • Сформировался социально – коммуникативный навык общения между детьми.

Проект в ДОУ «Навстречу рекордам»

Направление проекта: «Физическая культура»
Образовательные области: «Здоровье», «Физическая культура».
Мы строим будущее смело,
Шагаем к цели, как спортсмены!
С пути мы, верно, не сойдём –
Здоровье нации вернем!
России будущее – дети,
Ценней всего для нас на свете.
Чтоб фундамент прочный заложить –
Традиции должны мы возродить.

Актуальность проекта:
Возрождение комплекса ГТО в образовательных организациях, сегодня, на мой взгляд, является актуальным и принципиальным. Целью вводимого комплекса является дальнейшее повышение уровня физического воспитания и готовности людей, в первую очередь молодого поколения к труду и обороне. Именно так закладывался ранее, и будет закладываться сейчас фундамент для будущих достижений страны в и обороне. Будучи уникальной программой физкультурной подготовки, комплекс ГТО должен стать основополагающим в единой системе патриотического воспитания подрастающего поколения.
Как бы в подтверждение общественной значимости и актуальности данного проекта, отмечу, что все люди разные. Однако, у всех, кто добровольно решит пройти испытание комплексом ГТО, есть одна общая черта, – целеустремлённость. Именно эта черта является наиболее важной для людей XXI века. Только целеустремлённые и физически подготовленные люди смогут добиться успеха в условиях конкуренции на рынке труда, а наша задача помочь им в этом, т.к. их достижения будут иметь не просто личностный, а социальный смысл. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа для физического развития, здоровья и характера человека в будущем. Этот период детства характеризуется постепенным совершенствованием всех функций детского организма. Ребенок этого возраста отличается чрезвычайной пластичностью. Все это и натолкнуло меня на мысль о создании проекта по реализации комплекса ГТО.
Проблема: недостаточная осведомленность родителей о важности физического воспитания. Низкая спортивная активность, малоподвижный образ жизни детей и их семей, отсутствие понимания культуры. Негативная статистика по образу жизни в семье (сниженная активность, несбалансированное питание, несоблюдение режима дня, растущие факторы риска, отсутствие полезных привычек).
Цель проекта: сделать работу по физическому воспитанию детей дошкольного возраста систематической и результативной.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с программой ГТО и традицией их проведения;
2. Расширить и закрепить знания детей и родителей о здоровом образе жизни;
3. Продолжать развивать двигательные навыки и физические качества детей;
4. Совершенствовать физические способности в совместной двигательной деятельности детей;
5. Содействовать развитию интереса к занятиям физической культурой и;
6. Повысить профессиональное мастерство педагогов дошкольного учреждения по теме «здоровый образ жизни»;
7. Создать единое воспитательно-образовательное пространство на основе доверительных партнерских отношений сотрудников ДОУ с родителями.
Новизна проекта: создание в дошкольном учреждении системы по подготовке к проведению испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. Совместная деятельность дошкольного учреждения, МБОУ ДЮСШ и семьи с целью приобщения ребенка к здоровому образу жизни и обогащению его социального опыта.
Вид проекта: познавательно – оздоровительный.
Участники проекта: дошкольники 6-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель, родители, директор МБОУ ДЮСШ, тренеры – преподаватели МБОУ ДЮСШ.
Партнеры проекта: МБОУ ДЮСШ.
Продолжительность проекта: Долгосрочный.
Основные формы реализации проекта: беседы, детское творчество, игры, викторины, конкурсы, экскурсии, развлечения.
Сроки реализации проекта: С 1.09.2017 по 1.07.2018г..
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Формы работы: Игровая, познавательная, творческая.

Ожидаемые результаты:
1. выявление физической и психологической предрасположенности дошкольника к какому-либо виду спорта;
2. пополнение знаний о комплексе ГТО.
3. повышение мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом;
4. положительная результативность в сдаче норм «ГТО»;5. рост спортивных достижений;5. эмоциональное сближение детей и родителей;
6. рост профессиональной компетенции педагогов;
7. активное взаимодействие родителей и педагогов;
8. обогащение педагогического опыта родителей;
9. сформированность у родителей осознанных потребностей в систематических занятиях физической культурой и спортом, ведение здорового образа жизни;
10. обогащение методической базы и развивающей среды в ДОУ;
11. приобретение опыта взаимодействия с социальными партнёрами;
12. повышение привлекательности детского сада в глазах родителей и коллег.
Условия для реализации проекта:
Для успешной реализации проекта «Навстречу рекордам» в МБОУ «Парабельская гимназия» имеется кадровый потенциал: инструктор по физической культуре, воспитатели, медицинский работник, логопед, психолог, музыкальный руководитель.
Созданы благоприятные условия: подготовлена спортивная площадка, приобретено необходимое спортивное оборудование, в группах создана комфортная пространственная среда, центры двигательной активности во всех возрастных группах. Также приобретена методическая и художественная литература.
Нормативно – правовое регулирование и нормативная база реализации проекта
Нормативно-правовая база проекта выстраивается на основе законодательных, программных документов федерального, регионального и муниципального уровней. К наиболее значимым документам, определяющим условия и механизмы внедрения модели воспитательной компоненты на федеральном уровне, относятся:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
3. Проект Постановления Правительства Российской Федерации от 2014г. «Об утверждении
4. Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне»и(ГТО)».
5. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 гг., утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2148.

Дорожная карта проекта

Организационно-педагогическая работа:
1 Диагностика уровня физической подготовленности детей. Сентябрь 2017 – май 2018. Ответственные: Инструктор ФК.
2 Анализ условий для реализации проекта. Сентябрь 2017. Ответственные:Заведующая, рабочая группа.
3 Подбор методической, научно-популярной литературы, иллюстративного материала по теме проекта. Постоянно. Ответственные:Воспитатели, старший воспитатель, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель.
4 Составление плана мероприятий.Сентябрь – октябрь 2017. Ответственные:Инструктор по физической культуре, старший воспитатель, воспитатели, директор МБОУ ДЮСШ.
5 Знакомство и изучение нормативов испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) I ступень (возрастная группа от 6 до 8 лет);Ноябрь 2017. Ответственные:Инструктор по физической культуре.
6 Презентация с использованием мультимедийного оборудования «История возникновения ГТО»; Ноябрь 2017. Ответственные:Инструктор по физической культуре, старший воспитатель.
7 Подборка оборудования, спортивного инвентаря для проведения нормативных испытаний, физкультурных занятий и спортивных праздников. Октябрь-ноябрь 2017. Ответственные: Заведующая, инструктор по физической культуре.
8 Презентация для детей и родителей с использованием мультимедийного оборудования «Выполняем нормы ГТО». Май 2018. Ответственные:Инструктор по физической культуре, воспитатели.
9 Презентация проекта и создание методических рекомендаций для педагогов других ДОУ. Июнь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
10 Фотоотчёт на сайте детского сада по проведённым мероприятиям в рамках проекта. Июнь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре,старший воспитатель.
11 Составление сборника стихов, загадок о разных видах спорта. Апрель-май 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре, воспитатели.
12 Анализ мониторинга работы по проекту «Навстречу рекордам». Июнь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
13 Подбор музыкального репертуара, изготовление новых атрибутов, подготовка и оформление зала к спортивным праздникам. Сентябрь-октябрь 2017. Ответственные: Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
14 Разработка сценария спортивного праздника «ГТО – наш верный друг». Апрель 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
15 Стенд «ГТО – возродим традиции!». Октябрь 2017. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
16 Выставка совместного творчества детей и родителей «От норм ГТО – к олимпийским медалям!». Февраль 2018. Ответственные: Воспитатели, старший воспитатель.
17 Фотовыстовка «Навстречу рекордам». Март 2018. Ответственные: Воспитатели, старший воспитатель.
18 Семинар-практикум для педагогов:«Физкультурно-образовательное пространство дошкольного учреждения как условие подготовки детей к сдаче норм комплекса ГТО». Октябрь 2017. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
19 Консультация для педагогов: «Что такое ГТО?». Декабрь 2017. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
20 Консультация для родителей: «Зачем нужно ГТО в дошкольном возрасте? Январь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
21 Консультация для педагогов: «Внедрение комплекса ГТО в ДОУ. Март 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
22 Консультация для родителей: «Нормативные испытания «ГТО» и как их проходить». Апрель 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
Интегрированные спортивно-оздоровительные мероприятия для детей.
24 Экскурсия в МБОУ ДЮСШ. Октябрь 2017. Ответственные: Директор ДЮСШ, инструктор по физической культуре.
25 Знакомство с лучшими спортсменами ДЮСШ. Январь 2018. Ответственные: Директор ДЮСШ, инструктор по физической культуре.
26 Сдача норм ГТО на базе ДЮСШ. Май 2018. Ответственные: Директор ДЮСШ, тренера ДЮСШ, инструктор по физической культуре.
27 Проведение спортивного праздника «ГТО – наш верный друг». Июнь 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре, воспитатели.
Мероприятия с родителями.
28 Совместное мероприятие «Мама, папа, я – спортивная семья». Октябрь 2017. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
29 Мастер-класс «Делай как я!» для детей подготовительной к школе группы и их родителей по разным видам нормативов «ГТО» (силовые, на гибкость, на скорость и выносливость). Май 2018. Ответственные: Инструктор по физической культуре, воспитатели.
Работа с детьми.
30 Игры – упражнения с включением обязательных испытаний (тестов) ВФСК «ГТО». В течение года. Ответственные: Инструктор по физической культуре.
31 Рассматривание с детьми иллюстраций, фото и видео материалов по теме проекта. В течение года. Ответственные: Воспитатели, инструктор по физической культуре.
32 Чтение с детьми рассказов, загадывание загадок, разучивание стихотворений о спорте. В течение года. Ответственные: Воспитатели.
33 Проведение с детьми интеллектуальных и развивающих игр: «Узнай вид спорта», «Спортивное оборудование», «Сложи картинку», «Найди спортсмена по описанию», «Что изменилось на спортивной арене?». В течение года. Ответственные: Инструктор по физической культуре, воспитатели.
34 Рисование