В рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» появились в свет новые программы и технологии по духовно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста (В.Н.Вишневская, М.Д.Маханева, В.И.Натарова, Л.А.Кондрыкинская, М.Ю.Новицкая, Г.А.Ковалева и др.). Идеологическая направленность таких программ и технологий - воспитание патриотизма.

Необходимость патриотического воспитания отражена в таких программах, как «Истоки», «Детство», «Из детства в отрочество», «Я-человек», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» и др. .

Некоторые из названных программ рассмотрим более подробно.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы О.Л. Князева и М.Д. Махалева). Данная программа предлагает новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, нацеленные на приобщение детей к русской народной культуре.

Основная цель программы - способствовать формированию у детей личностной культуры, приобщать их к богатому культурному наследию русского народа, заложить фундамент для освоения детьми национальной культуры, для чего дети должны знать жизнь и быт русского народа, его характер, присущие ему нравственные ценности, традиции, особенности материальной и культурной среды. Параллельно в программе решаются вопросы расширения базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения .

Теоретическую основу программы составляет известное положение о том, что дети в процессе ознакомления с родной культурой приобщаются к непреходящим общечеловеческим ценностям. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Однако национальная гордость не должна проявляться как самодовольство и, тем более, как презрительное отношение к другим народам. Патриотизм тесно связан с духовностью личности, с ее глубиной, поэтому педагог, не будучи сам патриотом, не сможет пробудить чувство любви к Родине.

Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски и сказки до музыки и театра. Для реализации этой цели предлагается использовать соответствующие дошкольному возрасту игровые методические приемы.

Программа рассчитана на работу с детьми трех-семи лет. Она включает перспективное и календарное планирование. Для каждой возрастной группы (младшей, средней, старшей и подготовительной) предусмотрены конкретные темы занятий для каждого календарного месяца. Занятия проводятся примерно раз в неделю. Содержание занятий знакомит детей со сказками (их проигрывание, пояснение и иллюстрации незнакомых слов), песенками, обычаями, предметами русского быта и т.д.

Конечно, реализовать такую программу, в отличие от программ «Детство» и «Истоки», могут лишь педагоги, хорошо знакомые с русским фольклором и национальной культурой. Для того, чтобы педагогический коллектив любого детского образовательного учреждения имел возможность творчески развивать предложенный вариант программы, в виде приложения даются специальные материалы: сказки, былины, литературные произведения, нотный материал, небольшой словарь старинных русских слов, наиболее часто употребляемых в народных сказках и пословицах, и т.д. .

Другая не менее интересная нравственно-патриотическая программа - программа «Детство».

Эта программа разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Государственного педагогического университета им. Герцена в Санкт-Петербурге. Начиналась работа под руководством доктора педагогических наук В.И. Логиновой. Руководителем и научным редактором программы является заведующий кафедры Т.И. Бабаева.

«Детство» - программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исходят из того, что характер детской деятельности и особенности взаимоотношений детей с окружающими обусловливают естественное возникновение и вызревание перспективных психологических новообразований в познавательной и мотивационно-эмоциональной сферах .

У программы две основные цели - начальная социализация и приобщение детей к общечеловеческим ценностям.

Главная задача -- ввести ребенка в основные сферы бытия, в мир людей, предметов, в мир природы и помочь ребенку осознать себя субъектом собственных действий и переживаний.

Содержание программы «Детство» кардинально отличается от содержания программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (проигрывание русских народных сказок, исполнение и анализ песен, обыгрывание обычаев русского народа). Оно условно объединено вокруг четырех основных блоков: «Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни» .

Программа состоит из объединенных в одну книгу трех частей, каждая из которых посвящена отдельному периоду дошкольного детства -- младшему, среднему и старшему. Все три части программы содержат разделы, освещающие разные стороны воспитания (умственное, нравственное, эстетическое и т.д.) и разные виды деятельности. Эти разделы сходны с разделами типовой российской программы.

Инновационные моменты программы «Детство» связаны с переструктурированием и обновлением знаний и представлений об окружающем мире. Содержание этих знаний лишено дидактичности и идеологизации, что свойственно традиционной программе. Все внимание сосредоточено на человеке. Человек представлен как творец предметного мира, как неотъемлемая часть и в то же время «хранитель» природы, как носитель моральных и нравственных норм поведения. Знания и представления об окружающем мире тесно связываются с собственной деятельностью детей.

Как подчеркивают авторы, основой программы является блок «Здоровый образ жизни». Он представлен во всех возрастных периодах разделом «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». В разделе указано, что именно осваивает ребенок в том или ином возрасте, какие рекомендуются физические упражнения (бег, прыжки, ходьба и равновесие, катание на лыжах и пр.), и приводятся примерные результаты физического развития детей .

Важным средством развития эмоциональной отзывчивости дошкольников авторы программы «Детство», также как и программы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» считают приобщение к искусству - музыке, литературе, народной культуре .

В плане организации педагогического процесса программа «Детство» рекомендует воспитателям сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы работы.

Авторы программы нацеливают воспитателей проявлять творческое отношение к планированию: педагог самостоятельно выбирает из предложенного содержания то, что может быть реализовано через самостоятельную детскую деятельность, через совместную деятельность с педагогом, а что целесообразно включить в содержание игр, занятий, развлечений. Поставленные педагогические задачи решаются на основе накопления ребенком эмоционально-практического опыта в игре, в общении, экспериментировании, предметной, речевой, изобразительной и театральной деятельности .

Еще одной программой духовно-патриотического воспитания дошкольников является программа «Истоки».

Эта программа разрабатывалась научным коллективом центра «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца по заказу Московского департамента образования как базисная программа развития дошкольника. Программа основана на многолетних научных исследованиях, проводившихся под руководством А.В. Запорожца. Самим названием программы авторы (Л.А. Парамонова, С.Л. Новоселова, А.Н. Давидчук, Л.Ф. Обухова и др.) стремились подчеркнуть значение дошкольного детства как уникального периода, в котором закладываются основы личности будущего человека.

Программа «Истоки» направлена на обогащение (амплификацию) психического развития ребенка и максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода.

Целями своей программы авторы считают разностороннее развитие ребенка; формирование универсальных, в том числе творческих, способностей; обеспечение для всех детей равного старта развития; укрепление их здоровья (также как и авторы программы «Детство») .

Теоретической основой программы являются фундаментальные положения классиков отечественной психологии - Л.С. Высотского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца. Содержание программы построено по возрастному принципу. Вслед за Л.С. Высотским и Д.Б. Элькониным авторы рассматривают психологический возраст как относительно замкнутый цикл детского развития, своеобразие которого обусловливают: социальная ситуация развития, т.е. та система отношений с другими людьми (взрослыми и сверстниками), которая характерна для данного возрастного периода; ведущий тип деятельности, в рамках которого наиболее интенсивно происходит психическое развитие; психологические новообразования (достижения в развитии ребенка в данный период); кризис развития, перестройка системы отношений ребенка со взрослыми, которая происходит в конце данного периода .

Для каждого возрастного периода в специальном разделе «Здоровье» представлен примерный режим дня и даны рекомендации по его организации (требования к гигиеническим условиям, к безопасности в ДОУ и общественных местах и др.).

В целом по своему содержанию программа «Истоки» явно перекликается с программой «Детство». В то же время в ней нет столь очевидной стандартности и единообразия в способах работы с детьми.

Программа «Истоки» не регламентирует методические приемы и не дает обязательных установок к проведению конкретных занятий. В этом плане программа оставляет больший простор для творчества воспитателям.

В специальном разделе «Развивающая предметная среда детства» раскрываются основные понятия, функции и содержание отдельных компонентов развивающей среды современного детского сада (физкультурно-оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, предметно-развивающая среда занятий, компьютерно-игровой комплекс и др.).

В приложении к программе представлены возможные факультативные курсы для дошкольников по следующим направлениям: обучение второму языку; компьютер в детском саду; мир живой природы в городе . Подобных факультативных курсов в ранее рассмотренных программах не было представлено

Таким образом, анализ программ духовно-патриотического, социально-нравственного воспитания дошкольников демонстрирует большую творческую активность авторов-педагогов, интегративность и нестандартность идей в разработанных программах и большое желание привить детям любовь к окружающим людям, к своей Родине и ее культурному наследию.

Выводы по первой главе

В последнее время всё большее распространение приобретает взгляд на воспитание патриотических чувств у детей, и на патриотизм в целом как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, военно-исторический и другие компоненты.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности ребенка, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время. Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов.

Основы патриотического воспитания дошкольников определены в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005-2010годы».

Исследования в области дошкольной педагогики и психологии свидетельствуют о том, что именно в дошкольном возрасте закладываются базисные основы личности, начинается процесс становления и формирования социо-культурного опыта, «складывается» человек. В свою очередь, без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Также нами были рассмотрены методы патриотического воспитания дошкольников, которые направлены на целостное, всестороннее развитие и воспитание личности. В своей работе педагоги ДОУ используют разные методы патриотического воспитания в зависимости от поставленных целей занятий, содержания и закономерностей процесса воспитания, а также возрастных и половых особенностей детей.

Наличие программ, отражающих разные варианты и подходы к воспитанию ребенка, требует внимания при отборе их для использования в практической деятельности дошкольного учреждения. Педагогический коллектив должен быть психологически подготовлен к переходу на одну из программ. Переход на новую программу следует начинать с младшей дошкольной группы. Только в этом случае будет соблюдена определенная преемственность в воспитании и обучении детей и реализованы основные теоретические положения избранной программы.

Программа «Детство» отличается систематичностью, глубоким анализом возрастных возможностей детей, конкретизацией задач воспитания и развития по каждому направлению содержания работы с детьми.

Программа «Истоки» направлена на обогащение психического развития детей, максимальную реализацию возможностей каждого возрастного периода, формирование универсальных способностей и обеспечение для всех детей равного старта развития и укрепление их здоровья.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» нацелена на приобщение дошкольников ко всем видам русского национального искусства, на формирование у детей личностной культуры, а также на расширение базовой культуры личности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.

Несмотря на различия в содержании, в целом все авторские программы сближает их идеологическая направленность - воспитание патриотизма у детей дошкольного возраста.

Период работы в данном проекте:
Сентябрь – май. Планируется продолжить в следующем учебном году (2015 – 2016г.г.)
Педагогические технологии, используемые в проекте:
-Личностно-ориентированные, -Игровые технологии, -Технология проектирования, -Здоровье-сберегающие технологии.
Взаимодействие с воспитанниками (основные формы участия воспитанников в проекте): Информационно-познавательное: знакомство с историей страны, с художественно-познавательной литературой, знакомство с родным городом, знаменитыми людьми нашей страны, с народным декоративно-прикладным искусством, знакомство с символикой страны и значимыми символами России (береза, матрешка и т.д.)
Продуктивная деятельность детей: рисование, аппликация, ручной труд, поделки с родителями для выставки детского сада, проводимые в течение года.
Ознакомительная деятельность — экскурсии с детьми, совместные экскурсии с родителями, наблюдения с детьми на прогулке и т.д.
Народные игры: «Заплетайся, плетень!», «Полетушки», «Каравай», «Ярмарка», «Протекала речка», «Дударь», «Золотое кольцо», «Теремки», «Лапти», «Золотые ворота», «Карусели» и т.д.;
Досуговая деятельность: праздничные утренники, мероприятия детского сада, досуги совместно детьми и родителями и т.д.
Взаимодействие с родителями (основные формы участия родителей в проекте): Информационно-познавательная деятельность — анкетирование, оформление папки-передвижки, консультации, рекомендации. Оформление предметно-развивающей среды группы, родительские собрания совместно с детьми. Оформление стенгазет. Привлечение родителей к домашнему чтению произведений народного фольклора с детьми.
Продуктивная деятельность — участие с детьми в выставке детского сада, в открытых мероприятиях детского сада.
Ознакомительная деятельность — в организации самостоятельных экскурсий: на Красную площадь, Пушкинскую площадь, прогулки в парках, в лесу и т. д.
Досуговая деятельность — помощь в организации утренника, оформление предметно-развивающей среды группы.

Основные цели проекта:

Цели:

Формирование у детей и родителей первоначальные представления о патриотическом воспитании посредством русского народного творчества (фольклора).
— формирование у детей желание совершать добрые дела и поступки, чувство сопричастности к окружающему и развитие таких качеств, как сострадание, сочувствие, находчивость, любознательность.
-развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, посредством знакомства с русским народным декоративно — прикладным искусством (дымковская, гжель, хохлома, городецкая и т.д.).
-воспитание нравственно-патриотических качеств детей старшего дошкольного возраста путем приобщения к народной культуре на занятиях и в режимных моментах.
Актуальность проекта: К старшему дошкольному возрасту у детей увеличивается общая произвольность поведения на основе активного развития волевых процессов. Развивается способность сдерживать непосредственные побуждения, подчинять свои поступки выдвигаемым требованиям. Деятельность ребенка подстраивается под общественные цели. Складываются определенные отношения к родине, проявляющиеся в умении заботиться о своей семье (родных и близких людях), делать полезное для других, беречь то, что создано трудом другого человека, ответственно относиться к порученному делу, бережно обращаться с природой, беречь ее во всех ее проявлениях. Кроме того, в этом возрасте у ребенка появляется соподчинение мотивов, на основе чего формируются общественные мотивы различных видов деятельности.Это имеет большое значение для нравственно – патриотического воспитания у дошкольников, поскольку появление социальных мотивов деятельности является основой развития нравственных качеств личности.

— Приобщала детей к культурному наследию нашего народа, праздникам, традициям, народному декоративно-прикладному искусству, устному народному творчеству (фольклору), народным играм. — Знакомила с понятием «семья», членами семьи, родственниками, предками, родословной, семейными традициями; с детским садом, с ребятами группы, взрослыми, играми, традициями; с городом и его историей; гербом, традициями, выдающимися горожанами, достопримечательностями родного города. — Проводила целевые наблюдения за состоянием объектов в разные сезоны года, была организация сезонного земледельческого труда в природе: посев цветов, овощей, посадка кустов, деревьев и т.д. — Организовала творческую продуктивную и игровую деятельность детей, в которой ребенок смог бы проявить сочувствие, заботу о человеке, растениях, животных в разные сезоны года в связи с приспособлением к новым жизненным условиям и ежедневно по необходимости.

Календарный план реализации проекта (основные этапы и сроки реализации проекта): октябрь,2014г. – май, 2015г.

Основные этапы:

1 этап – подготовительный:
изучение методической литературы, нормативных документов;
составление плана реализации проекта;
подбор наглядно — дидактического, наглядно — демонстрационного материалов,
методических пособий, фотографий по тематике и т.д.
подбор музыкальных произведений к народным праздникам;
уточнение представлений детей о России, городе Москва, об истории нашей страны, города и т.д.;
разработка и подготовка презентаций: «Масленица», «Пушкинские места в Москве», «Рождество», «Прилет птиц», «Пасха», «Народное декоративно-прикладное искусство» и цикла занятий;
уточнение мнения родителей о вопросах патриотического воспитания детей в семье;
консультации и рекомендации родителям о патриотическом воспитании;
составление анкет для родителей.

2 этап – основной:
Осуществление деятельности по проекту;
«Музыкальная гостиная» — слушание музыкальных композиций;
«Литературная гостиная» — чтение художественной литературы, стихотворений о временах года, о природе, знакомство с зарубежной литературой и т.д.;
Продуктивная и игровая деятельность;
Рассматривание фотографий, всевозможных пособий;
Оформление выставки, организация экскурсии.

3 этап – заключительный:
Показ результата проекта в виде презентации, фотовыставки, утренников;

Предполагаемый результат:
— Воспитание в детях старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических чувств, качеств посредством приобщения к русской народной культуре.
— Заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
— Приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям.
— Развитие речи детей старшего дошкольного возраста по средствам использования на занятиях и режимных моментах народного фольклора.
— Развитие творческих способностей детей путем знакомства народным декоративно-прикладным искусством.

План-график работ:

Сентябрь

Организация предметно — развивающей среды в группе.
Познакомить детей с разными формами фольклора.
Тема: «Осень».

НОД по образовательной области «Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие» в старшей группе.
Тема: «Осенний наряд деревьев» через знакомство с картинами русских художников И.И. Левитана и т.д.
Форма работы: беседа, просмотр репродукций картин, обсуждение.
Цели:
1. Формировать умение использовать нужную цветовую гамму для передачи эмоционального и цветового состояния осеннего пейзажа.
2. Ознакомить детей с картинами русских художников, изображающих золотую осень: И.И. Левитан «Золотая осень», В. Рыбаков «Золотой лес».
3. Учить передавать в рисунке цветовые сочетания, характерные для этого времени года.
4. Учить детей изображать крону дерева различными способами:
— единым цветным пятном, на котором видны листочки;
— примакиванием, тычками;
— штрихами.
5. Формировать у детей интерес и любовь к родной природе.

Октябрь

Музыкальный досуг (утренник) с участием родителей «Во саду ли в огороде».
Консультация для родителей (папка-передвижка) «Нравственно-патриотическое воспитание детей».
Экскурсии по территории детского сада: сбор природного материала, рассматривание деревьев их строение, отличительные особенности друг от друга и т.д.
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое развитие»встаршей
группе, тема: «История Руси. Кремль».
Форма работы: беседа, просмотр презентации «История Руси. Кремль», обсуждение, слушание рассказа воспитателя.
Цели:
1.Формировать представление о значимости истории нашей страны;
2.Формировать представление о Древней Руси и о Кремле;
3.Воспитывать уважительное отношение к истории страны.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С, (помощь учителя-логопеда).
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. Тема: «Береза – символ России».
Цели:
1. Способствовать формированию патриотических чувств.
2. Дать детям представление о том, что береза – символ России. Закрепить знания об окружающем мире, о березе. Воспитывать бережное отношение к березе.
3. Расширить представления детей о природе родной страны.
4. Вызвать интерес к изображению осенней березы по мотивам лирических стихотворений.
5. Учить сочетать разные изобразительные техники для передачи образа березы (аппликация, рисование).
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.

Ноябрь

Консультации для родителей (групповая). Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей».
НОД с использованием ИКТ (интегрированное открытое мероприятие внутри комплекса) по образовательной области «Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. Тема: «Чудесная роспись России». Форма работы: беседа, просмотр презентации «Прикладное декоративное искусство России», обсуждение, слушание рассказа воспитателя.
Цели:
1. Закрепить знания детей о народных промыслах.
2. Воспитывать интерес к народному декоративно – прикладному искусству.
3. Уметь различать виды росписи: дымковскую, гжельскую, хохломскую.
4. Эмоционально откликаться на красоту, воплощенную в предметах быта, выражать свое отношение к ним.
5. Уметь выделять средства выразительности росписи
6. (элементы, колорит, композицию).
7. Дать представление об особенностях мест возникновения росписей: дымковской, гжельской, хохломской.
8. Развивать интерес к историческому прошлому русского народа, его культуре.
Савицкая Т.Н.
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. Декоративное рисование:
-«Дымковская барыня»,
-«Олежка» (филимоновская игрушка),
-«Блюдечко расписное» (гжель).
НОД с использованием ИКТ «Чудесная роспись России» (с участием родителей).
Выступление на педсовете с докладом с использованием ИКТ.
Тема: «Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников на основе приобщения к народной культуре» (демонстрация опыта работы).

Декабрь

Познакомить детей с различными формами фольклора тема: «Зима».
НОД открытого мероприятия, посвященного 73-годовщине начала контрнаступления Советских войск в Битве под Москвой «Так начиналась Победа», в старшей и в подготовительной группе детского сада.
Форма работы: просмотр презентации «Битва под Москвой», беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение.
Цели:
1.Формировать представление о значимости победы в битве за Москву в ходе Великой Отечественной Войны;
2.Формировать представление о героизме, подвиге солдат и полководцев, отстоявших Москву;
3.Воспитывать патриотические чувства на примере подвигов героев ВОВ; Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.,(помощь учителя – логопеда).
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое развитие» в старшей
группе. Тема «Государственные символы России».
Форма работы: просмотр презентации «Государственная символика России», беседа, рассматривание иллюстраций, обсуждение.
Цели:
1. Формировать элементарные представления о государственной символике;
2. Познакомить детей с российским флагом, с символическим значением цвета и образов флага и герба России;
3. Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине.
4. Воспитание патриотических чувств у детей.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.,(помощь учителя – логопеда).
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. Тема «Кремлевские башни. Спасская башня».
Форма работы: беседа, просмотр наглядно-демонстрационных пособий, обсуждение.
Цели:
1. Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля. Сформировать патриотическое чувство к родному городу.
2. Дать некоторые знания об истории Кремля, закреплять понятия Кремль, Спасская башня, Куранты, Царь пушка, Царь колокол, название отдельных башен.
3. Дать представление о достопримечательностях Москвы.
4. Развивать познавательную активность детей.
5. Продолжать учить детей использовать в рисовании отдельных частей Кремля геометрические фигуры. Продолжать формировать умение работать с цветными карандашами. Развивать творческое мышление, воображение.
6. Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.,(помощь учителя – логопеда).
Консультации для родителей (групповая). Тема:
«Русская народная сказка как средство развития образности речи старших дошкольников».
Музыкальный досуг (утренник) с участием родителей «Приключения в новогоднем лесу».
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С., музыкальный руководитель
Савицкая Т.Н.

Январь

Познакомить детей с праздником Рождеством, рождественские колядки (беседа).
Мультимедийная презентация (ИКТ) «Рождество».
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. Тема «Береза зимой».
Форма работы: беседа, просмотр наглядно-демонстрационных пособий, обсуждение.
Цели:
1. Учить детей создавать в рисунке образ красавицы березы по мотивам стихотворения С. Есенина «Белая береза».
2. Совершенствовать технические приемы работы кистью: концом кисти, боковым мазком. Формировать эстетический вкус.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
4. Воспитание нравственно-патриотических чувств.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.
Неделя зимних игр и забав. Знакомство детей с зимними русскими народными играми.
Участие группы в мероприятиях на неделе зимних игр и забав.
Консультация для родителей
Тема: «Игра, как форма организации жизни детей старшей группы» (папка-передвижка).
Коллективные работы «Зимний лес», «Зимние забавы».
Рекомендации для родителей «Зимние прогулки: игры, забавы для детей».

Февраль

НОД по образовательной области «Познавательное, речевое развитие» в старшей группе. Тема: « Богатыри земли русской».
Форма работы: просмотр презентации «Богатыри», беседа, рассматривание, обсуждение.
Цель:
1. Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях – защитниках земли русской.
2. Воспитывать патриотические чувства детей на примере русских богатырей.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.
Консультация для родителей (папка-передвижка) «Роль отца в воспитании ребенка».
Музыкальный досуг (утренник) с участием родителей «День Защитников Отечества».
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С., музыкальный руководитель
Савицкая Т.Н.
Фотовыставка «Папа может…»
НОД с использованием ИКТ по образовательной области «Познавательное, речевое развитие» в старшей группе. Тема: «Наши Защитники Отечества».
Форма работы:просмотр презентации «Богатыри», беседа, рассматривание, обсуждение.
Цель:
1. Обобщить и дополнить знания о защитниках отечества.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.
Познакомить детей с праздником Масленица.
НОД с использованием ИКТ. Беседа «Масленица».
Принятие участия всей группы в празднике «Проводы Масленицы».
Консультация для родителей(папка – передвижка). Тема: «Здравствуй, Масленица!»

Март

Познакомить детей с различными формами фольклора тема: «Весна».
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое развитие» в старшей группе. Тема: «При солнышке тепло, при матери добро».
Форма работы: беседа, просмотр наглядно-демонстрационных пособий, обсуждение.
Цель:
1.Формировать у детей понимание ценности семьи в жизни человека.
2.Развивать интерес к эмоциям и чувствам людей, умение выражать свои добрые чувства по отношению к маме.
3.Воспитывать доброжелательность, уважение к маме и ко всем членам семьи.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.
Музыкальный досуг (утренник) с участием родителей «Маму милую люблю». Ответственный воспитатель Григорьева Е.С., музыкальный руководитель
Савицкая Т.Н.
Консультация для родителей папка-передвижка «Воспитание у детей старшего дошкольного возраста положительного отношения к труду».
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое развитие» в старшей группе. Тема: «Россия – край родной» (о жителях нашей страны, о многонациональности страны, традициях и т.д.) с использованием ИКТ.
Цель:
1. Познакомить детей с русской культурой, многонациональностью нашей страны.
2. Познакомить детей с понятием «традиция», с традициями русского народа.
3. Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о ее природе, некоторых событиях, культуре.
4. Продолжать знакомить с величайшим богатством русской народной культуры – сказками.
5. Приобщить детей к устному народному творчеству, народным играм, пословицам, поговоркам
6. Познакомить с разнообразием русских народных промыслов, воспитывать добрые, нежные чувства к русскому народному творчеству.
7. Воспитывать любовь к Родине, к русскому народу, уважение к его традициям.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.
Консультация для родителей (групповая) на тему:
«Влияние русских народных сказок на развитие речи детей старшего дошкольного возраста».

Апрель

НОД с использованием ИКТ по образовательной области «Познавательное, речевое развитие» в старшей группе. Тема: «Пушкинские места в Москве». Форма работы: просмотр презентации «Пушкинские места Москвы», беседа, рассматривание, обсуждение.
Цель:
1. Познакомить детей с пушкинскими местами столицы, объяснить, почему их называют пушкинскими.
2. Рассказать об А.С. Пушкине, как о москвиче, о его любви к Москве.
3. Продолжить знакомить детей с творчеством А.С. Пушкиным, фактами его биографии.
4. Развивать интерес и любовь к творчеству А.С. Пушкина.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.
НОД. Досуг-викторина по произведениям А.С. Пушкина. Тема:
«Сказки Лукоморья». Для старших групп детского сада 5 и 9 группы.
Цель викторины:
Формирование интереса к творчеству А. С. Пушкина.
Задачи:
1. Уточнить знание детьми произведений А. С. Пушкина.
2. Расширить кругозор воспитанников.
3. Развивать внимание, память, речь и мышление.
4. Воспитывать доброжелательные отношения друг другу в детском коллективе.
5. Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста.
6. Формирование навыков работы в команде и в групповой сплоченности.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С., педагог-психолог Блохина О.Ю., музыкальный работник Савицкая Т.Н.
Консультация для родителей (папка-передвижка) «Безопасность детей старшего дошкольного возраста».
НОД по образовательной области «Познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие» в старшей группе. Тема: декоративное рисование «Матрешка – символ России».
Форма работы: беседа, рассматривание наглядно — демонстративных пособий, презентация «Матрешка», обсуждение.
Цель:
Знакомство детей с народной игрушкой-матрешкой.
Задачи:
1. Познакомить детей с историей матрешки.
2. Изготовить и расписать плоскостную игрушку-матрешку.
3. Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.
4. Развивать интерес детей к народному творчеству.
5. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству.
6. Воспитывать любовь к народному искусству.
Ответственный воспитатель Григорьева Е.С.

Музыкальный досуг с участием родителей и ветеранов «Не забудем их подвиг Великий».
Итоговое занятие(подведение итогов по теме самообразования).

Результатами проводимой работы

Как бы не менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края? «Красота родного края, открывается благодаря сказке, фантазии, творчеству – это источник любви к Родине. Понимание и чувствование величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту». Эти слова В.А. Сухомлинского как нельзя точно отражает работу в дошкольных учреждениях по патриотическому воспитанию.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, дети страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю.

Патриотическое воспитание – понятие ёмкое. Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Потому-то всё, что усвоено в этот период, – знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности.

Каждое понятие и направление патриотического воспитания дошкольников необходимо уравнять до детей определенной возрастной категории: то, что может быть приемлемо в старшем дошкольном возрасте, может совершенно не восприниматься младшим дошкольником и наоборот. Работа должна проходить с широким использованием педагогических средств: иллюстративных материалов, художественной литературы, музыкальных произведений и предметов народно-прикладного искусства, диафильмов, слайдов, использовать мини-музеи.

Государственная программа Министерства образования Российской Федерации «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2005 – 2011 годы» ориентирована на повышение общественного статуса патриотического воспитания в учреждениях образования всех уровней – от дошкольного до высшего профессионального, обновления его содержания и структуры на основе отечественных традиций и современного опыта.

Духовный, творческий патриотизм подобно любому другому чувству обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Чтобы проводить эту работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.

Пути и средства патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре включают в себя:

Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях;

Взгляды на патриотизм в летописях;

Русские народные былины, как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, ненависть к врагам, готовность стать на защиту родной земли);

Роль русских сказок в процессе любви к Родине, к своему народу, к природе родного края, сказки о солдатской дружбе и прочее;

Героическо-патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль;

Русские пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости. Их использование в воспитательной работе с детьми.

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни особенности языка и быта. Историческая, пространственная, расовая связь людей ведет к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимодействию, что в свою очередь порождает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.

В своей истории многие народы осуществляют духовно – творческие свершения, переживают века (древнегреческое искусство, римское право, германская музыка и т.д.). Каждый народ приносит культуре своё и каждое достижение народа является общим для всего человечества. Вот почему национальный гений и его творчество являются предметом особой патриотической гордости и любви: в его творчестве находит сосредоточение и воплощение народного духа. Гений творит от себя, но в то же время за весь свой народ.

Россия – родина для многих. Но для того, чтобы считать себя ее сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа и творчески утвердить себя в ней.

Первое чувство гражданственности и патриотизма. Доступно ли оно малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, доступно чувство любви к родному городу, родной природе, к своей стране. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Народные отличия сохранятся и в ΧΧΙ веке, если мы будем озабочены воспитанием души, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачев).

Именно поэтому родная культура, как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, продолжающим личность.

И при знакомстве с традициями и обычаями народной культуры необходимо помнить, что старое и новое находится во взаимосвязи и взаимопонимании. И для того чтобы воспитать культурное отношение у подрастающего поколения к прошлому, должны стремиться к примирению настоящего с прошлым, и возрождать то, что будет способствовать духовной полноте жизни, нравственному совершенству личности. При ознакомлении детей дошкольного возраста с традициями, обычаями праздниками прошлого, надо брать только то, что сделает ребят лучше, чище, духовно богаче.

Великая культура русского народа складывалась тысячелетиями. Она изобилует своими обычаями, традициями и обрядами, но в наше время, когда многое утеряно, позабыто, когда неузнаваемо изменились жизненные условия народа, мы очень мало знаем о своих корнях, о жизни наших предков. А ведь русский фольклор – песни, песни, былины, сказки, православные праздники, проводимые с такой широтой, размахом, весельем, – это и есть наша культура, наши традиции, наше наследие, представляющее собой неиссякаемый источник красоты, творчества, доброты и мудрости народной.

Патриотическое воспитание через приобщение к национальной культуре очень актуален он знакомит с творческим, увлекательным подходом к народным праздникам, постановкой спектаклей и театрализованных игр и многим другим, что делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполненной яркими впечатлениями, радостью творчества.

Очень важно в воспитании детей знакомство с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей. Народное воспитание имеет еще одно преимущество – оно очень целомудренно и ненавязчиво готовит из мальчиков – мужчин-защитников, а из девочек женщин-матерей.

В основу патриотического воспитания через приобщение к национальной культуре положены важные стратегические принципы современной системы российского образования:

Профессиональная компетентность, основанная на личностно-ориентированном взаимодействии с ребенком;

Сохранение самоценности дошкольного периода, как созидательного, раскрывающего ребенку окружающий мир и высокую духовность национальной культуры;

Сочетание научности и доступности исторического материала, учитывая приоритет ведущей деятельности дошкольника – игру;

Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности – как главный принцип формирования творческой активной личности ребенка;

Единство тематических целей и специфичность средств выразительности каждого вида искусства в отдельности.

В практической деятельности способствует решению большинства воспитательных задач:

1. Формированию эстетически развитой личности, эмоционально отзывчивой на высокохудожественные произведения, исторические факты становления и развития национальной культуры, её традиции и обычаи.

2. Развитию активности творческого потенциала нравственных начал у дошкольника через осознание самого себя в своих поступках, чувствах, поведении.

3. Совершенствованию коммуникабельности среди взрослых и сверстников.

4. Соприкосновению дошкольника с высоконравственными идеалами общечеловеческих ценностей к национальной культуре мирового значения.

При помощи практического и методического материала по данной теме, учитывая возрастные особенности детей, в качестве патриотических задач выделено:

Разработка системы работы по ознакомлению дошкольников с культурой русского народа;

Составление перспективных планов для обучения и воспитания детей;

Разработка цикла практических занятий с детьми;

Формирование у детей потребности в применении полученных знаний в самостоятельной деятельности (художественно продуктивная, музыкальная);

Разработка системы работы с родителями по ознакомлению дошкольников с историей и культурой русского народа (посиделки, именины, развлечения, экскурсии и т. д.).

Решить возникшие задачи может организационный процесс обучения:

    Научить детей играть в русские народные игры.

    Помочь ребенку использовать в активной речи русский фольклор.

    Уметь соотносить увиденное в природе с народными приметами.

    Осмысленное и активное участие детей в проведении календарно-обрядовых праздников.

    Познакомить детей с былинными и сказочными героями, научить узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

    Знать историю русского костюма, его элементы, уметь объяснить значение украшений костюмов.

    Уметь различать изделия различных народных промыслов.

    Создать детско-взрослое сообщество, приобщая родителей к решению данной проблему в условиях ДУ и семьи.

    Зажечь в ребенке искру любви и интереса к жизни народа в разное историческое время, к его истории и культуре, к природе России, воспитать патриотов.

Учитывая, что в этом возрасте только начинают формироваться у детей навыки, нравственные умения и привычки следует пользоваться следующими методами и приемами нравственного воспитания у детей:

Музыкальные занятия;

Комбинированные занятия;

Развлечения;

Экскурсии и наблюдения;

Народные подвижные игры;

Кукольный театр;

Драматизация;

Чтение художественной литературы;

Рассматривание картин, фотографий, использование фонотеки;

Посещение музеев;

Работа с семьей.

Одновременно с этим создается развивающая среда по означенной теме. Первые шаги в этом направлении показывают, как велик интерес детей к народной культуре. Им интересно увидеть в действии прялку, покачать в зыбке куклу, самим растолочь в ступе зерно. Чтобы доставить эту радость детям, помочь им «освоить» необычные для теперешнего быта вещи, подбираются предметы старинного русского быта и воссоздается обстановка русской избы. Большую помощь в патриотическом воспитании оказывает музей на базе группы. Материалы экспозиций музея, систематизированные и представленные для детей в доступной форме, дают детям реальную возможность соприкоснуться с историей своего народа, своего Отечества. Музей, это обучающая и развивающаяся среда, которая дает самый существенный результат в воспитании будущего гражданина. Работа музея предусматривает:

Выход на детей-дошкольников;

Выход на дошкольников близлежащих садов;

Выход на родителей (консультации, экскурсии, беседы);

Выход на ветеранов;

Сотрудничество со школами города.

Всем нам хочется заглянуть в будущее, чтобы хоть одним глазком увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины, услышать из уст маленького ребенка с гордостью сказанные слова: «Я – россиянин! Я горжусь своей страной!»

Воспитывая будущее поколение, мы должны помнить, что обществу нужен здоровый, полный сил и энергии строитель-созидатель нашего государства, и от того, как мы будем решать задачи патриотического воспитания, во многом зависит будущее нашей страны.

Литература:

    Юдина Н.А. Энциклопедия русских обычаев. – М., 2004 г.

    Орлова А.Н. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду. – В. Академия, 1995 г.

    Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры: программа О.Л. Князевой. – М.: Детство-Пресс, 2002 г.

    Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. – М.: Просвещение, 1999 г.

    Шангина И.И. Русский народ. Будни и праздники. – М.: Искусство, 2004 г.

    Научно методический журнал «Методист» №2, 2005 г.

    Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003 г.

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образованием Кушвинского городского округа

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 54

Общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно - эстетическому развитию детей

Опыт работы

Тема: « Нравственно - патриотическое воспитание через приобщение детей к русской народной культуре»

Должность: воспитатель I квалификационная категория МАДОУ № 54

Патриотическое и гражданское воспитание дошкольников, приобщение детей к отечественной культуре - проблема, которая меня начала волновать несколько лет назад.

Необходимость формирования высоких нравственных, морально - психологических и этических качеств, среди которых важное место занимает патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества - все эти вопросы необходимо поднимать уже в дошкольном учреждении. Проблема патриотического и гражданского воспитания становиться одной из самых актуальных.

Воспитательные традиции древней Руси насчитывают более двух тысяч лет. Стержнем всего российского воспитания является патриотизм. Патриотизм - это прежде всего любовь к Родине, к земле, где родился и вырос, гордость за исторические свершения народа. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к Земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, историю своих предков, их культуру.

Какие пути и средства патриотического воспитания я использовала в работе при решении этой проблемы?

1.Понятие о патриотизме, героизме и их проявлениях.

2.Русские былины как средство воспитания патриотизма (любовь к Родине, непримиримость к врагам и т.д.)

3.Роль русских народных сказок в процессе формирования любви к Родине, своему народу, природе родного края.

4.Героические и патриотические песни русского народа и их воспитывающая роль.

5.Народные пословицы и поговорки о патриотизме, героизме, смелости, трусости, предательстве и их использование в работе с детьми.

Проанализировав программные задачи образовательной программы «Детство», я разработала свою рабочую программу «Родники» и в ней конкретизировала разделы по этому вопросу.

Наметила следующие приоритеты:

1. Создание атмосферы национального быта.

2. Широкое использование фольклора.

3.Знакомство с народными праздниками.

4.Знакомство с народным искусством.

5.Народная кукла.

Поставила цель:

« Воспитание патриотических чувств через приобщение детей к истокам русской народной культуры».

Определила задачи:

* формировать стойкий интерес к национальной культуре;

* приобщить детей к русскому народному фольклору, в котором как нигде отражается добро, забота, любовь;

* приобщать детей к русским народным играм, которые развивают силу, выносливость, ловкость, смелость;

* патриотическое воспитание, через воспитание любви к своей

Родине и осознание принадлежности к русскому народу.

Задачи реализовывала через:

*творческую организацию непосредственно-образовательной деятельности;

* учёт индивидуальных особенностей детей;

* максимальное использование детской деятельности;

* уважительное отношение к результатам детского творчества.

В работе по патриотическому воспитанию использовала следующие методы:

* целевые прогулки;

* наблюдения;

* рассказ;

* использование детских художественных произведений, диафильмов, репродукций картин, иллюстраций (их рассматривание и обсуждение)

* разучивание с детьми русских народных песен, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений;

* детское художественное творчество;

* привлечение детей к посильному общественно - полезному труду в ближайшем окружении;

* поощрения детей за инициативу и стремление самостоятельно порядок в ближайшем окружении, за бережное отношение к экспонатам музея;

* мой личный пример.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, трудом, традициями, отдельными историческими моментами русского народа вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому в 2005 году создала в нашем дошкольном учреждении этнографический музей « Русская изба». В музее воссоздала обстановку русской избы. Здесь присутствуют предметы народного быта, русские народные костюмы и головные уборы, изделия народных мастеров, народная игрушка. Экспонаты музея натуральные, собранные с помощью сотрудников МДОУ, ветеранов педагогического труда, родителей воспитанников, жителей микрорайона. Музей - не традиционен: экспонаты не располагаются под стеклом. Здесь не только можно, но и нужно всё трогать, рассматривать поближе, использовать в деле, обыгрывать.

НОД в музее проводила 2 раза в неделю по подгруппам по 8 - 10 человек, что позволяет создать оптимальный вариант для доверительной атмосферы, даёт возможность концентрировать внимание, облегчает общение детей друг с другом, а детям позволяет делиться личными мыслями и впечатлениями. Всю непосредственно-образовательная деятельность детей строила в игровой форме, комплексно, как многовидовая и включала: рассказ педагога-экскурсовода или ребёнка - экскурсовода, русские народные игры, словесные игры по сюжетам знакомых произведений, театрализации, прослушивание произведений музыкального фольклора и фрагментов классической музыки, продуктивные виды деятельности.

Историческоезначение этнографии рассматривала на НОД во взаимосвязи настоящего, прошлого и будущего. НОД классифицировала на разные виды. В качестве основных средств, приобщения детей к истокам русской народной культуры широко использовала пословицы, поговорки, заклички, считалки, дразнилки, так же словесные игры по сюжетам знакомых произведений. Н.п. « Задай вопрос другу», « Знатоки пословиц», « Ты - мне, я - тебе». Для развития активного словаря детей средствами словотворчества использовала такие игры как « Ты загадай, а мы отгадаем», « Придумай свою загадку, частушку, небылицу», художественный народный промысел.

Блок «Быт и основные занятия русского народа» включает в себя: знакомство детей с народным земледельческим календарём и с предметами русского быта использовались экспонаты из экспозиции музея « Труд и быт русского народа», через собственный опыт, через деятельность и действия с экспонатами. Только увиденные своими глазами, обыгранные в процессе НОД - игры вещи становятся знакомыми, узнаваемыми. Чтобы привлечь внимание к предмету старого быта, проводила игры «Таинственный предмет», «Потерянный багаж. Чтобы дети легче запомнили название и внешний вид экспоната, проводила дидактические игры « Чего не стало?», « Угадай». При проведении таких игр большое внимание уделяла умению задавать вопросы и описывать предмет. Экспонаты музеяпомогали детям понять значение давно вышедших из использования предметов быта и их название, таких как кадка, ушат, ухват, коромысло, кочерга.

НаНОД тематического блока «Русский народный костюм» дети знакомились с народными костюмами областей России. Узнавали особенности женского и мужского головного убора, их украшение и своеобразие, о символах и оберегах, использовавшихся при шитьекосовороток и сарафанов.

Для реализации задач НОД блока « Народно-прикладное творчество» музее имеются экспонаты по художественно-декоративному искусству. Это вещи, украшенные узорами работы народных мастеров: кружева и вышивка, керамические и тканевые изделия, жостовские и тагильские подносы, плетёные изделия, использование которых обогатили представления о мастерстве рук человеческих, расширяли кругозор детей, развивали детское творчество. Дети знакомились с дымковской, филимоновской, семёновской росписями игрушек, русских прялок, глиняной посуды. Изделия народных промыслов помогали понять и почувствовать трудолюбие, мудрость, широту русской души. Дидактические игры « Реставраторы», « Разбитая тарелка», « Собери целое», «Составь узор» помогали детям в умении всматриваться в изделие, самостоятельно выбирать краски, располагать рисунок данного вида росписи на своём изделии. Знакомство с народно-прикладным искусством происходило и на костюмированных ярмарках, посвящённых одному из ремесел.

Для каждой ярмарки дети создавали своими руками изделия из глины, солёного теста, цветной бумаги, бросового материала в творческой мастерской «У Данилы - мастера».

Блок НОД «Народная кукла» самый любимый у детей. Дети изготовляли кукол из ниток, кукол - скаток, кукол - пеленашек, кукол - ангелов, кукол-зерновушек, кукол-скруток.

Тематический блок НОД «Праздники и развлечения» строила, на обычаях и традициях русского народа отмечать народные календарные праздники: Новый год, Рождество, Святки, Масленицу, Пасха. Активно участвуя в обрядах и действах, дети приобщались к культуре и языку своего народа, к музыке, уважительному отношению к труду.

На Рождество дети пели русские народные песни, играли на ложках и трещотках, переодевались в ряженых, распевали колядки, исполняли русские народные танцы.

На Пасху соревновались в силе и ловкости, раскрашивали пасхальные яйца и играли с ними

На Масленицу узнавали о традиции встречи весны, сжигали « чучела Масленицы», знакомились с рецептом выпеканием « символа» Масленицы - блинов, играли в русские народные подвижные игры, водили хороводы, угощались блинами, катались в санях на лошади.

Блок НОД «Русский самовар и чаепитие на Руси» расширял представление детей о традициях русского народа пить чай из блюдца, дети узнали о городе Туле и печатных пряниках с затейливыми рисунками и надписями.

Играя в русские народные игры, дети узнали об их многовековой истории и поняли особенности русских народных игр: любовь русского народа к веселью, удальству. Они развивали у детей силу, выносливость, глазомер, воспитывали характер, волю. Игры вызывали интерес к русской народной культуре, способствовали укреплению здоровья, уважительному отношению друг к другу, обогащали эмоциональную сферу ребёнка.

Проводила работу по поддержанию семейных традиций. Дети описывали значимые события жизни своей семьи, рассказывали о своём ближайшем окружении по фотоальбому « Я и моя семья». Передавая экспонат в музей, дети сами рассказывали его легенду. Родители принимали активное участие в подготовке и проведении совместных русских народных праздников, развлечений и ярмарок.

При музее открыла кружок «Юный экскурсовод». Дети - экскурсоводы музея проводили экскурсии для детей, родителей, сотрудников детских садов города, ветеранов педагогического труда. В «Книге отзывов» посетители музея оставляли записи о своих впечатлениях. Дети - экскурсоводы детского сада принимали участие в городских смотрах - конкурсах музеев и были награждены грамотами и памятными призами.

Совместно с детьми проводила работу по направлению «Связь поколений». Дети встречались с ветеранами, которые делились секретами мастерства вышивания, вязания, кулинарии.

Ежегодно вместе с моими воспитанниками проводим акции, такие как «Ветеран», «Милосердие», «Неделя добра», «Вдовы», «Сувенир для ветерана», «Дети войны», «Посади дерево с ветераном ВОВ», «Георгиевская лента», «Мы за МИР!». В мастерской «У Данилы - мастера» они мастерят подарки и сувениры для поздравления ветеранов и детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Музей неоднократно награждался почётными грамотами Управления образования города Кушва - 2005г., 2006г., 2008г.,2009г.,2010г., 2012г., 2015г., 2016г. занимал I место в городских смотрах - конкурсах «Лучший кабинет » среди образовательных учреждений города.

Моя работа отмечена Грамотами и благодарностями в рамках областного смотра - конкурса «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и Дворца Молодёжи г. Екатеринбург.

Деятельность этнографического музея « Русская изба» МАДОУ № 54 по приобщению детей к истокам русской народной культуры освещалась в городских печатных изданиях и «Педагогическом вестнике», показаны сюжеты по местному телевизионному каналу «Кушвинское телевидение».

Я думаю, что работа, проведённая по патриотическому воспитанию, не пройдёт даром. Уже сейчас могу сказать, что дети владеют первоначальными знаниями по истории страны.

Я верю, что русская народная культура во всех её проявлениях оставит в душах моих воспитанников неизгладимые впечатления, которые помогут им в будущей жизни ориентироваться на подлинные жизненные ценности, что они никогда не будут « Иванами, не помнящими родства». Я надеюсь, что работа, которую я начала в детском саду, найдёт своё продолжение в школе, и наши дети вырастут патриотами своей страны, будут любить и беречь свою Родину.

Список литературы:

1.Бударина Т.А., Куприна Л.С. Знакомство детей с русским народным творчеством. Детство-Пресс 2000

2.Ботякова О.Л. Солнечный круг Детство-Пресс 2002

3.Баранов Д.А. Русская изба

Искусство 1999

4. Дайн Г.Л. Детский народный календарь Детская литература 2001

5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры

Детство-Пресс 1998

6. Куприянова Л.Л. Русский фольклор

С-Петербург 2008

7. Лаврентьева Л.С. Культура русского народа

Паритет 2007

8. Соколова Л.В., Некрылова А.Ф. Воспитание ребёнка в русских традициях ОЛМА-ПРЕСС 2009

9. Терещенко А.В. Быт русского народа Русская книга 2010

10.Тихонова М.В. Традиции русского дома

ОЛМА-ПРЕСС 2010

11. Шангина И.И. Русский народ


Одним из направлений социального развития детей является патриотическое воспитание, которое вплетается в процесс приобщения их к социальной действительности. Будучи организованным педагогическим процессом, патриотическое воспитание заключается во взаимодействии детей с педагогами с целью воспитания у подрастающего поколения патриотического отношения и чувств.

Что представляет собой патриотическое воспитание?

В педагогических и психологических исследованиях патриотизм рассматривается в качестве сложного личностного образования, выражающего в обобщённой форме любовь к Отечеству. К патриотизму относятся следующие содержательные характеристики:

  • знания истории, традиций, культуры родной страны;
  • проявление интереса к познанию настоящего и прошлого Отечества;
  • признание потребности государства в позитивном развитии;
  • чувство гордости за принадлежность к своей культуре;
  • национального достоинства;
  • активная деятельность во благо своей Родины.

В дошкольных учреждениях патриотическое воспитание детей дошкольного возраста начинается с формирования основ патриотизма, привития уважения к Родине и её ценностям. Это воспитание следует начинать с раннего детства, выглядеть оно должно как систематическая деятельность, направленная на создание патриотического сознания, духовно-нравственного начала, любви к Отечеству и уважению его символики. Проводимое в детском саду нравственно-патриотическое воспитание представляет собой комплекс мероприятий, имеющих гражданскую направленность, которые должны сформировать у ребёнка и его родителей единые ценности.
Важнейшим направлением патриотического воспитания является приобщение к народному творчеству и традициям. Праздники имеют особое значение в плане патриотического воспитания. Культуроведы и социологи признают, что именно праздники, ставшие безусловной частью жизни общества, являются древнейшими элементами человеческой общественной культуры.

Зачем нужно патриотическое воспитание?

Дети в силу своего возраста не могут в полной мере осознать многие события и факты, глубоко разобраться в проблеме. Но, пропуская их сквозь своё восприятие и детское мышление, дошкольники усваивают ориентиры патриотизма, гражданственности, здорового образа жизни, трудолюбия. Дети усваивают, что для того чтобы Родина стала сильнее, богаче и краше, нужно, чтобы все, в том числе и они сами, приложили свои силы к становлению её непоколебимости и могущества. Они должны понять, что им ещё следует многому научиться, чтобы быть полезными при развитии своей малой родины, где им предстоит учиться и работать.
Начиная знакомство со своей малой родиной, дети будут легче усваивать собственную принадлежность к России, как большой Родины. Быть гражданином России - великого государства, быть в ответе за её благополучие и стабильность, высоко нести её знамя - очень почётно . Цель нравственно-патриотического детского воспитания заключается в формировании у детей активной жизненной позиции, высокой духовной нравственности, которые были бы направлены на сохранение и приумножение великих достижений своего народа.

Задачи патриотического воспитания

  • Воспитывать трепетное отношение и любовь к ценностям семьи, первого коллектива (детского сада) и родного села или города.
  • Активизировать желание участия в общественных мероприятиях, которые направлены на благоустройство своего двора, улицы, территории детского сада. Научить относиться к родным и близким, старшему поколению и сверстникам заботливо.
  • Прививать уважение к самому разному труду.
  • Вызвать интерес к местным традициям, желание соблюдать и сохранять их.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, учить экономно расходовать её ресурсы.
  • Знакомить с государственной символикой, её значением для страны и народа.
  • Просветить ребёнка относительно его прав, которые установлены для его защиты.
  • Рассказывать детям о крупных городах и разных регионах страны.
  • Воспитывать гордость за соотечественников, достигших больших успехов в чём-либо: науке, спорте, сельском хозяйстве, культуре, образовании.
  • Развивать чувство интернационализма в отношении культуры и традиций других народов.

С чего начать?

Воспитание любви к Отечеству является не только очень важной, но и очень сложной задачей, особенно когда она решается в отношении работы с дошкольниками. Но сложность возникает больше всего в тех случаях, когда детей пытаются научить любить Родину «по-взрослому». В дошкольном же возрасте происходит лишь становление личности, которая имеет ещё ограниченные возможности для становления таких позиций, как чувство патриотизма. Чтобы отыскать верный путь для формирования всесторонней любви к Родине, нужно чётко представлять то, на базе каких чувств может сформироваться эта любовь, и какая эмоционально-познавательная основа требуется для её появления. Патриотизм можно рассматривать как преданность, ответственность, привязанность в отношении Родины, поэтому ещё в дошкольном возрасте ребёнка нужно научить (если это в принципе возможно) быть к кому-то или чему-либо привязанным, проявлять ответственность в своём, даже незначительном, деле. Человеку, прежде чем трудиться на благо страны, нужно научиться ответственно и добросовестно выполнять любое порученное ему дело.

Путь патриотического воспитания считается достаточно прямолинейным, логика здесь выстраивается по принципу «от частного к общему» - вначале любовь к семье и детскому саду, затем к улице, городу и, в конце концов, ко всей стране.
Постепенно у дошкольников формируется образ собственного дома, имеющего свои традиции, уклад, стиль взаимоотношений. Свой дом ребёнок воспринимает и любит таким, какой он есть. При определённых условиях данное чувство родного дома может быть положено в основу любви к Родине. На данном этапе малышу безразлично, где, в какой стране его дом находится, ему важно лишь то, чтобы эмоционально комфортным было его ближайшее окружение. Это ещё нельзя назвать чувством любви к родине, а только базой для его зарождения. Важно, чтобы ребёнок не рос гостем, но был хозяином в своём родном доме, чтобы он за что-то отвечал, имел свои обязанности. Всё это укрепляет чувство семьи.
Для полноценного участия дошкольного учреждения в воспитании чувства патриотизма необходимо, чтобы малыш полюбил свой детский сад, чтобы жизнь там для него была насыщенной и интересной. Привязанность к детскому саду зависит от того, насколько малыши хорошо его знают, ориентируются в нём, чувствуют ли себя здесь как дома. С этой целью по детскому саду организуется экскурсия, дети знакомятся с персоналом, а в последующем обсуждении они должны рассказать о том, чем предпочитают заниматься.
Литература, музыка, изобразительное искусство относятся к мощным средствам патриотического воспитания. Детям показывают репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана, К. Васильева и других известных мастеров, с большой любовью изображавших родные места. В другой раз они слушают стихи А. Пушкина и С. Есенина либо музыку П. Чайковского. Отбирать для прослушивания нужно понятные, но обязательно высокохудожественные произведения.
Нельзя отделить воспитание у детей любви к Родине от формирования у них верных представлений о соотечественниках. Им следует рассказывать о людях, в разное время прославивших страну: учёных, поэтов, врачей, изобретателей, художников, композиторов, путешественников. На примерах конкретных людей нужно знакомить детей с лучшими чертами русского и других народов страны: творческими способностями, гостеприимством, стойкостью, отзывчивостью, готовностью защищать общую Родину.

Экологическое воспитание дошкольников направлено на то, чтобы формировалась личность, имеющая экологически ориентированное сознание. Задачи экологиче...

Упражнения и игры

«Вот эта улица, вот этот дом»

Цель упражнения заключается в расширении и закреплении знаний детей об улицах, на которых они проживают. При этом детей знакомят со всеми названиями, которые улица носила в разное время, значимыми объектами, стоящими на ней. Для детей, проживающих на этой улице, воспитатель открывает много неизвестного, учит их подмечать, как преображается город, как становится краше улица, и кто этим строительством занимается. Нужно обращать внимание малышей на порядок и чистоту на придомовых территориях, приобщая их тем самым к озеленению и благоустройству территории вокруг своего дома или детского сада.

«Вместе дружная семья»

Занятие нацелено на необходимость укрепления семейных связей и знаний детей о структуре семьи. Оно должно вызвать интерес к людям старших поколений и роли, которую они играют в семейных отношениях, воспитывать уважение и желание заботиться о бабушках и дедушках. Воспитатель, работая с детьми, формирует у них понятие семейных корней: от родителей к дедушкам и бабушкам и далее к прадедам. Углубление в историю своей семьи очень увлекательно: здесь выстраивается родословное древо, где найдётся место и фотографии ребёнка. Воспитатель может сделать уголок «Делай, как мы», в котором будут размещены семейные фотографии походов в лес, цирк или просто по дороге в детский сад. Красочный стенд будет излучать семейное счастье и служить хоть какой-то защитой от семейного неблагополучия.

«Город, в котором я живу»

Целью занятия является раскрытие красоты родного для детей города, его социальной значимости в развитии государства. Необходимо рассказать детям, какую продукцию он производит на тех предприятиях, где работают их родственники, возможную значимость её на мировом рынке. Познакомить с памятниками старины, объектами культурного назначения, лучшими образчиками архитектуры. Тем самым воспитатель показывает дошкольникам значимость труда их родителей и их вклада в экономику страны. Дети узнают, кому воздвигнуты памятники и за какие заслуги, кому посвящены стелы. Соприкасаясь с историей родного города, малыши учатся заботиться о ветеранах, чтить память воинов, погибших за Родину.